Новости в России и в мире — Newsland — информационно-дискуссионный портал. Новости, мнения, аналитика, публицистика
Около трети «православных» россиян не верят в Бога — об этом свидетельствует неумолимая статистика. В то же время различные группы то и дело предлагают сделать православие государственной религией.
В своих доводах они ссылаются на данные соцопросов, согласно которым к православным себя причисляют «80 процентов» населения России.
При этом голос верующих становится все громче — сегодня они активные участники практически всех общественных процессов, и бурные дискуссии о строительстве новых церквей или мечетей, преподавании религии в школах и запрете абортов возникают не из воздуха.
О том, сколько в России на самом деле верующих и важнее ли их качество, чем количество, — в материале РИА Новости.
Набежали проценты
Из года в год социологи единодушно фиксируют рост числа верующих. Например, с 1991 года все больше россиян стали уповать на Бога в повседневной жизни. То же можно сказать о доверии граждан к РПЦ и религиозным организациям в целом (данные ВЦИОМ).
Институт социологии РАН несколько лет назад попытался замерить уровень религиозности соотечественников и выяснил, что 79% относят себя к православным, 4% — к мусульманам, а 9% «верят в некую высшую силу». Число атеистов, констатировали ученые, уменьшается.
Наиболее свежие данные приводит известный американский исследовательский центр Pew. По его данным, 71% россиян исповедуют православие (в 1991 году таких было 37%) и 75% населения России верят в Бога. В исследовании также приводятся данные о мусульманах — их 10%.
Социологи подметили интересную деталь: в России и странах Восточной Европы подавляющее большинство верующих связывают свое мировоззрение с национальной идентичностью. Более того, в России, если верить данным американских ученых, национальную идентичность привязывают к православию даже мусульмане и атеисты.
«Ради идеологии»
«В каком статистическом зеркале православные «составляют» 130 миллионов человек — совершенно непонятно. В лучшем случае под традиционное, можно даже сказать, церковное понимание религиозности подпадает 4-8% населения России, что составляет от пяти до 12 миллионов человек», — утверждает старший преподаватель философского факультета МГУ, религиовед Павел Костылев.
Фактически имеется «существенный зазор» между теми, кто считает себя православными — «по самоидентификации», и теми, кто, в частности, соблюдает посты, ходит в церковь и причащается.
«К сожалению, мы можем констатировать, что тезис о 70, 80, 100, 130 (нужное подчеркнуть) миллионах православных играет чисто идеологическую роль. Точно так же возникают, например, 20 миллионов мусульман — в зависимости от того, кто, когда и зачем упоминает российскую религиозность и конфессиональный состав России», — обращает внимание эксперт.
Люди просто видят для себя в православии ценность, поэтому и причисляют себя к нему. Другое дело, когда речь идет об их воцерковленности, полагает заместитель председателя научного совета ВЦИОМ, глава комиссии Общественной палаты России по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Иосиф Дискин.
Аналогичная ситуация с мусульманами, которых в стране, как утверждают в Совете муфтиев России, более 20 миллионов: не все из них, к примеру, соблюдают пост в месяц Рамадан. А ведь эти цифры зачастую становятся аргументом в имущественных требованиях.
«У нас, между прочим, светское государство, которое призвано защищать интересы как агностиков и атеистов, так и верующих. Поэтому когда обращаются с требованием предоставить землю (под молельню. — Прим. ред.), давайте смотреть, каковы размеры зарегистрированных общин. При этом часто верующим действительно не хватает места», — отмечает Дискин.
«Часть цивилизации»
В Русской православной церкви не видят большой проблемы в том, что православных, по статистике, 80%, в Бога из них верят всего две трети, а соблюдают посты и ходят в храмы лишь 4%.
«Любая компания, которая проводит социологические опросы, использует свою методику подсчета. Эта методика, за которой могут стоять целые научные школы, дает свои результаты, которые чаще всего не совпадают», — отмечает замглавы синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе.
«Я не считаю, что эта цифра (80%) вызывает какие-то вопросы. И вот почему: во многих странах, не только в России, люди ассоциируют себя с той или иной религиозной конфессией, религиозной общиной не только строго в вероучительном ключе, но и в культурном.
Наверное, в любом государстве, где в течение долгого времени — нескольких веков или тысячелетий — существует та или иная религиозная община, принадлежность к ней носит в том числе цивилизационный характер.
Поэтому когда человек называет себя православным, он лишь свидетельствует о том, что православная цивилизация является ценностью, которая составляет часть его идентичности», — утверждает он.
Количество или качество?
Впрочем, в этой связи возникает вопрос: а нужно ли вообще, чтобы было много верующих? Возможно, конфессиям куда важнее иметь малочисленную, но верную паству, нежели общественную популярность.
«Неверно выстраивать противопоставление между количеством и качеством (верующих. — Прим. ред.) только по формальным оценкам. Человек может десятилетиями ходить в храм и прекрасно знать все церковные обряды, участвовать в таинствах. Но если при этом он не становится чище, добрее и святее, то это вовсе не говорит о том, что Божественная благодать на нем действенна.
Например, так называемый «индекс воцерковленности», который в свое время был придуман социологом Валентиной Чесноковой, или собственно церковный критерий, — все они являются внешними маркерами. А содержательные маркеры известны только духовнику, который непосредственно работает с человеком, наблюдает его в динамике.
Поэтому существенное повышение процента тех, кто регулярно соблюдает посты, участвует в службах и так далее, вовсе не является отражением качества веры как таковой», — объясняет настоятель Пятницкого подворья Троице-Сергиевой лавры, доцент Московской духовной академии протоиерей Павел Великанов.
Результаты Синодального периода (с 1721-го по 1917 год. — Прим. ред.), а также события во время и после революции, по мнению священнослужителя, хорошо показали, «что никакие внешние формы сами по себе ни о чем не говорят». В то же время у Церкви есть определенное отношение к тем людям, которые называют себя православными, но не ведут соответствующий образ жизни.
«Мы на них смотрим прежде всего как на людей, которые открыты к взаимодействию, открыты к окормлению. Это потенциальная паства — может быть, они намереваются прийти в храм, у них нет сознательной предубежденности против Церкви. Соответственно, это та самая часть наших граждан, которая в любой момент может стать активными прихожанами», — добавляет протоиерей.
Но как подсчитать эту «потенциальную паству», пока непонятно. Во всяком случае, исследования на эту тему публикуются с оговоркой: все цифры условные.
Источник: https://newsland.com/user/4297846467/content/indeks-very-skolko-na-samom-dele-v-rossii-pravoslavnykh/6280307
Крупнейшие религии мира, численность верующих (Таблица)
Самой крупной религией в мире по количеству последователей является христианство, на протяжении 20 века доля христиан составляла примерно 33% и неизменяется. На втором месте идет ислам, это примерно 23% населения планеты, и находится на первом месте по темпам роста. На третьем месте по оценкам иследователей идут атеисты и неверующие, их примерно 10 — 15 %.
Численность верующих по религиям на 2015 год
№ | Крупнейшие религии мира | Численность верующих (чел.) | Проценты, % |
1 | Христианство | 2,4 млрд | 33 % |
2 | Ислам | 1,8 млрд | 24 % |
3 | Атеисты, агностики, неверующие | 1,2 млрд | 16 % |
4 | Индуизм | 1,15 млрд | 15 % |
5 | Буддизм | 521 млн | 7 % |
6 | Религия народов Китая | 394 млн | 5,5 % |
7 | Этнические религии | 300 млн | 4,2 % |
8 | Традиционные африканские религии | 100 млн | 1,4 % |
9 | Сикхизм | 30 млн | 0,32 % |
10 | Спиритизм | 15 млн | 0,21 % |
11 | Иудаизм | 14 млн | 0,2 % |
12 | Бахаи | 7,0 млн | 0,1 % |
13 | Джайнизм | 4,2 млн | 0,06 % |
14 | Синтоизм | 4,0 млн | 0,06 % |
15 | Каодай | 4,0 млн | 0,06 % |
16 | Зороастризм | 2,6 млн | 0,04% |
17 | Тэнрикё | 2,0 млн | 0,02 % |
18 | Неоязычество | 1,0 млн | 0,01 % |
19 | Унитарный универсализм | 0,8 млн | 0,01 % |
20 | Растафарианство | 0,6 млн | 0,01 % |
Крупнейшие религии мира и их численность верующих на 2010 год
В таблице ниже представлена численность верующих крупнейших религий мира по соостоянию на 2010 год, для сравнения яданные 3-х источников: энциклопедия «Религии мира» Дж.Мелтона, энциклопедия «Британника» и отчёта американского исследовательского центра (PRC).
№ | Религия | «Религии мира» | «Британника» | PRC | |||
1 | Христиане | 2292454000 | 33,2% | 2280616000 | 33% | 2173180000 | 31,5% |
2 | Мусульмане | 1549444000 | 22,4% | 1553189000 | 22,5% | 1598510000 | 23,2% |
3 | Индуисты | 948507000 | 13,7% | 942871000 | 13,6% | 1033080000 | 15% |
4 | Агностики | 639852000 | 9,3% | 659781000 | 9,6 % | 1126500000 | 16,3% |
5 | Буддисты | 468736000 | 6,8% | 462625000 | 6,7% | 487540000 | 7,1% |
6 | Китайская религия | 458316000 | 6,6% | 454404000 | 6,6% | 405120000 | 5,9 % |
7 | Народная религия | 261429000 | 3,8% | 269723000 | 3,9% | ||
8 | Атеисты | 138532000 | 2% | 137564000 | 2% | — | |
9 | Новые религии | 64443000 | 0,9% | 63684000 | 0,9% | — | |
10 | Сикхи | 24591000 | 0,4% | 23738000 | 0,3% | — | |
11 | Иудеи | 14641000 | 0,2% | 14824000 | 0,2% | 13850000 | 0,2 % |
12 | Спиритисты | 13978000 | 0,2% | 13732000 | 0,2% | — | |
13 | Даосы | 9017000 | 0,1% | 8429000 | 0,1% | — | |
14 | Бахаи | 7447000 | 0,1% | 7337000 | 0,1% | — | |
15 | Конфуцианцы | 6461000 | 0,1% | 6516000 | 0,1% | — | |
16 | Джайны | 5749000 | 0,1% | 5276000 | 0,1% | — | |
17 | Синтоисты | 2782000 | 0,0% | 2772000 | 0,0% | — | |
18 | Зороастрийцы | 181000 | 0,0% | 178580 | 0,0% | — | |
19 | Другие | — | — | 1427000 | 0,0% | 58110000 | 0,8% |
— | Мир, всего | 6906560000 | 100% | 6908689000 | 100% | 6895890000 | 100% |
Численность верующих по направлениям религий
Религии | Направления | Численность верующих |
Христианство | Католики | 1,3 млрд |
Протестанты | 800 млн | |
Православные | 220 млн | |
Маргинальные | 33 млн | |
Ислам | Сунниты | 84,4% |
Шииты | 14,3% | |
Исламские схизматики | 1,3% | |
Индуизм | Вайшнавизм | 68% |
Шиваизм | 26% | |
Шактизм | 3% | |
Рамакришны | 0,5% | |
Неоиндуизм | 0,5% | |
Буддизм | Махаяна | 56% |
Тхеравада | 38% | |
Тибетский буддизм | 6% | |
Иудаизм | Ашкеназы | 11 млн |
Мизрахим | 2,4 млн | |
Сефарды | 1 млн | |
Караимы | 24 тыс. | |
Самаритяне | 0,5 тыс. |
Источник: https://infotables.ru/strany-i-goroda/1120-religii-mira-chislennost
В наши дни в христианстве существуют следующие основные направления:
- Католицизм
- Православие
- Протестантизм
- Псевдохристианство
1. Направления в раннем христианстве
- Арианство
- Савеллианство
- Монофелитство
- Монофизитство
- Иудеохристианство
2. Католицизм
- Римско-католическая церковь
- Восточнокатолические церкви
- Грекокатолические церкви (византийский обряд)
- Армянская католическая церковь (армянский обряд)
- Западно-сирийские католические церкви (западно-сирийский обряд)
- Коптская католическая церковь (коптский обряд)
- Эритрейская католическая церковь (эфиопский обряд)
- Эфиопская католическая церковь (эфиопский обряд)
- Восточно-сирийские католические церкви (восточно-сирийский обряд)
- Старокатолики
- Гуситы
3. Православие
3.1 Автокефальные церкви
- Константинопольская православная церковь
- Александрийская православная церковь
- Антиохийская православная церковь
- Иерусалимская православная церковь
- Русская православная церковь
- Грузинская православная церковь
- Сербская православная церковь
- Румынская православная церковь
- Болгарская православная церковь
- Кипрская православная церковь
- Церковь Эллады
- Албанская православная церковь
- Польская православная церковь
- Православная церковь Чешских земель и Словакии
- Православная Церковь в Америке
3.2 Альтернативное православие
3.2.1 Старообрядчество
3.2.2 Непризнанные национальные автокефалии
- Могленская православная болгарская архиепископия
- Альтернативный синод
- Белорусская автокефальная православная церковь
- Кафолическая православная церковь Португалии
- Македонская православная церковь
- Анакопийская епархия
- Турецкая православная церковь
- Украинская автокефальная православная церковь
- Украинская автокефальная православная церковь (обновлённая)
- Украинская православная церковь Киевского патриархата
- Черногорская православная церковь
3.2.3 Старостильные и традиционалистские церкви
- Болгарская старостильная церковь
- Миланский синод
- Истинно-Православная церковь
- Православная старостильная церковь Румынии
- Российская православная автономная церковь
- Российская православная церковь
- РПЦЗ (Агафангела)
- РПЦЗ(В)
- Святая православная церковь Северной Америки
- Церковь истинно-православных христиан Греции (Синод Авксентия)
- Церковь истинно-православных христиан Греции (Синод Хризостома)
3.2.4 Реформистские группы
- Апостольская православная церковь
- Кафолическая православная церковь Франции
- Обновленчество
- Патриархия Российской истинно-православной катакомбной церкви
- Русская катакомбная церковь истинно православных христиан
- Украинская автокефальная православная церковь каноническая
- Украинская реформаторская православная церковь
- Церковь Иоанна Богослова (Торонто)
3.2.5 Околоправославные
- Духоборцы
- Малеванцы
- Молокане
- Скопцы
- Хлысты
- Богородичный центр
- Иеговисты-ильинцы
- Имяславцы
- Иннокентьевцы
- Иоанниты
- Субботники
- Толстовство
- Федоровцы
- Чуриковцы
4. Древние восточные церкви
- Дохалкидонские церкви
- Ассирийская Церковь Востока
5. Протестантизм
5.1 Англиканство
5.2 Кальвинизм
- Пресвитерианство
- Реформатство
- Конгрегационализм
5.3 Лютеранство
- Всемирная лютеранская федерация
- Международный лютеранский совет
- Конфессиональная евангелическая лютеранская конференция
5.4 Анабаптизм
- Меннонизм
- Амиши
- Гуттериты
5.5 Методизм
5.6 Баптизм
- Баптисты седьмого дня
- Всеукраинский союз церквей евангельских христиан-баптистов
- Международный союз церквей евангельских христиан-баптистов
- Национальная баптистская конвенция
- Российский союз евангельских христиан-баптистов
- Союз евангельских христиан-баптистов Азербайджана
- Союз церквей евангельских христиан-баптистов Армении
- Южная баптистская конвенция
5.7 Пятидесятничество
- Апостольская церковь, международная
- Апостольская церковь Нигерии
- Апостольская церковь Христа
- Ассамблеи Бога
- Ассоциация пятидесятнических церквей Руанды
- Евангелическая пятидесятническая миссия Анголы
- Евангелическая пятидесятническая церковь «Бразилия за Христа»
- Евангелическая пятидесятническая церковь Чили
- Зимбабвийские Ассамблеи Бога в Африке
- Индийская пятидесятническая церковь Бога
- Искупленная христианская церковь Божья
- Китайское евангельское братство
- Международная евангельская церковь «Воины креста Христова»
- Международная пятидесятническая церковь святости
- Международная церковь четырёхстороннего Евангелия
- Миссия апостольской веры в Южной Африке
- Назаретская баптистская церковь
- Объединённая пятидесятническая церковь, международная
- Объединённая церковь христиан веры евангельской
- Пятидесятническая церковь «Бог есть Любовь»
- Пятидесятническая церковь Бога
- Пятидесятническая церковь «Елим»
- Пятидесятнические ассамблеи мира
- Российский объединённый союз христиан веры евангельской
- Сообщество пятидесятнических церквей Бурунди
- Союз свободных церквей христиан евангельской веры Украины
- Христианская церковь «Маранафа»
- Христианские конгрегации Бразилии
- Церкви «Открытой Библии»
- Церковь Бога (Кливленд, Теннесси)
- Церковь Бога во Христе
- Церковь Бога пророчеств
- Церковь «Китай за Христа»
- Церковь Пятидесятницы (Гана)
5.7.1 Харизматическое движение
- Все народы
- Вселенская церковь «Царство Божие»
- Посольство Божье
- Слово жизни
- Церковь веры
- Церковь возрождения во Христе
- Церковь «Иисус — Господь»
- Часовня на Голгофе
5.8 Адвентизм
- Адвентисты-реформисты
- Адвентисты седьмого дня
5.9 Реставрационизм
5.10 Объединённые протестантские церкви
- Евангелическая церковь Германии
- Корейская христианская федерация
- Объединённая церковь Канады
- Объединённая церковь Христа
- Протестантская церковь Нидерландов
- Церковь Бангладеш
- Церковь Пакистана
- Церковь Северной Индии
- Церковь Южной Индии
5.11 Прочие
- Армия Спасения
- Вальденсы
- Движение святости
- Евангельские христиане
- Квакеры
- Новоапостольская церковь
- Плимутские братья
- Моравские братья
6. Псевдохристианские религиозные организации
- Виссариониты
- Свидетели Иеговы
- Свободные Исследователи Библии
- Мормонизм
- Унитарианская церковь
- Христадельфиане
- Церковь Объединения
Источник: https://veda.co.ua/statii/953-konfessii-hristianstva
Религия в России: история Русской Православной Церкви
Подавляющее число россиян исповедуют православие, но за границей эта религия часто вызывает вопросы, многие просто незнакомы с ней. Сегодня мы решили исправить эту ситуацию, и рассказать о главной религии в России и её истории.
Крещение Руси
Официальная история Русской Церкви берет своё начало в 988 году, когда по решению князя Владимира Русь приняла крещение по греческому образцу. Это событие описывается в Повести временных лет. Это самая ранняя из дошедших до нас летописей, которая датируется 12 веком. В ней описывается красивая легенда о том, почему Владимир выбрал именно греческий вариант христианства.
Согласно ей, к князю приходили послы от разных религий: мусульмане, иудеи, посланники Папы Римского и византийцы. Мусульманам Владимир отказал из-за запрета на вино, иудеям, так как они не имели собственного государства, посланникам Папы из-за давней вражды, а вот рассказ посла из Византии произвёл на князя впечатление.
Позже Владимир отправил посланников, чтобы посмотреть на обряды каждой из религий, но лишь византийские произвели на них впечатление.
Говорить о том, что это, скорее всего, не более чем легенда нам позволяют выводы современных историков. Вероятно, выбор религии был обусловлен политическими факторами. Во-первых, славяне имели давние связи с Византией. Во-вторых, в 10 веке эта страна была одной из самых могущественных в военном и культурном плане, и объединение с ней на религиозной основе было очень выгодно для молодой Киевской Руси.
Первые пять столетий Русская церковь не имела самостоятельности и подчинялась константинопольскому патриарху, которой назначал главу Русской церкви (митрополита) из числа греков. Эта ситуация изменилась в 1051 году, когда князь Ярослав Мудрый добился того, чтобы главой впервые стал русский – митрополит Иларион.
Практически сразу после официального распространения христианства, на Руси основываются монастыри, которые становятся центрами духовной и культурной жизни. В них пишутся летописи и книги, создаются иконы. Один из самых известных монастырей — Киево-Печерская лавра, был основан в 1051 году и до сих пор остаётся одной их важнейших православных святынь.
До 13 века резиденцией митрополита был Киев, однако, ввиду его упадка после нашествия Золотой Орды, в 1299 году резиденция была перенесена в город Владимир, а позже, в 1325 году, в Москву.
Последним митрополитом, которого назначал Константинополь был грек Исидор (1436 год). Он был сторонником т.н. Унии – объединения римской и византийской церквей. Однако, в самой Византии это начинание поддержали только патриарх и император. В конечном итоге сближения церквей не состоялось. Так произошло окончательное их разделение, и становление католичества и православия как разных ветвей христианства.
Москва – Третий Рим
Стремления митрополита Исидора не были поддержаны и в Москве. В 1448 году Московский князь Владимир назначает главой Русской церкви епископа Иону. Данное назначение он не согласовывает с Византией (напомним, что император и Византийский патриарх поддерживали Унию). Таким образом с 15 декабря 1448 года Русская церковь де-факто становится самостоятельной.
При правлении Ивана III (1462-1505) происходит объединение значительного количества русских земель вокруг Москвы, проводятся важные экономические и политические реформы.
На фоне падения Константинополя в 1453 году от турок, укрепление Московской государственности формирует концепцию, которая позже будет названа «Москва – Третий Рим». Русская церковь объявила себя единственный наследницей истинного учения Христа.
Приверженцы других христианских течений не считались истинными, и должны были заново проходить обряд крещения при переходе в русское православие.
В конце 16 века Русская церковь признается независимой де-юре, а митрополиты получают сан патриарха. Это самое высокое звание в православной церкви. С этих пор глава Русской церкви и формально и официально равен в правах с греческими патриархами.
Первый патриарший период
Под таким названием в историю Русской церкви вошёл отрезок с 1589 по 1700 год. В этот период церковь укрепляет своё влияние, а патриарх, как её глава начинает играть все большую роль в политической жизни страны. В том числе, церковь добивается того, что с 1625 года на принадлежащие ей земли (которых было не мало) не распространяется юрисдикция государства. По сути, она становится государством в государстве.
На протяжении 17 века Русская церковь активно занимается миссионерской деятельностью в Сибири, Карелии и Казанском крае. Создаются новые типографии, развивается духовная литература. В середине века патриарх Никон проводит реформы, которые главным образом касаются исправления богослужебных книг. В результате реформ происходит раскол церкви и появляется старообрядчество. С 1666 года старообрядцы преследуются уголовно на государственном уровне.
В итоге это вызовет довольно масштабные репрессии против противников церковной реформы Никона. Многие старообрядцы будут вынуждены переселиться на окраины страны или за границу. Так большая община староверов появилась на территории нынешней Латгалии (восточной части Латвии), которая тогда была в составе Речи Посполитой. В том числе, немалая староверская община проживает и в Даугавпилсе.
Конфликт между православными и староверами полностью не исчерпан до сих пор.
Синодальный период
Пётр I опасался большого влияния церкви на политическую жизнь в государстве, это мешало ему в полной мере проводить намеченные реформы. Когда в 1700 году умирает патриарх Адриан, Пётр I запрещает избирать нового главу церкви и некоторое время спустя учреждает Священный Синод.
Синод — это своего рода парламент, который может принимать решения, связанные с жизнью церкви. В большинстве православных церквей такой орган существовал давно и был призван ограничивать власть патриарха, однако в русской традиции патриарх всегда был единоличным правителем церкви.
Синод, который создал Пётр I являлся государственным органом, членом которого был и сам царь. Это привело к ослаблению позиций церкви, которая теперь стала более закрытой, был ограничен доступ к духовенству из других сословий. По сути все священнослужители становятся государственными чиновниками. Такой порядок сохраняется до революции.
Второй патриарший период
В 1917 году Русская церковь воспользовалась сложной политической ситуацией, чтобы вновь увеличить свой вес в обществе. Несмотря на то, что многие члены Временного правительства были против восстановления власти патриарха, успех большевиков, которые были антирелигиозны в своих взглядах, позволил церкви «продавить» свою позицию.
Однако, стоит заметить, что церковная иерархия не была восстановлена в своём первоначальном виде. Был оставлен Священный Синод и организован Высший церковный совет. Оба эти органа не позволяли патриарху иметь абсолютную власть над церковью, и каждому были даны свои полномочия. Так Синод занимался вопросами церковного служения, а Высший церковный совет административными делами.
Победив в гражданской войне, большевики взяли курс на искоренение религии. Изначально был принят лишь указ о полном отделении церкви от государства и о прекращении финансирования церкви. На деле же, любая активность священнослужителей воспринималась как призыв к саботажу. Многие были репрессированы: расстреляны или отправлены в лагеря.
К 1939 году была практически уничтожена структура церкви, отсутствовало централизованное управление. Большинство духовенства ушли в подполье, организовав так называемую Катакомбную церковь, которая смогла сохранить несколько сотен приходов и единую структуру управления.
Во времена Второй мировой войны советскому руководству требовались дополнительные стимулы для поднятия боевого духа и сплочения солдат, и оно прибегло к помощи церкви. Несмотря на официальную политику, в стране оставалось очень большое количество верующих, для которых патриарх был авторитетом. Так во время войны была разрешена религиозная деятельность, восстанавливались многие храмы.
Вторым важным поводом для ослабления антирелигиозной политики стали условия западных союзников, в основном президента Рузвельта, который через своего личного представителя в октябре 1941 года заявил, что оказание помощи Советскому Союзу напрямую зависит от позиции государства в отношении церкви.
В послевоенное время Русская церковь уже не встречала такого жёсткого противостояния. Но государство, всё же, старалось её контролировать и не допускать масштабного расширения. Церковная деятельность была обложена налогами, которые заметно превышали остальные. Порой, священнослужителям требовалось отдавать вплоть до 85% своих доходов.
Новая антирелигиозная кампания развернулась при Никите Хрущёве. Церковные структуры были загнаны в ещё более жёсткие налоговые и правовые рамки, в СМИ велась агитация, призванная показывать религию как пережиток прошлого. Однако, что самое важное, не принимались никакие попытки уголовного преследования.
После отставки Хрущёва, вплоть до 1980-х годов отношения государства и церкви были довольно стабильными. Активная антиклерикальная кампания была прекращена, немного ослабли налоги, которые, несмотря на это, всё равно значительно превышали те, которые взымались с других организаций.
Во время Перестройки впервые за многие годы значительно увеличилось количество новых храмов, были сняты почти все ограничения на религиозную деятельность, ослаблены финансовые обязательства церкви перед государством.
Переломным моментом стало празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 году. Был снят запрет на освещение религиозной жизни по телевидению. Впервые в СССР люди смогли увидеть прямые трансляции богослужений.
Важным маркером стало и то, что в 1989 году порядка 300 священнослужителей стали народными депутатами различных уровней.
Современная ситуация
Сегодня Русская Православная Церковь имеет довольно высокий вес обществе, и, порой, играет далеко не последнюю роль в политической жизни страны.
Но не обходится без кризисов: начиная с 90 годов православная церковь на Украине стремится отделиться от Московского патриархата и получить независимость. Сегодня этот конфликт ощущается довольно остро, и, скорее всего, раскол церквей произойдёт. Нарастает недовольство и в либеральных кругах, которые считают, что церковь и государство сегодня слишком тесно связаны.
Источник: https://learnrussianineu.com/ru/religija-v-rossii-istorija-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi
Государственная религия Российской Федерации
В России государственной (или официальной) религии не существует, поскольку под государственной понимается такая религия, официальный статус которой подтверждён данной страной. Страны, которые не имеют государственной религии, называются светскими или секулярными.
Однако, несмотря на то что формально государственная религия в России отсутствует, фактически можно смело сказать, что она есть. Наличие клерикализма в России считается нормой, а свободу вероисповедания и совести населению гарантирует Конституция. Все граждане имеют право исповедаться в той религии, которая ему нравится так же, как и имеют право быть атеистами.
Когда религия может называться государственной?
Государственная религия РФ состоит из совокупности религиозных течений, которые утвердились на территории России. Согласно действующей Конституции РФ является светским государством. В стране нет специального федерального государственного органа, занимающегося контролем соблюдения законов религиозными организациями.
Если какая-то религия является государственной, то государство должно финансировать объединения, относящиеся к этой религии. Соответственно, такая позиция неизбежно будет влиять на кадровые вопросы. К примеру, государство имеет право:
- Назначать религиозных лидеров и подтверждать статусы тех, кто были выбраны внутри организации.
- Принимать законодательные акты о регулировании внутренней деятельности организации.
- Привлекать лидеров религиозных объединений участвовать в государственных структурах.
Однако, если государство поддерживает какое-либо вероучение неофициально, то статус государственного оно получить не может. Хотя многие думают, что государственной религией России является православие, на самом деле это далеко не так.
Основная религия, представленная в РФ — христианство (в большинстве своём православное, хотя также есть и католическое, и протестантское). Кроме того, в России широко распространён буддизм и ислам.
Стоит также отметить, что значительный процент населения страны является неверующими.
Сколько в России верующих людей?
В настоящее время в РФ отсутствует официальная статистика членства в религиозных объединениях, поскольку законом запрещено требовать от граждан, чтобы они предъявляли заявления о своих религиозных принадлежностях. Поэтому о религиозности граждан РФ и о том, к каким верованиям они принадлежат, можно узнать только из социологических опросов населения. Однако результаты таких опросов не всегда одинаковы.
К примеру, в 2007 году к РПЦ, как она сама утверждала, относилось приблизительно 120 млн россиян. Но представители ислама с такой статистикой были несогласны и считали, что мусульмане занимают большую долю по сравнению с православными — до 49 млн. человек. Поскольку общая численность населения РФ на 2007 год составляла всего 144 млн.
человек, то становится очевидным факт преувеличения как минимум одной из конфессий своей популярности.
В 2012 году служба «Среда» обнародовала результаты своего исследования по отношению граждан России к каким-либо конфессиям и их численности.
- РПЦ (исповедующие православие) — 41% (58 млн человек).
- Ислам (в т. ч. сунниты, шииты и др.) — 6,5% (9,4 млн человек).
- Христиане (но не православные, ни католики, ни протестанты) — 4,1% (5,9 млн).
- Православные (не принадлежащие в РПЦ и старообрядцам) — 1,5% (2,1 млн).
Значительно более низкими цифрами в процентном соотношении обозначены представители старообрядческих, буддистских, иудейских и других религиозных групп.
Православие в России
Данные всероссийского опроса показали, что православными христианами считают себя 75% жителей России, при этом всего 54% из них никогда не читали Библию. Однако следует учитывать, что человека, который посещает церковь всего несколько раз в году, используя её в качестве некой службы бытовых услуг, к примеру, для освящения кулича или воды, православным назвать можно лишь условно.
Как считают аналитики, из полученных данных соцопросов получается, что значительной части населения свойственно отождествлять себя с православием. Причина этому — национальное самосознание россиян.
Ислам в России
Ислам, как государственная религия России, существовал с 922 по 1556 год на территориях современных Татарстана, Чувашии, Самарской и Ульяновской областей. В этот период княжества христиан были в вассальной зависимости от ханств мусульман. Однако, когда Иван III и его преемники объединили русские земли, некоторые мусульманские ханства попали в зависимость от православной монархии, а некоторые аннексировало Российское государство.
В 18-19 веках к Российской империи были присоединены территории Северного Кавказа, основное население которого составляли мусульмане.
Всероссийская перепись 2002 года показала, что на территории современной России проживает около 5,5 миллиона татар, а это второе место по численности среди народов, которые живут в России. Таким образом, подавляющим большинством российских мусульман являются татары.
о религии в России
Католицизм в России
Латинское христианство процветало на восточных славянских землях в ранние времена Киевской Руси. При этом в разные времена российские правители к католикам относились по-разному: одни полностью их не принимали, а другие, напротив, относились крайне благожелательно. Сегодня в российской католической общине насчитывается несколько сотен тысяч граждан.
Политика искоренения российского католичества была введена Советской властью в 20-х годах. В течение целых десяти лет католические священники преследовались, арестовывались и расстреливались новой властью. Практически всех активных прихожан репрессировали и сослали.
В 1990-х годах Католическая церковь начала свободно функционировать на территории России. Федеральной регистрационной службой в 2006 году было насчитано 230 российских католических приходов. Оценить число католиков, проживающих на территории России, в настоящее время довольно сложно, но по приблизительным оценкам 1997 года их количество составляет 200-500 тыс. человек.
Как Вы считаете, стоит ли вводить государственную религию в РФ, и какой она должна быть? Поделитесь своим мнением в комментариях.
о католицизме в РФ
Источник: https://rutvet.ru/in-gosudarstvennaya-religiya-rossiyskoy-federacii-8488.html
Традиционные религии в россии — хочу знать
Ты конечно слышал слова – церковь, мечеть, Иудаизм, Будда, мусульманин, Православие? Все эти слова тесно связаны с верой в Бога. В нашей многообразной и многонациональной стране, есть четыре основные религии. Они разные, но все говорят о том, что нужно любить человека, жить в мире, уважать старших, делать добрые дела на благо людей, защищать свою Родину.
1. РУССКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ХРИСТИАНСТВО
всё, что должен знать
• Это самая распространенная религия в нашей стране, которая насчитывает многовековую историю (более тысячи лет). В течение долгого времени Православие было единственной религией, которую исповедовал русский народ. И до сегодняшнего дня большая часть русского народа исповедует Православную Веру.
• Основа Православия — вера в Бога-Троицу, в Отца, Сына, и Святого Духа.
• В 1988 г. православные народы России отметили 1000-летие принятия христианства. Эта дата обозначила годовщину его утверждения в качестве официальной религии древнерусского государства — Киевской Руси, произошедшего, согласно летописям, при святом князе Владимире Святославовиче.
• Первым христианским храмом, воздвигнутым в столице Киевской Руси, стала церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
• Каждый православный должен выполнять 10 заповедей, которые Бог дал Моисею и израильскому народу. Они были записаны на каменных досках (скрижалях). Первые четыре говорят о любви к Богу, последние шесть о любви к ближнему, то есть ко всем людям.
• Библия, как священная книга христианства — это собрание книг, которые в христианстве считаются Священным Писанием, ибо все, что записано в библейских книгах, продиктовано людям самим Богом. По своему составу Библия разделяется на две части: Ветхий Завет и Новый Завет.
Заповеди христиан
1-я заповедь.
Я Господь, Бог твой; пусть не будет у тебя других богов, кроме Меня.- этой заповедью Бог говорит, что нужно познавать и почитать Его одного, повелевает веровать в Него, надеяться на Него, любить Его.
2-я заповедь.
Не делай себе идола (статуи) и никакого изображении того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах под землей; не поклоняйся и не служи им. – Бог запрещает поклоняться, идолам или каким-либо вещественным изображениям придуманного божества, Иконам, или образам, не грешно кланяться, потому что, когда мы молимся перед ними, то мы кланяемся не дереву или краскам, а изображенному на иконе Богу или святым Его, представляя их самих в уме перед собой.
3-я заповедь.
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. Бог запрещает употреблять имя Божие, когда не должно, например, в шутках, в пустых разговорах. Этою же заповедью запрещается: ругать Бога, клясться Богом если говорите неправду. Имя Бога можно произносить, когда молимся, ведем благочестивые разговоры.
4-я заповедь.
Помни день субботний, чтобы проводить его свято. Шесть дней работай и совершай в них все дела твои, а день седьмой (день покоя) суббота (да будет посвящен) Господу, Богу твоему. Он повелевает нам шесть дней недели работать, а седьмой день посвящать на добрые дела: молиться в церкви Богу, читать дома душеполезные книги, подавать милостыню и проч.
5-я заповедь.
Почитай отца своего и мать свою, (чтобы тебе хорошо было и) чтобы продлились дни твои на земле. — этой заповедью Бог повелевает почитать родителей, слушаться их, помогать им в трудах и нуждах.
6-я заповедь.
Не убивай. Бог запрещает убивать, то есть лишать жизни человека.
7-я заповедь.
Не прелюбодействуй. Этой заповедью запрещается прелюбодеяние, неумеренность в пище, пьянство.
8-я заповедь.
Не укради. Нельзя брать себе чужого каким бы то ни было незаконным путем.
9-я заповедь.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Бог запрещает обманывать лгать, ябедничать.
10-я заповедь.
Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, (ни поля его), ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, (ни всякого скота его), ничего, что у ближнего твоего. Этой заповедью запрещается не только делать что-то плохое ближнему, но и желать ему худого.
Защита Отечества, защита Родины — это одно из величайших служений православного христианина. Православная Церковь учит, что любая война есть зло, потому что связана с ненавистью, рознью, насилием и даже убийством, которое является страшным смертным грехом. Однако война в защиту своего Отечества благословляется Церковью и воинская служба почитается как высочайшее служение.
2. ИСЛАМ В РОССИИ
всё, что должен знать
Источник: https://moiarussia.ru/traditsionnye-religii-v-rossii-hochu-znat/
Всемирный день религии 19 января, сколько религий в мире, история праздника
Каждый год, в третье воскресенье январского месяца, по инициативе ООН весь мир отмечает Международный религиозный день. Также данное торжество называют еще Всемирным днем религии. В 2020 году торжество выпадает на 19-е число января.
В нашем мире существует настолько много наций и культур, что для того, чтобы перечислить их все, придется потратить много усилий. Торжество под названием Международный религиозный день направлено на то, чтобы объединить сердца всех людей, которые молятся в своих церквях и просят Господа о хорошей жизни. Этот праздник напоминает многим людям: нужно забыть о том, что все мы разные, на самом деле все люди – единое целое.
История праздника 19 января
Международный день религии – это не государственное торжество. Данный праздник справляют представители почти всех религиозных общин всех конфессий.
Собственную историю торжество ведет с 1950 года. В том году национальный орган управления Веры Бахаи в Соединенных Штатов учредил праздник с целью провозглашения единой сущности всех мировых религий. Праздник должен демонстрировать, что религия является силой, которая объединяет мир, а не уничтожает его.
Во многом история человеческой цивилизации – это история религий. Чувство общей веры – это один из ведущих факторов, который объединяет общество. цель торжества – понять, что все мы равны, все мы должны объединиться и вершить добро, а не конфликтовать друг с другом еще и на религиозной почве. Праздник дает возможность еще раз обратить внимание на роль религии в современном обществе.
Известно, что в человеческой истории есть множество самых разных религиозных традиций и верований. Однако можно выделить только три наиболее распространенные религии – это христианство, ислам и иудаизм. Именно эти религии имеют наибольшее количество последователей в самых разных уголках планеты Земля. Большая часть населения также исповедует буддизм, иудаизм и зороастризм.
Религии мира, таблица
Организация Pew Research Center провела демографическое исследование, которое показало, что в более, чем 230 странах верующими считают себя почти 5,8 миллиардов из 6,9 миллиардов жителей планеты Земля. Данное исследование базировалось на анализе результатов более 2,5 тысяч переписей и опросов.
Представители организации добавили, что 32% населения планеты Земля принадлежит к христианской вере, 23% к мусульманской, 15% к индуистской и 7% к буддистской вере.
Таблица
Религия | Священные тексты | Язык(и) | Объект поклонения | Философия религии | Первые упоминания | Географические регионы |
Шумеро-аккадская религия | «Энки и Нинмах», Энума элиш, Эпос о Гильгамеше | Аккадский язык, Шумерский язык | Анум (отец богов), Энлиль (бог воздуха), Энки (сотворил людей из глины), Зиусудра, Ашшур | IV тыс. до н. э. | Месопотамия | |
Западносемитская религия | Угаритский язык, Семитские языки | Илу (отец богов и людей), Баал, Йаву, Сим | IV тыс. до н. э. | |||
Праиндоиранская религия | Ригведа, Авеста | Авестийский, Санскрит | Одновременное поклонение ведическим и др. богам | Индия, Иран | ||
Зороастризм | Авеста | Авестийский | Ахура Мазда, Зороастр | Философия зороастризма, дуализм (Добрый Бог, Злой Бог) | X-VIII вв. до н. э. | Большой Иран |
Праиндоевропейская религия | Праиндоевропейский язык | Общие индоевропейские боги | Более 6000 лет назад | Индоевропа | ||
Ведийская религия | Веды | Санскрит | 33 млн. «полу»-богов, Брахман | См. индуизм, следующую стадию развития ведизма и брахманизма | Пакистан, Индия | |
Индуизм | Веды, Дхармашастры | Санскрит | 10 Аватар Вишну (Кришна, Рама и др.), Шива, Шакти, и др. | Индийская философия (Веданта), карма, реинкарнация, вегетарианство, Генотеизм | Около 1500-1000 гг. до н.э. (появляется Ригведа) | Индия, Юго-Восточная Азия |
Древнеегипетская религия | Древнеегипетская Книга мёртвых | Египетский язык | Ра (бог солнца) | Древнеегипетская философия, политеизм | 6-е тысячелетие до н. э. | Древний Египет |
Иудаизм | Танах (Тора, Пророки, Писания) (Ветхий Завет) | Иврит, Арамейский | Иегова | Еврейская философия, монотеизм | Около XIII век до н. э. | Древний Египет, Израиль |
Христианство | Библия (Ветхий и Новый Завет) | Арамейский, Греческий, Латинский, Коптский, Церковнославянский и др. | Бог Отец, Иисус Христос, Святой Дух | Христианская философия, монотеизм | I век н. э. | Палестина, Ватикан |
Ислам | Коран | Арабский | Аллах | Исламская философия, монотеизм | 610 год (571 год) | Мекка |
Джайнизм | Канон шветамбаров | Махавира | Философия джайнизма, отвержение Вед | IX век до н. э. | Индия | |
Сикхизм | Гуру Грантх Сахиб | Панджаби | Вахегуру[en], Гуру нанак | Философия сикхизма, синтез Вед и ислама | 1469 год | Пенджаб (Индия) |
Буддизм | Трипитака | Пали | Буддийская философия, нирвана, карма, реинкарнация, вегетарианство (ахимса) | VI век до н. э. | Индия, Китай, Индокитай | |
Синтоизм | Кодзики, Нихон сёки | Японский | Аматэрасу | Японская философия | Япония | |
Даосизм | Дао дэ цзин | Китайский | Изначальный небесный владыка, Лао-цзы | Философия Даосизма, дуализм (Инь-Янь) | IV век до н. э. | Китай |
Конфуцианство | У-Цзин | Китайский | Конфуций | Китайская философия | VI в. до н. э. | Китай |
Славя́нское язы́чество | Не сохранились; имеет значение более поздний эпос, «Слово о полку Игореве» | Старославянский язык | Дажьбог, Перун, Велес, Мокошь; Святовит, Ругевит, Жива, Прове и др. | Родноверие, инглиизм, другие течения | VI в. н.э. (первое описание верований сделал Прокопий Кесарийский) | Славянские страны, Восточная и Центральная Европа |
Рели́гия Дре́вней Гре́ции | Теогония, тексты Гомера | Греческий язык | Зевс, Титаны, Олимпийские боги, Хаос | Древнегреческая философия, политеизм | Микенский язык | Греция |
Древнеримская религия | Энеида | Латинский | Совет богов, Марс, Юпитер | Философия Древнего Рима, политеизм | VIII в. до н.э. | Рим |
Кельтская Рели́гия | Уладский цикл, Мабиногион и т.д. | Ирландский язык, валлийский язык | Дагда (бог), Луг, Таранис, Езус, Цернунн | Друидизм | I половина I тысячелетия до н.э. | Западная Европа, Центральная Европа |
Германо-скандинавская мифология | Старшая Эдда, Младшая Эдда, Круг Земной | Древнескандинавский язык | Один, Фрейр, Асы, Ваны | Асатру и др. | V век до н. э. | Древняя Германия, Скандинавия |
Религия майя | Пополь-Вух и т.д. | Майяские языки | Кукулькан | около 2000 г. до н. э. | Мезоамерика | |
Австралийская религия | Австралия | |||||
Армянская религия | Арамазд | |||||
Балтийская религия | Диевас, Земес-мате | |||||
Румынская религия | ||||||
Скифская религия | 1-е тысячелетие до н. э. | Северное Причерноморье | ||||
Гиндукушская религия | ||||||
Хеттская религия | 1000 хеттских богов | |||||
Литовская религия | дайны | Диевас, Перкунас | ||||
Латышская религия | дайны, Лачплесис | Диевас, Перконс |
Исторические или исчезнувшие религии
- Первобытная религия
- Индская религия
- Древнеегипетская религия
- Шумеро-аккадская мифология
- Западносемитская мифология
- Арабская мифология
- Сомалийская мифология
- Эфиопская мифология
- Религия суахили
- Религия Урарту
- Этрусская мифология
- Баскская мифология
- Грузинская мифология
- Вайнахская мифология
- Праиндоевропейская религия
- Хеттская религия
- Армянская мифология
- Албанская мифология
- Фракийская мифология
- Древнегреческая религия
- Мистерии
- Орфизм
- Гностицизм
- Герметизм
- Греко-буддизм
- Римская религия
- Галло-римская религия
- Митраизм
- Маздаизм
- Манихейство
- Скифская мифология
- Германское язычество
- Скандинавская мифология
- Франкская мифология
- Кельтское язычество
- Балтийская мифология
- Славянское язычество
- Карело-финская мифология
- Меланезийская мифология
- Микронезийская мифология
- Традиционные верования Науру
- Религия островов Кука
- Религия тонга
- Рапануйская мифология
- Мифология айнов
- Гуанчские религии
- Мифология инков
- Ольмекская религия
- Тольтекская религия
- Сапотекская религия
- Огнеземельские религии
Источник: https://pronedra.ru/vsemirnyj-den-religii-19-yanvarya-skolko-religij-v-mire-istoriya-prazdnika-443450.html
Религия
Согласно Конституции, Российская Федерация – светское государство. Однако парадокс в том, что больше трети россиян считают, что в стране есть государственная религия – православие.
Конституция РФ о религии
В Конституции говорится, что люди имеют право на свободу совести и свободу вероисповедания, могут «исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
Сколько в России верующих
Большинство верующих России – христиане (по большей части православные, в меньшей – католики и протестанты), мусульмане и буддисты. Определить точное число людей, исповедующих ту или иную религию, не представляется возможным, так как официальной статистики не ведется, и все данные опираются исключительно на социологические опросы, результаты которых зависят от того, кто их проводит.
Так, Русская православная церковь, базируясь на своих данных, утверждает, что в ее лоне находятся примерно 80-82 процента населения страны. Мусульмане считают, что к их конфессии принадлежит около 10-25 процентов россиян.
https://youtube.com/watch?v=AKnk0HIYRmU
В то же время, по опросу ВЦИОМ 2010 года, православных в РФ 75 процентов (при этом половина всех опрошенных признались, что вообще ни разу не читали Священное Писание), мусульман – только 5 процентов, а 8 процентов людей мыслят себя атеистами.
В 2012 году была предпринята попытка составления Атласа Религий и Национальностей Российской Федерации. Согласно фундаментальным исследованиям для него, православных верующих в России оказался всего 41 процент, ислам исповедуют около 6,5 процента, буддистов обнаружилось менее полпроцента, порядка 14 процентов заявили о себе как о неверующих.
Можно предположить, что эти цифры наиболее точны и количество верующих, в России, действительно, гораздо меньше заявленного представителями конфессий.
например, с 2013 года в программу для 4–5 классов средней школы введен курс «Основы религиозных культур и светской этики», в рамках которого родители учеников могут выбрать один из шести вариантов программы: основы православной, исламской, буддийской, иудейской, мировых религиозных культур или светской этики.
Согласно данным Минобразования, большинство россиян (43 процента) предпочти, чтобы их дети изучали светский модуль, и 31 процент высказались за православный.
Более-менее объективное представление о распространении веры дает также статистика количества религиозных организаций. Согласно сведениям РПЦ, на территории страны более 30 тысяч православных приходов, Центральное духовное управление мусульман России объединяет более 2500 общин (и их число постоянно растет).
Распространение религий в России
Согласно Атласу Религий и Национальностей Российской Федерации, православные верующие проживают по всей территории страны (наивысший процент – в Средней полосе России), больше всего мусульман на Кавказе, в республиках Татарстан и Башкортостан, а буддисты сконцентрированы в республиках Тыва, Калмыкия и Бурятия. В республиках Саха, Алтай и Северная Осетия до сих пор практикуют языческие культы (1,2 процента населения), а самыми атеистическими районами государства оказались Приморский и Алтайский края, Новосибирская и Амурская области и та же республика Саха.
Влияние церкви на жизнь в России
Несмотря на официально провозглашенный светский характер государства, последний проведенный в 2013 году опрос ВЦИОМ показал, что 44 процентов россиян считают православие государственной религией страны, а 56 процентов подтвердили, что православие оказывает влияние на разные сферы их жизни.
При этом остается спорным вопрос, что имеют в виду люди, признающие себя верующими. Например, лишь 4 процента признались, что полностью соблюдают все правила поста, 16 процентов соблюдают пост полностью или частично, а разными способами отмечать Пасху собирались 83 процента опрошенных. Многие верующие люди не в состоянии назвать день своих именин (и еще меньше тех, кто его действительно отмечает).
Суеверия
Хотя более всего распространены традиционные религии и официально признают себя язычниками примерно 1,2 процента людей, в России до сих пор сильны суеверия: люди не любят, когда им перебегает дорогу черная кошка, когда важные события приходятся на 13-е число месяца, стараются не рассыпать соль (считается, что это к ссоре) и не свистеть в помещении (не будет денег), а также многие не отмечают 40-й день рождения.
Источник: https://guide.travel.ru/russia/people/religion/
Статистика верующих
Как показывает статистика верующих, большая часть населения планеты является приверженцами определенной религии. Однако не всегда люди, причисляющие себя к тому или иному верованию, стремятся исполнять предписанные ритуалы.
Верующие в России
По заявлению РПЦ в России 80% православных верующих. Сегодня вера в Бога вошла в моду и активно продвигается на высшем уровне. При этом понимание, что подразумевает под собой причисление себя к церкви, есть далеко не у каждого. Скорее это установка знака равенства между понятием русский и православный.
В СССР политика государства была направлена на искоренение «пережитков прошлого». В школах активно насаждался атеизм, школьники пытались донести до своих верующих бабушек основы материализма. Искоренение православных традиций не прошло бесследно. Когда народ получил рекомендации по вопросу веры в Бога, выяснилось, что мало кто представляет, как это делать.
Определить сколько верующих в России можно не по опросам на причастность к вере, а по количеству людей, соблюдающих пост, отмечающих церковные праздники, читающих Библию, знающих молитвы. Количество людей по годам посетивших церковь на Пасху:
Год | Количество человек |
2004 | 4 900 000 |
2006 | 5 000 000 |
2008 | 7 000 000 |
2009 | 4 500 000 |
2016 | 4 000 000 |
Признаки верующих:
- регулярное посещение храма (несколько раз в неделю);
- выполнение церковных правил (посты, молитвы);
- общение со священнослужителями.
Официальная статистика таких людей не ведется, но по примерным подсчетам их не больше 1%. Учитывая, сколько верующих в России, статистика не может обойти представителей ислама. Россию в наше время населяют примерно 18–21 млн. мусульман (14%). По переписи населения в 2010 году их было 15 млн. человек.
Как и в православии, далеко не каждый мусульманин выполняет предписания религии, начиная от халяльной пищи до ежедневного пятикратного чтения молитвы. Религиозные праздники позволяют людям, идентифицирующим себя со своей верой, проявить свое отношение к религии. 25 июня 2017 года на намаз по случаю Уразы-байрама в Москве пришло 250 тыс. мусульман.
Верующие и атеисты
Религиозность населения во многом связана с традициями государства. Если страна прошла период гонения на верующих, то атеизм имел подпитку в виде уничижительных оценок умственных способностей верующих людей. В Советском Союзе религиозных людей считали отсталыми, «темными», малообразованными. Сейчас эта позиция изменилась, хотя некоторые ученые приравнивают религиозность к недостатку образования.
Однако существует разница между принадлежностью к религии и верой в Бога. Некоторые религии, например, буддизм, вообще не рассматривают наличие высшего существа. Люди могут верить в потусторонние силы, ведьм и колдунов, сказочных персонажей, энергетические потоки и при этом не считать себя верующими. С другой стороны, православные христиане нередко обращаются к языческим обрядам и ритуалам (гадание).
Как показывает статистика атеистов и верующих, в США, Испании и Южной Америке 80% жителей считают себя верующими. Естественно, не все верующие в Америке следуют нормам религиозной жизни.
В Канаде и США статистика верующих и неверующих людей проводилась исходя из заявлений о посещении церкви и выполнении церковных обрядов. По этим данным людей отрицающих веру в Бога от 15 до 20%.
Одновременно статистика верующих в мире говорит о фанатичной приверженности религиозным убеждениям 20% людей. Их взгляды, поступки и то, как они живут, предписывается законами веры.
Среди всех христиан (библейских верующих) 53% верят в то, что события, описываемые в Библии, происходили на самом деле. 43% приверженцев религии отрицают аборты, а 79% отказывают в праве на нетрадиционную ориентацию. Распределение верующих в процентах по странам:
Страна | Количество верующих, %% |
Индонезия | 99 |
Лаос | 96 |
Непал | 93 |
Сирия | 89 |
Таджикистан | 85 |
Грузия | 81 |
Молдова | 72 |
Узбекистан | 51 |
Украина | 46 |
Казахстан | 43 |
Латвия | 39 |
Франция | 30 |
Швеция | 17 |
На диаграмме представлена статистика верующих и атеистов в мире, основанная на проведенных опросах:
Распределение религий в мире
По данным Википедии на 2010 год распределение верующих по конфессиям следующее:
- христиане – 33%. К ним относятся католики, верующие протестанты (баптисты, лютеране, пятидесятники), православные (15 автокефальных (поместных церквей)), верующие дохалкидонских церквей (древние восточные церкви). Дополнительно учитываются представители неканонических церквей, а также мормоны и свидетели Иеговы;
- мусульмане – 23% (сунниты, шииты, исламские схизматики);
- индуисты – 14–15%;
- буддисты – 7%;
- иудаисты и представители этнических религий – около 22%.
Численность верующих по религиям ставит христианство, ислам и индуизм в число самых распространенных направлений в мире. Причем библия формирует систему вероисповедания, как христиан, так и иудеев. Только иудаизм за основу берет Ветхий завет (Тору), а христиане – Новый завет (Евангелие). На диаграмме видно распределение верующих по религиям и сколько в мире атеистов:
Политика и религия
Сегодня политические деятели в России активно ведут косвенную пропаганду православия в массах. Участие высших лиц государства в церковных праздниках, беседы главы государства с Патриархом и многое другое демонстрирует не просто лояльное отношение к церкви, но и взаимное сотрудничество.
Объяснить, откуда появились верующие» политики можно тем, что в современной России трудно сформулировать национальную идею, которая является отправной точкой для создания эталонного поведения гражданина страны.
С другой стороны, христианские заповеди, которые формируют качества верующего («не убий», «не укради»), способны заложить каркас личности молодого человека. В отсутствии комсомольских и пионерских уставов, религия способна донести нравственные нормы до умов и сердец граждан.
Религия и заключенные
Служители церкви, работающие в тюрьмах, знают о преступниках больше, чем следователи, но тайна исповеди накладывает на них ограничения. Исповедь верующих в тюрьмах и духовная беседа разряжают тяжелую атмосферу в местах заключения. По данным переписи осужденных за 2009–2010 год количество верующих (православных) в местах лишения свободы составляет 67%.
Статистика посещения пасхальных богослужений
Как показывает статистика верующих людей в 2017 году, церкви на Пасху посетили 4,3 млн. жителей России. Распределение по некоторым областям:
Область | Количество верующих, посетивших храм, тыс. чел |
Брянская | 116 |
Калужская | 30 |
Смоленская | 28 |
Самарская | 48,7 |
Курская | 95 |
Ярославская | 27 |
Тюменская | 20 |
Религия и страны Евросоюза
Определить сколько верующих в мире – достаточно трудно. Данные разнятся в зависимости от способов опроса. Можно отследить некоторые тенденции, происходящие в Европе. Сведения, которые предоставила католическая и протестантская церковь по верующим в Германии в 2011 году, говорят об уменьшении общего количества приверженцев религии с 64,5 до 61,5% за предшествующие пять лет.
Религия и армия
Отношение к службе в армии у христиан неоднозначное. Есть молодые люди, предпочитающие альтернативные способы прохождения воинской службы. Другие считают, что сильная армия способна предотвратить разгорающиеся конфликты. Все верующие в армии считают войну злом, а брать или не брать в руки оружие, решает каждый для себя сам.
Источник: https://vawilon.ru/statistika-veruyushhih/
Люди просто видят для себя в православии ценность, поэтому и причисляют себя к нему. Другое дело, когда речь идет об их воцерковленности, полагает заместитель председателя научного совета ВЦИОМ, глава комиссии Общественной палаты России по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Иосиф Дискин.
Аналогичная ситуация с мусульманами, которых в стране, как утверждают в Совете муфтиев России, более 20 миллионов: не все из них, к примеру, соблюдают пост в месяц Рамадан. А ведь эти цифры зачастую становятся аргументом в имущественных требованиях.
«У нас, между прочим, светское государство, которое призвано защищать интересы как агностиков и атеистов, так и верующих. Поэтому когда обращаются с требованием предоставить землю (под молельню. — Прим. ред.), давайте смотреть, каковы размеры зарегистрированных общин. При этом часто верующим действительно не хватает места», — отмечает Дискин.