Что значит креститься двумя перстами

Крестное знамение

Что значит креститься двумя перстами

В настоящее время все православные, посещающие храм регулярно, знают, что такое крестное знамение, и как его совершать. Но что именно оно означает, для чего это надо делать, знают не все. Стоит поговорить об этом подробнее.

Смысл православного креста

Крест – это исповедание веры православных христиан. Оно напоминает о крестных страданиях Спасителя, которые Он претерпел для спасения грешников из ада и возвращения в Царство Небесное.

Вообще смерть на кресте считалась самой страшной и позорной смертью. Ей предавались мужчины, совершившие особо тяжкое преступление. На кресте руки и ноги прибивались гвоздями. Смерть наступала от удушья, разрыва сердца и потери крови.

Умирали на кресте мучительно в течение долгих часов, а иногда и суток.

фильм М.Гибсона «Страсти Христовы»

Христос избрал самую мучительную смерть для того, чтобы взять на Себя грехи всего человечества. Теперь грешники могут покаяться Ему и получить прощение тут же, благодаря такой страшной жертве Христа. Люди до конца не осознают всю важность и величие подвига Спасителя ради них. Как и то, что мучения на кресте выглядели намного страшнее, чем это показано на иконах, картинах и даже голливудских фильмах.

Всем известен фильм М.Гибсона «Страсти Христовы», который смотреть просто невозможно из-за обилия кровавых сцен и мучений. Но даже он не смог передать весь ужас страданий Христа. На кресте люди находились совершенно нагими, и все смотрели на них. Христос перед этим претерпел жестокие избиения, бичевание, поэтому тело Его превратилось в кровавую массу. Потом Он нёс перекладину от креста до Голгофы.

Для того, чтобы руки держались на перекладине, их растягивали, в результате, суставы рук были вывихнуты. Кроме боли от гвоздей и вывиха, Он испытывал страшное удушье и жажду. Ему приходилось постоянно двигаться, чтобы глотнуть воздуха, Он не висел неподвижно, как в фильме.

У Него было обезвоживание, пульс поднялся до 200, давление упало до 70 на 40. Христос испытывал сосудистый коллапс и сильную сердечную недостаточность. У него были сильные судороги. Кроме того Он испытывал Богооставленность, Отец Небесный отвернулся от Него.

Это, пожалуй, было самым страшным мучением для Него.

Все это Христос испытал для того, чтобы взять на Себя грехи всего человечества, чтобы мы смогли попасть в Царство Небесное. В таких страданиях за людей видно не только огромное терпение, но несказанная любовь. Ведь все это Он принял на Себя добровольно!

Именно поэтому крест как символ говорит верующим о многом. Православные относятся к нему очень благоговейно. Нельзя изображать, например, кресты на полу, чтобы не наступить на них нечаянно. В каждом доме у верующих есть распятие, которому они кланяются и лобызают его.

Поэтому верующие осеняют себя как можно чаще крестным знамением в знак почитания крестных мук Спасителя. Апостол Павел писал: «крест для иудеев – соблазн, для эллинов – безумие, а для нас – Божия сила и премудрость», также: «мертвость Господа в теле моем ношу».

Как правильно креститься православным крестианам

Православные для совершения крестного знамения складывают пальцы правой руки в щепотку. Три пальца, сложенные воедино, означают Святую Троицу: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Остальные два пальца, прижатые к ладони, означают двойственную природу Христа (Бога и Человека), сошедшего на землю.

Такими сложенными пальцами надо осенять сначала лоб (для освещения мыслей), потом грудь (во освящения чувств), потом правое плечо и левое (для освещения дел).

Многие старообрядцы ратуют за правильность своего, двуперстного знамения, ссылаясь на то, что священники и святые на иконах благословляют именно двумя перстами. Но священник при благословении складывает пальцы особым образом, чтобы получились буквы имени Христа: IC XC. И таким образом он не сам крестится, а благословляет народ. Тоже самое касается и икон.

Немного истории

Первые христиане уже изображали на себе знамение креста. Но они это делали сначала одним перстом, изображая его на челе или груди, или осеняя пищу и жилье. Потом в четвёртом веке появилось широкое крестное знамение, похожее на современное, но опять же, его изображали на себе одним пальцем.

Святой Ефрем Сирин, живший в четвертом веке, призывал всех христиан осенять себя и всё вокруг крестным знамением. В шестом веке появилось первое упоминание о триперстном крестном знамении.

В девятом веке триперстное знамение сменилось двуперстным. Это произошло при появлении ереси монофизитов, которые говорили о том, что у Христа была лишь одна природа. В опровержение этой ереси верующие стали креститься двумя перстами, доказывая двоякую природу Спасителя.

Триперстное знамение вернул патриарх Никон в двенадцатом веке. Тогда случился самый обширный раскол в истории Церкви. Старообрядцы отстаивали правильность двуперстного знамения, за что были отвержены.

Сила креста

Зная о силе спасительных мук Христа, бесы боятся крестного знамения как огня. Поэтому святые отцы советовали как можно чаще осенять себя крестным знамением, а также пищу, воду для питья, мебель, кровать, стол, жилище и т.д. Таким образом, отгоняется лукавство врагов и освящается естество.

Много раз крестное знамение спасало людей даже от смерти. Перекрестив отравленную пищу, верующие оставались живы. Есть описанные многочисленные случаи.

В Древнем Патерике рассказан случай о том, как одному монаху явились бесы в образе ангелов света и уговаривали его сесть в огненную колесницу, чтобы унестись на Небо, подобно пророку Илии. Но монах, который уже занёс ногу на колесницу, осенил себя крестным знамением. В результате бесовское искушение разрушилось, колесница исчезла, а сам монах увидел себя на краю пропасти. Если б он послушал бесов и сел в колесницу, то упал бы с обрыва и разбился насмерть.

Другой случай рассказывает, как один святой запер беса в сосуде с помощью крестного знамения.

Мы всегда должны осенять все вокруг и себя крестным знамением, чтобы избежать стрел лукавого и смертельной опасности. Но делать это надо с особым благоговением и внимательностью, медленно и не торопясь.

О том, как правильно креститься православным христианам

Мы работаем на добровольных началах, поэтому будем рады, если вы поддержите проект лайком и репостом в социальных сетях. Храни Господь!

Источник: https://pravlife.ru/krestnoye-znameniye/

Как правильно креститься?

Для крестного зна́мения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони

Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы – Божескую и человеческую.

Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб (1), на живот (2), на правое плечо (3) и затем на левое (4). Опустив правую руку можно делать поясной или земной поклон.

Осеняя себя крестным знамением, мы прикасаемся сложенными вместе тремя пальцами ко лбу – для освящения нашего ума, к животу – для освящения наших внутренних чувств (сердца), потом к правому, затем левому плечам – для освящения наших телесных сил.

Осенять себя крестным знамением, или креститься, нужно: в начале молитвы, во время молитвы и по окончании молитвы, а также, при приближении ко всему святому: когда входим в храм, когда прикладываемся к кресту, к иконе и т. п. Креститься нужно и во всех важных случаях нашей жизни: в опасности, в горе, в радости и т. д.

Когда мы крестимся не во время молитвы, то мысленно, про себя, говорим: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь», выражая этим нашу веру в Пресвятую Троицу и наше желание жить и трудиться во славу Божию.

Слово «аминь» — значит: истинно, правда, да будет так.

Что должен осознавать и переживать христианин, осеняющий себя крестным знамением?

 К сожалению, мы очень многие вещи в храме делаем машинально или бестолково, забывая о том, что это — высочайшее средство изменения духовной жизни.

Крестное знамение — это наше оружие. В торжественной, победоносной молитве Кресту — «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его» — говорится, что Крест нам дарован «на прогнание всякого супостата».

О каком супостате идет речь? Апостол Павел в Послании к Ефесянам (6,11–13) пишет: Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.

Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять.
Мир, который Господь даровал нам, в котором Он дал нам жить, конечно, прекрасен. Но погружен во грех. И мы сами повреждены грехом, наша природа искажена им, и это позволяет падшим духам искушать нас, мучить нас, вести нас по пути погибели.

Человек, ведущий духовную жизнь, как правило, понимает, что ему самому себя не изменить — нужно искать помощи у Христа. Когда мы совершаем крестное знамение, мы в первую очередь Его призываем на помощь нам.

Конечно, нельзя понимать осенение крестным знамением как некий магический жест, обеспечивающий результат. Крест знаменует Жертву. Жертву Хрис­та, принесенную во имя любви к нам. Осеняя себя крестом, мы свидетельствуем, что Его жертва принесена за нас, и что Он для нас — главное в нашей жизни.

Телесное, физическое движение при этом есть молитва тела, приобщение тела как составляющей нашего человеческого существа к этой жизни в Нем: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии. Это тоже апостол Павел, Первое послание к Коринфянам (6,19–20).

Тело так же искуплено Крестною Жертвою, как и душа. С помощью крестного знамения мы пытаемся распять похоти души и похоти тела. И это беда, что по нерадению нашему крестное знамение становится для нас слишком привычным и совершается нами без благоговения. Здесь нам нужно вспомнить слова пророка Иеремии: Проклят, кто дело Господне делает небрежно (Иер. 48, 10). Это движение должно совершаться очень серьезно, с глубоким чувством.

Почему мы не задумываемся, складывая для крестного знамения пальцы? Ведь это слово, воплощенное в действие: этим, по сути, исповедуется Святая Троица.

Крестное знамение есть ответственное деяние — когда мы его совершаем, мы должны чувствовать и видеть Крест Христов, Его страдания, помнить цену, которая была дана во искупление наших грехов, и ту высоту, на которую мы восходим через крест. Крест соединяет нас с небом, крест соединяет нас друг с другом, потому что Господь Иисус Христос был распят не за меня одного, а за всех.

И как священник, и как христианин я не раз замечал, что люди, умеющие молиться глубоко и не напоказ, совершают крестное знамение очень красиво. В чем именно красота — трудно словами передать, потому что это — отражение красоты их духовного мира. А когда человек крестится или напоказ, или просто потому, что положено — это тоже видно, и вызывает отторжение и жалость. Вот так в одном и том же движении выражаются разные внутренние состояния человека.

В первом случае это плод духовного труда, во втором — скрывающаяся за жестом пустота.

Осеняя себя крестным знамением в тяжелую минуту, мы ищем помощи Христовой. Нам ведь бывает тяжело не только от внешних причин, но и от непонятного ужаса и отчаяния, скопившихся где-то в глубине. Будучи искушаемы, мы совершаем крестное знамение на себе, чтобы отогнать искушение. Сатана имеет возможность воздействовать на нас в той мере, в которой в нас развит грех. Когда-то он в пустыне искушал Христа, предлагая Ему все царства мира (см.: Лк. 4, 5–8).

Как он — ничтожество, которое не может жить и не живет, — мог предлагать Сыну Божиему то, что ему, падшему ангелу, не принадлежит? Мог, потому что мир принадлежит ему — через грех. Вот почему он называется князем мира сего — мира измененного, греховного. Но Христос победил его. Тогда, в иудейской пустыне, победа выразилась в отказе от соблазна. Но окончательно она была закреплена крестными страданиями, крестной жертвой.

Поэтому и мы осеняем себя крестом, чтоб победить любое искушение от сатаны. Крестом мы попаляем и отгоняем его, не даем ему возможности действовать.
Вспомним, как страшились и как злились злые духи всегда, когда отшельник приходил на пустое место и ставил на нем крест: «Уходи! Это наше место!». Пока не было человека с молитвой и крестом, у них была здесь хотя бы какая-то иллюзия власти.

Конечно, злой дух может победить человека, если человек ему поддастся, но человек всегда может победить сатану. Сатана бывает попаляем, потому что человек приобщен к Христовой победе — Крестной жертве.

В статье использованы источники:

Протоиерей Серафим Слободской «Закон Божий» http://predanie.ru/serafim-slobodskoy-protoierey/zakon-bozhiy/chitat/

Источник: http://hramvera.ru/krestnoe-znamenie/

Узнаем как крестятся старообрядцы — двумя или тремя пальцами?

Что значит креститься двумя перстами

Прежде чем начать разговор о том, как крестятся старообрядцы, следует подробнее остановиться на том, кто они такие, и какова их роль в развитии российского православия. Судьба этого религиозного движения, именуемого старообрядчеством, или древлеправославием, стала неотъемлемой частью истории России и полна драматизма и примеров духовного величия.

Реформа, расколовшая российское православие

Старообрядчество, как и вся российская церковь, началом своей истории считает год, когда на берегах Днепра воссиял свет Христовой веры, принесённый на Русь равноапостольным князем Владимиром. Попав на благодатную почву, зерно православия дало обильные всходы. Вплоть до пятидесятых годов XVII века вера в стране была единой, и о каком-либо религиозном расколе речь не шла.

Началом великой церковной смуты стала реформа патриарха Никона, начатая им в 1653 году. Заключалась она в приведении российского богослужебного чина в соответствие с тем, который был принят в Греческой и Константинопольской церквях.

Причины церковной реформы

Православие, как известно, пришло к нам из Византии, и в первые годы после Крещения Руси богослужение в церквях совершалось именно так, как это было принято в Константинополе, но по прошествии шести с лишним столетий в него были внесены значительные изменения.

Кроме того, поскольку в течение почти всего этого срока книгопечатанья ещё не было, и богослужебные книги переписывались от руки, в них не только вкралось значительное количество ошибок, но и исказился смысл многих ключевых фраз. Чтобы исправить положение, патриарх Никон принял простое и, казалось, не сулящее осложнений решение.

Благие намерения патриарха

Он распорядился взять образцы ранних книг, привезённых из Византии, и, сделав с них заново перевод, растиражировать печатным способом. Прежние тексты он приказал изъять из обращения. Кроме того, патриархом Никоном было введено на греческий манер троеперстие – сложение вместе трёх пальцев при осенении крестным знамением.

Такое безобидное и вполне разумное решение вызвало, тем не менее, реакцию, подобную взрыву, а произведённая в соответствии с ним церковная реформа послужила причиной раскола. В результате значительная часть населения, не принявшая этих нововведений, отошла от официальной церкви, получившей название Никонианской (по имени патриарха Никона), и из неё сложилось масштабное религиозное движение, последователи которого стали называться раскольниками.

Раскол, ставший результатом реформы

Как и прежде, в дореформенные времена, старообрядцы крестились двумя перстами и отказывались признавать новые церковные книги, а также священников, пытавшихся совершать по ним богослужения. Встав в оппозицию церковным и светским властям, они в течение длительного времени подвергались с их стороны жестокому гонению. Начало этому было положено на Поместном соборе 1656 года.

Уже в советский период последовало окончательное смягчение позиции РПЦ в отношении старообрядчества, что было закреплено соответствующими юридическими документами. Однако это не привело к возобновлению евхаристического, то есть молитвенного общения между поместными православными церквями и старообрядцами. Последние по сей день считают лишь себя носителями истинной веры.

Сколькими пальцами крестятся старообрядцы?

Важно отметить, что канонических разногласий с официальной церковью у раскольников никогда не было, и конфликт всегда возникал лишь вокруг обрядовой стороны богослужения. Например, то, как крестятся старообрядцы, складывая вместо двух три пальца, всегда становилось поводом для осуждения в их адрес, тогда как никаких нареканий по поводу толкования ими Святого Писания или основных положений православного вероучения не было.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда в этом году у нас Вербное воскресенье

Кстати, порядок сложения пальцев для крестного знамения и у старообрядцев, и у сторонников официальной церкви заключает в себе определённую символику. Старообрядцы крестятся двумя пальцами – указательным и средним, символизирующими два естества Иисуса Христа – божественное и человеческое. Остальные три пальца при этом держат прижатыми к ладони. Они являют собой образ Пресвятой Троицы.

Яркой иллюстрацией того, как крестятся старообрядцы, может служить знаменитая картина Василия Ивановича Сурикова «Боярыня Морозова». На ней увозимая в ссылку опальная вдохновительница московского старообрядческого движения воздевает к небу два сложенных вместе перста – символ раскола и неприятия реформы патриарха Никона.

Что же касается их оппонентов, сторонников РПЦ, то принятое ими, в соответствии с никоновской реформой, и употребляемое по сей день сложение пальцев также имеет символический смысл.

Крестятся никонианцы тремя пальцами – большим, указательным и средним, сложенными щепотью (раскольники их за это презрительно называли «щепотниками»).

Эти три пальца также символизируют Пресвятую Троицу, а двойственную природу Иисуса Христа изображают в данном случае прижатые к ладони безымянный палец и мизинец.

Символика, заключенная в крестном знамении

Особый смысл раскольники всегда придавали и тому, как именно они накладывали на себя крестное знамение. Направление движения руки у них то же, что и у всех православных, но своеобразно его объяснение. Старообрядцы крестятся пальцами, прикладывая их прежде всего ко лбу. Этим они выражают главенство Бога Отца, являющегося началом Божественной Троицы.

Далее, приложив пальцы к животу, они тем самым указывают, что во чреве Пречистой Девы беспорочно был зачат Иисус Христос, Сын Божий. Поднося затем руку к правому плечу, указывают на то, что во Царствии Божьем Он воссел одесную – то есть справа Своего Отца. И наконец, движение руки к левому плечу напоминает о том, что на Страшном Суде грешникам, отправляемым в ад, будет уготовано место ошуюю (слева) от Судии.

Почему старообрядцы крестятся двумя перстами?

Ответом на этот вопрос может служить древняя, уходящая своими корнями в апостольские времена и принятая затем в Греции традиция двуперстного крестного знамения. Она пришла на Русь одновременно с её крещением. У исследователей есть убедительные доказательства того, что в период XI-XII вв. иной формы крестного знамения в славянских землях просто не было, и все крестились так, как это делают сегодня старообрядцы.

Иллюстрацией сказанного может послужить широко известная икона «Спас Вседержитель», написанная Андреем Рублёвым в 1408 году для иконостаса Успенского собора во Владимире. На ней Иисус Христос изображён сидящим на престоле и воздевшим правую руку в двуперстном благословении. Характерно, что именно два, а не три перста сложил Творец мира в этом священном жесте.

Истинная причина гонений на старообрядчество

Многие историки склонны полагать, что истинной причиной гонений были не те обрядовые особенности, которые практиковали старообрядцы. Крестятся двумя или тремя пальцами последователи этого движения — в принципе, не столь важно. их вина заключалась в том, что эти люди осмелились открыто идти против царской воли, создавая тем самым опасный прецедент на будущие времена.

Речь в данном случае идёт именно о конфликте с высшей государственной властью, так как правивший в тот период царь Алексей Михайлович поддерживал Никоновскую реформу, и неприятие её частью населения могло расцениваться как бунт и оскорбление, нанесённое ему лично. А российские правители никогда этого не прощали.

Старообрядчество сегодня

Заканчивая разговор о том, как крестятся старообрядцы и откуда пошло это движение, будет нелишним упомянуть, что сегодня их общины находятся практически во всех развитых странах Европы, в Южной и Северной Америке, а также в Австралии.

В России старообрядческая церковь имеет несколько организаций, крупнейшей из которых является основанная в 1848 году Белокриницкая иерархия, представительства коей находятся за рубежом.

В своих рядах она объединяет более миллиона прихожан и имеет свои постоянно действующие центры в Москве и румынском городе Браиле.

Второй по величине старообрядческой организацией считается Древлеправославная поморская церковь, включающая в себя около двухсот официальных общин и целый ряд незарегистрированных. Её центральным координационным и совещательным органом является находящийся с 2002 года в Москве Российский совет ДПЦ.

Источник: https://autogear.ru/article/259/550/kak-krestyatsya-staroobryadtsyi---dvumya-ili-tremya-paltsami/

Как правильно креститься православным христианам?

Что значит креститься двумя перстами

Смысл крестного знамения един у всех христианских конфессий. Осеняя себя крестным знамением люди свидетельствуют свою верность Христу. Господь принял на себя крестную смерть, чтобы даровать нам спасение. Само крестное знамение отличается у православных, католиков и старообрядцев. Как правильно креститься православным христианам? Чтобы не запутаться и правильно осенять себя крестным знамением, прочитайте наш материал о том, как правильно креститься.

Как правильно креститься — история

Василий Великий называл крестное знамение одним из тех апостольских Преданий, которые пришли к нам не через Писание, но через обычай. Везде, где апостолы проповедовали Слово Божие, люди, принявшие христианство, начинали изображать на себе знак креста. Крестились во всех странах по разному.

На Западе — всей ладонью, в Африке было принято креститься одним пальцем, указательным или большим, в знак веры в одного Бога. Креститься также могли необычно — не крестом полностью, а только чело, уста и сердце.

Согласно православной традиции, крестным знамением благословляются меньшие от больших: миряне от священника и дети от родителей.

Ответа на вопрос, почему католики крестятся слева направо, а православные справа-налево не существует. Из-за дальности расстояний, культурных особенностей и различий, крестное знамение отличается в разных странах и конфессиях.

Можно сказать, что начало расхождениям положил церковный раскол, который произошел в XI веке. Различаются не только особенности осенения себя крестным знамением, но и облачения священников, храмы, некоторые обычаи. При этом у всех христианских традиций один общий корень — вера во Христа.

Так при различии в богослужениях, евхаристический канон в православии и католичестве остается практически идентичным.

Возрождение древнерусской богослужебной традиции

Как правильно креститься — перстосложение

Перст — это палец. Православные для осенения себя крестным знамением складывают воедино три перста в знак триединства Господа. Собираются большой, указательный и средний палец. Остальные остаются зажатыми в кулаке. Эти два пальца означают, что Иисус Христос одновременно оставался Богом и человеком.

Слева направо или наоборот? Как правильно креститься православным

  1. Сначала мы полагаем персты на лоб, испрашивая у Господа освящения нашего ума.
  2. Полагаем персты на живот в область солнечного сплетения и просим Бога продлить дни нашей жизни.
  3. Полагаем персты на правое плечо.
  4. Полагаем персты на левое плечо.

Таким образом мы словно рисуем на себе крест, соглашаясь принять на себя волю Бога и следовать за Христом. Чтобы закрепить свою преданность Богу во время богослужений люди также совершают поясные и земные поклоны.

Совершая поясной поклон люди кланяются в пояс, а во время земного становятся на колени и челом касаются пола.

Старообрядцы напротив складывают указательный и средний палец, а остальные прижимают к ладони. При этом суть перстосложения остается той же.

Католики осеняют себя крестным знамением, используя всю ладонь и делают это слева-направо, а не справа-налево. Вся ладонь используется в знак язв на теле Иисуса, их было пять — две на ногах, две на руках и одна от копия. В православии считается, что это не догматический, а обрядовый образ креста.

Православная семья: российские традиции

Как правильно креститься перед храмом и в обществе?

Перед православными христианами часто встает вопрос о том, правильно ли креститься в общественных местах.

Нет единого ответа на вопрос о том, стоит ли это делать, но важно задать себе вопрос — зачем мы крестимся? Если у человека возникла в этом внутренняя потребность или он читает молитву про себя и хочет перекреститься, то, конечно, в этом не будет ничего плохого.

Господь призвал нас к исповедничеству, и православные христиане не должны стесняться и скрывать свою веру в Богу.

Если человек делает это напоказ, чтобы показать, что он ведет благочестивую и праведную жизнь, стоит спросить себя, не навредит ли его душе то, что призвано помочь людям? Видимые свидетельства нашей веры не осуждаются, если они направлены во благо. Совершая доброе дело или, осеняя себя крестным знамением, мы являем веру во Христа. Но и намерения у нас должны быть добрыми и благими. Думая о том, что рядом кто-то не умеет креститься или крестится неправильно, мы можем совершить нечто в осуждение, а не в оправдание.

Значение крестного знамения

Православным христианам не стоит осуждать тех, кто не знает, как правильно креститься, ведь благодать и любовь Господа зависят не от того, как мы осеняем себя крестным знамением (хотя делать это стоит согласно основам вероучения).

Если человек случайно перекрестился слева-направо, но при этом душой он принял на себя крестный путь Христа и согласился идти за Ним, это не вменяется во грех.

Ведь суть крестного знамения в том, чтобы видимым способом явить то, что находится в душе человека — веру и любовь ко Христу.

Источник: https://www.pravmir.ru/kak-pravilno-krestitsja/

Как правильно креститься православным в церкви: крестное знамение перед иконой, перед входом в храм какой рукой делать христианину — Точка Веры

Как правильно креститься? Мы никогда не задумывались на эту тему.  Пока инок Спасо-Преображенского монастыря города Мурома не указал нам на то, что мы неправильно осеняем себя крестным знамением. В монастырской церкви Сергия Радонежского для православных христиан есть памятка о том, как правильно крестится.

На добрую память и в назидание, инок вручил нам памятку, напечатанную на простом листе формата А-4. Копия нечёткая, некоторые места читать очень трудно, последний абзац текста и вовсе прочитать невозможно.

Тем не менее, многое, написанное в наставлении, например, как правильно креститься, мы считаем очень полезным. С некоторыми выводами не совсем согласны, но судить о них не смеем.
Мы приводим наставления почти целиком, за исключением последнего абзаца. Прочитать его не представляется возможным.

В перепечатке текста мы сохранили оригинальную орфографию и пунктуацию. Авторские примечания выделили цветом и курсивом.

Первая сторона листа. Как правильно креститься

«Вся сила в крестном знамении. Крест есть символ победы над диаволом! И не только. При правильном сложении перстов из них исходит огонь. И когда мы накладываем на себя крестное знамение, то благодатный огонь опаляет, освящает и очищает наше тело.

Кровь подаваемая сердцем проходит через огненный крест и поэтому очищается от всего дурного и страшного, всё сгорает!
Поэтому, чем больше мы крестимся, тем чище кровь, тем выше разум, тем ближе к Богу, тем быстрее доходит наша молитва до Господа. В этом значение Креста».

Слова Блаженной Пелагеи Рязанской (1890-1966)

Креститься нужно не спеша, благоговейно, со страхом и с небольшим пристукиванием, чтобы тело ощущало. Этого пристука очень боится диавол. – Икона есть живой человек. Когда молишься перед иконой, надо смотреть на образ, изображённый на ней. – Голова чуть приподнята.

Смотреть на икону. – Пока не наложишь крестное знамение, взгляд от иконы не отводить. – Страшно накладывать крестное знамение с опущенной головой. – Правильно поставить ноги – пятки вместе, сохранить благодать. – Молясь или находясь в храме, в землю смотреть нельзя.

– Страшный грех держать руки на животе или за спиной. – В Церкви нужно молиться, креститься, поклоны ложить. Оплакивать грехи. – Кто в церкви не молится, не крестится и не делает поклоны – тот истукан. – Если мы одновременно и крестимся и кланяемся, то Крест ломается.

– Опускаем руку, и только затем делаем поклон!

– Шептать молитву нельзя – бес шепотом молится! Молятся вслух или про себя. Если про себя, тогда молитва идёт от сердца!

+ Мизинец и безымянный палец туго прижать к ладони.

Сын Божий ради нашего спасения приклонив небеса сошёл на землю, принял на Себя естество человеческое и таким образом в Нем были слитно соединены два естества – Божие и человеческое. Ладонь – земля.

Схимонахиня Сепфола говорила, что крепко пальцы прижимать надо, чтобы не было пространства между ладошкой и последними двумя, чтобы враг не пробежал в душу и сердце.

+ Правильно сложить три первых пальца – кончики пальцев равны. Очень важно кончики указательного среднего и большого пальцев выровнять – равенство Лиц Божественных, как бы берём щепотку соли со стола. Три перста – это Пресвятая Троица. Большой палец не сгибаем! (как на рисунке)!

+ Правой рукой накладываем трехперстие на Чело – центр лба с пристуком. Бог Троица пребывает на небе /Во Имя Отца/ Нужно не просто касаться чела, а крепко прижать соединенные в трехперстие персты к челу. Блаженная Пелагея говорила, что нужно пристукивать, как бы мячиком, чтобы почувствовало тело.

+ Затем ведём прямую линию на небольшом расстоянии от тела до пуповины – чуть выше пупка на 1-2 см и также твердо касаемся соединенными перстами чрева. /..и Сына..

/ Если наложить на грудь, то крест будет перевернутый!
Сие символизирует сошествие на землю и воплощение Христа. Из чрева Богоматери родился Спаситель. Пуповина символизирует главу праотца Адама.

Нижний рог Креста, на котором был распят Господь Иисус Христос, находился над главой Адама. И Кровь Христа, стекая из ран, омыла в лице Адама всё Человечество.

+ Далее десницу наносим на плечевой сустав правой, а затем левой рук. /..и Святаго Духа/ На сустав, а не в ямку! И спереди, а не сверху! Опускаем руку /Аминь./ И с опущенной рукой делаем поклон.

Если мы одновременно и крестимся и кланяемся, то Крест ломается, бросается под ноги и попирается (тяжкий грех)!
Праведные станут по правую руку на страшном суде, а грешники станут по левую сторону.

Не ленитесь дотягивать руку до суставов, переносите руку по прямой, все перпендикулярно с пристуком От этого зависит здоровье, познание истины, спасение, помощь и сила в жестоких мучениях и легкая смерть.

Блаженной Пелагеей Рязанской было сказано крестнику (р.Петру) ехать в Киев в пещере Киево-Печерской Лавры найти мощи св.преп.Спиридона и посмотреть на кисть его руки (троеперстное сложение), что он и сделал. Это перстосложение сохраняется до сего времени. Поезжайте и убедитесь! Об этом говорится в акафисте преподобным отцам Киево-Печерской Лавры.

Кондак 6 «Акафист всем преподобным отцам Киево-Печерским»

Проповедницей нам является честная десница твоя, Спиридоне богоприятне, ею же православных чад твоих поучаеши, како персты слагати подобает во изображение креста святаго на челе, уста же расколоучителей заграждаеши, яве обличая их неправое учение о перстосложении; сим бо образом осенив себе крестным знамением отошел еси ко Христу. Ему же предстоя молися, да угасит безмерно горящую пещь страстей наших, да дарует нам истинное усердие славословити Его непрестанно во псалмех и пениих духовных в сей жизни и в будущей да сподобит нас пети Ему: Аллилуиа.

В памятке кондак приведён не полностью, до слов “осенив себе крестным знамением отошел еси ко Христу”. Мы полностью привели кондак.
Последнее предложение первого листа памятки прочитать не смогли.

Поясной поклон

Встав перед иконой или другой Святыней сначала перекреститься, не отводя взгляда от неё.

Поля Захаровская многократно всех предупреждала о том, чтобы с поникшей головой не крестились! В лик иконы нужно смотреть прямо! И чтобы не начинал поклонов, пока руку вниз не опустишь, а то ведь – Крест ломается! Пятки вместе (сохранить благодать).

Поясной поклон совершается поклонением тела до пояса, голова чуть приподнята (прижимается к спине, так молились монахи у преп. Сергия Радонежского), смотреть на икону, голову не опускать вниз, смотреть в пол нельзя (тяжкий грех, т.к.под землей Находится ад и смотреть в него значит жаждать его).

Опускать тело надо помедленнее, достигнув пояса (тело находится параллельно пола, голова прижимается к спине) возвращаться в прямое положение надо побыстрее. Молящийся должен стоять прямо, не расставляя ног, чтобы сохранить благодать. Наши предки говорили: «ног не расставляй, а то бес проскочит». Часто в храмах можно наблюдать, что молящиеся совершают поясной поклон простым шейным киванием, что является ошибкой.

Пропала Россия без земных поклонов

Миряне совершают З.П. (земные поклоны) стоя на коленях (на ноги не встают). Земной поклон – самая высокая перед Богом молитва. Выше ничего нет. Встав перед иконой или другой Святыней сначала перекреститься, не отводя взгляда от неё. Пятки вместе (сохранить благодать).

Затем христианин склоняет колени или вместе или сначала правое, затем левое. Пятки вместе. Руки кладем на пол, ладони рядом друг с другом, головой (челом) касаемся только ладоней (тыльной) стороны. И быстро поднимаем голову. Поднимаемся с правого колена, затем с левого.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как называется посыпка для куличей

Распространенная ошибка – руки ставят на пол слишком широко и касаются челом пола. Ладонь символизирует землю – отсюда и название: земной поклон. Чело – это небо, поэтому лбом касаться земли нельзя, а касаться тыльной стороны ладоней.

Существует ошибка христиан – челом примыкают к земле и остаются в таком положении.

Что недопустимо! Человек уподобляется при таком молении злым духам, демонам, таким положением они показывают что мы никогда не покоримся Богу (тяжкий перед богом грех). Распространено на Троицу на трех коленопреклоненных молитвах. «на троицу вся россия идет в ад»- изречение блаж.Пелагеи Захаровсой, ног не расставляй, пяточки вместе.

Земной поклон в 25 раз Дороже поясного. В годовые праздники и воскресные дни, молитва Богу принимается особой любовью. Серафим Саровский почил в день воскресный, стоя на коленях, т.е.он молился на коленях в воскресный день. Ночной поклон выше дневного поклона в 40 раз (с 23.30 до 03.

00) в любое время года и хоть три поклона перед сном надо делать каждый день с молитвой. Запомните, что ТРИ или более З.П. делаются строго обязательно: перед Иконами Пресвятой Троицы, Спасителя, Животворящего Креста и Божией Матери, Плащаницами Спасителя, Божией Матери, исповедью и Причастием, перед Мощами Угодников Божих.

Нельзя находиться в церкви с короткими рукавами, т.к. у воинов забивавших гвозди в Тело Спасителя были засучены рукава.

Женщинам коротко стриженым, в брюках, крашеным нельзя подходить к мощам и заходить в церковь. Только за одно ношение брюк женщины пойдут в ад – схим.Нила. За косу Богородица будет вытаскивать женщин из ада! А если коротко стриженая? Недопустимо ношение шорт как мужчинам, так и женщинам.

Нельзя сжигать (кремировать) тела усопших, т.к. это даже не грех, а само служение сатане. Худо будет всему роду.

Недопустимо нахождение идолов и собак в доме. Уходит благодать и оскверняются иконы. Человек не допускается до причастия. После собак дом нужно освятить. Жабы с монетами – мамона (грех суеверия и сребролюбия). Велико кормить голубей за усопших и за живых. Даже можно помочь самоубийцам! Пелагея предупреждала, что читать 15 Кафизму нельзя ((Пс.

105, 106, 107, особенно 108). Принесёт великие беды. При чтении Псалтири 15 Кафизма заменяется на 20 Кафизму (т.е. 20 Кафизма читается 2 раза). Наивысшая по усопшим 20 Кафизма. Поля запрещала смотреть телевизор, говоря, что это чудовище оказывает страшное воздействие на человека, губит народ. Телевизор – икона антихриста.

Через телевизор он является в каждый дом.

Последний абзац прочитать не представляется возможным. Надеемся, что самые важные сведения находятся в начале памятки.
Подробнее о встрече и иноком Спасо-Преображенского монастыря г.Мурома.

(1

Источник: https://achair-city.ru/molitvy/kak-pravilno-krestitsya-pravoslavnym-v-tserkvi-krestnoe-znamenie-pered-ikonoj-pered-vhodom-v-hram-kakoj-rukoj-delat-hristianinu.html

Как правильно креститься православным христианам, справа налево или слева направо и с чем традиция связана? — Архангел

В этой статье мы поговорим о том, что означает крестное знамение, как и где его надо делать, как правильно креститься справа налево или слева направо.

Крестное знамение – религиозный жест, ритуал, священнодействие. Осенить себя крестным знамением – значит движением рук изобразить крест. В каких обстоятельствах надо креститься? Это следует делать:

  • перед тем, как войти в церковь и при выходе из нее;
  • во время проведения службы в церкви;
  • при приближении к святыням;
  • дома – при чтении молитв и после них, с утра после сна и на ночь перед сном, перед и после трапезы, в начале и конце нового дела, в моменты радости или скорби.

Смысл крестного знамения

Давайте рассмотрим, что необходимо сделать, чтобы совершить данное действие. И оно сразу обретет смысл.

  1. Для начала надо снять с рук перчатки, рукавицы, варежки и пр. Затем сложить 3 пальца – большой, указательный и средний – внутренней стороной друг к другу на одинаковом уровне. Троеперстие означает Отец, Сын и Святой дух. А то, что все они находятся на одном уровне, означает их равноправие. Остальные пальцы сводим к ладони, чем символизируем божественное и человеческое начало Иисуса Христа.
  2. Креститься надо правой рукой. Но если в силу болезни или других обстоятельств правая рука не дееспособна, то не возбраняется креститься левой.
  3. В первую очередь троеперстие подносим ко лбу. Его смысл заключается в освящении ума.
  4. Затем перемещаем троеперстие к животу. Суть действия заключается в освящение сердца и чувства.
  5. В православии принято креститься с правого плеча. Поэтому пальцы поднимаются сначала к правой стороне, затем к левой. Смысл состоит в освящение телесных сил.
  6. Жест необходимо повторить трижды. Заканчивается он поклоном к земле. Таким образом, мы показываем любовь и благодарность Богу, прославляем Его Сына, верим в его божественность и человечность одновременно.
  7. В то время, когда человек креститься, необходимо проговаривать: «Во имя Отца, Сына и Святого Духа».

Почему так важно креститься справа налево

Мы уже выяснили, что в православной религии необходимо креститься справа налево. Но почему так сложилось? Считается, что правое плечо обозначает спасение, рай, ангелов. Здесь находится ангел-хранитель человека, который оберегает его всю жизнь.

А левое плечо изображает ад, погибель, грешников, ведь не случайно от сглаза плюют именно через него. Начиная крестное знамение с правой стороны, человек тем самым просит Бога спасти его душу, защитить от греха и уберечь от адских мук.

Таким образом, мы узнали, что это действие означает победу добра над злом, божественной природы над дьявольской.

Интересный факт, что у католиков необходимо креститься с левой стороны. Хотя символизм этих сторон одинаков: правое – рай, левое – ад. Только вот в католической религии обратное действие означает движение от греха к спасению.

Также внизу страницы представлены мобильные приложения «Библия» и «Православный календарь» для соблюдения всех религиозных традиций, праздников и постов.

Библия

Люди со всего мира читают, слушают, смотрят и делятся Библией на 180 миллионах устройств, используя бесплатное приложение Библия, которое является приложением №1 в мире. Более 1000 переводов Библии, на сотнях языков. Сотни планов чтения, на более чем 40 языках. Добавляйте свои стихи-картинки, закладки, выделяйте отрывки и добавляйте личные или общие заметки.

Православный календарь с житиями святых, иконы, тропари и кондаки. Ежедневные Евангельские чтения. Праздники, посты, дни поминовения усопших.

Источник: https://arh-angel.ru/hramy/kak-pravilno-krestitsya-pravoslavnym-hristianam-sprava-nalevo-ili-sleva-napravo-i-s-chem-traditsiya-svyazana.html

Как правильно креститься православным христианам в церкви

Крёстное знамение это — не только священное таинство, но и самое эффективное оружие верующего человека от всякой нечисти.

Тем из нас, кто относится к православной конфессии, просто необходимо уметь правильно креститься, ибо данное действо имеет огромную благодатную силу, а, как говорится, «беспорядочному маханию рукой радуется бесовщина».

Чтобы не привлекать к себе и своим близким нечистого, нам нужно знать, как правильно совершается крёстное знамение и в каких случаях уместно его совершать.

Что такое крёстное знамение

Крёстное знамение — священное действо, при помощи которого православный христианин привлекает Божественную Благодать Духа Святого на самого себя или своего ближнего. В Благодатной силе данного действа мы убеждались не раз.

Примерами того могут служить плачущие младенцы, которые вдруг успокаивались после того, как их перекрестили, или, когда внезапно ретировались люди, приближающиеся к нам с недобрыми намерениями. Крёстное знамение имеет Благодатную силу лишь в том случае, когда его совершают правильно. Именно тогда православный человек может получить благословение от своего Создателя.

История происхождения крёстного знамения

Впервые о священном действе упоминается в Ветхом Завете. Иудеи изображали крест на челе одним пальцем. Этот знак означал, что Бог един. Первые христиане переняли у иудеев данную традицию, обозначая единым перстом знак креста на лбу. Таким образом они выражали отрицание существования множества богов, имевшего место у язычников.

Также крещение одним пальцем у православных являлось символом единой сути Христа, обозначая его Богом, но не человеком. В этом случае сводится на «нет» тот факт, что Христос принял страдания на кресте за всех людей. Лишь с IV века началось расширение крёстного знамения, означающее, что Иисус Христос являлся не только богом, но и человеком. Далее же пошло троеперстие — Отец-Сын-Святой Дух.

Реформа патриарха Никона

Введение в России троеперстия совпало с реформой Никона. Именно тогда начался пересмотр всех церковных книг и текстов святого Писания, в которых исправлялись ошибки. В те дни и началась смута. Староверы, сторонники двоеперстия, выражали протест введению новшеств в крёстном знамении. Они сжигали себя в молельных домах заживо. Таким образом, люди пытались не допустить покушения на их древнюю традицию и отвести троеперстие от своих общин.

Как крестятся католики

Католики осеняют себя крёстным знамением слева направо. Такой жест у данной конфессии означает движение от дьявольского к божественному, от греха к спасению, ибо в католицизме левая сторона связана с дьяволом, а правая — с Богом. Это относится к католикам латинского обряда. Существуют ещё католики Византийского обряда, традиции которых практически не отличаются от традиций христиан, и крёстное знамение они выполняют идентично с православными.

Как правильно креститься христианам

  1. Складываем вместе большой, указательный и средний пальцы.
  2. Безымянный палец и мизинец прижимаем к ладони.

Первые три пальца олицетворяют Святую Троицу — Отца, Сына и Духа Святого. Оставшиеся персты, прижатые к ладони, символизируют схождение на землю Иисуса Христа, Сына Божьего, а также две Его природы — Божественную и человеческую.

Техника выполнения

Крестятся православные правой рукой. Сначала сложенные пальцы во Имя Отца прикладываются ко лбу. Этот жест подразумевает освящение ума. Затем персты переносятся в место солнечного сплетения во Имя Сына, тем самым освящая чувства, потом на правое и левое плечи поочерёдно, во Имя Святого Духа.

Этими жестами происходит освящение телесных сил. Обычно крёстное знамение выполняется трижды. После каждой манипуляции необходимо делать поклон. Некоторые совершают ошибку — кланяются одновременно с крёстным знамением, что недопустимо.

Когда выполняют крёстное знамение

Креститься необходимо в начале любой молитвы, во время её произнесения, а также после окончания молельного процесса. Если мы приближаемся к святому месту, например, к храму, также нужно осенять себя крёстным знамением. Делают это при входе в церковь, при лобызании святых мощей, икон или креста.

Христианам положено креститься при начале каждого дела и после того, как оно будет окончено. Также крёстным знамением осеняют себя перед началом любой трапезы и после её окончания, при входе и выходе из дома, в горе и в радости, при приближающейся опасности. Крестят всякую новую вещь перед тем, как начинают её использовать.

Сила крёстного знамения

Крёстное знамение имеет невероятную силу, которая способна отгонять любое зло и созидать добро. В Житиях Святых описано множество случаев, когда осенение крестом изгоняло бесов, рассеивало злые чары. Пища и вода, которую перекрестили, очищается мгновенно. Помимо этого, крёстное знамение меняет структуру воды, увеличивает её оптическую плотность.

Имеется много свидетельств силы знамения. Одно из них вещает, что когда крестьянину дали сосуд с ядом, отрава не подействовала на человека только потому, что он осенил отравленный напиток крестом святым.

Крёстное знамение в современном мире

В настоящее время вместе уживаются различные традиции. Существуют церкви, где распространено одноперстное крёстное знамение. Староверы крестятся по-своему, двумя пальцами. Священнослужители не считают данный факт поводом для раскола. Самое главное, говорят они, чтобы был мир в душе и любовь в сердце.

Заключение

Чтобы крёстное знамение в полную мощь возымело свою силу, выполнять его необходимо с огромной верой в сердце и искренними намерениями, а также следуя всем вышеперечисленным правилам. Если человек крестится, а веры в нём нет, или зло у него в сердце, то все его манипуляции будут пустыми и бесполезными.

Источник: https://leydi-prelest.ru/semya/krestitsya-pravoslavnym.html

Какой рукой и как правильно креститься?

Какой рукой правильно креститься и как правильно креститься — слева направо или справа налево? Как правильно складывать пальцы? Зачем нужно креститься и надо ли это делать перед входом в храм?

Суть крестного знамения, зачем надо креститься?

В крестном знамении для верующего человека соединяются несколько сутей: религиозная, духовно-мистическая и — психологическая.

Религиозная суть состоит в том, что, осеняя себя крестными знаменем, человек показывает, что он христианин и живет со Христом; что он является частью христианской общины, ценит ее традиции и дорожит ими. Что он помнит и хранит в своем сердце всю земную жизнь Христа — с первого до последнего Его дня — и старается по мере сил соответствовать ей. Что чтит и старается жить по тем заповедям, которые были Христом даны.

Духовно-мистическая суть заключается в том, что крестное знамение само по себе обладает животворящей силой — оберегая того, кто крестится, и освящая его. Крест — это духовный образ, который человек наносит на себя, «осеняет» себя им — делает себя по степени своей веры подобным Христу. Поэтому у христиан к крестному знамению трепетное отношение и они стараются креститься не наспех, «суетливо», а — с отдаванием отчета.

При этом, когда говорится, что у крестного знамения есть некая «мистическая» суть, не имеется ввиду, что крест это «математическая» формула — как например, индийская мантра, или ритуалы магов, —  которая начинает «действовать» от простого повторения набора действий или слов. Необъяснимым для человеческого разумения образом, крест освящает каждого, кто крестится, но при этом каждому «воздается по вере его»

Крестное знамение — это молитва и отношение к нему должно быть соответствующее.

Эмоционально-психологическая суть крестного знамения заключается в том, что верующий человек неосознанно начинает креститься тогда, когда «привык» (в определенные моменты службы), или в те моменты, когда хочется собрать себя внутренне (перед важным делом, перед сокровенным шагом), или просто, когда испытывает психологический страх перед чем-то. Или наоборот — преисполняем радости и благодарности к Богу. Тогда рука «сама креститься начинает».

Какой рукой и как правильно нужно креститься православным?

В православной традиции креститься нужно правой рукой — вне зависимости от того, правша вы или левша.

Порядок такой: лоб — живот — правое — затем левое плечо.

«Мельчить» крестное знамение (не живот, а грудная клетка) можно — например, в ситуациях, когда кругом неверующие, хочешь перекреститься, но стараешься сделать это «незаметно».

Главное — не мельчить крест «внутри себя», помнить всегда о его величии, важности и силе.

Как правильно складывать пальцы

Православная традиция говорит, что пальцы нужны складывать так: большой, средний и указательный сводятся воедино — это символизирует собой Святую Троицу, — а безымянынй палец и мизинец прижимаются к ладони.

Можно ли креститься как-то иначе или, например, двумя пальцами или слева-направо? Нет — в православной Церкви принято креститься тремя пальцами справа-налево и делать нужно так — без рассуждения. Даже если предположить, что количество пальцев это условность и земное установление (ссылаясь на то, что старообрядцы до сих пор крестятся двумя, как когда-то делали все православные в России), само нарушение традиции несет для человека больше духовного вреда, нежели пользы.

Страница из дореволюционной книги «Закон Божий», где рассказывается и о том, как правильно складывать пальцы при крестном знамении, и что всё это собой символизирует.

Нужно ли креститься перед входом в храм или проходя храм?

Входя в храм принято креститься. Для человека, который только знакомится с религией это может казаться искусственным правилом (вроде как «надо»), но со временем становится естественным и, даже, потребностью — «собраться» внутренне, осенить себя Христовым символом и силой, отдать дань храму, в котором совершаются таинства.

см также: Как правильно вести себя в храме?

см также: Как брать благословение у священника и другие простые вопросы о Церковной жизни

Что касается ситуации, когда ты просто видишь храм и проходишь мимо него, то тут человек должен полагаться на свои ощущения и каких-то правил нет. Есть люди, которые осеняют себя знамением каждый раз, когда видят купола храма. Есть те, кто не делает этого, но при этом в жизни будет являться не меньшим образцом христианина.

Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

И еще в Фейсбуке!

Присоединяйтесь! 

Источник: http://uznavay.pro/kakoy-rukoy-i-kak-pravilno-krestitsya/

Крестное знамение: что оно значит для православного

Крестное знамение с осенением себя крестообразным жестом было принято еще в апостольские времена – на этом сходятся все богословы и об этом совершенно точно сказано в «Православной богословской энциклопедии».

С апостольских времен

Первые исторические сведения об осенении себя крестом приходятся на самое начало III века, на время жизни Квинта Тертуллиана (160–220 годы) – раннехристианского автора, оставившего после себя больше 30 трактатов.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько дней продолжается праздник Пасхи

В трактате под названием «О венце воина» Тертуллиан пишет, что у христиан принято «ограждать свое чело» крестным знамением при любых жизненных обстоятельствах – будь то выход из дома, посещение храма, прием пищи, начало или окончание труда и даже перед сном.

Исследователи творчества Тертуллиана считают, что трактат относится к 211 году, следовательно, можно с уверенностью сказать, что за 178 лет после распятия Христа обычай крестного знамения прочно вошел в жизнь людей, Его исповедающих.

«Аз есмь альфа и омега»

Некоторые богословы говорят о происхождении крестного знамения от имени Бога, начертанного на челах у Его избранных, которых в видениях наблюдали ветхозаветный пророк Иезекииль и апостол Иоанн. Считается, что имя Бога было начертано в виде первой и последней букв иудейского алфавита «алеф» и «тав», начертание которых в упрощенном варианте являло собой крест. Позже крестом стали осенять все тело.

В православии обычай возлагать на себя крест – это не просто некий обязательный молитвенный жест, но физическое выражение догматов веры, исповедь Святой Троицы и богочеловека Христа, выражение благодарности, любви, защита от бесовской силы и готовность принять любую волю Бога.

Символика крестного знамения

Православные люди осеняют себя крестом правой рукой, для чего складывают большой, средний и указательный пальцы в троеперстие, означающее Единую Троицу – Отца, Сына и Святого Духа, а мизинец и безымянный палец прижимают к ладони: эти пальцы символизируют две ипостаси Христа – божественную и человеческую.

Впрочем, так было не всегда – в самом начале христиане совершали крестное знамение всего одним перстом, что значило, что они верят в единого Бога. В 325 году на Соборе было положено креститься двумя пальцами, что символизировало две природы Христа, но после возникновения ересей, которые отрицали догмат о Святой Троице и вносили сумятицу в ряды православных, в XI веке было решено осенять себя тремя перстами, дабы утвердить догмат.

Обычай троеперстия не был известен на Руси больше пятисот лет и был введён патриархом Никоном во время правления царя Алексея Михайловича, что привело к серьёзному церковному расколу. Староверы, не знавшие о решении Собора, противились ему, считали, что РПЦ с нововведением теряет статус апостольской церкви и упорно продолжали осенять себя двумя перстами.

В центре мира – бог или человек?

Происхождение католического крестного знамени, когда верующий католик крестит себя слева направо не совсем выяснено. Православные богословы считают, что такое расхождение вызвано мироощущением, которое у католиков и православных различается.

В жизни европейского человека преобладает индивидуализм и антропоцентризм, в центре европейского мира стоит сам человек, сознание же православного верующего теоцентрично и ставит в центр всего Бога-Творца. Крестное знамение справа налево символизирует Божье благословение, а если рука перемещается слева направо, это значит, что человек обращается к Богу.

Как правильно креститься

Креститься православному человеку следует, не торопясь: сначала верующий касается троеперстием лба, что знаменует освящение ума, затем живота, что означает освящение чувств (сердца), после – правого плеча, а потом — левого (что символизирует освящение всего тела).

Кланяться следует только по окончании крестного знамения – можно слегка склонить голову, поклониться в пояс или совершить земной поклон.

Совершенное с верой и благоговением крестное знамение является духовным оружием, которого боится нечистый и которым многие святые совершили немало славно дел.

Например, апостол Иоанн однажды исцелил крестным знамением лежащего в горячке человека, которого нашёл на дороге без сознания, – это написано еписком Дмитрием Ростовским в Житии святого.

Преподобный авва Дорофей осенял крестом воду, в которой находился ядовитый аспид, и без боязни пил её, указывая, что крест изгоняет сатану и обезвреживает его злобу. Святой Венедикт Нурсийский (480–543) обезвреживал крестным знамением яд, который ему подсыпали в вино, и освящённые крестом чаши тот час же разбивались.

Русский святой Нектарий Оптинский освящал крестом тяжёлые предметы, чтобы их можно было поднять.

Крестное знамение не только оружие, но и инструмент, который позволяет человеку определить, кто перед ним находится: ангел или демон, прикинувшийся ангелом. Святой Антоний Великий указывал, что если ночью к молитвеннику приходит «ангел», который желает отвлечь его от молитвы, человеку следует перекреститься, и тогда демон сразу исчезнет.

Крестное знамение поможет душе человека, и после того, как она по смерти покинет тело и может быть искушена дьяволом, который превращается в ангела. Чтобы различить, кто стоит перед ним, человеку следует попросить его перекреститься — ангел сделает это без промедления, а нечистый не сможет.

В православии есть даже специальная молитва, посвящённая Всечестному Кресту Господню, которая обращена не к предмету, а к Богу-Творцу, и начинается словами царя Давида (псалом 67): «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Егo, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия».

Эта молитва читается с освящением себя крестным знамением и весьма действенна при бесовских напастях и разных искушениях.

Источник: https://cyrillitsa.ru/tradition/121812-krestnoe-znamenie-chto-ono-znachit-dlya-p.html

Как правильно нужно креститься православным христианам

Придя в церковь, можно заметить, что многие из посетителей крестятся совершенно неправильно или с ошибками. Многие не дотягивают пальцы до живота, а кто-то выбирает неправильное направление. Многие размахивают руками. Стоит отметить, что креститься нужно по правилам. В данной статье мы расскажем, как это делать и не грешить.

Как правильно нужно креститься православным христианам — справа налево или слева направо и какой рукой, через какое плечо: инструкция

Троеперстие – это способ креститься у православных. Нужно изначально верно складывать пальчики и в нужном направлении совершать движения ладонью.

Инструкция:

  • Сложите вместе большой, средний и указательный пальчики
  • При этом безымянный пальчик и мизинчик прижмите к ладошке
  • Теперь прижмите ладонь к лобной кости и опустите чуть выше пупка
  • Далее, перемещайте троеперстие справа налево Как правильно нужно креститься православным христианам — справа налево или слева направо и какой рукой, через какое плечо: инструкция

Почему православные крестятся тремя пальцами и как правильно держать пальцы, когда крестишься?

Изначально крестились только двумя пальцами, но все поменялось в 13 веке. В 17 веке троеперстие было задокументированно. Хотя на некоторых старинных иконах можно увидеть два пальца.

Три пальчика означают Святую Троицу. Это Отец, Сын и святой дух. Именно три зажатых пальца показывают почтение к Троице. При этом безымянный и мизинец, прижаты к ладони. Эти пальчики означают Божескую благодать и просят Господа помочь.

Креститься нужно не спеша, правильно выводя движения. Считается, что тот кто спешит, может накликать на себя буду. Такому халатному отношению бесы радуются.

Почему православные крестятся тремя пальцами и как правильно держать пальцы, когда крестишься?

Что нужно говорить, когда крестишься?

Это некий ритуал, который поможет вам очиститься. Ведь когда прикасаешься ко лбу, очищаешь голову, потом внутренние органы и все тело.

Слова и порядок произношения:

  • Прикладывая троеперстие колбу, говорим: «Во имя Отца»
  • Затем опускаем руку к животу: «И Сына»
  • Перекрещиваем правое и левое плечо, проговариваем: «И Святого Духа»

Как правильно и сколько раз креститься перед входом в церковь, храм?

При вхождении в храм, необходимо стоять лицом к входу и перекреститься один раз, произнеся нужные слова. После этого осуществляется достаточно низкий поклон. Снова нужно перекреститься и поклониться и еще раз. Таким образом, вы креститесь и поклоняетесь трижды.

Как правильно и сколько раз креститься перед входом в церковь, храм?

Как правильно и сколько раз креститься в церкви перед иконой?

Перед иконой стоит креститься один раз, только подойдя к ней. После этого ставится свеча и произносится молитва.

Как правильно и когда нужно креститься православным христианам в церкви на службе, литургии и когда нужно кланяться?

Это достаточно сложно, так как существует масса правил. Если вы нечасто бываете в храме, то креститься стоит тогда, когда это делают священнослужители. Много внимания стоит уделить поклонению.

Существует два вида поклонов:

Поясной поклон используется обычно после молитв. Самая большая часть земных поклонов делается во время Великого Поста. Земной поклон означает падение человека во грехе, а потом восстание, это своеобразное прощение грешника по великой милости Господа.

Как правильно и когда нужно креститься православным христианам в церкви на службе, литургии и когда нужно кланяться?

Когда нужно креститься во время молитвы дома?

Обычно молитва произносится перед иконами. Как только вы встали перед иконой, перекреститесь. После этого прочтите молитву и снова перекреститесь. Обязательно осуществите малый поклон.

Когда нужно креститься во время молитвы дома?

Как правильно креститься православным христианам перед входом на кладбище?

Вообще сразу при входе на кладбище стоит перекреститься трижды. После того как будете уходить, снова перекреститесь трижды. Этот ритуал проделывается, чтобы попросить Господа о слухе. Таким образом, умершие могут слышать, что вы им говорите.

Зачем крестятся и как правильно креститься на могиле усопшего?

Необходимо прийти к могиле и читать усиленную молитву. Стоит попросить прощения у усопшего. По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших. Далее, приберите на могиле и вспомните хорошими словами усопшего. Не нужно пить на могиле и оставлять водку с хлебом. Это пережитки язычничества.

Кроме того, из-за таких «гостинцев», бездомные часто топчутся на могиле и тревожат усопшего. Сейчас никто не оставляет такие «гостинцы». Касательно конфет и печенья в поминальные дни, то их тоже лучше раздать знакомым и попросить помянуть.

Если вы оставите пакет на могиле, то там будут топтаться бездомные.

Зачем крестятся и как правильно креститься на могиле усопшего?

Как правильно креститься в проруби на Крещение?

Процедура простая. Необходимо трижды окунуться в воду и перекреститься. После этого произносится «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Погружение осуществляется с головой. Не стоит надевать купальник, лучше всего это делать в сорочке. Считается, что выставлять свои телеса нехорошо.

Как правильно креститься в проруби на Крещение?

Нужно ли креститься, проходя, проезжая мимо церкви, храма?

Да, проходя или проезжая мимо церкви, обязательно стоит креститься. Таким образом, вы показываете свою веру.

Зачем люди крестятся на перекрестке?

С перекрестками связано много поверий и различных примет. Именно в этих местах маги оставляют свои вещи. Соответственно на перекрестках ничего нельзя подбирать. Чтобы не накликать на себя беду, верующие часто крестятся на перекрестках. Но это вовсе необязательно.

Зачем люди крестятся на перекрестке?

Можно ли креститься сидя?

В церкви спокойно относятся к старикам и немощным. Их не заставляют стоять во время службы. Если у вас проблемы со здоровьем, то можно сидеть во время службы и крестится не вставая. Но все же, вы показываете свое повиновение Христу, когда стоите всю службу.

Можно ли не креститься, но быть верующим?

Да, главное что внутри вас есть Вера. Поэтому можно и не креститься, но верить в Бога. Но все же, принято считать, что верующий человек должен посещать церковь и креститься.

Можно ли не креститься, но быть верующим?

Как видите, лучше быть верующим и молиться по-своему, нежели ходить в церковь и совершать все на автомате. Вера должна жить внутри вас.

Ксения созерцатель Ксения созерцатель

Источник: https://religiya.temaretik.com/1434211674622003290/

Старообрядческое крестное знамение

Даже мало просвещенный человек знает, что старообрядцы крестятся по-другому, нежели христиане других конфессий. Это крестное знамение называется «двуперстием», потому что в нем слагается не один, не три, не четыре или пять пальцев, а только два.
 

Для чего христиане крестятся?

Крестное знамение возлагается христианами в знак того, что мы исповедуем распятого на кресте Господа. Крестным знамением при начале каждого дела мы свидетельствуем, что все, что мы делаем, происходит во славу Распятого Христа.

Крестное знамение, т.е. обычай начертания креста на теле возложением перстов на чело, перси и рамена (плечи) есть древнейший обычай, явившийся вместе с христианством. Обычай христиан осенять себя крестным знамением в молитве св. Василий Великий относит к числу таких, которые мы прияли от апостольского предания по преемству.

В.И. Суриков. Фрагмент картины «Боярыня Морозова»

Как слагать пальцы во время крестного знамения?

Для крестного знамения мы слагаем персты правой руки так: «великий со двема малыми». Это знаменует, по учению Большого Катехизиса, Св. Троицу: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, не три боги, но Единого Бога в Троице, иже именами разделяется и лицами, но Божество едино. Отец не рожден, а Сын рожден, а не создан; Дух же святый ни рожден, ни создан, но исходен (Вел. Кат.).

Два же перста (указательный и великосредний), соединив вместе, имеем простертыми и несколько наклоненными — это образует два естества Христова: Божество и человечество; одним (указательным) перстом означаем Божество, другим (средним), мало согбенным, означаем человечество; наклонение перстов толкуется святыми отцами как изображение воплощения Сына Божия, Который «преклонь небеса и сниде на землю нашего ради спасения».

Сложив таким образом персты правой руки, полагаем два перста на свое чело, т.е. лоб. Этим мы обозначаем, что «Бог Отец начало всего Божества, от Него же прежде век Сын родися и в последния времена преклонь небеса, сниде на землю и бысть человек». Когда же полагаем персты на живот, то этим обозначаем, что в утробе Пресвятой Богородицы осенением Св.

Духа бысть безсеменное зачатие Сына Божия; от нея родися и на земли с человеки поживе, плотию пострадал за грехи наши, погребен был и в третий день воскрес и возвел из ада праведных души, там пребывавших. Когда же полагаем персты на правое плечо, это толкуется так: первое, что Христос вознесся на небо и седе одесную Бога Отца; второе, что в день судный поставит Господь праведных одесную Себя (по правую руку), а грешников — ошуюю (по левую руку).

Стояние грешников по левую руку означает и положение руки при совершении крестного знамения на левое плечо (Большой Катех., гл. 2, лист. 5, 6).

Двуперстие

Откуда пошло двуперстие?

Обычай складывать персты указанным образом принят нами от греков и у них хранился неизменно от времени апостолов. Ученые, проф. Каптерев и Голубинский, собрали целый ряд свидетельств, что в XI-XII веке Церковь знала только двоеперстное перстосложение. Двоеперстие находим мы и на всех древних иконных изображениях (мозаики и фрески XI-ХIV веков).

Спас Вседержитель. Андрей Рублев. Иконостас Успенского собора во Владимире (1408 г.)

Сведения о двуперстии находятся и в древнерусской литературе, включая сочинения преподобного Максима Грека и знаменитую книгу «Домострой».
 

Почему не трехперстие?

Обычно верующие других конфессий, например, новообрядцы, спрашивают, почему старообрядцы не крестятся тремя перстами, как члены иных восточных церквей.

Слева изображено троеперстие, это крестное знамение принято новообрядческой традицией. Справа — двуперстие, этим крестным знамением осеняют себя старообрядцы

На это можно ответить следующее:

  • Двуперстие заповедано нам апостолами и отцами древней Церкви, чему есть немало исторических свидетельств. Трехперстие же является новоизобретенным обрядом, употребление которого не имеет никакого исторического обоснования;
  • Хранение двуперстия ограждено церковной клятвой, которая содержится в древнем чине принятия от еретиков иаковит и постановлениях Стоглавого собора 1551 года: «Аще ли кто двемя персты не благословляет якоже и Христос, или не воображает крестнаго знамения, да будет проклят»;
  • Двуперстие отображает истинную догматику христианского Символа Веры — распятие и воскресение Христово, а также два естества во Христе — человеческое и Божественное. Другие типы крестного знамения не имеют такого догматического содержания, а трехперстие искажает это содержание, показывая, будто на кресте была распята Троица. И хотя новообрядцы не содержат учение о распятии Троицы, но св. отцы категорически запретили использование знаков и символов, имеющих еретическое и неправославное значение. Так, полемизируя с католиками, святые отцы также указывали, что одно только изменение видотворения, применение обычаев, схожими с еретическими, уже само по себе являет собой ересь. Еп. Никола Мефонский писал, в частности, об опресноках: «Употребляющий опресноки уже из некоторого сходства подозревается в общении с этими ересями». Истинность догматики двуперстия признается сегодня, хоть и не публично, разными новообрядческими иерархами и богословами. Так о. Андрей Кураев в своей книге «Почему православные такие» указывает: «Я двоеперстие считаю более точным догматическим символом, чем троеперстие. Ведь не Троица была распята, а «един от Святыя Троицы, Сын Божий»».

Источник: https://ruvera.ru/krestnoe_znamenie

Как крестятся старообрядцы — двумя или тремя пальцами?

Прежде чем начать разговор о том, как крестятся старообрядцы, следует подробнее остановиться на том, кто они такие, и какова их роль в развитии российского православия. Судьба этого религиозного движения, именуемого старообрядчеством, или древлеправославием, стала неотъемлемой частью истории России и полна драматизма и примеров духовного величия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ангел Божий