Для чего был создан Святейший Синод

Святейший Синод — цели, функции и итоги создания

Для чего был создан Святейший Синод

Святейший Синод представляет собой церковное правительство, то есть высший церковный орган, который обладает самой главной властью в церкви и взаимодействует с церквями других государств. 

Его действия распространились на весь синодальный период с 1721 до 1917 годы. Члены Синода назначались императором Российской империи, а его председателем был обер-прокурор. 

Данное определение подробно разбирается на уроках истории в школах. Ниже приведены основные моменты, которые нужно знать для зачета и хорошей оценки. 

Причины и цели создания Святейшего Синода

Ходят слухи, что изначально Петр I не планировал подвергать изменениям установленный церковный порядок. Но чем дальше продвигались его реформы, тем все меньше он хотел делить власть с кем-то еще, а тем более с таким сильным соперником, как церковь.

Именно по этой причине Петр I решил переманить церковь на свою сторону, сделать своим союзником, превратив ее в часть аппарата управления империей.

Создание правительствующего Синода стало завершающим этапом в церковной реформе Петра I. Данный орган был создан для того, чтобы заменить упраздненную должность Патриарха и подчинить церковь Российской империи.

Распоряжения императора должны были быть беспрекословно исполнены Синодом, так как он действовал от имени его величества.

Наверное самой главной причиной создания верховного правительствующего Синода является то, что императору был нужен крепкий и верный союзник в лице православной церкви. 

Как известно в то время люди доверяли церкви и как огня боялись Божьей кары. Поэтому, взяв власть над церковью, первый российский император мог спокойно с ее помощью управлять народом. 

Функции Святейшего Синода

Функции правительствующего Синода были достаточно разнообразны. Иными словами, он мог делать все, что дозволял ему император.


Святейший Синод был наделен правом, с позволения верховной власти в Российской империи, выбирать и назначать на пост епископов, устанавливать новые церковные праздники, учреждать кафедры. 

Он также был наделен правами судебной инстанции, мог судить епископов за богохульство, проводить бракоразводные процессы, лишать сана, предавать людей анафеме и совершать многие другие действия.

По своему устройству Синод больше напоминал Сенат и коллегии со своими чинами и обычаями. Он состоял из одиннадцати членов. Его президентом был митрополит Стефан, лицо приближенное к церкви. 

А вот вице-президентом было назначено лицо, приближенное к императору, архимандрит Александро-Невского монастыря в Санкт-Петербурге Феодосий (Яновский).

Также Петр позаботился и о надзоре за деятельностью Синода. Так в 1722 г. была учреждена должность обер-прокурора. Первым обер-прокурором Синода, наделенного надзирательными полномочиями, стал полковник Иван Васильевич Болтин.

Посадив своих людей в Синод, Петр I обеспечил тотальный надзор за его деятельностью и обезопасил себя от угрожающих власти невыгодных решений патриаршества.

Итоги и результаты учреждения Синода

Надо сказать, что действия императора привели к достаточно положительным последствиям.


Благодаря церковной реформе Петра I, церковь полностью утратила свою самостоятельность и независимость. Теперь она стала полностью подконтрольна правительству и безобидна для власти императора. 

В лице церкви император сумел приобрести верного союзника и помощника в государственных делах. С ее помощью он укрепил свою власть и обрел еще большее могущество. Теперь в его руках находилась церковь, а значит и полное доверие народа.

Петр I проделал огромную работу. Взаимодействие с церковью послужило не только укреплению власти, но и способствовало развитию государства в целом.

Святейший Синод действует и по сей день, но теперь только в качестве совещательного органа Русской православной церкви.

Источник: https://nauka.club/istoriya/svyateyshiy-sinod.html

Синод при Петре 1

Для чего был создан Святейший Синод

В данной статье мы расскажем Вам о том, какие функции выполнял Синод при Петре 1, а также о его историческом значении для России и структуре.

В 1721 году указом Петра Первого была учреждена Духовная коллегия, позже получившая название Святейший правительствующий Синод. Это стало одним из важнейших этапов церковной реформы, проводимой императором в период его правления.

Функции Синода

Синод (от греч. «собрание», «собор») стал высшим государственным органом церковно-административной власти, заменив собой в некоторых отношениях патриарха и соборы епископов поместной церкви.

Под контроль Синода передавались патриаршие приказы (духовный, казенный и дворцовый), приказ церковных дел и канцелярия раскольнических дел, а также типографская контора. Официально Синод был уравнен в правах с Сенатом.

Основная цель, которую преследовал Петр 1 при его учреждении, была той же, что и при учреждении Коллегий – упорядочивание и разделение управленческих функций. Кроме того, Петр хотел уменьшить, если не устранить совсем, независимость Церкви, ее обособленность в делах государства.

Он решил использовать ее более выгодно на благо страны.

Внутренняя структура Синода

В состав Синода входило 12 человек. Как и в других Коллегиях, здесь главенствовал президент, которого заменяли при необходимости два вице-президента; также присутствовали и советники, ассесоры, канцелярия. Все члены Синода перед вступлением в должность приносили присягу и клятву перед Евангелием. Контроль за деятельностью этого органа, как и в случае с гражданскими Коллегиями, осуществлял прокурор.

Первым президентом Синода стал митрополит Стефан, впоследствии не имевший абсолютно никакого влияния на принимаемые решения, в отличие от преданного царю архиерея Феодосия, которого назначили вице-президентом.

Историческое значение

Церковная реформа Петра 1, в особенности учреждение Синода, коренным образом изменила систему управления Русской православной церкви. Институт патриаршества был полностью уничтожен, а Церковь, потеряв существенную часть своего влияния, отныне контролировалась императором, зависела от него и должна была направлять свою деятельность, как и прочие ведомства, на благо государства, в том числе – приносить доход. Священнослужители, по сути, превратились в государственных чиновников.

https://www.youtube.com/watch?v=VlTnyXqnm8I

Теперь абсолютно вся власть была сосредоточена в руках императора. С реформами Петра в истории России начался абсолютистский период.

В 1918 году полномочия Синода были переданы патриарху и коллегиальным органам, и Святейший Синод был ликвидирован.

Источник: https://www.chto-kak-skolko.ru/index.php/iskusstvo-i-kultura/istoriya/sinod-pri-petre-1

Исторический словарь — значение слова Святейший Правительствующий Синод

Для чего был создан Святейший Синод

(от греческого synodos — собрание), высший государственный орган церковного управления, создан Петром I в 1721, объединял высших церковных иерархов, во главе — назначавшийся императором гражданский чиновник (обер-прокурор). Ведал делами Русской православной церкви (занимался толкованием религиозных догматов, надзором за соблюдением обрядов, вопросами духовной цензуры и просвещения, боролся с «еретиками» и «раскольниками»). На Поместном соборе 1917-18 создан Священный синод.

Смотреть значение Святейший Правительствующий Синод в других словарях

Синод — м. греч. собор духовенства, высших духовных лиц. | Верховное духовное правленье. | Здание, в котором синод собирается. у придан почет: святейшего. ные соборы. ские чиновники
Толковый словарь Даля

Святейший — святейшая, святейшее (церк. офиц.). Прил., по знач. связанное с титулованием православных патриархов и синода, а также римских пап. правительствующий синод. престол (папский)
Толковый словарь Ушакова

Синод — синода, м. (греч. synodos — собрание). 1. Высшее коллегиальное церковное учреждение в России, заменившее упраздненное Петром I патриаршее управление и существовавшее до 1917..
Толковый словарь Ушакова

Святейший Прил. — 1. Составная часть титулования некоторых патриархов, православного синода и папы римского.
Толковый словарь Ефремовой

Синод М. — 1. Высший коллегиальный орган по делам русской православной церкви (учрежденный Петром I вместо упраздненного им патриаршества); в настоящее время — совещательный орган..
Толковый словарь Ефремовой

Синод — Высший орган управления православной церковью в России; учрежден в 1721 и находился под контролем светской власти; после избрания патриарха в 1917-18 священный С. является..
Политический словарь

Правительствующий — правительствующая, правительствующее (офиц. дореволюц.). Имеющий правительственную или верховную власть, управляющий. Сенат. Синод.
Толковый словарь Ушакова

Правительствующий — -ая, -ее. Ист. В составе названий учреждений, осуществлявших верховную власть. П. сенат (в России до 1917 г.: высшее судебно-административное учреждение). Святейший п. Синод..
Толковый словарь Кузнецова

Святейший — -ая, -ее. Составная часть титулования православных патриархов и синода, а также пап римских. С. патриарх Московский и всея Руси.
Толковый словарь Кузнецова

Святейший Синод — (греч. synodos — собрание) — один из высших государственных органов в России в 1721 -1917 гг. ведал делами православной церкви (толкование религиозных догматов, соблюдение обрядов,..
Экономический словарь

Синод — -а; м. [от греч. synodos — собрание]1. В России: высший орган, управлявший православной церковью (заменивший упразднённое Петром I патриаршее управление и существовавший..

Толковый словарь Кузнецова

Правительствующий Сенат — — см. Сенат в России.
Юридический словарь

Синод (святейший Синод) — (от гр. synodos — собрание) — один из высших государственных органов в России в 1721-1917 гг. Ведал делами православной церкви (толкование религиозных догматов, соблюдение обрядов,..
Юридический словарь

Синод — (от греч. synodos — собрание) (Святейший синод) — один из высшихгосударственных органов в России в 1721-1917. Ведал делами православнойцеркви (толкование религиозных догматов,..
Большой энциклопедический словарь

Синод — (от греч. sunodos — собрание) — высший гос. орган по делам росс. православной церкви. Создан в 1721 из Духовной коллегии; был приравнен к Сенату и именовался до 1726 Правительствующим,..
Советская историческая энциклопедия

Синод — (от греч. synodos — собрание) — англ. synod; нем. Synode. Собрание духовных лиц для разрешения церковных дел.
Социологический словарь

Синод Епископов Католической Церкви — — совещат. орган при папе римск., созданный Павлом VI по рекомендации II Ватикан, собора. Собирается по инициативе папы раз в 3 года. С. е. к. ц. обсуждает назревшие важные..
Философский словарь

Синод Русской Православной Церкви — (греч. synodos -собрание) — совещат. орган при патриархе, состоящий из высш. иерархов. Учрежден Петром I после ликвидации патриаршества в 1721 под названием «Святейший Правительствующий..
Философский словарь

СВЯТЕЙШИЙ — СВЯТЕЙШИЙ, -ая, -ее. Составная часть титула нек-рых патриархов, а также Папы Римского. * Святейший Синод — то же, что Синод.
Толковый словарь Ожегова

СИНОД — СИНОД, -а, м. (С прописное). В старой России: высшее учреждение, управляющее православной церковью; в настоящее время — совещательный орган при патриархе Московском и..
Толковый словарь Ожегова

Посмотреть в Wikipedia статью для Святейший Правительствующий Синод

Источник: http://slovariki.org/istoriceskij-slovar/37075

Новые кадровые решения Синода Русской Православной Церкви

4 апреля 2019 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, сообщает Патриархия.ru. Знакомим вас с кадровыми решениями Синода.

Новый викарий Патриарха

Члены Священного Синода постановили избрать викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси с титулом «Клинский» председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерея Сергия Привалова.

Протоиерей Сергий Привалов

Местонаречения и хиротонии протоиерея Сергия Привалова, по постриженииего в монашество и возведении в сан архимандрита,оставлено на благоусмотрение Святейшего Патриарха Кирилла.

57-летнийСергей Привалов — подполковник в отставке, кандидат богословия.

4 ноября2001 года рукоположён в сан диакона. 16 апреля 2004 годарукоположён в сан священника. 9 мая 2010 годав кафедральном соборном храме Христа Спасителя патриарх Кириллв числе пятерых священников, трудящихся в Синодальном отделепо взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительнымиучреждениями, возвёл его в сан протоиерея.

16 апреля2016 года решением Священного синода назначен председателем Синодального отделапо взаимодействию с вооружёнными силами и правоохранительнымиорганами.

12 марта 2019 года Указом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла он освобождён от послушания клирика храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и назначен настоятелем храма Благовещения Пресвятой Богородицы — Патриаршего подворья в Сокольниках города Москвы.

Орловская митрополия

Синод удовлетворил прошение митрополита Орловского и Болховского Симона о «почислении на покой по состоянию здоровья».

  • Митрополит Орловский и Болховский Симон

Симонвернется обратно в Мурманск, откуда приехал в Орел в конце февраля этого года.

Предыдущий митрополит Орловский и Болховский Антоний ушел на покой в конце февраля. Он подавал прошение об освобождении от поста еще в 2014 году в связи с достижением 75-летия. Антоний остался жить в Орле. 

Руководить Орловской митрополией направлен архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон.

Епископ Чистопольский и Нижнекамский Пармен

Викарием Орловской епархии, преосвященным Троицким и Южноуральским стал епископ Чистопольский и Нижнекамский Пармен.

Южно-Сахалинская и Курильская епархия

Епископ Нерчинский и Краснокаменский Аксий

Возглавит Южно-Сахалинскую и Курильскую епархию Аксий (Лобов Дмитрий Борисович), пока еще епископ Нерчинский и Краснокаменский. Он довольно молод – 24 мая ему исполнится 39 лет. Владыка Аксий родился в Рязани в семье рабочих, с 11 лет алтарничал в храме Живоначальной Троицы в поселке Мурмино. В 2002 году закончил университет по специальности «инженер-радиотехник».

Но уже в следующем году был принят в число братии Соловецкой обители и поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил через пять лет. В 2016 году завершил обучение в Московской духовной академии.

В начале 2017 года по благословению Патриарха Кирилла был командирован в Нерчинскую епархию, и мае того же года назначен епископом Нерчинским и Краснокаменским.

Нерчинская епархия

Временное управление Нерчинской епархией поручено митрополиту Читинскому и Петровск-Забайкальскому Димитрию.

Митрополит Читинский и Петровск-Забайкальский Димитрий

Владыка Димитрий с 2000 года является войсковым священником Забайкальского войскового казачьего общества (ЗВКО) и ответственным за работу епархии с Вооружёнными силами. Все годы священнического служения осуществлял взаимодействие с силовыми структурами, являясь участником всех официальных и праздничных мероприятий, проводит духовно-просветительскую работу среди воинов и казаков.

С 2013 года включён в состав Общественной палаты Забайкальского края в качестве члена комиссии по вопросам культуры, нравственности, межэтнических отношений и межконфессиональному диалогу.

Также митрополит Димитрий (Елисеев) является Членом комиссии по вопросам социальной защиты и демографии Общественной палаты Забайкальского края[, войсковым священником ЗВКО, членом Общественного совета при УМВД города Читы, членом Общественного совета при Управлении внутренних дел по Забайкальскому краю на транспорте.

Мурманская митрополия

Епископ Великоустюжский и Тотемский Тарасий занял вакантную должность преосвященного Североморской и Умбской епархии Мурманской митрополии. Владыке Тарасию была выражена благодарность за архипастырское окормление Великоустюжской епархии.

Епископ Великоустюжский и Тотемский Тарасий

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В каком месте родился Иисус

Епископ Тарасий (в миру Илья Александрович Перов) родился 7 января 1976 года в Мурманске. В 1999 году он окончил Мурманский пединститут, в 2003 году – Северо-Западную академию госслужбы, а в 2009 – прошел заочно курс обучения в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете. В 2016 году получил диплом Санкт-Петербургской духовной академии.

С 1 сентября 2004 года нес послушания алтарника Свято-Никольского кафедрального собора Мурманска. 28 октября 2004 года пострижен в монашество с именем Тарасий в честь святителя Тарасия, патриарха Константинопольского. С января 2004 года по март 2016 года служил в штате Свято-Никольского кафедрального собора. А 9 марта 2017 года решением Священного Синода избран епископом Великоустюжским и Тотемским. 4 апреля 2019 года Тарасий назначен епископом Североморским и Умбским.

Вологодская митрополия

Место епископа Тарасия в Вологодской области займет епископ Мценский Алексий.

Епископ Мценский Алексий

ЕпископАлексий (в миру Алексей Викторович Заночкин) родился 17 октября 1975 года вОрле. В 1999 году окончил Орловский государственный технический университет поспециальности «Проектирование радиоэлектронных средств». 25 июня 2000 годарукоположен в сан диакона, а 11 сентября того же года ― в сан пресвитера. С2001 года ― духовник и организатор православных смен в загородных лагерях Орловскойобласти.

В2001—2008 годах обучался в заочном секторе Московской духовной семинарии. Вянваре 2003 года назначен редактором «Орловских епархиальных ведомостей». Авторряда публикаций и исследований, в основном, касающихся подвига орловскихновомучеников и исповедников. 1 апреля 2004 года пострижен в монашество снаречением имени Алексий в честь преподобного Алексия, человека Божия.

4октября 2012 года назначен на должность наместника (игумена) новообразованногомужского монастыря святого Кукши в деревне Фроловка Мценского района Орловскойобласти. 1 сентября 2016 года стал благочинным монастырей Орловской епархии.

9марта 2017 года решением Священного Синода избран епископом Мценским, викариемОрловской епархии. 8 апреля 2017 года в Тронном зале кафедрального соборногоХрама Христа Спасителя в Москве состоялось наречение во епископа.

Вятская митрополия

Епископ Домодедовский Иоанн решением Синода возглавит Уржумскую и Омутнинскую епархию.

В 2018 году епископ Иоанн был назначен управляющим Северо-Восточным московским викариатством. В этом же году, но пару месяцев спустя стал наместником Новоспасского ставропигиального мужского монастыря и одновременно назначен управляющим Юго-Восточным викариатством, викариатством Новых территорий г. Москвы, а также благочинием ставропигиальных приходов и Патриарших подворий в Московской области.

Епископ Домодедовский Иоанн

В январе текущего года епископа Иоанна освободили от управления Юго-Восточным викариатством г. Москвы, с сохранением за ним викариатства Новых территорий г. Москвы, а также благочиния ставропигиальных приходов и Патриарших подворий вне города Москвы. А в феврале – от должности наместника Новоспасского монастыря г. Москвы. 4 апреля епископ Иоанн назначен епископом Уржумским и Омутнинским.

Чистопольская епархия

Временное управление Чистопольской епархией было решено поручить преосвященному митрополиту Казанскому и Татарстанскому Феофану.

Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан

Корейская епархия

По решению Синода Корейскую епархию возглавил архиепископ Кызыльский и Тывинский Феофан. Ему также поручили временное управление Кызыльской епархией, сообщает официальный сайт Московского Патриархата.

Архиепископ Кызыльский и Тывинский Феофан

Другие решения Синода

В рамках заседания также былирассмотрены вопросы, связанные с порядком распределения выпускников духовныхучебных заведений Русской Православной Церкви и подготовкой кандидатов кпринятию священного сана и становления недавно рукоположенныхсвященнослужителей.

  • Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий
  • Игумен Евфимий (Моисеев)

Важным решением принятым Синодом стало и решение об освобождении от должности ректора Тульской духовной семинарии митрополита Тульского и Ефремовского Алексия и назначении на эту должность игумена Евфимия (Моисеева).

Источник: https://media.elitsy.ru/novosti/novye-kadrovye-reshenija-sinoda-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi/

Что такое Синод

Синод — 1. Высший коллегиальный орган по делам русской православной церкви (учрежденный Петром I вместо упраздненного им патриаршества). в настоящее время — совещательный орган при патриархе Московском и Всея Руси.
2. Собрание духовных и светских лиц для разрешения важнейших церковных дел протестантской церкви.

Значение слова Синод по Ожегову:

Синод — Высшее учреждение, управляющее православной церковью. в настоящее время — совещательный орган при патриархе Московском и всея Руси

Синод в Энциклопедическом словаре:

Синод — (от греч. synodos — собрание) (Святейший синод) — один из высшихгосударственных органов в России в 1721-1917. Ведал делами православнойцеркви (толкование религиозных догматов, соблюдение обрядов, вопросыдуховной цензуры и просвещения, борьба с еретиками и раскольниками).Возглавлял обер-прокурор, назначаемый царем. После 1917 Священный синод -совещательный орган при патриархе Московском и всея Руси.

Значение слова Синод по словарю Ушакова:

СИНОД, синода, м. (греч. synodos — собрание). 1. Высшее коллегиальное церковное учреждение в России, заменившее упраздненное Петром I патриаршее управление и существовавшее до 1917 г. (полное офиц.

Название — святейший правительствующий синод. истор.). || Название главной церковной канцелярии по управлению церковью при патриархе или равном ему лице в послереволюционное время (церк.). 2.

В протестантской церкви — собрание духовных и светских лиц для разрешения важнейших церковных дел (церк.).

Значение слова Синод по словарю Даля:

Синод
м. греч. собор духовенства, высших духовных лиц. | Верховное духовное правленье. | Здание, в котором синод собирается. Синоду придан почет: святейшего. Синодные соборы. Синодские чиновники. Синодальная печатня. Синодический, относящийся ко времени обращенья планет и луны. Синодик церк. памятник, поминальная, памятная книжка, куда вписываются имена для поминовенья родственников и близких на литургиях и на вселенских панихидах.

Определение слова «Синод» по БСЭ:

Синод (от греч. sэnodos — собрание)
собрание высших духовных лиц в ряде православных и протестантских церквей. высший орган управления православной церковью в России начала 18 — начала 20 вв., после 1917 — совещательный орган при патриархе московском и всея Руси. В России был создан в 1721 взамен упразднённого патриаршества. В ведении С.

находились дела чисто церковного характера (истолкование церковных догм, распоряжения по церковной обрядности и молитвам). церковно-административное и хозяйственное управление (назначение и увольнение церковных должностных лиц, заведование церковным имуществом). дела церковно-полицейского характера (борьба с еретиками и раскольниками, заведование церковными тюрьмами, церковная цензура). судебные дела духовных лиц.
С.

был высшим органом по некоторым вопросам семейного права (браки с родственниками, бракоразводные дела). Члены С. назначались императором из высших духовных лиц. Надзор за деятельностью С. осуществлял обер-прокурор — светское лицо из военных или гражданских чинов. Власть обер-прокурора стала возрастать с конца 18 в. и особенно увеличилась в конце 19 в. при К. П. Победоносцеве. С. как государственный орган упразднён одним из первых декретов Сов. государства.

После восстановления в 1917 в русской православной церкви патриаршества С. воссоздан как чисто церковный орган — совещательный совет из высших иерархов при патриархе. В его состав входят постоянные члены — митрополиты Крутицкий и Коломенский, Киевский, Ленинградский. управляющий делами московской патриархии, председатель отдела внешних церковных сношений московского патриархата. временные члены — епархиальные архиереи, вызываемые поочерёдно для присутствия на одной из сессий С.

В католической церкви в 1960-е гг. учрежден епископский С. Имеются С. во главе с патриархами в некоторых церквах, находящихся в унии с Ватиканом, — Коптская (АРЕ), Армянская (Ливан), Халдейская (Иран) и др.

Источник: https://xn----7sbbh7akdldfh0ai3n.xn--p1ai/sinod.html

Создание Синода (Духовной коллегии) при Петре I Великом — 1721

> Реформы > Административные > Реформы центрального управления > Создание Синода

Святейший Правительствующий Синод — высший орган церковного управления, созданный по приказу Петра I, с целью заменить упразднённую в 1700 году должность Патриарха.

5 февраля 1721 года — дата издания «Манифеста об учреждении Духовной коллегии». 25 февраля 1721 года — произошло официальное открытие Духовной коллегии, которая получила название Святейший Правительствующий Синод.

Это событие стало завершающим в церковной реформе Петра I.

Причины и цели создания Святейшего Синода

  • Петр I стремился подчинить церковь государству, встроить её в аппарат управления страной и монополизировать власть (построение абсолютистской формы монархии)
  • В период 1717-1722 годов происходила реформа центральных исполнительных органов, приказы заменялись коллегиями, согласно новым принципам была сформирована и Духовная коллегия.

Итоги и результаты учреждения Синода

  • Создание Святейшего Синода привело к подчинению Церкви — государству, т.к. все члены Синода назначались императором и присягали ему на верность.
  • Лишённая Патриарха церковь уже не могла конкурировать с Петром I за власть над гражданами.
  • Для дополнительного надзора за деятельностью Синода учреждена должность обер-прокурора.

Функции Святейшего Синода (Духовной коллегии)

  • Административная — открытие новых кафедр, избирание и назначение епископов, определение дат церковных праздников и обрядов, канонизирование святых, осуществление цензуры в отношении богословских и церковно-исторических книг.
  • Судебная —  осуществлял функции суда первой инстанции по отношению к епископам, обвиняемым в ереси, вынесение окончательных решений по разводам (тога они были запрещены), делам о лишении духовных лиц сана, о предании обычных людей анафеме и т.д.
  • Вопросы духовного развития и просвещения прихожан

История создания Правительствующего Синода

Спойлер

27 октября 1700 года умер патриарх Адриан. Не желая допустить выбора нового патриарха царь Пётр I назначил митрополита Рязанского Стефана Яворского блюстителем патриаршего престола. При этом кадровые и административные функции (распределение должностей и направление священников в определенные области, контроль за недвижимостью церкви и сбор с неё налога) были переданы в восстановленный 4 февраля 1701 года Монастырский приказ.

В 1718 году происходило формирование коллежской системы исполнительных органов и Пётр I объявил, что «для лучшего впредь управления мнится быть удобно духовной коллегии». Псковскому епископу Феофану Прокоповичу царь приказал разработать устав будущей коллегии, впоследствии названный «Духовный Регламент».

На протяжении 1720 года все архиереи и архимандриты различных монастырей подписывали Регламент.

25 января (5 февраля) 1721 года Петр I объявил об издании «Манифеста об учреждении Духовной коллегии». Президентом Синода назначался Стефан Яворский. В том же году царь направил официальное обращение к Константинопольскому патриарху Иеремии III с просьбой о признании восточными патриархами Святейшего Синода.

В сентябре 1723 года Антиохийский и Константинопольский патриархи подписали особую грамоту, согласно которой Святейший Синод признавался равным «во Христе братом», обладающим равнопатриаршими правами.

14 (25) февраля 1721 года Духовная коллегия, названная Святейшим Правительствующим Синодом, была официально открыта.

Необходимость в Монастырском приказе отпала и он был преобразован в Камер-контору  25 января 1725 года.

Состав Святейшего Правительствующего Синода

Согласно Духовному регламенту, Синод насчитывал 11-и членов: президент, 2-х вице-президента, 4 ассессора и 4-х советника; кроме того, различные архиереи, лица белого духовенства и настоятели монастырей  также входили в его состав.

Источник: https://xn--1-itb3afj.xn--p1acf/%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B/%D0%B0%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5/%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B-%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%B9%D1%88%D0%B8%D0%B9-%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B4/

Учреждение святейшего синода при Петра I

святейший синод

Изначально в планы Петра Первого не входило изменение веками установленного церковного порядка. Но, чем дальше первый российский император продвигался в проведении своих преобразований, тем меньше у царя оставалось желания делить свою власть с другими лицами, даже с духовенством. Остальные мотивы церковной петровской реформы правителю были безразличны.

В 1700 году после кончины патриарха Адриана, Пётр Первый решает воспользоваться случаем и упразднить патриаршество, мотивируя своё желание отсутствием среди представителей духовенства достойного кандидата на пост Великого Патриарха.

Таким образом, патриарший трон оставался пустым, а всё управление бывшей епархией Патриарха было доверено Местоблюстителю митрополиту Рязанскому Стефану Яворскому. Но ему царь поручил в заведование лишь дела веры.

Двадцать четвёртого января 1701 года состоялось восстановление Монастырского приказа, которому во владение отошли патриаршие хозяйства, территории, а также архиерейские дома и патриарший дом. Во главе данного приказа был поставлен Иван Алексеевич Мусин-Пушкин.

Местоблюститель обязан был советоваться во всех важных делах с епископами. Для этого он имел право вызывать последних в Москву.

При этом, результаты каждого такого совещания Местоблюститель Патриаршеского престола обязан был представлять самому государю лично.

Стоит отметить, что само совещание и собрание епископов разных епархий, как и прежде, носило название Освященного Собора. Однако, данный Собор и боярин Местоблюститель всё же ограничивали власть Мусина-Пушкина в управлении русской Церковью.

С 1711 года вместо старой Боярской думы формируется новый государственный орган – Правительствующий Сенат. С этого дня, как мирские, так и духовные управления были обязаны беспрекословно выполнять приказы Сената, приравнивающиеся к царским. В этот период Сенат сам начинает строить Церкви, приказывая архиереям выбирать самим священников. Также сам Сенат определяет в монастыри игумений и игуменов.

Так продолжается до двадцать пятого января 1721 года пока царь Пётр Первый не подписывает манифест об учреждении так называемой Духовной Коллегии, которая вскоре была переименована в Святейший Синод. Спустя месяц, четырнадцатого февраля происходит торжественное открытие этого управляющего церковью органа.

Причины церковный преобразований Петра и создания святейшего синода

Причины церковных преобразований Петра I

Полномочия святейшего синода

В ведение нового органы царь передаёт:

  • типографскую контору;
  • канцелярию раскольнических дел;
  • приказ церковных дел;
  • монастырский приказ;
  • патриаршие приказы (дворцовый, казённый и духовный).

При этом, в Петербурге появляется так называемая Тиунская Изба или же тиунская контора, а в Москве учреждается духовная дикастерия, канцелярия раскольнических дел, приказ инквизиторских дел, а также синодальная контора и канцелярия синодального правления.

Состав высшего церковного органа управления определялся по регламенту в «дюжину правительствующих лиц», три из которых, как минимум, должны были иметь сан архиерея. В Синоде, как и в любой гражданской коллегии того времени, был один президент, пять асессоров, четыре советника и два вице-президента.

Реформа святейшего синода

В 1726 году все вышеперечисленные названия, в силу того, что они совсем не вязались с духовными санами лиц, которые заседали в Священном Синоде, были заменены такими как:

  • присутствующие в Синоде;
  • члены Синода;
  • и первоприсутствующий член Синода.

Первоприсутствующему (ранее президенту) по регламенту принадлежал голос, равный остальным членам этой коллегии. Первым первоприсутствующим стал митрополит Стефан, а вице-президентом царь назначает, входившего в его круг, Феодосия, который являлся на тот момент архиереем Александро-Невского монастыря.

В целом, по своему устройству (делопроизводству и канцелярии) Синод был подобен Сенат с его коллегиями. В нём были все те же обычаи и чины. Пётр Первый позаботился и об осуществлении неустанного надзора за работой нового церковного органа. Так, одиннадцатого мая 1722 года царским указом в Синоде назначается присутствовать новому должностному лицу – обер-прокурору.

Обер-прокурор мог остановить решения Синода, а его действия зависели только от воли государя. При этом, сама должность планировалась скорее наблюдательной, нежели действующей. До 1901 года каждый новый член Святейшего Синода был обязан приносить особую присягу.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое икона в православии

Итоги церковных преобразований Петра I и последствия создания святейшего синода

В результате петровских церковных преобразований Церковь лишилась своей независимости и перешла в управление государства и царя. Каждое постановление Синода до 1917 года издавалось под штемпелем «Согласно указу его Императорского Величества». Стоит отметить, что церковная власть в государственных бумагах именовалась, как и другие (финансовые, военные и судебные) – «Ведомством Православного Исповедания».

Схема: место святейшего синода в органах государственной власти при Петре I

Схема: место святейшего синода в системе органов государственной власти

лекция: учреждение синода Петром I

Источник: https://fox-calculator.ru/petr-1/uchrezhdenie-svyateyshego-sinoda-pri-petra-i/

История Святейшего Синода в Российской империи

На православном Востоке к XV веку завершилось формирование при предстоятелях поместных Церквей института постоянно действующего собора епископов, именуемого в Константинополе Σύνοδος ενδημούσα («постоянно проживающий собор») или «малыми синодами» в иных Церквах.

Их постановлениями, под председательством Патриархов, принимались решения по наиболее важным вопросам. В России же учреждение Синода связано с временем правления Петра I. Среди преобразований Петра I важнейшей по своим последствиям была реформа церковного управления.

Реформа Петра I

Первоначально Петр не собирался менять веками установленный церковный порядок. Однако, чем дальше продвигался первый российский император в проведении государственной реформы, тем меньше у него оставалось желания разделять власть с иным лицом, пусть даже духовным. К самой же православной вере Петр I был скорее равнодушен.

В 1700 году скончался патриарх Адриан. Петр сразу же использовал это обстоятельство. Он не видит среди представителей церковной иерархии лостойных кандидатов на Патриаршество.

Патриарший трон остался вакантным, а управлять епархией Патриарха был назначен Местоблюститель митрополит Рязанский Стефан Яворский. Местоблюстителю были поручены в заведывание только дела веры: «о расколе, о противностях церкви, о ересях»

24 января 1701 был восстановлен Монастырский приказ, в ведение которого отошли Патриарший двор, архиерейские дома, монастырские земли и хозяйства. Во главе приказа был поставлен боярин Иван Алексеевич Мусин-Пушкин.

Во всех важных случаях Местоблюститель должен был советоваться с другими епископами, которых ему предлагалось попеременно вызывать в Москву. Результаты всех совещаний Местоблюститель Патриаршего престола должен был представлять на утверждение государя.

Это собрание очередных епископов из епархий называлось, как и прежде, Освященным собором.

Этот Освященный собор в духовных делах, а боярин Мусин-Пушкин с его Монастырским приказом — в других, значительно ограничивали власть Местоблюстителя Патриаршего престола в управлении церковью.

C 1711 года вместо старой Боярской думы стал действовать Правительствующий Сенат. Отныне, все управления, как духовные, так и мирские, должны были повиноваться Указам Сената как Царским Указам. Местоблюститель Патриаршего престола уже не мог без Сената поставить архиерея. Сенат начинает самостоятельно строить церкви и сам приказывает архиереям ставить священников. Сенат определяет игуменов и игумений в монастыри.

В 1718 году Местоблюститель Патриаршего престола, временно пребывавший в Петербурге, получает Указ его величества — «жить ему в Петербурге постоянно и архиереям приезжать поочерёдно в Петербург же, против того, как в Москву приезжали».

Такое управление было явно временным. Однако прошло около двадцати лет, прежде чем Петр воплотил свои идеи в жизнь. Для их реализации ему необходим был единомышленник в церковной среде.

Процесс рождения церковной реформы протекал в полном секрете от Церкви и ее иерархии.

Феофан Прокопович

Ключевой фигурой в деле организации Духовной коллегии был малороссийский богослов, ректор Киево-Могилянской Академии Феофан Прокопович, которого Пётр встретил ещё в 1706 году, когда он при закладке Печерской крепости в Киеве говорил прветственную государю речь.

В 1711 году Феофан был при Петре в Прутском походе. 1 июня 1718 года он был наречён в псковские епископы, а на следующий день он был посвящён в архиерейский сан в присутствии государя. Вскоре Прокоповичу было поручено составление проекта создания Духовной коллегии.

К 1721 Феофан Прокопович закончил составление Духовного регламента — документа, определившего существование Духовной коллегии. Феофан открыто высказал причины замены Патриаршества духовной коллегией в «Духовном регламенте»:
«Дабы у простого народа не возникал соблазн видеть в патриархе некое второе лицо в государстве, почти равное первому, а то и превосходящее его»

Этот документ был представлен Петром на обсуждение в Сенат и только затем предложен вниманию церковного Собора из оказавшихся в Петербурге шести архиереев. Под давлением светской власти они подписали документ и заверили, что все «учинено изрядно». В течение года собирались подписи тех архиереев, которые не участвовали в Деяниях Собора, а также настоятелей важнейших монастырей. Нередко при этом государственные чиновники использовали силу для получения требуемого согласия.

Святейший Правительствующий Синод

После учреждения Духовной коллегии встал вопрос: как совершать молитвенное возглашение нового церковного правительства? Латинское слово «коллегиум» в сочетании со «Святейшим» звучало неблагозвучно, поэтому предлагались разные варианты: «собрание», «собор». Наконец остановились на приемлемом греческом слове «синод» — Святейший Правительствующий Синод. Сино́д или собо́р (от греч.

Σύνοδος — «собрание», «собор»; лат. consilium — совет, консилиум). Чтобы соблюсти каноничность нового духовного правительства Петр обратился за благословением к Константинопольскому Патриарху Иеремии.

Ответ патриарха был следующим:
«Мерность наша утверждает и закрепляет, что учрежденный благочестивейшим самодержцем Петром Алексеевичем Синод есть и называется нашим во Христе братом»

Аналогичные грамоты были получены и от других Восточных патриархов. Таким образом, Синод был признан в качестве постоянного Собора, равного по власти Патриархам, и потому носящего титул Святейшего.

25 января 1721 года Пётр подписал манифест об учреждении Духовной Коллегии, получившей вскоре новое наименование Святейшего правительствующего Синода. 14 февраля 1721 года произошло торжественное открытие нового управления церковью.

Состав и структура Святейшего Правительствующего Синода

В ведение Синода были переданы патриаршие приказы: духовный, казённый и дворцовый, переименованные в синодальные, монастырский приказ, приказ церковных дел, канцелярия раскольнических дел и типографская контора. В Санкт-Петербурге была учреждена тиунская контора (Тиунская Изба); в Москве — духовная дикастерия, канцелярия синодального правления, синодальная контора, приказ инквизиторских дел, канцелярия раскольнических дел.

Состав Святейшего Синода определялся по регламенту в 12 «правительствующих особ», из которых три непременно должны были носить сан архиерея. Как и в гражданских коллегиях, в Синоде считался один президент, два вице-президента, четыре советника и пять асессоров.

В 1726 году эти иностранные названия, так не вязавшиеся с духовными санами заседавших в Синоде лиц, были заменены словами: первоприсутствующий член, члены Синода и присутствующие в Синоде. Президенту, впоследствии первоприсутствующему, принадлежит, по регламенту, голос, равный с прочими членами коллегии. Президентом Синода был назначен митрополит Стефан.

Вице-президентом был назначен человек преданный Петру, — Феодосий, архиерей Александро-Невского монастыря. По устройству канцелярии и делопроизводства Синод напоминал Сенат и коллегии, со всеми заведёнными в этих учреждениях чинами и обычаями. Пётр также позаботился об устройстве надзора за деятельностью Синода. 11 мая 1722 года было приказано присутствовать в Синоде особому обер-прокурору.

Источник: http://www.blagobor.by/article/history/sinod

Учреждение Синода в России (кратко) |

Учреждение Святейшего Синода в России было значительным преобразованием церкви, обозначающим фактический разрыв с прошлой системой церковного правления.

Исследователи и историки выделяют несколько основных версий первопричины того, что в России было упразднено церковное патриаршество. Автором первой является историк С.

Соловьёв, утверждающий, что на стыке семнадцатого-восемнадцатого веков в кризисный для духовенства и нелёгкий для государства период, монархом делалось всё возможное, чтобы снова вернуть державе былую мощь.

Частые бунты и раскол церкви подвигают Петра Первого принять важное решение об учреждении Святейшего Синода, духовной коллегии.

При этом, учёный А. Богданов выдвигает иную противоположную версию, выдвигая доказательства в её пользу из деятельности патриарха Адриана. Автор указывает на то, что время соперничества за власть между молодым Петром и Софьей, а также эпоха смутицы опустошили государственную казну. В это же время церковь получала стабильный доход.

Именно по этой причине, Пётр Первый взойдя на трон, стал активно искать средства на проведение собственных реформ именно в Церкви. При этом, патриарх хоть и отказывался вступать в открытую конфронтацию с государством, но слал царю послания, не желая мириться с нарушением им автономии церкви.

В середине зимы 1720 года Феофан Прокопович составляет так называемый «Духовный регламент» описывающий:

· должности;

· круг полномочий;

· обновлённую систему церковного правления.

Таким образом провозглашалось формирование духовной коллегии вместо существующего единоличного правления патриарха. Составленный документ был передан на рассмотрение в Сенат, после чего он был изучен членами Священного Собора. При этом, свои подписи согласия они ставили испытывая давление светской власти. Кроме того, на протяжении года было собрано около девяноста подписей, которых бы и так хватило чтобы документ был принят.

Уже зимой 1721 года царь Пётр Первый издаёт свой манифест об учреждении Синода, президентом которого назначается митрополит Стефан. Также был назначен обер-прокурор, который был обязан быть «ушами и глазами» императора в Синоде.

Спустя два года Святейший Синод смог обрести признание патриарха Иеремии Третьего из Константинополя. Согласно разрешению царя Синод отныне осуществлял судебную, исполнительную, а также законодательную власти Церкви.

лекция по теме: учреждение Синода в России

Интересные материалы:

Источник: http://student-hist.ru/petr-1/ucrezdenie-sinoda-v-rossii/

Святейший Синод — цели, функции и итоги создания — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

Святейший Синод представляет собой церковное правительство, то есть высший церковный орган, который обладает самой главной властью в церкви и взаимодействует с церквями других государств. 

Его действия распространились на весь синодальный период с 1721 до 1917 годы. Члены Синода назначались императором Российской империи, а его председателем был обер-прокурор. 

Данное определение подробно разбирается на уроках истории в школах. Ниже приведены основные моменты, которые нужно знать для зачета и хорошей оценки. 

Святейший синод

Русская Православная Церковь управляется сегодня Патриархом Всея Руси при котором действует и Священный Синод — совещательный орган, который контролирует деятельность митрополий и священнослужителей, а также помогает Патриарху в принятии решений.

Однако в истории РПЦ было время, когда ее жизнью и деятельностью полностью управляла созданная Духовная Коллегия, также именуемая Святейшим Синодом. Создание Коллегии было инициативой императора Петра I, после того, как полностью была упразднена должность Патриарха в 1700 году.

Святейший Правительствующий Синод создан по приказу Петра I

Это была не просто реорганизация Церкви, а полное ее подчинение воле монарха, который получал возможность манипулировать и управлять священнослужителями. Святейший Синод существовал на протяжении 1721–1917 годов и стал заключительным событием церковной реформы Петра I.

Правовой статус

После смерти Адриана в 1700 году император Петр I принимает решение завершить церковную реформу созданием государственного органа. В 1701 году император упраздняет должность Патриарха и создает Святейший Правительствующий Синод.

Согласно своему правовому статусу Синод — это главный государственный орган церковно-административной власти в Российской Империи. Созданная Духовная Коллегия полностью заменяла Патриарха, выполняя его функции как внутри Церкви так и во всех международных отношениях.

Кроме этого, Совет заменял собой и соборы поместных епископов, полностью контролируя всю деятельность Церкви. С помощью созданного органа правительство Империи могла контролировать внутренние и внешние взаимоотношения РПЦ, управляя ею по своему усмотрению.

Важно! Такой статус был признан не только священнослужителями РПЦ внутри Российской Империи, но также подтвержден и принят восточными патриархами и автокефальными церквами.

Все члены Коллегии назначались на должность самодержавной властью в лице императора, который помимо этого имел и официального представителя в Коллегии — обер-прокурора. Распоряжения самодержца для созданного органа не подлежали обсуждению и были обязательными к выполнению.

Причины и цели создания

Главной целью Петра I, помимо полного реформирования государственных устоев Российской Империи, было сосредоточения всей власти в руках императора. Именно для этого он провел ряд государственных реформ, а в 1700 году принялся и за Церковь.

Поскольку до этого времени деятельность РПЦ полностью подчинялась одному лицу, император и прочие государственные органы власти не имели контроля над ней, поэтому целью Петра I стало полное подчинение РПЦ. Он хотел не просто управлять, но заключить ее в аппарат управления государством и монополизировать власть.

В 1721 году организована Духовная коллегия, которая получила название Святейший Правительствующий Синод

Духовная Коллегия была сформирована для управления Русской Православной Церковью и возможности императору принимать решения во всех внутренних и внешних вопросах. Формирование и создание органа проходило по общим правилам реформирования исполнительных учреждений периода 1717-1722 годов, когда вместо приказов создавали коллегии.

Функции

Поскольку Правительствующий Синод был создан вместо должности Патриарха, то он сосредоточил в себе 2 его основные функции:

  1. Административную — Коллегия занималась вопросами внутренней реорганизации Церкви, духовного просветительства и регламентации обрядов.
  2. Судебную — разрешал спорные вопросы касательно деятельности священнослужителей, церковных ересей и был инстанцией, которая лишала сана и предавала анафеме.

Император наделил орган права решать все внутренние и внешние конфликты и вопросы, при этом непосредственно контролируя эти процессы. Правительствующий Совет выполнял следующую работу:

  • избрание епископов;
  • учреждение новых кафедр;
  • назначение епископов;
  • регламентирование обрядов и назначение дат праздников;
  • осуществление цензуры всех богословских трудов;
  • регламентирование брака;
  • духовное просвещение прихожан;
  • канонизация святых.

Орган занимался всеми вопросами, которые ранее находились в ведении Патриарха (духовные, казенные, монастырские и дворцовые приказы).

История создания

Осенью 1700 года священник Адриан умирает и император Пётр I, стремясь избежать выборов нового руководителя РПЦ, назначает митрополита Стефана Яворского блюстителем престола — он занимался Петербуржской епархией, но не имел права выполнять прочие его обязанности.

Временно все кадровые и административные функции Патриарха были отданы под руководство Монастырского Приказа (он был восстановлен зимой 1701 года). В таком состоянии пребывала РПЦ до 1718 года.

Все члены Синода назначались императором и присягали ему на верность

Петр I начал активное преобразование государственных органов в 1717 году, и через год предложил создание Духовной Коллегии для управления административными и судебными делами Церкви. Для создания Устава, по которому бы работал орган, был призван епископ из Пскова Феофан Прокопович, который и создал регламент деятельности будущего государственно-церковного органа.

Он обосновывал свои действия желанием защиты народа от создания некоего кумира в лице Патриарха. По мнению богослова, могущественная фигура во главе Церкви скорее вредит духовному состоянию народа. В будущем Манифест был подписан всеми действующими епископами и архимандритами Империи, при этом почти на всех было давление со стороны светской власти.

Важно! В 1721 году (25 января) император издал манифест, который обосновывал учреждение Духовной Коллегии и официально наделял ее Патриаршими функциями.

Он также позаботился о мировом принятии созданного им органа, для чего направил обращение в Константинополь к действующему патриарху Иеремии III.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как праздновать Святую Троицу

Президентом нового органа стал Стефан Яворский, который в целом не одобрял действия самодержца, но не вступал с ним в открытую конфронтацию.

В 1723 году такая форма власти была одобрена и принята патриархами Константинополя и Антиохии, которые признали патриаршие права Совета.

Свою деятельность Духовная коллегия начала в феврале 1721 года, еще до признания мировых патриархов, и продолжила вплоть до 1918 года, когда пало самодержавие в России. Для контроля была создана должность обер-прокурора, который назначался непосредственно императором.

Деятельность Коллегии в XVIII-XIX вв

На протяжении всего существования Правительственного Синода (при Екатерине I он стал ненадолго именоваться «Духовным») его члены должны были публично приносить клятву, в которой были слова о полном подчинении власти монарха Российской империи. Помимо основной административной и судебной деятельности Коллегия до 1742 года выполняла и работу епископа в области, которая ранее управлялась Патриархом.

Духовный Регламент 1721 года — устав Святейшего Синода

В первые годы существования были открыты тиунская контора, духовная дикастерия, канцелярия и приказ инквизиторских дел, однако все они были закрыты в следующие 20 лет. Также на протяжении 18-19 вв. менялся и состав: изначально в нее входило 12 человек, однако впоследствии их количество менялось от 10 до 15 человек.

В 1888 году появилось официальное собственное печатное издание — журнал «Церковные ведомости», где были рассказаны все новости РПЦ и важные события в ее жизни.

Последние годы (1912-1918)

В 1912 году ситуацию вокруг Совета обострилась, поскольку усилилось вмешательство в его дела не только монарха, но и доверенного лица императрицы — Григория Распутина. Митрополит Владимир (Богоявленский), занимавший должность председателя за несогласие с Распутиным был переведен в Киев, а атмосфера в Совете установилась напряженная.

Дело в том, что некоторые члена были напрямую подчинены Распутину и доносили обо всем, что происходило и говорилось на заседаниях в Царское Село. Даже обер-прокуроров назначали по решению Распутина, что откровенно возмущало всех членов Церкви. Именно поэтому обстановка внутри Совета накалилась и многие откровенно стали оппозицией престолу.

Священный Совет принял революционеров еще до отречения Николая II, поскольку днем 2 марта решил вступить в связь с Исполнительным Комитетом. Уже 6 марта вышло постановление молится не о самодержце, а о новом Временном Правительстве.

Участники Чрезвычайного собрания Святейшего Синода, 26 июля 1911 года

Летом 1917 года была упразднена должность обер-прокурора, а 31 января 1918 года постановлением Всероссийского Собора полномочия Духовной Коллегии перешли Патриарху и коллегиальным органам при нем. Как государственная структура была ликвидирована соответствующим указом Совета Комиссаров в том же году.

Состав

Состав и структура Синода были прописаны в Духовном регламенте. Согласно документу в состав Совета входило всего 12 членов:

  • президент;
  • два вице-президента;
  • пять асессоров;
  • четыре советника.

Помимо основного состава в Совет входили несколько архиереев, представители высшего духовенства и настоятели монастырей. По регламенту минимум 3 члена Совета должны были носить сан архиерея. При этом у президента голос был равный с прочими членами.

Обер-прокурор

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/svyatejshij-sinod.html

Синод — это Священный синод Русской православной церкви

Священный Синод — это в прошлом высший орган управления делами православной церкви. Действовал с 1721 по 1918 год. На Поместном соборе РПЦ 1917 — 1918 г. было принято патриаршество. На настоящий момент данный орган играет в делах церкви лишь второстепенную роль.

Церковь раннего периода

РПЦ была основана в 988 году. Первоначальное иерархическое устройство священнослужители переняли в Константинополе. На протяжении 9-ти последующих веков Русская церковь была во многом зависима от Византии.

В период с 988 по 1589 год практиковалось митрополитское устройство. Далее с 1589 по 1720 год главой РПЦ был патриарх. И с 1721 по 1918 Церковь управлялась Синодом. В настоящее время единоличным правителем РПЦ является патриарх Кирилл.

Сегодня Синод — это всего лишь совещательный орган.

Правила Вселенской церкви

По общим правилам мирового православия Синод может обладать судебной, законодательной, административной, надзирающей и распорядительной властью. Взаимодействие с государством производится через назначенное светским правительством лицо. Для эффективной работы Синода создаются следующие органы:

  1. Синодальная канцелярия.
  2. Духовно-учебный комитет.
  3. Управление Синодальных типографий.
  4. Канцелярия обер-прокурора.
  5. Духовно-училищный совет.
  6. Хозяйственное управление.

Разделяется РПЦ на епархии, пределы которых совпадают с границами областей государства. Постановления синода обязательны для священнослужителей и рекомендованы для прихожан. Для их принятия проводится специальное заседание Синода РПЦ (2 раза в год).

Создание Духовного регламента

Духовный регламент был создан по приказу Петра I митрополитом Феофаном Прокоповичем. В этом документе нашли отражение все древние церковные правила. Встретив сопротивление проводимым реформам со стороны духовенства, этот русский Император и стал инициатором упразднения патриаршей власти и создания Синода. Несомненным является тот факт, что именно после этого, а также после введения должности обер-прокурора, РПЦ лишилась своей независимости от государства.

Официальные причины принятия церковью синодального управления

Предпосылки, по которым в Российской православной церковью была когда-то принята именно данная форма управления (повелением Петра I), указаны в Духовном Регламенте и состояли в следующем:

  1. Несколько духовных лиц могут установить истину гораздо быстрее и лучше, чем одно.
  2. Решения соборной власти будут иметь гораздо больший вес и авторитет, чем решения одного человека.
  3. В случае болезни или смерти единственного правителя дела не будут остановлены.
  4. Несколько лиц могут принять гораздо более беспристрастное решение, чем одно.
  5. Властям намного сложнее повлиять на большое количество священнослужителей, чем на единоличного правителя церкви.
  6. В одном человеке подобная власть может возбудить гордыню. Простому народу же при этом будет сложно отделить церковь от монаршества.
  7. Священный Синод всегда может осудить неправомерные действия одного из своих членов. Для разбора же неправильных решений патриарха нужно вызывать восточных священнослужителей. А это дорого и долго.
  8. Синод — это прежде всего некая школа, в которой более опытные члены могут обучать новичков делу управления церковью. Таким образом, увеличивается эффективность работы.

Основная особенность русского Синода

Характерной особенностью вновь созданного русского Синода было то, что он признавался иерархически равными восточными патриархами. Подобные органы в других православных государствах играли лишь второстепенную роль при единоличном главенствующем человеке.

Лишь греческий Синод имел такую же власть внутри церкви своей страны, как русский. Божьи Дома этих двух государств всегда имели в своем устройстве много общего.

Восточные патриархи именовали Священный Синод РПЦ «возлюбленным о Господе братом», то есть признавали его власть равной собственной.

Исторический состав Синода

Первоначально этот орган управления состоял из:

  1. Президента (Стефан Яворский — митрополит Рязанский);
  2. Вице-президентов в количестве двух человек;
  3. Советников и асессоров (по 4 человека).

Члены Синода избирались из числа архимандритов, архиереев, городских протоиереев и игуменов. Церковью были приняты правила, оберегающие свободу в подаче мнений. Так в работе Синода не должны были принимать участие одновременно игумены и протоиереи со стоящими над ними архиереями.

После смерти Стефана Яворского должность председателя была упразднена. С этого момента все члены Синода уравнивались в правах. С течением времени состав этого органа периодически изменялся. Так, в 1763 г. в нем состояло 6 человек (3 архиерея, 2 архимандрита и 1 протоиерей).

На 1819 год — 7 человек.

Практически сразу же после принятия решения о создании Синода последовало распоряжение монарха о членстве в этом органе наблюдающего светского лица. Избирался этот представитель государства из добропорядочных офицеров. Называлась предоставленная ему должность «обер-прокурор Синода». По утвержденной монархом инструкции этот человек был «оком Государя и стряпчим по делам государственным». В 1726 году Синод разделился на две части — духовную и светскую экономическую.

Краткая история синодального управления с 1721 по 1918 гг

В первые годы правления большое влияние на решения Синода имел архиерей Феофан. Ни одна церковная книга не могла быть издана без его одобрения.

Этот человек дружил с Бисмарком и Остерманом и все архиереи, так или иначе, находились от него в зависимости. Подобной власти Феофан достиг после падения великорусской партии в Синоде. В это время советская власть переживала не лучшие времена.

Противостояние между Анной Иоанновной и дочерями Петра Великого вызвало гонения на сочувствующих последним. Однажды все члены Синода кроме Феофана по доносу были просто уволены, а на их место назначены другие, намного более лояльные к нему.

Разумеется, после этого он достиг небывалой власти. Умер Феофан в 1736 г.

В конце концов, Елизавета все же взошла на престол. После этого из ссылок были возвращены все сосланные во времена Феофана священнослужители. Период ее царствования был одним из лучших для русского православного Синода. Однако патриаршество Императрица все же не восстановила. Более того, ею был назначен особенно нетерпимый обер-прокурор Я. Шаховский, слывший рьяным ревнителем дел государственных.

Во времена Петра III Священный Синод русской православной церкви был вынужден терпеть немецкое влияние, которое, однако, закончилось с восхождением на престол Екатерины II. Никаких особых нововведений эта царица в Синод не ввела. Единственное, что она сделала — закрыла коллегию экономии. Таким образом, Синод снова стал единым.

При Александре I обер-прокурором становится князь А. Н. Голицын, в молодости слывший покровителем разного рода мистических сект. Как человек практичный, он считался даже полезным Синоду, в особенности на первых порах. Видным церковным деятелем времен Николая I стал Филарет, возведенный императором в сан митрополита в 1826 году. С 1842 года этот священнослужитель принимал активнейшее участие в работе Синода.

«Темные времена» Синода начала XX века

Основной причиной возврата к патриаршеству в 1917 — 18 гг. было вмешательство в дела управления церковью Г. Распутина и обострением политической ситуации вокруг этого органа. Синод — это неприкосновенность иерархов.

События же, связанные со смертью первенствующего члена этого органа Антония назначением на его место митрополита Владимира, а в последующем Питирима, привели к накалу недопустимых в высшем церковном управленческом звене страстей и созданию тяжелой атмосферы недоверия.

Митрополита Питирима большинство священнослужителей считало «распутинцем».

Если учесть, что к концу 1916 г и многие другие члены Синода являлись последователями этого царского приспешника (к примеру, обер-прокурор Раев, управляющий канцелярией Гурьев и его помощник Мудролюбов), церковь стала выглядеть чуть ли не главной оппозицией монаршему престолу. Члены управленческого органа, не принадлежащие к избранному кругу «распутинцев», боялись лишний раз выразить свое мнение, зная, что оно будет немедленно передано в Царское Село. Управлял делами уже, по сути, не Синод православной церкви, а единолично Г. Распутин.

Возврат к патриаршему правлению

После революции в феврале 1917 г. Временное правительство, для того чтобы исправить эту ситуацию, выпустило постановление об увольнении всех членов этого органа и о созыве новых на летнюю сессию.

Пятого августа 1917 года была упразднена должность обер-прокурора и учреждено Министерство вероисповеданий. Указы этот орган издавал от имени Синода вплоть до 18 января 1918 г. С 14 февраля 1918 г было опубликовано последнее постановление Собора.

Согласно этому документу, полномочия Святейшего Синода переходили патриарху. Сам же этот орган становился коллегиальным.

Особенности структуры и полномочия современного Синода

Сегодня Священный Синод РПЦ является совещательным органом при патриархе. В его состав входят постоянные члены и временные. Последние вызываются на заседания из своих епархий и таким же образом увольняются без присвоения звания члена Синода. Сегодня этот орган имеет право дополнять Духовный регламент узаконениями и определениями, предварительно послав их на утверждение к Патриарху.

Председатель и постоянные члены

На сегодняшний день возглавляет Синод РПЦ (занимает должность председателя) патриарх Кирилл Гундяев.

Постоянными его членами являются митрополиты:

  1. Киевский и всея Украины Владимир.
  2. Ладожский и Санкт-Петербургский Владимир.
  3. Слуцкий и Минский Филарет.
  4. Всея Молдавия и Кишиневский Владимир.
  5. Коломенский и Крутицкий Ювеналий.
  6. Казахстанский и Астанайский Александр.
  7. Среднеазиатский Викентий.
  8. Управляющий делами патриархии Москвы Мордовский и Саранский митрополит Варсонофий.
  9. Председатель отдела по внешним связям патриархата Москвы митрополит Волоколамский Илларион.

Месторасположение

Сразу после учреждения Синод находился в Санкт-Петербурге на Городском острове. Через некоторое время заседания начали проводиться в здании Двенадцати коллегий. В 1835 г. Синод переехал на Сенатскую площадь. Время от времени заседания переносились в Москву. Например, во время коронации монархов. В августе 1917 г. Синод окончательно переехал в Москву. До этого здесь имелась лишь Синодальная контора.

В 1922 году патриарх был арестован. Первое заседание Синода было проведено лишь спустя пять лет, в 1927 году. Тогда легализации РПЦ удалось добиться митрополиту Нижегородскому Сергию. Он организовал при себе временный Патриарший Синод. Однако весной 1935 года этот орган опять был распущен по инициативе властей.

Постоянный Синод

В 1943 г на Архиерейском соборе был избран постоянный Синод, заседания которого начали проводиться в предоставленном И. Сталиным доме №5 в Чистом переулке. Время от времени они переносились в Патриаршие покои в Троице-Сергиеву Лавру. С 2009 г.

заседания проводились в разных местах по выбору главы Церкви. В 2011 году, в декабре была открыта и освящена Синодальная резиденция патриарха в реконструированном Свято-Даниловом монастыре.

Именно здесь прошло и последнее на данный момент заседание, открывшееся 2 октября 2013 года.

Последнее заседание

На последнем заседании (проведенном в октябре 2013 года) большое внимание было уделено празднованию 1025-летия крещения Руси.

Достаточно важным для церкви является постановление Синода о необходимости продолжения традиции проведения торжественных мероприятий на каждую годовщину во взаимодействии с органами гос. власти.

Также на заседании были рассмотрены вопросы об учреждении новых епархий в разных регионах страны и о назначениях духовных лиц на новые должности. Кроме того, священнослужители приняли Положение о программах, связанных с обучением молодежи, а также о миссионерской и социальной деятельности.

Современный Синод РПЦ, хотя и не является управляющим органом, все же играет в жизни церкви далеко не последнюю роль. Его постановления и решения обязательны для исполнения во всех епархиях. Должности обер-прокурора на данный момент не существует.

Как всем известно, церковь от государства у нас отделена. А поэтому особого влияния на политику как внутреннюю, так и внешнюю, несмотря на патриаршее правление и современную независимость, не имеет. То есть органом государственной власти она не является.

Источник: https://nlo-mir.ru/religia/43510-sinod-jeto.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ангел Божий