Как называют армян мусульман

Новости в России и в мире — Newsland — информационно-дискуссионный портал. Новости, мнения, аналитика, публицистика

Амшенцы/ХемшилыՀամշե(ն)ցիներ
Современный ареал расселения и численность
Всего: около 400,000[1] Турция, Россия, Грузия, Армения, и Центральная Азия
Религия  : Армянская Апостольская церковь, Православие, Ислам сунниты, аллавиты.
Родственные народы -армяне. Индоевропейцы. Язык-армянский, турецкий амшенский диалект.

Амше́нцыхемши́лыхемши́ны (самоназвания: хемшинли, хомшеци; арм.Համշե(ն)ցիներ; тур. Hemşinli) — субэтнические группы армян.

Область расселения — побережье Чёрного моря на территории Турции, в областиАмшен, Абхазии, Армении[2] и России.

После насильственной депортации в 1944 году с территории Грузии небольшое число проживает в Казахстане и (с 1990-х годов) во внутренних районах России. Общая численность этноса может достигать 400 тыс. человек.

Говорят на диалектах армянского и турецкого языков. Большинство хемшилов, проживающих на территории Турции, исповедует ислам (сунниты ханифитского мазхаба), часть является приверженцами Армянской апостольской церкви.

Этногенез

Армянские князья Хамам и Шапух Аматуни, потеряв в сражении с арабами свои владения в Артазе, переселили 12 000 армян в пределы Византийской империи.Гевонд, автор конца VIII века сообщает[3]:

Лишившись всего имущества, голые, босые, голодные, нуждающиеся в пище, хотя уже и поздно, они решили перейти в страну греческую. Число их, говорят, было до 12,000 мужей с женами и детьми. Предводителями их были Шапухр, из рода Аматуни, Хамам, сын его и другие из вельмож армянских и их всадников.

Немилосердые неприятели погнались за ними и настигли их на пределах Иверии, в области Ког; но были разбиты и обращены в 6егство; а сами они перешли реку Акампсис, которая, протекая по стране тайской на северо-запад через Егерию, впадает в Понт.

По переходе их через реку, слух о них скоро дошел до императора Константина, который призвал их к себе, наградил почестями вельмож и их всадников; а остальной народ поселил в плодоносной и богатой стране.

Они основали город Тамбур (Дампур) в Понтийских горах, позднее переименованный в Хамамшен и далее в Хамшен (таково армянское и местное название; официальное турецкое название — Hemşin). Этническая группа, практически отрезанная от остальной части армянского этноса, сохранила особый диалект.

Большинство амшенских армян были христианами и принадлежали Хачкарской епархии Армянской апостольской церкви. В1461 году Амшен был захвачен турками. После османского завоевания на протяжении XVI—XVIII веков значительное число амшенцев приняло ислам, однако сохранило свой язык и культуру. Исламизированные амшенцы (хемшилы) не преследовались турецкими властями. В XIX веке хемшилы населяли восточные районы Трапезундского вилайета Османской империи.

Ризе — место основного расселения амшенцев

Амшенцы, не принявшие ислам, в большинстве своём переселялись в западную часть Понта: в Трабзон, Гиресун, Орду, Самсун, на запад Турции (Адапазары,Болу и др.), а позднее также на черноморское побережье Российской империи.

Лишь в отдельных районах Амшена, например, в местечке Елиовит, сохранялось христианское население. В начале XX века, в связи с геноцидом армян и войной за независимость Турции, большинство спасшихся амшенцев-христиан Турции эмигрировало в поселения на территории России.

Группа амшенцев из Адапазары, согласно некоторым источникам, нашла убежище в Армении.

Среди амшенцев, переселившихся на черноморское побережья Кавказа, выходцев из Амшена практически нет; преобладают трапезундцы и ордусцы. При знакомстве принято интересоваться «происхождением» собеседника.

Считается, что трапезундские амшенцы, внешне более светлые, относительно высокие, с «крупными» чертами лица, добродушны, меланхоличны и немного ленивы, в то время как амшенцы из Орду — активные, даже агрессивные, к тому же неисправимые сквернословы.

Согласно шутливой традиции, при выборе мужа предпочтение отдаётся именно выходцам из Орду, как более предприимчивым, способным обеспечить семью, а жениться надо на девушках из Трапезунда, скромных и покладистых, в отличие от своенравных и «языкастых» девушек из Орду.

Этнические группы

Амшенцы Ризе, Турция

Амшенцы делятся на три основные группы (согласно Берту Воксу, профессору Университета штата Висконсин в Милуоки).

Амшенцы (хемшилы) западной группы (хемшинли), или баш-хемшины, проживают в основном в горных деревнях ила Ризе. Это мусульмане-сунниты, представленные в большом количестве в районах Чамлыхемшина (Вийя) и Хемшина. Меньшие по численности общины хемшилов проживают далеко на западе Турции в илях Стамбул, Сакарья, Дюздже, Коджаэли и Зонгулдак. Западная группа использует особый диалект турецкого языка, называемыйhемшинче.

Амшенцы восточной группы (хомшеци), или хопа-хемшины, также являются мусульманами-суннитами и проживают в иле Артвин, большей частью в городеКемалпаша (Макриали), в районе Хопы, а также в посёлке Муратлы (Берливан) в районе Борчка.

Большое число проживало в Аджарии (Грузия), но они, так же как и местные турки (в том числе турки-месхетинцы), во время Второй мировой войны подверглись депортации в Казахстан и Киргизию. Значительная часть этих переселенцев в 1989 году переселилась в http://ru.wikipedia.

org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B9″ rel=»nofollow»>Краснодарский край вместе с турками-месхетинцами. Разговорный язык восточных амшенцев — архаичный диалект армянского языка (хомшецма).

Восточные амшенцы подразделяются на следующие патронимические подгруппы:

  • §  Турцеванцы (в том числе джермакци) — наиболее многочисленная группа
  • §  Ардлецы
  • §  Севкедаци (карадерли, информация о них в наст. время отсутствует)
  • §  род Топалоглу (отдельная этническая группа причисляющая себя к хопа-хемшилам)

Амшенцы северной группы (хамшенци) являются потомками неисламизированной части амшенцев, которые покинули Хамшен в период обращения в ислам остального населения и обосновались поначалу в районах Самсуна (Джаник, Куршунлу, Чаршамба), Орду, Гиресуна и Трабзона (в долине Кара-дере, «Чёрной речки» к востоку от Трабзона).

Большинство этих амшенцев сейчас проживают в Краснодарском крае, в частности в Сочи, в Абхазии и Адыгее. Являясь христианами, они хранят самобытную культуру и особое амшенское самосознание. Как и амшенцы восточной группы, они говорят на амшенском диалекте, называя его hяйрен(армянский).

Среди особенностей диалекта — «оканье», замена звука «р» на «й», использование суффикса «-уш» вместо «-ел» и «-ал» в неопределенной форме глагола и др.

Например: вещь-бан-пон, ветер-ками-коми, без-аранц-ронц, рот-беран-перон, груша-тандз-дондз, медленно-камац-гомац, открывать-банал-понуш, мучить-танджел-донджуш, крепкий-амур-омур, человек-март-машт, четыре-чорс-чойс, высоко-барцр-пайср, наружу-дурс-тус, поле-арт-айд, невеста-hарс-hяйс, холод-цурт-цуйд соответственно на русском, литературном армянском языках и амшенском диалекте.

Амшенцы северной группы подразделяются на следующие патронимические подгруппы:

  • §  Джаник-ордуйцы (в том числе уньецы, термецы, чаршампацы, фатсацы)
  • §  Трабзонцы (в том числе мала)

Современное положение амшенцев в мире

В настоящее время наблюдается всеобщий и значительный всплеск интереса к культуре амшенцев (хемшилов) в Турции. Первый игровой фильм на хемшинском диалекте, «Моми»(«Бабушка»), был снят в 2000 году.

Амшенский певец Гёкхан Бирбен (Gökhan Birben), представитель Западной группы, и лазский певец Кязым Коюнджу (Kâzım Koyuncu) также поют на хемшинском диалекте.

В 2005 году вышел в свет первый альбом исключительно с народными песнями, исполняемыми в основном на хемшинском, под названием «Кто это? — Песни амшенцев» (Vova — Hamşetsu Ğhağ).

Старое поколение амшенцев-мусульман негативно воспринимает название «эрмени» (то есть «армяне»: так называют амшенцев их соседи лазы), однако молодёжь, особенно с сильными левыми политическими убеждениями, тяготеет к армянской самоидентификации.

Источник: https://newsland.com/community/4465/content/armiane-my-takie-raznyeno-vsio-taki-my-armiane/1407476

Хемшилы — между двух народов

На побережье Черного моря живет уникальный народ — хемшилы. Они также известны как амшенцы. Их особенностью является ветвь предков, начавших свою историю еще с Древней Греции.

История

Предками современных хемшилов являются амшенцы, переселившиеся к приграничным территориям Византийской империи. Переселение произошло из-за столкновения с арабскими завоевателями. Ими был основан город Тамбур, позднее переименованный в Хамшен.

Здесь хемшилы обособленно жили долгое время, что сделало их жизненный уклад отличным от прочих армян. Например, своей религией они избрали христианство в составе Хачкарской епархии. Им пришлось вновь столкнуться с агрессором в середине 15 века, но на этот раз на хемшилов нападают турки.

Османское иго продлилось несколько веков — вплоть до 18 столетия.

Это привело к массовой исламизации, однако народ сумел сохранить культурные особенности и язык. Принимая ислам, амшенцы уберегали себя от гнева турок. Те, кто осмелился отказываться, бежали в Западный Понт.

Позднее переселение затронуло Черное море — амшенцы оказались во владениях Российской империи. Многим из них пришлось остаться в России, так как в 20 веке начался массовый геноцид армянского населения. Ситуацию усугубляла война за независимость в Турции.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда у Яны день ангела

Часть хемшилов сумела спастись в Армении.

Характер

Амшенцы, которые живут в Трапезунде, отличаются меланхоличностью и даже несколько ленивы. Ордусцы, наоборот, агрессивны, активны, весьма эмоциональны. Причем эти особенности касаются не только мужчин, но и женщин. Девушки из Орду способны удивить своим острым языком и агрессивностью.

Нация

Нация хемшилов насчитывает 3 группы:

  • Баш-хемшинов;
  • Хопа-хемшинов;
  • Северных амшенцев.

Баш-хемшины являются мусульманами, которые живут на западе Турции и говорят на турецком языке. Хопа-хемшины являются представителями восточной ветви амшенцев. Они также относят себя к мусульманам и разделяются на несколько дополнительных групп, крупнейшей из которых является турцеванцы.

Северные хемшилы не являются мусульманами. Исламизации им удалось избежать благодаря обособленному существованию в Самсуне. Часть переселилась в Орду и Трабзон. Сейчас многие северные амшенцы живут в Абхазии, Адыгее, Сочи. Основной их религией стало христианство.

Жизнь в разных странах

В Турции к хемшилам проявляют повышенный интерес. Это касается многих деятелей культуры. Режиссеры, эстрадные исполнители и лингвисты проявляют большую любознательность в отношении народа. Удивительно, но многие амшенцы с неприязнью воспринимают ассоциацию с армянами, хотя это касается преимущественно старшего поколения. Среди молодежи есть представители левых, которые стараются идентифицировать себя как армяне.

Турецкие власти лояльны к амшенцам, хотя бы по той причине, что бывший премьер-министр имеет корни западных хемшилов. Сейчас резко увеличилось число туристов, которые отправляются в края амшенцев. Некоторые воспринимают туристическую активность негативно, ведь это ставит под угрозу культуру и природу. Большие споры вызвала строящаяся дорога до Айдера.

Активисты среди хемшилов призывают местное население вставать на охрану родных краев, чтобы бороться с притоком туристов.

В Советском Союзе амшенцам пришлось пережить депортацию. Большинство жили в Южной Киргизии, причем им пришлось сталкиваться со строгим надзором, что практически означало лишение свободы. Только в 1956 году хемшилы освободились от надзора, но вернуться в родные края им не дали.

В 80-х годах прошлого столетия народ отправил петицию в правительство СССР, чтобы им разрешили переехать в Армению, однако петиция оказалась отвергнута, что было связано с наличием мусульманского населения в Армении. Хемшилы исповедовали христианство, а это могло обернуться серьезным конфликтом. Распад Советского Союза привел к втягиванию народа в грузино-абхазскую войну. Многие из них столкнулись с настоящей дискриминацией в Краснодарском крае.

Хемшилы не получали паспортов, не имели прописки, даже не признавались на формальном уровне. Люди оказались вынуждены просить зашиты у Армении, чтобы получить законный статус.

Язык

Хемшилы говорят на амшенском диалекте, который относится к армянскому наречию. Большинство армян понимает данный диалект. Примечательной особенностью является использование турецкой письменности. В ряде случаев они также используют кириллицу. Это связано с приверженностью к христианству.

Культура

Престиж хемшилов — рассказы, загадки и анекдоты. Все они основываются на армянской прозе. Другой культурной особенностью можно назвать музыку.

  1. Хемшилы используют тулум, ближайшим родственником которого является волынка. С виду этот инструмент напоминает большую подушку с трубкой. Его нельзя назвать уникальным, он есть и у лазов, хотя те называют его гуда.
  2. Аккомпанемент тулуму составляет кеманча — понтийская скрипка, имеющая длинную шейку, которую можно удерживать одной рукой, ставя при этом другим концом на землю или подставку.
  3. Есть у амшенцев и аналог флейты, который называется зурна.
  4. Хемшилы считаются почитателями армянской музыкальной традиции. Они бережно хранят ценные сведения о ней и испытывают большую любовь к музыкальной нотации — хазам. Хазы являются способом фиксации музыки. Возникли еще в 8-ом веке.
  5. Среди хемшилов есть превосходные гусаны, которых часто приглашают на свадьбы. Гусан — певец, исполняющая светские песни. Первые такие певцы появились еще в эпоху эллинизма. С 17-го века сохранились миниатюры, изображающие гусан на свадьбах.
  6. Особо выделяется гимнография. Ее называют шараканом. Первые шараканы появились в 5-ом веке. Большое количество позволяет хемшилам свободно изучать гимнографию и использовать наработки в выступлениях.
  7. Хемшилы учат музыке детей с раннего детства. Известно немало исполнителей, которые выступают на престижных конкурсах.
  8. Существует союз, ставящий своей целью защиту культуры хемшилов. Участники коллектива не являются профессионалами в музыке, но с удовольствием танцуют и поют песни на сцене.

Жизнь

Народ занимается выращиванием кукурузы и чая. Хемшилы стали опытными пчеловодами, традиция пчеловодства насчитывает несколько поколений. Разводят рогатый скот. Проживающие на юге России хемшилы специализируются на выращивании цитрусовых и табака.

Довольно редкое занятие для представителей данного региона — разведение тутового шелкопряда. Развито также рыболовство.
Основными видами деятельности горожан является изготовление кондитерских изделий, ресторанный бизнес и транспортные перевозки.

В Турции хемшилы прославились в качестве великолепных оружейников.

Еда

В типичном хемшилском ресторане искушенного гурмана вряд ли удивит интерьер. Однако амшенцы научились готовить еду по собственной рецептуре, что сделало их кухню действительно интересной. Например, у них есть собственный путук (особый суп), который отличается уникальным способом приготовления. Каким именно, повара держат в секрете. При этом даже армяне находят во вкусе явные отличия от привычного путука.

Внешность

Путешественники отмечают у хемшилов сходство с турками и армянами. Они выделяются цветом лица и формой носа. Однако не существует точных антропологических исследований, способных охарактеризовать портрет, в котором угадываются черты самых разных народов. В том числе кавказских.

Одежда

Девушки пользуются платками, которые они повязывают весьма необычным способом. Сами платки похожи на нечто среднее между платком и тюрбаном. Одежда хемшилов соответствует их образу жизни. Народ живет в горной местности, где требуется носить теплую и удобную одежду. Мужчины надевают кафтаны, женщины —безрукавки и платья с широким подолом. На ногах носят сапоги и шаровары. Сейчас даже у сельских жителей можно увидеть современную одежду.

Многие хемшилы называют армян своими братьями. Однако подчеркивают важность Турции, как родной земли. Это удивительное явление, когда происхождение народа так отличается в сравнении с его современной идентификацией.

Получается, что хемшилы произошли от одного народа, а живут в самых разных краях. Важно указать, что сейчас амшенцы есть на территории России, Турции и Армении.

Однако владение армянским и турецким языками напрямую указывает на их происхождение и одновременно тяготение к конкретным странам.

Источник: https://travelask.ru/articles/hemshily-mezhdu-dvuh-narodov

Амшенцы — Энциклопедия фонда «Хайазг»

Материал из Энциклопедия фонда «Хайазг»

Амшенцы, Хемшилы (самоназвание Хомшеци, англ. Hemshinlis или англ. Khemshils) — субэтнические группы армян, населяющие побережье Чёрного Моря на территории Турции, Грузии (Абхазии) и России. Небольшое число проживает в Казахстане после насильственного переселения по указанию Сталина с территории Грузии. Большинство исповедует ислам (сунниты ханифиды), другие же являются приверженцами Армянской Апостольской Церкви.

В России по переписи 2002 года проживает 1,5 тысячи хемшилов.

Историческая справка

Согласно Летописцу Леонтию Византийскому (VI век н. э.) армянские князья Хамам и Шапух Аматуни, потеряв в сражении с арабами свои владения в Артазе, двинулись во главе 12000 населения в Византийскую Империю.

Они основали город Тамбут в горах, который впоследствии был переименован в Хамамшен и далее в Хамшен (таково армянское и местное название) он же Hemşin (официальное турецкое название).

Данная этническая группа армян благоприятно развивалась в горах Понта и, будучи практически отрезанной от остальной армянской нации, выработала свой уникальный диалект.

Большинство этих армян были христианами и принадлежали Хачкарской епархии Армянской Апостольской Церкви.

В 1461 году Амшен был захвачен Оттоманской Империей. В результате этого нашествия, за период с 16 по 18 век значительное число амшенцев постепенно перешло в ислам. Однако новообращённым удалось сохранить свой диалект и культуру. Исламизированным амшенцам (хемшилам) было дозволенно остаться в неприкосновенности.

Амшенцы, не принявшие ислам, в большинстве своём были вынуждены бежать, но некоторым удалось остаться на месте, например в местечке Елевит (Елиовит). Большинство бежало в западную часть Понта: Трабзон, Гиресун, Орду, Самсун, на запад Турции (напр.

Адапазары и Болу) а также на черноморское побережье Российской Империи. В связи с геноцидом армян и войной за независимость Турции, большинство спасшихся амшенцев-христиан Турции эмигрировало в поселения в России.

Группа амшенцев из Адапазары, согласно некоторым источникам, нашла убежище в Армении.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда разделились на православных и католиков

Амшенцы Западной группы (hемшинли)- население Баш-Хемшина

Проживают в основном в горных деревнях провинции Ризе. Это мусульмане-сунниты, представленные в большом количестве в районах и Чамлыхемшина (Вийя) и Хемшина. Меньшие по численности общины этих амшенцев проживают далеко на западе Турции в таких регионах как Стамбул, Сакарья, Дюзче, Кочаели и Зонгулдак. Западная группа использует особый диалект турецкого языка, называемый «hемшинче».

Амшенцы Восточной группы (hомшеци) из Хопа Хемшина

Являются также мусульманами-суннитами и проживают в провинции Артвин, большинство в городе Кемалпаша (Макриали), района Хопы, а так же в посёлке Муратлы (Берливан) в районе Борчка.

Большое число проживало в Аджарии (Грузии) но были высланы Сталиным в Казахстан и Киргизию. Значительная часть этих переселенцев с 1989 года переместилась в Краснодарский край в числе прочих «месхетинцев».

Восточная группа разговаривает на архаичном диалекте армянского языка, самоназвание которого «hомшеци лизу».

Амшенцы Северной группы (hамшенци)

Являются потомками неисламизированной части амшенцев, которые покинули Амшен в период обращения в ислам остального населения. Они обосновались в таких регионах, как Самсун или Джаник, Куршунлу или Чаршамба, Орду, Гиресун и Трабзон (в долине Кара-дере, «чёрной речки» к востоку от Трабзона).

Большинство из этих амшенцев сейчас проживают в Краснодарском крае, в частности в Сочи и Адыгее. Являясь христианами, они хранят самобытную культуру и особое амшенское самосознание. Как и в Восточной группе, они говорят на амшенском диалекте, называя его «hяйрен». Проф.

Вокс объединяет название всех амшенских диалектов одним названием «hомшецма».

Амшенцы Турции

В настоящее время наблюдается всеобщий и значительный всплеск интереса к культуре амшенцев в Турции. Первый игровой фильм на амшенском диалекте, «Моми» («momi = бабушка»), был снят в 2000 году.

Амшенский певец Гюкхан Бирбен (Gökhan Birben), представитель Западной Группы и лазский певец Казым Коюнчу (Kâzѭm Koyuncu) также поют на амшенском диалекте.

В 2005 году вышел в свет первый альбом исключительно с народными песнями, исполняемыми в основном на амшенском, под названием «Кто это?» — Песни Амшенцев (Vova — Hamşetsu Ğhağ).

Источник: http://ru.hayazg.info/%D0%90%D0%BC%D1%88%D0%B5%D0%BD%D1%86%D1%8B

Армянская церковь. В чем разница между православием и армянским христианством?

Армянская церковь — одна из древнейших христианских общин. В 301 году Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии. Уже много веков между нами нет церковного единства, но это не мешает существованию добрососедских отношений.

На прошедшей 12 марта встрече с послом Республики Армения в России О.Е.

Есаяном, Святейший Патриарх Кирилл отметил: «Наши отношения уходят вглубь веков Близость наших духовных идеалов, единая нравственная и духовная система ценностей, в которой живут наши народы, являются фундаментальной составляющей наших отношений».

Читатели нашего портала часто задают вопрос: «В чем различие между православием и армянским христианством»?

Протоиерей Олег Давыденков, доктор богословия, заведующий кафедрой восточно-христианской филологии и восточных Церквей Православного Свято-Тихоновского Богословского Университета отвечает на вопросы портала «Православие и мир» о дохалкидонских церквях, одной из которых и является Армянская церковь.

В чем различие между православием и армянским христианством

— Отец Олег, прежде чем говорить об армянском направлении монофизитства, расскажите о том, что такое монофизитство и как оно возникло?

— Монофизитство — это христологическое учение, сущность которого состоит в том, что в Господе Иисусе Христе только одна природа, а не две, как учит Православная Церковь. Исторически оно появилось как крайняя реакция на ересь несторианства и имело не только догматические, но и политические причины.

Православная Церковь исповедует во Христе одно лицо (ипостась) и две природы – божественную и человеческую. Несторианство учит о двух лицах, двух ипостасях и двух природах. Монофизиты же впали в противоположную крайность: во Христе они признают одно лицо, одну ипостась и одну природу.

С канонической точки зрения различие между Православной Церковью и монофизитскими церквами заключается в том, что последние не признают Вселенские Соборы, начиная с IV-го Халкидонского, который принял вероопределение (орос) о двух природах во Христе, которые сходятся в одно лицо и в одну ипостась.

Армянская Церковь. Монофизиты

Название  «монофизиты» было дано православными христианами противникам Халкидона  (сами себя они называют православными). Систематически монофизитская христологическая доктрина сформировалась в VI в., благодаря прежде всего трудам Севира Антиохийского(+ 538 г.).

Современные нехалкидониты стараются модифицировать свое учение, утверждают, что их отцов обвиняют в монофизитстве несправедливо, поскольку те анафематствовали Евтиха1, но это изменение стилистики, не затрагивающее сути монофизитского вероучения. Работы их современных  богословов свидетельствуют о том, что принципиальных изменений их доктрины не происходит, существенных различий между монофизитской христологией VI в. и современной нет. Еще в VI в.

появляется учение о «единой сложной природе Христа», составившейся из божества и человечества и обладающей свойствами обоих естеств. Однако этим не предполагается признание во Христе двух совершенных природ – природы божественной и природы человеческой. Кроме того, монофизитство почти всегда сопровождается монофилитской и моноэнергистской позицией, т.е.

учением о том, что во Христе только одна воля и одно действие, один источник активности, которым является божество, а человечество оказывается его пассивным орудием.

— Отличается ли армянское направление монофизитства от других его видов?

— Да, отличается. В настоящее время существует шесть нехалкидонских церквей (или семь, если Армянский Эчмиадзинский и Киликийский католикосаты рассматривать, как две, де-факто автокефальных церкви). Древние Восточные церкви можно разделить на три группы:

1) Сиро-яковиты, копты и малабарцы (Маланкарская церковь Индии). Это монофизитство севирианской традиции, в основе которой лежит богословие Севира Антиохийского.

2) Армяне (Эчмиадзинский и Киликийский католикасаты).

3) Эфиопы (Эфиопская и Эритрейская церкви).

Армянская церковь в прошлом отличалась от остальных нехалкидонских церквей, даже сам Севир Антиохийский был анафематствован армянами в VI в. на одном из Двинских соборов как недостаточно последовательный монофизит.

На богословие Армянской церкви значительное влияние оказывал афтартодокетизм (учение о нетленности тела Иисуса Христа с момента Воплощения).

Появление этого радикального монофизитского учения связано с именем Юлиана Галикарнасского, одного из основных оппонентов Севира внутри монофизитского лагеря.

В настоящее время все монофизиты, как показывает богословский диалог, выступают с более-менее одинаковых догматических позиций: это христология, близкая к христологии Севира.

Говоря  об армянах, следует отметить, что сознание современной Армянской церкви характеризуется выраженным адогматизмом.

Если другие нехалкидониты церкви проявляют немалый интерес к своему богословскому наследию и открыты для христологической дискуссии, то армяне, напротив, мало интересуются собственной христологической традицией.

В настоящее время интерес к истории армянской христологической мысли проявляют скорее некоторые армяне, сознательно перешедшие из Армяно-Григорианской церкви в Православие, причем, как в самой Армении, так и в России.

Армянская Церковь. Диалог

Ведется ли сейчас богословский диалог с Дохалкидонскими церквами?

— Ведется с переменным успехом. Итогом такого диалога между Православными христианами и Древневосточными (Дохалкидонскими) церквами стали так называемые Шамбезийские соглашения. Одним из основных документов является Шамбезийское соглашение от 1993 года, которое содержит согласованный текст христологического учения, а также содержит механизм восстановления общения между «двумя семьями» Церквей через ратификацию соглашений синодами этих Церквей.

Христологическое учение этих соглашений имеет целью найти компромисс между Православными и Древневосточными церквами на основе богословской позиции, которую можно было бы охарактеризовать как «умеренное монофизитство».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что значит получить благословение

В них содержатся двусмысленные богословские формулы, которые допускают монофизитское толкование.

Поэтому реакция в православном мире на них не однозначна: четыре Православные Церкви их приняли, некоторые приняли с оговорками, а некоторые принципиально против этих соглашений.

Русская Православная Церковь также признала, что эти соглашения недостаточны для восстановления евхаристического общения, поскольку в них содержатся неясности в христологическом учении. Требуется продолжение работы по устранению неясных толкований.

Например, учение Соглашений о волях и действиях во Христе можно понять и дифизитски (православно) и монофизитски. Все зависит от того, как читающий понимает соотношение воли и ипостаси. Рассматривается ли воля, как принадлежность природы, как в православном богословии, или она усвояется ипостаси, что характерно монофизитству.

Второе Согласованное заявление от 1990 года, которое лежит в основе Шамбезийских соглашений 1993 года, не дает ответа на этот вопрос.

С армянами же сегодня вряд ли вообще возможен догматический диалог, по причине отсутствия с их стороны интереса к проблемам догматического характера. После того, как в середине 90-х гг. стало понятно, что диалог с нехалкидонитами зашел в тупик, Русская Православная Церковь начала двухсторонние диалоги – не со всеми нехалкидонскими Церквями вместе, а с каждой в отдельности.

В результате определилось три направления для двусторонних диалогов: 1) с сиро-яковитами, коптами и армянским Киликийским католикосатом, согласившимися вести диалог только в таком составе; 2) Эчмиадзинским католикосатом и 3) с Эфиопской церковью (это направление не получило развития). Диалог с Эчмиадзинским католикосатом не затрагивал вопросов догматических.

Армянская сторона готова обсуждать вопросы социального служения, пастырской практики, различные проблемы общественной и церковной жизни, но к обсуждению догматических вопросов интереса не обнаруживает.

— Как монофизиты сегодня принимаются в Православную Церковь?

— Через покаяние. Священнослужители принимаются в сущем сане. Это древняя практика, так принимали нехалкидонитов и в эпоху Вселенских Соборов.

С протоиереем Олегом Давыденковым беседовал Александр Филиппов.

Источник: https://www.pravmir.ru/v-chem-raznica-mezhdu-pravoslaviem-i-armyanskim-xristianstvom/

Армянская Церковь — история, обычаи, отличия от Православия | Православиум

Рубрика: Основы веры

Первой страной, принявшей христианство как государственную религию стала Великая Армения (располагалась на Армянском нагорье). До сих пор невозможно точно определить год, когда Армения приняла христианство и появилась Армянская Церковь.

Традиционно считается, что принятие христианства царем Трдатом и последующее Крещение страны произошло в 301 году. Ряд историков это событие относят к 314-315 годам.

Согласно преданиям, христианство в Армении проповедовали апостолы Фаддей и Варфоломей, которые считаются просветителями Армении.

Армянская церковь святой Гаяне (Эчмиадзинский монастырь)

Во время Халкидонского Собора, проходившего в 451 году, был принят догмат о “двух естествах” Иисуса Христа. В нем говорится, что Спаситель есть одновременно и Бог, и человек. Он в одном Лице соединил две природы: божественную и человеческую.

Именно поэтому Иисус Христос называет Себя Сыном Божиим (Ин.: 10, 36) и Сыном Человеческим (Мк.: 2, 10). Как Бог Он совершает чудеса: исцеляет, воскрешает, повелевает стихиями природы.

А как Человек спит, ест, пьет, испытывает голод, терпит страдания и смерть.

Представители Армянской Церкви не смогли присутствовать на Халкидонском Соборе из-за войны на территории их страны. В итоге они не приняли учение о двух естествах Иисуса Христа. По их мнению, у Спасителя только одна божественная природа, которая полностью заменила человеческую, и лишь мысленно последняя может различаться от божественной.

В результате долгой дискуссии Армянская Апостольская Церковь полностью отделилась от Вселенской Церкви в начале VI века. В течение многих веков между представителями Православной и Армянской Церквей происходили попытки налаживания диалога. Рассматривалась возможность восстановления Евхаристического общения между двумя Христианскими Церквями.

Но прийти к консенсусу до сих пор не удалось.

Армянская Церковь и Православие

Армяне Православные или нет? Сама Армянская Церковь причисляет себя к Православной и называется Армянская Апостольская Православная Святая Церковь (Православная – в смысле истинности веры). Армянские христиане признают в качестве Православных Церквей: Коптскую, Эфиопскую, Сирийскую, Индийско-Малабарскую.

Халкидонские Церкви (принявшие две природы Иисуса Христа как догмат), по мнению армян Православными не считаются, Их обозначают просто Русская Церковь, Греческая Церковь и так далее. С точки зрения Русской Православной Церкви армяне считаются “монофизитами”. Так называют признавших  одну Божественную природу Спасителя и впавших в заблуждение (ересь). Соответственно, Армянская Церковь не относится к Вселенской Православной Церкви.

Армянская Церковь: отличия от Православия

Православная Церковь признает 7 Вселенских Соборов. Армяне – только первые 3 дохалкидонских Вселенских Собора: Первый (в Никее в 325 году), Второй (в Константинополе в 381 году), Третий (в Эфесе в 431 году). Соответственно, Православная Церковь признает божественную и человеческую природу Иисуса Христа, Армянская только божественную.

В Армянской Церкви существует матах – традиция, подразумевающая приношение дара Богу через милостыню. Этот обряд чаще всего происходит в виде большой трапезы для нуждающихся, бедных и больных. Приглашать на нее своих близких запрещается. Матах является не догматическим установлением Армянской Церкви, а благочестивой традицией.

На Литургии в Армянской Церкви используется пресная просфора (Ншхар), в Православной – квасная. 

Крестятся армяне слева направо, тогда как православные справа налево.

Отличается и армянский крест. На нем редко можно увидеть распятого Христа, зато на можно увидеть листья. Они символизируют жизнь, через Спасителя побеждающую смерть.

В Армянских храмах нет иконостаса и все священнодействия в алтаре совершаются на виду у молящихся в храме, кроме богослужений на Страстной Седмице. В Православных храмах алтарная часть отделена от основной части храма иконостасом. Также  характерно малое количество икон в армянских церквях, домашняя молитва совершается перед распятием. В православных церквях особо почитаются образы Бога и Его святых угодников. Поэтому зачастую в храмах присутствует множество различных икон.

Если армянский священник овдовел, то ему разрешается жениться повторно. В Православии священнослужителю допускается лишь один брак.

Взаимоотношения Русской Православной Церкви с Армянской Апостольской Церковью

В наши дни между Русской Православной Церковью и Армянской Апостольской ведется традиционный диалог о двух природах Спасителя. Но к общему решению прийти пока не удается. Православному христианину запрещается причащаться в Армянской церкви и участвовать в других церковных Таинствах. Но при переходе из Армянской Церкви в Православие повторное крещение не требуется. Совершается лишь Таинство Покаяния, чаще всего сопровождаемое миропомазанием.

Многие Святые Отцы убеждали монофизитов отказаться от этого ошибочного суждения.

Святой Никита Стифат писал:

“честный христианин не может признавать одну природу в Иисусе Христе – ведь в таком случае либо это только божественная природа, и тогда Он не стал человеком, не спас и не очистил нашу природу от искажения, либо это человеческая природа, и тогда Он при воплощении перестал быть Богом, что абсурдно, либо это какая-то новая, богочеловеческая природа, сложенная из двух, но тогда это значит, что Он и не единоприроден Отцу и Духу, и не единоприроден Деве Марии и прочим людям, и таким образом Он не будет известен ни как Бог, ни как человек”. (Первое обличительное слово против армян, 5)

При догматическом расхождении между Православной и Армянской церквями исторически существуют дружеские отношения. Напряжения между верующими никогда не наблюдалось. На Руси  всегда доброжелательно относились к армянским купцам. При Петре Первом российские войска пытались освободить армян от персидского и турецкого владычества. Освобождение Армении заняло много лет. За это время и до наших дней сохранились братские отношения между двумя христианскими народами.

Источник: https://pravoslavium.ru/armyanskaya-cerkov-istoriya-obychai-otlichiya-ot-pravoslaviya/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ангел Божий