Как хоронят татар: обычаи, татарские похороны, поминки, правила
Большинство татар – мусульмане, а значит, их ритуальные обряды должны соответствовать законам Шариата. Согласно Корану, если захоронение прошло по правилам, душа покойного отправится в лучший мир. Татарские похороны имеют строгий регламент, за выполнением которого следит знающий человек из числа старших родственников.
Прижизненные ритуалы
Традиции похорон у татар предписывают им заранее готовиться к этому событию. Женщины к зрелому возрасту должны запасти достаточно ткани для погребального покрывала для себя и мужа. На саван уходит 10-15 метров белой материи. Также готовят полотенца, отдельные вёдра для омовения, мелкие предметы для саадака – добровольной милостыни. Для этого используют платки, отрезы ткани, сладости и монеты.
Важно, чтобы последними словами умирающего были строки из Корана. Если человек не в состоянии самостоятельно произнести молитву, за него это делают родственники или приглашённый мулла. Губы протирают влажной салфеткой или полотенцем. Это, согласно верованиям и обычаям похорон у татар, не позволит уходящему соблазниться водой, которую предложит ему шайтан (демон).
Перед смертью, человека укладывают лицом на восток, в сторону Мекки. Все присутствующие родные читают молитвы и просят Аллаха даровать безболезненный уход.
Подготовка могилы
Согласно верованиям о похоронах у татар-мусульман, они проходят в самое ближайшее время после смерти. Если это случилось утром, то погребение назначают на вечер того же дня. Если вечером – то похоронить стараются на следующий день.
Подготовкой могилы занимаются исключительно мужчины. Перед тем, как отправиться на кладбище, они читают суры из Корана и произносят хвалебные речи об усопшем.
Могила выкапывается по особой схеме – с нишей в боковой стене. Её выкладывают кирпичом или саманами. Если грунт осыпается и не позволяет сделать углубление, приготовляют специальный деревянный навес. Им накрывают покойника после помещения его в могилу.
Она должна быть достаточно глубокая, чтобы дикие звери не осквернили останки. Кабр (или место захоронения) ориентируется головным концом на Мекку. Неверующих татар или убийц захоранивают за пределами ограды кладбища.
Вырытую могилу не оставляют без присмотра. Рядом всегда находится один из мужчин. Если нет возможности постоянно находиться на кладбище – на дно ямы бросают железный предмет (топор, пилу или лом).
Согласно древним обычаям, на надгробном памятнике, помимо информации об усопшем, высекают строки молитв. Размещать на могилах фотографии, свечи, венки и букеты, приносить еду и алкоголь – не принято.
Источник: https://rins.ru/kak-horonyat-tatar/
Похороны у мусульман: правила погребения и поминальные дни
Смерть («хазимуль-ляззат») для мусульманина – это переход от земного существования к ожиданию Судного дня и к вечной жизни (ахират). Поэтому большое значение придается соблюдению всех обрядов: переходу к смерти, омовению, погребению. Поминальные дни у мусульман после похорон тоже имеют особое значение.
Что делать, когда мусульманин при смерти
Умирающего нужно положить на правый бок лицом в сторону Киблы. Кибла («ориентация») – это направление на священную Каабу, главную мусульманскую святыню, она находится во внутреннем дворе Запретной мечети (Масджид-аль-Харам) в Мекке. Допускается расположить умирающего ногами в сторону Мекки и приподнять ему голову.
Если по каким-то причинам не удается устроить человека в направлении Киблы (или невозможно его установить), положите его так, чтобы было удобно.
Последнее, что должен произнести правоверный перед смертью, это Шахада («Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – пророк его»). Если умирающий не может говорить, то находящийся рядом единоверец шепчет молитву ему на ухо. После слов Шахады мусульманин не должен говорить больше ничего. У некоторых народов есть обычай дать человеку перед смертью глоток чистой воды (или немного гранатового сока).
Затем над умирающим читают 36-ю суру (Йа Син), которую пророк называл «сердцем Корана». Богословы придают этой суре большое значение. Считается, если прочесть ее во время смерти и на похоронах, это облегчит участь покойника и даже смягчит допрос на Судном дне.
Тем, кто присутствует при последних минутах человека, запрещено вести себя неподобающим образом: громко рыдать, бить себя в грудь, рвать на себе одежду. Даже разговаривать следует вполголоса.
Как похоронить правоверного мусульманина
Похоронные обряды (джаназа) описаны в Сунне Пророка Мухаммада. После того как врач засвидетельствовал смерть, покойному закрывают глаза, разминают и вытягивают руки и ноги, подвязывают тканью нижнюю челюсть. Затем с усопшего снимают одежду и кладут его в направлении Киблы, полностью накрыв покрывалом.
После смерти мусульманина желательно поспешить с выполнением 4 вещей:
- омыть его тело (гусль);
- обернуть его в саван (такфин);
- совершить за него заупокойную молитву;
- похоронить.
Перечисленное является коллективной обязанностью (фард аль-кифая) мусульман населенного пункта, в котором умер мусульманин. Если эти действия (или одно из них) не будут совершены, то грех ляжет на всех верующих населенного пункта.
Дни и сроки
По исламской традиции мусульманин должен быть похоронен до захода солнца в день кончины. В случае когда смерть пришла ночью, допускается хоронить на следующий день.
Если правоверный умер во время морского путешествия, Шариат велит отложить похороны с тем, чтобы предать усопшего земле. Однако, если до берега слишком далеко, допускается погребение в воде после соблюдения ритуалов омовения.
Приведение тела в порядок
Покойника обязательно следует омыть. В обряде могут принимать участие только мусульмане. Люди, омывающие (гусуль) и очищающие (тахарат) тело, должны быть одного пола с усопшим. Единственным исключением являются супруги: муж может мыть жену, а жена мужа. Если нет никого нужного пола (или нет воды в достаточном количестве), то от омовения отказываются. В этих случаях проводят лишь таяммум (очищение песком или землей). Также не моют тела шахидов (воинов, погибших за веру).
Для обряда нужна чистая вода и вода с кедровым порошком. Руководит процессом гассал – надежный, религиозно грамотный человек. Ему помогают как минимум 3 помощника. При мечети и на кладбище есть специальные комнаты, где можно провести тахарат и гусуль.
В помещении зажигают благовония, на твердое ложе лицом к Кибле кладут покойного. Гассал должен трижды вымыть руки и надеть перчатки. Покойнику закрывают половые органы отрезом ткани (смотреть на них нельзя), гассал с нажимом проводит по телу от груди до живота, чтобы освободить кишечник, омывает половые органы.
Следующий этап – гассал меняет перчатки, омывает лицо умершего, протирает рот, протирает и чистит нос. Затем омываются руки по локоть (начиная с правой), моется тело, ноги, затем голова и борода.
Покойного перекладывают на левый бок и трижды обмывают тело. Переворачивать усопшего ничком запрещено, поэтому его приподнимают и омывают спину, просто сливая воду. В завершение покойника располагают на ложе лицом вверх, обтирают полотенцем и смазывают благовониями лоб, ноздри, руки и ноги.
Омовение выкидыша
Если выкинутый плод подавал хоть какие-то признаки жизни, то его погребают, как взрослого мусульманина. Если плод мертвый, но срок беременности был больше 4 месяцев, то хоронят как взрослого, но не читают молитву. Иначе для погребения плод просто заворачивают в ткань.
Обертывание в саван
Мусульманина недопустимо предавать земле в одежде, исключение возможно для шахидов или в том случае, если нет ткани для савана. Материю предпочтительно использовать белую, но ни в коем случае не шелк. Мужчину нужно завернуть в 3 отреза ткани, каждый должен быть такого размера, чтобы можно было укутать тело целиком (так об этом говорится в хадисе от Аиши).
Для женщин готовят 5 отрезов: один для обертывания тела ниже пояса, один для головы, один для тела выше пояса, оставшиеся для окутывания целиком.
Если на момент кончины верующий был паломником (находился в состоянии ихрама), то его голову не надо укрывать. Мусульманке в этом случае оставляют открытым лицо.
Место захоронения и могила
Правоверных хоронят только на мусульманских кладбищах или на специально выделенных участках других погостов. Запрещено погребение на мусульманских кладбищах покойников, принадлежавших к другим конфессиям. Категорически недопустимо кремировать тела тех, кто верит в Аллаха.
Глубина захоронения должна быть такой, чтобы скрыть человека с поднятыми руками, ширина же примерно 80 см. В могиле (кабр) обязательно устраивают нишу со стороны Мекки. Покойника нужно уложить на правый бок лицом к Кибле, желательно, чтобы щекой он прижимался к земле.
Надгробие не должно возвышаться больше, чем на пядь (так сказано в Сунне), не допускаются никакие изображения и фотографии. Нельзя приносить или высаживать на могиле цветы (искусственные растения тоже под запретом).
Похоронная молитва и погребение
Мусульман хоронят без гробов. Умершего на специальных носилках (тобут) несут к могиле. Приглашенный имам начинает чтение поминальной молитвы (джаназа-намаз). Без произнесения джаназа-намаза погребение не признают состоявшимся. Для прочтения молитвы верующие встают в 3 ряда лицом в сторону Мекки и произносят священные слова про себя.
После моления покойника снимают с носилок и укладывают в могилу. Тело укладывают в кабр вперед головой, не возбраняется опускать со стороны Киблы. Над усопшей женщиной все время держат покрывало, потому что ее никто не должен видеть. Покойного располагают в могиле обязательно на правом боку лицом к Мекке.
Все присутствующие бросают по горсти земли, затем могилу закапывают и насыпают невысокий холм, проливают немного воды. В головах покойного на захоронение устанавливают табличку с именем умершего.
Почему сидя
Ниша в кабре должна быть такого размера, чтобы тело помещалось в ней в позе поясного поклона (так предписывает Сунна). Из-за этого у других народов возникло поверье, будто бы мусульман хоронят сидя.
Посещение могил мусульманскими женщинами
Шариат нигде напрямую не запрещает женщинам-мусульманкам присутствовать на похоронах и посещать могилы. Тем не менее это считается неуместным. О нежелательности говорится в хадисах № 938, 1219, в хадисе от Али. Когда же задают вопрос, можно ли беременным приходить на погребение и на кладбище, совет воздержаться становится запретом.
На какой день после смерти поминают
Первые 3 дня после кончины мусульманина семье выражают соболезнования (тазию). В это время обязательно читают Коран и раздают садаку (платки, сласти или деньги). Не нужно приносить соболезнования больше одного раза. Возбраняется оставаться ночевать в доме, если там проводится тазия.
В день похорон в доме умершего устраивают поминальную трапезу. Во время поминок негромко беседуют, вспоминают хорошее об усопшем, читают Коран. Не допускается громко и неумеренно выражать свою скорбь по покойному, рыдать и вскрикивать. Нельзя употреблять алкоголь. Не нужно ставить фотографию покойника и прибор для него.
Часто срок траура продлевается на 40 дней. В это время недопустимо посещать увеселительные мероприятия, смотреть телевизор. Мужчины часто не бреются в знак скорби. По истечении этого времени можно открыть зеркала, запрет на посещение зрелищ и развлечений снимают, жизнь понемногу входит в свою колею.
Правила поминания по Шариату
По закону Шариата траур соблюдается только 3 дня после кончины. Порядок особо отмечать 7, 40 и 52-й дни порицается, потому что он не является ни обязательным, ни рекомендованным. Особенно не поощряется проведение поминок на сороковой и седьмой день (обычай позаимствован у соседей немусульман).
Считают, что когда плоть отделяется от костей, мусульманин сильно мучается и страдает. По поверью, это происходит на 52-й день, и поэтому в это время необходимо особое поминовение. В Шариате нет никак указаний на этот счет, значит не стоит так поступать.
Дольше всех должна скорбеть жена, траур по мужу длится 4 месяца и 10 дней.
Отпускание бороды, связанное непосредственно со смертью, также не допускается. В Шариате сказано, что недопустимо в связи со смертью делать что-то в дополнение к тому, что совершали до нее.
Поминальные обычаи у различных мусульманских народов
Похоронные ритуалы разных мусульманских народов отличаются и друг от друга, и от заповеданных Шариатом.
В Татарстане
У татар приняты умеренные поминки, в основном обряд состоит из чтения молитв об умершем. Считается, что чем больше народу молится о покойнике, тем больше у него шансов попасть в Рай. Обычно поминовение происходит дома, после завершения ритуала всем присутствовавшим раздают садаку и собирают угощение со стола.
В Азербайджане
У азербайджанских мусульман принято устраивать поминальную трапезу в день похорон. Прийти может любой, специально никого не приглашают. Накрывают обильный стол, тратятся даже больше, чем на свадьбу.
В Казахстане
По обычаю на прощальном обеде должны присутствовать все, кто знает о кончине. Родственникам покойного часто приходится брать кредиты, чтобы организовать пышные и обильные поминки, трапеза превращается в разгульное пиршество.
В Киргизии
Традиции киргизских мусульман схожи с азербайджанскими и казахскими. Поминальным обедом, который должен включать обязательно большое количество блюд, угощают всех пришедших. Считается, что это смягчит и порадует душу покойного.
Поминальный стол
У разных народов различные кушанья являются традиционными для прощальной трапезы. У азербайджанцев и турков обязательна халва, татары ставят на стол сласти, фрукты, лапшу, суп из баранины. Категорически запрещены алкогольные напитки. Священнослужители озабочены тем, с каким размахом верующие организуют поминки. Некоторые муллы составляют списки рекомендованных блюд, чтобы пресечь лишние траты.
Специальные дни
Особо поощряется Шариатом собираться верующим и читать мавлид за душу покойного. Если проводить такие собрания в высокочтимые дни и месяцы, это особенно хорошо. Однако лишним будет специальное выделение 7, 40 и 52-го дней.
Сколько длится мусульманский траур
Коран велит быть в трауре 3 дня, однако многие мусульманские народы продлевают этот срок до года. Это не является обязательным. Дольше всех должна соблюдать траур жена.
Как должны вести себя верующие
Смерть – это воля Всевышнего, поэтому принять ее надо со смирением. Нельзя скорбеть долго и нарочито, рыдать, кричать, рвать на себе волосы и одежду. Печаль должна быть светлой и короткой.
Источник: https://granit-industriya.ru/obryady-i-ritualy-u-musulman/pohorony-u-musulman/
Погребальные традиции татар: как хоронят и проходят поминки — С Богом
Среди разных традиций и обрядов огромного внимания заслуживают похоронно-поминальные обряды. Рассмотрим, как проходят похороны татар-мусульман.
Только сразу отметим, что похоронная церемония татар-мусульман отличаются от похорон татар-христиан
Как проходят похороны татар-мусульман?Все требования к проведению похорон перечислены и описаны в Шариате – комплексе принципов, норм и правил поведения. Если похороны проходят согласно Шариату, то считается, что мусульманин попадает в рай. Кстати, похороны могут проводить люди, которые обладают специальными знаниями и навыками.
Однако далеко не все родственники умерших татар-мусульман соблюдают всё, что описано в Шариате. Всё же современность вносит свои коррективы. Например, многие люди не соблюдают правила поведения на кладбище. Или часто перенимаются традиции у не мусульман. Да и к людям, умеющим проводить похороны татар, обращаются далеко не все.
Похороны у татар. Обычаи
К основным обычаям относятся:
- обмывание;
- обряжение;
- рытье могилы;
- захоронение;
- чтение Корана.
Предпогребальные обряды татар мусульман
Многие пожилые татары подготавливаются заранее к собственной смерти. Женщины готовят набор одежды, ткань на саван. Если наступает неожиданная смерть молодого татарина, то данные вещи приобретаются.
Когда человек умирает, из-под тела убирается мягкая постель. Его кладут на спину, руки вытягивают вдоль тела. Подбородок подвязывается платком, чтобы рот не открывался. Далее тело покрывается простыней.
Дальше, как правило, начинают приходить люди, чтобы проститься с усопшим. Женщины часто приносят что-то с собой, например, полотенце, мыло.
Согласно Шариату похороны проходят довольно быстро – на следующий день после смерти. А до момента похорон покойника одного не оставляют. Рядом постоянно находятся люди, произносящие молитвы.
Утром дня похорон копается могила, в которую до погребения ставится железный предмет, например, лом. И только после того, как могила готова, тело обмывается и облачается в похоронный набор одежды. Погребальные обряды
Из дома покойника выносят ногами вперед. До кладбища его несут на специальных носилках. Хоронят тело без гроба. А если гроб используется, то, как правило, без крышки.
Ниша в могиле закладывается кирпичом, затем кладется толь. Затем вокруг засыпанной могилы усаживаются родственники, и читается Коран.
После возвращения с кладбища женщины наводят порядок в доме. В дальнейшем проводятся многократные поминальные обряды.
Поминальные обряды татар мусульман
Первые поминки проводятся на 3 день после похоронной процессии. Определенного поминального меню у татар нет. Но на столах, как правило, присутствуют сухофрукты (курага, изюм), фрукты, свежие овощи, пироги, варенье. Также готовится суп и второе (например, картофель с мясом).
Поминки начинаются с чтения молитвы. Эта процедура длится около часа. Затем начинается угощение. А заканчивается обряд чаепитием и чтением молитв.
Татарские кладбища
В последние годы за порядком следят сотрудники кладбищ. А родственники усопшего посещают могилы исходя из своих возможностей и желаний.
Кстати, с древних времен татары хоронят родственников рядом с другими усопшими членами семьи. По возможности, эта традиция поддерживается и в настоящее время. Таким образом доказывается, что человек погружается как бы «в своё место на родном кладбище».
Источник: https://seminaria-tmb.ru/krematsiya/pogrebalnye-traditsii-tatar-kak-horonyat-i-prohodyat-pominki.html
Похороны по-татарски: почему умерших «сажают» в могилу
Далеко не все татары оставляют покойников в могилах, придавая им сидячее положение. Погребальные обряды заметно варьируются у различных региональных и субэтнических групп этого народа. Кроме того, с течением времени меняются представления людей о загробном мире, и это тоже отражается на похоронных традициях, несмотря на всю их консервативность. При этом многие этнографы отмечают, что обычай «сажать» умерших в могилы, существующий среди татар, может иметь несколько объяснений.
Сибирские покойники лежат
Как известно, казанские, астраханские, крымские и сибирские татары отличаются друг от друга некоторыми особенностями быта и традициями. Они даже говорят на разных диалектах, относящихся к тюркской группе языков. Поэтому не стоит удивляться, что на татарских кладбищах Сибири, в древних могильниках и некрополях более позднего периода исследователи обнаруживают покойников, как правило, в лежачем положении.
Два кандидата исторических наук — Евгений Водясов и Ольга Зайцева совместно написали статью «Мусульманские некрополи XVII-XIX вв. в окрестностях г. Томска», которая была опубликована в журнале «Вестник Томского государственного университета» (№ 1 за 2015 год). Ученые рассказали о результатах раскопок, организованных на Старом мусульманском кладбище и Юрточной горе.
«Реконструкция обряда на рассматриваемом могильнике по археологическим данным в общих чертах сводится к следующему: умерших хоронили без сопроводительного инвентаря, вытянуто на спине, придерживаясь ориентировки головы на северо-западный сектор при повороте тела или головы на правый бок таким образом, чтобы лицо покойного было обращено к Мекке», – отметили Е.В. Водясов и О.В. Зайцева.
То есть, сибирские татары соблюдали требования ислама относительно расположения покойного в могиле, но не в сидячем, а в лежачем положении.
Томские ученые обратили внимание, что их земляки-мусульмане хоронили умерших так же, как и подданные Казанского ханства. Это значит, что в XV-XVI веках поволжские татары, в основном, не «сажали» покойника в могилу, а укладывали его на спину.
Крымская традиция
Наиболее отчетливо традиция хоронить умерших в сидячем положении выражена среди крымских татар, у них она имеет древние корни. Об этом доктор филологических наук, профессор Айдер Меметов написал в статье «Лингвистические и экстралингвистические сведения о древних предках крымских татар», которая опубликована в журнале «Научный вестник Крыма» (№ 3 за 2017 год).
Ученый обратил внимание на грунтовый могильник, который был обнаружен археологами на склоне горы Ташлы-Баир в 2003 году. Все имеющиеся там захоронения датированы XI- X веками до нашей эры, в эпоху, когда на территории Крыма жили тавры, причисляемые к народам скифского происхождения. Исследователи отметили, что в данном могильнике «умершего хоронили в сидячем положении, руки сгибали так, что кисти оказывались перед лицом».
Известный этнограф и путешественник Густав Радде (1831-1903 гг.) в своей работе «Крымские татары», которая была опубликована в нескольких номерах журнала «Вестник Русского географического общества» за 1856-1857 годы, описал схожий обычай.
«Мы уже сказали, что Татары хоронят своих покойников в сидячем положении, причём тело закутывают в белые платки; на ноги надевают чулки и туфли; на голову – ермолку с белою кистью.
Возле тела в могилу кладут хлеб, воду, трубку, табак и огниво, для того, чтобы покойник не терпел нужды Когда тело уже опущено в могилу и приведено в надлежащее положение, над ним ставят в наклонном положении от 4 до 6 шестов (повыше головы и до колен) и потом зарывают яму, так что тело покоится в наполненном воздухом пространстве и находится в сидячем положении», – рассказал Г.И. Радде.
Очевидно, одним из возможных объяснений такого способа погребения является следование древним традициям, отмеченным учеными на территории Крыма. Это дает возможность А.М. Меметову и ряду других специалистов предположить, что между давно исчезнувшими таврами и современными татарами полуострова существует некая преемственность.
Тюркское наследие
Обычай хоронить покойников в сидячем положении существовал и у древних тюркских народов.
Кандидат исторических наук Эльдар Сейдаметов и научный сотрудник Крымского инженерно-педагогического университета Расим Кадыров – соавторы статьи «Погребальные обряды тюрков в Средневековье», опубликованной в журнале «Наука, образование и культура» (№ 5 за 2016 год). Исследователи отметили, что похоронные обычаи печенегов, огузов и кипчаков в доисламский период были напрямую связаны с верой в загробную жизнь.
Люди полагали, что после смерти человек попадает в потусторонний мир, и чтобы он ни в чем не нуждался, в могилу вместе с ним могли поместить все, что ему понадобится на том свете.
«Существовали различные способы погребения умершего. К примеру, когда хоронили знатного человека, то в земле ему вырывали огромную яму, в которую клали различный инвентарь, еду, чучело или тушу лошади, самого же человека хоронили в сидячем положении, после чего закрывали отверстие ямы плотно сбитыми досками и зарывали камнями с землей, делая из них огромную насыпь», – написали Э.Х. Сейдаметов и Р.Р. Кадыров.
То есть, богатый покойник мог продолжать пировать в загробном мире, как и при жизни. А удобнее всего это делать сидя. И традиция хоронить людей именно в таком положении, возможно, осталась у татар с древних времен – от тюркских предков.
Чтобы было удобно
Сходные похоронные обычаи есть и у некоторых других тюркских народов. Возможно, они возникли в результате длительного соседства с татарами. Кандидат исторических наук Тамара Фаттахова – автор статьи «Подготовка умершего к погребению у саратовских башкир», которая была опубликована в журнале «Вестник Башкирского университета» (№ 3 за 2012 год). Исследовательница считает, что покойника хоронили в сидячем положении ради его удобства в загробной жизни.
«Могила копалась на глубину 2 метра + 15-30 см в направлении восток- запад. С правой стороны могилы копалась ниша («лэхет»), куда и клали покойника. Высота ниши должна была быть не ниже 0,8-1 м для помещения в ней покойника в сидячем положении. Башкиры считали, что после захоронения умерший «оживал» в загробном мире, садился, переворачивался на другой бок», – пояснила Т.Д. Фаттахова.
Возможно, аналогичными мотивами руководствовались и татары.
По примеру русских
Известный чешский историк и этнограф Любор Нидерле (1865-1944 гг.) – автор монографии «Славянские древности», которая была издана в Москве в 1956 году в переводе Т.В. Ковалевой.
Ученый обратил внимание, что в XII-XIV веках на территории Псковской, Новгородской и Петербургской губерний изредка людей хоронили «в сидячем положении таким образом, что скелет упирается хребтом в воздвигнутую груду камней».
Отдельные погребения подобного типа встречаются и в центральных княжествах Руси, а не только в северных.
Чешский этнограф прямо признался, что не знает, почему возник такой обычай. Однако другие исследователи считают, что в сидячем положении русские обычно хоронили священнослужителей. Считалось, что христианские иерархи будут сидеть в своих могилах до Страшного суда, чтобы во время него присоединиться к другим святым, призванным вершить судьбы людей.
Вероятно, татары могли решить, что захоронение в сидячем положении – наиболее престижное, а значит, их покойники тоже должны пользоваться почетом после смерти.
Примечательно, что в пределах Болгарского городища, возникшего на территории современного Татарстана в X веке, ученые обнаружили могилу, в которой вероятно захоронен православный святой Феодор Философ Камский, убитый в 1323 году. Исследователи сделали предположение о личности покойного, так как данный мужчина был погребен в сидячем положении, а под его пальцами ученые обнаружили бронзовый крест.
Это значит, что жители Волжской Булгарии были осведомлены о правилах захоронения православных священнослужителей.
В знак уважения
Впрочем, традиция могла быть позаимствована и у других соседей. Например, поволжские татары, путешествующие по торговым делам, по пути в Турцию часто останавливались на Северном Кавказе.
Кандидат исторических наук Сайпуди Натаев считает, что людей хоронили в сидячем положении в знак уважения к ним. По крайней мере, так поступали чеченцы. Об этом ученый написал в своей статье «К вопросу об остракизме в традиционном чеченском обществе», которая вышла в журнале «Общество: философия, история, культура» (№ 6 за 2015 год).
В статье говорится, что чеченцы хоронили преступников в скрюченном положении, воинов, которые пали в бою – лежащими в доспехах, а людей достойнейших – в сидячем положении. Так горцы выражали свое отношение к покойным.
Исламское влияние
Но самым распространенным и общепризнанным объяснением погребения, принятого у татар, является ссылка на влияние ислама.
Как известно, мусульманская традиция предполагает, что лицо покойного должно быть обращено в сторону священной Каабы, которая находится в Мекке. Поэтому умерших мусульман обычно располагали в могилах в лежачем положении, повернув их головы набок. Хотя покойника можно и «посадить» лицом в нужную сторону.
Различные сборники исламских хадисов, повествующие о словах и деяниях пророка Мухаммеда, содержат несколько вариантов одного предания. Эту легенду рассказывают людям, чтобы убедить их быть правоверными мусульманами, восхваляющими Аллаха и почитающими его Посланника.
Суть предания такова: в первую ночь после погребения могилу покойного посещают два ангела: аль-Мункар и ан-Накир (Мункир и Накир). Они интересуются у похороненного, каких убеждений он придерживался при жизни. И если человек искренне отвечает, что поклонялся лишь Аллаху и чтил пророка Мухаммеда, то его ждет Рай или спокойный сон в расширившейся могиле (согласно другому варианту предания). Но если покойный не являлся правоверным мусульманином, то его уделом станут:
либо муки в адском пламени;
либо сжавшаяся, неудобная могила, в которой невозможно обрести покой;
либо «его будут бить железным молотком между ушей, и он будет плакать и плакать, и этот плач услышат все, кто приблизится к нему, за исключением людей и джиннов» («Сахих аль-Бухари», хадис 2/422).
Этнограф Г.И. Радде в вышеупомянутой работе «Крымские татары» упомянул это предание и дал свое объяснение обычаю хоронить покойников в сидячем положении.
«Следовательно, по этому учению, душа остается в теле даже после погребения все время, необходимое для испытания и приготовления её, которое делается двумя гениями-испытателями [ангелами – прим. автора]. Чтобы умерший при этом мог сохранить все условия приличия, ему устраивают могилу так, чтобы он в ней мог сидя отвечать на предлагаемые ему вопросы касательно его веры и его поведения на земле», – пояснил Г.И. Радде.
Встречать ангелов и говорить с ними, разумеется, удобнее в сидячем положении. Так многие специалисты и объясняют татарский похоронный обычай.
Добавить
Чтобы оставить необходимо авторизоваться
Источник: https://news.myseldon.com/ru/news/index/227982608
Мусульманские похороны. Требования и запреты по мусульманским обычаям
Мусульманские похороны имеют несколько схожих черт с православными. Например, у приверженцев ислама тоже принято хоронить мертвых в землю, звать священнослужителя, и читать по ним молитвы (намазы), чтобы бог скорее забрал его душу в лучший мир. Однако, есть большие отличия в подготовительных моментах и ритуальных атрибутах.
Каждому, кто хоронит мусульманина стоит знать, что это нужно делать только на мусульманских кладбищах или специально отведенных участках для приверженцев ислама на общих погостах.
Мусульманские кладбища в Москве
Вот список некрополей, где можно хоронить мусульман:
- Бутовское,
- Волковское,
- Даниловское,
- Домодедовское,
- Захарьинское,
- Кузьминское,
- Новобогородское,
- Перепечинско,
- Хованское,
- Щербинское.
Некоторые задумываются, сколько стоит место на кладбище в Москве для мусульман. Есть ли различия в ценах? Нет, для представителей всех конфессий дают участки одинакового размера. Цена зависит от удаленности.
Принципы выбора исламской ритуальной атрибутики
Заранее подготавливается саван для окутывания тела. Материал выбирается, исходя из принципа: если человек не оставил долгов после себя, то материал берут дороже, а если оставил, то – самый простой. Радикальные мусульмане придерживаются минимализма при организации похорон. Для савана запрещается использовать шелк.
Мусульман не принято хоронить в гробах, но в городах часто используют специальный ящик табуг. На кладбище можно взять ритуальные носилки для доставки тела к могиле.
Также заранее заказывается могильная плита, которая служит памятником. Запрещаются излишние украшения на нее. Только имя, годы жизни, и изречение из священной книги. Надгробие направляют лицевой стороной по направлению к Мекке.
Ритуальные атрибуты, как в православии (венки, цветы, ленты, постельные принадлежности, одежу), покупать и приносить на могилу нельзя.
Исламские ритуалы подготовки к погребению
После смерти человека укладывают лицом и ногами в сторону Мекки – святого места. При трехкратном омовении доверенным лицом (Гассалом), запрещается переворачивать тело на живот. Помещение, где проходит процедура, окуривается благовониями. После омовения и обмазывания благовониями, тело окутывают в несколько слоев ткани – для мужчин 3 слоя, для женщин – 5. Все это время читают положенные намазы. В эти же сутки предписывается произвести погребение.
Какие предметы подготовить к похоронам в исламских традициях?
- саван – 3-5 слоев любой ткани (кроме шелка);
- веревки для челюсти;
- твердый предмет на живот (от вздутия);
- благовония и эфирные масла (розовое масло, кедровый порошок, гулькаир);
- мусульманский гроб;
- ритуальные носилки;
- раздаточный материал для садака (платочки или деньги);
- ткань для опускания тела в могилу;
Чего не нужно делать на похоронах у мусульман
- громко причитать и плакать;
- приводить с собой женщин на погост;
- зажигать свечи;
- сидеть на могиле;
- пить алкоголь;
- приносить фотографии;
- молиться.
Источник: https://mosgupritual.ru/news/musulmanskie-pohorony/
Современные обычаи похорон у татар
Среди разных традиций и обрядов огромного внимания заслуживают похоронно-поминальные обряды. Рассмотрим, как проходят похороны татар-мусульман.
Мусульманский траурный этикет: как вести себя на похоронах, траурный этикет для женщин, можно ли скорбеть верующим
Последователи ислама знают, что смерти не избежать, поскольку так решил Всевышний. В сурах говорится: «Благословен Тот, в чьих руках власть, кто властен над всем сущим, кто сотворил смерть и жизнь, дабы подвергнуть вас испытанию и увидеть, кто же лучше из вас по деяниям. Он — великий, прощающий». Мусульманский траурный этикет предписывает родным умершего человека скорбеть достойно.
Как вести себя на похоронах
Мусульманский этикет предписывает чтение Корана во время похоронного обряда. Необходимо прочитать Джаназу (мольбу к Аллаху о прощении усопшего). Пророк Мухаммад сказал: «Лучшие из вас те, кто научился чтению Корана, его толкованию и обучал этому других. Они получат большой саваб», и также он говорил: «Читайте Суру «Ясин» вашим покойникам».
При чтении Корана благодать получает усопший и сам верующий, который произносит суры. Во время похоронного обряда читайте:
- «Аль-Фатиху»;
- «Аль-Ихлас»;
- «Аль-Фаляк»;
- «Ан-Нас».
Просите Всевышнего о том, чтобы он послал саваб (вознаграждение) скончавшемуся верующему. Если с мыслями об усопшем вы будете соблюдать пост или распространять учение Аллаха, мертвый получит полный саваб.
Можно ли скорбеть верующим
Мусульманский траурный этикет ограничивает скорбь по умершему человеку. Сказано: «Не разрешено реветь и выть по умершему, соблюдать траур, носить черные одежды, накрываться черной вуалью, носить черные банты и любые предметы напоминающие о трауре, нести портреты покойника».
Исламские правила поведения не запрещают оплакивание усопшего, но это нужно делать тихо. Верующий не может царапать себе лицо или рвать свою одежду, как бы не горевал. Считается, что покойный страдает, если его семья скорбит по нему. В хадисах говорится: «Покойник испытывает муки от плача тех кто остался».
Мужчин, которые плачут, окружающие должны упрекать, а если плачут дети или старики, их нужно утешить. Сказано: «По покойнику можно плакать не издавая звука. Потому что со смертью верующего плачут небеса».
Истинные верующие должны переносить горе спокойно. Пророк Мухаммад говорил: «Тот, кто ради мертвого раздирает свою одежду, бьет себя по лицу или испускает вопли, которые были в обычаях времени джахилии (невежество до ниспослания Шариата Пророку Мухаммаду, мир ему) – не из нас (т.е. не из числа благочестивых)».
Какое поведение порицается в Шариате
В некоторых исламских государствах есть профессиональные плакальщицы, однако мусульманский этикет этого не приемлет. Пророк Мухаммад говорил: «Моя община не может терпеть четырех обычаев язычества: хвастовство добрыми делами, порочение происхождения других людей, суеверие, что плодородие зависит от звезд, и плач по мертвым».
Исламский этикет также порицает другие похоронные обычаи, практикующиеся в ряде исламских стран:
- не отращивайте бороду в память об усопшем, иначе это не будет считаться сунной;
- не говорите на похоронах о мирском, лучше проведите время в молитвах;
- не стойте рядом с телом покойного и не вглядывайтесь в его лицо, это можно делать только близким людям.
Траурный этикет для женщин
Само слово траур переводится с арабского как «запрет» или «отказ». Исламские правила поведения предписывают женщине, которая потеряла близкого человека и находится в трауре, отказаться от некоторых вещей, разрешенных до этого.
Если у мусульманки умер муж, ей нужно соблюдать траур четыре месяца и десять дней. До окончания этого срока нельзя делать ничего из того, что может подтолкнуть женщину к новому браку. Запрещается использовать благовония, наряжаться или покидать дом без необходимости.
В сурах приводят слова Аллаха: «Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жен, то они должны выжидать, не выходя замуж четыре месяца и десять дней. Когда же они дождутся истечения этого срока, то вы (т.е. опекуны овдовевших женщин) не будете в ответе за то, как они распорядятся собой в соответствии с шариатом. Аллаху ведомо о том, что вы делаете».
Считается, что соблюдением траура жена выполняет долг перед покойным мужем. По истечении установленного Всевышним срока женщина может снова выйти замуж. В том случае, если она окажется беременной, нужно ждать дольше. Сказано: «Для тех же жен, которые беременны, срок установлен до тех пор, пока они не разрешатся от бремени».
Если умер другой близкий человек, исламский этикет предписывает верующей скорбеть не более трех дней.
Даже после похорон продолжайте молиться за усопшего. Найдите утешение в вере, поскольку сказано: «Ищите помощи Аллаха в терпении и молитве, поистине Аллах с терпеливыми. Те, кого постигает какое-либо бедствие, говорят: «Поистине, мы во власти Аллаха и к Нему мы возвратимся! Мы благодарим Его за блага и терпим бедствия при награде и при наказании». Это – те, над которыми Милость от их Господа, и они идут верным путем».
Источник: https://etikket.ru/musulmanskij-etiket-adab/musulmanskij-traurnyj-etiket.html
Похороны у татар: как хоронят мужчину и женщину
Погребальные традиции татар поистине уникальны – и начинается подготовка к ним еще при жизни человека. Говоря о том, как хоронят татар, следует сказать, что с момента предсмертного состояния мусульманина и в течение целых 12 месяцев после его ухода в загробный мир родственники стараются соблюсти ряд ритуалов и обрядов.
По мнению мусульман, гроб – это слишком дорогостоящий атрибут, а любое расточительство в этой религии порицается
Общая подготовка к похоронам по мусульманским обычаям
Подготовка к похоронам начинается еще в то время, когда человек жив. Разумеется, это касается только случаев, когда он находится в агонии, и очевидно, что его конец близок. В дом умирающего приглашают имама, который будет читать суры.
Человека, который еще жив, укладывают на правый бок, при этом лицо его должно быть повернуто в сторону Мекки – священного города. Для того, чтобы облегчить страдания последних минут, умирающему дают несколько капель воды.
Домочадцы не могут плакать в это время, ведь это мешает человеку сосредоточиться на уходе из жизни.
Подготовка тела
Когда человек умирает, ему аккуратно закрывают глаза, конечности выпрямляют, подвязывают подбородок. С тела снимают одежду, большие пальцы ног связывают друг с другом, накрывают гениталии плотно непрозрачной материей. Покойного перекладывают на твердую ровную поверхность, а для предотвращения вздутия на его живот кладут что-то тяжелое.
Похороны татар должны происходить непосредственно в день смерти или же в ближайшие 24 часа после нее.
В исламе запрещено вскрытие тела – это является большим грехом. Также исключена кремация – у татар она приравнивается к горению в пламени ада. Даже если покойный при жизни выражал желание быть кремированным, его родные могут отменить кремацию.
Традиции обмывания
Отношение к чистоте в исламе довольно строгое. Если все обряды очищения не будут выполнены перед похоронами, тело будет считаться нечистым, душа человека не готовой к встрече с высшими силами.
После того, как человек умирает, выбирается Гассала – он будет заниматься омовением тела. Обычно это близкий родственник, покойного, чаще всего старший. По многовековой традиции умершую женщину перед погребением омывают женщины, мужчину – представители сильного пола.
Допускается омовение тела мужа его женой. Еще несколько человек должны помогать Гассалу в проведении обрядов. В комнате зажигают благовония, тело покойного прикрывается покрывалом, затем начинается обмывание.
Тело омывают трижды – с кедровым порошком, камфорой и простой водой.
Почему татар хоронят сидя
Этот обычай связан с тем, что мусульмане верят: душа в мертвом теле остается живой до тех пор, пока ее не заберут ангелы. Перед этим ей предстоит ответить на ряд вопросов, а беседа должна проходить в приличных условиях. Потому зачастую татар и хоронят в столь необычном для российских христиан положении.
Молитва на похоронах
У татар есть особая молитва – Джаназа-намаз. Если усопший – мужчина, ее читают напротив его головы. Если же из жизни ушла женщина, то текст этой молитвы произносится напротив ее живота. Читают молитву над всеми покойными, кроме шахидов и самоубийц. В том случае, если родной человек усопшего не сумел прочитать Джаназу-намаз во время погребения, он может прийти к могиле и произнести ее текст там – на это у него есть целый месяц.
Татарские кладбища
От традиционных русских христианских кладбищ татарские захоронения заметно отличаются: все надгробия обращены в одну сторону, у могил нет венков, цветов, зажженных свечей. Кроме того, на татарских кладбищах запрещено хоронить неверующих людей.
При кладбищах всегда работают смотрители: они могут показать, как именно нужно копать могилу, как оконтуривать ее. Вообще, смотрители в целом отвечают за организацию погребения мусульманина.
Кабр (могила)
Кабр – это место захоронения татар. Подготавливают его разными способами – с учетом различных факторов: рельефа местности, месторасположения кладбища, особенностей грунта. Однако есть два правила, которые соблюдаются всегда:
- Тело должно быть надежно защищено от осквернения животными, из-под земли не должно доноситься запахов, привлекающих хищников.
- Погребальная яма должна быть достаточно глубокой, ее длина должна быть в полный рост покойного с рукой, вытянутой вверх.
Нишу закрепляют кирпичной кладкой, а когда в нее помещают тело, его накрывают плитами, затем засыпают яму землей.
Отдельно стоит сказать о том, как хоронят татар, которые умирают на морском судне. Согласно законам шариата, можно перенести похоронную церемонию, чтобы покойный прошел весь ритуальный обряд. Впрочем, если суша слишком далеко, допускается омовение тела, его обряжение, читка священной книги и предание покойного воде.
Что готовят на поминки у татар
Говоря о том, как хоронят татар, нельзя не сказать о поминальном обеде. По исламской традиции, он проходит в тишине. Мужчины и женщины едят и пьют в разных помещениях. Поминальное меню включает суп, приготовленный с халяльной бараниной, гречку с мясом. Также на столе есть выпечка, сладкое, сухофрукты. Алкоголь во время поминального обеда употреблять запрещено.
Поминальный татарский стол
Ислам осуждает роскошные поминальные обеды: люди не должны «объедать» семью усопшего человека, вынуждать их вместо молитв и скорби заниматься домашними хлопотами
Оплакивание покойного
Так как татарские похороны проходят по погребальным правилам мусульман, во время процесса принято придерживаться определенных обычаев. Так, категорически запрещено рыдать, оплакивать покойного. Вообще, слезы уместны только до четвертого дня после смерти.
Скорбеть можно, но важно, чтобы окружающие этого не видели: нельзя закатывать громких истерик, рвать вещи, ломать предметы, наносить себе или окружающим травмы.
Пророк сказал: чувствуя чрезмерное оплакивание, душа усопшего, испытывает невероятные страдания. Поэтому принято осуждать мужчин и юношей, которые рыдают на похоронах. Дети и старцы могут плакать, но обычно их стараются утешить.
Что происходит с телом после смерти
Когда мусульманин уходит из жизни, в первую ночь после его смерти у его могилы появляются ангелы. Они проводят суд над усопшим. Именно по этой причине важно молиться за человека в течение трех суток после погребения – слова молитвы облегчат душе прохождение всех испытаний.
Когда ангел смерти забирает душу, он передает ее ангелам милости. Вместе с ними душа возносится на небо, где ангелы запишут имя покойного человека в специальную книгу. После душа вновь входит в свое тело, чувствует все, что испытывал человек при жизни.
Затем ангелы говорят ему: «Спи!» – и покойный засыпает до наступления Судного дня.
Установка памятника
Важно посещать могилу усопшего в Рамазан и Курбан-байрам, но не запрещается посещать кладбище в любые другие дни
Как только заканчивается процесс похорон, на могиле усопшего устанавливают аккуратную табличку, содержащую информацию о человеке. Только через 12 месяцев, когда грунт утрамбуется, можно задуматься об установке памятника. По татарским обычаям, мемориал должен быть лаконичным и скромным, без вычурностей и излишеств, однако надгробие должно выглядеть так, чтобы с первого взгляда можно было понять – здесь похоронен мусульманин.
Не приветствуется нанесение на мемориалы портретов людей, скорбных эпитафий. Для украшения подойдет изображение мечети, классические мусульманские орнаменты, цитаты из Корана. Редко можно увидеть татарские надгробные памятники с фото покойного, скульптурные композиции.
Впрочем, все описанное выше, сегодня соблюдается реже и реже – похороны татар в наше время мало соответствуют тем порядкам, которые были установлены их предками. Однако нельзя забывать, что это огромная часть культурного наследия, позволяющая сохранить традиции и облегчить страдания родных покойного.
Источник: https://ritualica.ru/pohorony-u-tatar
Татарские похороны
В каждом ауле есть человек, который в подробностях знает порядок ритуального действия и следит за точным его исполнением.
В мусульманских семьях принято, чтобы к старости женщина приготовила достаточное количество материала, из которого будет сшит саван, для себя и для своего мужа.
Это белая хлопковая ткань длиной около 15 метров.
Также во время татарских похорон всем пришедшим в дом и выразившим соболезнования людям принято раздавать саадак – небольшие полезные вещи: полотенца, отрезы ткани, платки, носки.
Все это собирается и хранится до печального дня в семьях. Часто для саадака используются и вещи, полученные на чужих похоронах.
Обряжение умершего
Умершего нельзя класть на мягкое. Его кладут головой в сторону Мекки. Руки покойника вытягивают вдоль туловища. На грудь обязательно кладут железный предмет, например ножницы.
Тело покрывают простыней, а голову – полотенцем, чаще старинным домотканым. Возле умершего всегда находятся люди. Обычно это пожилые женщины, возможно и не состоящие с ним в родстве. Плакать, громко причитать запрещается.
Все предметы, которые обладают свойством отражать, завешиваются тканью. Всю ночь сидящих с покойным поят чаем. Утром все мужчины, которые могут это делать, идут рыть могилу.
Могила роется особая: у дна делается расширение в одну сторону, достаточное, чтобы вместить человека. И могила не должна оставаться без присмотра до самых похорон.
Если возле нее не находится человек, в нее опускается топор или другой металлический предмет. Копавшим могилу обязательно раздают садаке. Обмывать умершего начинают, когда могила уже готова.
К этому времени женщины успевают сшить саван – крупными стежками, на руках, без узелков на нити. Обмывают строго мужчин мужчины, женщин – женщины.
Вода для обмывания готовится под чтение молитвы, ведро с этой водой нельзя ставить на пол. Под ведро подстилается полотенце, в ведро подливают теплую воду по мере расходования.
Во время обмывания в комнате находятся люди, которые выполняют строго обозначенные действия под руководством самого опытного человека, который непосредственно обмывает умершего и руководит остальными.
Еще один человек помогает переворачивать усопшего, третий следит за тем, чтобы не кончилась вода, четвертый поливает. В последнюю воду добавляют настой душистых трав. Женщин обмывают, держа над ними чистую белую простынь.
Завершив обмывание, приступают к обряду обряжения. Одежда, в котором хоронят татар, называется кэфен. Это рубаха, фартук и платок, если умерла женщина.
Мужчин обряжают в чалму. Всем помогающим обмывать и обряжать умершего полагается садака – отрезы на платье, платки, полотенца.
Когда покойник обряжен, приходит время прощания, в котором участвуют только близкие.
Погребение
Выносят покойника ногами вперед, затем переворачивают. Несут в специальных носилках, на некоторое время носилки оставляют на небольшом возвышении перед кладбищем, в это время присутствующие молятся соответственно обряду.
По мусульманским канонам, человека нельзя хоронить в гробу. В настоящее время иногда покойника укладывают в гроб, но никогда не закрывают его крышку. Как правило, в самом погребении участвуют только мужчины.
Трое самых близких родственников спускаются в могилу, принимают усопшего, которого опускают на трех полотенцах, укладывают его и после закладывают боковую нишу с покойным кирпичом, а сверху толью, чтобы в лэхет не попала пыль.
Опоясываются полотенцами, на которых спускали покойного, и выходят из могилы. Когда могилу засыпают землей, все участвующие в ритуале погребения рассаживаются вокруг могильного холма, а мулла читает суру из Корана.
Тут же, на кладбище, родственники раздают всем, кто помогал, саадака – платки, носки, деньги.
В то время, когда на кладбище происходит захоронение, женщины возвращаются в дом. Одна из них, знающая Коран, читает его. По традиции перед ней ставится блюдо с мукой и живую курицу.
Если курицы нет, то яйца. После прочтения мука и курица отдаются самому нуждающемуся в качестве могильного подаяния, все это нужно завершить до опускания умершего в могилу.
Затем женщины обязательно моют пол, начиная с порога. Стирают, в первую очередь, вещи, соприкасавшиеся с покойным, и вещи, принесенные из мечети. Все это нужно успеть сделать до прихода мужчин с кладбища. Опять раздается саадака всем присутствующим.
Затем в дом заходят старики – не родственники покойного, и читают Коран. В доме, где умер человек, три дня действует запрет на приготовление еды. Поэтому по традиции близких на обед приглашают соседи, родные.
Источник: https://grobokop.ru/tatarskie-poxorony
Традиции и обычаи: как хоронят мусульманина?
Как хоронят мусульманина? Вопрос, конечно, непростой. Ислам диктует своим последователям определенные законы погребения. Это так называемые законы шариата. В этой статье я расскажу вам, как происходит ритуал погребения мусульманина.
Как хоронят мусульманина: что нужно делать перед смертью
Шариатом предписана и предопределена вся жизнь приверженцев ислама от рождения до самой смерти. Итак, пока умирающий человек еще жив, его кладут на спину таким образом, чтобы его ноги «смотрели» в сторону Мекки. Затем начинается весьма громкое чтение молитвы. Это нужно для того, чтобы умирающий слышал ее. Перед смертью любому мусульманину нужно дать глоток холодной воды. Плакать перед ним строго-настрого запрещается!
Что нужно делать после смерти
Когда мусульманин умер, необходимо подвязать ему подбородок, закрыть глаза, выпрямить руки и ноги и накрыть лицо. На его живот следует положить что-нибудь тяжелое.
Как хоронят мусульманина: омовение
Перед самим погребением необходимо провести процедуру омовения тела. Как правило, похороны мусульманина происходят только после троекратного ритуального омовения, в котором участвуют не меньше четырех человек того же пола, что и сам усопший.
Первый раз обмывают водой с растворенным в ней кедровым порошком, во второй раз в ней растворяют камфару, а третье омовение осуществляется просто чистой водой.
Как хоронят мусульманина: погребение
Законы шариата запрещают хоронить мусульман в одежде. Это делается в одном саване. Материал, из которого он выполнен, должен соответствовать материальному состоянию умершего. Запрещается подстригать волосы и ногти покойному! Его тело должно быть ароматизировано всякими маслами. Затем над ним происходит чтение молитв, после чего его укутывают в саван, делая узлы у головы, у пояса и у ног.
Сделанные узлы развязывают непосредственно перед тем, как тело начинают опускать в могилу. Покойного, закутанного в саван, кладут на носилки и таким образом доставляют на кладбище. Опускают тело обязательно ногами вниз. После этого в яму бросают горсть земли и льют воду. Дело в том, что ислам не разрешает хоронить умерших в гробах. Исключением являются случаи, когда покойный был расчленен, или тело уже разложилось.
Любопытно, что могила может копаться абсолютно произвольно. Все зависит от местного рельефа земли. Погребение сопровождается чтением молитвы со стороны всех присутствующих. В них упоминается имя покойного. Шариат не одобряет надгробия, на котором присутствует образ умершего человека.
На какой день хоронят мусульман?
Желательно осуществить погребение в тот же день, когда человек умер. Это происходит, если смерть застала его в течение дня. В таком случае процедура омовения происходит до заката. После проводится погребение.
Почему мусульман хоронят сидя?
Это связано с определенными представлениями мусульман о загробной жизни. Они считают, что после смерти физического тела душа остается в нем до передачи ее Ангелом смерти Ангелу рая, который подготовит ее к вечной жизни. Но перед этим душа покойного должна ответить на несколько вопросов. Чтобы это происходило в условиях приличия, мусульманину и устраивают такую могилу, в которой он сидит, а не лежит.
Источник: https://nlo-mir.ru/religia/43547-horonjat-musulmanina.html