В каком году был 7 Вселенский Собор

Второй Никейский собор


Седьмой Вселенский Собор
(икона XVII века, Новодевичий монастырь)

Второ́й Нике́йский Собо́р (также известный, как Седьмой Вселенский Собор) был созван в 787 году, в городе Никее, при императрице Ирине (вдове императора Льва Хозара), и состоял из 367 епископов, представлявших в основном восточную часть церкви, и легатов папы римского.

Собор был созван против иконоборчества, возникшего за 60 лет до Собора, при византийском императоре Льве Исавре, который, желая устранить препятствия к мирному соседству с мусульманами,[1] считал необходимым упразднить почитание икон. Это течение продолжало существовать и при сыне его Константине Копрониме и внуке Льве Хозаре.

В Православной церкви память святых отцов Седьмого Вселенского собора совершается в воскресенье, приходящееся на конец 1-й декады или начало 2-й декады октября (по юлианскому календарю).

Подготовка созыва Собора[ | ]

В целях подготовки к проведению Вселенского собора Ириной в 784 году было организовано избрание нового константинопольского патриарха вместо умершего патриарха Павла.

При обсуждении кандидатов в Мангаварском дворце Константинополя после приветственной речи императрицы раздались возгласы в поддержку Тарасия, который не был духовным лицом, а занимал должность (императорского секретаря). Ирина желала видеть патриархом Тарасия («мы его же назначаем, но он не слушается»[2]), а он, в свою очередь, поддержал идею проведения Вселенского собора.

Присутствовавшая во дворце оппозиция утверждала, что созыв Собора нецелесообразен, так как на Соборе 754 года уже было принято решение, осудившее иконопочитание, но голос иконоборцев был заглушён волей большинства.[3]

Тарасия быстро возвели во все степени священства, и 25 декабря 784 года в праздник Рождества Христова он был поставлен константинопольским патриархом, которым оставался в течение следующих 22 лет.

После поставления избранный патриарх по традиции разослал всем предстоятелям церквей изложение своего вероисповедания. Дополнительно были разосланы приглашения на Вселенский собор, написанные от имени Ирины, её сына императора Константина и самого Тарасия.

В Рим к папе Адриану I было также направлено приглашение принять участие в предстоящем Соборе:

отправил в Рим соборные послания и книгу своего вероисповедания, которая и принята папою Адрианом. Писала также и царица к тому же папе и просила его прислать свои грамоты и мужей для присутствия на соборе.

Хронография Феофана, год 6277 / 777 (785)

27 октября 785 года был получен ответ папы Адриана, который позже с сокращением неприятных для константинопольского патриархата высказываний (касавшихся, в основном, главенства Рима в христианской Церкви) был зачитан на Соборе.

Понтифик высказался, что считает возможным восстановить иконопочитание только на основании святоотеческого предания, выдержку из которого он приводит в своём письме, но видя ревность о православии императрицы и патриарха, Адриан согласился на проведение Собора при выполнении следующих условий:[4]

  • торжественное анафематствование иконоборческого собора 754 года в присутствии папских легатов;
  • предоставление императрицей, патриархом и Сенатом письменной гарантии неприкосновенности папских легатов;
  • возвращение в ведение Римской церкви областей Южной Италии, ранее переданных императором Львом III Исавром в ведение Константинопольского патриархата;[5]
  • неиспользование Константинопольским патриархом титула «вселенский».

В своём письме папа назначил на Собор двух легатов: пресвитера Петра и игумена Петра, а также назвал Ирину и её сына новым Константином и новой Еленой.

Первая попытка открыть Собор в 786 году[ | ]

Церковь Святых Апостолов
в которой состоялась первая попытка открыть Собор (рисунок XII века)

Открытие Собора было назначено в Константинополе на 7 августа 786 года.

Приехавшие в столицу епископы-иконоборцы ещё до открытия Собора начали вести переговоры в гарнизоне, стараясь заручиться поддержкой воинов. 6 августа перед храмом Святой Софии прошёл митинг с требованием не допустить открытия Собора.

Несмотря на это, Ирина не стала изменять назначенной даты, и 7 августа в храме Святых Апостолов Собор был открыт. Когда начали зачитывать святые писания, в храм ворвались вооружённые воины, сторонники иконоборцев:

«Не допустим», — кричали они, — «чтобы вы отвергли догматы царя Константина; пусть будет твердым и непоколебимым то, что на своем соборе он утвердил и законоположил; мы не допустим, чтобы в храм Божий вносили идолов (так они называли святые иконы); если же кто осмелится не повиноваться определениям собора Константина Копронима и, отвергая его постановления, станет вносить идолов, то сия земля обагрится кровью епископов.»

— Житие святого отца Тарасия, архиепископа Константинопольского

Епископам, поддерживающим Ирину, ничего не оставалось, как разойтись. Пережив неудачу, Ирина приступила к подготовке созыва нового Собора.

Под предлогом войны с арабами императорский двор был эвакуирован во Фракию, а верный иконоборцам гарнизон отправлен вглубь Малой Азии (якобы навстречу арабам), где ветеранам дали отставку и выплатили щедрое жалование.

[6] Константинополь был передан под охрану другой по составу гвардии, завербованной из Фракии и Вифинии, где взгляды иконоборцев не получили распространения.[7]

Завершив подготовку к Собору, Ирина не решилась вновь проводить его в столице, а выбрала для этой цели отдалённую Никею в Малой Азии, в которой в 325 году состоялся Первый Вселенский собор.

Работа Собора в 787 году[ | ]

В мае 787 года Ирина вновь разослала приглашения с просьбой прибыть на Собор в Никею. Состав делегаций практически не изменился. От Рима были те же легаты; трёх восточных патриархов, не имевших возможности приехать из-за войн с арабами, представляли их Иоанн и Фома.[8] Всего, по различным оценкам, на Соборе присутствовало 350—368 иерархов, но число подписавших его Деяние составило 308 человек. Седьмой Вселенский Собор открылся 24 сентября и продолжался месяц.

Императрица Ирина лично не присутствовала в Никее, её представлял комит Петрона и начальник штаба Иоанн. Собор провёл 8 заседаний, только последнее из которых состоялось 23 октября 787 года в Константинополе в присутствии Ирины и императора, её сына.

Собор начал свою работу с принятия решения в отношении епископов-иконоборцев, многих из которых разрешили допустить к участию в работе Собора, приняв их публичное раскаяние.

И лишь на пятом заседании — по предложению папских легатов, в храм, где заседал Собор, была принесена икона.[9]

Самым главным итогом работы собора стал догмат о иконопочитании, изложенный в собора. В этом документе восстановлялось почитание икон и разрешалось употреблять в церквах и домах иконы Господа Иисуса Христа, Божией Матери, Ангелов и Святых, чествуя их «почитательным поклонением».

На древнегреческом языке[ | ]

Τούτων οὕτως ἐχόντων, τήν βασιλικήν ὥσπερ ἐρχόμενοι τρίβον, ἐπακολουθοῦντες τῇ θεηγόρῳ διδασκαλίᾳ τῶν ἁγίων πατέρων ἡμῶν, καί τῇ παραδόσει τῆς καθολικῆς ἐκκλησίας ∙ τοῦ γάρ ἐν αὐτῇ οἰκήσαντος ἁγίου πνεύματος εἶναι ταύτην γινώσκομεν ∙ ὁρίζομεν σύν ἀκριβείᾳ πάσῃ καί ἐμμελείᾳ

Источник: https://encyclopaedia.bid/%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F/VII_%D0%92%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80

Халкидонский Собор, ересь Евтихия — Символ веры

Халкидонский Собор — Четвертый Вселенский Собор был созван в 451 году против ереси монофизитов, по другому называется ересь Евтихия об этом, более подробно, вы узнаете в этой теме.

Четвертый Вселенский Собор был созван в 451 году, в гор. Халкидоне, при императоре Маркиане.

В делах веры император Маркиан строго придерживался Православия. Им был созван Собор в Халкидоне для осуждения монофизитства.

«Ересь монофизитов возникла в среде александрийских монахов и была реакцией на несторианство, умалявшее Божественную природу Спасителя. Монофизиты считали, что человеческая природа Спасителя была поглощена Его Божественной природой, и потому признавали во Христе только одну природу.

Кроме престарелого константиноп. архимандрита Евтихия, давшего начало этому неправославному учению, ее защищал Диоскор, архиеп. александрийский, насильственно проводивший ересь эту на одном из соборов, благодаря чему сам собор получил название разбойничьего»

Решения Собора Маркиан впоследствии подкреплял силой, как в случае с Александрией, куда он направил мощный военный отряд и лишил склонных к монофизитству александрийцев всех льгот, которыми они прежде пользовались. Он также послал войска усмирить мятежных монахов-монофизитов в Палестине в 453 году.

Император Маркиан был почитателем святых современных ему: он построил храм в честь преподобного Вассиана еще при жизни подвижника. Вплоть до кончины своей святой супруги в 453 году, он поддерживал её широкую храмоздательскую деятельность.

Основатель монофизитства архимандрит Евтихий

Уже с раннего детства Евтихий слышал о христианстве. Когда стал юношей, он решил быть монахом. Со временем Евтихия избрали и он стал настоятелем одной из влиятельных обителей Константинополя, а под его руководством оказалось около трехсот подвижников.

Позднее Евтихий стал духовником придворного евнуха Хрисафия, обладавшего большим влиянием на императора Феодосия II Младшего. Этот факт существенно усилил позиции константинопольского архимандрита, который стал главным представителем столичного монашества при дворе.

Архимандрит Евтихий был одним из самых активных борцов с ересью Нестория. Он проявил большое рвение в деле осуждения учения Константинопольского патриарха и даже был одним из его оппонентов на Эфесском соборе.

Но, к сожалению, такая ревностная борьба оказала на самого архимандрита Евтихия негативное влияния. Как часто бывает с борцами за веру они уходя от одной крайности впадают в другую крайность. Таким образом, образовывается в их менталите иная ересь, которую они начинают бурно распространять

Итак, одержав победу против Нестория, Евтихий впал в другую крайность и стал основателем новой ереси — монофизитства или «единоестественников», т.е. тех, кто верил, что во Христе присутствовала только одна природа – Божественная, которая доминировала над другой природой Спасителя – человеческой.

Халкидонский Собор -четвертый Вселенский Собор был созван в 451 году

Архимандрит Евтихий не просто впал в ересь, но обладая огромным авторитетом, стал распространять свою ересь в округе. В конечном итоге, был созван Четвертый Вселенский Собор. На Соборе присутствовало 650 епископов.

IV Вселенский Собор, созванный в 451 году в Халкидоне, осудил монофизитство и отказался от аполлинарианской формулы «одна природа воплотившаяся», противопоставив ей формулу:

«одна ипостась Бога Слова в двух природах – божественной и человеческой»

Православное учение еще до начала Собора было выражено святителем Львом, папой Римским:

«Одинаково опасно признавать во Христе только Бога без человека или только человека без Бога.

Итак, в целостной и совершенной природе истинного человека родился истинный Бог, весь в Своем, весь в нашем

Тот, Кто есть истинный Бог, Тот же есть истинный человек. И ни малейшей неправды нет в этом единении, так как совместно существуют и смирение человека, и величие Божества Одно из них блистает чудесами, другое подвергается уничижению

Смиренные пелены показывают младенчество ребенка, а лики ангелов возвещают величие Всевышнего.

Алкать, жаждать, утомляться и спать, очевидно, свойственно человеку, а пять тысяч человек насытить пятью хлебами, самарянке подать воду живую, ходить во водам моря, заставить успокоиться поднимающиеся волны, запретить ветру, без сомнения, свойственно Богу».

Каждая природа, таким образом, сохраняет полноту своих свойств, но Христос не делится на два лица, оставаясь единой ипостасью Бога Слова.

В догматическом вероопределении Собора указывается, что Христос единосущен Отцу по Божеству и единосущен нам по человечеству, а также что две природы во Христе соединены:

  • неслитно
  • неизменно
  • нераздельно
  • неразлучно

Постановление Собора

Собор осудил и отверг лжеучение Евтихия и определил истинное учение Церкви, а именно, что Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек:

По Божеству Он вечно рождается от Отца

По человечеству Он родился от Пресвятой Девы и во всем подобен нам, кроме греха

При воплощении (рождении от Девы Марии) Божество и человечество соединилось в Нем, как едином Лице, неслиянно и неизменно (против Евтихия), нераздельно и неразлучно (против Нестория). Об этом говорится в символе веры

Источник: http://simvolveri.ru/sobor4

Первый Вселенский Собор

Первый Вселенский Собор был собран императором Константином Великим в 325 году в пригороде Константинополя городе Никее, почему также называется Никейским Собором. Память 29 мая и в 7-ю неделю по Пасхе.

Собор созывался прежде всего для того, чтобы разрешить богословский спор между сторонниками александрийского протопресвитера Ария с епископом Александрийским, Александром и его сторонниками, относительно Триединой Сущности Бога.

Этот спор быстро вышел за пределы Александрии и захватил значительную часть Римской Империи, грозя миру в Церкви.

Император Константин, видя в Церкви основу стабильности Римской Империи, поспешил созвать епископов со всех концов континента для решения этого спора и установления мира в Церкви и империи.

Участники собора

Богослужебная традиция закрепила количество участников Собора как 318. Святой царь Константин Великий в своей речи к Собору выражается: «Более 300». Святитель Афанасий Великий, папа Иулий, Люцифер Калабрийский говорят о 300. Участник Собора, святитель Евстафий Антиохийский, говорит о 270. Другой участник, Евсевий Кесарийский, называет цифру «более 250». В дошедших до нас рукописных списках на греческом, на коптском, на сирийском, арабском и др. языках находим до 220 имен.

I Вселенский Собор. Икона XVII в.

До нас не дошли протоколы этого собора. Однако о чем велись споры на этом Соборе и его постановления известны достаточно хорошо из произведений и переписки его участников.

Со стороны ариан на Собор приехали, помимо самого Ария, его ближайшие сподвижники Евсевий Никомидийский, Евсевий Кесарийский, а также местный епископ города Никеи Феогнис, Марий Халкидонский. Вместе с Евсевием Кесарийским присутствовали и его соборные единомышленники: Павлин Тирский и Патрофил Скифопольский, были и земляки Ария, ливийцы, поддерживавшие его: Секунд Птолемаидский (Киренаика) и Феона Мармарикский.

Православная сторона была представлена на Соборе выдающимися епископами, как по учености, так и по подвижничеству и исповедничеству: Александр I Александрийский, Афанасий Великий, Евстафий Антиохийский, Маркелл Анкирский. Леонтий Кесарии Каппадокийской и Иаков Низибийский были известны святостью своей жизни.

Исповедниками были Амфион из Епифании Киликийской, Павел Неокесарийский с сожженными руками, Пафнутий Фиваидский и Потамон Египтянин с выколотыми глазами. У Потамона были вывихнуты и ноги, и в этом виде он работал в ссылке в каменоломнях. Он известен был как чудотворец и целитель. С острова Кипра прибыл Спиридон Тримифунтский.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как будет по церковному имя Денис

Он был святой простец, продолжавший и в епископстве пастушествовать; он был известен как прозорливец и чудотворец. ( По некоторым свидетельствам в Соборе принял участие Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских. Но строго говоря, точных указаний на участие святителя Николая именно в этом Вселенском Соборе нет.

Есть легенда о «заушении» Ария Святителем Николаем, которую мы приводим ниже.)

Так как арианские споры нарушали спокойствие только в восточной части Римской Империи, то западная церковь не посчитала нужным послать многих своих представителей на этот Собор. Римский папа Сильвестр своими заместителями делегировал двух пресвитеров: Викентия и Витона [4].

Помимо этого из латиноговорящих провинций прибыли только святитель Осия Кордувийский из Испании (по некоторым сообщениям — председатель Собора), Марк Калабрийский и Евстафий Миланский из Италии, Кекилиан Карфагенский из Африки, Никасий Дижонский из Галии, и Домн Стридонский из Далмации.

Из-за пределов Римской Империи на Собор прибыли делегаты из Питиунта на Кавказе, из Воспорского (Босфорского) царства (Керчи), из Скифии, два делегата из Армении, один — Иаков Низибийский — из Персии.

Ход Собора

Согласно Сократу, Собор открылся 20 мая, а торжественное закрытие Собора было приурочено императором к 25 августа, ко дню празднования им 20-летнего юбилея его царствования. Но некоторые историки называют 14 июня как начало Собора. Акты Халкидонского Собора (451) датируют принятие Никейского постановления 19 июня.

Историки предлагают согласовать этапы проведения Собора по датам следующим образом:

Источник: http://www.Konst-Elena.ru/perviy-vselenskiy-sobor.131.html

7 Вселенских Соборов

С давних пор важные церковные вопросы принято решать на специальных собраниях, которые называются «Вселенскими соборами». Всего в истории было семь Вселенских соборов. На них должны присутствовать главы всех поместных церквей. Здесь принимаются различные догматы, законы, каноны.

Первый собор

Константин Великий на первом Вселенском Соборе

Состоялся в 325 году в городе Никея по поводу возникшей ереси Ария. В результате:

  • ересь была отвергнута, Иисус признан единосущным Отцу;
  • создан Символ веры;
  • оговорено время празднования Светлого Христова воскресения.

Второй собор

Проходил в 381 году в столице Византии- Константинополе по поводу ереси Македония, отрицавшего, что Святой Дух – часть Святой Троицы. Результат:

  • ересь отвергнута, Святой Дух признан единосущным Отцу и Сыну;
  • дополнен Символ веры пятью пунктами, с тех пор он не изменялся.

Третий собор

Созывался в 431 году в городе Эфес по поводу ереси Нестория, утверждавшего, что Христос изначально был человеком. Результаты собора:

  • ересь была осуждена;
  • Христос признан имеющим человеческую и Божественную природу.

Четвертый собор

Проходил в 451 году в Халкидоне по поводу ереси монофизитов, считающих, что человеческой природы нет во Христе. Результаты:

  • ересь была отвергнута;
  • создан догмат о соединении во Христе Божественной и человеческой природы.

Пятый собор

Проходил в 553 году в Константинополе по причине столкновения монофизитов с несторианами. Результатом было подтверждение решений Третьего и Четвертого Вселенских соборов.

Шестой собор

Состоялся тоже в Константинополе в 680 году по поводу учения монофелитов. Результатом было признано учение о двух волях по двум природам во Христе – Божественной и человеческой.

Седьмой собор

Проходил в 787 году в городе Никея по поводу иконоборчества. Решения:

  • ересь отвергнута;
  • создан догмат о почитании святых икон.

С тех пор Вселенские Соборы больше не проходили, хотя некоторые утверждают, что проходил тайно восьмой собор. Но это не является правдой.

Мы работаем на добровольных началах, поэтому будем рады, если вы поддержите проект лайком и репостом в социальных сетях. Храни Господь!

Источник: https://pravlife.ru/vselenskie-sobory/

Вселенские Соборы

Вселе́нские Собо́ры – собрания православных епископов (священников и иных лиц) как представителей всей Православной Церкви (всей совокупности Поместных Церквей), созывавшиеся с целью решения насущных вопросов в области богопознания и богопочитания.

Решения Вселенских Соборов по вопросам вероучения, законодательства и церковной дисциплины признаются непогрешимыми в силу того, что Собор действует не сам от себя, а по действию в нем и через него Святого Духа; определения, и правила Вселенского Собора простираются на все Поместные Церкви.

Всего было семь Вселенских Соборов:

1. Никейский — 325 г.2. Константинопольский — 381 г.3. Ефесский — 431 г.4. Халкидонский — 451 г.5. Константинопольский 2-й — 553 г.6. Константинопольский 3-й — 680 г.

7. Никейский 2-й — 787 г.

На чём основана практика созыва Соборов?

Традиция обсуждать и разрешать важнейшие религиозные вопросы на принципах соборности была заложена в ранней Церкви апостолами (Деян. 15:6). Тогда же был сформулирован главный принцип принятия соборных определений: «угодно Святому Духу и нам» (Деян. 15:28).

Это значит, что соборные постановления формулировались и утверждались отцами не по правилу демократического большинства, а в строгом согласии со Священным Писанием и Преданием Церкви, по Промыслу Божию, при содействии Святого Духа.

По мере развития и распространения Церкви Соборы созывались в самых разных частях ойкумены. В подавляющем большинстве случаев поводами для Соборов служили более или менее частные вопросы, не требовавшие представительства всей Церкви и разрешавшиеся силами пастырей Поместных Церквей. Такие Соборы и назывались Поместными.

Вопросы же, подразумевавшие необходимость общецерковного обсуждения, исследовались при участии представителей всей Церкви. Созывавшиеся в этих обстоятельствах Соборы, представлявшие полноту Церкви, действовавшие в соответствии с Божьим законом и нормами церковного управления, закрепляли за собой статус Вселенских. Всего было семь таких Соборов.

Чем отличались между собой Вселенские Соборы?

На Вселенских Соборах присутствовали главы поместных Церквей или их официальные представители, а также епископат, представлявший свои епархии. Догматические и канонические решения Вселенских Соборов признаются обязательными для всей Церкви.

Для усвоения Собором статуса «Вселенский» необходима рецепция, т. е. проверка временем, и принятие его постановлений всеми поместными Церквями.

Случалось, что под жестким давлением императора или влиятельного епископа участники Соборов принимали решения, противоречащие евангельской истине и церковному Преданию, со временем такие Соборы Церковью отвергались.

Первый Вселенский Собор состоялся при императоре Константине Великом, в 325 году, в Никее.

Он был посвящен разоблачению ереси Ария, александрийского священника, хулившего Сына Божьего. Арий учил, что Сын сотворен и что было время, когда Его не было; единосущие Сына с Отцом он категорически отрицал.

Собор провозгласил догмат о том, что Сын — Бог, единосущный Отцу. На Соборе было принято семь членов Символа Веры и двадцать канонических правил.

Второй Вселенский Собор, созванный при императоре Феодосии Великом, имел место в Константинополе, в 381 г.

Поводом послужило распространение ереси епископа Македония, отрицавшего Божество Святого Духа.

На этом Соборе Символ Веры был скорректирован и дополнен, в том числе членом, содержащим Православное учение о Святом Духе. Отцами Собора составлено семь канонических правил, одним из которых запрещено вносить какие-либо изменения в Символ Веры.

Третий Вселенский Собор состоялся в Ефесе в 431 году, в царствование императора Феодосия Малого.

Он был посвящён разоблачению ереси Константинопольского Патриарха Нестория, ложно учившего о Христе как о человеке, соединенном с Сыном Божьим благодатною связью. Фактически он утверждал, что во Христе — два Лица. Кроме того он называл Богородицу Христородицей, отрицая Её Богоматеринство.

Собор подтвердил, что Христос — Истинный Сын Божий, а Мария — Богородица, и принял восемь канонических правил.

Четвертый Вселенский Собор проходил при императоре Маркиане, в Халкидоне, в 451 году.

Отцы тогда собрались против еретиков: предстоятеля Александрийской Церкви, Диоскора, и архимандрита Евтихия, которые утверждали, что в результате воплощения Сына два естества, Божеское и человеческое, слились в Его Ипостаси в одно.

Собор вынес определение, что Христос — Совершенный Бог и вместе Совершенный Человек, Одно Лицо, заключающее в Себе два естества, соединенные неслитно, непреложно, нераздельно и неразлучно. Помимо того было сформулировано тридцать канонических правил.

Пятый Вселенский Собор состоялся в Константинополе, в 553 году, при императоре Юстиниане I.

На нем было подтверждено учение Четвертого Вселенского Собора, осужден Оригенизм и некоторые сочинения Феодорита Кирского и Ивы Едесского. Вместе с тем был осужден Феодор Мопсуестский, учитель Нестория.

Шестой Вселенский Собор был в городе Константинополе в 680 году, в правление императора Константина Погоната.

Его задачей стояло опровержение ереси монофелитов, настаивавших на том, что во Христе не две воли, а одна. К тому времени эту жуткую ересь успели растиражировать несколько Восточных Патриархов и Римский папа Гонорий.

Собор подтвердил древнее учение Церкви о том, что Христос имеет в Себе две воли — как Бог и как Человек. При этом Его воля по человеческому естеству во всём согласна с Божественной.

Собор, проходивший в Константинополе через одиннадцать лет, названный Трулльским, именуют Пято-Шестым Вселенским Собором. Он принял сто два канонических правила.

Седьмой Вселенский Собор имел место в Никее в 787 году, при императрице Ирине. На нем была опровергнута иконоборческая ересь. Отцы Собора составили двадцать два канонических правила.

Возможен ли Восьмой Вселенский Собор?

1) Распространенное на сегодняшний день мнение о завершённости эпохи Вселенских Соборов не имеет под собой догматических оснований. Деятельность Соборов, в том числе Вселенских, является одной из форм церковного самоуправления и самоорганизации.

Заметим, что Вселенские Соборы созывались по мере возникновения необходимости принятия важных решений, касающихся жизни всей Церкви.
Между тем, Церковь будет существовать «до скончания века» (Мф.

28:20), и нигде не сообщается, что на протяжении всего этого периода Вселенская Церковь не будет сталкиваться с вновь и вновь возникающими трудностями, требующими для их разрешения представительства всех Поместных Церквей.

Поскольку право осуществлять свою деятельность на принципах соборности даровано Церкви от Бога, и этого права у неё никто, как известно, не отнимал, постольку нет оснований считать, что Седьмой Вселенский Собор априори должен именоваться последним.

2) В традиции греческих Церквей еще с Византийских времен распространено мнение о том, что Вселенских соборов было восемь, последним из них считают собор 879 г. при свт. Фотии Константинопольском. Восьмым вселенским собором его называли, например, св.

Николай Кавасила (PG 149, col. 679), св. Симеон Солунский (Фессалоникийский) (PG 155, col. 97), позднее свт. Досифей Иерусалимский (в своем томосе 1705 г.) и др. То есть, по мнению целого ряда святых восьмой вселенский собор не только возможен, но уже был.

  (священник Георгий Максимов)

3) Обычно идею о невозможности проведения Восьмого Вселенского Собора связывают с двумя «главными» причинами:

а) С указанием Книги Притчей Соломоновых о семи столпах Церкви: «Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: “кто неразумен, обратись сюда!”. И скудоумному она сказала: “идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума”» (Притч. 9:1-6).

Учитывая, что в истории Церкви было семь Вселенских Соборов, это пророчество можно, конечно же с оговорками, соотнести и с Соборами. Между тем в строгом осмыслении семь столбов означают не семь Вселенских Соборов, а семь Таинств Церкви.

В противном случае нам пришлось бы признать, что до времени окончания Седьмого Вселенского Собора Церковь не имела под собой устойчивого основания, что она была хромающей Церковью: сперва её недоставало семи, затем шести, потом пяти, четырех, трех, двух опор. Наконец, только в восьмом веке она была прочно утверждена.

И это при том, что именно ранняя Церковь прославилась сонмом святых исповедников, мучеников, учителей

б) С фактом отпадения от Вселенского Православия Римо-Католицизма.

Коль скоро Вселенская Церковь раскололась на Западную и Восточную, утверждают сторонники этой идеи, то и созыв Собора, представляющего Единую и Истинную Церковь, увы, невозможен.

В действительности же, по Божьему определению, Вселенская Церковь никогда не подлежала разделению надвое. Ведь по свидетельству Самого Господа Иисуса Христа, если царство или дом разделятся сами в себе, «не может устоять царство то» (Мк. 3:24), «дом тот» (Мк. 3:25). Церковь же Божия стояла, стоит и стоять будет, «и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Следовательно, она никогда не делилась, и не разделится.

В отношении Своего единства Церковь нередко называется Телом Христовым (см.: Церковь). У Христа же не два Тела, а одно: «Один хлеб, и мы многие одно тело» (1Кор.10:17). В этом отношении мы не можем признать Западную церковь ни как единую с нами, ни как отдельную, но равноценную Церковь-Сестру.

Разрыв канонического единства между Восточной Церковью и Западной есть, по существу, не разделение, но отпадение и откол Римо-Католиков от Вселенского Православия. Откол же какой-либо части христиан от Единой и Истинной Матери-Церкви не делает её ни менее Единой, ни менее Истинной, и не является препятствием для созыва новых Соборов.

Источник: https://azbyka.ru/vselenskie-sobory

Память свв. отцев Семи Вселенских Соборов :: Русская Идея

18.05/31.05. – Память свв. отцев Семи Вселенских Соборов

Вселенские Соборы – критерий истины

Перед Своими страданиями Иисус Христос последнюю беседу с апостолами заключил особенной молитвой о новосозидаемой Церкви Своей. Всем верующим в Него Спаситель просил от Отца Своего Небесного единения в вере и любви между собой, восходящего до единения с Самим Богом. «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21).

Единение верующих Иисус Христос ставил необходимым условием спасения. Помолясь об апостолах, Христос продолжал Свою молитву так: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их» (Ин. 17:20).

Не о том только заботится Господь, чтобы верующие пребывали в вере, но и в особенности о том, чтобы Его последователи были все едино; так что если кто думает иметь веру, но не держится великого и святого единства всех верующих, то есть удалился он от Православной Церкви и на него не действует спасительная молитва Христова, следовательно, он находится вне спасения, ибо «спасутся только те, – говорит святитель Филарет, митрополит Московский, – за которых принес молитву Свою Ходатай Бога и человеков – Христос» (Слова и речи Филарета, митр. Московского и Коломенского Т. 2. М., 1848).

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько куполов в комплексе храма Василия Блаженного

Как показывает история Церкви, сама церковная Истина может быть постигнута только в единении верующих во Христе посредством сходящей на них благодати Святаго духа. «Что есть истина?» – спрашивал Пилат у Самой Вечной Истины (Ин. 18:38).

И Христос Господь отвечает всем людям, кто ищет истины и правды: «Я есть путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6).

И святой апостол Петр от лица всех апостолов и всех верующих во Христа исповедует ту Истину, Которую ожидали все ветхозаветные пророки и праведники: «Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин. 6:68).

Эта истина объясняет смысл личной жизни и смысл истории, увязывает единым смыслом все исторические события и направляет все к одному завершению, объединяет все небесное и земное и является конечным пунктом всех человеческих устремлений. Вся вселенная, мiровой ход истории, многие исторические места Палестины до настоящего времени свидетельствуют о чудесном пришествии божественной Истины, Спасителя в мiр, о совершенном Им искуплении человечества.

Истина учения Христова по своему существу едина и неделима, хотя уклоняться от нее человеку можно в разные стороны, абсолютизируя частные ценности в их отрыве от Бога или вовсе поклоняясь ложным богам – бесам. Хранительницей истины является единая, святая, соборная и апостольская Православная Церковь, созданная Самим Христом Спасителем.

Но являлись и в Церкви люди, которые под влиянием своей греховной жизни, под влиянием диавола выступали против истины или воспринимали эту истину по-разному.

Даже те, которые поклонялись единому истинному Богу, иногда не сохраняли единства, а разделялись в вопросах догматических, вероучительных или дисциплинарных на множество различных обществ или религиозных объединений, называющих себя истинной церковью.

Однако истина, повторим, неделима. Она не может быть одновременно в нескольких различных вероисповеданиях. Святой апостол сказал: «Един Господь, едина вера, едино крещение, един Бог и Отец, всех» (Еф. 4:5-6). Христос создал одну Свою Православную Церковь, а не много.

Это та первоначальная созданная Христом Церковь, которая сохранила в святости и чистоте полноту Христова учения и благодать, ниспосланную людям в день сошествия Святого Духа на апостолов.

Только в Православной Церкви сохранено и будет сохранено до скончания века в святости апостольское иерархическо-священническое преемство, святые таинства, богослужение, обряды так, как установил Господь, святые апостолы и утвердил Дух Святой на семи Вселенских соборах.

Соборность решений с призыванием Духа Святаго – одно из основных свойств Православной Церкви, отличающее ее от догмата «непогрешимости» одного первосвященника – папы в католицизме.

Соборность в Церкви бывает разных уровней: от приходского совета и епархиального съезда – до Архиерейского Собора и Поместного – как высшей власти в Церкви.

В первые века становления и уточнения Церковью основных догматов и правил созывались даже Вселенские Соборы – как высший и безпрекословный церковный авторитет.

Православная Церковь признает семь Святых Вселенских Соборов: Никейский I (325 г., против ереси Ария; установлен символ веры); Константинопольский I (381 г., против ереси Македония; был окончательно сформулирован символ веры «в 12-ти членах», начало которому было положено на Никейском Соборе – потому православный символ веры получил название «Никео-Цареградский»); Ефесский (431 г.

, против ереси Нестория); Халкидонский (451 г., против ереси монофизитов); Константинопольский II (553 г., «О трех главах»); Константинопольский III (680-681 гг., против ереси монофелитов); Никейский II (787 г., против ереси иконоборцев). Седьмой Вселенский Собор был признан таковым на Поместном Константинопольском Соборе в 879-880 гг.

, тогда как каждый из шести был утвержден Вселенским на следующем за ним.

Смысл особого почитания святых отцев Вселенских Соборов заключается в том, что только они (Соборы) с помощью Духа Святаго обладали даром выносить непогрешимые и «для всех полезные» определения в области христианской веры и церковного благочестия в кризисные моменты церковной истории.

Краткий итог догматического богословия святых отцов шести Вселенских Соборов отражен в первом соборном правиле Трулльского Собора (691 г.), ставшего продолжением VI Вселенского (III Константинопольского). Кроме догматической деятельности, святые отцы Вселенских Соборов вырабатывали правила, служащие к упорядочению церковной дисциплины.

Церковь никогда не отступает от прежних догматических определений, выработанных церковных канонов и не заменяет их новыми.

Семь Вселенских Соборов в достаточной степени раскрыли и установили все догматы Церкви.

Это не значит, что святым отцам и богословам позже не было дано возможности их более углубленного осмысления, обоснования, то есть творческого развития богословской догматической науки с помощью духа Святаго.

Однако, согласно преданию, восьмого Вселенского Собора собрать уже удастся и собранный под таковым именем собор в последние апостасийные времена может быть лишь столь же апостасийным лжесобором, в суждениях которого истина будет унижена и подменена экуменической ложью.

Мы уже слышим сегодня от «православных» профессоров и иных апологетов апостасии как «прогресса», что ныне не все правила Вселенских Соборов исполнимы, а потому и не обязательны.

Всем своим поведением такие «православные» функционеры и архипастыри показывают пренебрежение к соборно установленным канонам, участвуют в религиозных «саммитах», уравнивающих Православие с неистинными религиями, надеясь таким способом устроить «мир во всем мiре».

И нынешние устремления «прогрессивных » кругов «вселенского православия» созвать некий объединительный «восьмой вселенский собор», следует расценивать именно в таком ключе. Согласно преданию, «восьмой вселенский собор» в конце истории быть созван уже только для легализации отступничества. Истинная же Церковь  к концу времен будет иметь малые размеры, но оттого не умалится Истина, на которой она основана.

Памятка о Вселенских Соборах

Собор, память Правил Царь Патриарх Место провед. Год Против кого созван Число членов
I29 мая св. Константин Великий св. Митрофан Цареградский Никея 325 Ария хулителя Сына Божия. Установлен символ веры 318*
II22 мая Феодосий Великий св. Григорий Богослов Царьград 381 Македония духоборца. Окончательно определен символ веры («в 12-ти членах») 150
III9 сент. Феодосий II Младший св. Кирилл Александрийск. Ефес 431 Нестория человекопоклонника более 160
IV16 июля Маркиан св. Анатолий Цареградский Халкидон 451 Диоскора монофизита и Евтихия, отрицателей человеческой природы у Иисуса Христа до 630
V25 июля св. Юстиниан Великий св. Евтихий Цареградский Царьград 553 «Трех глав»: Феодора Мопсуетского, Феодорита Киррского и Ивы Эдесского** до 164
VI23 янв. Константин Погонат св. Георгий Цареградский Царьград 680-681 Монофелитов, отрицателей двух волей у Богочеловека до 171
VII11 окт. свв. Константин и Ирина св. Тарасий Цареградский Никея 787 Иконоборцев 307***
* Историки указывают разное число членов собора. Евсевий говорит о 250, Афанасий Великий и Сократ начитывают «более 300», по Созомену их было «всего 320». Число 318, даваемое св. Афанасием в одном послании Африканской Церкви, а также Епифанием и Феодоритом, принято по преданию по таинственному соотношению с числом слуг Авраама (Быт. 14:14) и потому еще, что греческое начертание его «ТIН» напоминает крест Иисуса Христа.** А также Оригена, Евагрия и Дидима.*** Под соборными актами стоят подписи 307 епископов.

Источник: https://rusidea.org/25053101

Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собора. Символ веры

Традиционно в календаре Русской Православной Церкви выделяется особый день для чествования святых отцов каждого из семи Вселенских Соборов. И такое почитание не случайно. Ведь именно им мы обязаны становлению нашей Церкви, утверждению ее догматов и основ христианской веры, которым до сих пор неукоснительно следуем.

От чего же спасли нас святые отцы? Чтобы с нами теперь было, если бы не они? В IV веке состоялось два первых Собора. Тогда у православных еще не было святых правил, богословских трудов и догматов. У них было только учение Христа и Евангелие, которые каждый норовился истолковать по-своему.

Поэтому в это время стало появляться множество еретиков, пытающихся подменить ключевые понятия о Боге Отце, Христе, Духе Святом — о Ликах Святой Троицы. Тогда великие учителя Церкви, которых теперь уже мы почитаем как святых, Николай Мирликийский, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Афанасий Великий и другие встали на защиту истины.

Благодаря их ревностной вере было осуждено арианство, принят Символ веры, определено время празднования Пасхи, сформулировано православное учение о Святой Троице. На последующих Вселенских Соборах борьба с еретичеством продолжалась, постепенно устанавливались догматы истинного православия.

Теперь нам есть на что опереться в собственной вере, поскольку мы — наследники богатого богословского багажа. Мы можем найти ответ на любой духовный вопрос у святых, праведников, отцов Церкви, старцев, чтобы не додумывать, не интерпретировать и не впасть в итоге в заблуждение.

Отцы I Вселенского собора. Фрески Фаворского монастыря

Первый Вселенский Собор

Первый Вселенский Собор был созван в 325 году в городе Никее при императоре Константине Великом. Основной его задачей было разоблачение лжеучения александрийского священника Ария, который отвергал Божество и предвечное рождение от Бога Отца Сына Божия. Если бы ересь Ария восторжествовала, не было бы и христианства, и мир снова погрузился бы в прежнюю тьму неверия.

Ересь получила широкое распространение, поскольку Ария поддерживал епископ Никомидийский Евсевий из Палестины, человек очень влиятельный при царском дворе.
На Первом Вселенском Соборе участвовало 318 епископов. Среди прибывших было немало исповедников, пострадавших во время гонений и носивших на телах следы истязаний. Были на Соборе и такие великие мужи, как Афанасий Великий, Спиридон Тримифунтский, Николай Чудотворец

Борьба, развернувшаяся на Первом Вселенском Соборе, велась не по поводу частностей, но по сути, за спасение всей христианской церкви, за удержание всего человечества в Новой христианской истории. И столь напряженной была эта борьба, что и многие века спустя жарким огнем обжигало православных людей, прикасающихся одной только мыслью к этому Великому Собору.

Собор утвердил, что: Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом.

Чтобы все православные христиане не поддавались на уловки подобных Арию проповедников и могли точно знать истинное учение веры, оно было ясно и кратко изложено в первых семи членах Символа Веры.

На этом же Соборе было постановлено праздновать Пасху в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния. Определено было также священникам быть женатыми

Второй Вселенский собор

Второй Вселенский Собор созвали в 381 году, в Константинополе, при императоре Феодосии Великом. Созывался он против лжеучения бывшего арианского епископа константинопольского Македония, который отвергал Божество Духа Святого и учил, что Дух Святый не есть Бог, а просто сотворенная сила.

На Соборе председательствовал Григорий Богослов и присутствовало 150 епископов, среди которых были Григорий Нисский, Мелетий Антиохийский, Амфилохий Иконийский, Кирилл Иерусалимский Ересь Македония была осуждена и отвергнута.

Утвердив догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном, Собор дополнил Никейский Символ Веры пятью членами, в которых излагается учение: о Святом Духе, о Церкви, о таинствах, о воскресении мертвых и жизни будущего века.

Так составился Никео-Цареградский Символ Веры, который и служит руководством для Церкви на все времена:

«Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша; нас ради человек, и нашего ради спасения сшедшего с небес, и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася; распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна; и воскресшего в третий день по писанием; и восшедшего на небеса, и седяща одесную Отца; и паки грядущего со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца. И в Духа Святого, Господа животворящего, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшего пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь».

Основой Никео-Цареградского Символа Веры стала крещальная формула, данная Самим Христом: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф.28:19)

Третий Вселенский собор

Третий Вселенский Собор, на котором присутствовало 200 епископов, созывали в 431 году, в городе Ефесе, при императоре Феодосии II Младшем.

Собор осудил и отверг ересь константинопольского архиепископа Нестория, который учил, будто Пресвятая Дева Мария родила простого человека Христа, но Бог обитал потом в Нем, подобно тому, как прежде обитал в Моисее и других пророках.

Иисуса Христа Несторий называл не Богочеловеком, а богоносцем, Пресвятую Деву — христородицею, а не Богородицею.
Собор также утвердил Никеоцареградский Символ Веры и строго воспретил любые попытки каких-либо изменений и дополнений в нем.

Символ веры
Первый Вселенский Собор. Фреска афонского монастыря Великая Лавра

Четвертый Вселенский собор

Четвертый Вселенский Собор созвали через двадцать лет, в 451 году, в городе Халкидоне, при императоре Маркиане.
Собор был созван против лжеучения архимандрита Евтихия, который отвергал человеческую природу в Господе Иисусе Христе.

Опровергая ересь и защищая Божественное достоинство Иисуса Христа, Евтихий сам впал в крайность, и учил, что в Господе Иисусе Христе человеческое естество было совершенно поглощено Божеством, почему в Нем следует признавать только одно Божеское естество.

Это лжеучение получило название монофизитзм, а последователи его называются монофизитами.

Собор, состоящий из 650 епископов, осудил и отверг лжеучение Евтихия и определил истинное учение Церкви, а именно, что Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек: по Божеству Он вечно рождается от Отца, по человечеству Он родился от Пресвятой Девы и во всем подобен нам, кроме греха. При воплощении Божество и человечество соединилось в Нем, как едином Лице, неслиянно и неизменно, нераздельно и неразлучно.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько по времени идет служба в церкви в воскресенье

Пятый Вселенский Собор

Пятый Вселенский Собор, созванный в 553 году в Константинополе, при императоре Юстиниане I, снова повторил осуждение ереси Нестория и Евтихия.

Шестой Вселенский Собор

Шестой Вселенский Собор, созывался в 680 году в Константинополе, при императоре Константине Погонате, и состоял из 170 епископов.

Собор созван был против лжеучения еретиков-монофелитов, которые, хотя признавали в Иисусе Христе два естества, Божеское и человеческое, но одну Божественную волю.
Истинное учение Церкви защищали на Соборе Софроний, патриарх Иерусалимский и константинопольский монах Максим Исповедник, которому за твердость веры вырезали язык и отрубили руку.

Этот Собор осудил и отверг ересь монофелитов и определил признавать в Иисусе Христе два естества — Божеское и человеческое, — и по этим двум естествам — две воли, но так, что человеческая воля во Христе не противна, а покорна Его воле Божественной.

На Шестом Соборе произнесено было отлучение в числе других еретиков и римского папы Гонория, признавшего учение о единоволии православным.

Через 11 лет Собор вновь открыл заседания в царских палатах, называемых Трулльскими, для решения вопросов, относящихся к церковному благочинию. В этом отношении он как бы дополнил Пятый и Шестой Вселенские Соборы, потому и называется Пято-шестым.

Собор утвердил правила, по которым должна управляться Церковь, а именно: 85 правил Святых Апостолов, правила 6 Вселенских и 7 поместных Соборов и правила 13 Отцов Церкви.

Эти правила впоследствии были дополнены правилами Седьмого Вселенского Собора и еще двух Поместных Соборов и составили так называемый «Номоканон», а по-русски «Кормчая Книга», которая и является основанием церковного управления Православной Церкви. Как мы видим, все догматические споры первых веков сводились к проблеме Троицы и проблеме Воплощения.

Седьмой Вселенский Собор

В 787 году, в городе Никее, при императрице Ирине, был созван Седьмой Вселенский Собор.

Собор выступил против иконоборческой ереси, возникшей за 60 лет до Собора, при греческом императоре Льве Исавре, который, желая обратить магометан в христианство, считал необходимым уничтожить почитание икон. Собор осудил и отверг эту иконоборческую ересь.

И хотя вскоре гонения на святые иконы возобновились, но на Поместном Константинопольском Соборе в 842 году, при императрице Феодоре, почитание их было окончательно восстановлено.

Более Вселенские Соборы уже не собирались отчасти в силу разделения христиан на православных и католиков, но главное по той причине, что выработанная и запечатленная в чеканных определениях Символа Веры истина о Боге не нуждается в доработках и дополнениях.
Последующие Соборы были необходимы, чтобы понять и осознать непреложность этой истины.

Из книги:
Великая Пасха. Праздник праздников/ Автор-сост. Н.М.Коняев. –М.:Вече, 2010.-272с.-(Православие. Традиции. Люди).

ТРОПАРЬ ОТЦЕВ Препросла́влен еси́, Христе́ Бо́же наш, свети́ла на земли́ отцы́ на́ша основа́вый, и те́ми ко и́стинней ве́ре вся ны наста́вивый, Многоблагоутро́бне, сла́ва Тебе́. КОНДАК ОТЦЕВ

Апо́стол пропове́дание и оте́ц догма́ты Це́ркви еди́ну ве́ру запечатле́ша, я́же и ри́зу нося́щи и́стины, истка́ну от е́же свы́ше богосло́вия, исправля́ет и сла́вит благоче́стия вели́кое та́инство

ПРОПОВЕДЬ Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собора

Символ Веры — на сайте Правмир.ru
Символ Веры — на сайте Азбука.ru

Подробнее о иконе «Символ Православной Веры» и другие интересные факты:
Десять интересных фактов о Символе веры. Часть 1
Десять интересных фактов о Символе веры. Часть 2

все новости

Источник: https://hramsergiy74.ru/news/nedelya-7-ya-po-pashe-svyatyih-ottsov-pervogo-vselenskogo-sobora-simvol-veryi.htm

Вселенские соборы и их описание

Многие века, со времён зарождения христианской веры, люди старались принимать откровение Господне во всей его чистоте, а лжепоследователи искажали его человеческими домыслами.

Для их обличения, обсуждения канонических и догматических проблем в ранней христианской церкви созывались Вселенские соборы. Они объединяли приверженцев веры Христовой со всех уголков греко-римской империи, пастырей и учителей из варварских стран.

Период с IV по VIII века в церковной истории принято называть эпохой укрепления истинной веры, годы Вселенских соборов способствовали этому во всей своей силе.

Исторический экскурс

Для ныне здравствующих христиан первые Вселенские соборы очень важны, и их значимость раскрывается особым образом. Все православные и католики должны знать и понимать то, во что верила, к чему шла ранняя христианская церковь. В истории можно увидеть ложь современных культов и сект, заявляющих о будто бы схожем с догматическим учении.

С самых зачатков христианской церкви уже существовало незыблемое и стройное богословие, базирующееся на основных доктринах веры – в виде догматов о Божественности Христа, Троице, Святом духе. Кроме того, сложились некие правила внутрицерковного уклада, время и порядок совершения служб. Первые Вселенские соборы создавались специально для того, чтобы сохранить догматы веры в истинном виде.

Первый Вселенский собор проходил в 325 году. Среди присутствующих на святом собрании отцов самыми известными были Спиридон Тримифунтский, архиепископ Мирликийский Николай, епископ Низибийский, Афанасий Великий и другие.

На соборе было осуждено и предано анафеме учение Ария, который отвергал божественность Христа. Были утверждены неизменная истина о Лице Сына Божия, его равенстве отцу Богу и сама Божественная сущность.

Церковные историки отмечают, что на соборе определение самого понятия веры было объявлено после длительных испытаний и исследований, чтобы не возникало никаких мнений, дающих повод к раздвоению мыслей самих христиан. Дух Божий привёл епископов к согласию.

После завершения Никейского собора еретика Ария постигла тяжёлая и неожиданная кончина, но его лжеучение живо до сих пор среди сектантских проповедников.

Все постановления, которые принимали Вселенские соборы, не были выдуманы его участниками, но утверждались церковными отцами посредством участия Святого духа и исключительно на основании Священного Писания. Для того чтобы всем верующим было доступно истинное учение, которое несёт христианство, оно было изложено ясно и кратко в первых семи членах Символа веры. Эта форма сохраняется и поныне.

Второе святое собрание

Второй Вселенский собор был проведён в 381 году в Константинополе. Основной причиной послужило развитие лжеучения епископа Македония и его приверженцев Ариан-духоборцев. Еретические заявления причисляли сына Божьего не к единосущному Богу-отцу. Святой дух обозначался еретиками как служебная сила Господа, наподобие ангелов.

На втором соборе истинное христианское учение защищали Кирилл Иерусалимский, Григорий Нисский, Георгий Богослов, состоящие в числе 150 присутствующих епископов. Святые отцы утвердили догмат о единосущии и равенстве Бога-отца, Сына и Святого духа. Кроме того, церковные старцы утвердили Никейский символ Веры, который и по сей день является руководством для церкви.

Третье святое собрание

Третий Вселенский собор созывался в Ефесе в 431 году, на него съехалось около двухсот епископов. Отцы постановили признать соединение двух естеств в Христе: человеческого и божественного. Было решено проповедовать Христа как совершенного человека и совершенного Бога, а деву Марию – Богородицей.

Четвёртое святое собрание

Четвёртый Вселенский собор, проводимый в Халкидоне, был созван специально для того, чтобы устранить все монофизитские споры, которые стали распространяться вокруг церкви. Святое собрание, состоящее из 650 епископов, определило единственное истинное учение церкви и отвергло все существующие лжеучения.

Отцы постановили, что Господь Христос — это истинный, незыблемый Бог и истинный человек. По своему божеству он вечно возрождается от отца, по человечеству он был явлен на свет от Девы Марии, во всём подобии человеку, кроме греха.

При воплощении человеческое и божественное соединилось в теле Христовом неизменно, неразлучно и нераздельно.

Стоит отметить, что ересь монофизитов принесла церкви много зла. Лжеучение не было искоренено до конца соборным осуждением, и ещё долгое время развивались споры между еретиками-последователями Евтихия и Нестория. Основной причиной споров послужили сочинения трёх последователей церкви – Федора Мопсуетского, Ивы Эдесского, Феодорита Кирского. Упомянутые епископы были осуждены императором Юстинианом, но его указ не был признан Вселенской Церковью. Поэтому возник спор о трёх главах.

Пятое святое собрание

Для решения спорного вопроса был проведён пятый собор в Константинополе. Сочинения епископов были жестоко осуждены. Чтобы выделить истинных приверженцев веры возникло понятие ортодоксальных христиан и Кафолической церкви. Пятый собор не смог привести к желаемым результатам. Монофизиты сформировались в общества, которые полностью отделились от Кафолической церкви и продолжали вселять ересь, порождать споры внутри христиан.

Шестое святое собрание

История Вселенских соборов гласит, что борьба ортодоксальных христиан с еретиками продолжалась достаточно долго. В Константинополе был созван шестой собор (Трулльский), на котором наконец-то должна была утвердиться истина.

На собрании, куда съехалось 170 епископов было осуждено и отвергнуто учение монофелитов и монофизитов. В Иисусе Христе признавались два естества – божественное и человеческое, и, соответственно, две воли – божественную и человеческую.

После этого собора монофелианство пало, и около пятидесяти лет христианская церковь жила относительно спокойно. Новые смутные течения появились позже по поводу иконоборческой ереси.

Седьмое святое собрание

Последний 7 Вселенский собор проводился в Никее в 787 году. В нём приняло участие 367 епископов. Святые старцы отвергли и осудили иконоборческую ересь и постановили, что иконам должно воздаваться не Богопоклонение, которое приличествует лишь одному Богу, а благоговение и почитательное поклонение. Тех верующих, кто поклонялся иконам как самому Богу, отлучали от церкви. После того как был проведён 7 Вселенский собор, иконоборчество более 25 лет тревожило церковь.

Значение святых собраний

Семь Вселенских соборов представляют первостепенное значение в развитии основных догматов христианского вероучения, на чём основана вся современная вера.

  • Первый – утвердил божественность Христа, его равенство отцу Богу.
  • Второй — осудил ересь Македония, отвергающего божественную сущность Святого духа.
  • Третий — устранил ересь Нестория, который проповедовал о раздвоении лиц богочеловека.
  • Четвертый — нанёс окончательный удар по лжеучению монофизитства.
  • Пятый — завершил поражение ереси и утвердил исповедание в Иисусе двух естеств – человеческого и божественного.
  • Шестой — осудил монофелитов и постановил исповедовать в Христе две воли.
  • Седьмой — низверг иконоборческую ересь.

Годы Вселенских соборов позволили внести определённость и полноту в ортодоксальное христианское учение.

Восьмой Вселенский собор

Сравнительно недавно патриарх Константинопольский Варфоломей сообщил, что идёт подготовка с Всеправославному Восьмому Вселенскому собору. Патриарх призвал всех лидеров православной веры собраться в Стамбуле, чтобы определить окончательную дату события. Отмечено, что 8 Вселенский собор должен стать поводом к усилению единства православного мира. Однако его созыв заставил расколоться представителей христианской веры.

Предполагается, что Всеправославный Восьмой Вселенский собор будет носить реформаторский, а не обличающий характер. Семь предыдущих соборов определили и изложили догматы веры во всей их чистоте. Относительно нового святейшего собрания мнения разделились. Некоторые представители православной церкви считают, что патриарх забыл не только о правилах созыва, но и о множественных пророчествах. Они повествуют о том, что святой 8 Вселенский собор станет еретическим.

Отцы Вселенских соборов

В Русской Православной Церкви 31 мая празднуется день памяти святых отцов, которые проводили семь Вселенских соборов. Именно епископы, участвующие в собраниях, стали символом соборного разума самой церкви. Мнение одного человека никогда не становилось высшим авторитетом в догматических, законодательных и сокровенных вопросах веры. Отцы Вселенских соборов почитаются до сих пор, некоторые из них признаны святыми.

Правила истинной веры

Святые отцы оставили после себя каноны или, иначе говоря, правила Вселенских соборов, которыми должны руководствоваться вся церковная иерархия и сами верующие в своей церковной и личной жизни.

Основные правила первого святого собрания:

  • В клир не принимаются лица, сами себя оскопившие.
  • В священные степени не могут производиться новообращенные верующие.
  • Священнослужитель не может иметь в доме женщину, которая не его близкая родственница.
  • Епископы должны быть избраны епископами и утверждены митрополитом.
  • Епископ не должен принимать в общение лиц, которые отлучены другим епископом. Правило повелевает созывать епископские сборы дважды в год.
  • Подтверждается высшая власть некоторых сановных лиц над другими. Запрещается поставлять епископа без общего собрания и позволения митрополита.
  • Иерусалимский епископ по степени подобен митрополиту.
  • В одном городе не могут быть два епископа.
  • Порочные лица не могут быть допущены к священнослужению.
  • Падшие извергаются из священного чина.
  • Постановляются способы покаяния отступивших от веры.
  • Каждый умирающий должен напутствоваться святыми тайнами.
  • Епископы и клирики не могут самовольно переходить из града в град.
  • Клирики не могут заниматься ростовщичеством.
  • Запрещается преклонять колена в дни пятидесятницы и в воскресенье.

Основные правила второго святого собрания:

  • Всякая ересь должна быть подвергнута анафеме.
  • Епископы не должны простирать свою власть вне пределов своей области.
  • Постанавливаются каноны принятия кающихся еретиков.
  • Все обвинения на правителей церкви должны быть исследованы.
  • Церковь принимает исповедующих единого Бога.

Основное правило третьего святого собрания: главный канон запрещает слагать новый символ веры.

Основные правила четвёртого святого собрания:

  • Все верующие должны соблюдать все, что было постановлено на предыдущих соборах.
  • Постановление в церковную степень за деньги карается строго.
  • Епископы, клирики и монахи не должны заниматься мирскими делами ради прибытка.
  • Монахи не должны вести бесчинное жительство.
  • Монахи и клирики не должны вступать в воинскую службу или мирской чин.
  • Клирики не должны судиться в светский судилищах.
  • Епископы не должны в церковных делах прибегать к помощи гражданских властей.
  • Певцы и чтецы не должны вступать в брак с иноверными женами.
  • Монашествующие и девы не должны вступать в брак.
  • В монастыри не должны обращаться мирские жилища.

В общей сложности семь Вселенских соборов вывели целый свод правил, которые сегодня доступны всем верующим в специальной духовной литературе.

Вместо заключения

Вселенские соборы смогли сохранить истинную чистоту христианской веры во всей полноте. Высшее духовенство по сей день ведёт свою паству по пути к Царству Божьему, правомыслию и пониманию канонов и догматов веры.

Источник: https://FB.ru/article/162443/vselenskie-soboryi-i-ih-opisanie

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ангел Божий