Как крестятся в Армянской Церкви

Армянская апостольская церковь: отличие от православной. Основные аспекты

Одной из самых древних христианских общин считается армянская церковь. Её истоки начинаются еще в 4-м веке. Именно Армения является первой страной, где христианство было признано государством. Но шли тысячелетия, и сейчас уже видны те противоречия и различия, которые имеют русская и армянская апостольская церковь. Отличие от православной церкви стало проявляться в 6-м веке.

Отделение апостольской армянской церкви произошло по следующим обстоятельствам. В христианстве неожиданно возникла новая ветвь, которую отнесли к еретичеству, — монофизитство. Сторонники этого течения считали Иисуса Христа Богом.

Они отрицали сочетание в нем божественного и человеческого. Но на 4-м Халкидонском Соборе монофизитство признали ложным течением.

С той поры апостольская армянская церковь оказалась в одиночестве, так как она до сих пор смотрит на происхождение Христа не так, как обычные православные христиане.

Основные различия

Русская православная церковь с почтением относится к армянской апостольской, но не допускает многих ее аспектов.

  1. Признание соборов. Так как из-за военных действий армяне не могли попасть на Халкидонский Собор, они полностью проигнорировали и не поддержали христианские постулаты, которые там принимались. В итоге армянская церковь признает только 3 собора (всего их 7).
  2. ААЦ считает Христа этаким эфирным, нетленным существом, которое не нуждается в еде, питье и выполнении других потребностей. А РПЦ основывается на том, что Иисус имел такое же тело, как и простые люди.
  3. Святые образа. Если посетить армянскую церковь, можно увидеть практически полное отсутствие икон. Лишь в уголке в некоторых храмах стоит небольшой иконостас с образами. Бытует мнение, что раньше армянское православие выступало на стороне иконоборцев. Так это или нет, точно не известно. Но правильно одно — армянские христиане не молятся перед иконами. В частных домах верующие обращаются с молитвой к распятию.
  4. Календарное различие. Русские православные традиционно отмечают все основные христианские даты по юлианскому численнику, а армянские — по григорианскому. Соответственно, Пасха или Рождество наступают у всех в разные дни.
  5. Наложение креста. Армяне осеняют себя крестным знамением, так же как и русские, тремя перстами, но отличие состоит в том, что крест накладывается слева направо, а не наоборот.
  6. Духовные степени и саны. В армянской апостольской церкви 5 ступеней. Высшая — это католикос, далее идут по степени значимости — епископ, священник, дьякон и чтец. А в русской церкви всего 3 главных сана — епископы, пресвитеры и дьяконы.
  7. Матах. Этот обряд совершается только в армянской церкви. Дословно он означает «поднести соль». Согласно этому обычаю, любой желающий может дать матах, то есть накрыть стол для всех нуждающихся: бедных, больных и пр. Запрещено приглашать за этот стол родных и богатых людей.
  8. Арачаворк. Это пост у армян, который начинается за 70 дней до Пасхи и продолжается 5 дней.
  9. В песнях и молитвенных словах армянской апостольской церкви превозносится только одно из лиц триединого Бога, а русская православная церковь славит всю Божественную Троицу.
  10. В четыредесятницу в Великий пост армянам не возбраняется по воскресеньям пробовать сыр и яйца.

Взаимоотношения церквей

Русская православная церковь считает армянскую конфессией, поэтому людей этой веры нельзя хоронить по православным обычаям, совершать все таинства, которые проводит русское христианское православие, нельзя просто поминать и молиться за них. Если вдруг православный человек посетит службу в армянском апостольском храме — это повод для его отлучения от русской христианской церкви.

Некоторые армяне посещают храмы по очереди. Сегодня апостольский армянский, на другой день христианский. Этого делать нельзя, следует определиться в своей вере и придерживаться лишь одного учения.

Несмотря на противоречия, армянская церковь формирует в своих учениках веру и сплоченность, с терпением и почтением относится к другим религиозным течениям. Вот такие аспекты имеет армянская апостольская церковь. Отличие от православной ее видимое и ощутимое. Но каждый человек сам вправе выбирать, за кого ему молиться и какой веры придерживаться.

Источник: https://religiya.temaretik.com/1178349968256928285/armyanskaya-apostolskaya-tserkov-otlichie-ot-pravoslavnoj-osnovnye-aspekty/

Принятие христианства в Армении

Принятие христианства в Армении — это одно из самых удивительных событий мировой истории.

Армения — первая христианская страна. Именно здесь в 301г. впервые христианство приобрело статус государственной религии. Это событие связано с именами царя Трдата III и первого патриарха христианского мира Григория Просветителя.

Данное происшествие имеет много загадочных сторон, которые до сих пор озадачивают историков. Кроме того, что принятие христианства было беспрецедентным, это также было единственным случаем, когда смена религии произошла без смены власти и без воздействия более мощной культуры.

Могущий и жестокий царь Трдат III всячески преследовал христиан, кровожадно убивал их, применял самые бессердечные и зверские наказания и никак не позволял распространяться религии. И вот тот-же самый царь Трдат, прославленный как твердый и властный правитель, признает христианство и приказывает распространить религию по всей стране.

На вопрос, что случилось с царем, нам отвечает драматическая необыкновенная история, дошедшая до наших дней.

С чего все началось?

В середине II в. в Армении правил мощный и умный царь Хосров. В период его правления, Армения сильно расцвела: расширила свои границы, победила всех своих врагов, освободилась от внутренних врагов. Князья, которые приносили вред стране были наказаны, иные, которые были в ссоре, были помирены. Но однажды, против Хосрова плетут заговор и предательски убивают.

Последний приказ умирающего царя был отследить и убить вместе с их семьями всех, кто был замешан в цареубийстве. В это время жена убийцы чудом успевает убежать в Рим и уносит своего малыша. Убийство Хосрова было заказано персидским царем, с целью захвата армянского престола. Ситуация становится опасной и угроза ложится на всю царскую семью. Необходимо было спасти сына царя и его тоже уносят в Рим.

Сына царя звали Трдат, а сыном цареубийцы был Григорий. Иронией судьбы их обоих утащили в Рим. Они были из двух вражеских кланов, от которых их спасали. А спустя много лет, они вместе будут крестить армянский народ.

От дружбы до заключения

Повзрослев, Григорий начинает осознавать порок своего отца. Он понимает, что убийство царя было великим грехом и губительным событием для Армении.

В знак искупления вины своего отца, он приходит на служение сыну покойного царя — Трдату, который, однако, даже не предполагал, что Григорий сын цареубийцы. Григорий служит искренне и от всей души. Он становится самым верным слугой и близким другом Трдата.

И несмотря на то, что Григорий уже был приверженцем христианства, а Трдат ненавидел христиан, последний любил своего слугу всем сердцем и делился с ним самыми строгими секретами.

И вот в 287г., римский император Диаклетиан посылает Трдата в Армению с большой армией. Трдат прогоняет из страны установивших свою власть персов, и становится царем Армении. Царь все же не мог смириться с тем, что Григорий христианин и на одной из языческих церемоний, он приказывает ему подать почести языческой богине. Григорий, естественно, отказывается, так-как был очень предан своей вере, за что царь подвергает его мучениям и пыткам, чтобы он отказался от христианства.

Намерений убивать своего лучшего друга у царя, конечно, не было. Но именно в это время, ему доносят, что Григорий, оказывается, сын цареубийцы. Тогда уже Трдат не сдерживает свою ярость и кидает Григория в темницу Хор Вирап (Глубокая Яма), куда бросали самых злостных врагов государства. Эта темница представляла собой глубокую яму, где узников не кормили, не поили, а просто вытаскивали оттуда мертвыми через месяц или два, когда уже приходила очередь другого узника.

Принятие христианства

Проходит с тех пор 13 лет и царь заболевает неизлечимой болезнью. Сестра царя вспоминает, что у Трдата был преданный слуга, который всегда оказывался рядом в тяжелых ситуациях и часто даже выручал его. Она немедленно посылает людей за Григорием.

Поначалу, всем казалось, что она сошла сума, так-как было крайне нереально, чтобы в темнице, где люди не выдерживали даже месяц, Григорий оказался живым после 13-и лет заточения. Но она настояла, чтобы проверили темницу. И когда проверили, всех охватил страх от увиденного чуда. Григорий оказался живым.

Весь исхудавший и еле дышащий, Григорий лежал на земле. В дальнейшем стало известно, что одна из служащих тюрьмы, через дымоход опускала ему хлеб и воду.

Григорию сообщают, какая участь постигла его царя и зачем его освободили. Несмотря на то, что он имел право держать обиду на царя, он все же проявляет свою преданность и лечит Трдата. После этого, Трдат признает христианство и приказывает распространить религию по всей стране. А Григорий становится католикосом (патриархом) Армении.

Были ли мотивы? Армянская Апостольская церковь

По началу может казаться странным, что история нескольких людей решила судьбу целой страны. С другой стороны, на сегодняшний день, это самое правдоподобное и логичное объяснение радикального изменения мировоззрения, столь твердого в своих позициях царя. Оказывается крайне сложным выкопать объективные мотивы принятия христианства. Трудно найти какие-либо элементарные причины и объяснить произошедшее стандартными законами истории.

С точки зрения внешней политики, была полная неудача. Персы еще несколько веков войнами пытались вернуть армян к язычеству.

Естественно испортились отношения и с римским императором Диаклетианом, который сам установил Трдата на трон, и который, являясь ярым противником христиан, естественно не одобрял поведение Трдата. С точки зрения внутренней политики, тоже все было не так хорошо.

Начались внутренние войны и кровопролития, уничтожалось культурное наследие. Поэтому историки не дают окончательного и однозначного ответа, почему именно Армения и почему именно таким нелепым образом приняла христианство.

Есть небольшой мотив принятия христианства, который, однако, вряд ли выживает, как основная причина. Именно неудача во внешней политике содержит скрытый успех.

Принятием христианства Армения дерзко отказывается от культурного влияния мощных соседей и становится на путь создания своей независимой культуры.

Уже через 100 лет у армян появляется своя письменность и наступает век резкого развития историографии и литературы, который был назван «Золотым веком». И, конечно, смена религии произошла не столь внезапно. Существовала определенная почва.

После воскресения Христа, в Армению прибыли двое из 12-и апостолов — Фадей и Варфоломей. Именно поэтому армянская церковь называется Апостольской, в знак того, что армяне услышали о христианском учении от самих апостолов. Но христианство зародилось в Армении еще при жизни Христа.

Историки упоминают о первом христианском царе Абгаре (царь Едесии — отдельное армянское царство), который поверил, что дела Христа — это дела Бога и написал Христу письмо с просьбой и приглашением в свое царство, для спасения своего народа.

На это Христос ответил, что у него есть дела в Иерусалиме, но пообещал, что пошлет к нему своего ученика.

Таким образом, еще с 1-го века в Армению проникает христианство. В конце 3-го века, христианские общины существовали уже по всей стране, что послужило почвой для провозглашения новой религии, как основной.

В то же время, в конце 3-го века уже сильно ослабло язычество. Жрецы не выполняли роли духовных наставников. Злоупотребление социальным статусом, обман, запугивание и грабеж населения стали нормой со стороны духовенства. Языческая вера была уже далеко не той национальной традиционной верой, от которой армянам трудно было бы отказаться. Было много заимствований от греческих и парфянских вероисповеданий, а исконно армянская была утеряна.

Более того, в незапамятные времена армяне поклонялись одному богу, у которого тоже, как и в христианстве, было три ипостаси. Выходит, если судить строго, принятие христианство было возвращением к единобожию и приближением к изначальной армянской религии. Также библейские учения были очень близки к менталитету, национальным обычаям и семейным традициям армян. Таким образом, народ был морально готов к принятию новой веры.

Нужно отметить, однако, и темные стороны религиозного переворота. Жрецы не могли смириться с тем, что за один день, они потеряли все свои полномочия и лишились всего. Они собирали войска и направляли их против христиан и царской армии. Ситуация стала устаканиваться, когда был убит верховный жрец. Было пролито много крови.

Очень сильно пострадало культурное наследие. По всей стране разрушались языческие храмы или же на их месте строились христианские. Было уничтожено множество скульптур и рукописей.

Есть распространенное мнение, что у армян существовала даже своя письменность, от которой ничего не осталось, так-как христиане уничтожали все, не задумываясь о культурных ценностях.

* * *

Несмотря на те смутные времена, роль церкви в истории армянского народа сложно переоценить. Во времена потери государственности, церковь брала на себя руководство страной и сохраняла единство народа.

Именно церковь часто организовывала освободительные войны, налаживала важные дипломатические отношения. Открывала школы и университеты, воспитывала в населении национальное самосознание и патриотический дух.

Пройдя сквозь горы испытаний, пережив непрерывные давления со стороны иноверных жестоких захватчиков, армянская церковь ни на один день не потеряла статус государственной религии.

Сегодня Армянская Апостольская Церковь объединяет армян, живущих за границей, что составляет 80% от общей численности армянского населения мира.

Источник: https://www.findarmenia.ru/armenia/istoriya/prinyatie-hristianstva/

Армянская церковь. В чем разница между православием и армянским христианством?

Армянская церковь — одна из древнейших христианских общин. В 301 году Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии. Уже много веков между нами нет церковного единства, но это не мешает существованию добрососедских отношений.

На прошедшей 12 марта встрече с послом Республики Армения в России О.Е.

Есаяном, Святейший Патриарх Кирилл отметил: «Наши отношения уходят вглубь веков Близость наших духовных идеалов, единая нравственная и духовная система ценностей, в которой живут наши народы, являются фундаментальной составляющей наших отношений».

Читатели нашего портала часто задают вопрос: «В чем различие между православием и армянским христианством»?

Протоиерей Олег Давыденков, доктор богословия, заведующий кафедрой восточно-христианской филологии и восточных Церквей Православного Свято-Тихоновского Богословского Университета отвечает на вопросы портала «Православие и мир» о дохалкидонских церквях, одной из которых и является Армянская церковь.

В чем различие между православием и армянским христианством

— Отец Олег, прежде чем говорить об армянском направлении монофизитства, расскажите о том, что такое монофизитство и как оно возникло?

— Монофизитство — это христологическое учение, сущность которого состоит в том, что в Господе Иисусе Христе только одна природа, а не две, как учит Православная Церковь. Исторически оно появилось как крайняя реакция на ересь несторианства и имело не только догматические, но и политические причины.

Православная Церковь исповедует во Христе одно лицо (ипостась) и две природы – божественную и человеческую. Несторианство учит о двух лицах, двух ипостасях и двух природах. Монофизиты же впали в противоположную крайность: во Христе они признают одно лицо, одну ипостась и одну природу.

С канонической точки зрения различие между Православной Церковью и монофизитскими церквами заключается в том, что последние не признают Вселенские Соборы, начиная с IV-го Халкидонского, который принял вероопределение (орос) о двух природах во Христе, которые сходятся в одно лицо и в одну ипостась.

Армянская Церковь. Монофизиты

Название  «монофизиты» было дано православными христианами противникам Халкидона  (сами себя они называют православными). Систематически монофизитская христологическая доктрина сформировалась в VI в., благодаря прежде всего трудам Севира Антиохийского(+ 538 г.).

Современные нехалкидониты стараются модифицировать свое учение, утверждают, что их отцов обвиняют в монофизитстве несправедливо, поскольку те анафематствовали Евтиха1, но это изменение стилистики, не затрагивающее сути монофизитского вероучения. Работы их современных  богословов свидетельствуют о том, что принципиальных изменений их доктрины не происходит, существенных различий между монофизитской христологией VI в. и современной нет. Еще в VI в.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Чем знаменит храм Христа Спасителя

появляется учение о «единой сложной природе Христа», составившейся из божества и человечества и обладающей свойствами обоих естеств. Однако этим не предполагается признание во Христе двух совершенных природ – природы божественной и природы человеческой. Кроме того, монофизитство почти всегда сопровождается монофилитской и моноэнергистской позицией, т.е.

учением о том, что во Христе только одна воля и одно действие, один источник активности, которым является божество, а человечество оказывается его пассивным орудием.

— Отличается ли армянское направление монофизитства от других его видов?

— Да, отличается. В настоящее время существует шесть нехалкидонских церквей (или семь, если Армянский Эчмиадзинский и Киликийский католикосаты рассматривать, как две, де-факто автокефальных церкви). Древние Восточные церкви можно разделить на три группы:

1) Сиро-яковиты, копты и малабарцы (Маланкарская церковь Индии). Это монофизитство севирианской традиции, в основе которой лежит богословие Севира Антиохийского.

2) Армяне (Эчмиадзинский и Киликийский католикасаты).

3) Эфиопы (Эфиопская и Эритрейская церкви).

Армянская церковь в прошлом отличалась от остальных нехалкидонских церквей, даже сам Севир Антиохийский был анафематствован армянами в VI в. на одном из Двинских соборов как недостаточно последовательный монофизит.

На богословие Армянской церкви значительное влияние оказывал афтартодокетизм (учение о нетленности тела Иисуса Христа с момента Воплощения).

Появление этого радикального монофизитского учения связано с именем Юлиана Галикарнасского, одного из основных оппонентов Севира внутри монофизитского лагеря.

В настоящее время все монофизиты, как показывает богословский диалог, выступают с более-менее одинаковых догматических позиций: это христология, близкая к христологии Севира.

Говоря  об армянах, следует отметить, что сознание современной Армянской церкви характеризуется выраженным адогматизмом.

Если другие нехалкидониты церкви проявляют немалый интерес к своему богословскому наследию и открыты для христологической дискуссии, то армяне, напротив, мало интересуются собственной христологической традицией.

В настоящее время интерес к истории армянской христологической мысли проявляют скорее некоторые армяне, сознательно перешедшие из Армяно-Григорианской церкви в Православие, причем, как в самой Армении, так и в России.

Армянская Церковь. Диалог

Ведется ли сейчас богословский диалог с Дохалкидонскими церквами?

— Ведется с переменным успехом. Итогом такого диалога между Православными христианами и Древневосточными (Дохалкидонскими) церквами стали так называемые Шамбезийские соглашения. Одним из основных документов является Шамбезийское соглашение от 1993 года, которое содержит согласованный текст христологического учения, а также содержит механизм восстановления общения между «двумя семьями» Церквей через ратификацию соглашений синодами этих Церквей.

Христологическое учение этих соглашений имеет целью найти компромисс между Православными и Древневосточными церквами на основе богословской позиции, которую можно было бы охарактеризовать как «умеренное монофизитство».

В них содержатся двусмысленные богословские формулы, которые допускают монофизитское толкование.

Поэтому реакция в православном мире на них не однозначна: четыре Православные Церкви их приняли, некоторые приняли с оговорками, а некоторые принципиально против этих соглашений.

Русская Православная Церковь также признала, что эти соглашения недостаточны для восстановления евхаристического общения, поскольку в них содержатся неясности в христологическом учении. Требуется продолжение работы по устранению неясных толкований.

Например, учение Соглашений о волях и действиях во Христе можно понять и дифизитски (православно) и монофизитски. Все зависит от того, как читающий понимает соотношение воли и ипостаси. Рассматривается ли воля, как принадлежность природы, как в православном богословии, или она усвояется ипостаси, что характерно монофизитству.

Второе Согласованное заявление от 1990 года, которое лежит в основе Шамбезийских соглашений 1993 года, не дает ответа на этот вопрос.

С армянами же сегодня вряд ли вообще возможен догматический диалог, по причине отсутствия с их стороны интереса к проблемам догматического характера. После того, как в середине 90-х гг. стало понятно, что диалог с нехалкидонитами зашел в тупик, Русская Православная Церковь начала двухсторонние диалоги – не со всеми нехалкидонскими Церквями вместе, а с каждой в отдельности.

В результате определилось три направления для двусторонних диалогов: 1) с сиро-яковитами, коптами и армянским Киликийским католикосатом, согласившимися вести диалог только в таком составе; 2) Эчмиадзинским католикосатом и 3) с Эфиопской церковью (это направление не получило развития). Диалог с Эчмиадзинским католикосатом не затрагивал вопросов догматических.

Армянская сторона готова обсуждать вопросы социального служения, пастырской практики, различные проблемы общественной и церковной жизни, но к обсуждению догматических вопросов интереса не обнаруживает.

— Как монофизиты сегодня принимаются в Православную Церковь?

— Через покаяние. Священнослужители принимаются в сущем сане. Это древняя практика, так принимали нехалкидонитов и в эпоху Вселенских Соборов.

С протоиереем Олегом Давыденковым беседовал Александр Филиппов.

Источник: https://www.pravmir.ru/v-chem-raznica-mezhdu-pravoslaviem-i-armyanskim-xristianstvom/

Почему армяне крестятся слева направо — Благочестие

Рубрика: Основы веры

Первой страной, принявшей христианство как государственную религию стала Великая Армения (располагалась на Армянском нагорье). До сих пор невозможно точно определить год, когда Армения приняла христианство и появилась Армянская Церковь.

Традиционно считается, что принятие христианства царем Трдатом и последующее Крещение страны произошло в 301 году. Ряд историков это событие относят к 314-315 годам.

Согласно преданиям, христианство в Армении проповедовали апостолы Фаддей и Варфоломей, которые считаются просветителями Армении.

Армянская церковь святой Гаяне (Эчмиадзинский монастырь)

Во время Халкидонского Собора, проходившего в 451 году, был принят догмат о “двух естествах” Иисуса Христа. В нем говорится, что Спаситель есть одновременно и Бог, и человек. Он в одном Лице соединил две природы: божественную и человеческую.

Именно поэтому Иисус Христос называет Себя Сыном Божиим (Ин.: 10, 36) и Сыном Человеческим (Мк.: 2, 10). Как Бог Он совершает чудеса: исцеляет, воскрешает, повелевает стихиями природы.

А как Человек спит, ест, пьет, испытывает голод, терпит страдания и смерть.

Представители Армянской Церкви не смогли присутствовать на Халкидонском Соборе из-за войны на территории их страны. В итоге они не приняли учение о двух естествах Иисуса Христа. По их мнению, у Спасителя только одна божественная природа, которая полностью заменила человеческую, и лишь мысленно последняя может различаться от божественной.

В результате долгой дискуссии Армянская Апостольская Церковь полностью отделилась от Вселенской Церкви в начале VI века. В течение многих веков между представителями Православной и Армянской Церквей происходили попытки налаживания диалога. Рассматривалась возможность восстановления Евхаристического общения между двумя Христианскими Церквями.

Но прийти к консенсусу до сих пор не удалось.

Армянская Церковь и Православие

Армяне Православные или нет? Сама Армянская Церковь причисляет себя к Православной и называется Армянская Апостольская Православная Святая Церковь (Православная – в смысле истинности веры). Армянские христиане признают в качестве Православных Церквей: Коптскую, Эфиопскую, Сирийскую, Индийско-Малабарскую.

Халкидонские Церкви (принявшие две природы Иисуса Христа как догмат), по мнению армян Православными не считаются, Их обозначают просто Русская Церковь, Греческая Церковь и так далее. С точки зрения Русской Православной Церкви армяне считаются “монофизитами”. Так называют признавших  одну Божественную природу Спасителя и впавших в заблуждение (ересь). Соответственно, Армянская Церковь не относится к Вселенской Православной Церкви.

Армянская Церковь: отличия от Православия

Православная Церковь признает 7 Вселенских Соборов. Армяне – только первые 3 дохалкидонских Вселенских Собора: Первый (в Никее в 325 году), Второй (в Константинополе в 381 году), Третий (в Эфесе в 431 году). Соответственно, Православная Церковь признает божественную и человеческую природу Иисуса Христа, Армянская только божественную.

В Армянской Церкви существует матах – традиция, подразумевающая приношение дара Богу через милостыню. Этот обряд чаще всего происходит в виде большой трапезы для нуждающихся, бедных и больных. Приглашать на нее своих близких запрещается. Матах является не догматическим установлением Армянской Церкви, а благочестивой традицией.

На Литургии в Армянской Церкви используется пресная просфора (Ншхар), в Православной – квасная. 

Крестятся армяне слева направо, тогда как православные справа налево.

Отличается и армянский крест. На нем редко можно увидеть распятого Христа, зато на можно увидеть листья. Они символизируют жизнь, через Спасителя побеждающую смерть.

В Армянских храмах нет иконостаса и все священнодействия в алтаре совершаются на виду у молящихся в храме, кроме богослужений на Страстной Седмице. В Православных храмах алтарная часть отделена от основной части храма иконостасом. Также  характерно малое количество икон в армянских церквях, домашняя молитва совершается перед распятием. В православных церквях особо почитаются образы Бога и Его святых угодников. Поэтому зачастую в храмах присутствует множество различных икон.

Если армянский священник овдовел, то ему разрешается жениться повторно. В Православии священнослужителю допускается лишь один брак.

Взаимоотношения Русской Православной Церкви с Армянской Апостольской Церковью

В наши дни между Русской Православной Церковью и Армянской Апостольской ведется традиционный диалог о двух природах Спасителя. Но к общему решению прийти пока не удается. Православному христианину запрещается причащаться в Армянской церкви и участвовать в других церковных Таинствах. Но при переходе из Армянской Церкви в Православие повторное крещение не требуется. Совершается лишь Таинство Покаяния, чаще всего сопровождаемое миропомазанием.

Многие Святые Отцы убеждали монофизитов отказаться от этого ошибочного суждения.

Святой Никита Стифат писал:

“честный христианин не может признавать одну природу в Иисусе Христе – ведь в таком случае либо это только божественная природа, и тогда Он не стал человеком, не спас и не очистил нашу природу от искажения, либо это человеческая природа, и тогда Он при воплощении перестал быть Богом, что абсурдно, либо это какая-то новая, богочеловеческая природа, сложенная из двух, но тогда это значит, что Он и не единоприроден Отцу и Духу, и не единоприроден Деве Марии и прочим людям, и таким образом Он не будет известен ни как Бог, ни как человек”. (Первое обличительное слово против армян, 5)

При догматическом расхождении между Православной и Армянской церквями исторически существуют дружеские отношения. Напряжения между верующими никогда не наблюдалось. На Руси  всегда доброжелательно относились к армянским купцам. При Петре Первом российские войска пытались освободить армян от персидского и турецкого владычества. Освобождение Армении заняло много лет. За это время и до наших дней сохранились братские отношения между двумя христианскими народами.

Источник: https://opv-ak.ru/obychai/pochemu-armyane-krestyatsya-sleva-napravo.html

Почему армяне православные

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † —  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Часто стоит вопрос о том, армяне католики или православные? Основной в Армении принято считать Армянскую апостольную церковь. Соответственно те, кто являются прихожанами данной церкви считаются православными. Но есть также и течение, которое отделилось от основной церкви и образовало Армянскую католическую церковь.

Православие в Армении

По преданиям появление в Армении христианства датируется еще 1 веком н. э. Говорят, что в тот момент на территории государства проповедовали апостолы Иисуса Варфоломей и Фаддей. Именно их считают принято считать основателями Армянской апостольной церкви. В документах встречается дата 301 год, когда царь Трдат III своим указом провозгласил христианство государственной религией. Именно тогда Армения стала первой христианской страной в мире.

Почему армяне православные? По последним переписям отмечают, что к:

  • Армянской апостольной церкви относят 92,6 % населения,
  • Армянской евангелистской церкви – 1%,
  • Армянской католической церкви – 0,5%,
  • Свидетелям Иеговы – 0,3%,
  • Православные – 0,25%,
  • Молокане – 0,1%,
  • Другие верования – 0,26%.

Многие церковнослужители отмечают, что уже длительное время между нашими церквами нет единого церковного взаимопонимания, но это не мешает добрососедским отношениям.

Армянская апостольна церковь

Окончательно дать ответ на вопрос, армяне православные или нет, можно узнав больше о религии данного государства. Хоть армян и относят к христианам, но есть определенные отличия, которые имеют разницу между этой и католической, православной и протестантской церквями.

Часто ее относят к такой группе как монофизитские церкви. В то время как Православная является диофизитской. То есть армяне признают в Христе только божественное начало, а вот Православная – и божественное, и человеческое.

В армянской церкви есть некоторые отличия в проведении некоторых основных обрядов. Так к ним относят:

  1. При проведении таинства Крещения взрослого или ребенка, его трижды опрыскивают водой и трижды окунают в воду.
  2. Миропомазание соединено вместе с обрядом крещения.
  3. Во врем причастия используют только чистое, не разведенное водой вино и квашеный (бездрожжевой) хлеб. Он должен быть замочен в вине.
  4. В день Соборования таинство проходят только духовные лица сразу же после смерти.

Армяне верят в святых, но не в чистилище. Праздников у армян меньше, но они строго соблюдают посты. Основной молитвой считается молитва Айр Мер (Отче Наш). Читают ее на древнеармянском языке.

Лучшая статья для Вас, переходите:  Мужские браслеты на руку православные

Уже было сказано, что есть определенные отличия между православной и армянской апостольной церковь. Но стоит отметить, что данная церковь совершает также крещение «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», как и Православная Церковь. Если у Вас есть желание перейти в Православие, то сделать это можно с помощью чина присоединения.

Присоединение армян к православной церкви

Еще в своей книге священно-церковнослужителя Булгакова описаны основные пункты данного вопроса. Относительно армян там указано, что если они не получили миропомазание или конфирмации от своих пастырей, то они должны пройти таинство миропомазания.

Если обряд миропомазания уже произведен, то стоит провести покаяние, а также отречение от заблуждений и причащение. Священники говорят о том, что необходимо отказаться от вероучительных заблуждений Армянской церкви и правильного исповедования Православия.

Для того, чтобы перейти в Православие необходимо прийти в приход к священнику и обратить к нему свою просьбу. Он расскажет Вам все тонкости и различия, а также поможет правильно написать письмо прошение правящему архиерею о присоединении.

Отпевание в храме

Следующим интересующим вопросом является, можно ли отпевать армян в православном храме? Необходимо помнить о том, что церковь разделяет таких два понятия как:

  • молитва об иноверцах,
  • отпевание и служба панихиды по ним.

Читать молитву не запрещается, а вот чин отпевания и панихиды должны проводится только в том случае, если умерший или отпеваемый является верным членом Православной церкви.

Может ли армянин быть крестным у православного

Необходимо помнить о том, что члены Армянской церкви являются христианами, но не православными. А крестным для православного может стать только православный христианин. Именно поэтому он не может быть восприемником. Но есть исключение в том случае, если он самостоятельно примет Православие.

Помните, что отличия в религиях, церквях есть всегда. Просто некоторые совершенно незначительные и не ведут к серьезным разногласиям. Но есть и такие, на основе которых могут быть вызваны и религиозные распри. Переходить и присоединятся или нет к другой церкви – добровольное решение только самого верующего. Только его сердце может подсказать правильное решение в данном вопросе.

Господь всегда с Вами!

Источник: https://ikona-i-molitva.info/pochemu-armyane-pravoslavnye/

Когда Армения приняла христианство? Зарождение христианства в Армении. Армянская апостольская церковь

Армянская апостольская церковь является одной из самых древних в христианстве. Когда Армения приняла христианство? По этому поводу существует несколько мнений ученых-историков. Однако все они рассматривают даты, близкие к трехсотому году нашей эры. Считается, что эту религию в Армению принесли апостолы — ученики Иисуса.

По данным переписи населения, проведенной в Армении в 2011 году, среди ее жителей христианство исповедуют около 95 %. Армянская апостольская церковь имеет свои особенности, касающиеся догматики, обрядов, отличающих ее и от византийского православия, и от римского католицизма. При богослужении применяется армянский обряд.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как по церковному имя Костя

Подробнее об этой церкви, а также о том, когда Армения приняла христианство, будет рассказано в статье.

Истоки

Зарождение христианства в Армении происходило очень давно. Появление самых первых христиан на территории этой страны относят к первому веку новой эры. Армения стала самым первым государством во всем мире, которое официально стало христианским. Эти события тесно связаны с именами святого Григория Просветителя и царя Трдата.

Но кто принес христианство в Армению? По преданию, это были два апостола, последователи учения Иисуса – Фаддей и Варфоломей. По преданию, сначала Варфоломей проповедовал совместно с апостолом Филиппом в Малой Азии.

Затем он повстречался с Фаддеем в армянском городе Арташат, где они и начали учить этот народ христианству. Армянская церковь почитает их в качестве своих основателей, поэтому называется «апостольской», то есть восприемницей учения апостолов.

Ими в качестве первого епископа Армении был поставлен Закария, исполнявший эту обязанность с 68 по 72 год.

Рассматривая вопрос о том, как и когда Армения приняла христианство, кратко остановимся на сведениях о жизни Фаддея и Варфоломея. У первого из них существует еще несколько имен: Иуда Фаддей, Йегуда Бен-Йаков, Иуда Иаковлев, Левий. Он был братом еще одного из двенадцати апостолов – Иакова Алфеева. В Евангелии от Иоанна описана сцена, в которой во время Тайной вечери Иуда Фаддей спрашивает Христа о его будущем воскресении.

При этом, чтобы отличать его от Иуды, предавшего Учителя, он поименован как «Иуда, не Искариот». Этот апостол читал проповеди в Аравии, Палестине, Месопотамии, Сирии. После принесения религиозного учения в Армению, он погиб там смертью мученика во 2-й половине I века нашей эры. Предполагается, что его могила находится в северо-западной части Ирана, в монастыре его имени. В Соборе Святого Петра в Ватикане хранится часть мощей Иуды Фаддея.

Варфоломей Нафанаил

Так зовут апостола Варфоломея. Он был одним из первых учеников Иисуса Христа. Художественно он изображается в одежде светлых цветов, украшенной золотым рисунком. В руке он держит нож, являющийся символом его мученичества – с Варфоломея содрали кожу. Судя по всему, он являлся родственником апостола Филиппа, так как именно тот привел его к Учителю. Когда Иисус увидел Варфоломея, он сказал, что это Израильтянин, в котором отсутствует лукавство.

Предание повествует о такой истории гибели этого апостола. По навету языческих жрецов брат царя армян Астиага пленил его в городе Альбане. Затем Варфоломей был распят вниз головой. Однако и после этого он не прекратил свою проповедь. Тогда он был снят с креста, с него живого содрали кожу и обезглавили. Верующие подобрали части тела апостола, поместили их в раку из олова и похоронили в том же городе Альбане.

Из истории двух апостолов видно, что путь христиан в Армении к вере был совсем не простым.

Григорий – просветитель армян

После апостолов основная роль в распространении христианства среди армян принадлежит Григорию Просветителю, святому, который первым возглавил Армянскую церковь, став Католикосом всех армян. Житие святого Григория (в том числе и повествование об обращении в христианство Армении) описал автор IV века Агафангел. Также он составил сборник, называющийся «Книга Григориса». Он состоит из 23 проповедей, приписываемых этому святому.

Агафангел рассказывает, что отец Григория Апак был подкуплен царем персов. Он убил армянского царя Хосрова, за что и он сам, и вся его семья были истреблены. Только младшего сына кормилице удалось увезти на ее родину в Турцию, в Кесарию Каппадокийскую, которая являлась центром распространения христианской религии. Там мальчика окрестили, назвав Григорием.

Повзрослев, Григорий направился в Рим, чтобы искупить вину своего отца. Там он начал служить сыну убитого царя – Тиридату. Его имя также записывается как Трдат.

Крещение царя

В рассказе о том, когда Армения приняла христианство, важная роль принадлежит этому персонажу. Взяв в качестве военной поддержки римских легионеров, Тиридат приехал в 287 году в Армению. Здесь он возвратил себе престол в качестве царя Трдата III. Первоначально он относился к одним из самых жестоких гонителей христианских верующих.

Трдат за исповедование христианства приказал заключить святого Григория в темницу, где тот томился целых 13 лет. Так случилось, что царь впал в безумие, но с помощью молитв Григория он был исцелен. После этого царь Великой Армении уверовал в Единого Бога, принял крещение и объявил христианство государственной религией. По всей Армении началось искоренение наследия дохристианской культуры.

Далее поговорим о мнениях различных ученых о конкретном годе принятия христианства в Армении.

Споры ученых

Как уже было сказано выше, среди исследователей не существует единого мнения по этому вопросу. Приведем взгляды наиболее известных из них.

  • Традиционно считается, что Армения приняла христианство в 301 году. Исходя из этого, 1700-летие этой даты было отпраздновано армянами в 2001 году.
  • В энциклопедии «Ираника» говорится о том, что в вопросе датировки присутствуют проблемы. Ранее называлась дата, соответствующая 300-му году, а исследователи, относящиеся к более поздним, стали относить данное событие к 314–315 годам. Хотя это предположение и является вполне вероятным, достаточных доказательств оно не имеет.
  • Что касается «Энциклопедии раннего христианства», то в ней в качестве даты, принятой на сегодняшний день, называется 314-й год. Эта версия поддерживается авторами «Кембриджской истории христианства».
  • Польский арменолог К. Стопка считает, что решение перейти в новую религию было принято на собрании в Вагаршапате, состоявшемся в 313 году.
  • По данным «Энциклопедии Британика», Армения, первой принявшая христианство на государственном уровне, сделала это около 300-го года.
  • Историк К. Тревер называет промежуток времени между 298-м и 301-м годом.
  • Американский историк Н. Гарсоян указывает, что, начиная со второй половины XX века, датой христианизации Армении считался 284-й год, затем ученые стали больше склоняться к 314-му. Однако более тщательные исследования, проведенные в последнее время, говорят о более поздней дате.

Как видим, дата принятия христианства Арменией на сегодняшний день окончательно не установлена, работа исследователей продолжается. Есть мнение самой Армянской церкви, которая называет 301 год.

Принятие христианской веры явилось стимулом для появления у армян письменности. Она была необходима для того, чтобы осуществить перевод Библии и другой религиозной литературы. До этого момента христианские богослужения в Армении совершались на двух языках – сиро-арамейском и греческом. Это сильно затрудняло понимание и усвоение основ вероучения простыми людьми.

Помимо этого, был и еще один фактор. К концу IV века наблюдалось ослабление Армянского царства. Перевод Священного Писания стал необходимым, чтобы христианство смогло сохраниться в качестве господствующей религии в стране.

Во времена католикоса Саака Партева в Вагаршапате созвали церковный собор, где было принято решение о создании армянского алфавита. В результате долгих трудов архимандрит Месроп создал армянский алфавит в 405-м году. Вместе с учениками он осуществил множество переводов на армянский язык Священного Писания. Архимандрит и другие переводчики были причислены к лику святых. Ежегодно церковь отмечает день Святых Переводчиков.

Древнейший христианский храм в Армении

Одним из самых значительных религиозных и культурных центров Армении является Вагаршапат. Это город, находящийся в Армавирской области. Его основатель – царь Вагарш. Город стал духовным центром армянского народа еще с начала IV века. достопримечательность здесь – это Эчмиадзинский кафедральный собор. В переводе с армянского «Эчмиадзин» значит «Сошествие Единородного».

Это самый главный и один из древнейших храмов христианства, где находится престол Верхового Каталикоса. По преданию, место для его строительства было указано Григорию Просветителю самим Иисусом, откуда и взято его название.

Возведение и реставрация

Он возведен в IV–V веках, пережил массу реконструкций. Изначально в плане он представлял собой прямоугольник, а после перестройки стал собором с центральными куполами. С течением времени сооружение было дополнено такими крупными конструктивными деталями, как колокольня, ротонды, ризница, другими постройками.

Строился и перестраивался собор не одно столетие. Сначала он был деревянным, а в VII веке стал каменным. В XX веке построили новый алтарь из мрамора, им же выложили и церковный пол. Также здесь обновили и дополнили внутренние росписи.

Источник: https://FB.ru/article/382625/kogda-armeniya-prinyala-hristianstvo-zarojdenie-hristianstva-v-armenii-armyanskaya-apostolskaya-tserkov

Церковный рейд: армянская апостольская церковь «Сурб Хач»

О том, что в городе существует армянская апостольская церковь, многие даже не догадываются — неприметный храм расположился в Постниковом овраге по соседству с городским зоопарком.

Но место стоит того, чтобы его найти: за высоким кирпичным забором скрываются стены цвета трюфеля, молодые виноградники во дворе и зеленеющая ухоженная лужайка. Увидеть их могут прихожане любой национальности.

«Большая Деревня» выяснила у настоятеля церкви «Сурб Хач», священника отца Киракоса Агосяна, чем отличаются армянская и русская церкви, как прихожан созывают на богослужения по смс, почему свечи нужно ставить в песок и как православные бабушки учат армян креститься.

Особенности армянской церкви

В 301 году Армения стала первой в мире страной, принявшей христианство в качестве государственной религии. Уже много веков русская и армянская церкви сохраняют добрососедские отношения, несмотря на конфессиональные различия.

Оба института исповедуют во Христе одно лицо и две природы — человеческую и божественную. Но в русской православной церкви, как объяснил отец Каракос, эта природа разделена, в армянской — соединена, но не смешана. «Когда Иисус плакал, он делал это как человек.

Когда творил чудо — это был уже Бог», — поясняет настоятель.

Если я поставил за упокой и молюсь за здоровье, это разве будет неправильно? Бог не услышит?

В Самару отец Киракос по распределению прибыл из Кишинёва

Если не брать в расчет различия в архитектурном облике, которые диктуют национальные особенности, резких расхождений у двух церквей нет.

В армянской так же проводят богослужения, отмечают Пасху и Рождество, устраивают обряды вроде крещения или венчания. Впрочем, прихожане, привыкшие к обилию икон и свечей, здесь растеряются.

Религиозных изображений совсем немного, а свечи ставят в песок, для которого выделена только одна площадка.

Каракос Агосян объясняет: «Не имеет значения, куда ставить свечку: ты общаешься с Богом и он понимает. Если я поставил за упокой и молюсь за здоровье, это разве будет неправильно? Бог не услышит?». По словам настоятеля, использование песка тоже не носит символического характера — это просто удобно: «Есть законы, которые обязательно нужно сохранить, а есть обычаи, которые для каждой церкви свои».

Появление храма в Самаре

Стены храма выкрашены в тон, гармонирующий с отделкой из национального камня туф

Прихожане жаловались, что бабульки в православных церквях пытались переучить армян креститься

Первый молитвенный дом армян, с конца XIX века располагавшийся на Садовой, 97, был ликвидирован в советский период — по понятным причинам. Церковь «Сурб Хач» («Святой крест» — прим. ред.) открылась в Самаре 17 ноября 2003 года после четырёхлетнего строительства. Храм возвели на деньги прихожан. Главным меценатом выступил руководитель армянской общины, бизнесмен Артур Мартиросян.

До этого религиозным самарским армянам приходилось ходить в русские храмы. Прихожане часто жаловались: бабульки в православных церквях пытались переучить их креститься на свой лад (армяне крестятся слева направо — прим. ред.).

Тем не менее, отмечает священник, до сих пор люди из общины и он сам ходят в православную церковь, ровно, как и наоборот — русские прихожане и священнослужители приходят поставить свечку в армянский храм.

Работать в полную силу новое место начало 1 апреля 2004 года. К этому времени в город перебрался и сам настоятель. В Самару Киракоса Агосяна перенаправили из Кишинева по решению каталикоса: священнослужителей распределяют в Армении, в религиозной столице страны — Эчмиадзине, где находится главный собор армянской церкви.

Язык здешних писаний и богослужений — староармянский

Сегодняшняя диаспора, по словам настоятеля, насчитывает в Самаре не более пятнадцати тысяч человек. В церковь приходит 30-40% от их числа. Первое время, отмечает он, о появлении «своего» храма многие армяне не знали — даже на праздничные богослужения приходило 3-4 человека.

С каждым годом ситуация улучшается. Этому во многом способствует отлаженное взаимодействие церкви с прихожанами: о дате и времени начала богослужений оповещают через смс-рассылку или в сообществах вконтакте и фейсбуке.

Русские иконы и армянские камни

Небольшая, но уютная церковь «Сурб Хач» вмещает около двухсот человек. Стены выкрашены в цвет трюфеля, чтобы гармонировать с отделкой из камня туф. Горная порода встречается только в Армении, и потому является одним из национальных символов. Чтобы чувствовать себя за границей комфортнее, армяне используют туф для отделки не только церквей, но и домов.

Большая часть икон и изображений в Сурб Хач — русские

Минималистичное оформление подчеркивает небольшое количество икон. «Для каждого народа церковь, как ребенок для родителей, — самая хорошая и красивая. Наши предки сделали так, чтобы картинок было немного.

Прихожане не должны отвлекаться на золотистые иконки» — объясняет священник. При этом большая часть изображений в «Сурб Хач» — русские.

Заменить их на национальные символы планируют после окончания реставрации церкви, которая стартовала в начале апреля: уже заказано четырнадцать армянских икон.

Большая часть изображений и икон в церкви — русские

После ремонта внешний вид храма изменится. Стены покрасят в светлые тона. По словам настоятеля, эти перемены несут не только эстетику. В 2015 исполнилось сто лет со времен армянского геноцида — в церкви решили, что до этого года здание будет темным в знак скорби, а после его перекрасят.

Сохранить язык и обыграть в футбол

Если ты забываешь свой язык, ты забудешь и свою родину

Армянская церковь всегда сопровождается эпитетом «национальная». Ее цель — сохранить культурные ценности своего народа.

«Церковь объединяет, причем не только в Армении — это особенно нужно за границей. Мы думаем не только о духовном, но и о том, чтобы сохранить родной язык. Россия для нас — вторая родина, но и первую мы забывать не должны.

Многие молодые люди сегодня не говорят на армянском, а значит, родной язык не будут знать ни их дети, ни внуки. Если ты забываешь свой язык, ты забудешь и свою родину», — отмечает отец Киракос Агосян.

Богослужения в церкви проходят на староармянском языке, на нем же слева от алтаря начертан «Отче наш».

Храм рассчитан на 200 прихожан

Представители местной молодежной общины дважды брали кубок по межконфессиональному футболу

Чтобы родившиеся в России дети росли билингвами и не забывали корни, при церкви существует воскресная школа. В обучают армянскому языку и истории родной страны 50 детей. Также местная малышня поет в хоре и занимается в танцевальном ансамбле «Варага». Нейминг кружка не случаен: Варага — название горы в западной Армении.

Представители молодежной общины — двукратные чемпионы по межконфессиональному футболу. За кубок в городе борются православные, католики, мусульмане и баптисты. Ближайшая религиозная игра с мячом пройдет 11 июня в МТЛ «Арена».

Каменная память

Проникнуться национальным колоритом можно, даже не заходя в церковь. На территории зеленеет лужайка и стоят хачкары — армянские памятники в виде стелы с резным изображением креста. Еще до окончания возведения церкви, в 2001 году, здесь появился первый из них — посвященный1700-летию принятия христианства армянами и символизирующий дружбу русского и армянского народов.

Сразу два монумента посвящены трагическим событиям, о которых здесь помнит каждый. Первый — память о геноциде и Спитакском землетрясении 1988 года, унесшем жизни 25000 армян, — даровала семья благотворителей из числа прихожан.

Сейчас памятник находится на реставрации. Еще один хачкар в прошлом году привезли из Армении — там из туфа изготовили крест в честь полутора миллионов человек, погибших во время геноцида.

Все они, объясняет отец Киракос, лишились жизни за веру и родину, а потому за них молятся, как за святых мучеников.

Один из памятников изготовлен в память о войне в Арцахе

Не забывают армяне и об еще одном «кровавом» событии, крайне болезненном для всего народа. Перед входом в церковь расположена статуя в память о войне в Арцахе, известной как Карабахский конфликт между армянским и азербайджанским народом.

Соседство с зоопарком не мешает. Это наш Ноев ковчег

Также на лужайке стоит деревянная беседка. В теплое время в ней собираются священнослужители и прихожане: читают Библию, обсуждают религиозные вопросы и насущные проблемы церкви. Рядом с беседкой разбили виноградник: первые небольшие гроздья собрали уже в прошлом году. Вскоре, рассказывает настоятель, на территории появится отдельное здание воскресной школы: по утвержденному проекту, в ней будет один этаж с классами и конференц-залом.

Школа расположится под боком у Самарского зоопарка. Такое соседство, по словам здешних служителей, церкви не мешает: «Мы считаем, что это наш Ноев ковчег» — объясняют они.

Подпишитесь на наш Instagram — только важные новости и красивые фото Самары

Источник: https://bigvill.ru/city/13550-tserkovnyj-rejd-armyanskaya-apostolskaya-tserkov-surb-hach/

Армянская апостольская церковь: история, отличия от русской православной церкви, структура и особенности — Точка Веры

Большинство историков считает, что официально армяне стали христианами в 314 г, причём это самая поздняя дата из предполагаемых. Многочисленные последователи новой веры появились здесь задолго до провозглашения Армянской церкви государственным учреждением.

Вера армянского народа считается первоапостольской, т. е. полученной непосредственно от учеников Христа. Несмотря на догматические различия, Русская и Армянская церкви поддерживают дружеские отношения, особенно в вопросах изучения истории христианства.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему произошел раскол христианской церкви

История церкви в Армении

До принятия христианства в древнем государстве на берегах Севана царствовало язычество, оставившее скудные памятники в виде каменных скульптур и отзвуков в народных обычаях. По преданию, апостолы Фаддей и Варфоломей положили начало разрушению языческих капищ и водворению на их местах христианских храмов. В истории Армянской церкви можно выделить следующие вехи:

  • I век: проповедь апостолов Фаддея и Варфоломея, определившая название будущей Церкви — Апостольская.
  • Середина II века: упоминание Тертуллиана о «большом количестве христиан» в Армении.
  • 314 г. (по некоторым данным — 301 г.) — мученичество святых дев Рипсиме, Гаиании и других, пострадавших на армянской земле. Принятие христианства царём Армении Трдатом III под влиянием своего слуги Григория, будущего святого Просветителя Армении. Постройка первого храма Эчмиадзин и утверждение в нём патриаршего престола.
  • 405 г.: создание армянского алфавита в целях перевода Священного Писания и богослужебных книг.
  • 451 г.: Аварайрская битва (война с Персией против насаждения зороастризма); Халкидонский Собор в Византии против ереси монофизитов.
  • 484 г. — удаление патриаршего престола из Эчмиадзина.
  • 518 г. — разделение с Византией в вопросах вероисповедания.
  • XII век: попытки воссоединения с Византийским православием.
  • XII — XIV века — попытки принять унию — соединиться с Католической церковью.
  • 1361 г. — удаление всех латинских нововведений.
  • 1441 г. — возвращение патриаршего престола в Эчмиадзин.
  • 1740 г. — отсоединение сирийской общины армян, религией которых стало католичество. Армянская Католическая церковь распространилась в Западной Европе, имеются приходы в России.
  • 1828 — вхождение Восточной Армении в состав Российской империи, новое наименование «Армяно-Григорианская церковь», отделение Константинопольского патриархата, оставшегося на территории Османской империи.
  • 1915 г. — уничтожение армян в Турции.
  • 1922 г. — начало репрессий и антирелигиозного движения в Советской Армении.
  • 1945 г. — избрание нового католикоса и постепенное возрождение церковной жизни.

Расхождение с православием

В настоящее время, несмотря на дружеские отношения между Православной и Армянскими церквями, нет евхаристического общения. Это значит, что их священники и епископы не могут служить вместе литургию, а миряне — креститься и причащаться. Причиной этому служат различия в вероучении или догматах.

Простые верующие, не изучающие богословия, могут не знать об этих преградах или не придавать им значения. Для них важнее обрядовые различия, причиной которых является история и национальные обычаи.

Догматические различия

В III−IV веках споры о вере были также популярны, как сейчас — политические баталии. Для решения догматических вопросов созывались Вселенские соборы, положения которых сформировали современное православное вероучение.

Одной из основных тем обсуждений была природа Иисуса Христа, кто Он был, Бог или человек? Почему Библия описывает Его страдания, которые не должны быть свойственны божественному естеству? Для армян и византийцев авторитет Святых Отцов церкви (Григория Богослова, Афанасия Великого и др.) был непререкаем, но понимание их учения оказалось разным.

Учение монофизитов было разобрано и осуждено на I. V. Вселенском соборе, где было принято учение о двух природах Христа — божественной и человеческой. Это означало, что Христос, оставаясь Богом, принял при рождении настоящее человеческое тело и испытал не только голод, жажду, страдания, но и душевные терзания, свойственные человеку.

Когда в Халкидоне (Византия) проходил Вселенский собор, армянские епископы не смогли принять участие в обсуждениях. Армения находилась в кровопролитной войне с Персией и на грани уничтожения государственности. В результате решения Халкидонского и всех последующих Соборов не были приняты армянами и началось их многовековое разделение с Православием.

Особенности обрядов

Обе Церкви отличаются и внешней, обрядовой стороной, что не является существенным препятствием для общения верующих. Наиболее заметны следующие особенности:

  • Хлеб, использующийся для служения литургии, у армян пресный, а вино для причастия не разбавляется водой. В Православной литургии применяется исключительно квасной (на дрожжах) хлеб и разбавленное вино.
  • Армяне крестятся тремя пальцами слева направо, а православные — справа налево.
  • Праздники Рождества и Крещения армяне совершают в один день, как это было в древности. В православном календаре они разделены Святками.
  • В армянском храме алтарь не отгорожен иконами, а при богослужении используется музыкальное сопровождение (орган).
  • Армянские иерархи не считают происхождение Благодатного Огня божественным, хотя не отрицают связанных с этой церемонией чудес, происходивших в разное время.
  • С начала XX века священникам-вдовцам ААЦ разрешено жениться во второй раз, а мирянам в крайнем случае — венчаться в субботние и воскресные дни Великого поста.

Существуют и другие особенности в богослужении, облачении священнослужителей и церковной жизни.

Ренегатство армян

Армянам, желающим перейти в православие, не придётся вновь креститься. Над ними совершается чин присоединения, где предполагается публичное отречение от учения еретиков-монофизитов. Только после этого христианин из ААЦ может приступать к православным Таинствам.

В Армянской церкви нет строгих установлений по поводу допуска православных к Таинствам, армянам также дозволяется причащаться в любой из христианских церквей.

Иерархическое устройство

Главой Армянской церкви является Католикос. Название этого титула происходит от греческого слова καθολικός — «всеобщий». Католикос возглавляет все поместные церкви, стоя выше их патриархов.

Главный престол находится в Эчмиадзине (Армения). В настоящее время католикосом является Гарегин II, 132-й глава церкви после Св. Григория Просветителя.

Ниже Католикоса находятся следующие священные степени:

  • Епископы, власть которых ограничена географическими регионами — епархиями. Сколько епархий, столько и епископов в церкви.
  • Священники, служащие на приходах. Если высшие степени занимают исключительно монахи, то священник может быть женатым, но рукополагается он только после рождения сына.
  • Иеромонахи — неженатые священники, давшие обет монашества. Они могут получать учёные степени архимандрита и протоархимандрита, дающие право учительствовать и проповедовать.
  • Дьяконы и чтецы, помогающие священникам в совершении богослужения и хозяйственных делах прихода.

Общины в России и Иерусалиме

Армянская диаспора в мире насчитывает около 7 миллионов человек. Все эти люди скреплены народными традициями, связанными с религией. В местах постоянного проживания армяне стараются воздвигнуть храм или часовню, где собираются для молитвы и праздников.

В России церкви с характерной древней архитектурой можно встретить на Черноморском побережье, в Краснодаре, Ростове-на-Дону, Москве и других крупных городах. Многие из них называются в честь Великомученика Георгия — любимого святого всего христианского Кавказа.

Армянская церковь в Москве представлена двумя красивыми храмами: Воскресения и Преображения. Преображенский собор — кафедральный, т. е. в нём постоянно служит епископ. Неподалёку находится его резиденция. Здесь расположен центр Ново-Нахичеванской епархии, включающей в себя все бывшие республики СССР кроме кавказских. Воскресенский храм расположен на национальном кладбище.

Самая древняя епархия ААЦ находится в Иерусалиме. Здесь её возглавляет патриарх, имеющий резиденцию при храме Св. Иакова. По преданию, храм построен на месте казни Апостола Иакова, неподалёку находился дом иудейского первосвященника Анны, перед которым истязали Христа.

Кроме этих святынь, армяне хранят и главное сокровище — пожалованную Константином Великим третью часть Голгофы (в храме Воскресения Христова).

Эта собственность даёт право армянскому представителю наряду с Иерусалимским Патриархом участвовать в церемонии Святого Света (Благодатного Огня).

В Иерусалиме ежедневно совершается служба над Гробом Божией Матери, принадлежащим в равных долях армянам и грекам.

События церковной жизни освещаются телевизионным каналом Шагакат на территории Армении, а также англо- и армяноязычным каналом Armenian Church на . Патриарх Кирилл с иерархами РПЦ регулярно принимают участие в торжествах ААЦ, связанных с многовековой дружбой русского и армянского народов.

Источник: https://achair-city.ru/obryady/armyanskaya-apostolskaya-tserkov-istoriya-otlichiya-ot-russkoj-pravoslavnoj-tserkvi-struktura-i-osobennosti.html

Чем Армянская Апостольская Церковь отличается от православной? — Судьба инфо

Христианский мир секуляризирован настолько, что европейские народы, некогда бывшие оплотом евангельских ценностей, называют постхристианской цивилизацией. Светскость общества позволяет воплощать самые фантасмагорические стремления.

Новые нравственные ценности европейцев вступают в противоречие с тем, что проповедует религия. Армения является одним из немногих примеров верности тысячелетним этнокультурным традициям.

В этом государстве на самом высоком законодательном уровне свидетельствуется о том, что многовековой духовный опыт народа является национальным достоянием.

Какая религия в Армении официальная

Более 95% трехмиллионного населения страны являются членами Армянской апостольской церкви. Эта христианская община — одна из древнейших в мире. Ортодоксальные теологи относят закавказское сообщество верующих к пяти другим, так называемым антихалкидонитским общинам. Устоявшееся богословское определение не дает исчерпывающего ответа на вопрос о том, какая религия в Армении.

Православные называют армян монофизитами — признающими во Христе одну физическую сущность, армянские богословы православных обвиняют в обратном. Эти догматические тонкости понятны только теологам.

При ближайшем рассмотрении оказывается, что взаимные обвинения ошибочны. Официальное название сообщества верующих в Армении — «Единая Святая Вселенская Апостольская Православная Армянская Церковь».

Первое христианское государство в мире

За целое десятилетие до принятия Миланского эдикта императором Константином Великим, в 301 году царь Трдат III порвал отношения с язычеством и провозгласил христианство государственной религией. Во времена страшных гонений на последователей Иисуса по всей Римской империи властитель совершил решительный и неожиданный шаг. Этому предшествовали бурные события в Закавказье.

Император Диоклетиан официально провозглашает Трдата царем Армении, являвшейся частью римской провинции Каппадокии. В 287 году он, при посредничестве римских легионов, возвращается на родину и вступает на престол.

Будучи язычником, Трдат принимается ревностно исполнять религиозные обряды, повелевая при этом начать преследование христиан. Жестокая казнь 40 девушек-христианок совершает крутой поворот в судьбе царя и его подданных.

Великий просветитель армянского народа

Крещение целого народа произошло благодаря просветительской деятельности святого Григория. Он являлся потомком знатного рода Арксаидов. За исповедание веры Григорий перенес множество мучений.

По молитвам святого Трдат был наказан психическим заболеванием за мучение христианок. Григорий тирана заставил покаяться. После этого царь был исцелен.

Уверовав во Христа, он крестился вместе со своими придворными.

В Кесарии — главном городе Каппадокии — в 302 году Григорий был возведен в сан епископа. После возвращения в Армению он начинает крестить народ, строить храмы и школы для проповедников. В столице царя Трдата III по откровению свыше святой основал храм, названный впоследствии Эчмиадзин. От имени просветителя Армянская церковь именуется григорианской.

Столетия борьбы

Христианство, как официальная религия Армении, стало раздражителем владык соседней Персии. Иран предпринял решительные действия к искоренению новой веры и насаждению зороастризма. Этому немало способствовали проперсидски настроенные землевладельцы. С 337 по 345 году Шапур II, казнив десятки тысяч христиан в самой Персии, совершает ряд разорительных походов в Закавказье.

Шахиншах Йездигерд II, желая укрепить позиции в Закавказье, в 448 году прислал ультиматум. Собранный в Арташате Собор духовенства и мирян дал ответ, что армяне признают светскую власть персидского властителя, но неприкосновенной должна остаться религия. Армения этим постановлением отвергла предложение о принятии чуждой веры.

Началось восстание. В 451 году на Аварайрском поле произошло самое крупное в истории страны сражение. Хотя защитники и проиграли битву, гонения были приостановлены.

После этого еще тридцать лет Армения боролась за свою веру, пока в 484 году не был заключен мирный договор с Персией, по которому армянам было разрешено свободно исповедовать христианство.

Административное устройство Армянской апостольской церкви

До 451 года Армянская апостольская церковь представляла одну из поместных общин единой христианской Церкви. Однако вследствие неверной оценки постановлений четвертого Вселенского Собора возникло недоразумение. В 506 году Армянская церковь официально отделилась от византийской, что существенно повлияло на историю государства, его политическую и общественную деятельность.

Основная религия Армении исповедуется на пяти континентах более 9 миллионами верующих. Духовным главой является патриарх-каталикос, в титуле которого значится, что он является духовным вождем Нации как в самой Армении, так и армян в рассеянии по всему миру.

Резиденция армянского патриарха с 1441 года находится в монастыре Эчмиадзин.

В юрисдикции Католикоса находятся епархии на территории всех стран СНГ, а также в Европе, Иране, Египте, Северной и Южной Америке, Австралии и Океании, викариатства в Индии и на Дальнем Востоке.

Эчмиадзинскому католикосату подчиняются в каноническом плане армянские патриархи в Стамбуле (Константинополе), Иерусалиме и Великий Дом Киликии (современный г. Козан в Турции).

Особенности Армянской церкви

Армянская церковь является практически моноэтническим религиозным сообществом: подавляющее большинство верующих армяне.

К этой конфессии принадлежит малочисленная община удин на севере Азербайджана и несколько тысяч азербайджанских татов.

Для ассимилированных армянами цыган боша, кочующих в Закавказье и Сирии, это тоже родная религия. Армения сохраняет григорианское летоисчисление церковного календаря.

Литургические особенности следующие:

  • Хлеб для причащения используется, как в католической традиции, опресночный, а вино не растворяется водой.
  • Литургия служится исключительно по воскресным дням и по особым обстоятельствам.
  • Таинство соборования совершается только над священнослужителями, причём тотчас после смерти.

Богослужения в армянских храмах совершаются на древнем языке грабар, проповедь священник произносит на современном армянском языке. Крестятся армяне слева направо. Священнослужителем может стать только сын священника.

Церковь и государство

В соответствии с Конституцией, Армения является светским государством. Конкретного законодательного акта, определяющего, что христианство — это государственная религия Армении, нет.

Однако духовно-нравственная жизнь общества не мыслится без участия Церкви. Так, президент Армении Серж Саргсян считает жизненно важными взаимодействие государства и церкви.

В своих выступлениях он заявляет о необходимости сохранения отношений между светской и духовной властью как на современном историческом этапе, так и в будущем.

Армянское законодательство устанавливает определенные ограничения на свободу деятельности других религиозных конфессий, тем самым показывая, какая религия в Армении является доминирующей. Принятый еще в 1991 году Закон Республики Армения «О свободе совести» регламентирует положение Апостольской церкви как общенационального религиозного объединения.

Другие религии

Духовный облик общества формирует не только ортодоксальная религия. Армения является родным домом для 36 приходов общины Армянской католической церкви, которых именуют «франками».

Франки появились в XII веке вместе с крестоносцами. Под воздействием проповеди иезуитов небольшая община армян признала юрисдикцию Ватикана.

Со временем, поддерживаемые миссионерами Ордена, они объединились в Армянскую католическую церковь. Резиденция патриарха находится в Бейруте.

Источник: https://sudbainfo.ru/chem-armyanskaya-apostolskaya-cerkov-otlichaetsya-ot-pravoslavnoj.html

Армянская Церковь — история, обычаи, отличия от Православия | Православиум

Рубрика: Основы веры

Первой страной, принявшей христианство как государственную религию стала Великая Армения (располагалась на Армянском нагорье). До сих пор невозможно точно определить год, когда Армения приняла христианство и появилась Армянская Церковь.

Традиционно считается, что принятие христианства царем Трдатом и последующее Крещение страны произошло в 301 году. Ряд историков это событие относят к 314-315 годам.

Согласно преданиям, христианство в Армении проповедовали апостолы Фаддей и Варфоломей, которые считаются просветителями Армении.

Армянская церковь святой Гаяне (Эчмиадзинский монастырь)

Во время Халкидонского Собора, проходившего в 451 году, был принят догмат о “двух естествах” Иисуса Христа. В нем говорится, что Спаситель есть одновременно и Бог, и человек. Он в одном Лице соединил две природы: божественную и человеческую.

Именно поэтому Иисус Христос называет Себя Сыном Божиим (Ин.: 10, 36) и Сыном Человеческим (Мк.: 2, 10). Как Бог Он совершает чудеса: исцеляет, воскрешает, повелевает стихиями природы.

А как Человек спит, ест, пьет, испытывает голод, терпит страдания и смерть.

Представители Армянской Церкви не смогли присутствовать на Халкидонском Соборе из-за войны на территории их страны. В итоге они не приняли учение о двух естествах Иисуса Христа. По их мнению, у Спасителя только одна божественная природа, которая полностью заменила человеческую, и лишь мысленно последняя может различаться от божественной.

В результате долгой дискуссии Армянская Апостольская Церковь полностью отделилась от Вселенской Церкви в начале VI века. В течение многих веков между представителями Православной и Армянской Церквей происходили попытки налаживания диалога. Рассматривалась возможность восстановления Евхаристического общения между двумя Христианскими Церквями.

Но прийти к консенсусу до сих пор не удалось.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ангел Божий
Какие есть круги ада

Закрыть