Обязательно ли православным семьям рожать и иметь много детей?
- Позиция Церкви в отношении семьи и детей
- Многодетность и общество
Вопрос о количестве детей в христианской семье часто становится мерилом веры в Бога.
Бытует мнение, что православным прямо таки положено быть многодетными, и если семья родила одного-двух чад, это воспринимается как признак недостаточности православия.
С другой стороны, современное общество часто негативно относится к многодетным семьям, вешая на них ярлык маргинальности только из-за количества родов. Попробуем разобраться, является ли количество детей в семье показателем особой «православности».
Многодетная семья
Позиция Церкви в отношении семьи и детей
Одним из самых значимых документов, регламентирующих отношение к деторождению в православной семье, можно назвать «Основы социальной концепции Русской православной церкви» (далее — «Основы»). Это официальный документ, в котором ясно изложен взгляд Церкви на многие стороны повседневной жизни человека.
Пожалуй, наиболее обсуждаемым и насущным оказался ХІІ раздел, посвященный вопросам биоэтики. В православной среде всегда вопросы интимных супружеских отношений были покрыты тайной, и существует очень мало достоверных источников, где можно найти ответы на подобные вопросы.
Первое, на что обращает внимание документ — полное отрицание абортов. Православный христианин ни под каким предлогом не может пойти на прерывание беременности, не существует достаточных уважительных причин для этого.
Важно! Жизнь ребенка начинается с момента его зачатия и аборт на любом сроке — это полноценное убийство, смертный грех.
Та же позиция выражается и в отношении противозачаточных средств, обладающих абортивным действием.
Многие современные контрацептивы показывают высокую эффективность, но на самом деле могут прерывать беременность в самом ее начале, буквально сразу же, после оплодотворения. К примеру, таким эффектом обладает большинство оральных гормональных контрацептивов.
Использование таких способов предохранения также осуждается у православных супругов.
Допустимым считается воздержание от близости в наиболее вероятные для зачатия дни и использование неабортивных методов контрацепции.
Совет! Допуская некоторые виды контрацепции, Церковь все же говорит, что отказ от рождения детей из эгоистических побуждений является грехом и сильно обесценивает брак.
Как и ко всему в православии, к «Основам» нельзя подходить чисто с формальной стороны.
Все же деторождение — хоть и не единственная, но очень значимая цель христианского брака, о чем документ напоминает нам в разделе Х. Во время Таинства венчания испрашивается благодать на супругов и благословение на рождение детей.
Странным после этого будет отказываться от плодов этого испрошения.
О православной семье:
Супруги должны со всей ответственностью подойти к вопросу количества детей в семье, чтобы не впасть ни в одну крайность. Многие сейчас совершенно не хотят рожать или же рожают одного-двух детей, желая жить «для себя» и не утруждать себя излишними хлопотами. Это первая крайность, которой не должно быть в христианском браке.
Но и очень верующие супруги должны взвешивать свои силы и здраво размышлять о том, как они будут воспитывать большое количество детей. Важно ведь не просто родить, сколько Бог даст, но и воспитать их достойными людьми в православной вере. Конечно, сам человек не может понести такую ношу и во многом надо полагаться на Бога. Но православие совершенно не подразумевает отсутствие здравого ума и рассуждения у человека.
Подведя итог, можно сказать, что наша Церковь всегда с большим расположением и благодушием относилась к многодетным семьям, благословляя рождение большого количества детей. Но, в то же время, неверным будет считать малодетные семьи недостаточно верующими. Кроме того, супружеские отношения и тема деторождения — особая сфера духовной жизни, требующая деликатности как от православных собратьев, так и от духовников.
Православная церковь благословляет деторождение
Многодетность и общество
Если Церковь приветствует деторождение и благословляет его, то современное общество, к сожалению, очень часто относится к большому количеству детей если не негативно, то подозрительно. Практически все родители, которые воспитывают большое количество малышей, рано или поздно сталкиваются с неприятием и негативом в обществе. И к этому надо быть готовым заранее.
Такое положение вещей вполне объяснимо — общество часто воспринимает враждебно тех, кто выделяется. Кроме того, многодетные могут быть немым укором остальным, которые, возможно, хотели, но так и не решились завести большую семью.
О воспитании детей:
Модель малодетной семьи была очень сильно насажена нашим людям в советское время. Аборт тогда не то что убийством не считался, а расценивался как незначительное вмешательство в женский организм. Статистика говорит, что большинство женщин, чья молодость и репродуктивный возраст припали на годы советской идеологии, как минимум раз в жизни делали аборты.
Сейчас ситуация меняется и общество становится полярным — с одной стороны мы видим рьяных сторонников традиционного многодетного патриархата, в то время как их оппоненты вообще отказываются рожать (движение чайлдфри). Тем не менее, бо́льшая часть семей находится по середине, воспитывая одного-двух детей.
Верующие православные люди, даже не имеющие детей, всегда более благожелательно относятся к многодетным, помогают им. По Библейским словам, женщина спасается чадородием, т.е. рождением чад. Опираясь на эти слова, многие верующие семьи готовы рожать много. Негатив, с которым часто приходится сталкиваться таким семьям, не должен отворачивать их от богоугодного дела.
Многодетная семья православного священника
Почему в обществе часто не любят многодетных? Современный внецерковный мир существует по принципу получения максимального комфорта от жизни. А большое количество детей — это всегда труд, этого комфорта лишающий. Конечно, радости и счастья дети дают в разы больше, но родителям приходится жертвовать своим сном, временем, личным пространством.
Важно! Для тех, кто вкусил радость многодетного родительства, эта жертва кажется вполне естественной и необходимой, даже приятной. Те же, кто во главу угла ставит собственные интересы и желания, никогда не сможет понять, зачем так много рожать.
Тем не менее, не стоит думать, что многодетная семья всегда будет выглядеть как белая ворона.
Слава Богу, сейчас количество таких семей растет, и общество в целом начинает более благожелательно относиться к ним, ставить в пример, помогать. Кроме того, обзаведясь похожим кругом общения, можно совершенно не замечать постороннего недоумения.
Да и оценка окружающих ничего не значит, если семья выбрала для себя благодатный путь служения Богу через чадородие.
Многодетные в современном мире. Протоиерей Димитрий Смирнов
Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/obyazatelno-li-pravoslavnym-semyam-rozhat-i-imet-mnogo-detej.html
Повиновение родителям? Мнения священников
«Моя мама манипулирует моими дочерними чувствами, а я даже ответить ничего не могу, ведь заповедано детям повиноваться родителям, вот и пытаюсь им следовать, но, кажется, своей жизни у меня скоро не останется вообще». Такие утверждения нередко оставляют в комментариях к статьям и наши читательницы. Но в чём же на самом деле смысл евангельских слов? Должен ли ребёнок (особенно если он уже давно вышел из школьного возраста) безусловно повиноваться родителям?
Вопрос становится особенно острым, если обратиться к первоисточнику и почитать послание целиком: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле. И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Ефесянам 6, 1-4).
Отвечают священники.
Разная мера свободы личности человека
Протоиерей Андрей Лоргус, ректор Института христианской психологии
Во-первых, надо понимать, что почитание, повиновение и послушание – это очень разные вещи. Принципиально разные.
Что такое подчинение? Это такие отношения между людьми, при которых один является начальником, а другой – подчиненным. По каким причинам – по старшинству, по силе, по положению, по званию, по традиции — это уже другой вопрос.
Повиновение детей родителям является естественным в отношении между детьми и родителями. Дети вынуждены подчиняться родителям по многим причинам. До какого возраста? До тех пор, пока не повзрослеют.
Нельзя сказать, что 18 лет – уникальная цифра, когда все дети перестают быть детьми. Если по своему положению в семейной иерархии для родителей ребенок остается ребенком на всю жизнь, то к определенному моменту времени он перестает быть таковым в психологическом смысле.
Взрослые дети родителям не подчиняются. Грань взрослости у разных народов разная. В Чечне четырнадцатилетний мальчик — уже взрослый мужчина, и мать обязана его слушаться. А в России только восемнадцатилетие дает право юноше объявить себя независимым от родителей.
Эта цифра зависит от этноса, от религии, от культуры. В Америке, например, полное совершеннолетие наступает только в двадцать один год. Это юридические и традиционные нормы. Поэтому, когда наступает «взрослость», решается не отдельным подростком и отдельным родителем, а традицией народа, где семья живет, ну и еще традициями самой семьи.
Теперь вопрос: а что является предметом освобождения из-под подчинения родителей? Прежде всего, это способность принимать самостоятельные решения — те самые, которые определяют жизнь взрослого человека: куда ходить и с кем, что есть, как лечиться, какую выбрать профессию, какого партнера по жизни То есть желание и умение принять на себя ответственность за свою жизнь, свое здоровье, свои поступки. И вот с этого момента ни о каком подчинении ребенка родителям речь идти не может.
Теперь по поводу послушания. Послушание – это духовная добродетель. Ее у детей быть в принципе не может, потому что добродетели являются прерогативой взрослых, зрелых личностей. Ни ребенок, ни подросток не в состоянии воспитать в себе добродетель послушания, потому что они в принципе не знают, что это такое, ибо имеется в виду именно духовная добродетель, а не общепринятое понятие и словечко.
Так вот, взрослый человек может оказать послушание. Послушание родителям, начальнику Это его внутренняя добрая воля, её можно воспитать. Но принудить к послушанию нельзя, потому что исходит это из сердца. Навязать снаружи можно только подчинение. При послушании я не только выполняю поручения своего начальника.
При послушании я принимаю волю своего начальника — родителя, духовника, руководителя, как свою. И прежде всего внутренне соглашаюсь с тем, что начальник прав. При подчинении я могу выполнять волю своего начальника и при этом совершено спокойно думать, что он дурак, что он ошибается и что неправильно мною руководит.
То есть в этом случае я освобожден от того, чтобы внутренне принять мнение начальника. При послушании все наоборот.
Что касается беспрекословного повиновения родителям, то если родитель переходит всяческие границы и злоупотребляет властью, то это уже семейная ошибка. Никогда не бывает ответственности одного.
Когда родитель эксплуатирует свое право и свой вес (родитель всегда сильнее: социально, психологически, на его стороне авторитет), то это уже общесемейная проблема.
И если он эксплуатирует это право – это значит, что у него что-то не в порядке, он психологически зависим от ребенка, если все время стремится подчинить ребенка своей воле. Это тревожный симптом.
Слепое беспрекословное подчинение ребенка взрослому ничего общего не имеет с послушанием. Когда первоклассник в течение 40 минут держит руки сложенными на парте и поднимает их, когда разрешит учитель – это еще туда-сюда, хотя он очень устает от этого. Но если так ведет себя 13-14-летний подросток и боится неловким движением вызвать гнев или раздражение учителя, то это сигнал бедствия. Есть разная мера свободы личности человека.
Вообще, каждый конкретный случай требует особого отношения. Если ребенок считает, что взрослый «перегибает в отношении него палку», нужно идти к духовнику, к психологу, к другу – к любому авторитетному человеку, которому ребенок верит и который может помочь ему решить его проблему.
Слушать Того, кому больше верим
Протоиерей Алексий Новичков, настоятель храма Тихвинской иконы Божьей матери, с. Душоново
На самом деле все достаточно просто В послании к Ефесянам речь идет о справедливом повиновении в Господе, когда родители не противоречат тому, о чем говорит Бог. То, что противоречит воле Божьей, не подлежит исполнению.
Мы должны слушать того, кому больше верим, кому доверяем. Если кто-то начинает противоречить словам Иисуса Христа, это означает, что его мы его слушать не можем и не обязаны.
А что касается детей, то в связи с их возрастной психологией и развитием существует, конечно, какая-то граница, после которой человек способен сам принимать решения за свою жизнь. Но она не проводится в один день и час для всех. Пока ребенок маленький, слушаться родителей для него естественно, потому что родители природно — так Богом задумано — несут в себе полноту жизни, дают детям то лучшее, что имеют сами.
Другое дело, что ребенок, когда вырастает, начинает уже по-другому относиться к тому, чему его родители научили, и в этом смысле его никто не стесняет. Он не обязан слушаться родителей бесконечно.
Но важно при этом не забывать и другую заповедь — ветхозаветную: почитай отца и мать своих. И это почтение по-разному будет выражаться в разные периоды жизни. В детстве всё, что могут сделать дети по отношению к родителям — подчиняться им беспрекословно. А в старшем возрасте это почтение может быть в том, что они не оставят их без куска хлеба, без попечения.
Эта заповедь с обетованием. Тут прямо сказано: и дни будут исполнены всякого блага. Люди, которые с почтением относятся к родителям, хорошо живут, у них все складывается. А поскольку в массе своей люди перестали с почтением относиться к родителям, то в этом и есть один из ответов на вопрос «почему люди стали плохо жить?».
Оценивать происходящее и рассуждать на тему повиновения или неповиновения человек начинает в достаточно позднем возрасте. Я думаю, что способность адекватно оценивать действительность к мужчинам и женщинам приходит в разное время. А до этого периода все мы, как апостол говорит, иносказательно, как через тусклое стекло, на ощупь, только по ориентирам идем, слышим знакомый голос, верим ему и следуем за ним.
Направление движения, а не конкретный рецепт
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре, директор портала «Православие и мир»
Мой сын занимался конным спортом и через несколько лет стал заядлым спортсменом. К восьмому классу встал вопрос, что делать: по-прежнему тратить все усилия на увлечение или заняться науками, чтобы поступить в университет?
Для него это был очень трудный выбор. Очень! Конный спорт — это же благородный спорт. Прекрасный спорт! И от него надо отказаться Это стоило сыну больших переживаний. Он говорил со мной, думал, ходил к духовнику и в конце концов пришел к осознанному решению и отказался от спорта. Но зато у него теперь несколько высших образований, и он священник. А если ему представляется возможность на лошадке поскакать, он с удовольствием скачет.
Так вот это пример того, как ребенок соглашается с волей родителя и это становится для него благом.
Тот фрагмент из послания в Ефесянам, что вы цитируете, даёт нам направление движения, а не конкретный рецепт. В каждой конкретной ситуации, исходя из общих указаний, мы сами должны находить правильное решение.
Апостол говорит о том, чтобы дети почитали родителей и о том, чтобы родители не раздражали своих чад.
И ребенок, если он не согласен с волей родителя, со всем уважением и почтением всегда может спросить у него: мамочка или папочка, а почему я должен так делать, что-то до меня не доходит, объясните мне, пожалуйста.
Что касается родительской власти, то она гораздо больше, чем нам представляется. Только власть эта — не деспотизм и не самодурство.
Бывает и так, что родители «перегибают палку», когда стремятся во всем контролировать и руководить без меры взрослыми уже детьми, манипулировать ими.
И чтобы не обидеть их, не огорчить, дети, которые сами уже давно стали папами или мамами, подчиняются воле этой. И правильно делают, потому что Господь воздаст им за это.
Всякие революции, перевороты происходят тогда, когда люди начинают качать свои права, чтобы доказать, что они должны получить больше. Вот и наполучались. Хватит нам этих революций!
Послушание святоотеческое выше поста и молитвы. Апостол Павел так и говорит: покоряйтесь властям. Попробуй не покоряться! Получили одну революцию, другую. Неужели недостаточно? Совершенно справедливо изречение, что каждый народ достоин того правительства, которое имеет. Будем хорошие, будут правители хорошие, будем плохие — будет и правительство плохое надо на себя смотреть. Об этом Евангелие и говорит, и учит этому.
Граница добра и зла проходит через сердце человека. Если каждый человек будет стремиться быть добрым не перед своими представлениями, а перед лицом Божьим, все будет хорошо. Не нужно забивать голову думами о том, справедливо поступил кто-то по отношению к тебе или нет. Нет справедливости. И тут уместно вспомнить еще одно парадоксальное изречение святоотеческое: не говори, что Бог справедлив, он несправедлив, но он милостив.
Если судить по справедливости, то от каждого из нас, за редким исключением, осталось бы мокрое место. А Господь всех нас терпит. И если есть святые, по-настоящему угодники Божьи, то всех остальных надо было бы уже просто прихлопнуть. Так вот и мы должны быть милостивыми и милосердными, а не правоведами какими-то: ты — мне, я — тебе, ты мне столько-то, я тебе — столько-то, в расчете — в расчете Таких отношений быть не может.
Ни о какой справедливости речь идти не должна. Но в эпоху капитализации деньги решают все, и человек начинает считаться. А если мы начнем строить отношения на любви, как в хорошей гармоничной семье, где каждый старается друг другу помочь, быть полезным, доверяет, разбивает скорби, то все будет в порядке
Подготовила Ольга Щербакова
Источник: https://www.matrony.ru/povinovenie/
Можно ли зачать ребенка в пост: ответы священника, комментарии православной церкви, какими будут дети, зачатые в постные дни, грех ли это
Православные молодые люди, стремящиеся жить в соответствии с заветами церкви, нередко интересуются, насколько согласуется зачатие ребенка в пост с дисциплиной воцерковленного прихожанина. Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Православные посты и зачатие
В православии в году существуют четыре длительных поста, постные среда и пятница в течение всего года и три однодневных.
Длительный пост держится православными христианами весной (Великий пост 40 дней), летом (Петров с конца июня примерно до середины июля), далее Успенский (вторая половина августа) и Рождественский, который начинается за месяц до Нового года и заканчивается в ночь 6 января. Эти периоды вместе с одиночными днями складываются почти в половину года.
Есть мнение, распространенное в обществе, что во время поста нельзя есть определенные продукты и заниматься сексом. Мол, это отвлекает верующего от сосредоточения на молитве, на душе. А уж зачатие в пост – вовсе грех.
Получается, что длительное время дисциплинированным православным предписывается целибат. Таково общественное мнение. Но так ли строго на самом деле обстоит дело? В священных текстах отражено единственное каноническое требование – воздерживаться от близости за сутки до причастия. А аналогичное поведение в постные дни – лишь рекомендация, совет, запрета нет.
Практически на каждом православном сайте приведены комментарии священника на этот счет. Служители церкви терпеливо разъясняют прихожанам тонкости поведения, образа жизни в особые для православных периоды. На вопрос «можно ли зачать ребенка в пост», ответы священника содержат ссылки на Библию, другие канонические тексты и выражают позицию РПЦ. Она касается, в первую очередь, духовной жизни христианина, его стремления к очищению мыслей, к общению с Богом.
цель христианина в пост – искренняя молитва, возможность погрузиться в себя, привести мысли и будущие поступки в соответствие с заповедями. Определенные ограничения в еде, утехах плоти – не главное условие, а лишь рекомендации. Это не должно переключать внимание с духовного на мирское, мешать сосредоточению.
Если же в постный период был зачат ребенок – на все воля божья, считает Церковь. Это дар Бога, результат любви, к которой обращается православие как первооснове жизни. Поэтому нарушения, будь то даже зачатие ребенка в Рождественский пост или любой другой, не должны вызывать мысли о серьезном грехе.
Что делать верующим, если наступила беременность
Многие лояльные к человеческим слабостям священники поясняют, что решение воздержаться от близости должны принимать оба супруга. Желание отказаться на время в пользу возвышения духа должно быть одинаково сильным, тогда и проблем в семье не возникнет. Для церкви согласие в семье, мирная атмосфера гораздо важнее соблюдения рекомендации о воздержании от скоромного и близости в пост.
Если же один супруг недостаточно готов к ограничениям, противиться не стоит. Тем более, когда зачатие в период поста состоялось, никаких иных мыслей, кроме любви к будущему младенцу, возникать не должно. Соображениям о грехе, вине, аборте нет места. Ребенок – душа, посланная Богом, поэтому в любой день года забеременеть – значит получить подарок.
Если все-таки не очень комфортно будущим родителям, укоряют себя или друг друга за слабость, стоит поговорить с близким духовником. Его задача – успокоить супругов и настроить на позитивный лад, ожидание пополнения семьи.
Правда ли, что ребенок родится больным
Издревле тянется верование, страх забеременеть во время поста. Корни — в приучении первых православных к правилам, традициям церкви. Такие процессы установления нового порядка никогда не проходят легко.
В общественном сознании страхи предков хранятся долгие века, передаются по наследству потомкам. И даже в наше время фобия остается довольно отчетливой.
Люди, не слишком хорошо знакомые с мнениями современных священников, пугают пороками развития ребенка, зачатого в пост, будущими проблемами со здоровьем.
Но многие служители церкви относятся к прихожанам с любовью и терпимостью к их слабостям. Приведем мнение священников.
Протоиерей Алексий Спасский, клирик храма Святого Благоверного царевича Димитрия (Москва):
— Кто может, тот так и поступает. Священные тексты не настаивают на непременном соблюдении воздержания в пост. Это возможно при условии обоюдной позиции супругов: понимают важность и нет внутреннего протеста.
Интимная жизнь – не единственная, для Бога важнее духовная, потребность делать добро окружающим, быть в согласии. «Страшилки» о рождении больного ребенка не имеют отношения к церкви, это домыслы. Новая жизнь – в любом случае дар от Бога.
Конечно, немыслим аборт по причине зачатия в пост.
Иерей Михаил Сенин, настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы с. Поливаново (Москва):
— Само по себе зачатие никак грехом быть не может. Не всякий может в пост воздерживаться, это надо понимать. Важно взаимное согласие для сознательного уклонения от телесного общения. Если один хочет воздерживаться, а другой нет, он сеет в себе блудные мысли. Это уже грех, так зачем доводить. Не может пара – так и не надо. Диета и воздержание – только помощь в пост, но вовсе не требование.
Источник: https://MyZachatie.ru/planirovanie/mozhno-li-zachat-rebenka-v-post.html
Может ли иерей быть неженатым. Как православные священники выбирают себе жен
БРАК, СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ
ВСТУПЛЕНИЕ В БРАК
Итак, большинство священников женатые, только в брак они не вступают.Почему? Потому, что кандидат на рукоположение должен позаботиться о создании семьи заранее.
Скажем так: тот, кто желает принять священный сан, должен либо жениться (если он еще не женат), либо принять монашество, либо остаться холостым (целибат), – но в таком случае он уже не сможет вступить в брак после принятия сана.
Сразу необходимо отметить, что целибат нашим священноначалием крайне не приветствуется, поэтому холостых священников в Русской церкви очень мало. В католической же церкви принят обязательный целибат.
Отсюда и страсти, дающие богатую почву для творчества писателей и режиссеров – это и школьный «Овод», и популярный женский роман «Поющие в терновнике»; список можно продолжать очень долго. Нам же подобные страсти не грозят, у нас свое, другое.По правилам Церкви, священник может быть женат только первым браком. Если для мирян допускается второй и даже третий брак, то для духовенства существует только один.
Если священник овдовел или по каким-то причинам расстался с женой, то он уже не может жениться ни при каких обстоятельствах, разве что снимет с себя священный сан. Это незыблемый закон. Иногда на этой почве случаются трагедии. Например, священник овдовел или расстался с женой, но он еще молод и красив.
Где гарантии, что он не полюбит другую женщину, а потом не захочет связать с ней свою судьбу? Что делать, жизнь ставит его перед дилеммой: служение Церкви или счастливый брак. Бывали в истории случаи, когда священник не хотел оставлять ни служение, ни любимую женщину. Возлюбленной приходилось становиться тайной женой, а батюшке идти на тяжелый компромисс с совестью.
В истории нашего отечества известен поп Гапон, но мало кто знает, с чего началась его жизненная драма. Георгий Гапон был обычным священником и безумно любил красавицу жену. После рождения второго ребенка его жена скончалась. Видимо, это горе и сломило Гапона. Сначала он пытался жить подвижнической жизнью. Однажды отдал свои последние сапоги нищему. А затем началось падение.
У отца Георгия появилась тайная сожительница. Потом в его жизни были еще женщины, а за ними пришла и революция.
Еще одна подробность, которая зачастую неизвестна даже православным мирянам. Невеста будущего священника должна быть девственницей. Аналогичные требования предъявляются и к ее жениху.Этот закон известен с ветхозаветных времен. Кстати, в современном Израиле по сей день действует такой закон для потомков колена Левита (священнического колена).
Поэтому израильтяне, носящие фамилию Коган или Коэн, чтобы получить возможность жениться на разведенной женщине в обход строгого закона, вынуждены регистрировать брак, например, на Кипре.В православии из этого правила существует одноединственное исключение: если блуд (внебрачные отношения) или первый брак был до принятия крещения.
У нас встречаются канонические второбрачные священники, которые приняли крещение в зрелом возрасте и за плечами имели очень много. Крещение дает возможность начать жизнь с белого листа, поэтому такие батюшки и не считаются второбрачными.Более того, жених и невеста не имеют право вступать в интимные отношения до венчания, иначе путь к священству тоже будет закрыт, особенно если епископ очень строгих взглядов.
Семинаристы любят высчитывать, через какое время после венчания у их женатых собратьев родился первый ребенок. Если после венчания не прошло положенных девяти месяцев, то над новоиспеченным папашей начинали дружески подтрунивать: а не было ли у него чего до венчания, а то, глядишь, канонические препятствия появятся.Так что для принятия сана недостаточно иметь желание, богословские и уставные знания.
Многие читатели, наверное, усомнятся, что столь строгие правила по сей день существуют и даже выполняются. Придется некоторых разочаровать – правила действительно выполняются, нарушения встречаются достаточно редко и остаются на совести либо кандидата, утаившего от епископа свое препятствие (так это называется), либо епископа, знавшего о препятствии, но принявшего решение о рукоположении.
К слову сказать, это только в желтой прессе все священники развратники, а епископы гомосексуалисты. В нашей книге говорится только о реальном положении вещей без прикрас или очернения.
Один наш знакомый, назовем его Костя, женился на разведенной женщине с ребенком. Обычное дело как для православных, так и для светских людей. Но все наши общие знакомые были шокированы, когда Костя заявил, что собирается принимать сан. Все замерли в ожидании и стали следить за развитием событий. Они не заставили себя долго ждать.
Его действительно рукоположили в дьяконы (начальная степень священства) и отправили служить в подмосковный приход. Оказалось, он утаил от епископа, что его жена второбрачная. Вскоре у Кости произошел серьезный конфликт с настоятелем. Настоятель затаил обиду. И тут, как нельзя кстати, настоятель узнает, что Костя обманул епископа.
Убедившись в достоверности полученной информации, то есть не поленившись для этого съездить в ЗАГС и навести справки, он незамедлительно докладывает о совершившемся факте в патриархию. Как говорится, все тайное становится явным.
Костю быстро лишили сана – в тот момент, когда он собирался подавать прошение о рукоположении в священники.
КАК ЗНАКОМЯТСЯ В СЕМИНАРИИ
Семинария – это не только учебное заведение, но и место, где молодые люди находят невест.Как правило, семинаристы стараются жениться во время учебы, чтобы закончить семинарию уже в сане. В первом классе студенты привыкают к новому образу жизни, втягиваются в учебу. Во втором, помимо учебы, начинают присматриваться к невестам, в третьем стараются определиться, чтобы в четвертом классе жениться и сразу рукоположиться.
Естественно, не у всех все так гладко получается. Не все заканчивают обучение в священном сане.Есть такая семинарская шутка.Семинарист подходит к первой попавшейся девушке и говорит:– Разрешите с вами познакомиться, а то у меня через неделю рукоположение и мне срочно нужна матушка.Как говорится, в каждой шутке есть доля шутки, и говорят даже, что этот анекдот взят из реальной жизни.
Знаю даже реальный случай, как один семинарист долго молился у мощей Преподобного Сергия о даровании ему невесты. И вот однажды, помолившись, он про себя решил, что кого первого встретит, та и есть его невеста. Да, для этого нужно было иметь серьезное дерзновение и великую веру, ведь такими вещами не шутят. Но его вера была награждена.
Выходит этот семинарист из храма и на пороге буквально сталкивается с девушкой, которая спешит к Преподобному Сергию. Дальше следуют знакомство и счастливый брак.Считается, что если молодой человек пришел в семинарию, значит, он уже встал на путь духовного служения. Поэтому пробные варианты типа «поучусь, а потом подумаю» здесь не практикуются.
В отличие от светского вуза, в духовном учебном заведении жениться почти необходимо, вернее не жениться, а определиться, то есть выбрать свой путь, – ведь можно уйти и в монахи. Если семинаристы не будут иметь возможность вступить в брак, то откуда в Церкви будут священники? У нас ведь Церковь православная, не католическая, а монашество принимают меньшинство, примерно десять процентов из всех учащихся.
Среди светских людей про семинарию по сей день ходит легенда, что в Троице-Сергеевой Лавре есть так называемая «аллея невест». Всякая девушка, желающая познакомиться с будущим пастырем, может сесть там на одну из лавочек и ждать своего суженого
В действительности все это не имеет никакого отношения к современной реальности. В пятидесятых годах вновь открывшаяся семинария некоторое время соседствовала с областным педагогическим институтом. Семинаристы стали знакомиться с будущими советскими учительницами.
Власти быстро пресекли столь пагубную традицию, переведя пединститут в город Орехово-Зуево, подальше от религиозного дурмана. Может, именно в те времена и была похожая традиция, но реальных подтверждений этому нет.
Да и зачем эта аллея, если в самой семинарии полно барышень, жаждущих выйти замуж?
Владислав Цыпин, профессор, доктор церковной истории, магистр богословия, заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин, преподаватель Московской Духовной академии:
– Канонически второбрачие недопустимо. Каноны это отвергают безусловно. Опыты введения второбрачия в разное время имели место в некоторых Поместных Церквях. У нас, в Русской Церкви, тема эта обсуждалась в дореволюционное время, но Поместный Собор 1917-1918 гг. такую возможность безусловно отвергал. Но тем не менее у нас эта традиция была введена раскольниками-обновленцами, и на Украине раскольниками-«самосвятами».
Это крайне сомнительное, с канонической точки зрения, решение, которое, к сожалению, даже может спровоцировать раскол внутри Церквей. Очень вероятно, что найдутся епископы и священники, которые ни за что не захотят мириться с этим. Что касается межцерковных отношений, я не думаю, что одно это могло бы привести к разрыву поместных Церквей с Константинополем, но если будет совокупность каких-то еще решений, все может быть. Это мы не можем знать заранее.
Если говорить о вдовых священниках, особенно молодых, для них безбрачие – это проблема. Но это не проблема для Церкви.
Есть путь, который был установлен у нас в России в 19 веке, когда вдовый священник в молодом возрасте мог подавать прошение о лишении его сана (в виду того, что его безбрачная жизнь была для него тяжела), при этом впоследствии он ограничивался в правах в меньшей степени, чем тот, кого по суду лишали сана. Хочу также отметить, что Церковь не решит свои кадровые проблемы за счет того, что вступившие во второй брак священники будут оставаться на службе.
Это отступление от традиции Православной Церкви
Владислав Петрушко
Владислав Петрушко, доктор церковной истории, кандидат богословия, профессор:
– Это решение – явно выражение модернистского курса, который доминирует в последнее столетие в Константинопольской патриархии. Если уж они признавали наших обновленцев законной властью после Революции (которые в свою очередь вводили аналогичные решения о второбрачии), то, в общем-то, ничего удивительного здесь нет. Это отступление от традиции Православной Церкви, которая была абсолютно однозначно прописана в канонах нашей Церкви.
Странное и спорное решение, которое противоречит канонам
Протоиерей Николай Данилевич, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви
Источник: https://velaner.ru/mozhet-li-ierei-byt-nezhenatym-kak-pravoslavnye-svyashchenniki-vybirayut/
Можно ли?
Чтобы ответить на вопрос, можно ли крестить ребенка без крестных родителей, достаточно прочитать последование таинства Крещения, тогда для нас многое станет понятно.
Последование составлено для взрослых, то есть в нем есть места, где крещаемый произносит молитвы, отвечает священнику на вопросы. В случае, когда мы крестим ребенка, за него отвечают и читают молитвы крестные родители.
Поэтому очевидно, что таинство Крещения ребенка не может состояться без взрослых. А вот взрослый в состоянии сам исповедовать свою веру.
Можно ли ребенка крестить без одного из крестных?
На вопрос, можно ли крестить ребенка без крестной матери, можно ответить так же, как и на вопрос, можно ли крестить ребенка без крестного отца. В случае, если не удалось найти человека, способного взять на себя обязанности крестной матери или отца, возможно совершить таинство крещения и без одного из родителей. Для девочки в этом случае будет важнее, если у нее будет крестная мама, для мальчика – крестный папа.
Можно ли ребенка крестить без крестных родителей?
В данном случае, крещение совершить возможно только при следующих обстоятельствах:
- Жизнь ребенка в опасности, он находится в тяжелом состоянии. В такой момент крещение может совершить священник или любой мирянин, поливая трижды на голову малыша святую воду и произнося слова: «Крещается раб (а) Божий (я) (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь». Если после крещения мирянином малыш выживет и поправится, то нужно обратиться в Церковь и довершить Таинство Крещения Миропомазанием.
- В случае, если не нашлось для ребенка ни одного крестного, священник может взять на себя обязанности крестных родителей и произносить молитвы за ребенка самостоятельно. Если священнику знаком малыш, то он сможет заботиться о нем и наставлять в вере, если же нет, то он будет поминать крестника в молитве на каждом богослужении. Не все священники берут на себя такую ответственность, поэтому в разных храмах на вопрос, можно ли крестить ребенка без крестных, отвечают по-разному.
И все же, лучше постараться, чтобы у вашего ребенка было двое крестных родителей, так же, как и двое родных (см. Как выбрать крестных родителей). Ведь в дальнейшей жизни ему будет нужно видеть не только пример жизни своих родителей, но и других людей, которые посещают храм и стараются жить по Божиим заповедям.
Можно ли крестить ребенка кумы?
Стать крестной матерью или крестным отцом можно для любого ребенка, если он, конечно, не является вашим собственным. Есть даже благочестивая традиция в православных семьях крестить детей друг у друга: так легче поддерживать связи и общаться с крестниками.
Можно ли крестить ребенка кумовьям?
Конечно, люди, ставшие крестными родителями для одного ребенка, могут стать крестными и для другого, никаких препятствий для этого нет.
Можно ли крестить ребенка дома?
Желательно, чтобы малыша крестили в храме, ведь после крещения еще следует молитва о воцерковлении: мальчика вносят в алтарь, девочку кладут на солею, откуда ее принимает мама.
Бывают случаи, когда ребенок болен или поблизости нет храма, а везти ребенка далеко нет возможности. Можно пригласить священника на дом, тогда молитвы о воцерковлении священник прочитает, когда малыша уже принесут в храм. Приносить ребенка после крещения в храм и причащать – это обязанность крестных и родных родителей.
Можно ли крестить двух детей?
Да, если семья крестит двоих или более детей одновременно, можно попросить стать их крестными родителями одних и тех же людей. Так будет даже лучше, ведь у двоих детей одни родные родители, будут и одни крестные.
Можно ли крестить ребенка супругам?
На этот вопрос ответить утвердительно нельзя. Существует такое понятие, как духовное родство крестных родителей между собой, оно невозможно при наличии супружеских отношений. Поэтому крестить ребенка мужу и жене нельзя.
Можно ли крестить ребенка паре?
Крестные родители должны иметь духовное родство между собой, поэтому даже, если пара живет в гражданском браке и они не зарегистрированы, как муж и жена, им нельзя быть крестными родителями ребенка.
Если молодые люди не имеют супружеских отношений, но намерены пожениться в будущем, они также не смогут стать крестными родителями одного ребенка.
Можно ли крестить ребенка родственникам?
Ребенка можно крестить любым родственникам, кроме родных матери, отца и родственников, являющихся супругами, так как супруги не могут быть крестными родителями.
Можно ли отказаться крестить ребенка?
Если у вас есть много крестников и вы знаете, что не сможете как следует заботиться о новом крестнике, находитесь в другом городе или другой стране, мало знакомы с семьей ребенка, лучше отказаться крестить малыша. Но если есть вероятность, что ребенок из-за вашего отказа вообще крещен не будет, лучше все-таки согласиться и просить у Бога помощи.
Можно ли крестить несколько детей?
Если родители крестят нескольких своих детей, то будет очень желательно, чтобы крестными родителями были одни и те же люди. Тогда у детей будут одни крестные родители, так же, как и родные. Крестным же будет легче заботиться о воспитании всех детей вместе. Возможно крестить одновременно и несколько детей – не родных братьев или сестер.
Можно ли крестить ребенка дважды? Можно ли крестить ребенка второй раз?
Такие вопросы редко, но все же задают в Церкви. Само Таинство Крещения совершается над человеком только один раз. Ведь смысл этого таинства – принятие человеком православной веры и признание его членом Церкви. Но существует несколько случаев, когда такой вопрос может возникнуть:
- Если дети не знают, были они крещены или нет. Такое бывает, если ребенок потерял родных родителей, или есть вероятность, что ребенка втайне окрестил кто-то из родственников. В таком случае необходимо обязательно сообщить об этом священнику, тогда таинство Крещения совершается по другому чину. Священник произносит слова: «Крещается (если не крещен(а)) раб(а) Божий(я) (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь».
- Если ребенка в срочном порядке крестил мирянин. Такое крещение совершается в случае, если была опасность для жизни ребенка, но позже он выздоровел. Тогда нужно придти в Церковь и довершить таинство Крещения Миропомазанием.
- Если ребенок был крещен в другой вере. Православной Церковью таинство Крещения в других конфессиях признается действительным в случаях, если таинство Крещения совершается по похожему чину и если в данной конфессии сохранился институт священства и апостольская преемственность в рукоположении священников. К таким конфессиям можно отнести только католичество и старообрядчество (но только то направление, где сохранилось священство). После крещения в католической вере нужно довершить таинство Крещения миропомазанием, так как в Католической Церкви миропомазание совершается отдельно от крещения в более позднем возрасте (около 15 лет).
Можно ли крестить больного ребенка?
В случае, если ребенок серьезно болен, то крещение его необходимо, оно может быть совершено даже в больнице или на дому. Если жизни малыша угрожает опасность, то, в крайнем случае, его даже может окрестить мирянин.
Можно ли крестить ребенка заочно?
Крещение, как и любое таинство, – это священнодествие, в котором верующему под видимым образом сообщается невидимая благодать Божия. Совершение таинства Крещения предполагает физическое присутствие крещаемого, священника и крестных родителей. Таинство – это не просто молитва, совершение таинства заочно невозможно.
Можно ли крестить ребенка в пост?
В Православной Церкви нет дней, когда крещение ребенка совершить нельзя. Крещение ребенка можно совершить в любой день, согласованный со священником и крестными.
Обычно вопрос, можно ли крестить ребенка в пост, возникает в связи с тем, что таинство венчания в Церкви в пост не совершается. Пост – это время для покаяния и воздержания от скоромной пищи и супружеской близости, поэтому существуют ограничения для совершения венчания, но не крещения.
Можно ли крестить ребенка в пост? Конечно, да, причем и в любой день поста, и в праздники, и накануне постных дней и праздников.
Можно ли крестить ребенка в субботу?
Во всех храмах, городских и сельских, совершается воскресное богослужение. Поэтому чаще всего крещение совершается в субботу: после крещения можно участвовать в богослужении и причастить ребенка на следующий день в воскресенье.
Можно ли крестить ребенка на Крещение?
В Древней Церкви из-за распространения большого количества ересей совершению крещения предшествовал длительный период наставления в вере, длился он до 3 лет.
А крещение оглашенные (обучаемые) принимали на Крещение Господне (тогда этот праздник называли Просвещением) и в Великую Субботу перед Пасхой. Совершение Крещения в эти дни было большим праздником в Церкви.
Если вы примете решение крестить ребенка на Богоявление (Крещение Господне), то не только не нарушите канонов Церкви, но и последуете древней христианской традиции.
Можно ли крестить ребенка с месячными?
Дни очищения женщины в Церкви называются нечистотой, с этими днями связано много ограничений для женщин в Ветхом Завете. Сегодня женщине в нечистоте не подобает прикасаться к святыням (иконам, кресту), принимать таинства.
Поэтому при выборе дня крещения ребенка желательно учитывать это обстоятельство.
Тем не менее, крещение совершается над ребенком, а не над его крестной или родной мамой, женщина в нечистоте при необходимости может присутствовать на таинстве, но не должна прикасаться к святыням.
Можно ли крестить ребенка под другим именем?
Существует поверье, что малыша следует крестить под другим именем, и никто не должен знать его имени в крещении, так как иначе энергетика ребенка будет испорчена. Все это слухи, не имеющие ничего общего со Священным Писанием и Священным Преданием. Ребенка можно окрестить другим именем, но чаще всего это делается, если настоящего имени ребенка нет в списке имен православных святых (см. Выбор имени по святцам).
Источник: https://kreshchenie.ru/articles/mozhno-li-krstit-rebenka-bez-krestnyh/
Замуж за священника: как живут современные матушки и какие они
Всегда в платочке, смиренная и не имеющая права голоса — такой представляют себе православную матушку люди, далекие от церкви. Между тем это всего лишь стереотип. Как на самом деле живут жены священников, рассказывают сами матушки.
Наталья Букреева, жена настоятеля храма святого благоверного князя Александра Невского (с. Игнатьево) священника Андрея Букреева.
Положение православной матушки, пожалуй, самый не-ожиданный оборот, который приняла судьба Натальи Букреевой. Со своим будущим мужем она познакомилась, когда устроилась на работу в рекламную компанию, которой руководил Андрей.
Если говорить о ее отношении к вере на тот момент, то проще сказать, что никакого отношения не было. Наталья была крещеной, но церковь не посещала (крестилась в 17 лет за компанию с соседкой).
У Андрея все было сложнее — несколько лет он посещал одну из религиозных организаций, однако разочаровался.
Жизнь сложилась так, что оба остались без работы, Наталья вскоре устроилась секретарем на кондитерскую фабрику, а Андрей сторожем в церковь. «Познакомилась с директором, встречалась со сторожем, а стала женой священника», — впоследствии такие «сюрпризы» судьбы стали поводом для семейных шуток. Впрочем, процесс воцерковления Андрея и Натальи был не таким уж и быстрым.
— Муж начал проникаться православием, ходить на службы, а я за компанию. Мы все больше укреплялись в вере, стали исповедоваться и причащаться, потом Андрея ввели в алтарь, затем рукоположили в диаконы.
Ко всему этому я относилась спокойно, но когда речь зашла о том, что он может стать священником, я запаниковала. Я прекрасно понимала, что значит быть священником: принадлежать не себе, не семье, а Богу.
Признаюсь, я боялась ответственности, а еще мне было немного страшно за мужа, ведь ему предстояло отречься от мира и «прилепиться» к Богу, — рассказывает матушка Наталья.
Однако Андрей сделал свой выбор, и ей, как это заведено в православных семьях, не оставалось ничего иного, как идти за мужем. Батюшку отправили служить в Прогресс, затем в Талакан. Именно в Талакане Наталья по-настоящему ощутила себя матушкой — прихожане стали ее так называть.
— Сначала мне было непривычно слышать обращение «матушка», но потом это стало естественным. В Талакане я почти постоянно ходила в платке, с удивлением убедилась, что длинные юбки по удобству не уступают брюкам.
В Благовещенске, где мы сейчас живем, поскольку в селе Игнатьево, куда перевели батюшку, пока нет жилья, платки я ношу реже. Как и многие женщины, люблю красивую одежду, но стараюсь выбирать строгие фасоны.
В косметике, парфюмерии не испытываю потребности, это все отошло как ненужная шелуха, — делится Наталья.
Кстати, отношение к своему статусу у Натальи своеобразное.
— Я думаю, что статус матушки не выше и не ниже, чем у обычной женщины. Я не считаю нужным акцентировать внимание на своем положении. Меня смущает то, что благоговейное отношение к батюшке проецируется и на меня. Я одинаково ровно отношусь к обращению «матушка» и по имени, но когда слово «матушка» пишут с большой буквы, прошу так не делать, — выражает свою позицию Наталья Букреева.
Как признается матушка, самое сложное — во всем слушаться мужа, борьба с гордыней — процесс очень длительный.
— Конечно, как и в обычных семьях, мы можем поспорить, но конфликт не доходит до точки возгорания, ссора не бурлит, а быстро затухает.
Выходных в привычном понимании у священника не бывает: суббота и воскресенье — самые напряженные дни: литургии, крещения и т.д. Нередко поесть в первый раз за день священник может только в четыре часа дня.
В приходских храмах обычно по понедельникам устраивают сандень, но отец Андрей приверженец мнения, что храм должен быть открыт всегда, и поэтому работает семь дней в неделю.
За десять лет семья Букреевых была в отпуске только два раза: один раз в Новосибирске и один раз за границей (любопытно, что и там батюшка посетил православный храм и служил службу).
Задумываясь о будущем своей дочери, Наталья склоняется к мысли, что ребенок сам выберет свой путь, когда повзрослеет.
— Когда дочь пошла в школу, я переживала, как будут реагировать одноклассники на то, что она из семьи священника. К счастью, проблем не возникло. Дочь, как маленький миссионер, всем подружкам рассказывает о Боге, делает это убедительно, видимо, у нее есть дар рассказчика. Примерно в семь лет она стала соблюдать пост вместе с нами, и это было ее осознанное решение, мы никоим образом к нему не подталкивали, — рассказывает Наталья Букреева.
Хотела стать актрисой
Анна Семерня, жена иерея кафедрального собора Благовещения Пресвятой Богородицы Евгения Семерни.
Задорная и энергичная Анна меньше всего соответствует существующим стереотипам. «Стаж» в качестве жены священника у нее совсем небольшой — всего полтора месяца, но за это время она привыкла и мужа называть «батюшкой», и откликаться на обращение «матушка». Трудно поверить, но всего несколько лет назад Анна была совершенно далека от церкви, она училась в Хабаровском колледже искусств, увлекалась танцами и мечтала стать актрисой музыкального театра.
— В церкви я оказалась случайно, пришла послушать, как мой преподаватель поет в церковном хоре, и захотела попробовать сама, — вспоминает Анна.
Стоя на клиросе, девушка думала только о нотах, в тонкости происходящего не вникала. И лишь спустя два-три года Анна начала воцерковляться. Любовь к пению привела ее не только к вере, но и к замужеству: со своим будущим мужем она познакомилась на клиросе.
— Как-то раз хор остался без тенора, и Евгений, тогда еще семинарист, предложил помочь. Руководящий хором заметил: «Вы смотритесь как муж и жена». Мы тогда даже не были знакомы и лишь улыбнулись в ответ, — описывает молодая матушка.
Будущих супругов сблизило участие в благотворительном концерте, однако после этого их пути едва не разо-шлись: Анна поступила в Санкт-Петербургскую консерваторию. Но, видимо, Богу было угодно, чтобы разлука продлилась недолго.
— Я проучилась всего полгода и поняла — надо возвращаться, я не могу без этого человека. Мы решили пожениться. Кто-то считает, что я поступила опрометчиво, упустив большой шанс, а я, наоборот, благодарю Бога за то, что он всё так устроил, — убеждена Анна.
Евгений, в отличие от Анны, в церковь пришел давно: еще в детстве он после школы прибегал в храм, чтобы полюбоваться на свечи — вид пламени притягивал и завораживал.
Прежде чем вопрос о женитьбе был окончательно решен, Анне предстояло познакомиться не только с мамой Евгения, монахиней, но и с архиереем, чтобы получить его благословение.
— Для меня это было очень волнующе, но владыка искренне за нас порадовался, и все переживания вмиг рассеялись.
В августе молодожены обвенчались, отец Евгений поступил на службу в кафедральный собор, а Анне предложили стать регентом храма в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
— Я батюшку сразу предупредила: не думай, что всегда буду ходить в платке, на что он только посмеялся, — улыбается Анна. — Конечно, за последние годы мой гардероб заметно изменился: раньше я могла выйти на улицу в драных джинсах, сейчас одеваюсь намного скромнее.
Брюки надеваю редко, в основном дома во время уборки. Раньше я активно пользовалась косметикой, сейчас лишь иногда подкрашиваю брови, ресницы, пользуюсь пудрой. Бывает, встанешь утром, а отражение в зеркале совсем не радует, тогда я позволяю себе немного подкраситься.
Батюшке это не очень нравится, но он понимает, что мне некомфортно чувствовать себя бледной.
Однако отказ от косметики Анна не считает большой жертвой, на личном опыте и примере подруг она убедилась, что кожа без «краски» отдыхает и выглядит даже лучше. Да и красота у верующего человека идет изнутри и не требует дополнительных штрихов.
— Меня часто спрашивают, как мне живется в условиях патриархата. Смею заверить — замечательно! Это очень приятно, когда за тебя всё решает муж. Хотя никакого деспотизма в нашей семье нет, важные вопросы всегда обсуждаем.
Супруги вместе молятся по утрам и перед сном, а также до и после еды, по вечерам читают Евангелие. В остальном же их жизнь не сильно отличается от жизни молодоженов: в свободное время они могут сходить в кино, покататься на велосипедах или роликах, Анна по-прежнему любит слушать музыку, особенно ей нравятся мюзиклы.
— Есть хорошая фраза: «Все мне можно, но не все полезно». Став женой священника, я отказалась лишь от того, что не полезно для души. И считаю, что потеря невелика, — заключает Анна.
Послан Богом
Анастасия Король, жена настоятеля прихода в честь Святой Животворящей Троицы (г. Белогорск) Виктора Короля.
Анастасию и ее будущего мужа свел Бог в самом что ни на есть прямом смысле. Еще будучи студенткой АмГУ, девушка посещала церковь. Однажды ее духовный наставник обратился к ней с необычным предложением взять шефство над послушником по имени Виктор. Молодой человек хотел постричься в монахи, однако архиерей его не поддержал, а посоветовал жениться и стать священником.
В качестве потенциальной супруги для Виктора выбрали Настю. На то, чтобы обдумать и дать ответ, девушке отвели три месяца.
Задача, поставленная перед молодой прихожанкой, была сложна вдвойне: ей полагалось не просто отважиться на роль матушки, но и выйти замуж за практически незнакомого человека, ведь свиданий как таковых у молодых людей почти не было, они виделись на службе и иногда общались по телефону.
— Самое интересное, в этот момент у меня вдруг стали появляться поклонники. До этого в личном плане было затишье, а тут — то один на свидание позовет, то другой, даже на улице стали подходить знакомиться. Признаюсь, я была ошеломлена таким вниманием со стороны парней. Но, подумав хорошенько, поняла, что это искушение, своего рода проверка, — рассказывает матушка Анастасия.
Разумеется, прежде чем сделать выбор, девушка посоветовалась с мамой. Та возражать не стала, единственное, что ее смутило, так это то, что дочь не успела окончить университет (Настя училась на четвертом курсе).
Девушка сомневалась до последнего дня, ведь от ее решения зависела не только ее судьба, но и судьба Виктора: в случае ее отказа он должен был принять монашеский обет.
— Я просила Бога подать мне какой-нибудь знак, но ничего похожего не происходило. Даже в назначенный день я была в нерешительности, но когда пришла в церковь, появился совершенно ясный ответ: «Да!»
Еще до того, как принять решение, Анастасия спрашивала у наставников: «Каково это — быть матушкой?», но те отвечали уклончиво: «Вот сделаешься и узнаешь». Сразу после рукоположения мужа в священники, молодая семья отправилась в Сковородино. Пребывание на новом месте оказалось настоящей школой жизни для новоиспеченной матушки.
Необходимость топить печь, носить воду, заниматься огородом для горожанки была серьезным испытанием, особенно во время ожидания первенца.
— Каждый месяц на целую неделю батюшка уезжал в район, поэтому мне приходилось топить печь не только в доме, но и две печи в церкви. Батюшка старался облегчить мою участь, сам приносил дрова. Потом нашелся добрый человек, который помогал растапливать печи в храме.
Были моменты, когда на глаза молодой матушки наворачивались слезы. Других священников поблизости не было, поэтому исповедоваться приходилось собственному мужу.
Спустя пять лет отца Виктора перевели в Белогорск, родной город Анастасии. Сейчас матушка помогает мужу при храме и занимается воспитанием двоих детей.
— Чем отличается жизнь матушки от жизни обычной женщины? Тем, что у нас есть вера. Мы сталкиваемся с теми же проблемами, что и все, но смотрим на них иначе, стараемся не роптать, просим помощи у Господа, — говорит Анастасия.
Как и большинство матушек, Анастасия не пользуется косметикой (изредка может позволить себе тушь), однако к стремлению других женщин выглядеть красиво относится положительно.
Платок она надевает в храм и на домашнюю молитву, а юбки в пол вовсе не носит.
— Главное, чтобы человек был благочестив внутренне, а то, что внешне, нередко бывает напускным, — уверена матушка.
Дарья ДРУЖИНИНА
Моя Мадонна
Источник: https://pravlife.org/ru/content/zamuzh-za-svyashchennika-kak-zhivut-sovremennye-matushki-i-kakie-oni
Могут ли священники жениться? Что такое целибат?
Ответ на вопрос о том, могут ли священники жениться, не может быть однозначным. Это связано с двумя нюансами. Во-первых, это зависит от того, к какой церкви он принадлежит. А, во-вторых, это касается степени его священства.
Какими бывают священнослужители?
Ответ этот на вопрос нужно знать для того, чтобы понять, могут ли священники жениться. Священнослужители подразделяются на три степени иерархии:
- первая из них – это диакон;
- вторая – священник, он же пресвитер;
- третья – епископ или архиерей.
Диакон помогает священникам и епископам проводить богослужения, делать это самостоятельно он не вправе. Диакон может принадлежать как к белому, так и к черному духовенству (быть монахом).
Священник вправе совершать и богослужения, и таинства. Исключением является только рукоположение. Он также может быть монахом.
В обязанности епископа входит надзор за духовенством епархии, во главе которой он стоит, а также за паствой. Еще епископ возглавляет духовенство храма, монастыря. Он может иметь различные главные правительственные степени. Речь идет о:
- патриархе;
- митрополите;
- архиепископе;
- экзархе.
Избирается епископ только из среды монашествующего духовенства.
Определившись со степенями священства, можно узнать ответ на вопрос, может ли жениться священник православной церкви.
Епископы
Могут ли жениться священники в сане епископа? Ответ на этот вопрос однозначно отрицательный. Обычай безбрачия этой категории стал восприниматься в качестве нормы ко второй половине VII века. Данное правило было закреплено на Трулльском соборе (691-692 гг.). При этом последнее правило касалось тех из епископов, которые до рукоположения в сан были женаты.
Они должны были предварительно разлучиться с супругой, отправив ее в монастырь, который находился далеко от места его служения. Бывшая жена имела право на пользование содержанием от епископа. Сегодня кандидаты в епископы избираются только из монахов, принявших малую схиму (аскетов).
Первая и вторая степень священства
В православии все духовенство подразделяется на два вида:
- Черное, монашествующее, которое дает обет целомудрия.
- Белое. Оно может быть женатым, а может и нет.
Поэтому ответ на вопрос о том, могут ли жениться священники первой и второй степеней, зависит от того, к какому из двух видов они принадлежат.
Лишь относящимся к белому духовенству дозволено вступать в брак. Но делать это они могут только до того, как облечены в диаконский или же священнический чин. После того как они создали семью, они имеют возможность принять сан. Может ли священник иметь детей, вступив в него? Да, заводить детей им разрешается.
А если супруга умрет или решит покинуть мужа? В подобной ситуации священнослужитель должен оставаться одиноким. Он может или стать монахом, или пребывать в статусе неженатого священника, но повторный брак ему запрещен.
Существует и другая форма безбрачия священников, о которой будет сказано ниже.
Целибат
Это особая форма священства, следуя которой человек не становится монахом, но в то же время и не относится к семейному духовенству. После того как целибатный священник будет рукоположен, он живет один. Это правило было узаконено в западной церкви при папе Григории Великом (590-604 гг.). Но де факто оно утвердилось только к XI веку, при папе Григории VII. Что касается восточной церкви, то целибат был отвержен Трулльским собором, который не был признан католиками.
Обетом безбрачия предписывается соблюдение целомудрия, а его нарушение расценивается как святотатство. Священники не могут заключать брачные узы или ранее состоять в браке. После посвящения в сан также нельзя жениться. Таким образом, у католиков, несмотря на существующее разделение на черное и белое духовенство, обет безбрачия должен соблюдаться всеми священниками.
У нас в стране целибат появился в конце XIX – начале XX века. Начало ему положил протоиерей А. Горский (1812-1875 гг.). Он состоял в должности ректора Московской духовной академии. На этот шаг, который был совершенно новым для российской церкви, его сподвиг митрополит Филарет. Он является автором трактата, посвященного примерам целибатных рукоположений, наблюдавшихся и в древней, и в позднейшей истории. В России целибат принимался довольно редко, как это происходит и сейчас.
Что касается иудаизма, то в нем к безбрачию наблюдается резко отрицательное отношение. Оно, прежде всего, основано на предписании, которое дано в Библии – «плодитесь и размножайтесь». Также безбрачие отвергается по причине того, что неженатый мужчина рассматривается только в качестве половины человеческого существа.
Источник: https://labuda.blog/192884
О женах священников: легко ли быть матушкой?
«Чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию»
Апостол Павел. Из первого послания к Тимофею (Тим. 2:9-10)
Михаил Нестеров. Христова невеста
А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане»
Перестук колёс электропоезда погружал в дремоту. В темноте окон всё чаще проскакивали огни пригорода. Невыспавшийся народ заполнял последние места, сгоняя «лежаков» со скамеек электрички. В воздухе витала нервозность от накопленной за неделю усталости и напряжение от предстоящего рабочего дня. Рядом со мной опустились три девушки, окутав купе облачком из смеси тонких духов. Защебетали
— Мишка вчера учудил. Замуж предложил выйти
— Вау! — выдохнула подружка с рыжей чёлкой. — И ты согласилась?
— И что я буду делать с этим недоучившимся слесарем? Да на его зарплату раз в магазин сходить!
— Тогда принца жди На белом коне На «Мерсе» — ехидно заметила рыжеволосая.
— Девчонки, — обратилась к подружкам молчавшая красавица с миндалевидными глазами. — За попа надо замуж выходить. Помните, Людка училась с нами в параллельном? Коса у ней ещё была длинная.
— Была такая. Мама её в библиотеке работала
— Так вот она за попа и вышла. Увёз он её куда-то в провинцию. А жёны у них не работают. На всём готовом живёт. Ни забот, ни проблем
К алтарю ревновать не станешь
Насколько же беззаботно живётся жене священника? Многие плачут в первое время. Плачут от неожиданного одиночества. Вроде муж и рядом, но заботы у него, прежде всего о других. О других он печалится, о других радуется. Главное, он — священнослужитель. Он приносит бескровную жертву за свой народ, служит Богу.
Этим и наполнено его сердце и мысли. Священники не носят обручального кольца — его снимают перед рукоположением как символ того, что отныне сей муж принадлежит уже не семье, но церкви.
О священнике говорят, что он обручается своей пастве, но семья-то у него остаётся, и венчанная жена тоже, только вот прав на супруга-священника у неё становится ещё меньше.
Внешнее благочестие
Прежде, до социальных потрясений прошлого века, принимая духовный сан, ставленник обещал, что отныне будет всегда ходить только в духовном платье, И действительно, представителей духовенства видели только в рясе или подряснике, в сапогах. Tax я православные матушки носили особую одежду, по которой их всегда можно было узнать.
На старых фотографиях мы видим на них довольно широкие блузы туникой, с длинными рукавами и высоким воротом, поверх которых, в официальной обстановке, во всякую погоду надет удлиненный жакет, свободные длинные юбки.
И какой бы живой и весёлый характер не имела жена священника, она не могла явиться затянутой в корсет, с турнюром, открытой шеей, и её невозможно было представить танцующей на балу.
В начале 60-х годов прошлого столетия Хрущёв подписал указ, запрещающий священнослужителям появляться в рясе в общественных местах, то есть вне храма и квартиры. Таким образом, у священников появились костюмы, свитера, туфли. Изменился гардероб и у матушек, но всё же, жёны духовенства и сегодня не позволяют себе легкомысленных туалетов и декоративной косметики.
Прозрачные стены
Жизнь матушки на приходе проходит, будто на подиуме. Её замечают, видят и узнают, но такое внимание совсем не услаждает жизнь, а усложняет её. К тому же матушке надо научиться сразу держать рот на замке.
Особенных тайн в личной жизни священника и его семьи нет, но для того, чтобы не было соблазна для прихожан и внешних людей обсуждать эту жизнь, нужна сдержанность. Особое внимание окружающих к дому священника связано чаще не с греховным любопытством, а пример того, как лучше построить свою собственную жизнь.
Делать нечего, и семье священника приходится с этим мириться, но как же трудно за такими стенами воспитать детей.
Матушка Ольга с детьми
Батюшкиных детей подкармливают сладостями, несмотря ни на какие просьбы и запреты со стороны родителей, потакают в шалостях. Там, где другого ребёнка побранят и накажут, батюшкиному чаду и пальцем не погрозят. В такой атмосфере двойных стандартов со стороны взрослых ребёнок недоумевает, кто же прав, добрые ли прихожане или родители-притеснители.
Вообще воспитать ребёнка без ограничений и наказаний невозможно, однако, это дело семейно-интимное, а тут стены прозрачные. Трудность воспитания заключается ещё и в том, что матушке приходится заниматься этим фактически одной. Пример отца в семье священника чаще всего бывает умозрительным.
Не лишним будет вспомнить ещё, что духовенство у нас, как правило, многодетное — не редкость семь, восемь и более детей.
Без дверей
Если стены дома священника прозрачны, то можно сказать, что дверей нет совсем. Прежде в России (до Октябрьского переворота) дворянин, чиновник, да и любой человек свободного сословия, будучи в дороге, за неимением постоялого двора во всякое время мог рассчитывать на ночлег в доме священника. Принимать странников всегда было естественной обязанностью духовенства, однако хлопоты все ложились на матушкины плечи.
Действительно, гостеприимство, как христианская добродетель, давно уже стала чертой нашего национального характера. Тем более оно присуще духовенству. И опять это воплощение этой добродетели происходит через матушек. Принять, собрать на стол, создать приятную атмосферу — дело хозяйки. Люди приходят исключительно ради общения с батюшкой, а чистить горы картошки, месить тесто для пирогов, жарить котлеты — предоставляется ей.
То количество гостей, которое проходит через любой священнический дом, со временем делает его хозяйку профессиональным поваром. В дом священника люди приходят чаще в надежде получить совет, услышать мнение, поучиться. Разговор обычно проходит за столом, о котором заботится матушка, но участия её в беседе не подразумевает. Если же разговор заходит о личном, то матушка на этот момент лишняя и ей нужно удалиться.
Она всегда с батюшкой, но всегда только в его тени.
И немножко мама
За советами и разъяснениями к жёнам священников всё же обращаются. Ведь не случайно же их называют матушками.
Воспитание детей, хозяйственные премудрости, круг чтения, средства народной медицины, традиции православного быта, церковный этикет — все эти темы могут быть предметом обсуждения с приходской матушкой.
Спрашивают ее и о церковной службе, о значении церковно-славянских слов, о правилах молитвы, о жизни святых. Чтобы не попасть впросак и, как говорится, не нести отсебятину, матушкам необходимо много читать и постоянно учиться.
Мастерица
Матушка Анна (г. Меленки). Фото Остоженской старообрядческой общины
Многие матушки трудятся на благо Церкви. Обычно в том храме, где служит муж. Они руководят или поют на клиросе, реставрируют церковную живопись и церковное облачение, преподают в воскресных школах. При многодетности это непросто.
Сегодня любой храм старой постройки нуждается в почти постоянной реставрации. И не удивительно, что многие матушки, чьи мужья — настоятели, разбираются в строительных и отделочных материалах почти на профессиональном уровне.
Обычная картина: если нет при церкви поварихи — готовит на престольном празднике и других событиях матушка, некому подмести двор — метла у матушки, нет преподавателя в воскресной школе — матушка готовит и проводит занятия.
Матушка Анна руководит хором Московского старообрядческого духовного училища
Надёжный тыл
Священника традиционно называют отцом или батюшкой. Это не сан или должность, а лишь предполагаемый и предлагаемый образ взаимоотношений с паствой: уважительное напоминание об обязанности заботиться, быть отцом для Христова народа.
Точно так же и принятое в православной среде обращение к жене священника «матушка» не является для неё каким-то званием, а лишь напоминает о её положении и ответственности. Слова апостола Петра о «сокровенном сердца человеке в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» (1 Пет. 3, 4) становятся краеугольным камнем всей жизни будущей матушки. А по-другому — никак.
Матушка людям важна не игрушечная, не деланная, а настоящая. Она не проповедует о Спасителе, а воплощает Его проповедь в своей жизни, не учит истинам Евангелия, но своими поступками утверждает эти истины.
В описании добродетельной жены, сделанном Соломоном в Ветхом Завете, где всё видимое являлось сенью духовному, кратко изложено всё, что можно сказать на эту тему:
«Добрую жену кто найдёт — цена её выше жемчуга. Сердце мужа её надеется на неё, и не остаётся без вознаграждения. Она платит ему добром, а не злом во все дни жизни своей Вздумает приобрести себе сад и приобретает его, руками своими сажает виноградник. Понимая, что работа её прибыльна, ночью не гасит своего светильника.
Встаёт раньше всех и кормит домашних своих. Длань свою открывает бедному, и руки свои простирает к нищему. Не боится зимы для дома своего, потому что у всех домашних её есть тёплая одежда. Она настелила богатых ковров. Мужа её легко отличить по чистой, хорошей одежде. Прочна и великолепна одежда её самой; с улыбкой встречает она наступающий день.
Уста свои открывает с мудростью, и кротко наставление на языке её. Внимательно смотрит за ходом дел в доме своём и хлеба не ест в праздности. Встают дети её и ласкаются к ней, встаёт муж её и хвалит её. Много есть добрых женщин, но ты превзошла всех их. Обманчиво пригожество, ничтожна красота, а жена, боящаяся Господа, достойна похвалы.
Дайте ей от плодов рук её и дела да прославят её» (Притч. 31: 10-31).
Батюшка и матушка: протоиерей Леонтий с супругой м. Парасковией
Так легко ли быть матушкой? На мой взгляд, это самый трудный женский крест — путь жены священника. Он подразумевает собой очень много обязанностей и очень мало прав, требует особого самоотречения.
Если этот крест случаен и неосознан, он будет не просто трудным, он станет невыносимым для той девицы в электричке, посчитавшей, что в жизни этой нет «ни забот, ни проблем».
Но когда он воспринимается, как благодатная возможность через служение мужу-священнику служить Церкви, он становится источником радости. Ибо о нём сказано:
«Иго Мое благо и бремя Мое легко есть» (Мф. 11:30).
Источник: https://altaistarover.ru/articles/370-matushkin-krest