Какой праздник через 40 дней после Пасхи

Пасха для усопших: поминальный день, поминают ли усопших, поминки на пасхальной неделе

Пасхальная неделя – светлое время радости и ликования, восхваления Христа и его жертвенного подвига. Это праздник победы вечной жизни и надежды над смертью. В светлую Седьмицу не принято печалиться, грустить, не рекомендует церковь в это время и ездить на кладбище.

Поминовение усопших осуществляется на Литургии, на сугубой ектении, можно помолится за умерших родственников и дома. По Церковному Уставу поминки на пасхальной неделе имеют ряд ограничений.

Но нет запрета на домашние молитвы или подачу священникам записок с именем покойника для прочтения во время литургии.

Почему не проводятся поминки в праздник Воскресения

Православные традиции бережно сохраняются столетиями, но определенные периоды истории вносили свои коррективы. В годы, когда большинство церквей были закрыты, люди в церковные праздники собирались на кладбище. Светлые, радостные эмоции, связанные с Воскрешением Христа и дарованием надежды на вечную жизнь, смешивались с грустью по умершим родственникам.

Традиция праздновать Воскресение возле могил умерших отходит, каждый уже может побывать теперь в храме на праздничной службе. Церковный Устав запрещает идти Воскресенье к могилам родственников, отмечают великое событие в жизни верующих в Храме. Люди собираются семьями за богатым столом с традиционными блюдами, радуются жизни, вкусной трапезе, общению.

Священники при чтении Литургии не проводят и пасхальное поминовение усопших, но по желанию прихожан могут провести краткую литию по ним.

Как провести поминки по умершему в праздники Пасхи

Нельзя предсказать минуту смерти, много людей умирает и в дни светлой Седмицы. Если человек преставился в дни праздника, поминки в Пасху совершаются, но по особенному Пасхальному чину. В молитвах священника по умершему, по правилам Требника, будет мало от обычного поминального пения. Отпевание включает в себя много праздничных песнопений, в которых говориться о величии Христа, его победе над смертью, о надежде на вечную жизнь.

Не рекомендуется поминать умерших родных на Пасху, в светлое воскресенье. Если день смерти одного из родственников в этом году припадает на праздник, стоит заказать поминальную службу в годовщину перед нужным числом. Переносится, по Церковному Уставу, девятый, сороковой день представления усопшего.

Но родственники могут помолиться в церкви, дома об успокоении души, не забывая о том, что Христом дана надежда на вечную жизнь и встречу с умершими. Поминальная Пасха проходит с мыслями о божественном чуде. Делают ли поминки на пасхальной неделе? По всем церковным правилам Седмица предназначена для радости и ликования, ее стоит отпраздновать в приятных мыслях, на службе в храме.

Когда необходимо поминание покойного, годовщина смерти и памяти которого выпадает на такую неделю, стоит поминки организовать раньше или дождаться, когда придет Радоница.

Источник: https://rins.ru/pasha-dlya-usopshih/

Что нужно делать в дни после Светлой Пасхи?

После Пасхи традиционно у восточных славян наступает Пасхальная или как ее еще принято называть, Светлая неделя, которая будет длиться до следующего воскресенья.

Светлую неделю в церкви также называют Святой. Считается, что всю неделю нужно веселиться, радоваться жизни, при этом православные старались не усердствовать с работой, а как можно больше отдыхать и душой, и телом.

Эта неделя считалась началом весеннего возрождения, обновления жизни, проводилось много обрядовых действий, в частности, связанных с заключением браков. Со Светлой недели начинались весенне-летние гулянья парней и девушек.

На следующей неделе после Пасхи принято вести более скромный образ жизни, больше отдыхать и делать добрые дела, помогать каждому, кто в этом нуждается.

Очень важно в эти дни гнать от себя плохие мысли, радоваться жизни, вспоминать приятные моменты.

Согласно народным представлениям, в пасхальную неделю души усопших временно возвращаются на землю, чтобы вместе с живыми порадоваться весеннему празднику, церковь запрещает проводить панихиды и скорбеть об умерших.  Ведь скорбь противоречит духу праздника – радости по случаю Воскресения из мертвых Христа.  А поминать их официально можно на так называемую Красную горку – в следующее после Пасхи воскресенье. В этот день вспоминают умерших, убирают на кладбищах, ставят цветы возле могил.

В целом традиции и обычаи на Светлой неделе уже много лет остаются неизменными: это походы в гости, смотры невест, разжигание костров, танцы, веселье, освящение пасхальных яиц и куличей, вечерние гулянья парней и девушек.

Что можно и нельзя делать?

В Светлый понедельник женщины должны оставаться дома, а мужчины – ходить в гости и поздравлять своих близких и знакомых людей. Столы должны быть накрыты на протяжении всего дня, можно есть не постную, мясную еду. Обязательно зайдите в гости к родственникам, родителям и пожилым членам семьи, обычно за столом в гостях сидят недолго, полчаса. В Светлый вторник по гостям уже, по традиции, ходят женщины, мужья остаются дома.

Во время Пасхальной недели желательно отказаться от работы. Конечно, это практически невыполнимое требование в современной жизни, поэтому постарайтесь хотя бы сократить количество выполняемой работы, делайте то, что нельзя отложить на потом.

В дни Пасхальной недели ни в коем случае нельзя грустить, злиться, ссориться. В любой неурядице старайтесь находить позитив, не вините никого и не проклинайте. Кроме того, во время Пасхальной недели запрещено скорбеть и ходить на кладбище, ведь Пасха – это праздник победы жизни над смертью.

 Богослужения и молитвы

Пасха – это величайший и самый светлый праздник для всех православных людей. Христиане славят Воскрешение Христа 39 дней, начиная со дня Пасхи и до праздника Вознесения Господня, который отмечается на 40-й день после Светлого Христова Воскресения .

Первая неделя после Пасхи — Светлая седмица. Она считается праздничной и является особенным временем для всех христиан. Она длится семь дней, начиная со Светлого Воскресения и до субботы включительно.

На следующий день уже начинается «Фомина неделя». Все семь дней после Пасхи во всех церквях проводятся праздничные пасхальные богослужения, и христианам стоит стараться как можно чаще бывать в храме. Также на 2-й день после празднования Воскресения Христова и в течение всей Светлой недели вы можете освятить в церкви традиционные пасхальные угощения: куличи и яйца.

Церковь после Пасхи продолжает славить Воскрешение Христа, давшего всем нам надежду на спасение, и, многократно говоря о его победе над смертью, дарит людям радость и помогает им испытать истинное счастье.

Именно поэтому Пасхальная неделя в храме сопровождается праздничными службами с колокольным звоном, крестным ходом и открытыми царскими вратами, символизирующими то, что Спаситель своей смертью и воскрешением дал людям надежду на спасение и открыл для них врата рая.

Такая церковная служба очень похожа на ту, что проходит в день Пасхи.

В понедельник после Пасхи и на протяжении всей Светлой седмицы церковь предлагает христианам отказаться от традиционных утренних и вечерних молитв, которые наполнены смирением и покаянием.

История и значение

Мы, празднуя Воскресение Христово, празднуем победу жизни над смертью. И в самом песнопении, которое называется «Тропарем» Пасхи, то есть короткое песнопение, в котором рассказывается сущность того, что мы празднуем, говорится:

«Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

То есть это есть радость воскресения не только Иисуса Христа, но радость воскресения для всех людей.

Апостол Павел говорит, что как в Адаме все умирают, так в Христе все воскреснут. И это не зависит от состояния человека, верит он или не верит, святым он умер или грешником.

Так же как через грехопадение Адама смерть пришла ко всем людям, и умирают и праведники, и грешники, и старые и молодые. И так будет вплоть до второго пришествия Христового. Так вот мы, вспоминая Воскресение Христово, очевидно, вспоминаем и об умерших, и об их воскресении.

И выполняем то, что для них наиболее необходимо, это есть молитва. И в сам Великий пост мы уделяем особенное внимание молитве за умерших.

И в связи с Великим постом есть особенные субботы, так называемые родительские, в которые мы вспоминаем всех от возраста умерших. По церковному календарю поминание умерших после Пасхи завершается во вторник второй недели.

Источник: https://pronedra.ru/chto-mozhno-a-chto-kategoricheski-nelzya-delat-v-svetluyu-pasxalnuyu-nedelyu-378521-pid-z.html

Вознесения Господня: после пасхи 40 дней, что можно делать

Праздник Вознесения Господня, который отмечается на 40-й день после Пасхи, — один из важнейших переходящих праздников. Символическое его значение состоит в данном Господом обещании спасения и вечной жизни всем праведникам.

Посвящённый одному из самых значимых событий в евангельской истории, особый и по богослужению, и по символике, праздник Вознесения всегда собирает в храмах многих верующих.

Он наполняет души надеждой на спасение и дарит утешение скорбящим: как Христос, завершив своё земное служение, воссоединился с Отцом Небесным, так и для каждого христианина всегда открыто Царствие Небесное.

Истоки и особенности праздника Вознесения

Двунадесятые праздники, к которым принадлежит и Вознесение, занимают непосредственно за Пасхой высшие ступени иерархической лестницы церковного календаря.

Посвящённый одному из ключевых событий евангельской истории, праздник Вознесения связан с Пасхой не только догматически: он и отсчитывается от Пасхи, перемещаясь вместе с ней в пространстве мирского календаря.

Отмечается Вознесение не в определённую дату, а на 40-й день после Пасхи, и всегда бывает в четверг шестой недели после Светлого Воскресенья.

Святое Евангелие объясняет, почему день Вознесения привязан к главному христианскому празднику. После своего Воскресения Иисус ещё 39 дней являлся апостолам, укрепляя их веру, разъясняя сущность христианского учения, чтобы они могли проповедовать Слово Божие всем народам. На сороковой день, собрав учеников на Масличной горе близ Иерусалима, Господь дал им благословение своё и во плоти вознёсся на небеса.

Первоначально это событие отмечалось не как самостоятельный праздник. Оно было единым с празднованием Пятидесятницы, благодатного схождения Святого Духа на апостолов, почему и чествовалось через 50 дней после пасхального Воскресенья.\

Только в IV веке Церковь постановила посвятить Вознесению отдельный день и отмечать его спустя 40 дней после празднования Пасхи. С тех пор эта традиция не изменяется и остаётся для верующих одной из наиболее почитаемых.

Богослужения, которые проводятся в церквях в этот день

Празднование Вознесения Господня длится 10 дней:

  • 1 день предпразднования, совпадающий с Отданием Пасхи в среду шестой недели по Пасхе;
  • 8 дней попразднества;
  • отдание праздника, то есть его окончание, приходящееся на пятницу седьмой недели по Пасхе.

Службы проводят священнослужители, облачённые в белоснежные одеяния, символизирующие божественный свет, озаривший Христа в момент Чуда Вознесения. В храмах совершают торжественную литургию, сопровождающуюся звоном колоколов, читают строки из Евангелия, посвящённые празднику.

Через 8 дней наступает отдание праздника. Оно отмечается богослужением. Проводится чтение тех же молитв, что и в первый день. Верующим в этот день следует обязательно посетить храм и принять участие в праздничной службе. Считается, что любая искренняя молитва, обращённая к Богу в праздник Вознесения, будет обязательно услышана и не оставлена.

Народные обычаи, связанные с Вознесением

В народе принято отмечать этот день — один из важнейших двунадесятых праздников.

Традиции Их выполнение
Ко дню праздника Вознесения Господня обычно готовят особые блюда. Хозяйки пекут пироги и «лесенки» — хлебцы продолговатой формы с семью перекладинками из полосок теста, выложенных сверху и символизирующих семь небес Апокалипсиса. Эту выпечку приносят в храм на освящение, а после службы угощают ею соседей и близких.
День следует проводить в семейном кругу, поминая усопших. Очень важно в этот праздник, исполнившись смирением, простить друг другу обиды.

Вознесение, наступающее на сороковой день после Воскресения Христова, совпадает обычно с концом весны и началом лета, сменой важных земледельческих сезонов. В прежние времена в народном календаре праздник наполнялся и аграрным смыслом.

Значение слова «вознесение» зачастую воспринималось буквально как » восхождение«, «рост», «подъём». Такое толкование объясняет, почему многие народные приметы о погоде в этот день связаны с будущим урожаем.

Считалось также, что все 40 дней после пасхального празднования природа оживала повсюду, где проходил Христос.

Для всех верующих смысл Вознесения, одного из главных двунадесятых праздников, наполнен радостью, ликованием и чувством приближения к Богу.

Источник: https://dobrodari.su/prazdnik-vozneseniya-gospodnya-40-j-den-posle-pashi/

Поминайте усопших правильно. Особенно в дни Пасхи

Во вре­мя Страст­ной неде­ли, Пас­хи, а за­тем всей Свет­лой сед­ми­цы усоп­шие глас­но не по­ми­на­ют­ся. Про­дол­жа­ет­ся по­ми­но­ве­ние на Ли­тур­гии: за про­ско­ми­ди­ей, на су­гу­бой ек­те­нии («о всех преж­де по­чив­ших»), а так­же в тай­ных мо­лит­вах по­сле за­до­стой­ни­ка, – так да­же на Пас­ху мо­лят­ся об усоп­ших.

Но са­ма Пас­ха Гос­под­ня ― это празд­ник по­бе­ды над смер­тью, да­ро­ва­ние Хри­стом жиз­ни веч­ной все­му ро­ду че­ло­ве­че­ско­му. И в та­кие свет­лые дни по­ми­но­ве­нию усоп­ших при­да­ет­ся осо­бый от­те­нок.

Об­ря­до­вое по­ми­но­ве­ние на­чи­на­ет­ся по­сле Фо­ми­ной неде­ли

По­не­дель­ник Ра­до­ни­цы (сле­ду­ю­щая сед­ми­ца по­сле Свет­лой) ― это пер­вый день, ко­гда, соб­ствен­но, со­вер­ша­ет­ся ря­до­вое за­упо­кой­ное по­ми­но­ве­ние.

С са­мой древ­но­сти опи­са­на тра­ди­ция, ко­гда по­сле Пас­халь­ных тор­жеств хо­ди­ли на клад­би­ща. Но для че­го? Преж­де все­го, для мо­лит­вы.

В на­ши же дни по­ход на клад­би­ще ― ско­рее, некий по­вод для «ма­ев­ки», «пик­ни­ка на обо­чине», а так­же и для встре­чи с даль­ни­ми род­ствен­ни­ка­ми, ко­то­рых ви­дишь раз в го­ду. Ну и по­вод по­кра­со­вать­ся пе­ред од­но­сель­ча­на­ми, чтобы быть «как все», или да­же «луч­ше всех».

Ес­ли уж речь идет о тра­пе­зе, как о древ­ней­шем цер­ков­ном уста­нов­ле­нии, то смысл ее со­сто­ит в ми­ло­стыне.

Как ска­за­но в Еван­ге­лии: «Ко­гда де­ла­ешь обед или ужин, не зо­ви дру­зей тво­их, ни бра­тьев тво­их, ни род­ствен­ни­ков тво­их, ни со­се­дей бо­га­тых, чтобы и они те­бя ко­гда не по­зва­ли, и не по­лу­чил ты воз­да­я­ния.

Но, ко­гда де­ла­ешь пир, зо­ви ни­щих, увеч­ных, хро­мых, сле­пых, и бла­жен бу­дешь, что они не мо­гут воз­дать те­бе, ибо воз­даст­ся те­бе в вос­кре­се­ние пра­вед­ных» (Лк.14:12-14).

Та­ких лю­дей зва­ли, чтобы они по­мо­ли­лись об усоп­ших. К при­ме­ру, мать бла­жен­но­го Ав­гу­сти­на, по мест­но­му обы­чаю, с ра­до­стью ва­ри­ла ка­шу и кор­ми­ла ею ни­щих, тво­ря ми­ло­сты­ню во бла­го ду­шам усоп­ших.

Смысл по­хо­да на клад­би­ще, ― это, преж­де все­го, мо­лит­ва

Ещё бо­лее важ­но – прий­ти в этот день в цер­ковь на служ­бу и по­мо­лить­ся об усоп­ших. Да­же в неболь­ших при­ход­ских хра­мах бо­го­слу­же­ния все рав­но со­вер­ша­ют­ся – пусть да­же и не Ли­тур­гии, а толь­ко па­ни­хи­ды. А при­дя в Ра­до­ни­цу на клад­би­ще (втор­ник вто­рой сед­ми­цы по­сле Пас­хи), на мо­ги­лы близ­ких, не сле­ду­ет де­лать то­го, что оскорб­ля­ет их па­мять, да и Са­мо­го Бо­га.

На­при­мер, сей­час тра­ди­ци­он­ным «ат­ри­бу­том» по­ми­но­ве­ния ста­ло рас­пи­ва­ние на мо­ги­лах ал­ко­голь­ных на­пит­ков. Это нон­сенс, та­ко­го быть не долж­но. На­став­ле­ние рю­мок, вы­ли­ва­ние вод­ки в мо­ги­лу, по боль­шо­му сче­ту, ― яв­ное от­вер­же­ние Еван­гель­ских норм. Ведь ска­за­но, что Цар­ство Бо­жие ― это не пи­ща и пи­тие (Рим.14:17). По­лу­ча­ет­ся, на­ми ру­ко­во­дит ти­пич­ное язы­че­ское пред­став­ле­ние о том, что по­кой­ник дол­жен есть и пить.

С дру­гой сто­ро­ны, без­от­каз­но «сра­ба­ты­ва­ет» яв­но нехри­сти­ан­ское по­ня­тие о том, что ес­ли мы тут пьем, едим и ве­се­лим­ся, зна­чит, и по­кой­ни­ку «там» хо­ро­шо. Как не по­смот­реть, язы­че­ство, да и толь­ко.

А ведь глав­ное на Ра­до­ни­цу ― это по­мя­нуть, то есть, по­мо­лить­ся о по­чив­ших, а не на­сы­тить­ся и упить­ся. Пьян­ствуя же, мы сви­де­тель­ству­ем о том, как не лю­бим на­ших усоп­ших.

По­ми­ная усоп­ших, луч­ше сде­лать все пра­виль­но – по-Еван­гель­ски

На­вер­ня­ка каж­дый зна­ет, где непо­да­ле­ку жи­вет ста­ру­ха, для ко­то­рой бу­хан­ка бе­ло­го хле­ба ― уже ла­ком­ство, по­то­му что она не в со­сто­я­нии его се­бе ку­пить. Где-то жи­вут вдо­вы, си­ро­ты, ин­ва­ли­ды Пой­ти в этот день к ним, при­не­сти им что-то по­ку­шать, убрать у них до­ма ― эти де­ла ми­ло­сер­дия при­не­сут и нам са­мим, и ду­шам на­ших усоп­ших род­ных го­раз­до боль­ше поль­зы, неже­ли соб­ствен­но тур­по­ход на клад­би­ще.

Ведь по­мо­лить­ся об усоп­ших мож­но в лю­бом ме­сте, в лю­бое удоб­ное вре­мя – а уж осо­бен­но в хра­ме Бо­жи­ем. Но сде­лать доб­рое де­ло и по­про­сить, чтобы по­мо­ли­лись об упо­ко­е­нии ра­ба Бо­жье­го имя­рек ― вот са­мое луч­шее про­ве­де­ние Ра­до­ни­цы.

Итак, смысл тра­пезы ― это ми­ло­сты­ня, наш по­ход на клад­би­ще ― для мо­лит­вы. А у нас по­лу­ча­ет­ся, что та­кие «по­хо­ды» пре­вра­ти­лись в бес­смыс­лен­ную тра­ди­цию, ко­гда не все по­ни­ма­ют ее смыс­ла и пред­на­зна­че­ния.Для че­го это все? Ну дру­гие идут, и мы идем. Не дай Бог быть ху­же ко­го-то!

По­ход на клад­би­ще имен­но в пас­халь­ные дни не име­ет смыс­ла. Цер­ковь для все­го уста­нав­ли­ва­ет свое вре­мя: вре­мя по­ми­нать усоп­ших, и вре­мя ра­до­вать­ся по­бе­де над смер­тью.

Пас­халь­ная сед­ми­ца ― это по­бе­да над смер­тью, и да­же в цер­ков­ном уста­ве ска­за­но, что ес­ли на пас­халь­ную сед­ми­цу вы­па­да­ет тре­тий, де­вя­тый или со­ро­ко­вой день пре­став­ле­ния усоп­ше­го, по­ми­на­ние пе­ре­но­сит­ся.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Можно ли до Пасхи есть яйца

Мо­лит­ва, ми­ло­сты­ня, воз­дер­жа­ние от язы­че­ских обы­ча­ев ― вот это ос­нов­ное.

Су­ще­ству­ет тра­ди­ция – при­гла­шать на мо­ги­лы свя­щен­ни­ка

В се­лах, как пра­ви­ло, ни­кто ни­ку­да не спе­шит, свя­щен­ник со­вер­ша­ет об­щую па­ни­хи­ду, и мо­жет по­дой­ти к каж­дой мо­ги­лоч­ке, спеть «Со свя­ты­ми упо­кой» или от­слу­жить ли­тию. В го­ро­дах с этим слож­нее. Огром­ные клад­би­ща, и род­ствен­ни­ков за­ча­стую при­хо­дит­ся по ты­ся­че на свя­щен­ни­ка. Как быть?

В этом во­про­се скры­ва­ет­ся еще один нема­ло­важ­ный ню­анс по­ми­но­ве­ния усоп­ших. Ес­ли уж мы при­шли на клад­би­ще, глав­ное – чтобы серд­це бы­ло об­ра­ще­но к Бо­гу, и в нем зву­ча­ла мо­лит­ва. Но не долж­но быть тще­слав­но­го же­ла­ния, чтобы вот имен­но «к мо­ей мо­ги­лоч­ке» по­до­шел ба­тюш­ка, имен­но у мо­е­го род­ствен­ни­ка от­слу­жи­ли.

Бог не счи­та­ет мет­ры бли­зо­сти свя­щен­ни­ка до мо­ги­лы усоп­ше­го, и уж тем бо­лее Бог не со­чув­ству­ет на­ше­му тще­сла­вию. Ес­ли хо­чет­ся, чтобы имя по­чив­ше­го срод­ни­ка или близ­ко­го че­ло­ве­ка бы­ло воз­не­се­но в мо­лит­вах, для это­го есть Ли­тур­гия, осо­бые дни по­ми­но­ве­ния, есть и лич­ное чте­ние Псал­ты­ри ― все это боль­шое уте­ше­ние для душ усоп­ших.

Вспом­ни­те ис­то­рию Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры, ко­гда на пас­халь­ное при­вет­ствие пре­по­доб­но­го Ди­о­ни­сия свя­тые от­цы, в пе­ще­рах по­чи­ва­ю­щие, от­ве­ти­ли «Во­ис­ти­ну Вос­кре­се!». По­че­му бы и нам, при­дя с мо­лит­вой на клад­би­ще, не ска­зать на­шим усоп­шим «Хри­стос Вос­кре­се!», про­чи­тать у мо­гил­ки Пас­халь­ный ка­нон, сти­хи­ры Пас­хи. Это дей­стви­тель­но ду­хов­ная ра­дость, ко­то­рой мы де­лим­ся с успо­ши­ми.

К во­про­су о «гроб­ках», «крас­ных гор­ках», «чер­ных неде­лях»

Эти дни не от­но­сят­ся к ка­те­го­рии об­ще­цер­ков­ных устав­ных по­ми­наль­ных дней, но обы­чай име­ет на­столь­ко ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние, что стал прак­ти­че­ски по­все­мест­ным. Его си­ла ве­ли­ка чрез­мер­но, и его зна­че­ние в «на­род­ном со­зна­нии» по­рой пре­вос­хо­дит все обыч­ные ро­ди­тель­ские суб­бо­ты.

Се­го­дня Ра­до­ни­ца ста­но­вит­ся все ме­нее и ме­нее цер­ков­ной. На­про­тив: всё бо­лее на­пол­ня­ет­ся язы­че­ски­ми и про­сто про­ти­во­цер­ков­ны­ми обы­ча­я­ми и по­ня­ти­я­ми. Для боль­шин­ства Ра­до­ни­ца – ма­ло­по­нят­ный ри­ту­ал: ни­кто тол­ком не зна­ет, что оно озна­ча­ет, но на клад­би­ще идут прак­ти­че­ски все.

В на­ро­де его име­ну­ют «гроб­ка­ми», «крас­ной гор­кой», а са­му Ра­до­ни­цу «чер­ной неде­лей». Ре­гио­наль­ных осо­бен­но­стей пре­ве­ли­кое мно­же­ство, рав­но как и на­зва­ний по­ми­наль­ных дней ― «еже по обы­чаю».

Неосо­знан­ные обы­чаи

В со­цио­ло­гии 20-25 лет ― это по­ко­ле­ние. Со­вет­ское вре­мя «вы­би­ло» из цер­ков­ной тра­ди­ции це­лых три по­ко­ле­ния. Опре­де­лен­ные зна­ния мож­но бы­ло бы пе­ре­дать от ба­буш­ки к внуч­ке, но через три по­ко­ле­ния ― это ма­ло­ве­ро­ят­но. Пра­во­слав­ные тра­ди­ции ис­чез­ли, а что-то на­нос­ное оста­лось. И ко­гда со­вер­ша­ют­ся по­ми­на­ния, боль­шин­ство совре­мен­ни­ков вряд ли мо­жет чет­ко от­ве­тить, для че­го то или иное де­ла­ет­ся.

Вот, на­при­мер, вспом­ни­те обы­чай в се­ле, ко­гда несут гроб и оста­нав­ли­ва­ют­ся на пе­ре­крест­ках. Для че­го? Де­ло в том, что рань­ше во вре­мя несе­ния гро­ба с усоп­шим от до­ма к хра­му для от­пе­ва­ния на каж­дом пе­ре­крест­ке со­вер­ша­лась ли­тия, чи­та­лось Еван­ге­лие за упо­кой (во мно­гих мест­но­стях Укра­и­ны этот доб­рый обы­чай со­хра­нил­ся). Это очень хо­ро­шо, очень по­учи­тель­но, всё се­ло воль­но-неволь­но мо­лит­ся

А в со­зна­нии боль­шин­ства лю­дей остал­ся лишь фраг­мент обы­чая: несут по­кой­ни­ка, на пе­ре­крест­ке оста­но­ви­лись, а для че­го – неве­до­мо. И та­ко­го очень мно­го.

Даль­ше. Да­же и в не очень ве­ру­ю­щих се­мьях в со­вет­ские вре­ме­на ста­вил­ся порт­рет по­кой­но­го, воз­ле ко­то­ро­го за­жи­га­лась све­ча. Хо­тя по ло­ги­ке ве­щей ― све­ча за­жи­га­лась пе­ред ико­ной. И та­ких при­ме­ров мас­са

Да­же ми­ло­сты­ня пре­вра­ти­лась в ка­кой-то стран­ный ри­ту­ал раз­да­я­ния кон­фет: дет­ки на Ра­до­ни­цу хо­дят по клад­би­щу с ку­леч­ка­ми, а им го­ра­ми скла­ди­ру­ют кон­фе­ты, пе­че­нье, фрук­ты. При этом щед­рые «по­да­те­ли» ни на се­кун­ду не за­ду­мы­ва­ют­ся: за­чем это? Идея хо­ро­шая, это ж ми­ло­сты­ня! Но по боль­шо­му сче­ту это пре­вра­ти­лось в раз­вле­че­ние.

Что уж го­во­рить о бу­тыл­ках, со­би­ра­е­мых мест­ны­ми «тру­же­ни­ка­ми ты­ла» по­сле вы­пи­ва­ния остав­лен­ных на мо­гил­ках «ри­ту­аль­ных ста грам­мов» Вы­хо­дит, мы соб­ствен­но­руч­но по­мо­га­ем па­да­ю­щим упасть?

Что по­ду­ма­ют лю­ди

Пред­ставь­те, сколь­ко долж­но прой­ти лет, чтобы лю­ди, чи­та­ю­щие эти стро­ки, со­гла­си­лись с тем, что здесь ска­за­но, и это­му на­учи­ли де­тей.

Но в от­вер­же­нии язы­че­ских тра­ди­ций для мно­гих скры­ва­ет­ся ужас­ный и очень бо­лез­нен­ный во­прос: «А что лю­ди по­ду­ма­ют, что ска­жут?»

Умер один из мо­их род­ных. Сра­зу по­шли рас­спро­сы, на­до ли за­ве­ши­вать зер­ка­ла? – Нет, в этом нет смыс­ла; зер­ка­ла не за­ве­си­ли. А что вил­ки в ка­че­стве сто­ло­вых при­бо­ров нель­зя класть на стол по­ми­наль­ной тра­пезы? – Мож­но, по­ло­жи­ли на сто­ле вил­ки. И всё, про­блем не бы­ло!

Итак, мы са­ми мно­гое про­во­ци­ру­ем, без­дум­но со­гла­ша­ясь с окру­жа­ю­щи­ми и по­вто­ряя чу­жие ошиб­ки. Все го­во­рят: на­до ид­ти на клад­би­ще, – пой­дем и мы. Все го­во­рят, на­до по­ста­вить рюм­ку, – по­ста­вим и мы. Все го­во­рят, на­до раз­дать кон­фе­ты, – раз­да­дим и мы

Мо­жет, не нуж­но бо­ять­ся стать «бе­лой во­ро­ной» – не лить по при­ме­ру со­се­дей вод­ку на мо­ги­лу, не осквер­нять па­мять по­чив­ших по­пой­ка­ми и об­жор­ством, спо­кой­но тво­рить ми­ло­сты­ню на фон об­ще­го нетрез­во­го ве­се­лья?

Так, на­вер­ное, по­сту­пать луч­ше, неже­ли устра­и­вать пас­халь­ные де­бо­ши.

За­чем свя­щен­ник на клад­би­ще?

Мо­лит­вы над гро­бом, на мо­ги­ле усоп­ше­го со­вер­ша­лись все­гда. Так что се­го­дня Цер­ковь ни на йо­ту не от­хо­дит от то­го, что де­ла­лось 10-15 ве­ков на­зад.

В этом, кста­ти, мо­жет быть и мис­си­о­нер­ский смысл. Од­но де­ло, ко­гда си­дит пря­мо-та­ки ком­паш­ка лю­дей, вы­пи­ва­ю­щих воз­ле мо­ги­лы, и дру­гое – ко­гда при­шед­ший свя­щен­ник у мо­ги­лы про­из­но­сит свя­щен­ные сло­ва, про­из­но­сит свя­щен­ные пес­но­пе­ния. Для мно­гих ― это жи­вая про­по­ведь. Без свя­щен­ни­ка по­се­ще­ние клад­би­ща есть сле­до­ва­ние непо­нят­но­му ри­ту­а­лу, а так кто-то по­мо­лит­ся, пусть и неосо­знан­но, а кто-то за­ду­ма­ет­ся о Веч­ном.

При­сут­ствие свя­щен­ни­ка на клад­би­ще име­ет так­же и некий дис­ци­пли­нар­ный эф­фект, ко­гда и вы­ру­гать­ся стыд­но бу­дет, и го­лос по­вы­сить, и пес­ню спеть – все-та­ки ба­тюш­ка ря­дом. Так что на­ли­чие свя­щен­но­слу­жи­те­ля по­мо­га­ет обла­го­ра­жи­вать эту за­ча­стую ди­кую сре­ду.

* * *

От се­дой древ­но­сти хри­сти­ане в по­сле­пас­халь­ные дни при­хо­ди­ли для осо­бен­ных мо­литв на мо­ги­лы усоп­ших хри­сти­ан. И се­го­дня важ­но, чтобы из обы­ча­ев Ра­до­ни­цы ушло все на­нос­ное, язы­че­ское, чтобы всё, про­ис­хо­дя­щее на клад­би­щах в эти дни, про­ис­те­ка­ло бы из хри­сти­ан­ской люб­ви к по­кой­ным, а не из же­ла­ния сде­лать «как у лю­дей» или из про­сто­го тще­сла­вия.

Чем боль­ше бу­дет нас, пра­во­слав­ных, тем боль­шая ве­ро­ят­ность то­го, что ра­но или позд­но клад­би­ща пре­вра­тят­ся в свя­щен­ные ме­ста мо­лит­вы, а не пре­воз­но­ше­ний и уве­се­ле­ний.

Епи­скоп Фила­рет (Зве­рев)

Источник: https://azbyka.ru/days/p-pominajte-usopshih-pravilno-osobenno-v-dni-pashi

Когда можно поминать усопших после Пасхи в 2020 году?

Пасха – величайший православный праздник, который отмечается не только один день. На самом деле его длительность составляет 40 дней – столько, сколько Иисус Христос после Воскресения пробыл на земле со Своими учениками до Вознесения на Небеса.

На Пасху нельзя ходить на кладбище, поминать умерших людей, потому как в такой день принято радоваться победе жизни над смертью, поздравлять друг друга с Воскресением Спасителя.

Поминать усопших можно после праздника, и для этого Церковь отвела специальный день.

Первую неделю после Пасхи называют Светлой седмицей, а вторую – поминальной. На 9-й день после Воскресения Христова наступает Радоница (Радуница). Именно в такой специальный день принято ходить на кладбище, убирать на могилках,  поминать умерших родственников, близких людей, друзей. Этот поминальный день иначе называют проводами.

Какого числа будет поминальный день после Пасхи в 2020 году

После Пасхи в православии есть традиция поминать усопших на 9-й день – он называется Радоницей. В 2020 году это будет 28 апреля. Поскольку проводы приходятся на рабочий будний день, сходить на кладбище можно раньше, например, 26 или 27 апреля. Но, самыми главными в этот день являются молитвы за упокой. Необходимо прийти в церковь, и подать записку с именами умерших людей, чтобы во время богослужения священнослужитель их упомянул.

На кладбище в такой день следует соблюдать определенные правила. Например, недопустима скорбь – с усопшими необходимо разделить радость от Воскресения Иисуса Христа. Именно поэтому этот поминальный день назвали Радоницей. На могилках не едят, не пью алкоголь. Можно приносить куличи и крашеные яйца, также конфеты, но их нужно раздавать нищим. Поминки устраивают дома в кругу семьи за столом.

Как лучше поминать усопших после Пасхи?

Священники неустанно повторяют: умершие нуждаются в молитвах, а не в присутствии у их могил. Что касается поминальных записок, то в них не указывают имена не крещеных людей, самоубийц – их даже не отпевают.

Чтобы помянут всех, кого уже нет рядом, рекомендуется заказывать поминание на проскомидии. Священнослужитель за каждого усопшего вынимает частичку просфоры, опускает в Чашу со Святыми Дарами. Данное действие символизирует очищение грехов.

В поминальный день желательно участвовать в литургии от начала до конца, заказать панихиду. Поминание употреблением спиртных напитков не относится к православным традициям – она языческая.

Нельзя оставлять на могилке пищу, лить на нее алкоголь – это осквернение.

Источник: https://womanka.com/novosti/kogda-mozhno-pominat-usopshih-posle-pashi-v-2020-godu

Как считается Пасха у православных — дата, от какого дня

Поскольку Пасха все время выпадает на разные даты, у многих возникает вопрос: как считают, когда будет Пасха, от какого дня, и почему она празднуется в разное время? Например, в 2020 году православные отметят главное торжество 19 апреля, а в 2021 — 2 мая.

Объясняется все очень просто: Пасху всегда отмечают в первое воскресенье, которое приходится после первого весеннего полнолуния. Наглядные примеры того, как высчитывают дату Пасхи, как посчитать, когда наступит Светлое Воскресенье, от какого дня исчисляется дата главного праздника христиан — представлены в статье.

Как считается православная Пасха: правила и примеры

Чтобы определить, как отсчитывается день Пасхи, нужно исходить из 2 основных правил:

  1. Хотя календарная весна наступает 1 марта, христиане начинают вести отсчет с 20 марта. Это день весеннего равноденствия, когда продолжительность дня и ночи равны с точностью до минуты (по 12 часов). Причем в этот же день наступает и так называемая астрономическая весна – уже на следующие сутки продолжительность дня становится больше долготы ночи. Так будет продолжаться до осеннего равноденствия (22-23 сентября).
  2. Начиная с этого дня нужно ожидать первого полнолуния. Его называют первым весенним, а также пасхальным. Как только Луна станет полной, в ближайшее же воскресенье будут отмечать Светлую Пасху.

Однако здесь возникает еще один вопрос. В 2019 году первое полнолуние состоится как раз 21 марта, а Пасху отметят только 28 апреля. В чем же дело?

Здесь нужно иметь в виду, что светская страна Россия живет по Григорианскому календарю (новый стиль), как и большинство других стран мира. Однако православная церковь до сих пор рассчитывает все дни по Юлианскому календарю (старый стиль), т.е. на 13 позже.

Классический пример – это тот самый старый новый год, который, как мы знаем, отмечается в ночь с 13 на 14 января.

Таким образом, с этой точки зрения очень просто понять, как высчитывается Пасха у православных:

  1. Исходим из того, что весна наступает 2 апреля (по старому стилю, т.е. по Юлианскому календарю, который до сих пор используется в православии).
  2. Определяем ближайшее к этой дате полнолуние по Лунному календарю.
  3. Ближайшее воскресенье – это православная Пасха.

Как высчитывается Пасха на каждый год: формула Гаусса

А теперь несколько слов о том, как же высчитать Пасху самостоятельно. Вообще можно даже не знать, когда именно наступает полнолуние. При этом дату можно определить на любой год – хоть на 10 лет вперед.

Для этого применяют так называемую формулу Гаусса. На первый взгляд она кажется довольно сложной, хотя на самом деле чтобы разобраться в ней, достаточно знать только простейшую арифметику.

Итак, для расчета нам понадобится определить 5 величин – назовем их условно A, B, C, D и E. Также нам нужен год, в который определяем день торжества. Для примера возьмем 2019.

Алгоритм, как считается день Пасхи в православии (т.е. по старому календарю) следующий:

  1. Делим 2019 сначала на 19. Получаем остаток 5 – это величина А.
  2. Делим 2019 на 4. Получаем остаток 3 – это величина В.
  3. Делим 2019 на 7. Получаем остаток 3 – это величина С.
  4. Теперь производим такие действия: (19*А+15)/30. От этого деления нам тоже нужно взять только остаток – это 20 (величина D).
  5. Теперь производим такие действия: (2B+4C+6D+6)/7. Снова берем остаток от деления – в данном случае он равен 4 (величина E).

Теперь нужно выбрать одну из этих формул:

  1. 22+D+E (так определяется дата в марте).
  2. D+E-9 (так определяется дата в апреле).

Чтобы понять, какую именно формулу выбрать, сделаем расчеты по каждой из них: в первом случае получается 22+20+4 = 46. Это число не подойдет, потому что в 1 месяце не более 31 дня. Значит, берем вторую формулу: 20+4-9 = 15. Теперь прибавляем 13, поскольку нужно учесть разницу между старым и новым стилем. Получаем 28 апреля – именно в этот день и будет отмечаться Пасха в 2019 году.

Почему отличаются даты православной и католической Пасхи

До 1054 года христианская церковь оставалась единой, однако именно в то время она распалась на Западную (католическую) и Восточную (православную). Тем не менее, христиане отмечали одни и те же праздники в одни и те же дни. Изначально они пользовались Юлианским календарем, введенным еще в 1 веке нашей эры при Гае Юлии Цезаре.

Однако тот календарь не совсем точно определил общую продолжительность года – ошибка составила всего 12 минут, однако даже этого хватило, чтобы породить большие неточности. В итоге в конце 16 века Папа Римский Григорий XIII подготовил и провел реформу для уточнения летоисчисления.

Поскольку со времен Гая Юлия Цезаря прошло почти 1500 лет, пришлось «сдвигать» время сразу на 10 дней. Образно говоря жители Италии, Испании и других стран того времени заснули 1 января, а проснулись уже 11 января. Вот такая занимательная математика.

Впоследствии православная церковь так и не перешла на Григорианский календарь (хотя Россия как светское государство, как и многие другие страны, живет именно по этой системе). Интересно, что мы присоединились к ней только после революции – в 1918 году. Но церковь продолжает отмечать все праздники по Юлианскому календарю, а в настоящий момент разница с новым стилем составляет уже 13 дней.

Многие верующие и просто интересующиеся люди задаются вопросом, насколько это правильно. То есть не следует ли вообще перейти на новую систему летоисчисления? В принципе это логичная постановка вопроса, однако реформа столь значительна, что пока православные не решаются на такие изменения.

Интересно, что католическая Пасха почти в половине случаев отмечается раньше православной. А еще в трети случаев эти даты совпадают – христиане по всему миру отмечают торжество вместе.

В остальное время разница составляет целых 5 недель, что превышает 1 лунный цикл. Вот такая своеобразная система отсчета появилась после изменения календаря.

С другой стороны, если узнать предысторию, все становится понятным. Поэтому и вопрос, как рассчитывается день Пасхи у православных, больше не возникает.

Источник: https://zavedeno.com/prazdniki/paskha/kak-schitaetsya-u-pravoslavnyh.html

Светлая седмица – неделя после Пасхи. Что можно делать и нельзя. Обычаи, приметы, обряды по дням

Светлая Седмица – неделя после Пасхи. Верующие продолжают радоваться великому чуду воскрешения Спасителя, победе жизни над смертью, чествуют Христа, усердно молятся. И такие молитвы, произнесенные в дни Светлой Седмицы особенно сильны. Что можно делать и нельзя в это время, мы постараемся рассказать в нашей публикации. Не оставим без внимания и народные обычаи, приметы, обряды по дням.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как надо здороваться на Пасху

Празднование Светлой Седмицы – недели после Пасхи (Красной недели, Великой, Великоденьской)

В это радостное для всех православных время в храмах служат праздничные литургии и совершают крестные ходы каждый день. Начинает действовать разрешение на скоромную еду. Запрещаются венчания и заупокойные службы. Именно на Светлой Седмице умершие появляются перед райскими воротами, где Всевышний дарует им отпущение грехов.

В неделю после Пасхи молящиеся просят воскресшего Спасителя о снисхождении, прощении, вере, здоровье для себя и своих родных. Начинать день и заканчивать нужно благодарственной молитвой. Лучше делать это в спокойной обстановке. Молитвы и просьбы, высказанные на первой неделе после Пасхи считаются самыми сильными.
Рис2

Что можно делать и нельзя в неделю после Пасхи

Разрешено:

  • звонить в колокола, раздавать милостыню;
  • помогать нуждающимся;
  • радоваться, веселиться, смеяться, быть счастливыми;
  • креститься;
  • отдыхать, наслаждаться жизнью, отложив срочные дела на потом;
  • отказаться от негативных поступков и мыслей;
  • в пятницу освящать воду, чествовать Пресвятую Деву;
  • устраивать смотрины;
  • жечь костры, отдыхать на природе, кататься на качелях.

Запрещено:

  • венчаться;
  • посещать умерших на кладбище, делать поминки и панихиды;
  • усердно трудиться, особенно в среду;
  • поститься;
  • сидеть дома в воскресенье;
  • охотиться и ловить рыбу, так как все радуются чудесному воскрешению Спасителя, даже звери и птицы: они ведь тоже твари божьи.

Обычаи, приметы, обряды по дням Светлой Седмицы

По пасхальной неделе, первой неделе после Пасхи, определяли, каким будет лето: ясная погода предвещала жару и хороший урожай.

В светлые дни после Воскрешения Христа качались на качелях, чтобы избавиться от грехов: одно качание – минус плохой поступок или дурная мысль. «Сдувает ветром, – говорили в народе, – все грехи большие и маленькие».
Во всех храмах были открыты двери как символ открытой дороги на небо для всех. Воскресший Спаситель дал эту дорогу своим чадам.

Малыш, родившийся на пасхальной неделе, обрекался на долгую жизнь и богатырское здоровье.

Все дни недели после Пасхи именовали Светлыми

Понедельник недели после Пасхи (Поливайник, Купальный, Светлый пн.)

В этот день нужно бить друзей, знакомых и родных ветками вербы и поливать друг друга водой, чтобы прогнать хвори и недуги, обрести здоровье и благополучие. Мужчины идут в гости с куличами и крашенками. Женщины устраивают для гостей застолья дома. Утром девушки и женщины умывались водой с крашеного яичка, чтобы целый год быть красивыми и здоровыми. В этот день нужно посещать бабушек и крестных.

Вторник недели после Пасхи (Купальный, Светлый вт.)

Непременно следовало проснуться и сходить на утреннюю службу. Иначе сони накличут беду и нищету в свой дом. Поэтому проспавших поливали студеной водой. Женщины ходили в гости с куличами и крашенками. Мужчины занимались домашними делами.

Среда недели после Пасхи (Градовая, Хороводница, Светлая ср.)

Утром тем, кто еще не вышел замуж, следовало вознести молитву к Господу о скорейшем обретении семейного счастья. После весь день необходимо было быть среди людей, чтобы не пропустить судьбоносную встречу с суженым. Абсолютно запрещено работать, чтобы урожай не пострадал от града. Настоятельно рекомендуется идти в корчму веселиться с друзьями.

Четверг недели после Пасхи (Навский, Светлый чт.)

Время посетить своих предков. В этот день посещают кладбища. Ухаживают за могилами, оставляют там ломтик кулича и крашенки. Птица, севшая на памятник, – это умерший родственник, который спустился принять гостинцы.

Такую птицу, если она прилетала во время посещения могилы, считали хорошим добрым знаком небес. Строго запрещено пребывать в унынии. Это день для светлого приветствия своим умершим родственникам.

День, когда они спускаются с небес, чтобы разделить с живыми светлую радость.

Пятница недели после Пасхи (Прощеная, Светлая пт.)

Это день всех любителей пива. В пятницу варили пиво, угощали и угощались этим напитком до легкого хмеля, чтобы пригласить удачу. Чрезмерное же пьянство кликало беду. На пиво звали зятя с семьей. Мирились с тещей и тестем, если успевали с ними поссориться.

Суббота недели после Пасхи (Святой Артос, Светлая сб.)

Верующие посещают колокольню в своем храме, звонят в колокола, чтобы проводить Светлую Седмицу. Ходят в гости, желают окружающим добра и благополучия. Священнослужителя раздают верующим освященные хлебцы-артосы с рисунком креста. Мыли дома, чтобы избавиться от несчастий и зла. Тем, кто живут в частном секторе нужно полить крышу из шланга. Те, кто живут в квартирах, могут ограничиться помывкой входной двери.

Воскресенье недели после Пасхи (Вьюнишник, Фомино вс., Светлое вс., Красная горка)

Молодежь посещает природу (красные – красивые пригорки), во время общения в компаниях многие встречают свою половинку. В этот день признаются в любви, знакомят избранницу или избранника с родителями. День судьбоносный и счастливый. Многие устраивают свадьбы именно в Светлое воскресенье.

Апостол Фома (Неверующий, т. к. Не верил в воскрешение Христа) узрел воскресшего Спасителя, поэтому и день назвали Фоминым.
Желаем нашим читателям света в душе и в жизни, мира в сердце и гармонии в отношениях с окружающими. Будьте счастливы и живите с верой. С верой в чудо, в добро, в любовь.

Добрых праздников вам и хорошего настроения!

(Visited 39 423 times, 458 visits today)ПредыдущаяСледующая

Источник: https://recepty-s-foto.ru/blog/nedelya-posle-pashi.html

Поминовение усопших в дни Пасхи

Поминовение усопших в дни Пасхи — как оно осуществляется? Одобряется ли это Православной Церковью? На эти вопросы ответит протоиерей Александр Ильяшенко.

Поминовение усопших на Пасху

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса б. Скорбященского монастыря, председатель редакционного совета сайта «Православие и мир» :

Пасха – это самый главный праздник в году. Церковь, учитывая психологию людей, разделяет дни празднования и дни печали. То радостное ликование, которое Церковь сообщает верующим на Пасху, отделяется от настроения грусти, которое сопровождает поминовение усопших.

https://www.youtube.com/watch?v=uOP_gfGzhBI

Поэтому в день Пасхи не полагается ездить на кладбище и совершать панихиды. Если кто–то умрет, а смерть на Пасху традиционно считается знаком милости Божией, то отпевание совершается по пасхальному чину, включающему в себя множество пасхальных песнопений.

Для посещения кладбища Церковь назначает специальный день – Радоницу (от слова радость – ведь праздник Пасхи продолжается) и этот праздник совершается во вторник после пасхальной недели. В этот день служится заупокойная служба и верующие посещают кладбище – помолиться об усопших, чтобы пасхальная радость передалась и им.

Посещать кладбища на Пасху стали только в советское время, когда храмы были закрыты. Люди, испытывающие потребность собраться, разделить радость, не могли пойти в храмы, которые были закрыты, и шли на кладбище на Пасху вместо того, чтобы пойти через неделю.

Кладбище как бы заменило посещение храма.

А сейчас, когда храмы открыты, поэтому эта традиция советского времени не может быть оправдана, нужно восстановить церковную традицию: быть в храме в день Пасхи и встретить радостный праздник, а на Радоницу отправиться на кладбище.

Нужно помнить, что традиция оставлять еду, пасхальные яйца на могилах – это язычество, которое возродилось в Советском Союзе, когда государство преследовало правую веру. Когда преследуют веру – возникают тяжелые суеверия.

Душам наших усопших близких нужна молитва. Неприемлем с церковной точки зрения обряд, когда на могиле ставят водку и черный хлеб, а рядом – фотографию усопшего: это, говоря современным языком – новодел, т.к., например, фотография появилась немногим более ста лет назад: значит, и традиция эта новая.

Что касается поминовения усопших спиртным: любая пьянка недопустима. В священном Писании разрешается употребление вина: «Вино веселит сердце человека»( Псалтирь 103:15), Но предостерегает от излишества: «Не упивайтеся вином, в нем же есть блуд» (Еф. 5:18 ). Можно выпить, но нельзя напиваться. И снова повторю, усопшим нужна наша усердная молитва, наше чистое сердце и трезвенный ум, милостыня, подаваемая за них, но никак не водка.

Как поминают усопших в дни Пасхи?

Многие в праздник Пасхи посещают кладбище, где находятся могилы их близких. К сожалению, в некоторых семьях существует кощунственный обычай сопровождать эти посещения могил своих родных диким пьяным разгулом. Но даже те, кто и не справляют на могилах своих близких языческих пьянственных тризн, столь оскорбительных для всякого христианского чувства, часто не знают, когда в Пасхальные дни можно и нужно поминать усопших.

Первое поминовение усопших совершается на второй седмице, после Фомина воскресенья, во вторник.

Основание для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресением, а с другой — разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника.

По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей.

Как правильно поминать усопших?

Молитва за усопших — это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике — все это дань традициям, пусть и благочестивым.

Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего — долг всякого православного христианина.Но особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.

Прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именами усопших сродников для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).После Литургии нужно отслужить панихиду.

Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.

Очень полезно жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.

Как вести себя на кладбище?

Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Более краткий чин, который может совершить и мирянин, приведен в «Полном православном молитвослове для мирян» и в брошюре «Как вести себя на кладбище», выпущенных нашим издательством).

Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного.Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм — этим оскорбляется память мертвого. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

с использованием материалов сайта zavet.ru

Источник: https://www.pravmir.ru/pominovenie-usopshix-v-dni-pasxi/

20 апреля 2020 года — Светлый понедельник: Что нельзя делать в первый день после Пасхи

Интересным является то, что в этот период каждый желающий может попросить благословения у батюшки для того, чтобы ударить в колокол самостоятельно.

Пасха может выпадать на разные числа, но празднуется всегда в воскресенье, и поэтому первым днем после Светлого праздника является понедельник

После того как люди встретили Пасху, начинается Светлая седмица, которая длится неделю. Каждый день в ней наделен своим смыслом, запретами и традициями. Первый день после празднования Воскрешения Иисуса – понедельник.

Традиции Светлого понедельника и можно ли работать в этот день

Пасха может выпадать на разные числа, но празднуется всегда в воскресенье, и поэтому первым днем после Светлого праздника является понедельник. Название Светлый этот день получил из-за того, что считается, что он освящен Богом, ведь произошло чудо, и жизнь победила смерть.

На протяжении всей Пасхальной недели службы будут проводиться по особому чину:

  • привычные молитвы не читаются, и вместо них можно услышать чтение тропаря, и это делается напевно;
  • ни в коем случае не проводят венчания и заупокойные службы;
  • в храмах обязательно оставляют открытыми Царские врата на круглые сутки, и это действие является символом для верующих открытия Небес;
  • после того как проходит Литургия, прихожане совершают крестный ход, неся зажженные свечи под праздничный звон колоколов.

Интересным является то, что в этот период каждый желающий может попросить благословения у батюшки для того, чтобы ударить в колокол самостоятельно.

Работа в первый понедельник после Пасхи. Каждый православный верующий знает, что в Светлый праздник работать совершенно нельзя, ведь этот день, и следующий после Светлого праздника день лучше посвятить общению с Богом и родными людьми. До того, как произошла революция, люди на протяжении всей недели отдыхали и ходили на службы в храмы и в гости друг к другу.

В современном мире у людей не всегда есть возможность взять отгул, но переживать не стоит, ведь при разумном подходе к работе грехом это считаться не будет. Очень важно в этот период, да и всегда, не желать людям плохого, не сквернословить и не сплетничать. Хозяйкам также разрешается убирать, но главное – делать все без особого пристрастия.

Что категорически запрещается делать в Светлый понедельник, и что разрешено

Есть некоторые деяния, которые под категорическим запретом в Светлый понедельник, а именно:

  • нельзя находиться в подавленном состоянии и думать о плохом;
  • вступать в конфликтные ситуации;
  • заниматься посторонними делами, забыв про прочтение молитвы;
  • злоупотреблять алкогольными напитками;
  • переедать, и дело тут не только в церковных запретах, но и в медицинских.

Многих людей интересует вопрос, а можно ли подстричься в понедельник после празднования Пасхи. Тут церковь напрямую этого не запрещает, но также известно, что в этот период стоит как можно меньше думать о земных делах и больше о душе.

В этот день принято ходить в гости друг к другу и садиться за праздничный стол. Православные верующие обязательно посещают храм и молятся.

Погодные приметы в Светлый понедельник расскажут погоде и урожае

Каждый крестьянин или владелец огорода так или иначе думает о том, как улучшить урожайность или когда лучше сажать ту или иную культуру. На Светлый праздник также существуют некоторые приметы, по которым можно судить об урожае или погоде, ведь погода сама подсказывает, какой будет год – голодный или плодородный:

  • ливень  в скором времени можно ожидать в том случае, если на небе не видно ни одного облачка или тучки;
  • по погоде в этот день можно будет судить, каким будет лето;
  • морозные дни еще будут, если не слышно пение птиц, и они не летают.

Каждый человек сам для себя решает, как ему проводить первый понедельник после Пасхи, но чтобы не вызвать немилость Божью, лучше соблюдать все главные запреты и думать в этот день только о светлом и хорошем.

Источник: https://kurer-sreda.ru/2020/04/20/541656-20-aprelya-2020-goda-svetlyj-ponedelnik-chto-nelzya-delat-v-pervyj-den-posle-pasxi

40 день после Пасхи

Праздник Вознесения Господня, который отмечается на 40-й день после Пасхи, — один из важнейших переходящих праздников. Символическое его значение состоит в данном Господом обещании спасения и вечной жизни всем праведникам.

Посвящённый одному из самых значимых событий в евангельской истории, особый и по богослужению, и по символике, праздник Вознесения всегда собирает в храмах многих верующих.

Он наполняет души надеждой на спасение и дарит утешение скорбящим: как Христос, завершив своё земное служение, воссоединился с Отцом Небесным, так и для каждого христианина всегда открыто Царствие Небесное.

А много ли Вы знаете о Пасхе? Пройди тест ПРЯМО СЕЙЧАС ⚓

Неделя после Пасхи с 20 по 26 апреля 2020 года: что можно делать и что нельзя

Православная Пасха не завершает церковные празднования, а лишь открывает череду православных событий. Всю неделю с 20 по 26 апреля верующие будут праздновать, соблюдая традиции и церковные предписания.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что означает праздник Вербное

Эксперты сайта dailyhoro.ru рассказывают о Светлой неделе, или Пасхальной неделе, которая начнется в 2020 году после Пасхи, то есть 20 апреля. В православной религии всегда есть место и народным традициям, соблюдение которых помогает людям привлекать в жизнь счастье и благополучие.

Что можно делать во время Пасхальной недели

В праздничные дни верующие продолжают усердно молиться, прославляя Господа и прося у него прощения за греховные деяния. Молитвами начинают и завершают каждый день, а также просят помощи перед всяким делом.

Светлую неделю в 2020 году, как и всегда, завершит праздник Красная горка, а значит, к нему тоже нужно будет подготовиться. 26 апреля люди проводят гуляния, привлекают любовь и зазывают весеннее тепло, следуя народным традициям.

Принято одаривать знакомых и незнакомых подарками, не скупиться на помощь и не отворачиваться от тех, кто обратился за поддержкой.

Конечно, многие этот праздник встретят дома, однако и там можно провести время с близкими, сделать доброе дело, например, занявшись благотворительностью.

Не забывают во время праздничной недели и о покойных, однако плакать по ним не принято. Могилы украшают живыми цветами и молятся за упокой душ близких. В прежние времена с душами усопших обязательно разговаривали, просили совета в трудных вопросах и радовались, что умершие обрели вечную жизнь на Небесах.

Что нельзя делать с 20 по 26 апреля 2020 года

Безусловно, в праздничные дни нельзя сквернословить. Бранные слова отвращают от человека благополучие и лишают его защиты от нечистой силы. Любые дурные слова в эту неделю под запретом.

На Пасхальную неделю не проводят заупокойных служб, и в это время не принято предаваться грустным мыслям. Торжество Христова Воскресения — радостное время, и если даже случается отпевание, то священнослужители провожают покойного в праздничных одеяниях.

Нельзя на Светлой неделе обманывать и отказываться от выполнения данных обещаний. Тем, кто нарушит запрет, счастья не видать.

В праздничную неделю не принято одалживать деньги, однако если шепнуть: «Сторицей возвратись, коль от чистого сердца оторвано», то и долг вернут вовремя.

Тяжелой работой также старались не заниматься, чтобы не прогневать высшие силы, однако Церковь не запрещает заниматься важными в хозяйстве делами: ухаживать за больными, пожилыми и детьми, за домашними животными и скотиной, стирать при необходимости. Любые дела, направленные на заботу и очищение, не возбраняются как богоугодные. Нужно лишь помолиться перед началом дела, чтобы получить поддержку свыше.

Светлая неделя после Пасхи — время для счастья и радости, и в это время каждый старается во имя жертвы Христа стать лучшей версией себя, найти поддержку у высших сил и у своих близких, заботиться друг о друге и не предаваться унынию и грусти. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

Крещение заслуженно занимает одно из главных мест среди всех праздников в православии. Это торжество несет

Любая церковная дата имеет свои особенности, которые следует знать каждому верующему. В день поминовения усопших

С поминальными днями связаны важные правила и запреты, нарушив которые можно навлечь на себя беду.

21 сентября православный мир отмечает Рождество Пресвятой Богородицы, один из главных христианских праздников. В этот

Источник: https://dailyhoro.ru/article/nedelya-posle-pashi-s-20-po-26-aprelya-2020-goda-chto-mozhno-delat-i-chto-nelzya/

На 40 день после Пасхи православные отмечают Вознесение Господне

Вознесение Господне — один из важных церковных праздников в году, не имеющих постоянной даты. Отмечается он всегда на 40 день после празднования пасхи. В 2018 году праздничный день выпадает на 17 мая. Католики отметят торжественный день, соответственно, раньше 10 мая. 

Полное название праздника — Вознесение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. По Евангелие, Иисус после Воскрешения больше месяца был на земле среди своих учеников и паствы.

На сороковой день Иисус собрал апостолов на горе Елеон, где благословил их на праведную жизнь и вознесся на небо, к Господу Богу, Отцу своему. Тогда перед учениками Христа явились два ангела, которые оповестили — мессия вернется на землю, когда придет время, и будет судить живых и мертвых за их деяния и мысли. Незримо Господь и Христос всегда должны быть рядом со своей паствой, к ним можно обращаться мысленно в тяжелые и светлые времена — небо никогда не откажет верующим в помощи.

В православии Вознесение входит в число 12 Двунадесятых праздников (они посвящены главным событиям евангельской истории). Приуроченные к нему службы начинаются ещё накануне. Заканчивается пасхальный период, и в среду утром последний раз в году звучат пасхальные песнопения. А вечером служат торжественное Всенощное бдение. На следующий день во время литургии читают Евангелие от Марка, где описаны события восшествия Христа на небо.

Вознесение Господне — как правильно встретить праздник

В торжественный день нужно сходить в церковь и помолиться о спасении души, очищении от грехов и о здоровье своих близких. Считается, что именно в этот праздник небо как никогда близко к верующим и слышит все мольбы.

Праздник всегда выпадает на четверг, а потому поста в этот день нет — кушать можно любую пищу без ограничений.

В народе в этот день отмечали встречу весны и лета, сообщает портал Therussiantimes.com. Считается, что именно в праздник жаркое вступает в свои права и начинает «подвигать» красную на покой. Учитывая, что в этом году праздник выпал на 17 мая, то традиции встречи лета вполне оправданы, ведь синоптики именно к середине мая пророчат приход теплой и даже по-настоящему жаркой погоды.

В селах устраивают веселые гуляния в честь будущего богатого урожая. На Руси пекли пироги с начинкой из зелёного лука, а также особые хлебные кушанья — «лесенки», или «лествицы», на которых обязательно делали семь «перекладин», символизирующих ступени (по числу небес апокалипсиса). Эти лепешки освящали в церкви и с угощением отправлялись в гости к родне.

Хорошей приметой в праздник будет накормить или напоить странника, ведь именно в его обличье может войти в дом сам господь. Верующие стараются быть щедрыми — не отказывать в милостыне бедным и в помощи больным и нуждающимся.

Что нельзя делать в Вознесение Господне

В Вознесение, как и в любой другой праздник запрещено ссориться и ругаться, конфликтовать и выяснять отношения. Верующие стараются быть веселыми и радостными, жалеть и прощать друг друга, быть любезными со знакомыми и незнакомыми, ведь Бог в это время может быть в обличье любого человека.

В народе считается, что в этот день нельзя выносить мусор и плевать на улице, так как можно попасть в путешествующего пока по земле Христа.

В Вознесение грехом считается физический труд — всю тяжелую работу и даже рукоделие лучше отложить на обычный, будничный день.

Приметы на Вознесение Господне

Если курица снесла в этот день яйцо, его нужно подвесить под кровлей жилья. Оно будет защищать жильцов дома от несчастий.

Если на Вознесение хорошая погода, то она продержится до дня Святого Михаила (21 ноября).

Дождливый день предвещал неурожай. Если же дождь пойдет в течение трех дней после Вознесения, то убытки будут немного меньше. Но богатого урожая все равно не стоит ждать.

Роса в этот день считалась целебной, а лечебные свойства трав усиливались и сохранялись до наступления Ивана Купала (7 июля). Поэтому рекомендуется утром умыться росой. Девушкам это поможет сохранить красоту и молодость, а старикам – подарит силы.

Источник: https://therussiantimes.com/news/296477.html

Вознесение Господне — 40-й день после Пасхи :

Среди переходящих двунадесятых православных праздников особое место занимает Вознесение Господне. Им знаменуется момент, когда земное служение Спасителя уступает место Его незримому пребыванию в Небесной Церкви. С давних времён это важное событие отмечается ежегодно в четверг, через сорок дней после Пасхи.

Дни Иисуса после воскресения

Вознесение Господне описывается евангелистами Марком и Лукой, причём последний упоминает о нём не только в Евангелии, но и в книге «Деяния апостолов», автором которой он является. Согласно этим свидетельствам, Иисус Христос в течение четыредесятницы после своего чудесного воскресения из мёртвых многократно встречался со своими учениками, что служило укреплению их веры. Он представал в ином теле, отличном от обычного, присущего всем людям.

Из текста Нового Завета следует, что, поправ смерть и став причастником Жизни Вечной, Иисус Христос последние сорок дней пребывал во плоти, которую предстоит обрести каждому после всеобщего воскресения.

Достаточно вспомнить, как Он, будучи осязаем, проходил сквозь затворённую дверь или становился невидим для окружающих.

Это было тело, подобное тому, что даровал когда-то Господь праотцу нашему Адаму, и которого тот лишился, преступив Божественную заповедь. Оно не знало тленности, страданий и смерти.

Апостолы перед вкушением Благодати Божией

Основным помыслом Господа во дни пребывания Его среди учеников было подготовить их к сошествию Святого Духа, без которого невозможно было рождение Святой Церкви ― единственного пути в Царство Небесное. С Его сошествием апостолов ждало обильное излияние на них Благодати Божьей, дарующей душевные и телесные силы для пастырского служения и проповеди Христова учения среди многочисленных народов, утопавших в язычестве.

По истечении сорока дней Иисус Христос поднялся со своими учениками на Елеонскую гору в Вифании и, преподав им благословение, стал возноситься в небо. Его фигура с воздетыми руками медленно таяла в воздухе, пока не была сокрыта облаком.

И далее Святое Писание повествует о том, что явились изумлённым апостолам некие мужи, облачённые в белоснежные одежды, и возвестили о скором втором пришествии Господнем.

Те же, исполнившись радости и благоговения, поспешили в Иерусалим, где должны были, по слову Учителя, неотлучно находиться в ожидании обетованного им Святого Духа.

Прославление Иисуса Христа

Вознесение Господне по своему значению выходит далеко за рамки описанного выше события. В соответствии со множеством указаний Нового Завета, оно является прежде всего актом прославления воскресшего Спасителя и свидетельством Его превознесённого положения в Царстве Небесном. Совосседание Христа с Богом-Отцом трактуется как безусловное свидетельство Его победы. Кроме того, вознесение было неотъемлемым условием дальнейшего обожения всех уверовавших в истинность нового учения.

Праздник Вознесения Господня установился в первые годы христианства, но вплоть до IV века он отмечался в один день со святой Пятидесятницей. Об этом сохранилось большое количество свидетельств паломников, побывавших во Святой земле. Лишь с начала V века Вознесение Господне получило самостоятельный статус и прочно утвердилось в Западной Европе. Сохранилось точное описание того, как этот праздник отмечался в Византии, где весь богослужебный цикл совершался в течение десяти дней.

На Руси это событие отмечается с тех времён, когда воссиял над ней свет православия. Именно в честь его нетварных лучей была установлена традиция: духовенству служить в этот день в белых облачениях. Со временем был установлен порядок чинопоследования. Среда накануне главного торжества является предпразднеством, а последующие восемь дней ― попразднеством.

Память, увековеченная в храмовом зодчестве

В память этого новозаветного события по всей России с незапамятных времён строились и освящались многочисленные храмы. Есть и те, что вошли в число столичных. Среди них ― храм Вознесения Господня на Гороховом поле. Он является ровесником первого царя из династии Романовых ― Михаила Фёдоровича. Столь необычным названием храм обязан располагавшемуся здесь когда-то казённому гороховому полю.

Говорят, что его пересекали две тропинки, превратившиеся однажды в улицы. Одна из них была названа Вознесенской (ныне улица Радио), а другая – Гороховой (Казакова). Вот на месте пересечения этих тропинок-улиц и была построена в 1733 году владельцем этих земель, графом Г. И. Головкиным, деревянная домовая церковь. Разрешение на её строительство было получено лично у императрицы Анны Иоанновны.

Пожары и новые строительства

Однако простояла она недолго, и через четыре года сгорела. На её пепелище был вскоре возведён каменный храм, ставший со временем домовой церковью известного вельможи при дворе следующей российской правительницы Елизаветы Петровны ― графа А. Г. Разумовского. Но и в этот раз пожар уничтожил постройку. Пришлось всё начинать сначала, но благодаря финансам графа и распоряжениям Святейшего Синода храм Вознесения Господня на Гороховом поле был восстановлен в кратчайший срок.

Собор среди дворцов

К концу XVIII века вся окружающая храм территория изменилась до неузнаваемости. Она была полностью застроена роскошными усадьбами российских аристократов. Современники свидетельствуют, что нигде в Москве не было такого скопления дворцов, как на этом участке. Домовая церковь графа получила статус приходской и открыла свои двери для всех желающих.

С этого времени и вплоть до революции собор Вознесения Господня неоднократно перестраивался и служил местом, где много поколений москвичей молились о спасении своих душ и даровании им Царства Божия.

После прихода к власти большевиков он разделил судьбу многих российских храмов и церквей. Приход упразднили, а само здание использовалось для хозяйственных нужд. Только в 1992 году храм вновь стал собственностью Церкви.

Чтобы придать ему первоначальный вид, потребовались серьёзные реставрационные работы.

«Малое Вознесение»

Другим местом, где в столице увековечена память события, произошедшего на сороковой день после Воскресения Иисуса Христа, является храм Вознесения Господня на Никитской, точнее Большой Никитской. Она действительно большая, так как тянется от Кремля и до Садового кольца. Этот храм ещё называют «Малое Вознесение». Деревянная церковь, с которой начиналась его история, была построена в 1584 году по случаю восшествия на российский престол молодого царя Фёдора Иоанновича.

В те времена место, где она была заложена, принадлежало слободе, в которой селились главным образом новгородцы и устюжане, согнанные сюда по повелению Ивана Грозного. Как это бывало в большинстве случаев, церковь неоднократно горела и восстанавливалась. Не щадили её пожары и после того, как в 1634 году она стала каменной.

На протяжении всех последующих веков храм многократно перестраивался, его современный внешний вид приобрёл совершенно иные очертания. В годы богоборчества он был, разумеется, закрыт и вновь открыл свои двери прихожанам лишь в 1992 году после восстановительных работ. Рассказывая о храме, именуемом «Малым Вознесением», было бы упущением не упомянуть другой ― «Большое Вознесение». Он был построен в XIX веке вблизи Никитских ворот.

Памятник грозному царю

Продолжая рассказ, вспомним и церковь Вознесения Господня в Коломенском. Ввиду особой архитектурно-художественной ценности эта постройка XVI века признана шедевром мирового уровня и взята под охрану ЮНЕСКО. Характерно, что она явилась первой, возведённой в новаторском для того времени шатровом стиле. Большой интерес представляет и само историческое событие, послужившее поводом для её постройки.

Дело в том, что заложен храм был в период между 1530 и 1532 годами, в связи с рождением наследника престола ― будущего царя Ивана Грозного, появившегося на свет, как известно, 25 августа 1530 года.

Это бесспорный факт, единственное разногласие исследователей вызывает лишь частный вопрос: строился ли он в благодарность за уже свершившееся событие или только в связи с молением князя Василия III и его жены Елены Глинской о даровании им чадородия? Есть, правда, версия, согласно которой, церковь была построена в память победы над ханом Ислам-Гиреем в 1528 году.

Имя зодчего, потерянное в веках

Имя архитектора этого дивного творения до сих пор точно не установлено. Некоторые исследователи склонны приписывать авторство итальянскому зодчему Петру Франизску Анибалу. Известно, что он, приехав из Италии, привёз готовый проект вертикальной композиции церкви, который уже успел опробовать в Западной Европе.

Их оппоненты, в свою очередь, считают архитектуру храма продолжением традиций русского деревянного храмового зодчества. Эта церковь предназначалась исключительно для членов царской семьи, что и отразилось в некоторых особенностях её постройки, в частности в относительно небольшом объёме внутренних помещений.

Память о великом событии

Вознесение Господне было также увековечено и в многочисленных храмовых престолах, освящённых в его честь. Практически во всех крупных городах России, с благословения местного епархиального начальства, в церквах и соборах создавались приделы в честь этого события. Ежегодно по завершении Пасхальных торжеств в них совершались престольные праздничные богослужения. Во всех же прочих храмах православной Руси среди святых образов непременно присутствовала икона «Вознесение Господне».

Источник: https://www.syl.ru/article/201354/new_voznesenie-gospodne----y-den-posle-pashi

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ангел Божий