Владимир Святославич
Князь Владимир Святославович, Владимир Великий, Владимир Ясное Солнышко – важнейший персонаж в отечественной истории, жестокий воин и талантливый политик, внесший огромный вклад в объединение русских земель. Креститель Руси.
Точная дата и место рождения великого князя не установлена, предположительно он родился в 955 — 960 годах в селе Будятине под Киевом. Владимир – потомок великого рода Рюриков, незаконнорожденный сын князя Святослава Игоревича и ключницы княгини Ольги Малуши.
Князь Владимир Святославович
Разгневанная княгиня, узнав о прелюбодействе своей рабыни с сыном, сослала беременную Малушу подальше с глаз долой, но не отказалась от внука – «робичича», сына рабы. Когда Владимиру исполнилось три года, она забрала его в Киев и отдала на воспитание своему брату воеводе Добрыне.
Новгород
Князь Святослав все время проводил в военных походах и мало интересовался внутренними делами подвластных земель. Поэтому он раздал принадлежащие ему территории сыновьям. Ярополку достался Киев, Олегу – Древлянская область (современная Беларусь), а Владимир получил Новгород.
Святослав Игоревич, отец Владимира
В 972 году Святослав Игоревич погиб в бою с печенегами, и его наследники стали полноправными хозяевами своих владений. Но вскоре между братьями началась междоусобная война. Причиной послужила смерть соратника Ярополка от руки Олега.
Разгневанный Ярополк принял решение наказать брата и отобрать у него древлянские земли. В первом же сражении войско Олега было разгромлено, а сам он погиб, задавленный на мосту убегающими в панике дружинниками.
Ярополк присоединил захваченные земли к своим владениям и устремил взгляд на Новгород.
Новгород в X столетии
Почувствовав опасность, Владимир сбежал к своим друзьям варягам в Скандинавию, и Ярополк стал единовластным правителем всей Руси. Но ненадолго. Владимир не сидел за морем сложа руки. Он быстро нашел себе союзников, собрал войско и через два года вернул себе Новгород. Местные жители встретили князя с восторгом и пополнили ряды его дружины. Почувствовав свою силу, Владимир решил и дальше отвоевывать у брата русские земли.
Гибель Ярополка
Для начала он направил свое войско в древлянские земли, захваченные братом у Олега. Расчет оказался верным, жители не очень жаловали наместников Ярополка и быстро перешли на сторону Владимира. Чтобы окончательно укрепиться в этих владениях, князь решил жениться на дочери влиятельного полоцкого князя Рогволда Рогнеде.
Однако красавица отказала Владимиру, прилюдно обозвав его «сыном рабыни», и предпочла видеть своим мужем Ярополка. Месть разгневанного Владимира была ужасна. Его дружина захватила и разрушила до основания Полоцк, а Рогволд и его семья были жестоко убиты.
А перед этим Владимир, по совету верного наставника Добрыни, изнасиловал Рогнеду на глазах у родителей.
Гибель Ярополка
Сразу после этого он направил свои войска на Киев. Испуганный Ярополк не был готов к сражению и, укрепив город, приготовился к длительной осаде.
Но это не входило в планы решительно настроенного Владимира, и он придумал, как выманить брата из города хитростью. Князь подкупил воеводу Ярополка Блуда, который убедил его бежать в Родень. Там Владимир под предлогом переговоров заманил брата в засаду и убил.
Он взял в жены беременную супругу Ярополка, которая вскоре родила сына Святополка, и стал единовластным правителем Руси.
Князь Киевский
Добавив к своему войску дружинников Ярополка, Владимир вошел в Киев. У него уже было достаточно своих воинов, чтобы отказаться от помощи варягов, которые к тому же привыкли грабить захваченные земли. А Киев на разграбление Владимир отдавать не собирался.
Поэтому, оставив себе самых преданных и талантливых соратников, остальных отправил в Константинополь, посулив им «золотые горы» и новые возможности для обогащения.
А сам попросил византийского императора взять их себе на службу и развести по разным местам, тем самым оказав ему военную помощь.
Княжение Владимира в Киеве. Миниатюра из Радзивиловской летописи
Реформировав свое войско, князь приступил к укреплению собственной власти. За основу он решил взять языческую религию, которая должна была оправдать привычный ему разгульный образ жизни (князь имел пять законных жен и около тысячи наложниц).
Поход Владимира Святославича против печенегов
Владимир построил в Киеве капище, где были сооружены огромные идолы главных языческих богов. Там регулярно устраивались обряды и жертвоприношения, которые, по мнению князя, должны были укрепить его власть. До наших дней дошло изображение главного бога Перуна с человеческой головой в шлеме и с усами, олицетворяющего, судя по всему, самого князя Владимира.
Первые десять лет его правления Русью ознаменовались многочисленными победами над внешними врагами и объединением русских земель в единое государство.
Карта Руси при Владимире Святославиче
Но с расширением границ на запад все актуальней становился вопрос смены религии на одну из более распространенных и передовых. Владимир был дальновидным политиком и понимал, что язычество становится препятствием для дальнейшего развития Руси. В его землях уже давно появилось большое количество приверженцев христианства, среди которых была и бабка Владимира, княгиня Ольга.
Тщательно взвесив все за и против, переговорив с влиятельными представителями различных конфессий и посоветовавшись с мудрыми старцами и вельможами, Владимир решил остановить свой выбор на христианстве, принятие которого сулило бы для Руси дополнительные выгоды в отношениях с Византией.
Личная жизнь
Владимир не раз оказывал константинопольским правителям военную помощь, поэтому решил попросить в жены их сестру Анну Византийскую. Императоры ответили согласием при условии, что русский князь примет христианство. Однако принцесса категорически воспротивилась решению братьев и отказалась выходить замуж за варвара и бастарда.
Разозленный Владимир направил своих дружинников в Тавриду и взял в осаду город Корсунь (ныне Херсонес в Севастополе). После этого он снова попросил руки принцессы, на этот раз пригрозив, что в случае отказа такая же участь постигнет Константинополь.
Императорам ничего не оставалось делать, как уговорить Анну и отправить ее к жениху в сопровождении священников.
Анна Византийская и Владимир Святославич
Роскошная свадебная флотилия вскоре прибыла в Корсунь, где и состоялось крещение Владимира.
По легенде, князь, к тому времени почти ослепший, во время обряда крещения прозрел, и, проникшись Божьей благодатью, тут же окрестил своих бояр и дружинников.
Там же, в Корсуне, состоялось бракосочетание Анны и Владимира, получившего при крещении имя Василий в честь одного из братьев невесты. В знак благодарности константинопольским императорам князь вернул им богатые свадебные дары и великодушно отдал Корсунь.
Крещение Руси
Вернувшись в Киев, Владимир тут же крестил своих сыновей, а через время и жителей города, собрав их на берегу Днепра. Став ревностным христианином, князь приказал разрушить капище языческих идолов и соорудить на этом месте церковь святого Василия. Тогда же при участии византийских мастеров был воздвигнут храм Пресвятой Богородицы, названный Десятинным в честь десятой части государственных доходов, которую Владимир распорядился отдавать в пользу церкви.
Крещение Владимира Святославича
Во все свои земли князь направил священников и просветителей, которые были призваны распространять новую веру на Руси. Владимир отказался от прежних жен и наложниц и признал Анну единственной супругой, данной ему Господом.
С ее помощью он занялся просветительской деятельностью, организовывая специальные учебные заведения для русских священников, и издал новый церковный устав, который получил название Кормчая книга.
Он щедро раздавал земельные угодья под строительство церквей и монастырей и приобрел для русских монахов скит на горе Афон.
При Владимире были отчеканены первые русские золотые и серебряные монеты, благодаря которым до нас дошли прижизненные изображения князя. Как истинный христианин, он заботился о неимущих и страждущих, открывал больницы и школы, раздавал помощь бедным и голодным.
Крещение Руси
Но в остальных русских землях процесс христианизации шел не так гладко, как в Киеве. Некоторые области отказывались следовать новой вере, что вызвало народные бунты и восстания, которые приходилось подавлять силой. В остальном князь занял довольно миролюбивую политику, прекратив завоевательные походы и переключив все внимание на укрепление границ государства. За этот период были построено немало городов-крепостей, в которых правили его сыновья.
Лишь бесконечные набеги печенегов вынуждали Владимира периодически браться за оружие.
Вражда между сыновьями
Последние годы великого князя были омрачены конфликтом между его сыновьями, вылившимся в новую междоусобную войну. У Владимира было двенадцать сыновей, каждый из которых владел своими землями. Любимцами отца были младшие Борис и Глеб, поэтому, когда Владимир к концу жизни решил завещать трон Борису, это вызвало возмущение старших сыновей Святополка и Ярослава.
Князь Владимир Святославич с сыновьями
Святополк – сын вдовы Ярополка, усыновленный Владимиром, с детства питал ненависть к князю, убившему его отца. Женившись на дочери польского князя и заручившись поддержкой поляков, он решил претендовать на трон вопреки воле Владимира. Заговор был раскрыт, и Святополка заточили в крепость.
Через некоторое время взбунтовался новгородский князь Ярослав, отказавшись платить Киеву дань. Владимир лично возглавил войско и отправился на сражение с сыном, но по дороге заболел и неожиданно скончался. Святополк воспользовался моментом и решил претендовать на освободившийся трон.
Святополк и Ярослав
Однако киевляне взбунтовались и стали требовать посадить на престол Бориса. Тогда Святополк надумал избавиться от конкурентов и коварно подослал к Борису и Глебу наемных убийц. Следующей жертвой кровавого Святополка стал брат Святослав, повелитель древлянских земель.
Разбираться с зарвавшимся братцем пришлось Ярославу. Он выбрал время, когда у Святополка не было поддержки польского войска, и двинул свою дружину к Киеву. Святополк не пользовался любовью и поддержкой горожан, поэтому вынужден был бежать. Во время сражения на реке Альт князь был убит.
Память
За величайшие заслуги князя Владимира в создании русского государства он был причислен к лику святых. Каждый год 15 июля на Руси отмечают день его памяти, который является большим религиозным праздником. В Киеве, Белгороде, Севастополе и многих других городах воздвигнуты памятники крестителю Руси, а на территории Херсонеса построен в его честь величественный храм.
Памятник Владимиру Святославичу в Москве
4 ноября 2016 года в Москве был торжественно открыт самый большой в мире памятник князю Владимиру, приуроченный к тысячелетию его смерти.
Источник: https://24smi.org/celebrity/4635-vladimir-sviatoslavovich.html
Владимир Креститель Руси — житие и результаты правления
Человеком, открывшим новую эпоху в религиозной направленности русского народа, был Владимир — креститель Руси.
Именно в период его правления христианство стало господствующей религией среди русичей, медленно, но неуклонно распространяясь от Киева до Новгорода.
- Кто такой Владимир Святославич
- Краткая биография
- Языческое правление Владимира Великого
- Принятие христианства
- Завоевательные походы
- Где похоронен князь Владимир
- Внутренняя и внешняя политика князя
- Результаты правления
- Почему князя Владимира назвали Владимир — Красное солнышко
- Заключение
Кто такой Владимир Святославич
Ясно, что сын князя Святослава и Малуши, который родился позже двух других наследников, не был самым вероятным претендентом на княжение. После смерти старшего брата Олега, Владимир предпринял ряд тактических действий, направленных на убийство первенца Святослава, Ярополка, что и было осуществлено.
Владимир стал единолично княжить на Руси. Его гербом служил трезубец, который сейчас широко используется в геральдике Украины.
Краткая биография
Если по отцу происхождение было безупречно, то мать будущего великого просветителя происходила из холопок. По одним источникам — она служила ключницей, по другим данным — находилась в рабстве. Это обстоятельство затрудняло Владимиру путь к власти.
Полоцкая княжна Рогнеда отказалась добровольно выйти за него замуж, указав, что не желает подчиняться сыну рабыни. Владимир женился на княжне силой, убив ее родителей и братьев. Кроме этого, правитель состоял в браке (язычество поддерживает многоженство) предположительно с дочерью болгарского царя, чешского князя и еще четырьмя неизвестными женщинами.
Интересным фактом является, что кроме жен, Владимир содержал еще около 800 наложниц разного происхождения и национальности, и прославился тем, что имел богатое потомство.
Всего в летописях упоминается не менее 13 сыновей и не менее 10 дочерей, рожденных в браке. Точное же число продолжателей рода Рюриковичей неизвестно.
Языческое правление Владимира Великого
В период прихода к власти Владимир был убежденным язычником. Он воздвиг капище для поклонения старославянским богам (исключая Велеса), где приносил кровавые жертвы.
Как гласит летопись, первые христианские мученики (по отдельным источникам, их звали Иоанн и Феодор) были убиты перед идолом Перуна, которого особенно почитал Владимир.
Князь снискал любовь простого народа и дружины, несмотря на свои пороки. Владимир часто пировал вместе с дружиной, участвовал в народных праздниках, был щедрым, не жалея золота и серебра для своих людей.
Принятие христианства
Летописи и сказания расходятся в оценке причин, побудивших Владимира принять христианство. Существует красивая легенда, согласно которой у князя болели глаза, он практически ослеп, но приняв таинство крещения, чудесным образом исцелился.
Также упоминается, что любовь к Анне Византийской, которая не желала сочетаться браком с язычником, заставила правителя креститься. Исторический портрет княгини Анны неточен из-за скудости деталей, однако она, несомненно, оказывала на супруга большое влияние, и, будучи религиозной женщиной, сыграла значительную роль в распространении христианства.
В летописях упоминается выбор, который правитель предоставил своим посланникам. Ислам не понравился русичам обилием запретов в повседневной жизни, строгость и жесткие обеты католиков также пришлись не по душе. Иудаизм отвергли из-за отсутствия собственной земли у евреев. Православная религия покорила посланников князя красотой храмов, торжественными пышными службами, молитвенными песнопениями.
Достоверно известно, что таинство крещения состоялось в Херсонесе, откуда правитель с молодой женой отбыл в свои владения, где принялся проводить религиозные реформы.
Последователи языческой веры были крещены по велению правящей четы в Днепре, куда они массово заходили, чтобы священники совершили обряд. Владимир полностью уничтожил старые капища и жестоко карал приверженцев язычества. Церковь становилась организацией, влияющей на светскую жизнь. Князь установил церковную десятину. Отныне ремесленники десятую часть доходов должны были отдавать на долю церкви. На эти деньги была построена Десятинная церковь.
Крещение Руси не сопровождалось известными масштабными бунтами или восстаниями. Киевляне охотно приняли новую веру, новгородцы же считались ярыми приверженцами традиций. Князь подавлял недовольство народа, и в течение короткого промежутка времени христианство стало главенствующей религией на Руси.
Завоевательные походы
Летописцы отмечают изменившийся стиль правления князя после принятия крещения. Владимир оставил военные набеги и предпочел мирное сосуществование со всеми соседями за исключением печенегов, которые регулярно вторгались в русские земли.
Для защиты своих земель правитель строил крупные города, где наместниками являлись его сыновья, которым правитель всецело доверял. Под руку Владимира перешли болгары, венгры, финно-угорские племена.
Последним военным походом была попытка усмирения сына Ярослава, который проявил непокорность и поднял восстание. В этом походе князь заболел и вскоре умер.
Где похоронен князь Владимир
Останки князя привезли в Киевскую Десятинную церковь, где и захоронили рядом с могилой жены. Впоследствии саркофаги царственной четы были утрачены. Найденные при раскопках церкви мощи датируются XVI веком, и не могут являться их останками.
Внутренняя и внешняя политика князя
В X веке русская культура переживала небывалый расцвет. Строились монастыри, храмы и часовни, для проектирования и отделки которых приглашались знаменитые греческие мастера. Князь много сделал и для популяризации грамотности на Руси. Появилась новая система письменности, создавались церковные школы.
Больницы, открывающиеся при монастырях на средства казны, бесплатно принимали страждущих. Правитель реформировал судопроизводство, заменив смертную казнь денежным залогом.
Внешняя политика страны была направлена на развитие и укрепление торгово-экономических связей с Византией, Хазарским Каганатом, Булгарией. Русичи плавали на торжища, продавая пушнину, украшения и изделия новгородских мастеров.
На Русь приглашались ученые и историки Константинополя, которые брали в ученики смышленых молодых воспитанников князя.
Результаты правления
Жестко и результативно проводимые реформы позволили стране выйти на международный уровень, преодолеть разобщенность, стать государством, в котором духовная власть считалась наравне со светской.
Длительные периоды отсутствия войн вели к накоплению материальных средств, в то время как новая религия заботилась о накоплении капитала духовного.
Почему князя Владимира назвали Владимир — Красное солнышко
Мирная жизнь при централизованном управлении государством способствовала появлению зажиточных горожан, развитию ремесел, искусства и в целом повышению благосостояния населения.
Всенародно популярный князь, живущий по правде и неустанно пекущийся о своих подданных, получил прозвище Красно Солнышко. В немалой степени его прозвали так за отказ казнить преступников.
Заключение
Князь Владимир был одним из самых значительных персонажей в истории Руси. Именно в его правление началось становление христианства в России, коренным образом изменившее уклад жизни русичей. Страна укрепилась на мировом политическом и экономическом рынках, годы правления князя – годы стабильности и процветания государства. В XIII веке равноапостольный князь
Владимир был причислен к лику святых, было написано его житие, составленное святителем Дмитрием Ростовским. Если кратко подвести итоги, то князь, несмотря на характеристику распутника и жестокого воина, был человеком, который дал толчок постепенному превращению Древней Руси в современную Россию.
Источник: https://1001molitva.ru/zhitiya-svyatyh/vladimir-svyatoslavich-velikij.html
Кровавое солнышко Руси: каким человеком был Святой креститель князь Владимир
Внук Рюрика и сын Игоря князь Святослав был истинным язычником, предпочитавший поле боя киевскому княжьему терему. Одного из сыновей правителю родила Малуша – рабыня его матери, княгини Ольги. Мальчика назвали Владимиром, и ему было суждено изменить историю Руси. Церковь причислила его к святым, а народ назвал Красным Солнышком, однако в жизни Владимир был грешником, который убил брата, насиловал девушек и имел огромный гарем.
Сын рабыни
Беременную от Святослава Малушу оправили в село Будутино, где она и родила мальчика. Мать будущего крестителя Руси была рабыней, но не простой. Ключница – важная в доме персона. Она отвечает за имущества хозяина, а значит, пользуется его доверием. Еще одна деталь – имя княжеского бастарда. Своего сына Малуша назвала двухсоставным именем Владимир, то есть «владеющий миром». Такие имена на Руси носила только знать.
Князь Святослав во время военного похода
Мальчик до трех лет воспитывался матерью, далее внука забрала княгиня Ольга. Скорее всего, бабка не теряла связи с бывшей ключницей и благоволила Владимиру. Ведь князь Святослав – истинный язычник, у которого много любовниц, а значит, и побочных детей. Однако именно Владимир получает благородное имя и становится одним из наследников, хотя он и не законный сын.
Княгиня Ольга – первый христианский правитель Руси
Рабское происхождение очень повлияло на жизнь Владимира, сформировав в нем комплексы, которые в будущем еще проявятся. Своей тягой к власти и жестокостью он пытался компенсировать свой «недостаток» и стереть память о своем происхождении.
Имя Владимира впервые фигурирует в 969 году. За год до этого князь Святослав возвращается из Болгарии в Киев, но собирается в новый поход. К нему из Новгорода приходят послы, которые просят дать им в княжение одного из своих сыновей. Законные наследники – Ярополк и Олег – в далекий северный край ехать не хотят. Святослав посылает к новгородцам младшего сына Владимира, опекуном которого становится старший брат Малуши Добрыня.
Новгород – центральный пункт торгового пути «из варяг в греки» и Владимир был символом киевского присутствия в этом стратегически важном регионе. Здесь он приказал построить огромное капище Перуну – покровителю княжьей дружины. Задатки реформатора проглядывались во Владимире уже тогда.
Варяжская дружина
Новгород населяли славяне, финны, скандинавы, с которыми у юного князя сложились особенно дружеские отношения. В среде варяжской знати Владимир становится своим и новые друзья скоро докажут свою преданность мечами.
Ссора братьев
В 972 году печенеги убивают князя Святослава на Днепровских порогах. Киевский престол занял Ярополк – старший сын погибшего правителя. Средний Олег получает землю древлян, а Владимир остается в далеком от политики Новгороде. В 975 году между Ярополком и Олегом вспыхивает война, в которой победил старший брат, а средний погибает в сражении.
Славянские воины
До Владимира известия о войне доходят в искаженном виде, он решает не связываться со старшим братцем и убегает в Скандинавию, а Ярополк захватывает Новгород и самолично правит всей империей Рюриковичей. На севере беглец собирает армию варягов и возвращается на Русь. Вернув себе Новгород, он посылает брату сообщение:
«Владимир идет на тебя, пристраивайся противу биться».
Армия Владимира, набранная из варягов, новгородцев, кривичей и чуди, двинулась к Киеву и подошла к городу Полоцк, где княжил князь Рогволод. Владимир предложил Рогнеде – дочери Рогволода – стать его женой, но та ответила, что ей, благородной девушке, не пристало выходить замуж за сына рабыни. Таких оскорблений Владимир не прощал.
Князь берет штурмом Полоцк. По совету дядьки Добрыни Владимир насилует Рогнеду на глазах у ее братьев и отца. После этого будущий святой убивает всю родню обидчицы и берет ее к себе в жены. Ненависть друг к другу они пронесли через всю жизнь.
Малолетний Изяслав защищает мать от Владимира
Когда Владимир стал киевским князем, Рогнеда попыталась зарезать его во сне, но в последний момент ему удалось отвести удар. Князь приказал жене надеть самые красивые одежды и приготовиться к смерти.
Когда Владимир пришел лично убивать Рогнеду, то на ее защиту вышел их общий малолетний сын Изяслав. Мальчик, с мечом в руке, встал на пути отца и сказал, что убийства матери не допустит.
Владимир сначала разозлился, но позже зауважал сына и отдал ему в правление Полоцк, когда-то отобранный у его деда.
Ярополк, чувствуя свою слабость, засел в Киеве. Владимир не стал штурмовать город, а подкупил главного воеводу брата – боярина Блуда. Предатель уговорил Ярополка укрыться в крепости Родень, где его ждала засада. Киевский князь был взят в плен и доставлен к Владимиру. Однако братья не увиделись. Когда Ярополк шел по терему, на переговоры к Владимиру, из-за угла вышли два варяга, которые подняли его «под пазухи» на мечи.
Убийство Ярополка. В момент покушения боярин Блуд запер двери, чтобы сторонники князя не помешали расправе
Владимир не переживал по поводу предательского убийства брата. Об этом говорит тот факт, что его беременную жену он сделал своей наложницей. Девушка родила сына Ярополка, которого назвала Святополком. Без своего князя киевская дружина быстро перешла на сторону победителя.
Ненасытен в блуде
Варяги Владимира воевали за право грабить занятые селения и города. Киев на разграбление он не отдал, а отравил наемников в Константинополь. Одним из первых действий нового правителя стало распределение его наложниц по княжеским резиденциям: 300 в Вышгород, 300 в Белгород, 200 – в село Берестовое. Число рабынь известно по летописи Нестора, сколько девушек было на самом деле – остается загадкой.
В XI веке летописцы писали, что Владимир ненасытен в блуде и растлевал как молодых девушек, так и замужних женщин. Запомнился князь и своими пирами, упоминания о которых сохранились в былинах. В них князь всегда пирует с дружиной и отдает приказы богатырям, сидя за столом. Однако блуд и гулянки не мешали ему строить сильную державу.
За первые 10 лет правления Владимир расширил границы Руси, разгромил ее внешних и внутренних врагов, а также сформировал государственный аппарат управления. Строились новые города и крепости, организовалась колонизация пограничных с Диким полем земель. Владимир был настоящим язычником, как в частной жизни, так и в управлении державой – безудержный, агрессивный, отчаянный.
Выбор Бога
Ярополк благоволил христианам, а Владимир повел противоположную политику. Он приказал разрушить церкви, синагоги и мечети, а на их месте построить языческие капища новому пантеону богов: Перуну, Хорсу, Даждьбогу, Стрибогу, Симарглу и Мокоши.
Себя и свою дружину князь связывал с воинственным Перуном. Однако многочисленные боги не подходили единой державе. Нужна формула одного правителя на земле и одного на небе. Выбор Владимира пал на христианство византийского обряда.
Крещение киевлян
Обряд крещения в 988 году провел греческий священник Павел. Перед этим Владимир совершил военный поход в Византийскую империю и выбил себе в жены сестру императора – принцессу Анну. Хотя ромеи не хотели родниться с диким скифом. Для подтверждения серьезности своих намерений жениться и уверовать во Христа Владимир захватил в Крыму город Корсунь и устроил в нем бойню. Такие весомые аргументы убедили императора взять киевского князя в зятья.
Крестили мечом и огнем
Новая вера встретила сопротивление племенной знати и простого люда. Самыми ярыми противниками Христа стали новгородцы, которые когда-то приютили и поддержали сына рабыни, а теперь Великого князя. В благодарность Владимир отправил в Новгород дядьку Добрыню и воеводу Путяту.
Уничтожение языческих идолов
Путяте удалось ворваться в центр Новгорода, однако его дружину окружили. Тогда Добрыня поджег город. Пока новгородцы спасали свои дома, дядя Владимира вызволил воинов. Отсюда взялась поговорка: «Путята крестил мечем, а Добрыня огнем». Победители сильно разгромили город, после чего пришлый бог ромеев стал новгородцам чуточку ближе. Однако антихристианские восстания в Северо-Западной Руси вспыхивали еще 150 лет.
15 июля 1015 года Владимир скончался, а 11 его законных сыновей устроили резню за власть. С XIV века Владимир признан равноапостольным святым. В былинный эпос убийца брата, многоженец и насильник вошел как князь Владимир Красное Солнышко.
Смотрите также — Норвежский музей Лофотр: путешествие в мир викингов
Источник: https://BigPicture.ru/?p=1190656
Князь Владимир: житие, иконы, молитвы
Великий киевский равноапостольный князь Владимир Красное Солнышко, креститель Руси — память 15 (28) июля в 2020 году. Житие, биография и молитва — в статье.
Князь Владимир I Святославич
Владимир I Святославич (др.-рус. Володимеръ Свѧтославичь, ок. 960 — 15 июля 1015) — киевский великий князь, при котором произошло крещение Руси.
Владимир Святой стал новгородским князем в 970, захватил киевский престол в 978 году. В 988 выбрал христианство в качестве государственной религии Киевской Руси. В крещении получил христианское имя Василий. Известен также как Владимир Святой, Владимир Креститель (в церковной истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах). Прославлен в лике святых как равноапостольный.
Память равноапостольного князя Владимира Святого — 28 июля в 2020 году
И на берег вышел, душой возрожден,Владимир для новой державы,И в Русь милосердия внес он закон —Дела стародавних, далеких времен,Преданья невянущей славы!..(А.К. Толстой)
Креститель Руси — князь Владимир Святой
Карпов А. Ю. — историк, писатель, член Союза писателей России, автор книг в серии «ЖЗЛ»: «Владимир Святой», «Ярослав Мудрый», «Юрий Долгорукий»
Святой князь Владимир
Едва ли найдется в русской истории имя более значимое, чем имя киевского князя Владимира Святого, Крестителя Руси. Уже древнерусские книжники называли его Равноапостольным, ибо подвиг князя Владимира вполне соизмерим с апостольским: великая страна, Русь, его стараниями освещена была светом христианской веры. Около 989 года Русская земля приняла христианство в качестве официальной, государственной религии, и это событие на тысячелетие определило весь ход нашей истории.
Владимир родился около 962 года. Он был сыном киевского князя Святослава Игоревича и Малуши, ключницы матери Святослава, княгини Ольги. Летописи рассказывают, что, разгневавшись на свою рабу, Ольга сослала ту в отдаленное селение Будутину весь. Здесь и родился будущий великий святой. Вскоре Владимира отобрали у матери. Воспитывался он в Киеве, при дворе своей бабки, княгини Ольги. Но еще долго презрительное прозвище «робичич», то есть «сын рабыни», будет преследовать его.
Летом 969 года, незадолго до своего окончательного отъезда на Дунай, князь Святослав разделил Русскую землю между своими сыновьями. Старшему, Ярополку, достался Киев, Олегу — Древлянская земля. В это время в Киев пришли новгородцы, просившие себе князя. «Абы пошел кто к вам?» — насмешливо спросил их Святослав. Новгородцы, по совету дяди Владимира по матери, Добрыни, попросили себе на княжение Малушиного сына. Святослав согласился. Так Владимир еще ребенком сделался новгородским князем.
Вскоре Святослав погиб (это произошло весной 972 года), и его сыновья стали княжить в своих землях совершенно самостоятельно. Около 977 года между Ярополком и Олегом началась война, в результате которой Олег погиб. Напуганный этим известием Владимир бежал из Новгорода «за море», надо полагать, к варягам, в скандинавские земли или Прибалтику. Спустя некоторое время во главе наемного варяжского войска он вновь появился в Новгороде (захваченном к тому времени наместниками Ярополка).
Так началась война между Владимиром и его братом. Успех в войне сопутствовал Владимиру. Летом 978 года он осадил Киев. Ярополк бежал в город Родню (в устье реки Рось, притока Днепра), который также был осажден войсками Владимира. В окружении Ярополка нашелся предатель, некий Блуд; Владимир вступил с ним в переговоры, и Блуд уговорил Ярополка прекратить сопротивление и сдаться на милость брата. «Сбылась-де мечта твоя. Веду к тебе Ярополка.
Приготовься убить его» — такие слова передал Блуд Владимиру.
И Владимир решился на братоубийство. Когда Ярополк вступил в покои Владимира, двое варягов, стоявших в дверях, подняли его на мечах «под пазуху». Следовавший за князем Блуд проворно затворил двери, не дав ворваться на помощь Ярополку его слугам. С этого злодейского убийства и начинается киевское княжение Владимира, которое продолжалось долгих тридцать семь лет.
Летописцы не жалеют черных красок, изображая Владимира до принятия им христианства. Он был жесток, злопамятен и вообще наделен самыми разными пороками, среди которых, прежде всего, называют непомерное сластолюбие. У Владимира той поры было пять жен. Одну из них, полоцкую княжну Рогнеду, он насильно сделал своей супругой, начав войну с ее отцом, полоцким князем Рогволодом, после того как Рогнеда гордо отвергла его предложение вступить в брак.
Захватив Полоцк, Владимир обесчестил Рогнеду на глазах ее отца и матери, а затем убил обоих родителей. Другой женой Владимира стала вдова убитого им Ярополка, некая гречанка, бывшая прежде монашенкой и привезенная в Киев князем Святославом, пораженным ее красотою. Помимо законных жен, князь имел сотни наложниц: «300 в Вышгороде, да 300 в Белгороде, да 200 на Берестовом, в сельце». Но и наложницы не могли удовлетворить его.
«Ненасытен был в блуде, приводя к себе замужних жен и девиц растлевая», так с осуждением писал о Владимире летописец.
Кроме того, Владимир поначалу был убежденным язычником и ярым противником христианства. Вскоре после вступления в Киев он устроил на холме возле своего дворца настоящий языческий пантеон — поставил изваяния языческих богов: Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симрагла и Мокоши.
«И поклонялись люди им, нарицая их богами, и приводили сынов своих и дочерей, и приносили жертвы бесам И осквернилась кровьми земля Русская и холм тот», рассказывает летопись. Изваяния Перуна, ставшего по воле Владимира главным божеством древней Руси, устанавливались и в других древнерусских городах.
В 983 году, после одного из походов Владимира, на «Перуновом холме» было решено устроить и человеческие жертвоприношения. Жребий пал на двор некоего варяга-христианина, и киевские язычники потребовали принести в жертву его сына. Варяг не подчинился им и не дал своего сына на заклание бесам.
В отместку киевляне разметали весь его двор и подрубили сени, на которых он стоял с сыном, и так убили их. Эти варяги-христиане (поздняя церковная традиция называет их имена: Феодор и сын его Иоанн) стали первыми в Русской земле мучениками за веру.
При всем том Владимир в эти годы проявляет всяческую заботу об укреплении государства. Он совершает несколько успешных походов на запад и восток (против поляков, ятвягов, волжских болгар, хазар), подчиняет власти Киева ряд восточнославянских племен (радимичей, вятичей), присоединяет к Руси т. н. Червенские города (Волынь). Различные области Русского государства скрепляются более прочными узами, чем прежде.
Языческая реформа Владимира (установление языческого пантеона) свидетельствует о том, что князь стремится внести что-то новое и в прежние верования.
Представительство в пантеоне Владимира божеств разных этнических групп Русской земли (славянских, финно-угорских, балтийских племен, остатков прежнего иранского населения), их подчинение княжескому богу Перуну и введение единого для всей страны государственного культа Перуна — все это должно было олицетворять единство Древнерусского государства, главенство Киева и киевского князя.
Однако эта языческая реформа, изменившая лишь внешнее обличье старых богов, не могла удовлетворить Владимира. Личные поиски веры, что называется, совпали с требованиями времени. Русь окончательно теряла черты прежней военной федерации отдельных племен, превращалась в единое государство, игравшее все большую роль в европейской и мировой политике. Все это требовало изменений в сфере идеологии.
Летописи и Жития святого Владимира содержат подробный и яркий рассказ о крещении киевского князя. Далеко не сразу Владимир пришел к своей вере. Летопись рассказывает о том, что сперва князь принял послов от волжских болгар (мусульман), латинян и хазарских евреев, предлагавших ему принять их закон.
Затем в Киев явился и греческий философ, убеждавший Владимира в преимуществах православного вероучения. Владимир избрал «добрых и смысленных мужей» и отправил их в разные страны, чтобы те на деле сравнили, как поклоняются Богу разные народы.
Вернувшись в Киев, «мужи» рассказали о красоте византийского богослужения: «Не знали — на небе или на земле были мы, ибо нет на земле красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах».
Посоветовавшись с боярами и «старцами градскими» (представителями городского самоуправления), Владимир соглашается с тем, что византийская вера лучше всех остальных.
Источник: https://www.pravmir.ru/svyatoj-knyaz-vladimir-zhitie-ikony-molitvy/
Мощи князя Владимира: где находятся, в чем помогают
В истории Киевской Руси был монарх-язычник, который приносил человеческие жертвы, имел гарем и без колебаний убил родного брата. Однако, крестившись, он изменился. Сейчас его останки обладают чудодейственной силой. Из статьи вы узнаете, где находятся мощи князя Владимира и кому они помогают.
Замученные христиане
Православие интересовало самодержца мало. Он был ярым язычником и даже возвел на горе настоящий пантеон, на который ходили его дети. В этом месте совершались страшные вещи. Здесь приносили человеческие жертвы и даже пытали тех, кто верил в Христа.
Сегодня Православная Церковь одинаково уважает как мощи князя Владимира, так и первых мучеников на Руси — Феодора и его сын Иоанна. Однако в далеком X веке правителем был издан указ: принести одного из юношей в жертву кумирам. Жребий выпал на Иоанна. Но отец не позволил язычникам увлечь дитя, за что поплатился жизнью. Варвары разодрали их прямо на улице.
Между тем князь пытался сплотить свое государство. Однако это было невозможно без единобожия. Поэтому, выбрав мудрых старцев, государь послал их изучать разные религии.
Когда послы вернулись, то заявили, что нет красивей веры, чем в Византии. По их словам, стоя в церкви и слушая хор, нельзя понять — ты до сих пор на земле или уже на небе. Был в восторге от таких сравнений святой князь Владимир. Мощи этого царя особенно важны для православной веры, ведь его выбор повлиял на историю всего мира.
Сила веры
Информации о том, как монарх крестился, очень мало. Однако летописцы сообщают, что его войско долго и безрезультатно пыталось взять Херсонес. Дело не имело успеха, пока один из христиан не подошел к князю. Мужчина предложил перекрыть в город доступ воды. Князь так и сделал. Осада спала.
Далее царь попросил отдать за него Анну — сестру императора из Константинополя. Но женщина отказала ему, говорила, что согласится только после того, как князь примет ее веру.
Несмотря на то что православие нравилось царю, не спешил принимать новую религию святой князь Владимир. Мощи государя сегодня лечат от глазных болезней. А все потому, что, нарушая обещания, мужчина начал слепнуть.
Тогда Анна сказала, что киевскому правителю нужно быстрее креститься. И действительно, стоило принять единого Бога, как глаза снова стали видеть.
На собственном опыте
Поскольку сам монарх имел проблемы с глазами, то его мощи лечат людей, которые страдают такими патологиями. Однако здесь следует отметить, что князь, перед тем как вылечиться, выполнил данное обещание и крестился.
Поэтому нужно сделать все, что вы накануне наобещали Господу, прежде чем искать мощи князя Владимира. В чем помогает святой, если вы не способны сдержать слово? Он наставляет на путь света и добра. Вскоре в вашей жизни произойдут события, которые потребуют от вас не только мужества, но и мудрости. В таких ситуациях нужно будет поступать по-христиански.
Нередко к равноапостольному обращаются те люди, которые не могут найти свою настоящую любовь и живут в блуде.
Владимир не сразу понял, что именно Анна предназначена ему судьбой. Однако его покорило терпение девушки и искренняя душа. Сейчас к святому можно подойти с просьбой быстрее завести семью и родить детей.
Большое сердце
О чем молятся мощам князя Владимира — вопрос для каждого личный. Однако монарх стал в конце жизни очень хорошим, поэтому выслушивал каждого. Перед ним не было первостепенных и второстепенных больных, бедных или обездоленных.
Далее князь женился на Анне. По примеру правителя крестились и его близкие подданные. Следовательно, в 989 году он начинает сбрасывать идолов и ведет свой народ к праведной вере.
Очень сильно изменился с тех пор Владимир. Особенно запали ему в душу слова о том, что Бог милостив только к тем, кто проявляет доброту к людям. Монарх открывал всем двор, и каждый бедняк мог обратиться к нему за помощью. Одним выдавали пищу, вторым — воду. Для калек возили продукты за пределы дворцов. Именно поэтому мощи князя Владимира имеют такую чудодейственную силу.
Монарх и сегодня помогает всем, кто приходит к нему с молитвой. Он помогает наладить материальную жизнь. Сразу после похода к костям правителя у людей появляется все самое необходимое. Поэтому особенно часто к святому обращаются те, кто совсем недавно пострадал от стихийных бедствий и потерял все свое имущество.
Защитник детей
За свою жизнь мужчина стал отцом примерно 30 сыновьям и 10 дочерям. Все они были ему родные. После принятия христианства большинство женщин из его гарема были переправлены в монастырь или снова удачно выданы замуж. Однако самодержец не прекратил заботиться о своих отпрысках.
Имеют удивительную силу мощи князя Владимира. В чем помогает креститель Руси? Он лечит детей. Как родители, так и сами малыши могут прижаться к ковчегу с костями святого. Молитва к Богу должна быть простой, но искренней и чистой. Лучше всего женщинам приходить в церковь в закрытой одежде. Голова должна быть покрыта. Мужчины также должны одеваться скромно. Прислонившись к мощам, следует просить прощения за свои грехи.
Многие дети сразу перестают заикаться, начинают четче говорить. Слепые прозревают, а калеки делают первые шаги за много лет. Поэтому можно смело идти к равноапостольному и молить у него здоровья для своих чад.
Нетленные останки
В настоящее время практически в каждой большой церкви есть мощи князя Владимира. В Челябинске, в Ростове и Киеве лежат частицы великого крестителя. Каждый желающий может приложить голову к костям святого. Лучше всего это делать в день памяти — 28 июля. Однако следует отметить, что в эту дату обычно длинные очереди.
О щедрости и доброте князя ходили легенды. Каждое воскресенье он угощал бедных и обездоленных различными яствами и напитками. Этот человек строил церкви и не жалел денег на их величие. Умер государь 15 июля 1015 года. Его тело похоронили в Десятинной церкви, которую через несколько веков развалили монголы.
В прошлом году, к 1000-летию со дня смерти, Русская Православная Церковь решила отправить в «путешествие» мощи князя Владимира. В Челябинске, в Москве, в Петербурге — во всх этих городах принимали кости святого. Люди прислонялись к ковчегу и сразу чувствовали его силу.
Искренние молитвы
Конечно, на первый взгляд, жизнь князя не похожа на биографии мучеников. Он был жестоким, как все правители, и безрассудным, как и большинство язычников. Однако, поняв силу Господа, он пытался измениться и заботился о чистоте своей души. С его стороны это был совершенно неэгоистичный поступок. В то время, когда земные блага и радости короткие, небесные — вечные. И ничто не сравнится со счастьем, которое человек испытывает, помогая своим братьям и сестрам.
Многим сегодня помогают мощи князя Владимира. Маршрут, путь, которым прошел равноапостольный, не был легким. Однако его добрые дела превзошли прошлые злые. За это Господь дал ему силу лечить не только тела, но и души. Поэтому к святому можно идти и за советом.
Главное, говорят миряне, — чтобы молитвы и просьбы были искренними, не несли в себе злобы и неправды. Тогда Владимир поможет тому, кто стоит пред ним.
Источник: https://FB.ru/article/226578/moschi-knyazya-vladimira-gde-nahodyatsya-v-chem-pomogayut
Почему владимира крестителя похоронили по языческим традициям — Русь Матушка
- Человеком, открывшим новую эпоху в религиозной направленности русского народа, был Владимир — креститель Руси.
- Именно в период его правления христианство стало господствующей религией среди русичей, медленно, но неуклонно распространяясь от Киева до Новгорода.
- Кто такой Владимир Святославич
- Краткая биография
- Языческое правление Владимира Великого
- Принятие христианства
- Завоевательные походы
- Где похоронен князь Владимир
- Внутренняя и внешняя политика князя
- Результаты правления
- Почему князя Владимира назвали Владимир — Красное солнышко
- Заключение
Судьба мощей князя Владимира
Руины Десятинной церкви, рисунок XIX века
Путешествия мощей
Петр Могила взял только голову Владимира. Причем челюсть отправил в Москву, русскому царю Михаилу Федоровичу. Есть несколько версий того, в каком храме Киева митрополит первоначально поместил честную главу (череп) князя, но, в конце концов, эта святыня оказалась в Великой лаврской церкви — Успенском соборе.
Уже в годы советской власти, незадолго до нападения гитлеровской Германии на СССР, честную главу отправили в Ленинград, в лабораторию знаменитого антрополога, археолога и скульптора Михаила Герасимова.
Напомню, что он создал скульптурные портреты многих исторических личностей по их черепам — князей Ярослава Мудрого и Андрея Боголюбского, царя Ивана Грозного, среднеазиатского завоевателя ТамерланаПредполагалось, что Герасимов воссоздаст и облик Владимира Крестителя. Однако началась война. М.Герасимова эвакуировали в Узбекистан, в древний город Самарканд.
А честная глава князя Владимира исчезла в блокадном Ленинграде и до сих пор не найдена.Изъятие раки с головой св. Владимира согласовывали на самом высоком уровне. Реликвию вывозили тайно. М.Герасимов в присутствии сотрудников НКВД извлек череп князя. Драгоценную раку увезли в Гохран.
Без нижней челюсти восстанавливать лицо было невозможно, но сведений, что челюсть святого специально возили из Кремля в Ленинград, нет. То есть заведомо не ставилась задача восстанавливать облик Крестителя! Требовался предлог вывезти реликвию из Киева! Понятно, что лаборатория была не просто под охраной. И ничего оттуда пропасть не могло. Бомбежки, обстрелы пощадили Эрмитаж. Но потомки не пощадили святыни – ее ухитрились «потерять» из самого охраняемого советского хранилища.
Сохранилась челюсть, отправленная Петром Могилой царю (ее постоянным местом хранения является храм Христа Спасителя).
Почему не Киев?
Вероятно, Пётр Могила намеревался поместить останки св. князя в Десятинной церкви, которую начал восстанавливать (она была первым каменным храмом Киевской Руси). Однако митрополит скончался, когда работы еще не были завершены. Митрополит завещал на реставрацию этой церкви внушительную суму — 1000 злотых.Следует сказать, что Петр Могила восстановил многие старинные храмы Киева.
Начал с Софийского собора, реконструкция которого продолжалась десять лет. За собственные деньги реставрировал церковь Спаса на Берестове (для ее росписи пригласил мастера с острова Крит), Выдубицкий монастырь и Трехсвятительскую церковь. Он вернул киевские храмы православным, открыл в Киево-Печерской лавре школу. Со временем это учебное заведение объединилось с Киевской братской школой. Так была создана Киево-Могилянская коллегия.
После смерти Петра Могилы церковь причислила его к лику святых.Митрополит Киевский и Галицкий Евгений Болховитинов (1767–1837 гг.) в описаниях Софийского собора в Киеве и Киево-Печерской лавры десяток страниц посвятил мощам. Упоминает он и ковчег в Софии Киевской: «I. Часть Крови Христовой, часть Ризы Господней, часть Животворящего Древа. II.
Мощи Христова века – часть младенца, от Ирода убиенного Христа ради; часть Предтечи Иоанна Крестителя IХ. В особом ковчеге положены: мощи святого благоверного царя Константина Великого, святого благоверного князя Владимира Святославовича Киевского, великомученицы Варвары левая рука раздробленная и серебром окованная» О главе святого сообщает: «находится на правой стороне при алтаре Успенского собора Лавры в приделе св.
Архангела Михаила в серебряной раке и под серебряной иконою князя сего во весь рост, сделанною в 1825 году».Но вернемся к рассказу об останках князя Владимира. Их либо при жизни митрополита, либо уже после его кончины погребли в отстроенной Десятинной церкви. Она имела скромные размеры. В XIX веке ее снесли, чтобы возвести величественный храм.
Перед этим провели археологические исследования, в ходе которых была обнаружена каменная гробница из плит красного цвета. В ней находился скелет без головы и костей правой руки, а также остатки парчовой одежды, золотая пуговица и мужская обувь. Скорее всего, это и были мощи князя Владимира. Кстати, тогда уничтожили практически все, что осталось от церкви времен Киевской Руси.
Гроб с останками, которые, вероятно, принадлежали Владимиру Крестителю, поставили в новом Десятинном храме, в приделе, освященном именем князя. Как известно, эту большую церковь в 1936 году разобрали на кирпичи, а саркофаг с останками вновь извлекли. Вероятно, ныне он находится в Национальном заповеднике «София Киевская».
Во время «перестройки», накануне празднования 1000-летия Крещения Руси, в 1988 году состоялась передача нескольких мощевиков Церкви, в том числе и с частицей честных мощей св. равноапостольного князя Владимира.
По благословению Святейшего Патриарха Пимена, этот мощевик был передан Управляющему делами Московской Патриархии, Митрополиту Ростовскому и Новочеркасскому Владимиру (Сабодану), и положен в кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы Ростова-на-Дону.
Торжественная церемония передачи Русской Православной Церкви священных реликвий состоялась 26 мая 1988 года в Оружейной палате московского Кремля.
Накануне дня памяти святого князя Владимира, 24 июля 2005 года, по просьбе Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, частица мощей святого равноапостольного великого князя Владимира возвращена в Украину и покоится в Успенском соборе Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры.
Сейчас на месте Десятинной церкви, по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира и трудами архимандрита Гедеона (Харона), создан мужской монастырь.
Братия и прихожане Рождества Пресвятой Богородицы Десятинного монастыря надеются, что в скором времени в Десятиной церкви снова возможно будет поклониться частице святых мощей великого равноапостольного князя Владимира.
И думается, что многие вспомнят ту дату, которую мы с вами будем праздновать в этом году — 1000-летие со дня успения святого князя Владимира.
Статья подготовлена иеромонахом Мелхиседеком (Гордиенко)
Использованы материалы Игоря Осипчука и Михаила Васильева
Источник: https://pravlife.org/ru/content/sudba-moshchey-knyazya-vladimira
Великий князь Владимир I Святославич — Исторический портрет
» Владимир Святославич
Владимир Святославич
Портрет из «Царского титулярника» XVII векаКнязь Владимир I Великий — сын князя Святослава Игоревича и Малуши, рабыни-наложницы княгини Ольги, при котором произошло Крещение Руси. Также известен под прозвищами «Святой», «Креститель», ассоциируется с персонажем фольклора «Владимир Красное Солнышко».
Был назначен отцом новгородским князем в 970 году. В 978 или 980 году захватил киевский престол после убийства брата Ярополка в междоусобной войне.
В 988 году взял византийский город Херсонес и поребовал у византийского императора его сестру себе в жёны. В качестве условия женитьбы принял христианство по греческому обряду, после чего сделал его государственной религией Киевской Руси.
За время правления имел большое количество детей от разных жен, что предопределило вторую междоусобицу на Руси после его смерти в 1015 году.
Начало правления — междоусобица Святославичей
Началом первой междоусобицы на Руси, возникшей через 5 лет после смерти князя Святослава Игоревича, стало убийство Олегом Святославичем сына киевского воеводы Свенельда во время охоты. Свенельд воспользовался влиянием на молодого князя Ярополка и решил отомстить убийце сына.
Узнав о гибели Олега во время столкновения с войсками Ярополка при городе Овруче, Владимир бежал «за море» и вернулся на следующий год с наёмным войском варягов. Найдя среди советников Ярополка предателя в лице воеводы Блуда, Владимир хитростью выманил брата из осаждённой крепости Родень на переговоры и приказал убить, после чего занял Киев и начал править единовластно.
По летописи Владимир вокняжился в Киеве в 980 году. Согласно самому раннему Житию Владимира монаха Иакова это случилось 11 июня 978 года.
Убийство Ярополка
. Худ. Б. А. Чориков.
Краткая характеристика внутренней политики
После победы в междоусобице и захвата Киева, Владимир подавлял восстания племен вятичей и радимичей, старался централизировать княжескую власть. «Языческая» реформа не смогла решить этот вопрос и в 988 году князь осуществил кардинальный слом — провел крещение Руси.
Греческая культура стала проникать в жизнь восточных славян — строились храмы, открывались школы, впервые начинается чеканка монет. Недовольные политикой князя мигрируют в северном и северо-восточном направлениях.
Накопленные противоречия не позволили князю осуществить последнюю из задуманных реформ — вместо наследования по старшинству Владимир хотел назначить одного из любимых младших сыновей правителем Киева, но умер и старшие наследники развязяли междоусобицу.
Источник: https://xn--80apmdfm0a.xn--p1acf/%D0%B2%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80-%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%B9/
Святой равноапостольный князь Владимир и Крещение Руси — Православный журнал
Святой равноапостольный Владимир — язычник, принявший Христа всем сердцем и полностью изменивший свою жизнь; князь-завоеватель, обративший Русь в православную веру; прототип былинного персонажа — Владимира Красное Солнышко; святой, в честь которого в нашей стране построено множество храмов. Мы расскажем о жизни великого князя и о Крещении Руси.
Святой равноапостольный князь Владимир
Князь Владимир I Святославич— внук великой княгини Ольги (прославленная Церковью как равноапостольная святая) и сын великого князя Святослава Игоревича.
Святой Владимир жил и правил на рубеже X-XI веков. Сначала, с 970 года, он княжил в Новогороде; потом, с 978-го и до смерти в 1015 году, в Киеве, столице Киевской Руси.
Именно равноапостольный князь Владимир, во святом крещении Василий, — инициатор Крещения Руси, поворотного события для истории нашей страны. В 988 году христианство стало в Киевской Руси государственной религией. Сам бывший язычник, князь Владимир активно распространял новую веру среди славян. За это его прозвали Владимир Креститель.
Церковь прославила князя Владимира в лике святых как равноапостольного. Равноапостольные святые — это те, кто своей жизнь послужил проповеди Евангелия, распространению христианской веры среди людей. Цари и князья, просвещавшие свой народ светом Христовым, часто прославляются именно как равноапостольные. Например, великая княгиня Ольга, бабушка князя Владимира, которая стала первым правителем Киевской Руси, принявшим христианскую веру.
Когда празднуется память святого равноапостольного Владимира
Память святого равноапостольного князя Владимира празднуется в день его смерти — 28 июля по новому стилю (15 июля по старому стилю, или по Юлианскому календарю).
Годы правления князя Владимира Святославича
Князь Владимир Святославич правил на рубеже X-XI веков. Сначала, с 970 года, он княжил в Новогороде, потом, с 978 и до 1015-го (год смерти), в Киеве, столице Киевской Руси.
Князь Владимир — язычник
Будущий креститель Руси родился в браке великого князя Святослава Игоревича с Малушей, которая была родом из древлян. Древляне — то самое племя, которому великая княгиня Ольга жестоко мстила за убийство своего мужа, князя Игоря. По преданию, Малуша была ключницей княгини Ольги.
В 972 году князь Владимир вступил на новгородский престол. В народе он прославился как завоеватель земель. В 980 году он отвоевал Киев у собственного брата — Ярополка. Кроме того, Владимир подчинил и обложил данью многие соседние племена: вятичей, ятвягов, радимичей; защищал границы государства от набегов печенегов. Князь расширил пределы Руси от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге.
До принятия святого крещения князь Владимир был язычником. Его бабушка, княгиня Ольга, не передала свою новую веру — христианство — сыну и внуку. Поэтому великому князю Владимиру Святославичу предстояло пройти по ее стопам — обрести Христа после долгих лет греховной жизни и духовных исканий.
В период язычества у Владимира было несколько жен и множество наложниц в разных городах. Он устанавливал в столице Руси идолов, перед которыми совершались жертвоприношения, в том числе человеческие. Как пишет летопись, «и приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, и жертвы эти шли бесам И осквернилась кровью земля Русская и холм тот».
В годы его правления приняли мученическую смерть за Христа варяги Феодор и сын его Иоанн. Как считают многие исследователи, именно это событие подвигло великого князя задуматься, истинна ли языческая вера. Уже после принятия христианства и Крещения Руси будущий равноапостольный святой воздвиг на месте гибели мучеников знаменитую Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы.
Крещение князя Владимира Святославича
Многие историки считают, что великий князь Владимирвыбрал православное христианство среди нескольких других религий. Он созвал в Киев, матерь городов русских, представителей разных вероучений. Болгар-мусульман, немцев-католиков, иудеев и православных греков.
Каждый из них описал князю Владимиру достоинства своей веры, и великий князь сделал выбор в пользу православия.
Но чтобы удостовериться, что не ошибся, он отправил в столицу Византии Константинополь десять мудрых и уважаемых в Киевского Руси людей — чтобы они разобрались, действительно ли православная вера самая достойная.
Мудрецов поразила Константинопольская София — великолепная архитектура храма, ангельское пение хора, красота богослужения. К Владимиру они вернулись со словами: «Мы не знали, на земле мы стояли или на небе».
Владимир принял окончательное решение креститься. Чтобы не попасть в подчинение грекам, Владимир Святославич организовал военный поход и взял город Херсонес. А у Византийских императоров Василия и Константина попросил руки царевны Анны. Анна могла выйти замуж только за христианина. В 988 году князь Владимир принял святое крещение с именем Василий. По преданию, выйдя из крещальной купели, он, до этого ненадолго ослепший, прозрел и воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!».
Крещение Руси
Сам термин «Крещение Руси» встречается уже в «Повести временных лет», самой древней из дошедших до нас летописей. Она была написана в начале XII века.
Источник: https://foma.ru/svyatoj-ravnoapostolnyij-knyaz-vladimir-i-kreshhenie-rusi.html
Мощи святого равноапостольного князя Владимира
Каждый русский православный человек знает о святом, который положил начало христианства на Руси. Поступок святого равноапостольного князя Владимира и поныне славится многими народами. Ведь благодаря принятию христианства, у дикого от языческих обрядов народа, появилась возможность не только изучить грамоту и письмо, но и стать ближе к Создателю.
История обретения мощей
При жизни князь был хорошим политиком и государем. Крещение кардинально изменило его взгляды на жизнь и смерть. Принятие новой веры помогло сплотить народ, отказаться от диких языческих обрядов. Теперь он не мог мстить и убивать, ведь его Бог говорил о любви и прощении.
Икона святого равноапостольного князя Владимира
Владимир умер 15 июля 1015 года в деревне Берестовое, которое находилось под Киевом. На смертном одре он просил прощению у Господа за то, что раньше был язычником и не знал истинного Бога. Так отошел ко Господу великий русский святой.
Читайте о князе Владимире:
Князя похоронили в Десятинной церкви, которую он построил за свои деньги. Мраморные гробы с телами Владимира и его жены Анны хранились там до 1240 года.
В 1240 году на Киев напало войско хана Батыя. Храм был разрушен, а гробы утеряны. И только в 1635 году мощи были обретены благодаря стараниям митрополита Петра Могилы. Митрополит взял череп и кость руки. Главу он передал на хранение в Успенский храм Киево-Печерской Лавры. Челюсть была передана царю Михаилу Федоровичу в качестве подарка, который он передал в Успенский собор Кремля.
Сейчас челюсть находится в Храме Христа Спасителя. Кость руки находится в Киевском Софийском соборе. История с черепом более запутанная. Во времена советской власти череп из Киева был направлен в Ленинград на экспертизу. Антрополог Михаил Герасимов должен был восстановить портрет князя по черепу. Но началась война, и реликвия была утеряна в блокадном Ленинграде.
Интересно! Предполагается, что советская власть и не собиралась восстанавливать портрет великого князя Владимира, а экспертиза была предлогом для того, чтобы забрать череп. Ведь без челюсти экспертиза была невозможной. Хранилась она в Москве, но передавать ее в Ленинград никто не собирался.
День памяти святого князя Владимира празднуется 28 июля.
Стоит отметить, что Русь достигла высшей степени своего развития именно после Крещения. Строились храмы, открывались воскресные школы, переписывались, а позже и печатались книги. Появилась старославянская азбука, которая существует и доныне в Русской православной церкви. Русь стала наравне с Константинополем. Именно благодаря Владимиру Русь вышла из тени греха и неведения.
Как добраться до храма Христа Спасителя
Храм Христа Спасителя находится недалеко от Кремля. Адрес храма: ул. Волхонка, д. 17.
Оптимальный маршрут от станции метро «Кропоткинская», где проходят маршрутные автобусы № 15, 255, 33. От Красной площади добраться до храма не составит труда. С Красной площади нужно пройти к Александровскому саду. Из Александровского сада нужно спуститься к Кремлевской набережной и пройти по Патриаршему мосту, который ведет к храму.
Мощи равноапостольного князя Владимира
В чем помогает и как молиться мощам
Так как князь был мудрым и образованным человеком, у него молитвенно просят помощи в учебе или о вразумлении государственных властей. Обращаются к нему и при болезни глаз. Ведь однажды его поразила болезнь слепоты. Избавился князь от этой болезни после того, как принял Святое Крещение.
Молитва святому равноапостольному Великому Князю Владимиру:
О великий угодниче Божий, равноапостольный княже Владимире! Призри на немощи наши и умоли Премилосердаго Царя Небеснаго, да не прогневается на ны зело и да не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас по милости Своей, да всадит в сердца наша покаяние и спасительный страх Божий, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже оставити нам стези нечестия и на путь спасения обратитися, неуклонно же заповеди Божия творити и уставы Святыя Церкве соблюдати. Моли, благосерде, Человеколюбца Бога, да явит нам великую милость Свою: да избавит нас от смертоносных болезней и от всякаго зла, да сохранит и спасет рабов Божиих (имена) от всех козней и наветов вражиих и да все мы сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.
Важно! Великий князь Владимир является покровителем внутренних войск России.
Мощи князя Владимира
Июн 1, 2019 10:34 Администратор
Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/moshhi-knyazya-vladimira.html