В чем разница между патриархом и митрополитом

Патриарх и митрополит

В чем разница между патриархом и митрополитом

15 декабря во время Объединительного собора в Киеве был избран первый предстоятель украинской поместной православной церкви. Им стал митрополит УПЦ КП Епифаний (Думенко), которого называют правой рукой патриарха Филарета. Несмотря на то, что новая церковь будет автокефальной и независимой, ее председатель не получит статус Патриарха, а будет называться Митрополитом Киевским.

По словам председателя Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимира Легойды, несмотря на избрание статус Епифания будет неканоническим, поскольку на Украине уже есть митрополит Онуфрий. «Митрополит Онуфрий как был, так и остается, и могу сказать, что на Украине сегодня один митрополит, как и должно быть по церковным канонам, а откуда взялся новый товарищ, пусть объясняет патриарх Варфоломей поместным Церквям», — заявил Легойда в интервью ТАСС.

Между тем в письме Вселенского патриарха Варфоломея для УПЦ МП говорится, после собора Онуфрий не сможет «ни экклезиологически, ни канонически» носить титул митрополита Киевского, который носит в нарушение официальных документов 1686 года. Ранее Московский патриархат отказался участвовать в Объединительном соборе и решил не вести переговоры с экзархами (посланниками) Константинополя о создании на Украине поместной церкви.

В чем отличие двух церковных санов?

И патриарх, и митрополит — епископы. Просто патриарх (для некоторых поместных церквей) главнее — в его подчинение входят все митрополии поместной церкви. Митрополит же — это епископ, стоящий во главе церкви определенного региона, например, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. В РПЦ над ним стоит патриарх Кирилл.

Согласно иерархии в православной церкви патриархом называют главного епископа в поместной церкви, а митрополитом — епископа-руководителя митрополии.

До раскола христианской церкви титул патриарха присваивался шести епископам Вселенской Церкви (Римскому, Константинопольскому, Александрийскому, Антиохийскому, Иерусалимскому и Болгарскому).

Только они обладают правами высшей церковно-правительственной юрисдикции в возглавляемых ими церквах и избираются Поместным собором или Архиерейским собором.

Иерархия епископов: митрополиты и патриархи

Часть 1. Организация имперской Церкви. Епископ, его Церковь, город

Поместные Церкви — это Церкви одной провинции или совокупности нескольких провинций, и именно на этом уровне будут осуществлены самые значительные преобразования.

Епархии и митрополии

Источник: https://alexeyknorre.ru/stati/patriarh-i-mitropolit/

Кто поддержит патриарха Варфоломея, оказавшегося в изоляции?

В чем разница между патриархом и митрополитом

СПЖ публикует статью профессора Богословской школы Университета Аристотеля в Салониках Феодора Зиссиса о церковном расколе в Украине и антиканонических действиях Константинопольского патриархата.

Патриарх Варфоломей оказался в изоляции. Опасность этнофилетизма

Из-за своих антиканоничных и противных соборному строю Церкви действий по предоставлению автокефалии украинским раскольникам Константинопольская Церковь впервые оказалась в изоляции от прочих автокефальных Церквей.

Она поставила под сомнение свою общепризнанную координирующую роль – роль центра церковного единства; ее церковная проверенная временем и всегда бывшая результативной церковная политика завершилась крахом.

Началом всему этому было ущербное и неполноценное представительство церковного Тела на Критском лже-Соборе.

В опубликованных ранее наших текстах, посвященных данному вопросу, мы указывали, что грекоязычным руководителям некоторых поместных Церквей (Александрийской, Иерусалимской, Кипрской, Элладской, Албанской) грозит опасность увлечься этнофилетическими (т.е. национальными) критериями и поддержать грекоязычную первопрестольную Церковь, впав тем самым в ересь этнофилетизма, осужденную поместным Константинопольским Собором 1872 г. в связи с этнофилетическими действиями со стороны болгар.

К несчастью, именно такими критериями сейчас руководствуется немалая часть грекоязычных клириков, богословов и канонистов, которые ставят патриотические чувства и национальность выше принадлежности всех православных к единому Телу Церкви Христовой, в котором нет национальных границ, «где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (1Кор. 3, 11).

Неканоничность вторжения Константинопольской Церкви на каноническую территорию Русской Церкви ясна, как день. Эта территория уже больше трех веков (с 1686 г.) принадлежала Русской Церкви при несомненном и всемирном признании этого всеми Поместными Церквами (в том числе и самим Вселенским патриархатом), как показали научные исторические и канонические исследования.

Неканоничность вторжения Константинопольской Церкви на каноническую территорию Русской Церкви ясна, как день.

И тем не менее некоторые исследователи прилагают усилия, чтобы представить иную картину: якобы Вселенскому патриархату принадлежит каноническая юрисдикция в Украине, и, что еще хуже, будто бы ему принадлежит исключительное право даровать автокефалию без согласия всего Тела Церкви, которое должно выражаться соборно и всеправославно.

Эта новоявленная экклезиология, стремящаяся представить Вселенского патриарха не как «первого среди равных» (primus inter pares), принимающего решения и судящего в согласии с остальными, но как «первого без равных» (primus sine paribus), принимающего решения единовластно, как папа, достигла своей вершины в совершенно единоличном и авторитарном решении Вселенского патриархата восстановить украинских раскольников без соблюдения предусмотренных священными канонами условий – публичного покаяния, перерукоположения или повторного возложения рук.

Что хуже всего в ситуации с украинскими раскольниками (и это обстоятельство еще не вполне осознано с канонической и пастырской точки зрения), так это то, что много веков уже существует каноническая Церковь, ныне возглавляемая Митрополитом Онуфрием, от которой отпали раскольники, но при этом патриарх Варфоломей создает параллельную юрисдикцию в том же месте, создает новый Синод, тем самым становясь создателем раскола, который может иметь горькие последствия не только для Украины, но и для всего Вселенского Православия.

Священноначалие грекоязычных Поместных Церквей против украинской автокефалии

На данный момент четыре из пяти грекоязычных Поместных Церквей отказались встать на сторону Константинопольской Церкви, а пятая, Элладская, молчит и выжидает. Две – Албанская и Кипрская – особо просят о созыве Всеправославного Собора по украинскому вопросу.

С радостью православная полнота встретила возвышающуюся над национальной ограниченностью позицию владык Хризостома Кипрского и Анастасия Албанского, которые хотя и встретились по приглашению патриарха Варфоломея с ним в Вене, тем не менее не отказались от своего отрицательного отношения к антиканоничному, противоречащему соборному устройству Церкви и одностороннему решению о предоставлении автокефалии украинским раскольникам.

До некоторой степени эти предстоятели тем самым искупили свою вину за поддержку Критского лже-Собора и тогдашних папистских действий патриарха Варфоломея. В конце концов именно они подтолкнули его к тому, чтобы проигнорировать и не принять в расчет возражения четырех Поместных Церквей, представляющих большую часть православных верующих.

Если бы не это, патриарх Варфоломей не решился бы теперь проигнорировать мнение Церквей и украинской Матери-Церкви (Русской Церкви), а также позицию канонической Церкви Митрополита Онуфрия, которая ни о какой автокефалии не просила. Не решился бы он принять единоличное и авторитарное решение о восстановлении низложенных схизматиков.

Не решился бы он и учить их истории Церкви, приводя примеры (как, например, Мелетианский раскол), которые не имеют никакого отношения к украинскому расколу.

Несообразность приводимых патриархом Варфоломеем параллелей показали и другие, и сам архиепископ Анастасий в своем ответе на возмущенное письмо патриарха Варфоломея, которое по всей справедливости было названо «манифестом фанариотского «первенства» в Православной Церкви».

Внутренние противоречия в заявлении архиепископа Анастасия: он против раскольников, но готов ждать грозящего раскола

Следует, впрочем, отметить, что предстоятель Албанской Церкви Анастасий, хотя и совершенно правильно возымел смелость поставить под сомнение предоставление автокефалии украинским раскольникам (причем сделал это с высочайшим уровнем научной аргументации), тем не менее не хотел показаться «русофилом» и потому частично обратил некоторые обвинения и против Русской Церкви, тем самым отчасти удовлетворяя этнофилетизм сторонников Фанара.

Кроме того, владыка Анастасий неоднократно с похвалой отозвался о «Всеправославных совещаниях предстоятелей и Святом и Великом Соборе Православной Церкви, которые стали возможны лишь благодаря неустанным трудам Вселенского патриархата и божественного всесвятейшества Вселенского патриарха».

Более того, он нанес существенный ущерб собственной православной позиции по вопросу о ложной автокефалии украинских раскольников, когда заявил в конце своего второго послания, что в случае возникновения большой схизмы по причине ошибочных действий патриарха Варфоломея (о чем он сам написал чуть выше) Албанская Церковь, тем не менее, останется с Константинопольским патриархатом, который стал виновником схизмы.

Неужели архиепископ Анастасий хотел бы вести свою паству в погибель? Ведь ни ересь, ни раскол не могут вести ко спасению. Такие заявления вызывают недоумение и смущение: как они согласуются с разумностью и мудростью архиепископа и его миссионерскими трудами, которые он нес всю свою жизнь, чтобы привести людей ко спасению? Подобная позиция могла бы быть оправданной только с точки зрения экуменического смешения, которое уравнивает различные религии, ереси и расколы с Православием.

Что хуже всего, так это то, что много веков уже существует каноническая Церковь, ныне возглавляемая Митрополитом Онуфрием, но при этом патриарх Варфоломей создает параллельную юрисдикцию, создает новый Синод, тем самым становясь создателем раскола, который может иметь горькие последствия не только для Украины, но и для всего Вселенского Православия.

Дословно он пишет следующее: «Во избежание любых перетолкований мы разъясняем, что в случае трагического исхода в виде раскола (упаси Боже!), Албанская Автокефальная Православная Церковь останется со Вселенским патриархатом, неизменно говоря об истине с любовью».

До какой степени можно говорить об истине, если «любовь» ведет к расколу, мы сейчас продемонстрируем на двух примерах – одном соборном, имеющем вселенский авторитет, и другом святоотеческом.

2-е правило Антиохийского Собора, гласит: «Да не будет же позволено имети общение с отлученными от общения, ниже сходитися в домы и молитися с находящимися вне общения церковнаго; чуждающихся собраний одной церкви не приимати и в другой церкви. Аще же кто из епископов, или пресвитеров, или диаконов, или кто либо из клира, окажется сообщающимся с отлученным от общения: да будет и сам вне общения церковнаго, яко производящий замешательство в чине церковном».

Также и златоречивый Павел после Павла, святитель Иоанн Златоуст, учит, что раскол в Церкви – великое зло, ничуть не меньшее, чем ересь: «Итак, я говорю и свидетельствую, что производить разделения в Церкви не меньшее зло, как и впадать в ереси».

Ничто так не оскорбляет Бога, как ереси и расколы. Даже мученическая кровь не может смыть грех раскола.

В чем ошибся замечательный богослов митрополит Иерофей

Мы уже написали выше, что из пяти грекоязычных Церквей четыре не принимают украинскую лже-автокефалию и не поминают в диптихах предстоятеля раскольников митр. Епифания. Они требуют созыва Всеправославного Собора для решения этого вопроса, на что не соглашается претендующий на полноту власти патриарх Варфоломей.

Неизвестной и неопределенной остается позиция Элладской Церкви, предстоятель которой – кир Иероним – сам не принял ясного решения, не созвал Архиерейский Собор, чтобы тот принял решение соборным образом. Вместо этого он затягивает дело при помощи различных комиссий с тем, чтобы когда-нибудь (когда?) оно было передано Архиерейскому Собору.

Поскольку среди иерархов Элладской Церкви будут серьезные возражения против действий Вселенского патриархата со стороны таких правомыслящих архиереев, как митрополиты Кифирский Серафим и Пирейский Серафим, архиепископ Иероним хочет избежать поводов для полемики, оставляя вопрос в «подвешенном», неопределенном состоянии, надеясь, видимо, что все прояснится само собой.

Разумеется, с церковной точки зрения все и так совершенно ясно: ни одна Поместная Автокефальная Церковь не признает лже-автокефалию в Украине; ни одна Поместная Автокефальная Церковь не поминает в диптихах предстоятеля раскольников Епифания. Более того, в действительности против лже-автокефалии выступает и сам архиепископ Иероним, который также не поминает раскольника Епифания.

Было бы совершенно логично, канонично и в согласии с соборным строем Церкви, если бы и Элладская Церковь присоединилась ко всеправославному отвержению лже-автокефалии, закрыв таким образом перед Вселенским патриархом путь к созданию новой схизмы (наподобие той, что возникла после реформы календаря).

Однако архиепископ Иероним оставляет вопрос открытым, поскольку на него, очевидно, оказывается давление со стороны политических, культурных, геополитических и церковных центров, которые разжигают русофобию и раздувают в своих собственных интересах греческий этнофилетизм.

Но поскольку в церковных и богословских кругах, особенно среди иерархов, трудно найти богословски образованного архиерея, пользующегося авторитетом и признанием, который подготовил бы достаточно серьезное и соответствующее по своему уровню обоснование для признания лже-автокефалии украинских раскольников, это тяжкое, антиканоничное и противное соборному строю Церкви дело взял на себя (быть может, не вполне осознавая, что делает) митрополит Навпкатский Иерофей Влахос, до сих пор пользовавшийся доброй славой благодаря своей борьбе с экуменизмом и ересями, проявлявшейся в широкой писательской деятельности. Все мы знаем, что антихристовы силы стараются сделать напрасным труд своих противников и ввести в заблуждение даже избранных.

Ни одна Поместная автокефальная Церковь не признает лже-автокефалию в Украине; ни одна Поместная автокефальная Церковь не поминает в диптихах предстоятеля раскольников Епифания.

По правде сказать, мы не могли поверить своим глазам от изумления, когда читали его послание к Священному Синоду Элладской Церкви от 30 марта сего года. В этом письме митрополит, как член Архиерейского Собора Элладской Церкви, излагает свое мнение по украинскому церковному вопросу. Его текст включают следующие пункты:

  • Краткая история предоставления автокефалий и статуса патриархов.
  • Патриаршие и синодальные Томосы о предоставлении автокефалии и статуса патриархата.
  • Вопрос об образе предоставления автокефального статуса той или иной Церкви.

В этих первых трех пунктах митр. Иерофей полагает, что изложил теоретические, богословские, исторические и канонически-правовые основания для дальнейших рассуждений. Далее:

Источник: https://spzh.news/ru/zashhita-very/61498-kto-podderzhit-patriarkha-varfolomeja-okazavshegosya-v-izolyacii

Коронавируса в церковном уставе нет Как целые епархии РПЦ бунтуют против решения патриарха закрыть храмы на Страстную неделю и Пасху — Meduza

В чем разница между патриархом и митрополитом

Патриарх Кирилл призвал верующих в Страстную неделю и на Пасху молиться дома.

Его викарий, митрополит Воскресенский Дионисий, обязал московских священников и монахов закрыть храмы и монастыри от свободного посещения верующими, сославшись на постановление главного санитарного врача России.

Тем не менее не все епископы и священники поддерживают эти меры: некоторые священнослужители открыто призывают саботировать решения церковных и светских властей — и зовут прихожан в храмы в самую важную для православных верующих неделю.

Пасха без куличей

О том, что божественная литургия на Вербное воскресенье — один из главных праздников для православных верующих — стала последней перед тем, как на Страстную неделю и Пасху закроются все храмы, многие московские прихожане узнали из текста, зачитанного настоятелями после проповеди. Циркулярное письмо первого викария патриарха Московского и всея Руси по Москве, митрополита Воскресенского Дионисия — одного из первых лиц в церковной иерархии — разослали по московским приходам глубокой ночью предыдущего дня и опубликовали на сайте Московского патриархата.

В этом послании от имени патриарха Кирилла «с болью в сердце» прихожан просят, выполняя предписания «санитарных властей», оставаться дома — а в богослужениях участвовать по видеотрансляции из храмов. Вторая часть документа содержит уже конкретные указания настоятелям приходов: по окончании литургии огласить это предписание прихожанам, «утешить их отеческим словом» и с этого момента проводить службы при закрытых дверях без паствы.

В московских приходах к этому моменту уже действовали беспрецедентные меры безопасности по рекомендациям, опубликованным 17 марта 2020 года Священным Синодом РПЦ.

Например, в храме святителя Спиридона Тримифунтского в районе Коптево на севере Москвы пол разметили белыми точками с интервалом в полтора метра, на которые должны были вставать приходящие в храм посетители во время службы; после заполнения всех точек людьми двери храма закрылись.

В храм не пускали прихожан без масок, а причастие совершалось в максимально стерильных, насколько это возможно, условиях: один из алтарников после каждого совершения таинства окунал ложечку для причащения в чашку со спиртом, губы причащающиеся вытирали сами бумажной салфеткой, а «запивку» после причастия раздавали в одноразовых пластиковых стаканчиках.

Еще когда эти меры вводились, они вызвали активные споры и среди православного священства, и среди прихожан. Настоятель храма Спиридона Тримифунтского отец Сергий, пытаясь донести до растерянной паствы серьезность ситуации, воскликнул: «Многие из вас были недовольны тем, что их при входе в храм заставляют надевать маску: мол, никаких масок в уставе Церкви нет. Так и коронавируса в уставе нет!»

Объясняя необходимость выполнять решения светских властей и воздержаться от посещения храма, отец Сергий советовал прихожанам рассматривать это как уникальный шанс сконцентрироваться на истинном значении праздника Пасхи как воскресения Христа, свободного от внешней, мирской атрибутики вроде куличей и яиц. Он отдельно просил не вступать в конфликты с сотрудниками полиции, которые готовились поставить кордон на входе в храм. Однако это убедило не всех прихожан; один мужчина начал кричать: «Кто они такие, чтобы меня в храм не пускать?»

Церковные COVID-диссиденты

В большинстве других епархий митрополиты и епископы выпустили похожие циркуляры и обращения, призывающие верующих оставаться на Страстную неделю и пасхальное воскресенье дома. Однако некоторые иерархи РПЦ открыто выступили против предписаний властей и высказываний патриарха Кирилла по поводу санитарных мер против пандемии коронавируса — в диапазоне от отрицания самого явления пандемии до призывов к саботажу решений светских властей.

Например, архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим на своей странице «ВКонтакте» назвал распоряжение республиканского Роспотребнадзора антиконституционным и заявил, что православная общественность региона готовит судебные иски против ведомства. А епископ Камышловский Мефодий в проповеди во время службы на Вербное воскресенье посетовал, что «в храме, к сожалению, слишком пусто», и заявил: «Все равно нас в храм принесут [на отпевание], все равно лучше прийти в храм своими ногами».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько лет исламской религии

Примерно в том же духе высказался протоиерей Андрей Ткачев в своей передаче «Отец Андрей. Ответы» на телеканале «Царьград»: «Мы не бунтари, не революционеры, не хотим войны в Церкви, надо уважать священноначалие.

Но есть другие вещи, есть власть светская, которая нас просто закрывает, а есть Христос воскресший, трудно представить себе, как это праздновать дома». Заодно Ткачев усомнился в самой реальности угрозы.

«По цифрам это никакая не пандемия!» — негодовал протоиерей, в конце марта прославившийся в соцсетях тем, что вышел на проповедь к прихожанам своего храма в противогазе и заявил, что если выключить телевизор, то никакого коронавируса не будет.

В открытой оппозиции к местным властям публично выступила Екатеринбургская митрополия, которая резко отреагировала на пост в инстаграме губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева с призывом к верующим соблюдать меры социальной дистанции и молиться дома. «Печально именно в нашем регионе наблюдать особое стремление закрыть храмы под предлогом распространения вируса», — говорится в заявлении на сайте епархии.

Там же приводится еще один популярный аргумент в пользу открытых на Пасху храмов: ведь светские заведения не подвергаются таким же жестким карантинным мерам, как храмы. Похожее мнение высказывал, например, и настоятель храма св. Татианы при МГУ Владимир Вигилянский.

«Позавчера был мой друг в „Ашане“, он посидел-посчитал, там более тысячи человек. У трети были маски. Там нет ни одного санитарного врача, потому что это экономика.

А здесь самое массовое мероприятие во время поста вы видели — 25 человек», — заявил Вигилянский после воскресной службы.

В отличие от других православных стран, где светские власти немедленно закрыли храмы после первых же заразившихся коронавирусом (например, кипрские власти запретили массовые мероприятия, в том числе общественные богослужения в церквях, еще в начале марта 2020 года), руководство РПЦ не сразу решилось на такие радикальные меры.

Первые призывы к верующим воздержаться от посещения храмов и молиться дома в России прозвучали от светских властей — и тут же были встречены резким протестом со стороны православной общественности и церковного руководства.

Например, губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов 26 марта 2020 года своим указом запретил посещать храмы и другие религиозные учреждения до 30 апреля.

На это Московская патриархия сперва заявила, что «акты органов власти (включая акты органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных органов) не могут ограничивать свободу совести и свободу вероисповедания, включая право граждан посещать религиозные объекты в целях участия в богослужениях, поскольку такие акты не имеют статуса федерального закона».

Только 29 марта патриарх Кирилл наконец публично призвал верующих молиться дома. «Церковь призывает сегодня строго исполнять те обязательства, которые предлагаются сегодня санитарными властями России. Я призываю вас, мои дорогие, в ближайшие дни, пока не будет особого патриаршего благословления, воздержаться от посещения храмов», — обратился он к пастве.

«Высокие» и «низкие» мотивы

По словам диакона Андрея Кураева, одна из главных причин призывов епископов и священников прийти в храм, несмотря на пандемию, — их «плохое образование». «Священник сегодня — это психотерапевт для бедных, пара расхожих цитат из Писания служит ответом на большинство вопросов. Мы столкнулись с бабкиным восприятием, где высшее проявление веры — это в церкву сходить, свечку поставить, денежку оставить», — объясняет священнослужитель.

Филолог, библеист и профессор РАН Андрей Десницкий объяснил «Медузе», что для многих представителей духовенства и верующих «хождение в храм — одна из главных ценностей». «Это внушалось десятилетиями.

Призыв идти в храм звучал в ответ на любой вопрос: „Что-то не ладится? Иди в храм! Не понимаешь церковнославянского языка? Иди в храм!“ И тут они слышат: „Не ходи в храм!“ Это для них звучит как „Бога нет!“.

К этому можно относиться как угодно, но для многих посещение храма — высшая ценность», — констатирует эксперт.

Такой подход Андрей Кураев называет «храмоцентричным» и не соглашается с ним: «Бог не в бревнах, а в ребрах, есть другие способы доказать христианскую идентичность».

 При этом «косность мышления» он называет «высоким мотивом», которому сопутствует «низкий», более практический: финансовая прибыль от массового посещения храмов в праздники, с которой все храмы должны платить епархиальный взнос, формирующий общецерковный бюджет.

Снял эту повинность с храмов своей епархии пока что только митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов).

«В Москве эту головную боль патриарх не снял», — отмечает Кураев. При этом он не ожидает, что призывающие приходить в храмы во время эпидемии священники будут наказаны по церковной линии — это может произойти только в случае недовольства светских властей, считает священнослужитель.

«Надо уметь вовремя уступить, пойти на жертву, и не такую жертву в духе „на тебе, Боже, что мне негоже“, а отказаться от действительно важного. Епископы начинают эти слова говорить, но сделать это надо было два месяца назад. Из уст патриарха слова о жертве любви так и не прозвучали, во вчерашней проповеди он несколько раз сказал слово „сила“ и ни разу не произнес слово „любовь“.

Это звучало скорее как ответ санитарным властям — сила все равно с нами», — заключил Кураев.

Андрей Десницкий, в свою очередь, не исключает, что епископов и священников, которые не подчиняются общей линии патриархии, может ждать наказание. «Но это зависит от конкретной персоны и ее отношений с вышестоящим руководством.

Письмо духовенства в защиту фигурантов „московского дела“ имело разные последствия для подписантов — для кого-то их вообще не было, для кого-то они были минимальными, с кем-то поступили жестко (например, по информации Андрея Кураева, одного из подписантов этого письма отстранили от служения, — прим. „Медузы“).

Но видно, что система пошла вразнос, и дальше таких проявлений будет больше, духовенство на местах чаще будет игнорировать распоряжения патриархии», — ожидает Десницкий.

К моменту выхода этого материала «Медуза» не смогла получить от отдела внешних церковных связей Московского патриархата оперативный ответ на вопрос, какие санкции могут ждать священнослужителей, отказавшихся выполнять распоряжения светских и церковных властей о закрытии храмов на Пасху.

Источник: https://meduza.io/feature/2020/04/14/koronavirusa-v-tserkovnom-ustave-net

Митрополит Алексий: что нужно знать о покровителе московских патриархов

Митрополит Алексий (Бяконт), помимо того, что был канонизирован и впоследствии стал считаться святым покровителем московских патриархов, был во многом, фигурой уникальной и для истории России, и для истории Русской Церкви. Он стал первым русским главой русской митрополии, до него этот титул получали только греки, ставленники патриарха Константинопольского.

Сам святитель был выходцем из богатой боярской семьи и до пострига носил имя Елеферия Фёдоровича.

Предшественником Алексия на кафедре, которая называлась Киевской и Владимирской, но располагалась в Москве, был как раз грек, митрополит Феогност. И именно он выбрал Алексия, как человека выдающейся образованности и личных качеств на роль своего преемника. Дело это, поставление русского митрополита, было настолько необычным, что в Константинополь пришлось направлять два посольства.

Два посольства

Первое – от Феогноста с прошением о рукоположении Алексия, во второй делегации был сам Алексий.

Стоит отметить, что даже через год «проверки» Алексия и его назначения на митрополичью кафедру, патриарх Филофей выдал следующую резолюцию: «Хотя подобное дело совершенно необычно и небезопасно для церкви, однако ради достоверных и похвальных свидетельств о нем (Алексие) и ради добродетельной и богоугодной жизни, мы судили этому быть, но это относительно одного только Алексия и отнюдь не дозволяем и не допускаем, чтобы на будущее время сделался митрополитом русским кто-нибудь другой, устремившийся сюда оттуда: из (клириков) сего богопрославленного, боговозвеличенного и благоденствующего Константинополя должны быть поставляемы митрополиты русские».

Так, в 1354 году Алексий стал главой русской митрополии. Осторожность греков вполне понятна, они ещё со времен Андрея Боголюбского наблюдали активные попытки русских сделать свою церковь максимально автономной и независимой от Константинополя. И поставление на митрополичью кафедру русского было одним из таких шагов.

По сути, как отмечает историк Карташев, Русская Церковь превращалась в Церковь сугубо национальную, а для Констанинополя такой процесс был сигналом того, что греки постепенно утрачивают своё религиозное, а, следовательно, политическое влияние на Русь. Стоит подчеркнуть, что Церковь в то время была и религиозным, и политическим институтом, и инструментом Византийской империи.

Перенесение резиденции

Кстати, несмотря на предостережение Константинополя, после Алексия наличие русских митрополитов на Владимирской кафедре, все же вошло в дежурную практику. Сказался здесь и определённый упадок Константинопольского патриархата, да и самой империи, до полного падения которой оставалось примерно столетие.

Ещё одним важнейшим актом, который получил Алексий из Константинополя, было официальное перенесение митрополичьей резиденции из Киева во Владимир, а по факту, в Москву. Так Москва начала свой путь становления, как центра русского православия.

Завещание Симеона Гордого

Но этими свершениями роль и место в истории святителя Алексия не исчерпываются. И здесь стоит напомнить, что Русь периода Феогноста и Алексия, и далее, была под Золотой Ордой. Что накладывалось свой отпечаток и на состояние государства, и на состояние общества. В целом же, удельные князья продолжали растаскивать страну на части, не позволяя ей организовать хоть какое-то подобие единства.

И Алексию представилась возможность сыграть в этих объединительных процессах особую, религиозно-политическую роль. Еще в 1353 году, великий князь Симеон Гордый оставил своеобразное завещание своим братьям Ивану Красному и Андрею, в котором говорилось: «слушали бы есте отца нашего владыки Алексея, тако же старых бояр, хто хотел отцю нашему добра и нам».

По сути, Алексий стал опекуном княжеского рода, а позже, стал регентом при малолетнем князе Дмитрии Ивановиче, позже названном Донским. Иван Красный своим завещанием передал под начало Алексия ещё и «управление и охрану всего княжества, не доверяя никому другому в виду множества врагов».

Такое положение, когда в руках православного иерарха сосредотачивалась и светская власть не было уникальным для Восточных Церквей. Нечто подобное было в свое время в Болгарской Церкви. Но для России – это был действительно уникальный опыт.

Политика Алексия

В плане светской политики Алексий был настолько же последовательным, как и в политике церковной – укрепление, централизация, возвышение Москвы, как центра русской государственности.

При этом, когда в 1360-м году ярлык на великое княжение у хана Навруза в обход московской знати, получил Дмитрий Константинович, Алексий и московское боярство приложили все усилия, чтобы уже через два года этот ханский указ был отменен, и политическая сила осталась именно за Москвой и за Дмитрием Ивановичем.

Приглашение жены хана

Впрочем, в Орде святителя хорошо знали. Ещё в 1357 году он был там по приглашению жены хана Тейдуллы, пытаясь получить ханский охранный ярлык и расположить к Владимирскому княжеству ордынскую власть.

В рамках этих политических целей Алексий использовал, наверное, самое нетривиальное средство русской дипломатии — сотворил обычное христианское чудо, исцелив зрение Тейдуллы, за что и был пожалован ярлыком и многими иными почестями, а добрая память о нём в Орде сохранилась и при иных ханах, приходящих в то время к власти всё чаще посредством политических переворотов.

Князь Тверской в плену

Как пишет историк Русской Церкви Карташев, «политика, как известно, есть такая область, в которой трудно бывает соблюсти этическое равновесие», и приводит историю с пленением тверского князя Михаила Александровича.

Дмитрий Донской и митрополит Алексий к тому моменту, а это шестидесятые годы XIV века, активно строили московский каменный Кремль. И он, по мысли князя и святителя, был не только мощным оборонительным укреплением, но и четким политическим символом. В стенах кремля Дмитрий Иванович принимал присягу от удельных князей. Кто-то давал её добровольно, а кто-то — нет.

Михаил Александрович Тверской и вовсе подался к литовскому князю Ольгерду, намереваясь положить конец владычеству Москвы. Мир в итоге был заключён, но Москва хотела лишить тверского князя всякой реальной власти.

Дальнейшие события в летописи приводятся так: «князь великий Дмитрий Иванович со отцем своим пресвященным Алексием митрополитом зазваша любовию к себе на Москву князя Михаила Александровича Тверского, и потом составиша с ним речи, таже потом бысть им суд на третей на миру в правде: да (потом) его изымали, а что были бояре около его, тех всех поимали и розно развели».

В итоге Михаила пришлось выпустить, и он попытался отомстить в 1378 году осадив Москву, но тут Кремль сыграл роль уже не символа, а военного укрепления, именно за его стенами и удалось скрыться митрополиту и князю.

Политическая анафема

Потом по политически мотивам Алексий наложил анафему и на Михаила Александровича, и на другого союзника Ольгерда, стоявшего за этим вторжением — князя Смоленского Святослава Ивановича. Анафема свое действие возымела, тем более, что её в 1370 официально подтвердил и константинопольский патриарх.

После примирения сторон анафема Алексием была официально снята. Но самое главное в этой истории заключается в том, что данная церковная мера была использована Алексием именно как механизм политического давления на противников Москвы и Дмитрия Донского.

В дальнейшем Алексий применял метод анафематствования ещё несколько раз. Но как политик светский он выполнил поставленную перед ним цель: вырастил князя Дмитрия Донского, и дал ему достаточно власти, чтобы тот продолжил дело государственного строительства, и, более того, начал процесс освобождения Руси от татаро-монгольского ига.

Источник: https://cyrillitsa.ru/history/78447-mitropolit-aleksiy-chto-nuzhno-znat-o-p.html

Митрополит

Кто такой митрополит? Какое место он занимает в церковной иерархии? Какую роль митрополиты сыграли в истории Русской Православной Церкви?

Разобраться в Церковной иерархии непросто. Тем более, что многое в Церкви постоянно менялось. Изначально в христианстве, маленькой иудейской секте, не было никаких церковных званий. Когда-то существовал только Христос и Его ученики. Мы попробуем разобраться в том, чем занимаются в современной Церкви митрополиты.

Кто такой митрополит

Митрополит — это епископский титул в Русской Православной Церкви. Такой духовный сан относится к высшему рангу. Слово «митрополит» происходит от слова «метрополия», митрополит в переводе с греческого — столичный человек. Первое официальное упоминание этого звания относится к документа I Вселенского Собора (325 год). В конце 4-го правила написано: «Утверждати же таковыя действия в каждой области подобает ея митрополиту».

Митрополит Иларион (Алфеев): Всем в своей жизни я обязан Церкви

Митрополит не только имел право созывать поместные Соборы, но и оказался наделен другими важными церковными полномочиями.

  • право надзора за церковными делами всей области. Это значило, что без разрешения митрополита епископы не принимали значимые решения.
  • право давать общительные грамоты лицам из клира, отлучающимся из своих епархий (litters formatas);
  • право принимать апелляции на епископов от пресвитеров и клириков;
  • право утверждать и посвящать, при участии других двух или трех епископов, вновь избранных на епископство.

Митрополитами считали городских епископов, но возглавлять он мог и большую провинцию или целую область. Это — почетное звание. Главой митрополита в Русской Церкви считается только Патриарх. На митрополите лежит большая ответственность. Конечно, этот титул существовал не всегда.

Церковная иерархия

Вся Церковная иерархия появилась не сразу. Церковь — это живой организм, и все развивалось по своим законам. В «младенчестве» Церкви не было никаких званий. Это не удивительно. Все ждали скорого Пришествия Христа. О Нем говорили так, словно Он скоро явится снова, и это точно известно.

В те далекие времена в христианской Церкви существовали только миряне и апостолы. Вопрос о Церковной иерархии не стоял остро, потому что христиан преследовали, их было мало, и все они подвергались гонениям.

Апостолы были учениками Христа, но апостол — это не епископ и звание апостола не имеет отношения к иерархии в Церкви. Позже появились ученики учеников Христа, и.т.д. Это заняло некоторое время. Назрела необходимость изменений в устройстве Церкви.

Число последователей Христа росло и множилось. Церковь тоже менялась.

Книга Деяний говорит о том, что раздав свое имущество (а так делали многие в те времена), несколько вдовиц стали презираемы. Так впервые внутри Церкви, а не от внешних гонителей, возник беспорядок.

Именно тогда Церкви понадобились диаконы — посвященные богобоязненные люди, которые должны были навести порядок, объяснить пастве, как должна сосуществовать община. Именно так зародилась Церковная иерархия.

В дальнейшем она претерпевала многие изменения и в современном мире кажется очень сложной.

Иерархия в Церкви сейчас выглядит так:

  1. Патриарх
  2. Митрополит
  3. Епископ
  4. Священник
  5. Диакон

Сразу стать митрополитом или епископом нельзя. Необходимо пройти весь путь, начиная с диакона. Звание митрополита получают за особые заслуги. Это — не только большая честь, но и серьезные обязательства.

Первый митрополит на Руси

Изначально в Русской Православной Церкви звание митрополита присваивали только Предстоятелю.

Точных данных о том, кто был первым Киевским митрополитом не сохранилось. С XVI века принято считать, что им стал Михаил I Сириянин (возможно, он был родом из Сирии или из Болгарии). Его прислали для крещения князя Владимира. В Киеве он крестил местных жителей. Мощи митрополита Михаила хранились в Десятинной Церкви, но потом были перенесены в Великую Церковь Лавры.

Среди наших соотечественников первым митрополитом в 1051 году стал митрополит Илларион (Русин). Церковь прославила его как святителя. Он стал автором знаменитой книги «Слова о Законе и Благодати».

Митрополиты сегодня

Сегодня митрополиты продолжают решать важные вопросы Церкви. Выше митрополита в церковной иерархии стоит только Патриарх. Митрополит носит голубую мантию и белый клобук с крестом, духовенство менее высокого ранга носит черные клобуки.

Митрополиты возглавляют митрополии, это звание также носят архиереи самоуправляемых Церквей.

Среди современных митрополитов одним из самых известных иерархов стал митрополит Иларион (Алфеев) — богослов, церковный историк, композитор и педагог, Председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, постоянный член Священного синода, автор труда «Иисус Христос. Жизнь и Учение».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько было апостолов у Христа

«Иисус Христос. Жизнь и Учение». Избранные главы

Митрополит в католической Церкви

Сначала права митрополита и на Западе и на Востоке оставались абсолютно равными. Но появление новых германских государств изменило положение митрополита, потому что сами митрополии потеряли свое прежнее значение. Постепенно епископы стали независимы от митрополитов и только в Англии митрополиты долго еще обладали прежними правами.

Сейчас в католической Церкви сразу несколько епархий (и архиепархий) могут составлять митрополию или церковную провинцию. Поскольку центр митрополии должен совпадать с центром архиепархии, митрополит в Католической церкви является еще и архиепископом. В ряде стран, таких как Италия, США и др. митрополии объединили в церковные регионы. Епископы большинства стран объединены в конференцию епископов, обладающую большими полномочиями в организации церковной жизни страны.

Смотрите также интервью с митрополитом Иларионом (Алфеевым)

Поскольку вы здесь

у нас есть небольшая просьба. Статьи и материалы часто меняют жизни людей – обеспечивается доступ к лекарствам, дети-сироты обретают семьи, пересматриваются судебные дела, находятся ответы на сложные вопросы.

Правмир работает уже 15 лет – благодаря пожертвованиям читателей. Чтобы делать качественные материалы нужно оплачивать работу журналистов, фотографов, редакторов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите Правмир, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался. А мы обещаем не сбавлять оборотов!

Подписывайтесь на канал Правмира в Yandex.Zen

Источник: https://www.pravmir.ru/mitropolit/

Глава русской православной церкви: кто главный священник россии, схема структуры и иерархия рпц, патриарх, организация христианской церкви

Иерархический принцип и структура должны соблюдаться в любой организации, в том числе и в РПЦ, которая имеет собственную церковную иерархию.

Наверняка каждый человек, посещающий богослужения либо иным образом вовлечённый в деятельность церкви, обращал внимание на то, что каждый священнослужитель имеет определённый чин и статус.

Это выражается в разном цвете одеяния, виде головного убора, наличии либо отсутствии украшений, праве проводить те или иные священнодействия.

Иерархия священнослужителей в РПЦ

Священнослужителей Русской православной церкви можно разделить на две большие группы:

  • белое духовенство (те, кто могут заключать брак и заводить детей);
  • чёрное духовенство (те, кто отреклись от мирской жизни и приняли монашеский сан).

Чины в белом духовенстве

Ещё в ветхозаветном писании говорится о том, что до Рождества пророком Моисеем были назначены люди, задачей которых было стать промежуточным звеном в общении Бога с людьми. В современной церковной системе эту функцию исполняют белые священники. Низшие представители белого духовенства не имеют священного сана, к ним относятся: алтарник, псаломщик, иподиакон.

Алтарник — это человек, который помогает священнослужителю в проведении служб. Также таких людей называют пономарями. Пребывание в этом чине — обязательная ступень перед получением священного сана. Человек, исполняющий обязанности алтарника, является мирским, то есть он вправе покинуть церковь, если передумает связывать свою жизнь со служением Господу.

В его обязанности входит:

  • Своевременное зажжение свечей и лампад, контроль за их безопасным горением;
  • Подготовка одеяний священников;
  • Вовремя подносить просфор, кагор и прочие атрибуты религиозных обрядов;
  • Разжигать огонь в кадиле;
  • Подносить полотенце к губам во время причащения;
  • Поддержание внутреннего порядка в церковных помещениях.

В случае надобности алтарник может звонить в колокола, читать молитвы, однако ему воспрещается касаться престола и находиться между алтарём и Царскими вратами. Алтарник носит обыкновенную одежду, сверху надевается стихарь.

Псаломщик (иначе — чтец) — ещё один представитель белого низшего духовенства.

Его главная обязанность: чтение молитв и слов из святого писания (как правило, они знают 5−6 основных глав из Евангелия), объяснение людям основных постулатов жизни истинного христианина.

За особые заслуги может быть посвящён в иподиакона. Эта процедура осуществляется священнослужителем более высокого ранга. Псаломщику разрешено надевать подрясник и скуфью.

Иподиакон — помощник батюшки в проведении служб. Его одеяние: стихарь и орарь.

При благословении архиереем (он же может возвести псаломщика или алтарника в сан иподиакона) иподиакон получает право касаться престола, а также заходить в алтарь через Царские врата.

Его задача: обмывать руки священника во время богослужений и подавать ему необходимые для обрядов предметы, например, рипиды и трикирий.

Церковные саны православной церкви

Вышеперечисленные служители церкви не имеют священного сана, а, следовательно, не являются церковнослужителями. Это обыкновенные люди, живущие в миру, однако желающие стать ближе к Богу и церковной культуре. На свои должности они принимаются с благословения церковнослужителей, находящихся выше рангом.

Диаконская степень церковников

Диакон — низший чин среди всех церковников, имеющих священный сан. Его основная задача — быть помощником попа при богослужении, в основном они занимаются чтением евангелия.

Самостоятельно проводить богослужение диаконы не имеют права. Как правило, несут свою службу в приходских церквях. Постепенно этот церковный сан утрачивает своё значение, и их представительно в церкви неуклонно сокращается.

Диаконскую хиротонию (процедуру возведения в церковный сан) осуществляет архиерей.

Протодиакон — главный дьякон при храме или церкви. В прошлом веке этот сан получался диаконом за особые заслуги, в настоящее время необходимо 20 лет служения в низшем церковном сане. Протодиакон имеет характерное одеяние — орарь со словами «Свят! Свят! Свят». Как правило, это люди с красивым голосом (они исполняют псалмы и поют на богослужениях).

Пресвитерская степень служителей

Иерей в переводе с греческого означает «жрец». Младший титул белого духовенства. Хиротонию также осуществляет архиерей (епископ). В обязанности иерея входит:

  • Проведение таинств, богослужений и иных религиозных обрядов;
  • Проведение причащения;
  • Нести заветы православия в людские массы.

Иерей не имеет права освящать антиминсы (плат материи из шёлка либо льна со вшитой в него частицей мощей православного мученика, находящийся в алтаре на престоле; необходимый атрибут для проведения полной литургии) и проводить таинства рукоположения священства. Вместо клобука носит камилавку.

Протоиерей — титул, которым награждают представителей белого духовенства за особые заслуги. Протоиерей, как правило, является настоятелем храма. Его одеяние во время проведения богослужений и церковных таинств — епитрахиль и риза. Протоиерей, награждённый правом носить митру, называется митрофорным.

В одном соборе могут служить несколько протоиереев. Посвящение в протоиереи осуществляется епископом с помощью хиротесии — возложения рук с молитвой. В отличие от хиротонии проводится в центре храма, вне алтаря.

Протопресвитер — высшее звание для лиц белого духовенства. Присваивается в исключительных случаях в качестве награды за особые заслуги перед церковью и обществом.

Высшие церковные чины относятся к чёрному духовенству, то есть, таким сановникам запрещено иметь семью. Представитель белого духовенства также может встать на этот путь, если отречётся от мирской жизни, а его супруга поддержит мужа и пострижётся в монахини.

Также на этот путь вступают сановники, ставшие вдовцами, так как они не имеют права повторно вступать в брак.

Чины чёрного духовенства

Это люди, принявшие монашеский постриг. Им запрещено заключать брак и заводить детей. Они полностью отрекаются от мирской жизни, давая обеты целомудрия, послушания и нестяжания (добровольного отказа от богатства).

Низшие чины чёрного духовенства имеют множество сходств с соответствующими чинами белого. Иерархию и обязанности можно сравнить при помощи следующей таблицы:

Соответствующий чин белого духовенства Чин чёрного духовенства Комментарий
Алтарник/Псаломщик Послушник Мирской человек, который принял решение стать монахом. По решению игумена его зачисляют в братию монастыря, выдают подрясник и назначают испытательный срок. По его окончании послушник может решить, становиться ли ему монахом либо вернуться к мирской жизни.
Иподьякон Монах (инок) Член религиозной общины, давший три монашеских обета, ведущий аскетичный образ жизни в монастыре либо самостоятельно в одиночестве и отшельничестве. Не имеет священного сана, следовательно, не может совершать богослужения. Монашеский постриг совершается игуменом.
Диакон Иеродиакон Монах в сане диакона.
Протодиакон Архидиакон Старший диакон в чёрном духовенстве. В Русской православной церкви архидиакон, несущий службу при патриархе, называется патриаршим архидиаконом и принадлежит к белому духовенству. В крупных монастырях главный диакон также имеет сан архидиакона.
Иерей Иеромонах Монах, имеющий сан священника. Иеромонахом можно стать после процедуры хиротонии, а белые священники — через монашеский постриг.
Протоиерей Изначально — настоятель православного монастыря. В современной Русской православной церкви чин игумена даётся как награда иеромонаха. Часто чин не связан с управлением монастырём. Посвящение в игумены производит архиерей.
Протопресвитер Архимандрит Один из высших монашеских чинов в православной церкви. Возложение сан происходит через хиротесию. Чин архимандрита связан с административным управлением и монастырским настоятельством.

Епископская степень священнослужителей

Епископ принадлежит к разряду архиереев.

В процессе рукоположения они получили высшую господнюю благодать и поэтому имеют право на проведение любых священных действий, в том числе проводить хиротесию диаконов.

Все епископы имеют одинаковые права, старшим из них является архиепископ (имеет те же функции, что и епископ; возведение в сан осуществляет патриарх). Только епископ имеет право благословить службу антимисом.

Носит красную мантию и клобук чёрного цвета. К епископу принято следующее обращение: «Владыка» или «Ваше преосвященство».

Является руководителем местной церкви — епархии. Главный священник округа. Избирается Священным Синодом по приказу патриарха. В случае необходимости в помощь епархиальному архиерею назначается викарный епископ. Архиереи носят титул, включающий название кафедрального города. Кандидат в архиереи должен быть представителем чёрного духовенства и возраст старше 30 лет.

Митрополит — высший титул епископа. Подчиняется непосредственно патриарху. Имеет характерное одеяние: голубая мантия и клобук белого цвета с крестом, выполненным из драгоценных камней.

Сан даётся за высокие заслуги перед обществом и церковью, является древнейшим, если начинать отсчёт со становления православной культуры.

Выполняет те же функции, что и епископ, отличаясь от него преимуществом чести. До восстановления патриаршества в 1917 году в России было только три епископских кафедры, с которыми обычно соединялся сан митрополита: Санкт-Петербургская, Киевская и Московская. В настоящий момент в Русской православной церкви насчитывается более 30 митрополитов.

Патриарх — высший сан православной церкви, главный священник страны. Официальный представитель РПЦ. С греческого патриарх переводится как «власть отца». Его избирают на Архиерейском соборе, которому и отчитывается патриарх.

Это пожизненный сан, низложение и отлучение от церкви человека, получившего его, возможно лишь в самых исключительных случаях.

Когда место патриарха не занято (период между смертью прошлого патриарха и выборами нового), его обязанности временно исполняет назначенный местоблюститель.

Имеет первенство чести среди всех епископов РПЦ. Осуществляет управлению церковью совместно со Священным Синодом.

Контактирует с представителями католической церкви и высшими сановниками других конфессий, а также с органами государственной власти. Издаёт указы об избрании и назначении архиереев, руководит учреждениями Синода.

Принимает жалобы на архиереев, давая им ход, награждает клириков и мирян церковными наградами.

Источник: https://achair-city.ru/ikony/glava-russkoj-pravoslavnoj-tserkvi-kto-glavnyj-svyashhennik-rossii-shema-struktury-i-ierarhiya-rpts-patriarh-organizatsiya-hristianskoj-tserkvi.html

В ожидании томоса: краткий словарь церковных терминов, которые помогут вам быть в теме

Украинское информационное пространство в последние месяцы серьезно насыщено церковными терминами. Какие-то из них вы «где-то слышали», какие-то вполне могли услышать впервые

112.ua

Украина готовится к получению Томоса и дальнейшему созданию Единой украинской автокефальной поместной церкви. Вселенский патриархат признал незаконной «передачу» Киевской митрополии Московскому патриархату в 1686 году.

Кроме того, появилась информация, что  с патриарха УПЦ КП Филарета уже сняли анафему.

При этом митрополит РПЦ Иларион угрожает, что если Украина все же получит Томос, то РПЦ может разорвать все отношения с Константинополем.

Такая краткая вводная еще каких-то полгода назад вполне могла серьезно озадачить обывателя наличием большого количества непонятных слов.

Сейчас же тема Томоса и церкви прочно укрепилась в топе главных новостей страны, однако некоторые термины лишний раз пояснить никак не помешает.

Потому далее будет небольшой ликбез, предназначенный для лучшего понимания темы, которая, похоже, еще задержится в главных новостях Украины.

Начнем с главного.

Что такое Томос?

Это указ предстоятеля поместной православной церкви по важному вопросу церковного устройства.

В частности, путем издания Томоса некоторая часть «материнской» церкви может получить автономию в управлении или автокефалию.

Что такое «материнская» церковь?

Вселенский патриарх Варфоломей І Фото из открытых источников

«Материнская» церковь, или церковь-мать – это автокефальная церковь (в основном патриархаты), которая может выдавать разрешения на создание поместных церквей, ранее входивших в ее юрисдикцию.

На звание «материнской» церкви для Украины есть два претендента – Московский и Константинопольский патриархаты.

В настоящий момент официальная позиция властей Украины, высказанная президентом Петром Порошенко, следующая:

«Князь Владимир Великий принял христианскую веру от Константинопольской церкви, и поэтому именно от нее Украина ждет признания автокефалии для поместной церкви».

Что такое автокефалия?

Это статус поместной церкви. Он предполагает административную независимость от других поместных церквей.

Автокефальная церковь возглавляется патриархом, архиепископом или митрополитом.

Если немного подробнее: автокефальная православная церковь – это поместная православная церковь с закрепленной за ней канонической территорией. Автокефальная церковь не является ни иерархически, ни административно частью другой православной церкви.

Не путать с автономией. Предстоятель автономной церкви после избрания должен быть утвержден патриархом одной из автокефальных церквей.

Кто такие патриархи, архиепископы и митрополиты?

Все три названия – это церковные саны.

Патриарх — титул епископа-предстоятеля автокефальной православной церкви в ряде поместных церквей.

В любой автокефальной церкви патриарх избирается Поместным собором или Архиерейским собором.

Архиепископ — старший (начальствующий) епископ. В ряде поместных православных церквей греческой традиции (кроме Иерусалимской) — архиепископ является предстоятелем данной церкви.

Митрополит — первый по древности епископский титул в христианской церкви. Первоначально титул митрополита носили епископы христианских церквей, резиденции — кафедры — которых находились в главных городах (метрополиях) — административных центрах провинций Римской империи.

Что такое Поместный собор? Что такое Архиерейский собор? Какая между ними разница?

Поместный собор — собор епископов и других клириков, мирян, поместной церкви или определенной ее области для обсуждения и разрешения вопросов и дел вероучения, религиозно-нравственной жизни, устройства, управления и дисциплины.

Архиерейский собор — поместный собор, в котором участвуют исключительно архиереи.

Кто такие архиереи?

В иерархии санов современной церкви — духовные лица, имеющие третью по значимости степень священства (епископскую).

Кто такие экзархи?

Не так давно стало известно, что Вселенский патриархат назначил экзархами в Украине представителей духовенства из Канады и США.

Так вот. В современном православии экзархом обычно называют старшего епископа отдельного церковного округа (экзархата), расположенного за пределами страны основной юрисдикции данной поместной церкви (патриархата).

Что такое анафема?

Анафема – отлучение христианина от общения с верными Церкви людьми и от таинств, применяемое в качестве высшего церковного наказания за тяжкие прегрешения (прежде всего за измену православию и уклонение в ересь или раскол) и соборно провозглашаемое.

Как известно, решение «об отлучении Филарета от церкви» и анафеме принял Архиерейский собор РПЦ.

Что такое епархия?

Церковно-административная единица, управляется архиереем. Епархии разделены на благочиния, состоящие из нескольких приходов. Границы епархий, обычно совпадают с административным делением страны.

Источник: https://112.ua/glavnye-novosti/v-ozhidanii-tomosa-kratkiy-slovar-cerkovnyh-terminov-kotorye-pomogut-vam-byt-v-teme-461789.html

Сперва определение: митрополит — кто он? Это архиерей!

Митрополит — это архиерейский титул. И тут уместно уточнить, кто же такой архиерей: это любой представитель высшего духовенства. Есть три уровня священнослужителей:

  • Дьякон (будь то протодьякон или архидьякон — не важно) — сан, который получают до священнического;
  • Иерей — то есть священник. В эту же группу входят протоиереи, протопресвитеры и т.д.;
  • Архиерей — вершина того, что может достичь православный священник в лестнице титулов. Здесь внутренняя иерархия такова: епископ, архиепископ, митрополит, патриарх.

Поэтому совершенно правильно такое определение: митрополит — это архиерей, чей титул выше архиепископа, но ниже патриарха. Также важный нюанс — митрополия. Это территориально-административная единица, которой обязательно руководит митрополит. Но к ней мы ещё вернёмся.

Владыка Антоний — современный православный митрополит

Митрополит, архиепископ, епископ, патриарх — какая разница?

Можно кратко описать, какова разница, между православными архиереями.

Патриарх — глава Церкви, аналог католического папы Римского для православных. Архиерей главного города, столицы.

Митрополит — архиерей, правящий епархией.

Архиепископ — правящий архиерей в области или городе, которая не входит в митрополию. В епархии архиепископа почти всегда есть викариаты. Стать архиепископом можно за некоторые заслуги.

Епископ — представитель высшего духовенства. Может править епархией, а может быть викарием — помощником управляющего.

В христианской иерархии отразился уклад египетского и иудейского жречества

Митрополиты сперва появились не на Руси, а в Римской империи. Но истоки их надо искать ещё раньше возникновения первых христианских церквей.

Первоначально титул подобного рода принадлежал жрецам. Хороший пример — египетский верховный жрец: это первосвященник среди прочих священнослужителей Амона, Атона и других божеств, которым поклонялись на берегах Нила.

Эту форму правления заимствовал Моисей. Ряд историков (Иосиф Флавий, Эдуард Шюре) настаивают на том, что величайший пророк Ветхого Завета получил образование среди египетского жречества.

В таком случае нет причин удивляться тому, что для левитов и прочих священников он ввёл подобную управляющую единицу — верховный священник (надзиратель).

«Когда Пасхор, сын Еммеров, священник, он же и надзиратель в доме Господнем, услышал, что Иеремия пророчески произнес слова сии».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое порок сердца у ребенка

Мы не можем сопоставить с этим титулом сам титул митрополита, но новозаветные епископы уходят корнями именно сюда.

Смотрите также статью Митрофорный протоиерей — что это значит?

Новозаветный епископ — предшественник современного митрополита

Сложно представить, какое значение епископы имели в ранней христианской церкви. Мы даже не можем с уверенностью сказать, титул ли это или функция.

Но всё же подобные люди упоминаются в Новом Завете и явно играют в общине далеко не последнюю роль.

В последующие века общины расширяются, а функции епископа обозначаются гораздо чётче. Он становится главой административно-территориальных единиц — населённых пунктов древнего мира.

Иудейский первосвященник — один из прототипов современного митрополита

Епископы появляются в каждом селе, что церковное руководство воспринимает негативно. Становится ясно, что для сохранения целостности Церкви, необходима жёсткая вертикаль власти.

VI Вселенский собор устанавливает:

«По каждой епархии, в селах, или предградиях, сущие приходы должны неизменно пребывати под властию заведывающих оными епископов».

Постепенно «сельских» епископов упраздняют. Дело в том, что их почти невозможно контролировать. Церковь рискует утратить единство и превратиться во множество мелких течений.

Реформы позволяют этого избежать. Сельских епископов постепенно вычёркнут из иерархии Церкви. Но ещё до того, как это произойдёт, появляется «главный епископ» — митрополит.

Митрополитов назначали в исторических центрах христианства

Впервые слово «митрополит» мы встречаем в канонах I Никейского Собора:

 «Утверждати же таковыя действия в каждой области подобает ея митрополиту».

Именно митрополит — исторически первый титул епископов. Если епископа могли поставить во главе любого населённого пункта, то митрополит — это глава самого главного, города, столицы.

В Римской империи подобных мест хватало, ведь она сплошь состояла из присоединённых и подчинённых государств. И столица каждого из таких государств была чаще всего историческим центром христианства:

  • Эфес;
  • Александрия;
  • Коринф;
  • Антиохия;
  • И, собственно, Рим.

Некогда в этих городах образовывались первые христианские общины, это «города-матери». А слово «митрополит» происходит от сложения «мать» и «город» (или ещё версия — «человек из главного города»).

Митрополит — это преемник апостолов и глава митрополии.

В этих населённых пунктах некогда проповедовали апостолы, и митрополит — это не только их преемник, как епископ, но и руководитель сразу над несколькими епископами, — один из самых главных духовных лиц в иерархии Церкви.

Митрополит управляет митрополией — объединением из нескольких епархий. Это Церковь в миниатюре, но совокупность ещё более миниатюрных аналогов церквей (епархий) — со своими уставами, руководителями и особенностями..

Руины Коринфа, некогда здесь был центр христианской митрополии

При этом митрополия возникает не искусственным, а естественным путём — благодаря взаимодействую епархий и их взаимному проникновению через:

  • общие советы;
  • поддержание связи;
  • единые цели.

Митрополит руководит взаимодействием иерархий и выстраивает отношения с другими митрополиями

Кандидатура митрополита — это самый уважаемый из епископов, тот, кому доверено стать руководителем христиан в историческом лоне местной общины. С IV века возникает чёткое представление о том, что же такое — фигура митрополита.

Митрополит — это авторитетное лицо. К его влиянию прибавляют и особые полномочия. Митрополит может:

  • принимать важные для епархии решения;
  • созывать областные Соборы;
  • председательствовать на этих собраниях;
  • надзирать за деятельностью Церкви на своей территории.

Без митрополита даже епископы не имеют права реализовывать важные для епархий задачи. Именно митрополит следит за целостностью митрополии, сплачивает её, делает единым органом всего организма христианской Церкви.

Епископы для митрополита — исполнительный персонал, который тот либо назначает, либо снимает с должностей. Митрополит решает судебные вопросы, связанные с епископами, и выполняет многие другие административные задачи митрополии.

Митрополит выполняет административные и духовные задачи.

Также митрополит остаётся высшим духовным лицом, он выполняет функции архиерея: посвящает епископов, проводит богослужения и читает проповеди, если понадобится.

Отношения с другими митрополиями — также задача, которую выполняет митрополит.

Не все митрополиты попадали под данное выше описание. Существовали митрополиты без власти. Это должность вроде той, которую занимают викарные епископы: такой митрополит состоял в подчинении и другого митрополита.

Митрополиты Русской православной Церкви появились при крещении Руси

Митрополиты Русской православной Церкви долго существовали в малом количестве — в единственном экземпляре. Дело в том, что Россия сама по себе не рассматривалась Константинополем, как самостоятельная Патриархия, а фигурировала лишь в качестве митрополии.

Соответственно, и митрополит был один единственный — Киевский и всея Руси.

Кем был первый архиерей, возглавлявший киевскую митрополию? Это невероятно, но история не сохранила таких сведений.

Митрополит оставался единственным на Руси долгое время.

При этом епархии России сохраняли значительную автономию от митрополии.

И всё же митрополит обладал огромной властью:

  • он имел влияние на всех «людей церковных»;
  • разбирался с преступлениями против церкви и христианства (например, осквернение святынь, вандализм и т.д.);
  • рассуживал людей в вопросах, связанных с наследством, браком и прочих семейных спорах
  • следил за тем, чтобы торговые весы давали верные показатели.

Владыка Арсений — митрополит Светлогорский

Всё изменилось с учреждением в 1589 году московской патриархии. Вместе с ней появились и четыре митрополичьи кафедры:

  • Ростовская;
  • Крутицкая;
  • Новгородская;
  • Казанская.

Но тут важно уточнить, что само наличие кафедр не делало их по факту митрополиями. Округа технически оставались епархиями, а вся разница между епископами и митрополитами состояла в том, сколь значимую честь им оказывали.

Митрополит — одни из самых влиятельных руководителей РПЦ, его можно узнать по голубой мантии

Сегодня митрополиты — одни из самых главных фигур в православной Церкви. Выше них только один человек — патриарх.

Одеяние митрополита:

  • Голубая мантия;
  • Белый клобук с крестом.

Но такое облачение более характерно для богослужебной практики. В обычных обстоятельствах митрополита будет проще встретить в чёрном одеянии.

Обращаются к митрополиту — «владыка».

Количество митрополий в России значительно возросло — их около шестидесяти.

Местонахождение центра русской митрополии — Московская епархия.

Митрополит у католиков выполняет похожие функции

Так как все мы из одного, христианского лона, то и митрополиты существенно не отличаются у католиков и православных. В латинском обряде это так же — лицо, которое стоит над епархиями и хиротонисует новых епископов.

Но есть и отличия:

  • Под надзором митрополита должны быть не только епархии, но и архиепископии;
  • Центр митрополии — это обязательно центр архиепископии;
  • Митрополит — это архиепископ;
  • Полномочий у католического митрополита меньше, чем у православного;
  • Руководит богослужениями.

3 латинских митрополита носят титул патриарха.

Также митрополит — это первая инстанция, к которой апеллируют епархиальные суды.

Три митрополита имеют титул патриарха:

  • Патриарх Венеции;
  • Патриарх Лиссабона;
  • Патриарх Иерусалима.

Источник: https://hranitel.club/833-mitropolit

Рпц вступила в открытый конфликт с константинопольским патриархатом. что происходит?

https://www.znak.com/2018-09-09/rpc_vstupila_v_otkrytyy_konflikt_s_konstantinopolskim_patriarhatom_chto_proishodit

2018.09.09

Русский патриарх Кирилл и константинопольский патриарх ВарфоломейСвященник Игорь Палкин / Пресс-служба патриарха Московского и всея Руси

Русская православная церковь вступила в открытый публичный конфликт с Константинопольским Патриархатом, который считается «первой среди равных» среди всех автокефальных (независимых) православных церквей. 8 сентября Священный Синод Русской православной церкви сделал официальное заявление, в котором выразил «решительный протест и глубокое возмущение» решением Константинопольской Церкви назначить двух своих экзархов (спецпредставителей) в Киев. Корни конфликта — в политических событиях на Украине.

Священный синод РПЦ обвинил Константинополь в превышении полномочий 

Константинопольский Патриархат сообщил о назначении архиепископа Памфилийского Даниила (США) и епископа Эдмонтонского Илариона (Канада) экзархами Константинополя на Украине. Обозначено, что они будут заниматься подготовкой автокефального статуса Украинской православной церкви. Это грозит вывести украинских православных из-под влияния Москвы.

«Данное решение принято без согласования с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием и является грубейшим попранием церковных канонов, воспрещающих епископам одной Поместной Церкви вмешиваться во внутреннюю жизнь и дела другой Поместной Церкви, — говорится в заявлении Синода. — Оно полностью противоречит остававшейся до сего дня неизменной позиции Константинопольского Патриархата и лично Патриарха Варфоломея, который неоднократно заявлял, что признает Блаженнейшего митрополита Онуфрия единственным каноническим главой Православной Церкви в Украине».

Константинопольский Патриарх ВарфоломейСвященник Игорь Палкин / Пресс-служба патриарха Московского и всея Руси

РПЦ раскритиковала решение Константинопольского Патриархата принять к рассмотрению вопрос о предоставлении автокефалии (административной независимости) православным верующим Украины. Это решение, считает Священный Синод РПЦ, «принято вопреки воле епископата Украинской Православной Церкви, который единодушно высказался за сохранение ее существующего статуса».

«В оправдание своего вмешательства в дела иной Поместной Церкви Константинопольский Патриарх приводит ложные толкования исторических фактов и ссылается на якобы имеющиеся у него исключительные властные полномочия, каковыми он в действительности не обладает и никогда не обладал», — сказано в заявлении Синода РПЦ.

Позиция Константинополя и спор о событиях XIV–XVI веков

Эскалация конфликта началась после встречи 31 августа патриарха Московского и всея Руси Кирилла и патриарха Константинопольского Варфоломея. Кирилл пытался убедить Варфоломея не давать автокефалию Украинской православной церкви, однако убедить константинопольского коллегу «москвичу» не удалось.

На следующий день, 1 сентября, константинопольский патриарх Варфоломей обвинил Москву в череде «неканонических вмешательств» в дела Киевской митрополии начиная с XIV века, когда киевская кафедра была переведена в Москву «без канонического дозволения Церкви-Матери» (то есть Константинополя). 

Кроме того, заявлено, что когда в 1686 году Киевская митрополия вошла в состав Московского Патриархата, это произошло якобы на временной основе, и Константинополь никогда не переставал считать Украину своей канонической территорией.

Таким образом, поставлены под сомнение исторические корни отношения украинской церкви к Москве.

«Поскольку Россия, как ответственная за нынешнюю болезненную ситуацию на Украине, не способна решить проблему, Вселенский патриархат взял на себя инициативу по решению проблемы в соответствии с полномочиями, предоставленными ему священными канонами и юрисдикционной ответственностью над епархией Киева, получив просьбу об этом от досточтимого украинского правительства, а также повторяющиеся просьбы „патриарха“ Киевского Филарета об апелляции на наше рассмотрение его дела», — заявил константинопольский Патриарх Варфоломей.

В чем суть спора?

Суть спора в том, под чьим влиянием будет находиться православная церковь на Украине. Сейчас на Украине действует крупнейшая Украинская православная церковь Московского патриархата — самоуправляемая Церковь, обладающая широкой автономией, но все же находящаяся под крылом Москвы.

В УПЦ (МП) находятся 11 358 приходов и 191 монастырь. Ее возглавляет митрополит Онуфрий (Березовский). Со всеми оговорками можно сказать, что Онуфрий в целом действует в соответствии с интересами РПЦ и Москвы. Для Москвы православие — важный инструмент влияния на ситуацию на Украине.

Президент Владимир Путин на встрече с митрополитами. В центре сидит Митрополит Киевский и всея Украины ОнуфрийKremlin.ru

Существует также канонически не признанная Украинская православная церковь Киевского патриархата, отдельная от Москвы, в которой находится 2781 приход и 22 монастыря. УПЦ (КП) политически ближе к властям Украины. Существует и самопровозглашенная Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ). Все три церкви спорят за влияние на верующих и первенство на Украине.

В России Константинопольского Патриарха и раньше обвиняли в работе «на отрыв Украины от России», а теперь его позиция вошла в резкое противоречие с интересами Москвы и РПЦ. Назначив экзархов, Константинополь подтвердил намерение предоставить украинским верующим статус автокефалии, то есть сделать украинскую церковь полностью независимой от Москвы. Это лишит Россию и РПЦ важного рычага влияния на Украину. 

Кроме того, риторика Константинопольского Патриарха может поставить вопрос о том, что на самом деле это РПЦ должна подчиняться Киеву. Это созвучно с позицией Украинских властей. В частности, президент Украины Петр Порошенко заявлял: «Москва претендует на „материнство“, но в действительности „является дочерней по отношению к церкви в Киеве“».

Что будет дальше?

В РПЦ заявили, что данные действия заводят в тупик отношения между Русской и Константинопольской Церквами, создают реальную угрозу единству всего мирового православия. Там сообщили, что готовят ответные шаги, однако пока не сообщили, какие именно.

«Константинопольский Патриархат, таким образом, теперь уже открыто встал на тропу войны. И это война не только против Русской Церкви, не только против украинского православного народа. Это война, по сути дела, против единства всего мирового православия», — заявил председатель отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Илларион.

Теоретически ситуация может разорвать или свести к минимуму отношения РПЦ с Константинополем, который имеет статус «первого среди равных». Однако в РПЦ и ранее не раз подчеркивали, что первенство не означает главенства: Константинопольский патриарх не может считаться главой Вселенской Церкви, хотя и наделен правом созывать Всеправославный Собор. 

Патриархи Кирилл и Варфоломей на встрече 31 августа 2018 годаСвященник Игорь Палкин / Пресс-служба патриарха Московского и всея Руси

Как сказал митрополит, чья позиция опубликована на официальном сайте Московской Патриархии, если автокефалия будет дарована Украинской церкви, «мы будем вынуждены разорвать общение с Константинополем, и тогда уже Константинополь не будет иметь никаких прав на то, чтобы претендовать на лидерство в православном мире». «Сейчас Константинопольский Патриархат позиционирует себя как своего рода лидер 300-миллионного православного населения планеты, Патриарх Константинопольский воспринимается как чуть ли не православный папа. Но по крайней мере половина от этого 300-миллионного населения больше не будет его признавать даже первым в семье Православных Церквей», — заявил Илларион.

У РПЦ в этом споре есть сильные козыри: русская Церковь является крупнейшей из всех православных церквей в мире. Если она формально перестанет признавать легитимность Константинопольского Патриархата, это ослабит и последний.

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Источник: https://www.znak.com/2018-09-09/rpc_vstupila_v_otkrytyy_konflikt_s_konstantinopolskim_patriarhatom_chto_proishodit

Что такое митрополия?

  • Определение и характеристики
  • Отличие от епархии
  • В составе рпц

Порядок и духовное единство Русской Православной Церкви обеспечивает строгий порядок и иерархия, который был принят Священным Синодом и неукоснительно поддерживается священством. Важной составляющей РПЦ является митрополия — территория, которой управляет священник высшего ранга и которому подчиняются епархиальные объединения.

Определение и характеристики

Митрополия — это территория, область, район или город, храмы и приходы которых находятся в подчинении у назначенного патриархом и Священным Синодом архиепископом. Обычно состоит из нескольких епархий, которые составляют собой так называемый митрополичий округ.

Митрополия объединяет несколько епархий и находится в канонической власти митрополита

В истории Церкви данный термин применялся к различным образованиям: городу, который был центром установленной епископии, епископскую кафедру или округ, управляемый архиереем, но без подчиненных ему епископий. На территории СНГ первой митрополией была Киевская, которая находилась в подчинении у Константинополя с момента крещения Руси.

В современной Русской Православной Церкви — это округ, который включает в себя две или более епархии. Главной целью этого территориального образования является координация богослужебной, пасторской и любой другой христианской деятельности.

Кроме этого, данная административно-территориальная единица обладает рядом особенным характеристик:

  1. Управляется священником высшего ранга, который был утвержден и поставлен Священным Синодом и Патриархом.
  2. Границы и состав округа определяет Высший Орган Управления РПЦ.
  3. Не менее 2 раз в году в округе происходит собрание Архиерейского Совета.
  4. Митрополит является главой одной из епархий (настоятелем кафедрального собора), входящей в состав подчиненного ему округа.

Таким образом, округ, управляемый высшим архиереем и включающий в себя ряд подчиненных православных округов, называется митрополией и составляет тело Русской Православной Церкви.

Отличие от епархии

Главное отличии — это размер и количество населения, которое проживает на определенной территории. Оба территориальных образования управляются высшими архиереями — митрополитом и архиепископом. Они являются самостоятельными равноправными священниками в структуре РПЦ и подчиняются органу высшей власти в Церкви и Патриарху Всея Руси.

Звание митрополита в Русской православной церкви получают за особые заслуги

Митрополит осуществляет координацию деятельности архиепископов, принимает регулярные отчеты и возглавляет советы подчиненных областей. При этом он дает справедливую оценку деятельности архиереев и может ходатайствовать или просить об отставке епископов, занимаемых кафедру, у Священного Синода и Патриарха.

Важно! Митрополит является соединяющим звеном между главным Церковным Советом и епархиальными структурами, но при этом Патриарх может напрямую координировать и руководить ими также.

В подчинении у архиепископа находятся благочинные округа, приходы и монастыри, а в состав митрополии — только епархии. Таким образом, в РПЦ существует строгая и четкая структурированная связь от меньших приходов до высшего духовенства.

Эта система позволяет Патриарху лучше понимать потребности и желания населения, а также руководить всей Церковью.

В составе рпц

Митрополии составляют собой РПЦ — их насчитывается более 60 только на территории Российской Федерации. В 2011 году была принята реформу о церковной структуре и иерархии, что позволило реорганизовать территориальные объединения и выделить ряд новых самостоятельных территориальных объединений.

Благодаря этому митрополиты стал управлять меньшей территорией и более глубоко понимать, и вникать в нужды подчиненных им областей и благочинных округов. При этом, входя в совет высшего духовенства в РПЦ, они могут принимать решения, которые будут максимально полезными для паствы всей страны.

Устройство Русской православной церкви: структура и управление

Фев 25, 2020 13:54 Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/chto-takoe-mitropoliya.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ангел Божий