Данте рядом не валялся: Девять кругов современного ада, в котором мы живем (Версия web 3.0)
Сюда попадают соседи с перфоратором, владельцы автомобилей с неисправной сигнализацией и прочие грешники, издающие непотребные звуки среди ночи или ранним утром.
После смерти этих людей прикуют к раскаленной скале раскаленными же цепями. Каждый день (в семь утра) туда будет прилетать орел, чтобы клевать им уши. Через сутки уши снова отрастут. И так – вечность.
Круг второй
Посмертная обитель грешников, которые спамят в ленту на фейсбуке по сорок чекинов за день, а также для тех, кто в любой компании утыкается носом в смартфон, не реагируя на внешние раздражители, даже если у раздражителей красивая грудь.
Второй круг – жуткое место, где на входе грешникам выдают последнюю модель айфона, но на территории отсутствует вай-фай и в наличии всего одно зарядное устройство. От старой версии Нокия-3210.
Круг третий
Долина вечных страданий, куда попадают Интернет-тролли, проплаченные комментаторы и те, кто ставит «двойки» на Одноклассниках.
Третий круг – торжество безысходности. Здесь есть вай-фай. И нет файервола. Полный Интернет заблуждающихся людей и некрасивых женщин. Но все мученики третьего круга забанены. Совсем. Везде.
Круг четвертый
Здесь ожидают провайдеров, которые проводят техническое обслуживание, когда нормальным людям надо в рейд. Провайдеров держат в крохотных одиночных камерах, где Совсем Ничего Не Происходит.
Несчастные разбивают кулаки, пытаясь докричаться хоть до кого-то. Они согласны на котлы и серу, на что угодно, лишь бы было разнообразие.
А в ответ – тишина, и лишь раз в час механический голос сообщает грешникам, что их выпустят сразу по окончанию технических работ. То есть – спустя вечность вечностей подряд.
Круг пятый
Персональный ад для людей, которые при жизни были «выше всего этого». На первый взгляд, это место ничем не напоминает ад – пчелки, березки, цветочки. Но посреди этого вечного лета лежит привязанный к бревну грешник, и огромная циркулярная пила медленно режет его на маленькие кусочки. Пилу достаточно просто выдернуть из сети, но проходящие мимо люди этого не замечают, потому что один из них держит фотографию котика, а остальные кричат «мимими».
Круг шесть и семь
Шестой и седьмой круги ада объединены, по сути, в один, разделенный стеной, уходящей в зловещие ярко-красные небеса.
Здесь совсем нет чертей – по одну сторону от Стены страдают злостные неплательщики потребительских кредитов и ипотеки, а пытают их бывшие коллекторы, специально обученные пыткам.
По другую сторону от Стены креатив и вовсе зашкаливает – там бывшие неплательщики потребительских кредитов и ипотеки пытают своих коллекторов. Черти ходят к бывшим неплательщикам на мастер-классы, потому что в старом добром аду сочинять такие изощренные мучения давно уже разучились.
Круг восемь
На входе в предпоследний круг стоят огромные кованые ворота из черного железа. Над воротами надпись: «Do you want enlarge you pennis?». Мрачную тишину нарушают жуткие крики – здесь страдают спамеры. Грешники лежат на спине, прикованные к земле, и на них падает дождь из раскаленных железных табличек. На табличках написано что-то вроде: «Я только что подписал эту петицию, может быть, Вы присоединитесь ко мне?».
Круг девять
Последний круг выглядит, на первый взгляд, вполне традиционно: ну, котлы, ну жаровни, ну, кожу костяными ножами сдирают – время как будто замерло в этом страшном месте. За одним маленьким исключением: девятый круг ада – место для телевизионных репортеров, идеологов и редакторов.
Которым удалось провести журналистское расследование и выяснить, что отсюда есть выход. Маленькая лазейка в рай. Для этого нужно всего-навсего прочесть простенькое заклинание силами представителей всех девяти кругов, собравшихся вместе.
И бывшие журналисты снимают репортажи, берут интервью, проводят ток-шоу, пишут острые заметки, в конце концов. Но. Им. Никто. Не. Верит.
Источник: https://pics.ru/krugi-ada-web30
9 кругов Ада по Данте — Блоги творческих и интересных людей
Попасть хотя бы в один круг чрезвычайно просто. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B4_%28%D0%
1 круг — Лимб
Александр Литовченко Первый круг Ада — Лимб, где пребывают души тех, кто в неправедных делах уличен не был, но умер некрещенным. В Лимбе обитают античные философы и поэты (кроме того, Вергилий), здесь же находились Ной, Моисей и Авраам — все праведники, упомянутые в Ветхом Завете, — но затем им позволили вознестись в Рай.
Страж: Харон.
Наказание: скорбь без боли.
2 круг — Сладострастие
William Blake У входа путешественников встречает царь Минос (справедливый судья и отец Минотавра), который распределяет души по кругам. Здесь все покрыто мглой и постоянно бушует буря — порывы ветра швыряют души тех, кого на путь греха толкнула любовь. Возжелал чужую жену или мужа, жил в разврате — твоя душа будет носиться неприкаянной над бездной вечно.
Страж: Минос.
Наказание: кручение и истязание бурей.
3 круг — Чревоугодие
Цербер В этом круге заключены обжоры: здесь вечно льет ледяной дождь, души вязнут в грязной жиже, а демон Цербер обгладывает попавшихся под когтистую лапу заключенных.
Страж: Цербер.
Наказание: гниение под солнцем и дождем.
4 круг — Жадность
Гюстав Доре Обитель тех, кто «недостойно тратил и копил», гигантская равнина, на которой стоят две толпы. Толкая грудью грузы, они идут навстречу друг другу, сталкиваются и затем расходятся, чтобы начать все сначала.
Страж: Плутос.
Наказание: вечный спор.
5 круг — Гнев и Лень
Гюстав Доре Гигантская река, а вернее Стигийское болото, куда ссылают за лень и гневливость. Все круги до 5-го — пристанище несдержанных, а несдержанность считается меньшим грехом, чем «злоба или буйное скотство», и поэтому страдания душ там облегчены по сравнению с теми, кто обитает на дальних кругах.
Страж: Флегий.
Наказание: вечная драка по горло в болоте.
6 круг — Для еретиков и лжеучителей
Фурии Пламенеющий город Дит (Дитом римляне звали Аида, бога подземного царства), который сторожат сестры Фурии с клубками змей вместо волос. Здесь царит неизбывная скорбь, а в раскрытых гробницах, словно в вечных печах, покоятся еретики и лжеучителя. Переход к 7-му кругу огражден зловонной пропастью.
Стражи: Фурии.
Наказание: быть призраком в раскаленной могиле.
7 круг — Для насильников и убийц всех мастей
Гюстав Доре Степи, где вечно идет огненный дождь и взгляду предстает одно и то же: страшные муки душ, запятнавших себя насилием. Сюда попадают и тираны, и убийцы, и самоубийцы, и богохульники, и даже игроки (которые бесмыссленно истребляли собственное имущество). Грешников раздирают собаки, на них охотятся гарпии, их варят в алом кипятке, превращают в деревья и заставляют бегать под струями пламени.
Страж: Минотавр.
Наказание: кипеть в кровавой реке, изнывать в знойной пустыне у горящего потока, быть терзаемыми гарпиями и гончими псами.
8 круг — Для обманувших недоверившихся
Сандро Боттичелли Пристанище сводников и обольстителей состоит из 10 рвов (Злопазухи, Злые Щели), в центре которых лежит самый страшный — 9-й — круг Ада. Поблизости мучаются прорицатели, гадатели, колдуньи, взяточники, лицемеры, льстецы, воры, алхимики, лжесвидетели и фальшивомонетчики. В этот же круг попадают священники, торговавшие церковными должностями.
Страж: Герион.
Наказание: грешники идут двумя встречными потоками, бичуемые бесами, влипшие в кал зловонный, туловища некоторых закованы в скалы, по ступням струится огонь. Кто-то кипит в смоле, и, если высунется, черти вонзают багры. Закованных в свинцовые мантии ставят на раскаленную жаровню, грешников потрошат и мучают гады, проказа и лишай.
9 круг — Для отступников и предателей всех сортов
Источник: https://www.beesona.ru/id14946/blogs/4884/
История одного шедевра: «Карта Ада» Боттичелли
Боттичелли изобразил ад в виде воронки.
Некрещеные младенцы и добродетельные нехристиане в лимбе преданы безболезненной скорби; сладострастники, попавшие во второй круг за похоть, терпят кручение и истязание ураганом; чревоугодники в третьем круге гниют под дождём и градом; скупцы и расточители перетаскивают тяжести с места на место в четвертом круге; гневливые и ленивые вечно дерутся в болотах пятого круга; еретики и лжепророки лежат в раскалённых могилах шестого; всевозможные насильники, в зависимости от предмета надругательства, мучаются в разных поясах седьмого круга — кипят во рву из раскаленной крови, терзаемы гарпиями или изнывают в пустыне под огненным дождем; обманщики не доверившихся томятся в щелях восьмого круга: кто влип в кал зловонный, кто кипит в смоле, кто в цепи закован, кто мучим гадами, кто выпотрошен; и девятый круг уготовлен тем, кто обманул. В числе последних и вмёрзший в лед Люцифер, который терзает в трёх своих пастях предателей величества земного и небесного (Иуду, Марка Юния Брута и Кассия — предателей Иисуса и Цезаря соответственно).
Карта Ада была частью большого заказа — иллюстрирования «Божественной комедии» Данте. Неизвестны точные даты создания манускриптов. Исследователи сходятся, что Боттичелли начал работу над ними в середине 1480-х и с некоторыми перерывами был занят ими до смерти заказчика — Лоренцо Великолепного Медичи.
Фрагмент карты ада. (wikipedia.org)
Сохранились не все страницы. Предположительно, их должно быть около 100, до нас дошло 92 манускрипта, из них полностью раскрашено четыре. Несколько страниц с текстом или цифрами пусты, что говорит о том, что Боттичелли не завершил работу. Большинство же — это эскизы.
В то время бумага была дорогой, и художник не мог просто взять и выбросить лист с неудавшимся наброском. Поэтому Боттичелли сначала работал серебряной иглой, выдавливая рисунок. На некоторых манускриптах видно, как менялся замысел: от композиции в целом до положения отдельных фигур.
Только когда художник был удовлетворен эскизом, он обводил контуры чернилами.
Мучения грешников. (wikipedia.org)
На оборотной стороне каждой иллюстрации Боттичелли указал текст Данте, который пояснял рисунок.
Контекст
«Божественная комедия» — это своего рода ответ Данте на события его собственной жизни. Потерпев фиаско в политической борьбе во Флоренции и будучи изгнанным из родного города, он посвятил себя просвещению и самообразованию, в том числе изучению античных авторов. Неслучайно в «Божественной комедии» проводником является Вергилий, древнеримский поэт.
Ужасы ада. (wikipedia.org)
Темный лес, в котором герой заблудился, — это метафора грехов и исканий поэта. Вергилий (разум) спасает героя (Данте) от страшных зверей (смертные грехи) и проводит через Ад в Чистилище, после которого на пороге рая уступает место Беатриче (божественная благодать).
Страдания грешников. (wikipedia.org)
Судьба художника
Боттичелли был из семьи кожевника, подростком был отдан в ученики к ювелиру. Однако выполнять эскизы и рисовать мальчику нравилось гораздо больше. Погружаясь в мир фантазий, Сандро забывал об окружающем. Он превращал жизнь в искусство, и искусство становилось для него жизнью.
«Весна», 1482. (wikipedia.org)
Среди своих современников Боттичелли не воспринимался как гениальный мастер. Тогда вообще категориями гениальности о современниках не мыслили. Чем больше заказов, тем, значит, выше аристократия ценила художника. И Боттичелли пережил и взлет, когда его мастерская была загружена чрезвычайно, а сам Папа Римский приглашал его расписывать Сикстинскую капеллу, и падение, когда аристократия отвернулась от прекрасного Сандро.
«Рождение Венеры», 1484−1486. (wikipedia.org)
Боттичелли покровительствовали Медичи, известные ценители искусства. Вазари пишет в жизнеописании, что последние годы живописец провел дряхлым нищим стариком, но это не так.
Значительное влияние на художника оказало знакомство с монахом Джироламо Савонаролой, который в своих проповедях убедительно призывал покаяться и отказаться от роскоши. После признания монаха виновным в ереси Боттичелли практически закрылся от мира в своей мастерской. Последние годы он мало работал, страдая душой и телом. Скончался художник на 66-м году жизни во Флоренции.
Источник: https://diletant.media/articles/37471211/
9 кругов ада по Данте
Сегодня для вас красочный путеводитель по кругам ада из «Божественной комедии» Данте Алигьери. Теперь вы убедитесь, что в этом мире еще не все так плохо. ☺
Данте Алигьери «Божественная комедия»: как путешествие в загробный мир может быть комедией, и почему она «божественная»
«Божественная комедия» — плод всей второй половины жизни и творчества Данте Алигьери; это его последнее и самое зрелое произведение, над которым он работал в период между 1308 и 1321 годами. В нём с наибольшей полнотой воплотилось его мировоззрение, как последнего великого поэта средних веков.
Как путешествие в загробный мир может быть комедией? Почему она названа божественной? Читайте дальше.
Почему «комедия»?
Видимых причин назвать свое произведение именно комедией, а не трагедией у Данте было две. И обе они обоснованы тогдашними литературными канонами.
Во-первых, это особенности развития сюжета: скорбное и страшное вначале повествование завершается радостным концом, что характерно именно комедиям.
Во-вторых, произведения, принадлежавшие к жанрам «высокой литературы», писались тогда исключительно на латинском языке. Данте же написал свою «Комедию» на итальянском.
Эпитет «божественная» и вовсе не принадлежит Данте. Так стали называть ее позже. Существует мнение, что первым ее так назвал Боккаччо, придя в восхищение от прочитанного.
Краткий обзор путешествия Данте
«Божественная комедия» состоит из трех частей — «Ада», «Чистилища» и «Рая». В своем произведении Данте отошел от религиозного видения, но сделал содержание своего произведения более глубоким.
Каждый из разделов на уровне сюжета также делится на меньшие части, которые отвечают кругам Ада, семи грехам, от которых люди и избавляются в Чистилище и «уровням» Рая.
Такое построение поэмы помогает писателю «классифицировать» человеческие пороки, высказав собственное отношение к тому, насколько страшным или, наоборот, достойным уважения, на мысль самого Данте, есть тот или иной поступок.
Круги Данте
По мнению Данте Алигьери, перед самым входом в ад можно встретить людей, которые провели скучную жизнь — не делали они ни зла, ни добра.
1 круг
Первый круг ада называется Лимб. Стражем его является Харон, который перевозит души усопших через реку Стикс. В первом круге ада мучения испытывают младенцы, которых не крестили, и добродетельные нехристиане. Они обречены на вечное страдание безмолвной скорбью.
2 круг
Второй круг ада охраняет Минос — несговорчивый судья проклятых. Страстных любовников и прелюбодеев в этом круге ада наказывают кручением и истязанием бурей.
3 круг
Цербер — страж третьего круга, в котором обитают чревоугодники, обжоры и гурманы. Все они наказаны гниением и разложением под палящим солнцем и проливным дождём.
4 круг
Плутос властвует в четвёртом круге, куда попадают скупцы, жадины и расточительные личности, неспособные совершать разумные траты. Наказание им — вечный спор при столкновении друг с другом.
5 круг
Пятый круг представляет мрачное и угрюмое место, охраняемое сыном бога войны Ареса — Флегием. Чтобы попасть на пятый круг ада, нужно быть очень гневным, ленивым или унылым. Тогда наказанием будет вечная драка на болоте Стикс.
Встреча Данте с Вергилием и начало их странствия по загробному миру.
6 круг
Шестой круг — это Стены города Дита, охраняемого фуриями — сварливыми, жестокими и очень злыми женщинами. Глумятся они над еретиками и лжеучителями, наказание которым — вечное существование в виде призраков в раскалённых могилах.
7 круг
Седьмой круг ада, охраняемый Минотавром, — для тех, кто совершил насилие.
Круг разделён на три пояса:
Первый пояс носит название Флагетон. В него попадают совершившие насилие над своим ближним, над его материальными ценностями и достоянием. Это тираны, разбойники и грабители. Все они кипят во рву из раскалённой крови, а в тех, кто выныривает, стреляют кентавры.
Второй пояс — Лес самоубийц. В нём находятся самоубийцы, а также те, кто бессмысленно растрачивал своё состояние, — азартные игроки и моты. Транжир истязают гончие псы, а несчастных самоубийц рвут на клочки Гарпии.
Третий пояс — Горючие пески. Здесь пребывают богохульники, совершившие насилие над божествами, и содомиты. Наказанием служит пребывание в абсолютно бесплодной пустыне, небо которой капает на головы несчастных огненным дождём.
8 круг
Восьмой круг ада состоит из десяти рвов. Сам круг носит название Злые щели, или Злопазухи.
Стражем является Герион — великан с шестью руками, шестью ногами и крыльями. В Злых щелях несут свою нелёгкую судьбу обманщики.
Первый ров наполнен обольстителями и сводниками. Все они идут двумя колоннами навстречу друг другу, при этом их постоянно истязают бесы-погонщики.
Во втором томятся льстецы. Их наказанием являются зловонные испражнения, в которых любители лести погрязли навеки.
Третий ров занят высокопоставленными духовными лицами, которые торговали должностями церкви. Наказанием для них служит заточение туловища в скалу, головою вниз, по ступням струится раскалённая лава.
Четвёртый ров до краёв заполнен звездочётами, колдуньями, гадателями и прорицателями. Их головы вывернуты на пол-оборота (в сторону спины).
В пятом находятся взяточники, которых бесы варят в смоле, а тех, кто высунется, — протыкают баграми.
Шестой ров заполнен закованными в свинцовые мантии лицемерами.
В седьмом находятся воры, с которыми совокупляются земные гады: пауки, змеи, лягушки и так далее.
В восьмой ров попадают лукавые советчики, души которых горят в адском огне.
Девятый ров служит пристанищем для зачинщиков раздора. Они подвергаются вечным пыткам — потрошениям.
В десятый ров попадают лжесвидетели и фальшивомонетчики. Лжесвидетели бегают, обуреваемые яростью, и кусают всех, кого встретят. Фальшивомонетчики изуродованы водянкой и умирают от постоянной жажды.
9 круг
Девятый круг ада — это Ледяное озеро Коцит. Этот круг охраняют суровые стражи-гиганты по имени Эфиальт, сын Геи и Посейдона — Антей, полубык, полузмея — Бриарей и Люцифер— стражник дороги к чистилищу. Этот круг имеет четыре пояса — Пояс Каина, Пояс Антенора, Пояс Толомея, Пояс Джудекка.
В этом круге томятся Иуда, Брут и Кассий. Кроме них, также попасть в этот круг обречены предатели — родины, родных людей, близких, друзей. Все они вмёрзли в лёд по шею и испытывают вечные муки холодом.
Откуда взялась идея о путешествии в загробный мир?
Литературная традиция путешествий в загробный мир сформировалась еще в античной культуре. Известен мифологический рассказ о сошествии в Аид Орфея за своей женой Евридикой. Гомер в 11-й песни «Одиссеи» рассказывает о том, как герой его спустился в подземное царство:
Вдруг ко мне подошла душа Антиклеи умершей,Матери милой моей, Автоликом отважным рожденной.
В Трою в поход отправляясь, ее я оставил живою.
Ко времени работы Данте над Комедией (1307-21гг.) на Западе учение о чистилище было общепринято.
Ад Данте изображает в виде глубокой воронки, конец которой доходит до центра земли. Представление о том, что ад находится в глубине земли, соответствует общехристианскому учению. Оно опирается на библейское учение: «А те, которые ищут погибели душе моей, сойдут в преисподнюю земли» (Пс.62:10).
Во время Своей Крестной смерти Спаситель сошел во ад, чтобы вывести оттуда праведников: «А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?» (Еф.4:9). При всей определенности указаний на место нахождения ада, Священное Писание нигде не говорит о пространственной структуре преисподней. В Комедии ад имеет архитектурные формы. Он изображен неким симметричным антиподом храма.
Деление ада на девять вертикально расположенных отделений не встречается ни в Священном Писании, ни у святых отцов.
В Комедии девять есть производное от числа три (3х3), которое является для Данте универсальным. Число три определяет метрический ритм всего произведения. В Библии число три выражает первую и совершенную полноту. Бог открывает Себя как Отец, Сын и Дух Святой (Мф.28:19); о Христе свидетельствуют дух, вода и кровь (1Ин.5:8); серафимы трижды провозглашают пред Господом: свят, свят, свят (Ис.6:3;Откр.4:8).
Мир сотворен Божественной Троицей. Поэтому печать троичности лежит на всем тварном мире. Человек трехсоставен (дух, душа и тело). Время делится на три периода (прошлое, настоящее и будущее). Через любые три точки пространства, не лежащие на одной прямой, проходит единственная плоскость. Девять кругов ада у Данте, по-видимому, образованы по аналогии с девятью небесами согласно с астрономией Клавдия Птолемея.
В литературе о Данте уверенно называется 1300 год временем странствия в загробный мир. Основано это на интерпретации первого стиха Комедии:
Земную жизнь пройдя до половины,Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.
В средневековых произведениях, повествующих о посещении загробного мира, авторам сопутствуют ангел или кто-либо из святых. Хотя Данте представляет свое путешествие как сонное видение, его ведет по аду и чистилищу представитель языческого мира – поэт Гораций (65 — 8 гг. до Р.Х.).
Это указывает на то, что описанное в Комедии посещение запредельного мира есть не больше, чем литературный прием.
Впечатление это усиливается по мере того, как мы встречаем уже в первых песнях известные мифологические персонажи: Харона, лодочника сумрачной реки; три Фурии, кровавы и бледны и гидрами зелеными обвиты; Цербер, хищный и громадный, собачьим лаем лает на народ.
При чтении Комедии может родиться вопрос: имел ли право Данте помещать кого-либо в ад? Не является ли это делом Божественного Суда. Автор Комедии не берет на себя то, что принадлежит только одному Богу.
Он создал литературное произведение в целях разрешения тех мучительные моральных вопросов, которые глубоко затрагивали его жизнь. Это открывают нам его трактаты.
«О род человеческий, сколько бурь и невзгод, сколько кораблекрушений должен был ты претерпеть, чтобы, обратясь в многоголовое чудовище, ты стал метаться в разные стороны! Оба твоих интеллекта, а вместе с ними и сердце поражены болезнью, ты не врачуешь свой верховный интеллект неоспоримыми доводами, и лицезрением опыта не лечишь свой интеллект подчиненный, и равным образом не исцеляешь сердце свое сладостью Божественного увещания, возглашающего тебе трубою Духа Святого: «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!» [Се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе? [Пс.132:1]. (Монархия. Книга первая. XVI).
Цитаты из книги
«Поверь — когда в нас подлых мыслей нет, Нам ничего не следует бояться. Зло ближнему — вот где источник бед, Оно и сбросит в пропасть, может статься».
«Не для того на свете мы живем, Чтоб смерть застала нас в блаженной лени!»
«А если стал порочен целый свет, То был тому единственной причиной Сам человек: лишь он – источник бед, Своих скорбей создатель он единый».
«Нельзя, чтоб страх повелевал уму; Иначе мы отходим от свершений».
«когда желанье справедливо, То надо молча следовать ему».
«Мы истину, похожую на ложь,
Должны хранить сомкнутыми устами,
Иначе срам безвинно наживешь».
«Бояться должно лишь того, в чем вред
Для ближнего таится сокровенный;
Иного, что страшило бы, и нет».
«О гнев безумный, о корысть слепая,
Вы мучите наш краткий век земной.
И в вечности томите, истязая!»
«Обман, который всем сердцам знаком,
Приносит вред и тем, кто доверяет,
И тем, кто не доверился ни в чём».
Кем был Данте Алигьери
Точная дата рождения Данте Алигьери (1265-1321) неизвестна. Впрочем, есть сведения, что 26 мая 1265 года он был крещён во Флоренции под именем Дуранте.
Данте — итальянский поэт, мыслитель, политический деятель, один из основоположников литературного итальянского языка. В своём творчестве поэт неоднократно затрагивал вопросы морали и веры в Бога.
Родился во Флоренции, образование получил, вероятно, в школе правоведения в Болонье; занимал административные должности в родном городе, участвовал в военных кампаниях. Из-за поражения партии, к которой принадлежал, Данте вынужден был навсегда покинуть Флоренцию (1302). После этого жил в ряде итальянских городов и, по некоторым данным, в Париже. Скончался в изгнании в Равенне.
INVICTORY теперь на , Instagram и Telegram!
Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!
Источник: https://www.invictory.org/articles/reviews/books/3638-dante-aligeri-bozhestvennaya-komediya-kak-puteshestvie-v-zagrobnyj-mir-mozhet-byt-komediej-i-pochemu-ona-bozhestvennaya
Круги ада по Данте — схема загробного мира для грешников
Рай и ад существуют в представлении людей, и многие умы на протяжении веков занимает вопрос: как выглядит место, куда перемещаются души? Ответы пытаются дать писатели и художники, а люди смотрят на мир их глазами. Никто не знает достоверно, как выглядит Преисподняя, но многим известно, что собой представляют круги ада по Данте Алигьери.
Что такое круги ада?
Впервые понятие ада появилось в библейском Новом Завете. Христиане были убеждены, что грешники после смерти попадают в загробный мир, где подвергаются страданиям и мучениям. Пройдя через 7 кругов ада, они очищаются от скверны и могут быть приняты в рай.
К каждой секции четко привязан определенный грех, наказание за него определено заранее. Никто не называет точно, сколько кругов ада должен пересечь провинившийся, но иерархия преисподней меняется в католицизме.
Количество кругов увеличил до девяти Аристотель, а потом его идею подхватил итальянский мыслитель Данте Алигьери.
9 кругов ада по Данте
В своем известнейшем произведении «Божественная комедия» Алигьери выстраивает ясную схему построения загробного мира. В нем каждый вновь прибывший, точнее его душа, попадает на свой уровень – так называемый круг ада.
Данте не стал первым, кто придал подземному миру такую структуру, но его девять кругов ада получили красочное и подробное описание. Как правило, «Божественную комедию» часто вспоминают, когда заходит речь о Преисподней и ее внешнем виде.
Круги ада Данте расположены в форме огромной воронки, узкий конец которой упирается в самый центр Вселенной.
Количество 9 не случайно. Можно разделить девятку на 3 по 3, а это число это имеет символическое значение для Данте:
- его главное произведение состоит из трех частей;
- у каждого человека имеется три силы души (животная, природная, жизненная);
- тройка напоминает о христианской Троице и годах жизни Иисуса – 33.
Первый круг ада у Данте
Если верить авторитетному источнику по устройству загробного мира – «Божественной комедии» – попасть в него можно, если пройти через густой лес, покрытый сумраком. Алигьери начинал «размещать» грешников еще до входа в ад. Перед воротами по его замыслу толпились:
- так называемые жалкие души, которые при жизни сотворить ничего плохого или хорошего;
- ангелы (они не могли быть ни с Богом, ни с дьяволом).
Ворота распахивались, и открывался первый круг ада. Всех прибывших встречал старик Харон, герой древнегреческой мифологии. На этом рубеже в не прекращающейся скорби пребывали души тех, кто не заслужил вечных мук, но по независящим от них причинам не имели права попасть в рай. Лимб – это первый круг ада, в котором томились некрещеные, добродетельные нехристиане, античные философы и поэты.
Второй круг ада по Данте
Второй круг ада согласно «Божественной комедии» носил название «Похоть». Здесь были заключены сладострастники, прелюбодеи, все те, кого любовь толкнула на путь греха. За порядком следил справедливый царь Минос. На этом отрезке грешного пути царила мгла и дул сильный ветер, крутящий и швыряющий души о скалы. Прибывшие были вынуждены терпеть истязание бурей на веки вечные за то, что при жизни не смогли усмирить свою плоть.
Третий круг ада Данте
На третьем круге томятся чревоугодники – обжоры и гурманы. Все, кто при жизни был не сдержан в еде, вынуждены гнить под непрекращающимся дождем и градом. Неприятности погоды являются их главным наказанием. 3 круг ада по Данте охраняет Цербер – огромный трехглавый пес со змеиным хвостом, из пасти которого течет ядовитая смесь. Особо провинившиеся души он обгладывает. Кто без меры ел, будет сам съеден.
Четвертый круг ада по Данте
За жадность и расточительство людей наказывал 4 круг ада по Данте. Не умевшие совмещать разумные траты вынуждены были ежедневно вступать в борьбу друг с другом и таскать тяжести. Провинившиеся таскали по полю и вкатывали на гору огромные валуны, сталкивались на вершине и начинали свое непростое дело заново. Как и предыдущие круги ада по Данте это чистилище охранялось надежным стражем. Греческий бог богатства Плутос следил за порядком.
Пятый круг ада по Данте
Пятый круг ада – это последнее пристанище ленивых и гневных душ. Им предначертано сражаться на огромном грязном болоте (другой вариант – река Стикс), дно которого выстлано телами самых главных лентяев, которые скучают даже в Преисподней.
Контролировать исполнение наказаний приставлен Флегий, сын бога Ареса и родоначальник мифического разбойничьего племени флегийцев.
Адское болото – место угрюмое и неприятное, чтобы не попасть туда, надо при жизни не лениться, не злиться и не печалиться по пустякам.
Чем хуже проступок, тем большее наказание ждет за него. И 6 круг ада по Данте – это место, где томятся в огненных могилах еретики, проповедавшие при жизни иных богов. Души лжеучителей постоянно горят в открытых ямах, как в печах. Стражи этого страшного места – три злобные и сварливые сестры, фурии Тисифона, Алекто и Мегера. Вместо шевелюры на их головах – змеиные гнезда. Следующие круги ада по мнению Данте отделяет зловонный ров, ведь следом терзают за самые страшные смертные грехи.
Седьмой круг ада по Данте
В степях, где льется огненный дождь, Минотавр охраняет души, запятнавшие себя насилием. Начиная с седьмого, круги ада у Данте делятся на отдельные отрезки. Седьмой разграничен на пояса:
- Насильники, тираны, разбойники кипят во рву, который наполнен раскаленной кровью. Тех, кто выныривают из алого кипятка, подстреливают из лука три кентавра.
- Самоубийц, превращенных в аду в деревья, терзают гарпии, а игроков (то есть, тех, кто насильничал над собой и своим имуществом) гоняют гончие собаки.
- Богохульники и содомиты вынуждены прозябать в огненной пустыне под непрекращающимся дождем из огня.
Восьмой круг ада по Данте
Так же, как и предыдущий, восьмой круг ада разделен на секции – рвы. Под присмотром шестирукого исполина Гериона наказываются обманщики всех мастей. И для каждого имеется своя «щель»:
- обольстителей и сводников бичуют бесы;
- льстецы навеки погрязли в каловых массах;
- святокупцы подвешены вниз головой к скалам, и по их ступням течет огонь;
- гадатели и прорицатели поражены немотой, и головы их закинуты назад;
- взяточники кипят в смоле, а бесы багрят рискнувших высунуться;
- лицемеры закованы в мантии из свинца;
- ворам досаждают всяческие гады – змеи, пауки и пр. – совокупляются с ними;
- души лукавых советчиков горят в вечном огне;
- тех, кто стал зачинщиком раздора, век потрошат;
- лжесвидетели, фальсификаторы, фальшивомонетчики мучаются от болезней (водянки, бешенства).
Девятый круг ада по Данте
Самый страшный, девятый круг ада является у Алигьери последним. Он представляет собой огромное ледяное озеро Коцит с пятью поясами. Грешники вмерзли в лед по шею и вынуждены испытывать вечные муки холодом.
Три гиганта Антей, Бриарей, Эфиальт не позволяют никому сбежать. Трехголовый дьявол Люцифер, низринутый Богом с небес, отбывает здесь пожизненное наказание. Вмерзший в льдину, он терзает попавших к нему предателей: Иуду, Кассия и Брута.
Кроме них девятый круг собирает отступников и изменники всех мастей. Сюда попадают предавшие:
- родных и близких;
- друзей;
- родины;
- Бога.
Круги ада по Библии
Самое качественное, подробное описание структуры Преисподней в светской литературе принадлежит Алигьери. Его произведение эпохи позднего средневековья описывает загробную жизнь с точки зрения католической концепции, но круги ада по Данте отличаются от представленных в Библии. Понимание ада трактуется в православии как «осознанное небытие», и каждый верующий сам творит свое пристанище не веки вечные. После смерти тела души попадают в геенну огненную.
Семь очистительных кругов – неизбежный удел каждого. Но пройдя через все испытания у души появляется шанс вознестись к Богу. То есть люди сами вытаскивают себя из Преисподней, когда освободятся от всех грешных мыслей, они сами являются душой. Круги ада в православии сопоставимы с количеством известных смертных грехов – основных пороков, от которых необходимо избавиться еще при жизни:
- гордыня;
- зависть;
- гнев;
- лень (уныние);
- алчность, жадность;
- чревоугодие;
- блуд и похоть.
И католическое, и православное представление об аде неразрывно связаны с понятием о бессмертии и душе, но никто не может знать заранее, что ждет в загробном мире, даже Библия не говорит о месте пребывания грешников, поэтому на протяжении веков людям приходилось домысливать, что представляет собой Преисподняя. Лучше всех это сумел сделать Данте. До итальянского поэта никто ранее не описывал ад так подробно, в красках и в лицах. «Божественную комедию» с ее четкой концепцией нельзя назвать ни правдивой, не ошибочной, так как никто не может подтвердить слова Данте и опровергнуть их.
Источник: https://womanadvice.ru/krugi-ada-po-dante-shema-zagrobnogo-mira-dlya-greshnikov