Символизм рождественского вертепа
Из статьи Три Звезды — Три Царя — Три Волхва читатель мог узнать, кто такие евангельские «три волхва (мага)», а также что это за звезда, за которой они «шли с Востока». А самое главное, кто этот царь, на которого указывала «звезда на востоке», т.е. восходящая звезда. Рекомендую ознакомиться с той статьей, дабы лучше понять эту. В этой же статье мы рассмотрим астральный символизм так называемого «рождественского вертепа», его персонажей и атрибутов.
Священный вертеп
Вертепная композиция, как правило, состоит из девы Марии, святого Иосифа, трех волхвов со своими дарами, ангелов, пастухов, овец, осла и вола, и конечно же, будущего царя, находящегося в яслях, т.е. кормушке для скота. Над всей композицией изображается Вифлеемская звезда, т.е. та самая «звезда на востоке». Иногда художники, согласно собственной фантазии, добавляют других представителей фауны: верблюдов, лошадей, слонов и разных птиц.
В вышеупомянутой статье было сказано, что евангельский рассказ о трех волхвах, якобы идущих с Востока за Вифлеемской звездой — это астральный миф о созвездии Три Звезды, звезды Сириус и ингрессии Солнца в зодиакальный знак Льва. Миф этот очень давний, так как происходит он из Древнего Египта.
Созвездие Ясли, богиня Хатхор, созвездие Три Мага и бог Хор-Амон-Ра
Астрологическое событие, описанное в этом мифе происходило летом, а не зимой. Ведь ингрессия, т.е. вхождение Солнца в 1-й градус знака Льва, происходит ежегодно летом. Поэтому евангельский рассказ, в основе которого лежит древнеегипетский астральный миф, никак не может повествовать о событиях 25 декабря. Он повествует об астрологических событиях 25 июля первых веков нашей эры, если считать по григорианскому календарю.
Дары волхвов Царю царей
Рассмотрим теперь другие подробности этого астрального мифа. В Евангелии от Матвея (гл. 2:9-11) написано, что три волхва (мага) преподнесли младенцу-царю дары: золото, ладан и смирну. Дабы узнать символизм этих даров, сначала нужно определить что их объединяет. Надеюсь, читатель легко с этим справится. Для увеличения можете нажать на фото.
Все символические дары символических волхвов объединяет цвет. Золотой цвет — это цвет восточной части неба при восходящем Солнце! Именно при восходящем, потому что цвет западной части неба при заходящем Солнце часто бывает красным. Поэтому в данном случае, дары золотого цвета символизируют именно восходящее Солнце во время его ингрессии в зодиакальный знак Льва — знак всех царей и правителей.
Восходящее Солнце в египетской пустыне Заходящее Солнце в египетской пустыне
Из астрологии известно, что вхождение и нахождение Солнца в собственном знаке — сильное достоинство для дневного светила. Потому что зодиакальный знак Льва — это дом (лат. domicilium) Солнца. Ну, а золото в евангелии упомянуто первым среди даров не просто так. Золото — известный в астральном символизме металл, принадлежащий Солнцу. Читаем об этом в энциклопедии символов Дж. Купера:
Золото олицетворяет Солнце. У ацтеков золото — воссияние Божие. В буддизме золото олицетворяет свет, озарение. У китайцев это гармония, солнце, ян, в противовес серебру (лунному инь).
В христианстве значение символа амбивалентно: с одной стороны — это чистый свет, духовное сокровище; с другой стороны, оно — идолопоклонство (Золотой телец) и мирское богатство.
Созвездие Ясли и звёзды Ослы
Теперь рассмотрим символизм яслей и двух животных, находящихся возле них. Даже больше, укажем на ошибку художников, которые не ведая об астральном значении этих животных, определяют вид второго животного неверно.
Итак, обычные ясли — это кормушка для домашнего скота. Однако, поскольку мы имеем дело не с историческими событиями, а с астрологическими, то должны поискать Ясли в звездном атласе. И мы их найдем! Это созвездие, или звездное скопление, или туманность (термины разнятся) под названием Ясли (лат. Praesepe). В первых веках нашей эры небесные Ясли находились в знаке Краба (лат. Cancer). Находились они в этом знаке до 1480 года.
По обеим сторонам созвездия Ясли находятся две звезды, которые называются Ослами (лат. Aselli). Одна из звезд называется Осёл южный (лат. Asellus Australis), другая — Осёл северный (лат. Asellus Borealis). Фигурально кормушка (ясли) находится между двумя ослами. Один осёл с южной стороны, другой — с северной.
Созвездие Ясли и звёзды Ослы
По правде говоря, латинское слово «asellus» переводится как «ослик, ослёнок». Поэтому с двух сторон евангельских яслей стояли два ослика, а не осёл и вол, как изображается в современной вертепной композиции. Вот мы и нашли ошибку художников. В вертепе должны быть не один осёл и один вол, а на самом деле два ослика!
Источник: https://AstrOnline.pro/blog/simvolizm-vertepa/
Вертеп – что это такое: значение слова и как выглядит рождественский, бродячий и другие виды вертепа
Многие люди хотят узнать, что это такое – вертеп и каково значение этого слова. Это театральное представление, которое существует и сегодня, потому что многие люди соблюдают устойчивые традиции. Оно не похоже на другие разновидности кукольных театров.
Что такое вертеп?
Изначально это небольшая, но довольно просторная пещера. В евангельских книгах можно найти информацию о том, что это пещера-хлев. Именно сюда пастухи загоняли скот, чтобы защитить животных от плохой погоды. В Библии говорится, что рядом с Вифлеемом также была такая пещера, где появился на свет Сын Божий.
В средние века этим словом называли кукольные переносные театры.Исполнители разыгрывали различные библейские сюжеты, которые относят к Рождеству Христову. Первый театр появился на территории Италии в начале 13 века. В России упоминание датируется 14 веком.
В переводе с древнерусского – это пещера или ущелье. Также оно обозначает народный театр, который создается православными людьми, желающие увековечить традиции и донести библейскую информацию к младшему поколению.
Важно! Расписание богослужений в храме святого Ильи Пророка
Рождественская миниатюра представляет собой воспроизведение сценок Рождества, с использованием элементов искусства. Слово обозначает скульптуру, театр. Это может быть и пещера, где родился Иисус Христос. В Библии можно часто встретить информацию о действиях разбойников. Слово трактуется по-разному, в зависимости от общего контекста.
Википедия дает две трактовки этого понятия. В первом значении – это пещера, слово относят к устаревшему употреблению. Значение слова вертеп – пещера Рождества.
Христиане считают, что именно в таком месте родился на свет Иисус Христос. В Википедии можно найти и переносные значения:
- воспроизведение сцены Рождества (дополнительно используются следующие средства искусства – это театральные постановки, вертепная кукла, скульптуры, тематические вещи и изделия);
- белорусский кукольный театр народного искусства;
- притон или место разврата, а также помещение, где совершаются преступления;
- трущобы, бедное, не оформленное помещение.
С названием Вертеп есть деревня, которая расположена в Республике Коми (Ижемский район), а также село в Хустском районе (Закарпатская область, Украина).
Рождественский вертеп
Значение слова вертеп в рождественские праздники подразумевает под собой воспроизведение сцены Рождества Христова. Для этого используются скульптуры, куклы и другие элементы искусства. Это выглядит красиво и необычно во время театрализованной сценки. Это может быть изображение, которое относится к предмету религиозного поклонения. Чтобы узнать, что такое рождественский вертеп, необходимо познакомиться с несколькими вариантами исполнения.
Интересно! Изучаем историю святых: Житие пророка Илии
Существует несколько распространенных форм:
- Композиция. Сцены Рождества воспроизводятся при помощи объемных фигур, кукол, которые изготавливают из различных материалов. В католических странах регулярно устраивают композиции на эту тему. Многие люди используют фигуры, которые приводятся действие при помощи скрытого механизма.
- Театр. Рождественское вертепное представление основывается на основании средств кукольного театра. Дополнительно принимают участие подготовленные и профессиональные люди-актеры. Такой театр получил свое распространение в Белоруссии, Польше, Украине, в некоторых регионах Российской Федерации. Чтобы организовать вертепное представление можно использовать специальный ящик, внутри которого показывают сценки с применением кукол.
- Живая театрализованная сценка. Персонажи – это живые люди.
Обратите внимание! Все постановки и разновидности вертепов тесно переплетаются и основываются на сюжетах из Библии, например, о Рождестве Христовом, и других событиях.
Скульптуры и декоративные композиции выставляют для всеобщего просмотра. Театральные композиции демонстрируются только в период Рождественских праздников.
Для организации композиции могут использоваться разные материалы и техники исполнения. Чаще применяются отдельные технологии, которые переплетаются с традициями определенной местности. В некоторых регионах России кукол изготавливают из дерева и керамики. Также используется бумага, металл, воск, пластмасса.
В большинстве случаев задействуются сложные методики. В неаполитанском представлении лица фигур изготавливают из терракоты, в качестве глаз применяли стекло, руки вырезали из дерева.
Для создания фигурок могут использоваться природные материалы – земля, пучки соломы, растения, чтобы изобразить окружающую природу, камень для оформления стен в пещере. Композиции украшаются еловыми ветками.
Познавательно! Уроки православия: что такое божественная литургия
Источник: https://religiya.guru/polezno-znat/kak-vyglyadit-vertep-i-chto-eto-takoe.html
Вертеп бывает не только театром, но и жизнью | Милосердие.ru
Вертеп — кукольный театр, где каждый год играется история Рождества и последующих событий: убийства злым царем-Иродом невинных младенцев.
В театральном кукольном вертепе все — как в любом театре. Но «от вас самих зависит, будет это спектакль или мистерия», сказано в одной пьесе Серебряного века. Таинство, то есть.
В вертепе это однажды получилось — не у артистов, а у детей, которые в годы, когда Бог был под запретом, ходили и славили Христа; а потом часть рождественской истории — избиение младенцев — продолжилась в их жизни: детей выслеживали и пытали.
О вертепе и его тайне рассказывает театральный художник, теоретик театра кукол Ирина Уварова.
Как во времена древнего Рима
Впервые вертеп я увидела в 1963 году на Львовщине, в селе Городжив. Вечер сочельника мы провели в большом крестьянском доме. В селе было холодно и тихо, в эту ночь в память о вифлеемском хлеве в сени взяли корову.
Доказательство имело вид маленькой конуры с передней стеклянной стенкой. Внутри тлел одутловатый огарок. Лежал бурый мох, и в него воткнута была плоская кукла, упрятанная в красную тряпицу. Тут же лежал Младенец-сверток, его полотняное личико было помечено тремя точками, крепко поставленными измусоленным химическим карандашом.
Тут стояли и бумажные овцы, и тот же карандаш изобразил на них прямую, как щетина, шерсть. А в самой глубине была наклеена старая открытка с пышногрудой нимфой. Ее нагие икры, кокетливо показанные из вьющихся одежд, и пышные волосы выдавали причастность к польскому сецессиону.
Это и был вертеп. Ящик этот, седьмая вода на киселе гордым и пышным сооружениям, вертепам о двух этажах, при нарядных куклах с крупными печальными лицами, вырезанными из дерева знающими мастерами, — этот городживский ящик растерял абсолютно все, но помнил главное: Христос родился.
«Христос родился — солнце сияет!» — пели мальчики. Теперь их было трое; один со звездой на шесте, другой с колокольчиком, сделанным из консервной банки. Оба при торбах, в которые благодарные хозяева бросали хлеб, орехи, яблоки, сало и городские конфеты «Ласточка».
Три мальчика пришли в простоте душевной к другому Мальчику на день рождения, чтобы поздравить. Они уже были школьниками, а Он — Младенцем, и Ему шел Первый день. Их вертеп был воспоминанием о настоящем кукольном вертепе, замутненным обрубком исторической памяти, они — трое юных волхвов — хранителями исчезнувших воспоминаний.
Мой приятель, который привез меня сюда, сказал: «Только бы хлопцев не поймали». А их на самом деле отлавливали, как христиан во времена Рима. С любопытством разглядывал Рим свою дальнюю провинцию Иудею, откуда шла ересь. А правитель Иудеи Ирод-царь, охотясь за Младенцем и не найдя его, велел истребить всех младенцев — так сообщается в сюжете вертепной народной драмы.
В селе Городжив рассказывали, как спецбригада рыскала по следу мальчиков, что ходили с вертепом. Дети убегали. Один убежал в лес и замерз до смерти.
Другого пытал школьный учитель, входивший в бригаду охотников за детьми: скажи, кто сообщники, вы ведь по трое ходите, да и сунул пальчики преступника в дверную щель, так орехи кололи
Пальцы детские в чернилах школьной науки не могу забыть. Это они, ухватив огрызок химического карандаша, тщились изобразить свечку, что на младенца изо всех сил дышала, когда он родился.
Вернувшись в Москву, написала про праздник в селе Городжив, про детский самодельный вертеп. Только никто печатать это не решился — ни «Театр», ни «Вопросы театра», вообще никто.
«Что вы хотите, — риторически спрашивал мой друг Аркадий Белинков. — Мне вот заказали статью в Детскую энциклопедию на букву «Б» — «Библия». Только нельзя, говорят, употреблять слова: во-первых, «Бог», во-вторых, «евреи». А вы — Рождество»
Я и сейчас вижу перед собой этот короб, сохранивший, как мог, как сумел, традицию вертепа, и мох вместо соломы, и открыточную нимфу, простодушно заместившую Деву Марию — она и на кукольном театре образ нерукотворный.
Божия повесть
Родина рождественского вертепа — Западная Украина. Вертеп вышел из бурсы: семинаристы во время каникул на святках играли вертеп, правильно это называлось — ходили с вертепом, пели колядки; а за это им несли колбасу, хлеб, сладости.
Вертеп — это, во-первых, кукольный домик, как правило двухэтажный и с мезонином. Передней стенки нет, зато есть маленькие занавески на каждом этаже.
Во-вторых, вертеп — механический театр, хотя никакого особого механизма в нем нет; кукловод, скрытый за домиком, водит кукол, посаженных на штыри, снизу, по специальным прорезям в полу каждого этажа.
Столь же наивная механизация имеется и при самих куклах: солдат Ирода копьем подцепляет младенца Рахили, вытаскивает из материнских объятий, роняет с копья на пол вертепа. Смерть косой сносит голову Ироду, черт утаскивает обезглавленное тело за кулисы.
У вертепа есть своя драматургия; в основе ее — сведения о Рождении Христа, взятые из текстов двух евангелистов: Луки и Матфея. Далее развитие сюжета происходит так, как обычно в апокрифах: апокриф берет какой-либо текст какого-либо пророка и осваивает его, толкуя.
Верхний этаж отведен для Божией повести: рождество Младенца, поклонение пастухов и волхвов. Набор кукол в обоих этажах вертепа стандартен. Верхний этаж: Святое семейство, ангел, пастухи, волхвы, осел, бык. Куклы Марии и Иосифа статичны. В яслях — сверток с Младенцем; ясли (ящичек) заменяют иногда колыбелью или корзинкой. Колыбель можно качать (тогда еще одно механическое движение).
В целом же Святое семейство подается в статике, в чем свой смысл: Младенец — центр мироздания. Мир приходит в движение, к нему устремляясь.
Были и попытки выполнить куклу-Младенца в виде пупса. Но — странное дело — верхний этаж вертепа этих новаций органически не принимает. Они возникают и исчезают, не приживаясь.
Слева пастухи. Справа Волхвы. Появляются, приближаются к центру со своими подарками, сохраняя дистанцию. Подарки: ягненок, пастушьи торбы, должно быть с сыром и хлебом. У волхвов в руках что-нибудь соответствующее их царскому положению.
И главное: и пастухи, и волхвы продвигаются по своим прорезям плавно и очень медленно, в ритме замедленной съемки. С паузами. Паузы заполнены безмолвием.Вертепы нового поколения, возникшие уже после 1980 года, не могут обойтись без дополнительных эффектов.
Так, мне известен вертеп в одном театре кукол в Украине, где в ясли вместо свертка, символизирующего Младенца поместили электрическую лампочку, на современный лад материализовав тему Света.
В нижнем этаже все происходит иначе, там уже страсти вмешиваются: разгневанный Ирод отдает свой страшный приказ — горе Рахили — Смерть пришла за Иродом — Черт утаскивает его в ад.
Трагическое и комическое
Вторая часть вертепа — мирская. Что это значит? Если первая часть играет Божию повесть — вторая часть без всякой видимой связи с верхним играет какое угодно действие, главное, чтобы было весело. Его герои — всем известный петрушка, персонажи сказок, а также придуманные на ходу куклы-образы. Главный мотив — злободневность. В народном искусстве встречается такое склеивание сюжетов: комическое сменяет трагическое.
Первая часть — это трагедия! Представьте: полутемная комната, горят свечи, и вот уже Ирод замыслил свое злодейство, младенцы убиты, Рахиль плачет, и ее трагедия сопутствует радости Рождества Христа.
Почему Рождество сопровождается избиением младенцев? Потому что впереди у Младенца-Христа — Голгофа, крест. А плач Рахили о детях предваряет страдания Богородицы у креста.
Но как Христос воскреснет и восторжествует, так и царь Ирод получает возмездие — появляется Смерть и уносит его. История получает завершение.
И вот дальше начинается комическая часть, которая строится как любая народная драма. Нижний этаж вертепа отражает элемент смеховой народной культуры. Это свойственно народному гулянию, и здесь нет никакого обесценивания. Герои балагурят, разговаривают естественными голосами, смеются и паясничают.
Только, конечно же, вертеп нельзя путать со скоморошеством. Сюжеты нижней части, как правило, не закреплены: часто это народная импровизация: у тебя есть кукла коза — играй козой. Это история, которая сама зародилась и сама продолжает развиваться — редкий случай, когда ничего не спускали сверху, не рекомендовали, не пропагандировали.
Конечно, во времена гонений, например, в Городживе вторая часть вертепа была неактуальной. Вертеп играли, потому что — Рождество. Вместо службы: в храм пойти нельзя, он закрыт, вот мы играем вертеп и так помним Рождество. И преследовали не потому, что театр, а потому, что Бога славили.
Глубинное единство обеих частей вертепа при внешней их разности можно найти в презепе (presepe, ясли) — западном варианте вертепа. В презепе все происходит на открытой площади, причем каждый художник презепе воспроизводит свой собственный город: все заняты своими делами, вот прачка несет белье, торговец — свой товар, какие-то дикие горцы спускаются в деревню, и тут же, немного в глубине, — Дева Мария родила Младенца Христа.
Так подчеркивается всемирность действия, его литургичность — общность, вневременность — в смысле несвязанности Рождества какой-либо линейной хронологией, что, кстати, подчеркивает и наш тропарь: «Дева днесь (сейчас) пресущественнаго раждает».
Фото с сайта foma.ru
Рождество произошло для всех людей, оно касается судеб всех людей без исключения, которые когда-либо родятся или уже родились, оно меняет ход мира коренным образом. Но вместе с тем презепе отражает и то, что не все люди поняли, что случилось.
И кто-то может так и остаться увлеченным собственным делом, не заметив в самом центре своего города-мира — родившегося Спасителя.
Источник: https://www.miloserdie.ru/article/chto-takoe-vertep-i-pochemu-ego-igrayut/
Вертепное представление на Рождество Христово
Каждый год православный люд 7 января празднует Рождество Христово. Этот великий праздник венчает Рождественский пост, во время которого христиане готовятся к этому радостному событию. Многие в своих домах устанавливают Рождественский вертеп.
Что это такое
Что такое Рождественский вертеп? В переводе со старославянского языка это «пещера». Именно в ней и появился на Свет Иисус Христос.
Пещера Рождества Христова расположена под амвоном Рождественской церкви в Вифлееме. То место, где появился на Свет Божий Иисус Христос, отмечено на полу собора звездой серебряного цвета. Над ней теплятся 16 лампад, а чуть дальше расположено место, куда Царица Небесная после родов переложила Своего Сына — придел Яслей.
В полном понимании самого слова, ясли — это кормушка для животных. В XVI веке ясли как великую святыню вывезли в Рим, а то место, где они находились, обложили мрамором.
Рождественский вертеп
Устройство современного вертепа
Мини-пещера имеет вид ящика-домика, в котором имеется несколько этажей и прорези для управления куклами. На верхнем ярусе разыгрываются сцены жития Святого Семейства, нижний же изображает дворец царя Ирода.
Ранее на Руси вертеп возили на санях, переносили из одной избы в другую, показывали представления на постоялых дворах, где ночевали экипажи проезжающих путников.
Вокруг вертепа расставлялись скамьи, зажигались свечи и начиналась волшебная сказка. Ее героями были Богородица, старец Иосиф, Ангел, пастух, волхвы, царь Ирод, Рахиль, солдат, черт, пономарь и смерть. Каждую куклу кукловоды укрепляли на штыре, за нижнюю часть которого можно было взяться рукой и тем самым управлять куклой. Управление и передвижение сказочных героев происходило через специально устроенные щели в полу сцены.
Богомладенца обычно изготавливали из белой материи, которую туго скручивали в жгут. Овечки для пастуха исполнялись из кудрявой пряжи, свернутой в комочек. Остальные герои сооружались из дерева или тряпок, тем самым их было легко мастерить и переносить с места на место.
Важно! Среди актеров-вертепщиков существовало правило: кукол, изображающих Богоматерь и Иисуса, необходимо было исполнять с особой тщательностью и они должны отличаться качеством исполнения от других фигурок.
Бывало, что вместо фигуры Девы Марии актеры ставили Ее икону.
Рождественский вертеп из бумаги своими руками
Роль рождественского вертепа в христианском воспитании детей
Ребенок, воспитывающийся в православной семье, имеет познания о Боге и знает, что такое Рождественский вертеп. А когда он приходит с родителями или крестными в праздничные дни в церковь, слушает главу из Евангелие о рождении Христа, то его взору представляется волшебный вертеп.
Его история как бы оживает в детском сознании.А домочадцы, решившие устроить вертеп у себя дома, поступят очень мудро. Символика двухъярусной пещеры неизменна: рай расположен вверху, ад внизу. Фигурки семьи Иисуса находятся на верхнем ярусе с левой стороны.
О воспитании детей в вере:
Пусть чадо внесет свою детскую лепту, тем самым он ощутит своей чистой душой приближение Рождества, любовь Спасителя к каждому человеку на земле, особенно к детям.
Отличным времяпровождением станет чтение добрых рождественских сказок и рассказов у домашнего вертепа. Хорошо, если будет возможность оживлять читаемое действие.
Рождественский вертеп. Храм свт. Мартина Исповедника в Алексеевской слободе
Сценарии
Обычно школьные театральные коллективы, прихожане храмов и артисты театров устраивают представления, разыгрывая события рождественской ночи. Это есть способ прикоснуться к чуду!
На сцену устанавливается вертеп, в него помещаются ясли, фигурки Пресвятой Богоматери, Ее супруга Иосифа. Рядом располагаются фигурки животных, которые согревали новорожденного Богомладенца своим дыханием. Здесь же ставятся фигуры пастухов и волхвов, пришедших к Нему с Дарами.
Верх вертепа увенчивает Вифлеемская звезда — символ рождения Спасителя.
Еще о развлечениях для детей:
- Православные фильмы для детей
- Православные мультфильмы для детей
Вариант Рождественской сказки
Ведущий: Друзья! Каждый из нас знает о существовании праздника Рождества. Об истории его появления мы сейчас вам расскажем!
Перенесемся более чем на 2000 лет назад и окажемся в Иудее, которой управляет император Август. Однажды он захотел узнать точную численность своего государства. Он указал слугам организовать перепись горожан, в том числе и младенцев. Для этого каждый человек должен был вернуться в тот город, где он родился
А в это время будущие родители Иисуса отправлялись в Вифлеем.
Август: Мне, великому императору, никто не смеет возражать! Я интересуюсь, сколько же в моем царстве подданных!
Иосиф: Мария, наш ребенок уже совсем скоро родится и тебе сейчас наверно очень тяжело его носить?
Мария: Не переживай, муж мой. Все хорошо.
Иосиф: Садись верхом на осла, я его поведу, тебе так будет легче.
По приезде в Вифлеем Иосиф не смог найти пристанище, поэтому пара пошла искать укромное место. Они его нашли только к ночи — это была пещера, куда пастухи загоняли скот в непогоду.
В эту ночь Мария произвела на свет младенца. Родители запеленали малыша, а колыбель они соорудили из кормушки для животных, которая называется ясли. Дно яслей они застелили слоем соломы и уложили новорожденное чадо спать. Мальчика нарекли Иисусом.
Вскоре пастухи узнали от спустившегося к ним ангела радостную новость. А в момент Его рождения на небосводе загорелась новая звезда, которую назвали Вифлеемской.
Пастухи отыскали Ребенка, поклонились Ему и рассказали о видении Ангела.
Пастухи: Случилось нам видение от Бога, Он указал нам сообщить всем вокруг о рождении Богомладенца.
Волхвы тоже заметили на небе новую звезду и поняли, что она есть символ рождения Мессии. Они отправились к Августу, чтобы узнать место рождения Богоносного чада.
Волхвы: Приветствуем тебя, император! Подскажи нам, не знаешь ли ты, где родился Спаситель всех людей? Ведь сегодня на небосклоне зажглась новая звезда, означающая Его рождение!
Август: Согласно пророчеству, Он должен был родиться в Вифлееме. Отправляйтесь в путь и найдите Его, дабы я тоже принес свои дары.
В пути Вифлеемская звезда указывала верный путь волхвам, как бы ведя за собой. Когда путники дошли до пещеры, то звезда остановилась. Волхвы вошли в пещеру, поклонились Малышу, преподнесли Ему золото, смирну и ладан.
Волхвы: Приветствуем тебя, Спаситель!
Мария и Иосиф увидели, что путники очень сильно устали, поэтому им было предложено заночевать в вертепе, а с утра вновь пуститься в дорогу. Волхвы согласились, но ночью к ним вновь явился Ангел Божий.
Ангел: Не вздумайте вернуться к императору, идите домой иной дорогой.
Ангел: Иосиф, твое семейство в страшной опасности, срочно бери Марию и Иисуса, все вместе отправляйтесь в Египет.
Молодая семья той же ночью отправилась в Египет, дабы уберечь своего новорожденного Ребенка.
Пришедший в Русскую землю из Западной Европы, вертеп сроднился с русскими традициями. Именно в нем соединились культурные традиции разных стран, святочные домашние спектакли и народные представления.
Совет! В настоящее время присутствует добрая традиция: в ночь перед Рождеством люди ставят на окне возженную свечу, чтобы Святая Семья знала, что в этом жилище она может найти пристанище.
Посмотрите видео о Рождественском вертепе
Источник: http://molitva-info.ru/calendar/rozhdestvenskij-vertep.html
Вертеп: значение слова в словаре Даля, религиозный кукольный театр, пещера, где родился Иисус
В Европе уже несколько веков существует рождественская традиция устанавливать в доме или возле дома вертеп. Детали для этого сооружения можно купить, а можно все сделать своими руками. В этой своеобразной декорации разыгрывается рождественское представление о появлении на свет младенца Иисуса.
Поскольку само действо относится к религиозной народной культуре, в России эта традиция была утрачена после революции. Ее возрождение началось в конце 80-х вместе с обновлением русской православной церкви.
В новом веке вертепное действо снова популярно. Его ставят самодеятельные и профессиональные коллективы, на большой сцене и дома — для друзей и домочадцев.
Что такое вертеп
У этого слова несколько значений, но многим современным россиянам знакомо лишь одно из них. Попробуем разобраться в тонкостях и нюансах понятия с самого начала
Происхождение слова
Вертеп — старославянизм по своему происхождению. Филологи так и не пришли к единому мнению об этимологии этого слова. Его народные значения: овраг, провал, ущелье тесно связаны со словом пещера, хотя «врьтепь» не было полным синонимом слова «пештера» и у древних славян.
Бесспорно лишь одно — сегодня считается, что его корни идут от старославянского «врьтепь» — пещера, сербохорватского «врть» — сад, огород и латинского «verti» — закрывать. Что буквально означает закрытое, укромное место, убежище.
Значение понятия
В своих знаменитых словарях и Даль, и Ожегов, и Ушаков дают несколько трактовок слова.
Вот, как толкует его Ушаков:
- Притон, место разврата и преступлений (книж.).
- Ящик с марионетками для представления драмы на евангельский сюжет о рождении Христа (этногр., театр.).
- Самое это представление (театр., этногр.).
Самое интересное, что для большинства наших сограждан, выросших в советское время, единственным было значение №1: ужасное место, где тайно собираются темные личности творить свои преступные дела. Куда же делись второе и третье толкование?
Все очень просто: светлое и праздничное значение слова «вертеп» исчезло из сознания людей во времена гонений на церковь. Антирелигиозная пропаганда привела к тому, что Рождество вместе со всем его волшебством перестало быть всенародным праздником, и его традиции были запрещены.
Сегодня хочется вспомнить о том самом пристанище, где вместе с домашним скотом укрылось от непогоды Святое семейство, где родился Спаситель и что придумали люди в память об этом великом событии.
История термина
Как и любое древнее слово, оно уходит корнями в глубину веков. Это означает, что современные исследователи могут только предполагать, догадываться, откуда взялся термин и какова его история, опираясь, в первую очередь, на письменные источники.
Первое употребление
В Библии «вертеп» употребляется четырежды и каждый раз как притон разбойников. Нас же интересует это слово, как название места, связанного с Рождеством Христовым.
Попробуем расположить вехи, связанные с историей слова в хронологическом порядке:
- Святой Вертеп, или Пещера Рождества, впервые упомянута в апокрифическом протоевангелии Иакова около 150 года. Автор пишет о пещере около Вифлеема как месте рождения Спасителя. Сегодня эта пещера находится под амвоном храма Рождества Христова. Там на полу начертаны серебряная звезда и надпись на латыни: «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии».
- Точной даты, связанной с первым созданием места, иллюстрирующего евангельский сюжет, не существует. По мнению исследователя Бориса Голдовского, представления рождественской мистерии появились в V веке. Именно тогда в храмах начали создавать объемные панорамы Вифлеемской пещеры с младенцем в яслях, в окружении домашнего скота, Девой Марией, пастухами и волхвами.
- Создание первой светской инсталляции на тему явления миру Спасителя ученые приписывают католическому святому Франциску Азсизскому, который в 1223 году встречал Рождество в селении Греччио. Как апогей праздника, он составил живую композицию рождественской истории или, как ее называют итальянцы, — «презепе» (ясли). Именно с тех пор появилась традиция устанавливать презепе не только в церквях, но и в домах верующих.
- Первые достоверные сведения о театрально-кукольных представлениях с рождественским сюжетом на Руси относятся к концу XVI века. Самый ранний из найденных вертепных ящиков датирован 1591 годом.
Дальнейшая судьба
Расцвет вертепов пришелся на XVIII-XIX вв. В России популярность этого действа была так велика, что к концу XVIII века в Санкт-Петербурге сложилось семейное дело: династия вертепщиков Колосовых все следующее столетие бережно хранила и передавала от отцов к детям традиции проведения спектаклей.
Представление состояло из двух частей. Первая — евангельская мистерия о рождении Спасителя. Во второй разыгрывались сатирические балаганные сценки на бытовые сюжеты.
Постепенно светское народное представление стало настолько популярным, что вертепщики начали гастролировать со своими волшебными ящиками не только на святки, но и позже — вплоть до самой масленицы.
После октябрьской революции в 1917 году вера в Бога и все, связанное с религией, подверглось гонениям: елка, святки, гулянья и вертеп, в том числе, были запрещены. Елка как атрибут празднования Нового года вскоре вернулась в дома людей, а вот вертепное действо постепенно было забыто.
Современное значение
В конце 80-х годов прошлого века, когда государство окончательно примирилось с церковью, русские фольклористы занялись поисками утраченных религиозных народных обычаев, в том числе вертепного представления.
Очень много для этого сделал исследователь театра кукол, режиссер Виктор Новацкий. Он по крупицам собрал элементы вертепной традиции, восстановил сценарий и тексты действия, вдохнул жизнь в персонажей рождественской истории.
Сегодня эти спектакли снова радуют христиан нашей страны в дни главного церковного праздника — Рождества Христова.
Работа и устройство вертепа
После окончания Рождественского поста начинаются зимние Святки. Эти дни насыщены прогностическими приметами, обрядностью, обычаями. Одним из них было вертепное действо.
Если следовать устоявшимся традициям, существует несколько форм рождественского представления:
- вертепная композиция — объемные фигуры действующих лиц мистерии самых разных размеров, выставленные в соответствующей декорации;
- вертепный кукольный театр — это представление в специально оборудованном пространстве (ящике) с участием музыкантов и певцов-сказителей;
- театр с людьми-актерами, исполняющими роли всех или некоторых персонажей.
Статичная композиция «презепе» по сей день пользуется большой популярностью в Европе. А вот русскому народу всегда больше по душе было кукольное представление, рождественская мистерия, представляющая сцены из Священного Писания.
На Руси
Большой ящик-домик с двумя ярусами, внутри которого и разыгрывался спектакль, переносили из дома в дом, устраивали представление на постоялых дворах и ярмарках. Вертеп устанавливали на возвышении, зрители занимали место на расставленных скамьях, пономарь зажигал свечи и волшебство начиналось.
Самое главное — это был не просто чудесный ящик, это была модель мироздания.
Верхний ярус, мир горний, был обиталищем Святого Семейства. Нижний — дольний — показывал дворец царя Ирода и события, сопровождавшие рождение Иисуса. Там же был и вход в ад, в который проваливался поверженный Смертью царь.
Под полом каждого яруса был сделан еще отсек, закрытый от зрителя. Там находились руки вертепщика, он держал кукол за специальные штырьки и двигал их по прорезям в полу. Озвучивал персонажей, как правило, сам кукловод, меняя голос и манеру говорить.
В действе часто принимали участие музыканты, которые исполняли духовные песнопения. Музыка давала героям очень точные характеристики и насыщала представление праздником.
Традиционный состав действующих лиц был неизменным:
- Святое семейство: Дева Мария, Иосиф, младенец Иисус, лежащий в яслях, рядом вол и ослик, которые, согласно преданию, согревали новорожденного своим дыханием — чаще всего были статичной группой и не имели слов. Вместо фигур иногда ставили икону Рождества.
- Вифлеемская Звезда — одно из главных действующих лиц. Нужно было, чтобы она была заметной и красивой. Обычно, звезду делали сквозной и подсвечивали сзади свечой, чтобы она загадочно мерцала.
- Ангел, который возвестил о рождении Бога. В православной традиции это был архангел Гавриил.
- Пастухи со стадом овец. Один из них держит на плечах или в руках ягненка как символ Агнца Божьего.
- Волхвы — триединый персонаж, закрепленный на одном постаменте. Они приходят поклониться Христу и приносят ему дары: золото, ладан и смирну.
- Царь Ирод. В ярко украшенном «дворце» в нижнем ярусе разыгрывались его злодеяния в городе Вифлееме и последовавшее за ними наказание.
- Рахиль — женщина с младенцем, которая приходит к царю с тщетной мольбой не убивать ее сына.
- Смерть в черных одеждах, с черепом вместо головы и с косой, которой отсекает Ироду голову.
- Бес. По приказанию Смерти он утаскивал злодея в ад.
Согласно религиозным канонам, нельзя было создавать эмоциональное, зрелищное, рождественское представление. В нем была недопустима актерская игра. Вертепные фигурки служили лишь иллюстрацией к текстам Священного писания.
После святок духовную часть представления показывать запрещалось, оставалась только светская. Тем не менее, вертепный театр был любимым развлечением детей и взрослых, независимо от их достатка и сословия.
В современном мире
Сегодня, как и сотни лет назад, перед Рождеством в храмах устраиваются вертепные композиции. Европейские младшие школьники разыгрывают рождественскую мистерию для родителей и друзей на светской сцене. В России такие постановки (тоже силами детей) устраивают церковные воскресные школы.
Вертепные композиции могут быть весьма оригинальными, например, с настоящими домашними животными. Первая такая была устроена в 2013 году у Кафедрального собора в Пятигорске.
Еще одна национальная русская традиция — пещера, слепленная из снега. Подсвеченная изнутри, она выглядит очень таинственно.
Настоящие кукольные спектакли в вертепных ящиках, по старинным традициям и канонам, представляют многочисленные фольклорные коллективы.
Можно сказать, что и в современной России рождественские вертепные представления стали непременным атрибутом праздника.
Значение в истории
Вертеп подтвердил свое право на жизнь, пройдя более чем тысячелетний путь от времен, когда он служил своего рода Библией для простых неграмотных людей, до наших дней.
Панорамы, иллюстрирующие библейские события рождественской ночи, действительно укрепляли веру, ставили появление на свет Христа в ряд событий исключительной значимости для всех верующих.
И пусть один и тот же сюжет повторяется каждый год и все знают его наизусть — рождественское чудо, воплощенное в вертепных композициях, рождает любовь и веру.
о рожденственских мистериях
В видео представлены рождественские мистерии ансамбля «Покровского».
Источник: https://proreligiu.club/spravochnik/terminy/vertep-znachenie.html
Таинство странное и преславное: когда вертеп становится небом
В предпраздничные и праздничные дни на приходе, похоже, родилась новая многообещающая традиция. Впервые о фестивале рождественских вертепов заговорили еще в сентябре. В ноябре и декабре встречались преподаватели воскресной школы и руководители мастерских, обсуждали «концепт и детали» мероприятия. Возможность по-настоящему взяться за дело появилась только в конце декабря, после благотворительной акции «Подари радость на Рождество».
Святые ясли (Презепе). Современный итальянский мастер.
Выставка на солее
Почему бы не синий осел и фиолетовый вол? Фестиваль вертепов. Челябинск. Январь, 2018
И вот на солее одиннадцать «творений рук и сердец». Лаконичные экспромты участников молодежного сбора и многофигурные композиции мастерских. Есть находки и неожиданные решения.
Почему бы не синий осел и фиолетовый вол, если рядом желтый посох Иосифа и оранжевый омофор Богородицы? [1]. Богомладенец родился в загоне для скота? Изгородь из реек выглядит убедительно и правдоподобно.
А сверху густая звездная россыпь осеняет Младенца и всю экспозицию, и это значит, что приклоняются небеса и вертеп становится небом.
Об этом поется в ирмосе рождественского канона: «Таинство странное вижу и преславное: небо вертеп, престол херувимский Деву, ясли вместилище, в нихже возлеже невместимый Христос Бог, Егоже воспевающе величаем».
Время покажет, станет ли начинание доброй традицией. Конечно, для этого нужно хорошо поработать. А пока от выставки на солее невозможно оторвать детей. Уж кто-кто, а они-то лучше всех разбираются в чудесах.
Почему именно вертепы?
Святой вертеп — пещера в базилике Рождества. Вифлеем
В переводе со старославянского «вертеп» – это пещера. Под алтарем современной базилики в Вифлееме находится Святой вертеп. Здесь устроен небольшой подземный храм с престолом над местом рождения Спасителя. Серебряная звезда в полу имеет 14 лучей и символизирует Вифлеемскую звезду, которая вела волхвов. На ней надпись по-латински: здесь родился Иисус Христос от Девы Марии.
Святой вертеп – первообраз всех пещер в многочисленных изображениях Рождества: на иконах, в монументальной живописи и скульптуре, вертепном театре, рождественских вертепах всех размеров, выполненных в различных техниках.
Звезда над местом рождения Спасителя.
Вифлеемская базилика, где находится Святой вертеп, построена около 326 года, в эпоху равноапостольного Константина (306-337). Это вторая по значению христианская святыня после храма Воскресения (Гроба Господня) в Иерусалиме.
В 529 году базилика пострадала от пожара, но была восстановлена и расширена императором Юстинианом (527-565) и в таком виде с небольшими изменениями сохранилась до нашего времени.
В ночь Рождества здесь собираются христиане со всего мира, чтобы почувствовать «молочную вечность» – самое начало воплощения Бога, Его младенчество на земле. Попасть в это время в Вифлеем – непростая задача.
Из истории рождественских вертепов
В каждом храме в святую ночь за богослужением тоже вспоминаются и переживаются события, о которых говорят евангелисты Матфей и Лука (Мф. 1, 18-23; 2, 1-12; Лк. 2, 1-20). Посреди храма – икона, где есть и пещера, и ясли со спеленатым Младенцем. Кроме того, существует обычай ставить в домах рождественские вертепы. Появились они, по мнению исследователей, еще в раннехристианскую эпоху.
Известный российский ученый-театровед Б.П. Голдовский пишет по этому поводу: «В V в., во времена Папы Сикста III, при праздновании Рождества в церквах устраивались панорамы – «Рождественские ясли» Вертепная панорама в то время представляла собой Вифлеемскую пещеру, в которой находились ясли с куклой-младенцем. Над яслями склонились вол и осел. Рядом – спящая Богоматерь и задумавшийся Иосиф.
Все фигуры были неподвижными» [2].
Джотто ди Бондоне. Чудо в Греччо. Фрагмент росписи базилики Сан Франческо в Ассизи. 1300 г.
В 1223 г. святой западной церкви Франциск Ассизский [3] устроил у себя на родине панораму «Рождение Христа». Произошло это в Греччо (провинция Риети в Италии). Незадолго до этого он совершил паломничество на Святую землю, где долго молился в пещере Рождества.
И вот, чтобы отпраздновать рождение Младенца, «вспомнить тяготы Его первых дней, когда Он положен был в ясли, и плотскими очами увидеть, как это Он лежал на сене, а рядом стояли вол и осел» [4], св. Франциск устроил наглядную проповедь о Рождественской тайне. Собрал животных и людей и как бы повторил то, что происходило в Вифлееме.
Здесь были и нищета, в которой родился Иисус, и атмосфера любви, и все те люди, которые окружали Его и верили, что Он Бог. В пещере, где был устроен вертеп, св. Франциск совершил праздничное богослужение, во время которого произошло «чудо в Греччо» – явление в яслях Богомладенца.
Весть о чуде разнеслась далеко за пределы Греччо, люди стали стекаться к пещере, а вертепы [5] обрели популярность в Италии, а затем по всей Европе.
Миниатюрный вертеп Современный итальянский мастер.
Традиция сооружения вертепов там никогда не прерывалась. В различных областях Италии на протяжении столетий проходят ежегодные конкурсы вертепов. Они самые разные: «деревянные резные, из картона и папье-маше, глины, фарфора, гипса Изысканные и незамысловатые, большие и маленькие панорамы, воспроизводящие сцену Рождения Спасителя» [6]. Когда-то они были Библией для неграмотных, а сейчас свидетельствуют о Боге, пришедшем на землю ради спасения человека.
Марина Казанцева-Политанская. Современный мастер вертепов. Москва.
В России вертепы появились в XVIII веке и были особенно популярны в XIX-начале XX вв. Их покупали на ярмарке или мастерили сами. После 1917 года под запрет попали и вертепы, и рождественские елки [7]. В постсоветское время происходит возрождение. Вертепы устанавливают дома, в храмах или возле храмов.
Это самая любимая зимняя тема в художественных кружках многих воскресных школ. Дома вертепы готовят всей семьей: персонажей много, и каждому найдется занятие. В Москве и Петербурге есть художники, которым особенно близка рождественская тема.
Они специализируются на изготовлении вертепов, это замечательные произведения, которые можно рассматривать часами.
Русский вертепный театр
В XVIII—XIX веках в России были распространены театральные вертепы – кукольные представления с рождественским сюжетом. Вертепами назывались и деревянные «двух- или трехэтажные переносные ящики-домики, где, собственно, и разыгрывался спектакль».
Рождественскую мистерию показывали «не только в светских домах, но и в домах священников. А к концу XVIII века в Петербурге сложилась династия вертепщиков – семья Колосовых, на протяжении почти целого столетия хранившая традиции исполнения спектаклей» [8].
Барочный вертепный театр. Германия, 1704 г.
Чаще всего вертепы были двухэтажными. Верхний этаж – это «небо». Здесь, как и на иконах, располагались привычные рождественские персонажи. Туго спеленатый Младенец в яслях, вол и осел, Богоматерь со св. Иосифом, волхвы, пастухи и ангелы. Все куклы самого простого изготовления, кроме Спасителя и Божией Матери. Их вертепные мастера готовили «с особой тщательностью. Иногда вместо куклы Божьей Матери ставили икону» [9].
Вначале действие разворачивается в верхнем ярусе, на «небесах». Звучит церковное пение. Ангел зажигает свечи и сообщает о рождении Бога. Пастухи и три Волхва поклоняются Младенцу. Пастухи радуются и пляшут, приносят в дар Новорожденному ягнят. Волхвы говорят о встрече с Иродом, о том, что рассказали ему про рождение великого Царя. Ангел просит их идти другим путем и не возвращаться к Ироду.
Затем события переносятся на «землю» – в нижний ярус. Действие происходит во дворце царя Ирода. Он в гневе и приказывает Воину избить вифлеемских младенцев.
Рахиль тщетно умоляет пощадить ее чадо: «Глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Иер. 31, 15, Мф. 2, 18). Ангел утешает Рахиль. А к Ироду приходит Смерть и ни за что не хочет дать отсрочки.
Отсекает голову, зовет Черта, и тот утаскивает его в преисподнюю. Так заканчивается первая часть представления, точнее сказать, – первая пьеса.
Современный вертепный театр. Идет представление.
Спектакль сопровождается инструментальной музыкой, пением кантов. Звучат народные песни и веселые танцевальные мелодии. Вторая часть представления (вторая пьеса) идет на нижнем ярусе. Разыгрываются бытовые комические сценки с участием Солдата, Цыганки, Крестьянина, Барыни, Генерала. Затем герои прощаются со зрителями.
Как и в жизни, земное и небесное в вертепном театре незримо соединялось. Рождественскую мистерию, «являющуюся по своей пространственно-временной, стилевой организации продуктом средневекового театра отличала обобщенность характеров, свобода места действия.
Вторая же пьеса – импровизационная народная кукольная комедия – гротесково подчеркивала и национальные особенности, и характеры персонажей-типажей, и конкретность образов Тем не менее, несмотря на принципиальные различия этих двух пьес, они сливались в некую двуединую модель, дополняя друг друга» [10].
В XVIII в. кукольный вертеп становится популярным не только в Новгороде, Смоленске, Москве и Киеве, но и в городах Сибири – Иркутске, Тобольске, Енисейске. Центром распространения школьной вертепной драмы была Киевская духовная академия.
Еще одним центром стала Тобольская славяно-греческая семинария, где уже в первой четверти XVIII в. «с успехом игрались школьные драмы Феофана Прокоповича, Дмитрия Ростовского, Симеона Полоцкого Тобольские семинаристы, подобно киевским семинаристам и школярам, также устраивали вертепные кукольные представления.
Позже их стали показывать мещане, солдаты, разночинцы, дети» [11].
Вертеп был и остается одной из любимых традиций празднования Рождества Христова. Он может быть статичным, механическим, даже живым, с участием актеров. Для зрителя это прежде всего – «чудесный знак, указывающий на ту самую, Вифлеемскую, пещеру» [12]. Как и иконы, он свидетельствует о воплощении «нашего ради спасения» Сына Божия[13].
Для путешествующих
С 5 января в Патриаршем музее церковного искусства в храме Христа Спасителя в Москве проходит выставка рождественских вертепов, созданных скульпторами-ремесленниками Трентино – Альто-Адидже (автономной области на севере Италии). Представлены 23 вертепа работы итальянских мастеров. Выставка продлится до 28 февраля. Вход в Патриарший музей свободный. Кто будет в Москве, особенно с детьми, – зайдите, не пожалеете.
_____________________________________________
1. Фиолетовый и желтый, синий и оранжевый – т.н. «дополнительные», то есть взаимодополняющие цвета. 2. Голдовский, Б. Школьная вертепная драма // История драматургии театра кукол. – М., 2007. 3. Франциск из Ассизи (Италия, 1182-1226) – основатель нищенствующего монашеского ордена, названного по его имени францисканским. 4. Фома Челанский. Первое житие св. Франциска (1228/1229). 5. Рождественский вертеп по-итальянски – «presepe» (презепе) или «presepio», т.е. «ясли». 6. Митрофанова, А.
Традиции и история рождественского вертепа // Журнал «Фома». – №1(153) – январь 2016. – С.70 7. С 1935 г. в СССР вновь стали устраивать для детей общественные новогодние елки. 8. Митрофанова, А. Указ. соч. – С.70 9. Там же. 10. Голдовский, Б. Указ. соч. 11. Там же. 12. Митрофанова, А. Указ. соч. – С.71
13. Успенский, Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. – М.: Дар, 2008. – С. 9. Автор пишет: «Икона (Сына Божия) является свидетельством истинного, а не призрачного Его воплощения».
все новости
Источник: https://hramsergiy74.ru/news/tainstvo-strannoe-i-preslavnoe-kogda-vertep-stanovitsya-nebom.htm
Рождественский вертеп: история, значение, сценарий и устройство представления + что означает в христианском воспитании
На языке древних славян термин значит «пещера». Иными словами, это место, где на свет появился Иисус Христос. В Вифлеемском храме оно обозначено серебристой звездой, которая находится перед главным иконостасом и освещается 16 лампадками.
Сегодня под этим словом понимается театральное, художественное или скульптурное олицетворение рождения Христа. Чаще всего действо представлено именно кукольным театром, где главные роли играют артисты из народа. Однако у слова существуют и другие значения, например, «бедное жилище».
Рождественский вертеп – неотъемлемая часть празднования православного Рождества
История вертепа
По мнению историков, первое вертепное представление было показано в XIII столетии. Автором сего действа был монах Франциск Ассизский, который позже был причислен к рангу святых. Чтобы напомнить людям о Рождестве Христовом, он воссоздал события давно минувших дней посредством живой панорамы. Со временем такие вертепы распространились по всему Старому Свету, став просветительским инструментом для малограмотного народа.
На Руси рождественские театральные представления стали популярными спустя три века после Крещения. Зачастую они представляли собой кукольные спектакли, где герои рассказывали людям об истории рождения Спасителя. Они пользовались таким успехом, что спустя некоторое время стали появляться целые династии вертепщиков. К концу XIX столетия основной сюжет стал дополняться бытовыми сценками и юмором, которые вскоре оттеснили на второе место главную идею представления.
Популярность таких спектаклей пошла на спад только с приходом коммунистической власти. Православие в Советском Союзе не приветствовалось, церкви уничтожались, а все, что было связано с религией, каралось законом. Возрождение вертепных представлений началось только к концу ХХ века.
Вертепное представление
Реаниматором рождественского театра стал режиссер Виктор Новацкий, который по крупицам собрал, а затем воссоздал прежние традиции вертепов. С тех пор именно его сценарий стал основой для современных представлений.
Устройство
Кукольный вертепный театр – это большой ящик с двумя отверстиями, где участники водят прикрепленных к шестам персонажей. Празднично украшенное сооружение поделено на три зоны, каждая из которых имеет свое значение:
- верхняя часть – пещера, где на свет появился младенец Иисус;
- нижняя часть – Иродов дворец, а также бытовые сценки;
- дыра – ад, куда в конце бес забирает царя.
Кукольный театр – это большой ящик с двумя отверстиями
Устройство является настолько простым, что раньше бродячие артисты с легкостью путешествовали с ним по всей Руси. Чтобы начать представление, им достаточно было разложить ящик и устроить импровизированный зрительский зал.
Куклы
Персонажей для рождественского представления, как правило, делают своими руками из подручных материалов. Все они дополнены длинной палкой для более удобного управления.
Образ Богородицы делают по особым правилам, а потому она отличается от других кукол вертепа. Часто вместо нее можно увидеть настоящую икону Царицы Небесной.
Герои театрального представления, в отличие от традиционных кукольных спектаклей, практически неподвижны во время рассказа. Этот прием используется для того, чтобы сделать больший акцент на ведущем персонаже. Со времен создания вертепа герои остаются неизменными:
- Ирод – один из главных героев, который до самого конца остается на виду у зрителя и покидает сцену только после того, как Смерть отсекает ему голову косой;
- Смерть – призвана страшить публику, а потому ее образ воспроизводится наиболее зловеще;
- воин – олицетворяет всю царскую рать, которую коварный Ирод послал убить новорожденных мальчиков;
- Рахиль – женщина, потерявшая единственного сына и символизирующая общее горе всех иудейских матерей, чьи дети были убиты по приказу царя;
- Бес – очень подвижная кукла, что подчеркивает скользкость героя;
- волхвы – три куклы, прикрепленные к одному шесту, как символ триединства персонажа;
- пастухи – зачастую этих героев наряжают в традициях той местности, где дают представление, чтобы олицетворить весь народ;
- куклы Святого семейства – статичные персонажи, не имеющие реплик на протяжении всего спектакля;
- Ангелы – куклы, облаченные в белоснежное одеяние, крестообразно перепоясанное специальной лентой;
- Звезда Вифлеема – главный атрибут рождественского представления, призванный вызывать у зрителя восхищение своей красотой.
Есть еще один персонаж, который был придуман специально для придания вертепу большей зрелищности – Пономарь. Именно он зажигает и тушит свечи, а также может перемещаться по этажам, чего не могут делать другие герои. Чтобы Пономарь смог выполнять свои функции, ему делают длинные руки или оборудуют куклу особым механизмом.
Из гипсаИз бумагиПод куполом
Вертепное действо
Основой для рождественского спектакля послужила библейская история о рождении Иисуса Христа. Начинается представление с зажигания свечей, что погружает зрителей в волшебную, сказочную атмосферу.
Изначально вертеп состоял только из одного акта, однако позже добавился второй, где актеры показываются бытовые сценки из обычной жизни людей. В первом акте герои рассказывают о появлении на свет Сына Божьего.
Ангел разносит всем благую весть, а к новорожденному младенцу приходят Пастухи, которых привела к пещере Вифлеемская Звезда. Туда же являются и три Волхва со святыми дарами (смирной, ладаном, золотом).
Они ведают, что сообщили радостную новость царю Ироду, однако Ангел строго предостерегает их от такого поступка.
Основой для рождественского спектакля послужила библейская история о рождении Иисуса Христа
Властитель Иудеи боится, что Сын Божий заберет у него бразды правления, а потому отдает Воину жестокий приказ убить всех новорожденных. Испугавшись, к царю приходит Рахиль с младенцем на руках. Она просит того не совершать детоубийство, однако Ирод остается неумолим. Явившийся после смерти ребенка Ангел утешает убитую горем женщину.
За совершенный грех правителя Иудеи настигает Смерть. Она приходит к нему, чтобы забрать его с собой, однако царь уговаривает ее немного повременить. Не слушая царские мольбы, Смерть убивает Ирода, а явившийся Бес забирает его с собой в пекло. По окончании спектакля все персонажи являются на помост, чтобы принять благодарность зрителя и попрощаться. Пономарь тушит свечи, после чего действо официально завершается.
«Рождественский вертеп своими руками»
В этом видеосюжете показано, как сделать вертепный театр.
Роль рождественского вертепа в христианском воспитании детей
Малыши, родившиеся в верующей семье, с детства учатся почитать Бога и познавать Библию. Чтобы наглядно показать малышу историю рождения Христа, дома часто устраивают вертепы, участниками которых становятся сами родители, иногда вместе со старшими детками. Такое сказочное представление помогает лучше усвоить знания, а личное участие дает возможность глубже понять смысл происходящего.
У малыша с ранних лет закладываются понятия рая и ада, он узнает об Иисусе Христе, ангелах, а также становится свидетелем того, что зло никогда не остается безнаказанным.
Рождественский вертеп играет важную роль в христианском воспитании
Рождественский вертеп имеет богатую историю. На протяжении многих веков действо вбирало традиции разных времен и народов, обретая форму, в которой мы видим представление сегодня.
Источник: https://MoiMolitvy.ru/duhovnaya-zhizn/rozhdestvenskiy-vertep-3462/
Мастер-класс по созданию рождественского вертепа своими руками
Рождественский вертеп — это композиция, воспроизводящая сцены из Рождества Христова и выраженная различными средствами искусств, это может быть скульптура из глины, гипса или пластилина либо вязание крючком и т. д.
Рождество Христово — замечательный сюжет из Библии. Рождение маленького Христа в пещере. Поздравить его пришли три волхва и принесли ему дары, Дева Мария и Иосиф радостно и нежно смотрят на маленького Иисуса в яслях, и рядом с ними домашние животные — ослик, барашки и вол. Тут же присутствуют ангелы, а вверху сияет Вифлеемская звезда.
Сюжет рождественского вертепа
Давайте разберёмся, что значит древнерусское слово — вертеп. Оно означает пещеру. Согласно Писанию, Сын Божий — младенец Иисус Христос — был рождён в вертепе, в котором поздней ночью остановились Дева Мария и Иосиф.
Была раньше прекрасная традиция — под Рождество ставить в доме вертеп как модель рождения истины, того мира, каким мы его знаем, только с куклами. Воспоминание о Рождении Христа, проведённое через маленький театр.
Вертеп представляет собой двухъярусный ящик в виде домика. Верхний ярус олицетворяет небеса, а нижний — ад. У ящика всего три стенки, одной стенки нет, эта сторона обращена в сторону зрителя. Раньше вертепы делали большими, до полутора метров в высоту и ширину. Вертепные ящики берегли как реликвию и показывали спектакли на каждое Рождество.
Вертеп можно сделать из картонной коробки. Она может закрываться дверцами. Внешне вертеп может напоминать часовню или храм, над коробом делали куполообразную крышу с крестом. Верхний ярус от нижнего отделялся промежутком, затянутым яркой расписной бумагой. Украшалось всё гирляндой из цветов и листьев.
Мастер-класс по созданию рождественского вертепа
Самый простой способ сделать вертеп — это вооружиться бумагой и клеем, вырезать фигурки и украсить всё дополнительными изделиями, это могут быть ёлочные веточки, камешки, а также яркая мишура.
Вырезаем фигурки из цветной бумаги и наклеиваем их на картон, чтобы они были более прочными. После этого фигурки нужно дополнить с задней стороны магнитами, тогда можно показывать вертеп на магнитной доске.
Прекрасная игра для самых маленьких. Увлекательно и познавательно для малышей.
С развитием Интернета стало не так сложно найти готовые шаблоны, опубликованные на многочисленных сайтах. Но есть другие способы изготовления рождественского вертепа. Вооружившись красками и кисточкой, посвятите вечерок-другой этому занятию и используйте при этом свою фантазию и творческий посыл.
Вы можете даже использовать камни, но желательно, чтобы они были примерно одного размера, полукруглые с покатыми краями, все, кроме фигурки маленького Христа. Она должна быть меньше, чем остальные камешки. Разукрасить их в виде персонажей, а фигурки животных можно сделать из пустых яиц, используя при этом краски или пластилин. Или полностью можно все фигурки сделать из пластилина либо глины для лепки.
Мука, вода и соль — всё, что нужно для этого вертепа. Пластичный и доступный материал позволяет делать уникальные вещи.
Рецепт прост:
- Мука — 500 г.
- Вода — обязательно холодная, 200 г.
- Соль «Экстра» — 200 г.
По этому рецепту тесто получается качественным, а главное — съедобным. И если даже ребёнок съест его, то вреда его здоровью это не принесёт.
Источник: https://hendmeid.guru/podelki/master-klass-rozhdestvenskogo-vertepa
Вертеп и вертепное представление: значение слова, что такое рождественское представление — Архангел
В европейских странах уже много веков существует традиция ставить дома рождественский вертеп. В России вновь ставить вертепы, фото которых можно увидеть в этой статье, стали лишь недавно. Вертепная традиция в нашей стране канула в Лету во времена отказа от церкви и устроения «нового мира», хотя до революции они были популярным украшением дома в период Рождества.
Так что такое рождественский вертеп?
- Значение слова «вертеп
- История вертепа
- Вертепное представление
- Устройство
- Куклы
- Сценарий
Значение слова «вертеп»
На вопрос, что такое вертеп, в Википедии можно получить несколько ответов:
- В прямом переводе со старославянского языка это слово означает «пещера». Чаще всего имеется в виду Святой Вертеп, то есть пещера, в которой родился младенец Иисус.
- В переносном смысле это слово обозначает воспроизведение истории рождения Христа посредством театрального, скульптурного, художественного и любого другого искусства. И также вертепом называют народный кукольный театр. Существуют у слова и другие значения, как то: притон, трущоба, место разврата, бедное жилище.
Сценарий
Основной темой вертепного представления является история прихода Спасителя на землю, то есть Рождество Христово.
Перед началом представления Пономарь зажигает свечи, что сразу придаёт всему действу театральности и волшебства.
Первая часть представления целиком посвящена истории рождения Христа.
Появившийся Ангел возвещает о том, что родился Господь. К новорождённому Христу приходят Пастухи. Вифлеемская Звезда приводит к нему Волхвов с дарами. Они рассказывают, что ходили к царю Ироду и сообщили ему о рождении великого Царя. Ангел предостерегает Волхвов от встреч с Иродом и от рассказов ему о Христе.
Царь Ирод, боясь, что новый царь отнимет у него власть, приказывает Воину убить всех младенцев в городе. Рахиль с ребёнком на руках приходит к Ироду с просьбой сохранить жизнь её сыну, но царь не слушает её мольбы. Воин убивает ребёнка прямо на руках у матери. Несчастную женщину утешает Ангел.
К Ироду приходит Смерть. Царь просит её подождать, дать ему ещё время, но Смерть неумолима. Она казнит тирана и призывает Беса, который забирает его в ад.
Вторая часть мирская, в ней разыгрываются различные сцены из жизни людей.
По окончании действа все герои выходят для прощания со зрителями, после чего Пономарь гасит свечи.
Вертепное представление – одна из самых красивых и чудесных рождественских традиций. История, показываемая в этом спектакле, переносит зрителей на тысячи лет назад, в ту самую пещеру, над которой светит Вифлеемская Звезда и где появился на свет наш Спаситель.
Рождественский вертеп
Источник: https://arh-angel.ru/molitvy/vertep-i-vertepnoe-predstavlenie-znachenie-slova-chto-takoe-rozhdestvenskoe-predstavlenie.html