Сергий Радонежский
О жизни Сергия Радонежского, иеромонаха Русской церкви, реформатора монашества на севере Руси и основателя Свято-Троицкого монастыря, известно немногое. Все, что мы знаем о «великом старце», причисленному к лику святых, написано его учеником монахом Епифанием Премудрым.
Сергий Радонежский
Позже житие Сергия Радонежского было отредактировано Пахомием Сербом (Логофетом). Из него наши современники черпают информацию об основных вехах биографии церковного деятеля.
В своем жизнеописании Епифаний сумел донести до читателя суть личности учителя, его величие и обаяние. Воссозданная им земная стезя Сергия дает возможность понять истоки его славы.
Его жизненный путь показателен тем, что дает понять, как легко преодолеваются любые жизненные трудности с верой в Бога.
Детство
Дата рождения будущего подвижника точно не известна, одни источники называют 1314 г., другие – 1322 г, третьи склоняются к тому, что Сергий Радонежский появился на свет 3 мая 1319 г. При крещении младенец получил имя Варфоломей. По древнему преданию, родителями Сергия были боярин Кирилл и его жена Мария, проживавшие в селе Варницы в окрестностях Ростова.
Памятник семье Сергия Радонежского
Их усадьба располагалась недалеко от города – в местах, где впоследствии был возведен Троицкий Варницкий монастырь. У Варфоломея было еще два брата, он был средним. В семь лет мальчика отдали учиться. В отличие от смышленых, быстро схватывающих грамоту братьев, обучение будущему святому давалось с трудом. Но случилось чудо: удивительным образом отрок познал грамоту.
Епифаний Премудрый
Это событие описывает в своей книге Епифаний Премудрый. Варфоломей, желая научиться читать и писать, подолгу и с усердием молился, просил Господа вразумить его. Однажды перед ним явился старец в черной ризе, которому мальчик поведал о своей беде и попросил, чтобы тот помолился за него и попросил помощи у Бога. Старец пообещал, что с этой минуты отрок будет писать и читать и превзойдет своих братьев.
Они вошли в часовню, где Варфоломей уверенно и без запинки прочитал псалом. Затем они оправились к родителям. Старец рассказал, что их сын отмечен Богом еще перед родами, когда она пришла в церковь на службу. Во время пения литургии ребенок, находясь во чреве матери, три раза прокричал. На этот сюжет из жития святого живописец Нестеров написал картину «Видение отроку Варфоломею».
Картина «Видение отроку Варфоломею». Художник Михаил Нестеров
С этого момента Варфоломею стали доступны книги о житии святых. При изучении Святого писания у отрока появился интерес к церкви. С двенадцати лет Варфоломей много времени посвящает молитве и соблюдает строгий пост. По средам и пятницам он голодает, в остальные дни ест хлеб и пьет воду, молится ночами. Марию беспокоит поведение сына. Это становится предметом споров и разногласий между отцом и матерью.
В 1328-1330 годах семья столкнулась с серьезными материальными проблемами, обеднела. Это стало причиной того, что Кирилл и Мария с детьми перебрались в Радонеж – поселение на окраине княжества Московского. Это были нелегкие, смутные времена. На Руси властвовала Золотая орда, творилось беззаконие. Население подвергалось регулярным набегам и облагалось непосильной данью. Княжествами управляли князья, назначенные татаро-монгольскими ханами. Все это стало причиной переезда семьи из Ростова.
Монашество
В 12-летнем возрасте Варфоломей принимает решение постричься в монахи. Его родители не стали препятствовать, но выставили условие, что монахом он сможет стать только тогда, когда их не станет. Варфоломей был их единственной опорой, так как другие братья проживали отдельно со своими детьми и женами. В скором времени родители скончались, поэтому ждать пришлось недолго.
Монах Сергий Радонежский
По традиции тех времен перед кончиной они приняли иноческий постриг и схиму. Варфоломей отправляется в Хотьково-Покровский монастырь, в котором находится его брат Стефан. Он овдовел и принял постриг раньше брата. Стремление к строгой монашеской жизни привело братьев на берег реки Кончуры в урочище Маковец, где ими была основана пустынь.
В глухом бору братья построили деревянную келью из бревен и маленькую церквушку, на месте которой в настоящее время стоит собор Святой Троицы. Брат не выдерживает отшельнической жизни в лесу и перебирается в Богоявленский монастырь. Варфоломей, которому было всего 23 года, принимает постриг, становится отцом Сергием и остается жить в урочище в полном одиночестве.
Картина «Преподобный Сергий Радонежский. (Благословение)». Художник Сергей Кириллов
Прошло немного времени, и в Маковец потянулись иноки, образовалась обитель, по прошествии лет ставшая Троице-Сергиевой лаврой, существующей и поныне.
Ее первым игуменом был некий Митрофан, вторым игуменом – отец Сергий. Настоятели обители и ученики не брали подаяний от верующих, живя плодами своего труда.
Община разрасталась, вокруг монастыря селились крестьяне, осваивались поля и луга, а прежняя заброшенная глухомань превратилась в обжитую территорию.
Картина «Труды Сергия Радонежского». Художник Михаил Нестеров
Подвиги и слава монахов стали известны в Царьграде. От Патриарха вселенского Филофея преподобному Сергию был послан крест, схима, параман и грамота.
По совету Патриарха в монастыре вводится киновия – общинножительный устав, принятый впоследствии многими обителями Руси.
Это было смелое нововведение, так как в то время монастыри жили по особножительному уставу, по которому иноки обустраивали свою жизнь так, как им позволяли средства.
Киновия предполагала имущественное равенство, питание из одного котла в общей трапезной, одинаковую одежду и обувь, повиновение игумену и «старцам». Такой способ жизни был идеальным образцом отношений среди верующих. Монастырь превратился в самостоятельную общину, жители которой занимались прозаическими крестьянскими работами, молились о спасении души и всего мира. Утвердив устав «общего жития» в Маковце, Сергий стал внедрять животворную реформу в других монастырях.
Монастыри, основанные Сергием Радонежским
- Троице-Сергиевая Лавра;
- Старо-Голутвин близ Коломны в Московской обл;
- Высоцкий монастырь в Серпухове;
- Благовещенский монастырь в г. Киржач, Владимирской обл;
- Георгиевский монастырь на р. Клязьме.
Троице-Сергиева лавра в Сергиев Посаде
Последователи учений святого основали еще более сорока монастырей на территории Руси. Большая их часть строилась в лесной глуши. Со временем вокруг них появились деревни.
“Монастырская колонизация”, начатая Радонежским, позволила создать опорные пункты для освоения земель и развития Русского Севера и Заволжья.
Куликовская битва
Сергий Радонежский был великим миротворцем, внесшим неоценимый вклад в единение народа. Тихими и кроткими речами он находил дорогу к сердцам людей, призывая к послушанию и миру. Он примирял враждующие стороны, призывая к подчинению князю московскому и объединению всех земель русских. Впоследствии это создало благоприятные условия для освобождения от татаро-монголов.
Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского
Велика роль Сергия Радонежского в битве на Куликовском поле. Перед боем Великий князь Дмитрий Донской пришел к святому помолиться и попросить совета, богоугодное ли дело воевать русскому человеку против безбожников. Хан Мамай и его громадное войско хотели поработить свободолюбивый, но охваченный страхом, русский народ. Преподобный Сергий дал князю благословение на битву и предрек победу над татарской ордой.
Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву
Вместе с князем он отправляет и двух иноков, нарушая тем самым церковные каноны, запрещавшие монахам воевать. Сергий был готов пожертвовать спасением своей души ради Отечества.
Русское войско одержало поеду в Куликовской битве в день Рождества Пресвятой Богородицы. Это стало еще одним свидетельством особой любви и покровительства Божьей матери на Русской земле. Молитва Пречистой сопровождала всю жизнь святого, его любимой келейной иконой была “Богоматерь Одигитрия” (Путеводительница).
Не проходило дня без пения акафиста – хвалебного песнопения, посвященного Богородице.
Чудеса
Восхождение по пути духовного совершенствования подвижника сопровождалось мистическими видениями. Ему виделись ангелы и райские птицы, небесный огонь и божественное сияние. С именем святого связывают чудеса, которые начались еще до рождения. Первое чудо, о котором упоминалось выше, произошло во чреве матери. Крик младенца слышали все, кто находился в церкви. Второе чудо связано с неожиданно раскрывшимися способностями к знаниям.
Сергий Радонежский и медведь
Вершиной духовного созерцания стало явление Пресвятой Богородицы, которого удостоился святой старец. Однажды, после самозабвенной молитвы перед иконой, его озарил ослепительный свет, в лучах которого он увидел Пречистую Богородицу в сопровождении двух апостолов – Петра и Иоанна. Монах упал на колени, а Пречистая прикоснулась к нему и сказала, что услышала молитвы и будет впредь помогать. После этих слов она вновь стала невидимой.
Явление Пресвятой Богородицы Сергию Радонежскому
Явление Пресвятой Богородицы было хорошим предзнаменованием для монастыря и всей Руси. Предстояла большая война с татарами, люди находилиь в состоянии тревожного ожидания. Видение стало пророчеством, доброй вестью о благополучном исходе и грядущей победе над ордой. Тема явления Богородицы игумену стала одной из самых популярных в иконописи.
Смерть
Жизненный закат Сергия, который дожил до глубокой старости, был ясным и тихим. Его окружали многочисленные ученики, он был почитаем великими князьями и последними нищими. За полгода до смерти Сергий передал игуменство ученику Никону и отрешился от всего мирского, «начал безмолствовать», готовясь к смерти.
Памятник Сергию Радонежскому
Когда недуг стал одолевать все сильней, в предчувствии ухода он собирает монашескую братию и обращается к ним с наставлением. Просит «иметь страх Божий», хранить единомыслие, чистоту души и тела, любовь, смирение и страннолюбие, выражающееся в заботе о нищих и бездомных. В мир иной старец отошел 25 сентября 1392 г.
Память
После кончины троицкие монахи возвели его в ранг святых, называя преподобным, чудотворцем и святителем. Над могилой святого был построен каменный собор, названный Троицким. Стены собора и иконостас расписывала артель под руководством Андрея Рублёва. Старинные росписи не сохранились, на их месте в 1635 г. были созданы новые.
Иконы Сергия Радонежского
По другой версии канонизация Радонежского состоялась позже, 5 (18) июля, когда были обретены мощи святого. Мощи по сей день находятся в Троицком соборе. Его стены они покидали только при сильнейшей угрозе – во время пожаров и наполеоновского нашествия. С приходом к власти большевиков мощи были вскрыты, а останки хранились в Сергиевском историко-художественном музее.
Скромный радонежский игумен обрел бессмертие в памяти последователей, всех верующих и в истории государства. Святого считали своим заступником и покровителем московские цари, посещавшие богомолья в Троицком монастыре. К его образу обращались в тяжелые для русского народа времена. Его имя стало символом духовного богатства России и народа.
Иконы Сергия Радонежского
Датами памяти святого является день его кончины 25 сентября (8 октября) и день прославления святых иноков Троице-Сергиевой Лавры 6 (19) июля. В биографии святого есть множество фактов самоотверженного служения Богу. В его честь построено множество монастырей, храмов и памятников. Только в столице 67 храмов, многие строились в XVII-XVIII в. Есть они и за границей. Написано множество икон и картин с его образом.
Чудотворная икона «Сергий Радонежский» помогает родителям, когда они молятся о своих детях, чтобы те хорошо учились. В доме, где есть икона, детки находятся под его покровительством. К помощи святого прибегают школьники и студенты, когда испытывают трудности в учебе и во время сдачи экзаменов. Молитва перед иконой помогает в судебных делах, защищает от ошибок и обидчиков.
Источник: https://24smi.org/celebrity/4773-sergii-radonezhskii.html
Краткая биография Сергия Радонежского
Радонежский Сергий (май 1314 или 1322 – 25.09.1392) – русский иеромонах, основатель нескольких монастырей, в том числе крупнейшего в России –Троице-Сергиевой Лавры.
Известен как духовный наставник русского народа, основоположник его духовной культуры. Отнесен к лику святых.
Ранние годы
Сергий не оставил письменного наследия, основные сведения о нем изложены в житии Епифания – ученика Радонежского. Епифаний Премудрый ответственно подошел к написанию жития, использовал разные источники, в том числе рассказы брата Сергия. Для писания характерны упоминания о чудесах. В то же время в нем отсутствуют сведения о годе рождения Сергия, вместо даты указана витиеватая формулировка, из-за которой возникло много споров среди исследователей.
При рождении Радонежский был назван Варфоломеем, появился на свет он в деревне Варницы под Ростовом. В семье было трое сыновей, Варфоломей – средний. В детстве посещал школу, хотя в те времена это было редкостью. Предполагается, что изучил там греческий язык. Учеба давалась мальчику с трудом, поначалу, однако позже он стал преуспевающим учеником. С юных лет соблюдал пост, много молился.
Испытывая материальные трудности, его семья перебралась в Радонеж. Похоронив родителей, Варфоломей передал свое наследство младшему брату и отправился к старшему Стефану в Хотьково. Братья покинули деревню и стали искать пустынное место, где поставили келью, позже построили маленькую церковь. Вскоре Стефан устал от изолированной жизни и отправился в московский монастырь, где за свои благодетели получил сан священника, позже стал игуменом.
Первое сохранившееся изображение Радонежского, 1420-е годы
Основные вехи жизни
Варфоломей в возрасте 20 (23) лет принял постриг, получил имя Сергий и продолжил жизнь в одиночестве. Постепенно вокруг него стали селиться ученики. В 1342 году был основан Троицкий монастырь, в котором Радонежский стал игуменом.
Условия существования монахов были тяжелыми, они часто голодали. Сергий на своем примере показывал, что нужно жить своим трудом, запрещал инокам просить милостыню.
После того, как монастырь перешел в удел князя Владимира, который регулярно оказывал поддержку, жизнь в нем изменилась к лучшему.
После введения в обители нового устройства – общежития – Сергий во избежание конфликта ушел из монастыря и создал на берегу реки Киржач новую обитель, ставшую впоследствии Благовещенским монастырем. Позже основал еще несколько монастырей: под Коломной, на Клязьме, в Серпухове. Везде настоятелями оставил своих учеников.
Радонежский был духовным наставником большого числа учеников, которые открыли в общей сложности около сорока монастырей, а их последователи в свою очередь – около пятидесяти. Сергий пользовался глубоким уважением митрополита Алексея и имел возможность стать его преемником, но не захотел.
Преподобный обладал удивительной способностью к примирению враждующих, убедил многих князей подчиниться московскому князю, укрепив тем самым русские земли. Повлиял на отказ заключения торгового соглашения Московского княжества с Мамаем, а затем благословил князя Дмитрия на Куликовскую битву. Сергий скончался глубоким стариком, передав игуменство одному из ближайших своих учеников Никону. Перед смертью дал братии последнее наставление. Погребен был в церкви.
Триптих М. Нестерова «Труды Сергия Радонежского»
С жизнью преподобного Сергия связывают много чудес, которые упоминаются в повествовании Епифания, работе церковного историка Е. Голубинского.
- Будучи в материнской утробе, он трижды закричал во время службы в церкви.
- В детстве Варфоломей встретил старца, который угостил мальчика просфорой. После этого Варфоломей стал лучшим учеником в школе.
- Однажды, после молитвы Радонежского над ручьем близ обители, открылся большой источник.
- Исцелил страдающего продолжительной бессонницей больного, а также бесноватого богача. Молитвой воскресил умершего от болезни мальчика.
- Наказал обидчика одного бедного человека, отобравшего у того свинью. Лихоимец не смог воспользоваться присвоенным мясом, оно испортилось и было поедено червями, несмотря на зимний период.
- Один греческий священник отказывался верить в чудеса преподобного. При встрече с Сергием он внезапно ослеп, Радонежский после исповеди вернул священнику способность видеть.
- Сергию было два чудесных видения: ему являлась Богородица с апостолами, а также голос, сопровождаемый стаей красивейших птиц, предрек ему большое количество учеников.
Почитание преподобного Сергия
Радонежский оказал значительное благотворное воздействие на многие поколения вперед. Целью его жизни и деятельности было нравственное воспитание людей. Известный историк Ключевский считает чудом его влияние на народ. Описанию жизни преподобного посвящали себя его ученики, исследователи, историки во все времена.
Троице-Сергиева лавра, Сергиев Посад
По свидетельству Пахомия Логофета, спустя тридцать лет после смерти преподобного его мощи остались нетленными. В 1919 году советские власти подвергли мощи вскрытию и передали их в музей, располагавшийся в Троице-Сергиевой Лавре. Во время войны музейный фонд был эвакуирован в Соликамск. В 1946 году мощи были переданы церкви, теперь покоятся в Троицком соборе.
Причисление Сергия к лику святых относят к 1452 году. Радонежский также почитается как святой в католицизме. Ему посвящено более семисот храмов в мире. До появления русской живописи преподобный изображался на иконах. Позже его образ вдохновил многих художников: М. Нестерова, В. Васнецова, Н. Рериха и др. Также есть и скульптуры с образом Радонежского. Святому установлены памятники во многих российских городах, о нем написано не одно художественное произведение, снят документальный фильм.
Источник: https://stories-of-success.ru/kratkaya-sergiya-radonezhskogo
Почему Сергий Радонежский всегда был почитаем православными
Сергий Радонежский — святой, к которому в России всегда относились с особым благоговением. Этот человек не просто совершил духовный подвиг, но стал настоящим образцом мудрого старца, который ставил любовь превыше всего. Неслучайно даже в советские годы, когда православие подвергалось нападкам, о личности преподобного Сергия не забывали и даже периодически упоминали в литературе.
Кем был святой на самом деле
Будущий основатель Троице-Сергиевой Лавры появился на свет в темном XIV веке. В это время княжеские распри и монгольские набеги разрывали Русь на части. В таких сложных условиях народу был необходим духовный лидер, который смог бы сплотить население и заставить его бороться с врагом.
С самого рождения мальчик, нареченный Варфоломеем отличался особым благочестием. В житие говорится, что ребенком преподобный отказывался есть молоко по средам и пятницам, традиционным дням христианского поста. А вот с учебой у Сергия дела шли плохо, что очень огорчало и его самого, и родителей.
Согласно преданию, после очередной молитвы мальчик встретил в поле праведного старца. После этого Варфоломей стал учиться гораздо лучше и окончательно решил посвятить себя Богу. Неслучайно перед иконой преподобного молятся о даровании ума детям.
Монашеский постриг Варфоломей принял в 23 года. Он сразу же начал вести уединенную жизнь в скиту, построенном собственными руками. Однако молва о праведном юноше быстро разносилась, поэтому вскоре вокруг Сергия стали собираться единомышленники.
Несмотря на то, что юноша всегда отличался особой праведностью и начал совершать чудеса еще при жизни, он всегда сторонился мирской славы. Например, монах отказался от должности митрополита, которую ему предлагали и предпочел продолжить свое уединенное существование. При этом Сергий никогда не отказывал просителям. Он исцелял больных, помогал людям, потерявшим веру.
Самое известное деяние преподобного — благословение князя Дмитрия на Куликовскую битву. Уже тогда Сергий выступил в качестве человека, выступавшего за объединение страны и борьбу с общим врагом.
Чем отличается преподобный от других святых
Уже в конце XV века в духовной литературе Сергий упоминается в качестве святого. Это большая редкость, такой статус в те времена не получал практически никто. Для преподобного же было сделано исключение, ведь вся его жизнь была подвигом любви и веры. Святой старец отвергал любые распри и всегда приходил на помощь ближнему, отказывался от мирских соблазнов и сочувствовал всему живому на земле.
Эту и другие статьи на актуальные темы можно найти в блоге, посвященном реальной жизни во всех ее воплощениях.
Источник: https://labuda.blog/593273
Сергий Радонежский — почему он? — Православный журнал
Что же такого сделал этот святой, если он уже при жизни был почитаем, а позднейшие поколения присвоили ему высокое звание «игумена всея Руси»? Отличен ли монашеский путь Сергия от подвига ранних иноков, и если да, то в чем именно его уникальность? И, наконец, какое влияние оказал преподобный угодник Божий на культуру Северо-востока Руси?
***
Святой жил в XIV веке – в годы монголо-татарского ига. Русские земли по-разному пережили набег ордынцев. И если Европейская часть, более известная сегодня как Украина и Беларусь, уже к середине столетия практически избавилась от политического диктата со стороны оккупантов, то Восток еще не один десяток лет ощущал на себе всю мощь поработителей.
А это очень многое значило. На Западе Руси с середины столетия татары практически не вмешивались в политику князей, ограничиваясь лишь поборами и грабежом. А вот Восток вплоть до конца XV века вынужден был считаться с мнением ханов, и даже Великие князья Московские проходили унизительную процедуру признания легитимности своей власти захватчиками.
Все это не могло не сказаться на духовном состоянии как народа, так и правящей элиты. Например, русский святитель Кирилл, ставший митрополитом почти сразу после нашествия Батыя и всю жизнь старавшийся наладить церковную жизнь, в своих записках описывал больше не нищету и разорение, а глубокое нравственное одичание людей. Состояние было даже хуже, чем до крещения Руси – настолько сильно разрушило иго духовный фундамент общества.
Кроме того, на выжженной и опустошенной территории почти не осталось монахов. Те же, немногие, кто смог спастись, уходили в глухие леса. Приток свежих сил в иноческие ряды был очень слабым – народ настолько очерствел душой за годы оккупации, что заботы о Вечности в то время мало кого интересовали.
Каждый стремился просто выжить, даже не задумываясь о чем-то более возвышенном. Если же и находились люди, желающие стать на путь монашеского подвига, то они проходили его самостоятельно, вне монастырей, кто как мог.
Ведь старцы, которые могли бы передать свой опыт, погибли, а книги, излагающие правила монашеского жития, безвозвратно сгорели в огне пожарищ.
Для полноты картины важно не забывать и тот факт, что чем дальше на восток и север от Киева находились земли, тем дольше длилась их христианизация. На этом фоне преподобному Сергию предстояло в буквальном смысле совершить духовную революцию в глуши отдаленных русских земель, превратив их во второй очаг православной веры. С именем этого человека связан блистательный и неповторимый в отечественной истории расцвет иноческого жития на Востоке Руси.
Первое, что сделал преподобный Сергий, – изменил отношение к монашескому подвигу. В сознании большинства мирян того времени постриг был спасителен сам по себе и приравнивался к Крещению – человек принимал постриг, и уже считался стопроцентно спасенным, свободным от прежних грехов. Именно поэтому среди князей и бояр долгое время бытовал обычай предсмертного принятия иночества.
Святой Сергий восстанавливает лучшие монашеские традиции Киевской Руси и всей своей жизнью утверждает истинное понимание монашества. Для всех преподобных отцов, как до Сергия, так и после него, принятие пострига – это не «второе Крещение», не «билет в Рай» и не гарантия спасения – это лишь его возможность через крест непрестанного очищения от грехов; крест послушания до полного самоотречения.
И только от самого монаха зависит, использует ли он эту возможность или нет.
Эпоха преподобного Сергия дала Церкви огромное количество святых. Непосредственными учениками великого старца было более двадцати монахов, которые основали в целом около 40 монастырей! Из этих обителей, в свою очередь, выходили новые подвижники, которые дали России еще приблизительно полсотни иноческих общин.
В итоге за XIV – XVI века весь Север Руси покрылся густой сетью малых и больших обителей. Например, один только Авраамий Галицкий, бывший в числе первых духовных чад игумена Радонежского, основал четыре обители.
Без преувеличения, Сергий является «игуменом всея Руси», вдохновителем и во многом – создателем северного иночества.
Художник Александр Простев
Основание монастырей в описываемую эпоху происходило по такой схеме: подвижник, чающий молитвенного уединения, уходил в лес. Через некоторое время около него собирались другие иноки, и на месте кельи отшельника вырастал монастырь.
А старец, тяготясь своей славой, снова уходил в пустынные места, и все повторялось сначала. Была и другая схема, когда инок какого-нибудь монастыря, стяжав благодатные дары Святого Духа, покидал свою родную обитель и основывал другую, уже в ином месте.
Князья и богачи тоже строили монастыри, но иноческую жизнь в этих обителях все равно налаживали иноки, прошедшие трудную школу пустынножительства.
XIV столетие считается началом «Золотого века» русского монашества.
В течение двух веков – XIV и XV – прославились Дмитрий Прилуцкий, Кирилл Челмогорский, Стефан Махрищский, Александр Куштский, Стефан Пермский, Пахомий Нерехтский, Дионисий Суздальский, Сергий Нуромский, Кирилл Белозерский, Савватий Соловецкий, Андрей Рублев.
Это список неполный, его можно продолжать, не говоря уже о подвижниках, имен которых мы не знаем, и которые по своему смирению остались неизвестными. Многих святых связывают узы личной дружбы, которую они пронесли через всю свою жизнь.
Эти преподобные отцы служили не только Богу, но и людям. И если мы внимательно будем читать их жития, то заметим, что чудеса, творимые святыми подвижниками, были направлены, прежде всего, на помощь ближнему. Русский инок во все времена оставался верным сыном своего Отечества, и, несмотря на то, что он отрекается от мирской суеты, сам мир, его проблемы и беды, не становятся иноку чуждыми. Возносясь душой к Богу, монах продолжает болеть за свой народ и молится за него.
В XVI веке, когда наша земля стала оправляться от ужасов татарщины, когда Московское государство окрепло и у людей появилось ощущение стабильности и уверенности в завтрашнем дне, монашество стало клониться к закату.
С приходом в страну благополучия и процветания все меньше людей хотело отрекаться от комфорта и достатка, уходить подальше от мира и искать спасение в обители.
Подвиг, конечно, продолжал совершаться, многие иноки достигли святости, но в общем потоке монашеского движения уже не было той живой движущей силы, той массовости, которая была присуща иночеству эпохи святого Сергия и его учеников.
Но, несмотря на все дальнейшие перипетии, которые ожидали Церковь и Россию в последующих веках, фигура Радонежского игумена оставалась путеводной звездой для тех сотен тысяч людей, которые в разное время захотели посвятить себя Богу.
И в годы Смуты, и в лихолетье раскола, и в бурю Петровских реформ, и в пышный век дворцовых переворотов, и в «просвещенное» XIX столетие, и в годы большевизма игумен Сергий оставался тем самым идеалом, который вдохновлял на подвиг. И даже в периоды наибольшего отпадения России от Бога этот святой служил напоминанием того, до каких высот может взлететь христианская душа в своем подвиге.
Без преувеличения, все, что мы имеем лучшего в культуре и духовности России, – и «Троица» Андрея Рублева, и белокаменные соборы, и огромное литературное наследие, – все это является преломлением и переосмыслением того благодатного опыта, который приобрел, накопил и преумножил великий Радонежский инок.
Ученики и последователи Сергия Радонежского
Из серии Житие прп. Сергия (прп Симон один из первых учеников Сергия Радонежского)
Фото Александра Простева
— Преподобный Авраамий Галицкий, называемый также Городецким и Чухломским, который был одним из первых учеников и постриженцев преподобного Сергия. Из обители Сергия Радонежского он удалился в страну Галицкую. Он основал четыре обители: монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, монастырь Положения пояса Богоматери, монастырь во имя Собора Богоматери и обитель в честь Покрова Пресвятой Богородицы, где и скончался.
— Преподобный Павел Обнорский или Комельский. Был келейником у самого игумена Сергия. Потом испросил у старца благословения жить в уединении в окрестных лесах. Основал общежительный монастырь во имя Живоначальныя Троицы.
— Преподобный Сергий Нуромский. Он был грек по происхождению. Основал на реке Нурме монастырь Преображения Господня.
— Сильвестр Обнорский. Основал обитель Воскресения Христова.
— Преподобные Андроник и Савва. Святитель Алексий испросил у Преподобного Сергия сего ученика для устроения обители Всемилостивого Спаса в семи верстах от Кремля, на речке Яузе в1361 г. Под руководством Преподобного Андроника воспитались его спостник и преемник по игуменству Преподобный Савва и знаменитые иконописцы Андрей Рублев и Даниил.
— Мефодий, основатель обители Пешношской,1361 г.
— Преподобный Феодор, в миpу Иоанн, родной племянник преподобного Сергия. Основатель Симонова монастыря.
— Кирилл и Ферапонт Белозерские, выходцы из Симоновой обители. Кирилл основал обитель Уcпения Пресвятой Богородицы (в1397 г.), а Ферапонт основал монастырь Рождества Богородицы (в1398 г.). В 1408 году преподобный Ферапонт перешёл в Можайск и здесь, в версте от города, основал Лужецкий монастырь.
— Преподобный Афанасий, основатель Высоцкого монастыря в Серпухове около1373 г.
— Преподобный Роман, основатель обители на Киржаче около1374 г.
— Преподобный Леонтий, основатель Стромынского монастыря Успения Богоматери на реке Дубенке около1378 г.
— Преподобный Савва, основатель Дубенского Успенского монастыря. Изображён в Успенском соборе Троицкой Лавры с закрытым правым глазом.
— Преподобный Афанасий пустынник, основатель Череповецкого Воскресенского монастыря.
— Преподобный Ксенофонт Тутанский основал Тутанский Вознесенский монастырь на берегу реки Тьмы.
— Преподобный Ферапонт Боровенский, основатель Успенского Боровенского монастыря, в десяти верстах от города Мосальска Калужской обл.
— Преподобный Савва Сторожевский, после смерти преподобного Сергия и по удалении преподобного Никона на безмолвие, шесть лет управлял Лаврою преподобного Сергия. В 1398 году Савва основал близ Звенигорода на горе Стороже монастырь во имя Рождества Богородицы.
— Преподобный Иаков Железноборский, или Галицкий. Основатель монастыря во имя Предтечи.
— Преподобный Григорий Голутвинский, первый игумен Голутвинского монастыря в Коломне.
— Преподобный Пахомий Нерехтский, основатель Троицкого Сыпанова монастыря близ Нерехты Костромской обл.
— Преподобный Никита Костромской, основатель Богоявленского монастыря в Костроме.
В материале использованы репродукции картин художника Александра Простева
Другие материалы о святом Сергии Радонежском читайте здесь
Источник: https://foma.ru/nasledie-sergiya-radonezhskogo.html
В чем помогает сергий радонежский, краткая биография
У каждого православного христианина есть свой чтимый святой покровитель. Он вдохновляет верующих и укрепляет их душу, подсказывает верное решение, дарует поддержку и ободрение в сложную минуту. А в чем помогает Сергий Радонежский и в каких случаях взывать к преподобному – Вы узнаете из этой статьи.
Сергий Радонежский: краткая биография, сотворённые им чудеса
Во время своей земной жизни чудотворец был богобоязненным, кротким и милосердным. Хотя его родители и принадлежал к боярскому сословию, домашний быт больше напоминал крестьянский – будущего праведника часто посылали присматривать за лошадьми или работать в поле. Вероятно, именно тогда он проникся сочувствием к труду земледельцев, обрёл к ним любовь и уважение.
В 1335 г. подвижник основал пустынь на берегу реки Кончуры, струящейся посреди глухого Радонежского бора. Там он в возрасте 23 лет и принял постриг под именем Сергия. Сначала праведник служил Господу в одиночестве – сохранились предания о том, что тогда ему неоднократно являлись искушающие и смущающие видения, однако после молитвы все ужасы бесследно расточались. А ещё в этот период монах приручил огромного медведя, поделившись с ним своей скудной пищей.
Вскоре к преподобному начали являться люди, желающие спасаться вместе – и он принимал их, расширяя обитель.
Несмотря на то, что слава о святом старце разошлась по всей Киевской Руси, Сергий Радонежский вёл скромную, аскетичную жизнь – неуклонно соблюдал посты и молитвенные бдения, трудился на строительстве, скатывал свечи, сам молол муку и замешивал тесто для просфор.
А когда праведнику предложили примкнуть к высшим чинам церкви, он отказался, предпочтя монастырское послушание. Тем не менее, святой сблизился с митрополитом Алексием, улаживая распри и благословляя монахов на распространение христианской веры.
Скончался подвижник 25 сентября 1392 г. Его похоронили у возведённого им храма. Однако через некоторое время праведник явился одному из прихожан во сне, попросив достать его тело «из земли и воды».
Выполнив просьбу, монахи увидели, что мощи старца оставались нетленными, несмотря на то, что гроб затопила вода. С тех пор святой Сергий Радонежский, чудотворец и духовный наставник, почитается всеми православными христианами.
Его образа присутствуют во многих соборах и церквях.
Поминовение подобных реликвий совершается четырежды в год. Величайший праздник, посвящённый им, отмечают 18 июля (по старому стилю – 5 июля), когда были чудесно обретены мощи подвижника. Памятными считаются также 5 июня (23 мая) и 19 июля (6 июля) – дни в честь Ростово-Ярославского и Радонежского собора. А завершает цикл 8 октября (25 сентября) – в этот день праведник почил в мире, примкнув к чину святых.
В чем помогает сергий радонежский и икона чудотворца
Христиане, притекающие к мощам и образам святого, взывают к ним с самыми разными просьбами.
Например, созерцание лика праведника и изучение его жития усмиряет гордыню – один из тяжелейших грехов в христианстве, являя верующим пример скромности и душевной чистоты.
Кроме того, Сергий Радонежский дарует исцеление болящим, помощь и поддержку нуждающимся, совет и наставление тем, кто находится на жизненном перепутье, избавляет от страхов, сомнений и тревог, позволяет раскаяться в грехах и обрести прощение.
Как известно, подвижник долго не мог овладеть грамотой, несмотря на своё упорство и прилежание. Но однажды он встретил инока-черноризца (так называли странствующих монахов), который помолился вместе с ним, прося у Спасителя благодати и вразумления для мальчика.
С тех пор праведник без труда читал Святое Писание и псалмы.
Поэтому, перечисляя, в чём помогает молитва иконе «Сергий Радонежский», нельзя забывать о том, что эта реликвия способствует умственному и духовному развитию, облегчает усвоение знаний, покровительствует ученикам, которым трудно даётся та или иная наука, и сдающим экзамен студентам.
А ещё подвижник издавна почитался как заступник честной жизни, хранитель добрых и чистых помыслами людей. Из-за этого к нему обращаются все, кто борется за правду, принимает участие в судебных тяжбах, страшится дурного влияния. К Сергию Радонежскому взывают накануне важных заседаний, прося его даровать красноречие, защитить от козней врагов и недоброжелателей, утешить и наставить на верный путь.
Теперь, когда Вы знаете значение иконы «Сергий Радонежский» и совершённые ею чудеса, Ваша молитва к этому образу станет особенно искренней, сердечной и прочувствованной. А приобрести такую святыню, вручную высыпанную из лучистых солнечных самоцветов, Вам поможет наш интернет-магазин «Янтарь Полесья». Качественная и красочная реликвия, созданная в точном соответствии с православными канонами, станет желанным подарком и замечательным оберегом!
Источник: https://yantar.ua/blog/pravednik-sergij-radonezhskij.html
Житие Сергия Радонежского — краткое содержание
Праведник родился в 1314 г. в с. Варницы (Ростовская обл.), в семье знатных бояр. У него было двое братьев, старшего звали Стефаном, а младшего – Петром. Самого же святого при крещении нарекли Варфоломеем.
Несмотря на высокое общественное положение, родители подвижника были гостеприимными, добрыми и богобоязненными людьми – они с радостью принимали в своём доме странников, раздавали милостыню нищим и калекам.
Не забывали отец с матерью и об образовании своих наследников – когда малышу исполнилось семь лет, его отдали «в учение».
Однако Варфоломею, в отличие от его братьев, нелегко давалась книжная премудрость. Желая исправить это, он взывал к Богу, прося вразумить его и даровать помощь в учёбе. И Создатель ответил на сердечные молитвы мальчика, послав к нему странствующего монаха-черноризца. Инок благословил отрока – и после этого он стал быстро и успешно осваивать все науки.
Даже в молодости Варфоломей был склонен к благочестивым размышлениям, духовному подвижничеству, старался всемерно помогать другим людям.
Поэтому после смерти родителей юноша отказался от принадлежащей ему доли наследства и вместе со своим старшим братом Стефаном испросил у владыки благословения на пустынножительство.
Удалившись в глухие леса под Радонежем, они воздвигли небольшую келью, а затем и маленькую церквушку Святой Троицы. Но через некоторое время Стефан оставил скит, не выдержав тягот отшельничества, и перешёл в Московскую Богоявленскую обитель (впоследствии став её настоятелем).
А Варфоломей продолжил закалять свой дух, с молитвой выдерживая все ниспосланные Господом испытания. Наконец, в 1337 г. (тогда ему было всего 23 года) подвижника постригли в монашеский сан. Церемонию совершил игумен Митрофан в день св. Сергия и Вакха (7, а по старому стилю – 20 октября). Именно поэтому будущий святой одержал имя Сергий.
В своей уединённой келье праведник провёл больше года, неустанно молясь, постясь и совершая иные труды во славу Спасителя. Постепенно слава о нём разошлась по Киевской Руси – и к отшельнику устремились те, кто мечтал о спасении души.
Сначала в обители было всего двенадцать иноков – каждый из них жил в отдельном помещении, а вместе они сходились лишь для богослужения. В 1354 г. Афанасий (Волынский епископ) возвёл Сергия в сан иеромонаха и даровал ему звание игумена.
Так зародилась Троице-Сергиева лавра.
Но, несмотря на эти перемены, святой Сергий Радонежский – чудотворец и праведник – продолжал оставаться таким же открытым, добрым и кротким. Он выполнял любую работу, служил братии, строго соблюдал все бдения и посты, носил бедную одежду. Во время лишений – недавно созданной обители часто приходилось страдать от недостатка продуктов – подвижник ободрял других иноков и был для них примером стойкости и терпения.
По его молитве излечился тяжело больной крестьянин, а также бесноватый князь. Некоторые иноки свидетельствовали, что во время литургии преподобному помогал ангел. А во время засухи он указал послушникам источник, вода в котором начала чудесно прибывать. Как отмечали очевидцы, её в изобилии хватало всем, кто приходил в лавру, а некоторые, приложившись к роднику, обретали исцеление от недугов.
Заботился св. Сергий и о своих духовных подопечных. По совету патриарха Филофея и митрополита Алексия он устроил быт монастыря так, как это было принято в Византии – вся собственность была общей, а деньги на строительство и другие нужды храма брались не из подаяний, а зарабатывались смиренным трудом.
Подобный устав был непривычным для православного христианства, поэтому многие игумены осуждали начинания подвижника.
Но его поддерживала и ободряла сама Пречистая Дева – как гласит предание, Она явилась праведнику во время всенощного бдения, благословив его обитель и пообещав, что отныне лавра ни в чём не будет нуждаться.
Поспособствовал подвижник и объединению князей в борьбе с татарами. Он напутствовал войско перед Куликовским сражением, а также отправил к князю Димитрию Донскому двух схимонахов – Андрея и Александра (в миру они носили имена Ослябя и Пересвет). Во время битвы Сергей Радонежский вместе со всеми иноками служил молебень, горюя о павших ратниках и благословляя победителей.
А в 1385 г. праведник отправился в Рязань – там его мудрые и добродетельные речи вразумили князей и предотвратили войну между Москвой и Новгородом. Это достижение преподобного высоко оценил митрополит Алексий, пожелав, чтобы св. Сергий стал его преемником. Но подвижник отказался от такой чести, предпочтя ей спокойную жизнь в своей обители.
Скончался старец 25 сентября 1392 г. Задолго до этого дня он предвидел свою смерть, назначив следующего игумена – преподобного Никона. А накануне успения праведник призвал к себе всех монахов, чтобы в последний раз даровать им свои наставления. Сергия Радонежского похоронили в основанной им церкви.
Однако на этом история не заканчивается. Через 30 лет, в 1422 г. иноки начали возводить новый каменный храм на месте старой деревянной кельи. И тогда подвижник явился во сне одному из благочестивых мирян, работавших на строительстве, велев передать всей братии и игумену такие слова: «Для чего оставляете меня во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?».
Монахи открыли могилу праведника – и с удивлением узрели, что не только его тело, но и облачение осталось нетленными, хотя захоронение затопило грунтовыми водами. Мощи извлекли – при этом присутствовал звенигородский князь Юрий Дмитриевич, сын Димитрия Донского – и перенесли в собор, где они находятся и поныне. А в 1452 г. Сергий Радонежский был причислен к лику святых.
Богословское толкование – о чём говорит образ?
Значение иконы «Сергий Радонежский» очень возвышенно. На реликвии запечатлён старец с узким, боговдохновенным ликом. Его десница воздета в благословляющем жесте, а в левой руке сжат свиток – напоминание о том, что каждому христианину следует стремиться к совершенному познанию, просветлению и спасению души. Яркие, насыщенные тона натурального полесского янтаря, из которого изготовлена святыня, смягчают каноническую суровость черт, придавая праведнику мудрое и доброе выражение.
Икона Сергий Радонежский из янтаря
Поэтому созерцание иконы и вдумчивое изучение жития святого позволяет предупредить грех гордыни, тщеславия, надменности и высокомерия. Преподобный избегал учительства – примером для верующих была сама его жизнь, наполненная трудом и молитвой.
Сравнивая с этим образцом свои поступки и намерения, Вы сможете переосмыслить многие события, сделать правильный выбор, улучшить отношения с родственниками, друзьями и близкими, стать терпимее, добрее, внимательнее и милосерднее, укрепиться в вере, научиться в любой нужде прибегать к заступничеству Господа и праведников.
По соизволению Создателя перед святынями преподобного старца происходили многие чудеса. Так, он явился замерзающим людям в Сергиевом посаде, отворив перед ними двери трапезного храма. А в 1870-тых гг.
реликвия поспособствовала раскаянию диакона Иоасафа, страдавшего от алкоголизма. Склонившись перед образом, инок потерял сознание, а очнувшись, поведал, что перед ним предстал ангел.
Небесный посланник снял с монаха стихарь и орарь (части священнического облачения), а затем ударил его мечом и сказал, что кара стала бы смертельной, если бы не заступничество святого Сергия.
Популярные товары |
В 1873 г. в селе Бибирево вспыхнула эпидемия холеры. Стремясь прекратить страдания людей, монахини расположенной неподалёку женской обители отслужили молебен перед святыней праведника, а затем прошли по деревне крестным ходом. И вдруг образ воспарил вверх и поплыл над домами. После этого болезнь отступила, а в память о ниспосланной благодати крестьяне возвели храм преподобного Сергия Радонежского, поместив туда чудотворную реликвию.
Паломники постоянно прибегают к иконам подвижника, но особую хвалу им оказывают в дни поминовения: 25 сентября (8 октября), 23 мая (5 июня), 5 (18) и 6 (19) июля.
В чем помогает молитва сергию радонежскому?
Святой старец благословлял князя Димитрия Донского и его войска перед битвами, умело наставлял пылких и непокорных владык. Поэтому к нему взывают, прося вразумить правителей, защитить страну от вражеского нашествия, ниспослать городам процветание и благоденствие. Праведник оказывает помощь в самых сложных жизненных ситуациях, оберегает оставшихся без попечения вдов и детей, покровительствует мужчинам, которые носят такое же имя.
Сергий Радонежский испытывал трудности с усвоением знаний – однако его истовое прилежание и стойкость в вере перебороли все неурядицы, и ныне подвижник почитается как один из мудрейших духовных наставников. Поэтому к нему прибегают ученики и студенты, которым нелегко даётся тот или иной предмет, а также учёные, планирующие сложные эксперименты.
Молитва об учебе Сергию Радонежскому
О священная главо, Преподобне и Богоносне отче наш Сергие, молитвою твоею, и верою, и любовию, яже к Богу, и чистотою сердца, еще на земли во обитель Пресвятыя Троицы душу твою устроивый, и ангельскаго общения и Пресвятыя Богородицы посещения сподобивыйся, и дар чудодейственныя благодати приемый, по отшествии же твоем от земных наипаче к Богу приближивыйся, и Небесныя Силы приобщивыйся, но и от нас духом любве своея не отступивый и честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, моли спасти рабы Его, сущей в тебе благодати Его верующия и к тебе с любовию притекающия. Испроси нам от великодаровитаго Бога нашего всякий дар, всем и коемуждо благопотребен, веры непорочны соблюдение, градов наших утверждение, мира умирение, а от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящим утешение, не-дугующим исцеление, падшим возставление, заблуждающим на путь истины и спасения возвращение, подвизающимся укрепление, бла-годелающим в делах благих преуспеяние и благословение, младенцам воспитание, юным наставление, неведущим вразумление, сиротам и вдовицам заступление, отходящим от сего временнаго жития к вечному благое уготовление и напутствие, отшедшим блаженное упокоение, и вся ны споспешествующими твоими молитвами сподоби в день Страшнаго Суда шуия части избавится, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.
Истовая молитва преподобному способствует успешному завершению судебных тяжб, предупреждает любую несправедливость либо ошибку. Кроме того, перечисляя, в чём помогает икона Сергия Радонежского, нельзя забывать о том, что она избавляет христиан от гордыни и зависти, исцеляет болезни, учит уповать на Господа. А приобрести образ, любовно высыпанный из лучистых самоцветов, Вы можете в интернет-магазине «Янтарь Полесья»!
Источник: https://UkrBurshtyn.com/blog/prepodobnyj-sergij-radonezhskij.html
Икона Сергия Радонежского: значение, в чем помогает
Сергий Радонежский, один из самых почитаемых и любимых православными русских святых, оставил неизгладимый след в истории Руси. О его роли свидетельствует тот факт, что первая икона Сергия Радонежского была написана в начале XV века, то есть практически сразу же после его кончины в 1392 году.
Дни памяти:
- 5 июня – Собор Ростово-Ярославских святых;
- 6 июля – Собор Владимирских святых;
- 18 июля – Обре́тение честных мощей;
- 19 июля – Собор Радонежских святых;
- 6 сентября (переходящая) – Собор Московских святых;
- 8 октября – Преставление.
Житие святого
Его житие было полно чудес, что также нашло отражение в иконописи
В детстве отрок Варфоломей, как святой был наречен при крещении, очень плохо воспринимал учение, но после чудесной встречи с неким черноризцем с ним произошло удивительное превращение, и он стал преуспевать в учении.
По его завершении благочестивый юноша ушел в пустынь, чтобы вести отшельническую жизнь. Ему было около 20 лет, когда он принял монашеский постриг под именем Сергия, которое впоследствии прославило его по всей Руси. Постепенно вокруг Сергия стала собираться братия, и вместе они основали обитель, именуемую ныне Троице-Сергиевой лаврой. Тем самым было положено начало основанию множества монастырей: Сергием и его учениками их было создано около сорока.
Своей праведной жизнью и кроткой натурой Сергий Радонежский заслужил славу миротворца – ему удавалось примирить враждовавших между собой князей и добиться их сплочения вокруг московского князя Дмитрия
Это сыграло решающую роль в победе русского воинства в Куликовской битве, на которую Сергий лично благословил князя Дмитрия, о чем повествует икона Сергия Радонежского «Куликовская битва».
Уже в преклонном возрасте преподобный испытал великое потрясение от чуда, которое описывает икона «Явление Богородицы Сергию Радонежскому»: ему явилась сама Матерь Божия и пообещала и впредь Свое покровительство.
Сегодня икона преподобного Сергия Радонежского есть практически в каждом православном храме, а у многих и дома. Чтобы этот святой стал заступником и небесным покровителем мальчика, нареченного Сергеем, нужно обязательно подарить ему икону святого Сергия Радонежского.
Описание иконы
Образ иконы Сергия Радонежского являет нам седобородого старца в монашеском облачении, со свитком в левой руке и поднятой правой рукой с перстами, сложенными для благословения. Его лицо поражает мудростью, силой и терпением – он понимает греховность человеческой натуры, хотя сам безгрешен, и заставляет каждого молящегося осознать свои грехи и отринуть их.
Широкое распространение получила также икона «Житие преподобного Сергия Радонежского», где сам святой изображен в центре, а в клеймах, окружающих его образ, — сюжеты из его жития, начиная с рождения, встречи с черноризцем и далее тех чудес, которые были совершены самим Сергием.
В чем помогает икона сергия радонежского
Свою жизнь Сергий Радонежский посвятил богоугодным делам: он внес огромный вклад не только в распространение монашества на Руси, но и в сплочение русских князей перед лицом общего врага.
Значение его иконы заключается в напоминании о его жизненном подвиге, безгрешной подвижнической жизни и примере для всех православных, как нужно служить Христовой вере, не теряя мужества, но сохраняя кротость и терпение
Даже после кончины святого он продолжал творить чудеса, о чем свидетельствует множество случаев исцеления и преодоления жизненных трудностей.
Молитва перед иконой преподобного Сергия Радонежского помогает успешной учебе, недаром он считается покровителем учащихся
Помогает она вразумлению детей и подростков и избавлению их от дурного влияния; помогает справляться с бытовыми неурядицами, а также преодолевать собственные грехи, например, гордыню и отсутствие усердия. Сергий Радонежский при жизни защищал вдов и сирот, и молитва его иконе так же помогает им и сегодня.
Молитвы перед иконой
О священная главо, Преподобне и Богоносне отче наш Сергие, молитвою твоею, и верою, и любовию, яже к Богу, и чистотою сердца, еще на земли во обитель Пресвятыя Троицы душу твою устроивый, и ангельскаго общения и Пресвятыя Богородицы посещения сподобивыйся, и дар чудодейственныя благодати приемый, по отшествии же твоем от земных наипаче к Богу приближивыйся, и Небесныя Силы приобщивыйся, но и от нас духом любве своея не отступивый и честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, моли спасти рабы Его, сущей в тебе благодати Его верующия и к тебе с любовию притекающия. Испроси нам от великодаровитаго Бога нашего всякий дар, всем и коемуждо благопотребен, веры непорочны соблюдение, градов наших утверждение, мира умирение, а от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящим утешение, недугующим исцеление, падшим возставление, заблуждающим на путь истины и спасения возвращение, подвизающимся укрепление, благоделающим в делах благих преуспеяние и благословение, младенцам воспитание, юным наставление, неведущим вразумление, сиротам и вдовицам заступление, отходящим от сего временнаго жития к вечному благое уготовление и напутствие, отшедшим блаженное упокоение, и вся ны споспешествующими твоими молитвами сподоби в день Страшнаго Суда шуия части избавится, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.
О, свяще́нная главо́, преподо́бне о́тче, преблаже́нне а́вво Се́ргие вели́кий! Не забу́ди убо́гих свои́х до конца́, но помина́й нас во святы́х свои́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу. Помяни́ ста́до свое́, е́же сам упасл еси́, и не забу́ди посеща́ти чад свои́х.
Моли́ за ны, о́тче свяще́нный, за де́ти своя́ духо́вныя, я́ко име́я дерзнове́ние к Небе́сному Царю́, не премолчи́ за ны ко Го́споду и не пре́зри нас, ве́рою и любо́вию чту́щих тя. Помина́й нас, недосто́йных у престо́ла Вседержи́телева, и не преста́й моля́ся о нас ко Христу́ Бо́гу, и́бо дана́ тебе́ бысть благода́ть за ны моли́тися.
Не мним бо тя су́ща ме́ртва: а́ще бо и те́лом преста́вился еси́ от нас, но и по сме́рти жив сый пребыва́еши.
Не отступа́й от нас ду́хом, сохраня́я нас от стрел вра́жиих, и вся́кия пре́лести бесо́вския, и ко́зней диа́вольских, па́стырю наш до́брый; а́ще бо и моще́й твои́х ра́ка пред очи́ма на́шима ви́дима есть всегда́, но свята́я твоя́ душа́ со а́нгельскими во́инствы, со безпло́тными ли́ки, с Небе́сными си́лами, у Престо́ла Вседержи́теля предстоя́щи, досто́йно весели́тся.
Ве́дуще бо тя вои́стинну и по сме́рти жи́ва су́ща, тебе́ припа́даем и тебе́ мо́лимся, е́же моли́тися о нас Всеми́лостивому Бо́гу о по́льзе душ на́ших, и испроси́ти вре́мя на покая́ние, и о невозбра́нном преи́тии от земли́ на Не́бо, мыта́рств же го́рьких, бесо́в, возду́шных князе́й и ве́чныя му́ки изба́витися, и Небе́сному Ца́рствию насле́дником бы́ти со все́ми пра́ведными, от ве́ка угоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Христу́, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние со Безнача́льным Его́ Отце́м и с Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
О, Небе́снаго граждани́не Иерусали́ма, преподо́бне о́тче Се́ргие! Воззри́ на нас ми́лостиво и к земли́ приве́рженных возведи́ к высоте́ Небе́сней. Ты горе́ на Небеси́; мы на земли́ ни́зу, удалены́ от тебе́ не то́лько ме́стом, ели́ко греха́ми свои́ми и беззако́ниями; но к тебе́, я́ко нам сро́дному, прибега́ем и взыва́ем: наста́ви нас ходи́ти путе́м твои́м, вразуми́ и руково́дствуй.
Сво́йственно есть тебе́, о́тче наш, благоутро́бие и человеколю́бие: на земли́ живу́щу, не о свое́м то́кмо спасе́нии бысть тебе́ попече́ние, но и о всех к тебе́ притека́ющих наставле́ния твоя́ бы́ша тро́стию кни́жника скоропи́сца, на се́рдце ка́ждаго глаго́лы жи́зни начертава́ющего. Не теле́сныя то́кмо врачева́л еси́ боле́зни, но па́че душе́вных врач изя́щный яви́лся еси́; и вся твоя́ свята́я жизнь бысть зерца́лом вся́кия доброде́тели.
А́ще толи́к был еси́, свя́тче Бо́жий, на земли́, коли́к ны́не еси́ на Небеси́! Ты днесь предстои́ши Престо́лу Све́та Непресту́пнаго и в Нем, я́ко в зерца́ле, зри́ши вся на́ша ну́жды и проше́ния; ты водворя́ешися со А́нгелы о еди́ном гре́шнице ка́ющемся ра́дующимися. И человеколю́бие Бо́жие есть, неистощи́мо, и твое́ к Нему́ дерзнове́ние мно́го, не преста́ни о нас вопия́ ко Го́споду.
Испроси́ предста́тельством свои́м у Всеми́лостиваго Бо́га на́шего мир Це́ркви Его́, под зна́мением креста́ во́инствующей, согла́сие в ве́ре и единому́дрие, суему́дрия же и раско́лов истребле́ние, утвержде́ние во благи́х де́лех, больны́м исцеле́ние, печа́льным утеше́ние, оби́женным заступле́ние, бе́дствующим по́мощь. Не посрами́ нас, к тебе́ с ве́рою притека́ющих.
А́ще бо и недосто́йни есмы́ толи́каго отца́ и хода́тая, но ты, быв подража́тель человеколю́бия Бо́жия, сотвори́ нам досто́йны чрез обраще́ние от злых дел к благо́му житию́. Вся богопросвеще́нная Росси́я, твои́ми чудесы́ испо́лненная и ми́лостями облагоде́тельствованная, испове́дует тя бы́ти своего́ покрови́теля и засту́пника. Яви́ дре́вния ми́лости твоя́ и и́хже отце́м спомоществова́л еси́, не отри́ни и нас, чад их, стопа́ми их к тебе́ ше́ствующих.
Ве́руем, я́ко ду́хом нам сопрису́тствуеши. Иде́же бо есть Госпо́дь, я́коже сло́во Его́ учи́т нас, та́мо и слуга́ Его́ бу́дет. Ты ве́рный еси́ раб Госпо́день, и Бо́гу везде́ су́щу, ты в Нем еси́, и Он в тебе́ есть, па́че же и те́лом с на́ми еси́. Се нетле́нныя и живоно́сныя твоя́ мо́щи, я́ко сокро́вище безце́нное, вручи́ нам чуде́с Бог.
Предстоя́ще им, я́ко тебе́ жи́ву су́щу, припа́даем и мо́лимся: приими́ моле́ния на́ша и вознеси́ их на же́ртвенник благоутро́бия Бо́жия, да прии́мем тобо́ю благода́ть и благовре́менну в ну́ждах на́ших по́мощь. Укрепи́ на́ше малоду́шие и утверди́ нас в ве́ре, да несомне́нно упова́ем получи́ти вся блага́я от благосе́рдия Влады́ки моли́твами твои́ми.
Па́ству же твою́ духо́вную, тобо́ю со́бранную, не преста́ни управля́ти жезло́м духо́вныя му́дрости, подвиза́ющимся помози́, разсла́бленных возста́ви, споспеши́ и́го Христо́во нести́ во благоду́шии и терпе́нии и всех нас упра́ви в ми́ре и покая́нии сконча́ти живо́т наш и пресели́тися со упова́нием в блаже́нная не́дра Авраа́мова, иде́же ты ра́достно по труде́х и по́двизех ны́не почива́еши, прославля́я со все́ми святы́ми Бо́га, в Тро́ице сла́вимаго, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.
(3 5,00 из 5)
Источник: https://omolitvah.ru/ikony/ikona-sergiya-radonezhskogo/
Как Сергий Радонежский стал монахом и чем он прославился
8 октября православные отмечают память величайшего подвижника земли русской — Сергия Радонежского. Его также называют Игуменом земли Русской. Дожил до глубокой старости и скончался 25 сентября (по старому стилю) 1392 года. Но по традиции Русской Православной Церкви днем его кончины по новому стилю считает именно 8 октября.
Когда родился Сергей Радонежский
Точная дата и год его рождения неизвестны. Русская церковь традиционно считает днем его рождения 3 мая 1314 года.
Сергий был родом из села Варницы, Ростовской области, из семьи православных и знатных бояр Марии и Кирилла. Новорожденного назвали Варфаламеем.
Скоро после рождения мальчика его родители переехали из Ростова в Радонеж, где он и прожил до своей кончины. Именно поэтому его и называют Радонежским.
Какие чудеса с ним происходили
В возрасте 10 лет юного Варфоломея отдали обучаться грамоте в церковную школу вместе с братьями, наш герой был вторым ребенком. В отличие от своих успешных в учёбе братьев Варфоломей существенно отставал в обучении.
И тогда случилось событие, о котором сообщают все жизнеописания Сергия. По заданию отца мальчик отправился в поле искать лошадей. Во время поисков он вышел на поляну и увидел под дубом старца-схимника.
Он почтительно поведал ему о своей беде и пригласил в дом родителей. Там старец и сказал, что после его ухода отрок будет хорошо знать грамоту и понимать священные книги. Слова старца сбылись.
Как Сергий Радонежский стал монахом
После смерти родителей Сергий с одним из своих братьев ушел в отшельничество или пустынножительство в лес. Сначала у них в лесу была только келья, а чуть позже они поставили маленькую церковь, которую освятили во Имя Пресвятой Троицы.
Брат Сергия не выдержал трудностей пустынножительства и ушел в Московский Богоявленский монастырь.
В возрасте 23 лет, 7 октября 1337 года, Варфоломей принял пострижение в монашество от игумена Митрофана и взял имя святого мученика Сергия.
Как Сергий Радонежский стал игуменом
Со временем Сергий стал известен другим инокам, которые стали искать его руководства, и приходить в обитель. Так она превратилась в братство, а сам Сергий стал ее игуменом.
Святой Сергий поражал своих учеников трудолюбием и смирением: сам строил кельи, готовил пищу на всех, шил одежду, рубил дрова и носил воду. Несмотря на тяжелую работу и практический постоянный пост, его здоровье не только не ухудшалось, но становилось еще лучше.
Слава о религиозных подвигах Преподобного Сергия стала известна в Константинополе, и Патриарх Филофей прислал ему крест, параман и схиму, и благословил на новые подвиги. Также он советовал Сергию устроить общежительный монастырь.
В итоге в обители стал строгий уклад общежития, а затем Сергия основал новый монастырь с таким же укладом в Киржаче, где оставил во главе одного из своих учеников.
Какие чудеса совершил Сергий Радонежский
Сергий Радонежский – один из любимых на Руси святых. Известен как отшельник и чудотворец, основатель целого ряда монастырей, в том числе Троице-Сергиевой лавры под Москвой. Также его называют духовным собирателем русского народа. Считается покровителем учащихся.
Еще при жизни Сергий был известен своим даром чудотворений, в частности ему удавалось исцелять людские недуги. Поэтому, несмотря на стремления отца уйти от мирского, люди стекались к нему со всей Руси.
Описан факт воскрешения Сергием Радонежским из мертвых. У одного человека был единственный сын. Он болел смертельным недугом.
Тогда человек понес сына к преподобному, чтобы тот его исцелил. Ребенок умер по пути. Сергий, видя рыдания безутешного отца, смилостивился, и, помолившись, воскресил мальчика. Причем после воскрешения он был абсолютно здоров.
В то же время сам Сергий говорил: «Ты обманываешься и не знаешь сам, за что благодаришь. Когда ты нес сюда больного отрока, он изнемог от сильной стужи и впал в обморок, а тебе показалось, что он умер. Видишь, он вот согрелся у меня в теплой келье, а тебе показалось, что он воскрес».
Чем еще известен Сергий Радонежский
Сергий Радонежский имел дар предвидения. Именно Сергий Радонежский благословил на победу Дмитрия Донского над татарами во время Куликовской битвы, и дал ему в помощь схимонаха Андрея (Ослябю) и схимонаха Александра (Пересвета).
Преподобный Сергия самолично во время сражения вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству.
Также Сергий за полгода прозрел свою кончину, о чем предупредил своих учеников и выбрал им нового наставника. Известно, что дожил он до глубокой старости.
Когда лежал на смертном одре, в последний раз призвал братию для наставления. Своим ученикам посоветовал, прежде всего, «иметь страх Божий» и нести людям «чистоту душевную и любовь нелицемерную».
Скончался настоятель 25 сентября 1392 года. Погребен в Троицком соборе.
Источник: https://www.ap22.ru/paper/Kak-Sergiy-Radonezhskiy-stal-monahom-i-chem-on-proslavilsya.html