Зевс верховный
Зевс — личность особенная, он заметно отличается от других богов, представление о которых сложилось в культуре древних греков.
Зевс, прежде всего, справедлив, он устанавливает законы и упорядочивает жизнь смертных. Зевс вложил в души людей стремление к добру и совесть, он наказывает и милует, помогает страдающим и взывающим к нему о помощи, покровительствует семье и хранит традиции.
Зевса называли отцом богов и людей, представляли огненной энергией, растворенной во всем окружающем мире. Владея небом, он управляет и земной жизнью.
Таким образом, именно Зевс в представлении язычников ближе всего к Единому Истинному Богу, Творцу неба и земли, всего видимого и невидимого.
Как пишет Гесиод, Зевс «превосходнее всех богов и могучее силой», и все-таки, он — один из множества, которым поклонялись древние эллины. Согласно красивой легенде о рождении Зевса, он появился на свет в пещере на острове Крит, втайне от своего отца Кроноса, пожиравшего собственных детей. На Крите Зевс рос и набирался сил, прежде чем одержал множество побед и стал верховным богом Олимпа.
На пути к власти
Повзрослев, Зевс, прежде всего, отправился к своему отцу Кроносу и, напоив его волшебным зельем, таким образом заставил извергнуть всех сокрытых в его чреве детей. Первым из чрева Кроноса вышел камень, который он проглотил вместо младенца Зевса.
Зевс бросил этот камень к подножию горы Парнас и назвал его «пуп Земли», здесь с древности существует религиозный центр мира — город Дельфы.
Освобожденные Зевсом из чрева отца его братья и сестры — Аид, Посейдон, Гера, Гестия и Деметра, по свидетельству Гесиода, «благодеянья его не забыли душой благодарной братья и сестры, и отдали гром ему вместе с палящей молнией».
Братья Аид и Посейдон заключили с Зевсом союз против жестокого отца Кроноса. Многие жители древнего мира объединились вокруг Зевса и помогли ему получить власть над миром богов и людей.
Главным препятствием для Зевса на пути к власти были его ближайшие родственники — титаны, это боги второго поколения, рожденные от Урана-неба и Геи-земли, а также их дети. То есть титаны приходились Зевсу дядями и тетями или двоюродными братьями и сестрами. Война с титанами длилась десять лет.
Титаны жили на Орфической вершине, а боги во главе с Зевсом — на Олимпе. Между этими горами в нынешней греческой Фессалии и было поле битвы титанов и богов. На стороне Зевса выступили особенные существа — циклопы или, как их еще называют, киклопы, и гекатонхейры.
Циклопы — тоже дети Урана и Геи, как говорит Гесиод, «были во всем остальном на богов они прочих похожи, но лишь единственный глаз в середине лица находился», от этого происходит и их название — Киклоп значит «круглоглазый». После рождения трое киклопов были, как и другие дети, скованы отцом Ураном и сброшены в недра земли, в Тартар.
Там они занимались кузнечным ремеслом, и, по Гесиоду, «для работы была у них сила, и мощь, и сноровка». Подняв войну против своего отца Кроноса и других титанов, Зевс освободил киклопов из Тартара, за что те поклялись быть ему верными. Именно циклопы выковали для Зевса непобедимое оружие — перуны, то есть молнии, которые он метал во время битвы.
Для братьев и сподвижников Зевса оружие выковали те же циклопы. Аиду они даровали шлем, а Посейдону — трезубец.
Гекатонхейры — сторукие пятидесятиголовые великаны. Дети Урана и Геи, они тоже были выведены Зевсом из Тартара на войну с титанами. Их участие, несомненно, помогло Зевсу одержать победу.
«Зевс-промыслитель», как называет его Гесиод, символично наказывал своих врагов. Это он поставил Атланта вечно держать на своих плечах небо, это он приказал длиннокрылому орлу клевать печень прикованного к скале Прометея, и мука его была бесконечной — за ночь печень «вырастала ровно настолько же, сколько орел пожирал ее за день».
Других побежденных титанов Зевс низверг в Тартар и поставил сторожить их все тех же сторуких пятидесятиголовых — гекатонхейров.
«Зевс, меж богов величайший и лучший, к тебе моя песня! Громораскатистый, владыка державный, судья-воздаятель», — воспевает Зевса Гомер. «Вовсе не жребий содеял тебя первенствующим богом, — вторит ему в своих гимнах Каллимах, — Подвиги рук, твоя сила и мощь, что у царского трона. Кто дела твои может восславить? Нет и не будет таких, кто бы Зевса деянья восславил».
Зевс — правитель мира богов и людей
После победы над титанами Зевс стал владеть небом и землей, то есть править всем миром. Его брат Посейдон получил во владение всю водную стихию — океаны и моря, а Аид стал властителем подземного мира.
Зевс славился как всемогущий правитель, при котором жизнь богов и людей расцветала. Развивались искусства и ремесла, земледелие. Зевс сам следил за тем, чтобы правители городов правили разумно и справедливо.
Орфические гимны называют Зевса «мир обходящее око», «око справедливости», «свет жизни», «начало всего и всему завершенье» и заключают: «Промысел твой, коль захочешь, природу всего переменит, смертный ли род человечий, иль мир, беспредельно широкий».
Зевс жил на Олимпе со своей женой Герой и их детьми. Гера, согласно мифологии, была третьей женой Зевса.
Первой его женой стала двоюродная сестра и воспитательница, заботившаяся о нем на Крите — Метида, богиня мудрости. Метида помогла Зевсу победить его отца Кроноса, именно она сварила зелье, благодаря которому Кронос изверг из чрева проглоченных детей. Но Метиду постигла горькая участь, когда она забеременела, Зевс, напуганный пророчеством, что их общий сын превзойдет отца во всем, проглотил свою первую жену.
Вторая жена Зевса — Фемида, богиня справедливости. Она родила Зевсу шесть дочерей, трое из которых — богини времен года, а трое других — богини судьбы. В ее обязанности входило возвещать богам и людям волю Зевса, также она обладала даром прорицания. Интересно, что и сегодня Фемида — образ правосудия, общепринятый во всем мире.
Римляне стали изображать ее с завязанными глазами — в знак беспристрастия, с весами и мечом, так она изображается и поныне. Но первоначально, у греков, Фемида изображалась без повязки на глазах, с весами и рогом изобилия.
Согласно мифу, она взвешивала добрые и злые дела человека, и воздавала ему из рога изобилия соответственно, добром или злом.
Третьей женой Зевса стала его родная сестра Гера, спасенная им из чрева их отца Кроноса. Гера — покровительница брака и материнства. Зевс полюбил Геру, когда она была совсем юной. Писатель II века Павсаний, рассказывая о впечатлениях от храмов Эллады, описывает изображение Геры с гранатом и скипетром в руках, причем, на верхушке скипетра сидит кукушка.
Здесь же Павсаний передает рассказ, что Зевс, влюбившись в Геру, превратился в кукушку, которую девушка поймала, играя и смеясь. С этого момента начались любовные отношения Зевса и Геры, позже они вступили в брак, который, по свидетельству Гомера, оставался тайным в течение трехсот лет.
Позже, став законной женой Зевса, Гера была очень ревнива и принесла множество бед подругам и внебрачным детям любвеобильного Зевса.
Интересно, что Зевс любил превращаться в животных. Он не только обратился кукушкой для Геры, но являлся Деметре и Персефоне в образе змея, перед Ледой обратился в лебедя, да перед другими богами и людьми появлялся то в образе быка, то птицы, то жеребца, то муравья, то жука.
https://www.youtube.com/watch?v=OSdt6DDDvVk
Иногда в истории Зевса можно обнаружить свидетельства, схожие с библейскими. Например, рассказ о всемирном потопе, посланном Зевсом, практически, повторяет библейское повествование, только с другими действующими лицами.
Когда нравственное падение людей стало таким ужасным, что землю покинули богини Верности, Справедливости, Правды, Зевс — по свидетельству легенды — решил истребить грешный человеческий род и создать новый. Поэтому он послал на землю потоп, истребивший все живое.
Спаслись от потопа только двое добрых супругов — Левкалион и Пирра, от которых произошел новый род людской.
Наследники Зевса
Само собой, Зевс не признавал себе равным никого. Боясь сына, который мог бы его свергнуть, он проглотил свою первую беременную жену.
У Зевса и Геры родился сын Гефест. Ребенок появился на свет таким слабым и уродливым, что мать, желая погубить, сбросила его со скалы. Но Гефест выжил и стал прекрасным кузнецом, он создавал такие вещи, равные которым не мог сделать никто на земле.
Аполлон — солнечный златокудрый бог искусства и врачевания, покровитель муз, сын Зевса и титаниды Лето. У Аполлона была сестра-близнец, богиня охоты Артемида.
У Зевса родилась дочь Афина, как говорит Гесиод, она родилась без матери, из головы самого Зевса. Богиня мужества и мудрости, Афина, дала название славному городу, который ныне является столицей Греции.
Дети Зевса — это и такие прославленные боги, как Гермес — бог торговли, Дионис — бог виноделия, Персефона — богиня плодородия и Эрос — бог любви.
Детьми Зевса были не только боги, но и герои, рожденные от него земными женщинами. Среди таких героев — Геракл, Гармония, Елена, Персей.
Божественный Олимп — престол Зевса
И поныне возвышается на древней земле Эллады горная гряда Олимп, овеянная множеством легенд о великом Зевсе — первым избравшем это место в жилище богам. Здесь — по легенде — Зевс, окруженный богами и богинями, устраивал свои царские пиры, на которых решались судьбы мира.
Далеко внизу, в земной долине, жили люди, подверженные переменам, в их жизни радость сменяется горем, благоденствие — трудностями. Боги же всегда были радостны и спокойны. Справедливый Зевс уверенно чувствовал себя на троне верховного правителя.
Его окружали — богиня мира Ирена, богиня победы крылатая Ника, богиня радуги Ирида. Здесь же — супруга Зевса, богиня семьи Гера, их дети, и друзья — боги. Они вкушали нектар и амброзию, любовались танцами и пением прекрасных муз.
А Зевс решал, кого из людей наказывать, а кого миловать, кого одарить, а кого обделить. В распоряжении Зевса были два огромных сосуда — один с добром, а другой со злом. Оттуда черпал громовержец свои дары и посылал людям, соответственно добрым или злым делам каждого.
В соответствии с этим представлением и жили древние эллины, на таком мироощущении зиждилась древнегреческая цивилизация, впоследствии оказавшаяся готовой — как ни одна другая из язычников — принять весть о Христе.
Источник: https://www.grekomania.ru/articles/mythology/261-zevs
Мифология — Божества
Божества в различных мифологиях
Легенда о происхождении Осириса связывает его с гелиопольским космогоническим мифом. Местным богом Гелиополя был Атум, считавшийся «первым богом» до эпохи пирамид. В городе находился храм, посвященный ему как «отцу богов». Остается неизвестным, когда и каким образом место Атума занял Ра, но впоследствии оба бога были объединены под именем Атума-Ра, возглавившего Девятку (Эннеаду) богов.
Выплевывая собственное семя, Атум создал первую божественную пару – бога Шу и богиню Тефнут; эта пара родила бога Геба и богиню Нут. Эти четыре божества персонифицировали обожествленные космические стихии, и храмов в их честь не воздвигали. Специальные места культа были им отведены лишь в Гелиополе.
Между тем, именно от последней пары этих космических божеств родился тот, кто стал «Властелином всего сущего» — Осирис, а вместе с ним родились две его сестры – Исида и Нефтида, и два брата – Сет и Гор-хент-ан-маа («Слепой Гор»), называемый Гор-старший, в отличие от Гора, сына Осириса.
Однако, как мы знаем, Осирис не был исконным богом Гелиополя, его родиной был город Бусирис.
Подробнее
Культ Осириса был отмечен «грубой, но выразительной символикой». Во время его праздника женщины разгуливали по селению, «неся непристойные изображения бога, приводившиеся в движение с помощью веревок.
Аналогичное изображение бога, украшенное всевозможными плодами, стояло в храме перед статуей Исиды», и даже в гробу Осирис изображался с напряженным фаллом, что должно было показать неиссякающую и после смерти производящую силу бога.
Рождение Гора, которого Исида зачала уже после смерти Осириса, наглядно проявляет производящую мощь бога.
В одном из гимнов Осирису говорится, что благодаря ему мир покрывается пышной зеленью. В другом гимне он называется «отцом и матерью всех людей», из чего следует, что от этого бога люди ждали и ниспослания потомства. С этой целью также устраивались праздничные шествия, которые впоследствии стали ошибочно восприниматься как непристойные и развратные.
Подробнее
Кем же был на самом деле Осирис, известный впоследствии как «Властелин всего сущего»? М.А. Коростовцев полагает, что, поскольку Осирис традиционно «изображается в верхнеегипетской высокой белой короне, он все же «выходец» из Верхнего Египта».
Миф гласит, что он был сыном божественной четы – богини неба Нут и бога земли Геба, одним из пяти детей, рожденных в обход проклятья бога Солнца, разгневанного изменой своей супруги Нут. Хитроумному Тоту удалось уладить дело благодаря выигрышу в игре в шашки у Луны.
Выиграв у богини одну семидесятую долю каждого дня в году, Тот сложил из этих кусочков времени пять полных дней, которые и были добавлены в конец египетского года. Над этими днями бог солнца Ра не имел власти, и в первый же день родился Осирис, о котором таинственный голос с неба объявил, что на свет появился владыка всего сущего.
В следующие дни родились Гор Старший, Сет, Исида и Нефтида. В некоторых мифах утверждается, что Исида с Осирисом были любящей парой уже до своего рождения, во всяком случае, все варианты сходятся на том, что они стали супругами, также как и Сет с Нефтидой.
Подробнее
Осириса часто рисуют черным вследствие того, что он управлял царством мертвых под землей. Иногда цвет кожи Осириса зеленый, в чем усматривается его связь с растительностью, иногда выцветший синий, который «согласно восточным представлениям является просто еще одним оттенком черного».
Он изображался или сидящим на троне, или стоящим на очень высокой лестнице, которая «должно быть, первоначально представляла лестницу, по которой поднимается и спускается бог-солнце».
Со своего места он управлял умершими, и поскольку был связан с растительностью, таинственно появляющейся из глубин, особой его заботой было надзирание за работой в полях Иару («поле отростков, побегов»). В этих полях трудились умершие, собирая обильные урожаи.
Вместе с тем Осирис выполнял и функции строгого судьи, решая судьбу умерших «в их второй жизни». (См. загробный мир).
Вместе со звездами он со всем своим царством поднимался в ночное время из бездны, выступая в этой функции вновь владыкой воскресения и прототипом умершего, который обретает вечную жизнь.
В Египте во времена Древнего Царства и ранее господствовала звездная религия, которая предполагала превращение душ умерших фараонов в звезды. «Ты обретаешь свое место на небе среди звезд», — говорилось в обращении к умершему фараону. [Руг., 251].
Подробнее
Первоначально Осирис был местным богом города Джед(у) (Джедет) в Дельте. Греки называли этот город Бусирис — то есть «Дом Осириса». В заупокойных текстах он нередко называется «владыкой Бусириса», что «безусловно, указывает на связь Осириса как бога умерших с Бусирисом».
Точное египетское произношение имени неясно, обычно считается, что оно звучало как Usir(i). Имя этого бога, как считает Макс Мюллер, «вероятно, является древним неправильным прочтением иероглифических символов, которые стали непонятны». Дж.
Фрэзер полагает, что имя Осириса имеет значение «»посев» или «жатва», поэтому древние авторы иногда выражали мнение, что он олицетворяет дух хлеба». Плутарх пишет, что поскольку «Осирис изображается иероглифами, обозначающими глаз и скипетр», то имя его означает «многоокий (os — «много» и iri — «глаз»).
«Милостивый характер, приписываемый Осирису, отразился в его дополнительном имени Un(en)-noffer или Unnofru — Уннефер (Делающий добро), греч. «Онофрис». Он часто носит титул Neb-er-Zer или «Властелин всего сущего».
Подробнее
Италийской богиней весенней растительности, цветов и юности была Флора. Первоначально она была богиней италийских осков и сабинян, затем вошла в римский пантеон богов, и в ее честь было установлено празднество под названием флоралий, отмечаемых в период с 28 апреля по начало мая.
В этом весеннем торжестве огромную роль играли гетеры, да и сама Флора именовалась Meretrix (продажной девчонкой, распутницей).
Разнузданный характер игр и нравов, царивших во время праздника, были призваны произвести аналогичное воздействие на природу, чтобы призвать ее к плодовитости. Люди украшали себя и животных цветами, женщины надевали яркие платья.
Выступления мимов, как мужчин, так и женщин, появлявшихся на сцене нагими, зачастую весьма непристойные, стали отличительной чертой этого весеннего праздника цветов.
Подробнее
Р.Грейвс пишет в «Белой богине», что осенний праздник в честь Диониса носил название «Амбросия» и предполагает, что на празднике Амбросии «участники вкушали поганки, чем доводили себя до божественного безумия». В «Мифах Древней Греции» Р.Грейвс указывал, что амбросия «скорее всего была ячменной кашей, заправленной растительным маслом и измельченными фруктами». Добавим от себя, что первоначально, возможно, вместо измельченных фруктов использовались измельченные поганки.
По мнению Грейвса именно эту поганку — panaeoluspopilionaceus, погружающую в глубокий транс, «ели адепты во время элевсинских, самофракийских, критских мистерий и становились вровень с богами способностью к трансцендентетным видениям».
На то, что безумствующие менады первоначально одурманивали свое сознание галлюциногеном, указывает и сам характер «одержимости Дионисом»: Ликург видит вместо сына виноградную лозу, Агава видит вместо сына животное, пираты видят вместо мачт и весел змей и т.д.
Позже вино заменило не только поганки на пирушках менад, но и кровь, проливавшуюся при жертвоприношениях.
Подробнее
В начале январе в Афинах проводился праздник Галои – от слова «halos», означающего и место обмолота и сад. Вероятно, это был праздник возделывания садов, включавший в себя мистерии Деметры, Коры и Диониса. Он тоже праздновался женщинами и был приурочен к сбору винограда и пробе нового вина.
Диониса очень почитали в Афинах, где в его честь проводили четыре главных праздника: Малые (или сельские) Дионисии осенью — это был праздник сбора винограда, Ленеи в январе — праздник по случаю изготовления вина — выдавливания винограда; Антестерии в конце февраля — праздник откупоривания бочек с молодым вином, которое тогда пробовали; Большие (или городские) Дионисии—в конце марта и в начале апреля.
Подробнее
У Диониса много ипостасей и много эпитетов. Эрифос (козленок) — эпитет Диониса, превращенного Гермесом в козленка, когда последний спасал юного бога от гнева Геры. Зовут его и Мельпоменом (Ведущий хороводы), а жители Аттики называют его»»Киссом (Плющем), говоря, что тут впервые появился плющ как растение». (Павс. I , 31, 6).
В Риме он был известен как Либер и ему посвящены следующие строки Овидия: «Покорны ему матери и молодицы//Ладан несут и зовут Лиэя, Бромия, Вакха, / Отпрыск огня, что дважды рожден и двумя матерями, / И добавляют: Иисей, Тионей нестриженный, имя / Также дают и Леней, веселящих сеятель гроздьев, / Также Иакх, и Эван, и отец Элелей, и Никтемий, / Много имен и еще которые некогда греки / Дали, о Либер, тебе! Ибо юность твоя неистленна, / Отрок ты во веки веков».
Подробнее
Плутарх пишет об отождествлении Диониса с Осирисом, приводя египетское предание о войне Апописа с Зевсом, во время которой Осирис, вставший на сторону последнего и вместе с ним одержавший победу, был усыновлен Зевсом, давшим ему имя Дионис.
Время и обстоятельства рождения Осириса остаются неизвестными. Между тем, благодаря Плутарху, нам известно, что сын Осириса, Гор, зачатый Исидой от мертвого супруга, родился раньше срока.
Плутарх сообщает, что Исида родила «недоношенного и недоразвитого» Гора «к зимнему солнцевороту среди ранних цветов и побегов». Шестимесячным родился и Дионис у Семелы.
Сходство между Дионисом и Осирисом проистекает и из такой детали их культа, как количество кусков, на которые были расчленены боги. Сет сперва топит сундук с телом заживо погребенного в нем Осириса, а, когда Исида находит и возвращает в Египет тело, он разрывает его на 14 кусков. Именно 14 частей тела Диониса фигурируют в обряде, проводившемся на празднике цветов — антестериях, празднике весны, молодого вина и поминовения умерших.
Подробнее
Ещё статьи
Источник: http://www.a700.ru/gods.html
Дивия: что это за богиня Луны у славян, какие символы и атрибуты имеет, чьей покровительницей является?
В славянском пантеоне существовало множество Богов, играющих большую роль в жизни славян. Одной из таких была Дивия – Богиня Луны и природы, мать всего живого. Её лунница стала одним из самым популярных украшений у девушек, а упоминания о ней встречаются в самых древних трактатах.
Что это за божество Луны у славян?
Дивия – богиня Луны и светлой ночи, дочь Рода, Творца Вселенной. Она появилась одновременно с Хорсом – своим братом – Богом Солнечного диска. Дивия – первостепенная богиня, равновеликая Дыю, Богом Ночного Неба. Почитается в славянском пантеоне богов издавна, подтверждение этому встречается во множестве украшений с её символикой – Лунницей.
Дивия была сотворена, чтобы люди во мраке ночи смогли увидеть свет во тьме, символе заблуждений и иллюзий.
Ночью она в белой длинной одежде и с полумесяцем на головном уборе выезжает на своей колеснице и светит на землю, помогая всем заблудившимся найти дорогу, правильный выход. Все красивые и волшебные сны – это проявления Дивии.
Вообще характер лунной природы во многом повлиял на Богиню:
- она олицетворяет свет на ночном небе;
- Дивия связана с началом новой жизни, с беременностью и материнством;
- богиня контролирует подсознание и сны;
- символизирует цикличность жизни: как день-ночь, как повторение лунного цикла.
Богиня Луны помогает вести счёт времени, по лунному календарю многие Ведающие ориентируются до сих пор. Лунный месяц считается первой мерой времени.
Как выглядит в славянской мифологии?
Богиню редко встретишь в славянских мифах. Дивия занята – её колесница, запряжённая парой белоснежных коней (в редких случаях – чёрных коней или быков), едет по небу и освещает ночь.
Дивия похожа на своего брата Хорса, Бога Солнца, но встретиться они не могут. Каждую ночь Дивия выезжает на своей колеснице и под утро возвращается домой. Когда её колесница полностью проезжает по небосклону, колесница Хорса начинает свой ход.
Один из славянских мифов рассказывает о том, как Дивии удалось уговорить Дыя, Бога Ночного Неба, разрешить хоть изредка видеться с братом. В такие встречи можно увидеть солнечное затмение.
Другой повествует о неразделённой любви Дивии к трёхголовому Триглаву, непобедимому владыке тьмы. Он мог принимать любое обличие: юноши, взрослого мужчины или старика. Когда Триглав был в облике молодого парня, Дивия увидела его и влюбилась. Бог отверг любовь Дивии, расхохотавшись в ответ, а потом случайно проговорился, что лишь сияние Свентовита может убить его. Униженная отказом Дивия решила отомстить ему.
Ночью Богиня прокралась во владения жены Триглава, где он был, и подстроила всё так, чтобы тот вовремя не проснулся. Когда на ночном небе показался рассвет, трёхголовый Бог вскочил в свою колесницу и со всех сил помчался по небу к своему жилищу. Но как только вблизи показались родные стены, жаркий луч солнца попал на Триглава и растопил его.
Так Богиня Луны с помощью женской хитрости отомстила непобедимому Богу за унижение и отказ, убив его.
Символы и знаки
Главный символ Дивии – лунница. Он выглядит в виде полумесяца, а рожки на лунницах могут быть повёрнуты вниз или вверх, они означают связь с космосом.
Иногда лунница бывает полностью круглой. Лунница – это женский знак, символизирующий гибкую и мягкую женскую силу и власть. На лунницах могут быть изображены стихии земли, как символ зарождения жизни:
- полосы – дождь;
- квадраты – земля;
- цветы – защита человека Солнцем;
- кресты – единение женского и мужского начал.
Источник: https://slav-rus.com/bogi/diviya.html
Культ Неба в китайской культуре: Небо, Сын Неба, Небесный мандат
Небо (天 тянь) — одна из основополагающих категорий китайской культуры. Китай часто называют Поднебесная. Китайский император носил титул «Сына Неба». Считалось, что Небо вручает ему Небесный мандат на правление. Лишь император имел право приносить жертвоприношения Небу и перед Небом отвечал за благополучие народа.
Круглый алтарь в Храме Неба в Пекине. В эпохи Мин и Цин в день зимнего солнцестояния император совершал здесь церемонию жертвоприношения перед священной табличкой Неба.
Небо (тянь)
В древнекитайских текстах слово тянь 天 трактовалось по-разному:
Небо-тянь ни коим образом нельзя соотнести с понятием Бога авраамических религий (иудаизма, христианства, ислама). Бог является Личностью, а Небо – сила обезличенная. Тянь – это высшая мироустроительная сила, благодаря которой сменяются времена года, день и ночь, зреет урожай и др.
Существует несколько версий появления культа Неба в Китае. Согласно одной из них, наиболее авторитетной, вера в Небо как высшую силу была распространена у племени чжоу, которые во II тыс. до н.э. поселились на северо-западной окраине государства Шан-Инь (1600-1027 до н.э.), позднее уничтожили его и основали собственное государство под властью династии Чжоу (1045-221 до н.э.).
У иньцев существовал культ Верховного первопредка Шан-ди 上帝. Шан-ди переводится как «Верховный первопредок», «Высшее божество», «Верховный правитель». В древних текстах он также именуется просто ди 帝.
По мнению ряда ученых, иероглиф ди 帝 первоначально означал сжигание жертвы, а потом трансформировался в божество, которому приносят жертву. Со временем Шан-ди стали почитать как божество-покровителя государства Шан-Инь.
При чжоусцах возник культ Тянь-ди 天帝 (Небесного первопредка), первоначально наделенного личностными чертами, а затем – обезличенного, абстрактного Неба тянь 天.
Иероглиф тянь 天 встречается уже в иньских гадательных надписях (2-я половина II тыс. до н.э.). По всей видимости, он восходит к изображению человека 人 жэнь, которое пересекают две горизонтальные черты: 天, то есть человека с раскинутыми руками (иероглиф «большой» 大 да) и пространства над его головой. Некоторые исследователи полагают, что это изображение человека с большой головой.
人 (жэнь, человек) — 大 (да, большой) — 天 (тянь, небо).
Совершенные мудрецы древности, [прислушиваясь] к громким звукам [в природе] (сяо), постигали с их помощью Небо и Землю и называли [эти звуки названиями или] званиями (хао). [Они прислушивались] к пению [птиц и крикам животных], нарекали их [по этому признаку] и называли это именами.
В имени (мин) выражаются, [таким образом], пение (мин) и наименование (мин). В звании (хао) выражается, [таким образом], громкий звук (сяо) и постижение (сяо). Итак, громкие звуки (сяо), с помощью которых постигаются Небо и Земля, это [названия или] звания (хао).
Пение [и крики животных] (мин), с помощью которых давались названия, это – имена (мин) Имена и звания хотя и разнятся по звучанию, но основа у них единая. Имена и звания – [это способ] проникнуть в мысли Неба. Небо не говорит, оно заставляет людей выражать его мысли. Небо не действует, оно заставляет действовать людей, находящихся [в его власти].
Таким образом, имена являются [тем способом, которым] совершенные мудрецы выражали мысли Неба. [А следовательно], их нельзя не [подвергнуть] глубокому рассмотрению.
Получение государем небесного повеления ниспосылается [согласно] замыслам Неба. Поэтому его звание – «Сын Неба». Он должен взирать на Небо, как на отца, и служить Небу [в соответствии] с путем сыновней почтительности. (Дун Чжуншу, «Чунь-цю фань-лу», глава «Глубокое исследование смысла имен и званий»)
Сын Неба (тянь цзы)
В китайской культуре Небо рассматривалось как источник императорской власти. До 1912 года правители Китая носили титул «сын Неба» (тянь-цзы 天子).
Считалось, что император поддерживает взаимодействие между тремя членами Великой триады — Небом, Землей и людьми, что нашло свое отражение в иероглифе ван 王 — правитель. В качестве верховного жреца только он мог приносить жертвы Небу и Земле.
Его жертвоприношения духам земли и зерна обеспечивали процветание всей Поднебесной. Также император являл собой образец сыновней почтительности, принося жертвы в Храме предков.
Жизнь императора как Сына Неба была четко регламентирована. Большую часть времени он проводил в своем дворце, скрытый от глаз подданных. Только приближенные имели право лицезреть императора. Его символом был Дракон с пятью когтями.
Храм Урожая — центральное сооружение Храма Неба в Пекине. В день зимнего солнцестояния императоры династий Мин и Цин совершали здесь церемонию жертвоприношения Небу
Небесный мандат на правление (тянь мин)
Только самый достойный мог стать Сыном Неба. В эпоху Чжоу конфуцианцы обосновали идею, что Небо вручило Вэнь-вану (1152-1056 до н.э.) «небесный мандат» (тянь мин 天命) на правление, отобрав его у последних правителей династии Шан-Инь, погрязших в грязных делах и лишившихся милости Неба. Аналогично в свое время Небо отобрало мандат на правление у династии Ся*, передав его иньцам.
* Ся (XXI-XVII вв. до н.э.) — первая династия в истории Китая, историчность которой, однако, не подтверждена археологическими данными. Иногда связывается с археологической культурой раннего бронзового века Эрлитоу (близ Лояна, пров. Хэнань).
Таким образом, личные заслуги основателя династии становились основанием для получения «мандата Неба» на правление. Считалось, что он обладал дэ 德* (благодать, добродетель).
* Дэ 德 (благодать, добродетель) – одна из фундаментальных категорий китайской философии. Первоначально означала магическую силу вождя. В самом общем смысле – «качество, обусловливающее наилучший способ существования каждого отдельного существа или вещи» (А.И.Кобзев).
Если избранник оказывался недостойным, лишенным благой силы, вел неправедный образ жизни, то Небо, как считалось, лишало его власти, посылая сигналы в виде стихийных бедствий – ураганов, неурожаев, нашествий саранчи, войн, эпидемий и т.п., высказывая тем самым свое негативное отношение к правителю. Народ мыслился как «глас Неба», который может свергнуть деспота. Забота о народе ставилась выше заботы о духах.
В древнекитайском трактате «Мэн-цзы», где содержатся высказывания и описания деяний великого конфуцианца, «второго совершенномудрого» Мэн Кэ (372-289 до н.э.), дано развернутое описание того, как должна происходить передача власти:
Вань Чжан спросил:
– Было ли так, что Яо отдал Шуню* Поднебесную?
Мэн-цзы ответил:
– Нет, этого никогда не было. Сын Неба не может отдать Поднебесную никому.
Ученик спросил:
– В таком случае кто же дал Поднебесную Шуню, когда он воцарился в ней?
Мэн-цзы ответил:
– Небо дало ему.
Ученик спросил:
– Значит ли, что Небо громогласно поведало ему, когда давало Поднебесную?
Мэн-цзы ответил:
– Нет, Небо не говорит. Оно внушило это ему своими действиями и делами, вот и все.
Ученик спросил:
– Как же оно могло внушить своими действиями и делами?
Мэн-цзы ответил так:
– Сын Неба может представить человека на утверждение Небу, но не может побудить дать тому Поднебесную.
В прежние времена Яо представил Шуня Небу, и оно приняло его; он показал Шуня народу, и тот тоже принял его.
Вот почему я и говорю, что Небо не говорит, а только указывает своими действиями и делами, вот и все.
Ученик сказал:
– Осмелюсь спросить, как же происходило представление Шуня Небу и оно приняло его, предложение его народу и народ принял его?
Мэн-цзы ответил:
– Было велено Шуню совершить обряд жертвоприношения, и все духи насладились жертвами. Значит, Небо приняло его.
Было велено Шуню вершить делами, и все дела были приведены в порядок; все сто семейств, составляющие весь народ, были успокоены этим. Значит, народ принял его.
Небо дало ему Поднебесную, люди дали ему ее. Вот почему я и говорю, что Сын Неба не может дать никому Поднебесную.
В «Великой клятве» сказано: «Небо видит глазами и слышит ушами моего народа», вот о чем как раз здесь и говорится.
(«Мэн-цзы», 9.5)
* Яо (2352-2234 до н.э.) и Шунь (2294-2184 до н.э.) — легендарные четвертый и пятый совершенномудрые императоры древности. Конфуций считал их и Юя, основателя династии Ся, «тремя совершенными людьми».
Благодаря такому представлению о Небе возникла и своеобразная идея легитимности власти: если глава мятежников смог покорить столицу и отстранить правителя от престола, это означало, что Небо вручало новому правителю мандат на правление, и новая власть считалась законной. Если же правительственным войскам удавалось подавить сопротивление, мятежников казнили как врагов государства.
Правитель, получающий мандат Неба, есть великое проявление [воли] Неба. Тот, кто служит отцу, должен проникнуть в его мысли, а тот, кто служит государю, должен постичь его стремления. Так же и со служением Небу. Ныне Небо явило себя в великом проявлении.
Если же [все] унаследовать от прошлого и все оставить прежним, то [это означает] не проявить и не восславить [намерений Неба]. И это не есть замысел Неба. Поэтому обязательно нужно изменить место пребывания [государя] (столицу. – А.М.), название государства, календарь и цвет [официального] облачения.
И это не что иное, как нежелание противиться замыслу Неба и ознаменование самопроявления. Что же до великих основ, человеческих отношений, путей и принципов политического управления, воспитания нравов и письменности, то все должно остаться по-старому.
Да и как это менять? Поэтому [пришедший к власти] государь меняет лишь имена в системе управления, но сохраняет сущность Пути. (Дун Чжуншу, «Чунь-цю фань-лу», глава «Чуский Чжун-ван»)
Статья обновлена 27 апреля 2019
Сайт «История и путешествия», 2009-2020. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Мы в социальных сетях:
Источник: https://anashina.com/kult-neba-v-kitajskoj-kulture/
Нут — богиня неба Древнего Египта, мифология
> Африка > Египет > Богиня неба Древнего Египта Нут
Одной из наиболее почитаемых древнеегипетских богинь являлась Нут. «Нут» переводится как «небо», а имя изображалось иероглифом, означающим «сосуд».
С ней египтяне связывали множество мифов и легенд. «Великая мать», «Огромная мать звезд» – именно так величали ее жители древнего Египта. Хотя в ее честь практически не строили храмы, почиталась она всеми сословиями без исключения. Её изображения можно было встретить на стенах храмов других богов, так как многим из них она была матерью.
Как на свет появилась Великая мать?
Нут был дочерью прабогов Шу – бога воздуха и Тефнут – богини влаги. У нее был брат Геб – бог земли, увидев друг друга, они влюбились и стали супругами. Согласно мифам их страсть стала такой безудержной, что они сплелись вместе и не могли расстаться.
Из-за их страсти небо и земля стали одним целым и перемещаться на земле не могло ни одно живое существо. Увидев это, бог Ра приказал Шу разъединить своих детей, однако богиня Нут так сильно вцепилась в своего возлюбленного руками и ногами, что тело ее выгнулось, образовав небосвод.
Таким образом влюбленные остались, как и прежде неразлучными, но между ними появилось свободное пространство, в котором и жили люди.
Красавица Нут
На многих фресках можно увидеть изображение Нут в виде обычной женщины, иногда с очень длинными руками, которая касается земли своими пальцами, опоясывая тем самым весь горизонт земли. Также она могла изображаться девушкой с кувшином на голове, а в руках с крестом жизни и жезлом уас.
В некоторых мифах богиня представлялась в виде космической коровы. Этот облик пришел из глубокой древности, в пирамидах можно встретить надпись о том, что звезды плывут по океану под телом Нут, причем ее тело отождествляется с космосом.
В мифах можно встретить упоминания о том, как Корова поднимает старого Ра высоко в небо, но чем выше взлетает он ввысь тем больше у нее дрожат ноги, поэтому Корову поддерживает ее отец Шу и восемь других богов и богинь.
Между ее рогами располагается иероглиф «хех» – «Миллион», то есть множество звезд.
В гробнице фараона Рамзеса IV было обнаружено одно из самых необычных изображений. Изображение состояло из двух образов, обращенных спиной к друг другу: тела имело синий, небесный цвет, и покрыто звездами, таким образом, отождествлялось и ночь и день одновременно. Ночной образ Нут украшен звездами, а дневной двенадцатью солнцами.
Мифология
У египтян можно встретить статуэтки, где Нут имела вид свиньи, поедающей поросят. Это неспроста, так как в мифологии древних египтян говорилось о том, что Нут ежедневно поедает звезды, а вечером рождает их вновь. Узнав об этом, Геб решил проучить свою жену-сестру и превратил ее в свинью.
Согласно древнеегипетский мифологии в супружестве Нут и Геба родилось много детей, некоторые из них составили египетский пантеон:
- Осирис;
- Изида;
- Гор;
- Сет;
- Нефтида.
Иногда Нут ошибочно называют матерью Ра, но на самом деле она его внучка. Каждый день Солнце-Ра, проходит по небосводу – телу Нут, а во время заката она заглатывает солнце. Всю ночь Ра вынужден плыть на лодке по телу богини утром выходить из ее чрева, то есть символически рождаясь.
Праздники и обряды
Праздников в честь богини не устраивалось, но ее почитали во время каждых похорон, так как именно она могла помочь людям в загробной жизни. Так, в обнаруженной в Долине царей усыпальнице Тутанхамона можно увидеть изображение фараона стоящего перед богиней Нут, на голове которой короткий парик.
Внутри богини заключена тысяча душ, которая и связывает ее с миром мертвых. Поднимая души на небо она охраняет их гробницы, поэтому ее часто изображали на саркофагах, чтобы добиться ее благосклонности.
Богиню олицетворили с деревом сикомора, которое почитали как божество и считали спасительным от разных несчастий. Во время засухи Нут приносили богатые дары, и просили о ниспослании дождя, происходило это либо в ее храме в Геллиополисе, либо же в любом другом месте пред фигурой Нут.
Почитание Богини Нут продолжилось и во время Римского владычества в Египте, хотя протипа в Римской мифологии не существовала. Если Геба отождествляли с Сатурном, то супруга последнего Опа была полной противоположностью Нут, так как отвечала за урожай и посевы.
29 декабря 2018
Источник: https://ArcheoNews.ru/boginya-neba-drevnego-egipta-nut/
Нут – богиня неба в мифологии Древнего Египта — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады
В египетской мифологии было множество богов. Место одного из важнейших занимала богиня неба Нут. Она была матерью трех важных богов – Осириса, Исиды, Сета и Нефтиды. Ее супругом был Геб – бог Земли.
- Происхождение
- Роль в мифологии
- Что мы узнали?
Происхождение
В языке древних египтян не было гласных, поэтому имя этой богини записывали как “Nwt”, что можно перевести как “кувшин с водой”, а также “небо” и “орех”. На своих рисунках они могли изобразить в виде коровы и или в образе обнаженной женщины, покрытой звездами и изгибающейся над сушей.
Рис. 1. Богиня Нут.
Ее родителями были Шу и Тефнут, то есть бог воздуха и солнца, а также богиня дождя, плодородия и росы. Нут является одним из старейших божеств в пантеоне древних египтян. Изначально она являлась богиней ночного неба, а потом стала просто богиней неба. Ее священным символом была лестницы. Именно по ней перемещался бог Осирис. Такую символическую лестницу помещали в гробницы, она должна была защищать умерших.
На рисунках египтяне могли изобразить ее как огромную свиноматку, а роль звезд выполняли поросята. Могли изобразить богиню в виде дерева –
Платана или в виде женщины с крыльями.
Рис. 2. Богиня Нут Египет.
Роль в мифологии
Она была богиней неба и всех небесных тел и символом защиты мертвых на этапе их вступления в загробную жизнь. Египтяне представляли в своих мифах, что Солнце и Луна за день пробираются через тело богини Нут.
Богиню часто изображали на внутренних крышках саркофагов, она должна была защищать умершего. Своды могил и пирамид часто окрашивали в темно-синий цвет и рисовали звезды.
“Книга Нут” представляет собой сборник астрономических текстов древних египтян. Ученым известно девять экземпляров такой книги. Самые новые из них относятся к папирусам II века до н.э. из города Тебтуниса.
Более древние варианты книги изображены на сводах гробниц Рамзеса IV и на кенотафе фараона Сети I. Они относятся ко второй половине II тыс. до н.э. Кенотаф Сети I был найден в 1933 году.
В отношении богиня Нут в Древнем Египте египтяне использовали такие эпитеты: “Матерь звезд”, “Рождающая богов”, “Великая”.
В мифологии Египта богиней неба была женщина, а богом земли – мужчина, во мифологии других народов чаще наоборот.
Рис. 3. Нут Богиня.
Что мы узнали?
Для понимания египетской мифологии и функций различных богов необходимо знать кто такой бог Нут. Следует понимать, что это была богиня – жена Геба и мать четырех других богов.
ПредыдущаяСледующая
Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/istorija/55818-nyt-boginia-neba-v-mifologii-drevnego-egipta.html
Интересные факты о египетском боге Горе
Приветствуем вас на сайтеInteressno.ru, нашиуважаемые читатели. Горбыл одним из самых древних и самыхпочитаемых древнеегипетских богов. Егоизображали в виде сокола или человекас соколиной головой. Древние египтяневерили в то, что Солнце и Луна были егоглазами, а Уаджет (левый глаз Гора, оноже «Око Гора») считался одним из самыхмощных амулетов в Древнем Египте.
И сегодня мы решили подготовитьдля вас самые интересные факты об этомдревнеегипетском божестве. Надеемсяинформация будет полезна не только дляшкольников и детей, но и для взрослойаудитории. Ну, что же,приступим.
- №1
- №2
- №3
- №4
- №5
- №6
- №7
- №8
- №9
- №10
- №11
№1
Он был египетским богом небаи Солнца, которыйсимволизировал мужество и победу.Несмотря на то, что он присутствовал вразличных мифах, самым известным является«Миф об Осирисе». Согласно мифу Сет убилсвоего брата Осириса, который правилЕгиптом и захватил всю власть. КогдаИсида, сестра Осириса, и его жена посовместительству, вместес Анубисом и Тотом вернули Осириса кжизни, она родила от него ребенка. Исидаспрятала Гора от дяди Сета на болотах.
Когда ее сын стал старше, онбросил вызов своему дяде. Гор одолелСета и занял престол Египта.
№2
Считается что именнобог Гор, после победы надСетом, объединил Верхнийи Нижний Египет. Он остановил кровопролитнуювойну, которая длилась 80 лет.Поэтому на многих изображениях у негона голове две короны, что говорит оправленииНижним и Верхним Египтом.
№3
«Око Гора» было одним изважнейших египетских талисманов исимволов. Египтяне верили в то, что «ОкоГора» олицетворяет королевскую власть,защиту, здоровье. Его изображали какчеловеческий глаз с бровью. Мы частовидели на рисунках и в кино разрисованныеглаза египетских фараонов. Так вот, этиглаза рисовали по подобию «Ока Гора».В Древнем Египте верили, что носители«Ока» будут обладать магическими силами,будут исцеляться от заболеваний.
Версии о том, как Гор потерялглаз разнятся. Согласно одной версииСет выколол глаз пальцем, согласновторой — наступил на него. В третьейверсии Сет проглотил глаз. Аналогичнаяситуация и с его восстановлением. Водной версии глаз восстановил Тот,согласно другой — его напоила молокомгазелей Хатхор, котораяприходилась супругой Гору иблагодаря этому глаз восстановился.
№4
Верховным божеством в ДревнемЕгипте был бог Солнца Ра. Его сопоставлялис тремя богами: Амоном, образовываяАмона-Ра, Хнумом, образовывая Хнум-Ра,и с Гором, образовывая Ра-Горахти.Последнее сопоставление считалосьнаиболее распространенным, нои самым абсурдным, так как ранее Горсчитался сыном Ра, а сопоставлениеРа-Горахти делало Гора своим собственнымотцом.
№5
Как мы уже отметили ранее, восновном его изображали как сокола иличеловека с соколиной головой. Однакоза весь период существованияДревнеегипетской цивилизации емуприписывали как минимум 15 разных форм.После завоевания Египта АлександромМакедонским, греки превратили Гора всвоего эллинистического бога, которыйполучил название Гарпократ.
№6
Самойраспространенной родословной Гораявляется та, в которой он описываетсякак сын Осириса и Исиды.
Но при этомстоит помнить, что поклонялись Гору напротяжении трех тысяч лет, в течениекоторых его почитали не только натерритории Древнего Египта, но и за еепределами.
Поэтому как и в случае сдругими древнеегипетскими богами, егородословная менялась в зависимости оттого или иного периодавремени. Например, нередко говорилосьо том, что Гор это сын богини Хатхор(богиня радости, неба и любви).
В гелиополитанской генеалогииего считают братом Осириса и сыном богаземли Геба и богини неба Нут.
В Эдфу (храм Гора), его изображаликак мужа Хатхор и отца Харсомтуса (Айхи),бога музыки.
Чаще всего Гора и Сета называютплемянником и дядей, однако есть и записио том, что они были братьями.
Также, изначально, он долгоевремя считался сыном бога Солнца Ра.
№7
Самым знаменитым местомпоклонения Гору был храм Эдфу, которыйнаходится в 60 км к северу от Асуана. Эдфусчитается одним из наиболее хорошосохранившихся храмов в Египте. Культовоепоклонение Гору началось в Дельте ираспространялось на юг на протяжениивсего периода правления Птолемея III.Строительство храма началосьпредположительно в 237 году до нашей эры.
№8
На протяжении всего периодаверы в древнеегипетских богов Гор былизвестен как бог:
- Солнца.
- Войны.
- Охоты.
- Рассвета.
- Истины.
- Мщения.
- Двух Земель (имеется ввиду Верхний и Нижний Египет).
Также, его часто называлихранителем Тайной Мудрости. Из-за такогомножества форм, египтологи не могутточно идентифицировать его истинногооблика. Однако, несмотря на большоеколичество вариаций, он всегда изображалсяв виде сокола из-за чего изначально егосчитали сыном бога Солнца Ра, а неОсириса.
№9
Так как Гор был сыном Осириса и существовал только после смерти своего отца, а в ранней версии он считался мужем Исиды, то есть своей матери, родственная связь между ними размылась. Вскоре в Древнем Египте начали говорить о том, что Гор был перерождением Осириса. В конце концов с приходом эллинского периода его начали полностью отождествлять с Осирисом, то есть Гор стал своим же собственным отцом, так как греков не сильно волновала их родословная.
Рекомендуем также прочитать: Интересные факты о зебрах
№10
Некоторые египтологи считают,что основным памятником возведенным вчесть Гора является Сфинкс в Гизе. Сфинксимел лицо фараона Хефрена, погребальнаяпирамида которого находится рядом соскульптурой. Однако не все египтологисолидарны в этом вопросе. Кто-то считает,что эту скульптуру построили в честьдругого древнеегипетского бога Анубиса.
№11
У Гора было четверо детей,более известных как «Гормесут». ЭтоХапи, Амсет, Квебехсенуф и Дуамутеф.Хапи был божеством ежегодных разливовНила и покровителем урожая в ДревнемЕгипте. Амсет был единственным из сыновейГора, которого изображали с человеческойголовой.
Он был заупокойным божеством.Его основная задача состояла в защитепечени умершего. Квебехсенуф, как и егобрат Амсет, был заупокойным божеством,однако отвечал за защиту желудкаумершего.
И последний сын Гора, Дуамутеф,также был заупокойным божеством, которыйолицетворялвыражение сущности однойиз душ человека — его Ба.
На этом наша статья подошла к концу, уважаемые читатели. Надеемся информация была интересна, а главное полезна.
- Об авторе
- Последние записи
Блогер и основной автор сайта Interessno.ru. С детства увлекаюсь чтением книг и изучением разной информации. Имею два высших образования. На данный момент, кроме ведения этого интернет-ресурса (и еще ряда других), являюсь преподавателем в колледже.
Занимаюсь спортом и придерживаюсь здорового образа жизни. Всегда готов помочь и открыт для общения. Связаться со мной вы можете по почте, которая представлена в футере (нижняя часть) этого сайта.
Источник: https://interessno.ru/2019/10/23/interesnye-fakty-o-egipetskom-boge-gore/
Древнеегипетская богиня Нут: что представляет собой данное божество
Мифология всегда являлась, наверное, самой интересной частью египетской культуры, впрочем, не только египетской. Сказания о богах и их деяниях весьма познавательны, при этом читать всевозможные мифы всегда нравилось не только маленьким детям, но и взрослым. Богов в Древнем Египте было великое множество. Сейчас хочется рассказать, кто же такая богиня Нут.
Родословная
Данный персонаж имеет весьма высокое происхождение: Нут является внучкой самого Ра — бога солнца по отцовской линии. Она — дочь Тефнут, богини влаги, которая изображалась как кошка, и Шу — бога воздуха. В то же время Нут — жена и одновременно сестра-близнец бога земли Геба.
Имя
Интересным является само имя богини. В переводе «Нут» означает «небо». Корень слова, от которого было образовано данное имя, обозначается иероглифом, в переводе означающим «сосуд». Поэтому часто данное божество изображалось с сосудом на голове (в позе стоя).
Предназначение
Нут — богиня неба, она олицетворяет собой небосвод, который раскинулся над землей и покрывает землю. В Древнем Египте полагали, что все звезды и планеты находятся в небе, как в воде, в свободном плаванье. Согласно верованиям, вдоль тела богини каждый день проходило солнце, вечером она его заглатывала, чтобы поутру опять родить.
На рассвете же глотала луну и звезды, чтобы они появились вновь только вечером. Именно поэтому у египтян она также стала погребальной богиней, ведь каждый хотел умереть, как солнце, и потом родиться звездой и жить на небе. Со временем ее начали изображать на потолках захоронений, а также в погребальных могилах на крышках.
Подобные рисунки считались свидетельством того, что богиня Нут заберет каждого умершего к себе на Небо.
Изображение
Как же представляли данное божество египтяне? Как правило, богиня Нут изображалась обнаженной, что нечасто можно встретить в египетской мифологии. В основном она представляла собой женщину с вытянутым и изогнутым в виде небосвода телом, опирающуюся руками и ногами на землю. Так жители представляли себе небеса, на которые ежедневно поднимается солнечный бог Ра.
Стоит отметить, что, несмотря на то, что ее ладони на рисунках как бы сжаты, она каждым своим пальцем на руке и ноге должна показывать на четыре разные стороны света. Если посмотреть на гробницу Рамсеса VI, фараона Египта, то там богиня Нут изображена одновременно в двух обличьях — ночном и дневном.
Эти тела расположены спиной друг к другу, одно покрыто звездами (ночное), а другое украшено двенадцатью солнцами — по одному на каждый дневной час.
Реже Нут изображается в позе стоя или сидя, в таком случае у нее на голове находится большой кувшин. Тогда она может быть как обнаженной, так и в обтягивающем платье.
Иногда богиня изображалась в виде дерева сикоморы (очень часто подобные рисунки можно увидеть на погребальных гробницах: египтяне верили, что умерший может испить воды в загробном мире) или свиньи, которая пожирает своих детей — солнце, луну и звезды. Изображение коровы (что также характерно для данной богини) считалось весьма ценным в символическом плане именно в Древнем Египте.
Так, после расшифровки текстов на стенах пирамид, стало ясно, что фараоны — это сыны священной коровы, которых она рождает. А находится сама богиня далеко за пределами осязаемости обычного человека, защищая всех от злых сил хаоса.
Атрибутика
Богиня Египта Нут не имеет множества атрибутов. Из главного — это усыпанное звездами платье (или же голое тело), а также сосуд, с которым она изображается в положении сидя. Когда богиня изображалась в позе стоя, в руках у нее находился анкх (крест жизни), а также жезл уас (редкость для божества женского пола).
Эпитеты
Египетская богиня Нут, когда к ней обращались люди, всегда величалась «Матерью звезд», «Рождающей богов» или просто «Великой» — эти эпитеты принадлежали только ей. Её представляли защитницей мира от сил хаоса, которые пытаются прорваться сквозь ее тело, покрывающее землю.
Легенда
Интересной является легенда, которая касается богини Нут. В данном случае она предстает в образе именно Небесной Коровы. Однажды Ра — бог солнца — захотел взобраться по ней на Небо. Но не успел он пройти и половины пути, как Нут почувствовала упадок сил, голова ее закружилась, и она готова была упасть.
Поэтому Ра позвал на помощь восемь богов, которые должны поддерживать ее ноги, а бог Шу — область живота. Сюжет сей довольно часто использовали для создания рисунков. Богиня изображалась в образе коровы, ноги которой поддерживают боги. Сам же Ра проплывает под ее брюхом в своей чудесной лодке, прямо под звездами.
Космология
Примечательным является тот факт, что египтяне интересовались космосом и всем, что связано с небесной бездной. Именно поэтому богиня Нут у них имеет такое огромное значение. Очень часто возле ее изображений можно было увидеть иероглиф «хех», который в переводе означает «миллион божеств». На самом деле это всего лишь звезды, которые, согласно верованиям жителей Древнего Египта, являлись душами умерших.
Источник: https://nlo-mir.ru/religia/43506-drevneegipetskaja-boginja.html