Литургия Преждеосвященных Даров — пояснения: текст и особенности службы, дни, когда совершается это богослужение
Для современного христианина Таинство Причащения является редким событием. Но для сознания истинно верующего человека редкое приобщение ко Христу — это наказание. Он горит желанием как можно чаще соединяться со Христом, причащаясь Его Телом и Кровью — величайшим даром, который дал нам Господь.
Великий пост с его строгим уставом не предусматривает совершения полной торжественной литургии в течении недели, соответственно — и таинства Евхаристии. Для этого понадобилось особое богослужение, на котором верующие могли бы причащаться.
Что такое литургия Преждеосвященных Даров
Во-первых, это богослужение не является литургией в полным смысле слова. В ней отсутствует евхаристический канон. По сути — это вечерня с чинопоследованием святого Причастия. Святые Дары для нее заготавливаются на полной литургии (свт. Иоанна Златоуста или Василия Великого).
Происхождение фразы
Название Преждеосвященной литургии произошло от того, что Тело и Кровь Иисуса Христа в виде хлеба и вина, которыми должны причаститься верующие, подготавливаются, пресуществляются, освящаются заранее. А предназначение этого богослужения — подготовить людей к Их принятию.
Значение понятия
Литургия в переводе с греческого означает — общее дело. Это главное богослужение православной Церкви. Главной целью данной службы является Евхаристия (греч. благодарение), т.е. причастие Телом и Кровью Христа, переживание Тайной Вечери. Преждеосвященная — заранее освященная (имеется в виду св. Причастие).
Историческая справка
Исторически это богослужение приписывают святителю Григорию Двоеслову, Папе Римскому, жившему в седьмом веке. На самом деле оно существовало и ранее, но в разных вариациях. Свт. Григорий принес в Римскую Церковь древние обряды, которые сохранились на Востоке, в том числе — и это богослужение.
Появление и развитие литургии
Совершение данного богослужения в дни Святой Четыредесятницы (кроме субботы, воскресения и праздника Благовещенья) утвердилось на Трулльском соборе 691-692 г. г.
Но на соборе ее совершение лишь подтвердилось официально, это значит, что она уже существовала. Говорить о точной дате появления невозможно потому, что последование богослужений развивалось со временем.
База данного богослужения — заготавливать заранее святые Дары — появилась в первые века. Святой мученик Иустин (начало второго века) писал, что Причастие заготавливалось, и диаконы несли его тем, кто не мог быть на богослужении.
Как отдельное богослужение Преждеосвященная Литургия появилась тогда, когда установился Великий пост. И поскольку в течение недели торжественные литургии свт. Иоанна Златоуста и Василия Великого не совершались, появилась нужда заготавливать святое Причастие заранее, чтобы была возможность причаститься не только по субботам и воскресениям.
Современное положение
Литургия Преждеосвященных даров должна совершаться вечером в девятый час (по византийскому времяисчислению), т.е. в три часа дня. Но чаще всего ее совершают утром.
Дни, когда совершается это богослужение, следующие:
- по средам и пятницам Великого поста, кроме праздника Благовещенья;
- в четверг пятой седмицы;
- в понедельник, среду и вторник Страстной седмицы;
- в полиелейные праздники: первое и второе Обретение главы Иоанна Предтечи (24 февраля ст. ст.), 40 мучеников Севастийских;
- храмовые праздники.
Как проходит богослужение
Текст службы во многом отличается от привычного.
В начале священник произносит:
«Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков»
Далее следует вечерня:
- 103 псалом;
- мирная ектения;
- кафизма (которая делится на 3 части, после каждой — следует малая ектения).
В это время в алтаре священник переносит святые Дары с престола на жертвенник, сопровождая это каждением.
Далее:
- «Господи воззвах» с соответствующими стихирами (при этом совершается каждение храма);
- малый вход;
- чтение паремий (предваряемое прокимнами).
После второй паремии открываются царские врата и священник со свечой и кадилом лицом к народу произносит:
«Свет Христов просвещает всех».
После третей паремии поются отрывки из 140 псалма «Да исправится молитва моя». Далее следует молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего», сопровождаемая тремя земными поклонами.
Поле этого следует чинопоследование литургии, начиная с сугубой ектении с прошениями о тех, кто должен приступить ко святому Крещению (оглашенные). Это связано с тем, что в древней Церкви Крещение совершалось на Пасху или в Светлую седмицу. В этот момент некрещеные выходили в притвор храма и не участвовали в дальнейшем богослужении. Поэтому эта часть носит название литургии верных.
Далее следует Великий вход, который предваряется особым песнопением:
«Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы: се Жертва тайная совершена дориносится».
Священник совершает вход, держа дискос над чашей и говорит:
«Верою и любовию приступим, да причастницы Жизни вечныя будем. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».
Как сказано выше, евхаристический канон, который состоит из молитв с призыванием Св. Духа на предложенные Дары, отсутствует.
Затем следует:
- Молитва Ефрема Сирина с поклонами.
- Просительная ектения.
- Отче наш.
- Главопреклонная молитва.
- Возглас «Святая святым».
Священнослужители причащаются в алтаре, после чего причащают верующих. В конце читается особая заамвонная молитва.
Правила и особенности службы
Во время службы есть несколько моментов, когда принято вставать на колени с опущенной головой. Также во время молитвы Ефрема Сирина делаются земные поклоны.
На колени надо вставать:
- Когда св. Дары переносятся с жертвенника на престол.
- В момент, когда священник или архиерей произносит «Свет Христов».
- Во время пения «Да исправится».
- Во время Великого входа.
Для того чтобы христиане понимали, когда вставать на колени, во многих храмах используется колокольчик.
В Русской Церкви на этой службе младенцы не причащаются. Это связано с тем, что младенцев причащают только кровью, а на такой службе в Чаше — вино, а не Кровь, как на полной литургии.
В дни, когда литургия не предусмотрена уставом, после шестого или девятого часа совершается особый чин изобразительных (в просторечии — обедница).
Чин изобразительных состоит из:
благословения;
начала обычного;
великой ектении;
псалмов 102 и 145;
гимна «Единородный Сыне»;
поются блаженны;
чтения Апостола и Евангелия;
сугубой ектении;
Символа веры;
просительной ектении;
молитвы «Отче наш»;
тропарей и кондаков;
псалма 33;
отпуста.
Изобразительны являются составной частью «обычной» литургии.
о литургии с пояснениями
В этом видео — литургия Преждеосвященных Даров с пояснениями.
Источник: https://proreligiu.club/spravochnik/obryady/liturgiya-prezhdeosvyaschennyh-darov.html
Чин Изобразительных
Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.
Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.
Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды).
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.
Го́споди, поми́луй, (трижды). Сла́ва, и ны́не:
О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.
Таже, Го́споди, поми́луй, (12), Сла́ва, и ны́не:
Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу.
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу.
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему.
Глаголи сице: Благослови́, душе́ моя́, Го́спода, благослове́н еси́ Го́споди.
Псалом 102:
Благослови́, душе́ моя́, Го́спода, и вся вну́тренняя моя́ и́мя свя́тое Его́. Благослови́, душе́ моя́, Го́спода, и не забыва́й всех воздая́ний Его́, очища́ющаго вся беззако́ния твоя́, исцеля́ющаго вся неду́ги твоя́, избавля́ющаго от истле́ния живо́т твой, венча́ющаго тя ми́лостию и щедро́тами, исполня́ющаго во благи́х жела́ние твое́: обнови́тся я́ко о́рля ю́ность твоя́.
Творя́й ми́лостыни Госпо́дь, и судьбу́ всем оби́димым. Сказа́ пути́ Своя́ Моисе́ови, сыново́м Изра́илевым хоте́ния Своя́: Щедр и Ми́лостив Госпо́дь, Долготерпели́в и Многоми́лостив. Не до конца́ прогне́вается, ниже́ во век вражду́ет, не по беззако́нием на́шим сотвори́л есть нам, ниже́ по грехо́м на́шым возда́л есть нам.
Я́ко по высоте́ небе́сней от земли́, утверди́л есть Госпо́дь ми́лость Свою́ на боя́щихся Его́. Ели́ко отстоя́т восто́цы от за́пад, уда́лил есть от нас беззако́ния на́ша. Я́коже ще́дрит оте́ц сы́ны, уще́дри Госпо́дь боя́щихся Его́. Я́ко Той позна́ созда́ние на́ше, помяну́, я́ко персть есмы́.
Челове́к, я́ко трава́ дни́е eго́, я́ко цвет се́льный, та́ко оцвете́т, я́ко дух про́йде в нем, и не бу́дет, и не позна́ет ктому́ ме́ста своего́. Ми́лость же Госпо́дня от ве́ка и до ве́ка на боя́щихся Его́, и пра́вда Его́ на сыне́х сыно́в, храня́щих заве́т Его́, и по́мнящих за́поведи Его́ твори́ти я́. Госпо́дь на Небеси́ угото́ва Престо́л Свой, и Ца́рство Его́ все́ми облада́ет.
Благослови́те Го́спода вси А́нгели Его́, си́льнии кре́постию, творя́щии сло́во Его́, услы́шати глас слове́с Его́. Благослови́те Го́спода вся Си́лы Его́, слуги́ Его́, творя́щии во́лю Его́. Благослови́те Го́спода вся дела́ Его́, на вся́ком ме́сте влады́чества Его́.
Благослови́, душе́ моя́, Го́спода, и вся вну́тренняя моя́ и́мя свя́тое Его́. Благослове́н еси́, Го́споди.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Псалом 145:
Хвали́, душе́ моя́, Го́спода. Восхвалю́ Го́спода в животе́ мое́м, пою́ Бо́гу моему́, до́ндеже есмь. Не наде́йтеся на кня́зи, на сы́ны челове́ческия, в ни́хже несть спасе́ния. Изы́дет дух eго́ и возврати́тся в зе́млю свою́. В той день поги́бнут вся помышле́ния eго́.
Блаже́н, eму́же Бог Иа́ковль Помо́щник его́, упова́ние eго́ на Го́спода Бо́га своего́, сотво́ршаго не́бо и зе́млю, мо́ре и вся, я́же в них, храня́щаго и́стину в век, творя́щаго суд оби́димым, даю́щаго пи́щу а́лчущим. Госпо́дь реши́т окова́нныя. Госпо́дь умудря́ет слепцы́. Госпо́дь возво́дит низве́рженныя. Госпо́дь лю́бит пра́ведники.
Госпо́дь храни́т прише́льцы, си́ра и вдову́ прии́мет и путь гре́шных погуби́т. Воцари́тся Госпо́дь во век, Бог твой, Сио́не, в род и род.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Единоро́дный Сы́не и Сло́ве Бо́жий, Безсме́ртен Сый / и изво́ливый спасе́ния на́шего ра́ди / воплоти́тися от Святы́я Богоро́дицы и Присноде́вы Мари́и, / непрело́жно вочелове́чивыйся, / распны́йся же, Христе́ Бо́же, сме́ртию смерть попра́вый, / Еди́н Сый Святы́я Тро́ицы, / спрославля́емый Отцу́ и Свято́му Ду́ху, спаси́ нас.
Во Ца́рствии Твое́м помяни́ нас, Го́споди, егда́ прии́деши, во Ца́рствии Твое́м.
Блаже́ни ни́щии ду́хом, я́ко тех есть Ца́рство Небе́сное.
Блаже́ни пла́чущии, я́ко ти́и уте́шатся.
Блаже́ни кро́тции, я́ко ти́и насле́дят зе́млю.
Блаже́ни а́лчущии и жа́ждущии пра́вды, я́ко ти́и насы́тятся.
Блаже́ни ми́лостивии, я́ко ти́и поми́ловани бу́дут.
Блаже́ни чи́стии се́рдцем, я́ко ти́и Бо́га у́зрят.
Блаже́ни миротво́рцы, я́ко ти́и сы́нове Бо́жии нареку́тся.
Блаже́ни изгна́ни пра́вды ра́ди, я́ко тех есть Ца́рство Небе́сное.
Блаже́ни есте́, егда́ поно́сят вам, и изжену́т, и реку́т всяк зол глаго́л на вы, лжу́ще Мене́ ра́ди.
Ра́дуйтеся и весели́теся, я́ко мзда ва́ша мно́га на Небесе́х.
Здесь читаем Апостол и Евангелие дня или праздника.
Помяни́ нас, Го́споди, егда́ прии́деши, во Ца́рствии Твое́м.
Помяни́ нас, Влады́ко, егда́ прии́деши, во Ца́рствии Твое́м.
Помяни́ нас, Святы́й, егда́ прии́деши, во Ца́рствии Твое́м.
Лик Небе́сный пое́т Тя и глаго́лет: Свят, Свят, Свят Госпо́дь Савао́ф, испо́лнь Не́бо и земля́ сла́вы Твоея́.
Стих: Приступи́те к Нему́ и просвети́теся, и ли́ца ва́ша не постыдя́тся.
Лик Небе́сный пое́т Тя и глаго́лет: Свят, Свят, Свят Госпо́дь Савао́ф, испо́лнь Не́бо и земля́ сла́вы Твоея́.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Лик святы́х А́нгел и Арха́нгел со все́ми Небе́сными си́лами пое́т Тя и глаго́лет: Свят, Свят, Свят Госпо́дь Савао́ф, испо́лнь Не́бо и земля́ сла́вы Твоея́.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́ Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым. И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век. Све́та от Све́та, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша.
Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы и вочелове́чшася. Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша, и погребе́нна. И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием. И возше́дшаго на Небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́.
И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́. И в Ду́ха Свята́го, Го́спода, Животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щаго, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки. Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь. Испове́дую еди́но креще́ние во оставле́ние грехо́в.
Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых, и жи́зни бу́дущаго ве́ка. Ами́нь.
Осла́би, оста́ви, прости́, Бо́же, прегреше́ния на́ша, во́льная и нево́льная, / я́же в сло́ве и в де́ле, / я́же в ве́дении и не в ве́дении, / я́же во дни и в нощи́, / я́же во уме́ и в помышле́нии, / вся нам прости́, я́ко Благ и Человеколю́бец.
О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.
Здесь глаголи тропари и кондаки дня.
Если Великий пост чти:
Го́споди поми́луй, 40. Сла́ва, и ны́не:
Честне́йшую Херуви́м / и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, / без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, / су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем.
Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.
И молитвою святаго ефрема
Го́споди и Влады́ко живота́ моего́, дух пра́здности, уны́ния, любонача́лия, и праздносло́вия не даждь ми. Поклон.
Дух же целому́дрия, смиренному́дрия, терпе́ния, и любве́, да́руй ми рабу́ Твоему́. Поклон.
Ей, Го́споди Царю́, да́руй ми зре́ти моя́ прегреше́ния, и не осужда́ти бра́та моего́, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в, ами́нь. Поклон.
Таже малых 12, глаголюще на кийждо поклон: Бо́же, очи́сти мя гре́шнаго.
И паки последи молитву всю: Го́споди и Влады́ко живота́ моего́:
И поклон един великий. По скончании же поклонов, глаголем:
Если нет поста, сразу:
Го́споди поми́луй, 12.
И молитву: Всесвята́я Тро́ице, Единосу́щная Держа́во, Неразде́льное Ца́рство, всех благи́х Вина́: благоволи́ же и о мне, гре́шнем, утверди́, вразуми́ се́рдце мое́ и всю мою́ отыми́ скве́рну. Просвети́ мою́ мысль, да вы́ну сла́влю, пою́, и покланя́юся, и глаго́лю: Еди́н Свят, Еди́н Госпо́дь, Иису́с Христо́с во сла́ву Бо́га Отца́, ами́нь.
Бу́ди и́мя Госпо́дне благослове́но от ны́не и до ве́ка. Трижды.
Сла́ва, и ны́не:
Псалом 33:
Благословлю́ Го́спода на вся́кое вре́мя, вы́ну хвала́ Его́ во усте́х мои́х. О Го́споде похва́лится душа́ моя́, да услы́шат кро́тцыи и возвеселя́тся. Возвели́чите Го́спода со мно́ю и вознесе́м и́мя Его́ вку́пе. Взыска́х Го́спода и услы́ша мя, и от всех скорбе́й мои́х изба́ви мя. Приступи́те к Нему́ и просвети́теся, и ли́ца ва́ша не постыдя́тся.
Сей ни́щий воззва́, и Госпо́дь услы́ша и́, и от всех скорбе́й eго́ спасе́ и́. Ополчи́тся А́нгел Госпо́день о́крест боя́щихся Его́, и изба́вит их. Вкуси́те и ви́дите, я́ко благ Госпо́дь; блаже́н муж, и́же упова́ет Нань. Бо́йтеся Го́спода, вси святи́и Его́, я́ко несть лише́ния боя́щымся Его́. Бога́тии обнища́ша и взалка́ша, взыска́ющии же Го́спода не лиша́тся вся́каго бла́га.
Прииди́те, ча́да, послу́шайте мене́, стра́ху Госпо́дню научу́ вас. Кто́ есть челове́к хотя́й живо́т, любя́й дни ви́дети бла́ги? Удержи́ язы́к твой от зла, и устне́ твои́, е́же не глаго́лати льсти. Уклони́ся от зла и сотвори́ бла́го. Взыщи́ ми́ра, и пожени́ и́. О́чи Госпо́дни на пра́ведныя, и у́ши Его́ в моли́тву их.
Лице́ же Госпо́дне на творя́щыя зла́я, е́же потреби́ти от земли́ па́мять их. Воззва́ша пра́веднии, и Госпо́дь услы́ша их, и от всех скорбе́й их изба́ви их. Близ Госпо́дь сокруше́нных се́рдцем, и смире́нныя ду́хом спасе́т. Мно́ги ско́рби пра́ведным, и от всех их изба́вит я́ Госпо́дь. Храни́т Госпо́дь вся ко́сти их, ни еди́на от них сокруши́тся.
Смерть гре́шников люта́, и ненави́дящии пра́веднаго прегре́шат. Изба́вит Госпо́дь ду́шы раб Свои́х, и не прегреша́т вси, упова́ющии на Него́.
Досто́йно есть я́ко вои́стинну блажи́ти Тя, Богоро́дицу, / Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м / и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, / без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, / су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем.
Сла́ва, и ны́не, Го́споди поми́луй, трижды
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших, (святых дня) и всех святых помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь
Источник: https://xn----7sbahbba0chrecjllhdbcuymu3s.xn--p1ai/molitvi/chasoslov/izobrazitelni.html
История иконописи: Истоки анонимного искусства в православной церкви
Икона – то, что должно быть в доме каждого православного христианина. Обращаясь с молитвой к святому, люди укрепляют веру, восстанавливают душевное равновесие, ограждают себя от искусов и соблазнов. Сейчас образ в жилище или храме кажется нам привычным атрибутом, без которого невозможно обойтись. Но так было не всегда. Откуда взялся обычай писать иконы и как он развивался – читайте в статье.
Иконопись – истоки традиции
История образа как культового предмета чрезвычайно древняя и уходит своими корнями ещё в эпоху зарождения христианства. Первые иконы ручной работы были чрезвычайно похожи на портреты, которые писались во времена римской империи.
Они являли собой небольшие дощечки, на которых рисовали лица умерших людей. Эти картины отличались живостью, яркостью, чувственностью. Их клали на саркофаги и гробницы, чтобы живые могли почувствовать связь поколений, сопереживание к тем, кто уже отошёл.
Постепенно иконопись развивалась, возникли канонические требования к образам. Это произошло уже в эпоху существования Византии – одной из величайших мировых держав, чей расцвет пришёлся на V-Х века. В иконах, написанных византийскими мастерами, можно проследить синтез, смешение культуры Востока и Запада. Это неудивительно, ведь это государство вобрало в себя все ценности, обычаи и ритуалы Древней Греции и Египта, Палестины и Закавказья, Сирии и Ирана.
Христианство на Руси, даже в ту пору, когда оно только зарождалось, уже имело некоторые специфические особенности, отличающие веру древних славян.
Как известно, в каждой религии должен быть некий материальный объект, символ, который служил бы для верующих как напоминание, прообраз духовной сути. Для язычников такими объектами были изваяния божеств в их пантеонах, для христиан им стала икона.
Поэтому, хотя иконы на Руси и похожи на византийские образцы, всё же мастера старались внести в них и национальный колорит.
Благодаря ассимиляции творческого наследия Византии мастера Киевской Руси отличались чрезвычайно развитым умением иконописи, необычным для Средних веков. Образа, написанные украинскими мастерами, сразу видны по их теплоте, искренности, обращённости к жизни и личности святого. Иными словами, даже в рамках церковного канона иконописцы создавали не отстранённые символические картины, а образа, проникнутые любовью и сопереживанием к человеку.
Искусство иконописи
Создание образов божественных ликов – это анонимное искусство (подписывать свои имена на иконах запрещено), а многие нюансы изображения жёстко обусловлены каноном. Поэтому к мастерам, занимающихся созданием образов, выдвигались особые требования. Они должны были соблюдать все требования к цвету, форме, размеру изображения. Полёт фантазии был недопустим.
Ярче всего это видно в образах XV столетия. Некоторые историки считают эту эпоху временем наивысшего развития мастерства иконописи, ведь именно тогда можно было увидеть самые немногосложные, ясные и простые композиции. В этих иконах нет ничего чрезмерного или лишнего, но они поражают и восхищают зрителя своим эмоциональным зарядом, смысловой наполненностью изображения.
Сюжеты этих религиозных картин, как правило, были весьма просты. На них изображались фигуры святых (часто в окружении клейм – небольших миниатюр, в которых показаны сцены из жизни праведника) и эпизоды из Евангелия. Сложные иконы, со многими аллегориями и символами, так популярные в то время в Европе в силу своего дидактического содержания, на Руси не прижились.
Святые на этих иконах показаны словно бы бесплотными – их широкие, свободные одежды полностью скрывают тело, поза статична, черты лица лишены всякой индивидуальности. Портретные изображения в церкви были строго запрещены. Попытки очеловечить святых, приблизить показанные на иконе события к реальному времени, встречающиеся в западной традиции, в русской иконописи были полностью исключены.
Другие элементы сюжета также предельно стилизованы, сведены к архетипам. Например, если сюжет иконы требовал изобразить пейзаж, мастер писал его настолько схематично, что он почти утрачивал сходство с реальностью, за исключением символического. Другие вставки – кулисы, драпировки, архитектурные элементы – также условны и лаконичны.
Это помогало добиться ощущения, что все показанные на иконе события – умозрительны, что образ – лишь аллегория Небесного Царства.
Материалы для изготовления иконы также были строго регламентированы. Как правило, они писались на липовых или дубовых досках, покрытых меловым грунтом. Для иконописи использовалась темпера – минеральные либо растительные красящие порошки на основе яичной эмульсии.
После завершения работы мастер покрывал поверхность образа тонкой плёнкой олифы – масляной жидкости, призванной усилить яркость цветов и предупредить возможные повреждения. Практически повсеместно для изображения фона на иконах, а также передачи нимбов святых использовались тонкие листы сусального золота или же золотой порошок, символизирующие сияние духа, блаженство и гармонию запредельного мира.
Чтобы отдать должное святости образа, иконы украшали накладки из драгоценных металлов, самоцветы, изделия из янтаря, узоры и орнаменты.
При этом и материалы, и сам процесс написания образа были проникнуты мистическим смыслом. Мастер погружался в особое душевное состояние, постоянно поддерживая своё сосредоточение молитвой и постом. Его краски, кисти, другие орудия – даже вода для разведения пигментов – освящались специальными молитвами. Именно поэтому у древних иконописцев получалось создавать столь возвышенные, проникнутые святостью и аскезой лики.
Краски икон – символика цветов и оттенков
Канонические требования касались не только того, как именно, в какой позе и одеждах, изображался тот или иной святой. Иконописец также должен был следить за цветовой гаммой образа. Именно поэтому, чтобы понять икону, недостаточно обратить внимание на её внешний смысл, буквальное толкование произведения. Нужно знать, что ясные и чистые краски, которыми сияют образа, не соотносятся с реальным миром, представляя нам образ горнего, священного Царства.
Хотя значения цветов постепенно менялись, всё же существовали некоторые правила, помогающие упорядочить изображения. Вот некоторые из них:
- Чрезвычайно важно было передать тона небесного свода, ведь именно небо на иконе символизирует близость к Богу, духовное просветление святого или святой. Поэтому в распоряжении иконописца было множество подходящих для этого красок – и лазурных, и голубых, и синих. Различали, в частности, «цвет звёздной ночи», «сияние тверди», «бледный закат», «бирюзовый яркий» и множество других тонов. Иногда для воссоздания цвета использовали даже зеленоватые оттенки. Кроме того, синий считался цветом Богоматери, и чаще всего её изображали в ризах именно этого оттенка.
- В пурпурные и алые тона чаще всего окрашивали грозные, устрашающие сцены – пожар, грозу, сошествие в ад. Иногда их использовали и для того, чтобы показать неотвратимость Божьего Суда, Его беспристрастность и справедливость. Пример этого можно увидеть на знаменитых новгородских иконах, где показан Страшный Суд – там пурпурные херувимы соединены в единую огненную преграду, вздымающуюся над фигурами апостолов.
Популярные товары |
- Белый – отражение Божественного сияния. В белых одеждах можно увидеть праведников, ангелов и младенцев.
- Коричневый – напоминание о прахе, человеческой природе, которая «из земли вышла и в землю обратится». Используя его, иконописец намекал на то, что материальное начало приходящее, а духовное – вечно.
- Чёрный тон служил для изображения зла, смерти, ада. Но иногда он становился и способом показать бесконечность, тайну, непостижимость Бога и Вселенной.
- На иконах никогда не использовался серый цвет. Поскольку в нём смешаны белая и чёрная краски, то иконописец воспринимал этот оттенок как неясность, пустоту, небытие, которым нет места на образе.
Для мастера краски – это драгоценные материалы. Он использовал их аккуратно и бережно, наслаждаясь чистотой оттенков и сиянием цветов. Поэтому древние иконы до сих пор удивляют и восхищают нас тонкими и яркими тонами.
Особенности изготовления янтарных икон
Сегодня мастера уже не придерживаются столь строгих канонов, как прежде. Благодаря этому есть возможность купить икону, выполненную из самых разнообразных материалов. Но, тем не менее, роль образа в духовности православного христианина, его мировоззрении сложно переоценить.
Как правило, сейчас для написания икон используют масляные краски. Они более долговечные, чем темпера, не растрескиваются и не тускнеют со временем. Также лики святых, их нимбы и ризы украшают вставками из металла, драгоценных камней, фольги или ткани. Для передачи Божественного сияния, благодати Царства Небесного подбирают материалы светлого, яркого оттенка, позволяющие воочию узреть свет, силу и славу Бога. Именно поэтому иконы часто декорируют золотом и янтарём.
Янтарь часто используется для изготовления культовых, религиозных предметов именно из-за своих необыкновенных свойств. Эта окаменевшая смола хвойных деревьев – один из красивейших драгоценных камней, а благодаря тому, что солнечный самоцвет ещё и довольно пластичен, он применяется для множества целей. Из него высыпают картины, делают украшения, фигурки и статуэтки, чаши и кадила.
Благодаря богатейшей цветовой палитре янтаря он может воссоздать все оттенки и цветовые нюансы святых ликов, передать краски одежд ангелов и праведников, тона природы, узоры на фоне иконы. Образа украшают прозрачными кристаллами этого самоцвета, или же вырезают накладки из матового камня.
Но, в любом случае, каждая его крупинка сияет солнечным светом, нежным и ярким, благодаря чему иконы из янтаря выглядят особенно прекрасными и почти неземными.
Волынская икона Божьей Матери из янтаря(самоцветная крошка янтаря разных оттенков) | Икона «Св. Николай Чудотворец» из пластин янтаря(технология флорентийской мозаики) |
Существует несколько способов изготовления икон из этого драгоценного камня. Они могут быть высыпаны из самоцветной крошки, полученной при переработке янтаря разных оттенков, или выложены в виде мозаики.
Также мастер может выполнить образ в технологии флорентийской мозаики, когда отдельные элементы изображения вырезаются из цельных кристаллов, а затем тщательно подгоняются друг к другу и полируются. Это позволяет создать цельную картину, переливающуюся тысячами оттенков и тонов.
Но, в любом случае, эта икона будет качественной и красивой, напоминая вам о традициях Древней Руси.
Янтарные образа, выполненные с благоговением и любовью, украшали дома наших предков. И теперь вы тоже можете обрести икону, которая будет сопровождать вашу семью, осенять её незримым светом своего небесного заступничества, дарить счастье, благополучие и достаток!
Источник: https://UkrBurshtyn.com/blog/ikony-proizvedeniya-iskusstva-v-pravoslavnoj-cerkvi.html
Чин обедницы
Обедница — народное название богослужения, которое также называют «изобразительные». Это церковная служба в Православии, которая проводится вместо Литургии. Второе название возникло потому, что обедница в определенном смысле изображает и замещает Литургию.
Происхождение понятия
Обедница — древняя традиция отшельников и монахов. В прошлые времена не все монахи принимали сан, и для проведения Божественной литургии приглашали священника. В остальное же время они правили обедницу.
Обедница – православная церковная служба, совершаемая вместо Литургии
Особенно актуальной служба была во времена гонений на Церковь, когда простые люди были лишены права посещать храм и были вынуждены молиться тайно.
Название возникло от слова «обед» и считается простонародным. Служба обычно проводилась в утренние часы, и после нее миряне устраивали совместную трапезу.
Разница между Литургией и изобразительными
Следует не путать понятия «обедня» и «обедница». Обедней называют Литургию, она входит в суточный ежедневный круг богослужений наряду с утренней и вечерней и считается венцом церковной службы.
Сходства:
- И Литургия, и обедница считаются средством выражения любви друг к другу и способом проявить Благодарность Богу.
- Во время Литургии и обедницы прихожане вспоминают земной путь Христа, слушают главы из Священного Писания, молятся, поют псалмы.
Различия:
- Божественная Литургия (обедня) совершается только священником. Самая важная часть обедни — Евхаристия. Правила ее проведения были установлены самим Христом и завещаны его последователям. Во время Таинства хлеб и вино вкушают в знак единства с Творцом и приобщения к высшей природе и вечной жизни.
- Обедницу, как служение по сокращенному или мирскому типу, христианин способен совершать дома. Причастие после изобразительных не совершается.
Важно! Богослужение, совершаемое мирянами, нельзя назвать полноценным. Оно не может в полной мере заменить Божественную литургию, которую имеет право совершать только священнослужитель.
Тем не менее это полезный и необходимый навык. Обедница прививает интерес к богослужебным книгам, учит мирян грамотно обращаться с ними. Тексты для богослужения становятся источником познания и внутреннего воодушевления. В итоге меняется понимание службы и сама сущность христианина, ведь приобщение к Священному Писанию и книгам великих подвижников приносит огромную духовную пользу.
Еще о богослужениях в храме:
В каких случаях проводятся изобразительные
- Великий пост. Высшей радостью для каждого православного христианина является Божественная литургия и Причастие, а пост подразумевает ограничение в радостных и приятных вещах. В дни Великого поста Литургия и Евхаристия не проводятся, чтобы человек смог заново оценить этот дар Всевышнего.
- Отсутствие священника. Христианский мир часто сталкивается с нехваткой духовенства.
Иногда священник служит сразу в нескольких храмах и не может проводить богослужения одновременно в разных местах. Когда нет возможности провести Литургию, проводятся изобразительные. Согласно Типикону, богослужение в храме могут проводить и миряне.Обедницу можно проводить как в храме, так и дома
Христиане должны сами усердно беспокоиться о том, чтобы в храмах или домах ежедневно совершались хотя бы краткие богослужения.
В противном случае, люди будут страдать от нехватки духовной пищи.
- Отсутствие возможности посетить храм. Не всегда миряне могут лично присутствовать в церкви на службе. Если возникает необходимость, обедницу можно служить мирским чином, то есть дома, без священнослужителя и без Евхаристии.
Правила проведения изобразительных
- Если служение проводится в храме, оно проходит вне алтаря.
- Возгласы священника замещают прошением: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь».
- Взамен ектении говорят: «Господи, помилуй».
- Прошение повторяют двенадцатикратно вместо великой и просительной ектении, взамен сугубой — сорок раз.
Важно знать! Ектения — прилежное моление. Во время службы священник произносит короткие молитвы, на них хор и прихожане отвечают словами: «Господи, помилуй» или «Подай, Господи».
- Прокимны и аллилуарии миряне провозглашают по обычаю на служении.
- Главы и стихи Апостола и Евангелия можно читать по обычному синодальному тексту Нового Завета.
Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/chin-obednitsy.html