Что в реальности делал князь Владимир в сакральном Крыму
Виктор Васнецов. Крещение князя Владимира
Когда Владимир Путин объявил, что крещение князя Владимира в Херсонесе делает Крым и Севастополь для русских не менее сакральным местом, чем Храмовая гора для евреев, многим такой поворот исторический мысли показался новым и неожиданным.
Однако в околоисторической литературе и публицистике сравнения Херсонеса с Иерусалимом попадаются уже давно, а в последние годы особенно часто.
Поэтому здесь было бы интересно обратиться к реальным историческим источникам и постараться понять, чем же на самом деле занимался в Крыму князь Владимир Красно Солнышко, сколько в этом было сакрального и насколько его действия оказались важны для истории Руси и Византии.
Трижды крещенные
Итак, в двух словах сюжет таков. Киевский князь Владимир явился под Херсонес (Корсунь), осадил и взял город, потребовав в жены сестру византийского императора Василия Анну.
Анну он получил в обмен на обещание креститься, крестился там же в Крыму, потом вернулся в Киев, сбросил языческих идолов в Днепр, разорил капища, и Русь стала христианской.
Это, конечно, не единственная трактовка произошедших событий, и поскольку детали хронологии фактически полностью утеряны, есть еще масса альтернативных версий.
Тем не менее сравнению Херсонеса с Храмовой горой несколько мешают исторические обстоятельства, реальность которых трудно оспаривать. В первую очередь поход Владимира был обыкновенным грабительским походом – русы неоднократно появлялись у стен Константинополя с аналогичными намерениями.
Владимир поступил мудрее и прибрал к рукам то, что плохо и ближе лежало – византийская армия во главе с императором только что была полностью разгромлена болгарами, и грекам было не до Тавриды. «Корсунь разорен бысть от Руси», – говорит нам Тверская летопись. Правда, в последнее время историки, основываясь на результатах археологических раскопок, начали минимизировать ущерб, который русская армия нанесла городу.
Но сложно поверить в то, что армия язычников во главе со своим женолюбивым вождем ни с того ни с сего отказалась бы от грабежа и насилия, тем более что Херсонес оказал сопротивление.
Но больше всего в истории с Херсонесом и Крещением Руси поражает то, что по этому поводу хранят молчание византийские историки. А кому, как не им, стоило бы расписать в подробностях столь знаменательные для империи события: потерю форпоста в Крыму (простите, Тавриде, – до тюркского Крыма оставалась еще несколько сотен лет), выдачу замуж сестры басилевса, обретение единоверцев в лице могущественных северных соседей и, наконец, союз с ними.
Михаил Пселл в своей «Хронографии» описывает борьбу императора Василия против мятежных военачальников Варды Фоки и Варды Склира – именно на этот период приходится Крещение Руси. Но византийский летописец лишь в одном месте упоминает «тавро-скифов», как греки именовали русских.
«Царь Василий порицал неблагодарных ромеев и, поскольку незадолго перед тем явился к нему отряд отборных тавро-скифских воинов, задержал их у себя, добавил к ним других чужеземцев и послал против вражеского войска», – вот, собственно, и все, ни тебе Анны, ни тебе Херсонеса, ни тем более Владимира.
Возможно, в Царьграде не прочувствовали всей сакральности момента, потому что, по мнению греков, можно сказать, монополизировавших тогда православие, Крещение Руси состоялось намного раньше – в середине IX века, когда присланный из Константинополя епископ крестил киевских князей Аскольда и Дира.
Патриарх Фотий в «Окружном послании» от 867 года информирует нас: «Ибо не только этот народ (болгары) переменил прежнее нечестие на веру во Христа, но и даже для многих многократно знаменитый и всех оставляющий позади в свирепости и кровопролитии, тот самый так называемый народ Рос – те, кто, поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу! Но ныне, однако, и они переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан И при этом столь воспламенило их страстное стремление и рвение к вере, что приняли они у себя епископа и пастыря и с великим усердием и старанием встречают христианские обряды». Собственно, в IX веке, согласно византийским источникам, появилась и «епархия Росия».
Если к этому добавить то, что бабка Владимира – княгиня Ольга – тоже официально крестилась, да не где-то, а в Святой Софии в присутствии императора Романа, то можно представить недоумение греков, когда речь вновь зашла о крещении «северных варваров».
Сколько можно, каждые сто лет, что ли, их крестить? Получается, для тех, кто крестил Русь, никакой сакральности в истории с Херсонесом не было и быть не могло, а Владимира в Константинополе, скорее всего, расценивали как варвара и пройдоху, отказавшегося от веры своей бабки.
Требование же креститься греки могли выдвинуть, чтобы застраховать сестру императора от участи наложницы, коих киевский князь зело любил – одной из них, например, стала беременная вдова его брата Ярополка, которого воины Ясного Солнышка предательски прикончили.
Плюс у греков был трезвый расчет – им надо было не только вернуть хоть и изрядно пограбленный, но все еще важный для империи Херсонес, но и получить ту самую армию «тавро-скифов», с помощью которой в итоге император Василий одолел мятежников. Причем, по наиболее распространенной версии, Владимир предоставил своих воинов уже после взятия и разграбления Херсонеса, поставив условием опять-таки присылку ему новой жены.
Странные союзники
Что же касается разговоров про включение Руси при Крещении в сферу влияния Византии, то тут, пожалуй, можно говорить только о культурном и религиозном пространстве и вряд ли о настоящем союзничестве. Принятие Христа не помешало Ярославу Мудрому отправить армию и флот на захват Константинополя в 1043 году – как раз когда вспыхнул крупный мятеж полководца Георгия Маниака и трон под императором Константином Мономахом шатался.
Да и все последующие годы Киевская Русь, а потом ее наследники вплоть до падения Константинополя в 1453 году не особенно рвались помогать Византии в ее бесконечной борьбе с внешними и внутренними врагами. Конечно, своих проблем хватало, да и край неблизкий, но разве это помеха, когда речь идет о сакральности? Ричард Львиное Сердце ездил из Англии аж в Иерусалим, чтобы воевать за Гроб Господень, хотя у него дома тоже было все не слава богу.
Русские же правители, покуда враги отщипывали от Византии куски, в том числе и Херсонес (разграбленный татарами, литовцами и присвоенный генуэзцами), делили между собой ярлыки на княжение и наслаждались сакральностью. Последними же защитниками Константинополя, города, откуда эта сакральность пришла, были почему-то наряду с греками как раз итальянцы. Потомки Дмитрия Донского в это время как раз дрались за великокняжеский престол.
И наконец, последнее. Сторонники сакральности Херсонеса забывают о том, что массовое Крещение Руси началось с Киева, где была возведена и первая официальная церковь, Десятинная. Если в мире и найдется место более сакральное для русских православных, чем она, то его уже точно нужно искать не в Крыму, а где-то в Палестине.
Часто встречается утверждение, что раз крестился князь, то это автоматически означает и крещение всех его подданных. Но тут мы опять возвращаемся к Аскольду, Диру и Ольге.
Принятие последней православия не помешало, например, появлению годы спустя первых христианских мучеников – уже в правление Владимира Феодор Варяг и сын его Иоанн были растерзаны язычниками в Киеве.
Да и после Херсонеса прошло еще немало лет, покуда христианство было принято на Руси – кое-где, как в Новгороде, не обошлось при этом без кровопролития. Хотя, с другой стороны, почему бы и нет. Если Крым наш, то делать с ним можно все, что захочется.
Источник: https://republic.ru/posts/l/1193505
Херсонес без Крещения: власти Севастополя запретили омовения у берегов заповедника
Специально для Крым.Реалии
Российские власти Севастополя разрушили многолетнюю традицию – теперь верующим после богослужения во Свято-Владимирском соборе в Херсонесе запрещено во время праздника Крещения Господня окунаться в море у берега музея-заповедника.
На сайте российского правительства Севастополя обнародован план мероприятий празднованию православного праздника Крещения Господня и определены места крещенских купаний. На территории музея-заповедника купаться теперь запрещено – после праздничного богослужения верующих ждет крестный ход к Карантинной бухте, где и будет проведено освящение вод, а затем – крещенские омовения.
Пляж для местных? Запретить!
В теплых водах Черного моря на территории Херсонеса в летнее время купались многие поколения севастопольцев.
Микрорайон Стрелецкой бухты пляжами небогат, а добираться к ним тем, кто живет неподалеку заповедника, нужно в обход расположенных на побережье воинских частей. Вот и ходили потихоньку на херсонесский берег утром и вечером, чтобы охрану не нервировать.
Стоит отметить, что береговая линия у Херсонеса – около полутора километров, а у расположенного рядом пляжа «Солнечный» – всего 100 метров.
Формально купание в Херсонесе запрещалось и в советские, и в украинские годы, но никогда реально не исполнялось. За многие десятилетия севастопольцы привыкли здесь купаться, и, несмотря на запреты, никакие реальные «репрессии» к купающимся не применялись. Многие экскурсоводы, у которых оставалось время, купались сами и предоставляли такую возможность экскурсантам, которые покидали Херсонес, удовлетворенные и экскурсией, и ее завершением.
Первое время после аннексии Крыма в 2014 году властям было не до купальщиков. Почти весь 2015-й год длились скандалы, связанные с назначением протоиерея Сергея Халюты на должность директора музея. Сотрудники писали петиции, депутаты Заксобрания выражали поддержку, а простые граждане продолжали спокойно купаться и загорать на каменном пляже Херсонеса.
В июле 2015 года правительство Севастополя определило перечень участков, где запрещено купание. Документ подписал экс-губернатор Сергей Меняйло. В этот перечень попал и участок берега у древнего Херсонеса.
Житель города Александр Карлюк обжаловал запрет в судебном порядке. Севастопольский городской суд согласился с его доводами и решением от 20 августа 2015 признал постановление противоречащим российскому законодательству. Однако Верховный суд России с этим не согласился, констатировав, что согласно российскому законодательству, «купаться разрешено только в строго отведенных и оборудованных надлежащим образом местах».
В сентябре 2015 года российский премьер-министр Дмитрий Медведев присвоил Херсонесу Таврическому статус объекта культурного наследия федерального значения. И понеслось. В конце января 2016-го западный вход в Херсонес закрыли – якобы «из-за террористов».
«В соответствии с требованием антитеррористической комиссии в городе Севастополе и для организации мер по противодействию терроризму на территории музея-заповедника, сохранения объектов культурного наследия, поддержания общественного порядка, а также контроля безопасности фондовых хранилищ, администрация музея-заповедника временно закрывает западный вход», – говорилось в сообщении пресс-центра музея-заповедника.
К лету того же года стало известно, что купаться на территории музея запрещено еще с 1925 года. Заведующий юридическим отделом музея-заповедника «Херсонес Таврический» Дмитрий Недогибченко сообщил, что у музея сохранились архивные документы, в соответствии с которыми купание в Херсонесе запрещается. По его информации, такую позицию занимает и Министерство культуры России.
На это депутат Заксобрания Вячеслав Горелов привел такие примеры: у Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге – традиционное место, где загорают горожане после долгой и сумрачной питерской зимы.
Те, кто не страшится не очень чистой воды, купаются в Неве. Но никто из музейных работников не указывает горожанам, что своим поведением они нарушают некие нормы.
Такая же ситуация – в музее-заповеднике Коломенское, где на лужайках в солнечные дни можно видеть множество загорающих москвичей и приезжих.
«Запретить – это самый простой путь, с разрешительными мерами у нас все намного сложнее. Запрет на купание и отдых у берега можно было бы даже понять и принять, если бы севастопольцам взамен предложили три или четыре отличных вновь организованных пляжа с приемлемой шаговой или транспортной доступностью. Но этим пока никто не озаботился», – подчеркнул Горелов.
Никакими доводами убедить музейщиков не удалось. В июле 2016-го севастопольцы традиционно написали письмо президенту Путину. Соответствующую петицию разместили на сайте change.org.
Автор петиции указывал на то, что многие поколения севастопольцев выросли, купаясь на морских пляжах Херсонеса.
«Запрет на купание на пляжах Херсонеса противоречит законодательству России (в том числе, основному закону – Конституции России), создает ненужную напряженность среди местных жителей и недовольство властью», – говорилось в тексте петиции.
Но несмотря на поднимаемую в начале каждого летнего сезона шумиху, севастопольцы с тех пор не купаются в Херсонесе.
Отмененная традиция
После официального запрета на купание в море с берега музейного комплекса в 2015 году действующий на тот момент директор «Херсонеса Таврического» Лариса Седикова заверила, что запрет на купание будет сниматься раз в год – на православный праздник Крещения Господня. «Крещение – это святое, никто не собирается отменять эту традицию», – подчеркнула Седикова.
Очередной директор музея Светлана Мельникова заявила, что территория историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический» – не место для купания в праздник Крещения Господня, но препятствовать традициям не стала: «Так традиционно сложились обстоятельства, что люди праздник Крещения любят встречать именно в Херсонесе. Оно и понятно – место крещения князя Владимира».
Здесь, на берегу Карантинной бухты, пройдут Крещенские омовения
В 2016-м «омовение в водах у Херсонеса» было, а в 2017-м традицию «отменили». Придумали крестный ход в Карантинную бухту.
«Они это сделали, чтобы повысить нравственный уровень населения, по крайней мере, так они уверяли. Подросла ли нравственность севастопольцев после того, как их изгнали с пляжей Херсонеса, не берусь судить», – пишет журналист Владимир Илларионов.
«Ко дню Богоявления даже спуск к морю был перекрыт железными заборами и грозными предупреждениями. Охранников выставили вдоль всего берега Бестолковым севастопольцам, которые по своему невежеству раньше так и норовили искупаться в море в день Богоявления где ни попади, была указана законная стезя. Им определили для купели сточную Карантинную бухту. В нее на протяжение многих лет сбрасываются фекалии городской канализационной системы», – возмущается журналист.
«Те, кто добрался к воротам музея, оказался в огромной очереди к металлодетектору. Проверка на пронос колющих, режущих, взрывоопасных и других предметов проводилась дотошно. В этот день даже некоторые священнослужители опоздали в храм из-за очередей у ворот и запрета на проезд. В конечном итоге, народа за решеткой музея оказалось много меньше, чем в прежние годы. Цель была достигнута. Мероприятие проведено при минимально возможном вредоносном факторе прихожан», – резюмирует севастополец.
В декабре 2018 года исполнять обязанности директора музея-заповедника «Херсонес Таврический» назначили Елену Морозову. Отвечая на вопрос местного журналиста о херсонесских купаниях, она сказала: «Херсонес – это музей. Мало того, это музей, который хранит древности, которые располагаются на побережье.
Море очень ласковое, для людей оно привлекательное, но для памятника это агрессивная среда. Побережье надо беречь, чтобы не уходили памятники, наше культурное наследие. Херсонес расположился на отвесной скале, а это очень опасное место для купаний.
Я сейчас попросила работников архива подготовить историческую справку о трагических случаях, которые происходили в зоне купания на территории Херсонеса».
Так севастопольские власти постепенно ломают многолетние традиции, даже если они связаны с «сакральным» православием.
Андрей Покровский, крымский блогер (имя и фамилия автора изменены в целях безопасности)
Взгляды, высказанные в рубрике «Мнение», передают точку зрения самих авторов и не всегда отражают позицию редакции
В материале используется терминология, принятая на аннексированном Россией полуострове
Источник: https://ru.krymr.com/a/hersones-bez-kreshcheniya-vlasti-sevastopolya-zapretili-omoveniya-u-beregov-zapovednika/29710560.html
Свято-Владимирский собор — украшение древнего Херсонеса
Как и сам Херсонес Таврический, Владимирский собор многое пережил и повидал за время своего существования, хотя он несравненно моложе древнего полиса. Предположительно, его возвели в том самом месте, где стояла византийская базилика, в которой крестился Владимир Святославич, прозванный в народе Красное Солнышко. Бездеятельность властей привела к тому, что храм едва ли не был потерян – только благодаря усилиям неравнодушных граждан его спасли и сохранили для потомков.
СОДЕРЖАНИЕ
- Где находится?
- Историческая справка
- Посещение
- Как доехать?
Где находится церковь в Севастополе?
Свято-Владимирский собор расположен в черте Севастополя, на территории историко-архитектурного комплекса «Херсонес Таврический». Точное месторасположение – Гагаринский район, ул. Древняя.
История возведения в Херсонесе Таврическом
Впервые вопрос о постройке православного собора, посвященного девятисотлетию Крещения Руси, подняли в 1825 г. – инициатива исходила от командующего Черноморским флотом в Крыму адмирала Грейга. С этим предложением он обратился к Александру I, одобрившему его проект. С 1827 г. под руководством мичмана Крузе в Херсонесе велись раскопки, целью которых было обнаружение церкви, где крестился Великий князь Киевский.
Археологи нашли руины нескольких старинных культовых объектов, но предпочтение отдали крестообразной византийской базилике, находившейся на центральной городской площади – как наиболее вероятному месту крещения Владимира. Тем не менее, по ходатайству адмирала Лазарева, утвержденному в 1836 г. Николаем I, возведение началось, но совсем там – в самом Севастополе.
К прежнему проекту вернулись лишь в 1852 г., но строительство снова пришлось отложить, на этот раз из-за разгоревшейся Крымской войны. Лишь в августе 1861 г., в присутствии Александра II, состоялась церемония закладки, а Владимирский собор в Херсонесе начал строиться при деятельном участии императорской семьи. Его возводили по проекту академика Гримма, хотя руководил операцией гениальный инженер и архитектор Арнольд, а убранством и росписями занимался академик Чагин.
Основание православной святыни завершилось в 1877 г., но оформление и роспись продолжались еще почти два десятилетия – как не спешил Чагин закончить их к знаменательной дате, ему это так и не удалось. Окончательно работы по декорированию окончились в 1894 г. В них приняли деятельное участие академики Корзухин и Нефф, иконописцы Майков и Сорокин, художники Рисс, Тихобразов и Молокин, скульпторы Сеппи и братья Баскарини.
Тяжелые времена
После установления в Крыму советской власти в 1922 г. из блиставшего роскошью Владимирского храма изъяли всю драгоценную утварь, а его закрыли и передали новообразованному музею на Херсонесском городище. Однако экскурсии в нем проводили недолго, в 1924 г. его закрыли для посещений и фактически забросили, несмотря на все просьбы прихожан позволить им проводить в нем службы.
После этого церковь начали систематически разграблять, она ветшала, начала постепенно разрушаться. В годы войны в нее угодила бомба, полностью разрушившая купол, а в 1944 г., перед уходом из Крыма, немцы по приказу оберста Кольба взорвали ее. К 1000-летию крещения Руси, как и Херсонес Таврический, Владимирский собор, находившийся в руинах и представлявший собой жалкое зрелище, «гармонично дополнял» общий пейзаж городища.
Второе рождение церкви
В 1997 г. началось первое после окончания ВОВ восстановление. На стартовом этапе проводилась внешняя реставрация достопримечательности, закончившаяся в 2001 г., а в течение следующих пяти лет велись работы по реконструкции внутреннего убранства и настенных росписей. 3 апреля 2004 г. освятили главный алтарь, а в 2006 г. реставрационные манипуляции закончились и Свято-Владимирский собор в Севастополе возник в первозданном виде, о чем можно судить по фото начала прошлого века.
Чем интересен Владимирский собор?
Главной его достопримечательностью сейчас является чудом уцелевший список чудотворной иконы Корсунской Божией Матери, написанной в I веке апостолом Лукой. Отметить также нужно воссозданный по фотографиям мраморный иконостас с резным деревянным киотом, покрытым позолотой, с 8-ю образами, увенчанными куполом.
Интересны и восстановленные крымскими и киевскими художниками монументальные купольные композиции Корзухина и Неффа «Святой Дух», «Крещение Господне» и «Преображение Господне».
Гости Севастополя выделяют и заново отреставрированную композицию «Тайная Вечеря» — центральный сюжет главного алтаря, а также полностью восстановленные стенные росписи и витражи.
Совсем рядом расположены руины Херсонеса, один из самых известных его монументов – Базилика в базилике с остатками изящных колон и прекрасным мозаичным полом.
Неплохо сохранившиеся Западные врата с обломками крепостной стены и угловой башней Зенона, обращенной к морю, также достойны посещения, как и Херсонесский театр, вмещавший до 3000 зрителей, где проводились театрализованные представления и гладиаторские бои. Знаменитый Севастопольский колокол на берегу моря, отлитый в 1776 г.
из трофейных турецких пушек, впервые зазвучавший после долгих лет молчания 5 мая 2002 г., в день первого с 1926 г. богослужения во Владимирском соборе – это отдельная тема для статьи.
Как добраться до святыни?
Доехать до Владимирского собора в Севастополе вы сможете и на общественном, и на личном транспорте – сложностей возникнуть не должно. Выбрав первый вариант, на Центральном автовокзале садитесь на автобус №107 или №195, выходить нужно на остановке «ул. Дмитрия Ульянова», откуда вам придется пройти порядка 1 км в северном направлении – и все, вы на месте. От «5-го км Балаклавского шоссе» практически до самого храма также ходит маршрутка — №22, ваш выход – ост. «Херсонес Таврический».
На машине добраться до церкви от центра города-героя вы сможете так:
Туристу на заметку
- Адрес: улица Древняя, 1, Севастополь, Крым, Россия.
- Координаты: 44.612148, 33.493311.
Источник: https://krymania.ru/vladimirskiy-sobor-v-hersonese/
Где принимал крещение князь Владимир? Святые места Херсонеса
Вопрос о том, где принимал крещение князь Владимир, на сегодняшний день остается дискуссионным. На это счет существует как минимум три версии.
Сторонники первой называют местом крещения Киев, второй – городок Василев, находящийся недалеко от первого, третьей – Херсонес. Также не существует однозначного мнения о том, в каком году произошло это событие.
Сегодня предлагаем рассмотреть мнение ученого, сторонника одной из самых популярных версий относительно того, где крестился князь Владимир.
Почему не в Киеве?
С 1972 по 1984 гг. проходила Херсонесская экспедиция, организованная Академией наук СССР. Ее возглавлял археолог и историк Сергей Алексеевич Беляев. Именно он автор научного открытия, связанного с обнаружением купели, в которой и был крещен князь Владимир. По поводу мнения о том, что это великое событие прошло в Киеве, на берегу Днепра, ученый говорит следующее.
То, что случилось в Киеве в 988 году, в августе, было уже следствием принятия христианской веры Владимиром, которое состоялось немного раньше и в другом месте. По мнению Беляева, принял крещение князь Владимир в городе Херсонесе, и нигде больше произойти этого не могло. Об этом, в частности, свидетельствует «Повесть временных лет». В ней говорится о крещении в Корсуни – так Херсонес назывался у славян.
Уже в 4 веке, во время правления императора Константина Великого, этот византийский город являлся главным христианским центром всей Восточной Европы.
Почему не в другом месте?
По мнению Беляева, в другом месте этого произойти не могло по следующим причинам. В планах у князя была женитьба на Анне, византийской принцессе. До этого у него было две жены законных и около 300 наложниц. Сделать своей супругой византийскую принцессу было делом весьма почетным. Судите сами. В этом было отказано самому германскому императору Оттону. А князю Владимиру это удалось! И принцессу привезли из Константинополя к Владимиру в Херсонес.
На протяжении нескольких веков Византия привлекала в лоно христианской церкви варварские племена. Кроме этого, она стремилась к сохранению мира на собственных границах. Поэтому Владимир был вполне подходящей партией.
Но ни византийский император, ни патриарх не могли допустить того, чтобы женщина такого высокого ранга отправилась за пределы империи просто так. То есть не будучи венчанной законным христианским браком по всем церковным канонам. Отсюда следует, что вопрос о том, где принимать крещение князю Владимиру и где венчаться, мог решиться лишь однозначно – только на территории Византии, частью которой и являлся Херсонес.
Ко времени женитьбы на принцессе Анне Владимир уже был готов к крещению. Согласно летописи, он еще в 986 году поставил вопрос о том, какую именно веру выбрать. Он принимал послов из Волжской Булгарии, предлагавших принять ислам, хазарских евреев, приглашавших в иудаизм, миссионеров из Ватикана. Но им всем было отказано. После них прибыл византиец, который поведал о христианской вере.
Чтобы узнать, каким образом осуществляются обряды и какие у каждой религии законы, князь направил послов на богослужение к немцам, грекам и мусульманам. В конечном счете он выбрал христианство.
Почему Херсонес, а не другое место в Византии?
Уже с 4 века Херсонес являлся важнейшим оплотом Византийской империи на всей территории Восточной Европы. Он был и центром политической, торговой власти, и крупнейшим средоточием жизни церковной.
Только здесь находился епископ, который распространял свою власть на племена, проживающие на соседних землях. А в те времена таинство Крещения могло совершаться исключительно самим епископом.
Как выглядела купель?
Разбираясь в вопросе о том, где принимал крещение князь Владимир, интересно будет узнать, как это происходило. Предполагается, что первоначально купель, в которой осуществлялось таинство, была именно такой, какой ее изобразил художник Васнецов на картине во Владимирском соборе в Киеве.
В Херсонесе ее вырубили в скале, на данный момент ее глубина – 74 сантиметра. Когда в 80-х годах 19 века ее раскрыли, обнаружилось, что все углубление выложено мрамором. Находящийся на дне крест также был выложен мрамором. К сожалению, с течением времени все это великолепие растащили, и сегодня здесь находится голая скала, имеющая светло-коричневый цвет. Крест также не сохранился.
В то время крещальню восприняли как обыкновенный храм. В 90-е годы 19 века предположение о том, что вырубленная в скале мраморная купель — именно то место, где крестился князь Владимир, было высказано Александром Львовичем Бартье, выдающимся русским инженером. В советские годы экспедиция Беляева исследовала памятник во всей полноте. И с исторической, и с археологической, и с канонической, и с литургической точек зрения.
Сейчас считается доказанным, что именно на месте бывшего храма (крещальни), в найденной купели, и было осуществлено крещение Владимира в Херсонесе. После того как С. А. Беляев объехал с докладом на эту тему всю Европу, научное сообщество приняло эти доказательства.
Как появилась беседка?
Раньше через крещальню, которая не была огорожена, проходила тропа на пляж, и люди заходили сюда. Как известно, в годы перестройка отношение к церкви у властей поменялось, началось возрождение храмов и церквей.
У тогдашнего благочинного местного округа отца Георгия Полякова возникла идея об установлении здесь беседки, чтобы каким-то образом увековечить то место, где принимал крещение князь Владимир.
Когда она была изготовлена, и ее нужно было устанавливать, поддержки у руководства музея не было найдено. Дело было в конце 90-х прошлого века.
Тогда отец Георгий нашел оригинальный выход. Специалисты, с которыми он договорился, доставили беседку к купели на вертолете. Она была опущена максимально точно, а затем прикреплена к скале самым надежным способом. Так и было отмечено место, где принимал крещение князь Владимир.
Где происходило венчание?
Предполагается, что после крещения в купели Владимир по дорожке пошел в храм апостола Петра. Нужно отметить, что его ступеньки сохранились по сей день. Там он стал участником литургии и был повенчан с Багрянородной Анной. Хотя крещальня и представляет собой отдельное здание, это все-таки часть ансамбля храма апостола Петра. Его раскопали в 1853 году, а построен он был при Константине Великом в 4 веке.
Сегодня близ этого места построен собор Святого Владимира в Херсонесе. Автор его проекта – Давид Гримм, академик архитектуры. Стиль этого сооружения – неовизантийский. Строительство вели за счет пожертвований в продолжение 30 лет, с 1861 по 1892 год. Этот собор – второй по величине на Крымском полуострове, его высота – 26 метров.
Строил ли храм князь Владимир?
По сообщению С. А. Беляева, им была раскопана церковь, находившаяся недалеко от храма апостола Петра. Это рядом с участком оборонительной стены, в месте, где Владимир стоял с посадом. Данный объект представлял собой полуразрушенную византийскую церковь, воссозданную князем сразу же после крещения и до отъезда из Корсуни.
Восстановление было осуществлено великим князем в память о великом таинстве. Тем самым он впервые на Руси ввел обычай подобным образом ознаменовывать значительные события в истории государства и в человеческой жизни. В заключение стоит отметить, что 988-й – это год крещения князя Владимира, который считается официальной датой. Но кроме этого, как оказалось, имеется ряд иных версий. Впрочем, это тема совсем другой статьи
Источник: https://FB.ru/article/413764/gde-prinimal-kreschenie-knyaz-vladimir-svyatyie-mesta-hersonesa
Кафедральный собор Святого равноапостольного великого князя Владимира в Херсонесе
Адрес: | 99045, г. Севастополь, ул. Древняя, 1 |
Телефон: | +380-692-553015 +380-692-242115 +380-692-234014 |
Настоятель: | протоиерей Сергий Халюта |
Статья о храме на Википедии |
Владимирский собор в древнем Херсонесе — это одно из самых выдающихся архитектурных сооружений города Севастополя, оно поражает своей величественностью, необыкновенной красотой и соразмерностью линий. Свято-Владимирский Херсонесский собор — всеправославная святыня, храм-памятник, увековечивающий принятие христианства князем Владимиром.
Святой князь Владимир и Крещение Руси
Русские писатели XI века Крещение Руси связывают с завоеванием Корсуни (Херсонеса Таврического). Из сохранившихся письменных источников известно, что перед походом на Корсунь князь Владимир заключил договор о военной помощи Византии со стороны Руси для борьбы с византийским бунтовщиком Вардой Фокой. Князь Владимир отправил войско во владение империи.
За это князь Владимир потребовал выдать за него замуж сестру византийских соправителей Константина и Василия, так как ему было необходимо родство с Византией. На это он получил ответ: «Крестись, и тогда пошлём сестру свою тебе». Князь Владимир стремился поднять свою страну до высоты Византии через этот брачный союз. Это открывало ему путь к византийской культуре и вводило русский народ в общность христианских народов.
Владимир стал настаивать на том, чтобы вначале к нему прислали Анну, а уже потом он крестится. Князь чувствовал себя обиженным и даже оскорбленным, поскольку выполнил главное условие договора: послал военную помощь, и поэтому не спешил креститься. Византия тоже в свою очередь не спешила с выполнением своего обязательства. Да и сама Анна горевала при мысли о замужестве с князем варварской страны, предпочитая даже смерть этому супружеству.
Выхода из сложившейся ситуации не предвиделось, а момент был очень удобен для Владимира и упустить его было нельзя. И тогда князь Владимир прибегает к силе: вот в чем причина внезапного нападения на крымское владение Византии — Херсонес.
В «Повести временных лет» говорится: «При осаде Херсонеса херсонесский протопоп Анастас написал Владимиру на стреле следующее послание: «Царь Владимир, если хочешь взять город, найди с восточной стороны трубы, по которым течёт в город пресная вода. Если ты их разобьёшь, то лишишь город воды». Стрела была пущена к шатру князя Владимира.
Он воскликнул: «Если сбудется — крещусь». Город, лишившись воды, сдался. Из Херсонеса в Константинополь был послан ультиматум: «Если не отдадите Анну за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу». Ультиматум Владимира в Константинополе вынуждены были принять.
Решающим доводом для царевны Анны в пользу брака с русским князем послужили слова, влагаемые летописцами в уста её братьев: «Может быть, обратит тобою Бог землю русскую к покаянию, а землю греческую избавит от ужасов и войны». В Херсонесе Анну ждала печальная весть: буквально за несколько дней до её прибытия в город, у Владимира заболели глаза и он ослеп.
И послала к нему царица, так называет её летописец, сказать, чтобы он крестился скорей: «Ежели ты не крестишься, то не избежишь недуга своего». И приказал Владимир крестить себя.
Когда епископ Корсунский возложил руку на него, тотчас же прозрел Владимир и, увидев своё внезапное исцеление, сказал: «Теперь узнал я истинного Бога!» Увидев чудо исцеления князя, начала креститься и его дружина. После Крещения была приведена к князю Владимиру царевна Анна для обручения, через несколько дней он был венчан с нею здесь же, в Херсонесе.
При Крещении князь получил имя Василий. Он возвратил императорам город Херсонес, соорудив в нём новую церковь. Возвращаясь в Киев, взял Владимир из Царьграда вместе с царевной Анной архиерея Михаила, а из Херсонеса многих священников, монахов. Забрал из Херсонеса мощи священномученика Климента Римского и ученика его Фива, святые иконы, богослужебные книги.
Уже на пути из Херсонеса в Киев князь Владимир показал, как христианство влияет на характер человека: отказавшись от многоженства, он направляет своих дружинников к каждой своей жене объявить, что по христианскому закону ему разрешено иметь только одну жену, поэтому он всем даёт свободу и возможность, если они хотят, снова выйти замуж. Старшая его жена, мать Ярослава Мудрого, ушла в женский монастырь под Киевом.
По возвращении в Киев, князь Владимир первым делом крестил своих 12 сыновей в источнике, получившем название Крещатик. Было объявлено общее Крещение киевлян в Днепре: «И утром вышел Владимир со священниками на Днепр и собралось много людей без числа» Сразу же по Крещении народа Владимир повелел сокрушать идолов и языческие капища разрушать до основания, и на тех местах строить святые церкви.
От Святого Крещения Руси в 988 году до смерти князя в 1015 году были годы благоденствия на Руси. После Крещения из гордого язычника Владимир переродился в целомудренного,милосердного и доброго человека. Какое-то время он даже не решался утверждать приговоры о справедливых казнях особо опасных преступников. «Почему, князь, ты злодеев не казнишь?» Он отвечал: «Боюсь греха».
Для просвещения народа Владимир приказал создавать училища, в которых обучали славянской азбуке и Премудрости Божией. Это было начало просвещения русского народа, образованности, грамотности». На княжеском дворе он начал устраивать по праздникам пиры для всего народа, а больным велел развозить продукты по их домам. «Красным солнышком» прозвал Владимира русский народ. Его подвиг оценили и свои и чужие.
Вызволив народ из тьмы язычества, Владимир объединил всех славян через Крещение в единое государство.
Принятие христианства святым князем Владимиром в Херсонесе стало основополагающей частью того государственного механизма, который быстро вывел Киевскую Русь из доисторического состояния, помог ей с удивительной легкостью и скоростью усвоить ценности мировой культуры и стать уже при Ярославе Мудром вровень с лучшими государствами Европы. Крещением Руси святой равноапостольный Владимир открыл нашей истории путь к вечности. Церковь причислила князя Владимира к лику святых, равным апостолам. День памяти святого равноапостольного князя Владимира празднуется 28 июля.
Закладка Свято-Владимирского собора состоялась в 1861 году в присутствии царской семьи и самого императора Александра II, заложившего первый камень храма. Александра II лично утвердил проект собора на территории Херсонесского монастыря. Во времена первой обороны Севастополя 1854–1855 гг. монастырь заняли французы. Из церкви они сделали огневую позицию и обстреливали отсюда русские войска, которые находились за Карантинной бухтой.
К концу обороны Севастополя монастырь и церковь лежали в руинах. После Крымской войны Херсонесский монастырь восстановили, император Александр II приказал ежегодно 28 июля совершать крестный ход из Севастополя в Херсонес и дал разрешение на сооружение соборного храма. Собор предназначался для воплощения в себе памяти о величайшем событии — Крещении Руси, стать символом духовной преемственности между Византией и Россией.
Это символ перехода восточнославянского мира от язычества к христианству. Автором проекта является академик архитектуры Д. И. Гримм. Владимирский собор стал первым выдающимся сооружением, спроектированным Д. И. Гриммом. Эта работа принесла архитектору звание профессора и право преподавания в академии. Высота храма вместе с крестом составляет около 34 метров. Стены собора даже на уровне второго этажа достигали метровой толщины.
Внутреннее убранство поражало своим великолепием — колонны из ценного вида мрамора, полы из мозаики. Расписывали Владимирский собор известные в то время художники — академик живописи А. И. Корзухин, принимавший участие в оформлении храма Христа Спасителя в Москве, профессор Т. Нефф, Н. Майков, И. Малышев. Работой руководил автор проекта Форосской церкви А. Чагин.
Деньги и средства на постройку Свято-Владимирского собора собирали по подписке всей Россией. Когда срок подписки закончился, люди потребовали продлить ее. Но всё равно из-за дефицита средств сооружение собора затянулось на три десятилетия. В 1924 г. Херсонесский монастырь закрыли, а Владимирский собор передали музею.
Во времена Великой Отечественной войны храм получил значительные повреждения, стены потрескались, почти полностью было уничтожено внутреннее убранство. В таком состоянии собор находился до совсем недавнего времени.
Восстановление собора
Не мало трудов пришлось положить правящему архиерею, Владыке Лазарю, чтобы добиться реставрации этой великой святыни. Проблемы его восстановления решались на самом высоком государственном уровне. В 1992 г. здесь были возобновлены богослужения. Начало реставрации собора положила семья Президента Украины в 1998 году, когда Людмила Николаевна Кучма заложила памятную капсулу с обращением, подписанным главой государства. Под патронатом Л. Д. Кучмы начались реставрационные работы.
В 2002 году в Свято-Владимирском соборе впервые за последние 77 лет была совершена пасхальная служба, отслуженная Митрополитом Симферопольским и Крымским Лазарем, на которой присутствовали Президент Украины Л. Д. Кучма и руководство Автономной Республики Крым. 3 апреля 2004 года Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир в присутствии Президента Украины Л. Д.
Кучмы совершил чин освящения восстановленного Свято-Владимирского собора Херсонеса.
Огласительные беседы
В Свято-Владимирском соборе проводятся огласительные беседы перед крещением и венчанием, что позволяет осознать таинства церкви, укрепиться в вере православной и спокойно влиться в жизнь церкви. Особое значение имеет огласительные беседы перед крещением для родителей и крёстных, а так же тех, кто крестится во взрослом возрасте.
Огласить — значит научить понимать нашу веру и воцерковить. Воцерковление же значит стать Христовым, слиться с церковью, стать постоянным прихожанином храма участвующим в таинствах церкви и жить во Христе.
Перед крещением проводится три беседы, на беседах изучают: семь таинств церкви, понимания символа веры, обязанности крёстных родителей, о православном храме и литургии, о сектах. На огласительных беседах даётся самое основное и очень кратко так, как невозможно за три беседы всё объять.
Поэтому необходимо продолжать беседы и после крещения с новообращёнными, а так же и с прихожанами, которые ходят в храм и не знают: «что там происходит и зачем они там стоят»? В дальнейшем будут проводится беседы и для воцерковлённых прихожан на различные темы.
Крещение без огласительных бесед очень опасно. Как правило, люди, крестившиеся без бесед, редко становятся постоянным прихожанами храмов, крёстные родители забывают сой обет, данный перед Богом, во время крещения, а некоторые по непониманию и незнанию своей веры попадаю в различные секты и их оттуда очень трудно вытащить, а порой и невозможно.
Перед венчанием огласительные беседы имеют так же важное значение, как и перед крещением.
Беседы перед венчанием помогают венчающимся, осознать само таинство, подготовиться перед исповедью и причастием Святых Христовых тайн, что важно перед венчанием так как, на венчание нужно приходить в чистоте души, подготовиться к совместной жизни, строительству домашней церкви.
На беседах по венчанию читают: о таинстве венчания и ответственности перед Богом за данный обет, о православной вере и воцерковлении. После венчания так же важно быть воцерковлённым и в дальнейшем приходить в храм со всей своей семьёй и воспитывать своих детей в православной вере своим примерам жизнью во Христе.
Дай Бог, что бы каждый приходящий нашёл своё место в храме, взошёл на корабль церкви, кормчий которого Христос и укрепился в вере православной.
Источник: http://crimea-eparhia.ru/index.php/%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%8F%D1%82%D0%B8%D1%8F/93-cathedrals/421-04
Свято-Владимирский кафедральный собор в Херсонесе Таврическом, Севастополь
Попадая в развалины тысячелетий на юге Крыма, в заповедник Херсонес Таврический, поражаешься оглушительной тишине на фоне шума морских волн. Удивительный уголок Севастополя сохранил старинные строения, на фоне которых возвышается величавый Свято-Владимирский собор в Херсонесе.
Белоснежное строение с золотым куполом буквально завораживает, манит к себе, не зайти внутрь храма просто невозможно. При входе в собор стоит памятник равноапостольному князю Владимиру, который принял крещение именно в Херсонесе.
Свято-Владимирский собор в Херсонесе Таврическом
История строительства херсонесской святыни
Идея возвести храм Владимира в Херсонесе принадлежит главнокомандующему Черноморским флотом А. Грейгу, который в 1825 году подал прошение царю Александру I. Первоначально было предложено возвести небольшой храм и богадельню. Пока не было принято решение о строительстве собора, по инициативе мичмана Н.Крузе на деньги, собранные матросами, начались археологические раскопки, целью которых было определить точное место крещения князя Владимира.
После смерти Александра его преемником стал Николай I, который утвердил строительство другого Владимирского собора, в центре Севастополя. Все планы по строительству христианских святынь разрушила крымская война. К идее строительства херсонесской церкви вернулись в 1859 году.
Архитектором нового строительства был избран Д. Гримм, который планировал возведение храма на месте древней базилики, найденной во время раскопок, организованных графом А.Уваровым. Археологические исследования позволили определить место церкви Рождества Богоматери, в которой принял крещение равноапостольный князь Владимир в 988 году.
Судьбоносное для России событие по воспоминаниям преподобного Н. Летописца происходило в центре города под именем Корсунь. Первый камень Свято-Владимирской обители был заложен императором Александром II и его женой Марией Александровной. По этому случаю в присутствии большой императорской свиты был отслужен торжественный молебен.
Постоянная нехватка средств растянула возведение херсонесской обители на многие годы, в 1877 году черновые работы были закончены. 11 лет собирались деньги на внутренние работы, чтобы в 1888 году провести Литургию в честь 900-летия Крещения Руси в нижней церкви, которая носила название тысячелетней базилики — Храм Рождества Божьей Матери.
Нижний храм Свято-Владимирского собора
Убранство храма
Широкую известность и интерес паломников приобрел деревянный иконостас, расположенный на нижнем этаже церкви. Придворному мастеру Тихонову удалось при помощи тонкой резьбы достичь удивительного изящества.
О православном храме:
Не отстал от него по красоте иконостас второго этажа, выполненный из орехового дерева мастером В. Корецким. 54 мраморные колонны стали опорами для оконных арок первого этажа. Темный мрамор и белоснежные стены выглядели особенно величественно.
Интересно! Средневековые храмы Херсонеса богаты мозаичными полами, при выкладывании которых использовали мрамор нескольких цветов. Монументальность Свято-Владимирского собора подчеркивал трехступенчатый цоколь, выполненный из светло-серых мраморных плит и огромный купол, находящийся на 36-метровой высоте.
Постепенно собор обрастал великолепием и изяществом. В 1891 году состоялось освящение главного престола, а в 1892 — нижнего предела, который украсил новый иконостас.
В главном храме иконостас был сделан из мрамора, правую сторону его украшал киот, отделанный позолоченным деревом. Киот был украшен восемью образами, перед ним в мраморном постаменте были выложены мощи Владимира Великого, о чем свидетельствовала надпись.
«О Преблаженне и Всехвальне Княже Владимире, мир и здравие и твердую державу моли подати Императору нашему и велию милости».
Иконостас Свято-Владимирского собора
Аналой, служивший возложением для складня, напоминавшего о дне спасения царской семьи во время крушения поезда, расположился перед левым киотом.
В 1891 году святой Мартиниан, в то время служивший архиепископом Таврическим и Симферопольским, освятил главный престол Свято-Владимирского храма. Имя святого Мартиниана носит правый придел, где архиепископ был похоронен в 1898 году.
Именем святого Андрея Первозванного освящен левый престол. Алтарь верхнего храма привлекал прихожан списком чудотворного лика Корсунской Богоматери. Эта икона написана евангелистом Лукой, датируется первым веком нашей эры и хранилась в Эфесе. В 988 году список уникального лика был привезен византийской принцессой Анной в Корсунь, оттуда икону передали в Киев, затем святитель Иоаким Корсунянин перевез ее в Новгород.
Корсунская икона Божией Матери
В 1571 году Новгород был завоеван царем Иваном Грозным, который все иконы перевез в Москву, оставив на хранение в Успенском соборе. Далее, пройдя длинный путь, икона Корсунской Божьей Матери оказалась в Херсонесе.
Революция 1917 года стала настоящей катастрофой для христианской святыни. Мало того, что все золотые, серебряные вещи были разграблены, на территории храма устроили музей под открытым небом, закрыв Владимирский собор окончательно в 1925 году.
Во время войны уничтожение Владимирского монастыря довершила бомба, попавшая в купол церкви и мина, заложенная немцами, от взрыва которой все внутреннее убранство было уничтожено. Долгое время руины некогда великолепного храма оставались в развалинах, привлекая только туристов.
Владимирский собор во время Второй мировой войны был разрушен
Возрождение херсонесской святыни
Восстановление Свято-Владимирского собора началось только в конце 90-х годов ХХ века. Архиерей, Высокопреосвященнейший Владыка Лазарь благодаря большим стараниям и настойчивым просьбам сумел добиться возрождения Владимирского храма на государственном уровне.
Читайте еще о крымских святых местах:
1998 год стал переломным периодом в истории херсонесской обители. Президент Украины Леонид Кучма и его супруга взяли реставрацию церкви под свой патронат, через 7 лет в 2002 году прихожане храма были благословлены пасхальным богослужением.
Важно! В 2004 году Блаженнейший Митрополит Киевский Владимир совершил чин освящения Кафедрального Владимирского собора, о котором сообщил звук колокола, история его уникальна.
История колокола
Колокол отлили в 1776 году из пушек, которые захватили после войны с турками. В период Крымской войны французы украли колокол, вывезя его во Францию, в собор Парижской Богоматери.
В 1913 году колокол вернули в Россию, его установили на звоннице Владимирской церкви. Громкий звук со звонницы стал маяком для кораблей, предупреждая об опасности приближения к скалистым берегам.
В 1925 году при закрытии монастыря все колокола сняли, только один оставили на берегу моря для охраны кораблей. При очистке колокола священнослужители обнаружили надписи, свидетельствующие о том, что это тот самый, возвращенный из Парижа. Надписи свидетельствовали о том, что колокол вылит из артиллерии турков, в честь Николая Угодника. Работы по отливке произведены в Таганроге.
В 1960 году местные варвары вырвали у колокола язык.
Только в 2004 году над Севастополем раздались мощные удары пережившего 2 войны колокола.
Херсонесский туманный колокол
В помощь паломникам и туристам
Нынешний Свято-Владимирский кафедральный собор работает с понедельника по пятницу.
В 7.30 утра начинается Литургия, в 16.00 — вечернее богослужение.
В субботу Литургия начинается в 8.00, а в 15.45 можно посетить Всенощное бдение.
Воскресенье начинается в 7.50 водосвятным молебном, затем в 8.20 — Литургия, в 16.00 — вечернее богослужение.
Посетить собор туристы могут каждый день, вход в заповедник бесплатный, он открыт с семи утра до семи вечера.
Собор хранит мощи более 115 святых, многие из них обладают уникальной целительной силой.
Как добраться в Херсонес из Севастополя
Древние раскопки и уникальная христианская святыня находятся всего в 3 км от города, в не знойный день можно добраться пешком.
Узнать историю Херсонеса и его святынь можно во время экскурсий.
о Свято-Владимирском соборе в Херсонесе Таврическом
Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/svyato-vladimirskij-kafedralnyj-sobor-v-hersonese-tavricheskom.html
Крещение Руси — дата, причины, значение | Православиум
Рубрика: Православные святые
Одно из самых значимых событий в истории Руси – это принятие христианства князем Владимиром в 988 году и последующее крещение его подданных. Это решение со стороны князя не было сиюминутным или навязанным, но взвешенным и обдуманным стратегическим шагом.
Князь Владимир понимал, что для сплочения разрозненных племен и для укрепления власти требовалось прийти к общей религии. Хотя все народности и являлись языческими, но это не обладали религией в полном смысле.
Это был набор верований, обрядов, почитания божеств, заметно отличающихся у различных племен. Развитые страны того времени были монотеистическими и относились к Руси как к варварам.
Для укрепления международного авторитета требовалось принять религию, в которой почитался бы один Бог.
Памятник князю Владимиру — крестителю Руси
Возникает вопрос: кто первый на Руси принял христианство? Еще в 955 году, за 30 лет до князя Владимира, христианство принимает его бабка – княгиня Ольга. Крестилась она в Константинополе в храме святой Софии.
Княгиня Ольга, впоследствии канонизированная Церковью как равноапостольная, была одним из выдающихся государственных деятелей того времени. Сложно переоценить ее вклад в развитие христианства на Руси.
Когда князь Владимир советовался со своей дружиной принимать ли ему крещение или нет, дружина ответила, что если бы христианство было бы плохой религией, ее бы не приняла твоя бабка Ольга.
Выбор князем Владимиром новой государственной религии
Как гласит легенда, история крещения Руси началась с принятия в Киеве представителей главных мировых религий. Прибыли мусульмане из Волжской Булгарии, иудеи, христиане Латинского обряда (католики) и христиане Восточного обряда (православные).
Эти религии исповедовали соседи Руси, поэтому это был выбор стратегического союзника. Политический шаг, который менял историю государства на столетия вперед.
Иудеям из Хазарии Владимир ответил примерно следующее: «как же вы других учите, если Вы отвергнуты Богом и рассеяны по чужим землям или и нам того же хотите?».
Ответ представителям ислама, запрещающего употребление алкоголя, гласил: на Руси есть веселие – пить, не можем без того жить. Западные христиане обряда натолкнулись на ответ: «Уходите, ибо и отцы наши не приняли этого». Скорее всего, имелось ввиду, что во времена Ольги часть русской знати приняла именно православие.
Князь Владимир отправляет свои посольства в эти страны, чтобы “испытать их службу”. После возвращения из Византии послы рассказывали, что были поражены красотой и величием храмов. Во время богослужений они не могли понять, где они находятся: на земле или на небе.
Послы присутствовали на Литургии в храме Софии в Константинополе.
Принятие крещения князем Владимиром
Византия была самым могущественным соседом Руси. Князь Владимир, как мудрый тактик, захотел сделать византийского императора своим союзником. Для этого было решено жениться на сестре императора, принцессе Анне.
В качестве принуждения к браку Владимир осадил Корсунь (Херсонес), город в итоге был взят. Византийскому императору пришлось принять условия Владимира и выдать за него принцессу Анну. Но с условием: Владимир должен принять христианство, за язычника она выйти замуж не может.
Так оформилось окончательное решение о крещении Руси князем Владимиром.
Князь крестился в Херсонесе 26 апреля 988 года, в великую субботу. Сейчас на месте крещения располагается собор святого Владимира. Перед совершением таинства произошло чудо: князь Владимир сильно заболел перед крещением и практически ослеп.
Но после троекратного омовения в купели прозрел не только физически, но и духовно. До принятия христианства князь Владимир был темпераментным язычником, приносивший жертвы богам. Жестоким воином, который всегда брал то, что пожелает, любил пиры и имел много наложниц.
Его сложно было назвать добродетельным человеком в христианском понимании этого слова.
После крещения в личности князя Владимира произошел серьезный перелом. Он распускает своих многочисленных наложниц. Устраивает пиры для бедных, приказывает еженедельно развозить обозы с едой тем, кто сам не мог прийти на пир, подает щедрую милостыню.
Владимир до конца жизни строго выполняет христианские заповеди, отказываясь казнить людей, боясь нарушить заповедь: “Не убий”. Начинает строить в Киеве церкви, выделяя на эти цели десятину из своих доходов.
Благодаря своей деятельности Владимир остался в народной памяти под прозвищем “Красное солнышко”.
Вслед за князем Владимиром христианство принимает его дружина, а затем и жители Киева, Новгорода и других славянских земель. Лишь племена вятичей не приняли христианство, в их землях сильно укоренилось язычество. Почти 300 лет потребовалось для искоренения язычества в этих местах.
Историческое значение Крещения Руси
Русь приняла христианство, тем самым определив вектор своего развития на столетия вперед. В политическом плане это решение помогло укрепить авторитет Руси среди европейскими странами, способствовало развитию связей с Византией и южнославянскими землями.
Христианство дало толчок к развитию образования на Руси, при монастырях открывались школы, иконописные мастерские, развивались ремесла. Развивалась архитектура, строились величественные храмы.
Крещение Руси способствовало укреплению государственной власти над разрозненными племенами. Именно принятие общей религии способствовало формированию единого народа. Запрещалось многоженство и позади оставались варварские обычаи и обряды.
Крещение Руси: самые распространенные мифы
От приверженцев неоязыческой идеологии в наше время можно услышать, что христианство навязывалось славянам силой и большую часть населения при этом убили. Это утверждение не имеет никаких объективных доказательств.
При массовом убийстве людей во время археологических раскопок были бы найдены их останки, но этого не произошло. Да и сложно представить, как малочисленная дружина князя Владимира расправляется с многотысячным населением страны.
Из всех земель лишь Новгород отказался креститься добровольно, но и там не было засвидетельствовано массовых убийств, а лишь единичные случаи.
Еще одним мифом считается утверждение, что после крещения погибла “высокая славянская культура”. Но если обратиться к археологии, то подтверждения этим словам найти сложно. Не найдено никаких подтверждений существования у славян собственной письменности. Только с принятием христианства появилась “кириллическая письменность”.
Так многие мифы и предположения о пагубном влиянии крещения Руси разбиваются о стену из исторических фактов и летописей, где находит подтверждение обратное.
День принятия христианства на Руси празднуется 28 июля, когда состоялось крещение населения Киева.
Источник: https://pravoslavium.ru/kreshhenie-rusi/
Узнаем где принимал крещение князь Владимир? Святые места Херсонеса
Вопрос о том, где принимал крещение князь Владимир, на сегодняшний день остается дискуссионным. На это счет существует как минимум три версии.
Сторонники первой называют местом крещения Киев, второй – городок Василев, находящийся недалеко от первого, третьей – Херсонес. Также не существует однозначного мнения о том, в каком году произошло это событие.
Сегодня предлагаем рассмотреть мнение ученого, сторонника одной из самых популярных версий относительно того, где крестился князь Владимир.
Как Владимир принимал решение?
Ко времени женитьбы на принцессе Анне Владимир уже был готов к крещению. Согласно летописи, он еще в 986 году поставил вопрос о том, какую именно веру выбрать. Он принимал послов из Волжской Булгарии, предлагавших принять ислам, хазарских евреев, приглашавших в иудаизм, миссионеров из Ватикана. Но им всем было отказано. После них прибыл византиец, который поведал о христианской вере.
Чтобы узнать, каким образом осуществляются обряды и какие у каждой религии законы, князь направил послов на богослужение к немцам, грекам и мусульманам. В конечном счете он выбрал христианство.