Что такое притча в литературе

Притча Что такое притча? Что даёт человеку понимание притчи?

Что такое притча в литературе

Притча — короткий поучительный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное учение (премудрость).

Притча — это указатель пути, руководящий человеком на путях жизни, дающий ему средства к благополучному течению по этим путям и по жизни в целом.

Это — краткое изречение, выражающее правило жизни, умозрительную истину либо наблюдение за ходом человеческой жизни, таковы многие притчи Соломона.

Бывают притчи в форме рассказа, использующего образы и явления, взятые из повседневной жизни людей, но иносказательно выражающие высшие духовные истины и служащие для того, чтобы облегчить их познание духовно-огрубевшим людям — это уже православные притчи, взятые из Евангелия.

Какие бывают притчи?

В основном выделяют два вида притч:

1. Обращены к повседневной бытовой и ритуальной жизни человека и изложены как житейский совет премудрость.

2. Так-же изложены в форме жизненного совета, но обоснованны волей единого Бога, придающие мудрости объективный характер. Связуют земное, временное и небесное, вечностное. Фабула, говорящая об индивидуальном нравственном выборе и индивидуальной ответственности за этот шаг. В таких притчах происходит постепенное развоплощение земных реалий в сторону духовной абстракции.

Что даёт человеку понимание притчи?

«Притча  берет события из сферы обычной жизни, но придает им высший и более всеобщий смысл, ставя своей целью сделать понятным и наглядным этот смысл с помощью повседневного случая, рассматриваемого сам по себе»                                                                                Гегель Георг Вильгельм Фридрих

Однако при этом следует отметить, что содержание притчи более глубокое, а форму притчи характеризует большая морально-дидактическая цель. Заставить человека думать, размышлять, докопаться до истины.

Чтобы дать толчок сознанию слушателя в нужном направлении, учителя различных духовных традиций часто обращались к притчам. Используя иносказание, притчи тонким, «непрямым» способом передают истинное знание.

Притчи служат инструментом для того, чтобы сломать стереотипы нашего мышления и открыть ум для восприятия истины. Известно, что готовое, «чужое» знание не развивает, оно дает лишь иллюзию знания и гасит духовный поиск человека. Притчи применяются как средство косвенного указания.

Именно размышление и толкование уже возбуждают саморазвитие.

Чему нас учит притча?

Одно из главных условий передачи знаний — говорить «по сознанию». Притча говорит с каждым, кто ее воспринимает, именно «по его сознанию». Притча может дать каждому, кто ее воспринимает, ровно столько, сколько он способен взять. С помощью притч каждая традиция раскрывает тайны своего учения. Притча и проста, и сложна.

Знания, заключенные в форму притчи, имеют несколько уровней смысла (обычно называют семь уровней), и каждый человек может воспользоваться только тем из них, который соответствует его уровню сознания, уровню бытия. Один из величайших духовных учителей, персидский поэт Д.Руми, дал название сборнику своих бесед «Фихи ма фихи».

— «В них то, что в них» ( «Ты извлечешь из них то, что в них есть для тебя»).

« Каждая притча — выражение духовного опыта множества жизней, она — шифр духа. Каждая притча понимается слушателем по его сознанию. Мышление человека тройственно: ему отвечают мозг, сердце и сознание. Мозг разумен, сердце чувствительно, сознание мудро. В соединении этих трех составляющих — красота и радость познания» (Лавский В.В. «Притчи человечества»).

Читая притчу мы начинаем осознавать что семя истины, которое лежит в нашем сознании, прорастает и дает цветы и плоды понимания.

Притча о притче

Правда вышла неодетой из райского сада. Так она и бродила по свету – ни чем не закрытая и не приукрашенная. А люди, которые еще помнили Бога, удивлялись ее красоте. Но проходило время, Правда старела, и вскоре ее стали избегать, называя уродливой и старой. Каждый искал свою, новую правду. Вот как-то печальная Правда повстречалась с Притчей, одетой в красивое платье. Притча спросила:
— О чем ты грустишь?
— Я стала старой, и теперь люди не любят меня — отвечала Правда.

Но притча не согласилась:
— Разве мы можем состариться? Я так же стара как ты, но чем старше становлюсь, тем люди лучше меня встречают! Им не нравится все простое и понятное, они хотят тайного и приукрашенного. Они любят сами искать смысл. Вот если я дам тебе что-то из своей одежды, ты сразу увидишь, как полюбят тебя люди.
Правда одела красивые одежды, и после этого люди перестали бегать от нее, принимая ее с радостью и улыбкой. С тех пор Правда и Притча неразлучны.

Любовь к жизни, доверие к себе, доброе и активное отношение к окружающим — вот основные уроки притч

Источник: https://journalplanetaezoterika.ru/pritchi/chto-takoe-pritcha-kakie-est-pritchi-i-chto-oni-dajut-cheloveku.html

Что такое притчи и какие они бывают

Что такое притча в литературе

«Позвольте рассказать вам историю о трех бабочках, которые хотели познать, что такое огонь. Первая из них приблизилась к нему на безопасное расстояние и, вернувшись, сообщила, что огонь – это свет. Другая подлетела поближе и опалила крылышко. «Огонь – это жар», — сказала она.

Третья бабочка подлетела вплотную и исчезла в пламени навсегда. Теперь она знала, что это такое, но не могла об этом никому рассказать.

Тот, кто знает, молчит, а тот, кто говорит, – не знает», — в этом месте обычно повисает пауза, и слушателям дается возможность поразмыслить над сказанным.

Как вы думаете, к какому литературному жанру относится эта история? Разумеется, это притча. Значение слова таково – это короткий поучительный рассказ, который в аллегорической форме доносит до нас некую премудрость, нравственное или религиозное наставление.

Что такое притчи

Давайте рассмотрим это понятие более пристально. Лексическое значение слова «притча» отражает суть этого литературного явления. Во-первых, как мы уже знаем, такая история не может быть длинной.

В ней нет подробных описаний места действия, характеров героев и развития сюжета, как, например, в басне. Кроме того, в отличие от басни, притча далеко не всегда заканчивается моралью.

События не живописуются, а обозначаются как фон, или своеобразный кокон, из которого должна сформироваться главная мысль.

Так что такое притчи? Это нравственные поучения, облеченные в занимательную форму, как сказали бы современные педагоги по раннему развитию детей. Взять хотя бы историю про бабочек. Если бы нам просто сказали последнюю фразу, мы бы вряд ли осознали, а уж тем более запомнили её смысл.

Но благодаря красивой и понятной истории пазл в нашей голове сложится за считанные секунды, и мы прекрасно поймем идею, которую пытались до нас донести. В данном случае в конце истории дано объяснение её смысла, но так бывает не всегда.

Некоторые притчи не выдают «правильный ответ» на последней странице, и тогда каждый толкует их по-своему.

Какие бывают притчи

Жанр этот использовался с давних времен разными религиозными и философскими учениями. Так, есть философские, восточные, конфуцианские, суфийские, христианские притчи. И это далеко не полный их перечень. Тут будет уместно вспомнить о знаменитых кавказских тостах, которые очень часто облекаются в притчевую форму, отчего и любимы далеко за пределами плодородного горного хребта.

«Притчи Соломона»

Многие из нас слышали название, но толком не знают, что такое «Притчи Соломона». Это одна из книг Ветхого Завета, автором которой явился израильский царь Соломон. Там говорится, что мудрость свою и знания он получил от Бога. Однажды Соломон решил ими поделиться и «изрек» 3 тысячи притч.

Часть из них вошла в виде 20-й книги в Библию (Ветхий Завет) и представляет собой скорее изречения и поучения на религиозные и нравственные темы, чем притчи в классическом понимании. Ведь что такое притчи? Это, как мы с вами уже знаем, иносказательные истории, которые подводят нас к какому-то выводу.

Книга же Соломона состоит из прямых высказываний и советов, которые сами по себе есть нравоучения.

Евангельские

Совсем другие притчи, рассказываемые Иисусом Христом в Новом Завете или Евангелии. Простые истории из повседневной жизни людей или окружающей их действительности в момент толкования приобретают глубокий нравственный смысл, указывают человеку его духовный путь к Богу.

Вспомним притчу «О блудном сыне». У отца было два сына. Старший прилежно трудился вместе с отцом. Младший же попросил свою долю наследства и отправился странствовать и вести праздную жизнь. После того как деньги закончились, а попытки найти даже самую черную работу завершились крахом, сын в раскаянии вернулся домой.

Единственное, о чем он мечтал, это получить прощение отца и наняться к нему в работники. Каково же было его удивление и счастье, когда он был встречен с открытыми объятиями и почестями. Старший сын обиделся и упрекнул отца в том, что тот встречает нечестивца с такой радостью, которой он – верный и трудолюбивый сын своего отца — никогда не видел.

На что получил приблизительно такой ответ: «Ты всегда был здесь. Все мое – твое. А радуюсь я о том, что брат твой был мертв, а теперь ожил, пропадал и нашелся». Толкований у этой притчи несколько, но все они сходятся в одном: отец – это Бог. По поводу же братьев есть несколько вариантов. Согласно одному из них, старший брат – это праведник, младший – кающийся грешник.

Есть версия, что под старшим братом понимается избранный богом иудейский народ, а под младшим – язычники, ищущие и обретающие Божью благодать.

Суфийские

На вопрос о том, кто такие суфии, не так просто дать однозначный ответ. Это религиозное учение, признанное одной из ветвей ислама, впрочем, имеющее с ним мало общего. Носителями суфийской картины мира были дервиши – вечные странники, ищущие путь к Истине или Всевышнему, что суть одно и то же.

Человек может называться суфи, если он ищет свой путь к Истине, к духовному обновлению и совершенствованию вне какой бы то ни было системы. «Быть суфи означает быть таким, каким ты был до того, как появился в этом мире», — это слова одного из самых известных последователей этого учения – шейха Абу-Бакр ас-Шибли.

Мы имеем возможность прикоснуться к пониманию суфизма через знакомство с их удивительными притчами, полными мудрости и любви.

Завершение

Теперь мы с вами знаем, что собой представляют притчи, какие они бывают и кто их писал. Но для того чтобы действительно понять, что это такое, испытать магическое действие этого жанра на свою способность думать и чувствовать, нужно прочитать их самому.

Источник: https://FB.ru/article/140213/chto-takoe-pritchi-i-kakie-oni-byivayut

Притчи о жизни: 10 мудрых притч о смысле бытия

Что такое притча в литературе

Иногда все, что нужно для правильных выводов или принятия единственно верного решения, — это короткое остроумное повествование именуемого притчей. Притчи полезно время от времени перечитывать и задумываться не только о смысле жизни, но и о других важных вещах в нашем мире.

Каждый из нас с самого детства помнит мамины сказки и притчи, которые содержали в себе мораль и огромную мудрость. Становясь взрослым, мы не перестаем удивляться интересным, коротким историям, которые несут в себе много позитива, добра и глубокого смысла.

Притчи — это уникальный подарок нам от предков, для того, чтобы мы могли учиться и познавать жизнь на подобных примерах. Секрет действенности притчи еще и в том, что она ненавязчиво, метафорическим языком открывает нам глаза на самые важные истины этого мира.

Притчи — настоящее искусство слов, попадать прямо в наш ум и сердце. Притчи о смысле жизни напоминают нам о быстротечности нашего бытия, о его мимолетности и ценности каждого мгновения. По большому счету, все притчи – это притчи о смысле жизни. Притчи, которые мы для вас отобрали, могут помочь в решении не только рабочих, но и прочих других жизненных проблем.

Притча о двух торговцах обувью в Африке

Одна крупная обувная компания отправила в командировку в Африку двух продавцов, чтобы провести анализ рынка на перспективу. Через неделю один из них в телеграмме начальству написал: «Я возвращаюсь. Здесь нет никаких перспектив. Обувь тут никому не нужна, здесь все ходят босиком». В это же время второй продавец прислал следующее послание: «Это большая удача! Высылайте сюда все, что есть, рынок тут практически не ограничен! Здесь все ходят босиком!»

Вывод: успех или неудача в каком-либо деле изначально зависят от личного восприятия проблемы и того настроя, который есть у человека.

Притча о священнике и монахине

Как-то раз священник предложил монахине подвезти ее до дома. Сев в машину, она закинула ногу за ногу так, что обнажилось бедро. Священнику с трудом удалось избежать аварии. Выровняв машину, он украдкой положил руку ей на ногу. Монахиня говорит:— Отец, Вы помните Псалом 129?Священник убрал руку. Но, переключив передачу, он снова прикоснулся к ее ноге. Монахиня повторяет:— Отец, Вы помните Псалом 129?Священник смутился:— Простите, сестра, но плоть слаба, — и снова обреченно убрал руку.

Добравшись до монастыря, монахиня тяжело вздохнула и вышла из машины. Приехав домой, священник нашел Псалом 129 и прочитал: «Иди дальше и ищи, выше ты найдешь счастье».

Вывод: если плохо знаете свое дело или привыкли пасовать перед сложностями, многие возможности могут быть упущенными раз и навсегда.

Притча про орла и кролика

Орел сидел на дереве, отдыхал и ничего не делал. Маленький кролик увидел орла и спросил:— А можно мне тоже сидеть, как ты, и ничего не делать?— Конечно, почему нет, — ответил тот.

Кролик уселся поудобнее под деревом и стал отдыхать. Вдруг откуда ни возьмись появилась лиса, схватила кролика и съела его.

Вывод: чтобы просто сидеть и ничего не делать, нужно или высоко летать, либо сидеть очень высоко.

Притча о лесорубах

Задача двух лесорубов — канадца и норвежца — была такова: повалить как можно больше деревьев на своем участке леса. Времени им давалось с восьми часов утра до четырех часов вечера. В восемь утра раздался свисток, и лесорубы заняли свои позиции. Они рубили дерево за деревом, пока канадец не услыхал, что норвежец остановился. Поняв, что это его шанс, канадец удвоил усилия. В девять часов канадец услышал, что норвежец снова принялся за работу.

И снова они работали почти синхронно, как вдруг без десяти десять канадец услышал, что норвежец снова остановился. И снова канадец принялся за работу, желая воспользоваться слабостью конкурента. Так продолжалось целый день.

Каждый час норвежец останавливался на десять минут, а канадец продолжал работу без перерыва. Когда раздался сигнал об окончании соревнований, ровно в четыре часа дня, канадец был совершенно уверен, что приз у него в кармане.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько лет прожила на земле Пресвятая Богородица

Вы можете себе представить, как он удивился, узнав, что проиграл!

— Как это получилось? — спросил он норвежца. — Каждый час я слышал, как ты на десять минут прекращаешь работу. Как, черт тебя подери, ты умудрился нарубить больше древесины, чем я?! Это невозможно.
— На самом деле все очень просто, — прямо ответил норвежец. — Каждый час я останавливался на десять минут, чтобы наточить свой топор.

Вывод: каждый раз, когда перед вами стоит сложная задача, надо периодически останавливаться и думать над важными вопросами, затачивая свой «топор».

Притча о коте и мышах

В одном большом доме жила мышиная семья. Много лет мыши жили счастливо и беззаботно, хозяйничали на кухне и съедали все, что могли найти. Но в один день пришла беда. Хозяева устали от мышиных набегов и завели кота. Кот хотел во что бы то ни стало доказать, чего он стоит, и стал гонять мышей по всему дому — вверх, на чердак, вниз, в подвал, и, к ужасу мышей, даже поймал и съел несколько их сородичей!

Тогда одна из мышей созвала экстренный совет, чтобы обсудить, как справиться с ситуацией. Так как мыши отличались прекрасными творческими способностями, они устроили «мозговой штурм» и придумали массу идей, как избавиться от кота: отравить, застрелить, до смерти напугать и так далее.
Наконец, заговорила самая умная мышь:

— Почему бы не привязать на шею коту колокольчик? Тогда мы всегда будем слышать, где он, и успеем убежать и спрятаться.Все решили, что это чудесная идея, стали хлопать умную мышь по спине и поздравлять с таким творческим решением. Но вдруг, в разгар этих поздравлений, самая маленькая мышка, которая сидела в самом темном уголке и молчала, встала и подняла лапку.— Можно вопрос? — робко пропищала она.— Конечно, — сказал предводитель мышей, — спрашивай.

— Я думаю, что это прекрасная идея и все такое И не хочу портить вам настроение, но А кто из нас будет привязывать коту колокольчик?

Вывод: творческие идеи прекрасны. Но только если они продуманы до конца.

Притча об индейке и быке

Индейка как-то сказала быку:— Я так мечтаю когда-нибудь забраться на самую вершину дерева, — вздыхала она, — но у меня так мало сил.— Почему бы тебе не поклевать мой навоз? — отвечал бык, — в нем много питательных веществ.

Индейка склевала небольшую кучку, и это действительно дало ей достаточно сил, чтобы забраться на нижнюю ветку дерева. На следующий день, съев еще, она достигла второй ветки. Наконец, на четвертый день, индейка гордо сидела на вершине дерева. Там ее заметил фермер и сбил выстрелом из ружья.

Вывод: манипуляции с нечистыми делами, возможно, и помогут вам забраться на вершину, но не помогут там удержаться.

Современная притча о Джинне

Бухгалтер, секретарша и начальник пошли обедать и нашли старинную лампу. Ни на что не надеясь, они потерли ее, и к огромному своему удивлению, увидели перед собой Джинна, заявившего:— Я исполню по одному желанию каждого из вас.

— Я первая, я первая! — закричала секретарша — Я хочу сейчас быть на Багамах, на катере, и не думать ни о чем, — произнесла она и тут же исчезла.

— Теперь я, теперь я! — говорит бухгалтер — Хочу быть на Гавайях, отдыхать на пляже, с массажем, бесконечным запасом дорогих ликеров и любовью всей моей жизни, — и тоже исчез.— Теперь твоя очередь, — говорит Джинн начальнику.

— Я хочу, чтобы те двое мечтателей вернулись в офис после обеда.

Вывод: всегда давайте вашему начальнику высказаться первым.

Притча о жене и соседе

Муж зашел в душ в то время, как его жена только что закончила мыться и вышла из ванной. Вдруг раздался дверной звонок. Жена наскоро заворачивается в полотенце и бежит открывать. На пороге стоит сосед.

Увидев женщину, он говорит: «Я дам Вам 800 долларов, если Вы снимете полотенце». Подумав пару секунд, женщина скинула полотенце. Сосед посмотрел на нее, отдал ей 800 долларов и ушел. Жена снова заматывается в полотенце и возвращается в ванную.

— Кто это был? — спрашивает муж.— Сосед, — отвечает жена.

— Прекрасно, — говорит муж, — он ничего не говорил про 800 долларов, которые мне должен?

Вывод: в семье у супругов не должно быть никаких финансовых тайн, иначе можете оказаться в глупой и неприятной ситуации.

Притча о правильном ударе

Однажды на одной из английских фабрик вышел из строя паровой генератор. Каких только специалистов не приглашал фабрикант, но никто не смог его починить. И вот однажды пришел незнакомый человек и сказал, что может починить генератор. Фабрикант удивился, но решил дать мастеру шанс.

Аккуратно и методично тот начал простукивать различные участки машины, внимательно прислушиваясь к звукам, которые издавала металлическая поверхность. За десять минут он простучал датчики давления, термостаты, подшипники и соединения, где, как он предполагал, находится повреждение. Затем он подошел к одному из коленчатых соединений и нанес несильный удар молотком. Эффект был мгновенным. Что-то сдвинулось, и паровой генератор заработал.

Фабрикант долго благодарил мастера и попросил его прислать счет, где были бы расписаны все виды работ. Вот что было написано в счете: «За десять минут простукивания — 1 фунт. За знание того, куда нужно ударить — 9999 фунтов. Итого: 10000 фунтов».

Вывод: профессионализм — это не умение что-то сделать, а умение сделать именно то, что нужно в данной ситуации.

Притча о Черепахе и Скорпионе

Однажды Скорпион попросил Черепаху перевезти его через реку. Черепаха отказывалась, но Скорпион все-таки ее уговорил.

— Ну, хорошо, — согласилась Черепаха, — только дай слово, что ты меня не ужалишь.Скорпион дал слово. Тогда Черепаха посадила его на спину и поплыла через реку. Скорпион сидел смирно всю дорогу, но у самого берега больно ужалил черепаху.

— Как тебе не стыдно, Скорпион? Ведь ты же дал слово! — закричала Черепаха.— Ну и что? — хладнокровно спросил он.

— Скажи, почему ты, зная мой нрав, согласилась везти меня через реку?— Я всегда стремлюсь помочь каждому, такова уж моя природа, — ответила Черепаха.

— Твоя природа — помогать всем, а моя — всех жалить. Я сделал ровно то, что делал всегда!

Вывод: приближая к себе необязательных и непорядочных людей, не обижайтесь и не ропщите, если вдруг они вас подведут. Такова их природа. Если сомневаетесь в человеке — держитесь от него подальше. Не пускайте его в свою жизнь и в свои дела.

Источник: https://notagram.ru/pritchi-o-zhizni-10-mudryh-pritch-o-smysle-bytiya/

Притчи. Короткие и мудрые притчи, а также интересные и поучительные притчи. Чему учат притчи

Хорошая притча, как мелодия, которую услышав однажды, уже невозможно забыть. Она остаётся в памяти надолго, а быть может даже навсегда. Такое сильное влияние имеют на человеческий разум эти творения фольклора или авторской мудрости. Особенность притч состоит в том, что они мало кого оставляют равнодушным. Притчи полезны и интересны людям разных возрастов, потому что они хранят в себе и передают мудрость тысячелетий.

Притча – это небольшой нравоучительный рассказ в иносказательной форме, где героями могут выступать животные или представители растительного мира. Важный элемент притчи – это её подтекст.

Как и в басне, у притчи всегда есть другая сторона, что и роднит эти два жанра, также у них есть ещё один объединяющий фактор – это нравоучительный вывод и мораль.

Нравоучительность более сродни басне, подтекст в ней обычно ясно выражен и изначально понятен всем, в то время как в притче читатель не всегда может найти вывод, представленный автором, он ещё должен его сам поискать и домыслить.

Притча открывает большую свободу для интерпретации. Она более философская по своему складу. В ней меньше однозначности по сравнению с басней. По смысловой направленности она может быть гораздо сложнее, а по форме — проще; также в притче не всегда присутствует чётко выявленный сюжет.

Можно сказать, что иногда его нет вообще. Этим отличаются «минималистичные» притчи.

Однако у многих коротких притч есть сюжет, но в сжатой форме, что позволяет читателю максимально сосредоточиться на смысловом подтексте литературной формы, нежели на филигранной проработке образов персонажей или ситуаций.

Что означает притча

Παροιμία (с греческого переводится как ‘припутное’) являлась кратким изречением, в котором выражалось жизненное правило, мудрость в сконцентрированной форме. Обычно это греческое слово применялось к библейским историям в виде таких притч, как притчи Соломона.

Другое слово Παραβολή уже означает более объёмное по форме сочинение, где за основу взяты ситуации из повседневной жизни, но через них иносказательным образом выражены высокие духовные понятия. Такие произведения были прежде всего предназначены для простых людей, чтобы облегчить им понимание умозрительных концепций, и через притчу-параболу сделать их доступными для восприятия. Притча в какой-то мере «снисходит» до уровня неподготовленного к философским понятиям читателя.

Иначе притчу ещё называют параболой, что и означает второе определение, представленное на греческом языке выше. Есть несколько гипотез по поводу происхождения слова. Тут и ассоциации с фигурой, т. е. рассказ, как «фигура».

Есть и прямые указания на то, что строение литературного жанра притчи или параболы напоминает форму математической параболы.

Начинается будто бы ниоткуда, издалека, затем повествование быстро приходит к критической точке, где происходит ключевой момент притчи, и затем идёт возвращение к тем мотивам, с которых начинали.

Слово «парабола» стали употреблять со времён Аристотеля, и в дохристианские времена её значение было близко аллегории и загадке. Многие из тех литературных терминов, которые мы сейчас разделяем, воспринимались как одно понятие. Под параболой подразумевались такие понятия, как басня, пословица, афоризм, эпиграмма. То, что объединяло эти понятия между собой, так это краткость изложения или включение сравнения во внутреннюю структуру композиции.

Интересные притчи, или параболы, в литературе

Парабола, или по-русски — «притча», пользовалась популярностью в XIX веке, но выделилась в отдельный жанр несколько позже, в XX-м веке, во многом благодаря произведениям Ф. Кафки и Б. Брехта. Из короткого произведения, каким считалась парабола, она стала больше походить на крупную литературную форму. «Повелитель мух» Голдинга, «Старик и море» Хэмингуэя, «Скотный двор» Оруэлла и другие произведения прошлого века пополнили сокровищницу романов-притч, иначе говоря, романов-парабол.

Однако по-прежнему наибольшей популярностью пользуются интересные фольклорные притчи.

Народная мудрость, пронесённая через века, мало кого оставит равнодушным, а принимая во внимание то, что парабола многослойна, в подтексте есть несколько уровней, которые к тому же можно интерпретировать по-разному.

Иногда приходится долго думать над поставленным в параболе вопросом, потому что всё не так однозначно, как кажется, и бывает очень интересно взглянуть и перечитать одну и ту же притчу через какое-то время, чтобы понять скрытое значение, которое она в себе несёт.

Если мы обратимся к фольклорной традиции, то перед нами предстанет огромный выбор притч народов мира: западные и восточные, греческие, индийские, христианские и суфийские, древние и современные. Каких только нет! Этот жанр действительно не остался незамеченным, пожалуй, ни одним народом, у которого было развито литературное творчество.

Чему учат притчи: короткие притчи, мудрые притчи

Короткие и мудрые притчи — это концентрат мудрости. То, чему они учат, часто можно до конца понять только после долгого времени, посвящённого их переосмыслению. Но, даже прочитав первый раз, мы всегда извлекаем для себя большую пользу, потому что притча – это учитель жизни, которого не встретишь лицом к лицу, но он всегда рядом, на страницах книги притч.

Иногда с течением лет мы смотрим на произведение совершенно по-иному: то, что в юности мы понимали одним образом, в середине жизни переосмысливается, и наши взгляды коренным образом меняются, а ещё через какое-то время даже то, что уже было переоценено, рассматривается снова под другим углом.

Этот процесс переоценки ценностей говорит нам только о том, что даже взгляды человека на бытие не могут быть неизменны в течение всей его жизни.

Один из мудрецов когда-то сказал, что тот, кто не меняет мнений, либо умер, либо дурак. Человек растёт, и его мировоззрение не стоит на месте.

Взгляды становятся шире, во многом он становится терпимее, потому что жизненный опыт раскрывает глаза на то, что раньше воспринималось только с точки зрения максимализма, как чёрное или белое. Чем больше человек познаёт в жизни, чем с большим количеством людей встречается, тем более расширяется и его кругозор.

Он принимает и понимает различные стили жизни других без осуждения, потому что начинает действительно понимать, что личность на Земле — это часть всеобщей мозаики. Но для того, чтобы эта мозаика получилась многоцветной и разнообразной, нужны все цвета, т. е. не обойтись и без тёмных оттенков.

Когда мы рассматриваем узор вблизи, мы оцениваем его по-другому. Мы слишком увлечены деталями, чтобы ухватить целый образ, а он виден только со стороны. То, что человеку, находящемуся рядом с фрагментом, кажется неприглядным и нелепо расположенным, на расстоянии будет выглядеть как занимающее своё место, только ему предназначенное.

Это так же, как любоваться метровыми полотнами Тициана или Рембрандта, стоя на расстоянии вытянутой руки от них. Чтобы оценить красоту творения, нужно сделать шаг назад и тогда целостность и выстроенность композиции откроется взгляду, потому что вы перестали смотреть лишь на небольшой фрагмент, отдалившись физически, вы приблизились мысленно и духовно. Это во многом сходно и с постижением произведений иносказательного характера, таких как басни и притчи.

Для того чтобы воспринять их во всей полноте, нужно отойти от них, отложить на время их чтение, но потом вновь к ним вернуться. Кто-то возвращается по случайному стечению обстоятельств через годы, кто-то целенаправленно делает вторую и третью попытки через определённое время и находит для себя совсем новые аспекты, казалось бы, давно понятого произведения.

Как понимать поучительные притчи

В том, как понимать поучительные притчи, многое зависит от восприятия. Наша психология – ключ хоть и не ко всем в мире вещам (т. к. есть и более высокие понятия, которыми заправляют не психические процессы), но к большей их части, и восприятие одно из них.

В зависимости от того, на какой ступени психо-духовного развития вы находитесь, с той позиции вы и будете подходить к осмыслению притчи, такой смысл вы в ней и увидите.

Необычность и уникальность притчи состоит в том, что она всем возрастам покорна, и вы, находясь на новом отрезке своей жизни, с каждым разом обращаясь к своим любимым притчам, будете открывать в них для себя что-то новое. Однако это будет происходить не по причине того, что в прошлый раз вы невнимательно читали.

Притча тем и привлекательна, что это не парочка томов великих русских классиков, которые можно осилить только в течение некоторого времени, просто в её ёмкой форме заложено настолько много, что этой смысловой нагрузки хватило бы и на более масштабную литературную форму.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Откуда к нам пришло христианство

Притча не требует от читателя больших временных инвестиций. Она, своего рода, полезный «фастфуд», но в том смысле, что на её освоение не нужно тратить много времени, зато её «коэффициент полезности» для ума и души будет повыше самого лучшего витаминно-минерального комплекса. Притча — еда концентрированная.

Много за раз употребить не удастся, а если и получится, то нужно всё это усвоить, обдумать и осознать. Вот на это и нужно время. Одну прочитал, и пища для ума есть на весь день, а может быть и дольше. Перечитал — и опять нашёл что-то новое, потому что посмотрел с другой стороны, а может быть под воздействием иных обстоятельств.

Притча хоть и проста, но вместе с тем многогранна, однако грани её скрыты от глаз. Их не увидеть невооружённым глазом. Тут нужен навык.

Нужно научиться видеть ценность алмаза, когда он ещё не огранён, потому что, когда он уже в оправе, восхититься сможет каждый, а вот рассмотреть и понять, что за самородок вы держите в руках, сможет только истинный знаток и ценитель.

Так и притча открывает свою подлинную суть и смысл только пытливому и умному читателю, который задумается и полностью осознает скрытый смысл, таившийся за нехитрым сюжетом повествования, а на деле оказавшийся самоцветами мудрости, подчас рассыпанными всего на одной печатной странице.

Источник: https://www.oum.ru/literature/pritchi/

Авторские притчи

Подробности Категория: Басни и притчи 31.03.2017 18:22 1683

Кроме канонической (евангельской) притчи, существуют притчи авторские. Иногда имя автора притчи известно, а иногда – нет. Но и в канонической, и в авторской притче обязательно присутствует назидание. Притча – урок для всех людей, независимо от возраста. 

И авторские, и канонические притчи являются повествованиями, которые могут быть истолкованы гораздо шире, чем это позволяют их содержания. И вывод у притчи не обязательно должен быть однозначным.Зародившись на Востоке в глубокой древности, притча как литературный жанр продолжает развиваться, хотя были времена, когда она была в забвении.

Некоторые писатели включают притчи в свои произведения. Другие авторы создают притчи в качестве отдельного небольшого рассказа. Тяготели к притче Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, Ф. Кафка, Жан-Поль Сартр, А. Камю и другие писатели.Мудрость, моральные и этические нормы, заключённые в притчах, никогда не устареют, они актуальны всегда.

А теперь просто почитаем притчи разных авторов и подумаем о том, чему они нас научили. 

Христос и Иуда 

Работая над фреской «Тайная вечеря» в трапезной одного монастыря, Леонардо да Винчи часами бродил по улицам Милана, вглядываясь в лица прохожих. С натуры он написал лики всех апостолов, но всё никак не мог найти натурщиков для образов Христа и Иуды Искариота.Однажды во время богослуженья Леонардо увидел совершенный образ Христа в юном певчем церковного хора.

Художник пригласил певчего в мастерскую и сделал несколько набросков, на которых Иисус представал словно живой.Образ Иуды оставался по-прежнему незавершенным. Долгих три года искал Леонардо подходящего натурщика. Казалось, не было в Милане трущоб, захолустий и злачных мест, которых бы не обошел мастер в тщетных поисках. А власти все торопили Леонардо, чтобы тот закончил фреску как можно скорее.Однажды удача ему улыбнулась.

Он нашел человека, чей образ подходил для фрески. Грязный, оборванный, пьяный, он валялся в сточной канаве. Леонардо велел помощникам нести его прямо в монастырь.

Он выписывал кистью все пороки, которыми дышало это молодое, но преждевременно состарившееся лицо: себялюбие, озлобленность, злочестие, гордыню Очнувшись от пьяного беспамятства, натурщик взглянул на фреску Христа и с тоской в голосе сказал:- А ведь я знаю эту картину!- Откуда ты можешь знать ее? – спросил Леонардо.

— Три года назад, когда я был певчим в хоре, и в жизни моей не было места грехам, один художник писал с меня Христа

 Что знаешь, о том не спрашивай

 Мужик воз сена везёт, а другой ему навстречу.- Здорово!- Здорово!- Что везёшь?- Дрова.- Какие дрова, ведь у тебя сено!- А коли видишь, что сено, так зачем и спрашиваешь?

Тогда только мужик наш, почесав затылок, подумал про себя: «А ведь и вправду, для чего ж я спрашивал?» 

Два богача

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение 

больных, на призрение старых – я хвалю и умиляюсь. Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разорённый домишко.- Возьмём мы Катьку, – говорила баба, – последние наши гроши на неё пойдут, не на что будет соли добыть, похлёбку посолить.- А мы её и не солёную, – ответил мужик, её муж.

Далеко Ротшильду до этого мужика!

Комментарий

Когда человек отдаёт то, в чем он сам не нуждается, что ему нисколько не нужно – такой поступок заслуживает уважения, но он не столь ценен. Крестьянская семья, наоборот, отдает все, что у них есть, чтобы помочь сироте. Добрая и щедрая душа делает людей богатыми.

Щи

У бабы-вдовы умер её единственный 20-летний сын, первый на селе работник. Барыня, помещица того самого села, узнав о горе бабы, пошла навестить её в самый день похорон. Она застала её дома. Стоя посреди избы, перед столом, она, не спеша, ровным движеньем правой руки (левая висела плетью) черпала пустые щи со дна закоптелого горшка и глотала ложку за ложкой.

Лицо бабы осунулось и потемнело; глаза покраснели и опухли но она держалась истово и прямо, как в церкви.«Господи! – подумала барыня.

– Она может есть в такую минуту Какие, однако, у них у всех грубые чувства!»И вспомнила тут барыня, как, потеряв несколько лет тому назад девятимесячную дочь, она с горя отказалась нанять прекрасную дачу под Петербургом и прожила целое лето в городе! А баба продолжала хлебать щи. Барыня не вытерпела наконец.- Татьяна! – промолвила она.

– Помилуй! Я удивляюсь! Неужели ты своего сына не любила? Как у тебя не пропал аппетит? Как можешь ты есть эти щи! — Вася мой помер, – тихо проговорила баба, и наболевшие слёзы снова побежали по её впалым щекам. – Значит, и мой пришёл конец: с живой с меня сняли голову. А щам не пропадать же: ведь они посолённые.

Барыня только плечами пожала и пошла вон. Ей-то соль доставалась дёшево.

(Примечание: соль в те времена была дорогой и свидетельствовала о достатке в доме).

Проклятие отца

Однажды я был свидетелем ожесточённой распри между двумя крестьянами, отцом и сыном. Сын кончил тем, что нанёс отцу нестерпимое оскорбление.
— Прокляни его, Васильич, прокляни окаянного! – закричала жена старика.

— Изволь, Петровна, – отвечал старик глухим голосом и широко перекрестился: — Пускай же и он дождётся сына, который на глазах своей матери плюнет отцу в его седую бороду!

Сын раскрыл было рот, да пошатнулся на ногах, позеленел в лице – и вышел вон.

 Деревянная кормушка

 Когда-то жил очень старый человек. Глаза его ослепли, слух притупился, колени  дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на  скатерть суп, а иногда кое-что из пищи выпадало у него изо рта. Сын и его жена с  отвращением смотрели на старика и стали во время еды сажать его в угол за печку,  а еду подавали ему в старом блюдечке. Оттуда он печально смотрел на стол, и  глаза его становились влажными.

 Однажды руки его так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно  упало на пол и разбилось. Молодая хозяйка стала ругать старика, но он не сказал  ни слова, а только тяжело вздохнул. Тогда ему купили деревянную миску. Теперь он должен был есть из неё. Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошёл их четырёхлетний  сын с куском дерева в руках. — Что ты хочешь сделать? – спросил отец.

 — Деревянную кормушку, – ответил малыш.

– Из неё папа с мамой будут кушать, когда я вырасту.

О смирении и счастье

У дороги стоял нищий и просил подаяния. Всадник, проезжавший мимо, ударил нищего по лицу плетью. Тот, глядя вслед удаляющемуся всаднику, сказал:- Будь счастлив.Крестьянин, видевший происшедшее, услышав эти слова, спросил:- Неужто ты такой смиренный?

— Нет, – ответил нищий, – просто если бы всадник был счастлив, он бы не стал бить меня по лицу.

(Автор неизвестен)

Случай на пляже

Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки из песка.Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развевались по ветру, одежда была старой. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и складывая их в сумку.

Родители подозвали детей и велели им держаться от старушки подальше. Когда она проходила мимо, нагибаясь то и дело, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто на ее приветствие не ответил.

Через некоторое время они узнали, что маленькая старушка подбирала на пляже осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

(Автор неизвестен)

Притча о старой матери

После смерти отца сын отправил мать в дом престарелых. Он редко навещал ее, и однажды ему позвонили и сказали:- Ваша мама в тяжёлом состоянии. Пожалуйста, поскорее приезжайте к ней.Сын, зайдя в палату, спросил:- Мама, что я могу сделать для тебя?Старушка ответила:- Установи кондиционеры, потому что летом здесь невыносимо жарко.

И поставь в комнате холодильник, потому что я много раз засыпала голодной из-за того, что негде хранить продукты.Сын удивился и спросил:- Мама, но ты раньше никогда не жаловалась. А сейчас, когда тебе осталось жить совсем немного, ты решила сказать мне обо всем этом! Почему?

— Все нормально, дорогой.

Я смогла справиться с жарой, голодом и болью, но когда твои дети отправят тебя сюда, боюсь, что тебе будет трудно

(Автор неизвестен)

Соседи

По соседству жили две семьи. В одном доме круглые сутки были слышны крики и скандалы, а в другом постоянно царила тишина.Вот в очередной раз муж с женой поссорились, и жена говорит:- Ты когда-нибудь слышал, чтобы в соседнем доме ругались? Сходи и узнай, как они так живут?Сел муж около соседнего дома на скамейку под окном и наблюдает.

В соседнем доме каждый занимается своим делом: жена на кухне, муж за столом что-то пишет.Вдруг зазвонил телефон, муж выскакивает в прихожую и, пробегая, цепляет вазу, та падает и разбивается. Мужчина опускается на колени и быстро собирает осколки. В комнату из кухни вбегает жена, опускается на колени и начинает помогать собирать осколки.

Муж говорит жене:- Извини, дорогая, я спешил к телефону и зацепил вазу.- Нет, дорогой, это я виновата, это я ее поставила так неудачно. Они поцеловались, собрали осколки, и каждый занялся своим делом.

Вернулся муж домой, жена спрашивает:- Узнал ли ты секрет этого тихого дома?

— Да, узнал, – ответил муж, – у них в семье оба виноваты, а у нас оба всегда правы.

Эти истории, из прошлого и из современности, вызывают у читателей самые различные чувства. Они заставляют заглянуть в собственную душу, увидеть в ней изъяны и в результате побуждают к поиску новых путей совершенствования. Человек любого возраста может найти в этих притчах примеры мудрости и жизненного опыта.

Источник: http://ency.info/slovesnost/basni-i-pritchi/687-avtorskie-pritchi

Что такое притча в литературе?

» Прочее »

Вопрос знатокам: Что такое притча?

С уважением, Павел Овчинников

Лучшие ответы

Это малый поучительный рассказ в дидактико-аллегоричном литературном жанре, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость) . =)

При́тча — это малый поучительный рассказ в дидактико-аллегоричном литературном жанре, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость) . Близка к басне; в своих модификациях — универсальное явление в мировом фольклоре и литературе.

Притча: Жанр эпоса: небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной (аллегорической) форме. Близка к басне, но отличается от неё широтой обобщения, значимостью заключённой в притче идеи.

В притче нет обрисовки характеров, указаний на место и время действия, показа явлений в развитии: её цель не изображение событий, а сообщение о них. Притча часто используется с целью прямого наставления, поэтому включает объяснение аллегории.

Широкое распространение получили притчи с религиозным содержанием («поучением») , например, «Притчи Соломона» , новозаветные притчи о десяти девах, о сеятеле и др. Эпический жанр в литературе XIX—XX веков, в основе которого лежит принцип параболы; характеризуется предельной заострённостью главной мысли, выразительностью и экспрессивностью языка. К жанру притчи обращались Лев Толстой, Франц Кафка, Бертольд Брехт, Альбер Камю и др. [1]

[править] Библейские притчи

Основным источником притчевых структур в европейской литературе является Новый Завет. В Ветхом Завете нет ещё того чёткого жанрового образования, которое принято называть притчей. Отдельные сюжеты, например, об Иове, Аврааме и т. д. тоже можно условно назвать притчами, но в них ещё нет окончательного разделения времени и вечности, принципиально отличающего евангельскую притчу.

Притчи Соломона — это скорее премудрость, «изложенная как житейский совет, обоснованная волей единого Бога, придающий мудрости объективный и непреходящий характер [2]» . Но толкование их по характеру не идентично евангельскому.

Толкования, которые Иисус Христос дает своим притчам, говорят о вечной, небесной, истинной, духовной жизни, а соломоновы притчи целиком обращены к повседневной бытовой и ритуальной практике человека. Фабула, связующая земное, временное и небесное, вечностное, фабула, говорящая об индивидуальном нравственном выборе и индивидуальной ответственности за этот шаг — вообще отсутствует.

Толкование в евангельской притче — это её суть, главная задача фабулы проиллюстрировать толкование. Евангельская притча призвана сделать более «осязаемыми» какие-либо истины, идеи христианства.

То есть существуют некие элементы сознания, не доступные чувственному человеческому восприятию, ведь и Бога, и Царствие Небесное нельзя ни увидеть, ни объять разумом, а притча делает эти идей, принципиально лишенные зрительного и осязательного образа, «видимыми и ощутимыми» . В притче происходит постепенное развоплощение земных реалий в сторону духовной абстракции. В евангельской притче толкование — часть неотъемлемая, в отличие от последующих эпох.

Именно евангельские притчи играют особую роль в эволюции этого жанра и, если можно так выразиться, «иносказательного типа сознания» вообще, которое можно назвать доминирующим для многих веков истории человечества.

Притча-поучительное произведение поучающее читателя или учащегося.

Притча
Короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какая вера была у древних славян

Это малый поучительный рассказ в дидактико-аллегоричном литературном жанре, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость) .

Источник: https://dom-voprosov.ru/prochee/chto-takoe-pritcha-v-literature

Что такое притча в литературе определение. Притчи

Содержимое статьиПоказать

Что такое притча?

Короткий поучительный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное учение (премудрость) .

Притча — это указатель пути, руководящий человеком на путях жизни, дающий ему средства к благополучному течению по этим путям и по жизни в целом.

Это — краткое изречение, выражающее правило жизни, умозрительную истину либо наблюдение за ходом человеческой жизни, таковы многие притчи Соломона.

Бывают притчи в форме рассказа, использующего образы и явления, взятые из повседневной жизни людей, но иносказательно выражающие высшие духовные истины и служащие для того, чтобы облегчить их познание духовно-огрубевшим людям — это уже православные притчи, взятые из Евангелия.

Притча о притче

Правда вышла неодетой из райского сада. Так она и бродила по свету – ни чем не закрытая и не приукрашенная. А люди, которые еще помнили Бога, удивлялись ее красоте.

Но проходило время, Правда старела, и вскоре ее стали избегать, называя уродливой и старой. Каждый искал свою, новую правду. Вот как-то печальная Правда повстречалась с Притчей, одетой в красивое платье.

Притча спросила:
— О чем ты грустишь?
— Я стала старой, и теперь люди не любят меня — отвечала Правда.

Но притча не согласилась:
— Разве мы можем состариться? Я так же стара как ты, но чем старше становлюсь, тем люди лучше меня встречают! Им не нравится все простое и понятное, они хотят тайного и приукрашенного.

Они любят сами искать смысл. Вот если я дам тебе что-то из своей одежды, ты сразу увидишь, как полюбят тебя люди.
Правда одела красивые одежды, и после этого люди перестали бегать от нее, принимая ее с радостью и улыбкой.

С тех пор Правда и Притча неразлучны.

Любовь к жизни, доверие к себе, доброе и активное отношение к окружающим — вот основные уроки притч

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение

Притча — это народная мудрость, оформленная в афоризмах, кратких поучительных рассказах. Жанр притчи неустаревающий и востребован до сих пор. Авторы Н. Бологова, М. Наджеми, Д. Давыдов, занимающиеся изучением притчи, отмечают не только особенности этого жанра, но и то, как происходит его развитие на протяжении времени.

Интерес к притче не ослабевает, и каждый автор, используя традиции жанра, привносит что-то новое, выступая как новатор. Также отмечаются отличия современной притчи в том, что в ней нет поучительности и наставлений. Она не дает готового ответа, а заставляет размышлять на предложенную тему.

Ненавязчиво, с юмором и иронией учит человека «великим законам жизни», кратко, но емко говорит о важных процессах в жизни человека и природы.

Притча легко соединяется с другими жанрами литературы, углубляя их смысл. Притча развивает логику и образность мышления, формирует нравственные ценности и дает представления о жизни.

Материал данной работы можно использовать на уроках литературы, дополнительных и факультативных занятиях, так как он вводит в историю развития жанра и содержит элементы анализа произведений.

Цель: проанализировать особенности жанра притчи в современной литературе.

Задачи: 1. определить содержание понятия «притча»;

2. рассмотреть происхождение жанра притчи;

3. сопоставительный анализ притч разных периодов развития.

Сербохорватское слово притча, означающее «рассказ, пословица», словенское príča «сказка, рассказ» (Фасмер Макс, Этимологический словарь русского языка (онлайн версия)), древнееврейское машаль — «пример, образец» — все эти слова послужили источником появления современного слова «притча», означающего назидательный рассказ в иносказательной форме.

В европейской литературной традиции притча как самостоятельное произведение и как составная часть работ других жанров основывается на библейских притчах. «В русскую литературу притча пришла вместе с христианством, с первыми переводами текстов Священного Писания, оказав огромное влияние на всю жанровую структуру». [Е. А. Струкова ] под притчей подразумевались следующие жанры: непосредственно притча, пословица, изречение, басня.

«В XIX в. притча из канонического жанра становится скорее типом художественного сознания, способом осмысления художественной действительности».[Е. А. Струкова ]В 20 веке жанр притчи становится широко распространенным в европейской литературе. Появляются новые жанры художественной литературы: роман-притча, повесть-притча, драма-притча; а также новые понятия: притчевость, притчевое произведение. В жанре притчи пишут Кафка, Брехт, Борхес.

Итак, что же такое притча?! Согласно С.С.Аверинцеву, притча — это дидактико-аллегорический жанр литературы, в основных своих чертах близкий басне». [Аверинцев, 1987, 305] Полные описания притчи как жанра дают в своих работах исследователи В.И.Тюпа и Е. К. Ромодановская. Ромодановская говорит об абстрагировании и символизме как главных особенностях притчи. Тюпа приводит ряд характеристик, касающихся данного жанра. Это прототипические черты притчи:

    Существование притчи преимущественно в устной форме,

    Неразвернутый сюжет,

    Сжатые характеристики и описания,

    Неразработанные характеры,

    строгая и простая композиция,

    лаконизм и точность выражения,

    опора на пресуппозиционные знания слушателя. [Тюпа, 1989, 25]

Источник: https://fashionmonger.ru/hair/chto-takoe-pritcha-v-literature-opredelenie-pritchi/

Толковый словарь Ожегова — значение слова ПРИТЧА

ПРИТЧА, -и, ж. 1. В религиозной и старой дидактической литературе: краткий иносказательный поучительный рассказ. Евангельская п. П. о блудном сыне. 2. перен. О непонятном, труднообъяснимом явлении, событии (разг.). Что за п.? * Притча во языцех (книжн., обычно ирон.) — предмет общих разговоров. || прил. притчевый, -ая, -ое (спец.).

Смотреть значение ПРИТЧА в других словарях

Притча — вероятно притеча, от притечь; см. притка.
Толковый словарь Даля

Притча Ж. — 1. Иносказательное повествование с нравоучительным выводом. // Иносказательное выражение. 2. устар. То же, что: басня.
Толковый словарь Ефремовой

Притча — притчи, ж. 1. Рассказ, в иносказательной форме содержащий нравоучение (книжн.). Евангельские притчи. Соломоновы притчи. религия — опиум, религия — враг, довольно поповских..
Толковый словарь Ушакова

Притча — -и; ж.1. Краткий иносказательный рассказ назидательного содержания; иносказательное выражение. Евангельские притчи. Притчи Соломона. П. о блудном сыне. Рассказать..

Толковый словарь Кузнецова

Притча — Общеславянское слово, образованное суффиксальным способом от притъка – «нежданный случай, происшествие», произведенного от притъкнутися – «произойти». Восходит к..
Этимологический словарь Крылова

Притча — малый дидактико-аллегорический литературный жанр, заключающий всебе моральное или религиозное поучение («премудрость»). Близка к басне; всвоих модификациях — универсальное..
Большой энциклопедический словарь

Притча — — малый дидактико-аллегорический жанр, заключающий в себе моральное или религиозное поучение. Близка к басне.
Исторический словарь

Притча — малый дидактико-аллегорический литературный жанр, заключающий в себе моральное или религиозное поучение («премудрость» ). Близка к басне; в своих модификациях – универсальное..
Философский словарь

Притча Религиозная — — небольшой устный или письменный рассказ аллегорич.-назидательного содержания, в к-ром смысл событий, их развитие представляются зависящими от сверхъестественною
Философский словарь

Посмотреть в Wikipedia статью для ПРИТЧА

Источник: http://slovariki.org/tolkovyj-clovar-ozegova/22135

Мудрые притчи или Как написать притчу самостоятельно

Раннее утро после дождя. Настроение не очень. В речке плавает радуга. Откуда она здесь? Поднимаю взгляд на небо, а она, радуга, там висит Как написать притчу об этом? ))) С Вами Ирина Иваськив. Мудрые притчи опять в центре внимания.

Их обсуждают на форумах, выпускают пронзительные видео, делающее канал популярным. Поучительные миниатюры используют преподаватели на лекциях и ведущие популярных программ. Новые притчи появляются каждый день.

Но откуда они берутся? Трудно ли самим написать притчу? И как это сделать практически?

Мудрые притчи: что такое притча

Своим рождением этот жанр обязан древнему Востоку, его историям и легендам. Именно там почитался замысловатый стиль речи мудрецов, говоривших загадками и аллегориями. На простых вещах объяснялся глубокий философский смысл, передававший многовековые традиции.

Притча – это короткий рассказ, несущий тайный смысл и заставляющий размышлять над ситуацией, делая самостоятельные выводы. Простой сюжет и понятные герои обыгрываются неожиданной развязкой, часто не той, к которой готов читатель или слушатель. Этот диссонанс не ожидаем, он служит толчком к удивлению, анализу услышанного, заставляет думать, примеряя ситуацию к своей жизни.

Часто притча носит религиозный характер и объясняет тайный смысл Святых писаний. В «Притче о сеятеле» есть зёрна, которые, попадая на землю, камень или дорогу, дают разные всходы. В жизни так и происходит: нет корня – засохнет, на открытом месте – склюют птицы. И совсем иную неожиданную картину даёт евангельское толкование, что сеятель – это сам Господь, семя – слово Божье, а земля – люди, по-разному принимающие веру.

В чём прелесть современной притчи

Она не указывает, что делать, а предоставляет жизненный выбор. Она не приказывает, а лишь намекает. Она не рубит сплеча, а дарит добрые семена, которые дождутся момента и дадут всходы.

В знаменитой притче «Воробей» старик спрашивает взрослого сына о птичке, многократно повторяя «Кто это?». Молодой человек раздражённо отвечает, теряя всякое терпение – дряхлеющий отец совсем поглупел.

Знакомая ситуация, правда? Пожилой мужчина обречённо достаёт потрёпанный, но милый его сердцу дневник, где он фиксировал всё, что происходило с его сынишкой в детстве.

А вот и запись – о том, как мальчишка 17 раз спросил о воробье, и отец 17 раз терпеливо ответил, потому что он любил своё дитя и жил для него.

Мы наблюдаем «некое действо» со стороны, но вдруг приходит осознание происходящего – как одиноки пожилые, никому не нужные люди! Мысли переносят каждого в свою семью. Слишком поздно мы осознаём, как мало с ними общались и дарили им своего тепла и внимания.

Ненавязчивость, отсутствие готового ответа на трудную ситуацию, завуалированность посыла – это всё, что отличает притчу от басни или рассказа. Посмотрите, как автор (к сожалению, не знаю его имени) рассказал притчу в комиксах (комикс опубликован на сайте “Мир позитива”):

Какими бывают мудрые притчи

Выделяются две большие группы:

  1. Религиозные (освещают толкования Священных писаний, историю религии, жизненный путь основателей):
  • христианские;
  • буддийские;
  • иудейские и др.
  1. Светские (описывают жизненные истории):
  • о смысле жизни;
  • о семейных ценностях;
  • о любви и верности;
  • о настоящей дружбе;
  • о доброте и милосердии и др.

Отдельно о восточных притчах

Особой группой выделяют восточные притчи. Можно докопаться, найти ответ на вопрос: Какой народ был первоисточником притч (абхазы, туркмены или японцы)? Но зачем? Народный юмор, мощный жизненный посыл, филигранная иносказательность – всё это Восток, дело тонкое!

Как поставить в тупик Мудреца? Спрятать бабочку в ладонях и спросить – живая она или мёртвая? Если скажет – живая, то – раздавить. Если мёртвая, то – выпустить. Но мудрость не обмануть. Его ответ: «Всё в твоих руках». В притче-рассказе всегда две темы: явная и скрытая. Не забывайте, когда сами будете писать.

Одно и то же произведение можно отнести к разным группам:

  • краткие детские притчи;
  • психологические притчи;
  • новые авторские притчи;
  • юмористические притчи;
  • посвящённые одно личности;
  • стихотворные притчи;
  • песни-притчи (ниже пример);
  • мультфильмы-притчи;
  • притчи в комиксах;
  • и даже тосты-притчи  и др.



Что же общего есть у всех притч

Данный литературный жанр имеет свои отличительные особенности:

  1. Есть понятный всем сюжет (беседа, труд, обед, путешествие, случай и др.)
  2. Есть рассказ-повествование со скрытой, глубокой, серьёзной моралью
  3. Объём произведения небольшой (наиболее популярны короткие притчи)
  4. Заложен двойной смысл: 1) явная тема: бумажный кораблик в море, 2) скрытая тема: под корабликом подразумевается человек в жизни
  5. Нет разъяснения заложенного в притчу смысла, но подтолкнуть к нему надо
  6. Герои не имеют имён, описания внешности и одежды нет (если это не нужно для раскрытия темы). Обычно это: Учитель, скупой, сосед, отец, путник, купец и др.
  7. Описание местности тоже не прописывают ярко, нет пейзажей и интерьеров

Попробуем написать притчу сами

Попробуем выполнить все эти условия на примере. Сюжет: бумажный кораблик плывёт по ручью, стремится в море, это – его мечта.

Не будем описывать бурный поток, развесистые ивы на берегах и тетрадные клеточки на лодочке. Главное – определить двойную тему: 1) кораблик, плывущий в море, 2) человек, идущий к цели.

Далее выстраиваем классическую композицию литературного произведения:

  1. Во-первых, экспозиция. Знакомим читателя с героем. Есть некий кораблик, который дети бросили в ручей. Он не утонул, не раскис, он знал, что ручей впадает в реку, а она – в море. Откуда он это знал? Это было написано на его тетрадном боку нерадивым учеником в школе.
  2. Во-вторых, завязка. Кораблик начинает путь к морю. Море – это предел его мечтаний. Целеустремлённости можно позавидовать
  3. В-третьих, развитие сюжета. Преграды в виде волн, коряг, дождя и рыб.
  4. В-четвёртых, кульминация. Потрёпанный испытаниями кораблик выплывает в море, радуется, ликует и
  5. В-пятых, развязка. Самый сложный пункт. Нужно заставить читателя задуматься над ситуацией «достижения цели ради цели»: нужна ли такая мечта, оправдывает ли она средства и риски.

Уместно использовать выразительные средства:

  • аллегорию (бумажный кораблик – слабый человек)
  • метафоры (вода под ним бурлит, кипит, пенится)
  • гиперболы (качается в море как жалкая тряпочка)

Не лишним будет многосоюзие (и снова волна, и другая).

Откуда брать идеи для притч

Самый простой ответ – из жизни. Часто она подкидывает нам готовые сюжеты. Нужно просто наблюдать, запоминать образы, героев, их диалоги. Записывайте сценки в общественном транспорте, в семье, в парке. Жизненные сюжеты – самые лучшие мудрые притчи!

Семья из 5 человек жила в однокомнатной квартире. Были ссоры, крики, пока к ним не приехал дальний родственник со странными привычками – вытащит курицу из кастрюли и съест один, потому что он не любит суп. Наденет чужую обувь, потому что своя промокла. Когда он уехал, семья поняла, как они любят друг друга и заботятся, только раньше этого никто не замечал.

Ещё вариант: мудрые притчи можно писать, начав с конца. Например, Вы хотите выразить такую идею – все дети в семье имеют одинаковое право на родительскую любовь. Подумайте: какая ситуация позволит смоделировать притчу и подвести читателя к данному выводу?

Можно попробовать перекроить готовую притчу. Это – не кража, а новая интерпретация для иных условий. Например, есть версия о том, как золото разрушило дружбу. В наше время гаджеты-смартфоны затмевают саму жизнь. Чем не сюжет притчи для современных детей?

Заключение

Мудрые притчи оказывают очень сильное воздействие.

Помимо того, что это – отдельный литературный жанр, их можно использовать и как часть в других жанрах: как введение к статье, как иллюстрацию в статье, как пролог в книге, как выразительный литературный приём (например, для описания сна).

Авторство своей притчи можно зафиксировать, но будьте готовы к тому, что спустя время Вы услышите её с большими изменениями. Это – прекрасно! Это значит, что Ваше произведение «ушло в народ» и нравится людям! Если статья была полезной, напишите мне об этом в комментариях.

Ирина Иваськив

Ну, что, пойдёмте сочинять мудрые притчи? А чтобы дело продвигалось быстрее, изучайте наши статьи по копирайтингу:

Хотите зарабатывать написанием текстов? В Школе Копирайтинга Вы можете освоить профессию копирайтера, SEO-копирайтера, контент-менеджера

Источник: http://lifeacademy.pp.ua/mudrye-pritchi-ili-kak-napisat-pritchu-samostojatelno.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ангел Божий
Как на английском с Рождеством

Закрыть