Какой город основал Сергей Радонежский

Узнаем как называлась Россия при святом Сергии. Сергий Радонежский в истории России

В 2014 году весь христианский мир отметил семисотлетие с момента появления на земле великого праведника Сергия Радонежского. В этой статье мы постараемся познакомить вас с жизнью великого русского игумена, расскажем, как называлась Россия при Святом Сергии. Объясним, почему столь велико значение его деятельности в истории нашего Отечества.

Рождение преподобного Сергия

Шестнадцатого мая (по новому стилю) 1314 года родился будущий игумен Русской Земли. Через сорок дней после рождения младенца назвали Варфоломеем, что означает «Сын радости». Это имя было редким в то время среди боярства. Его носил один из двенадцати апостолов Христа.

Усадьба его родителей располагалась в селе Варницы, неподалеку от Ростова Великого. С детских лет Варфоломей был отмечен особой благодатью. С каждым годом Мария и Кирилл убеждались в богоизбранности сына.

Радонеж – вторая родина Сергия

В 1328 году семейство переехало в Радонеж, где Варфоломей начал проявлять интерес к монашеской жизни и впервые задумался о том, чтобы уйти в монастырь. Эта идея принадлежала его брату Стефану, ушедшему в монахи. Отец Варфоломея был недоволен таким решением и всячески старался отговорить среднего сына от подобного шага.

Сергий не стал расстраивать отца и остался с родителями, чтобы помогать им по хозяйству. В 1337 году родители Сергия умерли, и он, отдав свою часть наследства младшему брату, вместе со старшим Стефаном стал вести жизнь отшельника в глухом лесу.

Как называлась Россия при Святом Сергии? Наше Отечество в те времена звалось Русью, где испокон века отшельничество считалось высшей степенью монашеского совершенства. Братья построили келью и зажили уединенной жизнью. Стефан не смог выдержать испытания и покинул келью. Сергий остался в полном одиночестве. Вскоре об отшельнике разнеслась молва как о святом человеке (праведнике). К нему стали идти монахи и простые верующие.

Вокруг Сергия образовалась небольшая община из двенадцати человек. Они построили деревянную церквушку во имя Святой Троицы. От преподобного Сергия начался культ Троицы. Это была община, возродившая дух единомыслия и братской любви. Они проповедовали жизненный принцип «Не совершай того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе». Для того времени это было ново и необычно. В монастырях процветали ненависть, склоки, жадность.

Верующие стали идти к Сергию, чтобы убедиться в существовании «земного чуда». Вскоре они стали говорить, что рядом с ними живет праведник – посланец Бога. При Святом Сергии Россия называлась Русью. И в то время считалось, что нашествие монголо-татарских племен – это наказание за ее грехи. Помочь ей спастись может только возрождение милости божьей. Община Сергия – показатель истинно праведного образа жизни.

Чудеса Святого праведника

Христиане уверены, что лишь благодаря великой вере в Господа и постоянным искренним молитвам Сергий Радонежский получил дар исцеления людей, которые молили его о помощи. Он мог одним прикосновением руки исцелять слепоту, лечил бесноватых и немощных, немых и хромых.

Однажды в одном из монастырей, где в то время находился Преподобный, закончилась вода. Он стал усиленно молиться Всевышнему, нашел место, освятил его крестом, и свершилось чудо – на этом месте забил родничок, который сегодня называют Сергиевым.

Как-то поздней ночью Великий праведник молился и читал о житии Богородицы. Сильный порыв ветра задул лампадку. Сергий так воспылал своим духом, что книга просияла небесным светом.

Как многие святые, Преподобный был наделен даром провидения. Именно благодаря этому дару его благословение знаменитого князя Дмитрия Донского на бой с татарами оказалось столь действенным. Эта победа стала началом возмужания и укрепления Московской Руси, как называлась Россия при Святом Сергии. И вдохновителем ее стал Великий Праведник.

Сергий Радонежский в истории России

За свою долгую и праведную жизнь Сергий основал двадцать монастырей, и не только в Москве. Россия при Святом Сергии с помощью монастырей начинает осваивать новые земли. У него появляется много учеников, с возрастом его авторитет становится непоколебим.

Большую роль сыграл преподобный Сергий в победе ополчения на Куликовом поле. У Дмитрия Донского не хватало воинов, чтобы противостоять Золотой Орде. Было необходимо собрать ополчение. Требовалось разъяснить народу, что это священная война. Дмитрий приехал к Сергию и попросил благословения на ратный подвиг. Преподобный благословил воина, а кроме того, по его совету в русское войско вступили два монаха.

Значение деятельности Сергия

Он никогда не принимал участия в боевых действиях, ни с кем не воевал. Но по исторической значимости своей деятельности Сергий был выше полководцев того времени. Тот, кто интересовался историей, знает, что в тринадцатом-четырнадцатом веках было иное название России. При Сергии Радонежском славянский народ объединяло гордое и емкое название Русь (Московская).

Великий праведник был истинным церковным дипломатом, величайшим христианином, создателем новых монастырей, учителем, воспитавшим очень много учеников и последователей, которые несли его мысли и идеи в жизнь.

День памяти Сергия

Скончался Сергий Радонежский двадцать пятого сентября 1392 года в возрасте семидесяти восьми лет. Этот день у христиан считается днем памяти Святого Сергия. В это время в основанный им монастырь — Троице-Сергиеву Лавру — нескончаемым потоком идут люди. Они молятся, преклоняются мощам Святого Сергия. Издавна в этот день к его мощам приезжали князья и цари русские и шли к монастырю пешком.

После смерти Сергий причислен к лику великих святых. Прожив долгую и праведную жизнь, он смог объединить русских князей, убедить их подчиниться князю московскому и вместе выступить против татар.

Душа русской церкви

Многие верующие считают, что и сегодня в Свято-Троицкой Лавре, которую основал Преподобный, живет душа Церкви Руси, так как называлась Россия при Святом Сергии именно так.

Русский игумен почитаем нашим народом и христианами всего мира, как никакой другой. Поэтому пребывание в Троицкой Лавре – это всегда благодать. Сергий Радонежский – наш полководец в видимых и невидимых сражениях.

На протяжении семи веков русские люди говорят о Великом праведнике, что с ним нам не страшна никакая беда.

Источник: https://autogear.ru/article/147/503/kak-nazyivalas-rossiya-pri-svyatom-sergii-sergiy-radonejskiy-v-istorii-rossii/

Житие Сергия Радонежского: краткая биография, подвиги и чудеса святого + почитание и молитва перед иконой преподобного

Житие Сергия Радонежского мы знаем в основном от его ученика Епифания Премудрого, составившего биографию преподобного. Будущий православный святой родился в семье боярина Кирилла и был крещён под именем Варфоломей. Родители Варфоломея кроме него имели трёх сыновей. Что касается даты рождения преподобного, то тут существует некоторое разногласие. Одни исследователи называют 1314 год, другие — 1322. Местом рождения считается село Варница, что недалеко от Ростова.

Преподобный Сергий Радонежский

«Молитва преподобному Сергию Радонежскому»

В этом видео вы можете прослушать аудиозапись молитвы к преподобному Сергию Радонежскому.

Детство и первые чудеса

Варфоломей в возрасте семи лет был отдан на учёбу. Но знания давались ему с трудом, особенно сложно ему было научиться читать. В то время его братья быстро осваивали грамоту. Родители и учителя ругали Варфоломея и наказывали его, но делу это не помогало.

И вот тут произошло первое чудо, связанное с житием преподобного. Однажды Варфоломей встретил в поле таинственного монаха-черноризца. Старец, подобный ангелу, стоял и со слезами молился. Варфоломей дождался конца молитвы и рассказал старцу о своей неспособности обучиться грамоте. Старец горячо помолился и подал отроку просфору, которую тот съел.

После этого отрок обрёл способность быстро схватывать новые знания и вскорости обошёл своих братьев по успехам в учёбе. Эта история легла в основу картины, написанной Михаилом Нестеровым «Видение отроку Варфоломею». Ещё в отрочестве Варфоломей стал соблюдать все посты, в среду и в пятницу он вообще не принимал пищи, а в остальное время употреблял только хлеб и воду.

По ночам отрок часто не спал, а молился.

Переселение в Радонеж

Через некоторое время семья Варфоломея сильно обеднела. Это было связано с тяжкими годами татаро-монгольского нашествия и непосильными поборами. Семья преподобного была вынуждена перебраться из Ростова в Радонеж.

Монашеская жизнь

Уже в отрочестве Варфоломей решил посвятить свою жизнь монашеству. Его родители не возражали этому, но просили не постригаться в монахи до их смерти. Варфоломей так и поступил. Он ухаживал за родителями до самой их смерти.

После того, как Варфоломей похоронил своих родителей, он отдал причитающуюся ему долю наследства брату Петру, а сам пошёл в Покровский монастырь, где находился его брат Стефан. Затем вместе с братом Варфоломей ушёл в пустынь, где они срубили келью и стали вести отшельнический образ жизни. Со временем рядом с кельей братья срубили небольшую церковь и, посовещавшись, освятили её во имя Святой Троицы.

Однако вскоре брат Стефан не выдержал тягот отшельнической жизни и покинул пустынь, направившись в Москву. Варфоломей же, напротив, остался в пустыни для свершения подвига отшельничества. Вскоре он принял от игумена Митрофана монашеский постриг под именем Сергия.

Житие Сергия Радонежского

Вскорости вокруг келии монаха начинают селиться другие монахи, ставшие его учениками. Через некоторое время число братии увеличилось до двенадцати человек. С этой монашеской обители и берёт начало знаменитая Троице-Сергиева лавра.

Став игуменом образовавшейся обители, преподобный Сергий запретил монахам просить подаяние. Это стало непреложным правилом, когда все иноки жили только от своего труда. При этом игумен сам всю свою жизнь полностью соблюдал это правило и подавал инокам в этом пример.

В это время стараниями Сергия Радонежского в жизненный уклад монастырей входит так называемое общежитие вместо существовавшего ранее особножития.

Однако не всё было гладко в жизни монастырской братии. Из-за появившихся разногласий преподобный Сергий покинул основанный им монастырь и основал небольшую монашескую обитель на реке Киржач, став, таким образом, основателем существующего ныне Благовещенского монастыря.

Кроме этих двух монастырей Сергий Радонежский является основателем ещё нескольких. Всего же его учениками основано около сорока обителей, многие насельники которых впоследствии стали игуменами других монастырей. Таким образом, преподобный Сергий по праву считается родоначальником монашества на Руси.

Служение Отечеству

Святой Сергий Радонежский сделал большой вклад в становление единства тогдашней Руси. В те трудные для Руси годы он тихими и кроткими словами проникал в самые ожесточённые и грубые сердца враждующих князей, мирил их между собой и, что особенно важно — убеждал их признать главенство московского князя.

Огромная заслуга святого старца состоит в том, что к началу Куликовской битвы, о которой было сказано в начале этого рассказа, большинство русских князей признало верховенство московского князя Дмитрия, получившего после битвы с ордой Мамая имя Дмитрий Донской.

Когда воины Дмитрия Донского перешли Дон и увидели войско Мамая, они остановились в нерешительности. И в этот момент от Сергия Радонежского явился гонец, передавший князю слова преподобного старца, который сказал решительные слова: «Смело выступай, великий князь, против врагов свирепых, не устрашась их нисколько, и Господь Бог непременно поможет тебе в этой битве!»

Служение Отечеству Сергия Радонежского

Старость и смерь преподобного

Преподобный Сергий Радонежский прожил большую жизнь и умер в возрасте семидесяти восьми лет. За полгода до кончины он уведомил об этом братию монастыря. Призвав монахов, он передал игуменство своему ученику, дав ему краткие наставления, после чего стал безмолвствовать. Только перед самой кончиной, предвидя своё отхождение к Богу, он призвал к себе братию и произнёс перед ними последнее наставление.        

Почитание преподобного

До нас не дошло документальных подтверждений о времени, когда впервые стали почитать Сергия Радонежского как святого. Некоторые церковные исследователи говорят о том, что преподобный Сергий стал русским святым сам собою, из-за своей славы. Церковные историки приводят текст княжеской грамоты середины XV века, в которой он назван преподобным. Вероятно, это время и нужно считать началом почитания Сергия Радонежского на Руси.

Интересно ещё и то, что наряду с православной церковью преподобный Сергий считается и святым римо-католической церкви. По указу папы Павла VI его имя включёно в католический мартиролог.

Прославление преподобного Сергия Радонежского празднуется:

  • 8 октября по новому стилю;
  • 18 июля обретение мощей.

Особенности иконографии

Наиболее древнее изображение Сергия Радонежского, датируемое началом XV века, сейчас пребывает в Троице-Сергиевой лавре.

Русскому иконописцу Андрею Рублёву принадлежит икона с семнадцатью клеймами жития, находящаяся сейчас в музее имени Рублева. В среднике этой иконы преподобный Сергий изображён в полный рост, правая рука сложена в благословляющем жесте, а в левой находится свиток.

Храмы в честь святого

Наиболее известна Троице-Сергиева лавра, основанная самим преподобным Сергием. Она расположена в подмосковном городе Сергиев Посад. Всего же в России имеется (с учётом часовен и храмов с приделами Сергия Радонежского) более семисот посвящённых ему храмов.

В одной только Москве имеется около семидесяти храмов Сергия Радонежского. Ежели считать только храмы, в которых ему посвящён главный престол, то таких основных храмов в Москве будет пять.

Имеются храмы в честь преподобного Сергия и за рубежом, например в Йоханнесбурге (ЮАР) и монастырь Святого Сергия Радонежского в Черногории.

На святом образе запечатлён боговдохновенный лик старца

Богословское толкование святого образа

На святом образе запечатлён боговдохновенный лик старца. В его руке зажат свиток, который является напоминанием христианину о том, что является для него смыслом всей его жизни — о спасении души.

Перед иконой чудотворца взывают о вразумлении правителей — ведь его стараниями в тяжёлое время смуты и монголо-татарского нашествия непокорные князья всё же находили общий язык и объединялись против общего врага.  Просят перед иконой и о защите от вражеского нашествия, о ниспослании мира.   

Павел Флоренский назвал Сергия Радонежского Ангелом-хранителем России. И действительно, преклоняя свои колена перед иконой преподобного Сергия каждый христианин становится милосерднее, терпимее и добрее, укрепляется в вере, учится в любых обстоятельствах уповать на нашего Господа.

Молитва преподобному Сергию Радонежскому

Источник: https://MoiMolitvy.ru/zhitie/sergiya-radonezhskogo-2391/

История Сергиевой Лавры

Около 1337 года там, где сейчас величественно возвышается Троице-Сергиева Лавра, был глухой лес, в  котором Сергий Радонежский со своим братом Стефаном основали небольшую обитель, чтобы сосредоточившись в уединении, слать Создателю молитвы о помощи всей Руси.

Дело в том, что было это в те далекие времена, когда Русь страдала от постоянных опустошительных набегов ордынских войск. Спасая свою семью от гибели, родители будущего Сергия — Кирилл и Мария с тремя детьми бежали из Ростова в городок Радонеж. В конце жизни родители ушли в  Хотьков монастырь, где впоследствии и скончались. А Варфоломей (будущий Сергий Радонежский) и его брат Стефан решили стать отшельниками.

Основание Троице-Сергиевой Лавры

Вместе срубили братья келью и маленькую церквушку в честь Троицы в глухом необитаемом месте. Однако Стефан, не выдержав суровой жизни в лесу: скудности постной растительной пищи и тяжких трудов по ее добыванию, зимних морозов и страха от диких зверей, вскоре ушел в благоустроенный московский монастырь. Преподобный Сергий остался один среди елей и медведей. Но душой он был не одинок – с ним были Бог и его Святые.

Слух об отшельнической жизни Сергия прошел по всей Руси, а его сопребывание с Богом притягивало к себе души людей, искавших праведности. И стекались люди к Сергию,  и многие оставались с ним жить – так образовалась Сергиева община, которая в первые десятилетия своего существования жила в страшной нищете. Но постепенно лесная глушь превращалась в монашеский город. А Сергия Радонежского за его безграничную любовь к Богу и людям стали называть святым

И именно к святому Сергию обратился за благословением московский князь Дмитрий Донской перед решающим сражением с монгольскими супостатами  – Куликовской битвой. Преподобный укрепил дух русского войска, предсказав ему победу,  в результате которой  Дмитрий стал национальным вождем всех русских земель, а Москва – центром объединения Руси. 

Благодаря поддержке святого старца Дмитрий Донской ввел на Руси  единодержавие и новый порядок престолонаследования, что способствовало централизации власти. Преподобный Сергий всегда выступал за прекращение междоусобных войн, за единение и укрепление русского государства.

После смерти святого Сергия в обитель стекались помолиться у гроба Преподобного и русская знать и простой народ. Российские монархи не оставляли без внимания Лавру — правление каждого из них было ознаменовано какой-либо постройкой или перестройкой на территории обители. И с течением времени монастырь превратился в красивейший архитектурный ансамбль.

В начале 15 века на месте самой первой деревянной церковки был возведен белокаменный Троицкий собор, при постройке которого были обретены мощи Преподобного. Так началось формирование каменного храмового комплекса Лавры.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто придумал 7 грехов

В середине 16 века при Иване Грозном монастырь в Сергиевом Посаде, в котором, кстати, Иван и был крещен,  превратился в оборонительное сооружение – были построены кирпичные стены, укреплённые башнями, вырыты рвы и сооружены запруды. Тогда же возводится мощный Успенский собор, как образ и подобие московского.

Во времена Смуты за этими стенами иноки обители мужественно выдерживали шестнадцатимесячную осаду польских войск. После Смуты начались времена быстрого развития монастыря. Количество относящихся к нему крестьянских хозяйств было много больше,  чем у самого царя. При монастыре работали заводы, производящие кирпич для строительных нужд. Вокруг обители создавались фруктовые сады, в прудах разводилась рыба.

При Петре Первом были построены нарядные и фундаментальные Трапезная церковь  и Царские Чертоги, а также Церковь Иоанна Предтечи. Но после вступления России в противоборство со Швецией и начала создания новой столицы на Неве в начале 18 века – по указу царя  строительство на территории монастыря временно прекратилось.

Однако, в середине 18 века, при царице Елизавете, начался новый этап в развитии Лавры. Была открыта Духовная семинария, а позднее сюда же переехала и Московская Духовная академия. Сама Елизавета посещала монастырь часто, сопровождая свои посещения увеселительными мероприятиями, для которых был построен специальный Дворец за стенами обители (ныне это Парк «Скитские пруды»). При Елизавете же началось строительство Колокольни.

К середине 19 века монастырь — крупный и богатый землевладелец, который вел торговлю зерном, предметами быта, солью. К началу 20 века при монастыре функционировали: типография, гостиницы, торговые лавки, различные мастерские.

После революции монастырь был закрыт, монахи выселены, церковные ценности изъяты, многие колокола уничтожены, храмовые помещения использовались в качестве учебных заведений, клубов, столовых.

Но история Лавры на этом не закончилась.

История Сергиевой Лавры после революции

Интересно, что в самый разгар Великой Отечественной войны Сталин  пошел на переговоры с Православной церковью, в результате которых часть культовых сооружений была возвращена верующим. Это коснулось и Сергиевой Лавры, в которой с 1946 г. начало вновь функционировать здание Духовной академии, в Успенском соборе возобновились службы, монахи начали возвращаться в обитель.

В 90-х 20 века  в Лавре начались активные восстановительно-реставрационные работы по спасению памятников зодчества и культуры.  А у стен монастыря был сооружен бронзовый Памятник Преподобному Сергию Радонежскому.

Сегодня Сергиева Лавра – один из мировых центров православной культуры и просвещения. Здесь расположена Московская Духовная академия и семинария, Регентская и Иконописная школы, проходят Рождественские и Глинские чтения, богословские конференции и т.д. 

Источник: https://russo-travel.ru/info/istoriya-sergievoy-lavry/

Сергий Радонежский: биография

Сергий Радонежский: биография

Сергий Радонежский: биография

Каждый образованный человек в нашей стране, хоть немного интересующийся историей, знает имя — Сергий Радонежский. Биография и его жизненный путь говорят о том, что это был выдающийся духовный деятель 14 века. Он очень многое сделал не только для русской церкви, но и для всей русской культуры того времени. Его вклад в историю невозможно переоценить.

Историю Руси 14 века проходят по учебникам для 4 класса, и многое к окончанию школы забывается. Поэтому кратко напомним основные вехи жизни преподобного Сергия.

Ранние годы

Основным источником о жизни русского святого является житие, написанное его учеником, Епифанием Премудрым. В своем сочинении Епифаний приводит много интересных фактов и подробностей из жизни Сергия. Но вот на вопрос о точной дате рождения дается весьма уклончивый ответ.

Сообщается, что на свет будущий подвижник появился во времена правления византийского царя Андроника. И более никаких точных дат не приводится.

Светские историки и церковные деятели не пришли к единому мнению по поводу даты рождения. В современном житии преподобного дается дата 3 мая 1314 года. Историки считают датой либо 1314 год, либо 1322.

Кстати, «Житие» вообще не приводит никаких дат, что создало много проблем для историков. Впрочем, в церковной литературе обычно дат и не бывает, а среди исторических источников, за такое долгое число лет, потеряться может многое.

Родился Сергий в знатной и богатой боярской семье недалеко от города Ростова. Точное место неизвестно, но предполагают село Варницы. Отца ребенка звали Кирилл, а мать – Марией. При крещении сына назвали Варфоломеем. В семье были еще двое братьев, старший Стефан и младший Петр.

В годы жизни Варфоломея в Ростовском княжестве, это был один из тогдашних центров духовной и культурной жизни. Ростовское княжество 14 века соперничало по могуществу с Великим Новгородом. В нем были школы и библиотеки, что для Руси того времени считалось почти роскошью.

В то время самым передовым культурным языком считался греческий. Греческому обучали и в ростовских школах. Ученик Сергия Епифаний этот язык знал, скорее всего и его наставник тоже. Хотя прямых свидетельств и нет. Но по меркам того времени Сергий был одним из образованнейших людей. Так что не выучить греческий он не мог.

С семилетнего возраста, как и положено, Варфоломей пошел в школу. Но, как ни удивительно, учиться ему было тяжело. Грамота ребенку никак не давалась. И это при том, что оба его брата быстро научились читать и писать.

Варфоломея ругали и наставники, и родители. Но ничего не помогало. И тут случилось чудо. Так это событие описывает «Житие». Однажды маленький Варфоломей встретил таинственного чернеца, который молился под дубом. Ему мальчик и поведал о своей неспособности научиться грамоте и попросил помолиться за него.

Старец помолился вместе с ним, дал кусок просфоры и предрек, что мальчик будет знать грамоту лучше всех. Так впоследствии и вышло. Мальчик пригласил чудесного старца в гости и тот рассказал его родителям, что его сын отмечен свыше. И у него будет жизнь, отмеченная великими подвигами.

Легенда о встрече с таинственным старцем легла в основу знаменитой картины «Видение отроку Варфоломею».

Когда Варфоломей уже подрос, семья его сильно обеднела. Время в тот век было на Руси неспокойное: постоянные войны, набеги и распри между князьями подрывали мир и благополучие страны. Но самым главным фактором стал захват власти Иваном Калитой.

Ростовское княжество начало терять свое могущество и влияние. Центр силы смещался в княжество Московское. Ростовская знать теряла свои богатства и влияние. Так и отец Варфоломея почти разорился.

К тому же в эти годы в Ростовском княжестве царил неурожай, который привел к голоду и массовому обнищанию. В результате было принято решение переехать.

Но историки указывают и другую причину – семья Варфоломея не уехала по собственной воле, а ее выселили в Радонеж. Ныне это Московская область. Так или иначе, но когда Варфоломею было лет 12, семья переехала. К этому времени он, видимо, уже отучился в ростовской школе и овладел полным курсом тогдашних знаний.

Основание монастыря

Еще будучи совсем юным, Варфоломей усердно молился и часто постился. Он решил стать монахом. Родители его, к тому времени уже пожилые, не были против в принципе. Но поставили условие: уйти в монахи только после их кончины. К этому времени оба брата уже жили отдельно, только Варфоломей оставался помощником и опорой родителям.

По обычаю того времени, его родители, когда совсем состарились, постриглись в монахи. И вскоре умерли. После их кончины Варфоломей направился в Хотьково, в Покровский монастырь. Там жил его старший брат, принявший монашеский постриг. Варфоломей предложил брату основать собственную пустынь строгого монашеского стиля. Что они и сделали. В глухом месте радонежского леса они построили келью. А затем на этом же месте и деревянную церковь. Церковь освятили во имя Троицы.

Но брату Варфоломея пустынная жизнь показалась слишком тяжелой и суровой. Он покинул пустынь и перебрался в Москву. А Варфоломей остался один. Он принял постриг от местного игумена Митрофана под именем Сергий.

Вскоре вокруг Сергия начинает образовываться маленькая монашеская община. Примерно в 1342 году основана обитель, впоследствии ставшая знаменитой Троице-Сергиевой Лаврой.

Куликовская битва

Авторитет Сергия, как духовного наставника, был так велик, что к его совету часто прибегали не только духовенство, но и князья. Сергий умел нужным словом наладить взаимопонимание даже среди врагов. Свои миротворческие таланты Сергий часто использовал, когда старался примирить враждующих князей. И это ему с успехом удавалось! Он сумел сплотить князей вокруг московского князя. Что было большой победой в такое время, когда усобицы на Руси почти не прекращались.

Благодаря миротворческой деятельности Сергия, практически все князья признавали московского правителя главным на Руси. Такое сплочение рядов было очень важным накануне битвы с Мамаем. И во многом предопределило победу русских войск.

Сергий не только благословил князя Дмитрия, прозванного впоследствии Донским, на битву. Но и отправил двух своих иноков, Пересвета и Ослябю на войну на Куликовом поле. Хотя по уставу монахам запрещалось брать в руки оружие, но в миру они были опытными воинами. И их опыт очень пригодился в битве.

После победы русских войск авторитет Сергия стал еще выше. Никаких письменных документов, написанных Сергием, до наших дней не дошло. Но он своим примером показывал, как нужно жить. Умер Сергий в своей обители 8 октября 1392 года.

Его вклад в духовную жизнь оценили не только деятели церкви, но и историки последующих поколений. Так Ключевский и Карамзин считали, что Сергий своим примером воспитывал нравственность у народа. Благодаря чему сплотил Русь, помог преодолеть раздробленность и страх перед завоевателями.

Для детей и школьников выложим видео с основными фактами биографии преподобного Сергия.

Источник: https://ege59.ru/2018/08/30/sergij-radonezhskij-biografiya/

Сергий Радонежский — почему он? — Православный журнал

Что же такого сделал этот святой, если он уже при жизни был почитаем, а позднейшие поколения присвоили ему высокое звание «игумена всея Руси»? Отличен ли монашеский путь Сергия от подвига ранних иноков, и если да, то в чем именно его уникальность? И, наконец, какое влияние оказал преподобный угодник Божий на культуру Северо-востока Руси?

***

Святой жил в XIV веке – в годы монголо-татарского ига. Русские земли по-разному пережили набег ордынцев. И если Европейская часть, более известная сегодня как Украина и Беларусь, уже к середине столетия практически избавилась от политического диктата со стороны оккупантов, то Восток еще не один десяток лет ощущал на себе всю мощь поработителей.

А это очень многое значило. На Западе Руси с середины столетия татары практически не вмешивались в политику князей, ограничиваясь лишь поборами и грабежом. А вот Восток вплоть до конца XV века вынужден был считаться с мнением ханов, и даже Великие князья Московские проходили унизительную процедуру признания легитимности своей власти захватчиками.

Все это не могло не сказаться на духовном состоянии как народа, так и правящей элиты. Например, русский святитель Кирилл, ставший митрополитом почти сразу после нашествия Батыя и всю жизнь старавшийся наладить церковную жизнь, в своих записках описывал больше не нищету и разорение, а глубокое нравственное одичание людей. Состояние было даже хуже, чем до крещения Руси – настолько сильно разрушило иго духовный фундамент общества.

Кроме того, на выжженной и опустошенной территории почти не осталось монахов. Те же, немногие, кто смог спастись, уходили в глухие леса. Приток свежих сил в иноческие ряды был очень слабым – народ настолько очерствел душой за годы оккупации, что заботы о Вечности в то время мало кого интересовали.

Каждый стремился просто выжить, даже не задумываясь о чем-то более возвышенном. Если же и находились люди, желающие стать на путь монашеского подвига, то они проходили его самостоятельно, вне монастырей, кто как мог.

Ведь старцы, которые могли бы передать свой опыт, погибли, а книги, излагающие правила монашеского жития, безвозвратно сгорели в огне пожарищ.

Для полноты картины важно не забывать и тот факт, что чем дальше на восток и север от Киева находились земли, тем дольше длилась их христианизация. На этом фоне преподобному Сергию предстояло в буквальном смысле совершить духовную революцию в глуши отдаленных русских земель, превратив их во второй очаг православной веры. С именем этого человека связан блистательный и неповторимый в отечественной истории расцвет иноческого жития на Востоке Руси.

Первое, что сделал преподобный Сергий, – изменил отношение к монашескому подвигу. В сознании большинства мирян того времени постриг был спасителен сам по себе и приравнивался к Крещению – человек принимал постриг, и уже считался стопроцентно спасенным, свободным от прежних грехов. Именно поэтому среди князей и бояр долгое время бытовал обычай предсмертного принятия иночества.

Святой Сергий восстанавливает лучшие монашеские традиции Киевской Руси и всей своей жизнью утверждает истинное понимание монашества. Для всех преподобных отцов, как до Сергия, так и после него, принятие пострига – это не «второе Крещение», не «билет в Рай» и не гарантия спасения – это лишь его возможность через крест непрестанного очищения от грехов; крест послушания до полного самоотречения.

И только от самого монаха зависит, использует ли он эту возможность или нет.

Эпоха преподобного Сергия дала Церкви огромное количество святых. Непосредственными учениками великого старца было более двадцати монахов, которые основали в целом около 40 монастырей! Из этих обителей, в свою очередь, выходили новые подвижники, которые дали России еще приблизительно полсотни иноческих общин.

В итоге за XIV – XVI века весь Север Руси покрылся густой сетью малых и больших обителей. Например, один только Авраамий Галицкий, бывший в числе первых духовных чад игумена Радонежского, основал четыре обители.

Без преувеличения, Сергий является «игуменом всея Руси», вдохновителем и во многом – создателем северного иночества.

Художник Александр Простев

Основание монастырей в описываемую эпоху происходило по такой схеме: подвижник, чающий молитвенного уединения, уходил в лес. Через некоторое время около него собирались другие иноки, и на месте кельи отшельника вырастал монастырь.

А старец, тяготясь своей славой, снова уходил в пустынные места, и все повторялось сначала. Была и другая схема, когда инок какого-нибудь монастыря, стяжав благодатные дары Святого Духа, покидал свою родную обитель и основывал другую, уже в ином месте.

Князья и богачи тоже строили монастыри, но иноческую жизнь в этих обителях все равно налаживали иноки, прошедшие трудную школу пустынножительства.

XIV столетие считается началом «Золотого века» русского монашества.

В течение двух веков – XIV и XV – прославились Дмитрий Прилуцкий, Кирилл Челмогорский, Стефан Махрищский, Александр Куштский, Стефан Пермский, Пахомий Нерехтский, Дионисий Суздальский, Сергий Нуромский, Кирилл Белозерский, Савватий Соловецкий, Андрей Рублев.

Это список неполный, его можно продолжать, не говоря уже о подвижниках, имен которых мы не знаем, и которые по своему смирению остались неизвестными. Многих святых связывают узы личной дружбы, которую они пронесли через всю свою жизнь.

Эти преподобные отцы служили не только Богу, но и людям. И если мы внимательно будем читать их жития, то заметим, что чудеса, творимые святыми подвижниками, были направлены, прежде всего, на помощь ближнему. Русский инок во все времена оставался верным сыном своего Отечества, и, несмотря на то, что он отрекается от мирской суеты, сам мир, его проблемы и беды, не становятся иноку чуждыми. Возносясь душой к Богу, монах продолжает болеть за свой народ и молится за него.

В XVI веке, когда наша земля стала оправляться от ужасов татарщины, когда Московское государство окрепло и у людей появилось ощущение стабильности и уверенности в завтрашнем дне, монашество стало клониться к закату.

С приходом в страну благополучия и процветания все меньше людей хотело отрекаться от комфорта и достатка, уходить подальше от мира и искать спасение в обители.

Подвиг, конечно, продолжал совершаться, многие иноки достигли святости, но в общем потоке монашеского движения уже не было той живой движущей силы, той массовости, которая была присуща иночеству эпохи святого Сергия и его учеников.

Но, несмотря на все дальнейшие перипетии, которые ожидали Церковь и Россию в последующих веках, фигура Радонежского игумена оставалась путеводной звездой для тех сотен тысяч людей, которые в разное время захотели посвятить себя Богу.

И в годы Смуты, и в лихолетье раскола, и в бурю Петровских реформ, и в пышный век дворцовых переворотов, и в «просвещенное» XIX столетие, и в годы большевизма игумен Сергий оставался тем самым идеалом, который вдохновлял на подвиг. И даже в периоды наибольшего отпадения России от Бога этот святой служил напоминанием того, до каких высот может взлететь христианская душа в своем подвиге.

Без преувеличения, все, что мы имеем лучшего в культуре и духовности России, – и «Троица» Андрея Рублева, и белокаменные соборы, и огромное литературное наследие, –  все это является преломлением и переосмыслением того благодатного опыта, который приобрел, накопил и преумножил великий Радонежский инок.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько заповедей в иудаизме

Ученики и последователи Сергия Радонежского 

Из серии Житие прп. Сергия (прп Симон один из первых учеников Сергия Радонежского)
Фото Александра Простева

— Преподобный Авраамий Галицкий, называемый также Городецким и Чухломским, который был одним из первых учеников и постриженцев преподобного Сергия. Из обители Сергия Радонежского он удалился в страну Галицкую. Он основал четыре обители: монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, монастырь Положения пояса Богоматери, монастырь во имя Собора Богоматери и обитель в честь Покрова Пресвятой Богородицы, где и скончался.

— Преподобный Павел Обнорский или Комельский. Был келейником у самого игумена Сергия. Потом испросил у старца благословения жить в уединении в окрестных лесах. Основал общежительный монастырь во имя Живоначальныя Троицы.

— Преподобный Сергий Нуромский. Он был грек по происхождению. Основал на реке Нурме монастырь Преображения Господня.

—  Сильвестр Обнорский. Основал обитель Воскресения Христова.

— Преподобные Андроник и Савва. Святитель Алексий испросил у Преподобного Сергия сего ученика для устроения обители Всемилостивого Спаса в семи верстах от Кремля, на речке Яузе в1361 г. Под руководством Преподобного Андроника воспитались его спостник и преемник по игуменству Преподобный Савва и знаменитые иконописцы Андрей Рублев и Даниил.

— Мефодий, основатель обители Пешношской,1361 г.

— Преподобный Феодор, в миpу Иоанн, родной племянник преподобного Сергия. Основатель Симонова монастыря.

— Кирилл и Ферапонт Белозерские, выходцы из Симоновой обители. Кирилл основал обитель Уcпения Пресвятой Богородицы (в1397 г.), а Ферапонт основал монастырь Рождества Богородицы (в1398 г.). В 1408 году преподобный Ферапонт перешёл в Можайск и здесь, в версте от города, основал Лужецкий монастырь.

— Преподобный Афанасий, основатель Высоцкого монастыря в Серпухове около1373 г.

— Преподобный Роман, основатель обители на Киржаче около1374 г.

— Преподобный Леонтий, основатель Стромынского монастыря Успения Богоматери на реке Дубенке около1378 г.

— Преподобный Савва, основатель Дубенского Успенского монастыря. Изображён в Успенском соборе Троицкой Лавры с закрытым правым глазом.

— Преподобный Афанасий пустынник, основатель Череповецкого Воскресенского монастыря.

— Преподобный Ксенофонт Тутанский основал Тутанский Вознесенский монастырь на берегу реки Тьмы.

— Преподобный Ферапонт Боровенский, основатель Успенского Боровенского монастыря, в десяти верстах от города Мосальска Калужской обл.

— Преподобный Савва Сторожевский, после смерти преподобного Сергия и по удалении преподобного Никона на безмолвие, шесть лет управлял Лаврою преподобного Сергия. В 1398 году Савва основал близ Звенигорода на горе Стороже монастырь во имя Рождества Богородицы.

— Преподобный Иаков Железноборский, или Галицкий. Основатель монастыря во имя Предтечи.

— Преподобный Григорий Голутвинский, первый игумен Голутвинского монастыря в Коломне.

— Преподобный Пахомий Нерехтский, основатель Троицкого Сыпанова монастыря близ Нерехты Костромской обл.

— Преподобный Никита Костромской, основатель Богоявленского монастыря в Костроме.

В материале использованы репродукции картин художника Александра Простева

Другие материалы о святом Сергии Радонежском читайте здесь

Источник: https://foma.ru/nasledie-sergiya-radonezhskogo.html

Краткая биография Сергия Радонежского

Радонежский Сергий (май 1314 или 1322 – 25.09.1392) – русский иеромонах, основатель нескольких монастырей, в том числе крупнейшего в России –Троице-Сергиевой Лавры.

Известен как духовный наставник русского народа, основоположник его духовной культуры. Отнесен к лику святых.

Основные вехи жизни

Варфоломей в возрасте 20 (23) лет принял постриг, получил имя Сергий и продолжил жизнь в одиночестве. Постепенно вокруг него стали селиться ученики. В 1342 году был основан Троицкий монастырь, в котором Радонежский стал игуменом.

Условия существования монахов были тяжелыми, они часто голодали. Сергий на своем примере показывал, что нужно жить своим трудом, запрещал инокам просить милостыню.

После того, как монастырь перешел в удел князя Владимира, который регулярно оказывал поддержку, жизнь в нем изменилась к лучшему.

После введения в обители нового устройства – общежития – Сергий во избежание конфликта ушел из монастыря и создал на берегу реки Киржач новую обитель, ставшую впоследствии Благовещенским монастырем. Позже основал еще несколько монастырей: под Коломной, на Клязьме, в Серпухове. Везде настоятелями оставил своих учеников.

Радонежский был духовным наставником большого числа учеников, которые открыли в общей сложности около сорока монастырей, а их последователи в свою очередь – около пятидесяти. Сергий пользовался глубоким уважением митрополита Алексея и имел возможность стать его преемником, но не захотел.

Преподобный обладал удивительной способностью к примирению враждующих, убедил многих князей подчиниться московскому князю, укрепив тем самым русские земли. Повлиял на отказ заключения торгового соглашения Московского княжества с Мамаем, а затем благословил князя Дмитрия на Куликовскую битву. Сергий скончался глубоким стариком, передав игуменство одному из ближайших своих учеников Никону. Перед смертью дал братии последнее наставление. Погребен был в церкви.

Триптих М. Нестерова «Труды Сергия Радонежского»

С жизнью преподобного Сергия связывают много чудес, которые упоминаются в повествовании Епифания, работе церковного историка Е. Голубинского.

  • Будучи в материнской утробе, он трижды закричал во время службы в церкви.
  • В детстве Варфоломей встретил старца, который угостил мальчика просфорой. После этого Варфоломей стал лучшим учеником в школе.
  • Однажды, после молитвы Радонежского над ручьем близ обители, открылся большой источник.
  • Исцелил страдающего продолжительной бессонницей больного, а также бесноватого богача. Молитвой воскресил умершего от болезни мальчика.
  • Наказал обидчика одного бедного человека, отобравшего у того свинью. Лихоимец не смог воспользоваться присвоенным мясом, оно испортилось и было поедено червями, несмотря на зимний период.
  • Один греческий священник отказывался верить в чудеса преподобного. При встрече с Сергием он внезапно ослеп, Радонежский после исповеди вернул священнику способность видеть.
  • Сергию было два чудесных видения: ему являлась Богородица с апостолами, а также голос, сопровождаемый стаей красивейших птиц, предрек ему большое количество учеников.

Почитание преподобного Сергия

Радонежский оказал значительное благотворное воздействие на многие поколения вперед. Целью его жизни и деятельности было нравственное воспитание людей. Известный историк Ключевский считает чудом его влияние на народ. Описанию жизни преподобного посвящали себя его ученики, исследователи, историки во все времена.

Троице-Сергиева лавра, Сергиев Посад

По свидетельству Пахомия Логофета, спустя тридцать лет после смерти преподобного его мощи остались нетленными. В 1919 году советские власти подвергли мощи вскрытию и передали их в музей, располагавшийся в Троице-Сергиевой Лавре. Во время войны музейный фонд был эвакуирован в Соликамск. В 1946 году мощи были переданы церкви, теперь покоятся в Троицком соборе.

Причисление Сергия к лику святых относят к 1452 году. Радонежский также почитается как святой в католицизме. Ему посвящено более семисот храмов в мире. До появления русской живописи преподобный изображался на иконах. Позже его образ вдохновил многих художников: М. Нестерова, В. Васнецова, Н. Рериха и др. Также есть и скульптуры с образом Радонежского. Святому установлены памятники во многих российских городах, о нем написано не одно художественное произведение, снят документальный фильм.

Источник: https://stories-of-success.ru/kratkaya-sergiya-radonezhskogo

В чем помогает сергий радонежский, краткая биография

В христианстве есть много чтимых мучеников, праведников, подвижников. Они оберегают верующих от всякого зла, болезней и скверны, доносят их молитвы до Господа, служат образцом морали и нравственности. И наша статья расскажет Вам об одном из таких духовных наставников. Вы узнаете, в чем помогает Сергий Радонежский, какое богословское толкование присуще его иконе, а также когда взывать к ней с просьбами.

Житие Сергия Радонежского — краткое содержание

Праведник родился в 1314 г. в с. Варницы (Ростовская обл.), в семье знатных бояр. У него было двое братьев, старшего звали Стефаном, а младшего – Петром. Самого же святого при крещении нарекли Варфоломеем.

Несмотря на высокое общественное положение, родители подвижника были гостеприимными, добрыми и богобоязненными людьми – они с радостью принимали в своём доме странников, раздавали милостыню нищим и калекам.

Не забывали отец с матерью и об образовании своих наследников – когда малышу исполнилось семь лет, его отдали «в учение».

Однако Варфоломею, в отличие от его братьев, нелегко давалась книжная премудрость. Желая исправить это, он взывал к Богу, прося вразумить его и даровать помощь в учёбе. И Создатель ответил на сердечные молитвы мальчика, послав к нему странствующего монаха-черноризца. Инок благословил отрока – и после этого он стал быстро и успешно осваивать все науки.

Даже в молодости Варфоломей был склонен к благочестивым размышлениям, духовному подвижничеству, старался всемерно помогать другим людям.

Поэтому после смерти родителей юноша отказался от принадлежащей ему доли наследства и вместе со своим старшим братом Стефаном испросил у владыки благословения на пустынножительство.

Удалившись в глухие леса под Радонежем, они воздвигли небольшую келью, а затем и маленькую церквушку Святой Троицы. Но через некоторое время Стефан оставил скит, не выдержав тягот отшельничества, и перешёл в Московскую Богоявленскую обитель (впоследствии став её настоятелем).

А Варфоломей продолжил закалять свой дух, с молитвой выдерживая все ниспосланные Господом испытания. Наконец, в 1337 г. (тогда ему было всего 23 года) подвижника постригли в монашеский сан. Церемонию совершил игумен Митрофан в день св. Сергия и Вакха (7, а по старому стилю – 20 октября). Именно поэтому будущий святой одержал имя Сергий.

В своей уединённой келье праведник провёл больше года, неустанно молясь, постясь и совершая иные труды во славу Спасителя. Постепенно слава о нём разошлась по Киевской Руси – и к отшельнику устремились те, кто мечтал о спасении души.

Сначала в обители было всего двенадцать иноков – каждый из них жил в отдельном помещении, а вместе они сходились лишь для богослужения. В 1354 г. Афанасий (Волынский епископ) возвёл Сергия в сан иеромонаха и даровал ему звание игумена.

Так зародилась Троице-Сергиева лавра.

Но, несмотря на эти перемены, святой Сергий Радонежский – чудотворец и праведник – продолжал оставаться таким же открытым, добрым и кротким. Он выполнял любую работу, служил братии, строго соблюдал все бдения и посты, носил бедную одежду. Во время лишений – недавно созданной обители часто приходилось страдать от недостатка продуктов – подвижник ободрял других иноков и был для них примером стойкости и терпения.

По его молитве излечился тяжело больной крестьянин, а также бесноватый князь. Некоторые иноки свидетельствовали, что во время литургии преподобному помогал ангел. А во время засухи он указал послушникам источник, вода в котором начала чудесно прибывать. Как отмечали очевидцы, её в изобилии хватало всем, кто приходил в лавру, а некоторые, приложившись к роднику, обретали исцеление от недугов.

Заботился св. Сергий и о своих духовных подопечных. По совету патриарха Филофея и митрополита Алексия он устроил быт монастыря так, как это было принято в Византии – вся собственность была общей, а деньги на строительство и другие нужды храма брались не из подаяний, а зарабатывались смиренным трудом.

Подобный устав был непривычным для православного христианства, поэтому многие игумены осуждали начинания подвижника.

Но его поддерживала и ободряла сама Пречистая Дева – как гласит предание, Она явилась праведнику во время всенощного бдения, благословив его обитель и пообещав, что отныне лавра ни в чём не будет нуждаться.

Поспособствовал подвижник и объединению князей в борьбе с татарами. Он напутствовал войско перед Куликовским сражением, а также отправил к князю Димитрию Донскому двух схимонахов – Андрея и Александра (в миру они носили имена Ослябя и Пересвет). Во время битвы Сергей Радонежский вместе со всеми иноками служил молебень, горюя о павших ратниках и благословляя победителей.

А в 1385 г. праведник отправился в Рязань – там его мудрые и добродетельные речи вразумили князей и предотвратили войну между Москвой и Новгородом. Это достижение преподобного высоко оценил митрополит Алексий, пожелав, чтобы св. Сергий стал его преемником. Но подвижник отказался от такой чести, предпочтя ей спокойную жизнь в своей обители.

Скончался старец 25 сентября 1392 г. Задолго до этого дня он предвидел свою смерть, назначив следующего игумена – преподобного Никона. А накануне успения праведник призвал к себе всех монахов, чтобы в последний раз даровать им свои наставления. Сергия Радонежского похоронили в основанной им церкви.

Однако на этом история не заканчивается. Через 30 лет, в 1422 г. иноки начали возводить новый каменный храм на месте старой деревянной кельи. И тогда подвижник явился во сне одному из благочестивых мирян, работавших на строительстве, велев передать всей братии и игумену такие слова: «Для чего оставляете меня во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?».

Монахи открыли могилу праведника – и с удивлением узрели, что не только его тело, но и облачение осталось нетленными, хотя захоронение затопило грунтовыми водами. Мощи извлекли – при этом присутствовал звенигородский князь Юрий Дмитриевич, сын Димитрия Донского – и перенесли в собор, где они находятся и поныне. А в 1452 г. Сергий Радонежский был причислен к лику святых.

Богословское толкование – о чём говорит образ?

Значение иконы «Сергий Радонежский» очень возвышенно. На реликвии запечатлён старец с узким, боговдохновенным ликом. Его десница воздета в благословляющем жесте, а в левой руке сжат свиток – напоминание о том, что каждому христианину следует стремиться к совершенному познанию, просветлению и спасению души. Яркие, насыщенные тона натурального полесского янтаря, из которого изготовлена святыня, смягчают каноническую суровость черт, придавая праведнику мудрое и доброе выражение.

Икона Сергий Радонежский из янтаря

Поэтому созерцание иконы и вдумчивое изучение жития святого позволяет предупредить грех гордыни, тщеславия, надменности и высокомерия. Преподобный избегал учительства – примером для верующих была сама его жизнь, наполненная трудом и молитвой.

Сравнивая с этим образцом свои поступки и намерения, Вы сможете переосмыслить многие события, сделать правильный выбор, улучшить отношения с родственниками, друзьями и близкими, стать терпимее, добрее, внимательнее и милосерднее, укрепиться в вере, научиться в любой нужде прибегать к заступничеству Господа и праведников.

По соизволению Создателя перед святынями преподобного старца происходили многие чудеса. Так, он явился замерзающим людям в Сергиевом посаде, отворив перед ними двери трапезного храма. А в 1870-тых гг.

реликвия поспособствовала раскаянию диакона Иоасафа, страдавшего от алкоголизма. Склонившись перед образом, инок потерял сознание, а очнувшись, поведал, что перед ним предстал ангел.

Небесный посланник снял с монаха стихарь и орарь (части священнического облачения), а затем ударил его мечом и сказал, что кара стала бы смертельной, если бы не заступничество святого Сергия.

Популярные товары

В 1873 г. в селе Бибирево вспыхнула эпидемия холеры. Стремясь прекратить страдания людей, монахини расположенной неподалёку женской обители отслужили молебен перед святыней праведника, а затем прошли по деревне крестным ходом. И вдруг образ воспарил вверх и поплыл над домами. После этого болезнь отступила, а в память о ниспосланной благодати крестьяне возвели храм преподобного Сергия Радонежского, поместив туда чудотворную реликвию.

Паломники постоянно прибегают к иконам подвижника, но особую хвалу им оказывают в дни поминовения: 25 сентября (8 октября), 23 мая (5 июня), 5 (18) и 6 (19) июля.

В чем помогает молитва сергию радонежскому?

Святой старец благословлял князя Димитрия Донского и его войска перед битвами, умело наставлял пылких и непокорных владык. Поэтому к нему взывают, прося вразумить правителей, защитить страну от вражеского нашествия, ниспослать городам процветание и благоденствие. Праведник оказывает помощь в самых сложных жизненных ситуациях, оберегает оставшихся без попечения вдов и детей, покровительствует мужчинам, которые носят такое же имя.

Сергий Радонежский испытывал трудности с усвоением знаний – однако его истовое прилежание и стойкость в вере перебороли все неурядицы, и ныне подвижник почитается как один из мудрейших духовных наставников. Поэтому к нему прибегают ученики и студенты, которым нелегко даётся тот или иной предмет, а также учёные, планирующие сложные эксперименты.

Молитва об учебе Сергию Радонежскому

О священная главо, Преподобне и Богоносне отче наш Сергие, молитвою твоею, и верою, и любовию, яже к Богу, и чистотою сердца, еще на земли во обитель Пресвятыя Троицы душу твою устроивый, и ангельскаго общения и Пресвятыя Богородицы посещения сподобивыйся, и дар чудодейственныя благодати приемый, по отшествии же твоем от земных наипаче к Богу приближивыйся, и Небесныя Силы приобщивыйся, но и от нас духом любве своея не отступивый и честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, моли спасти рабы Его, сущей в тебе благодати Его верующия и к тебе с любовию притекающия. Испроси нам от великодаровитаго Бога нашего всякий дар, всем и коемуждо благопотребен, веры непорочны соблюдение, градов наших утверждение, мира умирение, а от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящим утешение, не-дугующим исцеление, падшим возставление, заблуждающим на путь истины и спасения возвращение, подвизающимся укрепление, бла-годелающим в делах благих преуспеяние и благословение, младенцам воспитание, юным наставление, неведущим вразумление, сиротам и вдовицам заступление, отходящим от сего временнаго жития к вечному благое уготовление и напутствие, отшедшим блаженное упокоение, и вся ны споспешествующими твоими молитвами сподоби в день Страшнаго Суда шуия части избавится, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.

Истовая молитва преподобному способствует успешному завершению судебных тяжб, предупреждает любую несправедливость либо ошибку. Кроме того, перечисляя, в чём помогает икона Сергия Радонежского, нельзя забывать о том, что она избавляет христиан от гордыни и зависти, исцеляет болезни, учит уповать на Господа. А приобрести образ, любовно высыпанный из лучистых самоцветов, Вы можете в интернет-магазине «Янтарь Полесья»!

Источник: https://UkrBurshtyn.com/blog/prepodobnyj-sergij-radonezhskij.html

Как Сергий Радонежский стал монахом и чем он прославился

8 октября православные отмечают память величайшего подвижника земли русской — Сергия Радонежского. Его также называют Игуменом земли Русской. Дожил до глубокой старости и скончался 25 сентября (по старому стилю) 1392 года. Но по традиции Русской Православной Церкви днем его кончины по новому стилю считает именно 8 октября.

Когда родился Сергей Радонежский

Точная дата и год его рождения неизвестны. Русская церковь традиционно считает днем его рождения 3 мая 1314 года.

Сергий был родом из села Варницы, Ростовской области, из семьи православных и знатных бояр Марии и Кирилла. Новорожденного назвали Варфаламеем.

Скоро после рождения мальчика его родители переехали из Ростова в Радонеж, где он и прожил до своей кончины. Именно поэтому его и называют Радонежским.

Какие чудеса с ним происходили

В возрасте 10 лет юного Варфоломея отдали обучаться грамоте в церковную школу вместе с братьями, наш герой был вторым ребенком. В отличие от своих успешных в учёбе братьев Варфоломей существенно отставал в обучении.

И тогда случилось событие, о котором сообщают все жизнеописания Сергия. По заданию отца мальчик отправился в поле искать лошадей. Во время поисков он вышел на поляну и увидел под дубом старца-схимника.

Он почтительно поведал ему о своей беде и пригласил в дом родителей. Там старец и сказал, что после его ухода отрок будет хорошо знать грамоту и понимать священные книги. Слова старца сбылись.

Как Сергий Радонежский стал монахом

После смерти родителей Сергий с одним из своих братьев ушел в отшельничество или пустынножительство в лес. Сначала у них в лесу была только келья, а чуть позже они поставили маленькую церковь, которую освятили во Имя Пресвятой Троицы.

Брат Сергия не выдержал трудностей пустынножительства и ушел в Московский Богоявленский монастырь.

В возрасте 23 лет, 7 октября 1337 года, Варфоломей принял пострижение в монашество от игумена Митрофана и взял имя святого мученика Сергия.

Как Сергий Радонежский стал игуменом

Со временем Сергий стал известен другим инокам, которые стали искать его руководства, и приходить в обитель. Так она превратилась в братство, а сам Сергий стал ее игуменом.

Святой Сергий поражал своих учеников трудолюбием и смирением: сам строил кельи, готовил пищу на всех, шил одежду, рубил дрова и носил воду. Несмотря на тяжелую работу и практический постоянный пост, его здоровье не только не ухудшалось, но становилось еще лучше.

Слава о религиозных подвигах Преподобного Сергия стала известна в Константинополе, и Патриарх Филофей прислал ему крест, параман и схиму, и благословил на новые подвиги. Также он советовал Сергию устроить общежительный монастырь.

В итоге в обители стал строгий уклад общежития, а затем Сергия основал новый монастырь с таким же укладом в Киржаче, где оставил во главе одного из своих учеников.

Какие чудеса совершил Сергий Радонежский

Сергий Радонежский – один из любимых на Руси святых. Известен как отшельник и чудотворец, основатель целого ряда монастырей, в том числе Троице-Сергиевой лавры под Москвой. Также его называют духовным собирателем русского народа. Считается покровителем учащихся.

Еще при жизни Сергий был известен своим даром чудотворений, в частности ему удавалось исцелять людские недуги. Поэтому, несмотря на стремления отца уйти от мирского, люди стекались к нему со всей Руси.

Описан факт воскрешения Сергием Радонежским из мертвых. У одного человека был единственный сын. Он болел смертельным недугом.

Тогда человек понес сына к преподобному, чтобы тот его исцелил. Ребенок умер по пути. Сергий, видя рыдания безутешного отца, смилостивился, и, помолившись, воскресил мальчика. Причем после воскрешения он был абсолютно здоров.

В то же время сам Сергий говорил: «Ты обманываешься и не знаешь сам, за что благодаришь. Когда ты нес сюда больного отрока, он изнемог от сильной стужи и впал в обморок, а тебе показалось, что он умер. Видишь, он вот согрелся у меня в теплой келье, а тебе показалось, что он воскрес».

Чем еще известен Сергий Радонежский

Сергий Радонежский имел дар предвидения. Именно Сергий Радонежский благословил на победу Дмитрия Донского над татарами во время Куликовской битвы, и дал ему в помощь схимонаха Андрея (Ослябю) и схимонаха Александра (Пересвета).

Преподобный Сергия самолично во время сражения вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству.

Также Сергий за полгода прозрел свою кончину, о чем предупредил своих учеников и выбрал им нового наставника. Известно, что дожил он до глубокой старости.

Когда лежал на смертном одре, в последний раз призвал братию для наставления. Своим ученикам посоветовал, прежде всего, «иметь страх Божий» и нести людям «чистоту душевную и любовь нелицемерную».

Скончался настоятель 25 сентября 1392 года. Погребен в Троицком соборе.

Источник: https://www.ap22.ru/paper/Kak-Sergiy-Radonezhskiy-stal-monahom-i-chem-on-proslavilsya.html

Сергий Радонежский

О жизни Сергия Радонежского, иеромонаха Русской церкви, реформатора монашества на севере Руси и основателя Свято-Троицкого монастыря, известно немногое. Все, что мы знаем о «великом старце», причисленному к лику святых, написано его учеником монахом Епифанием Премудрым.

Сергий Радонежский

Позже житие Сергия Радонежского было отредактировано Пахомием Сербом (Логофетом). Из него наши современники черпают информацию об основных вехах биографии церковного деятеля.

В своем жизнеописании Епифаний сумел донести до читателя суть личности учителя, его величие и обаяние. Воссозданная им земная стезя Сергия дает возможность понять истоки его славы.

Его жизненный путь показателен тем, что дает понять, как легко преодолеваются любые жизненные трудности с верой в Бога.

Детство

Дата рождения будущего подвижника точно не известна, одни источники называют 1314 г., другие – 1322 г, третьи склоняются к тому, что Сергий Радонежский появился на свет 3 мая 1319 г. При крещении младенец получил имя Варфоломей. По древнему преданию, родителями Сергия были боярин Кирилл и его жена Мария, проживавшие в селе Варницы в окрестностях Ростова.

Памятник семье Сергия Радонежского

Их усадьба располагалась недалеко от города – в местах, где впоследствии был возведен Троицкий Варницкий монастырь. У Варфоломея было еще два брата, он был средним. В семь лет мальчика отдали учиться. В отличие от смышленых, быстро схватывающих грамоту братьев, обучение будущему святому давалось с трудом. Но случилось чудо: удивительным образом отрок познал грамоту.

Епифаний Премудрый

Это событие описывает в своей книге Епифаний Премудрый. Варфоломей, желая научиться читать и писать, подолгу и с усердием молился, просил Господа вразумить его. Однажды перед ним явился старец в черной ризе, которому мальчик поведал о своей беде и попросил, чтобы тот помолился за него и попросил помощи у Бога. Старец пообещал, что с этой минуты отрок будет писать и читать и превзойдет своих братьев.

Они вошли в часовню, где Варфоломей уверенно и без запинки прочитал псалом. Затем они оправились к родителям. Старец рассказал, что их сын отмечен Богом еще перед родами, когда она пришла в церковь на службу. Во время пения литургии ребенок, находясь во чреве матери, три раза прокричал. На этот сюжет из жития святого живописец Нестеров написал картину «Видение отроку Варфоломею».

Картина «Видение отроку Варфоломею». Художник Михаил Нестеров

С этого момента Варфоломею стали доступны книги о житии святых. При изучении Святого писания у отрока появился интерес к церкви. С двенадцати лет Варфоломей много времени посвящает молитве и соблюдает строгий пост. По средам и пятницам он голодает, в остальные дни ест хлеб и пьет воду, молится ночами. Марию беспокоит поведение сына. Это становится предметом споров и разногласий между отцом и матерью.

В 1328-1330 годах семья столкнулась с серьезными материальными проблемами, обеднела. Это стало причиной того, что Кирилл и Мария с детьми перебрались в Радонеж – поселение на окраине княжества Московского. Это были нелегкие, смутные времена. На Руси властвовала Золотая орда, творилось беззаконие. Население подвергалось регулярным набегам и облагалось непосильной данью. Княжествами управляли князья, назначенные татаро-монгольскими ханами. Все это стало причиной переезда семьи из Ростова. 

Монашество

В 12-летнем возрасте Варфоломей принимает решение постричься в монахи. Его родители не стали  препятствовать, но выставили условие, что монахом он сможет стать только тогда, когда их не станет. Варфоломей был их единственной опорой, так как другие братья проживали отдельно со своими детьми и женами. В скором времени родители скончались, поэтому ждать пришлось недолго.

Монах Сергий Радонежский

По традиции тех времен перед кончиной они приняли иноческий постриг и схиму. Варфоломей отправляется в Хотьково-Покровский монастырь, в котором находится его брат Стефан. Он овдовел и принял постриг раньше брата. Стремление к строгой монашеской жизни привело братьев на берег реки Кончуры в урочище Маковец, где ими была основана пустынь.

В глухом бору братья построили деревянную келью из бревен и маленькую церквушку, на месте которой в настоящее время стоит собор  Святой Троицы. Брат не выдерживает отшельнической  жизни в лесу и перебирается в Богоявленский монастырь. Варфоломей, которому было всего 23 года, принимает постриг, становится отцом Сергием и остается жить в урочище в полном одиночестве.

Картина «Преподобный Сергий Радонежский. (Благословение)». Художник Сергей Кириллов

Прошло немного времени, и в Маковец потянулись иноки, образовалась обитель, по прошествии лет ставшая Троице-Сергиевой лаврой, существующей и поныне.

Ее первым игуменом был некий Митрофан, вторым игуменом – отец Сергий. Настоятели обители и ученики не брали подаяний от верующих, живя плодами своего труда.

Община разрасталась, вокруг монастыря селились крестьяне, осваивались поля и луга, а прежняя заброшенная глухомань превратилась в обжитую территорию.

Картина «Труды Сергия Радонежского». Художник Михаил Нестеров

Подвиги и слава монахов стали известны в Царьграде. От Патриарха вселенского Филофея преподобному Сергию был послан крест, схима, параман и грамота.

По совету Патриарха в монастыре вводится киновия – общинножительный устав, принятый впоследствии многими обителями Руси.

Это было смелое нововведение, так как в то время монастыри жили по особножительному уставу, по которому иноки обустраивали свою жизнь так, как им позволяли средства.

Киновия предполагала имущественное равенство, питание из одного котла в общей трапезной, одинаковую одежду и обувь, повиновение игумену и «старцам». Такой способ жизни был идеальным образцом отношений среди верующих. Монастырь превратился в самостоятельную общину, жители которой занимались прозаическими крестьянскими работами, молились о спасении души и всего мира. Утвердив устав «общего жития» в Маковце, Сергий стал внедрять животворную реформу в других монастырях.

Монастыри, основанные Сергием Радонежским

  • Троице-Сергиевая Лавра;
  • Старо-Голутвин близ Коломны в Московской обл;
  • Высоцкий монастырь в Серпухове;
  • Благовещенский монастырь в г. Киржач, Владимирской обл;
  • Георгиевский монастырь на р. Клязьме.

Троице-Сергиева лавра в Сергиев Посаде

Последователи учений святого основали еще более сорока монастырей на территории Руси. Большая их часть строилась в лесной глуши. Со временем вокруг них появились деревни.

“Монастырская колонизация”, начатая Радонежским, позволила создать опорные пункты для освоения земель и развития Русского Севера и Заволжья.

Куликовская битва

Сергий Радонежский был великим миротворцем, внесшим неоценимый вклад в единение народа. Тихими и кроткими речами он находил дорогу к сердцам людей, призывая к послушанию и миру. Он примирял враждующие стороны, призывая к подчинению князю московскому и объединению всех земель русских. Впоследствии это создало благоприятные условия для освобождения от татаро-монголов.

Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского

Велика роль Сергия Радонежского в битве на Куликовском поле. Перед боем Великий князь Дмитрий Донской пришел к святому помолиться и попросить совета, богоугодное ли дело воевать русскому человеку против безбожников. Хан Мамай и его громадное войско хотели поработить свободолюбивый, но охваченный страхом, русский народ. Преподобный Сергий дал князю благословение на битву и предрек победу над татарской ордой.

Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву

Вместе с князем он отправляет и двух иноков, нарушая тем самым церковные каноны, запрещавшие монахам воевать. Сергий был готов пожертвовать спасением своей души ради Отечества.

Русское войско одержало поеду в Куликовской битве в день Рождества Пресвятой Богородицы. Это стало еще одним свидетельством особой любви и покровительства Божьей матери на Русской земле. Молитва Пречистой сопровождала всю жизнь святого, его любимой келейной иконой была “Богоматерь Одигитрия” (Путеводительница).

Не проходило дня без пения акафиста – хвалебного песнопения, посвященного Богородице.

Чудеса

Восхождение по пути духовного совершенствования подвижника сопровождалось мистическими видениями. Ему виделись ангелы и райские птицы, небесный огонь и божественное сияние. С именем святого связывают чудеса, которые начались еще до рождения. Первое чудо, о котором упоминалось выше, произошло во чреве матери. Крик младенца слышали все, кто находился в церкви. Второе чудо связано с неожиданно раскрывшимися способностями к знаниям.

Сергий Радонежский и медведь

Вершиной духовного созерцания стало явление Пресвятой Богородицы, которого удостоился святой старец. Однажды, после самозабвенной молитвы перед иконой, его озарил ослепительный свет, в лучах которого он увидел Пречистую Богородицу в сопровождении двух апостолов – Петра и Иоанна. Монах упал на колени, а Пречистая прикоснулась к нему и сказала, что услышала молитвы и будет впредь помогать. После этих слов она вновь стала невидимой.

Явление Пресвятой Богородицы Сергию Радонежскому

Явление Пресвятой Богородицы было хорошим предзнаменованием для монастыря и всей Руси. Предстояла большая война с татарами, люди находилиь в состоянии тревожного ожидания. Видение стало пророчеством, доброй вестью о благополучном исходе и грядущей победе над ордой. Тема явления Богородицы игумену стала одной из самых популярных в иконописи. 

Смерть

Жизненный закат Сергия, который дожил до глубокой старости, был ясным и тихим. Его окружали многочисленные ученики, он был почитаем великими князьями и последними нищими. За полгода до смерти Сергий передал игуменство ученику Никону и отрешился от всего мирского, «начал безмолствовать», готовясь к смерти. 

Памятник Сергию Радонежскому

Когда недуг стал одолевать все сильней, в предчувствии ухода он собирает монашескую братию и обращается к ним с наставлением. Просит «иметь страх Божий», хранить единомыслие, чистоту души и тела, любовь, смирение и страннолюбие, выражающееся в заботе о нищих и бездомных. В мир иной старец отошел 25 сентября 1392 г.

Память

После кончины троицкие монахи возвели его в ранг святых, называя преподобным, чудотворцем и святителем. Над могилой святого был построен каменный собор, названный Троицким. Стены собора и иконостас расписывала артель под руководством Андрея Рублёва. Старинные росписи не сохранились, на их месте в 1635 г. были созданы новые. 

Иконы Сергия Радонежского

По другой версии канонизация Радонежского состоялась позже, 5 (18) июля, когда были обретены мощи святого. Мощи по сей день находятся в Троицком соборе. Его стены они покидали только при сильнейшей угрозе – во время пожаров и наполеоновского нашествия. С приходом к власти большевиков мощи были вскрыты, а останки хранились в Сергиевском историко-художественном музее. 

Скромный радонежский игумен обрел бессмертие в памяти последователей, всех верующих и в истории государства. Святого считали своим заступником и покровителем московские цари, посещавшие богомолья в Троицком монастыре. К его образу обращались в тяжелые для русского народа времена. Его имя стало символом духовного богатства России и народа.

Иконы Сергия Радонежского

Датами памяти святого является день его кончины 25 сентября (8 октября) и день прославления святых иноков Троице-Сергиевой Лавры 6 (19) июля. В биографии святого есть множество фактов самоотверженного служения Богу. В его честь построено множество монастырей, храмов и памятников. Только в столице 67 храмов, многие строились в XVII-XVIII в. Есть они и за границей. Написано множество икон и картин с его образом.

Чудотворная икона «Сергий Радонежский» помогает родителям, когда они молятся о своих детях, чтобы те хорошо учились. В доме, где есть икона, детки находятся под его покровительством. К помощи святого прибегают школьники и студенты, когда испытывают трудности в учебе и во время сдачи экзаменов. Молитва перед иконой помогает в судебных делах, защищает от ошибок и обидчиков.

Источник: https://24smi.org/celebrity/4773-sergii-radonezhskii.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ангел Божий
Какие самые главные праздники у мусульман

Закрыть