40 дней после смерти: как поминать правильно, важные даты и суеверия — Точка Веры
30.05.2019
В жизни случается всякое, например, иногда она заканчивается. Событие, конечно, довольно неприятное, но неизбежное. И перед родственниками новопреставленного встают вопросы: почему так важно высчитать 40 дней после смерти, как поминать правильно, есть ли другие важные даты, что есть на поминках, и возможно ли как-то облегчить участь души, отошедшей в мир иной.
Жизнь после жизни
Допустим, случилось непоправимое — умер некий Иван Иванович. Его жена рыдает третьи сутки подряд, к ней иногда присоединяются его дети, его друзья в полной растерянности, а брат ушёл в запой. И все концентрируются на собственных переживаниях, никто, собственно, не думает о том, как можно помочь усопшему и что-то для него сделать.
А Иван Иванович тем временем смотрит на всё происходящее и, будучи интеллигентным человеком, ещё сильнее переживает, что доставил стольким людям такие неудобства.
Он по-прежнему думает, всё по-прежнему помнит, всё видит и слышит, но уже без физической оболочки.
И его приводит в некоторое смятение то, что вместо того, чтоб начать хлопотать за его душу, любимая жена бросается к плите, чтобы успеть приготовить десять блюд на поминки и обязательно к третьему дню.
Хотя эти три дня душа Ивана Ивановича здесь, на Земле, так что можно, наконец, сказать ему, как его любили и попросить за всё прощения.
В идеале — почитать строки из Библии или, если человек всю жизнь был атеистом-материалистом, дать краткие инструкции о том, что с ним будет происходить в следующие дни, потому что для большинства атеистов-материалистов шоковое состояние после смерти особенно сильное.
Важность некоторых дней
Поминание принято на третий, девятый и сороковой день, потому что это особо значимое время для преставившегося.
- На третий день новой жизни душа покойного окончательно смиряется со своим новым положением.
- На девятый день получает возможность узнать на практике, что такое рай, а что ад.
- На сороковой день наступает Частный Суд — итог всей человеческой жизни, на котором решится, где будет пребывать душа до момента всеобщего воскресения (Страшного Суда): в преддверии рая или в преддверии ада.
Поэтому вопрос о 40 днях после смерти и как поминать, чтобы облегчить участь умершего, всегда актуален и требует более тщательного рассмотрения.
Похороны принято проводить ранним утром на третий день. Следовательно, душа покойного ещё будет на них присутствовать и наблюдать за процессом. Есть обычай класть в гроб деньги — не стоит этого делать: времена Древней Греции и древнего Египта, когда в этом видели практическую необходимость, давно прошли.
Заказывать в церкви панихиду (молебен по умершему) действительно нужно, причём как минимум трижды: над телом усопшего, на третий день и на сороковой. Пока батюшка правит службу, крайне желательно находиться рядом с ним и молиться. В дальнейшем стоит регулярно подавать записки и сорокоусты за упокой с именем усопшего.
Сороковой день
«Сороковины» — так называют сорок дней после смерти. Традиции перемешались с суевериями, а предрассудки — со здравым смыслом, поэтому, когда отмечаете сорок дней, стоит быть внимательными.
Прежде всего, необходимо небольшое уточнение: первый день смерти считается по календарю, а не по часам. То есть если некто умер 11 марта поздним вечером, например, в 23:30, то первым днём всё равно считается 11 марта.
Да, именно молиться. Причём всем вместе — и родственникам (в идеале — ежедневно), и батюшке — он отпоёт и отслужит панихиду на кладбище, и сорокоуст нужно в церкви заказать, а ещё лучше — сразу в нескольких.
Конечно, было бы неплохо, если покойный впервые посетил храм, будучи не в гробу, а ещё без него.
Но главное — чтобы человек был крещёным, даже в младенчестве, даже если с тех пор крестик не носил и Библию в руки не взял за всю жизнь.
Молитвы за упокой
Прежде всего, молитва — это обращение души к Богу с верой и упованием на Его милость. Это не просто вычитанные строки из молитвослова, не формальный ритуал — нет, нужно «горение сердца». И, само собой, вера.
За умерших молиться просто необходимо. Вы можете не продумывать тост на поминки, но регулярно поминать в частных молитвах должны.
Ещё лучше просить об этом своих знакомых и друзей — никогда не бывает слишком много людей, которые молятся за душу кого-то.
Стоит учесть, что молитвы за упокой есть в разной форме — они не постоянные, как «Отче наш» или «Богородице Дево».
Нет, они разнятся: до сорока дней, после, за мать, отца, ребёнка — другими словами, на всякую потребу.
Главное, быть уверенными в их происхождении: доверять купленному в церковной лавке молитвослову или православному сайту, а не соседке, которая вот точно знает, как молиться правильно.
Также рекомендуется читать следующие акафисты:
- Акафист за единоумершего.
- Акафист об упокоении всех усопших.
- Молебный канон Пресвятой Богородице.
Приметы и суеверия
Как и всегда, когда люди сталкиваются с чем-то неведомым, вокруг события начинают появляться суеверия. Они не приносят никакой пользы, лишь ещё сильнее отвлекая от главного. Не зря само слово «суеверие» означает верить всуе. А никаких примет, касающихся похорон, быть не может в принципе.
Выбрасывать вещи умершего действительно не стоит: кому будет приятно такое пренебрежительное отношение к тому, что нажито непосильным трудом? Лучше перебрать их и то, что было не очень дорого для покойного, а вы не хотите оставить себе — пожертвуйте в благотворительные организации или начните раздавать нуждающимся, не забывая попросить их о молитвах за душу усопшего.
Многие боятся порчи и сглаза, но это нелепо и неправильно. В православии таких вещей нет.
Это нелепо, а энергию и силу воли, которую тратят на эти сомнительнейшие обряды, лучше потратить на то, что действительно облегчит участь покойного. И помните, что вы или православный, или суеверный язычник, который поклоняется дубу и верит в силу приколотой булавки, защищающей от всех бед.
Подготовка к поминкам
Итак, наступают поминки 40 дней. Порядок проведения их мало чем отличается от третьего дня, разве что накал страстей немного спал, а день намного более важный.
Прежде всего, поминки — это не повод для пьянки. Это проводы близкого человека в лучший из миров, прощание с ним, возможность всем вместе вспомнить о нём что-то хорошее, а только потом уже следование традициям и душещипательные речи. А ведь никаких особо оригинальных речей не нужно. Никому от это легче не станет.
Поминальная трапеза
Проводить поминальный обед можно у себя дома, можно в ресторане — важно не место. Конечно, с ритуальной трапезой тоже связано много суеверий, например, что во время трапезы нельзя использовать ножи и вилки. А почему? Никто не знает. Написали на каком-то сайте, соседка подтвердила, значит, нельзя. Ну разве это не глупо?
Хотя порой трапезе придают слишком большое значение, вот пример поминального стола на 40 дней. Меню:
- Кутья (базовый рецепт можно использовать такой же, как на Рождество, только теперь она должна быть не такой жидкой).
- Блины (но необязательно, с чем тогда Масленица будет ассоциироваться?).
- Салат (желательно не оливье по той же причине).
- Котлеты, голубцы, колбаска — что-нибудь мясное.
- Рыба (в любом виде, но лучше не фаршированную).
- Пироги (можно сладкие, можно несладкие).
- Напитки (квас, кисель или морс).
Конечно, это не константа. Поминальное меню зависит не только от фантазии и материальных возможностей организаторов, но и, например, от календаря, ведь если идёт пост — Великий или Успенский и т. п. , то лучше воздержаться от мясного.
Распитие алкогольных напитков допустимо, но категорически не приветствуется. В конце концов, это грех.
Рассчитать примерную стоимость поможет калькулятор. Стоит рассмотреть возможность заказа поминального обеда в ресторане — возможно, это обойдётся дешевле.
Торжественная речь
Итак, 40 дней после смерти. Поминки. «Что говорить, чтоб не обидеть покойного?» — и начинается паническое перерывание интернета в поисках самых оригинальных тостов.
Обычно назначают ответственного человека, который относительно контролирует себя, и он заранее продумывает свою речь. А ведь хоть пару слов должен произнести каждый из присутствующих.
Раз они в этот печальный день находятся на поминках — значит, этот человек был для них дорог.
После каждой речи важно соблюсти минуту молчания — на протяжении её лучше молиться, чем накручивать себя и, как следствие, заплакать.
На поминках не стоит петь, рассказывать стих, танцевать (даже под предлогом того, что преставившаяся сама любила потанцевать) и т. д. Провожать близкого человека в последний путь — это, безусловно, трагическое событие, но лучше придать ему ареол философии, чем истерики.
К сожалению, большинство людей вспоминают о смерти исключительно на чьих-то поминках. Но помните, что вам ещё представится возможность встретиться с усопшим лицом к лицу на Страшном Суде и, при удачном стечении обстоятельств, в Царствии Небесном. Так что разлука лишь временна, и лучше отведённое время провести с пользой для собственной души.
Источник: https://achair-city.ru/drugoe/40-dnej-posle-smerti-kak-pominat-pravilno-vazhnye-daty-i-sueveriya.html
Тайны Великого поста: почему он длится 40 дней и зачем верующим Масленица?
Историк церкви рассказал, почему когда-то соблюдать Великий пост считалось предосудительным и для чего церковь использовала масленичные гуляния.
Подходит к концу масленичная неделя, а это значит, что скоро настанет важное событие для всех христиан – Великий пост. В этом году Святая Четыредесятница (церковнославянское название поста) приходится на период с 19 февраля по 7 апреля. Впрочем, несложные арифметические вычисления легко позволят установить, что это вовсе не 40, а 48 дней.
Дело в том, что к Святой Четыредесятнице присоединяется еще и Страстная седмица – последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Христа, его страданиях и распятии.
Тогда откуда же взялось число 40? Существует наиболее популярная версия, согласно которой этот временной промежуток связан с тем, что Иисус, как сказано в тексте Евангелий, постился 40 дней в пустыне, куда удалился после своего крещения, и поэтому все христиане тоже должны поститься 40 дней. Но на самом деле в истории церкви установление данной длительности поста было связано с другими процессами, о которых сегодня редко вспоминают.
Рассказать о них мы попросили историка, археолога, а также преподавателя кафедры литургического богословия Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Никиту Гайдукова. Он раскрыл истинную суть поста, объяснил, для чего церкви на самом деле нужна Масленица и почему западные католики отказались от Великого поста.
«Курсы подготовки» к крещению
– Никита Евгеньевич, объясните одну простую вещь: почему пост длится именно 40 дней? Это связано с тем, что Иисус 40 дней постился в пустыне после крещения? Или причина в другом?
– Это непростой вопрос. Прежде всего следует отразить такую простую и очевидную идею: пост – это, с одной стороны, время года, а с другой – довольно сложный литургический институт. Как время календарного года пост изначально возник как нехристианская традиция. Участие в различных обрядах, как правило, происходило натощак.
И в этом смысле пост развивался из совсем небольшого «ядра» – поста длиной в несколько часов перед участием в пасхальной литургии, а потом разросся до большого, сорокадневного поста. А как литургический институт – это институт подготовки к крещению.
Он включал в себя не только пост как таковой, не только невкушение пищи, но и определенные беседы, то есть это было похоже на образовательную программу. Сначала пост продолжался несколько часов, потом растянулся на несколько дней, на неделю и продолжил развиваться дальше.
Но тот пост, который мы имеем в виду, то есть привязанный к разным праздникам и датам, в древности был именно институтом подготовки к крещению, в котором принимали участие только те, кто крестит, и тот, кто крестится. Но постепенно это все слилось в одну традицию и переросло в сорокадневный пост.
– Какую роль пост играет в жизни верующих сегодня?
– В этом смысле сейчас ни то ни другое понимание для нас особого смысла не имеет: ни понимание подготовки к пасхальному празднику, ни «курсы подготовки» к крещению. Это довольно сложная и многоплановая традиция.
– Тем не менее в сознании русского православного человека, мне кажется, сложилось определенное понимание поста именно как Четыредесятницы, во время которой следует воздерживаться не только от употребления ряда продуктов, но и от греховных помыслов и деяний. Только вот ровно 40 дней пост не длится, ведь есть еще Страстная седмица. Расскажите, что это такое? Считается ли она частью Великого поста?
– Страстная седмица когда-то относилась не к посту, а собственно к Пасхе – в древности она была частью пасхального праздника. Это происходило потому, что в те времена было два представления о Пасхе: как о Пасхе страданий (Пасха крестная) и о Пасхе радости (Пасха воскресения).
Поэтому по крайней мере четверг, пятница и суббота на Страстной неделе в древности относились к пасхальному циклу – цветной Триоди (Триодь цветная, или Пятидесятница, – богослужебная книга, содержащая песнопения от Недели Пасхи до Недели Всех святых, то есть следующего воскресенья после Пятидесятницы; название происходит от праздника Входа Господня во Иерусалим – Недели ваий, в переводе – «Цветная Неделя». – Прим. ред.). Собственно, само число 40 – чисто условное, поэтому, как бы вы ни считали, 40 дней поста у вас не получится. Акцентировать внимание нужно не на этом, а скорее на том, что у нас есть древние традиции, в которых когда-то был глубокий смысл, которые возникли не просто так, но которые мы можем сейчас наполнить каким-то новым содержанием.
За соблюдение поста – в полицию
– В русской православной традиции пост существовал всегда? Менялось ли отношение к нему?
– Расскажу вам одну замечательную вещь, которую вы, вероятно, не знаете. Дело в том, что соблюдение Великого поста (и строгое, и нестрогое) – это перемежающаяся традиция. То есть так было не всегда. В XVIII веке дворяне не соблюдали Великий пост – вообще никак! И на одного из русских помещиков как-то раз написали донос о том, что он соблюдает Великий пост и поэтому он католик.
Это было довольно серьезное дело: его вызвали в полицейский участок, допрашивали, заставили участвовать в обрядах Он говорил: «Но положено же соблюдать пост!» – а ему отвечали: «Помещики постов не соблюдают, а ты, наверно, не православный». А сейчас все это поменялось совсем в другую сторону. Сегодня найти католика, который бы строго соблюдал посты, очень сложно.
А у нас, наоборот, очень важна обрядовость.
– Кстати, об обрядах. Великий пост для русского человека тесно связан с еще одной интересной традицией – Масленицей, которая представляет собой заговенье перед постом. Но разве в этом празднике не присутствуют элементы язычества? Как вообще православная церковь относится к Масленице?
– На самом деле никаких языческих традиций в Масленице нет. Она была придумана для того, чтобы не дать и дальше увеличивать пост.
Но по сути Масленица – это уже и есть постная неделя, потому что некоторые традиции поста в это время уже начинают соблюдаться, то есть литургический институт уже работает. Пасха как такой институт была связана именно с подготовкой к пасхальному крещению.
Но Пасха как время года – это не время каких-то активных аскетических традиций, а время новых знаний и осмысления того, как и почему случились смерть и воскресение Иисуса Христа.
Корни Масленицы – в армянской церкви
– Вы сказали, что Масленицу придумали для того, чтобы не позволить и дальше продлевать пост. Что это значит?
– Дело в том, что все церкви разные, и есть древние церкви, которые очень давно существуют самостоятельно. Так вот, одной из традиций армянской церкви было увеличивать пост на неделю. В противовес этому, условно говоря, была придумана масленичная традиция. Она возникла еще во времена Средневековья. В календаре Русской православной церкви период, когда люди отмечают Масленицу, называется Сырной седмицей.
В это время запрещается вкушение мяса, а служба среды и пятницы совершается по близкому к великопостному уставу. Установление недельного поста, предваряющего Великий пост, относится приблизительно к VII веку.
Эта традиция широко распространилась на Востоке, но соблюдалась везде немного по-разному; к примеру, византийцы приурочили недельный пост к седмице перед Великим постом и ограничили его строгость, а у нехалкидонитов (к примеру, у тех же армян) он оказался приурочен к седмице за 10 или 9 недель до Пасхи и соблюдается так же строго, как и остальные посты.
– Можно ли в двух словах человеку, который не очень сведущ в православных традициях, или, скажем, ребенку объяснить, в чем смысл поста? Ведь это же не просто отказ от многих видов продуктов, не жесткая диета, а что-то большее?
– Для современного человека, к сожалению, смысл этого явления как института подготовки к крещению и осмысления пасхальных событий немного потерялся. А детям тоже очень трудно объяснять суть древних традиций. Но есть разные пути преодоления этого.
Допустим, на Западе пост как традиция неедения исчез, а традиция подготовки к Пасхе, каких-то пасхальных концертов, предпасхальных встреч – она сохранилась.
В этом смысле важно уделять особое внимание не жесткому соблюдению традиции, а тому, каким внутренним смыслом она наполнена.
Источник: http://russianskz.info/religion/9407-tayny-velikogo-posta-pochemu-on-dlitsya-40-dney-i-zachem-veruyuschim-maslenica.html
10 вопросов накануне Великого поста
Каждый год в период Масленицы внимание православных христиан как-то неуловимо концентрируется на одном и том же событии: приближающемся Великом посте.
Грядущая неделя притягивает взгляды. Прерывая ход привычных событий и дел, пост неминуемо входит в нашу жизнь, меняет быт, занимает мысли и, конечно, вызывает вопросы.
Что
делать?
Вечный вопрос актуален, как никогда.
Длящийся почти два месяца пост — это шестая часть года. Достаточно большой срок, чтобы ощущать некоторую панику накануне.
Пожалуй, для начала стоит прояснить для себя, в чём смысл именно этого поста, в этом году и конкретно для меня. Когда есть осознание, для чего делается то или иное дело, становится понятнее, как именно его нужно делать. И паника постепенно уходит.
Где
в Евангелии говорится о том, что нужно поститься?
Часто можно услышать цитату из Евангелия о том, что ученики Иисуса не постились (Мф 9:14, Мк 2:18, Лк 5:33). Но эти слова никак нельзя считать руководством к действию. Они вырваны из контекста — а контекст важен. Ведь Иисус прямым текстом говорит укоряющим Его учеников: они будут поститься. Не сейчас, когда Я с ними, но после. Когда Меня рядом не будет.
Поэтому искать в Евангелии указание на то, что можно не поститься, бессмысленно. Сам Христос говорит прямо противоположное.
Как
быть, если поститься не можешь?
Обстоятельства у всех разные. Невозможность поститься возникает там, откуда ее не ждёшь, и может всерьёз огорчить. Мысль, которая способна утешить в этой ситуации, заключается в том, что Бог не требует от нас ничего непосильного. И посылает именно то, что может принести пользу именно сейчас.
Спокойно принять обстоятельства — это ведь тоже в каком-то смысле пост.
Почему
говорят, что Великий пост длится 40 дней, если от Прощёного воскресенья до Пасхи 7 недель?
Часто можно услышать, что Великий пост длится столько же, сколько постился Христос в пустыне. А из Евангелия от Матфея мы знаем, что это длилось именно сорок дней и ночей (Мф 4:2). Но если посчитать, 7 недель — это 49 дней. Откуда это несоответствие?
На самом деле несоответствия нет. Великий пост заканчивается в пятницу накануне Лазаревой субботы. Она сама, а также Вербное воскресенье уже не относятся к посту. Как не относится к нему и вся Страстная седмица: эти 9 дней стоят особняком, и именно они соединяют Великий пост и Пасху.
Сколько
радости приносит пост?
Радость поста — это очень странное, сложное чувство, о котором много говорят, но которое так сложно поймать за хвост.
В канун поста в голову часто приходит предательская мысль: а что если никакой радости вообще не будет? Что если я просто потеряю половину весны в погоне за несуществующим ощущением?
Наверное, нет универсального способа борьбы с этим страхом. Но практика показывает, что если вступать в пост с честным осознанием, зачем ты это делаешь, и пониманием, что это не навязано извне, но является твоим собственным выбором — радость будет. Да такая, что потом до Пятидесятницы станешь скучать по этим прозрачным, тихим великопостным дням.
Зачем
мазать голову маслом?
В Евангелии от Матфея Иисус наставляет учеников, чтобы они, когда постятся, умывали лицо и мазали голову маслом (Мф 6:17). Так они были должны показаться постящимися не перед людьми, но перед Богом.
Говоря современным языком, во время поста лучше как можно меньше ныть и жаловаться на то, как сложно поститься. Не стоит ходить с синяками под глазами, пугать всех рассказами о воздержании и одеваться, как на поминки.
Естественный макияж на лице (современный аналог масла), опрятность в одежде, улыбка — мы не страдать подвизаемся, но радоваться! Так мы явимся постящимися не перед людьми, а перед Богом.
Откуда
взялась традиция поста?
В первые века христианства людей крестили в канун Пасхи и на Рождество. Перед крещением оглашенный должен был 40 дней поститься. Но христианская солидарность привела к тому, что все члены Церкви стали поддерживать своих единоверцев.
Поэтому пост — это не только личный, но и общинный, общецерковный подвиг.
В чём
себя ограничить?
Разумеется, в идеале это лучше обсуждать с духовником. Я просто хочу лишний раз напомнить, что питание — это далеко не всё, в чём можно себя ограничить.
Смысл любых ограничений в рамках поста заключается в том, чтобы освободить время и сознание для молитвы. Поэтому всё, что отвлекает, всё, что заставляет мысли метаться по черепной коробке и ведёт к расфокусировке внимания, можно смело выдвигать в кандидаты на вычёркивание из этих семи недель.
Разве
обязательно поститься, чтобы быть с Богом?
Иоанн Златоуст в своей пасхальной речи обращается ко всем — постившимся и непостившимся. Пасхальная радость — для всех, не важно, готовился ты к ней или нет.
Конечно, пост не может быть обязательным. Разумеется, Богу без разницы, что лежит на моей тарелке.
Но — положа руку на сердце — мы все знаем: наш пост нужен не Богу. Он нужен нам самим.
Когда
станут видны результаты поста?
Если повезёт — никогда.
Помните историю о том, как женщина на исповеди говорит: «Батюшка, я не чувствую себя достойной Причастия!» А батюшка ей отвечает: «Дочь моя, если ты когда-нибудь почувствуешь себя достойной, значит, всё пропало».
Мораль в том, что мы не в состоянии оценить результаты своей духовной деятельности. Мы можем только делать — и верить, что ненапрасно. Святые, постившиеся всю жизнь, откровенно считали себя величайшими грешниками. Поэтому нам, постящимся отнюдь не так сурово и не так постоянно, странно и даже самонадеянно ожидать обильного «урожая» духовных плодов от ежегодного поста длиной в 49 дней.
Но, несмотря на все страхи, сложности и неопределённости, мы все-таки каждый год с нетерпением ждём первую великопостную неделю.
https://www.youtube.com/watch?v=tVbt5oY__Fg
И пусть в этом году пост будет благоприятным!
Источник: https://www.matrony.ru/10-voprosov-nakanune-velikogo-posta/
Начался пост на 40 дней, что можно готовить
Представители духовенства встречают традиционный Великий пост в 2020 году во второй мартовский день. Известно, что самый значимый пост для представителей православной веры продлится до 18 апреля.
Стоит отметить, что из всех многодневных постов, Великий пост является основным и самым продолжительным. Верующим предстоит поститься шесть недель, или же сорок дней.
Верующие начинают поститься в память о подвиге Сына Божьего, который когда-то давно отправился в пустыню и провел там сорок дней без воды и еды.
Не многие знают об этом, но Великий пост длится сорок дней. В священных писаниях сказано, что длительность Святой Четырехдесятницы восходить еще к Ветхому завету, когда легендарный Моисей придерживался поста находясь на горе Синай срок дней.
Ученики Христа установили пост в память о сорокадневном путешествии по пустыне своего учителя, Иисуса. Известно, что после своего крещения Сын Девы Марии отправился в пустыню, где был искушаем дьяволом.
О том, что Великий пост был установлен учениками Христа, стало известно благодаря 69-у Апостольскому правилу, в котором говорится о традиции поститься в Святую Четырехдесятницу.
В древнем монастыре сорокадневный Великий пост соблюдается не в одно и то же время, это зависит от неодинакового исчисления дней поста, в которые он назначался. Однако уже в IV веке в восточных храмах появился новый порядок соблюдения самого значимого поста для представителей православной веры, который сохранился до наших времен: с понедельника до Великой субботы.
Стоит отметить, что Великий пост длится сорок дней. Постясь, люди отдают дань уважения Сыну Девы Марии, который провел последние дни своей земной жизни в страданиях, находясь в пустыне. Иисус Христос пробыл в пустыне больше сорока дней, при этом он ничего не пил и не ел. Великий пост вместе со Страстной седмицей длится сорок восемь дней. Страстная Седмица – это дополнение к Великому посту. Сам пост длится сорок дней, тогда как Страстная седмица – восемь.
Многие прекрасно понимают, что пост – это не самое приятное в жизни, но через это нужно пройти верующим. Люди проходят через период покаяния, они постоянно думают обо всем, о путешествиях Иисуса в пустыне, также они проводят много времени в молитвах и отказываются от употребления определенной пищи.
Под запрет попадают и вредные привычки, люди отказываются от привычного образа жизни. Верующие читают священное предписания и изолируются от всего греховного и всего, что отвлекает от Господа. В плане телесной подготовки все предельно ясно, нужно просто отказаться от скоромной пищи.
В течение всего поста представители духовенства призывают верующих воздерживаться от употребления в пищу мясных и молочных блюд, яиц и рыбы, в том числе и в составе самых разных блюд.
Рыбу разрешено употреблять в пищу только во время праздников Благовещения Пресвятой Богородицы и Входа Господня в Иерусалим. В Лазареву субботу постящимся можно употреблять икру. Больше всего внимания уделяется первой и Страстной седмице Великого поста. Не поститься разрешали тяжело больным людям, беременным женщинам, кормящим матерям, солдатам, рабочим и людям, которые занимаются тяжелым физическим трудом. Также не поститься могут и путешественники.
Блюда первой недели
Понедельник – воздерживаемся от еды целый день.
Вторник – едим постный хлеб и пьем воду.
Среда – едят сухую пищу. Это могут быть фрукты, овощи, орехи, зелень, чаи.
В четверг еда не отличается от еды в среду, то есть следует продолжать кушать еду без дополнительной обработки блюда.
Пятница – опять же только необработанная температурой пища в виде овощей, фруктов, орехов, хлеба, зелени.
Суббота – продолжается сырая неделя, кроме этого, разрешают ввести в питание виноградный сок;
Воскресенье – пищу можно вкушать сваренную, также еда приправляется растительным маслом и разрешается кагор, приготовленный без добавления спирта.
Блюда второй и последующих недель
Понедельник
Завтрак
Можно готовить каши. Каши варят на воде. Это может быть овсяная, пшенная или пшеничная каша. После каши можно перекусить орехами, фруктами и попить чай.
Обед
На обед можно сварить суп. Он может быть вермишелевым, гречневым, рисовым, фасолевым или гороховым. На второе можно есть каши, вермишель, картофель. К гарниру подают различные соленья, овощные салаты, квашеную капусту, икру из перца, свеклы, кабачков. Завершают трапезу травяным, зеленым или черным чаем с вареньем, цукатами или сухофруктами.
Ужин
На ужин можно пить чай или узвар, а также морс.
Вторник
Завтрак
Подают кашу с овощной нарезкой и чай. Каша может быть из ячневой крупы, кукурузной крупы, перловой крупы.
Обед
На обед готовят суп. Суп может быть картофельным, грибным, с бобовыми культурами. На второе подают соленья, каши, картофель, икру из баклажанных культур.
Ужин
Горячий компот или травяной настой.
Среда
Завтрак
Каша с соленьями или свежими овощами. Кашу можно приготовить гречневую, овсяную, пшённую. Чай с сухофруктами или постной выпечкой.
Обед
Борщ или бульон из овощей. Каша или вермишель, овощное соте или салат из капусты. Чай или морс с козинаками или изюмом.
Ужин
Компот из сухофруктов.
Четверг
Завтрак
Заваренные овсяные хлопья с фруктами или орешками и медом. Чай с джемом или конфитюром.
Обед
Капустняк. Салат из моркови, икра баклажанная или отварная свекла с солеными огурцами.
Ужин
Чай или морс.
Пятница
Завтрак
Каша из риса или ячневой крупы. Чай или кофе.
Обед
Суп из гороха или фасоли. Пюре из картофеля или котлеты из картофельных клубней, луковые, морковные. Соленья, или свежие овощи. Чай, кофе, узвар.
Ужин
Чай или кофе.
Суббота
Завтрак
Каша из кукурузных или овсяных культур.
Обед
Бульон из овощей или борщ постный. Картофель отварной или вермишель. Соленья, салаты, консервированные на зиму, отварные овощи. Чай, кофе с вареньем или орешками.
Ужин
Какао.
Воскресенье
Завтрак
Рис отварной, чай с джемом.
Обед
Суп, борщ или овощная солянка. Картофель, каша или вермишель с салатом, грибами, овощными подливками, кагор.
Ужин
Чай или кофе
Последняя неделя поста является такой же строжайшей, как и первая неделя.
Как правильно подготовиться к Великому посту
Нужно заранее решить, как именно будет соблюдаться пост. Его соблюдение может быть строгим, или же нестрогим. В первом случае нужно отказаться от всей пищи животного происхождения, в том числе под запрет попадают рыба и масло. Во время нестрого соблюдения поста можно употреблять в пищу всё, за исключением молочных и мясных продуктов. При таком постничестве разрешается есть даже рыбу. Стоит отметить, что в среду и в пятницу от этой пищи все же рекомендуют отказаться.
Строгий и нестрогий пост
Уже исходя из названия можно догадаться, что строгий пост – очень трудный. Не всем рекомендуется его соблюдать. Даже если человек очень верующий, он имеет полное право ограничить себя в пище частично. Любой священнослужитель может подтвердить, что человек не должен брать на себя такие обязанности, выполнение которых не представляется возможным.
Можно ли есть рыбу?
Если говорить о рыбе и всех блюдах, которые готовят с ее помощью, то такая пища при строгом посте запрещается. Есть два дня, в которые её можно употреблять в пищу. Первый день – это Благовещение Пресвятой Богородицы, данное событие отмечают всегда в один день – 7 апреля. Второй день, когда разрешается есть рыбу – Вербное Воскресенье. Данное торжество является переходным, его время празднования зависит от Пасхи. Торжество всегда отмечают в последнее воскресенье поста.
Кому не рекомендуется поститься?
Как мы уже писали выше, даже самые верующие люди могут освободиться от строгого поста. Строгий пост не рекомендуют детям дошкольного возраста, беременным женщинам и кормящим матерям, а также людям, у которых имеются проблемы со здоровьем.
От поста лучше воздержаться, если у вас раньше не было опыта в этом деле. Резкое ограничение в пище может серьезно отразиться на состоянии вашего здоровья. Первый пост в жизни должен быть нестрогим.
Уже позже, когда вы получите необходимый опыт, можно повысить уровень сложности и перейти к строгому посту.
Источник: https://pronedra.ru/nachalsya-post-na-40-dnej-chto-mozhno-gotovit-455407.html
40 дней после смерти: что происходит с душой человека?
40 дней после смерти, что означает эта дата для души почившего человека и его близких? Они могут тянуться бесконечно долго или пройти слишком быстро. У всех людей по-разному проходят стадии переживания горя. Но мы знаем, что душа человека после смерти встречается с Отцом Небесным.
И мы можем помочь душе усопшего пройти посмертные испытания. Поэтому так важно молиться за человека даже после его смерти.
Но как сделать это правильно? Как вести себя, чтобы молитва об усопшем была угодна Богу? В этой статье мы постарались собрать ответы на часто задаваемые вопросы о том, почему именно в 40 дней после смерти принято поминать почивших родственников и близких.
Что значат 40 дней после смерти
40 дней — важный период, который часто встречается в Библейской истории. Пророк Моисей постился 40 дней, прежде чем получил скрижали Закона. Израильтяне странствовали по пустыне 40 лет, прежде чем пришли в землю обетованную.
Согласно православной традиции, после смерти душа человека не попадает сразу в рай или в ад. Три дня после смерти душа находится рядом с телом и не сразу оставляет все земное. Лишь на третий день Ангел Хранитель забирает душу человека и показывает ей райские обители.
Это время продлится недолго, лишь до девятого дня, когда душа человека предстает перед Богом и под тяжестью нераскаянных грехов, эта встреча может быть для усопшего трудной. Поэтому так важна молитвенная поддержка родных людей. Разумеется, Бог милосерден, но нельзя представлять Небесного Отца так, как мы представляем человека.
Душе может быть трудно перед совершенным создателем от осознания своего недостоинства. До 40 дня человек смотрит, что такое ад, жизнь без Бога.
— Похороны
Что происходит с душой усопшего 40 дней после смерти
На 40 день после смерти определяется, где будет пребывать душа человека — в райских обителях или в аду. Мы не знаем точно, как выглядят ад и рай, но у нас есть обетование о том, что в аду душа человека страдает. Это решение остается в силе до Страшного Суда.
Мы предполагаем, что душе человека особенно тяжело в эти моменты, поэтому так важна молитвенная поддержка тех, кто остался в земной жизни и переживает об усопшем. Грехи человека чинят ему препятствия для радостной встречи с Господом. Но Ангел Хранитель и молитвы близких помогают душе пройти тяжелые испытания, которые длятся с 9 до 40 дня после смерти. Это важно и для близких.
После смерти дорогого человека мы уже ничего не можем сделать для него, кроме молитв. Выразить свою любовь человеку, который ушел в Вечность мы можем только через молитву.
Поминки на 40 дней после смерти
До 40 дня после смерти душа проходит испытания, мытарства. В эти дни человек вынужден отвечать за грехи, которые он совершил при жизни, не раскаявшись в них. На 40 день Церковь пытается помочь человеку при встрече с Господом и в день определения его дальнейшей судьбы.
Чтобы отдать дань добрым делам, совершенным человеком при жизни, организуются поминки, где близкие усопшего могут вспомнить хорошие поступки человека, найти слова утешения друг для друга. В православной традиции смерть считается горем и неизбежным следствием того, что зло пришло в этот мир, поэтому скорбь о кончине человека естественна. Господь создавал всех нас для вечной жизни.
Но мы знаем, что Иисус Христос, Сын Божий, пришел, чтобы подарить нам жизнь Вечную, поэтому отчаянье и уныние не сопровождает переход христианина из земной жизни в Вечность. Очень важно, чтобы в трудную минуту рядом с близкими усопшего был тот, кто мог бы найти слова и утешения и напоминания о Вечной Жизни, которую даровал нам Господь.
Чтобы кто-то молился о душе человека рядом со скорбящими. А вот брань и споры на поминках человека, воспоминания о былых обидах совершенно неуместны.
Родственников на поминках объединяет совместная трапеза. Православные поминки не предполагают употребления спиртного. Одеваться принято скромно, в одежду темных тонов. Одним из блюд поминальной трапезы становится кутья — каша, которую готовят из цельных зерен пшеницы, ячменя, риса или другой крупы. В кутью добавляют орехи, изюм или другие сладости.
Блюдо поливают медом, а подают кутью в самом начале поминальной трапезы. Если поминовение усопшего пришлось на время поста, блюда поминального стола должны быть постными. Трапезу заканчивают блинами или оладьями, если это позволяет в конкретный день церковный устав. На поминках, как правило, пьют компот. Память о покойном иногда почитают минутой молчания.
Можно ли 40 дней поминать раньше
В течение 40 дней после смерти родственники оплакивают умершего и усиленно помогают ему молитвой. 3, 9 и 40 дней после смерти отмечаются особо, потому что именно в эти дни, согласно учению Православной Церкви с душой человека происходят важные события.
Особенно на 40 день, когда решается судьба человека до Страшного Суда. Молитвенно вспоминать человека можно в любой день, но именно эти вехи в прощании с человеком считаются важными. Ходить на кладбище, молиться о почившем чином келейной молитвы для мирян можно всегда.
Самое главное для души человека — это молитва, все остальные мирские традиции второстепенны. Существуют и исключения:
Если 40 дней после смерти выпадают на последнюю неделю перед Пасхой и первое воскресенье после Пасхальной недели. В сам праздник Пасхи панихиды не служат. В Рождество и другие двунадесятые праздники тоже не принято служить панихиду, но, по согласованию со священником, читают литию.
40 дней после смерти — важная веха в прощании с Почившим. В этот день заказывают заупокойную службу в Церкви. Собирают поминальный стол. Читают молитвы об усопшем келейно. К сожалению, существует очень много суеверий и мирских традиций, которые часто приписывают Церкви.
Часто задаются вопросы: «Можно ли убираться до 40 дня после смерти? Можно ли раздать вещи покойного». Церковный устав не запрещает уборку и нет особых предписаний о том, как поступать с вещами покойного, потому что все, относящееся к материальному миру уже не имеет значения для человека, который перешел в Вечную жизнь.
Главное, что мы можем сделать — это молиться и не осквернять память о человеке воспоминаниями о его дурных поступках или о прошлых обидах на него.
— О поминовении усопших: панихида, поминальная молитва, родительские субботы
Какие молитвы читать до 40 дней после смерти
Чин литии (усердной молитвы), совершаемой мирянином дома и на кладбищеМолитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй. Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.Господи, помилуй. (Трижды.)Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.Господи, помилуй. (12 раз.)Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон.)Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон.
)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон.)
Псалом 90
Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое. Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго.
Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих.
На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды).Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.В покоище Твоем, Господи, идеже вей святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец.Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Ты еси Бог, сошедший во ад и узы окованных разрешивши.
Сам и душу раба Твоего упокой.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь: Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его.
Кондак, глас 8:
Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.
Икос:Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека: земнии убо от земли создахомся и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя, и рекий ми: яко земля еси и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.
Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.Господи, помилуй (трижды), благослови.Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.Во блаженном успении, вечный покой подаждь.
Господи, усопшему рабу Твоему (имя) и сотвори ему вечную память.Вечная память (трижды).
Душа его во благих водворится, и память его в род и род.
Панихида на 40 дней
Существуют молитвы, которые могут произносить за душу покойного миряне и молитвы, которые совершаются на 40 день после смерти в храме. Панихида читается и на 3, и на 9 день после смерти. Такая служба начинается вечером и продолжается всю ночь. Эта служба переходит в заутреню.
За некоторых усопших, к сожалению, можно молиться только келейно. Церковь не может молиться за тех, кто сам при жизни не желал этой молитвы, так как вера — это акт доброй воли.
Нельзя заказать панихиду по человеку, который не был крещен, за богохульников и за людей, которые окончили жизнь самоубийством, не страдая при этом психическим заболеванием.
Даже, если Церковь по каким-то причинам не может молиться за покойного, близкие всегда могут молится в домашней молитве и надеяться на милость Господа.
Великая панихида — Упокой, Господи души усопших раб Твоих (Успенский храм, Екатеринбург)
Источник: https://www.pravmir.ru/40-dnej-posle-smerti/
40 дней после смерти — что делать и как поминать усопшего
Православие считает сороковой день после похорон крайне важной датой, такой же, как и девятый. Принятые каноны христианской веры говорят, что именно в этот день душа, упокоившегося получает ответ о том, где она проведет вечность. Считается, что 40 дней душа еще находиться на земле, но после этого дня навсегда ее покидает и перемещается в отведенное ей место.
Поминки на 40 дней после смерти — это обязательное мероприятие, которое следует провести правильно.
Как относиться верующему к смерти
В Древнем мире не было такого понятие как День Рождения, и люди не отмечали эту дату. Существует теория, согласно которой именно по этой причине время рождения Иисуса Христа не было точно обозначена. Но гораздо важнее была другая дата — момент смерти, когда дух встречался с Творцом.
Древние люди верили в загробный мир, поэтому вся их жизнь была приготовлением к этому переходу. Сегодняшние христиане точно также верят в переход в иную жизнь, через Жертву Иисуса Христа, поэтому верующие не должны бояться смерти, ведь это лишь момент встречи с Богом.
Поминки на 40 день после смерти — это празднование этого перехода, после сорокадневной подготовки души к этому.
Важные статьи:
- Православный обряд погребения
- Отпевание и поминовение умерших
Большинство христианских конфессий считают, что после покидание душой тела, уже нельзя ничего сделать, чтобы повлиять на вечную жизнь, а тем более принести Творцу покаяние. Однако, после этого сохраняются эмоции и воспоминания, так что человек все осознает.
Совет! Таким образом, смерть — это переход духа из тела в иной мир, где он пожинает плоды своих земных поступков. Именно поэтому ее не стоит бояться и верующие тем более не должны испытывать ужас, но каждый должен приготовиться, совершая добрые поступки и творя милостыню.Панихида
Почему 40 дней и что за это время происходит
Почему эта дата так важна и почему именно такое количество суток?
Именно православная вера имеет уникальный взгляд на загробную жизнь и верит в то, что молитва на сороковые сутки может повлиять на приговор, который Бог наш вынесет душе.
Отсчет ведется со дня смерти, т.е. он считается первым днем, независимо от времени, которое зафиксировано врачами или близкими, даже если человек умер вечером. Так же определяется и девятый день. Обе даты, вместе с днем упокоения, считаются поминальными, т.е. в эти даты принято вспоминать умершего. Христианина вспоминают молитвой, церковной и домашней, а также обедом и милостыней.
Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/pominki-40-dnej-posle-smerti.html
Главный праздник — 40 дней. Почему пасхальные торжества длятся столько же, сколько пост
События07 мая 2014 21:46 СтоЛИЧНОСТЬ
Эдуард Кудрявицкий
Великий пост — самый строгий и важный, как известно, длится 40 дней. А потом наступает главный праздник для всех православных — Пасха (в этом году мы начали отмечать её 20 апреля). И продолжается она месяц и 10 дней. Почему пост и праздник равны по длительности? Какие традиции связаны с этим счастливым и радостным временем в году? Кого из святых следует поминать в этот период? На эти и другие вопросы ответили эксперты «СтоЛИЧНОСТИ».
Что делать?
Владимир Легойда, глава Синодального информационного отдела Русской православной церкви
Делать в эти дни желательно только добрые дела, как и во все остальные дни года. Но хочется верить, что памятование о воскресшем Спасителе остановит нас от недостойных поступков, которые никак не сочетаются со стремлением жить по Евангелию. Отдание праздника Пасхи (так называется последний день празднества великих или двунадесятых праздников. — Ред.
) в богослужебной традиции совершается перед Вознесением, которое празднуется на 40-й день после Воскресения Христова. Например, преподобный Серафим Саровский всегда приветствовал приходящих к нему пасхальными словами: «Христос воскресе, радость моя!» Пасха — это наша уверенность в том, что Христос победил смерть и поднял человека с колен рабства греху, даровав ему жизнь вечную.
Христос воскрес для всех, и поэтому восставшего из мёртвых и победившего смерть Спасителя мира надлежит встречать всем вместе. Существуют общеизвестные народные традиции празднования Пасхи. Важно, чтобы угощения были всё-таки дополнением, а не заменой главного — духовной радости о победе Спасителя над нашим рабством греху.
И ещё очень важно в светлые пасхальные дни поделиться радостью о воскресшем Христе с теми, кто находится в тяжёлой жизненной ситуации, кто не сможет по тем или иным причинам пойти в храм.
Где земное, а где вечное?
Игуменья Георгия (Щукина), настоятельница Русского Горненского женского монастыря на Святой земле
Главное то, что мы православные христиане и у нас есть истинная вера. Господь пришёл на землю, чтобы спасти нас, и Он всё дал каждому из нас. Только сам не ленись и не расслабляйся! К сожалению, не все идут верным путём. Многих увлекает светская жизнь. Но надо задумываться о том, что здесь всё временное — и радости, и скорби, они пройдут. Там же всё вечное: что заработаем, то получим.
А сейчас времена изменились. Вот раньше в монастырь шли служить Господу, а сейчас некоторые идут устроить свою жизнь, решить проблему с жильём. И, бывает, говорят: «я не могу» и «это не моё послушание».
Как отмечает праздник Москва
Игумен Пётр Еремеев, ректор Российского православного университета
К счастью, с каждым годом всё больше площадок, где отмечается праздник. И торжества приходятся не только на сам день Светлого Христова Воскресенья, но и на все 40 дней. Например, наш университет планирует на 11 мая бал для православной молодёжи «Великая Пасха». Вместе с московским правительством мы проведём ставший традиционным фестиваль «Сорок сороков».
Проблема только одна: нынешняя Пасха показывает, как мало священников в Москве, — в эти дни они буквально нарасхват. У каждого батюшки длинный список мест для посещения. Едва закончив службы, они сразу же едут на разные мероприятия, но всё равно за день успеют посетить лишь два-три места. Священник в эти сорок дней — это человек, которого дома практически и не видят, поскольку он всегда с людьми, разделяет с ними светлый праздник.
Почему так долго?
Протоиерей Александр Лаврин, клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыне
В христианстве нет нумерологии, но известная символика чисел имеет место. Например, на православных храмах бывает разное количество глав. Одна говорит о единстве Божества, пять являют четырёх евангелистов и Главу Церкви Христа. Глав на храме может быть также тринадцать — двенадцать апостолов и Спаситель.
Этим, кстати, ниспровергается всякое суеверие по поводу «несчастливого» числа. Число три символизирует духовный мир, а четыре — образ земного мира. Восемь — число будущего века. И в жизни христиан это не нечто неопределённое или беспредельно отдалённое.
Воскресная литургия для нас является тем самым «днём восьмым» (неслучайно её называют «малой Пасхой»).
Сорок же — это число преодоления. Оно не раз встречается на страницах Священного Писания. Неслучайно Христос перед началом Своего общественного служения ушёл в пустыню и постился там именно сорок дней. Сорок дней длятся Рождественский и Великий посты (хотя, если считать вместе со Страстной седмицей, получается чуть дольше, но тут надо учитывать, что Великий пост принято разделять именно на 40 дней поста Иисуса Христа и 7 дней его последующего пребывания с людьми).
И как бы зеркально Великому посту сорок дней мы празднуем Пасху и вспоминаем, как вознёсшийся Христос являлся своим ученикам. А от Вознесения (в этом году 29 мая. — Ред.) до Пятидесятницы (в этом году 8 июня. — Ред.) ученики Христовы в молитвенном предстоянии напряжённо ожидали обещанного Духа Утешителя, исходящего от Отца, но посланного в мир Спасителем.
В этот период Церковь предлагает и нам присоединиться к этому предстоянию-молитве, ожидая сошествия Духа Святого в день Пятидесятницы.
Вознесение — финал праздника?
Игумен Алексий (Медведев), настоятель прихода храма во имя Архистратига Михаила Самарской области
Окончание праздника — праздник Вознесения Господня. Согласно Евангелию от Луки (Деян. 1:1-12) оно произошло через сорок дней после Воскресения в окрестностях Иерусалима, на склоне Елеонской (или Масличной) горы. Современные историки датируют его серединой мая 30 года I в. н. э. Согласно книге Деяний святых апостолов (Деян.
1:2-11) Иисус после Своего Воскресения «в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» собрал апостолов в Иерусалиме и повелел им не расходиться, сказав: «Вы через несколько дней после сего будете крещены Духом Святым». После этого Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.
И, когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: «Мужи Галилейские, что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознёсшийся от вас на небо, придёт таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». (Деян. 1:9-11.)
В русской традиции с Вознесеньева дня считается полный расцвет весны и как бы её окончание с переходом к лету.
Пришла пора свадеб?
Сергей Федосов, кандидат исторических наук
После долгого поста, когда венчание согласно церковным канонам не осуществляется, приходит время свадеб, известное в народе как Красная горка. Название народное, иначе ещё величают «антипасха» («анти» — с греч. «вместо, напротив») или Фомина неделя. В этот день, а также во все дни до Вознесения Христова венчания совершаются особенно часто. Причина ясна: накопилось много желающих. К тому же играть свадьбу в этот период издревле считалось хорошей традицией.
Старинная русская пословица говорила: «Кто на Красной горке женится, тот вовек не разведётся». Хорошо бы, чтобы это было так. К массовым свадьбам располагает сложение таких факторов, как тёплая погода, преддверие летних отпусков, а также длинный православный праздник, который предполагает весёлый и радостный период. Кстати, он вполне хорош и для проведения обряда венчания пар, давно побывавших в загсах, но не узаконивших свои отношения перед Богом.
Источник: http://www.100lichnost.ru/rubrica/33/17994
40 дней после смерти: какие традиции важно соблюсти и почему
Человек и душа неразрывно связаны. Когда умирает физическое тело, духовное начинает новый путь к вечному существованию. Куда уходит душа после смерти, определяется тем, как жил человек и как ведут себя родственники в течение 40 дней. По христианским обычаям, 3-й, 9-ый и 40-й дни имеют огромное значение. Это рубежи, навсегда отделяющие вечное существование от земного.
40 дней со дня кончины – непростая цифра. Она означает длительность пути до последнего пристанища. В данном материале рассмотрим, что происходит с душой человека после смерти до сорока дней. Второй вопрос, который будет освящен – как проводят церемонию в соответствии с традициями.
Значение сорокового дня
Он имеет особое значение и тому два объяснения. Во-первых, в это время дух проходит путь от земного тела до вечной жизни. Во-вторых, эта дата обозначает, когда душа приходит попрощаться. Люди часто задают спрашивают, что делает душа после кончины и сколько дух умершего находится на земле, вернувшись на сороковой день. Ответим на них.
Путь после смерти до обретения вечного существования достаточно сложен и включает 3 стадии:
- 1-3 сутки. Первым считается день смерти. В течение первых трех суток дух покойного осмысляет новое состояние. Происходят мытарства возле тела. Дух покойного посещает дорогие ему места. Он чувствует стыд за совершенные прегрешения. Затем он в покидает землю и отправляется на небо.
- 3-9 сутки. Когда дух покидает дом и телесную форму, Ангел Хранитель проводит его на небо, защищая от злых духов. Затем душа умершего предстает перед Господом и кается в грехах. Данный поступок дается ей с огромным трудом, так как нужно нести ответственность за сделанное пред Пречистой Девой и Господом. После душа до девятого дня знакомится с Царством Небесным.
- 9-40 сутки. Дух на девятые сутки попадает в ад. Здесь душа проходит всевозможные искушения. Испытания демонстрируют, насколько духовное тело может совладеть с желаниями и пороками.
Таким образом, душа умершего человека после смерти до сорока суток не определена и блуждает между небесами и адом. После поминания она обретает покой.
Подсчет сорокового дня
Родственники зачастую не знают, как высчитать и вычислить сороковой день. Это актуальный вопрос и важно правильно посчитать его. Срок отсчитывается с момента, когда человек умер, не имеет значение в какое время суток это произошло.
Обязательно ли поминать
Согласно поверьям, если дух, спустившись на землю, не увидит поминального обеда по себе, он будет вечно страдать. Поэтому на сорок дней надо накрыть стол и собрать родственников. Родные и друзья тоже приходят, чтобы помянуть и помолиться о душе.
Поминание раньше или позже срока
Священнослужители не видят греха в том, чтобы делать поминки раньше или позже срока. Разрешается переносить панихиды по умершему в церкви и дома. Но поминание на кладбище переносить нельзя.
фото с сайта foma.ru
Порядок проведения дома
Проводы длятся 1-2 часа, каждый присутствующий должен вспомнить усопшего добрым словом и поминальной молитвой, это поможет душе преодолеть все испытания.
Поминание на 40 дней после смерти организуется с целью помощи умершему обрести новую жизнь. Важно это сделать, соблюдая правила поминок, разберем некоторые из них.
- Крошки с поминального стола не выбрасывают. Их собирают и когда будут посещать кладбище, оставят на могилке. Так умерший узнает, что обед состоялся.
- При сервировке отказываются от острых приборов. Поэтому лучше подавать блюда, которые удобно есть ложкой.
- После поминальной трапезы раздают гостям ложки. Этот ритуал берет корни из древности, когда раздавали данный столовый прибор на долгую память об ушедшем.
- На столе должна стоять рамка с фотографией, перетянутой в нижнем углу черной лентой.
- После похорон до 40 дней в доме обязательно стоит стакан воды с хлебом наверху. Воду нужно брать и обновлять ежедневно, как и хлеб. После сорокадневной панихиды можно выливать воду.
- Вечером нужно поставить рюмку с водкой. Бывает так, что на утро спиртное поубавилось и родные не знают, куда оно девается. Это духовное тело ее отпило.
- В ночь на сороковины запираются все двери и окна.
- Разрешается плакать по усопшему сорок дней, на поминальном обеде плач заставит душу остаться и страдать.
- Нужно накрыть место и для погибшего.
Меню на поминальный стол
Рассмотрим, как накрыть стол на поминки на 40 дней, что готовят на данное мероприятие и чем угощают пришедших.
Главное требование, предъявляемое к меню – простота, особенно если мероприятие выпадает на ограничения в пост. Стоит отказаться от изысканных мясных блюд, необходимо сократить их до минимума.
Блюдо, которое обязательно ставят на стол – рыба, которая может быть приготовлена в любом виде. Принято готовить сдобные блины, овощные салаты, котлеты, рыбное заливное, пироги. Из напитков на стол ставится квас, соки и морсы, кисели, сбитень. Необходимо так же приготовить лесенку, это специальное обрядовое печенье в форме лестницы. Она символизирует духовное восхождение в рай.
Готовят ли кутью на поминки? Да, она обязательно должна быть.
Поминальные слова
Обязательно произносится поминальная речь на 40 дней, а затем объявляется минута молчания. Если близкие члены семьи покойного в состоянии, лучше дать слово им. В ходе поминок гостям предстоит произнести поминальные тосты.
Если приглашают батюшку, он читает молебен и проповедь. Если же поминание проходит в узком кругу, молебен читают присутствующие. При этом рекомендуется зажечь и поставить свечку.
Посещение кладбища
Люди ходят на кладбище и носят цветы на сороковины, чтобы поддержать умершего в его нелегком пути к вечному существованию. Согласно религии, ходить на кладбище после похорон до 40 дней можно. Это поможет усопшему обрести вечную жизнь. Священнослужители одобряют когда ездят на кладбище в течение сорокадневного периода. Но важно учитывать, что разрешено посещение кладбища только до захода солнца.
Что принести
Приглашенные часто спрашивают, что приносят на кладбище , надо ли соблюдать приметы. С собой можно принести цветы, свечки и сладости. Принесенную еду необходимо раздать встречным и попросить их помянуть усопшего.
Какие цветы
Несут или покупают на кладбище искусственные и живые венки. Разрешается принести строгий букет, оптимальный вариант – розы и гвоздики.
На 40 день
Обязательно посещают могилу, прибираются, поправляют крест.
Многие ошибочно считают, что на могиле нужно ставить водку. Это не так. Правда следующая: церковь не приветствует употребление алкоголя на поминание и в течение сорокадневного периода.
Раньше 40 дня
Некоторые ошибочно считают, что ходить на кладбище до 40 дней и посещать могилу нельзя, пока усопший не обрел последнюю обитель. Единственно что нельзя, это убираться на могиле или поправлять крест. Нужно просто посидеть рядом, помолиться об упокоении.
фото с сайта foma.ru
Мытарства души после смерти
С девятых по сороковые сутки проходят воздушные мытарства, что является серьезным испытанием духа. Дьявол не имеет власти над духом, но мытарства должны испытать душу и показать, что умерший обречен на страдания за темные поступки.
По истечению сорокадневного срока духовному телу предстоит Страшный суд, в ходе которого будет определено, куда он уходит после: в рай или ад.
Молитвы на поминках
Скорбь является естественным чувством, которое испытывает каждый человек после потери родных и близких, лучше всего ее выразить молитвой. Молитвы родственников и близких по усопшему до и после 40 дней помогают духовному телу обрести новую жизнь.
На сороковой день
На 40 день необходимо заказать панихиду в церкви или пригласить священнослужителя в дом /на место его погребения. Необходимо учитывать, что церемонии не проводятся в церковные праздники (престольные, двунадесятые и годовые). Поминальная молитва не читается в церкви на святки, до и после Святого Христово Воскресенья.
После 40-го дня
После 40-го дня обязательно нужно молиться на годовщину смерти, второй и третий год после смерти, а также во Вселенские субботы и Родительские дни.
До 40-го дня
Помимо личной молитвы, необходимо заказать в церкви Сорокоуст. Это ежедневное поминовение до 40 дней о погибшем. За то, что священнослужители будут читать 40 дней молитвы, они взимают символическую плату. Стоимость и цены необходимо уточнять.
В православии установлены особые поминальные дни. Это третий, девятый и сороковой день после кончины. Именно тогда необходимо особенно усердно читать молитвы за упокой и обращаться к Всевышнему для защиты умершего. Необходимо поминать умершего только добрыми словами, чтобы помочь усопшему склонить весы Божьего Суда в светлую сторону.
фото с сайта foma.ru
Что раздают людям
После панихиды и трапезы раздаются угощения и милостыня. Каждый получивший их человек должен помянуть покойника молитвой.
Что приносить на поминки
С собой можно принести кутью или сладости.
Что нельзя делать
Список запрещенных действий:
- Не грызут семечки. Сразу возникает вопрос, почему нельзя грызть семечки до 40 дней. Существует придание, что так добрая память о человеке будет заплевана.
- Не убираются в доме. Можно сказать, что уборка выметет хорошее, что осталось от человека. Можно убираться только после поминальной трапезы.
- Не открывают отражающие поверхности. Считается, дух может увести с собой живого.
- Не носят яркую, вычурную одежду. Родственники носят скромные темные одеяния.
Почему нет вилок
Согласно одному поверью, ножами и вилками пришедшие ранят усопшего. По второму, они олицетворяют дьявола.
Уборка кладбища
Уборка обязательно выполняется по истечению сорокадневного периода. В ходе нее нужно убрать похоронные атрибуты, подмести, поправить крест.
Поминки в пост
Если поминки выпали на пост, проводить их можно. Единственным ограничением является стол, он должен накрываться в соответствии с требованиями поста. Православные в это время постятся.
Почему не бреются
Согласно поверьям, нельзя бриться 40 дней после смерти и стричься. Не стригутся и не бреются в знак уважения к погибшему.
Просмотр ТВ
Лучше не смотреть телевизор, он является отражающей поверхностью.
Вечернее поминание
В течение сорокадневного периода каждый вечер близкие выполняют вечернее поминание – молятся за умершего.
Как себя вести
Необходимо вести себя максимально скромно, не привлекать внимания. Обязательно выразите соболезнование родным и близким погибшего. Во время речей нужно внимательно слушать говорящего.
Что одеть
Что одеть – немаловажный вопрос. Одеваться на мероприятие нужно скромно, стоит выбирать одежду темных оттенков.
Поминки в воскресенье
Если сороковины выпали на воскресенье Пасхи, их нужно перенести на день, когда закончится праздничный период. В остальные воскресенья поминать усопших разрешается.
Приглашение на поминки
Приглашают тех, кто знал умершего. Это родственники, друзья, коллеги по работе, сослуживцы, одноклассники, одногруппники и хорошие знакомые. Самые близкие обязательно идут на мероприятие, остальные – по усмотрению. Если люди не могут прийти или приехать, они звонят или пишут родственникам умершего для выражения соболезнований.
Мы разобрали, что делается с душой до сорокадневного рубежа и где она находится после. Ответили на самый распространенный вопрос родственников: как отмечать и устраивать поминание. Надеемся, данный материал помог разобраться в нюансах и найти ответы.
Источник: https://granit-industriya.ru/obryady-i-ritualy-u-pravoslavnyh/pominki-40-dney-posle-smerti/
Поминовение усопших в Великий пост: каких ошибок лучше избежать
МОСКВА, 5 мар — РИА Новости. Великий пост у православных христиан считается не только периодом строгого воздержания в еде и досуге, но и временем для молитвы. Особенно это касается поминовения усопших. Священники рассказали РИА Новости, почему в Святую Четыредесятницу надо поминать тех, кого уже нет с нами, когда именно следует это делать и каких ошибок избегать.
Три Родительские субботы
Не зря православные называют это время особым. Усиленная молитва в пост делает и церковные службы куда более продолжительными, чем обычно. Молятся верующие не только о себе, но и о близких. В том числе и умерших.
«Ведь что такое смерть? Это переход в инобытие, в иную жизнь. А религия сама по себе есть восстановление связи между двумя мирами. Поэтому память об ушедших — это дорожка, проложенная от нас к ним», — объясняет известный церковный публицист иеромонах Макарий (Маркиш).
С точки зрения христианского вероучения Иисус Христос своим воскресением, по сути, отменил смерть. Поэтому в храмах молятся об умерших, как о живых людях. Почему в Великий пост — особенно? Этот период, поясняют в Церкви, — не что иное, как подготовка к празднику Воскресения Христова. В 2020 году Пасха отмечается 19 апреля.
Оттого на Святую Четыредесятницу приходятся три Родительские субботы — особые дни поминовения, когда в храмах совершаются заупокойные службы. Происходит это на второй, третьей и четвертой великопостных седмицах: 14, 21 и 28 марта соответственно.
Самое важное поминовение
По церковному уставу поминовению усопших посвящен каждый субботний день. Обычно после литургии в храмах совершаются панихиды или короткие поминальные службы — литии.
А вообще об упокоении молятся ежедневно. В подготовительной части литургии — на проскомидии — священнослужитель произносит особые молитвы за живых и за мертвых. В это время он читает поданные прихожанами записки, называя каждое имя и вынимая небольшую частичку из просфоры.
«Это самое главное поминовение, которое в принципе может быть. Ведь мы во время литургии совершаем бескровную жертву, таинство Евхаристии: претворение хлеба и вина в тело и кровь Христовы. И вот эти частички, каждая из которых соответствует упомянутому имени, мы помещаем в евхаристическую чашу, они омываются кровью Христовой. Тем самым происходит символическое соединений душ этих людей с Богом», — объясняет настоятель университетского храма Святой Татианы протоиерей Владимир Вигилянский.
Однако в Великий пост литургию служат только по субботам и воскресеньям. Впрочем, как отмечает священник, подавать записку о поминовении можно в любое время — ее обязательно прочитают.
Кроме того, усопшие поминаются устно — на литургии есть специальный момент после чтения Евангелия. Также имена ушедших в мир иной произносят вслух во время заупокойной службы, которая обычно совершается после утреннего богослужения по субботам.
Великопостные обычаи
Кроме проскомидии и панихиды, устав ничего не говорит о поминовении усопших. Однако церковная традиция гораздо шире веками действующих предписаний.
«Я стал священником 25 лет назад, и мы на приходе все эти годы делаем так: в Великий пост прихожане делятся на группы по 20 человек. И каждый день дома читают Евангелие или Псалтирь. Все пишут по пять имен о здравии и об упокоении. Ежедневно эти имена, а их порядка шестисот, поминаются. Этот обычай распространен во многих храмах», — рассказывает отец Владимир Вигилянский.
Есть еще одна великопостная традиция — сорокоусты об упокоении. Усопшие, имена которых указаны в записке, устно поминаются священником на каждой литургии. В некоторых церквях служат панихиду ежедневно, где-то — не всегда, но по просьбе прихожан ее можно совершить в любой день.
«Молитва — не услуга»
Вместе с тем представители духовенства предостерегают верующих от большой ошибки. Многие требы в храмах совершаются за пожертвования, поэтому люди нередко относятся к молитве как к услуге.
«К сожалению, людям в таком случае кажется, что они что-то приобретают: заплатил 200 рублей — и, мол, будут теперь поминать моего родственника. Это неправильно, ведь молитву нельзя заказать, как, например, дрова или услуги сантехника», — объясняет иеромонах Макарий (Маркиш).
Важно личное участие человека в молитве об усопшем. В противном случае поминовение не имеет смысла, ведь принцип «подал записку и забыл», по словам Маркиша, в Церкви не работает.
Такое же значение имеет и общая церковная молитва, согласно завету Христа: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Поэтому у христиан и существуют особые дни поминовения усопших — Родительские субботы, а также возможность молиться за них на литургии.
Не надо забывать поминать усопших и самостоятельно, во время домашней молитвы. Великий пост, говорят священнослужители, — самое подходящее время, чтобы научиться этому.
Источник: https://ria.ru/20200305/1568167623.html