Вифлеем — город Рождества (+ ФОТО)
Вифлеем Иудейский — один из древнейших городов на земле, основан в XVII — XVI веках до н.э. Крупным он не был, но историческая значимость его велика.
Праматерь Рахиль
По дороге из Вифлеема в Иерусалим была похоронена Рахиль — любимая жена праотца Исаака. Гробница ее по сей день является местом массового паломничества иудеев, почитают его и мусульмане — и вокруг гробницы Рахили расположено кладбище бедуинов.
Гробница Рахили
Вот почему над избиенными вифлеемскими младенцами, согласно евангелисту Матфею, плачет Рахиль: «Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Матф.2:17-18).
(Интересно, что сам пророк Иеремия говорил не только о грядущих событиях, но и о современных ему: в городе Раме, относящемся к колену Вениаминову, полководец царя Навуходоносора, Навузардан, собрал пленных иудеев чтобы вести их в Вавилон (Иер.40:1). Рахиль же была матерью младших сыновей Иакова, Иосифа и Вениамина, и по образному выражению пророка, восстала из гроба, плача над своими плененными потомками.)
Давид и Руфь
Здесь же, в Вифлееме, родился и был помазан на царство великий царь Давид. Мы чаще всего вспоминаем его как автора Псалтири — но кроме того это был выдающийся государственный деятель древности: он объединил царство Израиля, присоединил и сделал столицей его Иерусалим, где в дальнейшем его сын, Соломон, построил Храм.
Здесь же происходили события книги Руфи, посвященной жизнеописанию прабабке Давида — язычницы-моавитянки, из бескорыстной любви и верности своей свекрови Ноемини принявшей народ иудейский и Единого Бога: «Народ твой будет моим народом, и твой Бог — моим Богом» (Руфь, 1:16). Руфь собирала хлебные колосья на полях своего будущего мужа Вооза вокруг Вифлеема — и над этими же полями спустя века прозвучала Рождественская песнь ангелов: «Слава в вышних Богу, и на земле мир — в человеках благоволение».
Сегодня это место относится к маленькому христианскому городку Бейт-Сахур («Поле пастухов») по соседству с самим Вифлеемом.
Бейт-Сахур
Город Рождества
Самое главное событие в истории Вифлеема — рождение в нем Господа Иисуса Христа.
Город не был родным ни для Божией Матери, родившейся, по одной версии — в Назарете, по другой — в Иерусалиме, ни для Ее обручника Иосифа, жившего в Назарете. В Вифлеем, как в город своего предка Давида, они пришли, согласно евангелисту Луке, чтобы участвовать в переписи населения Римской империи, в которую в те времена входила провинция Иудея.
Поскольку масштаб переписи был колоссален даже по нынешим временам (Империя включала в себя все Средиземноморье, а в Западной Европе ее границы проходили по Рейну и Дунаю, и даже в Британии стояли римские легионы), для облегчения работы переписчиков жители приходили записываться в город, откуда происходил их род.
Вифлеем
Рождение Мессии в Вифлееме было предсказано пророком Михеем более, чем за семь веков до самого события: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих.2:5).
Об этом пророчестве напоминает евангелист Матфей. Царь Ирод, взволнованный сообщением волхвов о рождении Царя Иудейского, требует знатоков Писания указать город, в котором Он должен родиться. В ответ ему приводят неточную цитату из Михея: «так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля» (Мф.2:5-6).
Базилика Рождества Христова
Вифлеем живет во многом за счет паломничества изо всех стран мира. Центром его является базилика Рождества Христова, хотя символы Рождества здесь встречаются круглый год и далеко за пределами храмов: лавочки, гостиницы и кафе пестрят названиями типа «Дары волхвов», постоянно встречаются украшения со звездочками и миниатюрными вертепчиками
Базилика Рождества Христова
Первый храм на месте Рождества был построен святой царицей Еленой. Его смогли определить по капищу Адониса, устроенному римлянами в середине второго века — при императоре Адриане в Иудее произошло восстание, после подавления которого правитель намеревался уничтожить саму память об Иудейском царстве.
Иерусалим был почти полностью разрушен и переименован в Элию Капитолину; провинция Иудея получила название «Палестина» по имени пришедшего сюда со стороны Египта в XII веке до н.э.
языческого народа, с которым древние евреи воевали на протяжение нескольких веков; на месте святынь христиан, которых язычники воспринимали иудейской сектой, устанавливались алтари римским богам.
Храм, построенный царицей Еленой, сгорел в 529 году (от него остались мозаичные полы). Нынешнее здание построено в VI—VII вв., и это единственный христианский храм в Святой земле, сохранившийся в целости с домусульманского периода.
святыня храма — пещера Рождества Христова, находящаяся под центральным приделом. Даже протестанты, у которых нет традиций ни иконопочитания, ни паломничества, с глубоким чувством подходят к серебряной звезде, которой отмечено место рождения Спасителя.
Пещера Рождества Христова
Здесь же, в пещере, находится обложенная мрамором часть яслей, в которые положила Богородица Младенца Христа. Внутренняя часть яслей, пять дощечек из оливкового дерева, с VII века пребывают в церкви Санта-Мария-Маджоре в Риме.
Ясли Христовы
Вифлеемская икона Божией Матери
Возле южного входа в пещеру Рождества (слева от центрального иконостаса) находится чудотворная Вифлеемская икона Божией Матери. Образ отличается тем, что Дева Мария на нем улыбается.
Вифлеемская икона Божией Матери
Пещера Рождества — не единственная в этой местности. Справа от храма находится так называемая «молочная пещера» — по преданию, здесь Богородица кормила Младенца Христа и разбрызгала капли Своего молока. Над пещерой стоит францисканская церковь (1871 год).
«Молочная пещера» в Вифлееме
Храм Рождества Христова в Вифлееме
В комплекс храма Рождества Христова входит пещера Избиенных младенцев. В ней находится самый древний сохранившийся престол в Вифлееме (IV век). Мощи хорошо видны за решетками, скрывающими ниши вдоль стен пещеры, но даже неспециалисту видно, что большинство из них принадлежат взрослым людям, а не двухлетним младенцам.
Пещера Избиенных младенцев
В левой стороне комплекса находится католическая церковь святой Екатерины, а под ней расположены пещеры, в которых подвизался блаженный Иероним Стридонский — переводчик Священного Писания на латынь. Сюда к нему приходила его ученица — преподобная Паула, основательница женских монастырей в окрестностях Вифлеема.
Дом Хлеба
Современный Вифлеем — совсем небольшой город в Палестине с населением в 25 тысяч человек. Сегодня только каждый шестой житель города Рождества исповедует христианство — с середины XX века христиане массово покидают Палестину. Не прекращается эмиграция и сейчас.
Тем не менее, присутствие христиан в Вифлееме, можно надеяться, будет продолжаться еще очень долго: ведь по местному закону даже должность мэра города может занимать только христианин.
Само имя города символично. По-арабски оно произносится «Байт Лахм», что в переводе значит «Дом мяса». Исконное еврейское название — Бейт Лехем — переводится как «Дом хлеба».
Еврейское название — дохристианское, арабское — по случайному созвучию. Но оба оказываются пророческими: здесь родился Агнец Божий, закланный за грех мира, — Христос, Хлеб Жизни.
Фотопутешествие в Вифлеем
Источник: https://www.pravmir.ru/vifleem-gorod-rozhdestva/
Храм рождества в Вифлееме: история и святыни
Храм Рождества в Вифлееме представляет двойную ценность для мировой цивилизации – как архитектурный памятник и христианская святыня. На скромное здание в Палестинской провинции обращали свои взоры могущественные монархи и патриархи. Его громили и грабили враги веры Христовой. Его восстанавливали и украшали благочестивые люди. Особое значение Храма Рождества обусловлено тем, что построен он над пещерой, где родился Иисус Христос.
Первые христианские цари
Икона Равноапостольных Елены и Константина
Первую базилику над пещерой Рождества возвела равноапостольная царица Елена (250-330 г), мать первого христианского царя Константина.
Будучи почтительным сыном, он сделал мать соправительницей и приобщил её к вере Христовой. Царица Елена вместе с сыном не просто распространяли христианство в своих владениях. Они провели археологические изыскания, в результате которых был обнаружен Гроб Господень, крест Господень и несколько гвоздей.
Елене было уже семьдесят лет к тому времени. Она понимала, насколько преходяща земная власть и сделала её средством для спасения души, строя храмы и часовни в святых местах.
После того, как по приказуЕлены была построена базилика над пещерой, царь Константин прислал сюда дорогиеткани и другие украшения для здания и пещеры.
Историк Евсевий Кесарийский пишет: «Благочестивейшая василиса всячески украсила эту священную пещеру и почтила дивными памятниками бремя Богородицы. А спустя немного ту же самую пещеру почтил своими приношениями и василевс (император Константин), к щедротам своей матери присоединив золотые и серебряные дары и различные завесы».
Император Юстиниан, фреска
Император Юстиниан (483-565 г), талантливый военачальник и православный христианин, за период своего правления (527-565 г) вдвое расширил владения Византийской империи.
С древней мозаики на нас смотрит человек с открытым смелым взглядом и, по-видимому, энергичным решительным характером. Это он возвёл собор Святой Софии, ныне, увы, превращенный турками в мечеть.
Юстиниан не забывал о своихпалестинских владениях. Над пещерой Рождества им была построена церковь. Затем онапострадала во время восстания самаритян (529 г), была разрушена и отстроена заново.Именно это здание устояло до наших дней.
Под властью рыцарей-крестоносцев
Войны за Святую Землю сменялиодна другую. В 619-629 годах Вифлеем оккупировали персы. Они хотели разрушить Храм, но местные жителипоказали им фреску с изображением персидских волхвов, явившихся поклониться Христу.Персы смутились и оставили святыню в покое.
В 630-х годах Вифлеем захватили арабы-мусульмане.Они были воинственны, но недостаточно многочисленны, чтобы вытеснить коренное население.Зато постепенно вынуждали местных крестьян принимать ислам.
Учёный Джеймс Паркеспишет: «древнейший элемент палестинских крестьян состоит в основном из бывших еврееви бывших христиан».
Танкред в Первом крестовом походе (крайний справа)
Крестовые походы XI-XV веков– вооруженное движение народов христианского Запада, имели главной целью освобождениеИерусалима, Вифлеема, Назарета.
В июне 1099 года Вифлеемвзял двадцатисемилетний военачальник Танкред Таренский с отрядом в 100 всадников-крестоносцев.Рыцари были католиками. Они первые учредили здесь Вифлеемскую епархию. В Храме Рождествакороновались Иерусалимские короли Балдуин I (1058-1118 г) и Балдуин II(1075-1131 г).
Крестоносцы владели Вифлеемомдо 1187 года. Затем его заняла армия султана Салах-ад-дина, повелителя Египта изавоевателя Сирии. Через 5 лет в Храм Рождества было разрешено вернуться двум католическимсвященникам и диакону. Сам он был передан Сирийской православной церкви. Затем городомвладел племянник Салах-ад-дина – Аль-Камиль. В 1244 году Вифлеем вошёл в составМамлюкского Египта.
Под властью ислама христиане Вифлеема терпели притеснения.
В 1263 году был уничтоженодин из монастырей, примыкавших к Храму Рождества. В 1266 году мамлюкский султанБейбарс I вывез в Египет мрамор и колонны из базилики.
Мы не знаем, кто вёл переговорыс мусульманской властью, но с 1271 года Вифлеем опять стали посещать католическиепаломники, с 1277 года им позволили совершать богослужения. С 1347 года по настоящеевремя католическая церковь владеет престолом в приделе Яслей пещеры Рождества. Греческаяцерковь с 1244 года владеет главным алтарём базилики и мужским монастырём у её южнойстены.
Турецкая оккупация
В 1500 годах Вифлеем завоевалитурки-османы. С начала 16 и до 20 века Вифлеем, Святая Земля, Иерусалим входилив Османскую Империю. Несмотря на мусульманское владение, паломники попадали в Святыеместа свободно.
Но в 1831-41 годы доступ в Вифлеем был закрыт Муххамедом Али (египетскимправителем), под контролем которого находился город в течение десяти лет.
Россиявступила в Крымскую войну с Османской империей в 1853—1856 годах, поводом послужилотказ предоставить Российской империи руководство христианскими храмами на СвятойЗемле.
Паломники в Вифлееме на Рождество. Фото 1890 года.
Британия и Израиль
В 1922 году Османская Империяпотеряла своё влияние в Палестине. Вифлеем перешёл под покровительство Великобритании.В 1947 году, с образованием государства Израиль, Вифлеем и Иерусалим стали особымирайонами под юрисдикцией ООН.
В 1995 году, согласно мирнымдоговорённостям, Вифлеем перешёл под контроль Палестинской автономии и стал столицейпровинции, где проживает около 180 тысяч человек.
В судьбе храма Рождества последнее столетие не отмечается особыми событиями. Кроме его захвата в 2002 году боевиками-радикалами, которые укрылись там от израильской армии. Накануне исламисты провели серию терактов в Израиле, при этом погибли 130 человек. Израильская армия начала операцию «Защитная стена».
Храм, похожий на крепость, боевики сочли за хорошее убежище. Тем более, что там оказались мирные жители, а во францисканском монастыре около 60 монахов. Все эти люди стали заложниками. Переговоры с боевиками длились несколько недель, после чего конфликт был разрешен мирным путём.
Боевиков выслали за границу, а мирные жители и монахи вознесли молитвы за своё освобождение.
Храм Рождества в Вифлееме
Достопримечательности базилики
Сегодня храм Рождества –это комплекс построек различных стилей и разных эпох. Снаружи он напоминает крепость.Вступая в её главную дверь, придётся наклониться. Высота проёма всего 120 см. Раньшеона была намного выше, но во времена арабских и турецких завоеваний христиане сделаливход низким, чтобы захватчики не въезжали в святое место верхом на лошадях. С техпор эту дверь именуют «врата смирения».
Врата смирения
В здании, сложенном из каменныхглыб, в любое время года царит прохлада. Справа и слева – ряды потемневших от времениколонн, когда-то украшенных росписью. Теперь её сложно рассмотреть, но на однойколонне есть лик Христа, глаза которого порой кажутся открытыми, порой закрытыми.
Лик Спасителя с открытыми и закрытыми глазами, фотографии сделаны в разное время
Другая колонна примечательнатем, что в ней есть пять отверстий, из которых якобы вылетел рой пчёл и изгнал изхрама отряд сарацин. Отверстия расположены так, что в них можно вставить пальцы.Существует поверье, что если паломнику удалось это сделать сразу, его просьба кБогу будет исполнена.
Крест в колонне
В некоторых местах заметенмозаичный пол, сделанный при императоре Юстиниане. Остатки мозаичной отделки виднына стенах, там же присутствует роспись.
Крыша храма, к сожалению,протекает. Представители трёх конфессий договорились о богослужениях, но никак недоговорятся о ремонте
Пещера Рождества
Базилика
Пещера Рождества находитсяпод алтарём, в неё спускаются по древней лестнице. Здесь ещё холодней. Недаром наиконах и картинах Рождества мы видим, что Святое семейство окружили домашние животные– волы, овцы, ослы согревали людей своим дыханием. В такой обстановке, полной лишений,появился на свет Богомладенец.
Сегодня в пещере созданапо возможности уютная обстановка, стены её задрапированы красивыми тканями, повсюдугорят лампады и свечи.
Звездой отмечено место рождения Христа
Место рождения Иисуса в восточнойчасти пещеры обозначено серебряной звездой с четырнадцатью лучами. Неподалёку находятсяясли – кормушка для скота, ставшая первой колыбелью Христа. Дощечки из неё убраны,но хранятся в Храме. Дары волхвов тоже сохранились, но находятся на Афоне. Но главное,что влечёт сюда людей – священные камни пещеры, первый кров сына Божьего.
Вифлеемская Богородица
Вифлеемский образ Богородицы
Чудотворная икона Божией матери, или «улыбающаяся Богородица», находится рядом со спуском в пещеру.
По преданию икона написана апостолом Лукой.
Говорят, что улыбается Мария, ещё не зная о грядущем распятии своего Сына.
«И Тебе самой душу пройдёт оружие», –
скажет Ей позже Симеон Богоприимец
Икона за века своего существованияуспела побывать в России, откуда была передана в Вифлеем незадолго до революции.
Оклад иконы украшен приношениями людей, исцелённых ею: здесь можно увидеть колечки, браслеты, цепочки из драгоценных металлов.
За каждой вещицей – свершившееся чудо, чьё-то счастье, дарованное Святой Марией и её Божественным Сыном.
Если вы тоже жаждете чуда и ждёте помощи свыше, закажите молебен перед Вифлеемской иконой Богородицы.
Молочный грот
Если встать на площади лицомк храму Рождества Христова, то справа, за армянским монастырём, начинается небольшаяулица Молочной пещеры.
Пройдя по ней около 300 м,можно увидеть справа вход в католический храм, который прикрывает вход в большуюпещеру. Это Молочный грот. Здесь, по преданию, Святое семейство скрывалось от воиновИрода. Когда Божья матерь кормила младенца, несколько капель молока упали на пол,и своды пещеры внезапно побелели.
Молочный грот с иконой Млекопитательница
Камень здесь действительносветлее, чем тот, который используют местные жители при строительстве зданий. Известнякпорой соскабливают со стен грота, чтобы использовать как лекарство.
Говорят, чтобесплодные женщины, вкусив его, рождают долгожданных детей, а у кормящих матерейприбавляется молоко. В это верят и мусульмане и христиане. В Молочном гроте можноувидеть многочисленные фотографии счастливых матерей с младенцами — свидетельствачудес.
Стены украшены благодарственными надписями счастливых родителей. Грот украшаетикона «Млекопитательница».
Пещера Вифлеемских младенцев
Вблизи храма Рождества Христованаходится пещера Вифлеемских младенцев, убиенных по приказанию царя Ирода. Разныетрадиции называют разное число маленьких мучеников, сходятся в одном – здесь погиблитысячи мальчиков младше двух лет. Христа спасло бегство Святого Семейства в Египетпо совету ангела.
Ковчег с мощами младенцев
Большую часть детских останков когда-то перенесли в Константинополь, часть осталась в пещере. Русская православная церковь вспоминает Вифлеемских младенцев 11 января. К ним взывают те, кто раскаивается в грехе аборта. Заказать молитву у мощей Вифлеемских младенцев поможет сервис «Записки Елицы».
С Храмом Рождества соседствуюттри монастыря:
- Православный греческий монастырь.
- Армянский монастырь.
- Францисканский монастырь с церковью Святой Екатерины, главным католическим храмом города.
Под церковью Святой Екатеринынаходится пещера, где подвизался Святой Иероним. Здесь много лет он переводил Библиюна латинский язык. Церковь принадлежит католикам. Но великомученица Екатерина являетсясвятой и для православных. Эта мудрая девушказа свои христианские убеждения была казнена императором-язычником. Святой Иеронимчтил её память, поэтому впоследствии над его пещерой была возведена церковь, посвящённаяэтой подвижнице.
Пещера святого Иеронима
В окрестностях Вифлеема естьнемало других библейских святынь, но Храм поистине жемчужина Святой Земли.
В Храме Рождества служит православный священник, отец Спиридон Саммур – друг издания «ЕлицыМедиа». Именно он читает ваши записки, возносит к Богу молитвы за вас, дорогие читатели. Литургию в пещере отец Спиридон служит, как в древности. Здесь нет солеи, нет огромного иконостаса. Но в Вифлееме можно стоять возле престола, называть имена своих близких и батюшка вынимает за них частички. Это таинство производит огромное впечатление на паломников.
Палестина – вторая родинахристиан, колыбель нашей веры. Святые места, как живые очевидцы библейских событий, несут миру непрерывнуюпроповедь о Спасителе. Их влияние на судьбу человека связано с его любовью к Творцуи силой молитвы. Здесь сокровища благодати и духовных прозрений даруются тем, кток ним стремится.
Но даже вдали от Вифлеемаи Иерусалима, благодаря Евангелию и кругу богослужений, образы Святой Земли укрепляюти вдохновляют нас среди житейских бурь.
Источник: https://media.elitsy.ru/istorii/hram-rozhdestva-v-vifleeme-istorija-i-svjatyni/
7 января отмечается Рождество Христово | Храмы Янёва
Рождество Христово — один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения во плоти Иисуса Христа от Девы Марии, отмечается 7 января. Входит в число господских двунадесятых праздников.
В иерархии праздников Русской православной церкви занимает второе место после Пасхи.
Ему предшествует 40-дневный рождественский пост, неделя праотцев, неделя отцев, особая суббота перед Рождеством, предпразднство и рождественский сочельник, а продолжается Рождество попразднством и святками.
История
Рождество Христово
Подробный рассказ о рождении Иисуса Христа приводится у евангелистов Матфея и Луки.
Место рождения Христа
Иисус Христос родился в Вифлееме, в тот год император велел провести перепись новорождённых. Богородица и Иосиф были из рода Царя Давида. В городских гостиницах по дороге в Вифлеем места им не нашлось, поэтому Спаситель Мира появился на свет рядом со стойлом, а Богомладенца положили в кормушку для скота — Его первые ясли.
Когда Мария почувствовала наступление родов, Иосиф пошёл искать повитуху, но когда возвратился с ней, то роды уже произошли, а в пещере засиял такой свет, что они не могли вынести его.
По утверждению Киприана Карфагенского, Мария «не нуждалась ни в каких услугах со стороны бабки, но Сама была и родительницей, и рождению служительницей, и поэтому воздаёт Младенцу Своему благоговейное попечение».
Упоминаемая в апокрифах Саломея-повитуха засвидетельствовала чудо сохранения девственности Богородицы, и её образ вошёл в иконографию Рождества Христова и в народные обычаи, связанные с родами.
Узнав о рождении Мессии и желая Его уничтожить, царь Иудеи Ирод приказал убить всех младенцев в возрасте до 2 лет. Однако Христос был чудесно спасён от смерти.
На месте, где Бог пришел в мир, сейчас находится базилика Рождества Христова. Её заложила равноапостольная императрица Елена. Она действует непрерывно, хотя само здание неоднократно страдало от войн и пожаров. Под базиликой находится пещера, её место отмечено серебряной звездой с четырнадцатью лучами. Это — место Рождения Господа нашего Иисуса Христа.
Пастухи
О свершившемся чуде первым узнали пастухи, которые охраняли неподалеку свои стада. Звёздной ночью к ним явился Ангел Господень, чтобы возвестить Великую Радость, «ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель». Вместе с Ангелом явилось и многочисленное воинство небесное, взывающее: «Слава в вышних Богу!».
Первыми, кто поклонился Господу, были простые люди, и именно они стали первыми проповедниками Христа. Ангел сказал им: «Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове», и смиренные пастыри первые удостоились поклониться Богомладенцу.
Что же означали эти слова? До Рождения Христа Бог еще никогда прежде не воплощался. Взяв на себя грехи мира, Иисус подарил людям надежду на Спасение.
Волхвы
Волхвы Мельхиор, Бальтазар и Гаспар увидели Вифлеемскую звезду на Востоке и поняли, что это означает рождение Спасителя мира. Пришли они, скорее всего, из Персии. Несмотря на то, что волхвы были язычниками, ищущими правду, им открылось солнце истины.
В те времена астрономия часто сочеталась с астрологией и языческими практиками, поэтому в современном понимании волхвы были кем-то вроде магов. Хотя персы и иудеи считали, что верят Единому Богу и воспринимали друг друга благосклонно, волхвы, конечно, не могли считаться богоизбранным народом.
Они принесли Богомладенцу свои дары:
- золото — знак царской власти;
- ладан — знак священства;
- смирну — пряное благовоние, им умащивали тела усопших, символ того, что Иисусу Христу предстоит умереть и воскреснуть.
Появление волхвов в день праздника означало, что Спаситель пришел не к одному народу, а ко всем людям.
Символы Рождества
Вертеп — один из символов Рождества Христова
У праздника Рождества Христова есть свои символы.
Ирод приказал убить всех младенцев, опасаясь за своё положение, когда волхвы сообщили, что родился Царь Иудейский, имея в виду Спасителя. Считается, что для спасения Иисуса Мария и Иосиф закрыли вход в пещеру еловыми ветвями. Существует ещё одна красивая легенда, почему именно ель является рождественским символом.
Версия 1. Когда деревья приносили Богомладенцу свои дары — плоды, ели было нечего предложить ему, и она скромно стояла на пороге хлева, не решаясь приблизиться. Тогда Иисус улыбнулся и протянул к ней руку.
Версия 2. Пальма и маслина не пускали ель ко Христу, насмехаясь над ней. Услышав это, Ангел Господень украсил скромное дерево, и она подошла к яслям Богомладенца во всём своим величии. Иисус обрадовался ей, но она смутилась, а не возгордилась, потому что помнила — её нарядил Ангел, и ему она обязана своим преображением. За скромность именно ель стала символом Рождества.
Это та звезда, которая привела к колыбели Иисуса волхвов с дарами. Историю звезды с Востока описал евангелист Матфей. Волхвы хорошо знали карту звёздного неба и считали, чтоб звёзды — это не просто космические объекты, но и знамения, которые рассказывают о судьбах людей. В Пятикнижии Моисея содержится предсказание пророка Валаама. Этот человек не относился к израильскому народу, он имел языческое происхождение.
Он провозгласил «новую звезду от Иакова», поэтому волхвы ждали её появления на Востоке. Поклонение Иисусу от язычников, волхвов, говорит о том, что все времена и народы, все земные цари рано или поздно преклонятся перед Христом. Теперь эту звезду в домах крепят на верхушку Рождественской ели. Восьмиконечная звезда присутствует также на иконе Божией Матери «Неопалимая купина».
Раньше ее устанавливали и на купола первых церквей.
Вертеп — это пещера Рождества, её делают своими руками и устанавливают в храмах, на площадях города и в домах. Вертеп «приехал» в Россию из средневековой Западной Европы. В те времена активно боролись с языческими традициями и обрядами.
Многие христиане по немощи своей участвовали в празднике бога Митры, языческого бога Солнца. День Рождества совпадал с днем Солнцестояния, что имело и некий символический подтекст.
Церковь начала праздновать Рождество отдельно от дня Богоявления, чтобы заменить христианскими праздниками языческие.
Символами Рождества Христова также являются:
- ангелочки напоминают нам о возвещении Рождения Господа пастухам;
- колокольчики — их звон прославляет Господа;
- золото, ладан и смирна — Священные дары;
- свечи — их свет символизирует Божественное сияние радости Рождества Христова.
Когда мы дарим на Рождество подарки, мы уподобляемся волхвам — восточным мудрецам, принёсшим Богомладенцу свои дары.
Значение праздника
Бог принимает плоть человеческую
Каждому знакома радость, которую мы испытываем, когда рождается человек, и каждый из нас хоть однажды соприкасался с тайной любви. Именно поэтому события Рождества Христова, при всей их непостижимости, близки сердцу каждого, и событийный ряд этого праздника понятен даже самым маленьким детям.
Спаситель рождается в человеческом роде, это не какой-то отвлеченный, посланный нам Бог, не имеющий родства и связи с людьми. Бог принимает плоть человеческую. Он, рождённый от Святого Духа, принимает весь наш психофизический мир. Потому что для того, чтобы спасти человека, нужно было познать его до конца, нужно было пройти весь земной путь человека — от рождения, через страдания, к смерти. И Бог проходит его, и делает это из любви к нам.
Праздничное богослужение
Величие праздника отражается в праздничном богослужении на Рождество.
Величие праздника отражается в праздничном богослужении на Рождество. Оно имеет значительные отличия от богослужений прочих двунадесятых праздников.
Именно так мы называем Христа, почитая Его Господом Богом. Эта молитва не читается только в период от Пасхи до Пятидесятницы, и ею открываются многие богослужения, а не только праздничные.
Этот гимн напоминает нам о пророке Исайе, который за 700 лет до Рождества Христова возвестил о пришествии Спасителя мира, рождённого от Девы. Он описал события Его земной жизни, смерть и воскрешение.
- Песнь Симеона Богоприимца
Она повествует о принесении Богомладенца в Иерусалимский храм, которое традиционно совершалось на сороковой день жизни.
Начало девятой песни — это нить, связывающая Ветхий Завет с Новым. Ирмос говорит о том, что нам, христианам, лучше любить молчание. Многие проповедники не могут подобрать слов, чтобы передать суть тайны Рождения Христа.
Утреннее и вечернее богослужение сливается в одно «всенощное бдение». Такие богослужения бывают всего лишь дважды в году — на Рождество и на Пасху. В Русской Православной Церкви проходит Патриаршее рождественское богослужение, когда Предстоятель Русской Православной Церкви обращается к пастве.
Утреня Рождества поется ночью. В эту ночь мы слышим Ангельскую песнь: «Слава в вышних Богу, на земле мир, в человеках благоволение». Это — благодарность Богу за то, что он воплотился и спас нас. Мы слышим также полиелей, стихи из этих псалмов прославляют милость Господа.
Далее идет величание — краткое песнопение, славящее Бога. В состав праздничной утрени входят степенна и степенный антифон. Антифоны подражают хору Ангелов, славящему Господа. Потом идёт прокимен, предшествующий чтению отрывка из Писания, посвящённого Рождеству Христову.
После чего следует стихира евангельская, объясняющая слова Писания.
Молитвы
На Рождество Христово читаются особые кондак и тропарь
Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи слава Тебе
Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Oтроча младо, Превечный Бог
Праздник Рождества пришёл в наш мир в тишине Вифлеемской ночи, и сам факт рождения Богомладенца — это уже наше приближение к Богу, потому что, по словам митрополита Антония Сурожского: «Всякий человек, уже тем, что он человек, приобщен к тайне Христа».
Отныне человек не одинок в этом мире.
«Христос стал Человеком для того, чтобы все мы, все без остатка, включая тех, которые в себя потеряли всякую веру, знали, что Бог верит в нас, верит в нас в нашем падении, верит в нас, когда мы сами изверились друг во друге и в себе, верит так, что не боится стать одним из нас».
Источник: https://hramy-janevo.ru/rozhdestvo-hristovo/
Рождество христово
Православные праздники
Рождество Христово – один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения младенца Иисуса Христа в Вифлееме. Несмотря на то, что католики отмечают его 25 декабря, а православные 7 января, это один и тот же праздник, но по разным календарным стилям – старому и новому.
Следует отметить, что для православных христиан Рождество является вторым по важности праздником после Пасхи, а вот католики почитают его даже выше Пасхи.
Это объясняется разным смыслом, который представители этих конфессий вкладывают в понятие «Рождество»: православные более почитают духовное возрождение, то есть воскресение Христа после смерти и вознесение Его на небо, а западные религиозные течения превыше ставят возможность спасения, которая пришла в мир вместе с рождением маленького Иисуса, то есть его физическое рождение.
История праздника интересна, но не слишком ясна. Дело в том, что нигде в Библии не упоминается точная дата рождения младенца Иисуса. Ни в одном из четырех Евангелий не сказано, что Христос родился именно 25 декабря (или 7 января по новому стилю). Ветхий Завет упоминает только о том, что Христос родился в 5508 году от сотворения мира.
С Рождества Христова началась новая эра, и отмечать праздник начали уже в первых веках. Дата Рождества – 25 декабря принята Церковью с IV века.
В IV веке Константин, римский император, отказался от языческой веры, принял христианское учение сам и узаконил его на территории своей страны. Повинуясь воле императора, новая церковь сразу же начала активную борьбу с языческими культами.
Но истребить привычные устои оказалось не так уж просто, поэтому в некоторых вопросах священникам приходилось идти на уступки поклонникам древних культов. Одной из таких уступок и стало придание особого значения дню 25 декабря. До введения христианства люди поклонялись Солнцу, поэтому период зимнего солнцестояния, то есть последние дни декабря, был особенно почитаем.
В этот период Солнце приближалось к Земле, световой день становился длиннее и светлее, а это воспринималось как символ победы сил света над силами тьмы. Христианские священники увидели в этом благой знак и согласились назначить праздник Рождества Христова на конец декабря, ибо рождение сына божьего есть не что иное, как рождение истинного Солнца.
Иными словами, ранние христиане мудро решили, что легче наполнить новым смыслом традиционные языческие верования, чем искоренять их «огнем и мечом».
В 337 г. папа Римский Юлий I утвердил дату 25 декабря как дату Рождества Христова. С тех пор весь христианский мир празднует Рождество 25 декабря. Русская Православная Церковь также празднует Рождество 25 декабря, но 25 декабря по юлианскому календарю Церкви, не принявшей реформу папы Григория XIII, наступает 7 января – по новому, григорианскому стилю.
Бог послал в этот греховный мир Своего Сына, Иисуса Христа, чтобы спасти человечество от грехов и вечной гибели. С Его рождением на земле наступила новая эра. Даже наше летоисчисление начинается с Рождества Иисуса Христа. История рождения Иисуса удивительна. Подумайте только, Ему, Сыну Творца мира и вселенной, пришлось родиться в хлеве для животных. Но начнем с начала.
Благовещение о зачатии Иисуса
В маленьком городе Назарете, на «севере Израиля жила девушка, по имени Мария. Она любила Господа и имела чистое сердце. Однажды ей явился Ангел Гавриил, посланный Господом, и сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Мария, увидев Его, смутилась.
Но Ангел сказал ей: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Господа; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца».
Мария тогда не была замужем, но была обручена с благочестивым верующим человеком по имени Иосиф.
Она спросила Ангела: «Как будет это, когда я мужа не знаю?» Ангел сказал ей в ответ: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Мария ответила: «Се, раба Господня; да будет мне по слову Твоему». И отошел от нее ангел.
Узнав о том, что Мария ожидает ребенка, Иосиф хотел отпустить ее, но Ангел Господень явился ему во сне и сказал: «Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их».
Рождение Иисуса Христа
Подробный рассказ о рождении Иисуса Христа приводится только у евангелиста Луки:
«Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.» (Лк.2:4-7)
Причиной, по которой Мария и Иосиф, жившие тогда в Назарете, пошли в Вифлеем, стала перепись населения. Согласно указу императора Августа, каждый житель Римской империи для облегчения ведения переписи должен был приехать «в свой город». Так как Иосиф был потомком Давида, он направился в Вифлеем.
Дорога была долгой и трудной, они шли пешком по гористой местности, а когда достигли Вифлеема и стали искать место для ночлега, оказалось, что все постоялые дворы заполнены.
В гостиницах для них свободного места не нашлось.
И им пришлось расположиться в пещере (вертепе), куда пастухи загоняли скот во время непогоды.
В эту же ночь Мария почувствовала, что настало время рожать. Именно там, в пещере, родила Мария своего сына, спеленала и уложила в ясли. О факте рождения святого младенца возвестила загоревшаяся на небе Вифлеемская звезда.
После рождения Иисуса первыми из людей пришли поклониться ему пастухи, извещённые об этом событии явлением ангела.
И опустился к ним с небес сияющий ангел: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь, и вот вам знак: вы найдете младенца, в пеленах лежащего в яслях».
Когда ангел исчез, пастухи решили пойти в пещеру и воочию убедиться в сказанном – и они действительно увидели младенца, спящего в кормушке для скота.
Согласно евангелисту Матфею, на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу трёх волхвов (мудрецов): Гаспара, Мельхиора и Валтасара. Согласно восточным пророчествам, факт появления звезды означал время пришествия в мир Божьего Сына – Мессии, которого ждал иудейский народ.
Волхвы, направились в Иерусалим, чтобы расспросить там, где должно искать Спасителя мира. Прослышав об этом, царь Ирод, правивший в то время Иудеей, взволновался и призвал к себе волхвов.
Выведав у них время появления звезды, а значит и возможный возраст Царя Иудейского, Которого он опасался, как соперника своему царствованию, Ирод просил волхвов: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему» (Мф. 2. 8).
Следуя за путеводной звездою, волхвы достигли Вифлеема, где поклонились новорожденному Спасителю, принеся Ему дары от сокровищ Востока: золото, ладан и смирну. Затем, получив от Бога откровение, не возвращаться в Иерусалим, другим путем отошли в свою страну.
Через восемь дней младенцу дали имя Иисус, что означает «Господь есть Спасение». Впоследствии его также назвали «Христос», что значит «помазанник». Эта «приставка» в древнем Израиле ранее употреблялась только по отношению к царям и верховным священникам, поскольку возведение в высокий сан совершалось через помазание. Дав эпитет «Христос» сыну божьему, пророки подчеркнули, что он есть истинный Царь мира, одновременно несущий людям свет веры.
Узнав о рождении Христа, и, обнаружив, что волхвы не послушались его, разгневанный царь Иудеи Ирод приказал убить всех младенцев мужского пола в возрасте до 2 лет. Евангелие повествует о том, что Иосиф, получив во сне предупреждение об опасности, бежал с Матерью Божией и Младенцем в Египет, где Святое семейство и находилось до смерти царя Ирода.
Рассказ о подробностях рождения Иисуса Христа присутствует и в двух апокрифических источниках: «Протоевангелии Иакова» и «Евангелии псевдо-Матфея». Согласно этим источникам, из-за отсутствия места в гостинице Иосиф и Мария вынуждены были переночевать в пещере, которая использовалась в качестве хлева для укрытия скота от непогоды.
Когда Мария почувствовала наступление родов, то Иосиф пошёл искать повитуху, но когда возвратился с ней к пещере, то роды уже произошли, а в пещере засиял такой свет, что они не могли вынести его, а немного времени спустя свет исчез и явился младенец, вышел и взял грудь матери своей Марии. Рождение Христа произошло до того, как Иосиф привёл повитуху.
При этом Саломея называется старицей и сродницей Марии, то есть происходящей из рода царя Давида. Упоминаемая в апокрифах Саломея-повитуха засвидетельствовала чудо сохранения девственности Богородицы.
Сочельник
Рождество Христово завершает 40-дневный Рождественский пост (28 ноября — 6 января). Христос не только советовал очищать дух и плоть при помощи постов, но и сам показывал пример воздержания.
Вспомнить хотя бы Его 40-дневный пост в пустыне и ответ дьяволу–искусителю: « Не хлебом единым будет жить человек, а единственно словом, исходящим из уст Божиих».
Православная церковь смотрит на пост как на возможность очиститься от мирской скверны: через очищение тела достигается очищение духа, помыслов.
Канун Рождества называют Рождественским Сочельником. В Сочельник, накануне Рождества соблюдается строгий пост. Традиционно едят кутью из пшеницы или риса с медом. Но приступать к трапезе разрешается не раньше, чем на небе появится первая звезда – это символизирует Вифлеемскую звезду, возвестившую о рождении младенца Иисуса.
В праздник Рождества Христова Православные приветствуют друг друга словами: «Христос родился!», отвечая на них — «Славим Его!».
Источник: http://hram-troicy.prihod.ru/zhitie_svjatykh_razdel/view/id/30094
Тысячи православных паломников празднуют Рождество в Вифлееме
ВИФЛЕЕМ (Западный берег реки Иордан), 6 января. /Корр. ТАСС Андрей Широков/. Несколько тысяч православных паломников собрались в рождественский сочельник в Вифлееме. На ведущей к Ясельной площади улице Звезды 6 января состоялся парад палестинских скаутов, которые прошли праздничным строем под гром барабанов и пение волынок к Базилике Рождества Христова — храму, где Вифлеемской звездой отмечено место рождения Иисуса.
Ясельную площадь у Храма Рождества, маленькие пешеходные улочки и проулки вокруг него, а также улицы самого расположенного на Западном берегу реки Иордан Вифлеема 6 января патрулируют усиленные наряды палестинской полиции и вооруженные бойцы президентской гвардии, передает корреспондент ТАСС с места событий.
Радость паломников
Среди празднующих Рождество в Вифлееме в этом году — большая доля паломников из России. Русская речь слышна повсюду на Ясельной площади и в самой Базилике Рождества.
«Мы рады, что волнения завершились, для нас огромная радость быть здесь в Вифлееме в такой день и такой час, — рассказал в беседе с корреспондентом ТАСС паломник Алексей, прибывший в Палестину на празднование Рождества с семьей из Новосибирска. — На таком празднике мы в первый раз, нам это дарит ощущение полета, радости и счастья».
На Ясельной площади напротив Базилики Рождества Христова по традиции еще в начале декабря была установлена украшенная алыми и золотыми шарами рождественская ель, венчает которую большая пятиконечная звезда.
По оценкам министерства туризма Израиля, Святую землю за этот Рождественский период посетят более 140 тыс. туристов и паломников, что на 20% больше показателя 2016 года. Еще в ноябре не было незабронированных мест в гостиницах Вифлеема, но в декабре последовали массовые отказы от номеров, так как многие испугались сообщений о беспорядках.
В вифлееме неспокойно
Празднование Рождества в Вифлееме в этом сезоне было омрачено и политизировано президентом США Дональдом Трампом, который 6 декабря 2017 года выступил с заявлением о признании Иерусалима столицей Израиля и заявил о переносе туда американского посольства из Тель-Авива.
После этого из сектора Газа по Израилю полетели ракеты, в ответ на которые израильская армия продолжает и в этом году наносить удары по объектам ХАМАС на территории палестинского приморского анклава.
Дважды в самом Вифлееме городской муниципалитет выключал праздничную иллюминацию в знак траура о погибших в акциях протеста.
6 января несколько десятков палестинцев пытались блокировать проезд из Иерусалима в Вифлеем кортежа патриарха Иерусалимского Феофила III в знак протеста против продажи и аренды греко-православной церковью на Святой земле объектов недвижимости Израилю.
Патриарх Иерусалима Феофил III по традиции совершает праздничное богослужение в Вифлеемской Базилике Рождества.
Предшественник Феофила III на посту патриарха Иерусалимского Ириней был низложен после обвинений в махинациях с объектами недвижимости патриархата в 2005 году.
В этом году на рождественскую службу в Вифлееме, которую ведет Феофил III, ожидается прибытие палестинского руководства — президента Государства Палестина Махмуда Аббаса и премьер-министра Рами Хамдаллы.
Источник: https://tass.ru/obschestvo/4859352
Рождество в Вифлееме
Земные родители божественного Младенца – Иосиф и Мария – проживали на территории Галилеи, в городе Назарете, где впоследствии прошла большая часть жизни Спасителя. До рождения Иисуса, когда Мария уже была беременна своим первенцем, семейная пара отправилась в Иудею.
Зачем? Причина, оказывается, очень житейская и понятная в любую эпоху: в этот период в Римской империи проходила перепись населения, и, согласно императорскому указу, каждый житель великой державы обязан пребывать в своем родном городе, где и принять участие в акте переписи.
Император Август логично полагал, что подобная мера облегчит важную государственную процедуру и обеспечит точность статистических пересчетов.
И Мария, и Иосиф принадлежали к роду Давида, потому и обязаны были явиться в город, считавшийся домом Давида, — Вифлеем. Здесь у Марии наступил срок родов, и в мир пришел Мессия.
Сразу после Рождества
Канонические тексты описывают события, происходившие в связи рождением удивительного Ребенка, необыкновенную миссию которого еще только предстояло узнать людям.
Поклонение пастухов
Первые услышали радостную весть о Рождестве Христовом пастухи, которым ее сообщил Ангел. Рассказ о данном новозаветном факте имеется только у евангелиста Луки. Почему Небо обратилось к самым обыкновенным людям? У богословских толкователей на этот счет имеется несколько версий:
• пришествие Мессии предсказали еще иудейские пророки, утверждая, что Сын Божий родиться около Вифлеема, в месте, называемом «башней стада», где пасли предназначенных для заклания в Храме животных. То есть здешние пастухи изначально связывались с Иерусалимским святилищем. Божественный посланник объяснил пастухам, что грядут близкие перемены, и более не понадобится жертвенный скот, ведь за человечество пострадает сам Спаситель.
• Жизнь незлобивых и бесхитростных пастухов уподоблялась праведному существованию древних патриархов, поэтому и удостоились они божественного видения, их избрали также сделаться первыми проповедниками.
• Те, кто удостоился ангельской вести, по роду своей профессии назывались ПАСТЫРЯМИ, что роднило их с деятельностью духовных пастырей – епископов или архиереев.
Так как домом в городе Вифлееме Мария с Иосифом еще не обзавелись, на постоялом дворе комнат для них не нашлось, а естественный процесс рождения ребенка требовал поторопиться, Иосифу с супругой пришлось устраиваться в пещере: тут, как в хлеву, укрывали от непогоды скот.
Ясли Мария использовала, чтобы, словно в колыбель, уложить запеленутого новорожденного Иисуса. По приметам, указанным Ангелом, Святое Дитя и нашли пастухи, они же рассказали Марии о предназначении Христа – то, что поняли из ангельской речи.
Вот и свершилось! Теперь радость по поводу Богоявления и весть о Рождестве Христовом в Вифлееме стараниями проповедников разлетятся по всему свету.
Поклонение волхвов
Следующую историю, связанную с Рождеством, мы читаем у евангелиста Матфея: повествование о Вифлеемской звезде, которая привела к Иисусу волхвов. К моменту прихода чудотворцев Святое Семейство уже проживало в доме, на который и указало путникам таинственное небесное светило. Впрочем, по этому поводу есть и другие мнения.
Одни считают, что Звезда остановилась у входа в пещеру, то есть маги пришли на поклон к новорожденному. Другие древние авторы не соглашаются с этим, находя доказательства тому, что поклонение языческих волшебников случилось, когда Иисусу почти исполнилось два года.
Третьи полагают, что звездное знамение произошло задолго до Рождества и, уверовав в промысел Господень, прорицатели отправились в путь, так сказать, на удачу, ничего не зная о Младенце.
Для последующих поколений в этом библейском рассказе важно символическое значение подарков, принесенных Христу волхвами. Дары заключают в себе огромный мистический и духовный смысл:
• золото – подношение, олицетворяющее царское достоинство Ребенка, его место в грядущем на Царском престоле; дар подчеркивает также человеческую природу Малыша;
• ладан (или ливан) – указывает на предназначение стать Первосвященником и духовным Учителем;
• драгоценное масло смирна – с помощью этого благовония в Древнем Израиле бальзамировали тела умерших, а, значит, подарок приоткрывал завесу над будущим, в котором Иисусу предстояло принести жертву искупления за все земное человечество.
Подарки языческих жрецов-астрологов образно выражали мысль об «узнанности» Бога, пришедшего на Землю в человеческом обличии, являли собой некий урок неверующим: если Спасителя признают даже язычники и варвары, как же можно оставаться в своей слепоте!
Традиция одаривать на Рождество друзей, детей и близких людей восходит к истории первых даров, полученных Христом в младенчестве от волхвов.
Серебряная звезда с четырнадцатью лучами, изображающая давнее небесное явление, помещена в нижней алтарной части храма Рождества Христова в Вифлееме.
Над звездой, встроенной в мраморный пол, горят 15 серебряных лампад: 4 из них принадлежат католикам, пять – армянам и 6 светильников – православные. Звезда отмечает место, где Богородица по преданию родила Сына, а сама церковь возведена над Пещерой Рождества.
Избиение младенцев
С повествованием о волхвах, путеводной звезде и трех символических дарах тесно переплетен другой новозаветный эпизод из Евангелия от Матфея.
Следуя за «звездой Рождества», жрецы-язычники сначала побывали у Ирода Великого – хитрого и безжалостного правителя Иудеи. Выведав у волхвов, что пророчество, видимо, состоялось, и Мессия, действительно, родился, Ирод просил их сообщить ему и точное местонахождение ребенка, которому, мол, желал поклониться. Маги тайну не выдали, получив божественное предупреждение.
Разъяренный царь Ирод, опасаясь потерять свою безграничную власть, повелел убить десятки тысяч (цифры варьируются в различных источниках) невинных вифлеемских младенцев, надеясь, что среди них окажется и «опасный возмутитель спокойствия». Христа удалось спасти благодаря ангельскому вмешательству: Иосифу повелели уехать с семьей в Египет и жить там до смерти тирана.
Погибшие беззащитные малыши почитаются верующими первыми пострадавшими за Христа святыми.
Празднование Рождества
Рождественские события канонизированы христианской церковью и отмечаются с конца 2-го столетия нашей эпохи. До самого 4-го века, каждый год 6-ого января, в день Богоявления, христианские общины планеты праздновали одновременно несколько эпизодов, объединенных историей Рождества Христова. Торжество посвящалось трем евангельским событиям:
• непосредственному моменту рождения Иисуса Христа;
• поклонению волхвов;
• крещению Спасителя в ближневосточной реке Иордан.
Раздельное празднование Крещения и Рождества только в 451 году утвердил Четвертый (Халкидонский) Вселенский Собор.
Приблизительно на стыке четвертого и пятого столетий датой празднования собственно Рождества приняли 25 декабря, но и день 6 января по-прежнему оставался праздником для верующих христиан — отмечали Богоявление, вспоминая приход волхвов и Крещение.
Эволюция праздника
Смысл празднования Просвещения или Богоявления постепенно менялся, причем, в католицизме и православии это происходило по-разному. Допустим, в православии торжественные обряды все дальше уходили от рождественских событий и все более сближались с таинством Крещения. Шестого января праздновали явление Господа в составе Святой Троицы в момент Крещения.
Католицизм праздник Явления (Manifestatio) отождествляет с послерождественским фактом прибытия в Вифлеем волхвов и их поклонением Младенцу.
Современное Рождество
В наше время все эпизоды 2-х тысячелетней давности, связанные с рождением Сына Человеческого, не потеряли ни своей святости, ни своего значения. Сегодня, пусть и в разные даты, все христианские конфессии торжественно отмечают Рождество Христово.
История праздника постепенно привела к окончательному разделению рождественского и крещенского событий в обрядах католиков и православных. Современные православные церкви собирают прихожан на Рождество – 7 января, на Крещение (Богоявление) – 19 января.
Католическое Рождество приходится на 25 декабря, а посещение волхвов – на 6 января.
Исключением остались древние восточные церкви и православная коптская церковь, празднующие соответственно 6-ого и 7-ого января единое торжество Богоявления.
А что происходит в Земле Обетованной – месте, где и случились все вышеописанные события? Государство Израиль в 1948 году создавалось для раскиданного по всем земным странам еврейского народа, лишенного своего истинного дома. Страна задумывалась, как светская держава, хотя большую роль и тогда, и в нынешнем устройстве государства играют религиозные иудеи. Казалось бы, христианство в подобной стране не должно процветать.
Но вот на сцену выходит Ее Величество Современность. Все же мир за 2 тысячелетия сильно изменился. Политика, культура и общественное мнение 21-го столетия заставляют все страны идти на сближение, без которого уже невозможен прогресс. Как и прочие иностранные министерства государств, МИД Израиля прикладывает значительные усилия для международного сотрудничества и укрепления мирового процесса.
Наряду с иудейскими религиозными праздниками и мусульманскими традициями, светскими фестивалями и культурными мероприятиями — в жизнь израильтян полноправно вошло Рождество Христово.
Страна принимает великое множество паломнических туров, а светские путешественники, проводя у трех израильских морей свои отпуска, непременно посещают библейские святые места и, оставаясь приверженцами западных новогодних традиций, с удовольствием и часто с душевным трепетом присутствуют на рождественских службах Иерусалима, Назарета, Вифлеема.
Источник: https://www.niceisrael.ru/rozdestvo-xristovo.html
Рождество в Израиле, как отмечается и в какой период
Блог>>Рождество в Израиле: период празднования, традиции и церемонии
14.03.2016Праздники
Наверное, каждый человек знает, что такое Рождество и насколько значимый этот праздник для многих стран мира. Рождество в Израиле по праву считается одним из самых значимых и радостных событий всего христианского народа. Что касается даты празднования, то у разных народов она разная. Большая часть христиан, в том числе католики, отмечают Рождество 25 декабря, при этом православные христиане его празднуют 7 января.
Интересно! Особенности празднования такого события у всех народов разные, конечно есть идентичные традиции, но каждый народ встречает этот праздник по-своему.
Большинство людей продумывают особенности празднования заранее, потому что все хотят отметить его так, чтобы запомнить на весь грядущий год. Поэтому не удивительно, что очень много людей стремится отпраздновать Рождество Христово в Израиле – на родине этого знаменательного события. Популярность этого места в период рождественских праздников обусловлена тем, что именно Израиль, точнее сказать Вифлеем считается родиной Иисуса Христа.
Как возник этот праздник
Рождество с Марией, Иосифом , Трех волхвов и младенцем Иисуса
История возникновения такого праздника уходит корнями очень далеко в прошлое, в период правления императора Августа. В этот промежуток времени в Палестине проводилась перепись населения, тогда будущие родители Иисуса Христа Иосиф и Дева Мария проживали в отдаленном Назарете. Родословная этих людей велась от колена Давида.
Естественно, что для принятия участия в переписи, Иосифу и Марии необходимо было отправиться на Вифлеемскую землю. Они не смогли разместиться ни в одном постоялом дворе, это стало причиной того, что проживать им пришлось в пещере, где они спали на сене. Именно в таких неблагоприятных условиях и родился Иисус.
Весть о рождестве Христовом быстро разошлась городом, а все благодаря пастухам, которые случайно стали свидетелями этого события.
Дата рождества в Израиле соответствует фактическому рождению Иисуса и, отмечая его в родном для Христа месте, человек может максимально прочувствовать таинства этого значимого для человечества дня.
Важно! Поскольку этот праздник имеет большое значения для разных стран мира, не удивительно, что отмечается он с большим размахом. Рождественские празднования включают в себя как церковные песнопения, так и безудержное веселье.
Тонкости празднования в Израиле
Основная церемония празднования этого события, естественно, происходит в Вифлееме – месте рождения Иисуса. В местном храме Рождества Христова проводится массовая рождественская месса, на которую съезжаются туристы со всего мира. Проводит эту мессу католический патриарх Иерусалима, при этом разделяется это действие на несколько этапов:
- Патриарх подходит к алтарю, где находится заранее подготовленная Вифлеемская звезда.
- На Вифлеемскую звезду ложится скульптура младенца Иисуса.
- Скульптура вместе со звездой укладывается в ясли, где она будет находиться до момента празднования Богоявления.
Экскурсии по Израилю
То есть Рождество в Вифлееме – это особое событие, наполненное таинством и волнительной атмосферой, которая никого не оставит равнодушным. Если человека интересует, когда празднуют Рождество в Израиле, то начало празднований приходится на 6 января, в этот день начинаются основные рождественские торжества.
В данный день большая процессия, которую возглавляет православный патриарх Иерусалима, направляется в Вифлеем из Старого города. Это очень красочное и запоминающиеся событие, так как в нем принимают участие красиво одетые дети Палестины. Все шествие сопровождается звуками духовых инструментов и барабанов.
Празднования, посвященные Рождеству Христову в Вифлееме, проводятся в ХРХ. Вся процессия попадает в храм через низкую дверь, которая носит название Врата Смирения.
То есть в честь рождественского праздника по всему Иерусалиму организовываются очень громкие и значимые мероприятия, которые будут интересные туристам. Именно поэтому, покупая туры в Израиль на рождество 2017, многие туристы не могут определиться, в каком месте отметить это событие.
Куда отправиться на рождественские праздники
Люди празднуют Рождество в Назарете
Если человек хочет провести рождественские праздники на земле рождения Иисуса, тогда он может отправиться в разные города Израиля:
- Вифлеем;
- Иерусалим;
- Назарет и не только.
Но поскольку главные празднования проводятся в церкви Рождества Христового в Вифлееме, большая часть туристов устремляется именно туда. Но нужно понимать, что Вифлеем — это небольшой городок, в отличие от столицы Израиля Иерусалима, которая находится в непосредственной близости от Вифлеемской земли. Поэтому правильным решением будет остановиться в столице, так как это позволит человеку посетить сразу несколько мероприятий и увидеть самые значимые христианские святыни.
Расстояние от города рождения Иисуса до Иерусалима всего несколько километров, поэтому гости столицы смогут проследовать вместе с праздничной процессией до главного места празднования мероприятия, и тем самым, увидеть все самое интересное.
Более того, посмотрев видео Рождества в Вифлееме, можно заметить, что вся дорога от города рождения Иисуса до столицы Израиля украшена яркими гирляндами, соответственно, прогуливаясь по этому маршруту, можно полностью прочувствовать рождественскую атмосферу и насладиться красотой этого мероприятия.
Интересно! Проживая в Иерусалиме, нужно обязательно выделить время на посещение Храма Гроба Господня, так как это особое место, которое никого не оставит равнодушным и надолго останется в памяти людей, посетивших его.
Решая встретить Рождество Христово в Вифлееме 2017, человек получает уникальную возможность побывать на Святой земле, прочувствовать таинства древней истории и получить массу незабываемых эмоций.
Люди, которые посетили Израиль во время рождественских празднований, утверждают, что лучшего места на Земле в это время не найти.
Рекомендуем также:
Источник: https://sunnyisrael.ru/blog/rozhdestvo-v-izraile-period-prazdnovaniya-traditsii-i-tseremonii.html
Храм Рождества Христова в Вифлееме
Церковь, построенная прямо над пещерой, где появился на свет Иисус.
Ветви христианства и храм
Еще в XII-XIII вв. христианские церкви разделили между собой храм Рождества Христова в Вифлееме. Православным достался главный алтарь, католикам – маленькая часовенка Придел Яслей, построенная на месте, где лежал Иисус сразу после рождения.
Богослужения в церкви не прерывались, кто бы ни был у власти в Палестине. Армяне обустроили свой алтарь у северного выхода из храма. Армянская, православная и католическая церкви вместе управляют храмом, содержат свои монашеские общины в пристройках к нему.
Лампады вокруг Звезды Рождества также принадлежат разным течениям христианства.
Святыни
Внутри храма Рождества Христова есть несколько объектов древнего и недавнего происхождения, привлекающих особое внимание паломников.
Звезда Рождества
В пещере, куда ведут мраморные ступени, место, где Мария родила своего сына, отмечено 14-конечной серебряной звездой, вмонтированной в мраморный пол. Символ Рождественской звезды, она была установлена еще византийской императрицей Еленой. В XIX веке ценный знак украли, представителям церкви пришлось срочно изготавливать замену.
Чудотворная икона Богородицы
Православная икона, согласно представлениям паломников, помогает избавиться от бесплодия, укрепить брачные узы. Она была пожертвована Вифлеему российской императорской семьей. Произведение уникально в художественном отношении: вопреки канону, Богоматерь изображена улыбающейся. Поклониться святыне можно справа от спуска в пещеру.
Ясли Христа
Подлинная кормушка для скота, или ясли, в которую положили новорожденного, была передана в Рим. Внешнюю часть, оставшуюся в Вифлееме, католики обложили мрамором и зажгли 5 лампад. 25 декабря, когда христиане западного обряда празднуют Рождество, в храме проходит торжественная служба.
Статую младенца-Христа переносят от алтаря, где она обычно стоит рядом с фигурой Девы Марии, к серебряной звезде Рождества, а затем укладывают в ясли, где она остается до 6 января.
Поскольку площадь храма не позволяет вместить всех желающих, ежегодно организуются телевизионные трансляции торжественного события.
Архитектура и интерьер
Здание значимо не только как знак выдающегося мастерства древних зодчих и мозаичистов, но и как исторический памятник. Совсем недавно, в 2012 году, его включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Внешне храм Рождества Христова – это суровое здание, сложенное из сероватых грубых брусков природного камня. О конфессиональной принадлежности памятника свидетельствуют только скромная белая колокольня над армянским монастырем и небольшие кресты на крыше здания.
Длина здания составляет более 50 м, ширина – около 25. Ряды колонн разделяют храм Рождества Христова до алтарной части на 5 нефов. Сейчас внутреннее пространство церкви действительно напоминает гигантскую пещеру из-за отсутствия естественного освещения. Первоначально же солнечные лучи проникали в храм через десятки ныне заложенных окон.
Полы, по которым ступают посетители, это реконструированные останки самой первой, еще константиновской церкви. На стенах частично сохранились более поздние мозаики XII века. Интерьер довольно пышный, вокруг алтаря и часовен много золота, но действительно старинных вещей не так много: основные детали внутреннего убранства поступили в храм Рождества Христова не ранее второй половины XIX века.
Справа от входа в храм – баптистерий, купальня, в которой крестят младенцев.
По материалам wikiway.com
Источник: https://pravlife.org/ru/content/hram-rozhdestva-hristova-v-vifleeme
Рождество на святой земле
Подготовка к Рождеству Христову начинается на Святой Земле задолго до наступления самого праздника.
В городах, где живет много христиан (в Вифлееме, Назарете, Хайфе и Яффе, а также в христианском квартале старого Иерусалима), уже с конца ноября на улицах, в магазинах, торговых центрах и кафе устанавливаются елки.
В остальных городах и селениях Израиля вы не встретите никаких признаков приближающегося Нового года и Рождества Христова: елка здесь вне закона как явное свидетельство и напоминание о пришествии в мир Спасителя.
С новым Сильвестром
В еврейских ортодоксальных СМИ постоянно звучат призывы к местному населению ни в коем случае не праздновать этот день как языческий, не устанавливать елки и прочие украшения. В последние десятилетия советские репатрианты завезли в Израиль светские обычаи празднования Нового года.
Но широко ни этот праздник, ни тем более Рождество не отмечаются. Первый январский день в Израиле называется «Сильвестр». Разумеется, не в честь актера Сталлоне, а в память святого, которую совершает в этот день Католическая церковь (Православная – днем позднее).
Православные же арабы и греки Новолетие празднуют по церковному календарю, то есть 1 сентября.
подготовка к Рождеству начинается с праздника Николы зимнего – 19 декабря. В тот день дети из православных семей непременно получают в храмах подарки – как бы из рук самого святителя Николая, которого тут очень почитают. А в течение последующей недели Вифлеем и окрестности объезжают «волхвы» – наряженные в старинные одежды всадники на верблюдах.
Икона, известная как «Богородица улыбающаяся», из пещерного Храма Рождества Христова в Вифлееме.
Это единственный образ Божией Матери с улыбкой на лице
Православные христиане – арабы, русские, украинцы – как правило, соблюдают Рождественский пост, причем миряне постятся не менее строго, чем монашествующие. Если в это время зайти в какой-либо дом арабской православной семьи и случайно заметить скоромную пищу на столе, то хозяева будут в смущении страшно извиняться и оправдываться, что они, конечно же, постятся, но просят прощения: у них, мол, либо кто-то сильно болящий, либо беременная, либо кормящая мать.
В целом христиан на Святой Земле осталось не так много: в прошлом веке арабы активно эмигрировали. Поэтому оставшиеся стараются держаться вместе. И, поскольку католиков все же больше, православные охотно принимают участие в праздновании католического Рождества – 25 декабря.
При этом характерно уважение, которое выказывают католики к православным: у вас пост, поэтому примите от нас постное угощение.
Незадолго до Рождества Христова в Вифлеем на свой фестиваль собираются православные скауты. Их отряды есть при каждом приходе и каждой православной школе, и различают они друг друга по цвету формы (юбки, брюки, рубашки, галстуки и головные уборы – как правило, береты). В некоторых отрядах в память о временах британского правления 1917–1948 годов юноши надевают килты – подобие юбок шотландских воинов.
Конечно же, на общественных мероприятиях православные скауты «вооружены» музыкальными инструментами. На скаутский смотр-парад в Вифлеем могут собираться до двух тысяч молодых людей, их родители и друзья-прихожане. В это время в городе перекрывают движение автотранспорта.
В дни Святок проходят многочисленные праздничные мероприятия. Обязательно посещают стариков, детские дома и приюты в эти дни. В православных храмах собираются приходские благотворительные комиссии и распределяют пожертвования – для малоимущих, на основные нужды или, например, кому-то постановляют оплатить обучение в школе.
Генеральная уборка в Вифлееме
На Рождество православные христиане на Святой Земле обычно оставляют свои приходы и съезжаются в вифлеемский храм Рождества Христова на продолжительные службы сочельника и ночную Литургию.
В приходских храмах праздничная служба не отменяется, но совершается тихо и скоро, как правило, безлюдно, чтобы не оставить храм в этот день без богослужения.
В монастырях служат по уставу без особых изменений. На праздник братия обычно остается в обители, а настоятель или его представитель выезжает на Патриаршее богослужение.
Также традиционно незадолго до праздника члены Русской Духовной Миссии в Иерусалиме совершают соборное богослужение в пещере Рождества Христова, куда собираются наши паломники, монахини и трудники Горненского монастыря.
Заслуживает внимания еще одна местная традиция – генеральная уборка храма Рождества Христова в Вифлееме, куда по возможности собираются все клирики и монашествующие Иерусалимского Патриархата 28 декабря каждого года. После уборки священники совместно трапезничают и общаются в предвкушении предстоящего праздника.
По свидетельству местных жителей, сама по себе уборка остается как бы на втором плане, ведь главное – братское общение.
Иногда, правда, радостное греческое духовенство может устроить незлобную драку с армянскими священниками, которые также владеют частью этого храма. Но не со зла, а больше из «священного озорства» ради утверждения Православия.
Восток – дело тонкое, и люди здесь совсем другие. Но Христос – един для всех, и Рождество Его все равно помирит всех!
Отмечу еще одну особенность Святой Земли. Как подчеркивают местные православные, есть определенная милость Божия в том, что разные конфессии отмечают Рождество Христово в разные дни: католики – 25 декабря по новому стилю, православные – почти через 2 недели, 7 января (25 декабря, но по старому стилю), а армяне по древней традиции – 19 января, в один день с праздником Богоявления.
Несмотря на догматические расхождения, в отношении взаимных поздравлений и приветствий с торжеством Рождества Христова никаких затруднений не возникает.
Рождество для местных жителей – очень живой и семейный праздник.
Все ходят друг к другу в гости, собираются целыми семьями в доме матери семейства (а семьи бывают очень большие – до сотни человек). В течение двух-трех праздничных дней считается необходимым посетить всех родственников.
Колядки и василопита с запеченными монетками
Дети, особенно учащиеся школы Греческой Патриархии на Сионе, в святочные дни обходят кельи насельников и дома прихожан с пением колядок, собирая угощение. Колядки здесь в основном западного толка – переводные с английского и немецкого языков рождественские carols.
В русских храмах поют наши привычные колядки, чаще по-украински. Ведь большую часть прихожан храмов Русской Духовной Миссии составляют переехавшие на постоянное жительство в Израиль украинцы.
У арабов же и греков существуют колядки разные: рождественские отличаются от богоявленских. С последними духовенство местных православных храмов по традиции обходит дома прихожан после праздника Богоявления для окропления домов святой водой.
Обычно священство определяет очередность и время, когда и кто идет по домам, уделяя этому занятию первую половину дня.
В течение Святок по обычаю Православного Востока главный праздник – память святителя Василия Великого, которая отмечается очень торжественно. В этот день в храмах совершается освящение василопиты. Это новогодний греческий пирог, который по традиции запекается с монеткой на счастье.
Как Рождество празднуют в Иерусалимском Патриархате
Накануне праздника в Храме Гроба Господня в Иерусалиме совершаются царские часы. После богослужения от Храма движется большой крестный ход во главе с Иерусалимским Патриархом, вместе с которым идут духовенство и многочисленные верующие, в том числе скауты. Процессия останавливается у Яффских ворот. Здесь Патриарх и духовенство садятся в автомобили и проезжают 10 километров до Вифлеема.
По всей дороге останавливается движение, на каждом перекрестке в почетном карауле стоят израильские полицейские (среди них немало православных христиан – как арабов, так и русскоязычных). Кортеж останавливается около монастыря Пророка Илии за пару километров от Вифлеема. Здесь Патриарха встречают старейшины арабских православных приходов и общин. В монастырском соборе совершается непродолжительный молебен.
После трапезы Патриарх направляется дальше в Вифлеем. От монастыря его сопровождает конный квартет всадников израильской полиции. Около гробницы праматери Рахили на границе, где Израиль и территорию Палестинской автономии разделяет шестиметровая бетонная стена, Патриарха встречают палестинские джигиты, тоже на лошадях.
Духовенство в это время объезжает город по окружной дороге, чтобы заранее прибыть в храм ко встрече Предстоятеля.
Храм Рождества Христова в Вифлееме
На площади перед храмом Рождества Христова Патриарха приветствуют вифлеемский губернатор, духовенство и верующие. Начинается парад скаутов, который может продолжаться пару часов. После него Патриарх с сопровождающими входит в храм с пением рождественского тропаря.
Начинается вечерня и Литургия Святителя Василия Великого. Служит ее только один священник, все остальные вместе с Патриархом молятся в храме. Прихожане (обычно их немного) причащаются Святых Таин.
Как правило, после начала богослужения большинство простых верующих расходится до ночной службы.
Литургия заканчивается примерно к четырем часам дня. После нее в Тронном зале всем предлагается постное угощение – обычно традиционный для сочельника фасолевый суп с рисом без масла.
Около 22.30 в храм снова прибывает Патриарх. Вместе с Предстоятелем Иерусалимской Церкви в крестном ходе по давней традиции участвует местный англиканский епископ.
Утреня совершается в верхнем храме над пещерой Рождества, а ирмосы рождественского канона «Христос раждается, славите» Патриарх с духовенством спускаются петь в вертеп к Вифлеемской звезде – месту, где Матерь Божия родила Спасителя мира.
Во время пения в вертепе рядом с Патриархом ставят красивое кресло для руководителя Палестинской автономии, который «заочно присутствует» на богослужении.
После утрени сразу совершается Литургия, причем Патриарх служит в верхнем храме. В пещере Рождества в это же время на престоле над местом Рождения Спасителя Литургию совершает один из епископов Иерусалимского Патриархата. Он заканчивает службу раньше Патриаршей и присоединяется к духовенству в верхнем храме.
Затем в Патриаршем зале всем священнослужителям и почетным гостям предлагается довольно скромное угощение: немного вина, кофе и сладости. И все разъезжаются по домам поздравлять свои семьи и славить родившегося Богомладенца Христа.
Рецепт
Чечевичный (фасолевый) арабский суп для Рождественского сочельника
На стакан коричневой чечевицы или мелкой фасоли – 2 литра воды, лук, морковь, соль, перец, зира, зелень петрушки по вкусу.
Бобы сварить до мягкости. Лук и морковь мелко натереть на терке, при желании обжарить в масле. Овощи добавить к бобам и варить до полного размягчения чечевицы или фасоли. (В Израиле, бывает, бобовые супы нарочно томят на маленьком огне до 18 часов.
Следовать ли этой традиции, зависит от ваших возможностей и наличия свободного времени.) Добавить соль, перец, зиру, зелень петрушки. Готовый суп при помощи блендера довести до консистенции пюре. Подавать в Рождественский сочельник с хлебными сухариками.
Протоиерей Игорь Пчелинцев, ключарь подворья Праведной Тавифы в Яффе
Источник: http://orthodoxmoscow.ru/rozhdestvo-na-svyatoj-zemle/