Когда и где произошло крещение Руси

Когда было крещение Руси, история становления христианства

Когда и где произошло крещение Руси

28 июля в России отмечается День Крещения Руси. В качестве памятной даты этот день был установлен Федеральным законом «О внесении изменения в статью 11 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России». Такие изменения были внесены в закон 1 июня 2010 года.

Согласно православному церковному календарю, 28 июля отмечается день памяти великого равноапостольного князя Владимира (960-1015). Князь Владимир был именно тем человеком, который ввел христианство на Руси и стал ее крестителем.

Окрестили Русь в 988 году. Князь Владимир был внуком великой княгини Ольги, сыном князя Святослава и «вещей девы» Малуши, ставшей христианкой вместе с княгиней Ольгой в Константинополе. Во главе Руси князь Владимир встал в юном возрасте, ему было всего 17 лет. Шесть лет длились его военные походы. Во время этих походов Владимир ещё был язычником и проводил время в битвах и шумных пирах. Но в какой-то момент все изменилось.

Вера и политика на Руси

Согласно «Сказанию об испытании или выборе вер», с 986 года к великому князю приходили многочисленные посольства. Они прибывали в Киев для того, чтоб распространить свою веру на Киевскую Русь, которая на тот момент еще была языческой.

Первыми Киев посетили волжские болгары, которые славили Магомета и советовали князю ввести Ислам на Руси. Позже прибыли посланники от папы из Рима и говорили, что князю стоит стать католиком. За ними прибыли хазарские евреи, говорившие о том, что истинной верой является иудаизм, одна из самых старых авраамических религий. Последними прибыли посланники из Византии. Именно они поведали князю о православии.

Сделать выбор было невероятно сложно, так как религия в то время во многом влияла на политику государства. Потому князь Владимир вынужден был отправить посланников в те страны, из которых прибыли многочисленные проповедники. Они побывали везде, но лишь патриаршая служба в Царьграде произвела на князя сильное впечатление.

Как на Руси внедрялось христианство?

Если верить «Повести временных лет», уже в 987 году Владимир окончательно уверился в том, что Русь должна быть крещена «по закону греческому». В 988 году князь захватил Корсунь, после чего сразу же потребовал у византийских императоров, являвшихся соправителями Василия II и Константина VIII, выдать за него сестру императора Анну. В противном случае известный своими военными подвигами князь пойдет на Константинополь.

Обязательным условием было крещение. Потому князь отрекся от старой веры и принял имя «Василий», а после — женился на царевне Анне. Князь Владимир сразу же отпустил многочисленных наложниц, а в Киев возвратился уже в компании греческих и корсунских священнослужителей.

В источнике, который позже был прозван «Крещатиком», князь Владимир крестил своих сыновей. Увидев действия князя, за ним последовали многочисленные бояре. Сразу же после этого князь приказал собрать идолов из главного киевского капища, изрубить их и пустить по Днепру. Позже все жители Киева по приказу князя пришли на берег Днепра.

«Если кто не придет завтра на реку — богатый или бедный, нищий или раб — будет мне враг», — сказал Владимир, и когда жители города собрались у реки, они приняли крещение.

Вслед за Киевом крестились и другие города Руси. Процесс этот был длительным и сложным, его сопровождали многочисленные восстания и народное недовольство. Язычники не готовы были отказываться от своей веры и всячески сопротивлялись. Сопротивление язычников новой вере продолжалось до XII века. Христианская вера стала тем фактором, который объединил земли Киевской Руси.

Источник: https://pronedra.ru/kogda-bylo-kreshhenie-rusi-443653.html

Достоверно известно, что первые христиане среди русичей появились еще до крещения князем Владимиром в 988 году. Где могло зародиться российское христианство, — в материале.

ДУШАНБЕ, 28 июл — Sputnik. В России и на Украине отмечается День крещения Руси.

Достоверно известно, что первые христиане среди русичей появились еще до крещения князем Владимиром в 988 году. Но когда именно и где? Это предмет ожесточенных споров между учеными.

О том, где могло зародиться российское христианство, — в материале РИА Новости.

«Церковь варяжская»

Хоть крещение киевлян произошло в 988 году, первый христианский храм в столице Древнерусского государства был построен гораздо раньше. Насколько раньше? Свидетельства об этом разнятся.

Например, заключение мирного договора между Русью и Византией в 944 году было символически скреплено участием сторон в богослужении «в церкви Святаго Илии, яже есть надъ ручаемъ се бо бе соборная церковь, мнози бо бе Варязи хрестеяны».

Именно у стен этого храма, согласно летописям, совершалось массовое крещение в 988 году. Кроме того, археологи нашли многочисленные захоронения христиан, относящиеся к середине X века.

Но есть и другая версия. Из «Повести временных лет» известно, что примерно с 864 по 882 год Киевом правили варяжские дружинники Аскольд и Дир.

В 866-м они вместе со своим войском «переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан», и спустя некоторое время в Киеве появляется первая церковь — в честь Николая Чудотворца. О ней упоминается в связи с гибелью киевских правителей.

«И убили (слуги новгородского князя Олега — ред.) Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь Святого Николы; а Дирова могила — за церковью Святой Ирины», — говорится в «Повести временных лет».

Чудеса Казанской иконы Божьей Матери: кому помогает

Впрочем, историки спорят, существовала ли эта церковь вообще: археологических свидетельств не найдено, поэтому составитель «Повести» вполне мог упомянуть о храме своей эпохи — середины XI века.

Предание о пещерах

Вообще, письменных свидетельств о Руси в домонгольский период до нас дошло ничтожно мало. Отсюда — многочисленные предания о появлении христианства. Их достоверность нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть.

Одна из загадок для ученых — пещерные храмы в Воронежской области. Самые необычные, буквально нерукотворные — в Костомаровском Спасском монастыре.

Говорят, их основали то ли бежавшие в III веке от римских гонений христиане, то ли торговавшие с местными племенами византийцы уже в VI-VIII веках.

«На Воронежской земле об этом есть устойчивое предание. Правда, оно ничем не подтверждается», — замечает в игуменья монастыря Елена (Золотухина).

Есть и другая гипотеза: пещерные храмы появились здесь лишь в XVII веке стараниями малороссийских казаков. Так было, например, со знаменитым Дивногорским монастырем, время основания которого более-менее доказано. А вот с Костомаровской обителью не все так просто.

Пять известных святынь, которые могут исчезнуть совсем скоро

«Относительно нашего монастыря у нас нет никаких документальных свидетельств о том, кем и когда он был создан. Это большая историческая загадка», — говорит игуменья.

Да и археологических исследований в обители толком не было. Поэтому вопрос, является ли Костомаровский монастырь древнейшим в России, остается открытым.

Загадочный лик

А вот про храмы Алании известно гораздо больше. Сейчас они считаются древнейшими на территории России.

В начале X века Константинопольский патриарх Николай Мистик направляет на Северный Кавказ миссионеров. А в 916 году Аланское царство официально принимает крещение.

Свидетельством христианизации региона стали три храма в долине реки Большой Зеленчук (Карачаево-Черкесия), где некогда, по мнению ученых, находился главный город государства — Магас. Первый, Георгиевский, был кафедральным, его возвели в 916 году. Другие два построили спустя примерно 50-70 лет.

В середине XIX века археологи нашли неподалеку от храмов наскальное изображение, напоминающее лик Христа. С тех пор идут ожесточенные споры о происхождении фрески: когда, кем и для чего она была создана.

«Возможно, горная терраса с иконой Христа могла быть своеобразной скальной часовней, где собирались на молитву члены раннехристианской общины Магаса, пока христианство в Алании не стало государственной религией», — предполагает археолог Владимир Кузнецов.

Самый древний храм

Тем не менее храмы в Карачаево-Черкесии могут оказаться далеко не самыми древними на территории России.

В июле российские ученые впервые просканировали загадочную постройку в северо-западной части крепости Нарын-Кала в Дербенте, которая датируется примерно 300-м годом нашей эры.

«В мясе ничего плохого нет». Когда и для чего установили Великий пост

Здание высотой 12 метров почти полностью скрыто под землей, на поверхности виден лишь купол. Он-то и породил массу предположений о том, что это за строение.

Sputnik / Вадим Русу

Еще до сканирования существовали три версии: что это водохранилище, христианская церковь или зороастрийский храм. Но после выяснилось, что строение имеет форму креста, а это нехарактерно для резервуаров, где хранилась вода. Поэтому, с большой вероятностью, сооружение было культовым.

«Это здание во время постройки было целиком на поверхности, и оно стоит на самой высокой точке Нарын-калы. Ставить цистерну на поверхности, да еще на самой высокой горе? Это странно. Вопросов пока больше, чем ответов», — отмечает руководитель исследовательской группы Наталья Полухина.

Теперь ученым предстоит выяснить, кто молился в загадочном храме — зороастрийцы или христиане.

И если присутствие первых в IV веке в этом регионе зафиксировано в многочисленных хрониках, то о дербентской общине последователей Христа говорится впервые. Возможно, нас ждет сенсация.

Источник: https://tj.sputniknews.ru/society/20190728/1029512375/gde-krestilas-russia-rus.html

Четыре крещения Руси. Фальсификация истории Руси

Когда и где произошло крещение Руси

Согласно Повести Временных Лет, Русь была крещена при князе Владимире в 986-988 годах н.э. В 986 году к Владимиру пришли послы разных земель, предложившие ему принять их веру. Так началась подготовка к крещению Руси. Год крещения Руси, согласно Повести Временных Лет, — 988.

Говорится, что только с этого времени на Руси появилась христианская церковная иерархия, причем первоначально она состояла из греков-иностранцев. И лишь через несколько десятков лет, при Ярославе Мудром, появился первый русский митрополит, и церковные книги были переведены с греческого на славянский язык. Все это нам рассказывает романовская версия русской истории, созданная в XVII-XVIII веках. Именно к этой версии мы привыкли.

Однако посмотрим, как крещение Руси описано в канонических церковных книгах первой половины XVII века. Возьмем Большой Катехизис, напечатанный в Москве при царе Михаиле Федоровиче Романове и патриархе Филарете в 1627 году. В этой книге есть особый раздел «О крещении русского народа», листы 27-29.

В каком году было крещение руси?

Оказывается, что крещение Руси описано здесь СОВЕРШЕННО ПО-ДРУГОМУ, чем мы привыкли думать. Большой Катехизис не указывает однозначно год крещения Руси. Он утверждает, что было ЧЕТЫРЕ крещения Руси.

ПЕРВОЕ — от апостола Андрея.

ВТОРОЕ крещение — от патриарха цареградского Фотия, «во время царства греческого царя, Василия Македонянина, и при великом князе Рюрике всея Руси. И при киевских князех при Асколде и Дире» [210], лист 28, оборот.

Ни для первого, ни для второго крещения Большой Катехизис год крещения Руси НЕ УКАЗЫВАЕТ. И это пишется в начале семнадцатого века!

ТРЕТЬЕ крещение Руси в Большом Катехизисе датировано. Оно произошло, согласно Катехизису, при великой княгине Ольге, в 6463 году, то есть около 955 года н.э. Мы не будем здесь обсуждать, почему сам Катехизис переводит эту дату в эру от Рождества Христова несколько по-другому. А именно, он указывает 963 год н.э. Это, вероятно, связано с еще не устоявшейся в то время датировкой Рождества Христова относительно эры «от сотворения мира».

ЧЕТВЕРТОЕ крещение Руси — это знаменитое крещение при князе Владимире. Год крещения Руси Владимиром датирован в Большом Катехизисе 6497-м годом, то есть около 989 года н.э. (а у нас принято 988!).

Вот что говорит Катехизис: «Итако повеле креститеся всей земли Русстей. в лето шесть тысящь УЧЗ (то есть 496 в славянских обозначениях цифр — Авт.). от святых патриарх, от НИКОЛЫ ХРУСОВЕРТА, или от СИСИНИЯ.

или от СЕРГИЯ, архиепископа Новгородского, при Михайле митрополите киевском», лист 29.

Сегодня это описание звучит чрезвычайно странно. Как же так? Ведь мы как бы «знаем», что до крещения Русь была ЯЗЫЧЕСКОЙ. Нас уверяют, что никакой церковной русской иерархии не существовало. Князю Владимиру пришлось, якобы, привезти первых христианских священников из-за границы. А Большой Катехизис семнадцатого века заявляет, что крещение Руси происходит при архиепископе Новгородском Сергии и киевском митрополите Михаиле.

Новые сведения из старой книги

Значит, на Руси уже существуют по крайней мере новгородская и киевская церковные иерархии. Впрочем, как и следовало ожидать, в скалигеровско-романовской истории никаких архиепископов новгородских и митрополитов киевских при Владимире «нет». Как нам сегодня говорят, все это — «средневековые выдумки». В данном случае — якобы фантазии Большого Катехизиса.

Похожая публикация:  Малоизвестное в крещение Руси

Но тогда возникает следующий вопрос.

Получается, что в семнадцатом веке никто толком не знал — как крестилась Русь?

Но вернемся к рассказу Большого Катехизиса. В нем обнаруживаются новые любопытные факты. Начнем с ДАТЫ КРЕЩЕНИЯ Руси. Согласно нашим исследованиям, год крещения Руси накладывается на XV век.

Это — известная эпоха великого раскола в церкви. Согласно новой хронологии, именно в XV веке произошло разделение более или менее единой до того христианской церкви на несколько ветвей.

Поэтому в эпоху XV века перед светской властью ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВСТАЛ ВОПРОС ВЫБОРА ВЕРЫ. Отметим, что крещение Руси при князе Владимире в Повести Временных Лет так и описано. Не просто как крещение, а именно как ВЫБОР ВЕРЫ. Но тогда становится понятным, на первый взгляд странное, обстоятельство, что Русь пришлось крестить НЕСКОЛЬКО РАЗ.

Если считать, что каждое крещение было переходом от язычества к христианству, то получается довольно странная картина. По крайней мере, в истории других стран мы ничего подобного не видим. Кого еще пришлось крестить четыре раза? А вот если рассматривать последовательные крещения Руси как выбор веры при том или ином религиозном расколе, то картина становится совершенно естественной.

А кто ж Русь крестил?

Становится понятным также и странное, на первый взгляд, перечисление крестивших Русь иерархов. Сказано, что веру принимали от Николы Хрусоверта, ИЛИ от Сисиния, ИЛИ от Сергия. Если здесь перечислены лица, НЕПОСРЕДСТВЕННО принимавшие участие в крещении языческой страны, то почему ИЛИ? Тогда надо было бы употребить союз И. А если они непосредственного участия в действиях не принимали, то зачем упоминать их имена?

А вот если крещение Руси — это ВЫБОР ВЕРЫ, то все становится на свои места. Во время религиозного раскола часть иерархов присоединилась к одной религиозной ветви, часть — к другой. Поэтому для того, чтобы указать, какая именно вера, ветвь была выбрана, необходимо было назвать основных церковных вождей именно этой выбранной ветви. Их могло быть несколько. И поскольку все они были согласны друг с другом, то тут употребление союза ИЛИ было оправдано.

Веру принимали от того-то, ИЛИ от того-то, ИЛИ от того-то. Что, в общем-то, одно и то же. Таким образом, употребление здесь Большим Катехизисом союза ИЛИ косвенно намекает на обстановку ЦЕРКОВНОГО РАСКОЛА.

Посмотрим внимательнее на год крещения Руси, на саму дату, на то как она записана. Она содержит славянскую букву-цифру У, означающую ЧЕТЫРЕСТА. Но известно, что во многих старых текстах буквы У писалась практически неотличимо от буквы Ц.

Различие в написании У и Ц сводилось к едва уловимым подробностям. Так, то есть почти совпадая, эти буквы писались в большинстве старых текстов.

Множество примеров такого весьма похожего написания У и Ц можно видеть, например, в многочисленных иллюстрациях, приведенных в книге.

Правда, когда эти буквы встречались к тексте, то буква У в такой форме, как правило, писалась в паре с буквой О. То есть, писали ОУ, а читали как У. Поэтому неразличимость формы У и Ц обычно не приводила к путанице при ЧТЕНИИ ТЕКСТА. А вот при употреблении буквы У и Ц в качестве ЦИФР, сразу начиналась путаница. Поскольку тут дополнительной буквы О не писали. А по своей форме буквы У и Ц практически не отличались. И относились они к одному разряду, а именно, к разряду сотен.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда надо печь куличи на Пасху

Похожая публикация:  Малоизвестное в крещение Руси

1000 лет крещения Руси или 500 лет

Год крещения Руси в связи с такой путаницей очевидно определен ошибочно ровно на ПЯТЬСОТ лет. Дело в том, что буква Ц означала 900, а буква У означала 400. Стоило принять букву Ц за букву У, как дата сразу удревнялась на ПЯТЬСОТ лет. А спутать их ничего не стоило.

Таким образом, если в некоторой славянской дате сотни обозначены буквой У, то эта дата вполне могла быть в исходном старом документе на ПЯТЬСОТ лет более поздней. Потому что в старом, исходном документе там могла стоять буква Ц.

Ошибочно принятая позднейшим переписчиком за букву У.

Именно эта ситуация возникает в дате крещения Руси. Эта дата 6497 год содержит букву У = 400. Если в исходном старом тексте тут стояло Ц = 900, то дата была 6997 год. То есть, 1489 год н.э. Следовательно, вместо привычного нам сегодня 989 года н.э., возможно в исходном старом документе крещение Руси датировалось 1489 годом н.э. То есть, — КОНЦОМ ПЯТНАДЦАТОГО ВЕКА. А предыдущее крещение Руси при Ольге перемещается тогда в СЕРЕДИНУ ПЯТНАДЦАТОГО ВЕКА.

Но ведь именно к пятнадцатому веку относится крупнейшая реформа русской церкви. Прямо связанная с религиозным расколом, известным Флорентийским собором, неудавшейся церковной унией. Эта история всем хорошо известна, описана в многочисленных учебниках по истории церкви. Сегодня эта реформа преподносится нам как важный, но все же не ключевой момент в русской церковной истории. Мы рассматриваем версию, что год крещения Руси на самом деле на прямую связан с временем раскола церкви.

Но вот СОВРЕМЕННИКИ ЭТОГО СОБЫТИЯ писали, например, следующие интересные вещи. А.В.Карташов сообщает: .

Василий Васильевич или Владимир!?

Василий Васильевич — это великий князь Василий II Темный, живший как раз в XV веке. Получается, что именно эту эпоху и описала Повесть Временных Лет как последнее КРЕЩЕНИЕ РУСИ ПРИ КНЯЗЕ ВЛАДИМИРЕ. Напомним, кстати, что крестное имя Владимира Святого как раз и было ВАСИЛИЙ. Это хорошо известно, и отмечено, в том числе, и в Большом Катехизисе, лист 29.

Но тогда возникает естественное желание разобраться — кто же такие Никола Хрусоверт, Сисиний и Сергий — архиепископ новгородский, чья вера была выбрана на Руси при ее крещении. В миллеровско-романовском учебнике, в якобы X веке, — куда сегодня помещено крещение Руси, — никакого архиепископа новгородского Сергия, конечно, нет. И в самом деле. Какая может быть в «языческом Новгороде» православная архиепископия? Новгород «еще только собираются крестить».

Однако обратимся к XV веку. И поищем поименованных деятелей в эту эпоху. Оказывается, здесь они действительно есть и, более того, ХОРОШО ИЗВЕСТНЫ.

Похожая публикация:  Малоизвестное в крещение Руси

Крестители Руси

Источник: https://xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai/chetyre-kreshheniya-rusi.html

Крещение Руси. Причины, ход событий, итоги

Когда и где произошло крещение Руси

Христианство стало проникать на русские земли еще задолго до 988 года, когда князь Владимир официально крестил Русь.

  • Людям требовалась мировая религия, которая помогла бы в установлении более тесных торгово-экономических связей со многими соседями, способствовала бы приобщению Руси к наследию мировой культуры.
  • Появление письменности давало этому процессу дополнительный толчок. Письменность позволяла бы общаться с другими культурами, изучать историческое прошлое, национальный опыт, литературные источники.
  • Христианство выглядело тем общим началом, которое было бы способно объединить Русь.

Многочисленные племенные культы и верования не могли справиться с задачей создания религиозной системы государства. Языческий пантеон не объединял верования племён, а разобщал.

Крещение Аскольда и Дира

Киевский князь Владимир не был правителем, который крестился. В середине 60-х годов IX в., согласно некоторым источникам, крестились после своего похода на Константинополь знаменитые князья Аскольд и Дир. Для этого из Константинополя в Киев по поручению Патриарха прибыл епископ. Именно он крестил князей, а также приближенных к княжеской свите.

Крещение княгини Ольги

Считается, что княгиня Ольга первой на официальном уровне приняла христианство по византийскому обряду. Историки полагают, что это случилось в 957 году, хотя называются и иные даты. Именно тогда Ольга официально посетила столицу Византии город Константинополь.

Ее визит был крайне важен с внешнеполитической точки зрения, так как она хотела не только принять христианство. Княгиня пожелала, чтобы Русь считали равной, достойной уважения. Ольга при крещении получила новое имя – Елена.

Ольга была талантливым политиком и стратегом. Она умело играла на противоречиях, существующих между Византийской империей и Германией.

Она отказалась послать часть своего войска на помощь византийскому императору в трудный час. Вместо этого правительница отправила послов к Оттону I. Они должны были наладить дипломатические связи и помочь учредить церковь на территории Руси. Византия быстро осознала, что такой шаг был бы стратегическим поражением. Государство пошло на заключение взаимовыгодного договора с Ольгой.

Ярополк Святославович и его внешняя политика

В.Н. Татищев, изучив Иоакимовскую летопись, пришел к выводу, что и князь киевский Ярополк Святославович также испытывал симпатию к христианству. Правда, исследователи подвергают сомнению летопись.

Археологические находки, свидетельствующие о начале распространения христианства

Ученые установили, что в некоторых погребениях середины Х в. присутствуют нательные крестики. Археологи нашли их на могильниках поселений, ранних городов. Исследователи находят в захоронениях и свечи — обязательный элемент погребального обряда христиан.

Поиск вероисповедания князем Владимиром. Почему именно христианство? Так ли прост был выбор?

«Повесть временных лет» рассказывает о выборе князем веры. К правителю прибывали послы из разных уголков Земли, которые рассказывали о религии.

  • В 986 г. к князю прибыли волжские булгары. Они предлагали принять мусульманство. Владимиру сразу не понравился запрет на употребление свинины и вина. Он отказал им.
  • Далее к нему пожаловали посланники от Папы Римского и хазарские иудеи. Но и здесь князь всем ответил отказом.
  • Потом к князю прибыл византиец, который поведал о христианской вере и Библии. Вера выглядела привлекательно для князя. Но выбор предстоял сложный.

Нужно было посмотреть, как все происходит. Выбор христианства по греческому обычаю произошел только после того, как его посланники побывали на богослужениях. На литургиях они самостоятельно оценили атмосферу в храмах. Больше всего их впечатлили величие и шик Византия.

Как князь Владимир крестился

Все та же «Повесть временных лет» описывает все подробности. В ней указывается, что в 988 году государь принял крещение. После правителя это обязаны были сделать простые люди. Присланное Патриархом из Константинополя духовенство крестило киевлян в Днепре. Не обошлось без стычек и кровопролития.

Отдельные историки утверждают, что крещение Владимира произошло в 987. Оно было необходимым условием для заключения союза Византии и Руси. Как и полагается, союз скреплялся браком. Князь получал в жены царевну Анну.

Но нельзя считать, что крещение случилось одномоментно. По сути, оно растянулось на столетия.

В 1024 г. князь Ярослав направлял войска на подавление восстания волхвов во Владимиро-Суздальской земле. «Сопротивлялся» и Ростов. Город насильно крестили только к к. XI века. Но и после этого язычники не перешли в христианство. В Муроме ситуация еще больше накалилась: вплоть до XII века здесь противостояли 2 религии.

Политические последствия крещения Руси. Что это дало?

Крещение имело для Руси огромное значение (особенно в цивилизационном плане).

  • Оно открыло для Руси новый мир.
  • Страна смогла приобщиться и стать частью духовной христианской культуры.
  • Тогда еще раскол на Западную и Восточную церковь официально не произошел, но уже были понятны различия во взаимоотношениях власти с церковью.
  • Князь Владимир включил территорию Руси в сферу влияния византийских традиций

Культурные последствия. Почему Русь стала богаче?

Принятие христианской религии дало толчок более интенсивному развитию искусства на Руси. На ее территорию стали проникать элементы византийской культуры. Крайне важным стало широкое распространение письменности, основанной на кириллице. Появились первые памятники письменной культуры, которые и сейчас могут многое рассказать о далеком прошлом.

С принятием христианства языческие культы потеряли поддержку со стороны великого князя. Они стали повсеместно уничтожаться. Идолы и капища, которые были неотъемлемыми элементами культовых сооружений языческих времен, разрушались.

Языческие праздники и обряды подвергались решительному осуждению со стороны духовенства. Но надо признать, что еще многие из них оставались живы столетиями. Двоеверие было распространенным явлением.

Впрочем, отголоски тех времен заметны и в современной культуре государства

Источник: http://SlawomirKonopa.ru/%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B8/

Крещение Руси — дата, причины, значение | Православиум

Рубрика: Православные святые

Одно из самых значимых событий в истории Руси – это принятие христианства князем Владимиром в 988 году и последующее крещение его подданных. Это решение со стороны князя не было сиюминутным или навязанным, но взвешенным и обдуманным стратегическим шагом.

Князь Владимир понимал, что для сплочения разрозненных племен и для укрепления власти требовалось прийти к общей религии. Хотя все народности и являлись языческими, но это не обладали религией в полном смысле.

Это был набор верований, обрядов, почитания божеств, заметно отличающихся у различных племен. Развитые страны того времени были монотеистическими и относились к Руси как к варварам.

Для укрепления международного авторитета требовалось принять религию, в которой почитался бы один Бог.

Памятник князю Владимиру — крестителю Руси

Возникает вопрос: кто первый на Руси принял христианство? Еще в 955 году, за 30 лет до князя Владимира, христианство принимает его бабка – княгиня Ольга. Крестилась она в Константинополе в храме святой Софии.

Княгиня Ольга, впоследствии канонизированная Церковью как равноапостольная, была одним из выдающихся государственных деятелей того времени. Сложно переоценить ее вклад в развитие христианства на Руси.

Когда князь Владимир советовался со своей дружиной принимать ли ему крещение или нет, дружина ответила, что если бы христианство было бы плохой религией, ее бы не приняла твоя бабка Ольга.

Выбор князем Владимиром новой государственной религии

Как гласит легенда, история крещения Руси началась с принятия в Киеве представителей главных мировых религий. Прибыли мусульмане из Волжской Булгарии, иудеи, христиане Латинского обряда (католики) и христиане Восточного обряда (православные).

Эти религии исповедовали соседи Руси, поэтому это был выбор стратегического союзника. Политический шаг, который менял историю государства на столетия вперед.

Иудеям из Хазарии Владимир ответил примерно следующее: «как же вы других учите, если Вы отвергнуты Богом и рассеяны по чужим землям или и нам того же хотите?».

Ответ представителям ислама, запрещающего употребление алкоголя, гласил: на Руси есть веселие – пить, не можем без того жить. Западные христиане обряда натолкнулись на ответ: «Уходите, ибо и отцы наши не приняли этого». Скорее всего, имелось ввиду, что во времена Ольги часть русской знати приняла именно православие.

Князь Владимир отправляет свои посольства в эти страны, чтобы “испытать их службу”. После возвращения из Византии послы рассказывали, что были поражены красотой и величием храмов. Во время богослужений они не могли понять, где они находятся: на земле или на небе.

Послы присутствовали на Литургии в храме Софии в Константинополе. 

Принятие крещения князем Владимиром

Византия была самым могущественным соседом Руси. Князь Владимир, как мудрый тактик, захотел сделать византийского императора своим союзником. Для этого было решено жениться на сестре императора, принцессе Анне.

В качестве принуждения к браку Владимир осадил Корсунь (Херсонес), город в итоге был взят. Византийскому императору пришлось принять условия Владимира и выдать за него принцессу Анну. Но с условием: Владимир должен принять христианство, за язычника она выйти замуж не может.

Так оформилось окончательное решение о крещении Руси князем Владимиром.

Князь крестился в Херсонесе 26 апреля 988 года, в великую субботу. Сейчас на месте крещения располагается собор святого Владимира. Перед совершением таинства произошло чудо: князь Владимир сильно заболел перед крещением и практически ослеп.

Но после троекратного омовения в купели прозрел не только физически, но и духовно. До принятия христианства князь Владимир был темпераментным язычником, приносивший жертвы богам. Жестоким воином, который всегда брал то, что пожелает, любил пиры и имел много наложниц.

Его сложно было назвать добродетельным человеком в христианском понимании этого слова. 

После крещения в личности князя Владимира произошел серьезный перелом. Он распускает своих многочисленных наложниц. Устраивает пиры для бедных, приказывает еженедельно развозить обозы с едой тем, кто сам не мог прийти на пир, подает щедрую милостыню.

Владимир до конца жизни строго выполняет христианские заповеди, отказываясь казнить людей, боясь нарушить заповедь: “Не убий”. Начинает строить в Киеве церкви, выделяя на эти цели десятину из своих доходов.

Благодаря своей деятельности Владимир остался в народной памяти под прозвищем “Красное солнышко”.

Вслед за князем Владимиром христианство принимает его дружина, а затем и жители Киева, Новгорода и других славянских земель. Лишь племена вятичей не приняли христианство, в их землях сильно укоренилось язычество. Почти 300 лет потребовалось для искоренения язычества в этих местах.

Историческое значение Крещения Руси

Русь приняла христианство, тем самым определив вектор своего развития на столетия вперед. В политическом плане это решение помогло укрепить авторитет Руси среди европейскими странами, способствовало развитию связей с Византией и южнославянскими землями. 

Христианство дало толчок к развитию образования на Руси, при монастырях открывались школы, иконописные мастерские, развивались ремесла. Развивалась архитектура, строились величественные храмы. 

Крещение Руси способствовало укреплению государственной власти над разрозненными племенами. Именно принятие общей религии способствовало формированию единого народа. Запрещалось многоженство и позади оставались варварские обычаи и обряды.

Крещение Руси: самые распространенные мифы

От приверженцев неоязыческой идеологии в наше время можно услышать, что христианство навязывалось славянам силой и большую часть населения при этом убили. Это утверждение не имеет никаких объективных доказательств.

При массовом убийстве людей во время археологических раскопок были бы найдены их останки, но этого не произошло. Да и сложно представить, как малочисленная дружина князя Владимира расправляется с многотысячным населением страны.

Из всех земель лишь Новгород отказался креститься добровольно, но и там не было засвидетельствовано массовых убийств, а лишь единичные случаи.

Еще одним мифом считается утверждение, что после крещения погибла “высокая славянская культура”. Но если обратиться к археологии, то подтверждения этим словам найти сложно. Не найдено никаких подтверждений существования у славян собственной письменности. Только с принятием христианства появилась “кириллическая письменность”.

Так многие мифы и предположения о пагубном влиянии крещения Руси разбиваются о стену из исторических фактов и летописей, где находит подтверждение обратное. 

День принятия христианства на Руси празднуется 28 июля, когда состоялось крещение населения Киева.

Источник: https://pravoslavium.ru/kreshhenie-rusi/

День крещения Киевской Руси: причины, значение, последствия этого события

В отечественной истории есть несколько событий, которые впоследствии предопределили дальнейшую судьбу страны. К их числу относится произошедшее в конце Х века крещение Руси, причины и последствия которого во многом определили характер российской цивилизации.

Причины крещения Руси

Русь – это государство, возникшее из конгломерата славянских, балтийских, тюркских, финских и иных племен. От раннего периода оно унаследовало комплекс языческих верований, сущность которых не вполне соответствовала потребностям формирующейся монархии. Если в стране один правитель, то его полномочия должны быть освящены властью единого Бога.

Таким образом, причины крещения Руси проистекали, прежде всего, из внутренних потребностей развития государства:

  • необходимости укрепления власти единого монарха – Великого Киевского князя;
  • потребности обеспечения единой идеологической основы, которая бы способствовала консолидации разных этносов, вошедших в состав Руси как на добровольной, так и на принудительной основе.

Очевидно, что для этого подходила только монотеистическая религия. К концу I тысячелетия н.э. уже существовало несколько крупных мировых вероисповеданий такого плана. Но почему русский выбор был сделан в пользу восточного христианства, за которым в XI веке утвердилось наименование православия? Причин несколько:

  • Данная ветвь христианства была достаточно хорошо известна на Руси: этих воззрений придерживалась часть дружинников и купцов, т.е. тех, кто, как бы мы сейчас сказали, был ориентирован на международную деятельность, и для них в Киеве был поставлен храм Святого Илии. Не менее важно, что эта поликонфессиональная ситуация не порождала религиозных конфликтов между язычниками и христианами.
  • В отличие от католической ветви христианства, православию присуще представление о симфонии или гармоническом единстве властей – светской и духовной, а значит, нет почвы для возможного конфликта между ними, потенциально способного разбалансировать внутреннюю ситуацию в стране.
  • С точки зрения княжеской власти важным моментом было то, что центром восточного христианства являлась Византия – мощная империя, с которой Русь соседствовала, временами воевала и постоянно торговала.
  • Принятие христианства выводило Русь из изоляции и делало ее родственной другим европейским народам.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Чем отличается еврейская пасха от христианской

При каком князе произошло крещение Руси?

Вопрос о том, при каком князе произошло крещение Руси, имеет однозначный ответ: при Владимире Святославовиче. Однако он оказался лишь в конце той цепочки решений, которые принимали его предшественники.

Смотрите видео: Крещение Руси правда и вымысел

Благодаря древним источникам известно, что первыми крещение приняли еще варяжские князья Аскольд и Дир, правившие в Киеве, тогда центре земли полян. Их участь оказалась незавидной. Они были убиты Олегом – основателем Древнерусского государства. Но начало было положено.

Первой правительницей, официально принявшей христианство, стала княгиня Ольга, которая управляла Русью в малолетство своего сына князя Святослава. В 957 году она нанесла официальный визит в Царьград – столицу Византии и прошла там обряд крещения.

Ее крестным отцом стал император Константин Багрянородный, что символизировало заключение важного династического и государственного союза. Согласно летописям, Ольга отличалась большой стойкостью и последовательностью в вере и была нацелена на крещение Киевской Руси.

По ее мысли, это должен был сделать правящий князь Святослав.

Однако сын не желал слушаться мать в этом вопросе, аргументируя свой отказ тем, что он не может пойти наперекор своей языческой дружине. После его убийства печенегами в 972 году следующий князь Ярополк оказался более расположенным к новой вере.

Летописи пишут, что он проявлял симпатии к христианству. Но начавшаяся усобица между ним и его братом Владимиром за киевский престол не дала возможности Ярополку решить эту проблему.

И только пришедший к власти князь Владимир взял курс на религиозную реформу.

В каком году было крещение Руси?

Владимир стал великим Киевским князем в 980 году, а день крещения Руси приходится на 988 год. Чем объясняется этот 8-летний перерыв между намерением и действием? Тем, что Владимир первоначально рассчитывал не принимать новую, а реформировать традиционное язычество, превратив его в своего рода местный монотеизм.

Для этого был выстроен новый культ во главе с богом Перуном – покровителем князей и воинов и поставлены новые святилища – капища в Киеве и Новгороде. Однако планируемого результата добиться не удалось, идеологического переворота не произошло.

Это и подтолкнуло князя к решению о необходимости принятия новой авторитетной веры, заимствованной извне. В каком году было крещение Руси, и хронология этих событий описаны в Повести временных лет. Последовательность событий была следующей:

  1. Владимир рассылает послов в разные страны с тем, чтобы они увидели достоинства и недостатки разных религий: иудаизма, который исповедовали хазары, ислама, распространенного на Ближнем Востоке и христианства.
  2. Советуется «с болярами и старцами градскими», т.е. пытается подкрепить свой выбор демократическим волеизъявлением.
  3. И, наконец, в 987 году вступает в военный союз с византийским императором для совместного подавления мятежа полководца Варды Фоки.

Владимир – известный поклонник женской красоты, потребовал в качестве компенсации руку царской сестры принцессы Анны. Его не смущал тот факт, что он уже был женат.

Однако император, получивший военную помощь в подавлении мятежа, не был расположен к выполнению своих компенсационных обязательств. Но стоящий в Корсуни и тем самым создававший военную угрозу Константинополю,  Владимир не намеревался уступать.

Тогда император потребовал, чтобы князь и его дружина крестились в православие. Это произошло в 988 году и положило начало процессу, называемому крещением древней Руси.

Последствия крещения Руси

Прибыв с молодой женой на Русь, Владимир крестил киевлян, а его дядя Добрыня новгородцев. Особого сопротивления это не вызывало, все прошло достаточно спокойно. Язычество было объявлено вне закона и за его исповедование можно было серьезно поплатиться. Но, несмотря на все запреты, преследования и наказания, из духовной жизни народа язычество не исчезло.

Последствия крещения Руси проявили себя в экономической, государственной и культурной сферах:

  • Появились первые монастыри: Киево-Печерский в тогдашней столице и Юрьев монастырь в Новгороде. Они были крупными хозяйственными субъектами.
  • На население была возложена церковная десятина, которая стала одной из экономических основ их хозяйства.
  • Монастыри не только производили, но торговали и занимались ростовщичеством. По своей силе они зачастую не уступали князьям.
  • С государственной точки зрения власть получила серьезную опору в лице мощной православной церкви и союза с Византией. Русская православная церковь вошла в Константинопольскую патриархию на правах митрополии. Первыми предстоятелями в ней были греки, назначаемые из Константинополя. Однако уже в XI веке появился первый русский митрополит – Святитель Илларион Киевский, уже тогда провозгласивший курс на отделение русской церкви от Константинопольской патриархии. Однако этот процесс оказался небыстрым. Митрополия стала Московской патриархией только в 1589 году.
  • Русь через православие восприняла более высокую греческую культуру, имевшую корни в античном наследии, что сразу же отразилось в русском зодчестве, письменности, книжности, иконописи.

 

Значение крещения Руси

Крещение Руси и его историческое значение неотделимо от его последствий:

  • Развитие торговых отношений с Византией давало толчок к более интенсивному развитию собственного хозяйства.
  • Постепенная консолидация многонационального общества на основе единой религии.
  • Принятие христианства на Руси подтолкнуло к усилению позиций светской власти, поскольку союз с такой мощной организацией ,как православная церковь, делал положение монархии более стабильным.
  • Внешнеполитическое: Русь признавалась христианским государством, что предопределило иной, более высокий уровень взаимоотношений с европейскими странами.

Вскоре Византия начала слабеть и в 1453 году окончательно исчезла с карты мира. Россия же, избавившаяся от ордынского ига, начала подниматься из руин раздробленности и национального унижения. Крещение Руси и его значение состоит еще и в том, что оно дало возможность провозгласить теорию «Москва – третий Рим», которая стала идеологическим основанием для претензии нашей страны на вхождение в клуб самых влиятельных мировых держав.

Как Вы думаете, на что повлияло крещение Киевской Руси? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Источник: https://rutvet.ru/in-den-krescheniya-kievskoy-rusi-prichiny-znachenie-posledstviya-etogo-sobytiya-7551.html

В каком году произошло крещение руси?

Православие на нашей земле установилось после крещения Руси. Объединение разрозненных восточнославянских племен, появление городов вынуждали искать новые цементирующие идеи, которыми языческая вера, в силу своего многобожия, не располагала.

Прежняя религия оказалась к моменту крещения Руси в кризисе, поскольку разрешать растущие в государстве протесты, политические трудности, возникающие во взаимоотношениях с племенами, она не могла. Помимо этого, язычество тормозило начавшийся процесс объединения государства, делала невозможными укрепление связей со странами, где христианская вера являлась единой религией.

Но кроме этого, в христианстве светская власть преобладала над церковной. Таким образом, монотеистическая религия и ее ценности предопределили выбор и одержали победу над язычеством.

Предпосылки крещения

Фото с сайта picua.org

Отвечая на вопрос «в каком году было крещение Руси, стоит выяснить, почему выбор князя был осуществлен в пользу христианской веры. Еще в греческих колониях Причерноморья были христиане, а небольшие христианские общины были организованы и в Древнерусском государстве.

Потому христианство не стало новой и неизвестной религией, а киевлян обряд крещения не пугал и не удивлял.

Начало крещения Руси в православную веру было положено еще княгиней Ольгой, которая стала и предтечей Владимира-первокрестителя, приняв христианство и развернув активную деятельность по борьбе с языческими требищами. Первые христианские храмы появились при Ольге.

Летописи содержат сведения о том, что утверждению православия предшествовал долгий и вдумчивый выбор князя. Владимир принимал миссионеров из Волжской Булгарии с предложением обратиться в мусульманскую веру. Миссионеры с Рима рассказывали о католичестве, хазары – об иудаизме. В числе послов был и философ из Греции.

После этого князь отправил мужей с Киева в разные страны, чтобы они присмотрелись к чужой вере. Те вернулись и сказали князю, что нет во всем мире веры лучше греческой. Пребывая в Константинопольской Софии, мужи были поражены внутренним великолепием храма и церковным пением.

Потому сказали они Владимиру, что, видимо, сам бог находится среди христиан.

Выслушав мудрецов, Владимир принимает решение креститься. Но существовала опасность попасть в зависимость от Византии в вопросах политики и идеологии.

Чтобы этого не произошло, Владимир захватил славный и богатый греческий Херсонес в 988 году, и сообщил Византийским императорам, что он хочет стать супругом их сестры Анны, но в случае отказа пригрозил захватить и Константинополь.

В решении такого унизительного мезальянса для Константинополя был найден компромисс. Поскольку Анна могла выйти замуж только за крещеного, Владимир принял обряд крещения в Херсонесе (в Корсуне), а с ним и некоторые его дружинники.

Время и точное место Владимирового крещения до сих пор вызывает дискуссии. И напротив, вопросы «в каком году произошло крещение Руси» и «при каком князе произошло крещение Руси» не оспариваются в среде историков. Точные ответы нам дает летопись.

Кто крестил Русь в 988

После возвращения из Херсонеса в родной Киев вместе с корсунскими и греческими священниками, Владимир повелел сжигать языческие требища, рубить деревянных идолов. Киевляне плакали, видя как Перуна, после надруганий, сбросили в Днепр. Далее последовало принудительное обращение в православие всех жителей Киева.

Над согнанными к берегу Днепра и рыдающими людьми независимо от возраста, византийские священники провели обряд крещения и благословили всех. Тех же, кто противился, князь объявил своими личными врагами. После крещения киевлян, обряд крещения был проведен во всех остальных городах и селах.

Это был важный момент в истории, Крещение Руси, картинки передают нам всю торжественность.

В каком году владимир великий крестил русь

Фото с сайта picua.org

Как повествует летописец, год крещения Руси 988. и сопровождалось это событие «радостью большой». В этом описании процесса крещения летописец преувеличил, ведь киевляне оказывали противодействие, долго еще почитая языческих богов.

Жителей Новгорода, например, крестили только через год, и, как утверждает летописец, в «злой сече», а почти через столетие здесь возникали очаги языческой реакции.

А на остальной территории Киевской Руси христианство устанавливалось медленно, преодолевая народные протесты и возмущения.

Православная церковь и государство проводили попытки установить год крещения Руси, дату события. Руководитель Синода в 1888 году внес предложение о праздновании 900 даты со дня крещения Руси, потому именно 988 год официально признан годом, когда киевляне впервые приняли христианство. Дата крещения, которую установили историки, а именно 28 июля, – это день памяти святого Владимира.

Крещение Руси: причины и последствия

Являясь отражением процесса установления феодализма в Древнерусском государстве, введение христианства и принятие нового христианского мировоззрения повлияло на дальнейшее развитие литературы, искусства, культуры в целом. Достижения национальной культуры, которые имели место в древнерусском государстве Х века, привели к возникновению мощного государственного образования – Киевской Руси.

Плюсы и минусы крещения Руси

Дальнейшему развитию Киевской Руси способствовали идеи христианской идеологической системы и нового вероучения:

  1. Благодаря новой вере, в государстве стал разлагаться родовой уклад и развивались феодальные отношения.
  2. Самодержавное и могучее государство было невозможно создать без надежной опоры на православие.
  3. Международный авторитет страны возрос после принятия православия. Киевская Русь вошла в круг самых могущественных Европейских держав.
  4. Власть правителя дана ему от Бога. Такую мысль несет христианство. Это и служило усилению центральной власти князя.
  5. Развитие письменности стало возможным после создания азбуки славян Кириллом и Мефодием, когда они были направлены с миссией на земли Киевской Руси. Начало школьному образованию положил именно Владимир, предлагая знатным мужам отдавать их детей на учение книжное. Появление «книжных людей» повлекло за собой создание первых памяток русской «книжности».
  6. Распространение и утверждение единой идеологии среди разноплеменного населения объединяло их в единую древнерусскую народность.

Негативные явления:

  1. Влияние Византии, как цивилизующего начала, к моменту принятия христианства стало затухать.
  2. Богатая мировая культура была недоступной для большей части населения Киевской Руси.
  3. Новая религия не защищала представителей из низких социальных слоев.

Фото с сайта picua.org

В вопросе престолонаследия в Киевской Руси не было выработано единой системы. Потому каждый новый правитель рисковал столкнуться в неравной битве с очередным претендентом. Реальная власть верховного правителя часто подвергалась сомнениям.

Христианство же несло утверждение о том, что в небесном царстве существует строгая система подчинения и эта система распространяется на царство земное.

Начинаясь как религия угнетенных, христианство стало провозглашать власть земного правителя как божественную волю.

Решение о крещении Руси было прогрессивным явлением, после которого началось церковное строительство. Киев стал духовным центром распространения христианства и деятельности православной церкви. Древнерусские зодчие начали возводить храмы, что способствовало развитию монументальной и станковой живописи. Таким образом, выступая частью средневековой цивилизации, культура Киевской Руси, формирование общественной мысли происходило на базе идеологии христианства.

Язычество со своим пантеоном богов формировало в сознании людей разрозненность и хаос. Каждый идол, которого наделяли человеческими качествами, был равноправным вершителем судеб. Будучи безгранично своевольными, идолы внушали страх человеку перед явлениями природы и стихиями.

Придя на смену старой веры, христианство принесло с собой новое мироощущение в души людей: мир перестал быть враждебным, а природа стала дружественной к нему.

Христианство с его единобожием раскрыло перед язычниками монистическую Вселенную, где все связано одной первопричиной, одной духовной сущностью.

Источник: https://perstni.com/magazine/history/v-kakom-godu-proizoshlo-kreshhenie-rusi.html

День крещения Руси в 2020 году: какого числа отмечают, дата и история праздника

Православие – глубокий пласт духовности и культуры народа. Это исторически важная веха в развитии славянских территорий. Религия имела глубокое влияние на самоопределение, самосознание целых народностей. Понимая важность значения духовной жизни граждан и высоко оценивая вклад религии в развитие общественных, культурных, духовных явлений, на территории России и Украины был установлен День крещения Руси.

статьи

  1. Когда отмечают
  2. Кто празднует
  3. История и традиции праздника

Когда отмечают

Духовный праздник День крещения Руси отмечается ежегодно 28 июля. В РФ он был учрежден 31 мая 2010 г. Федеральным законом № 105-ФЗ «О внесении изменения в статью 1.

1 Федерального закона Российской Федерации от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ „О днях воинской славы и памятных датах России“». В Украине событие установлено Указом Президента страны № 668/2008 «О Дне крещения Киевской Руси — Украины» от 25 июля 2008 г.

Таким образом, в 2020 году россияне отмечают дату 11-й раз, а украинцы – 13-й.

Кто празднует

Это праздник всех верующих людей, представителей Верховного духовенства.

История и традиции праздника

Событие совпадает с православной датой – днем памяти равноапостольного князя Владимира – крестителя Руси. В РФ с идеей об учреждении официального государственного праздника выступила Русская православная церковь.

Существует поверье, в котором рассказывается о том, как решил Владимир выбрать для русского народа подходящую веру. Киевская Русь в то время нуждалась в объединении сил против внешних врагов и укреплении взаимосвязи разрозненных русских племен внутри государства. Князь Владимир был мудрым и грамотным политиком. Выбрав христианскую веру, которую проповедовала Византия, он смог поднять авторитет Киева и укрепить связи с одним из самых мощных государств того времени.

Несмотря на сопротивление представителей языческой веры, Владимир планомерно внедрял христианство на территории Руси. В каждом новом построенном городе он возводил церкви.

Однако, процесс христианизации в действительности проходил долго – несколько столетий прошло с того момента, как князь Владимир Красное Солнышко принял крещение.

Но положительная динамика влияния веры на развитие общественности, духовного и культурного развития населения явно прослеживалась в исторических событиях. Вера дала мощный импульс для распространения грамотности и новых знаний.

Сегодня представители религиозных объединений продолжают свою просветительскую деятельность. 28 июля 2020 года, в День крещения Руси, на территории России и Украины проходят православные праздники, молебны, культурные мероприятия, в которых задействуется все большее количество участников. Это говорит о том, что люди, уставшие от бездуховности, результатов разрушения моральных и нравственных устоев, нуждаются в возрождении идей добра и мира.

Сколько просмотров за сегодня: 14
Сколько всего было просмотров: 1340

Источник: https://my-calend.ru/holidays/den-kreshcheniya-rusi

Как происходило Крещение Руси

Множеству исторических событий далёкого прошлого можно найти разные трактовки. “Повесть временных лет” — наиболее ранняя из дошедших древнерусских летописей начала XII века. Подвергается критике в силу продолжительного написания, большого числа редакций и противоречий со свидетельствами других работ. Но такое эпохальное событие, как Крещение Руси не могло затеряться в веках и составить впечатление от общей картины того времени все еще возможно.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда была построена Покрова на Нерли

1

Как происходило Крещение Руси – ранние попытки

Упоминания о первых христианских проповедниках на Руси начинаются уже в начале VIII века. Существует немало исторических данных, что в 860-869 годах варяжские князья Аскольд и Дир приняли крещение от епископа Константинополя, держа город под осадой. Но попытки распространить религию вызвали сопротивление народа, хранившему веру в старых богов.

Даже в 967 г., когда правителем стала княгиня Ольга, официально принявшая христианство, Киевская Русь была страной язычества и воспринималась соседними государствами, как варварская. Князь Святослав Игоревич — сын Ольги и знаменитый полководец — также был язычником.

В этой вере он и вырастил своих сыновей, среди которых был будущий креститель Руси — Владимир.

Будущий князь с ранних лет участвовал в военных походах и мало интересовался религией, тем более той, что запрещала прелюбодействовать и отвергающей насилие. По преданию, в каждом поселении он имел по любовнице, но страсть завоевателя была еще сильнее. Из-за нее и началась самая известная междоусобная война на Руси. Убийство своего брата Ярополка позволило Владимиру занять киевский престол и оказаться в центре мировых политических событий.

В конце Х в. византийский император Василий был вынужден искать помощи в подавлении мятежа, поднятого одним из военачальников. Он нашел поддержку в лице Владимира, который вместе с шеститысячным корпусом варяг помог одержать победу в сражении у Абидоса в современной Турции в 989 г.

Дружбу Руси и Византии скрепила обещанная Владимиру возможность сочетаться браком с сестрой императора — принцессой Анной. Обещание неслыханное и тем более заманчивое: присоединиться к династии византийских императоров — самой могущественной семье мира, наследнице богатств Рима.

Дело было за малым, мужем принцессы мог стать лишь православный князь.

2

Как происходило Крещение Руси – поиск истинного пути

Решение принять христианскую веру было нелегким. Сохранились свидетельства того, что Владимир приглашал в Киев кади — мусульманских учителей, проповедников и судей. Но исламские страны вели беспрерывные войны с Византией, а Багдад, ставший тогда центром исламского мира, был слишком далеко, чтобы союз с ним давал серьезные преимущества.

Гораздо ближе был Хазарский каганат — государство с центром в городе Итиль, расположенном в районе современной Астрахани. Выгодное положение хазар позволяло им собирать дань с соседних славянских племен и получать часть добычи, пропуская набеги русских князей вглубь арабских земель.

Возможно, это его и погубило: несмотря на свою былую силу, каганат был разграблен князем Святославом. Повесть временных лет говорит о том, что послы каганата не смогли убедить Владимира принять иудаизм, слишком слабым выглядел союзник.

Центром христианского же мира была Византия с центром в Константинополе или Царьграде, как его знали от варяжских земель на севере до арабских на юге. Единоверный союз с Византией сулил Киевской Руси превращение в одну из главных сил западного мира.

3

Как происходило Крещение Руси

Причины последующих решений вызывают споры учёных. Некоторые источники говорят, что император Василий, не желая выдавать сестру за варварского князя, посылает вместо нее служанку.

Когда обман был раскрыт, князь Владимир захватывает столицу византийской провинции Херсонес и выдвигает ультиматум: выдать принцессу Анну или следующим падет Константинополь.

Принцесса прибывает вместе с христианским епископом, который и крестит Владимира, нареченного теперь Василием, вместе с большей частью его дружины. Перед отъездом князь выстроил в Херсонесе церковь.

Легенда гласит, что по возвращению в Киев, Владимир пустил гонцов по городам с требованием быть в назначенный день на берегу Днепра. Там он со священниками и провел этот исторический ход вдоль реки с последующим её крещением.

День крещения Киевской Руси является памятной датой князя Владимира Святого и отмечается ежегодно 28 июля. Но переход народов Киевской Руси в христианскую веру не был внезапным и единовременным, ведь христианские общины существовали в Киеве со времен княгини Ольги, распространяясь по славянским землям.

Лишь на протяжении 988-990 гг. крещение приняли все народы Киевской Руси.

К сожалению, нельзя сказать, чтобы хоть эпизод этих событий был чист и миролюбив. Слишком во многом прослеживается прагматизм правителей. Мировоззрение людей не менялось в одночасье, а потому им предстояли многие годы борьбы за свою веру. Но нельзя не отметить христианизацию, как один из этапов просвещения славянских народов. И тяжело не оценить её вклад на этом пути.

Источник: https://sovetclub.ru/kak-proishodilo-kreshhenie-rusi

Что такое Крещение Руси

Крещение Руси — это принятие Православного Христианства в качестве государственной религии на Руси, которое произошло летом 988 года (по современному летоисчислению). Праздник «День крещения Руси» — 28 июля.

Считается, что Русь крестил князь Владимир Святославович.

«Крещение Руси», художник К. В. Лебедев, XX в.

Последствия Крещения Руси

Крещение Руси помогло объединить народ в единую русскую нацию. Но также и:

  • православные традиции объединились с древнерусскими, из чего возник новый стиль в иконописи и архитектуре;
  • произошло разделение византийского православия (принятого Русью) от католичества;
  • повсеместное повышение уровня грамотности; и др.

День Крещения Руси — 28 июля

Этот праздник отмечается именно 28 июля т. к. в этот день Русская православная церковь отмечает день равноапостольного князя Владимира (Владимир Красное Солнышко).

Считается, что в 988 году именно князь Владимир сделал свой выбор в пользу православия.

День Крещения Руси: традиции праздника

В этот праздник обычно проводится торжественное церковное шествие. Принято прославлять князя Владимира, вспоминать своё крещение, думать о значении Бога в своей жизни.

В этот день лучше не употреблять алкоголь, не работать, стараться избегать негативных слов и эмоций.

Краткая история Крещения Руси

До середины 10 века на Руси было наиболее распространено язычество (поклонялись нескольким богам одновременно).

Было необходимо укрепить единое государство — для этого решили принять единую веру. Это и было главной причиной крещения.

Князя Владимира посетили послы самых разных религий (приверженцы ислама, иудаизма, католицизма). Однако он решил, что до принятия такого важного решения, нужно отправить туда гонцов, чтобы те на них посмотрели. После их рассказов он принял решение.

Княгиня Ольга, бабушка князя Владимира, уже на то время была христианкой, что тоже возможно повлияло на его выбор. Княгиня Ольга считается первой, из правителей Руси, кто принял христианство.

Считается, что крещение Киевской Руси произошло в 988 году. В том году в Корсуни, князь Владимир принял новую веру. Потом начался долгий процесс христианизации страны. И начал князь с крещения своих приближенных.

Князь Владимир массово крестил киевлян в реке под названием Почайна (правый приток Днепра).

Процесс закончился только спустя столетия.

Бытует мнение, что это массовое крещение не всегда было добровольным и в народе всё-таки сохранились языческие традиции.

Русь, будучи христианским государством, повысила свой статус в отношениях с другими странами. Но также это событие повлияло на развитие культуры, объединение народов и др.

Смотрите также значение Религии.

Источник: https://www.uznaychtotakoe.ru/kreshenie-rusi/

Когда произошло крещение руси?

ЗАГАДКИ ДРЕВНЕЙ РУСИ

А. Романченко

по научно популярной книге авторов: А.А.Бычков, А.Ю.Низовский,

П.Ю. Черносвитов

Когда произошло крещение руси?

,,,,

Действительно, некоторые летописи утверждают, что именно Андрей

«в 60-ти верстах вниз по реке от Новгорода жезл свой в землю погрузи, оттоль место сие Грузино, знак того, что просветится земля русская».

Олеарий (немецкий автор, посетивший Россию в XVII веке) сообщает, что Андрей в Новгороде не только учил отправлению истинного богослужения, но и наставлял в постройке церквей и монастырей.

Однако возможно, что ко Христу Андрей приводил не Великий Новгород, а Новгород Северский, как на том настаивает Георгий Каннский

operkor.wordpress.com9. Новород-Северский

в «Истории Руссов» [Каннский Г., 1846, с. 4]. Христианство легко могло привиться на Руси, так как соседи Руси — сарматы были христианами, как о том сообщает Тертуллиан, но от частых войн вера пропала.

В Великом Новгороде был и еще один легендарный и очень новгородцами почитаемый просветитель — святой Антоний Римлянин, фигура очень интересная и странная. О нем (вкратце) известно следующее:

«Антоний, преподобный, римлянин, новгородский чудотворец, родился в Риме в 1067 г, В 1106 г.

прибыл он из Италии в Великий Новгород, в княжение Мстислава Владимировича и основал монастырь Рождества Богородицы В Прологе августа 3 сказано, что Антоний, находясь еще в Италии, положил в делву церковные сосуды и разные драгоценные вещи, и бросил ее в море, а сам чудесным образом приплыл на камне в Новгород; и что рыбаки, им нанятые, закинув сети, вытащили оную из реки Волхова, где существует его обитель (в двух верстах от Новгорода) В паперти соборной церкви Рождественского монастыря показывают вделанный в стену камень, на котором Антоний, по преданию, приплыл цз Рима. На этом камне находится изображение св. угодника».

[Словарь исторический о русских святых. СПб, 1862, с. 26–27.]

Список экспонатов РЕЛЬЕФНАЯ ФИГУРА С КРЫШКИ РАКИ. СВЯТОЙ АНТОНИЙ РИМЛЯНИН Конец XVI – начало XVII века Новгород Дерево; резьба, золочение 159 х 43 х 10 Поступила в 1898 году

Мы здесь упоминаем о нем потому, что некоторые поздние компилятивные варианты русских летописей утверждают, что именно Антоний крестил Великий Новгород! И это притом, что, согласно канону, Русь, в том числе и Новгородская, была крещена за сто с лишним лет до появления Антония! Это мы снова — о «размазывании» дат некоторых исторических событий по времени, если некритически воспринимать всюсовокупность исторических источников.

Ну, ладно, Бог с ним, с Антонием: святой был человек, и, как утверждают некоторые посвященные его жизни источники, очень был рад, что, попав столь чудесным образом так далеко от дома, обнаружил здесь православных христиан, среди которых и поселился.

С позиций же наших задач гораздо интереснее сообщение о крещении Руси Андреем Первозванным, приведенное в русских летописяхКак можно в этом сомневаться, если он, согласно «Повести временных лет»

.

dorogi-k-hramu.ruАпостол Андрей Первозванныйводружает крест на

(см. приведенную выше цитату), сам же потом абсолютно точно описал русскую баню!

Вот, оказывается, как обстоят дела, если уж впрямую пользоваться русскими летописями. Ну, примерно так же, как и с происхождением славян, руси, англов, волохов и всех прочих европейских народов напрямую от Йафета, сына Ноева.

Иначе говоря, для летописцев даже XIII века расстояние во времени в тысчонку-другую лет между знаковыми, «опорными» событиями истории роли не играло: не чувствовали рни этого расстояния! Что страшного в том, что апостол Андрей Первозванный был первым учеником Христа? Почему бы ему не проповедовать христианства в Киеве или Новгороде? Запросто!

Справедливости ради заметим, что в самой «Повести временных лет», как можно убедиться по приведенной цитате, не утверждается, что Андрей крестил славян на Днепре и в Новгороде.

Просто он побывал там, где ныне Киев и где ныне Новгород, и провозвестил будущий великий христианский город «на горах» над Днепром. Это более поздние комментаторы и «трактователи» летописных текстов говорят о том, что он или святой Антоний крестил славян. Но суть дела это не очень меняет.

Главное, во времена их жизни славяне уже были и устную традицию о провозвестии истинной веры на Руси сохранили.

infourok.ruПервый проповедник христианства наРуси апостол

Конечно, современный историк не может воспринять подобные утверждения иначе, как фантастические. А вот крещение Руси Владимиром хронологически правдоподобно, оно эпохально совпадает со временем распространения христианства во всей северной и северо-восточной Европе. Так почему бы не считать это утверждение летописи истинным? 

Опубликовал: Василий Смирнов

Источник: https://hystory.mediasole.ru/kogda_proizoshlo_kreschenie_rusi

День Крещения Руси 28 июля. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 28 июля ежегодно отмечается День Крещения Руси — памятная дата, установленная в РФ в честь «важного исторического события, оказавшего значительное влияние на общественное, духовное и культурное развитие народов России и на укрепление российской государственности». Официально праздник утвержден поправками в федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» от 13 марта 1995 года, подписанными президентом РФ Дмитрием Медведевым 31 мая 2010 года.

Учреждение праздника

В православном церковном календаре 28 июля (15 по юлианскому календарю) является днем памяти святого равноапостольного князя Владимира — крестителя Руси. В этот день в церквях совершаются торжественные богослужения, проходят крестные ходы, проводятся праздничные концерты и выставки, посвященные событиям церковной истории.

В июне 2008 года патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) от имени Архиерейского собора Русской православной церкви (РПЦ) обратился к руководству России, Украины и Белоруссии с предложением включить день памяти святого Владимира в число государственных памятных дат.

В августе 2009 года президент РФ Дмитрий Медведев и председатель правительства РФ Владимир Путин поручили Министерству культуры разработать соответствующий законопроект. В мае 2010 года он был подписан главой государства.

История Крещения Руси

Киевский князь Владимир Святославич принял крещение в 988 году. Согласно древнейшей русской летописи — «Повести временных лет», обряд состоялся в византийском поселении в Крыму — Корсуни (греческое название — Херсон, ныне территория города Севастополь). По другим источникам, Владимир был крещен в Киеве или в одной из своих резиденций близ него.

После принятия христианства Владимир приказал уничтожить в русских городах языческие капища, организовал крещение киевлян, а позднее и остальных жителей Древнерусского государства.

В 996 году в Киеве была учреждена русская митрополия, подчиненная Константинопольскому патриархату, а в других центрах Руси (в частности, в Новгороде) установлены епископские кафедры. В 990-е годы началось строительство первых каменных и деревянных церквей.

В целом процесс христианизации Древней Руси завершился к XII-XIII векам. Крещение способствовало расцвету культуры, распространению грамотности и книжности, развитию зодчества и других форм искусства.

По мнению историков, принятие христианства Владимиром было обусловлено как его личными духовными исканиями, так и рядом внутри- и внешнеполитических причин. Язычество не устраивало князя в качестве государственной идеологии, так как противоречило идее централизации государственной власти.

Кроме того, принятие христианства позволяло ввести Русь в число ведущих европейских держав своего времени и значительно повысить ее международный статус.

Также историки отмечают, что к принятию христианства Владимира могла подтолкнуть память о матери его отца, княгине Ольге, которая крестилась в Византии в 950-х годах.

История празднования

На государственном уровне празднование Крещения Руси впервые состоялось в Российской империи в день памяти святого князя Владимира 15 июля 1888 года (по старому стилю) в связи с 900-летием события. Одним из инициаторов государственных торжеств был обер-прокурор Святейшего синода Константин Победоносцев. По всей стране прошли торжественные церковные службы, крестные ходы, праздничные собрания в общественных и государственных учреждениях, народные гулянья.

31 декабря 1929 года Архиерейский синод Русской зарубежной церкви постановил в день памяти святого равноапостольного князя Владимира особенно отмечать значение православной культуры «в церковной и государственной жизни русского государства».

В 1987 года XXIV сессия Генеральной ассамблеи ЮНЕСКО призвала отметить грядущее «1000-летие введения христианства на Руси как крупнейшее событие в европейской и мировой истории и культуре». В годы перестройки произошла либерализация политики советской власти по отношению к православной церкви, накануне юбилея ей были возвращены некоторые монастыри, в том числе Свято-Данилов монастырь в Москве, Свято-Введенская Оптина пустынь в Калужской области и Толгский монастырь в Ярославле.

29 апреля 1988 года состоялась встреча генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева с патриархом Пименом (Извековым) и постоянными членами Синода РПЦ. В советской прессе впервые появились статьи по истории православия, не связанные с атеистической пропагандой. Церкви значительно облегчили издательскую и просветительскую деятельность.

В результате в 1988 году церковные, общественные и научные мероприятия, приуроченные к 1000-летию Крещения Руси, стали масштабным событием в общественной жизни СССР.

Празднование за рубежом

На Украине День крещения Киевской Руси — Украины отмечается ежегодно 28 июля, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира. Праздник был установлен 25 июля 2008 года указом Виктора Ющенко, президента страны (2005-2010). В Белоруссии в день памяти святого князя Владимира 28 июля проходят торжественные церковные и общественные мероприятия (официального статуса день не имеет).

Источник: https://tass.ru/info/5407995

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ангел Божий
Когда можно идти в церковь за крещенской водой

Закрыть