Пасха для усопших: поминальный день, поминают ли усопших, поминки на пасхальной неделе
Пасхальная неделя – светлое время радости и ликования, восхваления Христа и его жертвенного подвига. Это праздник победы вечной жизни и надежды над смертью. В светлую Седьмицу не принято печалиться, грустить, не рекомендует церковь в это время и ездить на кладбище.
Поминовение усопших осуществляется на Литургии, на сугубой ектении, можно помолится за умерших родственников и дома. По Церковному Уставу поминки на пасхальной неделе имеют ряд ограничений.
Но нет запрета на домашние молитвы или подачу священникам записок с именем покойника для прочтения во время литургии.
Почему не проводятся поминки в праздник Воскресения
Православные традиции бережно сохраняются столетиями, но определенные периоды истории вносили свои коррективы. В годы, когда большинство церквей были закрыты, люди в церковные праздники собирались на кладбище. Светлые, радостные эмоции, связанные с Воскрешением Христа и дарованием надежды на вечную жизнь, смешивались с грустью по умершим родственникам.
Традиция праздновать Воскресение возле могил умерших отходит, каждый уже может побывать теперь в храме на праздничной службе. Церковный Устав запрещает идти Воскресенье к могилам родственников, отмечают великое событие в жизни верующих в Храме. Люди собираются семьями за богатым столом с традиционными блюдами, радуются жизни, вкусной трапезе, общению.
Священники при чтении Литургии не проводят и пасхальное поминовение усопших, но по желанию прихожан могут провести краткую литию по ним.
Как провести поминки по умершему в праздники Пасхи
Нельзя предсказать минуту смерти, много людей умирает и в дни светлой Седмицы. Если человек преставился в дни праздника, поминки в Пасху совершаются, но по особенному Пасхальному чину. В молитвах священника по умершему, по правилам Требника, будет мало от обычного поминального пения. Отпевание включает в себя много праздничных песнопений, в которых говориться о величии Христа, его победе над смертью, о надежде на вечную жизнь.
Не рекомендуется поминать умерших родных на Пасху, в светлое воскресенье. Если день смерти одного из родственников в этом году припадает на праздник, стоит заказать поминальную службу в годовщину перед нужным числом. Переносится, по Церковному Уставу, девятый, сороковой день представления усопшего.
Но родственники могут помолиться в церкви, дома об успокоении души, не забывая о том, что Христом дана надежда на вечную жизнь и встречу с умершими. Поминальная Пасха проходит с мыслями о божественном чуде. Делают ли поминки на пасхальной неделе? По всем церковным правилам Седмица предназначена для радости и ликования, ее стоит отпраздновать в приятных мыслях, на службе в храме.
Когда необходимо поминание покойного, годовщина смерти и памяти которого выпадает на такую неделю, стоит поминки организовать раньше или дождаться, когда придет Радоница.
Источник: https://rins.ru/pasha-dlya-usopshih/
Что нужно делать в дни после Светлой Пасхи?
После Пасхи традиционно у восточных славян наступает Пасхальная или как ее еще принято называть, Светлая неделя, которая будет длиться до следующего воскресенья.
Светлую неделю в церкви также называют Святой. Считается, что всю неделю нужно веселиться, радоваться жизни, при этом православные старались не усердствовать с работой, а как можно больше отдыхать и душой, и телом.
Эта неделя считалась началом весеннего возрождения, обновления жизни, проводилось много обрядовых действий, в частности, связанных с заключением браков. Со Светлой недели начинались весенне-летние гулянья парней и девушек.
На следующей неделе после Пасхи принято вести более скромный образ жизни, больше отдыхать и делать добрые дела, помогать каждому, кто в этом нуждается.
Очень важно в эти дни гнать от себя плохие мысли, радоваться жизни, вспоминать приятные моменты.
Согласно народным представлениям, в пасхальную неделю души усопших временно возвращаются на землю, чтобы вместе с живыми порадоваться весеннему празднику, церковь запрещает проводить панихиды и скорбеть об умерших. Ведь скорбь противоречит духу праздника – радости по случаю Воскресения из мертвых Христа. А поминать их официально можно на так называемую Красную горку – в следующее после Пасхи воскресенье. В этот день вспоминают умерших, убирают на кладбищах, ставят цветы возле могил.
В целом традиции и обычаи на Светлой неделе уже много лет остаются неизменными: это походы в гости, смотры невест, разжигание костров, танцы, веселье, освящение пасхальных яиц и куличей, вечерние гулянья парней и девушек.
Что можно и нельзя делать?
В Светлый понедельник женщины должны оставаться дома, а мужчины – ходить в гости и поздравлять своих близких и знакомых людей. Столы должны быть накрыты на протяжении всего дня, можно есть не постную, мясную еду. Обязательно зайдите в гости к родственникам, родителям и пожилым членам семьи, обычно за столом в гостях сидят недолго, полчаса. В Светлый вторник по гостям уже, по традиции, ходят женщины, мужья остаются дома.
Во время Пасхальной недели желательно отказаться от работы. Конечно, это практически невыполнимое требование в современной жизни, поэтому постарайтесь хотя бы сократить количество выполняемой работы, делайте то, что нельзя отложить на потом.
В дни Пасхальной недели ни в коем случае нельзя грустить, злиться, ссориться. В любой неурядице старайтесь находить позитив, не вините никого и не проклинайте. Кроме того, во время Пасхальной недели запрещено скорбеть и ходить на кладбище, ведь Пасха – это праздник победы жизни над смертью.
Богослужения и молитвы
Пасха – это величайший и самый светлый праздник для всех православных людей. Христиане славят Воскрешение Христа 39 дней, начиная со дня Пасхи и до праздника Вознесения Господня, который отмечается на 40-й день после Светлого Христова Воскресения .
Первая неделя после Пасхи — Светлая седмица. Она считается праздничной и является особенным временем для всех христиан. Она длится семь дней, начиная со Светлого Воскресения и до субботы включительно.
На следующий день уже начинается «Фомина неделя». Все семь дней после Пасхи во всех церквях проводятся праздничные пасхальные богослужения, и христианам стоит стараться как можно чаще бывать в храме. Также на 2-й день после празднования Воскресения Христова и в течение всей Светлой недели вы можете освятить в церкви традиционные пасхальные угощения: куличи и яйца.
Церковь после Пасхи продолжает славить Воскрешение Христа, давшего всем нам надежду на спасение, и, многократно говоря о его победе над смертью, дарит людям радость и помогает им испытать истинное счастье.
Именно поэтому Пасхальная неделя в храме сопровождается праздничными службами с колокольным звоном, крестным ходом и открытыми царскими вратами, символизирующими то, что Спаситель своей смертью и воскрешением дал людям надежду на спасение и открыл для них врата рая.
Такая церковная служба очень похожа на ту, что проходит в день Пасхи.
В понедельник после Пасхи и на протяжении всей Светлой седмицы церковь предлагает христианам отказаться от традиционных утренних и вечерних молитв, которые наполнены смирением и покаянием.
История и значение
Мы, празднуя Воскресение Христово, празднуем победу жизни над смертью. И в самом песнопении, которое называется «Тропарем» Пасхи, то есть короткое песнопение, в котором рассказывается сущность того, что мы празднуем, говорится:
«Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».
То есть это есть радость воскресения не только Иисуса Христа, но радость воскресения для всех людей.
Апостол Павел говорит, что как в Адаме все умирают, так в Христе все воскреснут. И это не зависит от состояния человека, верит он или не верит, святым он умер или грешником.
Так же как через грехопадение Адама смерть пришла ко всем людям, и умирают и праведники, и грешники, и старые и молодые. И так будет вплоть до второго пришествия Христового. Так вот мы, вспоминая Воскресение Христово, очевидно, вспоминаем и об умерших, и об их воскресении.
И выполняем то, что для них наиболее необходимо, это есть молитва. И в сам Великий пост мы уделяем особенное внимание молитве за умерших.
И в связи с Великим постом есть особенные субботы, так называемые родительские, в которые мы вспоминаем всех от возраста умерших. По церковному календарю поминание умерших после Пасхи завершается во вторник второй недели.
Источник: https://pronedra.ru/chto-mozhno-a-chto-kategoricheski-nelzya-delat-v-svetluyu-pasxalnuyu-nedelyu-378521-pid-z.html
Вознесения Господня: после пасхи 40 дней, что можно делать
Праздник Вознесения Господня, который отмечается на 40-й день после Пасхи, — один из важнейших переходящих праздников. Символическое его значение состоит в данном Господом обещании спасения и вечной жизни всем праведникам.
Посвящённый одному из самых значимых событий в евангельской истории, особый и по богослужению, и по символике, праздник Вознесения всегда собирает в храмах многих верующих.
Он наполняет души надеждой на спасение и дарит утешение скорбящим: как Христос, завершив своё земное служение, воссоединился с Отцом Небесным, так и для каждого христианина всегда открыто Царствие Небесное.
Истоки и особенности праздника Вознесения
Двунадесятые праздники, к которым принадлежит и Вознесение, занимают непосредственно за Пасхой высшие ступени иерархической лестницы церковного календаря.
Посвящённый одному из ключевых событий евангельской истории, праздник Вознесения связан с Пасхой не только догматически: он и отсчитывается от Пасхи, перемещаясь вместе с ней в пространстве мирского календаря.
Отмечается Вознесение не в определённую дату, а на 40-й день после Пасхи, и всегда бывает в четверг шестой недели после Светлого Воскресенья.
Святое Евангелие объясняет, почему день Вознесения привязан к главному христианскому празднику. После своего Воскресения Иисус ещё 39 дней являлся апостолам, укрепляя их веру, разъясняя сущность христианского учения, чтобы они могли проповедовать Слово Божие всем народам. На сороковой день, собрав учеников на Масличной горе близ Иерусалима, Господь дал им благословение своё и во плоти вознёсся на небеса.
Первоначально это событие отмечалось не как самостоятельный праздник. Оно было единым с празднованием Пятидесятницы, благодатного схождения Святого Духа на апостолов, почему и чествовалось через 50 дней после пасхального Воскресенья.\
Только в IV веке Церковь постановила посвятить Вознесению отдельный день и отмечать его спустя 40 дней после празднования Пасхи. С тех пор эта традиция не изменяется и остаётся для верующих одной из наиболее почитаемых.
Богослужения, которые проводятся в церквях в этот день
Празднование Вознесения Господня длится 10 дней:
- 1 день предпразднования, совпадающий с Отданием Пасхи в среду шестой недели по Пасхе;
- 8 дней попразднества;
- отдание праздника, то есть его окончание, приходящееся на пятницу седьмой недели по Пасхе.
Службы проводят священнослужители, облачённые в белоснежные одеяния, символизирующие божественный свет, озаривший Христа в момент Чуда Вознесения. В храмах совершают торжественную литургию, сопровождающуюся звоном колоколов, читают строки из Евангелия, посвящённые празднику.
Через 8 дней наступает отдание праздника. Оно отмечается богослужением. Проводится чтение тех же молитв, что и в первый день. Верующим в этот день следует обязательно посетить храм и принять участие в праздничной службе. Считается, что любая искренняя молитва, обращённая к Богу в праздник Вознесения, будет обязательно услышана и не оставлена.
Народные обычаи, связанные с Вознесением
В народе принято отмечать этот день — один из важнейших двунадесятых праздников.
Традиции | Их выполнение |
Ко дню праздника Вознесения Господня обычно готовят особые блюда. | Хозяйки пекут пироги и «лесенки» — хлебцы продолговатой формы с семью перекладинками из полосок теста, выложенных сверху и символизирующих семь небес Апокалипсиса. Эту выпечку приносят в храм на освящение, а после службы угощают ею соседей и близких. |
День следует проводить в семейном кругу, поминая усопших. | Очень важно в этот праздник, исполнившись смирением, простить друг другу обиды. |
Вознесение, наступающее на сороковой день после Воскресения Христова, совпадает обычно с концом весны и началом лета, сменой важных земледельческих сезонов. В прежние времена в народном календаре праздник наполнялся и аграрным смыслом.
Значение слова «вознесение» зачастую воспринималось буквально как » восхождение«, «рост», «подъём». Такое толкование объясняет, почему многие народные приметы о погоде в этот день связаны с будущим урожаем.
Считалось также, что все 40 дней после пасхального празднования природа оживала повсюду, где проходил Христос.
Для всех верующих смысл Вознесения, одного из главных двунадесятых праздников, наполнен радостью, ликованием и чувством приближения к Богу.
Источник: https://dobrodari.su/prazdnik-vozneseniya-gospodnya-40-j-den-posle-pashi/
Поминайте усопших правильно. Особенно в дни Пасхи
Во время Страстной недели, Пасхи, а затем всей Светлой седмицы усопшие гласно не поминаются. Продолжается поминовение на Литургии: за проскомидией, на сугубой ектении («о всех прежде почивших»), а также в тайных молитвах после задостойника, – так даже на Пасху молятся об усопших.
Но сама Пасха Господня ― это праздник победы над смертью, дарование Христом жизни вечной всему роду человеческому. И в такие светлые дни поминовению усопших придается особый оттенок.
Обрядовое поминовение начинается после Фоминой недели
Понедельник Радоницы (следующая седмица после Светлой) ― это первый день, когда, собственно, совершается рядовое заупокойное поминовение.
С самой древности описана традиция, когда после Пасхальных торжеств ходили на кладбища. Но для чего? Прежде всего, для молитвы.
В наши же дни поход на кладбище ― скорее, некий повод для «маевки», «пикника на обочине», а также и для встречи с дальними родственниками, которых видишь раз в году. Ну и повод покрасоваться перед односельчанами, чтобы быть «как все», или даже «лучше всех».
Если уж речь идет о трапезе, как о древнейшем церковном установлении, то смысл ее состоит в милостыне.
Как сказано в Евангелии: «Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния.
Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных» (Лк.14:12-14).
Таких людей звали, чтобы они помолились об усопших. К примеру, мать блаженного Августина, по местному обычаю, с радостью варила кашу и кормила ею нищих, творя милостыню во благо душам усопших.
Смысл похода на кладбище, ― это, прежде всего, молитва
Ещё более важно – прийти в этот день в церковь на службу и помолиться об усопших. Даже в небольших приходских храмах богослужения все равно совершаются – пусть даже и не Литургии, а только панихиды. А придя в Радоницу на кладбище (вторник второй седмицы после Пасхи), на могилы близких, не следует делать того, что оскорбляет их память, да и Самого Бога.
Например, сейчас традиционным «атрибутом» поминовения стало распивание на могилах алкогольных напитков. Это нонсенс, такого быть не должно. Наставление рюмок, выливание водки в могилу, по большому счету, ― явное отвержение Евангельских норм. Ведь сказано, что Царство Божие ― это не пища и питие (Рим.14:17). Получается, нами руководит типичное языческое представление о том, что покойник должен есть и пить.
С другой стороны, безотказно «срабатывает» явно нехристианское понятие о том, что если мы тут пьем, едим и веселимся, значит, и покойнику «там» хорошо. Как не посмотреть, язычество, да и только.
А ведь главное на Радоницу ― это помянуть, то есть, помолиться о почивших, а не насытиться и упиться. Пьянствуя же, мы свидетельствуем о том, как не любим наших усопших.
Поминая усопших, лучше сделать все правильно – по-Евангельски
Наверняка каждый знает, где неподалеку живет старуха, для которой буханка белого хлеба ― уже лакомство, потому что она не в состоянии его себе купить. Где-то живут вдовы, сироты, инвалиды Пойти в этот день к ним, принести им что-то покушать, убрать у них дома ― эти дела милосердия принесут и нам самим, и душам наших усопших родных гораздо больше пользы, нежели собственно турпоход на кладбище.
Ведь помолиться об усопших можно в любом месте, в любое удобное время – а уж особенно в храме Божием. Но сделать доброе дело и попросить, чтобы помолились об упокоении раба Божьего имярек ― вот самое лучшее проведение Радоницы.
Итак, смысл трапезы ― это милостыня, наш поход на кладбище ― для молитвы. А у нас получается, что такие «походы» превратились в бессмысленную традицию, когда не все понимают ее смысла и предназначения.Для чего это все? Ну другие идут, и мы идем. Не дай Бог быть хуже кого-то!
Поход на кладбище именно в пасхальные дни не имеет смысла. Церковь для всего устанавливает свое время: время поминать усопших, и время радоваться победе над смертью.
Пасхальная седмица ― это победа над смертью, и даже в церковном уставе сказано, что если на пасхальную седмицу выпадает третий, девятый или сороковой день преставления усопшего, поминание переносится.
Молитва, милостыня, воздержание от языческих обычаев ― вот это основное.
Существует традиция – приглашать на могилы священника
В селах, как правило, никто никуда не спешит, священник совершает общую панихиду, и может подойти к каждой могилочке, спеть «Со святыми упокой» или отслужить литию. В городах с этим сложнее. Огромные кладбища, и родственников зачастую приходится по тысяче на священника. Как быть?
В этом вопросе скрывается еще один немаловажный нюанс поминовения усопших. Если уж мы пришли на кладбище, главное – чтобы сердце было обращено к Богу, и в нем звучала молитва. Но не должно быть тщеславного желания, чтобы вот именно «к моей могилочке» подошел батюшка, именно у моего родственника отслужили.
Бог не считает метры близости священника до могилы усопшего, и уж тем более Бог не сочувствует нашему тщеславию. Если хочется, чтобы имя почившего сродника или близкого человека было вознесено в молитвах, для этого есть Литургия, особые дни поминовения, есть и личное чтение Псалтыри ― все это большое утешение для душ усопших.
Вспомните историю Киево-Печерской Лавры, когда на пасхальное приветствие преподобного Дионисия святые отцы, в пещерах почивающие, ответили «Воистину Воскресе!». Почему бы и нам, придя с молитвой на кладбище, не сказать нашим усопшим «Христос Воскресе!», прочитать у могилки Пасхальный канон, стихиры Пасхи. Это действительно духовная радость, которой мы делимся с успошими.
К вопросу о «гробках», «красных горках», «черных неделях»
Эти дни не относятся к категории общецерковных уставных поминальных дней, но обычай имеет настолько широкое распространение, что стал практически повсеместным. Его сила велика чрезмерно, и его значение в «народном сознании» порой превосходит все обычные родительские субботы.
Сегодня Радоница становится все менее и менее церковной. Напротив: всё более наполняется языческими и просто противоцерковными обычаями и понятиями. Для большинства Радоница – малопонятный ритуал: никто толком не знает, что оно означает, но на кладбище идут практически все.
В народе его именуют «гробками», «красной горкой», а саму Радоницу «черной неделей». Региональных особенностей превеликое множество, равно как и названий поминальных дней ― «еже по обычаю».
Неосознанные обычаи
В социологии 20-25 лет ― это поколение. Советское время «выбило» из церковной традиции целых три поколения. Определенные знания можно было бы передать от бабушки к внучке, но через три поколения ― это маловероятно. Православные традиции исчезли, а что-то наносное осталось. И когда совершаются поминания, большинство современников вряд ли может четко ответить, для чего то или иное делается.
Вот, например, вспомните обычай в селе, когда несут гроб и останавливаются на перекрестках. Для чего? Дело в том, что раньше во время несения гроба с усопшим от дома к храму для отпевания на каждом перекрестке совершалась лития, читалось Евангелие за упокой (во многих местностях Украины этот добрый обычай сохранился). Это очень хорошо, очень поучительно, всё село вольно-невольно молится
А в сознании большинства людей остался лишь фрагмент обычая: несут покойника, на перекрестке остановились, а для чего – неведомо. И такого очень много.
Дальше. Даже и в не очень верующих семьях в советские времена ставился портрет покойного, возле которого зажигалась свеча. Хотя по логике вещей ― свеча зажигалась перед иконой. И таких примеров масса
Даже милостыня превратилась в какой-то странный ритуал раздаяния конфет: детки на Радоницу ходят по кладбищу с кулечками, а им горами складируют конфеты, печенье, фрукты. При этом щедрые «податели» ни на секунду не задумываются: зачем это? Идея хорошая, это ж милостыня! Но по большому счету это превратилось в развлечение.
Что уж говорить о бутылках, собираемых местными «тружениками тыла» после выпивания оставленных на могилках «ритуальных ста граммов» Выходит, мы собственноручно помогаем падающим упасть?
Что подумают люди
Представьте, сколько должно пройти лет, чтобы люди, читающие эти строки, согласились с тем, что здесь сказано, и этому научили детей.
Но в отвержении языческих традиций для многих скрывается ужасный и очень болезненный вопрос: «А что люди подумают, что скажут?»
Умер один из моих родных. Сразу пошли расспросы, надо ли завешивать зеркала? – Нет, в этом нет смысла; зеркала не завесили. А что вилки в качестве столовых приборов нельзя класть на стол поминальной трапезы? – Можно, положили на столе вилки. И всё, проблем не было!
Итак, мы сами многое провоцируем, бездумно соглашаясь с окружающими и повторяя чужие ошибки. Все говорят: надо идти на кладбище, – пойдем и мы. Все говорят, надо поставить рюмку, – поставим и мы. Все говорят, надо раздать конфеты, – раздадим и мы
Может, не нужно бояться стать «белой вороной» – не лить по примеру соседей водку на могилу, не осквернять память почивших попойками и обжорством, спокойно творить милостыню на фон общего нетрезвого веселья?
Так, наверное, поступать лучше, нежели устраивать пасхальные дебоши.
Зачем священник на кладбище?
Молитвы над гробом, на могиле усопшего совершались всегда. Так что сегодня Церковь ни на йоту не отходит от того, что делалось 10-15 веков назад.
В этом, кстати, может быть и миссионерский смысл. Одно дело, когда сидит прямо-таки компашка людей, выпивающих возле могилы, и другое – когда пришедший священник у могилы произносит священные слова, произносит священные песнопения. Для многих ― это живая проповедь. Без священника посещение кладбища есть следование непонятному ритуалу, а так кто-то помолится, пусть и неосознанно, а кто-то задумается о Вечном.
Присутствие священника на кладбище имеет также и некий дисциплинарный эффект, когда и выругаться стыдно будет, и голос повысить, и песню спеть – все-таки батюшка рядом. Так что наличие священнослужителя помогает облагораживать эту зачастую дикую среду.
* * *
От седой древности христиане в послепасхальные дни приходили для особенных молитв на могилы усопших христиан. И сегодня важно, чтобы из обычаев Радоницы ушло все наносное, языческое, чтобы всё, происходящее на кладбищах в эти дни, проистекало бы из христианской любви к покойным, а не из желания сделать «как у людей» или из простого тщеславия.
Чем больше будет нас, православных, тем большая вероятность того, что рано или поздно кладбища превратятся в священные места молитвы, а не превозношений и увеселений.
Епископ Филарет (Зверев)
Источник: https://azbyka.ru/days/p-pominajte-usopshih-pravilno-osobenno-v-dni-pashi
Когда можно поминать усопших после Пасхи в 2020 году?
Пасха – величайший православный праздник, который отмечается не только один день. На самом деле его длительность составляет 40 дней – столько, сколько Иисус Христос после Воскресения пробыл на земле со Своими учениками до Вознесения на Небеса.
На Пасху нельзя ходить на кладбище, поминать умерших людей, потому как в такой день принято радоваться победе жизни над смертью, поздравлять друг друга с Воскресением Спасителя.
Поминать усопших можно после праздника, и для этого Церковь отвела специальный день.
Первую неделю после Пасхи называют Светлой седмицей, а вторую – поминальной. На 9-й день после Воскресения Христова наступает Радоница (Радуница). Именно в такой специальный день принято ходить на кладбище, убирать на могилках, поминать умерших родственников, близких людей, друзей. Этот поминальный день иначе называют проводами.
Какого числа будет поминальный день после Пасхи в 2020 году
После Пасхи в православии есть традиция поминать усопших на 9-й день – он называется Радоницей. В 2020 году это будет 28 апреля. Поскольку проводы приходятся на рабочий будний день, сходить на кладбище можно раньше, например, 26 или 27 апреля. Но, самыми главными в этот день являются молитвы за упокой. Необходимо прийти в церковь, и подать записку с именами умерших людей, чтобы во время богослужения священнослужитель их упомянул.
На кладбище в такой день следует соблюдать определенные правила. Например, недопустима скорбь – с усопшими необходимо разделить радость от Воскресения Иисуса Христа. Именно поэтому этот поминальный день назвали Радоницей. На могилках не едят, не пью алкоголь. Можно приносить куличи и крашеные яйца, также конфеты, но их нужно раздавать нищим. Поминки устраивают дома в кругу семьи за столом.
Как лучше поминать усопших после Пасхи?
Священники неустанно повторяют: умершие нуждаются в молитвах, а не в присутствии у их могил. Что касается поминальных записок, то в них не указывают имена не крещеных людей, самоубийц – их даже не отпевают.
Чтобы помянут всех, кого уже нет рядом, рекомендуется заказывать поминание на проскомидии. Священнослужитель за каждого усопшего вынимает частичку просфоры, опускает в Чашу со Святыми Дарами. Данное действие символизирует очищение грехов.
В поминальный день желательно участвовать в литургии от начала до конца, заказать панихиду. Поминание употреблением спиртных напитков не относится к православным традициям – она языческая.
Нельзя оставлять на могилке пищу, лить на нее алкоголь – это осквернение.
Источник: https://womanka.com/novosti/kogda-mozhno-pominat-usopshih-posle-pashi-v-2020-godu
Как считается Пасха у православных — дата, от какого дня
Поскольку Пасха все время выпадает на разные даты, у многих возникает вопрос: как считают, когда будет Пасха, от какого дня, и почему она празднуется в разное время? Например, в 2020 году православные отметят главное торжество 19 апреля, а в 2021 — 2 мая.
Объясняется все очень просто: Пасху всегда отмечают в первое воскресенье, которое приходится после первого весеннего полнолуния. Наглядные примеры того, как высчитывают дату Пасхи, как посчитать, когда наступит Светлое Воскресенье, от какого дня исчисляется дата главного праздника христиан — представлены в статье.
Как считается православная Пасха: правила и примеры
Чтобы определить, как отсчитывается день Пасхи, нужно исходить из 2 основных правил:
- Хотя календарная весна наступает 1 марта, христиане начинают вести отсчет с 20 марта. Это день весеннего равноденствия, когда продолжительность дня и ночи равны с точностью до минуты (по 12 часов). Причем в этот же день наступает и так называемая астрономическая весна – уже на следующие сутки продолжительность дня становится больше долготы ночи. Так будет продолжаться до осеннего равноденствия (22-23 сентября).
- Начиная с этого дня нужно ожидать первого полнолуния. Его называют первым весенним, а также пасхальным. Как только Луна станет полной, в ближайшее же воскресенье будут отмечать Светлую Пасху.
Однако здесь возникает еще один вопрос. В 2019 году первое полнолуние состоится как раз 21 марта, а Пасху отметят только 28 апреля. В чем же дело?
Здесь нужно иметь в виду, что светская страна Россия живет по Григорианскому календарю (новый стиль), как и большинство других стран мира. Однако православная церковь до сих пор рассчитывает все дни по Юлианскому календарю (старый стиль), т.е. на 13 позже.
Классический пример – это тот самый старый новый год, который, как мы знаем, отмечается в ночь с 13 на 14 января.
Таким образом, с этой точки зрения очень просто понять, как высчитывается Пасха у православных:
- Исходим из того, что весна наступает 2 апреля (по старому стилю, т.е. по Юлианскому календарю, который до сих пор используется в православии).
- Определяем ближайшее к этой дате полнолуние по Лунному календарю.
- Ближайшее воскресенье – это православная Пасха.
Как высчитывается Пасха на каждый год: формула Гаусса
А теперь несколько слов о том, как же высчитать Пасху самостоятельно. Вообще можно даже не знать, когда именно наступает полнолуние. При этом дату можно определить на любой год – хоть на 10 лет вперед.
Для этого применяют так называемую формулу Гаусса. На первый взгляд она кажется довольно сложной, хотя на самом деле чтобы разобраться в ней, достаточно знать только простейшую арифметику.
Итак, для расчета нам понадобится определить 5 величин – назовем их условно A, B, C, D и E. Также нам нужен год, в который определяем день торжества. Для примера возьмем 2019.
Алгоритм, как считается день Пасхи в православии (т.е. по старому календарю) следующий:
- Делим 2019 сначала на 19. Получаем остаток 5 – это величина А.
- Делим 2019 на 4. Получаем остаток 3 – это величина В.
- Делим 2019 на 7. Получаем остаток 3 – это величина С.
- Теперь производим такие действия: (19*А+15)/30. От этого деления нам тоже нужно взять только остаток – это 20 (величина D).
- Теперь производим такие действия: (2B+4C+6D+6)/7. Снова берем остаток от деления – в данном случае он равен 4 (величина E).
Теперь нужно выбрать одну из этих формул:
- 22+D+E (так определяется дата в марте).
- D+E-9 (так определяется дата в апреле).
Чтобы понять, какую именно формулу выбрать, сделаем расчеты по каждой из них: в первом случае получается 22+20+4 = 46. Это число не подойдет, потому что в 1 месяце не более 31 дня. Значит, берем вторую формулу: 20+4-9 = 15. Теперь прибавляем 13, поскольку нужно учесть разницу между старым и новым стилем. Получаем 28 апреля – именно в этот день и будет отмечаться Пасха в 2019 году.
Почему отличаются даты православной и католической Пасхи
До 1054 года христианская церковь оставалась единой, однако именно в то время она распалась на Западную (католическую) и Восточную (православную). Тем не менее, христиане отмечали одни и те же праздники в одни и те же дни. Изначально они пользовались Юлианским календарем, введенным еще в 1 веке нашей эры при Гае Юлии Цезаре.
Однако тот календарь не совсем точно определил общую продолжительность года – ошибка составила всего 12 минут, однако даже этого хватило, чтобы породить большие неточности. В итоге в конце 16 века Папа Римский Григорий XIII подготовил и провел реформу для уточнения летоисчисления.
Поскольку со времен Гая Юлия Цезаря прошло почти 1500 лет, пришлось «сдвигать» время сразу на 10 дней. Образно говоря жители Италии, Испании и других стран того времени заснули 1 января, а проснулись уже 11 января. Вот такая занимательная математика.
Впоследствии православная церковь так и не перешла на Григорианский календарь (хотя Россия как светское государство, как и многие другие страны, живет именно по этой системе). Интересно, что мы присоединились к ней только после революции – в 1918 году. Но церковь продолжает отмечать все праздники по Юлианскому календарю, а в настоящий момент разница с новым стилем составляет уже 13 дней.
Многие верующие и просто интересующиеся люди задаются вопросом, насколько это правильно. То есть не следует ли вообще перейти на новую систему летоисчисления? В принципе это логичная постановка вопроса, однако реформа столь значительна, что пока православные не решаются на такие изменения.
Интересно, что католическая Пасха почти в половине случаев отмечается раньше православной. А еще в трети случаев эти даты совпадают – христиане по всему миру отмечают торжество вместе.
В остальное время разница составляет целых 5 недель, что превышает 1 лунный цикл. Вот такая своеобразная система отсчета появилась после изменения календаря.
С другой стороны, если узнать предысторию, все становится понятным. Поэтому и вопрос, как рассчитывается день Пасхи у православных, больше не возникает.
Источник: https://zavedeno.com/prazdniki/paskha/kak-schitaetsya-u-pravoslavnyh.html
Светлая седмица – неделя после Пасхи. Что можно делать и нельзя. Обычаи, приметы, обряды по дням
Светлая Седмица – неделя после Пасхи. Верующие продолжают радоваться великому чуду воскрешения Спасителя, победе жизни над смертью, чествуют Христа, усердно молятся. И такие молитвы, произнесенные в дни Светлой Седмицы особенно сильны. Что можно делать и нельзя в это время, мы постараемся рассказать в нашей публикации. Не оставим без внимания и народные обычаи, приметы, обряды по дням.
Празднование Светлой Седмицы – недели после Пасхи (Красной недели, Великой, Великоденьской)
В это радостное для всех православных время в храмах служат праздничные литургии и совершают крестные ходы каждый день. Начинает действовать разрешение на скоромную еду. Запрещаются венчания и заупокойные службы. Именно на Светлой Седмице умершие появляются перед райскими воротами, где Всевышний дарует им отпущение грехов.
В неделю после Пасхи молящиеся просят воскресшего Спасителя о снисхождении, прощении, вере, здоровье для себя и своих родных. Начинать день и заканчивать нужно благодарственной молитвой. Лучше делать это в спокойной обстановке. Молитвы и просьбы, высказанные на первой неделе после Пасхи считаются самыми сильными.
Рис2
Что можно делать и нельзя в неделю после Пасхи
Разрешено:
- звонить в колокола, раздавать милостыню;
- помогать нуждающимся;
- радоваться, веселиться, смеяться, быть счастливыми;
- креститься;
- отдыхать, наслаждаться жизнью, отложив срочные дела на потом;
- отказаться от негативных поступков и мыслей;
- в пятницу освящать воду, чествовать Пресвятую Деву;
- устраивать смотрины;
- жечь костры, отдыхать на природе, кататься на качелях.
Запрещено:
- венчаться;
- посещать умерших на кладбище, делать поминки и панихиды;
- усердно трудиться, особенно в среду;
- поститься;
- сидеть дома в воскресенье;
- охотиться и ловить рыбу, так как все радуются чудесному воскрешению Спасителя, даже звери и птицы: они ведь тоже твари божьи.
Обычаи, приметы, обряды по дням Светлой Седмицы
По пасхальной неделе, первой неделе после Пасхи, определяли, каким будет лето: ясная погода предвещала жару и хороший урожай.
В светлые дни после Воскрешения Христа качались на качелях, чтобы избавиться от грехов: одно качание – минус плохой поступок или дурная мысль. «Сдувает ветром, – говорили в народе, – все грехи большие и маленькие».
Во всех храмах были открыты двери как символ открытой дороги на небо для всех. Воскресший Спаситель дал эту дорогу своим чадам.
Малыш, родившийся на пасхальной неделе, обрекался на долгую жизнь и богатырское здоровье.
Все дни недели после Пасхи именовали Светлыми
Понедельник недели после Пасхи (Поливайник, Купальный, Светлый пн.)
В этот день нужно бить друзей, знакомых и родных ветками вербы и поливать друг друга водой, чтобы прогнать хвори и недуги, обрести здоровье и благополучие. Мужчины идут в гости с куличами и крашенками. Женщины устраивают для гостей застолья дома. Утром девушки и женщины умывались водой с крашеного яичка, чтобы целый год быть красивыми и здоровыми. В этот день нужно посещать бабушек и крестных.
Вторник недели после Пасхи (Купальный, Светлый вт.)
Непременно следовало проснуться и сходить на утреннюю службу. Иначе сони накличут беду и нищету в свой дом. Поэтому проспавших поливали студеной водой. Женщины ходили в гости с куличами и крашенками. Мужчины занимались домашними делами.
Среда недели после Пасхи (Градовая, Хороводница, Светлая ср.)
Утром тем, кто еще не вышел замуж, следовало вознести молитву к Господу о скорейшем обретении семейного счастья. После весь день необходимо было быть среди людей, чтобы не пропустить судьбоносную встречу с суженым. Абсолютно запрещено работать, чтобы урожай не пострадал от града. Настоятельно рекомендуется идти в корчму веселиться с друзьями.
Четверг недели после Пасхи (Навский, Светлый чт.)
Время посетить своих предков. В этот день посещают кладбища. Ухаживают за могилами, оставляют там ломтик кулича и крашенки. Птица, севшая на памятник, – это умерший родственник, который спустился принять гостинцы.
Такую птицу, если она прилетала во время посещения могилы, считали хорошим добрым знаком небес. Строго запрещено пребывать в унынии. Это день для светлого приветствия своим умершим родственникам.
День, когда они спускаются с небес, чтобы разделить с живыми светлую радость.
Пятница недели после Пасхи (Прощеная, Светлая пт.)
Это день всех любителей пива. В пятницу варили пиво, угощали и угощались этим напитком до легкого хмеля, чтобы пригласить удачу. Чрезмерное же пьянство кликало беду. На пиво звали зятя с семьей. Мирились с тещей и тестем, если успевали с ними поссориться.
Суббота недели после Пасхи (Святой Артос, Светлая сб.)
Верующие посещают колокольню в своем храме, звонят в колокола, чтобы проводить Светлую Седмицу. Ходят в гости, желают окружающим добра и благополучия. Священнослужителя раздают верующим освященные хлебцы-артосы с рисунком креста. Мыли дома, чтобы избавиться от несчастий и зла. Тем, кто живут в частном секторе нужно полить крышу из шланга. Те, кто живут в квартирах, могут ограничиться помывкой входной двери.
Воскресенье недели после Пасхи (Вьюнишник, Фомино вс., Светлое вс., Красная горка)
Молодежь посещает природу (красные – красивые пригорки), во время общения в компаниях многие встречают свою половинку. В этот день признаются в любви, знакомят избранницу или избранника с родителями. День судьбоносный и счастливый. Многие устраивают свадьбы именно в Светлое воскресенье.
Апостол Фома (Неверующий, т. к. Не верил в воскрешение Христа) узрел воскресшего Спасителя, поэтому и день назвали Фоминым.
Желаем нашим читателям света в душе и в жизни, мира в сердце и гармонии в отношениях с окружающими. Будьте счастливы и живите с верой. С верой в чудо, в добро, в любовь.
Добрых праздников вам и хорошего настроения!
(Visited 39 423 times, 458 visits today)ПредыдущаяСледующая
Источник: https://recepty-s-foto.ru/blog/nedelya-posle-pashi.html
Поминовение усопших в дни Пасхи
Поминовение усопших в дни Пасхи — как оно осуществляется? Одобряется ли это Православной Церковью? На эти вопросы ответит протоиерей Александр Ильяшенко.
Поминовение усопших на Пасху
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса б. Скорбященского монастыря, председатель редакционного совета сайта «Православие и мир» :
Пасха – это самый главный праздник в году. Церковь, учитывая психологию людей, разделяет дни празднования и дни печали. То радостное ликование, которое Церковь сообщает верующим на Пасху, отделяется от настроения грусти, которое сопровождает поминовение усопших.
https://www.youtube.com/watch?v=uOP_gfGzhBI
Поэтому в день Пасхи не полагается ездить на кладбище и совершать панихиды. Если кто–то умрет, а смерть на Пасху традиционно считается знаком милости Божией, то отпевание совершается по пасхальному чину, включающему в себя множество пасхальных песнопений.
Для посещения кладбища Церковь назначает специальный день – Радоницу (от слова радость – ведь праздник Пасхи продолжается) и этот праздник совершается во вторник после пасхальной недели. В этот день служится заупокойная служба и верующие посещают кладбище – помолиться об усопших, чтобы пасхальная радость передалась и им.
Посещать кладбища на Пасху стали только в советское время, когда храмы были закрыты. Люди, испытывающие потребность собраться, разделить радость, не могли пойти в храмы, которые были закрыты, и шли на кладбище на Пасху вместо того, чтобы пойти через неделю.
Кладбище как бы заменило посещение храма.
А сейчас, когда храмы открыты, поэтому эта традиция советского времени не может быть оправдана, нужно восстановить церковную традицию: быть в храме в день Пасхи и встретить радостный праздник, а на Радоницу отправиться на кладбище.
Нужно помнить, что традиция оставлять еду, пасхальные яйца на могилах – это язычество, которое возродилось в Советском Союзе, когда государство преследовало правую веру. Когда преследуют веру – возникают тяжелые суеверия.
Душам наших усопших близких нужна молитва. Неприемлем с церковной точки зрения обряд, когда на могиле ставят водку и черный хлеб, а рядом – фотографию усопшего: это, говоря современным языком – новодел, т.к., например, фотография появилась немногим более ста лет назад: значит, и традиция эта новая.
Что касается поминовения усопших спиртным: любая пьянка недопустима. В священном Писании разрешается употребление вина: «Вино веселит сердце человека»( Псалтирь 103:15), Но предостерегает от излишества: «Не упивайтеся вином, в нем же есть блуд» (Еф. 5:18 ). Можно выпить, но нельзя напиваться. И снова повторю, усопшим нужна наша усердная молитва, наше чистое сердце и трезвенный ум, милостыня, подаваемая за них, но никак не водка.
Как поминают усопших в дни Пасхи?
Многие в праздник Пасхи посещают кладбище, где находятся могилы их близких. К сожалению, в некоторых семьях существует кощунственный обычай сопровождать эти посещения могил своих родных диким пьяным разгулом. Но даже те, кто и не справляют на могилах своих близких языческих пьянственных тризн, столь оскорбительных для всякого христианского чувства, часто не знают, когда в Пасхальные дни можно и нужно поминать усопших.
Первое поминовение усопших совершается на второй седмице, после Фомина воскресенья, во вторник.
Основание для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресением, а с другой — разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника.
По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей.
Как правильно поминать усопших?
Молитва за усопших — это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике — все это дань традициям, пусть и благочестивым.
Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего — долг всякого православного христианина.Но особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.
Прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именами усопших сродников для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).После Литургии нужно отслужить панихиду.
Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.
Очень полезно жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.
Как вести себя на кладбище?
Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Более краткий чин, который может совершить и мирянин, приведен в «Полном православном молитвослове для мирян» и в брошюре «Как вести себя на кладбище», выпущенных нашим издательством).
Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного.Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм — этим оскорбляется память мертвого. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.
Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.
с использованием материалов сайта zavet.ru
Источник: https://www.pravmir.ru/pominovenie-usopshix-v-dni-pasxi/
20 апреля 2020 года — Светлый понедельник: Что нельзя делать в первый день после Пасхи
Интересным является то, что в этот период каждый желающий может попросить благословения у батюшки для того, чтобы ударить в колокол самостоятельно.
Пасха может выпадать на разные числа, но празднуется всегда в воскресенье, и поэтому первым днем после Светлого праздника является понедельник
После того как люди встретили Пасху, начинается Светлая седмица, которая длится неделю. Каждый день в ней наделен своим смыслом, запретами и традициями. Первый день после празднования Воскрешения Иисуса – понедельник.
Традиции Светлого понедельника и можно ли работать в этот день
Пасха может выпадать на разные числа, но празднуется всегда в воскресенье, и поэтому первым днем после Светлого праздника является понедельник. Название Светлый этот день получил из-за того, что считается, что он освящен Богом, ведь произошло чудо, и жизнь победила смерть.
На протяжении всей Пасхальной недели службы будут проводиться по особому чину:
- привычные молитвы не читаются, и вместо них можно услышать чтение тропаря, и это делается напевно;
- ни в коем случае не проводят венчания и заупокойные службы;
- в храмах обязательно оставляют открытыми Царские врата на круглые сутки, и это действие является символом для верующих открытия Небес;
- после того как проходит Литургия, прихожане совершают крестный ход, неся зажженные свечи под праздничный звон колоколов.
Интересным является то, что в этот период каждый желающий может попросить благословения у батюшки для того, чтобы ударить в колокол самостоятельно.
Работа в первый понедельник после Пасхи. Каждый православный верующий знает, что в Светлый праздник работать совершенно нельзя, ведь этот день, и следующий после Светлого праздника день лучше посвятить общению с Богом и родными людьми. До того, как произошла революция, люди на протяжении всей недели отдыхали и ходили на службы в храмы и в гости друг к другу.
В современном мире у людей не всегда есть возможность взять отгул, но переживать не стоит, ведь при разумном подходе к работе грехом это считаться не будет. Очень важно в этот период, да и всегда, не желать людям плохого, не сквернословить и не сплетничать. Хозяйкам также разрешается убирать, но главное – делать все без особого пристрастия.
Что категорически запрещается делать в Светлый понедельник, и что разрешено
Есть некоторые деяния, которые под категорическим запретом в Светлый понедельник, а именно:
- нельзя находиться в подавленном состоянии и думать о плохом;
- вступать в конфликтные ситуации;
- заниматься посторонними делами, забыв про прочтение молитвы;
- злоупотреблять алкогольными напитками;
- переедать, и дело тут не только в церковных запретах, но и в медицинских.
Многих людей интересует вопрос, а можно ли подстричься в понедельник после празднования Пасхи. Тут церковь напрямую этого не запрещает, но также известно, что в этот период стоит как можно меньше думать о земных делах и больше о душе.
В этот день принято ходить в гости друг к другу и садиться за праздничный стол. Православные верующие обязательно посещают храм и молятся.
Погодные приметы в Светлый понедельник расскажут погоде и урожае
Каждый крестьянин или владелец огорода так или иначе думает о том, как улучшить урожайность или когда лучше сажать ту или иную культуру. На Светлый праздник также существуют некоторые приметы, по которым можно судить об урожае или погоде, ведь погода сама подсказывает, какой будет год – голодный или плодородный:
- ливень в скором времени можно ожидать в том случае, если на небе не видно ни одного облачка или тучки;
- по погоде в этот день можно будет судить, каким будет лето;
- морозные дни еще будут, если не слышно пение птиц, и они не летают.
Каждый человек сам для себя решает, как ему проводить первый понедельник после Пасхи, но чтобы не вызвать немилость Божью, лучше соблюдать все главные запреты и думать в этот день только о светлом и хорошем.
Источник: https://kurer-sreda.ru/2020/04/20/541656-20-aprelya-2020-goda-svetlyj-ponedelnik-chto-nelzya-delat-v-pervyj-den-posle-pasxi
40 день после Пасхи
Праздник Вознесения Господня, который отмечается на 40-й день после Пасхи, — один из важнейших переходящих праздников. Символическое его значение состоит в данном Господом обещании спасения и вечной жизни всем праведникам.
Посвящённый одному из самых значимых событий в евангельской истории, особый и по богослужению, и по символике, праздник Вознесения всегда собирает в храмах многих верующих.
Он наполняет души надеждой на спасение и дарит утешение скорбящим: как Христос, завершив своё земное служение, воссоединился с Отцом Небесным, так и для каждого христианина всегда открыто Царствие Небесное.
А много ли Вы знаете о Пасхе? Пройди тест ПРЯМО СЕЙЧАС ⚓
Неделя после Пасхи с 20 по 26 апреля 2020 года: что можно делать и что нельзя
Православная Пасха не завершает церковные празднования, а лишь открывает череду православных событий. Всю неделю с 20 по 26 апреля верующие будут праздновать, соблюдая традиции и церковные предписания.
Эксперты сайта dailyhoro.ru рассказывают о Светлой неделе, или Пасхальной неделе, которая начнется в 2020 году после Пасхи, то есть 20 апреля. В православной религии всегда есть место и народным традициям, соблюдение которых помогает людям привлекать в жизнь счастье и благополучие.
Что можно делать во время Пасхальной недели
В праздничные дни верующие продолжают усердно молиться, прославляя Господа и прося у него прощения за греховные деяния. Молитвами начинают и завершают каждый день, а также просят помощи перед всяким делом.
Светлую неделю в 2020 году, как и всегда, завершит праздник Красная горка, а значит, к нему тоже нужно будет подготовиться. 26 апреля люди проводят гуляния, привлекают любовь и зазывают весеннее тепло, следуя народным традициям.
Принято одаривать знакомых и незнакомых подарками, не скупиться на помощь и не отворачиваться от тех, кто обратился за поддержкой.
Конечно, многие этот праздник встретят дома, однако и там можно провести время с близкими, сделать доброе дело, например, занявшись благотворительностью.
Не забывают во время праздничной недели и о покойных, однако плакать по ним не принято. Могилы украшают живыми цветами и молятся за упокой душ близких. В прежние времена с душами усопших обязательно разговаривали, просили совета в трудных вопросах и радовались, что умершие обрели вечную жизнь на Небесах.
Что нельзя делать с 20 по 26 апреля 2020 года
Безусловно, в праздничные дни нельзя сквернословить. Бранные слова отвращают от человека благополучие и лишают его защиты от нечистой силы. Любые дурные слова в эту неделю под запретом.
На Пасхальную неделю не проводят заупокойных служб, и в это время не принято предаваться грустным мыслям. Торжество Христова Воскресения — радостное время, и если даже случается отпевание, то священнослужители провожают покойного в праздничных одеяниях.
Нельзя на Светлой неделе обманывать и отказываться от выполнения данных обещаний. Тем, кто нарушит запрет, счастья не видать.
В праздничную неделю не принято одалживать деньги, однако если шепнуть: «Сторицей возвратись, коль от чистого сердца оторвано», то и долг вернут вовремя.
Тяжелой работой также старались не заниматься, чтобы не прогневать высшие силы, однако Церковь не запрещает заниматься важными в хозяйстве делами: ухаживать за больными, пожилыми и детьми, за домашними животными и скотиной, стирать при необходимости. Любые дела, направленные на заботу и очищение, не возбраняются как богоугодные. Нужно лишь помолиться перед началом дела, чтобы получить поддержку свыше.
Светлая неделя после Пасхи — время для счастья и радости, и в это время каждый старается во имя жертвы Христа стать лучшей версией себя, найти поддержку у высших сил и у своих близких, заботиться друг о друге и не предаваться унынию и грусти. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и
Крещение заслуженно занимает одно из главных мест среди всех праздников в православии. Это торжество несет
Любая церковная дата имеет свои особенности, которые следует знать каждому верующему. В день поминовения усопших
С поминальными днями связаны важные правила и запреты, нарушив которые можно навлечь на себя беду.
21 сентября православный мир отмечает Рождество Пресвятой Богородицы, один из главных христианских праздников. В этот
Источник: https://dailyhoro.ru/article/nedelya-posle-pashi-s-20-po-26-aprelya-2020-goda-chto-mozhno-delat-i-chto-nelzya/
На 40 день после Пасхи православные отмечают Вознесение Господне
Вознесение Господне — один из важных церковных праздников в году, не имеющих постоянной даты. Отмечается он всегда на 40 день после празднования пасхи. В 2018 году праздничный день выпадает на 17 мая. Католики отметят торжественный день, соответственно, раньше 10 мая.
Полное название праздника — Вознесение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. По Евангелие, Иисус после Воскрешения больше месяца был на земле среди своих учеников и паствы.
На сороковой день Иисус собрал апостолов на горе Елеон, где благословил их на праведную жизнь и вознесся на небо, к Господу Богу, Отцу своему. Тогда перед учениками Христа явились два ангела, которые оповестили — мессия вернется на землю, когда придет время, и будет судить живых и мертвых за их деяния и мысли. Незримо Господь и Христос всегда должны быть рядом со своей паствой, к ним можно обращаться мысленно в тяжелые и светлые времена — небо никогда не откажет верующим в помощи.
В православии Вознесение входит в число 12 Двунадесятых праздников (они посвящены главным событиям евангельской истории). Приуроченные к нему службы начинаются ещё накануне. Заканчивается пасхальный период, и в среду утром последний раз в году звучат пасхальные песнопения. А вечером служат торжественное Всенощное бдение. На следующий день во время литургии читают Евангелие от Марка, где описаны события восшествия Христа на небо.
Вознесение Господне — как правильно встретить праздник
В торжественный день нужно сходить в церковь и помолиться о спасении души, очищении от грехов и о здоровье своих близких. Считается, что именно в этот праздник небо как никогда близко к верующим и слышит все мольбы.
Праздник всегда выпадает на четверг, а потому поста в этот день нет — кушать можно любую пищу без ограничений.
В народе в этот день отмечали встречу весны и лета, сообщает портал Therussiantimes.com. Считается, что именно в праздник жаркое вступает в свои права и начинает «подвигать» красную на покой. Учитывая, что в этом году праздник выпал на 17 мая, то традиции встречи лета вполне оправданы, ведь синоптики именно к середине мая пророчат приход теплой и даже по-настоящему жаркой погоды.
В селах устраивают веселые гуляния в честь будущего богатого урожая. На Руси пекли пироги с начинкой из зелёного лука, а также особые хлебные кушанья — «лесенки», или «лествицы», на которых обязательно делали семь «перекладин», символизирующих ступени (по числу небес апокалипсиса). Эти лепешки освящали в церкви и с угощением отправлялись в гости к родне.
Хорошей приметой в праздник будет накормить или напоить странника, ведь именно в его обличье может войти в дом сам господь. Верующие стараются быть щедрыми — не отказывать в милостыне бедным и в помощи больным и нуждающимся.
Что нельзя делать в Вознесение Господне
В Вознесение, как и в любой другой праздник запрещено ссориться и ругаться, конфликтовать и выяснять отношения. Верующие стараются быть веселыми и радостными, жалеть и прощать друг друга, быть любезными со знакомыми и незнакомыми, ведь Бог в это время может быть в обличье любого человека.
В народе считается, что в этот день нельзя выносить мусор и плевать на улице, так как можно попасть в путешествующего пока по земле Христа.
В Вознесение грехом считается физический труд — всю тяжелую работу и даже рукоделие лучше отложить на обычный, будничный день.
Приметы на Вознесение Господне
Если курица снесла в этот день яйцо, его нужно подвесить под кровлей жилья. Оно будет защищать жильцов дома от несчастий.
Если на Вознесение хорошая погода, то она продержится до дня Святого Михаила (21 ноября).
Дождливый день предвещал неурожай. Если же дождь пойдет в течение трех дней после Вознесения, то убытки будут немного меньше. Но богатого урожая все равно не стоит ждать.
Роса в этот день считалась целебной, а лечебные свойства трав усиливались и сохранялись до наступления Ивана Купала (7 июля). Поэтому рекомендуется утром умыться росой. Девушкам это поможет сохранить красоту и молодость, а старикам – подарит силы.
Источник: https://therussiantimes.com/news/296477.html
Вознесение Господне — 40-й день после Пасхи :
Среди переходящих двунадесятых православных праздников особое место занимает Вознесение Господне. Им знаменуется момент, когда земное служение Спасителя уступает место Его незримому пребыванию в Небесной Церкви. С давних времён это важное событие отмечается ежегодно в четверг, через сорок дней после Пасхи.
Дни Иисуса после воскресения
Вознесение Господне описывается евангелистами Марком и Лукой, причём последний упоминает о нём не только в Евангелии, но и в книге «Деяния апостолов», автором которой он является. Согласно этим свидетельствам, Иисус Христос в течение четыредесятницы после своего чудесного воскресения из мёртвых многократно встречался со своими учениками, что служило укреплению их веры. Он представал в ином теле, отличном от обычного, присущего всем людям.
Из текста Нового Завета следует, что, поправ смерть и став причастником Жизни Вечной, Иисус Христос последние сорок дней пребывал во плоти, которую предстоит обрести каждому после всеобщего воскресения.
Достаточно вспомнить, как Он, будучи осязаем, проходил сквозь затворённую дверь или становился невидим для окружающих.
Это было тело, подобное тому, что даровал когда-то Господь праотцу нашему Адаму, и которого тот лишился, преступив Божественную заповедь. Оно не знало тленности, страданий и смерти.
Апостолы перед вкушением Благодати Божией
Основным помыслом Господа во дни пребывания Его среди учеников было подготовить их к сошествию Святого Духа, без которого невозможно было рождение Святой Церкви ― единственного пути в Царство Небесное. С Его сошествием апостолов ждало обильное излияние на них Благодати Божьей, дарующей душевные и телесные силы для пастырского служения и проповеди Христова учения среди многочисленных народов, утопавших в язычестве.
По истечении сорока дней Иисус Христос поднялся со своими учениками на Елеонскую гору в Вифании и, преподав им благословение, стал возноситься в небо. Его фигура с воздетыми руками медленно таяла в воздухе, пока не была сокрыта облаком.
И далее Святое Писание повествует о том, что явились изумлённым апостолам некие мужи, облачённые в белоснежные одежды, и возвестили о скором втором пришествии Господнем.
Те же, исполнившись радости и благоговения, поспешили в Иерусалим, где должны были, по слову Учителя, неотлучно находиться в ожидании обетованного им Святого Духа.
Прославление Иисуса Христа
Вознесение Господне по своему значению выходит далеко за рамки описанного выше события. В соответствии со множеством указаний Нового Завета, оно является прежде всего актом прославления воскресшего Спасителя и свидетельством Его превознесённого положения в Царстве Небесном. Совосседание Христа с Богом-Отцом трактуется как безусловное свидетельство Его победы. Кроме того, вознесение было неотъемлемым условием дальнейшего обожения всех уверовавших в истинность нового учения.
Праздник Вознесения Господня установился в первые годы христианства, но вплоть до IV века он отмечался в один день со святой Пятидесятницей. Об этом сохранилось большое количество свидетельств паломников, побывавших во Святой земле. Лишь с начала V века Вознесение Господне получило самостоятельный статус и прочно утвердилось в Западной Европе. Сохранилось точное описание того, как этот праздник отмечался в Византии, где весь богослужебный цикл совершался в течение десяти дней.
На Руси это событие отмечается с тех времён, когда воссиял над ней свет православия. Именно в честь его нетварных лучей была установлена традиция: духовенству служить в этот день в белых облачениях. Со временем был установлен порядок чинопоследования. Среда накануне главного торжества является предпразднеством, а последующие восемь дней ― попразднеством.
Память, увековеченная в храмовом зодчестве
В память этого новозаветного события по всей России с незапамятных времён строились и освящались многочисленные храмы. Есть и те, что вошли в число столичных. Среди них ― храм Вознесения Господня на Гороховом поле. Он является ровесником первого царя из династии Романовых ― Михаила Фёдоровича. Столь необычным названием храм обязан располагавшемуся здесь когда-то казённому гороховому полю.
Говорят, что его пересекали две тропинки, превратившиеся однажды в улицы. Одна из них была названа Вознесенской (ныне улица Радио), а другая – Гороховой (Казакова). Вот на месте пересечения этих тропинок-улиц и была построена в 1733 году владельцем этих земель, графом Г. И. Головкиным, деревянная домовая церковь. Разрешение на её строительство было получено лично у императрицы Анны Иоанновны.
Пожары и новые строительства
Однако простояла она недолго, и через четыре года сгорела. На её пепелище был вскоре возведён каменный храм, ставший со временем домовой церковью известного вельможи при дворе следующей российской правительницы Елизаветы Петровны ― графа А. Г. Разумовского. Но и в этот раз пожар уничтожил постройку. Пришлось всё начинать сначала, но благодаря финансам графа и распоряжениям Святейшего Синода храм Вознесения Господня на Гороховом поле был восстановлен в кратчайший срок.
Собор среди дворцов
К концу XVIII века вся окружающая храм территория изменилась до неузнаваемости. Она была полностью застроена роскошными усадьбами российских аристократов. Современники свидетельствуют, что нигде в Москве не было такого скопления дворцов, как на этом участке. Домовая церковь графа получила статус приходской и открыла свои двери для всех желающих.
С этого времени и вплоть до революции собор Вознесения Господня неоднократно перестраивался и служил местом, где много поколений москвичей молились о спасении своих душ и даровании им Царства Божия.
После прихода к власти большевиков он разделил судьбу многих российских храмов и церквей. Приход упразднили, а само здание использовалось для хозяйственных нужд. Только в 1992 году храм вновь стал собственностью Церкви.
Чтобы придать ему первоначальный вид, потребовались серьёзные реставрационные работы.
«Малое Вознесение»
Другим местом, где в столице увековечена память события, произошедшего на сороковой день после Воскресения Иисуса Христа, является храм Вознесения Господня на Никитской, точнее Большой Никитской. Она действительно большая, так как тянется от Кремля и до Садового кольца. Этот храм ещё называют «Малое Вознесение». Деревянная церковь, с которой начиналась его история, была построена в 1584 году по случаю восшествия на российский престол молодого царя Фёдора Иоанновича.
В те времена место, где она была заложена, принадлежало слободе, в которой селились главным образом новгородцы и устюжане, согнанные сюда по повелению Ивана Грозного. Как это бывало в большинстве случаев, церковь неоднократно горела и восстанавливалась. Не щадили её пожары и после того, как в 1634 году она стала каменной.
На протяжении всех последующих веков храм многократно перестраивался, его современный внешний вид приобрёл совершенно иные очертания. В годы богоборчества он был, разумеется, закрыт и вновь открыл свои двери прихожанам лишь в 1992 году после восстановительных работ. Рассказывая о храме, именуемом «Малым Вознесением», было бы упущением не упомянуть другой ― «Большое Вознесение». Он был построен в XIX веке вблизи Никитских ворот.
Памятник грозному царю
Продолжая рассказ, вспомним и церковь Вознесения Господня в Коломенском. Ввиду особой архитектурно-художественной ценности эта постройка XVI века признана шедевром мирового уровня и взята под охрану ЮНЕСКО. Характерно, что она явилась первой, возведённой в новаторском для того времени шатровом стиле. Большой интерес представляет и само историческое событие, послужившее поводом для её постройки.
Дело в том, что заложен храм был в период между 1530 и 1532 годами, в связи с рождением наследника престола ― будущего царя Ивана Грозного, появившегося на свет, как известно, 25 августа 1530 года.
Это бесспорный факт, единственное разногласие исследователей вызывает лишь частный вопрос: строился ли он в благодарность за уже свершившееся событие или только в связи с молением князя Василия III и его жены Елены Глинской о даровании им чадородия? Есть, правда, версия, согласно которой, церковь была построена в память победы над ханом Ислам-Гиреем в 1528 году.
Имя зодчего, потерянное в веках
Имя архитектора этого дивного творения до сих пор точно не установлено. Некоторые исследователи склонны приписывать авторство итальянскому зодчему Петру Франизску Анибалу. Известно, что он, приехав из Италии, привёз готовый проект вертикальной композиции церкви, который уже успел опробовать в Западной Европе.
Их оппоненты, в свою очередь, считают архитектуру храма продолжением традиций русского деревянного храмового зодчества. Эта церковь предназначалась исключительно для членов царской семьи, что и отразилось в некоторых особенностях её постройки, в частности в относительно небольшом объёме внутренних помещений.
Память о великом событии
Вознесение Господне было также увековечено и в многочисленных храмовых престолах, освящённых в его честь. Практически во всех крупных городах России, с благословения местного епархиального начальства, в церквах и соборах создавались приделы в честь этого события. Ежегодно по завершении Пасхальных торжеств в них совершались престольные праздничные богослужения. Во всех же прочих храмах православной Руси среди святых образов непременно присутствовала икона «Вознесение Господне».
Источник: https://www.syl.ru/article/201354/new_voznesenie-gospodne----y-den-posle-pashi