В плену стереотипа: это страшное имя иуда
2 июля Церковь отмечает память апостола Иуды, брата Господня. Святой апостол Иуда – один из 12 учеников Христовых. В Евангелии от Иоанна он назван “Иуда, не Искариот», чтобы отличить его от Иуды-предателя.
Однако личность Иуды Искариота вошла в историю столь страшной вехой, что имя «Иуда» ассоциируется, в первую очередь, только с ним – учеником Иисуса Христа, предавшим Его за 30 серебряников.
«Чем Иудою быть, лучше на свет не нарожаться»
Имя Иуда – библейское, евр. Йехуда, и означает – «восхваление Господа». В Библии сказано, что Иудино колено было самым многочисленным и дало название еврейскому народу «иудеи», и религии – «иудаизм». В христианском мире имя Иуда стало нарицательным с ярко выраженным негативным смыслом и породило устойчивый стереотип восприятия.
«Иуда – Предатель, изменник (от имени апостола Иуды, предавшего, по евангельскому мифу, Иисуса Христа)», – такое значение слова «Иуда» даёт толковый словарь Ожегова.
«Иуда – употребляется как символ предателя, изменника, действующего под маской друга», – говорится в словаре Ефремовой.
«Предатель, изменник. – «Где злодей? Куда бежал Иуда в страхе?» – Пушкин. (От имени апостола Иуды, предавшего, по евангельскому рассказу, Иисуса Христа), – толкование по словарю Ушакова.
«ИУДА – обратилось в бранное: предатель, изменник. Иудино лобзанье, лукавый, облыжный привет. Иудино дерево, осина. Иудою свет пройдёшь, да удавишься. Иуде верить, не беда поплатиться. Чем Иудою быть, лучше на свет не нарожаться. Наш Иуда ест и без блюда! Здесь имя только для красного склада», – разъясняет значение слова «Иуда» словарь Даля.
https://www.youtube.com/watch?v=4tqmmeC9nXQ
Иудами не называют детей, хотя это имя есть в Святцах. В литературе вспоминается лишь один персонаж с подобным именем: Идушка Головлёв – герой романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы». Но и данном случае настоящее имя персонажа – Порфирий Владимирович Головлёв.
По мнению литературоведов, несмотря на то, что его прозвище ассоциируется с Иудой Искариотом, оно лишь отчасти связано с именем апостола-предателя. Прозвище Иудушка разделено на два слова – «Иуда» и «Душка». Снаружи Порфирий ласков и добр, другими словами – душка.
А внутри – жадный и злой Иуда.
Считал себя недостойным называться братом Божиим
А что же другой апостол Иуда, называемый Фаддей или Леввей, брат Господень? Большинство людей нецерковных даже не догадывается о том, что был святой апостол Иуда Иаковлев, сохранивший верность Господу Иисусу Христу, проповедовавший Евангелие и принявший мученическую кончину за христианскую веру.
Апостол Иуда происходил из рода царя Давида и Соломона, был сыном праведного Иосифа Обручника от его первой жены. В начале земного служения Господа Иисуса Христа сыновья Иосифа, в том числе и Иуда, не верили в Его Божественную сущность.
Предание указывает, что, когда праведный Иосиф Обручник стал делить между сыновьями принадлежавшую ему землю, то пожелал выделить часть и Христу Спасителю, рожденному преестественно и нетленно от Пречистой Девы Марии.
Братья воспротивились этому, и только старший из них, Иаков, принял Христа Иисуса в совместное владение своей долей и за это был назван братом Господним.
Позднее Иуда поверил во Христа Спасителя как ожидаемого Мессию, всем сердцем обратился к Нему и был избран Им в число ближайших 12-ти учеников. Но, помня свой грех, апостол Иуда считал себя недостойным называться братом Божиим и именовался лишь братом Иакова.
По Вознесении Господа Иисуса Христа апостол Иуда отправился с проповедью Евангелия. Он распространял веру во Христа сначала в Иудее, Галилее, Самарии и Идумее, затем – в странах Аравии, Сирии и Месопотамии. Из Персии святой апостол Иуда написал свое соборное послание , в кратких словах которого заключено много глубоких истин.
Оно содержит догматическое учение о Святой Троице, о воплощении Господа Иисуса Христа, о различии Ангелов добрых и злых, о будущем Страшном Суде. В нравственном отношении апостол убеждает верующих беречь себя от плотской нечистоты, быть исправными в своих должностях, молитве, вере и любви, заблудших обращать на путь спасения, охранять себя от учений еретиков.
Апостол Иуда учит, что недостаточно только веры во Христа, необходимы еще и добрые дела, свойственные христианскому учению.
Святой апостол Иуда принял мученическую кончину около 80-го года в Армении, в городе Арате, где был распят на кресте и пронзен стрелами.
С именем Иуда Православная Церковь также знает и святого Иуду-Угличского (ум. 1609) – преподобномученика, погибшего при разорении Углича поляками в Смутное время. Его память отмечается 5 июня в Соборе Ростово-Ярославских святых.
О том, как в почитании этих святых преодолеть стереотип в восприятии имени Иуда и избавится от негативных ассоциаций – протоиерей Александр Немчинов, руководитель курсов катехизации Днепропетровской епархии, клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы.
«Стереотипы лишают человека свободы мышления»
– Не все Иуды – Искариоты. Иудой звали ветхозаветного патриарха, сына Иакова, от которого пошло колено Иудино, и к которому принадлежал и царь-пророк Давид. Был Иуда Маккавей, ревностный последователь Закона Моисеева, руководивший восстанием евреев против насаждения эллинского культа. И христианские святые с этим именем есть, и среди монахов встречается имя Иуда. Ведь сама этимология имени Иуда – «восхваление Господа» – прекрасна.
И совершенно не значит, что человек, дискредитировавший себя, опорочил этим и своё имя. Ведь и у Чикатило, и Оноприенко тоже были имена – имена святых, которыми называют многих людей. И хоть был Адольф Гитлер, можно нисколько не сомневаться, что есть много прекрасных людей с именем Адольф.
Поэтому от стереотипов в любом случае надо избавляться, и от этого тоже. Стереотипы лишают человека свободы мышления. Может, в силу того, что я музыкант, у меня имя Иуды в первую очередь ассоциируется с ораторией Генделя «Иуда Маккавей». А стереотип восприятия имени Иуда косвенно связан ещё и с темой антисемитизма. Люди малообразованные иудеев ассоциируют с этим именем, что все евреи – Иуды, предатели.
Однако и персона Иуды Искариота не настолько однозначная – всё-таки его нельзя назвать человеком, совершенно лишённым совести. Тот бы забрал деньги и постарался бы их увеличить. А он не смог – поколебался какое-то время, пришёл к первосвященникам и швырнул им эти деньги. Поэтому Иуда Искариот не вызывает однозначной оценки его личности.
Как по мне, Иуду-предателя можно назвать человеком, скорее, жалким. О нём хорошо пишет преподобный Нил Мироточивый, которому стоит доверять, учитывая его посмертные вещания о последних судьбах нашего мира. Святой описывает, что отец Иуды – разбойник, мать – блудница, и, тем не менее, Господь его призвал.
И не потому, что кто-то должен быть стать предателем, и Иуда понесёт такой тяжёлый крест – как это модно сегодня рассматривать во всевозможных эпатажных версиях. Господь ждал, что Иуда изменится. Он оказал ему высокое доверие и сделал казначеем апостольской общины.
И преподобный Нил пишет, что Господь, даже когда в муках умирал на кресте, Он с надеждой смотрел в сторону Иуды – не придёт ли и не раскается ли тот. И если бы Иуда пришёл и раскаялся, то несомненно Господь бы его простил, и он остался бы в числе 12 апостолов и, как и другие апостолы, пошёл бы с проповедью Евангелия Царствия Божия.
Но, похоже, что ему на это не хватило мужества – он просто отчаялся и покончил с собой. Так что поступок Иуды Искариота, конечно же, низок и страшен, но он нисколько не оскверняет само имя «Иуда» – восхваляющий Господа.
Источник: https://spzh.news/ru/find/lost/article/v-plenu-stereotipa-eto-strashnoe-imya-iuda
Иуда — это кто? Как Иуда Искариот предал Христа?
Истории из Библии являются наиболее известными и исследованными в церковной литературе, однако несмотря на это Библейские истории все равно порождают дискуссии и живой интерес. Наша статья посвящена апостолу Иуде Искариоту, тот кто предал своего учителя Иисуса.
Это имя с давних времен стали использовать в качестве обозначения лжи и вероломства и в народе имя Иуда окрасилось в негативный окрас, однако насколько верное такое суждение? Можно задать вопрос любому православному верующему: «Кто такой Иуда?» И вы получите ответ: «Это предатель своего Учителя, и он же виноват в распятии Иисуса».
Имя – не приговор
То, что Иуда был предателем, все давно знают. Сам облик Апостола Иуды стал несомненно ненавистным . Но само имя Иуда является самым популярным именем в Израиле, в наше время довольно часто это имя дают сыновьям, оно переводится с еврейского как «слава Всевышнему». В числе приспешников Иисуса встречаются пару человек с именем Иуда, а значит подразумевать всех носителей этого имени в лицемерии, в крайнем случае безосновательно.
История Иуды в Новом Завете
В Библии о предательстве Иуды рассказывается довольно ясно. Ночью в Масличном саду Иуда выдал Иисуса приспешникам понтифексов, они же отдали ему обещанные тридцать серебряников, однако Иуда вдруг понял, что совершил непоправимое, не смог вытерпеть душевные мучения и повесился.
Христианская Церковь об истории мирского пути Иисуса избрали лишь четыре повествования,которые были созданы Лукой, Матфеем, Иоаннам и Марком. Начальным повествованием в Священном писании является Евангелие, авторство которого предположительно принадлежит одному из дюжины послушников Иисуса, которым являлся мытарь Матфей.
Марка относят к числу 70-ти ангелов, и его повествование было написано в середине первого столетия. Лука не был учеником Иисуса, однако, по мнению некоторых ученых, проживал с Христом в одно время. Повествование Луки было написано второй половине первого столетия. И заключительным повествованием о земной жизни Спасителя является Евангелие Иоанна.
Это Евангелие было создано намного позже иных, однако в нем есть данные, которых нет в ранее представленных повествований. В Евангелие Иоанна содержится наибольше сведений о персонаже нашей статье, об ученике Иуде. Это Евангелие, как другие три, было выбрано Православной Церковью из тридцати иных повествований. Оставшиеся сочинения получили название апокрифы.
Эти выбранные Евангелие считаются преданиям, или заметками неустановленных создателей, потому что абсолютно точно неизвестно: кто их создал, и когда они были написанные. Тот факт, что эти повествования были написанные Марком, Матфеем, Иоанном и Лукой историки подвергают сомнениям.
Установленным фактом считается лишь то, что Священных Писаний существовало больше тридцати, однако все они не были включены в Библию. Считают, что некоторые сочинения были утеряны в годы зарождения христианской веры, а иные хранят в абсолютной тайне. В повествованиях монахов православной религии есть заметки о них, к примеру Ириней Лионский и Епифаний Кипрский, которые жили во втором-третьем столетиях, упоминается о Священном писании Иуды.
Причина неприятия апокрифических Евангелий – гностицизм их авторов
Иринея Лионского считают самым известным апологетом-это тот человек, который был ярым заступником и был у самых истоках зарождения христианства. Именно Иреней является автором наиболее известны канонических правил в православии, таких как: Догмат о Живильной Троице, и еще облик Папы Римского в качестве наследника святого Петра.
Кроме того Лионский был автором таких слов, касаемых Иуды Искариота: Искариот являлся личностью, проповедующего благочестивые взгляды верования в Всевышнего. Иуда, по мнению Ириней, опасался, что с позволением Иисуса вероисповедания и правила понтификов, подразумеваясь Учения Моисея, будут отменены, и это стало причиной его предательства. Именно Искариот из числа дюжины учеников был из Иудеи, и считалось, что Иуда придерживался веры евреев. Другие ж ученики являлись галилеянами.
Компетентность ученого Иринея Лионского не подвергается сомнениям. В его повествовании существует осуждения относительно записок о Иисусе, существовавших в те года. В одном из трудов Иреней упоминает о Священном писании Иуды в качестве гностического сочинения, то которое ни коем образом не признается Церковью. Пантеизм это метод учения, который основывается на сведеньях и доказанных явлений, в тоже время вероисповедание является предметом неизученным.
Вера нуждается в повиновении не основываясь на аналитическом анализе, имеется ввиду не научный подход к Церкви, к обрядам и к Всевышнему, потому как Всевышний является абсолютно непознаваемым.
Сенсационный документ
В конце семидесятых при археологической экспедиции в Египте нашли могильник, в котором кроме всего остального был пергамент, название которого было «Повествование Иуды». Оригинальность этого текста не вызвало дискуссий. Документ подвергли многочисленным анализам, которые включали в себя текстуальный и углеродный способы, которые выдали результат , что данный текст был создан в течении третьего — четвёртого столетия от Рождества Христова.
Согласно выше перечисленным данным, пришли к выводу, что эта находка есть копией того Священного Писания Иуды, о котором упоминал в своем труде Лионский. Несомненно, создателем этого документа не является послушник Христа Иуда Искариот, этим автором был иной Иуда, отлично изучивший мирскую жизнь Спасителя. В данном сочинение наиболее ярко выражен персонаж Искариота.
И несколько событий, которые описанные в признанных Писаниях, в данном документе описанные более подробно.
Новые факты
Согласно этому манускрипту приходим к выводу, что ученик Иуда являлся праведником, а совсем не предателем, который стал учеником Христа ради обогащения и славы. Иуда являлся любимым и преданным учеником Иисуса. Ведь непосредственно Иуде Иисус поведал все секреты Небес.
В «Священном Писании Иуды», к примеру, сказано, что человечество создал не Сам Всевышний , а бестелесное существо Саклас, слуга опаленного святого духа, изображавшийся виде ужасного огненного облика, испачканного в крови. Это сочинение шло в разрез с главными догматами, которые были установлены Отцами православной Церкви.
К несчастью, этот сенсационный манускрипт прошел долгий и трудный путь, перед тем как его нашли исследователи. И только малая часть этого документа осталась невредимой.
Миф об Иуде – это грубая инсинуация
Возникновение православия так и до конца неизученным явлением. Потому как в нем до сих пор присутствует жесткое противостояние с чепухой, которое не добавляет авторитета Отцам Христианской Церкви. Однако каково значение чепухи в церковном смысле? Считается, что это суждение, идущее в разрез с мнением, тех кто обладает властью и могуществом, а в те года вся власть и могущество были сосредоточенны в руках Церкви.
Начальные лики Иуды были написаны по заказу религиозных служащих для росписи церквей, чиновники утверждали какой облик должен иметь Иуда Искариот. Изображения стенописи Джотто ди Бондоне и Чимабуэ, на которых запечатлён поцелуй Иуды, изображают Иуду как низкого, безобразного и ужасного человека, который вобрал в себя все самые отвратительные пороки человечества.
Однако разве мог бы такой тип быть одним из любимых учеников Христа?
Иуда изгонял бесов и исцелял больных
Всем давно известен, тот факт, что Сын Божий даровал исцеления немощным, оживлял умерших, помогал избавится от нечистого.
В признанных Священных Писаниях указано, что этим Иисус обучал и Своих послушников ( в том числа Иуду Искариота) и наказывал своим ученикам оказывать помощь всем страждущим безвозмездно.
Нечистые духи трепещали от имени Иисуса и когда он приходил сами уходили из плоти человека, в которого они вселились. Как так случилось, что бесы лжи,алчности , вероломства и иных слабостей одержали вверх над Иудой, если он всегда был возле Спасителя?
Первые сомнения
Кем же на самом деле являлся Искариот: Коварным лицемером либо ж одним из первых православных святых, который ждет восстановления своего доброго имени?» этот вопрос интересует многих православных верующих с возникновения православной религии. Однако в древние времена за этот вопрос следовала казнь, но в наше время у нас появилась возможность разобраться в этом вопросе.
В начале девятнадцатого столетия в «Богословском Вестнике» был опубликован ряд заметок преподавателя Столичного религиозного заведения, христианского писателя Муретова Митрофана Дмитриевича и имели названия « Предатель Иуда». В этих статьях богослов приводил свои суждения, о том что Иуда, не мог предать Христа, веря в его Святость. Потому как в признанных Повествованиях не существует точного свидетельства о корыстолюбии ученика.
Рассказ о тридцати серебряных монет выглядит неправдоподобным как со стороны суммы вознаграждение, так и со стороны алчности Иуды, не мог он так быстро и легко отдать их. Если бы Иуда обладал слабостью корыстолюбия, то иные апостолы Иисуса не сделали б его хранителем казны. Распоряжаясь средствами общины, Искариот имел возможность присвоить все деньги и скрыться.
А сколько это тридцать монет, дарованных Иуде от понтификов? Большая ли это сумма? Если да, то почему алчный Искариот не исчез вместе с ними, а если ничтожная, то по какой причине Иуда принял эти монеты ? Профессор утверждал, что алчность не являлось основной причиной поступка Иуды. Скорее всего, по мнению богослова, апостол смог вероломно предать своего наставника, потому что разочаровался в Его Проповеди.
Философ и психолог из Австрии Франц Брентано практически одновременно с Муретовым, пришел к такому же мнению. Хорхе Луис Борхес и Анатоль Франс в поступке Искариота увидели самоотречение и повиновение наказу Всевышнего.
Будущее – за обновлённым христианством
Знаменитый й русский философ Николай Фёдорович Фёдоров, основатель русского космизма, подаривший новый виток развития всех отраслей наук являлся очень праведным человеком, который утверждал, что светлое будущее людей и их спасение заключается в христианской вере. Люди не должны осуждать за прошлые греховные деяния христиан, а пытаться не делать новых и стремится к доброте и милосердию по отношению к другим людям.
Источник: https://www.o-vere.ru/iuda-eto-kto-kak-iuda-iskariot-predal-hrista.html
Иуда Искариот
Иуда Искариот – один из самых узнаваемых религиозных антигероев. Предатель Иисуса Христа польстился на 30 сребреников, однако быстро раскаялся. Имя персонажа стало нарицательным для обозначения предательства, а сумма полученных денег превратилась в символ вознаграждения тех, кто предает друзей и близких.
История жизни
В официальных источниках жизнь Иуды лишена детальных подробностей. В Библии это один из 12 апостолов Иисуса, к тому же на него возложена миссия казначея маленькой общины.
Ответственная должность досталась герою за бережливость, умение отказываться от бесполезных и необоснованных трат денег.
В канонических документах описан момент, когда Иуда упрекает Марию из Вифании за то, что та умастила ноги Иисуса миром стоимостью в 300 динариев. Деньги-то серьезные, вполне хватило бы накормить множество нищих.
Иуда Искариот
В следующий раз персонаж появляется во время Тайной вечери: Иуда и другие ученики Иисуса ужинают за общим столом, и учитель пророчит предательство со стороны одного из присутствующих.
Неканонические источники более щедры на подробности биографии предателя. Иуда родился 1 апреля (с тех пор день считается самым несчастливым в году). Ребенку не повезло с самого начала: перед рождением мать увидела ужасный сон, который предупреждал, что новорожденный сын погубит семью.
Иуда Искариот и Иисус Христос
Поэтому родители решили сбросить младенца в ковчеге в реку. Но Иуда остался жив и невредим, попал на остров Кариоф, а когда вырос и возмужал, вернулся в родные пенаты. Страшное пророчество исполнил – убил отца и вступил в кровосмесительную связь с матерью.
Затем Иуда прозрел и раскаялся. Чтобы замолить грехи, он 33 года ежедневно, набрав в рот воды, поднимался на гору и поливал высохшую палку. Чудо свершилось – мертвое растение выпустило новые листочки, а Иуда подался в ученики Иисуса.
В других апокрифах утверждается, что герой с детства жил по соседству с Иисусом. Болезненный мальчик попал на лечение к малолетнему целителю, но во время процедуры в него вселился демон, поэтому Иуда укусил Иисуса за бок. В оставшийся шрам позже попало копье римского легионера. Часть легенд и вовсе говорит о родстве Иуды и Иисуса – персонажей даже называют братьями.
Иуда Искариот в числе 12 апостолов
По поводу значения прозвища «Искариот» нет единого мнения. Сын Симона иш Кариофа Иуда (хотя имя отца прямо не называется) получил второе имя для отличия от своего тезки, еще одного ученика Иисуса. Искариот появилось как переиначенное название родины – герой единственный из всех апостолов родился в городе Кариот (или Кариоф), остальные были уроженцами Галилеи.
Некоторые исследователи предполагают, что слово «кериййот» означает просто «пригород», деревня близ Иерусалима. Другие углядывают аналогию с греческими и арамейскими словами, что переводятся как «лживый», «убийца», «вооруженный кинжалом».
Иуда Искариот задумывает предательство
Образ Иуды сложился из описаний древних апокрифов. Персонаж представлен как невысокий и смуглый мужчина с темными волосами, крайне суетливый, любящий серебро (казначей нередко крал из денежного ящика).
В Евангелии цвет волос не указывается, этой особенностью внешности героя наделили литераторы. А позднее укоренилось мнение, что Иуда был рыжим. Например, Эмиль Золя и Оноре де Бальзак в своих произведениях использовали выражение «рыжий как Иуда». Апостол носил одежды из белой ткани, которые обязательно украшал кожаный передник с карманами. В исламе Иуда выглядит, как Иисус, – Аллах сделал так, чтобы его распяли вместо Мессии.
Икона Иуды Искариота
Смерть Иуды точно описана в Библии, правда, в двух вариантах. Предав своего учителя, казначей пошел и повесился. Легенда гласит, что для этих целей мужчина выбрал осину. Именно с тех пор листья деревьев стали дрожать на ветру, а само растение обрело удивительные свойства. Из древесины осины выходит отличное оружие против нечисти (вампиров), из нее нельзя возводить жилье, исключительно надворные постройки.
Вторая каноническая версия утверждает:
«и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его».
Священники не видят здесь противоречия, считая, что веревка, на которой повесился Иуда, оборвалась, и он «низринулся». По некоторым источникам, предатель Иисуса умер в глубокой старости от непонятной неизлечимой болезни.
Предательство Иуды
Задумав предательство, Иуда отправился к первосвященникам и спросил, какую цену получит за свой поступок. Апостолу обещали за «работу» 30 сребреников. По каноническому представлению – сумма приличная: за такую стоимость продавали участки земли в городе. Удобный случай сдать Христа представился в ту же ночь. Мужчина привел в Гефсиманский сад воинов, где на учителя указал поцелуем, прежде пояснив:
«Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его».
По утверждению архиепископа Феофилакта Болгарского, Иуда поцеловал Иисуса, чтобы воины не перепутали его с апостолами, ведь на дворе стояла темная ночь.
Поцелуй Иуды
Почему был выбран именно такой способ указания на Мессию, исследователи Нового Завета тоже объясняют – это традиционный знак приветствия, пожелание мира и добра у евреев. Со временем словосочетание «поцелуй Иуды» превратилось в идиому, которая обозначает высшую степень коварства. Как только Христа приговорили к распятию, Иуда осознает, что он сделал, и раскаивается. Возвращает тридцать сребреников со словами
«Согрешил я, предав кровь невинную»,
а в ответ слышит:
«Что нам до того? Смотри сам».
Рассуждать на тему, зачем Иуда предал Христа, брались десятки умов. Одно из самых очевидных объяснений – корыстолюбие. Евангелисты также указывают на участие Сатаны: якобы он вселился в казначея и управлял действиями.
Картина «Иуда Искариот, бросающий серебреники», Платон Васильев
Некоторые представители церкви утверждают неотвратимость божьего промысла, мол, события были задуманы свыше, и Иисус знал об этом. Мало того, просил апостола выдать его, а поскольку ученик не в силах ослушаться учителя, пришлось повиноваться. Таким образом, Иуда превращается в жертву, и вместо ада герой будет в раю.
Некоторые пытаются оправдать поступок тем, что Иуда устал ждать, когда Иисус, наконец, обнародует свою славу и миссию, при этом все же надеялся на чудесное спасение учителя. Другие пошли дальше, обвиняя Иуду в том, что тот разочаровался в Иисусе, приняв его за лже-Мессию, и действовал во имя торжества правды.
В культуре
Десятки писателей пытались на свой лад интерпретировать образ библейского Иуды. Итальянский журналист Фердинандо Гаттина в середине 19 века выпустил книгу «Мемуары Иуды», которая возмутила религиозное сообщество, – предатель выставлен борцом за свободу еврейского народа.
Роман Леонида Андреева «Иуда Искариот»
Переосмысливали жизнь героя Алексей Ремизов, Хорхе Луис Борхес, Роман Редлих. Интересным взглядом на деяния Иуды Искариота поделился Леонид Андреев в одноименной книге. Представитель Серебряного века показал предателя, который в душе бесконечно любил Христа. Российским читателям персонаж также знаком по книге Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», где Иуда идет на отвратительный поступок ради возлюбленной.
Живопись неизменно связывает Иуду с «темными» силами. На картинах, фресках и гравюрах мужчина то сидит на коленях у Сатаны, то изображен с черным нимбом над головой или же в профиль – так рисовали бесов. Самые знаменитые творения изобразительного искусства принадлежат перу художников Джотто ди Бондоне, Фра Беато Анджелико, ювелира Жана Дюве.
Персонаж стал героем музыкальных произведений. В нашумевшей рок-опере Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса «Иисус Христос – суперзвезда» нашлось место арии Иуды.
Поговаривают даже, что этому предателю, как первому революционеру, в конце лета 1918 года Лев Троцкий устанавливал памятник в центре города Свияжск. Впрочем, эта история так и осталась мифом.
Экранизации
На заре кинематографа первым примерил образ Иуды американец Фрэнк Гейлор в фильме «Игра страсти Обераммергау». Затем последовала череда экранизаций на тему жизни Христа, в которой ярким пятном стала картина «Царь Царей» (1961) режиссера Николаса Рэя. Роль апостола под номером 12 досталась Рипу Торну.
Карл Андерсон в роли Иуды
Критики по достоинству оценили киноинтерпретацию мюзикла «Иисус Христос — суперзвезда». Канадец Норман Джуисон снял одноименный фильм в форме спектакля, где предателя сыграл Карл Андерсон.
В Иуду Искариота перевоплощались актеры Ежи Зельник, Иэн Макшейн, Харви Кейтель, Джерард Батлер. Поразительной картиной признан фильм «Страсти Христовы» (2004) в авторстве Мела Гибсона, где Иуду блестяще изобразил Лука Лионелло. Последним на экран в облике Христова предателя вышел Джо Редден – в 2014 году в прокат поступила лента «Сын Божий».
Игорь Верник в роли Иуды
В России под гримом Иуды скрывались два актера, и оба – в постановках романа «Мастер и Маргарита». В 1994 году Юрий Кара снял фильм по мотивам произведения Михаила Булгакова, однако он дошел до зрителя только в 2011 году. На роль Иуды режиссер пригласил Игоря Верника.
Дмитрий Нагиев в роли Иуды
В 2005 году на телевидении состоялась премьера «Мастера и Маргариты» от Владимира Бортко. В этой ленте зрители наслаждались игрой Дмитрия Нагиева, который убедительно изобразил евангелистского предателя.
Цитаты
«Христос – один на все эпохи. Иуд же в каждой – сотни».«Было бы хорошо для всего мира, особенно для детей Божьих, чтобы Иуда оставался одиноким в своем преступлении, чтобы не было больше предателей, кроме него».
Януш Рось, польский сатирик:
«Всего лишь один Иуда на двенадцать апостолов? Трудно поверить!»
Василий Ключевский, историк:
«Христы редко являются, как кометы, но Иуды не переводятся, как комары».
Поль Валери, французский поэт:
«Никогда не судите о человеке по его друзьям. У Иуды они были безупречны».
Веслав Брудзиньский, польский сатирик:
«Начинающий Иуда вкладывает в свой поцелуй много искреннего чувства».
Оскар Уайльд, английский писатель:
Источник: https://24smi.org/celebrity/41453-iuda-iskariot.html
Глава первая
Иисуса Христа предупреждали насчет Иуды из Кариота. Слава вокруг него ходила дурная. Человек он опасный, способный на подлость. Не верил Иисус рассказам, считая все наговором. Никто из учеников не успел заметить, как удалось рыжему иудею приблизиться к учителю, втеревшись в доверие. Впустил он Иуду в круг избранных.
Глава вторая
Постепенно Иуда стал своим. Ему удалось добиться расположения некоторых учеников, хотя врал он, как раньше, но вранье придавало шарм его историям. Его роль в коллективе слежение за денежным ящиком и выполнение хозяйственных работ.
Искариот уверен, нет человека, который бы не согрешил. Он постоянно жаловался, что все его хотят обмануть и оклеветать. Остановившись на ночлег в одном селении, их обвиняют в краже козленка только потому, что Иуда ходит рядом с Христом. Козленок нашелся, но люди убеждены, что Иисус вор. После этой истории отношение Христа к Иуде изменилось. Он все чаще не замечал его, а при разговоре с учениками демонстративно садился к нему спиной.
Другой случай, произошедший с Христом, вновь показал, что Иуда прав. В деревне, куда Иисус пришел с проповедью, местные встретили их враждебно, а после проповеди обвинили в лицемерии и хотели закидать камнями. Так и произошло бы, если бы не Иуда, яростно бросавшийся на толпу в попытке защитить Христа.
Он грозил и умолял, лгал, давая возможность Христу и ученикам уйти. Припадая на колени, он тряс денежным мешком, заявляя во всеуслышание, что Иисус такой же вор, как его ученики, как и сам Иуда. Гнев толпы сменился на смех и отвращение.
Иуда ожидал похвалы и благодарности, ведь он всех спас, но Иисус не разделил его ликования по поводу победы.
Глава третья
Притомившись после долгого пути, Иисус прилег отдохнуть в шатре. Пока он отдыхал, ученики прогуливались по окрестностям, чтобы не нарушить покой. Петр и Филипп развлекались скатыванием больших камней с горы. Вскоре к ним присоединились остальные ученики. Во всеобщем веселье лишь Иуда не принимал участия.
Фома зовет друга присоединиться. Иуда устраивает с Петром соревнования, у кого больше сил сбросить самый огромный и тяжелый из камней. Иуде удается сдвинуть валун с места. Он торжествует, оказавшись самым сильным, ловким из всех. Петр его победу не разделяет. Он обращается к небу с мольбой не допустить, чтобы Иуда стал сильнейшим, и просит помощи одолеть его. Иисус, услышав его молитву с грустью в голосе отвечает:
Глава четвертая
Фома уличил Иуду в краже динариев. Петр хватает Иуду за шиворот и тащит вора на беседу к учителю. Иисус к всеобщему удивлению встает на сторону Иуды. Он заявляет, что никто не имеет права считать, сколько денег присвоил наш брат. Иуда доволен. Ему удалось примириться с апостолами. Иисус вновь выделил его из толпы, что не осталось незамеченным для всех.
Петр и Иоанн оспаривали первенство в царствии небесном. Призвав Иуду разрешить спор, они не ожидали, что на вопрос, кто будет первый возле Иисуса, услышат от Иуды, что это он.
Глава пятая
Иуда посещает первосвященника Анну, предлагая старику предать Иисуса суду. Анна сделал вид, что впервые слышит это имя. Он прогоняет предателя, но Иуда оказался настойчив. В итоге Анна соглашается, предлагая за жизнь Иисуса тридцать серебренников.
Искариот возмущен столь низкой оценкой жизни Христа. Такой ценный товар и за такую сумму. Пытаясь выпросить еще денег, Иуда слышит отказ. Неожиданно он преображается. Немного подумав, Иуда решил, что вдруг найдется негодяй, готовый предать и за один обол.
Все последующие дни предатель окружил лаской и заботой не только Иисуса, но и апостолов. Никто не должен помешать осуществлению его планов. Его имя навсегда должно остаться в памяти людей и называться вместе с именем Иисуса.
Глава шестая
Каждый день Иуда предупреждал всех об опасности. Он знал, что путешествие в Иерусалим станет последним для Христа, но не пытался его отговорить. Он неустанно твердил что нужно защитить учителя. В доказательство любви Искариот приносит пару мечей.
Пусть видят, что он до последнего вздоха будет сражаться за него. В Иерусалиме народ встретил Христа радостными криками. Ученики радовались его победе. Вот только сам Христос грустил. На последнем вечере он еле слышно произнес, что кто-то предаст его.
Глава седьмая
Иисусу было тревожно. Шагая по ночному Иерусалиму, он явно нервничал. Ученикам был отдан приказ не спать всю ночь, караулить место стоянки, но Петр, Иоанн, Иаков и Симон уснули. Разбудили всех громкие звуки. На них надвигалась толпа воинов во главе с Иудой.
Иуда шепнул солдатам, что тот, кого он поцелует, того и хватать. Апостолы в страхе наблюдали за происходящим. После того, как Христа схватили, все ученики разбежались. Лишь Иуда следовал за учителем.
Он наблюдал через окно в решетке, как избивают Христа и в голове его роились мысли, что вдруг солдаты обо всем догадаются и его план сорвется.
Глава восьмая
Где бы не появлялся Иуда, всюду на него тыкали пальцем, крича, что он предатель. Апостолы отреклись от Христа, испугавшись вооруженных солдат. Иуда все время был рядом с Иисусом, даже во время казни. Осуществились его мечты и ужасы. Христос распят. Все это время он боялся, что люди одумаются и спасут Христа, но нет. Победа за Искариотом!
Глава девятая
После распятия Христа Иуда возвращается к апостолам, обзывая их трусами. Он призывает пойти вслед за учителем, но никто не решается. Кто если не они расскажут народу правду о нем? Они должны донести его учения. Иуда проклинает их. Он взбирается на высокую гору, накидывает петлю на одинокое дерево и вешается. Поутру его тело сбрасывают в овраг, как поступали с падалью.
Источник: https://frigato.ru/kratkie-soderzhaniya/2484-iuda-iskariot.html
Кто такой Иуда и почему он предал Христа | Православиум
Рубрика: Основы веры
В словарях большинства современных языков слово “Иуда” является нарицательным. Так называют предателя или корыстолюбивого человека, на которого нельзя положиться. Он может за деньги продать самых дорогих и близких людей. Этим именем христиане не называют своих детей, его нет в списке православных имен.
Однако более 2000 лет назад, во времена жизни Иисуса Христа, оно было широко распространено в израильском народе. Даже среди учеников Спасителя было несколько человек, носящих это имя. Одним из самых трагических лиц Евангельского повествования стал Иуда Искариот, предавший своего Божественного Учителя: Иисуса Христа.
Кто такой Иуда? Иуда Искариот был одним из 12 апостолов – ближайших и любимейших учеников Иисуса Христа. Среди учеников Иисуса Христа Иуда выполнял важные хозяйственные функции. Он собирал и и хранил пожертвования, затем распределяя их на различные нужды. Его можно назвать казначеем общины учеников Иисуса Христа, при нем всегда был ящик для сбора пожертвований. В Евангелии ничего не говорится о жизни Иуды Искариота до его призвания в апостолы.
Что означает «Искариот»
Практически все ученики Спасителя носили два имени. Например Симон Петр: где Симон первоначальное имя, а Петром (в переводе с греческого “камень” или “скала”) его называет Иисус Христос. Так и Иуда Искариот: первое – его личное имя, полученное при рождении. Откуда появилось второе имя, сказать однозначно сложно. Есть несколько версий:
- Искариот – это обозначение местности, откуда был родом Иуда: город Кариот в Иудее;
- Искариот трактуется как еврейское слово со значением “предатель”;
- от арамейского слова, трактующегося как “лжец”;
- отражающее лат. sicarius — разбойник (посредством арам. и евр. заимствований);
- передающее арамейское слово со значениями «красный», «рыжий».
Стоит отметить, что в Евангелии нет информации, что таким именем нарек Иуду Спаситель, как он поступил с Петром.
«Поцелуй Иуды» (средневековая итальянская фреска)
Несмотря на дефицит сведений о том, каким был апостол Иуда Искариот, на основании Евангельского повествования его можно охарактеризовать как расчетливого, прагматичного и корыстолюбивого. По одной из версий, он следовал за Иисусом Христом не как за Спасителем, из любви к Нему, а как за будущим мирским царем. И от Иисуса Христа, как от правителя, Иуда ожидал материального богатства и славы для Его приближенных, то есть и для себя.
А для израильского народа и государства – свободы от римлян, величия и процветания. Но он увидел, что его ожидания не оправдываются и Иисус Христос не ищет себе царской власти на земле. Напротив, говорит о Царстве Божьем. Тогда Искариотн сам начал вознаграждать себя из ковчега для пожертвований – воровать. “Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.
” (Ин.12:6)
Окончательное решение о предательстве Иисуса Христа Иуда принял после случая в доме Симона прокаженного. Грешная женщина по имени Мария помазала драгоценным миром ноги Спасителя. Искариот негодовал, ведь миро можно было продать за триста динариев (значительная сумма денег).
Он понял, что никакой власти и материальных богатств не получит, оставаясь с Иисусом Христом. Иуда пошел к первосвященникам и предал Спасителя за 30 сребренников – незначительную сумму, цена лишь одного невольника.
Это главная, каноническая, но не единственная версия причины, по которой Искариот предал Иисуса Христа.
Другие версии предательства
Также существует мнение, что Иуда выступил как “орудие Божьего Промысла”. Для искупления грехов человечества Спаситель должен был пострадать и быть преданным в руки палачей.
И кому-то предстояло выступить в качестве предателя как посредника для совершения необходимой Жертвы. Им якобы и стал Иуда Искариот для совершения Промысла Божьего. Помимо того, что эта версия слаба с точки зрения богословия, с ней сложно согласиться и с позиции логики.
Первосвященники могли найти способ казнить Иисуса Христа без посторонней помощи людей из Его окружения.
Еще одна версия предательства – это желание Иуды “подтолкнуть” Христа к его миссии Царя ради собственных интересов. Видя, что Иисус Христос не торопиться брать власть в свои руки, Искариот решил создать ситуацию, которая заставила бы Его во избежание казни действовать более активно. Но при сопоставлении характера Иуды с этой версией становится понятным, что мелкий вор, крадущий у своих же братьев, не мог решиться на столь серьезный переворот.
Что стало с Иудой после предательства
Предательство Иуды не осталось безнаказанным. Увидев, что Христос подвергся мучительным пыткам и осужден на страшную позорную смерть, он раскаялся.
Искариот вернул тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам со словами: “Согрешил я, предав кровь невинную”. Но никакого сочувствия Иуда не получил, а встретил холодное и презрительное отношение к себе.
Первосвященники ответили ему, что нет им до этого никакого дела. Иуда понял, какое злодеяние он сотворил, пошел и удавился (повесился).
Было ли раскаяние Иуды Искариота искренним или же он оплакивал свои несбывшиеся мечты о богатстве и славе, останется загадкой. В тоже время раскаяние Иуды не может считаться чистосердечным Ведь он впал в отчаяние, не положившись на милость и прощение Бога, покончил с собой. В Евангельской истории не только Иуда предал Спасителя, но также апостол Петр, трижды отрекшись от Него. Но при этом Петр нашел в себе силы покаяться, за что был прощен и занял верховное место среди апостолов.
Образ Иуды
Образ Иуды также раскрывается в сравнении со Христом, как образ предателя и образ преданного.
Об этом пишет святитель Иоанн Златоуст: «Не предавайся унынию, услышав, что Иисус был предан; или лучше предайся унынию и плачь горько, но не о преданном Иисусе, а о предателе Иуде, потому что преданный спас вселенную, а предавший погубил свою душу.
Преданный сидит ныне одесную Отца на небесах, а предавший находится ныне во аде, ожидая неизбежного наказания». Иуда предстает человеком, дошедшим до крайней степени зла, но вместе с тем христианин призван не осуждать его, а скорбеть о его судьбе.
«О нем плачь и воздыхай, о нем скорби, как и Владыка наш плакал о нем».
“Иуда-предатель, придя в отчаяние, «удавился» (Мф. 27, 5). “Познал он силу греха, но не познал величия милосердия Божия. Так многие делают и ныне и следуют Иуде. Познают множество грехов своих, но не познают множества щедрот Божиих и так отчаиваются в своем спасении. Христианин! тяжкий и последний диавольский удар – отчаяние. Он прежде греха представляет Бога милостивым, а после греха – правосудным. Такова его хитрость.” (Святитель Тихон Задонский).
В конце ХХ века была найдена рукопись, датированная II веком, апокрифическое “Евангелие от Иуды”. В нем Иуда Искариот предстает лучшим и любимым учеником Иисуса Христа.
И лишь он один понимает зачем Спаситель пришел на землю, поэтому и помогает Иисусу Христу выполнить его “спасительную миссию”. Таким образом, из предателя Иуда превращается в святого.
Богословы и священники отмечают, что данная рукопись не единственная, датированная первыми веками. Она, появившаяся в гностических сектах, никакого отношения к христианскому вероучению не имеет.
Печальный пример Иуды показывает, что “нет греха непрощенного, кроме греха нераскаянного”.
Источник: https://pravoslavium.ru/kto-takoj-iuda-i-pochemu-on-predal-xrista/
Кто такой Иуда Искариот? Почему Иуда предал Христа и как он умер
Иуда Искариот – один из 12 апостолов, ближайших последователей Христа, которых тот сам выбрал из числа своих учеников. Согласно Библии, он предал Иисуса, поспособствовав его аресту, и получил за это 30 сребреников (иудейских серебряных монет).
Сумма была достаточной, чтобы купить участок земли в окрестностях Иерусалима, что и было сделано. Но по поводу того, кто именно распорядился «кровавыми» деньгами, библейские рассказы расходятся.
Как умер Иуда. Библейские противоречия
Согласно Евангелию от Матфея, Иуда раскаялся, когда понял, что Христа осудили на казнь. Он вернул монеты подкупившим его священникам, оставив их в храме, после чего повесился. Поскольку деньги, которые использовались в нечестивой сделке, не годились для церковной сокровищницы, священники приобрели на них кусок поля под кладбище для чужеземцев. Это место стало называться «землей крови».
Однако в «Деяниях апостолов», написанных евангелистом Лукой, говорится, что Иуда сам потратил деньги, добытые предательством, на покупку земли. А «землей крови» ее назвали местные жители после того, как Иуда «низринулся» (т.е. рухнул вниз) и из лопнувшего тела вывалились внутренности.
Фреска Джованни Канавезио «Повешенный Иуда», 1491. Wikimedia
Слово «низринулся» («ниц быв» по-церковнославянски, «[fell] headlong» по-английски) смущает читателей и некоторых исследователей. Они предполагают, что в данной версии Иуда не повесился, а сбросился с высоты или вообще погиб случайно.
Но большинство ученых и христианских толкователей все-таки считают, что Матфей и Лука пишут об одном и том же способе самоубийства: первый констатирует сам факт («удавился»), второй описывает последствия (тело рухнуло с дерева какое-то время спустя).
То, что тело при падении буквально треснуло пополам, вывалив внутренности, как раз подтверждает, что перед этим оно висело на жарком солнце, активно разлагаясь и раздуваясь.
«Дерево Иуды»
Хотя ни один библейский источник не указывает, на чем повесился Иуда, во многих народных мифах фигурирует «Иудино дерево». Восточные славяне отвели эту роль осине, очевидно, не зная, что в Палестине она не растет.
В словаре Даля середины XIX века написано: «Осина проклятое дерево, на нем Иуда удавился, и с тех пор на нем лист дрожит. На осине кровь под корою; кора, под кожицей, красновата».
Изображение «Иудиной медали», отлитой в 1709 году по приказу Петра I для вручения гетману Мазепе за предательство в Северной войне
В Англии, Франции, Польше считали, что это бузина. У Шекспира в комедии «Бесплодные усилия любви» (акт V, сцена 2) есть строчка «Judas was hang’d on an elder» (буквально: «Иуда повесился на бузине»; в переводе Корнеева: «Древний Иуда тоже повесился на древе»).
Но и бузина не росла в местах евангельских событий, так что впоследствии в Западной Европе «Иудиным деревом» прозвали багряник, который распространен на Ближнем Востоке. Он обильно цветет лилово-розовыми цветками, а его зрелые плоды напоминают фигуру висельника.
Цветы и плоды багряника. Kurt Stüber / Wikimedia
Поцелуй Иуды
В Евангелиях сцена предательства и ареста описана довольно подробно. Иуда привел воинов и служителей в Гефсиманский сад, где Христос находился с остальными апостолами, подошел к нему, поцеловал и назвал Равви́ (учитель). Тем самым он указал пришедшим, кого именно надо арестовать.
Почему он выбрал поцелуй, а не другой, менее «сентиментальный» способ предательства?
Дело в том, что в античности поцелуи в щеку или губы были распространены между мужчинами как знак приветствия и почтения, это встречается у многих древних авторов, от Гомера до Вергилия. Евангелисты (кроме Иоанна) неспроста акцентируют внимание на поцелуе: это подчеркивает двуличность и вероломство Иуды и усиливает драматизм происходящего.
Фреска Джотто в капелле Скровеньи, Падуя, Италия
Сюжет «Поцелуй (Лобзание) Иуды» входит в систему храмовой росписи, поскольку с него начинаются Страсти Христовы – физические и моральные терзания Спасителя перед смертью на кресте и последующим воскрешением.
Само выражение стало обозначать любой предательский поступок, лицемерно прикрываемый проявлением любви и дружбы.
Почему Иуда предал Христа?
Библейские версии
Из Евангелий мотивация Иуды не вполне ясна. Самый простой вывод – что он соблазнился деньгами.
Матфей и Лука дают понять, что прежде чем пойти на предательство, Иуда прямо потребовал вознаграждения. Иоанн отмечает, что Иуда «был вор» и при этом заведовал ящиком для пожертвований.
В то же время у Иоанна и Луки говорится, что перед предательством в Иуду «вошел сатана». Причем описание Тайной вечери у Иоанна оставляет впечатление, что Иуду чуть ли не «зомбировали», превратив в безвольного исполнителя того, что предначертано.
Так, Христос подает ему кусок хлеба, «после сего куска» в него входит сатана, и тут же Иисус велит Иуде: «Что делаешь, делай скорее». К недоумению остальных апостолов, Иуда уходит в ночь – они думают, что Учитель дал ему задание что-то купить.
«Последняя трапеза», Карл Блох, 1870-е. Wikimedia
Значит ли все это, что Иуда был «одержим» и не осознавал, что творит? Ведь тогда его отчаяние и самоубийство нелогичны, как и обвинения в предательстве.
Судя по библейским текстам, Иуда хотел предать, и потому виновен. Непростительность его греха подчеркивается неоднократно. Словами самого Иисуса: «Горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться».
Альтернативный взгляд
Между тем ряд философов, историков и литераторов скорее сочувствуют Иуде как трагической фигуре и обреченной жертве.
По одной из версий, Иуда выдал Иисуса «из чувства патриотизма»: он якобы рассчитывал, что Христос поможет его стране избавиться от римских захватчиков, но разочаровался, решив, что тот использует его народ для каких-то своих целей.
У Леонида Андреева в повести «Иуда Искариот» библейский сюжет представлен словно в зазеркалье, где все наоборот: в нем Иисус «предает» искренне любящего его Иуду, обрекая на душевные муки и подталкивая к предательству.
Иисус (Тед Нили) и Иуда (Карл Андерсон) в мюзикле «Иисус Христос Суперзвезда», 1973
В рассказе Хорхе Борхеса «Три версии предательства Иуды» вымышленный автор исследования рассуждает, что именно Иуда принес величайшую жертву ради спасения человечества. Он согласился принять на себя позор и быть проклятым до конца времен, тогда как Христос «всего лишь» провел несколько часов кресте. В конце концов исследователь делает монументальный вывод, что Иуда был Богом в человеческом обличье.
«Евангелие Иуды»
Исключительным персонажем, превыше всех апостолов, Иуда представлен и в неканонической раннехристианской рукописи, известной как «Евангелие Иуды». Полуистлевший папирус впервые всплыл в конце 1970-х в Египте, радиоуглеродный анализ датировал его примерно III веком нашей эры.
Одна из страниц рукописи. Wikimedia
Текст на коптском языке, скорее всего, является переводом с древнегреческого и, вероятно, был написан последователем одной из раннехристианских сект. Современная церковь считает его «ересью», но он несомненно представляет научный интерес.
В противоположность Новому Завету, Иуда показан в манускрипте как лучший из учеников Христа. Якобы он единственный понял истинную суть его учения, так что только ему Христос открыл тайные знания. Иуда выдал Иисуса врагам только потому, что послушно и жертвенно выполнял его указания.
«Иуда», Эдвард Окунь, 1901. artchive.ru
Более того, согласно «Евангелию Иуды», Христос умер не ради искупления человеческих грехов, а чтобы задобрить богов нижнего порядка. Потому что истинный Бог милостив и не требует никаких жертв, тем более таких кровавых.
«Послание Иуды»
А вот каноническое короткое «Послание Иуды», которое входит в Новый Завет, не имеет отношения к Иуде Искариоту. Его автором считается апостол Иуда Фаддей, он же Иуда Иаковлев (брат апостола Иакова). В начале послания автор сам обозначает себя: «Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова».
Однако в Евангелиях упоминается еще и брат самого Иисуса по имени Иуда. Одни исследователи считают, что апостол Иуда и брат Христа – это разные люди, другие – что это один и тот же человек. Степень родства при этом непонятна: то ли это сводный брат Иисуса (от предыдущего брака отца), то ли двоюродный или даже более дальний родственник.
Православная церковь признает, что апостол Иуда – это брат Господень, сын Иосифа и его первой жены, которая была до Марии. То, что он не подписался так в послании, объясняют скромностью.
Святой апостол Иуда. Икона из ризницы Троице-Сергиевой лавры
Что значит «Искариот»?
Чтобы отделить Иуду-предателя от других, евангелисты добавляют к его имени прозвище Искариот.
Русский православный богослов второй половины XIX – начала XX веков Митрофан Муретов тщательно разобрал написание этого слова в разных источниках (греческих, латинских, еврейских, славянских и др.) и заключил, что оно означает: «кто/который из Кариот», «Кариотянин». Прочие варианты трактовки он отбросил как несостоятельные или натянутые.
Кариот – это буквально «города» (мн. ч), но в данном случае имеется в виду конкретное место Кириаф (Кериоф) на юге Иудеи.
Иудея в эпоху Христа и примерное расположение Кириафа (к югу от Хеврона)
На руинах Кириафа. Фото с сайта Biblewalks.com
По мнению Муретова, прозвище Искариот не просто указывает на происхождение Иуды, но и характеризует его личность.
Из всех апостолов только он был из Иудеи, а ее население в те времена отличалось наибольшим религиозным фанатизмом и радикальным национализмом. Они считали врагами не только римлян, но и своих соплеменников с умеренными взглядами. Если Иуда был одним из непримиримых «радикалов», то закономерно, что он быстро разочаровался в пацифизме Христа и решил его предать.
- Кем был Иисус. Существовал ли Христос в реальности и как он выглядел?
Источник: https://www.anews.com/p/109705087-kto-takoj-iuda-iskariot-pochemu-iuda-predal-hrista-i-kak-on-umer/
Такой же предатель, как и мы. Как Иуда стал идиотом, спецагентом и искупителем
С одной стороны, с Иудой все ясно: негодяй, предатель, самый презренный человек в истории. С другой же — не ясно ничего. В любом детективе у преступника должны быть возможность, средство и мотив. И вот с мотивом Иуды возникает загвоздка: по официальной версии он предал своего учителя за нелепо смешную сумму, а затем вдруг повесился с горя.
У классических авторов проблем с этим не возникало. Данте просто бросил его в компании с Брутом и Кассием в девятый круг ада, где их грызет Люцифер. А в наше время авторы все чаще пытаются понять, что же сподвигло Иуду на его преступление. И мотивы находятся — один радикальнее другого.
«Иуда Искариот». Грешник
Пожалуй, самый известный Иуда в литературе — рыжий безобразный негодяй из повести Леонида Андреева, «любопытный, лукавый и злой, как одноглазый бес». Христа он предает скорее из ревности: Иуда любит своего учителя, а тот никак не признает его первым своим учеником. Прочие же апостолы, по мнению Иуды, — «трусливые собаки, которые бегут, как только человек наклоняется за камнем».
Получив от Синедриона тридцать сребреников, Иуда пробует каждый на зуб: «Но разве благочестивые люди умеют отличать фальшивое от настоящего? Это умеют только мошенники». Так и он, лжец и предатель, смог разглядеть в Христе невинного человека.
«Мастер и Маргарита». Влюбленный
Иуда из Кириафа в булгаковском романе — симпатичный горбоносый юноша, который влюблен в красавицу Низу и хочет увезти ее от опостылевшего мужа. Именно для этого Иуде и нужны деньги — тридцать тетрадрахм, которые он получает, предав «безумного философа» Иешуа.
Однако Низа и сама оказывается агентом Афрания, начальника тайной стражи. Отправляясь на свидание с ней в масличное имение, Иуда встречает нескольких убийц, возглавляемых самим начальником стражи. Предатель Иуда сам стал жертвой предательства.
Поразительно, что сцена убийства Иуды повторяет другую сцену романа. «И в тот же миг за спиной у Иуды взлетел нож, как молния, и ударил влюбленного под лопатку», — пишет Булгаков, напоминая о любви, которая выскакивает, «как из-под земли выскакивает убийца в переулке»: «Так поражает молния, так поражает финский нож!» Иуда у Булгакова оказывается отражением не только Иешуа, но и Мастера.
«Отягощенные злом». Идиот
Братья Стругацкие в одном из последних своих романов заимствуют булгаковскую форму «роман в романе». Здесь историю Иуды рассказывает Агасфер Лукич, комичный толстячок снаружи, древняя сверхчеловеческая сущность внутри, а по совместительству — проклятый апостол Иоанн.
В его версии событий Иуда — нищий идиот, «жалкий сопляк, мальчишка, дрисливый гусенок». Прибившись к компании Христа, Иуда остается аутсайдером: апостолы гоняют его «то за водой, то на рынок, то к ростовщику, то к старосте», сердятся, издеваются. Только Иисус остается для Иуды единственным человеком, который не поднимает на него руку и не обижает.
После Тайной вечери Иисус уединяется с Иудой и начинает давать ему указания. «Рабби говорил, а потом требовал, чтобы он повторил сказанное, чтобы он запомнил накрепко: куда, кого, что рассказать и что делать потом». После Иуда, не осознавая своих действий, следует инструкциям учителя, для которого мученическая смерть на кресте — единственный способ выделиться среди иерусалимских лжепророков.
«Войдя, он сказал, как было приказано: „Я пришел, Рабби“, и Рабби, ласково освободившись от рук Иоанна, поднялся и подошел к нему, и обнял его, и прижал к себе, и поцеловал, как иного сына целует отец. И сейчас же в помещение ворвались стражники» Поцелуй Иуды у Стругацких оборачивается поцелуем Христа, который сам инсценирует предательство и все последующие события, дурачок Иуда же остается лишь инструментом в его руках.
«Евангелие от Афрания». Спецагент
Роман палеонтолога Кирилла Еськова состоит из двух частей. В первой он последовательно разбирает евангельскую историю «с сугубо рациональных позиций», пытаясь построить внутренне непротиворечивую версию библейских событий, которая объясняла бы нестыковки в канонических Евангелиях. Вторая же часть — реконструкция этой версии в форме шпионского триллера.
Подобно многим, Еськов не принимает тридцать сребреников как мотив предательства. Казначею апостолов проще было бы «приворовывать из доверенного ему денежного ящика общины».
По версии Еськова, Иуда (оперативный псевдоним Демиург) был агентом тайной стражи при прокураторе Иудеи, который внедрился в общину Иешуа Назаренина, чтобы создать на ее основе сильную религию, которая позволила стабилизировать ситуацию в регионе.
Для этого им нужно было организовать «появление на политической сцене Палестины влиятельного религиозного лидера, который проповедовал бы отказ от насильственных действий и перенос естественной конфронтации евреев с властью Кесаря исключительно в сферу идеологии и морали».
Иуда обеспечивал безопасность Христа и поднимал авторитет общины, подкупая актеров и организуя «чудеса». Успеху операции помешала алчность Иуды, который прикарманивал часть римских денег, выделявшихся на операцию. Прикрытие Иуды оказалось под угрозой, он предложил Синедриону «сдать» Христа и сопроводил группу захвата к Гефсиманскому саду.
Прокуратор, которому передали проповедника, приговорил Иешуа к смерти, при этом сделав так, что виновником смерти выглядел Синедрион. Римляне инсценировали «чудесное воскрешение», наняв актера, который «воскрес» после того, как они выкрали тело из гробницы, а опасный свидетель Иуда был устранен.
«Тайная полиция, покрывая свой прокол (не уберегли ключевого свидетеля!), обеими руками ухватилась за подброшенный нами слух о „самоубийстве“ Иуды. Это именно их усилиями смехотворная байка о том, что человек с проникающим ранением в области живота собрал последние силы и повесился от угрызений совести, стала непреложным фактом», — ехидно комментирует Еськов расхождения между Евангелием от Матфея и «Деяниями апостолов».
«Три версии предательства Иуды». Искупитель
Борхес однажды заметил, что «люди поколение за поколением пересказывают всего лишь две истории: о сбившемся с пути корабле, кружащем по Средиземноморью в поисках долгожданного острова, и о Боге, распятом на Голгофе».
Его перу — точнее, перу выдуманного им евангелиста Нильса Рунеберга — принадлежит, пожалуй, самая радикальная трактовка личности Иуды.
Борхес отметил, что Иуда был не просто знакомым Иисуса, но одним из двенадцати избранных, а значит, и его поступок не стоит приписывать низменным стимулам вроде алчности.
По версии Рунеберга, поступок Иуды скорее был свидетельством грандиозного смирения. Подобно аскету, который истязает свою плоть, Иуда осквернил дух: «Он отрекся от чести, от добра, от покоя, от царства небесного, как другие, менее героические, отрекаются от наслажденья». Для этого он избрал грехи, «не просветленные ни одной добродетелью», совершенно непростительные: злоупотребление доверием и донос.
«Иуда искал Ада, ибо ему было довольно того, что Господь блажен. Он полагал, что блаженство, как и добро, — это атрибут божества и люди не вправе присваивать ее себе». Так Рунеберг от поисков мотива Иуды приходит к закономерной, радикальной и совершенно еретической мысли. Иуда не просто был отражением Христа, он не просто совершил духовный поступок — его предательство и было истинным искуплением.
«Бог стал человеком полностью, но стал человеком вплоть до его низости, человеком вплоть до мерзости и бездны. Чтобы спасти нас, он мог избрать любую судьбу из тех, что плетут сложную сеть истории: он мог стать Александром, или Пифагором, или Рюриком, или Иисусом; он избрал самую презренную судьбу: он стал Иудой».
«Иуда». Единственный христианин
В романе Амоса Оза вечный студент Шмуэль Аш пишет диссертацию о христианстве глазами евреев и приходит к тому же выводу, что и десятки писателей, библеистов и исследователей до него: ключевым персонажем христианской религии был предатель Иуда. «Ведь не будь Иуды, то, возможно, не было бы и Распятия, а без Распятия не было бы и христианства».
По версии Шмуэля, Иисус был «кем-то вроде реформистского еврея», который стремился очистить еврейскую религию от «прилепившихся к ней самодовольных культовых добавок». Иерусалимские священники видели в нем врага и велели Иуде бен Симону Искариоту присоединиться к приверженцам «галилейского парня» и докладывать об их делах в Иерусалим.
Вместо этого Иуда неожиданно для себя уверовал в божественность Иисуса. И уверовал так сильно, что сам организовал распятие, пытаясь «доказать всему миру Его величие». Иуда верил, что его учитель воскреснет. Когда же тот в муках умер на кресте, раздавленный апостол повесился на мертвой смоковнице — той самой, которую проклял Иисус по пути в Иерусалим.
Историю же о тридцати сребрениках выдумали ненавистники евреев: «Ибо зачем состоятельному владельцу поместий из города Крайот эти тридцать сребреников? В те дни тридцать сребреников стоил один обычный раб. И кто станет платить даже три шекеля за выдачу человека, которого и так знает весь Иерусалим?»
«Иуда» — роман о предательстве, с которым порой путают абсолютную верность. Вот и Иуда, возможно, «был самым верным и преданным учеником Иисуса из всех Его учеников и никогда не предавал Его» и стал настоящим основателем христианской веры.
Источник: https://knife.media/judas/
Почему Иуда Искариот предал Иисуса Христа по Библии?
Так почему же Иуда Искариот предал Иисуса Христа? Имя Иуда вот уже много столетий ассоциируется с предательством и стало именем нарицательным. В Библии не так много раз упоминается Иуда, но причины его предательства Иисуса описаны хорошо. Давайте разбираться.
Иуда Искариот крал деньги у апостолов
Этот факт необходимо знать, чтобы сделать правильный вывод о том, почему Иуда предал Иисуса Христа. Иуда любил деньги и был вором. Он воровал из ящика с пожертвованиями. В Библии также сказано, что «любовь к деньгам — корень всякого зла. Некоторые в своём стремлении к ним уклонились от веры и сами себе принесли жестокую беду», сказано в первом послании Тимофею. А ведь это именно то, что случилось с Иудой.
Один из учеников Иисуса, Иуда Искариот, который потом предал Его, сказал: «Почему это благовоние не продали за триста серебряных монет и не раздали эти деньги бедным?» Он сказал так не потому, что беспокоился о бедных, а потому что был вор: он имел при себе их ящик с пожертвованиями и крал, что туда опускали. (От Иоанна 12:4-6)
Иуда хоть и был физически с другими христианами, и сам считался учеником Христа, но позволял себе воровать из общего ящика для пожертвований. Зная это, мы теперь переходим к следующему отрывку из Библии.
Иуда предал из-за денег за предательство Иисуса Христа
И тогда один из двенадцати, по имени Иуда Искариот, пошёл к первосвященникам и сказал: «Что дадите мне за то, чтобы предать Его вам?» Они предложили ему тридцать сребреников. И с той минуты он стал искать удобного случая предать Иисуса. (От Матфея 26:14-16)
Почему Иуда решил предать Иисуса? Он хотел получить деньги за предательство. Неужели три года, проведенные вместе с Иисусом Христом не убедили его в том, что Иисус — Сын Божий? Неужели своей жизнью Иисус Христос не показал, что Он несет добро людям — каждый день Он исцелял людей, Он кормил их, Он помогал им. И видя все это Иуда позволяет себе воровать из ящика для пожертвований. А теперь он решается предать своего учителя! Он идет к первосвященникам и предлагает предать Христа.
Источник: https://icocnews.ru/izuchenie-biblii/dlya-nachinayushhih/pochemu-iuda-iskariot-predal-iisusa-hrista.html
Кто такой Иуда Искариот в Библии
Этот библейский персонаж стал известен благодаря тому, что явился предателем своего учителя, Иисуса Христа.
Последнее время многих людей интересует вопрос о том, кто такой Иуда в Библии. Отечественные и зарубежные исследователи пытаются рационально объяснить причины предательского поступка ученика Спасителя. Они хотят узнать, почему человек с высокими духовными качествами (на первый взгляд) продал своего наставника за 30 серебряников.
Образ Иуды в Библии
Образ Иуды Искариота покрыт большой тайной, несмотря на известную роль в драме, произошедшей в Великую Среду. Евангелисты чрезвычайно скупятся на описание жития предателя Христова. О мотивах духовной крамолы пишет Иоанн, а о покаянии и суициде — апостол Матфей.
Иуда ИскариотНа заметку! Имя Иуда обладало широким распространением на территории Древней Иудеи. Это государство получило название благодаря «первому» упомянутому Иуде, праотцу Израильского народа. Во всех книгах Библии насчитывается 14 персонажей с этим именем.
Прозвище Искариот трактуется неоднозначно: существует несколько различных версий происхождения.
Он являлся одним из двенадцати апостолов. Отличие его характеристики в том, что он родился не в Галилеи (севере Палестины), а именно в Иудеи.
Отцом Иуды Искариота являлся Симон, о котором в Евангелие нет вообще никакой информации, что вызывает удивление, потому что Библия повествует о значимых людях подробно.
Молитвы святым апостолам:
- При перечислении учеников Христа в Священных Писаниях этот апостол всегда упоминается в самом конце списка. Чрезвычайно выразительно делается акцент на самом факте духовного предательства.
- Иуду Искариота избрал Сам Господь для проповедования апостольского учения. Он обязывался одушевлять веру в будущее Небесное Царство, где главою станет Спаситель. Предатель имел силы, какие наблюдались у других учеников: Иуда нес благие вести, исцелял больных от тяжёлых недугов, воскрешал почивших и прогонял нечисть из тел.
- Искариот отличался умением вести экономические дела. Он являлся казначеем общины, образовавшейся вокруг Иисуса. Этот апостол носил с собою небольшой ковчег и хранил там пожертвованные верными христианами финансы.
- Предатель Христов родился первого апреля. В некоторых повериях эта дата считается неблагоприятной. О молодых годах его жития сообщает «Сказание Иеронима». Здесь говорится, что родители Иуды бросили одинокого младенца в море, потому что узрели предзнаменования о бедствиях, идущих от их сына. Через несколько десятилетий Искариот пребывает на родной остров, убивает отца и вступает в связь со своею матерью.
- Иисус принял его в собственную общину, когда Иуда раскаялся в преступлении, долго совершая аскетические поступки.
- Часто некоторые ученые представляют предателя как необходимое орудие в руках Всевышнего. Иисус называет Искариота несчастнейшим человеком, потому что спасение возможно и без предательства.
- Нельзя точно указать, вкусил ли Иуда тела и крови Сына Божьего и установился ли в Таинстве Евхаристии (соединения с Богом). Ортодоксальная точка зрения настаивает на том, что предатель не вошел в Царствие Господа, но сделал лживый вид и осудил Мессию.
Интересно! Искариот считает единственным иудеем среди всех учеников Христа. Между жителями Иудеи и Галилеи царила неприятная вражда. Первые считали вторых невеждами в Законе Моисеевой религии и отвергали их как соплеменников. Иудеи не могли признать факта пришествия Мессии из территории Галилеи.
Различные версии мотивации предательства
Самые авторитетные апостолы (Матфей, Марк и Лука) вообще ничего не сообщают из бытия предателя. Только святой Иоанн обращает внимание на то, что Искариот страдал сребролюбием. Главный вопрос о предательстве трактуется по-разному.
Лука. Поцелуй Иуды
- Среди писателей выделяются некоторые, желающие оправдать этот поступок. С религиозной точки зрения такая позиция выглядит кощунственной. Она заключается в следующем: Иуда знал об истинной сущности Мессии и совершил своё преступление, потому что ощущал надежду на чудесное спасение Христа и его воскресение.
- Еще одно оправдательное предположение заключается в том, что Иуда искренне желал увидеть скорейшее восхождение Сына Божьего в собственной славе, поэтому обманул того, кто доверял.
- Ближе к истине является точка зрения, рассматривающая Искариота в качестве религиозного фанатика, который разочаровался в истинности царствования Мессии. Иуда считал Христа ложным защитником народности и моральных устоев Святой земли.
Не найдя подтверждения своим вожделениям, Искариот не признал Иисуса за настоящего Мессию и решил придать «законному» наказанию от рук государственной и народной структуры.
- Евангелисты точно указывают: мотивацией к духовной крамоле явилась безграничная любовь к деньгам. Никакое иное толкование не имеет такого авторитета.
Искариот заправлял казной Христовой общины, а сумма, предложенная ему, соблазнила на свершение отвратительного плана. На эти деньги можно было приобрести участок земли.
- Корыстолюбие покрывает образ предателя мрачной пеленою. Любовь к деньгам сделала Иуду грубым материалистом, в отличие от остальных апостолов, любивших Спасителя и Христову Церковь. Предатель оказался совершенно глухим к религиозным наставлениям учителя.
Он символизировал отказ от христианства всего народа Иудеи. В душе Искариота затаился демон ложного мессианизма, не позволяющего чистым сердцем взглянуть на деяния Сына Божьего. Его материалистический ум породил корыстолюбие, уничтожившее духовную чувствительность.
На заметку! Христос, зная о присутствии среди его учеников диавола, не спешил открывать тайну апостолам. Он только ограничивался некоторыми намеками.
Мирские исследователи предполагают, что Мессия не знал этого точно, однако евангелисты утверждают, что замысел Божий протекал по определенному заранее плану. Через пять месяцев, в Тайную вечерю, Иисус раскрыл имя предателя святому Иоанну.
О других апостолах Христа:
Судьба несчастного апостола
Этот вопрос также является тяжелым и спорным. Матфей утверждает: Искариот раскаялся в совершенном деянии и выбросил проклятые серебряники в храме, когда не смог вернуть их первосвященникам.
Однако сожаление о собственном преступлении возникло у Иуды не от искренней веры в Спасителя, а от обыкновенного угрызения совести. Матфей заключает, что после раскаяния предатель ушел и удавился.
- Апостол Петр в своих речах добавляет: когда низринулся Искариот с петлей на шее, из чрева его выпали внутренности. Далее, веревка порвалась, и труп упал на землю. Самоубийство произошло через несколько часов после осуждения Спасителя.
- На деньги, брошенные предателем, первосвященники приобрели Акелдаму (участок земли в Иерусалиме). Можно говорить, что неправедной мздою Иуда купил область, хотя воспользоваться ей никогда не смог бы.
- Блаженный Феокфилат рассказывает о другой судьбе. Он утверждает, что Иуда не совершал самоубийства в петле, а еще некоторое время жил. Однако он чрезвычайно мучился: тело его сильно распухло, а глаз заплыли водянистой жидкостью, не позволяющей видеть дневного света. Предатель умер после продолжительных терзаний на собственной земле. Участок этот никто не заселял, потому что он испускал отвратительный смрад. Даже сегодня здесь нельзя пройти, не закрыв органы обоняния руками. Такая версия возникает на основании неканонического понимания дальнейшей судьбы Искариота.
Поцелуй Иуды. Фреска Джотто. ок 1305 г.
После всех событий ученики Христа намерились выбрать нового апостола вместо Искариота. Этот человек должен был присутствовать в общине все время, когда Божий Сын проповедовал знание, от Крещения до смерти на кресте. Жребий бросили между двумя именами, Иосифа и Матфия. Последний стал новым апостолом и обязался нести христианское учение в округе.
На заметку! Имя Иуды стало нарицательным и обозначает предательство, а его поцелуй — символическое обозначение наивысшего коварства. Несмотря на то, что этот духовный крамольник изгонял бесов, исцелял больных и совершал знамения, он навсегда лишился Царства Небесного, так как в душе своей был и остался разбойником и коварным вором, стремящимся к наживе.
Изображения в живописи
Библейский сюжет предательства Мессии всегда вызывал большой интерес и споры.
Творческие люди, вдохновленные этой драмой, создали множество индивидуальных произведений.
- В европейском искусстве Иуда представляется духовным и физическим антагонистом Христа. На фресках Джотто и Анжелико он изображен с черным нимбом.
- В византийской и русской иконографии принято разворачивать образ в профиль, чтобы зритель не встретился с коварным дьяволом глазами.
- В христианской живописи Искариот — темноволосый молодой человек, со смуглой кожей, без бороды. Нередко представлен как отрицательный двойник Иоанна Богослова. Ярким примером такой позиции является сцена Тайной вечери.
- На иконе, имеющей название «Страшный Суд», Иуда изображен сидящим у сатаны на коленях.
- В искусстве Средних веков наблюдаются картины, где на плече коварного изменщика располагается демон, манипулирующий сознанием.
- Самоубийство — распространенный мотив с эпохи Возрождения. Предатель часто изображен повешенным с выпавшими наружу кишечными внутренностями.
Важно! Иуда Искариот — один из 12 апостолов, несущих учение Мессии. За 30 серебряников продал Сына Божьего первосвященникам, а после раскаялся и удавился на дереве.
В среде исследователей библейских историй возникают споры о мотивах его преступного поступка и дальнейшей судьбе. Единой точки зрения добиться не удается, но самой авторитетной всегда считается та, что описана евангелистами.
Протоиерей Андрей Ткачев об Иуде Искариоте
Фев 4, 2019 11:58 Администратор
Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/iuda-iskariot.html