Апсида • ru.knowledgr.com
В архитектуре, апсида (от латинского absis: «арка, хранилище» от греческой ἀψίς апсиды «арка»; иногда письменная апсида; множественные апсиды), полукруглый перерыв, покрытый полусферическим хранилищем или полусводом, также известным как Exedra.
В романском стиле, византийском и готическом христианском аббатстве, соборе и церковной архитектуре, термин применен к полукруглому или многоугольному завершению главного здания в литургическом Ист-Энде (где алтарь), независимо от формы крыши, которая может быть плоской, скошенной, куполообразной, или полусферической.
Определение
Апсида — полукруглое или многоугольное завершение к хору или проходам церкви. Относительно церковной архитектуры это обычно — имя, данное туда, где алтарь помещен или где духовенство усажено.
Апсида отделена от главной части церкви трансептом.
Особенности
Куполообразная апсида стала стандартной частью церковного плана в раннюю Нашу эру.
Связанные особенности
В Восточной православной традиции южная апсида известна как ризница и северная апсида как протезис. Различными духовными особенностями которого апсида может явиться частью, соединены здесь:
Алтарь
Алтарь (или святилище), непосредственно на восток вне хора содержит Главный престол, где есть один (сравните престол). Эту область резервируют для духовенства и поэтому раньше назвали «пресвитерией» от греческого presbuteros значение «старшего».
Chevet — часовни апсиды
Hemi-циклические хоры, сначала развитые на Востоке, прибыли, чтобы использовать во Франции в 470. Началом 13-го века они были увеличены с исходящими часовнями апсиды возле прохода хора, всей структуры Апсиды, Хора и исходящих часовен, становящихся известными как chevet (французский, «шлем»).
Известные северные французские примеры chevets находятся в готических соборах Амьена, Бове и Реймса.
Такие часовни излучения найдены в Англии в соборах Нориджа и Кентербери, но полностью развитая особенность чрезвычайно французская, хотя Симпатизирующий Франции знаток Генрих III ввел его в Вестминстерское аббатство.
Амбулаторный
«Амбулаторное» слово относится к изгибающемуся проходу в апсиде, которая проходит позади алтаря и хора, предоставляя доступ к часовням в chevet. «Амбулаторное» («идущий пространство») может относиться к проходам галереи, которые прилагают монастырь в монастыре, или к другим типам проходов вокруг края церкви, например в круглых церквях.
Галерея
Giulia1. Апсида JPG|Triple Базилики ди Санта Джулии, северная Италия.
Конец Stouen2.jpg|East церкви аббатства Сен-Уэна, показывая chevet, Руан, Морской Сеной.
Хранилище хора — Notre-Dame de la Dalbade — Тулуза jpg|A chevet хранилище апсиды.
Источник: https://ru.knowledgr.com/00299948/%D0%90%D0%BF%D1%81%D0%B8%D0%B4%D0%B0
Апсида. Апсиды в храмовой архитектуре
Апсида в архитектуре — что это? В каких сооружениях она применяется? Как эволюционировали апсиды с течением времени? Ответы на все эти вопросы вы найдете в нашей статье!
Апсида — это
В переводе с древнегреческого языка это слово означает «свод». Апсида — это пониженный выступ, примыкающий к основной части здания. Форма апсиды в плане может быть полуциркульной, прямоугольной или же сложной, неправильной.
Апсида – это архитектурный элемент, который перекрывается полукуполом или полусводом. Чаще всего этот термин применяется для обозначения пристроенных объемов с алтарем в архитектуре католических и православных культовых зданий.
Апсиды впервые начали применяться в древнеримских общественных зданиях прямоугольной формы.
Применение элемента в храмовой архитектуре
Чаще всего этот элемент используется именно в культовом зодчестве. В архитектуре христианских храмов апсида – это часть церкви, которая всегда (за редкими исключениями) ориентирована на восток. Именно в ней чаще всего располагается алтарь. Апсида без алтаря называется апсидиолой.
Но она может нести и чисто декоративную функцию или же иметь практическое применение. Так, в Высоко-Петровском монастыре в соборе Петра Митрополита эти элементы расположены по всем сторонам сооружения.
В православных храмах применяют нечетное число апсид – одну или три. В храмах Константинополя, построенных в IX-XIII веках, таких элементов было три и они использовались как самостоятельные алтари. В архитектуре католических храмов в апсидах находятся капеллы. Также апсидой могут называть внутреннюю часть храма полукруглой формы с алтарем и без разновысоких выступов. Этот прием используется в западноевропейской храмовой архитектуре.
Эволюция апсиды
Во времена готической архитектуры, с конца XII века, апсиды были в плане полуциркульной формы, а их стены возводились из кладки. Перемычки над проемами выполнялись сложной кладкой, а сам элемент венчался полукуполом. Полуциркульный план апсиды пришел в готику из архитектуры романской эпохи. Полукруглая форма применялась еще долгое время, несмотря на то что сферический свод уже не использовался.
В конце XIII века круглый план апсиды трансформируется в прямоугольный и многоугольный. Впервые этот прием использовался в начале этого же столетия в Шампани. Уже тогда возводились постройки с многоугольными апсидами. Также известен пример постройки собора капеллы хора в Реймсе, где на циркульном плане фундамента апсиды возводились граненые стены.
А вот в архитектуре Англии апсиды применялись и применяются крайне редко. Здесь центральная часть здания – неф, как правило, он упирается в прямую стену, украшенную витражами.
Источник: https://autogear.ru/article/203/922/apsida---eto-apsidyi-v-hramovoy-arhitekture/
Архитектура раннего христианства и Визинтии
Христианство было официально признано в 313 г., когда римский император Константин, издал Миланский эдикт. К 326 г. оно стало официальной религией Римской империи.
Византия, восточная часть Римской империи с новой столицей, Константинополем (ныне – Стамбул), протянулась от Милана и Кёльна на западе, до Сирии на востоке, Греции и Египта на юге.
Христианство нуждалось в новых архитектурных формах, но первоначально была использована античная базилика с прямо-угольным залом для собраний, которая могла служить для различных общественных целей и не была связана с язычеством. Она прекрасно подходила для христианских богослужений.
Базилика была обычной прямоугольной в плане, с полукруглой апсидой с восточной стороны и входом – с западной. В апсиде располагался алтарь. Интерьер базилики делился двумя рядами колонн на три нефа.
Внешний облик раннехристианских базилик был чрезвычайно простым, например фасад базилики Св. Петра. Это также относится и к храмам Ближнего Востока, например, церкови V в. в Турманине. Она типична для Сирии, с широкой аркой входа и двумя соединенными колоннадой башнями над западным фасадом.
Стены базилик обычно были из кирпича или перемежающихся кирпича и бетона с облицовкой из камня. Тип зданий в виде базилики оказался очень удобным для церковной архитектуры. Он использовался как в ранних христианских постройках, так и в поздних, как в римских, так и в византийских. Трансепт – поперечный неф между апсидой и пространством продольных нефов. В плане пересечение трансепта и нефа образует латинский крест.
Базилика Св. Петра. Рим (319- 322 гг.)
Базилика Св. Петра построена в Риме при Константине над могилой св. Петра. Этот пятинефный храм с большим трансептом и нартексом был ориентирован с запада (где находилась апсида) на восток. Атриум – это большой перистильный двор, расположенный перед входом. За ним находился широкий притвор, или нартекс, куда допускались верующие, еще не принявшие крещение.
Интерьеры храмов
Простой внешний облик ранних христианских церквей (III-V вв.) контрастировал с роскошью интерьера. Легкие арочные колоннады и тонкие, с большими окнами стены среднего нефа казались хрупкими, нематериальными. Это ощущение подчеркивал еще и свет, падающий из окон и из апсиды. Стены были покрыты полированным мрамором, мозаикой и фресками. Мраморные колонны завершались позолоченными капителями.
Пол был покрыт мраморной мозаикой, перекрытия позолочены. На всем этом играли блики света, подчеркивая переход от освещенной средней части к затененным боковым нефам. Апсида была украшена мозаикой с изображением Христа. В Риме капители, колонны и антаблемент часто переносились из античных построек. Апсида – полукруглый выступ, который находится в восточной торцовой части храма. Ее перекрывает полукупол или сомкнутый полусвод (конха).
В апсиде находится часть алтаря.
Центральный и боковые нефы были разделены рядами колонн с аркадами, опирающимися на них. Аркада могла быть двухъярусной. Перекрытие боковых нефов было ниже, чем центрального, позволяя окнам в верхней части стен центрального нефа – клерестория – освещать помещение сверху.
Боковые нефы иногда имели второй ярус, или хоры. Часто женщины во время службы стояли на хорах; если их не было, то мужчины и женщины находились вместе.
Алтарь в храме был приподнят на несколько ступеней и отделен от центрального нефа парапетом и алтарной преградой. Алтарная часть – вима, предназначалась только для священника. Отсюда он мог проследовать к амвону.
Амвон в раннехристианских и византийских церквях – кафедры, расположенные по сторонам хора или под центральным куполом. Символизирует камень у Гроба Господня. Обычно он был вырезан из камня и богато декорирован.
Стены и пол многих церквей были декорированы мозаикой из цветных мраморов, составляющих орнаментальный геометрический рисунок.
Базилика святого Димитрия в Салонниках
В центральном нефе базилики Св. Димитрия в Салониках были использованы античные колонны и капители.
Эта капитель украшена листьями аканта и орлами. Над ней расположен импост – верхний камень столба, служащий опорой арки. Здесь – в виде четырехгранной перевернутой пирамиды.
Центрический план
Раннехристианская архитектура заимствовала у римских построек центрический план, основывающийся на круге, кресте или многоугольнике. Эта форма была характерна для погребальных сооружений типа тумулусов.
Идея храма- мавзолея (мартириума), воздвигнутого над могилой христианского мученика, возникла в первые века христианства.
Развитие конструктивных возможностей таких храмов-мавзолеев привело к выделению купольной части со световым барабаном и развитию крестовокупольной системы во многих христианских храмах и баптистериях.
Мавзолеи
Раннехристианские гробницы следовали традиции римских мавзолеев, которые также были центричны. Они отличаются от своих римских прототипов тем, что строились обычно возле базилики. Большинство имело центральное пространство с колоннами и галереей.
Интерьеры мавзолеев были богато украшены, как, например, в мавзолее Констанции. Здесь мозаика покрывала стены. Ее сюжеты следовали четкой схеме: сначала геометрические орнаменты, затем виноградные лозы и путти и наконец ветхозаветные сцены в куполе.
Латеранский баптистерий. Рим (ок. 315 г.)
В эпоху раннего христианства строились специальные здания для крещения – баптистерии. Чаще всего они были центричны в плане, с куполом, опирающимся на цилиндр или восьмиугольник. Число 8 символизирует возрождение, потому что мир начался на восьмой день после Сотворения.
Мавзолей Констанции. Рим (350 г.)
Эта гробница, построенная для дочери Константина Констанции, – круглое, перекрытое куполом пространство. Прорезанный окнами барабан опирался на арки, которые поддерживал двойной ряд коринфских колонн, соединенных попарно импостами.
Равенна
Источник: https://delovoy-kvartal.ru/arhitektura-rannego-hristianstva-i-vizintii/
Апсида храмов Руси и готических соборов
Определение 1
Апсидой называют примыкающий к основному объему здания пониженный выступ. Он может быть полукруглым, граненым, прямоугольным или усложненным в плане.
Апсиды нередко перекрываются куполом или сомкнутым полусводом. Как правило, под термином «апсида» понимается алтарные объемы в религиозных сооружениях. Апсидиолой называют пониженный выступ небольшого размера, примыкающий к конструкции основного здания и не имеющий внутри себя алтаря. Считается, что первые апсиды появились в древнеримских базиликах.
Апсида храмов Руси
Как правило в христианских религиозных сооружениях апсида представляет собой алтарный выступ, ориентированный на восток. Надо сказать, что назначение апсид в христианских храмах может быть и иным (например, декоративным или утилитарным). Так, собор Петра Митрополита Высоко-Петровского монастыря имеет несколько апсид с каждой стороны. В католических храмах внутри апсиды могли размещаться капеллы.
Православные храмы Руси имели нечетное число апсид, как правило – одну или три. Константинопольские храмы, которые в некоторой степени являлись прообразом для древнерусских, часто могли иметь три апсиды, изначально использовавшиеся как три независимых друг от друга алтаря.
- Курсовая работа 470 руб.
- Реферат 260 руб.
- Контрольная работа 250 руб.
В XIV веке апсиды трехапсидных религиозных сооружений превращаются в алтарь, располагающийся в средней апсиде. Алтарь средней апсиды назывался протезисом или жертвенником, если располагался в северной части, и диаконником (ризницей), если располагался в южной апсиде. Ризница служила для хранения богослужебных книг, а также облачений, использовавшихся в литургии.
Рисунок 1. Успенский собор во Владимире. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В однотипных готических соборах можно увидеть вытянутую базилику с трехчастным делением и с вытянутыми апсидами. Классический православный храм выглядит идентично, он имеет однокупольное четырехстолпное перекрытие. Этот по истине уникальный вариант религиозного сооружения в России можно наблюдать на примере церквей Владимира и Новгорода.
Успенский собор во Владимире может показаться многокупольным, однако в действительности он является однокупольным, поскольку остальные купольные конструкции не функционируют.
Нагрузку от данного купола воспринимают четыре столпа, купол при этом имеет три апсиды, в которых располагается алтари. В данном случае перекрытие между куполом и карнизами потолка – есть отсутствие перегородок. Такая идея демонстрируют иллюзорную хрупкость.
Аналогичный принцип символического концептуализма применяется в готических соборах.
Единственным сходным по идейным и экстерьерным параметрам православным храмом в России является церковь Владимирской Иконы Божией Матери в селе Быково, на территории усадьбы М.М. Измайлова. Сходство наблюдается во внутреннем и внешнем убранстве сооружения:
- нервюрных сводах;
- ритмике средокрестия;
- вытянутых апсидах.
Архитектором данного храма считают В.И. Баженова, поскольку он является первым зачинателем русской псевдоготической архитектуры, однако, доказательств этому нет.
Готический собор и православных храм
Строительная отрасль всегда иллюстрирует представление времени о модели мира. «Миром» готического собора было средневековье, время рыцарской культуры и розенкрейцеров.
Надо сказать, что готическая архитектура не имеет конкретных авторов. Иногда в источниках указываются псевдонимы (например, Аббат Сугерий, который занимался реконструкцией церкви Сен-Дени в XII веке). В этой связи можно утверждать, что готика является безымянным архитектурным стилем.
В XI веке существовало множество мастеров-каменщиков, а также художников-архитекторов, которые предпочитали остаться в тени. В то время стать Мастером было непросто – необходимо было сдать экзамен. Для того, чтобы его сдать, требовался высочайший уровень подготовки. В некоторой степени Мастер сдавал экзамен на сооружение-шедевр.
Рисунок 2. Церковь Сен-Дени. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Все готические соборы имеют похожий план сооружения в виде вытянутого прямоугольника. Обычно такой собор имеет трехчастное деление. Собор Парижской Богоматери и Реймский Собор наглядно иллюстрирует это. Нижняя часть готического собора называется «корабль», средняя – «трансепт», верхняя – «алтарная часть».
Ключевой особенностью готического собора является способ соединения стрельчатого свода с системой подпорок.
Такая конструктивная схема ведет к тому, что нагрузку от сводчатого покрытия воспринимают лишь столбы, а стеновые конструкции не участвуют в передаче усилий, поскольку боковое давление «корабля» передается на контрфорсы.
Центральная часть собора в плане имеет вид креста. Каждый готический собор имел глубочайший смысл. В непосредственном удалении от каждого из них обычно располагался университет (но не в современном, классическом понимании). По этому принципу была построена Сорбонна. Данный университет являлся в то время источником тайных знаний. У цеха мастеров каменных работ также существовала своя архитектурная наука.
Внешний фасад готического собора создает впечатление незаконченности сооружения. Данный эффект производят колокольные башни. Считается, что это является задумкой архитекторов, поскольку в то время символом башни являлось познание, а познание всегда бесконечно.
Замысел готической архитектуры содержит и православный храм. У него также есть подкупольное пространство, трансепт, называемый иконостасом и алтарь. Здесь также наблюдается эволюция готического пространства (трансепта) в православный иконостас, т.е. трансепт трансформируется в вертикаль.
Замечание 1
Трехчастность православного храма и готического собора имеет общую идею Святой Троицы. «Корабль» здания отдается телу, трансепт отображает душу, а алтарь – дух. Поскольку тело и душа связаны друг с другом, а дух – нет, апсида храмов и имеет несколько обособленный характер.
Источник: https://spravochnick.ru/arhitektura_i_stroitelstvo/apsida_hramov_rusi_i_goticheskih_soborov/
Апсида — это Апсиды в храмовой архитектуре
Апсида в архитектуре — что это? В каких сооружениях она применяется? Как эволюционировали апсиды с течением времени? Ответы на все эти вопросы вы найдете в нашей статье!