В каком архитектурном стиле построен Храм Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя – история, особенности строения и внутреннего оформления

В каком архитектурном стиле построен Храм Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя является главной церковью столицы России. Это красивый Кафедральный собор православной церкви, который находится недалеко от Красной площади и Кремля. Настоятелем является Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Объект появился, как знак благодарности перед Богом в нелегкий для России период. Все мы помним страшное наполеоновское нашествие, которое произошло в 1812 году. Для России в этот период началась череда испытаний.

Храм служит, как памятник русскому народу за доблесть, героизм, выносливость.

Проект обители разработали в 1883 году. Разработкой занялся архитектор К.А. Тон. Церковь строилась достаточно долго. Весь процесс занял 44 года. Закладка первого каменного храма состоялась в 1839 году. В 1931 год – период сталинской революции. Объект был разрушен. В 90-х гг. святыню начали отстраивать с нуля. Сегодняшний храм, который мы видим, был построен в советский период.

Храм Христа Спасителя используется для проведения главных юбилеев и торжеств. Это одна из главных городских достопримечательностей, в которых заложены основы религиозной жизни. Это объект культуры и общественно-политической жизни России. Он имеет официальный сайт, на который всегда можно зайти для того, чтобы познакомиться с расписанием служб.

Как добраться

Компания «Семейный чемодан» организует паломнические поездки.

Большинство жителей столицы и приезжие предпочитают пользоваться метро. Самая ближайшая станция метро – Кропоткинская. Также удобно пользоваться такими станциями, как Театральная, Александровский сад, Арбатская. С остановки до обители можно пройти пешком. Заодно по дороге вы сможете восхититься и другими достопримечательностями вокруг.

святыня столицы

Наиболее красивый вид на обитель доступен с Патриаршего моста. С этого ракурса открываются все выгодные точки постройки. Ничто не помешает вашему обзору. Обратите внимание, что Патриарший мост также является одной из главных достопримечательностей Москвы.

Он считается пешеходным и раскинулся через Москву-реку. Далее он конструкции тянется к Болотному острову и пересекает Водоотводный канал. Мост спроектировал архитектор М. Посохин. Также над эскизами работали художник З. Церетели и инженеры инженеров А. Колчина и О. Чемеринского.

Дата открытия приходится на 2004 год.

Красивый объект поражает великолепием своей архитектуры 12 века. Кстати, Кафедральный собор выполнен в таком же стилевом направлении. В темное время суток включается невероятно красивая подсветка. Установлены светильники необычного дизайна. Примечательно, что они монтируются прямо в полотно моста.

Прогулявшись по Патриаршему мосту, вы сможете насладиться величественностью храма Христа Спасителя и сделать несколько красивых фотографий. Влюбленные здесь любят назначать свидания и организовывать неспешные прогулки. Для брачующихся тут установлены места для «замков любви».

Сегодня здесь их весит уже великое множество и с каждой неделей становится только больше.

Существует красивая традиция – выпускать с моста голубей. Именно тут на фоне собора записывались новогодние обращения президента РФ.

Также отсюда для обзора доступны и другие объекты – шоколадная фабрика «Красный Октябрь», памятник Петру Первому, великолепный вид на Москву-реку и многое другое. Непременно, задержитесь здесь, чтобы полюбоваться столичными, городскими пейзажами.

С другой стороны, вы увидите Красную площадь, набережную Кремля, Кремлевский Дворец, Благовещенский и Архангельский Соборы.

Пройдя через мост, вы попадаете к могущественному зданию Христа Спасителя. Это самый крупный собор в России. Он способен вместить до 10 тысяч человек. Внешнее оформление восхищает своим богатством. Сразу же в поле зрения попадаю золотые купола и горельефы из мрамора.

Храмовый комплекс представлен четырьмя куполами. Большой или Торжественный является самым большим. Его вес достигает 29,8 тонн. Его звон слышен 4 раза в год. Он работает в четыре самых главных православных праздника.

Праздничный колокол звонит в дни в дни двунадесятых праздников.

Архитектура и внутренний декор

Конструкция здания отличается монументальностью. Золотые купола прекрасно виднеются из различных точек столицы. Такова была задумка авторов. Дело в том, что объект имеет выгодное положение. Он находится прямо на возвышенности. С разных ракурсов вид на святыню особенной. Она невероятно красивая, поэтому ей хочется любоваться бесконечно долго.

Собор оснащен несколькими входами и выходами. Центральный расположен со стороны улицы Волхонка. Именно с этой точки удобно попадать в храм. Вход является свободным. Поэтому, прийти может сюда каждый желающий. Проход осуществляется через металлоискатели. Такая мера сделана в целях безопасности прихожан. Не разрешается снимать и фотографировать. За действие налагается штраф. Поэтому, фотографии внутреннего убранства представлены в небольшом количестве.

Грандиозный в истории России строительный православный объект воплощает в себе задумки отечественного и мирового искусства. По форме здание похоже на квадрат, который наложен на крест. Это обеспечивается благодаря угловым пилонам. Центральная башня имеет четыре эффектных выступа. Всего установлено около 14 колоколов. Их общий вес достигает 64 тонн.

Издалека здание смотрится торжественно и нарядно. Чем ближе к нему подходишь, тем больше ощущаешь его монументальность. В нижней части есть 20 арок. Они немного заострены к верху. Этот элемент придает постройке некую строгость. Западный фасад принято считать главным. По боковым сторонам изображены императорские покровители.

На арке ворот вы увидите прекрасных ангелов, у которых раскрыты крылья.

Южная сторона храма указывает на направление, где происходили на Руси великие битвы, имеющие важное решение. Изображения на стенах имеют непосредственное отношение к Великой Отечественной войне. Внизу, в сторону арок, есть изображения из Ветхого Завета. Восточный фасад направлен в сторону Кремля. Северный фасад расписан образами национальных святых.

У входных ворот установлены скульптуры из бронзы. Они сделаны по эскизам Ф. П. Толстого. Крыльцо необычайно красиво. Его паперти выполнены из мелкозернистого гранита. Цвет материала – темно-красный.

Таким образом, итогом немалых трудов мастеров становится торжественное, яркое, самобытное оформление здания. Подкупольное пространство украшено не менее необычно.

Так, в центральной части преимущественно встречаются образы Бога, земная часть выполнена сюжетами из жизни Христа на земле. На пересечении двух сторон вы найдете иконы Богоматери и святых.

Иконостас отличается уникальностью. Он был изготовлен в виде беломраморной часовни, состоящей из восьми углов. Его высота достигает 26,6 метров. Главный алтарь расписан священными картинами. Повсюду вокруг много бронзовых фигур, серебряной утвари, шикарных люстр и других элементов интерьера.

Внутреннее оформление роскошное. Стены являются высокими и оснащены сводчатыми потолками. Они украшены росписью с библейскими и мифическими сюжетами, имеется много картин и образов святых. Преобладают преимущественно бордовые, красные, зеленые, золотые оттенки. Обитель состоит из множества залов. У входа вы сможете посетить торгово-сувенирные лавки.

При храме функционирует музей. Посетить его можно бесплатно. Здесь представлены материалы, которые раскрывают историю строительства объекта. Собор пережил много переломных этапов. Были как взлеты, так и падения. Много экспонатов, посвященных Великой Отечественной Войне. Галерея Воинской славы представлена мраморной доской. Все даты событий представлены в хронологическом порядке.

Любоваться богатством и роскошью внутреннего оформления хочется максимально долго, настолько оригинально и броско. Внутренний декор полностью соответствует статусу святыни.

Территория обители

После посещения святыни, уделите немного времени для того чтобы прогуляться по храмовому комплексу. Он состоит из собственного храма Христа Спасителя, Преображенской церкви, часовни, фонда и небольшого экскурсионного бюро.

Преображенская церковь Храма Христа Спасителя была построена в дань памяти Алексеевского монастыря. Он когда-то находился на этом месте. Внутреннее убранство выполнено в духе того периода, когда на здешних землях стоял монастырь. Это был 16 век. Церковь состоит из трех алтарей и имеет два небольших предела.

Сюда люди приходят помолиться к образам Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери. Церковь открыли и осветили 19 августа 1996 года. Главным достоянием является икона Спас Нерукотворный художника Сорокина которая уцелела в период разгрома комплекса.

Также здесь хранятся древняя икона Божией Матери Смоленская и икона Святителя Николая.

Часовня возведена в честь Державной иконы Божией Матери. Она отличается небольшими размерами и выполнена из дерева. Постройка находится несколько удаленно от основного здания. святыня — икона Богородицы «Державная». Она была привезена на здешние места в 20 веке. В современной России образ является высоко почитаемым.

Если пройти несколько метров от иконы, то вы увидите еще одно красивое здание. Это дом знаменитого Перцова. Строение расположилось прямо на стыке Соймоновского проезда и Пречистенской набережной. Объект построили в 1905-1907 гг. Над проектом работал архитекторы Н.К Жуков, Б.Н. Шнауберт. Эскиз создавал популярный на тот период художник С.В. Малютин. Он известен во всем мире, как автор русской матрешки и зарисовок в народных сказках.

Здание отстроено в стилевом направлении – модерн. Однако балконы имеют выраженный древнерусский стиль. Встречаются также мотивы западной средневековой культуры. Декор фасада примечателен забавными мифическими изображениями. Сказочные существа, необычные животные и растения умело изображены на стенах.

Окна и стены имеют много резного декора. Таким образом, перед глазами наблюдателя встает своеобразный домик-теремок, рассматривать который можно до бесконечности долго. Объект красного цвета гармонично вписывается в общую столичную картину, выступая эффектным украшением улицы.

Туристы не могут пройти мимо интересного объекта, чтобы не сделать несколько фотографий.

Фонд Храма Христа Спасителя выступает в роли управленческого органа обители. Основная его деятельность направлена на привлечение благотворителей, сбор пожертвований, организацию реконструкций, выставок, мероприятий и экскурсии. Работа организации реализуется на основании Договора доверительного управления с 20о4 года. Внешне здание ничем не примечательно. Фонд специализируется на проведении разнообразных экскурсий.

Прихожане приходят для того чтобы познакомиться с интерьером храма, его историей, при желании организуется подъем на смотровые площадки. С высокой точки открывается головокружительный вид на внешние окрестности Москвы. Ни один турист не хочет упустить такой возможности. Поэтому, желающих подняться всегда бывает достаточно много.

На сегодняшний день доступными являются такие экскурсионные маршруты, как«Горельефы Храма Христа Спасителя», «Росписи галереи Нижнего Храма (притчи)», «Выход на смотровую площадку». Возможно совмещение несколько экскурсий. Стоимость является приемлемой и начинается от 400 рублей. Прогулка проводится группами по 400 человек.

Более детальную информацию всегда можно уточнить на официальном сайте монастыря.

Святыни монастыря

Безусловно, большинство приезжает сюда не с экскурсионными целями, а для того, чтобы преклониться к святым мощам. Здесь хранится рака с мощами святителя Филарета Московского (Дроздова), Преподобного Михаила Малеина, есть Риза Пресвятой Богородицы, мощи Святителя Петра Митрополита Московского и многие другие.

При посещении храмового комплекса необходимо соблюдать все установленные правила поведения. Прежде всего, они касаются выбора одежды. Женщинам рекомендуется одевать длинные юбки (не выше колен) и на голову повязывать платок. Лучше не использовать яркую косметику. Не следует при посещении громко разговаривать, шуметь. В храме работает охранник. Фотографировать и снимать внутри нельзя. Снаружи таких запретов нет.

Все здания комплекса принадлежат Москве. Управление осуществляет фонд храма Христа Спасителя. Сегодня обитель имеет статус подворья Патриарха Московского и всея Руси. Обязанности настоятеля выполняет протоиерей Михаил Рязанцев.

Обратите внимание, что во время праздничных богослужений поток прихожан является большим. Возле храма предусмотрена автомобильная стоянка. В будние дни сложностей с тем, где оставить машину не возникает.

Источник: https://chemodan-tour.ru/obzor/xram-xrista-spasitelya/

Храм Христа Спасителя

В каком архитектурном стиле построен Храм Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя в Москве — самый большой собор Русской Православной Церкви и ее главный символ. Трагическая история храма, как в зеркале, отражает всю историю взаимоотношений власти, народа и церкви в XX веке.

Храм Христа Спасителя. Наши дни.

История создания

Идея строительства кафедрального собора во имя Христа Спасителя возникла после окончательной победы России над Наполеоновской армией в 1812 году. Возведение церкви возрождало древнерусскую традицию обетных храмов, строившихся в знак благодарности за победу.

25 декабря 1812 года Александр I подписал Манифест о построении церкви в Москве. В результате проведенного конкурса победил проект художника Александра Витберга, согласно которому храм был втрое больше нынешнего, увенчан исполинской колоннадой и включал Пантеон погибших.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Чем базилика отличается от церкви

Интересно, что архитектор был лютеранином, но ради реализации проекта принял православие.

Возведение собора началось на Воробьевых горах, там, где раньше находилась одна из загородных царских резиденций — Воробьевский дворец. Руководил строительством сам Витберг, неопытность которого в подобных делах привела к масштабным денежным хищениям.

Вступивший на престол в 1825 году император Николай I останавливает стройку из-за непригодности почвы, а руководители обвинены в растратах и отданы под суд.

В качестве нового места для возведения храма выбрана территория на берегу Москвы-реки, на Чертолье (Волхонка), занятое Алексеевским женским монастырем. Монастырь сносится, и по преданию, игуменья Алексеевской обители проклинает строителей со словами: «Сему месту быть пусту». Так оно впоследствии и случится.

Архитектором храма Христа Спасителя становится Константин Тон – автор Ленинградского вокзала и Большого Кремлевского дворца. Он проектирует собор в официально принятом тогда, отвечающем вкусам царя русско-византийском стиле.

В 1837 году состоялась торжественная закладка церкви, а строительство началось в 1839 году и продолжалось почти 44 года, до окончания правления уже следующего императора – Александра II.

 В 1860 году году наружное здание храма было построено, и начались работы по отделке внутренних интерьеров. Оформлением собора занимались художники Василий Суриков, Иван Крамской, Василий Верещагин и другие члены Академии Художеств. В нижней галерее храма были размещены мраморные плиты с именами павших солдат и с названиями всех сражений Отечественной войны 1812 года.

Торжественное освящение собора состоялось в 1883 году при Александре III. Храм становится центром не только религиозной, но также общественной и культурной жизни страны. Здесь проводятся коронации, юбилеи и всенародные праздники.

Первый проект храма архитектора Витберга.

Дворец Советов и бассейн «Москва»

В 1917 году, во время революции и развертывающейся Гражданской войны, церковь, после 200-летнего перерыва, восстанавливает институт Патриаршества. В храме Христа Спасителя избирается новый патриарх Московский и Всея России Тихон. Таким образом, храм становится центром церковной жизни страны и обрушившихся на нее потрясений.

В 1918 году специальным декретом правительство прекращает финансирование церквей. Со времени постройки храм Христа Спасителя не ремонтировался, для его восстановления и поддержания жизнедеятельности требовались колоссальные средства. Тогда было организовано Братство храма, которому силами частных жертвователей на непродолжительное время удается продлить его работу.

В 1922 году году Патриарх Тихон был арестован, а храм передали «обновленцам» – противникам Патриарха. Тогда же рождается идея возведения Дворца Советов, одного из известнейших нереализованных архитектурных проектов в истории. Самое высокое в мире здание должно было стать символом победившего социализма, а построить его было решено на месте храма Христа Спасителя.

Летом 1931 года ВЦИК вынес резолюцию: «ввиду отвода участка храм ликвидировать и снести».

5 декабря 1931 года было проведено два взрыва — после первого взрыва храм устоял. По воспоминаниям свидетелей, мощные удары содрогнули не только близстоящие здания, но чувствовались на расстоянии нескольких кварталов. Только для разборки обломков, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года.

Кадр взрыва храма. 1931 год.

Строительство Дворца Советов, к которому приступили в 1937 году, пришлось остановить из-за начавшейся войны. Здание было разобрано, так как стройматериалы потребовались для изготовления противотанковых ежей и других оборонительных сооружений. От идеи возведения Дворца Советов окончательно отказались в 1956 году.

В послевоенные годы в столице разворачивается масштабное строительство, на фоне которого огромный пустырь в центре Москвы, на Волхонке, выглядит нелепо. На его месте было решено сделать открытый плавательный бассейн с подогревом воды для зимнего купания.

Так, в 1969 году в столице, на месте храма Христа Спасителя, появляется бассейн «Москва». Он проработает до начала 1990-х годов и закроется в связи с износом коммуникаций.

Бассейн «Москва». 1980 год.

Восстановление храма

В Перестройку, в конце 1980-х, организован народный референдум за возрождение храма Христа Спасителя. Свои подписи за восстановление церкви ставят тысячи советских людей. Тогда же появляются первые фонды по сбору средств на строительство собора. Но на правительственном уровне соответствующее решение принимается только в 1994 году.

Пожертвования на строительство храма Христа Спасителя поступают от сотен тысяч граждан, а также от российских и зарубежных компаний.

Проект нового храма разработала группа архитекторов во главе с Михаилом Посохиным и Алексеем Денисовым, которого позже заменил скульптор Зураб Церетели.

Церетели внес в облик здания значительные изменения, отличающие его от исторического: вместо белокаменной облицовки, появилась мраморная, добавилась стилобатная часть, мраморные горельефы на фасаде сменили бронзовые композиции.

https://www.youtube.com/watch?v=Himz9wrsUwg

В 2000 году, после завершения всех работ, новый храм освятил патриарх Алексий II. В память о ранее существовавшем на этом месте Алексеевском монастыре в подцерковье освящен нижний храм во имя Преображения Господня с приделами Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери.

На сегодняшний день храм Христа Спасителя – второй по величине православный собор в мире и первый по высоте.

Здесь проводятся торжественные богослужения с участием первых лиц государства. Сюда в Пасхальную ночь доставляется частичка Благодатного огня из Иерусалима.

Источник: https://2go2city.ru/articles/hram_hrista_spasitelya

40 самых высоких колоколен: Красота, которая окрыляет

В каком архитектурном стиле построен Храм Христа Спасителя

Сверкающие в солнечных лучах золотые купола и плывущий над землей колокольный звон Вот от чего замирает в величественном трепете душа православного человека. Мы представляем обзор самых высоких красивейших православных колоколен.​

Архитектор: Н.М. Чагин

Церковь Воскресения Христова — церковь Симферопольской и Крымской епархии УПЦ Московского патриархата над поселком Форос, построенная в 1892 году на обрывистом утёсе — Красной скале. Высота строения над уровнем моря составляет 412 метров. Памятник русской архитектуры конца XIX века.

Церковь построена в 1892 году в византийском стиле крестово-купольного храма. В IV в. Крест стал христианской эмблемой, а форма креста была заложена в основу культовых зданий. Храмы строили в плане прямоугольного очертания, в которое вписан крест. Над редокрестием сооружался купол.

Собор выстроен с применением многочисленных куполов по типу русских деревянных храмов, в два яруса, по бокам и в центре — купола разной величины, всего их девять, благодаря чему Форосская церковь напоминает московские церкви конца ХVIII века. Храм уникален по своему расположению. Он не только возведен на отвесной скале, но и расположен не так, как обычные православные храмы. Дело в том, что он обращён не на восток, а в сторону моря. Такая особенность присуща только южнобережным храмам.

Уникальность состоит в том, что к отделке храма были привлечены настоящие специалисты мозаичных работ мастерской знаменитого итальянца Антонио Сальвиатти из Винченцы. Мозаичный пол напоминает античную мозаику Херсонеса. Колоны, панели, подоконники были изготовлены их каррарского мрамора. Резной дубовый иконостас с позолоченными царскими вратами украшали храм, почти все иконы в храме принадлежали кисти известных русских живописцев А. Корзухина с изображением Христа Спасителя.

В 2004 году была проведена очередная реставрация храма. Было воссоздано живописное убранство внутри храма, реставрированы росписи, создана мозаика на фасаде.

Петропавловский собор — 122,5 метра

Источник: https://rosphoto.com/reviews/40_samyh_vysokih_pravoslavnyh_kolokolen-3499

Храм Христа Спасителя 19 и 21 веков: история и обзор первого и действующего соборов

Храм Христа Спасителя – кафедральный собор Русской Православной церкви, крупнейший православный храм России, возведенный на берегу Москвы-реки напротив Кремля.

Церковь построили в знак благодарности Господу за избавление России от наполеоновского нашествия. В судьбе храма, как в зеркале, отразилась судьба России. Для Москвы он значит не меньше, чем Кремль и Красная площадь.

Занесенный в книгу рекордов Гиннеса как самый большой в мире православный собор, он рассчитан на 10 тысяч прихожан.

Храм-мученик, безжалостно разрушенный большевиками в эпоху Сталина, восстановлен по первоначальному проекту. Освящение храма-памятника 19 августа 2000 года, в день Преображения Господня, стало символом преображения Москвы и России, отказа от богоборческого прошлого.

Путешествие во времени

Наши предки строили храмы Спасителю и Пресвятой Богородице в благодарность за благодатную помощь в жизни, за чудесное спасение от гибели, за дарование побед в сражениях с врагами.

Страницы истории

Во время наполеоновского нашествия 1812 года 200 тысяч русских солдат сложили головы на полях сражений. Армейский генерал Михаил Ардалионович Кикин после окончания войны предложил императору увековечить победу русского народа, его мужество и героизм.

25 декабря 1812 года царь издал манифест, повелевающий построить церковь «в ознаменование благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозящей гибели», в честь победы России над армией Наполеона. Возводимый храм, по мысли императора, должен отличаться величием и духовной идеей.

Обрусевший швед, художник и архитектор Александр Лаврентьевич Витберг, угадал желание императора, предложив построить грандиозный собор. Замысел Витберга впечатляет: 600 гигантских колонн из трофейных пушек, парадная лестница длиной 106 метров, усыпальница для русских воинов при высоте здания 170 метров и полукруглыми галереями, каждая из которых равна 640 метрам. Украшать церковь должны были памятники монархам и видным полководцам, трофейное оружие, добытое в боях с французами.

Проект восхитил императора: выбранная для строительства площадка на Воробьевых горах находилась между Смоленской дорогой, по которой французы вошли в Москву, и Калужской дорогой, по которой враги бежали из Москвы. 48 колоколов возвещали бы начало и конец службы.

Попытка строительства храма

В пятую годовщину изгнания французов из Москвы 12 октября 1817 года торжественно заложили храм. Молодой архитектор при проектировании не учел особенности почвы, которая обвалилась и осела под тяжестью фундамента.

Строительство затягивалось, грунтовые воды и оползни сорвали возведение. В 1825 году работы остановили. Проект Витберга признали неудачным и, обвинив в растрате государственных средств, отправили в ссылку в Вятку.

Всем миром

Император Николай I, занявший престол в 1832 году, поручил создание нового проекта архитектору Константину Андреевичу Тону с предложением построить церковь на другом месте. Строить новый храм решили недалеко от Кремля на берегу Москвы-реки и ради этого разобрали Алексеевский женский монастырь.

По легенде, настоятельница обреченного монастыря отказалась покинуть обитель и приковала себя цепями к дубу. По специальному распоряжению Николая I дерево выкопали и вместе с игуменьей перенесли на другое место. Тогда она прокляла храм, который будет на месте монастыря, и предсказала, что он простоит только 50 лет.

В день 25-летия Бородинского сражения 10 сентября 1839 года в присутствии императорской семьи торжественно заложили новый храм на берегу Москвы-реки. Деньги на строительство собирала вся Россия, хотя много средств поступало из казны. Строили 44 года, а 26 мая 1883 года в присутствии Александра III и его семьи освятили, присвоив наименование кафедрального.

Слово «кафедральный» дословно обозначает «место, где сидит епископ». Для удобства управления территория Русской Православной Церкви поделена на области (епархии). В каждой епархии есть руководитель – епископ, архиепископ, митрополит, – который служит в своем кафедральном соборе. А представитель всей церкви – Патриарх – служит в главном кафедральном соборе страны.

Новый храм

Собор получился на славу. Скульптуры и живопись, иконы и барельефы, резьба и литье – какие только таланты ни приложили люди, чтобы увековечить память доблестных предков и воздать хвалу Богу! Над росписью храма, площадь которой 22 тысячи квадратных метров, (9 тысяч позолоченной), работали Василий Суриков и Иван Крамской, Василий Верещагин и Генрих Семирадский, Алексей Корзухин и Федор Бруни.

На позолоту куполов ушло 400 кг золота. Горельефные изваяния святых выполнены скульпторами Антоном Ивановым, Николаем Рамазановым, Александром Логановским. Скульптор Петр Клодт – автор скульптурных композиций храма.

На мраморных досках в нижней галерее начертали золотыми буквами имена героев войны. Композитор Петр Ильич Чайковский к освящению храма, приуроченному к коронации нового императора Александра III, написал патриотическую увертюру «1812 год».

После освящения утверждена государственная награда – медаль «В память освящения храма Христа Спасителя», которая вручалась тем, кто его проектировал и строил.

Кафедральный собор, возведение которого обошлось казне в 15 миллионов рублей, играл заметную роль в общественно-религиозной и культурной жизни столицы Российской империи. Новый собор скоро стал символом Москвы. Дирижером хора храма Христа Спасителя в 1918-1922 годы был А. В. Александров – автор музыки гимна Советского Союза
и современного гимна России.

Трагические времена храма

Храм строили на века, но во всем великолепии он простоял 48 лет. Пришедшие к власти большевики главный храм России снесли. По распоряжению Сталина 5 декабря 1931 года его взорвали, причем сделать это удалось только с третьего раза. Двое инженеров, зная, что за отказ грозит расстрел, так и не согласились взрывать собор, на месте которого власти решили построить Дворец Советов – новый символ новой эпохи.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как будет по церковному имя Яна

Источник: https://ArchitectureGuru.ru/church-of-christ-the-saviour/

Храм Христа Спасителя: история, обзор и контактная информация

В Москве много церквей разных возрастов и сроков возведения. Некоторым из них не одна сотня лет, как Покровскому собору на Красной площади. Другие запомнились по драматически моментам. Постройка чуда архитектуры, посвященного Христу, по воле судьбы, происходила не один раз.

Сегодня это главный российский храм, в котором проводит службу сам Патриарх Московский, бывают иностранные гости.

Расположение и размеры

Объект расположен на Волхонке, одной из старых улиц в центре столицы. Изначально здесь были совсем другие строения, включая Алексеевский женский монастырь. По преданию, игуменья, возмущенная приказом императора освободить территорию под строительство нового объекта, предрекла ему незавидное будущее.Тем не менее, не всем предсказаниям суждено исполнится.

Высотой вновь отстроенный шедевр превзошел собор Исаакия в Петербурге на полтора метра и является самой значительным зданием русского православного мира. Говоря об описании, нельзя не упомянуть внутреннее убранство и наружную отделку, выполненную в сочетании русского и византийского стилей.

Размер главного креста – 8,5 метров. В плане объект повторяет такую же форму с шириной основания до 80 метров. К единой композиции построек относятся несколько:

  1. Верхнее. Это и есть трехпрестольный Кафедральный собор Христа Спасителя, освященный в честь Рождества Христова, Николая Чудотворца и Александра Невского.
  2. Нижнее. Здание в память о снесенной Алексеевской обители, это Преображенская церковь с тремя алтарями. Каждый посвящен отдельному событию или святому.
  3. Музей — стилобатная или цокольная часть. Здесь же расположены залы Церковного совета и собора, вспомогательные помещения.

Объем достопримечательности составляет 524 тысячи кубических метров. Внутренняя высота центрального зала достигает почти 80 метров.

История храма

Собственно, история о том, как и где был построен храм, начинается в 19 веке. Изначально в православии поддерживалась традиция закладки церквей, часовен по случаю великих побед над неприятелем, знаменательных дат.

В то время недавно завершилась кровопролитная Отечественная война, принесшая славу русскому оружию и посрамление узурпатору Наполеону. Несколько воодушевленных патриотов, включая генерала Петра Кикина, обратились к императору с прошением о закладке в городе святого здания. Для этого Александром I впоследствии был издан соответствующий манифест. Оставалось определиться с участком и архитектором, которому предстояло воплотить благородный замысел в камень.

На Воробьёвых горах

Месторасположением будущего чуда архитектуры определили Воробьевы горы. Символизм заключался в том, что здесь проходили войска французского императора: и наступая, и покидая город. Автор проекта – Витберг – профессиональным архитектором не был. Он мечтал воплотить в будущем массу смелых замыслов, создать совершенное строение, олицетворяющее связь между земным, человеческим, и духовным, божественным.

Датой основания можно считать время закладки будущего монументального комплекса. Ее произвели в октябре 1817 года, в 5-летний юбилей изгнания захватчиков. На церемонии присутствовали император Александр с женой, братом и матерью, а также Вильгельм – принц Пруссии, и архиепископ Августин. Смету расходов утвердили через 5 лет, в 1820 году. Еще через 12 месяцев получили разрешение на начало земляных работ.

Поначалу стройка шла активно, но по прошествии 7 лет не удалось завершить даже нулевого цикла. Одной из причин злополучного строительства комплекса Спасителя называют неопытность Витберга, отсутствие должного контроля. В 1825 году стройка была окончательно заброшена.  Новый император, Николай, назначил комиссию для разбирательства и принятия решения по долгострою.

На Волхонке

По ряду причин, среди которых озвучивалось слабое основание, от строительства на прежнем месте отказались. Нового архитектора, а им стал Константин Тон, назначили без конкурсного отбора, по велению императора Николая I. Самодержец единолично выбирал участок.

В ходе подготовки к строительству были скуплены постройки на Волхонке, в том числе и женский монастырь. Решение было непростым, поскольку обитель являлась историческим памятником, насчитывала 100 лет существования. По широко распространенному преданию, с этого и начались все злоключения, выпавшие на его долю.

В 1832 году обновленный проект строения утвердили. Комиссию для контроля работ возглавил тогдашний генерал-губернатор – князь Дмитрий Голицын. Через 5 лет начали рассчитывать выделенные казенные денеги: стали рыть котлован, приступили к закладке фундамента.

Торжественная церемония, посвященная основанию святыни, состоялась в 1839 году, в присутствии царственных особ и духовных пастырей. С первоначального места перевезли закладный камень. На нем укрепили позолоченный знак в форме креста с высеченными именами членов комиссии, а также надписью, объясняющей причины возведения храмового комплекса.

Строили Спасителя не быстро, почти 45 лет. В 1841 году закончили возведение цокольной части, через 20 лет убрали наружные леса. Отделка заняла еще 2 десятка лет, в росписи участвовали известные русские художники: Суриков, Крамской, Верещагин.

Признание будущего архитектурного чуда ознаменовалось присвоением в 1880 году комплексу имени Кафедрального собора в честь Христа Спасителя. Предстоящие работы по устройству ландшафта предполагали площадь перед ним и планировку набережной.

Дело умершего Тона продолжил Александр Резанов, ученик и сподвижник архитектора.

В 1883 году помещение освятили. Событие торжественно отметили звоном на колокольнях всех церквей города, при этом присутствовали царственные особы, митрополит.

Он стал самым вместительным в масштабах Москвы и России, узнаваемым символом православной веры.

Разрушение

Трагический период храмового комплекса связан с советской эпохой. Как ни странно, здание благополучно перенесло Гражданскую войну и последовавшее богоборчество.

В 30 годах 20 века столичные архитекторы, полные смелых идей, планировали досконально изменить облик мегаполиса, возвести новые строения и избавиться от тягостного наследия прошлого.

В стиле тогдашнего монументального гигантизма планировалось возвести высотный дом с опиранием на оба берега Москва-реки. Объект мешал тем, что в этой зоне планировалось заложить фундамент будущего колосса.

Разрушение произошло не сразу, как утверждают очевидцы событий. Даже среди приверженцев идей строительства коммунизма не все однозначно восприняли уничтожение главного святого места Москвы, России. Пример тому – стихи активного пропагандиста нового порядка, поэта Демьяна Бедного:

«Дошло: дерзнул безбожный бич:

«Христа Спасителя» – в кирпич».

Воссоздание

После смены режимов, переосознания идей православия в современной России было решено начать строительство вместо существующего бассейна. В декабре 1990 года был укреплен краеугольный камень, а через 2 года началось поступление средств из разных источников, включая частные и государственные.

Архитекторы стремились максимально приблизиться к первоначальному проекту. Новое строение возвели в 2 уровнях, разместив в цоколе церковь Спас-Преображения. К концу тысячелетия работы были завершены, на Рождество, в 2000 году в нем отслужили литургию.

Особенности и внешнее оформление

Архитектура, стараниями строителей и реставраторов максимально приближена к первоначальному замыслу, насколько его удалось восстановить в современных условиях. Обновленный ансамбль, как и задумывалось, посвящается героям, проявившим себя в Отечественной войне 1812 года. Это повторение стиля обетного храма, как того требовали каноны русского духовного зодчества.

В нижнем коридоре отражены памятные по военным баталиям события. Это высочайший манифест, объявлявший о нападении французов в Россию, который расположен слева от западного входа. Там же располагается Воззвание к народу о создании ополчения. Более 70 мраморных досок кратко повествуют о битвах русских с французской армией: место, историческое название, дата, количество погибших и поименные списки раненых солдат и офицеров.

Восточная стена продолжает исторический экскурс. На ней находятся манифесты – с благодарностью народу и дворянству, об изгнании захватчиков с русской земли. Но повествование в камне на этом не заканчивается: далее посетитель узнает о битвах за пределами России, взятии Парижа и низвержении узурпатора.

Интерьеры

Немало времени и сил отдали реставраторы, художники обустройству внутреннего убранства главной церкви. Большую часть пространства, интерьера составляют орнаменты. На них истратили более полусотни килограмм специального сусального золота.

Галереи – основа внутреннего пространства здания. Их оформлением занимался Василий Нестеренко, создавший художественные сюжеты «Крещение Господне», «Вход в Иерусалим».

Над разработкой приделов Святого Николая и Александра Невского трудились независимые художники и руководители – Сергей Репин и Александр Быстров. Воссоздать утраченные иконы помогли специалисты из творческой группы «Арт-храм», реставрационного межобластного центра.

Благодаря единому душевному подъему, воодушевлению скульптуры и живопись оформили к концу тысячелетия, в 1999 году.

Изнутри, на своде, по замыслу художников, находятся изображения Саваофа, Богоматери и Спасителя, а также святители. Младенец Иисус воплощен в образе голубя возле фигуры Саваофа. Руководил росписью Зураб Церетели. Пилоны посвящены описанию земного существования Христа. Это панно «Преображение» и «Вознесение», выполненные под началом Виктора Бакшаева.

Зал церковных соборов в цоколе предназначен для одновременного размещения более 1000 человек. Концептуально в нем сочетаются изображения, повествующие об истории человечества. Основой оформления является сложная мозаика во флорентийском стиле.

На входе расположены Райские кущи, представленные живыми растениями из разных уголков Кипра и Афона. На потолке создан свод небесный, словно парящий над пребывающими в зале. Другого подобного помещения нет ни в одной церкви.

В аллегорическом смысле оформление центральной обители олицетворяет Соборность православия.

Святыни и мощи

В нем хранятся ризы Христа и Богородицы, фрагменты святых мощей Андрея Первозванного, Иоанна Златоуста и других.Здесь можно увидеть чудотворные лики Богоматери — Владимирской и Смоленско-Устюженской, уникальные картины кисти Василия Верещагина.

В 2004 году сюда перевезли мощи московского митрополита Филарета. В святое место регулярно привозят и выставляют на обозрение верующим мировые реликвии.

Музей церковного искусства

В храмовом комплексе действует музей, позволяющий паломникам и обычным посетителям понять этапы развития христианской культуры, искусства. Здесь находятся древние иконы, выполненные в разных стилях, – от фаюмской живописи в оригинальной технике до современных образцов.

Многообразие видов иконописи поражает. Встречаются одно- и двухсторонние, походные, складные образа. Представлены даже специальные минеи, имевшие хождение в Средние Века. Так называли лики святых, соответствующие определенному месяцу, когда им поклонялись. Доступ в музей открыт ежедневно.

Деятельность

Святыня относится к полноценным действующим объектам. Службу проводит патриарх Московский и всея Руси. Фактически эта недвижимость принадлежит городскому правлению, но передано в бессрочное пользование РПЦ. Храмовый комплекс имеет важное значение для культурной, религиозной жизни столицы и России, выполняя функции музея, зала советов, заседаний и собора для богослужения одновременно.

Общественные события

В главном зале регулярно проводят отпевания известных россиян, общественных деятелей, политиков, музыкантов, актеров. В числе их были Владимир Солоухин, Георгий Свиридов, Борис Ельцин, Мстислав Ростропович, Игорь Моисеев, Вячеслав Тихонов, Елена Образцова.

В 2004 году в комплексе состоялся совет, результатами которого явились принятие эпохальной канонизации некоторых святых, возобновление контактов с заграничным ответвлением РПЦ. В 2008 году здесь отпевался почивший патриарх Алексий II. В 200-летний юбилей победы над Наполеоном в нем прошли торжества, посвященные этому событию.

Источник: https://GoZakordon.com/europe/russia/xxc

Храм Христа Спасителя: трагическая история

История Храма Христа Спасителя связана с нелегким временем в истории России. Он был построен в знак мужества русского народа в борьбе с нашествием Наполеона. Его архитектором стал Константин Тон. Истории о доблестных героях через которых Господь явил милость русскому народу расположены на мраморных досках в нижней галерее храма.

В богоборческие времена храм был взорван и в 1931 году превратился в руины. От решения возродить собор до воплощения его в жизнь прошло более пяти лет. Собор был полностью На рубеже двух веков, в декабре 1999 года двери Храма Христа Спасителя вновь стали открыты для прихожан.

Сегодня в храме проводятся Таинства Крещения, Венчания, люди приходят на исповедь и для того, чтобы проводить почившего в последний путь. Храм стал символом духовного возрождения России и излюбленным местом для туристов и паломников.

Архитектурные особенности

Первоначальным архитектором собора стал Константин Андреевич Тон, придерживающийся «русско-византийского стиля» храмового зодчества.

Николай I благоволил известному архитектору и, кроме Храма Христа Спасителя, одним из его знаменитых творений стал Большой Кремлевский дворец. Именно поэтому при воссоздании храма было принято решение в точности воспроизвести труд Константина Тона.

В воссоздании живописи храма приняли участие более 400 величайших художников современности. Общая площадь росписей составила более 22 тысяч квадратных метров.

Трапезные Храма Христа Спасителя устроены таким образом, что могут использоваться, как по отдельности, так и вместе, соединяясь в одну большую трапезную в особые дни.

Зал Церковных соборов Храма Христа Спасителя изначально был предназначен для поместных и архиерейских Соборов, здесь проводятся и значимые светские мероприятия.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что означает имя Варвара По церковному

Лицом к России, или Кому мешают кремлевские святыни?

Интересные факты о Храме Христа Спасителя

  • В храме есть мраморные таблички с именами тех, кто вложил силы в возрождение Храма Христа Спасителя;
  • В храме расположен уникальный музей церковного искусства, где хранятся произведения, написанные, начиная с XV в. до наших дней. Именно там хранится известный триптих В. Васнецова;
  • Основание храма заложено на существовавшем в прошлом веке холме;
  • Росписи всех залов церковных палат выполнены в древнерусском стиле с использованием лепных и резных элементов.
  • Зрительный зал в зале Церковных Соборов рассчитан на 1300 мест.
  • В Храме Христа Спасителя хранится множество святынь Русской Православной Церкви: Частица Ризы Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, гвоздь Креста Господня, Риза Пресвятой Богородицы, Мощи Блгв. вел. кн. Александра Невского, Св. мощи митрополита Московского Филарета (Дроздова) и многие другие.
  • В храме действуют воскресные школы для детей и взрослых, отдел социального служения и клуб православной молодежи.

Чудов монастырь. XIX, XX и XXI века?

Информация о работе храма

Адрес: Москва, ул. Волхонка, 15

Источник: https://www.pravmir.ru/xram-xrista-spasitelya/

Архитектурный ансамбль храма Христа Спасителя

Архитектурным ансамблем, согласно Большой советской энциклопедии, принято считать цельную, гармоничную композицию зданий.

В более широком смысле это определение применимо к произведениям монументальной живописи, скульптурам и парковому дизайну, различным архитектурно-инженерным сооружениям.

Визуализация архитектурного ансамбля в большинстве создаётся за счет деталей и образов, таких как присутствие рядом людей или смена погодных условий. Также стоит отметить, что важную роль здесь может играть рельеф местности, в особенности природные водоемы (реки, озера).

Архитектурные основы храма Христа Спасителя

В наши дня храм Христа Спасителя является одним из главных архитектурных достояний столицы России. Индивидуальность строения храма заключается в том, что он состоит не из одного цельного здания, а из трех частей комплекса, которые архитектурно едины между собой.

Рисунок 1. храма Христа Спасителя. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Главные здания комплекса:

  • кафедральный собор;
  • Преображенская церковь;
  • шатровый храм-часовня, созданная в честь иконы Божией Матери.
  • Курсовая работа 460 руб.
  • Реферат 280 руб.
  • Контрольная работа 200 руб.

Первые два здания принято условно обозначать как «верхний» и «нижний» храмы. Последний стоит отдельно. Настоящий собор имеет массивное стилобатное основание, которое было возведено на месте холма, оставшегося от предшествующего, уничтоженного ранее храма. В высоту стилобатная часть храма занимает семнадцать метров, и в ней размещены:

  • церковь Преображения Господня;
  • церковный музей;
  • зала церковных соборов;
  • зала высшего церковного совета;
  • палаты трапез;
  • служебно-технические комнаты.

Внешний вид храма Христа Спасителя

Паперти с ограждениями из гранита темно-красного цвета, имеющие по пятнадцать ступеней и просторные площадки в верхней части, окружают весь храм с четырех сторон. На каждой паперти всегда горят большие фонари, пройдя мимо которых можно попасть в здание.

В храме насчитывается шестьдесят окон и тридцать шесть колонн, поддерживающих нижнюю часть храма из двадцати арок, по форме напоминающих русский кокошник. Непосредственно над ними можно наблюдать тридцать шесть окон, располагающихся над хорами; шестнадцать окон имеются в главном куполе храма; восемь окон находятся в коридорах.

Три арки-кокошника размещены на фасадах здания и две с боковых сторон.

Купола храма Христа Спасителя

Замечание 1

Храм Христа Спасителя, как и полагается по традициям архитектуры церквей, имеет пять глав.

Самый крупный купол находится посередине храма, в то время как остальные четыре расположены по угловым точкам от среднего, образуя форму восьмиугольника. Каждый купол изготовлен из нержавеющей стали, покрыт нитридом титана и на всех на них нанесен тонкий слой золота. Так как городская среда с ее автомобильными газами и бытовыми загрязнениями воздуха пагубно влияет на металл, купола дополнительно защищены алмазным напылением из микрочастиц.

В солнечные дни купола излучают блеск, глядя на который чувствуешь внутри тепло, даже если на душе «пасмурно» и грустно. Они будто согревают сердце человека и освещают его мысли одним своим видом.

Горельефы собора Христа Спасителя

Замечание 2

Горельефами называются изображения, посвященные какому-то важному событию или определенному святому. Они размещены с внешней части храма Христа Спасителя, с четырех сторон.

На фасаде здания с северной стороны размещены горельефы святых, в чьи памятные даты происходили важные сражения русской армии после 1812 года. Также в этой части здания находятся изображения тех, кто искренне и с отвагой нес свою веру Христу Спасителю нашему.

На фасаде здания с западной стороны размещены идейные создатели и зодчие самого храма Христа Спасителя.

На фасаде здания с южной стороны размещены изображения тех святых, в дни памяти которых проходили крупнейшие боевые действия Отечественной войны.

Восточный фасад храма, обращенный к зданию московского Кремля, увенчан горельефами святых заступников русской земли.

Рисунок 2. Горельефы собора Христа Спасителя. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Двери храма Христа Спасителя

Всего в здании храма находится двенадцать бронзовых дверей, по три с каждой наружной стороны. Все двери одинакового размера, кроме одной, средней. Средняя дверь выделяется среди других большим размером. В высоту центральные двери достигают десяти метров, а в ширину — около шести метров. Боковые двери по высоте отличаются от центральных — их размеры не более восьми метров в высоту, и четырех с половиной метров в ширину.

Архитектурная композиция ворот храма украшена образами самых почитаемых в русском воинстве святых, на них присутствуют образ Иисуса Христа, образ Божьей Матери, Святые апостолы, святые христианской церкви, святые Руси.

Колокола Московского храма Христа Спасителя

Непосредственно храму принадлежат четыре колокольни, а звонница насчитывает четырнадцать колоколов. Самым крупным считается колокол Торжественный, — он звонит не чаще четырех раз в году, происходит это только в дни великих церковно-православных празднеств. Вес большого колокола достигает тридцати тонн.

Торжественным колокол называют не только из-за его внушительных размеров, но и потому что на нем изображены образы Иисуса Христа, Божьей Матери, Иоанна Предтечи. В нижней части колокола на медальонах размещены образы: императора Александра I, Николая I и Александра II.

В списке самых великих колоколов мира Торжественный большой колокол числится на девятнадцатом месте.

Существует еще Праздничный колокол, который является вторым по величине после Торжественного, его вес достигает десяти тонн. Следом за Праздничным в списке значится колокол Будничный, весом достигающий шести тонн. Все же остальные колокола не столь массивны, и вес их составляет от нескольких десятков килограмм до трех тонн.

Источник: https://spravochnick.ru/arhitektura_i_stroitelstvo/velikie_arhitekturnye_sooruzheniya/arhitekturnyy_ansambl_hrama_hrista_spasitelya/

Интересные факты о храме Христа Спасителя

03.03.2020

Представляем интересные факты о Храме Христа Спасителя – самом большом соборе Русской Православной Церкви. Эта московская церковь была построена императором Александром I.

Проект

Оглавление

  • 1 Уничтожение
  • 2 Восстановление
  1. Храм Христа Спасителя был построен после победы над Наполеоном в 1812 г.
  2. Генерал армии и участник военных действий, Кикин Михаил внёс предложение о его возведении императору Александру I.
  3. Идея генерала была рассмотрена монархом. По горячим следам вышел манифест.
  4. Международный конкурс по проекту памятника был проведён через два года. Победил в нем Карл Витберг. В проекте Витберга предусматривалась церковь, пантеон павших и колоннада из трофейных французских пушек.
  5. Место было выбрано на Воробьевых горах в одной из резиденций монарха. На осуществление идеи, из бюджета, государство выделило шестнадцать миллионов рублей. Расходы на строительство предусматривали также пожертвования от частных лиц.
  6. Первый камень фундамента был заложен в октябре 1817 года. Но строительство не пошло. Возникло несколько проблем, связанных с близкими подземными водами, рыхлой почвой и разбазариванием средств из казны. Размер хищений составил около миллиона рублей. За ущерб, нанесённый государственной казне, автора проекта осудили и отправили в ссылку.
  7. Новый император Николай I поступил проще. Он не стал устраивать конкурсы, а назначил архитектора Тона Константина руководителем проекта. Были выбраны и куплены земли с постройками на Волхонке, и земли Алексеевского женского монастыря.
  8. В отличие от первого проекта, второй осуществлялся только за счет государственной казны (без пожертвований частных лиц).
  9. Церемония торжественной закладки состоялась в 1839 году. На ней присутствовал император Николай I, члены царской семьи и митрополит Филарет.
  10. Строительство продолжалось на протяжении сорока четырёх лет. Здесь также пришлось столкнуться с трудностями. На стройке возникали пожары, происходили обвалы фундамента, подъём грунтовых вод и, как следствие, затопление.
  11. Оформление храма заняло 23 года. Росписью занимались такие художники как: Ф. Бруни, В. Суриков, И. Кромской, В. Верещагин и другие мастера кисти Академии художеств. Горельефы были выполнены А. Ивановым, Н. Рамазановым, А.Логановским. Внутренний интерьер освещали 60 окон.
  12. Торжественное открытие и освящение храма состоялось в 1883 году, в праздник Вознесения Господня. В честь столь значимого события, все церкви Москвы приветствовали одновременным звоном колоколов главный Храм. Его высота составляла сто три метра, вместимость 10 тысяч человек. Стены украшали горельефы и росписи на религиозные и исторические темы. Имена героев и павших, были высечены на мраморных досках в нижней галерее Храма.
  13. Здание было видно с разных точек Москвы. При храме была собрана большая библиотека.
  14. После открытия в Храме Христа Спасителя стали вестись регулярные Богослужения. В соборе проходили коронации русских царей. В своём первозданном виде Храм просуществовал 48 лет.

Уничтожение

  1. После Октябрьской революции церковь была отделена от государства и школы. Судьба храма и его содержание были под большим вопросом.
  2. В конце двадцатых годов храм закрыли. Его лишили куполов и колоколов. В здании разместился Дом культуры, а окружающий парк стал сквером Сталина.
  3. По решению советского правительства, в декабре 1931 года храм взорвали.
  4. Сохранившиеся после сноса барельефы, были переданы Донскому монастырю, оставшийся строительный материал пошёл на московские стройки. Так, мраморными плитами собора украшены две станции столичного метро. Росписи, барельефы и колонны разошлись по московским музеям.
  5. Перед сносом Храма от научных деятелей (академиков и архитекторов) было получено заключение о том, что здание не является памятником архитектуры.

    Только горстка специалистов встала на защиту Храма, среди них был художник Аполлинарий Васнецов.

  6. На освобожденном пространстве было решено воздвигнуть монументальный Дворец Верховного Совета Советского Союза с большой вращающейся статуей Ленина.
  7. В 1937 году началось его строительство Дворца Верховного Совета. Был заложен мощный фундамент глубиной в двадцать один метр. Но строительство приостановилось с началом войны, в 1941 году.

    В 1956 проект был закрыт.

  8. До 1994 на этом месте функционировал открытый бассейн «Москва». В простонародье его называли «лужа».
  1. Идея воссоздания храма неоднократно выносилась на обсуждение в русском правительстве. За это ратовали деятели искусства, Алексий II и простые неравнодушные граждане. В 1994 году власть столицы вынесла решение о возрождении взорванного храма в его первоначальном виде.

  2. В день Рождества Христова 1995 года, после проведения торжественного молебна по закладке собора, Патриарх Алексий II, председатель Совета министров В. С. Черномырдин, Юрий Лужков- мэр столицы заложили капсулу в основании нового фундамента.
  3. Строительство продолжалось шесть лет. Первая Пасхальная вечерня была проведена в 1996 году в ещё строящемся здании. Внешние и внутренние работы были полностью закончены в 2000 году.
  4. В День Преображения Господня 2000 года, возведенный Храм был освящен.
  5. В процессе строительства было проведено большое исследование по восстановлению внутреннего убранства. В частности была использована сохранившаяся книга М. С. Мостовского о храме, изданная в 1883 году. В ней подробно было расписано, внутреннее убранство, приведены данные о материалах которыми пользовались художники.

    По книге этого автора был восстановлен порядок размещения мраморных досок с именами героев участвовавших в войне 1812 г.

  6. В воссоздании внутренней отделки собора приняла участие Академия художеств России. Расписывали храм 23 художественные артели.
  7. В музеях Москвы были найдены предметы интерьера первого храма.
  8. Патриарший трон вернули из Санкт-Петербурга.
  9. Колокола отлили на заводе им. Лихачева.

  10. В период проектирования здания были использованы чертежи XIX века.
  11. В колоннах цокольного этажа были установлены лифты, есть своя прачечная, химчистка, система кондиционирования, парковка и охрана.
  12. В соборе хранятся святыни — частица ризы Иисуса Христа, Гвоздь Креста Господня, частицы мощей святых.

Источник: https://www.interesnie-fakty.ru/geografija/dostoprimechatelnosti/o-hrame-hrista-spasitelya/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ангел Божий
Когда начинается еврейская Пасха

Закрыть