Православие — особенности, основные принципы и положения вероисповедания
Само христианство возникло в I веке. Оно зародилось в Палестине, откуда пошло несколько верований, и своим происхождением обязано более древнему иудаизму с его монотеистичным Богом и Ветхим Заветом.
Возникновение христианства связано с зарождением веры в то, что пришлый Иисус Христос — тот самый Сын Божий, которого так ждали верующие. Иудаизм не признает его таковым, что отличает обе религии.
Суть всего православного вероучения, его исток — в вере в Господа, который является носителем высшей мудрости. Главной целью любого верующего должно быть стремление заслужить вечную жизнь в раю после смерти. Для этого ему необходимо при жизни следовать заповедям Господа, исповедовать Его учение.
Основные пункты мировоззрения заключаются в следующем:
- Милосердие: оказание помощи нуждающемуся в ней, облегчение страданий несчастного. Милосердный человек совершает угодное Господу дело.
- Прощение: не менее важная сторона жизнь. Речь идет не о забвении обиды, а о предоставлении Богу права самому наказывать обидчиков. Без прощения всех, кто обижал христианина, тот не сможет попасть после смерти в рай.
- Стойкость: человек исполнен веры и надежды на помощь Бога, доводит до конца любое дело и не унывает. Это необходимо для распространения добра и веры.
- Бодрствование: речь идет об открытости для добрых дел и служения Господу. Душа и совесть человека не должны спать, когда кому-то требуется помощь. Является важным ресурсом для верующего.
- Церковь: является «проводником» учения от Бога к человеку. Она играет важную роль в жизни верующего: сюда приходят на исповедь и причащение, Церковь помогает запутавшимся и учит тех, кто хочет узнать, что значит быть православным человеком.
- Исповедь: чистосердечный рассказ о своих грехах, раскаяние в них и получение прощения. Является одним из таинств, обязательных к исполнению. Если человек не успеет исповедаться, он не сможет попасть в Рай.
- Воскресенье: день, когда верующий должен отринуть житейские заботы и подумать о душе и Господе. В это время принято посещать храм и молиться.
Кроме того, на жизнь верующего влияют 10 заповедей, образование которых приписывается Моисею. Они составляют основу всего христианства и не различаются в разных ветвях.
Догмы учения
Само учение основывается на Священном Писании (Библии) и Священном Предании, в которое входят постановления Вселенских Соборов. Главным догматическим документом, который используется в обиходе, является Никео-Цареградский Символ веры. Это формула вероисповедания, которая представляет собой наиболее полное раскрытие учения о Троице и ряда важнейших вопросов.
Православие основывается на нескольких догмах:
- Только истинно верующие будут спасены.
- Для прощения грехов необходимо креститься.
- Бог представлен в трех лицах — Отец, Сын, Святой Дух. Они равны между собой, поклоняться необходимо всем трем в равной степени.
- Бог принимает образ и подобие человека.
- Иисус единороден Богу. Он жил всегда, но пришел на Землю через рождение от Девы Марии.
- Святой Дух равен Богу. Он исходит от Бога и связывает его с Христом.
- Иисус является Главой верной православной Церкви.
- Воскресение Иисуса истинно. Люди должны быть благодарны ему за принесенную жертву и ожидать второго пришествия Христа.
На Четвертом соборе был принят запрет на внесение изменений в действующие догмы. Он исполняется до сих пор.
Появление названия
Само название «православие» буквально переводится с греческого как «правильное прославление» или «правильное мнение». В богословской литературе термин обозначает учение, одобренное кафолической церковью, его противоположностью является «гетеродоксия» или «инославие», то есть взгляды еретиков или те, что отвергала Церковь.
Само слово «православие» упоминается уже во II веке в текстах апологетов (преемников апостолов), например, у Климента Александрийского. В качестве термина оно закрепилось в III веке у историка и епископа Евсевия Кесарийского, впервые официально записано в середине V века в актах IV Вселенского Собора. Начиная с VI столетия православие начало обозначать религиозные взгляды, которые точно соответствуют учению Церкви и Евангелию.
На Руси термин встречается в нескольких ранних письменных источниках:
- В повести Временных лет в составе Лаврентьевской летописи (1377 год).
- В раннем списке (копии) «Слова о законе и благодати» (начало XI века) митрополита Илариона. Копия была сделана во второй половине XV столетия.
Интересный факт: в русском языке термины «православие» и «ортодоксальный» являются синонимами и не используются одновременно, как, например, в иудаизме.
История религии
До 1054 года все христианство было единым, разделения на православие и католицизм не существовало. Само учение восходит к апостольским временам или к I веку. Оно сфомировалось на основании Вселенских Соборов — собраний епископата, на котором решались важные вопросы.
Для православия значение имели следующие Соборы:
- 325 год — Первый (Никейский). Был составлен Никейский Символ веры (признаны единосущными все 3 ипостаси — Бог Отец, Сын и Святой Дух), осуждены верования, которые отрицали его.
- 381 — Второй. Утверждено равенство всех трех ипостасей, оформлена окончательная редакция Никейского Символа.
- 431 — Третий (Ефесский). Дева Мария начала именоваться Богородицей, осуждены ереси Пелагия и Нестория.
- 451 — Четвертый (Халкидонский). Принят догмат о том, что Христос — истинный Бог и человек, подобный людям, но без греха. Осуждены некоторые ереси.
- 553 — Пятый. Осуждены ряд учений и их учителей, а также некоторые ученые, в том числе последователи Александрийской богословской школы (Платон, Ориген и другие).
- 680 — Шестой. Осуждены ереси. Из-за усиления упадка дисциплины и благочестия одновременно был созван еще один собор, который принял 102 канона для Церкви на Востоке. Оба Собора заседали в одном месте (дворцовой зале со сводами — трулле), из-за чего их объединили в один Трулльский Собор.
- Середина VIII — не нумерован. Созван ради «Точного изложения Православной веры» — первой систематизации учения, которую составил Иоанн Дамаскин.
- 787 — Седьмой. Иконопочитание вновь возвращено. Принято, что поклоняющиеся иконе поклоняются личности, которая изображена на ней. Это поклонение переходит к написанному святому.
- Март 843 — Торжество православия. Церковные торжества, состоявшиеся после Константинопольского Собора, на котором было восстановлено почитание икон. На сборе еретики преданы анафеме.
- 879 — Восьмой (Поместный). На патриарший престол вновь возвращен патриарх Фотий I, осуждены любые изменения в Символе веры.
В 1054 году произошел окончательный раскол христианства на католичество и православие. Сегодня православные священники не признают никаких Соборов, созванных после раскола, даже если там присутствовали православные патриархи.
Сегодня самой крупной автокефальной православной церковью является РПЦ (Русская православная церковь) или Московский патриархат. Это российский центр, который является носителем философии и традиций религии.
Некоторые различия
Нередко верующий народ путает определения православия и христианства. В чем разница между ними, кратко подскажет фраза «Все православные являются христианами, но не все христиане являются православными». Дело в том, что все христианство делится на несколько ветвей, самые крупные из которых — католицизм, протестантство и православие.
Увидеть, чем отличаются 3 крупнейшие ветви христианства, в чем их особенности, специфика и структура, можно по таблице.
Положения | Католицизм | Протестантство | Православие |
Отношение к светской власти | Глава Церкви (Папа Римский) обладает религиозной и политической властью | Стремятся сотрудничать | За все время отношения много раз менялись от сотрудничества до изгнания или подчинения |
Отношение к людям | Важна индивидуальность | Вмешательство в дела ближних и помощь друг другу (если человек не попросил сам) не приветствуются | Все люди — братья и сестры |
Душа после смерти | Душа проходит Чистилище и очищается | Христос уже искупил грехи всех людей своей смертью, а потому земные дела не так важны | Душа попадает в Ад или Рай в зависимости от совершенных при жизни дел |
Крест Господень | Имеет 4 конца — «стандартный» крест. Ноги прибиты одним гвоздем, сложены друг на друга. Обычно изображается с мученическим выражением лица | Не признают ни Крест, ни иконы | Имеет 8 концов — 4 конца «стандартного» креста и 2 горизонтальные перекладины (табличка над головой и опора для ног). Ноги прибиты 2 гвоздями. Иисус изображается с распростертыми руками, будто обнимающий мир |
Крещение | Крещение проводится над детьми не младше 7 лет. Обряд предполагает обливание святой водой или окропление | Могут принимать только взрослые люди, сделавшие свой выбор | Креститься могут как младенцы, так и взрослые. Для обряда необходимо трижды погрузиться в купель со святой водой, затем причаститься и совершить миропомазание |
Службы | Священники наделены от Бога особой силой | Не нуждаются в специальных местах или священниках: последние ведут обычную жизнь | Священник не обладает божественной силой, Господь сам появится в храме при службе |
Брак | Не поддерживает разводы, священники должны придерживаться безбрачия | Развод возможен в 2 случаях — неверность супруга или оставление неверующего верующим | Разводы в некоторых случаях допускаются, некоторым служителям разрешено жениться |
Богородица | Непорочна, без греха | Считают Деву Марию обычным человеком | Является человеком, совершившим первородный грех |
Святой Дух | Исходит от Отца и Сына | В равной мере исходит от Отца и Сына | Исходит от Отца и передается Сыну |
Священное Писание и Священное Предание | Имеют равное значение | Не имеют авторитета | Писание является частью Предания |
Всего различий между основными течениями христианства больше, но даже по основным видно, что основа учения одинакова, а отличия в основном небольшие или относятся к службам, таинствам или терминам. Например, католики считают Папу Римского главой над всеми Христианами, что по понятным причинам отвергается православной веткой.
Важно отметить, что православие терпимо относится к прочим религиям, однако считает их еретическими, а их последователей — недостойными Царствия Божьего. Однако католики и протестанты возможно не будут лишены благословения Господа, так как тоже верят в него, хоть и немного другим образом.
Стоит отметить отличия от старообрядчества. В XVII веке в России произошел раскол Церкви после проведения патриархом Никоном реформ. Не принявшие нововведения люди стали именоваться старообрядцами.
Они отказались проводить службы по новому обряду и не были признаны православной церковью.
Позднее старообрядцы сильно отдалились от официальной веры в богослужебном пении, иконописи, поклонах, быте и культуре, а также разделились на несколько более мелких ветвей. Московский патриархат старообрядчество не признает.
Религия православие сегодня является третьей по величине ветвью христианства — одной из главных мировых религий. Оно распространено в странах Восточной Европы, в том числе в России, где проживает около 40% всех православных. Во многих странах, где религия не является основной или официальной, созданы крупные общины и епархии.
Источник: https://nauka.club/filosofiya/religiya/pravoslavie.html
Православные страны: список, численность православных
Православные страны составляют большой процент от общего количества государств на планете и территориально раскиданы по всему миру, но больше всего сконцентрированы они в Европе и на Востоке.
Не так много религий в современном мире, которые сумели сохранить свои правила и главные догмы, большое число сторонников и верных служителей своей веры и церкви. Именно к таким вероисповеданиям относится православие.
Православие как ветвь христианства
Само слово «православие» толкуется как «правильное славление Бога» или «правильное служение».
Эта религия относится к одной из самых распространенных вероисповеданий мира – христианству, и возникла она после распада Римской империи и разделения церквей в 1054 году нашей эры.
Основы вероучения христианства
Эта религия основана на догмах, которые истолкованы в Священном писании и в Священном предании.
Первое включает в себя книгу Библию, состоящую из двух частей (Нового и Старого Заветов), и апокрифы, представляющие собой священные тексты, которые не вошли в Библию.
Второе состоит из семи вселенских соборов и трудов отцов церкви, жившие во втором-четвертом столетиях нашей эры. К этим людям относятся Иоанн Златоуст, Афанасий Александровский, Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Дамаскин.
Отличительные черты православия
Во всех православных странах соблюдают главные догматы этой ветви христианства. К ним относятся следующие: триединство Бога (Отец, Сын и Святой Дух), спасение от страшного суда через исповедание веры, искупление грехов, боговоплощение, воскресение и вознесение Бога Сына – Иисуса Христа.
Все эти правила и догмы были утверждены в 325 и в 382 году на двух первых Вселенских соборах. Православная церковь провозгласила их вечными, непререкаемыми и сообщенными человечеству самим Господом Богом.
Православные страны мира
Религию православие исповедует примерно от 220 до 250 миллионов человек. Это количество верующих составляет десятую часть от всех христиан планеты. Православие распространено по всему миру, но наибольшее процентное содержание людей, которые исповедуют эту религию, в Греции, Молдавии и Румынии – 99,9%, 99,6% и 90,1% соответственно. Другие православные страны имеют немного меньший процент христиан, но он тоже высокий у Сербии, Болгарии, Грузии и Черногории.
Наибольшее количество людей, вероисповедание которых — православие, живут в странах Восточной Европы, Ближнего Востока, распространено большое количество религиозных диаспор по всему миру.
Список православных стран
Православной страной считается та, в которой признано православие как государственная религия.
Страной, в которой наибольшее количество православных, считается Российская Федерация. В процентном соотношении она, конечно же, уступает Греции, Молдавии и Румынии, но численностью верующих значительно превышает эти православные страны.
- Греция – 99,9%.
- Молдова – 99,9%.
- Румыния – 90,1%.
- Сербия – 87,6%.
- Болгария – 85,7%.
- Грузия – 78,1%.
- Черногория – 75,6%.
- Белоруссия — 74,6 %.
- Россия — 72,5 %.
- Македония — 64,7 %.
- Кипр — 69,3 %.
- Украина — 58,5 %.
- Эфиопия — 51 %.
- Албания — 45,2 %.
- Эстония — 24,3 %.
Распространение православия по странам в зависимоти от количества верующих выглядит следующим образом: на первом месте Россия с количеством верующих 101 450 000 человек, Эфиопия имеет православных 36 060 000, Украина – 34 850 000, Румыния – 18 750 000, Греция – 10 030 000, Сербия – 6 730 000, Болгария – 6 220 000, Беларусь – 5 900 000, Египет – 3 860 000, и Грузия — 3 820 000 православных.
Народы, которые исповедуют православие
Рассмотрим распространение этого верования среди народов мира, а по статистике, больше всего православных среди восточных славян. К ним относятся такие народы, как русские, белорусы и украинцы. На втором месте по популярности православия как родной религии южные славяне. Это болгары, черногорцы, македонцы и сербы.
Молдаване, грузины, румыны, греки и абхазцы также в большей части православные.
Православие в Российской Федерации
Как обозначалось выше, страна Россия — православная, численность верующих самая огромная в мире и распространяется на всю ее большую территорию.
Православная Россия славится своей многонациональностью, в этой стране проживает большое количество народов с разным культурным и традиционным наследием. Но большинство этих людей объединяет их вера в Святую Троицу: Отца, Сына и Святого Духа.
К таким православным народам Российской Федерации относятся ненцы, якуты, чукчи, чуваши, осетины, удмурты, марийцы, ненцы, мордва, карелы, коряки, вепсы, народы республики Коми и Чувашии.
Православие в Северной Америке
Считается, что православие – вера, которая распространена на территории Восточной части Европы и небольшой части Азии, но и в Северной Америке эта религия также присутствует, благодаря огромным диаспорам из русских, украинцев, белорусов, молдаван, греков и прочих народов, переселенных из православных стран.
Большинство жителей Северной Америки — христиане, но они принадлежат к католической ветке этой религии.
В Канаде и США отношение к религии немного отличается.
Много канадцев считают себя христианами, но при этом крайне редко посещают церковь. Конечно, разница немного присутствует в зависимости от региона страны и городской или сельской местности. Известно, что городские жители менее религиозны, нежели деревенские люди. Религия Канады в основном христианская, большую часть верующих составляют католики, на втором месте другие христиане, значительную часть составляют мормоны.
Концентрация двух последних религиозных течений очень отличается от региона страны. К примеру, в приморских провинциях живет много лютеран, когда-то поселенных там британцами.
А в Манитобе и Саскачеване проживает много украинцев, которые исповедуют православие и являются приверженцами Украинской православной церкви.
В США менее ревностные христиане, но, по сравнению с европейскими, они чаще посещают церковь и совершают религиозные обряды.
Мормоны в основном сконцентрированы в Альберте, вследствие миграции американцев, которые являются представителями этого религиозного течения.
Основные таинства и обряды православия
Это христианское течение имеет в своей основе семь основных действий, каждое из которых что-то символизирует и укрепляет человеческую веру в Господа Бога.
Первое, которое совершают еще в младенчестве, – это крещение, осуществляется оно через погружение человека в воду три раза. Такое количество погружений делается в честь Отца, Сына и Святого Духа. Этот ритуал означает духовное рождение и принятие человеком православного вероисповедания.
Второе действие, которое совершается только после крещения, – это евхаристия или причащение. Осуществляется через поедание небольшого куска хлеба и глотка вина, символизирующих вкушение тела и крови Иисуса Христа.
Также православным доступна исповедь, или покаяние. Это таинство заключается в признании всех своих грехов перед Богом, которые человек говорит перед священником, а тот, в свою очередь, отпускает грехи от имени Бога.
Символом сохранения полученной чистоты души, которая была после крещения, является таинство миропомазания.
Ритуал, который совершается совместно двумя православными, – это венчание, действие, при котором от имени Иисуса Христа молодожены напутствуются на долгую семейную жизнь. Обряд проводит священник.
Соборование – таинство, во время которого больного человека смазывают елеем (деревянным маслом), считающимся священным. Это действие символизирует схождение на человека Божьей благодати.
Существует у православных еще одно таинство, которое доступно только священникам и епископам. Оно называется священство и состоит в передаче новому священнику от епископа особой благодати, срок действия которой пожизненный.
Источник: https://autogear.ru/article/358/159/pravoslavnyie-stranyi-spisok-rasprostranenie-pravoslaviya-po-stranam/
Ольга Ившина Би-би-си, Салоники
Image caption Храм Серафима Саровского в Салониках принадлежит Элладской православной церкви, но формально подчинен Вселенскому патриархату
Самодельную табличку «Разговоры о политике в здании просьба не вести» с двери Русского общества в Салониках сняли лишь недавно. Но, похоже, ее пора вешать вновь. Последние новости из мира православия вызывают в русскоязычной диаспоре горячие дискуссии.
«Я сама русская, муж — грек, дети здесь родились и крестились. Раньше мы всей семьей ходили в одну в церковь по воскресеньям. И не думали ни о чем. А теперь что нам делать?» — взволнованно спрашивает Елена. Свою фамилию она называть отказывается и вообще заметно нервничает от того, что говорит с журналистами Би-би-си.
«Во всем виновато ЦРУ. Это они заплатили Константинопольскому патриарху, чтобы устроить раскол», — вступает в разговор женщина, назвавшаяся Антониной.
И дискуссия тут же превращается в споры о геополитике.
Я вежливо интересуюсь у Антонины, почему она думает, что за Вселенским патриархом Варфоломеем стоят американские спецслужбы.
«Конечно, стоят! По телевизору вчера рассказывали про это, — не задумываясь отвечает женщина. — Мы смотрим российские каналы по спутниковой тарелке. Кстати, а Би-би-си же тоже американская компания?»
«Мы в замешательстве»
Image caption Решение РПЦ о разрыве с Константинополем вызвало массу вопросов среди русскоязычных православных, живущих за границей
15 октября Русская православная церковь заявила, что ее последователи больше не могут причащаться в храмах Константинопольской церкви.
Это произошло через четыре дня после того, как Вселенский патриархат Константинополя заявил о принятом решении даровать еще не созданной украинской православной церкви автокефалию (независимость).
Решение Синода РПЦ вызвало массу вопросов среди русскоязычных православных, живущих в Западной Европе и США. Во многих городах за пределами стран бывшего СССР нет храмов РПЦ, зато есть церкви Константинопольской патриархии.
Раньше люди, крестившиеся в храмах Московского патриархата, но переехавшие жить за рубеж, спокойно ходили на службы священников Вселенского патриархата.
Сейчас ситуация стала сложнее.
«Мы в замешательстве! Переехали из России в Грецию два года назад. Считаем себя чадами и Русской и Элладской православных церквей. А теперь, получается, нам надо сделать выбор?» — пытается разобраться одна из прихожанок церкви Серафима Саровского в Салониках.
Image caption Многие прихожане, считающие себя и вдали от родины связанными с Русской церковью, продолжают ждать разъяснений сложившейся ситуации от пастырей
Храм принадлежит Элладской православной церкви — автокефальной поместной церкви, имеющей в Греции государственный статус. Фессалоникийская митрополия на территории города Салоники, как и прочие епархии греческих так называемых Новых земель, хотя и управляется Элладской церковью, но формально подчинена Константинопольскому патриархату.
А значит, тем, кто считает себя принадлежащим РПЦ, причащаться и участвовать в иных церковных таинствах здесь уже нельзя.
«Если будем причащаться у греков — нарушим решение Московского патриархата. Если не будем — останемся вообще без причастия, ибо храмов РПЦ нигде в округе нет», — сетует молодая женщина.
Настоятель храма — отец Лев (Эфремидис) пытается как может успокоить прихожан: «Да, мы находимся под духовным окормлением Константинопольского патриархата. Но мы-то принимаем и причащаем всех православных. У нас запретов нет, а за решение РПЦ мы не отвечаем».
Священник признает, что каждый день к нему обращаются за разъяснениями несколько человек.
Media playback is unsupported on your device
«Хочется, чтобы это угомонилось»: прихожане греческой церкви о ссоре РПЦ и Константинополя
«Я бы посоветовал верующим не бояться высказывать свое мнение. Даже если это мнение может не совпадать с мнением властей», — продолжает он.
Прихожане храма со словами священника, кажется, согласны и охотно обсуждают тему перед началом литургии.
«Если Украина — это независимое государство, почему бы ей не иметь свою независимую церковь? Я очень доверяю нашему Вселенскому патриарху. Он мудрейший и умнейший человек. Я не верю, что он мог поступить неправильно или опрометчиво», — говорит, поправляя платок, Афродита Пеливаниду. В храм она ходит уже 16 лет.
Image caption «Мы принимаем и причащаем всех православных. У нас запретов нет, а за решение РПЦ мы не отвечаем», — говорит отец Лев
«Такие решения не принимаются одним только патриархом, хоть он и Вселенский. Так нельзя. Нужен собор, нужно обсуждение и согласие всех православных церквей», — вступает в беседу прихожанин по имени Георгий.
«Надеюсь, все же по промыслу Божию Вселенский патриарх пойдет на попятную» — добавляет он.
Впрочем, с началом службы дискуссия заканчивается, и многие из тех, кто в ней участвовал, после общей молитвы подходят к причастию.
В храм за 200 км?
Нет однозначного ответа на вопрос, по какому признаку определяется принадлежность к РПЦ для тех, кто постоянно проживает за ее каноническими пределами.
И это лишь добавляет вопросов, как мирянам, так и среди священникам.
«Минское постановление [Синода РПЦ] временно испугало тех, кто не совсем понимает принцип православного церковного единства и ее соборности. В остальном, народ идет в храм ко Христу, не задумываясь, какому патриархату принадлежит», — считает священник православной церкви Константинопольского патриархата в Тулузе Алексей Милютин.
Однако не все прихожане с такой позицией согласны. В этом же храме верующих часто исповедовал пожилой иеромонах, который долгое время служил в храме Московского патриархата в Париже, а затем вышел на пенсию и обосновался в Тулузе.
В прошедшее воскресенье он не пришел на литургию, следуя решению РПЦ.
Image caption Верующим, чувствующим духовную связь с РПЦ, теперь придется решать, можно ли не следовать решению московского духовенства
Во Франции зарегистрировано 22 прихода Московского патриархата. Но во многих из них богослужения проводятся лишь раз в месяц. Приходов Константинопольского патриархата русской традиции — более 50. При этом есть ряд городов, где существуют лишь «константинопольские» приходы.
Верующим, чувствующим духовную связь с РПЦ, теперь придется решать, можно ли не следовать решению московского духовенства или придется ездить в храмы Московского патриархата, иногда за несколько сотен километров.
«Если я хочу истинных молитвы и причастия, я пойду или поеду туда, где оно есть. Мы же не ходим к протестантам или мусульманам за причастием. Вот и к раскольникам нельзя» — говорит жительница Лиона Ольга Бойко.
«Если надо — и за 200 километров поедем, хотя это, конечно, очень непросто. Особенно с маленьким ребенком», — отмечает она.
Церковные перегородки
Image caption С началом литургии политические дискуссии прекращаются, чтобы снова возобновиться по ее окончании за общей трапезой
Представители Константинопольского патриархата заявили, что не разрывали и не собираются разрывать евхаристического общения с Москвой. Имя патриарха Кирилла продолжает поминаться на богослужениях, которые ведет Вселенский патриарх Варфоломей.
Представители РПЦ считают, что именно Константинополь спровоцировал нынешний конфликт.
«Некоторые пишут, что виноваты теперь во всех этих неудобствах церковные чиновники Русской церкви, что «Христос бы их не одобрил» и как последний и многими признанный аргумент — что на Небе нет «церковных перегородок». Неужели непонятно, что сейчас разрывает Хитон Господень именно Константинопольская церковь, разменявшая церковное благо на политические преференции?» — написал на своей странице в «Фейсбуке» священник и православный публицист Владимир Вигилянский.
Media playback is unsupported on your device
Что думают люди в Москве и Киеве о разрыве отношений РПЦ с Константинополем
«И если возникают какие-либо претензии об «ущемлении прав», то они должны быть адресованы не к нам, а к тем, кто затеял эту бучу, нарушив десятки святых канонов Вселенских соборов», — добавил он.
Продолжая дискуссию о канонах и соборах, прихожане храма Серафима Саровского в Салониках накрывают в трапезной стол.
«Мне кажется, тут поссорились не две церкви. Тут поссорились администраторы, которые этими поместными церквями управляют», — говорит алтарник храма, выпускник Минской духовной семинарии Дмитрий Погребенко.
Image caption По словам иерархов РПЦ, храмы Константинопольского патриархата теперь можно посещать лишь с туристическими целями
«Те, на кого мы должны ориентироваться, забывают слова Христа: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Понятно, что и братья иногда могут ссориться друг с другом. Но все равно все можно решать в духе братской любви» — добавляет он, выключая закипевший чайник.
И кажется, все в трапезной надеются, что конфликт между Константинополем и Москвой удастся погасить, словно огонь на газовой плите.
Источник: https://www.bbc.com/russian/features-45948732
Прозорливые Старцы нашего времени живущие сейчас 2020
Наш православный сайт расскажет и ответит на вопросы. Прозорливые старцы кто они? В каких монастырях есть сегодня ныне живущие современные святые православные прозорливые старцы нашего времени?
В России испокон века относились к Чудотворцам и юродивым с трепетом и любовью. Это вполне объяснимо особенностями национальной ментальности, основным критерием которой выступало понятие о том, что физическое здоровье человека невозможно без духовной чистоты и раскаяния.
Достаточно вспомнить Николая Чудотворца, Серафима Саровского, Ксению Петербургскую, Матрону Московскую и прочих святых, которые оказывали помощь каждому просящему, как при жизни, так и после своей смерти.
И если у вас возникла необходимость в духовной беседе с прозорливым Старцем нашего времени живущим сейчас, наш православный сайт поможем организовать встречу с любым из них, ныне здравствующим.
Архимандрит Чудотворец Герман
Отец Герман Чудотворец нашего времени живущий сейчас в Троице-Сергиева лавра, г. Сергиев Посад. Батюшка Германа характеризуют как очень доброго и сердечного человека, не отказывающего в просьбах никому. Он давно занимается отчиткой, которая помогает грешнику избавиться от бесов. Информация на православном сайте здесь.
Отец Власий
Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, Калужская область. Прозорливый Отец Власий Старец нашего времени оказывает помощь всем, кто не может найти выход из сложной ситуации, безнадежно больным, погрязшим в грехах. Многие, после визита к нему, смогли в корне изменить свою жизнь, наполнив ее светом и верой.
Информация на православном сайте здесь.
Отец Илий
Чудотворец Отец Илий находиться в Переделкино в Московской области в монастыре Оптина Пустынь и ведет прием не смотря на свой возраст и самочувствие. Все желающие могут попасть на прием. Старцы нашего времени информация здесь.
Отец Паисий
Батюшка Паисий Старец нашего времени живущий сейчас в Введенском храме Дмитровской области в с. Очево. В это тихое святое место приезжают те люди, проблемы которых могут быть решены только настоянием и благословением батюшки. Информация здесь
Священник Петр
Священник Петр Чудотворец нашего времени живущий сейчас в Покровском женском монастыре, с. Лукино, Нижегородская область. В это тихое место приезжают люди, мятущаяся душа которых жаждет покоя и благости. Петр Прозорливый для каждого найдет теплое слово и мудрый совет. Информация здесь
Архимандрит Чудотворец Амвросий
Отец Амвросий Чудотворец нашего времени живущий сейчас в Свято-Введенский женский монастырь, г.Иваново. Наш современник – известный в России проповедник и писатель, находит время для каждого страждущего, исцеляя его силой молитвы и исповеди. Информация здесь
Протоиерей Валериан Кречетов
Покровская церковь, с. Акулово, Одинцовский район. Многие его духовные чада считают священнослужителя почти святым, возможно потому, что он в свое время сделал каждого из них немного светлее, добрее и счастливее. #Батюшка всегда открыт для общения. Информация на православном сайте здесь
Поездка к прозорливому старцу из Москвы
При желании попасть на прием, Вы можете воспользоваться благотворительной поездкой, благодаря которой Вы встретитесь со старцем в его обители и побываете в святых местах. В среднем в год 14-15 поездок за счет благотворителей и меценатов. Информация здесь.
Но если Вам надо попасть на прием и Вы не можете или не хотите ждать благотворительной поездки то за небольшую сумму мы отвезем Вас туда и поможем с размещением. Информация здесь Паломническая поездка.
с комфортом.
Информация о нас
Очередь не продается и предлагать деньги за прохождении вне очереди к Старцам это кощунство!
#истокистарцы
Источник: https://istoki-s.ru/
25 священных мест в России
Россию нередко называют святой землей. Если судить по количеству святых для представителей разных религий мест, то это действительно так.
1. Дивеево
Где находится? Нижегородская область, Дивеевский район.
В чем святость? Дивеево называется Четвертым Уделом Божией Матери на земле. святыня Дивеевской обители — мощи преподобного Серафима Саровского. Святой Старец незримо, но явно утешает, вразумляет, исцеляет, открывая ожестевшие души приходящих к нему людей для Божественной любви, и приводит к православной вере, к Церкви, которая является основанием и утверждением Русской земли.
Паломники приезжают за святой водой из 4 источников, поклониться мощам и пройти вдоль святой канавки, которую, по преданию, не сможет пересечь антихрист
2. Оптина пустынь
Где находится? Калужская область.
В чем святость? Свято-Введенская Оптина пустынь — один из древнейших монастырей России, расположенный на берегу реки Жиздры недалеко от города Козельска.
Происхождение Оптиной остается неизвестным. Можно предполагать, что строили ее не князья и бояре, а сами подвижники по призванию свыше покаянными слезами, трудом и молитвой.
Оптинские старцы обладали огромным влиянием на умы людей самых разных сословий. Трижды здесь бывал Гоголь. После посещения Оптиной пустыни родились «Братья Карамазовы» Достоевского. Особые отношения с обителью (как, впрочем, и с церковью вообще) были у Льва Толстого.
3. Нило-Столобенская пустынь
Где находится? Остров Столобный, полуостров Светлица, озеро Селигер.
В чем святость? Монастырь назван Ниловой пустынью по имени преподобного Нила, который жил на острове 27 лет и завещал построить монастырь. В 1555 году Нил преставился и был похоронен на острове Столобный. По кончине преподобного близ его могилы на острове стали селиться отшельники-молитвенники, ими и был основан монастырь.
До революции Нило-Столобенский монастырь был в числе самых почитаемых в России, ежегодно сюда приезжали тысячи людей. В 1828 году обитель посетил император Александр I.
После революции у монатыря была непростая судьба. Он успел побыть и колонией, и госпиталем, и лагерем для военнопленных, и турбазой. При археологических раскопках на территории обители было установлено, что в XVIII веке здесь работала крупнейшая на тот момент мастерская по производству нательных крестов.Только в 1990 году Нилова пустынь была снова передана Православной церкви, а в 1995 сюда были возвращены мощи преподобного Нила.
.
4. Кижи
Где находится? Остров Кижи, Онежское озеро.
В чем святость? Многие считают, что Кижи – это красивый храм где-то на Севере. На самом деле это целый заповедник, в котором бережно сохраняют быт и уникальное деревянное зодчество.
Центром и главным памятником музея стал Кижский погост с церковью Преображения Господня. Ее заложили в 1714 году и построили без единого гвоздя и фундамента. Самое примечательное, что даже в советские годы святыню не тронули – даже оставили иконостас со ста двумя образами.
Весь кижский ансамбль внесен в Список Всемирного наследия Юнеско. Добраться до острова можно летом на ракете из Петрозаводска и зимой по ледовой трассе от с. Великая губа.
5. Соловецкий монастырь
Где находится? Белое море.
В чем святость? Еще в языческие времена Соловецкие острова были усыпаны капищами, а древние саамы считали это место святым. Уже в XV веке тут возник монастырь, который вскоре стал крупный духовным и общественным центром.
Паломничество в Соловецкий монастырь всегда было большим подвигом, на который осмеливались лишь немногие. Благодаря этому, вплоть до начала XX века монахам удавалось сохранить здесь особую атмосферу, которая, как ни странно не улетучилась за годы лихолетья. Сегодня сюда приезжают не только богомольцы, но и ученые, исследователи, историки
6. Троице-Сергиева лавра
Где находится? Московская область, Сергиев Посад.
В чем святость? Этот монастырь по праву считается духовным центром России.
История обители неразрывно связана с судьбой страны – здесь Дмитрий Донской получил благословение на Куликовскую битву, местные монахи вместе с войсками в течение двух лет оборонялись от польско-литовских интервентом, тут принимал присягу бояр будущий царь Петр I.
По сей день паломники со всего православного мира приезжают сюда, чтобы помолиться и ощутить благодать этого места.
7. Псково-Печерский монастырь
Где находится? Печоры.
В чем святость? Псково-Печерский монастырь — один из древнейших и самых известных русских мужских монастырей. В 1473 году здесь была освящена пещерная церковь Успения, выкопанная преподобным Ионой в холме из песчаника. Этот год считается годом основания монастыря.
Холм, в котором находятся Успенская церковь и Богом зданные пещеры, называется Святой горой. На территории монастыря есть два святых источника
Особенностью Псково-Печерского монастрыя является то, что он ни разу за всю свою историю не закрывался. В межвоенный период (с февраля 1920 до января 1945 года) он находился в пределах Эстонии, благодаря чему сохранился.
8. Кирилло-Белозерский монастырь
Где находится? Вологодская область, Кирилловский район.
В чем святость? Кирилло-Белозерская обитель – город в городе, самый большой монастырь в Европе. Гигантская крепость не раз выдерживала осаду неприятеля – на ее трехэтажных стенах спокойно могут разъехаться две машины.
Постриг здесь принимали богатейшие люди своего времени, а в казематах содержались государевы преступники. Сам Иван Грозный благоволил обители и вкладывал в нее немалые средства. Здесь ощущается странная энергетика, дающая умиротворение.
По соседству находятся еще две жемчужины Севера – Ферапонтов и Горицкий монастыри. Первый знаменит своими древними соборами и фресками Дионисия, а второй — монахинями из знатных родов. Те, кто побывал в окрестностях Кириллова хоть раз – возвращаются обратно.
9. Верхотурье
Где находится? Свердловская область, Верхотурский округ.
В чем святость? Когда-то здесь была одна из главных уральских крепостей, от которой осталось несколько зданий (местный Кремль – самый маленький в стране). Однако этот небольшой городок прославился не славной историей, а большим сосредоточением православных храмов и монастырей.
В XIX веке Верхотурье стал центром паломничества. В 1913-м году тут был построен третий по величине собор Российской империи – Крестовоздвиженский. Недалеко от города, в селе Меркушино жил чудотворец Симеон Верхотурский – покровитель Урала. Помолиться у мощей святого приезжают люди со всей страны – считается, что они излечивают болезни.
10. Валаам
Где находится? Ладожское озеро.
В чем святость? Валаам — одна из двух существовавших в России «монашеских республик». Время основания на островах православного монастыря неизвестно.
В начале XVI века монастырь уже существовал; в XV—XVI веках в монастыре жили около десятка будущих святых, в том числе, например, будущий основатель другой «монашеской республики» Савватий Соловецкий (до 1429 года) и Александр Свирский.
Именно в это время по соседним островам появились в большом количестве монашеские скиты.
В отличие от Соловецкого архипелага, где хозяином является музей-заповедник, на Валааме монашеские традиции возродились почти в полной мере.
Все скиты здесь действуют, монастырь выполняет на островах и административные функции, а подавляющее большинство посетителей Валаама — паломники. По всей площади острова расположены скиты, «филиалы» монастыря, всего около десяти.
Бесподобная природа Валаамского архипелага — своеобразная «квинтэссенция» природы Южной Карелии — способствует стремлению паломника отойти от мирской суеты и прийти к себе.
11. Пустозерск
Где находится? Фактически нигде. Пустозерск — исчезнувший город в нижнем течении Печоры, в Заполярном районе Ненецкого автономного округа. Находится в 20 км от нынешнего города Нарьян-Мар.
В чем святость? Пустозерск был местом, где протопоп Аввакум жил в ссылке в земляной яме 15 лет, писал свое житие и был сожжен. Пустозерск и сегодня является местом старообрядческого паломничества и почитается ими как святое место.
Здесь построена часовня и трапезная, стоят памятные кресты
12. Рогожская слобода
Где находится? Москва.
В чем святость? Рогожская слобода является историческим духовных центром русского старообрядчества. В 1771 году у Рогожской заставы было основано старообрядческое Рогожское кладбище, здесь же был построен карантин, больница и небольшая часовня.
Затем, на рубеже XVIII–XIX веков при кладбище были построены два собора – Покровский и Рождественский, Никольская часовня была перестроена в камне, рядом с храмами были возведены дома для священнослужителей и причта, иноческие кельи, шесть богаделен и множество частных и купеческих домов.
Два столетия Покровский собор был самым большим православным храмом Москвы, вмещающим единовременно до 7000 верующих.
К началу ХХ века численность проживающих в окрестностях Рогожского старообрядцев достигала 30 000 человек
13. Великие Булгары
Где находится? Республика Татарстан, 140 км от Казани.
В чем святость? Булгар, один из величайших городов средневековья, сегодня является важным местом поклонения мусульман России. Помимо древних руин, от Великой Булгарии осталось село Болгары и стены большой мечети с минаретом XIII века. Через дорогу от входа в мечеть расположен хорошо сохранившийся Северный Мавзолей. К востоку от мечети находится Восточный мавзолей.
Белая мечеть расположена недалеко от въезда в Болгар, у Южных ворот болгарского музея-заповедника. Архитектурный комплекс представляет собой здание самой мечети, резиденции муфтия и медресе, и окружающие молельную площадь.
Источник: https://russian7.ru/post/25-svyashhennykh-mest/
Православная церковь, где все бесплатно! Она существует – церковь здорового человека
Оказывается, есть на карте планеты церкви, принадлежащие Русской Православной Церкви, где все бесплатно. Бесплатно все – свечки, молебны, отпевания, крещение, вообще все, за что верующие в России платят. Но те же самые верующие, те же самые православные, только живущие в другой стране, получают бесплатно.
Нет, это не РПЦ такая хорошая, жадные поповские лапы с удовольствием бы залезли в карман любого зашедшего в храм поставить свечку. Все дело в законах.
Светская власть какой она должна быть
Австрия – страна победившей светской власти. Страна, где законодательно запрещено вести коммерческую деятельность в религиозных учреждениях. И не думайте, что покупая свечку по прайс-листу, вы совершаете пожертвование.
Вы совершаете акт купли-продажи и бабулька, продавшая вам свечку должна предоставить вам чек. А если вы хотите сделать пожертвование, то для этого есть отдельные ящички.
Так вот в Австрии никаких продаж и никаких оплат и это касается любой конфессии, в том числе и Русской Православной Церкви.
Церковный прайс-лист Церковный прайс-лист
И ведь соблюдают, не нарушают и не требуют ничего. И скромно себя ведут, и на дорогих машинах попы не разъезжают, и золота меньше, и за каждого прихожанина молятся и бьются. Да потому что прихожанин – это возможные пожертвования. Возможные, потому что не понравится человеку под золотыми куполами, он уйдет в другое место. Конкуренция оказывается хороша в любой отрасли и в любом направлении, даже в религии.
Церковная девятина
Но возникает резонный вопрос, а на что живут церкви в Европе? Как уже говорилось выше – это пожертвования прихожан. А еще есть налог, церковный налог. Но не надо закатывать глаза и говорить, что мы так и знали. Во-первых, никаких дополнительных сборов и поборов нет.
Во-вторых, если вы причисляете себя к католикам или протестантам, то укажите это в налоговой декларации. Тогда 9% от уплаченного вами подоходного налога уйдут на нужды церкви.
Так что верующие и неверующие платят абсолютно одинаковые налоги, разница только в том, что верующий человек сознательно отправляет часть этих налогов на поддержку своей церкви.
А вот заграничные религиозные течения, такие как буддизм, ислам и православие в том числе таких отчислений не имеют и живут исключительно за счет прихожан и/или поддержки из своих центров.
Да, и Австрия не единственная страна с таким законом, Германия, Швейцария тоже имеют подобные отношения с церковью.
РПЦ в Австрии РПЦ в Австрии
Может и нас не минует чаша сия?
Но мы рады, что есть РПЦ здорового человека, жалко ехать далеко, но может быть, когда-нибудь и в России будет такое.
Источник: https://www.goblinnews.com/pravoslavnaya_cerkov_gde_vse_besplatno/
Старцы нашего времени, живущие сейчас. Феномен современных старцев
Старцами в православии называют высокодуховных священнослужителей, которые наделены мудростью, и отмечены самим Богом. Раньше о старцах на Руси слагались легенды. Люди шли к ним за исцелением и советом. А есть ли старцы нашего времени, живущие сейчас?
Кого сегодня наделяют званием «старца»?
Сегодня старцами, как и прежде, являются почтенные монахи, ведущие праведный образ жизни. Среди современных старцев можно отметить следующих священнослужителей:
- Отец Кирилл Павлов. Работает в Сергиевом Посаде в Троице-Сергиевой лавре. Имеет репутацию уважаемого человека, как у высокопоставленных духовных лиц, так и у мирян. На сегодняшний день, посетителей и мирян почти не принимает;
- Отец Наум. Живет и работает там же, где и отец Кирилл. В день может принять до 700 человек. Старается помочь каждому страждущему;
- Отец Герман. Наделен даром прозорливости. Способен проводить изгнание бесов. Проживает в Троице-Сергиевой лавре;
- Отец Власий. Исповедует и принимает людей. Живет в Пафнутьев-Боровском монастыре в городе Боровске. Обладает особенной прозорливостью;
- Отец Петр. Духовник в Лукино. Наделен даром прозорливости;
- Архиерей Алипий. Проживает в городе Красный Лиман на Украине. Ведет работу с людьми;
- Отец Серафим. Работает в Святогорской лавре на Украине. Лечит людей молитвой и словом;
- Архимандрит Дионисий. Принимает в храме Святого Николая недалеко от Москвы. Наделен даром пастырства. А также отличается редкой силой молитвы;
- Схиархимандрит Илий. Монах в Оптиной Пустыне. Личный духовник патриарха Кирилла. Сейчас почти не ведет прием верующих;
- Отец Иероним. Живет в Успенском монастыре в Чувашии. Исповедует, помогает советом в житейских вопросах;
- Отец Илларион. Принимает людей на исповедь в Ключевской Пустыни в Мордовии;
- Архимандрит Амвросий. Работает в Свято-Введенском женском монастыре города Иваново. Имеет большой дар прозорливости;
- Схиархимандрит Иоанн. Проводит очищение людей от бесов в Иоанновском мужском монастыре под Саранском;
- Отец Николай. Ведет свою деятельность в Покрово-Эннатском монастыре в республике Башкирии;
- Отец Адриан. На сегодняшний день, уже почти не принимает людей. Живет в Псково-Печерском монастыре;
- Протоиерей Валериан Кречетов. Имеет отношение к «белому духовенству». Личный духовник множества священников Москвы.
Помимо перечисленных и признанных старцев, к большому сожалению духовенства, в христианстве развивается движение так называемых «младостарцев». К ним относят молодых и не имеющих достаточного опыта священников, которые по недомыслию берут на себя роли настоящих русских старцев. Еще существуют лжестарцы, которые являются настоящими шарлатанами. Создают собственные секты, разрушают психику последователей, лгут, развращают и манипулируют.
Истинные старцы нашего времени, живущие и сейчас, видят смысл своей жизни в приобщении к Господу и помощи людям. Они могут иметь разные характеры, но всегда нацелены на то, чтобы помочь человеку в его проблеме духовным советом. Такие старцы любят людей не зависимо от их нравственного положения или силы веры.
Самые известные старцы: феномен православного старчества
Старец – это не духовный чин, а уникальный вид святости церковного человека, которую тот получает через волю Господа. Старец видит сквозь время, знает судьбы людей, способен узреть грядущее в глобальном масштабе. И все это священник или монах получает от Бога, а не благодаря собственному развитию. Хотя старцами становятся те, кто своим упорством подняли себя на высокую ступень духовности.
Поэтому старчество вызывает так много споров и противоречий в церковных кругах. Ведь феномен православного старчества многих просто пугает. А если человек боится, то старается сделать все, чтобы избавиться от своего страха. И тогда начинают отрицать силу старцев, утверждают, что подлинных святых на земле давно нет. Но эту теорию можно опровергнуть, если рассмотреть жизнеописание нескольких современных старцев подробнее.
Отец Власий живет в монастыре под Боровском с 1979 года. Из этой обители он уезжал всего лишь раз в Афон, где получил исцеление от рака. После своего возвращения старец начал вести прием верующих, помогая сделать им правильный выбор, разбирая семейные проблемы, и давая советы. О чудесной силе старца Власия люди прознали очень быстро, поэтому сегодня попасть к нему крайне сложно. Иногда для получения аудиенции у старца приходится ждать несколько дней.
В Оптиной Пустыне живет известный старец Илий Ноздрин. Он является личным духовником действующего патриарха. Обладает даром особой прозорливости. Много раз в прошлом совершал подвиги, относящиеся к подвижничеству. Поговорить с этим старцем желает большое количество верующих. Он работает не только с паствой и паломниками, но и с монахами. Этот удивительный человек отличается большим смирением и человеколюбием.
К протоирею Валериану Кречетову за советом обращаются и верующие и духовные люди. Он знаменит своими проповедями, мудрыми изречениями и благочестивым образом жизни.
Помимо исполнения своих прямых церковных обязанностей, Валериан Кречетов ведет активную просветительскую работу. Имеет немало церковных наград. Он работает в Акулово. Там крестит, исповедует, причащает и совершает другие таинства для своей паствы.
Этого человека также считают современным русским старцем. Славится протоирей и силой своей молитвы.
Многие старцы нашего времени, живущие сейчас, говорят о том, что дар прозорливости им дан не для того чтобы избавлять верующих от собственного выбора, а для божественной «подсказки» человеку в сложной ситуации. Старцы решают мирские проблемы, заглядывают в будущее, но советуют не думать о глобальных предсказаниях и конце света, а учиться жить праведно сегодня, максимально используя отпущенное время с пользой. И тогда Страшный Суд Божий не будет представляться таким ужасным и грозным.
Источник: https://religiya.temaretik.com/1221744602836634551/startsy-nashego-vremeni-zhivuschie-sejchas-fenomen-sovremennyh-startsev/
Коптская церковь: где живут копты, символы египетских христиан, отличительные черты
Среди многих религиозных конфессий египетские христиане — коптская церковь, в Египте занимает особое место. Потомки древнего народа, создавшего великую цивилизацию, и сегодня называют себя «подлинными египтянами».
Кто такие копты?
Копты — это египетские христиане, объединенные в полтора десятка диаспор по всему миру. На сегодняшний день их численность составляет 9-12% населения Египта. Коптские православные конфессии существуют во многих странах и насчитывают около миллиона верующих. Общее количество епархий — более 50. Общины коптов существуют в Канаде, Австралии и в других странах.
Самая большая диаспора за пределами Египта находится в США — более 500 тысяч человек.
Копты — одни из первых христиан. Христианская община в Египте была основана в первом веке святым евангелистом Марком. В те времена страна входила в состав Великой Римской Империи, Египет служил основной житницей для Рима, который был заинтересован в том, чтобы вывезти с плодородных берегов Нила как можно больше зерна.
Кроме того, он использовался римлянами как курорт. Жрецы утратили былое величие, оракулы молчали. Египтян ждало «прошлое без памяти, будущее без надежд». Таким образом, зерно христианского учения попало в благодатную почву и дало надежду народу Египта на сохранение и возрождение нации.
К началу VI века христиане составляли большинство населения Египта, их было более 9 миллионов человек.
Арабизация Египта началась с вторжения в страну арабской армии под предводительством Амра ибн Аль Аса. Несмотря на то, что отряд насчитывал менее 4 тысяч воинов, Египет был покорен менее чем через год. Как и всех иноверцев в Арабском халифате, коренных египтян, преимущественно христиан, обязали платить налог — подушную подать, который назывался джизия.
Современные копты — это те, кто, несмотря на 13 веков исламизации, не стали мусульманами. Оставшись верными египетской христианской вере, они не желают признавать себя религиозным и национальным меньшинством.
Отличительные черты христианства египтян
Христианская церковь, несмотря на то, что в ее основе всегда была фигура Спасителя, разделялась на тех, кто верил в человеческую и божественную сущность Иисуса, и на тех, кто считал, что человеческое начало растворилось в божественном «без смешения и без изменения» (монофизиты).
Одни из самых ортодоксальных христиан — копты, относятся ко вторым. Мало кто из верующих претерпел (и претерпевает) столько гонений и страданий, как приверженцы этого христианского учения.
Что такое коптская церковь
Официальной датой появления коптской православной церкви считается 451 год. На IV Халкидонском Вселенском соборе патриарх Александрии сделал выбор в пользу монофизитства, отказавшись осудить его как ересь. Египетские христиане вынуждены были официально заявить об отделении своей церкви. Копты преследовались как еретики все время, пока Египет входил в состав Византийской Империи.
Основы вероучения
Основу коптского вероучения составляет умеренное монофизитство. Согласно этой доктрине, Христос никогда не был богочеловеком. Человеческая природа матери Спасителя растворилась в его божественной сущности «как капля меда в океане». Основное отличие православия от христианства древнего Египта в том, что оно признает двойственную природу Христа. Это теологическое разногласие обусловило раскол между восточными христианскими церквями.
Особенности богослужения
Разрыв с Византией и завоевание Египта арабами в VI веке привели к тому, что коптский язык, восходящий к временам первых фараонов, практически вышел из употребления. Сохранился он только в церковном богослужении. Сегодня церковная литургия проводится на двух языках — арабском и коптском.
Коптские богослужения по традиции, сохранившейся с раннехристианских времен, совершаются 7 раз в течение суток и отличаются особой спецификой. Облачения коптских священников перекликаются с одеянием фараонов.
Перед входом в храм принято снимать обувь. Во время богослужения разрешается сидеть на специально поставленных скамьях или стульях. Церковь разделена на мужскую и женскую половину. Иногда их разделяет перегородка. Женщинам в храме не нужно покрывать голову.
Отношение к святыням у коптов более простое, по-детски искреннее и непосредственное. Любой верующий имеет право приложиться к престолу прямо в алтаре, что в русской православной церкви позволено только священникам.
Литургия в коптском храме более статична, чем в православном, и достаточно продолжительна. Она длится 3-4 часа и представляет собой диалог между прихожанами и предстоятелем.
Праздники и обряды
Обрядовые ритуалы коптов довольно сложны и во многом схожи с ритуалами других православных церквей. В году в церковном календаре египетских христиан семь великих и семь малых Господних праздников. Египетской православной церковью очень почитается Дева Мария. Ей посвящены 32 праздника. Введение во храм, Рождество и Успение Богородицы отмечаются с особой торжественностью.
Отношения с другими религиями
Кроме православных, существуют копты-протестанты, католики и другие копты-христиане. Но они очень малочисленны.
Если в других мусульманских странах христианские диаспоры находятся в положении национально-религиозных меньшинств, то копты в Египте — уникальная христианская община, много веков существующая в сложном, агрессивном и недружелюбном мусульманском окружении. Они составляют значительную часть населения страны и отличаются ревностным отношением к своей христианской вере.
Египет — традиционно мусульманское государство. Переход из ислама в другую религию карается смертью. Проповедовать христианство среди мусульман запрещено. В середине прошлого века, в период очередного усиления гонений, в странах, где живут копты, более 100 тысяч адептов этой религии приняли ислам.
У коптов существует традиция делать татуировки крестов на запястье еще в раннем детстве. По одной из версий, этот символ наносится для того, чтобы избежать соблазна скрыть свою принадлежность к христианству и отречься во время гонений.
Под юрисдикцией коптского патриархата находятся автокефальные Эфиопская и Эритрейская церкви. И, как отдельная митрополия, Британская православная церковь.
Русская православная церковь тесно сотрудничает с коптской церковью: в 2017 году в Москве встретились Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и коптская делегация. Паломническая поездка коптских монахов была совершена с целью посещения русских православных святынь.
Сближению православных и коптов способствует взаимный обмен культурным христианским наследием. Египетский дирижер, композитор, преподаватель факультета музыкального образования Национальной академии искусств профессор Джордж Кириллос неоднократно приезжал в Россию с лекциями-выступлениями. Он является крупнейшим специалистом в области христианского музыкального наследия коптов.
Современное положение
Полный титул коптского предстоятеля — Александрийский папа и патриарх всея Африки на Священном апостольском престоле Святого Марка, первосвященник Египта, Пентаполиса, Ливии, Нубии, Судана, Эфиопии, Эритреи и всея Африки.
Патриарх избирается общим собранием архиереев. В выборах также участвуют и простые миряне.
Претендентами на этот пост могут быть не только священники, но и простые монахи. Отличительная особенность выборов патриарха коптской церкви в том, что они проходят с помощью жеребьевки. Ее результаты принимаются со смирением, как изъявление Божьей воли. Патриарх избирается пожизненно, и только он имеет право освящать миро и рукополагать епископов.
Архитектура
Первые египетские христиане не возводили крупных культовых сооружений. Архитектурный стиль современных коптских храмов отличается своеобразным примитивным фундаментализмом. Возможно, это ответ огромным мусульманским мечетям.
До середины XIX века немусульмане в арабских странах не имели права строить здания крупнее, чем соседние мусульманские. Даже сохранять и реставрировать старые храмы было проблематично. Возможность напомнить о своем духовном присутствии появилась, когда был снят формальный запрет.
Это произошло во времена правления в Египте вице-короля Мухаммада Али (1805—1848).
Крест, венчающий купол церкви, ориентирован по двум направлениям, поэтому виден со всех сторон.
Храм святого Марка в Каире является резиденцией патриарха. В этом грандиозном и оригинальном по своей архитектуре сооружении хранится величайшая коптская святыня — частица мощей святого, ставшего основателем египетского христианства.
Копты подарили миру монашество. Первый монастырь, основанный в IV веке преподобным Антонием Великим, существует и сегодня. В то же время на берегах Нила был заложен монастырь святого Павла.
В наши дни сохранилось четыре древних действующих монастыря IV века:
- монастырь Макария Великого (Дейр Абу Магар);
- монастырь Римлян (Эль-Барамус);
- монастырь Сирийцев (Дейр-Суриани);
- монастырь Паисия Великого (св. Бишоу).
После долгого упадка в Египте стал возрождаться институт монашества. На сегодняшний день насчитывается более 20 мужских и женских монастырей. Есть маленькие обители, где живут 2-3 монаха. Аскеты-отшельники обитают в одиночку далеко в пустыне. Кроме того, действуют собственные духовные учебные заведения.
В видео показаны коптские монастыри.
Источник: https://proreligiu.club/religii-mira/narody/koptskaya-tserkov.html
Православная церковь о домовых: отношение, мнение и ответы на частые вопросы
- Церковь о домовых
- Существуют или нет домовые
- Как относиться к домовым
Несмотря на отречение от язычества в пользу христианства много веков назад, славянские народы продолжают верить в приметы, гадания, домовых и амулеты. Но Православная Церковь предупреждает, что всё это напрямую связано с демоническими силами и несёт в себе немалую опасность для человека.
Церковь о домовых
Современные люди, в отличие от своих предков, значительно отдалились от духовной жизни.
- Поход в храм всей семьёй и ежедневная молитва давно не являются важным духовным ритуалом для многих из нас.
- Поголовное увлечение магическими обрядами и общением с невидимыми сущностями набирает обороты. И это ни у кого не вызывает удивления или ощущения страха перед Господом.
- Взаимодействие с домовыми считается нормой. Люди уверены, что это добрый и безвредный дух, заботящийся о благополучии жилища и его обитателей. С ним разговаривают, его угощают едой и пытаются всячески задобрить. Переезжая в новый дом, домового приглашают с собой, искренне веря, что без него жизнь на новом месте не заладится.Домовой – это божество славянского языческого пантеона
Откуда берётся эта беспечность? Возможно, накладывает отпечаток жизнь последних двух поколений в годы богоборчества, когда пропагандировался материализм и отрицалось всё духовное. Люди не получили тех знаний о духовном мире и Боге, которыми владели их прадеды. Но тяга к чему-то сверхъестественному и необъяснимому никуда не делась. Колдуны, гадалки, экстрасенсы, духи — это очень заманчиво и непросвещённому мирянину кажется безобидным.
Кто не помнит милого домовёнка Кузю из старого советского мультика. Симпатичный персонаж ассоциируется с юмором и добротой. Образ мультипликационного героя переносится в реальность, и многие представляют себе домовых именно такими потешными существами.
Но церковь иного мнения. Священнослужители предостерегают от общения с домовыми. Это добровольное служение силам тьмы и ничего доброго оно не сулит. Там, где регулярно совершается молитва и чтятся законы Божьи, нет места всякой нечисти.
Важно! Налаживая контакт с домовым, человек по незнанию своему отрекается от Христа и губит свою душу.
Ведь в невидимом для человека мире идёт вечная война сил света и тьмы. И вот такими, на первый взгляд, невинными шалостями, как задабривание домового, люди подпускают к себе демонов и лишаются ангельской защиты.
Также читайте:
- О проклятиях
- О церковных суевериях
- О бытовых суевериях
Существуют или нет домовые
Домовой — это божество языческого славянского пантеона. Елена Левкиевская, доктор филологических наук, дала такое определение домовому — это кутный бог, мифологический хозяин дома, защищающий здоровье людей и животных, обеспечивающий нормальную жизнь.
Важно! Священное Писание говорит, что боги народов — идолы. Проще говоря, бесы. Следовательно, приглашая в жилище домового, люди приглашают демона. Никакого добра от демонических сил ждать не приходится. А пытаясь подружиться с домовым, человек добровольно накликает на себя всяческие беды.
Следует помнить, что бесы способны являться людям в ином, более приятном обличье, нежели их явная сущность. И домовой — это не милое создание, а самый настоящий демон. Кто-то склонен сомневаться — а существуют ли домовые на самом деле? Или это всё народные выдумки.
Исходя из только что данного определения домовому, как бесу, можно однозначно сказать, что да, они существуют.
В доме, где живут православные, никаких домовых не должно быть
Как известно, у демонов есть определённая иерархия. Одни из них более вредоносны, другие — менее. Питаясь негативной энергетикой, бесы блаженствуют. Домовой, например, получает удовольствие от раздора внутри семьи, обид и неурядиц. И вовсе не в его интересах оберегать уют и благополучие жильцов дома.
Как относиться к домовым
Для каждого православного христианина ясно и без лишних доводов, что домовые — представители тёмных сил. Верующий человек всегда помнит о близости духов вокруг. И очень осмотрительно относится к любым проявлениям их присутствия. Пытаться их задобрить или поговорить с ними точно не нужно.
Вступая в контакт с бесом, человек становится причастен ко всему демоническому миру. Через поклонение бесам люди служат сатане. Бытовой сатанизм, как его называют священники, очень распространён. Жильцы квартиры оставляют на столах тарелки с едой для домового, загадывают ему желания, просят помочь найти какую-то вещь. Некоторые вешают куклы домового у себя дома. Ни в коем случае нельзя этого делать! Не нужно искать дружбы с домовым.
Желательно всей семьёй молиться:
Читайте о молитве от злых сил:
Важно! Господь даёт каждому освященному дому Ангела-хранителя, ниспослав таким образом свою благодать. Ангел никогда не покинет жилище, если люди, проживающие в нём, будут жить в согласии и молитве.
Всевышний всегда идёт навстречу своему творению — человеку. Но для этого нужно одно маленькое условие — каждый из нас сам должен стремиться к Богу и следовать его заповедям. Ну а первым шагом может как раз стать изгнание бесовских духов из своего дома. Хотя бы в виде изображений и амулетов.
Существуют ли домовые? Протоиерей Владимир Головин
Авг 3, 2019 16:02 Администратор
Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/pravoslavie-o-domovyh.html
В каких странах мира православие является официальной религией?
Интерес россиян к тому, как живут православные страны мира, обоснован тем, что с этими странами нас связывает общая религия, и, следовательно, мировоззрение и культура. Однако, если спросить у среднестатистического российского гражданина, какие православные страны он знает, то в большинстве случаев будут названы Украина, Беларусь, Грузия, Греция и Сербия.
А между тем, православных стран достаточно много, и иногда, глядя на карту, мы даже не догадываемся, что в Эфиопии или Египте, например, численность православных христиан очень велика. И все-таки, в связи с историческими и территориальными причинами, православие наиболее распространено в странах Восточной Европы.
Во время соцопросов православными называют себя 80% россиян, такой же процент белорусов, 76% украинцев. Что касается южнославянских государств, то большая их часть в разные исторические периоды находилась поочередно под влиянием Византии и Османской империи, в связи с чем ведущими религиями в них являются православие и ислам.
К таким странам можно отнести Турцию, Болгарию, Македонию, Сербию, Черногорию, Боснию и Герцеговину. Во всех этих странах количество православного населения колеблется в районе 50%.
Страны мира с православными общинами
Помимо православных стран, в мире существуют также государства, которые не исповедуют православие как основную религию, но в которых по объективным причинам сложились достаточно крупные и сплочённые православные общины.
В основном это страны Западной Европы, которые были в составе Российской империи, а также те государства, которые ощутили на себе самый большой приток эмигрантов, бежавших от коммунистического режима в ХХ столетии. К первым можно отнести Финляндию, Польшу, Литву, Латвию, Эстонию, ко вторым – Канаду, США, Германию, Японию, Китай, Францию, Бразилию, Австралию, страны Южной Америки.
Несмотря на то, что в этих странах православные общины составляют меньше 5% процентов от общего количества населения, они поражают своей организованностью, активностью, чувством единения.
Деятельность общин не заканчивается соборной молитвой: здесь помогают найти работу новым эмигрантам, оказывают финансовую и психологическую помощь тем, кто решил начать новую жизнь в чужой стране, поддерживают активную связь с православными общинами России, Украины и Беларуси. Практически во всех этих странах мира православные церкви находятся в юрисдикции Московского патриархата.
Уровень жизни православных стран мира
Каждый, кто исследовал статистику православных стран мира, не мог не отметить для себя интересную тенденцию: в экономическом плане именно православные страны являются наиболее бедными. Для того, чтобы подтвердить этот факт, достаточно привести список государств, входящих в двадцатку по уровню ВВП: в них присутствуют Норвегия, Швейцария, США, Нидерланды, Австралия, Германия, Швеция и Канада – преимущественно протестантские страны.
Ни одной православной страны в двадцатке государств с развитой экономикой нет. С чем же связан такой экономический успех именно протестантских стран? Некоторые исследователи этого феномена считают, что одной из доктрин протестантизма является отношение к богатству, как к Божьему дару, и, исходя из этого, возведение труда в культ.
В православной религии, наоборот, духовное богатство всегда противопоставлялось финансовому, и, на тех, кто стремится разбогатеть, зачастую смотрели искоса и ставили клеймо «вор» или «хапуга». Это не означает, что православные страны мира должны сменить свою религию, но говорит о необходимости изменения отношения к благополучию в целом.
&1
Источник: https://www.sudba.info/v-kakix-stranax-mira-pravoslavie-yavlyaetsya-oficialnoj-religiej/
10 стран с наибольшим числом православных
Православие подразделяется на две основные конфессии: Православная Церковь и Древневосточная Православная Церковь.
Православная Церковь является второй по величине общиной в мире после Римско-Католической церкви. Древневосточная Православная Церковь имеет похожие догматы, что и Православная Церковь, но на практике существует различие в религиозных обрядах, которые более разнообразны, чем в у консервативной Православной Церкви.
Православная церковь доминирует в Белоруссии, Болгарии, Кипре, Грузии, Греции, Македонии, Молдавии, Черногории, Румынии, России, Сербии и Украине, тогда как Древневосточная Православная Церковь преобладает в Армении, Эфиопии и Эритреи.
10. Грузия (3,8 млн.)
Грузинская Апостольская Автокефальная Православная церковь насчитывает около 3,8 млн. прихожан. Она относится к Православной Церкви. Православное население Грузии является самым наибольшим в стране и управляется Священным Синодом Архиереев.
Действующая Конституция Грузии признает роль церкви, но определяет ее независимость от государства. Этот факт противоположен историческому устройству страны до 1921 года, когда Православие было официальной государственной религией.
9. Египет (3,9 млн.)
Большинство христиан Египта являются прихожанами Православной Церкви, составляя около 3,9 млн. верующих. Самая большая церковная конфессия — Коптская Православная церковь Александрии, которая является последователем Армянской и Сирийской Древневосточных Православных Церквей. Церковь в Египте была основана в 42 году н.э. апостолом и евангелистом Святым Марком.
8. Белоруссия (5,9 млн.)
Белорусская Православная Церковь являются частью Православной Церкви и насчитывает до 6 миллионов прихожан в стране. Церковь пребывает в полном каноническом общении с Русской Православной Церковью и является крупнейшей конфессией в Белоруссии.
7. Болгария (6,2 млн.)
Болгарская Православная Церковь насчитывает около 6,2 млн. независимых верующих Вселенского Патриархата Православной Церкви. Болгарская Православная Церковь является старейшей в славянском регионе, основанная в V веке в Болгарской Империи. Православие также является крупнейшей религией в Болгарии.
6. Сербия (6,7 млн.)
Автономная Сербская Православная Церковь, относящаяся к автокефальной Православной Церкви, является лидирующей сербской религией с количеством почти 6,7 миллиона прихожан, представляющих 85% населения страны. Это больше, чем большинство этнических групп в стране вместе взятых.
Существует несколько Румынских Православных Церквей в некоторых частях Сербии, основанных мигрантами. Большинство сербов отождествляют себя с приверженностью к Православной Церкви, а не по этнической принадлежности.
5. Греция (10 млн.)
Количество христиан, которые исповедуют Православное учение, близко к 10 млн. населения Греции. Греческая Православная Церковь включает в себя нескольких православных конфессий и сотрудничает с Православной Церковью, проводит литургии на языке оригинала Нового Завета — греческом Койне. Греческая Православная Церковь строго следует традициям Византийской Церкви.
4. Румыния (19 млн.)
Большинство из 19 миллионов прихожан Румынской Православной Церкви являются частью автокефальной Православной Церкви. Количество прихожан составляет примерно 87% населения, что дает повод иногда называть румынский язык правоверным (Ortodoxie).
Румынская Православная Церковь была канонизирована в 1885 году, и с тех пор строго соблюдает православную иерархию, существующую на протяжении веков.
3. Украина (35 млн.)
В Украине около 35 миллионов членов православного населения. Украинская Православная Церковь обрела независимость от Русской Православной Церкви после распада СССР. Украинская церковь пребывает в каноническом общении с Православной Церковью и имеет наибольшее количество прихожан в стране, что составляет 75% от общей численности населения.
Несколько церквей по-прежнему относятся к Московскому Патриархату, но украинские христиане по большей части не знают, к какой конфессии они принадлежат. Православие в Украине имеет апостольские корни и было объявлено государственной религией несколько раз в прошлом.
2. Эфиопия (36 млн.)
Эфиопская Православная Церковь является крупнейшей и старейшей церковью как среди населения, так и структуры. 36 миллионов прихожан Эфиопской Православной Церкви находятся в каноническом в общении с Древневосточной Православной Церковью и были частью Коптской Православной Церкви вплоть до 1959 года. Эфиопская Православная Церковь является независимой и самой крупной из всех Древневосточных Православных Церквей.
1. Россия (101 млн.)
Россия имеет наибольшее число православных христиан во всем мире на общую сумму около 101 миллиона прихожан. Русская Православная Церковь, также известная под названием Московский Патриархат, — это автокефальная православная церковь, находящаяся в каноническом общении и полном единении с Православной Церковью.
Считается, что в России проявляется нетерпимость к христианам, и число православных христиан постоянно оспаривается. Небольшое количество россиян верят в Бога или даже исповедуют православную веру. Многие граждане называют себя православными христианами, потому что они были крещены в церкви еще детьми или упоминаются в официальных правительственных отчетах, но не практикуют религию.
Рекомендуем посмотреть:
В ролике будет подробно рассказано об основных религиях, исповедуемых в мире, с множеством исторических фактов.
Источник: https://batop.ru/10-stran-s-naibolshim-chislom-pravoslavnyh