Почему летоисчисление от рождества христова — Православный мир
7 января — Рождество Христово. Это день начала новой эры. В этот день во всех храмах православной Церкви служится ночная праздничная Литургия. Праздником Рождества начинаются Святки — святые дни — две недели до Крещенского сочельника.
***
Новая эра
В ту ночь резко похолодало. Ночи в этой местности вообще прохладные, но та ночь была особенной зябкой. От холода даже ночь казалась иссиня-черной, и ярче от этого мерцали звезды на темном небе.
Счастливчики, у кого дома были заблаговременно натоплены и все щели предусмотрительно проложены тряпьем, кутались потеплее и, собираясь уже спать, перебрасывались довольными словечками о том, что, наверняка, у них-то потеплее будет, чем у соседей.
Что за непрошенный гость? Кто стучит в дверь в такую темень? Кому не спится?
А ночи и вправду были неспокойные — и все из-за этой переписи. Вот понадобилось перепись населения проводить. Теперь все и идут в Вифлеем, все, кто тут родился, и ведь ночлег им нужен. Хорошо, если кто побогаче будет, а так ведь и даром просятся.
— А заплатить у Вас есть, чем?
— Нет, мы люди бедные, но моя жена должна вот-вот родить, и нам так нужен ночлег! Мы пришли издалека, Она устала и не может больше идти!
. Вот еще, и денег нет, и еще рожать жене, ну, не оберешься с ними хлопот
— Простите, мест нет!
И еще одна дверь захлопнулась.Попробовать еще? Не ночевать же на улице? А как быть дальше?-Место в хлеву?
Ведь Ей рожать. Ведь на свет должен прийти не просто малыш. Ведь придет Царь Царей, спаситель мира!
Старик Иосиф знал о том, кого родит его жена. Марию ему отдали в жены совсем юной девушкой — священники не знали, как быть с девушкой, которая дала обет посвятить всю жизнь Богу и избрали ей в мужья его, уже старого человека. И вот, через некоторое время оказывается, что его чистая невеста беременна. А как же обет целомудрия? И что будет с ней — узнают — ее ведь забьют камнями до смерти! Беременна, а еще не замужем И он принимает решение тайно отпустить ее. Тогда хоть не убьют ее
Но в ту ночь он неожиданно проснулся. Это был не сон, это было видение — ему явился Ангел Божий. Предстал перед ним и сказал, что нет греха на Марии. Тот, кого она носит под сердцем — плод не мужской похоти, а плод Завета, Сын от Духа Святого, Спаситель мира. Мессия, которого не одну сотню лет так ждали все.
И начались долгие недели ожидания, вот уже совсем близко тот, кто придет спасти мир. Спасти всех нас от смерти, от греха, дать надежду на спасение.
Стояла зима.Дул ветер из степи.И холодно было Младенцу в вертепе
На склоне холма.
Б. Пастернак
И Ему не нашлось даже самого крохотного места ни в одном доме. Рождается Царь и Спаситель мира, и где? В грязном хлеву, где только животные и согревают воздух своим теплом.
Его согревало дыханье вола.Домашние звериСтояли в пещере,
Над яслями теплая дымка плыла.
Мы давно отвыкли привыкли говорить «до нашей эры» «в новой эре», введенных в русский язык после революции на смену « до Рождества Христова» и «после Рождества Христова», например, в английском языке эры по-прежнему обозначаются как BC (Before Christ — до Христа) и AD (Anno Domini лат. — год Господень)
Встреча Царя
Христос родился в городе Вифлееме во дни всенародной переписи в Римской империи, к которой в те времена относилась и Иудея.
«Таинство странное вижду (вижу) и преславное, — воспевает, — Небо — вертеп; Престол Херувимский — Деву; ясли — вместилище, в них же возлеже (возлежит) невместимый Христос Бог» (ирмос 9-й песни канона).
По преданию, роды Богомладенца были безболезненными, поэтому Пресвятая Дева, Сама, без посторонней помощи, спеленала Младенца и положила Его в ясли.
Но среди полночной тишины, когда всё человечество объято было глубочайшим сном, весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи. Они сторожили стадо, когда им предстал Ангел и сказал: «Не бойтесь: я благовествую вам радость великую, родился вам сегодня Спаситель, Христос Господь «.
Пастухи, люди, видимо, благочестивые, тотчас поспешили туда, куда указал им Ангел, и первыми удостоились чести поклониться Христу-Младенцу. Они разглашали повсюду, куда только ни заглядывали, о явлении им Ангелов и о услышанном ими небесном славословии, и все, слышавшие их, дивились. Пресвятая Дева Мария, полная чувства глубокого смирения, запоминала все это, «слагая в сердце Своем.»
Так, первыми видеть Христа удостоились бедные простые пастухи.
Морозная ночь походила на сказку,И кто-то с навьюженной снежной грядыВсе время незримо входил в их ряды.Собаки брели, озираясь с опаской,И жались к подпаску, и ждали беды.По той же дороге чрез эту же местность
Шло несколько ангелов в гуще толпы.
Незримыми делала их бестелесность,Но шаг оставлял отпечаток стопы.У камня толпилась орава народу.Светало. Означились кедров стволы.— А кто вы такие? — спросила Мария.— Мы племя пастушье и неба послы,Пришли вознести Вам Обоим хвалы.
— Всем вместе нельзя.
Подождите у входа.
Летоисчисление от Рождества Христова
Принятое летоисчисление «от Рождества Христова» было введено в VI-м веке римским монахом Дионисием, названным Малым.
В основание своих исчислений Дионисий поставил тот расчет, что Господь Иисус Христос родился в 754-м году от основания Рима, но, как показали более тщательные исследования, расчет его оказался ошибочным: Дионисий указал год, по крайней мере, на пять лет позже действительного.
Однако, эта дионисиевская эра, предназначавшаяся в начале только для церковного употребления, с 10-го века стала общераспространенной в христианских странах и принята в гражданском летоисчислении, хотя и признается ошибочной всеми хронологами: общепризнанной датой Рождества считается 749-й год от основания Рима.
Почему волхвы?
Следующими к новорожденному Христу пришли волхвы -мудрецы с Востока. В их лице весь языческий мир преклонил свои колена перед истинным Спасителем мира.
Сегодня нередко говорится о том, что православная вера принимает астрологию, и при этом ссылаются на то, что одними из первых к новорожденному Спасителю пришли волхвы. Однако, церковь свидетельствует о невозможности православной астрологии: волхвы принесли к ногам Христа всю языческую мудрость, символически показывая ничтожность своего знания перед величием Богочеловека.
Евангельские волхвы, определили по звездам, что родился Царь Иудейский, но, придя в Иерусалим, вынуждены были обратиться к книжникам и фарисеям, чтобы выяснить в каком именно городе Он родился? «Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду его на востоке и пришли поклониться ему». (Мф. 2. 2).
Эти слова испугали Ирода. Царившего в то время, т.к. он не имел законных прав на престол. Ирод испугался соперника, но что стоило его уничтожить? Пока младенец был еще так беззащитен: Ирод взял с волхвов обещание указать ему на новорожденного Царя Царей. Они пришли в Вифлеем и там, «падши, поклонились» Новорожденному Христу. «Открывши сокровища свои», волхвы «принесли Ему дары: золото, как Царю, ладан, как Богу, и смирну, как человеку, имеющему вкусить смерть».
Светало. Рассвет, как пылинки золы,Последние звезды сметал с небосвода.И только волхвов из несметного сбродаВпустила Мария в отверстье скалы.Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубуОслиные губы и ноздри вола.Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.
Вдруг кто-то в потемках, немного налевоОт яслей рукой отодвинул волхва,И тот оглянулся: с порога на Деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.
Получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, замыслившему умертвить Богомладенца, волхвы иным путем, то есть не через Иерусалим, ушли в свою страну, вероятно, на юг от Вифлеема. и тогда Ирод приказал убить всех младенцев в Вифлееме и окрестностях. Иосифу же вновь явился ангел и повелел бежать с Марией и Младенцем в Египет, по избежание верной смерти.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: Рождество в декабре какого числа
Для чего Рождество?
Христос пришел в мир для того, чтобы изнутри исцелить греховную, падшую природу человека. Как пишет известный богослов 20 века митрополит Антоний Сурожский «Бог отдает Своего Сына — да, на земную жизнь, но также и на смерть! На смерть, которая Ему всем чужда, с которой у Него ничего общего нет, потому что смерть является плодом нашей отчужденности от Бога, смерть — это плод греха, мертвость души, которая за собой влечет и умирание тела.
Воплощенный же Бог, Богочеловек Господь Иисус Христос и при рождении Своем уже бессмертен: и Он принимает смертность, желая во всем отождествиться с нами, людьми, быть с нами заодно, не отлучаясь ни от любви Божией, ни от единства с Ним, чтобы жить нашей жизнью, но жизнью очищенной, прозрачной ко всему светлому, и умереть нашей греховной смертью. Да! Он умирает нашей смертью, не Своей, потому что — как может Вечная Жизнь умереть?..
Но Он приобщается нам и умирает.»
Христос стал человеком не только для того, чтобы нас научить истинному пути или показать нам добрый пример. Он стал человеком для того, чтобы нас соединить с Собою, приобщить нашу немощную, больную человеческую природу к Своему Божеству.
Праздник
На Рождество во всех храмах православной Церкви служится ночная Литургия, выделяющая этот день среди остальных дней года.
Песнопения службы Рождества Христова особенно торжественны и мелодичны. Вечером в день Праздника служится праздничная вечерня. Храмы всегда украшены к Рождеству по-особенному: во многих церквях наряжаются елки и устанавливаются Рождественские вертепы.
На Рождество заканчивается 40-дневный пост и начинается веселое время святок. Время, когда нет поста, время, которое православные стараются провести свято — это итог всего поста. Издавна на Руси в эти дни особенно много совершалось дел милосердия, помогали бедным, больным, одиноким, это и время народных гуляний, веселья и радости о празднике Рождества.
Источник: https://daronosica.ru/obryady-i-obychai/pochemu-letoischislenie-ot-rozhdestva-hristova.html
Когда родился Иисус Христос и в чем духовный смысл Нового Года?
Все древние народы считали, что Дух-Солнце главенствует во Вселенной, и что именно со дня зимнего солнцестояния световой день начинает прибывать, — Дух Вселенной возрождается, побеждает тьму в мире. Эти верования и традиции были в Древнем Египте, и Древнем Риме, где также отмечался в ночь с 24 на 25 декабря праздник возрождения Солнца.
И, несмотря на то, что в 313 году Константин провозгласит христианство государственной религией Римской империи, этот любимый народом «языческий» праздник не могли победить никакие увещевания и папские указы. Нужно было этот праздник заменить другим. Так отцы Александрийской церкви обосновали выбор даты Рождества Христова. В 337 г. н.э.
папа Юлий 1-й утвердил 25 декабря как дату Рождества Христова, чтобы «языческий» праздник Солнца заменить христианским по аналогии замены Ветхозаветных праздников Новозаветными: Пасха, день 50-цы И православие, и католики празднуют Рождество 25 декабря, но по разным календарям. После перехода России в 1918 г.
на григорианский календарь православная церковь осталась на старом стиле (юлианском календаре), то есть она не переносила даты праздников на новый стиль, ибо 7 января – это 25 декабря по юлианскому календарю.
а). Библейское указание на год рождения Иисуса Христа
История не оставила нам точной даты рождения Иисуса Христа. НО в Библии есть более точное указание на год рождения Иисуса Христа.
Дан.9:25 Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена.
Седьмина – 7 пророческих дней, где день равен году. Первые 7 седьмин – 49 лет — время полного восстановления Иерусалима. Установлено, что Повеление о восстановлении Иерусалима – вышло в 457 год до н.э. От этого повеления до Христа, т.е. до момента становления Иисуса Мессией или Христом должно пройти (7+62)х7=483 года, что соответствует 27 году н. э., когда произошло крещение (помазание Святым Духом) Иисуса.
Евангелист Лука дает по этому поводу очень важную информацию: Лк.
3:1-3 В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.
Опуская все исторические изыскания о перечисленных личностях, отметим достоверный факт, что Тиверий (Тиберий) в 13 году н.э. стал соправителем Августа. В 14 году н.э. император Октавиан Август умер, после чего Тиберий стал во главе Римской империи до своей смерти в 37году н.э. Если считать 13 год н.э.
первым годом правления Тиберия, то 15-й год его правлений выпадает на тот же 27 год н.э. Зная, что Иисус вышел на служение в 30 лет (Лк.3:23 Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати), что до нашей эры счет велся в обратную сторону, а также помня, что еврейский (лунный) год не совпадает с солнечным годом, мы приходим именно к 4 году до н.
э. — как году Рождества Иисуса Христа.
б) Библейское указание о Дне Рождества Христова
Лук.1:5 Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. 8-9 Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения.
По закону Моисея священниками могли быть только потомки Аарона. Старшие его сыновья Наддав и Авиуд бездетными были умерщвлены за приношение Богу чуждого огня (Лев.10:1-3). А от двух его младших сыновей Елеазара и Ифамара со временем появились 24 рода (от Елеазара — 16 родов, от Ифамара — 8).
Чтобы все они имели равное участие в богослужении, царь Давид ввел 24-чередное служение. Каждая чреда совершала служение в течение седмицы от субботы до субботы, при этом порядок служения священников в чреде определял предварительно проведенный жребий. Авия — глава рода, восьмой среди 24-х черед.
Захария был очередным священником, из Авиевой чреды. И хотя Захария не был первосвященником, он мог быть в описываемое время исполнять роль первого из всех священников Авиевой чреды, так как ему по жребию пришлось войти в Святилище для каждения. Каждение – воскурение ладана или фимиама как символ возносимых к Богу молитв.
Два каждения: 1) ежедневное на жертвеннике для курения (Исх.30:1, 6-8) и 2) каждение в день искупления.
Для какого каждения вошел Захария в Храм? В пользу того, что это было каждение в день искупления говорит существенный факт, упомянутый в Лук.1:10 все множество народа молилось вне во время каждения. Вне – значит вне храма Господня (см. контекст Лук.1:9). До появления храма Господня это требование было равнозначно требованию – находиться вне скинии собрания.
Такое уникальное требование на пребывание народа ВНЕ скинии (храма) во время служения было только в праздник очищения: Лев.16:17 Ни один человек не должен быть в скинии собрания, когда входит он для очищения святилища, до самого выхода его. И так очистит он себя, дом свой и все общество Израилево. А праздник очищения имеет четко установленную дату: Лев.
16:29-30 И да будет сие для вас вечным постановлением: в седьмой месяц (ТИшРЕЙ), в десятый день месяца смиряйте души ваши и никакого дела не делайте, ни туземец, ни пришлец, поселившийся между вами, ибо в сей день очищают вас, чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чисты пред лицем Господним; Лук.1:23,24 А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой.
После сих дней (после 10 тишрея) зачала Елисавета, жена его и таилась пять месяцев Лук.1:26,27 В шестой же месяц (после зачатия Елисаветы) послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария 30-31 И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.
Зачатие Иоанна Крестителя было на 6 месяцев раньше зачатия Иисуса или на 15 (6+9) месяцев раньше Рождения Иисуса, т.е. в 5 году до н.э. По конвертеру дат (http://www.direct-time.ru/index.php?id=12#) находим следующее соответствие:
Григорианский календарь Еврейский календарь
5 г. до н.э. — год зачатия Иоанна Крестителя 3756 г.
4 г. до н.э. – год рождения Иисуса 3757 г.
7-й месяц – тишрей, день -10 –й — день очищения, когда Захария вошел в храм для каждения
Еврейский календарь Григорианский календарь
10 тишрея 3756 г. 20 сентября, среда, 5 г. до н.э.
Итак, Елисавета зачала после 10 тишрея (20 сентября — среда), но не ранее завершения Авиевой чреды, т.е. субботы – 13 тишрея (23 сентября), после шести часов вечера которого, наступал уже первый день недели (воскресение) – 24 сентября (14 тишрея) 5 г. до н.э., и через 9 месяцев после зачатия — рождение Предтечи — 24 июня 4 г. до н.э. Через 6 месяцев после зачатия Иоанна Крестителя – 25 марта 4 г. до н.э.
было благовестие ангела деве Марии, после чего она пошла к Елисавете, пробыла у нее около трех месяцев и, не дождавшись рождения ею сына, вернулась домой: Лук.1:56,57 Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой. Елисавете же настало время родить, и она родила сына. Через 9 месяцев после благовещения — 25 декабря 4 г. до н.э. родился Иисус Христос. Поэтому называть следующий год – это 2016-й год от Рождества Христова не верно.
На самом деле следующий 2016-й год нашей эры – это 2020-й год от Рождества Христова.
в) Смысл и значение Нового Года
Часто на поздравительных открытках пишут: «С новым Годом и Рождеством Христовым!». Именно такой порядок упоминания праздников (сначала 1 января -Новый Год, а потом 7 января — Рождество) укоренился в сознании людей на постсоветском пространстве после перехода с Юлианского календаря (старый стиль) на Григорианский календарь (новый стиль), введённый декретом, подписанным В. И. Лениным 26 января 1918 года.
Европейские страны перешли на Григорианский календарь намного раньше. В католических странах в 1582 году постановлением папы Григория XIII (именем которого и назван календарь) старый Юлианский календарь (введенный Юлием Цезарем в 46 г. до н.э. по аналогии с египетским солнечным календарем) был заменён на более точный.
Протестантские страны отказывались от Юлианского календаря постепенно, на протяжении XVII—XVIII веков. В России с 1918 года от Юлианского календаря отказались официальные власти, но не православная церковь, которая еще считает, как в XVII—XVIII веках считали протестанты, что “лучше разойтись с Солнцем, чем хоть в чем-то сойтись с папой”.
Поэтому народ «приноровился» праздновать Новый Год по новому Григорианскому календарю – 1 января, а Рождество Христово – по «православному» Юлианскому календарю (старому стилю).
В рамках же одного календаря праздник Рождества Христова предшествует Новому Году. По Григорианскому календарю – 25 декабря Рождество Христово и на восьмой день от него — 1 января Новый Год. По Юлиансокму календарю – 7 января Рождество и на 8-й день от него — 14 января («старый» Новый Год) соответственно.
Лук.2:21 ПО ПРОШЕСТВИИ ВОСЬМИ ДНЕЙ, когда надлежало ОБРЕЗАТЬ Младенца, ДАЛИ ЕМУ ИМЯ ИИСУС, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве.
На 8-й день после рождения Иисуса — 1 января – это дата ОБРЕЗАНИЯ (ПОДЧИНЕНИЕ ЗАКОНУ) и НАРЕЧЕНИЯ ИМЕНИ, Которому покорится все небесное и земное. Это великий момент ОКОНЧАТЕЛЬНОГО БОГОВОПЛОЩЕНИЯ, начало НОВОЙ ЭРЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. В ЭТОМ СУТЬ И СМЫСЛ НОВОГО ГОДА!
И в этом истинном смысле неразумно полагать, что обрезание и наречение (присвоение, оформление) имени может быть раньше рождения младенца.
Поэтому если Новый Год – 1 января, то Рождество – за 8 дней до него – 25 декабря (Григорианский новый стиль). Если же для кого-то Рождество 7 января, то Новый Год – на 8-й день после него – 14 января (старый Юлианский стиль).
С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ И НОВЫМ ГОДОМ!
Пастор Вячеслав Тен
Источник: http://jcc.in.ua/blog/slovopastora/rozdenie_hrista.htm
Можно ли наступивший год считать 2017-м от Рождества Христова?
Почти весь мир погрузился в атмосферу празднования встречи Нового 2017 года. Для христиан всего мира этот праздник неразрывно связан с другим, более почитаемым ими праздником, с Рождеством Христовым.
Как правило, в западных странах Рождество отмечают за неделю до Нового года (25 декабря), а в восточных – неделю спустя (7 января).
Связь между этими двумя праздникам намного глубже, чем их близость по датам празднования: согласно нашему летоисчислению этот новый год должен быть две тысячи семнадцатым годом от рождества Христова!
О том, в какой именно день и месяц родился Иисус, можно много рассуждать, но сейчас хочу писать о другом.
Можем ли мы полагать, что Христос родился 2017 лет назад?
Дело в том, что уже давно известно, что год рождения Иисуса, от которого ведется летоисчисление, изначально был неправильно определён. Некоторые исторические даты, связанные с рождением Иисуса и описанные в евангелиях, дают основание предполагать, что на самом деле этот год никак не может быть 2017 от рождества Христова!
Почему же так?
Современная система летоисчисления «от Рождества Христова» (Anno Domini или A.D.) возникла в 525 г. [1] В этот год скифский монах Дионисий Малый (лат.: Dionysius Exiguus) получил задание от Папы Иоанна Первого составить новую таблицу дней празднования Пасхи.
В то время широко использовали систему летоисчисления, которая брала отчет от правления императора Диоклетиана, жестокого гонителя христиан.
«Монах, не желая вести отсчет по годам правления «нечестивого гонителя», решил «обозначить годы» от «воплощения Христа»» [2] и получил одобрение папского престола.
Так была введена в употребление новая эра «от Рождества Христова».
Когда же родился Христос?
Согласно летоисчислению Дионисия, новая (наша) эра начинается с 1 года от Рождения Иисуса Христа (1 г. от Р.Х). Все годы, которые были до этой даты, обозначаются как до нашей эры (до Рождества Христова). Дионисий определил, что 1 г. от Р.Х. начинается через неделю после установленного дня рождения Христа (25 Декабря). Поэтому некоторые считают, что год рождения Христа можно назвать «нулевым», хотя в его схеме нет понятия нулевого года, 1 год от Р.Х. следует сразу за 1 годом до Р.Х.
Однако позже было обнаружено, что при вычислении даты рождения Христа Дионисий ошибся на несколько лет!
Ошибку Дионисия доказывают следующие факты.
Смерть Ирода Великого
По вышеупомянутой системе летоисчисления смерть Иудейского царя Ирода, чьё имя тесно связано с некоторыми важными событиями, происходившими во время рождения Христа, приходится на 4 год до н.э.
Это буквально означает, что Ирод умер за 4 года до рождения Иисуса Христа.
Но мы знаем по Писанию, что «Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода» (от Матфея 2:1) и что царь Ирод, узнав о рождении другого царя Иудейского, «разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме от двух лет и ниже» (от Матфея 2:16).
Это все говорит о том, что Христос родился до смерти Ирода в 4 г. до н.э. (или до Р.Х.). Даже если бы Ирод умер в том же году вскоре после рождения Христа (что мало вероятно), то всё равно Дионисий ошибся на 4 года. Но события в Евангелии показывают, что Ирод мог жить еще несколько лет, после рождения Христа, и поэтому вероятнее всего, что Христос родился минимум на 4 года раньше, чем принято Дионисием Малым.
Свидетельство Луки
Повествование врача и евангелиста Луки, написавшего Евангелие от Луки, тоже опровергает, что Христос родился в первом веке.
https://www.youtube.com/watch?v=iXtvb7AEbXI
Согласно ему, Иисус родился «в то время», когда «вышел указ, в котором император А́вгуст повелевал провести перепись по всей земле (т.е. по всей Римской Империи)», и «это была первая перепись, она проводилась, когда Сирией правил Квири́ний» (Евангелие от Луки 2:1-2, Современный русский перевод)
Август – титул первого римского императора Гая Юлия Цезаря Октавиана (63 г. до н.э. – 14 г. н.э.). Исторически известно, что во время своего правления, он провел три переписи по всей Империи: 28 г., 8 г. до н.э. и 14 г. н.э. [3]
Согласно некоторым исследователям библейских историй, Квириний правил Римской провинцией Сирией, куда входила родина Иисуса – Иудея – в период между 12 г. и 2 г. до Р.Х. [4]. Таким образом именно перепись в 8 г. до н.э., из трех упомянутых выше, совпадает с той, о которой говорил Лука.
Итак, по трем историческим фактам – смерть Ирода в 4 г. до н.э., перепись в 8 г. до н.э. и годы правления Квириния – мы можем прийти к выводу, что Иисус Христос мог родиться в 8 г. до н.э. И тогда мы проводили не 2016 год от Рождества Христова, а 2023 год (учитывая отсутствие ‘0’ года), и наступивший год является не 2017, а 2024!
Уже давно известно, что вычисляя год Рождения Христа, Дионисий Малый допустил ошибку. Однако, спустя много столетий его схема и система летоисчисления остается стандартной почти во всем мире. Казалось бы, все так просто, но даже в этом времена и сроки, установленные людьми, расходятся с теми, которые устанавливает Господь!
И мое пожелание всем – чтобы для вас во всех отношениях этот новый год был Божьим!
[1] Keeping Time: The Origin of B.C. & A.D. By Robert Coolman, LiveScience Contributor
Источник: http://www.invictory.com/columns/1579/
Откуда пошла фраза от Рождества Христова
Произнося привычное словосочетание «от Рождества Христова», мы не знаем откуда оно взялось. На самом же деле тем оно вошло в обиход всего человечества, мы все обязаны английскому монаху, жившему в начале VIII века. Он не изобрел новое летоисчисление, но именно он ввел эту фразу в обращение.
Англия приняла христианство в VII веке. Процесс этот, как и везде, был не быстрым и не самым простым. К тому же, собственно государства Англия тогда не существовало. На острове было 7 королевств, иногда живших мирно, а иногда яростно враждовавших друг с другом. Иногда они выбирали себе общего верховного короля, но нередко обходились и без него. Самое северное королевство называлось Нортумбрия.
Христианство пришло сюда практически позже всех, однако сразу после этого именно здесь стали бурно строиться многочисленные монастыри, в которых новообращенные английские монахи трудились над переписыванием священных книг и неустанно читали молитвы. В одном из таких монастырей и началась история мальчика по имени Беда.
Самородок по имени Беда
Беда, или Беде (ударение в этом древнеанглийском имени ставится на первый слог), родился в 673 году, в семье обычного английского крестьянина, жившего в деревушке под названием Монктон. Впрочем, его отец, судя по всему, был вполне зажиточным человеком.
По крайней мере он мог позволить себе не приставлять сына к работе в поле, а отправить его в расположенный неподалеку монастырь Уирмаут учиться грамоте. К учению семилетний мальчик оказался весьма способным.
Сам он впоследствии говорил, что больше всего на свете любил «учиться, учить и писать».
В 681 году был основан «дочерний» монастырь Уирмаута, получивший название Джарроу. Туда, сопровождая своего учителя, монаха Кеолфрита, переехал Беда. И провел в стенах этой обители всю оставшуюся жизнь, вплоть до своей смерти в 735 году в возрасте 62 лет.
Жизнь средневековых монахов не была легкой.
У каждого монастыря были крестьяне, которые обеспечивали его всем необходимым, но, по уставу святого Бенедикта, монахи были обязаны и сами неустанно трудиться: кто в поле, а кто — в скриптории, зале, где переписывались и украшались книги.
Именно там находилось рабочее место Беды, который довольно быстро прославился своей отличной памятью, острым разумом и точной рукой. Все это делало его идеальным переписчиком и комментатором книг. Прежде всего — Библии, изучению которой он посвятил всю жизнь.
Вокруг тем временем шла обычная средневековая жизнь. И спустя несколько лет монастырь затронула обрушившаяся на Нортумбрию эпидемия чумы. Из всего монастыря Джарроу в живых остались всего 2 человека: Беда и аббат Кеолфрит. Но житейские трудности нисколько не сломили характер монаха, стремившегося к познанию.
Как считать время?
Беда отличался необыкновенно широким кругозором для своего времени. Он активно читал не только Священное Писание (чем зачастую ограничивалось большинство монахов), но и научные трактаты, а также сборники античной поэзии. Благо библиотека в Джарроу была огромной, и к тому же регулярно пополнялась. Книги сюда привозили напрямую из Рима.
19 лет от роду Беда стал диаконом, а в 702 году — священником. Его главной работой в скриптории было комментирование и толкование тех мест в Библии, которые казались непонятными или допускали двойное понимание. Благодаря умению взглянуть на любую проблему с разных точек зрения, Беда часто находил довольно оригинальные трактовки библейских событий, которые вызывали одобрение у иерархов церкви.
Попутно он продолжал интересоваться наукой. Особенно его увлекали вопросы хронологии. В VII веке общепринятыми были несколько систем отсчета времени. Чаще всего даты ставили от сотворения мира. Также часто считали от первого года правления императора Диоклетиана, прославившегося в качестве одного из главных преследователей христиан.
Ни та, ни другая датировка давно уже не устраивали тех, кто всерьез занимался исследованием истории. Дата сотворения мира даже искренне верующими христианами воспринималась как слишком условная и не привязанная к реальным историческим событиям. А отсчитывать года от языческого правителя, да еще и врага Христа, было как-то странно.
Кто предложил считать время от Рождения Иисуса Христа
Между тем еще в середине VI века римский монах Дионисий Малый, занимавшийся вычислениями даты Пасхи, предложил считать годы от Рождества Иисуса Христа. Согласно Евангелию от Луки, Иисусу, когда Он начинал свою проповедь, исполнилось 30 лет.
Исходя из этого, Дионисий Малый вычислил, что Воскресение Спасителя приходится на 25 марта 31 года от Его Рождества. Современные ученые подвергают эту дату, да и саму методику расчетов Дионисия, вполне обоснованной критике, однако для раннего Средневековья такая система счета лет была значительным шагом вперед.
Очень она понравилась и Беде, который активно отстаивал ее в своих ранних произведениях трактатах «О временах» и «Об исчислении времени».
Идею в книгу, оттуда в народ
Первым произведением Беды, в котором была использована система хронологии от Рождества Христова, было сочинение «О шести возрастах мира». Это был краткий обзор мировой истории, демонстрирующий, как мир движется от языческого прошлого через христианское настоящее к Царству Божьему в будущем.
«Церковная история англов»
Но самым главным произведением Беды, с которым он навсегда вошел в историю, стала «Церковная история англов». Он писал его уже в зрелом возрасте и завершил к 731 году, когда ему было под 60.
В этом монументальном труде он объединил данные множества источников, написанных до него, — от записок Гая Юлия Цезаря до хроник, которые вели монахи монастырей, разбросанных по всей Англии.
Основная идея была той же, что и в трактате «О шести возрастах мира», — показать, как старый невежественный мир движется в прекрасный мир Царства Божьего.
Популярность «Церковной истории англов» уже при жизни Беды стала огромна. До наших дней дошло 160 рукописей этого произведения! А это означает, что ее переписывали буквально в каждом втором скриптории. Причем не только в Англии.
За счет глобального масштаба изображаемых событий, а также безупречного языка, которым она была написана, «История» стала популярна по всей Европе.
А ее автора в последние годы его жизни стали называть не иначе как Беда Достопочтенный, чтобы подчеркнуть его заслуги.
Из-под пера Беды вышло еще немало произведений. В том числе и стихов — как на латыни, так и на древнеанглийском языке! Неизвестно, насколько часто он их писал, но до нас дошли всего 2 из них: латинский гимн королеве Этельфрите и англосаксонская «Предсмертная песнь». Кроме того, по свидетельству современников, Беда отлично пел и был неравнодушен к музыке.
Комментируя Библию, он всегда старался докопаться до самой сути каждого слова и каждой фразы. Но иногда при этом неожиданно давал волю фантазии. Так в христианской традиции появились имена трех волхвов, пришедших поклониться новорожденному Христу.
В Библии имена Балтазар, Каспар и Мельхиор не упоминаются. Как нет и их описания. Автором и того и другого является именно Беда Достопочтенный. Его авторитет как комментатора Священного Писания был столь велик, что никто не посмел спросить, откуда он взял такие подробности.
Установить, что это была авторская фантазия, удалось лишь много-много лет спустя.
Стремясь дать возможность приблизиться к Богу даже тем, кто не знал латыни, Беда Достопочтенный перевел на англосаксонский язык Символ веры и основные молитвы. А уже перед самой смертью начал перевод Евангелия от Иоанна.
В последние годы жизни Беда был окружен почитанием. Про него уже рассказывали легенды. Одна из них гласит, что из-за многолетней работы в скриптории он почти утратил зрение, но продолжал вести активную жизнь.
Однажды он попросил мальчика-послушника отвести его к людям, которым хотел прочитать проповедь. Тот же, из озорства, привел его на берег моря и поставил лицом к бушующим волнам. Беда, не видя, что людей перед ним нет, стал читать проповедь.
Когда он закончил, то волны сказали человеческим голосом: «Аминь!»
Сразу же после смерти Беды Достопочтенного стал подниматься вопрос о его причислении к лику святых. Однако для этого необходимы были подтвержденные случаи совершенных им чудес. В итоге Ватикан канонизировал его как «учителя церкви» только в 1899 году. А в 1978 году Беда Достопочтенный был объявлен местночтимым святым Сурожской епархии Русской православной церкви, расположенной в Великобритании.
Антон МОЛЧАНОВ
Источник: https://xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai/otkuda-poshla-fraza-ot-rozhdestva-xristova.html