Кто больше католики или православные

Отличие Православия от Католицизма. Таблица

Кто больше католики или православные

Достоверно известно, что до 1054 года вся христианская религия была неделимой и единой. Пиковый раскол произошел между Папой Римским Львом IX и патриархом Константинополя Михаилом Кируларием. Разногласия начались из-за закрытия последним четырех латинских церквей в 1053 году. По этой причине представители папства отлучили Кирулария от Церкви.

В ответ на это патриарх предал папских посланников анафеме. Однако с наступлением 1965 г. Конфликт был улажен, но разногласия и противоречия так и остались между обоими представительствами. В это время происходит раскол Христианства на три больших направления: православие, католицизм и протестантизм.

Рис 1 По численности верующих католицизм занимает 1-е место в мире, православие 2-е, протестантизм – 3-е.

Значимых отличий в вероисповеданиях не отмечается, однако расхождения в проведении таинств, трактовки Священного Писания, Признания культа Богородицы все же существуют. Западная церковь (католическая) всегда отличалась агрессивным, но более динамичным характером. Православие (ортодоксальная церковь) является более спокойным и лояльным направлением.

Отличия православия от католицизма и протестантизма

За длительные периоды раскола христианской церкви появилось множество расхождений. Однако главного принципа христианской религии – принятие Иисуса Христа, как Сына Божьего, они не коснулись. Если посмотреть на трактовку тех или иных событий Нового и Ветхого Заветов, то отличия настолько могут быть велики, что взаимоисключают друг друга. Несовместимость затрагивает и проведения церковных таинств и обрядов.

Православие Католицизм Протестантизм
Управление Главным по иерархической лестнице считается – Патриарх, главный храм – это Собор Руководство священнослужителями и костелами принадлежит – Папе Римскому Ведущий религиозный орган – это совет епископов, всемирный совет церквей
Организация Епископы и иерархиреи в большинстве своем практически не зависят от Патриарха, напрямую зависят от рекомендаций и инструкций по деятельности от Собора Организовано жесткое и четко контролируемое подчинение Папе Активно действует множество конфессий, которые создают местные органы управления, опираются в своей деятельности на Священное Писание
Святой Дух Является единым и исходит только от Отца Святой Дух олицетворяет собой и Отца, и Сына Согласно основным догматам исходит и от Отца и от Сына
Бог Отец Каждый верующий должен сам расплачиваться за любые деяния, а Бог является существом отвлеченным и бесстрастным Даже за малейшую провинность человека на земле Бог очень страдает За все грехи человечества на небесах отвечает Бог Отец
Догмат Спасения человечества В результате мучений на кресте Иисус искупил все грехи человечества, однако первородный грех считается самым страшным и является причиной гнева Бога Отца Человек был как бы «выкуплен» Христом через распятье. В результате Бог Отец сменил гнев на милость в отношении первородного греха. То есть человек свят святостью самого Христа
Брак среди священнослужителей Разрешен всем без исключения Только с особого разрешения и в соответствии с византийским обрядом венчания Разрешен
Разводы Допускаются, но в индивидуальном порядке после личной беседы со священником Запрещены Разрешены, но при наличии веский оснований, процесс очень длительный
Непорочное зачатие Девы Марии Богородица не избавлена от первородного греха, однако возведена в ранг особых Святых Дева Мария считается абсолютно безгрешной, ее появление на свет определяется путем непорочного зачатия, так же, как и рождение ее сына, Иисуса Христа Категорически не признается, культа Девы Марии не существует
Иконы Считаются святынями, приравнены к Священному писанию, каждая из которых несет особый сокровенный и религиозный смысл. Изготавливаются в строгом соответствии с главными церковными канонами Несут только эстетический смысл и просто украшают костелы Не применяются
Ветхий завет Используется еврейский и греческий Единым признан греческий Только еврейский канонический
Отпущение грехов             Обряд проводится священником Является невозможным

Из таблицы становится ясно, что например культ Девы Марии в протестантизме исключается полностью. В том время, как у православных Богородица олицетворяет собой непросто зарождение жизни, она является символом и оберегом материнства, семьи, детей. Взятие Богоматери на небо хоть и не подтверждено никакими догматами, но негласно считается фактом имеющим место. Католики и протестанты  полностью опровергают эту теорию в своем вероисповедании.

Рис 2 У католиков и протестантов служения в храмах проходят на латыни, у православных на национальных языках.

Христианский крест: различия

Различия между церквями затрагивают и основную религиозную атрибутику. В католицизме крест характеризуются простой четырехугольной формой. У православных верующих он восьмиконечный.

Представители Восточной Церкви утверждают, что такая форма наиболее полно соответствует Новому завету. Верхняя дополнительная перекладина символизирует табличку, прибитую к кресту с надписью «Иисус назарянин, царь иудейский».

Самая нижняя, косая служит подпоркой для ног Иисуса и олицетворяет собой «мерило праведное».

На крестах разных направлений спаситель также изображается с отличиями. Изображение живого Иисуса Христа, победившего смерть на четырехконечном кресте очень реалистично. Иногда такие иконы создаются с потоками крови, ноги соединены вместе и прибиты гвоздем. На голове Сына Божьего терновый венец, как символ особых мучений и страданий. Все наглядные различия можно увидеть на картинке с крестами. В протестантской церкви крест служит символом Папы, поэтому его используют очень редко.

Рис 3 Распятие Иисуса на кресте у православных показывается не так естественно и реалистично, как у католиков.

Особенности иконописи

Значительные расхождения между православием, католицизмом, протестантизмом наблюдаются в иконах. С отличиями изображаются Иисус Христос, Богоматерь, Святые. У католиков руки на всех иконах представлены так, что правая находится всегда сверху левой. Глаза у Святых всегда полуприкрыты. Процесс изготовления вполне обычный, привлекают к нему даже простых художников.

Иконы служат у католиков простым оформлением храмов и не несут никакой смысловой и религиозной ценности.

Рис 4 Протестанты не используют иконы вообще, считая их атрибутом язычничества. В православии иконостасы являются особым символом и приравниваются к святыням.

Важно! Православные иконы изготавливаются в строгом соответствии с древними Византийскими канонами, рисуются всегда только священниками или монахами. Освящаются в церкви и относятся к особым религиозным святыням.

Каждая икона имеет свой праздник и покровителя Святого. В молитвослове к каждому изображению есть молитвы.

Монашество

В каждом из христианских направлений отличия касаются и монашества. В большинстве стран монастырь является автономной организацией и имеет собственное полноценное руководство, главным в котором считается архиерей.

У представителей католической церкви монастыри созданы на базе Орденов, с обособленным уставом и главой. Такие церковные союзы могут быть разбросаны по всему миру, но подчиняться будут одному руководству.

Монастыри можно считать даже более обособленной и самостоятельной частью церкви, чем саму церковь.

Рис 5 К одним из ведущих видов монашества в католицизме можно отнести духовно-рыцарские объединения – тамплиеры, госпитальеры и др. покровителем и духовным отцом православного монашества является Святой Василий.

Протестанты не примелют в своем учении наличие монастырей. Один из основателей этого направления – Лютер, даже женился на монахине. Вот уже несколько веков последователи этого вероисповедания целенаправленно игнорируют монашество.

Отличия в церковных таинствах

В церковных обрядах православной и католических конфессий выделяют 7 основных таинств. В этом направления похожи. Однако основные отличия касаются значения, которое придается тому или иному таинству. Например, в католицизме настроение и принятия Божественного смысла обряда лично человеком не принимается в расчет.

Важно! В православной церкви, наоборот, считается, что действенными миропомазание, крещение, причащение буду действенными только при исключительно набожном отношении и сильной веры в Бога.

Именно поэтому некоторые представители православия, сравнивают католические таинства с языческими ритуалами, в которых вера в Бога не считается главным условием. А прежде всего, важна внешняя сторона всего церковного действие.

Протестанты используют только два таинства:

Остальные обряды воспринимаются как наносные и отвергаются верующими.

При крещении в православии принято погружать младенцев в воду полностью. Лишь в последние десятилетия стали несколько отходить от этой традиции, и священники сначала спрашивают родителей, нужно ли малыша окунать в святую воду полностью. Католики при крещении только окропляют или обливают детей. Эти догматы установлены много веков назад и пока не меняются.

Рис 6 Миропомазание у православных проводится сразу после ритуала крещения, у католиков по достижении ребенком 7-12 лет.

Протестанты обычно совершают обряд крещения также водой. Но в некоторых конфессиях она не используется.

Главное отличие протестантского крещения от православного и католического в том, что проводится оно исключительно для взрослых верующих. Православные при посещении церкви или свершении таинства должны в обязательно порядке иметь при себе нательный крестик.

У католиков и протестантов к нему относятся более снисходительно.

Современная организация церквей

Более тысячи лет назад произошел раскол христианства. В течение всего последующего времени церкви так и не объединились в одну организацию. Разногласия между трактовкой Священного Писания, использованием различной атрибутики только усилились. После II Ватиканского Собора православное направление признано имеющим силу, хотя до этого считалось представителями католицизма «сборищем ереси».

Рис 7 В православии государственная власть считается выше патриаршей и поэтому церковь следует законам президентского управления. У католиков главой считается Папа Римский и его власть выше светской.

Что касается православных священников, то они никогда публично негативно не отзывались о других вероисповеданиях и всегда более лояльно к ним относились.

В современном обществе в каждой стране насчитывается в среднем по 50-70 различных религиозных направлений и конфессий, что стало поводом более ровного отношения к их представителям.

Современные руководящие представители католицизма считают, что православных и католиков нужно объединить в одно направление, тем самым подчинив их своей власти. На что современное православие отвечает отказом. Вопрос еще не решенный, по этому поводу постоянно ведутся переговоры и возможно объединение все-таки наступит. В любом случае это вопрос времени.

Источник: https://molitva.love/chem-otlichaetsya-pravoslavie-ot-katolichestva-i-protestantizma-tablicza/

В чем разница между православными и католиками?

Кто больше католики или православные

Олег Мальцев

Краткое содержание статьи:

Христианство является доминирующей религиозной конфессией на планете. Число ее последователей исчисляется миллиардами человек, а география охватывает большинство развитых стран мира. Сегодня она представлена множеством ветвей, самыми значительными из которых являются католики и православные. В чем разница между ними? Чтобы узнать это, нужно окунуться в глубь веков.

Исторические корни схизмы

Великий раскол христианской церкви или схизма произошел в 1054 году. Ключевые моменты, которые легли в основу фатального разрыва:

  1. Нюансы проведения богослужения. В первую очередь, наиболее остро стоял вопрос, на пресном или квасном хлебе проводить литургию;
  2. Непризнание Римским престолом концепции Пентархии. Она предполагала равное участие в решении вопросов богословия пяти кафедр, расположенных в Риме, Антиохии, Иерусалиме, Александрии и Константинополе. Латиняне традиционно выступали с позиции папского примата, чем сильно оттолкнули от себя остальные четыре кафедры;
  3. Серьезные богословские споры. В частности, относительно сущности Триединого Бога.

Формальным поводом для разрыва стало закрытие греческих церквей в Южной Италии, подвергшейся нормандскому завоеванию. На это последовал зеркальный ответ в виде закрытия латинских храмов в Константинополе. Последняя акция сопровождалась глумлением над святынями: Святые Дары, приготовленные для литургии, были растоптаны.

В июне–июле 1054 года состоялся взаимный обмен анафемами, что означало раскол, который продолжается до сих пор.

В чем различие между католиками и православными?

Раздельное существование двух основных ветвей христианства продолжается вот уже почти тысячу лет. За это время успел накопиться большой массив существенных различий во взглядах, которые касаются любой стороны церковной жизни.

Православные имеют следующие взгляды, которые никак не приемлют их западные собратья:

  • Одна из ипостасей триединого Бога, Святой Дух, берет свое начало лишь от Отца (творец мира и человека, основа всего сущего), но не от Сына (Иисус Христос, ветхозаветный мессия, который принес себя в жертву за людские прегрешения);
  • Благодать суть действие Господа, а не нечто само собой разумеющееся исходя из акта творения;
  • Существует собственный взгляд на очищение грехов после смерти. Грешники у католиков обречены на муки в чистилище. У православных же их ждут мытарства – путь к единению с Господом, не обязательно предполагающий истязания;
  • В Восточной ветви также совершенно не почитается догмат о непорочном зачатии Богородицы (матери Иисуса Христа). Католики же считают, что она стала матерью, избежав порочной половой связи.

Дифференциация по обрядовому признаку

Различия в области богослужения не носят жесткого характера, но в количественном отношении их гораздо больше:

  1. Персона священнослужителя. Римско-католическая церковь придает ей чрезвычайно большое значение в литургии. Он вправе от своего имени произносить знаковые слова при совершении обрядов. Константинопольская традиция отводит священнику роль «раба божьего» и не более;
  2. Различается и количество разрешенных богослужений в день. Византийский обряд допускает делать это только единожды на одном Престоле (храм на алтаре);
  3. Крещение ребенка только у восточных христиан проходит путем обязательного погружения в купель. Во всем остальном мире достаточно лишь окропить дитя освященной водой;
  4. В латинском обряде для исповеди используются специально отведенные помещения, называемые конфессионалами;
  5. Алтарь (жертвенник) только на Востоке отгорожен от остальной части церкви перегородкой (иконостасом). Католический пресвитерий, напротив, спроектирован как архитектурно открытое место.

Армяне – католики или православные?

Армянская церковь считается одной из самых самобытных в восточном христианстве. Она обладает рядом черт, которые делают ее абсолютно уникальной:

  • Иисус Христос признается сверхчеловеческим существом, которое не имеет тела и не испытывает никаких потребностей, присущих всем остальным людям (даже еда и питье);
  • Практически не развиты традиции иконописи. Художественным изображениям святых поклоняться не принято. Вот почему интерьер армянских храмов так сильно отличается от всех прочих;
  • Вслед за латинянами праздники привязаны к григорианскому календарю;
  • Имеется уникальная и ни на что не похожая религиозная «табель о рангах», включающая пять ступеней (в отличие от трех в РПЦ);
  • В дополнение к Великому Посту существует дополнительный период воздержания под названием арачаворк;
  • В молитвах принято возносить хвалу только одной из ипостасей Троицы.

Официальное отношение РПЦ к армянской конфессии подчеркнуто уважительное. Однако последователи ее не признаются православными, почему даже посещение армянского храма может быть достаточным поводом для отлучения.

Следовательно, верующие армяне являются католиками.

Особенности почитания праздников

Ничуть не удивительно, что различия существуют и в проведении праздников:

  • Самый главный пост во всех христианских церквях, именуемый Великим, в латинском обряде начинается в среду седьмой недели перед Пасхой. У нас же воздержание начинают на два дня ранее, в понедельник;
  • Существенно отличаются методики вычисления даты Пасхи. Они совпадают довольно редко (как правило, в 1/3 случаев). И в том, и в другом случае за отправную точку принимается день весеннего равноденствия (21 марта) по григорианскому (в Риме) или юлианскому календарю;
  • Набор красных дней церковного календаря на Западе включает неизвестные в России праздники почитания Тела и Крови Христовых (через 60 дней после Пасхи), Святейшего Сердца Иисуса (через 8 дней после предыдущего), Праздник Сердца Марии (на следующий день);
  • И наоборот, у нас отмечаются такие праздники, которые совершенно неизвестны сторонникам латинского обряда. Среди них – поклонение некоторым реликвиям (мощи Николая Чудотворца и цепи Апостола Петра);
  • Если католики полностью отрицают празднование субботы, то православные почитают ее одним из господних дней.

Сближение православных и католиков

Между христианами всего мира сегодня гораздо больше общего, чем даже сто лет назад. Что в России, что на Западе церковь находится в глубокой осаде со стороны светского общества. Количество прихожан среди молодежи год от года сокращается. Появляются новые культурные вызовы в виде сектантства, псевдорелигиозных течений и исламизации.

Все это заставляет прежних врагов и конкурентов забыть старые обиды и попытаться найти общий язык в условиях постиндустриального общества:

  • Как было заявлено на Втором Ватиканском Соборе, различия между восточной и западной теологиями являются скорее взаимодополняющими, нежели конфликтующими. Декрет «Unitatis Redintegratio» гласит, что так достигается наиболее полное видение христианской истины;
  • Папа Римский Иоанн Павел II, носивший папскую тиару в 1978–2005 годах, отмечал, что христианской церкви нужно «дышать обоими легкими». Он подчеркнул синергию рациональной латинской и мистически-интуитивной византийской традиций;
  • Ему вторил преемник, Бенедикт XVI, заявивший, что восточные церкви не отделены от Рима;
  • С 1980 года проводятся регулярные пленумы Комиссии по богословскому диалогу между двумя церквами. Последняя встреча, посвященная вопросам соборности, прошла в 2016 году в Италии.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Для чего просят благословение у батюшки

Еще несколько сотен лет назад религиозные противоречия вызывали серьезные конфликты даже в благополучных европейских странах. Однако секуляризация сделала свое дело: кто такие католики и православные, в чем разница между ними – это мало волнует современного обывателя. Всесильные агностицизм и атеизм превратили в прах тысячелетний христианский конфликт, оставив его на откуп седовласым старцам в стелющихся по полу одеждах.

история раскола между католиками и православными

В данном ролике историк Аркадий Матросов расскажет, почему христианство раскололось на два религиозных течения, что предшествовало этому:

Источник: https://znay.co/144-katoliki-i-pravoslavnye-v-chem-raznica.html

Православие и католицизм: отношение и мнение о религии, главные отличия от православной церкви

Кто больше католики или православные

Отличие католической от православной церкви в первую очередь лежит в признании непогрешимости и главенства Папы. Ученики и последователи Иисуса Христа после Его Воскрешения и Вознесения стали называть себя христианами. Так возникло христианство, которое постепенно распространилось на запад и восток.

История раскола христианской церкви

В результате реформаторских взглядов на протяжении 2000 лет возникают разные течения христианства:

  • православие;
  • католицизм;
  • протестантизм, возникший, как ответвление католической веры.

Каждое вероисповедание впоследствии распадается на новые конфессии.

В православии возникает греческий, российский, грузинский, сербский, украинский и другие патриархаты, в которых есть свои ответвления. Католики разделяются на римско- и греко-католиков. Трудно перечислить все конфессии в протестантизме.

Все эти религии объединяет один корень — Христос и вера в Святую Троицу.

Читайте о других вероисповеданиях:

  • Православие и иудаизм
  • Православие и буддизм
  • Православие и сектанство

Святая Троица

Римская церковь основана апостолом Петром, который провел в Риме последние дни. Уже тогда возглавлял церковь Папа, в переводе означавший «Отче наш». В то время взять на себя главенство в христианстве были готовы немногие священники из-за страха гонений.

Восточный обряд христианства возглавляли четыре старейших Церкви:

  • Константинопольская, чей патриарх возглавлял восточную ветвь;
  • Александрийская;
  • Иерусалимская, первым патриархом которой был земной брат Иисуса Иаков;
  • Антиохская.

Благодаря просветительской миссии восточного священства к ним в IV-V веках присоединились христиане Сербии, Болгарии, Румынии. Впоследствии эти страны объявили себя автокефальными, независимыми от православного движения.

Чисто на человеческом уровне в новообразованных церквях начали возникать свои видения развития, возникали соперничества, которые усилились после того, как Константин Великий назвал Константинополь столицей империи в четвертом веке.

После падения власти Рима все верховенство перешло к Константинопольскому патриарху, что вызвало недовольство западного обряда, возглавляемого Папой Римским.

Западные христиане обосновывали свое право на верховенство тем, что именно в Риме жил и был казнен апостол Петр, которому Спаситель вручил ключи от рая.

Святой Пётр

Филиокве

Отличия католической церкви от православной также касаются филиокве, учения об исхождении Духа Святого, что и стало первопричиной раскола христианской единой Церкви.

Христианские богословы более тысячи лет назад не пришли к общему выводу об исхождении Духа Святого. Вопрос состоит в том, кто посылает Дух — Бог Отец или Бог Сын.

Апостол Иоанн передает (Иоан.15:26), что Иисус пошлет Утешителя в виде Духа истины, исходящего от Бога Отца. В послании Галатам апостол Павел напрямую подтверждает исхождение Духа от Иисуса, который дуновением посылает в сердца христиан Духа Святого.

По никейской формуле, верование в Святого Духа звучит, как обращение к одной из ипостасей Святой Троицы.

Отцы второго Вселенского Собора расширили это обращение «Верую в Отца, Сына и Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца исходящего», подчеркнув при этом роль Сына, что не было принято Константинопольскими священниками.

Именование Фотия Вселенским патриархом воспринялось римским обрядом как умаление их значимости. Восточные поклонники указывали на безобразие западных священников, которые брили бороды и соблюдали посты в субботу, сами в это время начали окружать себя особой роскошью.

Все эти разногласия по капле собирались, чтобы выразиться в огромном взрыве схимны.

Патриархат во главе с Никитой Стифатом открыто называет латинян еретиками. Окончательной каплей, приведшей к разрыву, стало унижение делегации легатов на переговорах 1054 года в Константинополе.

Интересно! Не нашедшие общего понятия в вопросах правления священники разделились на православную и католическую Церкви. Первоначально христианские церкви назывались ортодоксальными. После раздела восточное христианское течение оставило за собой название ортодоксии или православия, а западное направление стало называться католицизмом или всеобщей Церковью.

Отличия православия от католицизма

  1. В признании непогрешимости и главенства Папы и в отношении к филиокве.
  2. Православные каноны отрицают чистилище, где, согрешившая не очень тяжким грехом душа, очищается и отправляется в рай.

    В православии нет больших и малых грехов, грех есть грех, и очистить его можно только Таинстве исповедания при жизни грешника.

  3. Католики придумали индульгенции, дающие «пропуск» в Небеса за добрые дела, но Библия пишет, что спасение — это благодать от Бога, и без истинной веры одними добрыми делами место в раю не заработаешь. (Еф. 8:2-9)

Православие и католицизм: сходства и различия

Отличия в обрядах

  1. В восточном обряде Таинство крещения происходит при полном погружении, что символизирует смерть и воскрешение Иисуса, а в западном — только окропление Святой водой.
  2. Восточные церкви проводят Евхаристию с квасным хлебом и вином, а католицизм установил для мирян принятие только постного хлеба, а для служителей — хлеб и вино.
  3. Над православием нет другого единого руководителя, кроме Святой Троицы.

     Каждый восточный обряд имеет своего патриарха. Католицизм считает себя Вселенской Церковью, во главе которой стоит Папа Римский

  4. Все поклонники Христа едины в познании и признании 27 книг Нового Завета. Восточные христиане признают каноническими 66 книг Библии, в то время как западные верующие не отрицают Божественного присутствия в книгах Товита, 2,3 книг Ездры и других.

  5. Католическая Церковь поклоняется Папе Римскому, как наместнику Иисуса Христа на земле.

    Папа римский

  6. Православие считает каноничными только законы и изменения в обрядах, принятые на Вселенских соборах, в то время как католицизм отдал право изменять богословские определения понтификам.
  7. По учению православия Богородица была призвана Богом, как не имеющая земных личных грехов, родила в непорочном зачатии Иисуса и почила, как простая смертная, после чего была вознесена Ангелами на Небо.
  8. Католики утверждают, что перед непорочным зачатием с Девы Марии был снят первородный грех всего человечества, по этой, только Ей данной, привилегии, была Она вознесена на небо душой и телом.

Отличаются два вероисповедания и календарем расчета богослужений. Католики живут по григорианскому календарю, православные — юлианскому. Согласно григорианскому летоисчислению иудейская и православная Пасхи могут совпасть, что находится под запретом. По юлианскому календарю ведут богослужения русская, грузинская, украинская, Сербская и Иерусалимская православные Церкви.

Различия имеются и при написании икон. В православном служении — это двумерное изображение, католицизм практикует натуралистические размеры.

Восточные христиане имеют возможность развестись и венчаться второй раз, в западном обряде разводы запрещены.

Византийский обряд Великий пост начинает в понедельник, а латинский — со среды.

Православные христиане накладывают на себя крестное знамение справа налево, сложив пальцы определенным способом, а католики делают это наоборот, не акцентируя внимания на кисти.

Интересна трактовка этого действия. Обе религии согласны, что на левом плече сидит бес, на правом — ангел.

Важно! Католики направление крещения объясняют тем, что при наложении креста происходит очищение от греха к спасению. По православию при крещении христианин провозглашает победу Бога над дьяволом.

Как относятся друг к другу некогда бывшие в единстве христиане? Православие не имеет с католиками богослужебного общения, совместных молитв.

Католицизм не так категоричен в своем суждении. Православные слывут схимниками (раскольниками), но не отнесены к еретикам, при этом православные церкви признаются истинными.

Православные церкви не верховенствуют над светскими властями, католицизм утверждает верховенство Бога и подчинение властей Папе Римскому.

По латинскому обряду любой грех оскорбляет Бога, православие утверждает, что Бога оскорбить нельзя. Он не смертный, грехом человек наносит вред только себе.

Повседневная жизнь: обряды и служения

  1. Управление в православии принадлежит автокефалии, католики находятся в непосредственном подчинении понтифику.
  2. В православном храме иконостас отделяет алтарь, в костелах алтарем называют престол.
  3. Восточные церкви проводят свои служения более длительными, при этом все, кроме больных, христиане стоят во время службы, имея место для совершения глубоких поклонов.

    Католические храмы оборудованы местами для сидения, но при этом прихожане могут молиться на коленях.

  4. Православие совершает миропомазание при крещении даже младенца, по латинскому обряду это действие допустимо при достижении ребенком возраста, когда он уже осознает ответственность за свои действия. Конфирмация детей является большим праздником, как для родителей, так и для прихожан костела.

  5. В православии священникам позволено жениться, рожать детей, а в католицизме обязателен целибат или другими словами, безбрачие.
  6. Обе религии признают Таинства, но у каждой имеется свой обряд их проведения.
  7. В костелах для исповеди обустроены конфессионалы — маленькие клетушки, через окно в которых человек говорит якобы Богу, не видя лица священника.

    Исповедальня в католической церкви

  8. В восточном обряде усопшие поминаются на третий, девятый и сороковой день, а в латинском течении — третий, седьмой и тридцатый.
  9. Чисто человеческий вопрос — о возможно применения контрацепции. Католики в этом случае категорически против контрацепции, православным разрешено предохраняться в некоторых случаях.

Высказывания святых о разделении и единстве

Различий между христианами обоих обрядов много, но главное, что их объединяет — Святая кровь Иисуса Христа, вера в Единого Бога и Святую Троицу.

Святой Лука Крымский довольно резко осудил негативное отношение к католикам, отделяя при этом Ватикан, Папу и кардиналов от простых людей, имеющих истинную, спасительную веру.

Святой Филарет Московский сравнивал разделение между христианами с перегородками, подчеркивая при этом, что до неба им не дотянуться. По словам Филарета нельзя называть христиан еретиками, если они верят в Иисуса, как в Спасителя. Святой постоянно молился о соединении всех. Он признавал православие истинным учением, но указывал, что Бог принимает и другие христианские течения с долготерпением.

Святой Марк Эфесский называет католиков еретиками, так как они отклонились от истинной веры, и призывал таковых не мировать.

Осуждает латинский обряд и Преподобный Амвросий Оптинский за нарушение постановлений апостолов.

Праведный Иоанн Кронштадтский утверждает, что католики вместе с реформаторами, протестантами и лютеранами отпали от Христа, основываясь на словах Евангелия. (Матв. 12:30)

Как измерить величину веры того или иного обряда, истинность принятия Бога Отца и хождения под силой Духа Святого в любви к Богу Сыну, Иисусу Христу? Все это покажет в будущем Бог.

о том, в чём отличие православия от католичества? Андрей Кураев

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/pravoslavie-i-katolicizm.html

Загадка календарей: почему православные празднуют порознь с католиками

МОСКВА, 7 янв — РИА Новости, Сергей Стефанов. Рождество Христово отмечают дважды. Две недели назад, 25 декабря, явление в мир Богомладенца праздновали по григорианскому и новоюлианскому календарям, а в эту ночь — по старому стилю (юлианскому), которого придерживается и Русская православная церковь. Каковы причины такого разделения и возможно ли христианам преодолеть его в будущем, чтобы встречать праздник в один день, — в материале РИА Новости.

Кто когда празднует

«Вопрос календаря не догматический, а касающийся обрядовой стороны жизни Церкви. Мы не знаем, в какой точно день календарного года родился Господь Иисус Христос, и даты праздников выбраны достаточно условно просто для того, чтобы значимые события из жизни Христа и жизни Церкви ежегодно вспоминались в церковном календаре», — поясняет глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

Вместе с Русской церковью в ночь с 6 на 7 января праздник Рождества Христова отмечают древнейшая Иерусалимская, Сербская, Грузинская и Польская православные церкви, а также афонские монастыри. Церковь Чешских земель и Словакии (исключительный случай) празднует Рождество два раза: как 25 декабря, так и 7 января.

По старому стилю сейчас живет треть поместных православных Церквей, которых насчитывается в мире 15. Остальные в начале XX века перешли на так называемый новоюлианский календарь, который до 2800 года совпадает с григорианским. Его придерживаются Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская церкви и Православная церковь в Америке.

Если говорить о католиках и протестантах, то подавляющее их большинство — приверженцы нового стиля, или григорианского календаря. Так, 25 декабря Рождество уже отпраздновали Римско-католическая церковь, лютеране, англикане, часть методистов, баптистов, пятидесятников и других протестантских деноминаций, а также древневосточные («дохалкидонские») церкви, в далекий период Вселенских соборов отделившиеся от православной семьи.

Седьмого же января вместе с шестью поместными Церквями и Афоном Рождество Христово встречают многие католики восточного обряда (униаты) и часть российских протестантов, сохраняющие для себя юлианский календарь.

Три реформатора

«Григорианский календарь был в свое время введен, чтобы соотнести календарный год с астрономическим — вот и все. Это наша литургическая традиция. Пасхалию католическая церковь может встречать и по юлианскому календарю. Такой эксперимент был в Кустодии Святой земли (округ Францисканского ордена. — Прим. ред.)», — рассказывает РИА Новости генеральный секретарь Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский.

Юлианский календарь вошел в обиход в 45 году до Рождества Христова при императоре Юлии Цезаре, в честь которого и назван. Эта система летосчисления ориентирована на время последовательного прохождения точки равноденствия Солнцем, поэтому юлианский календарь называли еще «солнечным». Он был разработан александрийскими астрономами во главе с Созигеном и стал светским календарем Римской империи.

Старый стиль традиционен для Православной церкви: Александрийская пасхалия — система вычисления даты Пасхи, которую утвердил I Вселенский собор, — «работает» только с юлианским годом. Однако этот календарь оказался недостаточно точным по отношению к астрономическому году. Постепенно накапливалось «лишнее» время: за каждые 128 лет набегали одни неучтенные сутки.

В результате в XVI веке Папа Римский Григорий XIII инициировал очередную реформу, заменившую юлианский стиль на григорианский. Григорианский календарь возник на основе вычислений ученого Луиджи Лилио, который ориентировался на циклическое обращение Земли вокруг Солнца. Папская булла определяла, что после 4 октября 1582 года следующим днем стало не 5-е, а 15 октября уже по новому стилю. На сегодня разница между юлианским и григорианским календарями достигла 13 дней.

Наконец, новоюлианский календарь было решено ввести на совещании православных восточных Церквей в 1923 году, которое инициировал известный церковный обновленец, Константинопольский патриарх Мелетий IV (Метаксакис).

Чтобы не принимать католический григорианский календарь, православные реформаторы одобрили модификацию юлианского календаря, разработанную сербским астрономом и математиком Милутином Миланковичем (1879-1956).

Те Церкви, которые на нее перешли, впрочем, сохранили традиционную Александрийскую пасхалию, основанную на юлианском календаре, — для ежегодных расчетов Пасхи и «переходящих» церковных праздников.

Каждый при своем

Сегодня, как и ежегодно в дни празднования Рождества, тема календарных разделений и их преодоления всплывает в церковно-общественных дискуссиях. Однако речь идет скорее о частных инициативах и мнениях, что называется на публику, нежели о неких общих тенденциях.

«Кто-то что-то предложил или заявил, но, как говорится, воз и ныне там. Ничего не меняется. В чем вообще суть проблемы христианского разделения? Что, собственно говоря, такое случилось, из-за чего вся вот эта история?» — задается вопросом ответственный секретарь Католической энциклопедии, доцент Центра изучения религий РГГУ, историк-ватиканист Алексей Юдин.

Иными словами, главное — это отсутствие единства христианского мира, серьезные различия в догматах и вероучении у православных, католиков и протестантов. И решений вот этой главной проблемы пока не предвидится. А календарные несоответствия — всего лишь следствие.

Священник Игорь Ковалевский заверяет, что никаких изменений в календарной практике у католиков не ожидается.

Дело в том, что речь идет о традициях, которые так или иначе формируют повседневную жизнь человека. «Изменить все сверху донизу очень сложно», — поясняет Юдин.

«Попытки выработать коллективное решение на общецерковном уровне (в формате экуменического движения или православно-католических отношений), собственно, ни к чему не привели. Каждый остался при своем», — признает эксперт.

Символ стояния в вере

Что касается православных, то в крупнейшем Московском патриархате не раз подчеркивали: подавляющее большинство верующих привержены сохранению Юлианского календаря.

«Вопрос о перемене календарного стиля перед Русской православной церковью не стоит. Юлианский календарь дорог нашему церковному народу и остается одной из культурных особенностей нашей жизни», — сказал РИА Новости замглавы отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов.

Правда, в послереволюционном 1923 году, при патриархе Тихоне, была попытка ввести, по примеру православных греков, исправленный новоюлианский календарь. Но тогда это сразу же вызвало протесты в церковной среде — и постановление отменили менее чем через месяц.

По мнению церковного историка, профессора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Владислава Петрушко, такая приверженность в среде верующих старому календарю была во многом связана с политикой большевиков, которые сразу ввели в стране новый стиль и обрушились с гонениями на Церковь.

«В этих условиях старый календарь стал одним из символов сопротивления гонению, стояния в вере, стояния за устои традиционные, православные. И конечно, в такой ситуации это приобрело особую значимость», — объясняет Петрушко.

Да, сегодня времена изменились. И хотя еще недавно в интересах всеправославного единства нельзя было исключать и календарную унификацию, с легализацией Константинопольским патриархом украинских раскольников и само это единство уже под большим вопросом. В возникшей ситуации, считает эксперт, вопрос верности старому календарю, русской традиции вновь обретает особое звучание и значение для РПЦ.

«Когда мы видим, что православный мир стоит на грани грандиозного раскола, когда под вопрос поставлены на порядок более значимые вещи, вопрос календаря не просто отступает в сторону, а, опять-таки, начинает восприниматься как некий символ стояния за истину. Стояния — на фоне взаимоотношений с Константинополем, с греками, которые предпринимают такие противоканонические действия», — говорит Петрушко.

Весь год — Пасха

Впрочем, по мнению священнослужителей РПЦ, дело здесь не только в следовании традиции, а и в сакральных смыслах, которые связывают с юлианским календарем.

«Любой календарь — это лишь некая виртуальная модель нашего считывания астрономических процессов. Нет абсолютно точной системы летосчисления, — размышляет православный богослов, протоиерей Павел Великанов. — А юлианский календарь, по одному из толкований, имеет цикл в 43 тысячи лет. И за эти 43 тысячи лет время празднования Пасхи проходит полностью весь годичный цикл, начиная с весны — через лето, осень, зиму — возвращается в весну».

То есть, по оценкам специалистов, в 2100 году православные будут отмечать Рождество уже 8 января, а празднование Пасхи может сместиться с весны на лето.

«Может быть, еще и поэтому Церковь не отказывается от юлианского календаря, благодаря которому (переходу праздников на последующие даты с течением лет. — Прим. ред.) пасхальная радость, пасхальное торжество сможет освятить весь год», — добавляет Великанов.

А Алексей Юдин вновь обращает внимание на такой немаловажный момент, как вневременной характер церковных дат. «Мы празднуем Рождество Господа, но срок-то этот очень условный и не означает, что Он родился именно 25 декабря или 7 января по новому или по старому стилю. То есть то, что Он родился, ни у кого не вызывает сомнений. Главное же — люди остаются верующими, кем бы они ни были — православными, католиками, лютеранами», — подытоживает историк.

Источник: https://ria.ru/20200107/1563047501.html

Сколько в мире христиан? Статистические данные и исследования христианства

Христианство – древняя религия со своими традициями и устоями. Сегодня сложно отыскать такую страну, где не было бы христианских церквей. Повсеместно и осознанно люди принимают христианские правила и заповеди. Создают приходы и общины, жертвуют на строительство храмов немалые деньги. Но сколько в мире христиан? И какое место занимает эта религия по отношению к другим вероисповеданиям?

Мировое христианство: статистические данные

В центре глобальных исследований Pew Research Center провели подсчеты и выяснили, что христиане составляют 32 % от всего населения Земли. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что в 2015 году приверженцев данной веры на планете было около 2,419 миллиарда.

Какие конфессии и течения входят в эти данные статистики? Исследователи включили туда всех, кто отвечает следующим критериям:

  • взрослые и дети из христианских семей;
  • те, кто относится к любой христианской конфессии;
  • те, кто верует номинально, и те, кто верует глубоко;
  • христиане, не отождествляющие себя ни с одной церковью, но придерживающиеся догматов учения Христа.

Такой подход позволил центру подсчитать почти всех, кого так или иначе можно назвать христианами.

Церкви и их прихожане

Русская православная церковь в 2010 году имела 120 миллионов последователей. И каждый год число ее прихожан только растет.

Румынская православная церковь в этом же году приняла под сводами своих храмов около 19 миллионов верующих. Больше их было лишь в 1998 году.

Евангелическая церковь в Германии работает с 23 миллионами 700 тысячами христиан. А Китайский христианский совет – с 23 миллионами китайцев, принявших христианство.

Остальные церкви, относящиеся к разным конфессиям, имеют более скромное число последователей. Но при этом работают стабильно. И ежегодно в них наблюдается прирост желающих стать христианами.

Во всех 238 странах мира есть представительства христианских конфессий. Православные, пятидесятники, католики, внеконфессиональные христиане, протестанты и харизматы – самые распространенные движения во многих странах и территориях.

С 2000 года до 2010 (целое десятилетие) количество христиан увеличилось на 28 миллионов человек. Динамика роста числа прихожан и распространения религии на сегодняшний день только увеличивается.

Теперь вы знаете, сколько в мире христиан. Интересно сравнить это число с другой мировой религией. Рассмотрим количественное соотношение мусульманства и христианства.

Кого больше: мусульман или христиан?

Христианство и мусульманство имеют почти одинаковые темпы развития. В 2015 году количество мусульман на планете составило около 1,8 миллиарда человек. И каждый год это число имело естественный прирост в виде новых последователей религии.

Существует экспертное мнение, что мусульманство в дальнейшем может занять лидирующие позиции по количеству приверженцев. Уже сейчас популярность данного вероисповедания неуклонно увеличивается.

Так кого больше: мусульман или христиан? Пока больше христиан. Но долгосрочные прогнозы исследовательских центров пророчат мусульманству ветку первенства среди других религиозных направлений.

Хотя выбор веры – непредсказуемый шаг. И какую религию предпочтет человек, предсказать практически невозможно. В мире много людей, рожденных и крещенных в одной религиозной конфессии, а затем сменивших ее на совершенно иную добровольно. Самая распространенная причина смены религии – это брак с человеком иного вероисповедания. Затем следует смена религии в зрелом возрасте, а также изменение вероисповедания в связи со сменой места жительства.

Играет роль и порог рождаемости в религиозных семьях. У христиан рождается в среднем 2,7 ребенка на каждую женщину, у мусульман эта цифра равна 3,1.

Вашингтонские исследователи отмечают, что в мире стремительно уменьшается количество атеистов, а также людей, не определившихся с религиозными воззрениями.

К 2050 году ожидается равное соотношение христиан и мусульман на нашей планете. Две эти мировые религии имеют существенно больше последователей, чем все остальные религиозные направления.

Самое большое количество мусульман проживает в Индии, Пакистане, Бангладеше и Индонезии. В России представителей данной религии около 20 миллионов. Меньше всего мусульман в Брунее и Кувейте.

Примерно 1 миллиард человек на планете исповедуют индуизм, 50 миллионов человек считают себя буддистами и 14 миллионов относятся к иудаизму.

Самые молодые представители религии наблюдаются в исламе. Средний возраст прихожан – 23 года. В христианстве средний возраст паствы составляет 30 лет, а у индуистов – 26 лет. Люди, не относящиеся к какой-либо религии, имеют средний возрастной ценз в 34 года. При подсчете среднего возраста учитываются только совершеннолетние люди, определившиеся в своих религиозных предпочтениях. Дети, крещенные и помазанные в юном возрасте, не учитываются.

На вопрос о том, сколько в мире христиан, сложно дать однозначный ответ. Из года в год эта цифра значительно меняется. Да и число последователей других религий растет также неуклонно. На самом деле, важной является не цифра прихожан, а их искренняя вера. Ведь многие из тех, кто попал в вышеприведенную статистику, верят лишь поверхностно и не соблюдают правила и каноны своей религии досконально.

Источник: https://religiya.temaretik.com/1193432430537083329/skolko-v-mire-hristian-statisticheskie-dannye-i-issledovaniya-hristianstva/

Христиане, но разные: в чем разница между католиками и православными людьми?

Христианские праздники отмечает почти весь мир, сегодня сложно найти человека, которому не знакома рождественская елка или крашеные яйца. Более того, наше летоисчисление ведется с момента рождения Иисуса. И кажется, что все понятно и просто: чуть больше 2000 лет назад родился младенец, за которым пошли люди, провозглашая его сыном Божьим, царем, пророком.

Его апостолы понесли весть народу. Люди воздвигли церкви и храмы, а называть себя стали христианами. Но что же тогда такое католичество, православие и протестантство? Почему в одних храмах прихожане стоят, а в других сидят? Почему священники выглядят по-разному, а иконы и святые настолько отличаются? Об этих и других вопросах подробно в этой статье.

Христиане – общее

К христианам относит себя большая часть людей на нашей планете. Но все они делятся на разные церкви. Важно понимать, что у этих церквей своя иерархия власти, свой глава, есть свои отдельные принципы и даже свое толкование библейских событий.

Наиболее знаменитые и многочисленные из церквей: католичество, протестантство и православие. Все христиане считают своей главной книгой Библию. Каждый последователь религии признает, что Иисус Христос был реально существующим человеком, которого родила дева Мария от непорочного зачатия.

Все верят в существование рая и ада, в существование ангелов, их помощь и возможное явление людям.

Библия – это книга, состоящая из Ветхого и Нового заветов. Новый Завет – фактически собранные разными авторами свидетельства о жизни Иисуса Христа. Текст Нового и Старого заветов для всех церквей один, а вот трактование может отличаться.

Разделение церквей

В чем разница между православием и католицизмом? Это сложно понять, не зная событий прежних дней. Начнем с истории. До 1054 года христианство было единым, но спор за земли в Южной Италии положил конец миру и спокойствию.

Дело происходило в Византии, патриарх Михаил Керуларий потребовал закрытия множества храмов Константинополя. Его не устраивало то, что греческие обряды вытеснены латинскими.

Патриарх претендовал быть не только Константинопольским, но и Вселенским. Рим не соглашался. К миру стороны так и не пришли. Более того, Гумберт (римский кардинал) обвинил Михаила Керулария в ересях.

Западная церковь отделилась от Восточной. Первая продолжила вести службы на латинском языке, а вторая –- на греческом. Дальше в истории случались Крестовые походы, притязания на чужие земли, борьба за власть, нападения и войны. Все это только усугубляло отчуждение.

Сегодня историки называют события тех лет Великим расколом, или Великой схизмой. Удивительно, но взаимные анафемы тех дней были сняты современными Вселенским патриархом и Папой Римским, а вот разделение стало уже невозможно предотвратить.

Христианство в наши дни

Итак, после 1054 году Восточная и Западная церкви (Православная и Католическая) стали строить свою иерархию, пошли разными дорогами. В XVI веке из-за политических разногласий католиков появилось протестантство.

Христианство сегодня можно охарактеризовать наличием следующих канонических церквей:

  • католицизм: Католическая церковь, Римско-католическая церковь, Восточнокатолические церкви, Старокатолицизм, Католики-традиционалисты;
  • православие: Русская православная церковь и Константинопольская православная церковь.
  • протестантство: Протестантская церковь.

Католическая и православная церковь, различия

Итак, рассмотрим наиболее значимые отличия православия от католицизма в наши дни.

Разные календари

Обычные верующие считают, что главное отличие православия от католицизма в том, что две эти христианские церкви празднуют Рождество в разные дни.

Естественно, по факту это лишь вершина айсберга, заметное для мирян различие. Дело в том, что одни отмечают по старому Юлианскому календарю, а вторые – по Григорианскому.

Немногие христианские церкви выбрали более современный вариант, хотя он и более точен, так как учитывает ошибки в подсчетах времени ранних астрономов.

Многих смущает тот факт, что даты по Григорианскому календарю будут постоянно меняться. Например, через сто лет православным Рождество придется праздновать 8 января, а еще через сто и вовсе 9-го. В нашу страну это нововведение привнесла Советская власть.

Стоит отметить, что идеи о переходе к Юлианскому календарю для отмечания памятных дней постоянно ведутся, христиане могут в будущем праздновать все вместе.

Непорочность Девы Марии

Разница между католиками и православными для кого-то заключается в устройстве храма, но для духовенства она гораздо более серьезна. Догмат о том, что дева Мария родилась безгрешной от непорочного зачатия, принят на Западе и совсем не находит поддержки у нас.

Православие считает ее обычным праведным ребенком, избранной богом девушкой, матерью сына Божьего, ставшей святой после смерти.

От священнослужителей можно услышать такое предание, как перед смертью дева Мария боялась прохождения через мытарства (согласно писанию, все души должны пройти через этот этап после отхождения в мир иной).

И Иисус Христос сам забрал свою мать, чтобы она не пугалась. Понятно, что такие слова были бы совершенно неуместны, если бы Богоматерь была изначально святой.

Обет безбрачия в католической церкви (целибат)

Все православные священники женятся один раз. После смерти жены они остаются в одиночестве, часто уходят в монашескую службу. Монахи и в православии, и в католицизме дают обет безбрачия.

Но католические священнослужители дают обет не только в монашестве, а с самого начала своей службы. Они отрекаются от плотских отношений с женщинами на всю жизнь, и жениться просто не имеют права.

Разная система иерархии

В православии допускается иметь патриарха в каждой церкви (например, один патриарх в России, другой в Греции и т. д.). В католицизме же все – и американцы, и итальянцы, и французы – считают своим верховным главой Папу Римского.

Отношения с государственным аппаратом

Отличие католицизма от православия еще и в том, что глава первой церкви считается выше любой власти на земле, а в православии наш патриарх подчиняется главе государства.

Отношение к иконам

Следующее отличие православной церкви от католической в том, что православные изображают на иконах не только Иисуса Христа, богоматерь и ангелов.

У нас широко распространены изображения святых. Более того, в нашей стране православные молятся святым, иконам. Для католиков икона лишь некий портал, который вызывает определенные чувства (близко к искусству), передает Всевышнему слова и молитвы.

На Руси, к примеру, иконы возвышали, перед ними благоговели. Как много преданий сохранилось в истории русского государства о том, что сама икона спасала города от врагов и болезней. А что уж говорить о том, что лики святых на именных иконках есть почти у каждого гражданина нашей страны.

Чистилище

Все христиане верят в ад и рай. Но католики также убеждены в существовании чистилища – места, где душа может измениться, стать чище или наоборот. Душа выжидает своего часа, а не отправляется сразу на суд Божий.

Непогрешимость Папы

Можно отнести в отличия католической церкви от православной и тот факт, что католики не только провозгласили Папу Римского главой всей церкви, но и считают его единственным безгрешным человеком на земле.

Для ортодокса такое понимание чуждо. Единственным безгрешным человеком был Иисус Христос. Все остальные люди грешат много – вольно или невольно, мысленно, желая того или нет.

Грехи отпускает священнослужитель, но нет и не может быть человека, которому удалось бы избежать порока в каком-либо виде.

Отношение к изучению Бога

Православие верит в чудо. Святые отцы призывают своих прихожан доверять чувствам, находить Бога через ощущение, понимание. Человек не может Бога увидеть или изучить, согласно православным традициям. Католики же утверждают, что, мысля аналитически, Бога можно описать, определяя и структурируя.

Небольшие различия

Для обывателей, мирян Бог начинается в храме, а разница между православием и католицизмом порой заключается лишь в том, что одни могут сидеть всю службу, а другие вынуждены стоять, как бы тяжко им ни было.

Итак, какие отличия католицизма от православия особенно заметны:

  • при крещении католики окропляют водой, а православные стараются человека окунуть;
  • крещение происходит во младенчестве, а также имеет второй этап в возрасте 11-12 лет для католиков (конфирмация). Для православных совершается единожды и полностью;
  • православные крестятся тремя пальцами справа налево. Католики – всей ладошкой слева направо;
  • в храмах у христиан преобладают иконы, у католиков это скульптуры;
  • службы у католиков проводятся пышнее, задействуются все органы чувств человека;
  • православные храмы наполнены прекрасным пением, которое распространяется благодаря акустике. Католики активно используют органную музыку;
  • Патриарх может развести супругов, если они этого просят. В католицизме разводы до сих пор запрещены.

Источник: https://ezoterica.club/astrologiya/katoliki-i-pravoslavnyie-v-chem-raznitsa.html

Кто такие католики — и чем отличаются от православных | Православиум

Рубрика: Основы веры

Кто такие католики? Это представители католицизма (от греческого слова “всеобщий”, “вселенский”) — одного одним из трех основных течений христианства наряду с Православием и Протестантизмом. Католики самая многочисленная христианская конфессия: сегодня их насчитывается более 1,3 миллиарда человек.

“Едва только успело явиться на западе сие неправое мудрование, что Дух Святой исходит и от Сына, как оно ввело с собою мало-помалу другие новизны, большею частию противоречащие ясно изображенным в Евангелии заповедям Спасителя нашего, как-то: кропление вместо погружения в Таинстве Крещения, отъятие у мирян божественной Чаши и употребление опресноков опресноков вместо хлеба квасного, исключение из Литургии призывания Святого Духа. Также ввело новшества, нарушающие древние апостольские обряды Соборной Церкви, как-то: устранение крещаемых младенцев от Миропомазания, устранение женатых мужчин от священства и прочее” (Преподобный Амвросий Оптинский).

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Флоренция) — один из самых известных католических храмов

В 1054 году Вселенская Православная Церковь разделилась на Поместную Римскую Церковь и ряд восточных поместных Церквей, объединённых общими православными догматами. Это произошло из-за различных взглядов  на трактовку учения о Церкви и учения о Боге.

Также повлияло стремление Папы Римского стать общепризнанным главой всех христианских Церквей. Возникли и богословские расхождения о Филиокве (догмата о Троице). Православная Церковь считает, что Святой Дух исходит от Бога Отца, Католическая – от Отца и Сына.

Это стало одним из поводов к разделению. 

Стоит отметить, что разногласия между Папой Римским Львом IX и Константинопольским Патриархом Михаилом Керуларием возникли задолго до официальной даты раскола.

Но после закрытия Латинских церквей в Константинополе Папа Римский Лев направил Патриарху Михаилу послание, в котором обозначил свое желание стать во главе всей Церкви. Результатом конфликта были взаимные анафемы на уровне отдельных церковных иерархов.

Хотя эти анафемы не распространялись на Церкви, они закрепили раскол двух христианских конфессий на долгие столетия вплоть до наших дней. 

В продолжении еще нескольких веков происходили как попытки сближения между Церквями, так и события, усиливающие раскол. В результате настойчивость Папы Римского признать его догматы привела к жестким мерам со стороны Константинопольского Патриархата. Вся Католическая Церковь была признана еретической.

Кто такие католики и во что они верят

Священное Писание (Библия) составляет первооснову католического вероучения. Но также чтится Священное Предание (в отличие от Протестантизма). 

Вера основывается на почитании Святой Троицы: Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух. При этом верят, что Святой Дух исходит от Бога Отца и Бога Сына (в Православии только от Бога Отца).

Согласно догматам Католической Церкви Папа Римский считается наместником Иисуса Христа на земле. Поэтому он должен обладать непосредственной властью над всеми членами Церкви. Также существует догмат о непогрешимости (безошибочности) Папы Римского. В нем говорится, что Папа не может ошибаться в вопросах веры и нравственности, все его утверждения верны. Такая безошибочность в суждениях, по мнению Католической Церкви, исходит от Святого Духа, пребывающем на Папе.

Католики утверждают, что между адом и раем существует чистилище, где человек после смерти может искупить грехи. Такого понятия нет в Православии. Но при этом Православная Церковь молится за умерших для облегчения их участи в загробном мире.

Чем отличается Католическая Церковь от Православной

Наиболее близкой в богословском плане к Православию является католическая вера в Святую Троицу. Но существуют важные догматические расхождения, препятствующие объединению двух Церквей и усугубляющие различия Католицизма и Православия.

Апостол Павел, говоря об Иисусе Христе, сказал, что Бог Отец

“поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его” (Еф.1,22-23).

Поэтому Православная Церковь сохраняет неизменным учение о том, что главой Церкви является Сам Спаситель. У Римо-Католиков другое мнение на этот счет: глава Церкви – Папа Римский. 

Православная Церковь считает, что Святой Дух исходит от Бога Отца, так как “Дух истиныот Отца исходит” (Ин.15,26). Католическая же соглашается с этим утверждением. Но добавляет, что Святой Дух исходит также от Иисуса Христа. Ватикан внес эту прибавку в текст древне-христианского Символа Веры.

Также Православная Церковь не принимает догмат о непорочном зачатии Богородицы, что Божья Матерь якобы не имела на себе первородного греха. В Евангелие от Луки (1:47) Она называет Иисуса Христа Своим Спасителем, поэтому в Православии и отвергается подобное утверждение.

Причастие в Православной Церкви осуществляется Телом и Кровью Иисуса Христа всех членов Церкви. В Католической же Церкви мирян причащают только Телом, а священство – Телом и Кровью.

Православные Христиане крестятся, сложив пальцы правой руки в троеперстие справа налево. Католики накладывают на себя Крестное Знамя всей ладонью и слева направо.

Исповедь в Православии совершается непосредственно перед священником у аналоя. У католиков широко распространены исповедальни, где священник не видит исповедующегося человека.

У католиков алтарь не отделен иконостасом, в отличие от православных.

Детей католики начинают причащать с семилетнего возраста. В Православной Церкви рекомендуется частое причастие детей с момента крещения.

Православные священники могут быть как женатыми, так и монахами. Католики, только приняв обет безбрачия (целибат), могут стать священниками.

Православие признаёт только 7 вселенских соборов, а в католичестве их больше 20.

Источник: https://pravoslavium.ru/kto-takie-katoliki-i-chem-otlichayutsya-ot-pravoslavnyx/

В чем разница и сходство между католиками и православными

1001molitva.ru > Познавательные статьи > В чем разница и сходство между католиками и православными

Христиане во всём мире ведут споры о том, какие из верований правильнее и главнее. Относительно католиков и православных: в чем разница (и есть ли она) на сегодняшний день — наиболее интересующие вопросы.

Казалось бы, все настолько понятно и просто, что каждый однозначно может кратко ответить. Но существуют и те, кто попросту даже не знают, какие взаимоотношения между этими конфессиями.

  • История существования двух течений
  • Сходства православия и католицизма
  • Различия между конфессиями
  • Церковная иерархия

История существования двух течений

Итак, для начала нужно разобраться с христианством в целом. Известно, что оно разделяется на три ветви: православных, католиков, протестантов. Протестантство насчитывает несколько тысяч церквей и они распространены во всех уголках планеты.

Ещё в XI веке христианство разделилось на православие и католицизм. Этому послужил ряд причин начиная от проведения церковных обрядов и заканчивая датами праздников. Отличий, чем отличается католическая церковь от православной, не так и много.

В первую очередь, способом управления. Православие состоит из многочисленных церквей, где управляют архиепископы, епископы, митрополиты. Папе Римскому подчинены католические церкви во всём мире. Они считаются Вселенской Церковью.

Во всех странах церкви у католиков находятся в тесной простой взаимосвязи.

Сходства православия и католицизма

У православия и католицизма сходства и различия находятся приблизительно в равной пропорции. Стоит отметить, что обе религии имеют не только ряд отличий. И православие, и католицизм очень похожие между собой. Вот основные пункты:

  • Символ веры. Стоит отметить главное сходство между конфессиями. Христиане во всех уголках планеты привыкли поклоняться вере в Иисуса Христа. Символ веры у католиков и православных — общий. Единственное и главное разногласие внутри молитвы. У греко-католиков Святой дух исходит ещё и от Сына.
  • Причастие. В обеих церквях существуют одинаковые обряды, которые отличаются лишь названием. Католики и православные причащаются хлебом и вином.

Кроме того, обе конфессии едины в почитании икон, Богоматери, Святой Троицы, святых, их мощей. Также церкви объединяет одни святые угодники первого тысячелетия, Святое Письмо, Церковные Таинства.

Различия между конфессиями

Отличительные особенности между данными конфессиями также существуют. Именно из-за этих факторов некогда произошел раскол церкви. Стоит отметить:

  • Крестное знамение. Сегодня, наверное, все в курсе, как крестятся католики и православные. Католики крестятся слева направо, мы же наоборот. Согласно символике, когда мы крестимся сперва слева, потом направо, то мы обращены к Богу, если наоборот — Бог направлен к своим служителям и благословляет их.
  • Единство Церкви. У католиков одна вера, таинства и глава — Папа Римский. В православии нет одного лидера Церкви, поэтому существует несколько патриархатов (Московский, Киевский, Сербский и т. д. ).
  • Особенности заключения церковного брака. В католичестве развод — это табу. Наша церковь, в отличие от католичества, допускает расторжение брака.
  • Рай и ад. Согласно католическому догмату, душа умершего проходит чистилище. В православии верят, что человеческая душа проходит так называемые мытарства.
  • Безгрешное Зачатие Богоматери. Согласно принятому католическому догмату, Богородица была непорочно зачата. Наше духовенство считает, что Богоматерь имела прародительский грех, хотя её святость прославляется в молитвах.
  • Принятие решений (число соборов). Православные церкви принимают решения 7 Вселенскими cоборами, католические — 21.
  • Разногласие в положениях. Наше духовенство не признаёт догматы католиков о том, что Святой дух исходит и от Отца и от Сына, считая, что только от Отца.
  • Суть любви. Святой Дух у католиков знаменуется как любовь между Отцом и Сыном, Богом, верующими. Православные же видят любовь триединой: Отец — Сын — Святой Дух.
  • Непогрешимость Папы Римского. Православие отрицает главенство Папы Римского над всем христианством и его непогрешимость.
  • Таинство Крещения. Мы в обязательном порядке должны перед процедурой исповедоваться. Ребёнка погружают в купель, а за латинским обрядом воду льют на голову. Иповедь считается добровольным деянием.
  • Священнослужители. Католические священники называются пасторами, ксендзами (у поляков) и батюшками (поп в обиходе) у православных. Пасторы не носят бороду, а батюшки и монахи ходят с бородой.
  • Пост. Католические каноны относительно поста менее строгие, чем у православных. Минимальное удержание от пищи — 1 час. В отличие от них, минимальное удержание от пищи у нас составляет 6 часов.
  • Молитвы перед иконами. Бытует мнение, что католики не молятся перед иконами. На самом деле это не так. У них есть иконы, однако они имеют ряд особенностей, которые отличаются от православных. Например, левая рука у святого лежит на правой (у православных наоборот), а все слова написаны латынью.
  • Литургия. Согласно традициям, церковные богослужения совершаются на Гостии (пресный хлеб) в западном обряде и Просфоре (квасной хлеб) у православных.
  • Целибат. Все католические служители церкви дают обет безбрачия, наши же священники женятся.
  • Свята вода. Церковные служители святят, а католики благословляют воду.
  • Поминальные дни. У данных конфессий отличаются и дни поминания усопших. У католиков — третий, седьмой и тридцатый день. У православных — третий, девятый, сороковой.

Церковная иерархия

Стоит отметить также разницу в иерархических разрядах. Согласно разрядной таблице, самую высокую ступень у православных занимает патриарх. Следующая ступень — митрополит, архиепископ, епископ. Далее следуют разряды священников и дьяконов.

Католическая церковь имеет такие ранги:

  • Папа Римский;
  • Архиепископы,
  • Кардиналы;
  • Епископы;
  • Священники;
  • Дьяконы.

У православных есть два мнения по поводу католиков. Первое: католики — еретики, которые исказили символ веры. Второе: католики — схизматики, потому как именно из-за них произошёл раскол от Единой Святой Апостольной Церкви. Католичество же считает раскольниками нас, не причисляя при этом к еретикам.

Источник: https://1001molitva.ru/poznavatelnye-stati/v-chem-raznitsa-i-shodstvo-mezhdu-katolikami-i-pravoslavnymi.html

Чем отличаются католики и православные христиане

Возникновение христианской религии связано с Воскрешением и Вознесением Иисуса Христа. Единым христианство просуществовало вплоть до 1054 года, который ознаменовался расколом.

Изначально возникло две конфессии: православие и католицизм, но шестнадцатый век, в связи с попыткой реформирования католической церкви Мартином Лютером, дал начало новому направлению – протестантизму. Однако, наиболее распространенными продолжают оставаться православие и католицизм, которые имеют схожие и отличительные черты. Далее мы рассмотрим, в чем состоит разница между католиками и православными.

Католичество и православие — главные различия

Наиболее существенное отличие приверженцев католицизма с православными интерпретируется в разнообразии пониманий Церковного единства.  Одним из центральных противоречий считается признание католиками Папы единым главой Церкви и полное игнорирование этого утверждения православными, хотя у них одинаковые вера и таинства.

Также значительными в этих направлениях считаются такие расхождения:

  • католики обосновывают, что Дух Святой исходит от Отца и Сына, а православные полагают, что Святой Дух исходит только от Бога Отца.
  • Православная Церковь не одобряет разрыв бракосочетания, но в отдельных случаях его разрешает. Католическая Церковь, мотивируя тем, что брак заключается единожды и на всю жизнь, ультимативно воспрещает разводиться;
  • Православие отрицает наличие чистилища, о существовании которого твердит католицизм;
  • Католическая Церковь полагает, что Папа Римский всегда безошибочен в вопросах веры и морали ведь он, при поддержке епископов, признает идеологию Католической Церкви, ее многовековые верования. Православные же верующие, игнорируя мнения католиков, бесспорно принимают лишь решения Вселенских Соборов;
  • православные крестятся справа налево, поскольку перемещение руки в таком порядке считается победой божественного над дьявольским, ведь в христианстве под левой стороной подразумевается дьявольское, а под правой – божественное. Католики крестятся слева направо, тем самым символизируя победу над грехом;
  • Таинства исповеди присущи всем христианам, но католики практически всегда пользуются специально отведенными местами – исповедальнями, где на небольшой скамейке сбоку от священника преклоняют колена. В православии тот, кто исповедуется с Евангелием и тот, кто исповедует пребывают с Распятием на виду у других прихожан, хотя и на небольшой дистанции от них.

На данном этапе существует еще ряд отличий, которые формируют определённую конфронтацию между концессиями.

Почему и когда христианство разделилось на католичество и православие?

Апостол Петр основал в Риме церковь, которую возглавил Папа (в переводе «Отче наш»). Атмосфера тех времен вызывала страх гонения, поэтому мало кто был согласен стать главой.  В то время главенствовали четыре старейших Церкви:

  • Константинопольская;
  • Александрийская;
  • Иерусалимская;
  • Антиохская.

В последствии произошло расширение вследствие просветительской миссии восточного священства – примкнули сербские, болгарские, румынские христиане. Через время они были объявлены автокефальными.

Со временем в церквях начались разногласия, которые только усугублялись. С падением власти Рима верховенство церкви перешло к Патриарху Константинопольскому. Папа Римский был не удовлетворён сложившейся ситуацией. Свое право верховодить он обосновывал тем, что именно Рим был местом жительства и казни апостола Петра, которому были вручены ключи от рая Спасителем.

В 1054 году Папой Римским Львом IX был составлен акт об отлучении Константинопольского Патриарха и всей Восточной Церкви – это стало основной причиной того, что церковь раскололась на католическую и православную. Со временем Патриарх Михаил созвал собор, и это событие вошло в летопись как отлучение от церкви и прекращение поминовения пап в восточных церквях.

Можно выделить ряд причин раскола церкви:

  • отличие языков богослужения (греческий в восточной и латынь в западной церкви);
  • отличающиеся между западной (Рим) и восточными (Константинополь) церквями догматы и обряды;
  • Папа Римский предъявил претензии на главенство церковью и над Константинопольским, Антиохийским и Иерусалимским Патриархами.

1965 год ознаменовался отменой Взаимных анафем Главой Константинопольской православной церкви Вселенским Патриархом Афинагором и Римским Папой Павлом VI и подписанием Совместной Декларации. Несмотря на это, расхождения между двумя церквями существуют по сей день.

Как следствие реформ возникли различные христианские течения:

  • православие;
  • католицизм;
  • протестантизм.

Каждое из них содержит несколько конфессий.

Православие теперь – это объединение греческого, российского, грузинского, сербского, украинского и других патриархатов, которые также имеют ответвления. Среди католиков выделяют римско- и греко-католиков. А в протестантизме выделилось множество конфессий, которые и не сосчитать.

Но основой всех течений были и остаются Христос и вера в Святую Троицу.

Догматы католической церкви

Основные догматы католической церкви заключаются в следующих позициях:

  • Filioque – Догмат о том, что Святой Дух исходит и от Бога Отца и от Бога Сына;
  • Целибат —  догмат безбрачия всего духовенства, а не только монахов;
  • Священное Предание католиков содержит в себе решения, которые были приняты уже после семи Вселенских соборов, и Папские послания;
  • Чистилище — это догмат о том, что между адом и раем есть промежуточная «станция» (чистилище), где можно искупить грехи;
  • Догмат о непорочном зачатии девы Марии и о её телесном вознесении;
  • Причастие мирян только Телом Христовым, духовенства – Телом и Кровью.

Догматы православной церкви

  • Убеждение православных в том, что Святой Дух исходит только от Бога Отца, что закреплено в Символе веры;
  • В целибат православие придерживается только монахами, остальное духовенство вступает в брак;
  • Священное придание для них – древняя устная традиция, постановления первых 7-ми Вселенских Соборов;
  • У них отсутствует догмат о чистилище;
  • Отсутствует учение переизбытке добрых дел Девы Марии, Иисуса Христа, апостолов (“сокровищнице благодати”), которое позволяет “черпать” из этой сокровищницы спасение;
  • Причащение мирян и духовенства Телом и Кровью Христа: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое, и пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя».

Чем отличаются католики и православные христиане was last modified: 3 марта, 2019 by Bogolub

Источник: https://bogolub.info/chem-otlichayutsya-katoliki-i-pravoslavnye-xristiane/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ангел Божий