Какие мировые религии относятся к Авраамическим

Авраамические религии

Какие мировые религии относятся к Авраамическим
Карта, показывающая распределение авраамических (розовый) и индийских (оранжевый) религий на планете

Авраами́ческие (аврамистические) рели́гии — монотеистические религии, происходящие из древней традиции, восходящей к легендарному патриарху семитских племён Аврааму. Согласно Пятикнижию Моисееву, он заключил завет с Богом, который определяется как «Бог Авраама». Все авраамические религии в той или иной мере признают Священное Писание, включающее в себя Пятикнижие Моисеево.[1][неавторитетный источник?].

Определение[ | ]

Авраамические религии — общее наименование для иудаизма, христианства и ислама[2].

Союз (завет) между Авраамом и Богом является развитием традиционного для древнего Ближнего Востока представления об исключительной связи между главой рода и племенным божеством.

В сказаниях об Аврааме этот союз включает три основных элемента: провозглашение избранности потомков Авраама; обещание дать землю Ханаанскую этим потомкам; заповедь следовать установлениям Бога, включающим в себя и этические нормы. Эти положения легли в основу библейского мировоззрения и более позднего иудаизма.

Впоследствии эти представления сыграли важнейшую роль в развитии общечеловеческой культуры, войдя в видоизмененной форме в основу христианства и ислама. В христианстве место избранного народа занимает церковь, а в исламе избранность передается не по линии Исаака, а по линии Исмаила, считающегося родоначальником арабов[3].

Иудаизм, христианство и ислам называют также религиями откровения из-за того, что ядро их учений основано на Откровении — «самораскрытии Божества и возвещении Им Своей воли человеку» (Александр Мень). В данном контексте Священное Писание является записью, фиксацией божественного откровения. Откровение, в терминах богословия, говорит о тайне Бога, непознаваемой человеком, и представляет собой божественную манифестацию (проявление).

Особенностью авраамических религий является отсутствие человеческих жертвоприношений и отрицание самоубийств, «Выбери жизнь»[источник не указан 1063 дня]. Это связано с тем, что Бог авраамических религий — потусторонний, не находится в сфере Бытия (можно сказать, что он находится в сфере не-Бытия)[4]. Божественное присутствие в «посюстороннем мире» («Слово» как эманация Божественного в таргумах) — в сфере Бытия — осуществляется посредством энергий Бога[5].

[неавторитетный источник?]

Идея союза с Богом, как результата свободного выбора, легла в основу теизма, дав импульс оформлению монотеистических (авраамических) вероучений. Теистические (авраамические) религии восприняли также идею отношений с Богом, выстраиваемых как личный диалог[6].

Для последователей этих трёх религий Авраам, поверивший в единого Бога, является образцом верующего. В рамках каждой из религий верующие рассматривают себя, как наследующих заключённый праотцом Авраамом завет.

Евреи и основатели ислама — арабы возводят свое происхождение к сыновьям Авраама, апостол Павел называет Авраама «отцом всех верующих» (Рим. 4:11)[2].

В качестве аврааимических религий могут рассматриваться караимизм[7], мессианский иудаизм, бабизм и Вера Бахаи[8], растафарианство[1], мандеизм, езидизм, религии друзов и самаритян.

Сходства и различия[ | ]

Первичный письменный источник авраамических религий — Тора (Пятикнижие Моисея). В целом признаётся, хотя по-разному истолковывается, Ветхий Завет христианской традиции, который практически полностью (каноническая его часть) соответствует еврейскому Танаху.

Откровение[ | ]

Авраамические религии также называются «религиями откровения», то есть они основаны на том, что Бог раскрывает себя людям, сообщая свою волю и предписывая людям опредёленное поведение.

В отношении к Откровению видны и различия между иудаизмом, христианством и исламом. Для иудаизма уникальное место занимает Синайское откровение, в котором была выражена воля Творца, не подлежащая отмене или изменению. Христианство говорит о Новом Завете, дополняющем услышанное еврейским народом на горе Синай.

В Новом Завете зафиксированы слова Иисуса Христа: «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон, или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдёт небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё» (Мф. 5:17-18).

Ислам воспринимает пророчество Мухаммада, «последнего из пророков», как самое главное, завершающее все остальные пророчества.

Иисус Христос[ | ]

Основная статья: Иисус Христос

Различия выражаются и в восприятии личности Иисуса Христа и Евангелия. Вопрос его историчности и божественности имеет разные толкования в христианстве, иудаизме и исламе.

Иудаизм не признаёт Иисуса Христа (Иешуа) как Мессию (Машиаха), тем более не признаёт его божественность, хотя некоторые направления иудаизма могут признавать его пророком, а многие деятели иудаизма разных направлений — героем. Соответственно, Евангелие также не почитается как священная книга. Почитающие Евангелие священной книгой, а Иисуса Христа — Мессией мессианские иудеи — христиане.

В христианстве, развивающем представления таргумов о Слове как присутствии Бога-Отца в сфере бытия, Иисус Христос почитается Воплощённым Богом-Словом, Сыном Бога, Мессией (Христом), Искупителем грехов, Спасителем человечества, первым Богочеловеком и вовеки веков единственным Богочеловеком по природе. Иисус Христос — глава новозаветной христианской Церкви. Православные считают, что Церковь могут образовывать только верующие в Пресвятую Троицу. Евангелие почитается как Слово Божие.

Ислам признаёт святость и мессианское наследие Иисуса Христа (по-арабски: «Иса»), почитая его одним из великих пророков, а также соглашается с некоторыми пунктами Писания Нового Завета, включая тезис о непорочном зачатии Иисуса Марией (по-арабски: Марьям), но отрицает, согласно Корану, «возможность предания Единому Богу сотоварищей», из чего постулируется, что Иисус не может быть Богом или равным ему.

По представлениям мусульман, Иисусу была ниспослана священная книга Евангелие (по-арабски: «Инджиль»), смысл которой, по мнению мусульман, был утрачен до начала пророчества Мухаммеда. Пророк Иса, согласно верованию мусульман, не был распят на Голгофе, а его образ добровольно принял на себя один из юношей, пойдя на мученическую смерть.

Ису же забрал к себе Бог, с тем чтобы в конце времён явить на Землю для спасения человечества от даджаля (антихриста).

Но мнение некоторых деятелей персидского ислама, проповедовавших в странах, где до XIII—XIV веков большинство населения было христианским, о том, что Иисус будет Судией на Страшном Суде, и поэтому все праведные мусульмане на Страшном суде станут христианами, которое Григорий Палама считал представлением ислама в целом, подавляющим большинством исламских теологов понимается как превращение христиан и иудеев в мусульман.

История[ | ]

Считается, что все авраамические религии произошли от монотеистической веры, основанной на Пятикнижии Моисеевом, получившей распространение среди евреев в Ханаане приблизительно в начале I тысячелетия до н. э.[9][10][11][12]

Со II в. до н. э. в Иудее возникают движения фарисеев, садукеев, иессев. В I веке н. э. на территории римской провинции Иудея среди последователей пророка Иоанна Крестителя начинает распространяться христианство.

Первые последователи Иисуса Христа считали его обещанным пророками Мессией. Усилиями учеников Иисуса движение начинает распространяться и на соседние народы, ими были составлены книги Нового Завета.

Христианство использует базу религиозного наследия Пятикнижия, однако кардинально его реформирует.

В ходе первой Иудейской войны был разрушен второй Храм, а в результате восстания Бар-Кохбы многие евреи вынуждены были покинуть Иудею, увеличивается значение диаспоры. II в. — V в. н. э. — В Иерусалиме и Вавилоне записан Талмуд и формируется современный иудаизм.

С III века начинаются систематические гонения на христиан, особенно при императоре Диоклетиане. При Константине Великом был принят Миланский эдикт, который прекращал преследования христиан. В 325 году по его приказу был созван Никейский Собор, на котором формируются доктрины христианства.

В VII веке н. э. на территории Аравии среди последователей пророка Мухаммеда возник ислам, который, используя в некоторой степени религиозное наследие иудаизма и христианства, не стал, однако, их естественным развитием и продолжением, а декларировал себя как замену этим системам верований[9][11][12][13]. Востоковед Л. С.

 Васильев утверждает, что ислам был полностью заимствован из более ранних иудаизма и христианства[14]. Мусульмане верят, что ислам происходит из общей древней традиции, восходящей к Аврааму.

Пророк Мухаммед возвестил, что ислам есть не что иное как чистейшая религия Авраама, впоследствии искажённая как иудаизмом, так и христианством.

Взаимоотношение религий[ | ]

Согласно Галахе иудеям можно молиться в мечетях[источник не указан 1063 дня]. Мединская конституция разрешает вооружение иудеев.

Православный и католический святой святитель Григорий Палама в диспуте с хионами (христианами, принявшими иудаизм, обычно для профессиональной деятельности в вооружённых силах мусульманского государства, но часто остающимися тайными христианами, уклоняющимися от свидетельствования о вере) имел в виду, что нет необходимости в отказе от христианства или от свидетельства христианской веры, так как диалог между христианами и мусульманами, в том числе, и в войсках султана, так же необходим и возможен, как и между мусульманами и иудеями, поскольку мусульмане смогут стать христианами если не в этой жизни, то во время Страшного суда. (Григорий Палама, видимо, исходя из синкретических мусульманско-христианских верований персидского ислама турок, считал, что согласно исламу Иисус Христос не только будет Судией на Страшном суде, но и безусловно приравняет христиан и иудеев к мусульманам, так как не будет собирать джизью.[15] Но в том же хадисе сказано, что Иисус сокрушит кресты, и, в отличие от Григория Паламы, большинство современных исламских теологов Аравийского полуострова, игнорируя разъяснение Василия Великого о единобожии христиан, считающих Второе и Третье лица Пресвятой Троицы равными Богу-Отцу в посюстороннем мире, понимают сокрушение крестов, не принимая налоги (джизью), как «не принимая вообще ничего: либо принятие Ислама, либо меч, пока не останется на земле ничего, кроме единобожия. Даже джизью не будет принимать, мир ему! Будет убивать свиней и ломать кресты, а сражаться вместе с ним будут избранные из этой уммы, которые похожи на первых её представителей. Они будут сражаться сначала вместе с Махди, потом вместе с Исой ибн Марьям.»[источник не указан 1063 дня].

См. также[ | ]

  • Иудео-христианская парадигма

Примечания[ | ]

  1. 12 Судьбы человечества; Каббала о всемирной истории. Проверено 22 марта 2014.
  2. 12 Авраамические религии // Католическая энциклопедия. — EdwART, 2011.
  3. Авраам — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  4. Хотя в христианстве, по определению Василия Великого, Логос и Святой Дух в некоторые моменты, например, в акте творения мира и в образе Иисуса Христа, «подобно двум рукам Бога-Отца» действуют и в сфере Бытия, а после воскресения Иисуса Святой Дух присутствует в его Церкви в сфере бытия[источник не указан 1063 дня].
  5. Машков И. Г. Есть ли у ваххабизма отличительные черты. http://vahhabizm.ru/stat/scienceport_stat.html
  6. Иудаизм / Новейший философский словарь // под ред. А. А. Грицапова. — 3-е изд. — 2001.
  7. Мнение о том, что караимизм является самостоятельной религией, не разделяется многими источниками, в том числе энциклопедическими. Значительная часть мировых (см.

    ) и русскоязычных (советских, российских, украинских) (см.) энциклопедий определяют караимизм как направление или секту иудаизма.

  8. Николс Г. Религии мира. — С. 35.
  9. 12Журавский А. В. Представления о человеке в Коране и в Новом Завете. Проверено 10 августа 2012. Архивировано 10 февраля 2012 года.
  10. Соловьев В.С.

    Еврейство и христианский вопрос. Проверено 10 августа 2012. Архивировано 10 февраля 2012 года.

  11. 12Васильев Л.С. История религий Востока. Проверено 10 августа 2012. Архивировано 10 февраля 2012 года.
  12. 12 Краткий путеводитель по религии. Проверено 10 августа 2012. Архивировано 10 февраля 2012 года.
  13. Abraham Geiger.

    Was hat Mohammed aus dem Judenthume aufgenommen?(Что Мухаммад заимствовал из иудаизма?). Проверено 2 сентября 2009. (нем.)

  14. Васильев Л. С. «История религий Востока» Глава 8. Ислам: возникновение и распространение

Источник: https://encyclopaedia.bid/%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F/%D0%90%D0%B2%D1%80%D0%B0%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D0%B8

Основные авраамические религии

Какие мировые религии относятся к Авраамическим
Религия оказывает влияние на историю человечества на всем ее протяжении. Что общего между мировыми религиозными течениями, какие главные идеи они исповедуют?

Что такое авраамические религии

Авраамические религии ― это монотеистические религиозные направления, которые имеют общего родоначальника Авраама и разделяют общую идею о том, что он стал первым человеком, поверившим Господу. Во всех этих религиях есть священная книга, их последователи относят себя к потомкам Авраама и признают одного Бога. Сторонники авраамических верований распространились по всем континентам, составив около 53 % мирового населения.

Какие выделяют основные авраамические вероисповедания

Христианство, ислам и иудаизм являются основными авраамическими религиями. К подобным вероучениям с меньшим количеством последователей относят:

  • караизм;
  • веру Баби;
  • бехаизм;
  • мандаизм.

Рассмотрим более подробно основные конфессии.

Христианство

Христианство основано на учении о Библии и Иисусе Христе. Лингвистический корень этого слова восходит к слову «Христос», что буквально означает «избранный». Во время своей земной жизни Иисус творил добрые дела, лечил больных и помогал нищим, но был предан одним из учеников и распят на кресте. После смерти на третий день воскрес из мертвых и вознесся на единое небо с Богом Отцом. Он вернется в день Великого Суда и предоставит всем верующим рай, а грешников отправит в ад.

Христианство затронуло другие вероучения, а христианская культура оказала большое влияние на современную цивилизацию и историю человечества.

Ислам

Ислам является второй религией Авраама в мире по числу новообращенных. Термин «авраамическая религия» не используется в Исламе на постоянной основе. Мусульмане считают, что ислам представляет собой вероисповедание всех пророков, но божественные законы различаются:

  • закон Моисея;
  • закон Иисуса;
  • закон Мухаммеда.

Основателем религии стал пророк Мухаммед, которому Аллах послал свои священные заповеди в виде Корана.

Иудаизм

Древняя монотеистическая религия, в которой Авраам предстает в качестве основоположника. Она включает в себя вероисповедание, философию и культуру еврейского народа. Тора ― часть крупного текста, известного как Танах, или еврейская Библия. Она представлена более поздними письменами, такими как Мидраш и Талмуд. Между 14,5 и 17,4 миллионами приверженцев во всем мире эта вера ― десятая по величине.

Происхождение и история религий

Иудаизм считают вероучением потомков Иакова, внука Авраама. В отличие от других древних богов Ближнего Востока, еврейский Господь изображается унитарным и одиноким.

Этический монотеизм является центральным во всех священных или нормативных текстах. Но он не всегда соблюдался на практике. Еврейская Библия осуждает поклонение другим богам в древнем Израиле. В греко-римскую эпоху в иудаизме существовало множество разных толкований монотеизма, включая интерпретации, породившие христианство.

Христианство возникло как еврейская секта на Ближнем Востоке в середине I века. Помимо иудаизма первичными религиозными влияниями на раннее христианство являются зороастризм и гностицизм.

Христианские идеи, такие как конец света, окончательный суд, воскрешение, рай и ад, возникли из зороастрийских убеждений.

Раннее развитие этой религии происходило под руководством оставшихся двенадцати апостолов, особенно Петра и Павла, за которыми следовали ранние епископы, которых христиане считают преемниками апостолов.

Согласно писаниям христиане с самого начала подвергались преследованиям со стороны некоторых еврейских и римских религиозных властей, которые не соглашались с учением апостолов.

Сходства

Авраамов Бог ― вечный, всемогущий, всеведущий создатель Вселенной. Свойства Бога:

  • святость;
  • справедливость;
  • всемогущество;
  • вездесущность.

Сторонники веры Авраама верят, что он трансцендентный, но в то же время личный и вовлеченный, слышит молитвы и реагирует на действия своих созданий.

В документах всех трех вероисповеданий встречаются описания одинаковых мест, событий и персонажей, хотя их значения не похожи.

Для евреев Авраам предстает патриархом сынов Израилевых. Господь обещал ему: «Я сделаю из вас великий народ, и я благословлю вас». С Авраамом Бог вошел в «вечный завет на протяжении веков, чтобы быть Богом для вас и для будущего вашего». Эта заповедь делает Авраама и его потомков детьми Завета. Подобным образом новообращенные, которые присоединяются к Завету, все идентифицированы как сыновья и дочери Авраама.

Авраам ― почитаемый предок, или патриарх, которому Господь дал несколько обещаний, чтобы у него было бесчисленное количество потомков, которые получили бы землю Ханаанскую («Землю обетованную»).

Христиане рассматривают Авраама как важный образец веры и духовного и физического предка Иисуса. В христианской конфессии Авраам ― это ролевая модель веры, рассматривается как предвестник приношения Богу его сына Иисуса.

Для мусульман Авраам ― пророк, которому Господь дал откровения.

Ибрагим (Авраам) стал первым в генеалогии Мухаммада. Ислам считает его одним из первых мусульман ― первым монотеистом в мире. Так же, как иудаизм, ислам считает, что Авраам отверг идолопоклонство через логические рассуждения. Авраам также вспоминается в некоторых подробностях ежегодного паломничества ― хаджа.

Различия

Поклонение и религиозные обряды

Поклонение и обряды отличаются. У авраамических религий имеется сходство: семидневный цикл, когда один из дней отводится для поклонения или молитвы ― шаббат, суббота или джумуа. Этот обычай связан с библейской историей Бытия, где Господь сотворил Вселенную за шесть дней и отдыхал на седьмой.

Иудаизм руководствуется толкованием Торы и Талмуда. До разрушения храма в Иерусалиме еврейские священники приносили там жертвы два раза в день. Еврейский мужчина обязан молиться три раза в день. Другие практики включают:

  • обрезание;
  • диетические законы;
  • Пасху;
  • изучение Торы и другие.

Обязательства по молитве еврейских женщин различаются по деноминации. В современной практике женщины не читают заповеди из Торы.

Все ответвления иудаизма имеют общий календарь, содержащий множество мероприятий, с лунными месяцами и солнечным годом (дополнительный месяц добавляется каждый второй или третий год, чтобы сделать более коротким лунный год, «догнать» солнечный год).

Христианское поклонение варьируется от деноминации до деноминации. Индивидуальная молитва обычно не ритуализируется, а групповая молитва ― ритуальная или не ритуальная, по случаю. Во время церковных служений часто сопровождается какая-то литургия. Ритуалы выполняются во время таинств, которые также варьируются от деноминации до деноминации и обычно включают:

  • крещение;
  • причастие;
  • исповедь.

Последователи ислама (мусульмане) должны соблюдать пять столпов ислама.

  1. Первый столп ― это вера в единство Аллаха, а в Мухаммеде ― его последний и самый совершенный пророк.
  2. Второй ― обязанность молиться пять раз в день в направлении Каабы в Мекке.
  3. Третий ― подача милостыни, часть богатства, предоставляемая бедным, что означает предоставление определенной доли своего богатства и сбережений для людей, как это предусмотрено в Коране. Нормальная доля, которую нужно заплатить, составляет два с половиной процента от заработка. Она увеличивается, если это незаработанное богатство (обнаружение сокровищ).
  4. Четвертый ― соблюдение поста в месяц Рамадан. Постятся только люди с крепким здоровьем по достижении ими 18 лет. Могут не поститься женщины во время менструального цикла или больные сахарным диабетом. Дни пропуска поста обязательно возмещаются ― постящийся должен накормить бедных.
  5. Пятый ― совершение паломничества в Мекку. Каждый уважающий себя мусульманин делает это раз в год.

Ограничения в питании

Иудаизм и ислам соблюдают строгие диетические правила. Эти два верования запрещают употребление свинины. Ислам не разрешает употреблять алкогольные напитки любого вида.

За редкими исключениями христиане не считают строгие пищевые законы Ветхого Завета актуальными для сегодняшней церкви.

Римско-католическая церковь верит в соблюдение воздержания и покаяния. Так, все пятницы в течение года и дни Великого Поста становятся покаянными днями. Закон воздержания требует от католиков с 14 лет отказаться от употребления в пищу мяса по пятницам в память о страданиях Иисуса в Страстную пятницу.

Согласно христианской Библии употребление задушенных животных и крови было запрещено Апостольским указом и по-прежнему запрещено в Греческой православной церкви.

Свидетели Иеговы воздерживаются от употребления в пищу крови.

Пост в авраамических религиях

Какие мировые религии относятся к Авраамическим

Пост — это временное воздержания от принятия пищи, питья и супружеских отношений полностью или частично (в зависимости от религии). В благословенный месяц Рамадан почти два миллиарда мусульман добровольно отказываются от еды, воды и супружеских отношений в течение светового дня ради Господа миров. В этой небольшой статье мы покажем, что первые иудеи и христиане постились практически также, как мусульмане.

В «Великий пост» христиане постятся, отказываясь от некоторых видов еды, например, от мяса, на две недели.

В «Йом-Киппур» («День искупления») Галаха (традиционное иудейское право — прим. ред.) запрещает иудеям еду, питьё, умывание, кожаную обувь, умащение маслами и супружескую близость. Этот пост продолжается от захода солнца до появления звёзд вечером следующего дня, то есть более 24-х часов.

В месяц Рамадан некоторые недалёкие приверженцы других религий спрашивают у мусульман с насмешкой: «Что за пост у вас такой странный?»; «Почему вы себя так мучаете?»; «Богу не нужно, чтобы вы голодали!»; «Почему вы голодаете днём и придаётесь наслаждением ночью? Ночью вас Бог не видит?» и т. д.

Аллах, свят Он и велик, сказал в Своей Книге: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, — быть может, вы устрашитесь» (2:183)

Из этих слов становится ясно, что пост мусульман не должен отличаться от поста «христиан» и «иудеев», то есть народа Мусы и Исы, да будет мир с ними.

И в действительности, если мы проанализируем как иудейские, так и христианские источники, то обнаружим, что иудеи и христиане постились именно как мусульмане, то есть воздерживались от еды, воды и супружеских отношений в течение светлого времени суток.

Притом это было именно полное воздержание, а не исключение из своего рациона определённых видов пищи, как сегодня.

Описание поста у первых иудеев

«В обычный пост запрещалось лишь есть и пить, а во время важных постов не разрешались купание, умащение, ношение обуви и половые сношения, а также различные виды работы; некоторые спали на земле, что напоминает ритуалы траура Обычные посты продолжались с утра до наступления темноты, а особо важные — в течение суток Пост рассматривался как акт раскаяния, ритуальное выражение сожаления, подчинения и мольбы, посредством которого можно снискать прощение Бога. Иногда целью этого ритуала была подготовка к общению с Богом Так, чтобы удостоиться лицезрения Господа, Моисей постился 40 дней».

«Пост в иудаизме», «Еврейская газета», июль 2006, № 7 (47)

Изначально у иудеев не существовало фиксированных дней поста, каждый сам назначал себе пост, либо его назначали старейшины для своего народа. Исключением был лишь пост в день, когда весь народ просил у Бога прощения за грехи и отпускал в пустыню козла (Книга «Левит», 16).

Этот праздник называется Йом-Киппур, то есть День искупления. И уже после вавилонского плена появляются дни поста, установленные в память о трагических событиях в истории еврейского народа.

Описание поста у первых христиан

«В древние времена христиане — и даже монахи — вкушали любую пищу в любое время года Словом же «пост» древние христиане называли период времени, когда они вообще ничего не ели и особо усердно молились. Если в древних уставах о посте говорится: «Постимся до вечера», — это означает «до захода солнца ничего не едим и усердно молимся».

«Как поститься в рождественский пост?», «Сретение», Православное приложение к газете «Карелия», № 22 (62), декабрь 1999

Действительно, если мы откроем книгу «Типикон» («Устав»), то там в разделе о постах ясно сказано, что христиане во время поста не едят и не пьют никакую пищу до совершения вечерни. После этого они уже имеют право употреблять немного пищи, необходимой для поддержания сил в человеке. Но именно после вечерни, т. е. службы, которая совершается вечером и заканчивается после того, как сядет солнце.

Из всего этого становится ясно: первые иудеи и христиане постились также как и мусульмане, воздерживаясь от еды, воды и супружеских отношений в светлое время суток.

Источник: https://shia.world/post-v-avraamicheskih-religiyah/

Авраамические религии. Религии — Путеводитель по Израилю

Авраамические религии — монотеистические религии, происходящие из древней традиции, восходящей к патриарху семитских племён Аврааму.

Все авраамические религии в той или иной мере признают Священное Писание Ветхого Завета.

Определение

К авраамическим религиям относятся:

  • иудаизм
  • караизм
  • христианство
  • ислам
  • бахаи
  • растафарианство

Авраамические религии называются также религиями откровения, в виду того, что ядро их учений основано на Откровении — «самораскрытии Божества и возвещении Им Своей воли человеку» (А. В. Мень).

В данном контексте Священное Писание является записью, фиксацией божественного откровения. Откровение, в терминах богословия, говорит о тайне Бога, непознаваемой человеком, и представляет собой божественную манифестацию (проявление).

Происхождение

Считается, что все авраамические религии произошли от монотеистической религии древних евреев (иудаизм), получившей распространение на территории древних царств Иудеи и Израиля (до Вавилонского пленения) приблизительно в начале I тысячелетия до н. э.

В I в. н. э. на территории Иудеи возникло христианство, использовавшее базу религиозного наследия иудаизма, однако кардинально его реформировавшее.

В VII в. н. э. на территории Аравии возник ислам, который, используя в некоторой степени религиозное наследие иудаизма и христианства, не стал, однако, их естественным развитием и продолжением, а декларировал себя как замену этим системам верований.

Мусульмане считают, что ислам относится к авраамическим религиям, происходя из общей древней традиции, восходящей к Аврааму.

Мухаммед утверждал, что вера, которую он провозгласил, есть ни что иное как чистейшая религия Авраама, впоследствии искажённая как иудеями, так и христианами.

Сходства и различия

Первичный письменный источник авраамических религий — Тора. В целом признаётся, хотя по-разному истолковывается.

Ветхий Завет христианской традиции практически полностью соответствует еврейскому Танаху.

Откровение

Авраамические религии также называются религиями откровения, то есть основаны на том, что Бог раскрывает себя людям, сообщая свою волю и предписывая людям определенное поведение.

В отношении к откровению видны и различия между иудаизмом, христианством и исламом.

Для иудаизма уникальное место занимает Синайское откровение, в котором была выражена воля Творца, не подлежащая отмене или изменению.

Христианство говорит о Новом Завете, изменяющем услышанное еврейским народом на горе Синай.

Ислам воспринимает пророчество Мухаммада, «последнего из пророков», как самое главное, отменяющее все остальные пророчества.

Бахаи считают последним откровением Бога пророчество Баха-Уллы.

Иисус

Различия выражаются и в восприятии личности Иисуса и Евангелия. Его историчность и вопрос божественности имеет разные толкования в христианстве, иудаизме, исламе и бахаи.

Иудаизм не признаёт Иисуса как Мессию, тем более не признаёт его божественность. Соответственно, Евангелие также не почитается.

В христианстве Иисус почитается Сыном Божиим Единородным, Мессией, Искупителем грехов, Спасителем человечества. Иисус Христос — глава новозаветной христианской Церкви. Евангелие почитается как слово Божие.

Ислам признаёт святость и мессианское наследие Иисуса (по-арабски Иса), почитая его одним из великих пророков, а также соглашается с некоторыми пунктами Писания Нового Завета, включая тезис о непорочном зачатии Марии (по-арабски Мариам), но отрицает, согласно Корану, «возможность предания Аллаху сотоварищей», из чего постулируется, что Иисус не может быть Богом или равным ему.

По представлениям мусульман, Иисусу была ниспослана священная книга Евангелие (по-арабски Инджиль), которую, по мнению мусульман, христиане исказили.

Бахаи признают и почитают Иисуса как Мессию и Богоявление, но того времени. Мессия нашего времени — Бахаулла.

Источник: https://guide-israel.ru/religions/25322-avraamicheskie-religii/

Место и роль ислама в системе мировых религий

На сегодняшний день в мире существует множество различных религий и верований, каждое из которых имеет свои отличительные черты. Из всего многообразия вероисповеданий лишь несколько из них именуются мировыми религиями.

На практике мировыми религиями принято называть те, которые распространились среди народов различных государств. Современные религиоведы выделяют три мировые религии: буддизм, христианство и ислам.

Однако некоторые исследователи также в их перечень включают конфуцианство, исповедуемое жителями Китая, Японии и Кореи, индуизм, приверженцами которого является население Индии, иудаизм, исповедуемый гражданами Израиля. Все эти конфессии имеют общины по всему миру, что дает повод некоторым ученым причислять данные религии так же к мировым.

И всё же большинство религиоведов относят последние к числу национальных религий, и при подготовке этой статьи мы отталкивались именно от этой точки зрения.

1. Буддизм

Исторически первой мировой религией можно считать буддизм, появившийся в VI столетии до нашей эры (по григорианскому летоисчислению) на территории Древней Индии. Основал его Сиддхартха Гаутама, который впоследствии был назван Буддой (переводится как «пробужденный»).

В среде религиоведов взгляд на буддизм разнится: его именуют либо религией, либо философией, либо просто культурной традицией. Сам Будда утверждал, что учение его не было ниспослано свыше, а разработано им, благодаря созерцанию духа. Он даже настаивал, что не следует слепо принимать его учение, а прежде требуется его проверить при помощи личного опыта.

Последователем данного учения можно стать путём принятия так называемого «прибежища», включающего 3 основные составляющие:

  • Будда (в данном случае подразумевается как Сиддхартха Гаутама)
  • Сангха (буддийская община)

После принятия данного «прибежища» буддист, согласно учению, должен придерживаться пяти заповедей буддизма:

  • воздержание от совершения убийства
  • воздержание от распутства
  • воздержание от лжи и сплетен

В настоящий момент выделяют два наиболее влиятельных течения в буддизме: Хинаяна, которое рассматривает Будду как простого человека, наделенного добродетелью, и Махаяна, которое рассматривает Будду как реальность, явленную людям в виде человека.

Сейчас буддизм исповедует порядка 500 миллионов человек, основная масса которых населяет юго-восточные азиатские государства, такие как Китай, Японию, Южную Корею, Камбоджу, Мьянму, Таиланд и другие.

2. Христианство

Наиболее крупная по количеству приверженцев мировая религия – христианство, появилось в начале нашей эры на землях Палестины. С современном мире его исповедуют около 2,5 миллиардов жителей планеты.

Как и иудаизм с исламом, христианство причисляют к авраамическим религиям, так как все они восходят к Пророку Ибрахиму (мир ему), в библейской традиции известному как Авраам.

Понятие «христианство» происходит от слова «Христос», что в переводе обозначает «Мессия». Согласно христианскому учению, Иисус из Назарета (в коранической традиции – Пророк Иса, мир ему) является Мессией и сыном Божьим.

Основное учение христианства содержится в Священном Писании, именуемом Библией, подразделяющимся на Ветхий Завет (который в зависимости от течения включает в себя различное число книг), и Новый Завет (включающий в себя 27 книг: 4 Евангелия, признанных церквями – от Луки, Матфея, Марка и Иоанна), Деяния апостолов, Откровение Иоанна Богослова, а также 21 послание апостолов.

Будучи авраамической религией, христианство относится к числу монотеистических вероучений. Однако монотеизм в большинстве христианских течений рассматривается через призму триединства Бога: Бог – Отец, Бог – Сын и Бог – Святой дух.

В ходе своего исторического развития христианство обрело множество ответвлений, наиболее крупными из которых являются: православие и католичество, образовавшиеся в результате Великого раскола 1054 года, а также протестантизм – как результат отделения от Римской католической церкви в XVI столетии.

3. Ислам

Самой молодой среди мировых и авраамических религий является ислам, появившийся в седьмом веке. Однако с точки зрения самих мусульман, ислам существовал с момента сотворения человека, так как первый человек – Адам (а.с.) является первым Пророком Аллаха, а значит, он был мусульманином.

По числу приверженцев ислам является второй религией в мире. На сегодняшний день около 1,5 миллиарда жителей планеты являются мусульманами.

Но при этом ислам является самой быстрорастущей религией на Земле, и уже к началу следующего столетия, по подсчетам экспертов, может опередить христианство.

Ислам, будучи авраамической религией, признает факт существования Священных Писаний, ниспосланных иудеям и христианам: Таурат (Тора), Забур (Псалтырь) и Инджиль (Евангелие). Но согласно исламскому вероучению, они были искажены, так как в них имелось указание следовать за последующими Пророками Аллаха, заключительным из которых является Пророк Мухаммад (с.г.в.).

Ислам признает существование почитаемых иудеями и христианами пророков, таких как Ибрахим (а.с.), Муса (а.с.) и Иса (а.с.). Однако, в отличие от христианства, ислам отвергает божественную сущность Иисуса (а.с.), утверждая, что он, как и Моисей (а.с.) и Мухаммад (с.г.в.), является человеком и Пророком Всевышнего, но никак не сыном Божьим.

Ислам как религия придерживается строгого монотеизма, признавая Аллаха единственным Создателем и Властелином всего сущего, а поклонение кому-либо наряду с ним, согласно исламскому вероучению, является наиболее тяжким грехом.

Основным источником вероучения в исламе служит Священный Коран, который включает в себя в том числе и повествования, содержащиеся в иудейских и христианских трактатах, однако между ними имеются некоторые разногласия.

Например, если мы возьмем историю с жертвоприношением Авраама (Ибрахима, а.с.), то согласно исламской традиции, он должен был принести в жертву своего старшего сына – Исмаила (Измаила, а.с.), а согласно христианской – Исхака (Исаака, а.с.).

Но в целом единая авраамическая линия между тремя религиями сохраняется.

Мусульмане в основной своей массе проживают на сегодняшний день на Ближнем Востоке, Северной Африке и Азии. Разные по численности мусульманские общины существуют практически во всех государствах мира.

Источник: https://Islam.global/verouchenie/vera/islam-v-sisteme-mirovykh-i-avraamicheskikh-religiy/

Как зовут Бога: что говорят авраамические религии

МОСКВА, 3 фев — РИА Новости, Александр Филиппов. Христос, Аллах, Элохим: христиане почитают Иисуса, иудеи — Яхве, а кто-то утверждает, что все равно, в кого верить, мол, и христиане, и иудеи, и мусульмане чтят одного Бога, только по-разному Его называют. Что означают имена Божии в разных религиях и почему непочтение к Богу даже в наше время вызывает религиозные конфликты — в материале РИА Новости.

Все ли равно, в какую церковь ходить?

«Да святится имя Твое», — говорится в главной христианской молитве «Отче наш». «Понятия имени Божия и славы Божией еще в Ветхом завете были неразрывны, поэтому не случайно и в устах Иисуса они также взаимосвязаны.

Не случайно и то, что молитва, которую Иисус дал ученикам, начинается прошением об имени Отца «Да святится имя Твое», а заканчивается упоминанием о Его славе «ибо Твое есть Царство и сила и слава» — пишет глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион (Алфеев).

Слова «имя Твое» иудеи, первыми произносившие эту молитву, понимали однозначно — как Яхве, имя Божие, открытое им самим Моисею.

«Свято место пусто не бывает», — говорят в России. Если люди забывают Бога, на его место приходит кто-то другой. Это случилось в России во время гонений на Русскую церковь в XX веке.

Когда на Украине создавали «новую христианскую церковь», вероятно, создававшие ее, думали не столько об имени Христа, сколько о национальных интересах, и вместо молитвы предпочитали собирать людей на митинги.

Правда, теперь эту структуру не признает ни одна поместная православная церковь, кроме создавшего ее Константинопольского патриархата. Но люди-то ходят в ее храмы, даже не задумываясь, кому же, собственно, они там молятся.

К такому результату приводит незнание имени Бога. Люди, по-разному понимающие это имя, начинают спорить между собой, и порой эти споры выливаются в религиозные конфликты. А ведь Христос предупреждал: «Наступает время, когда убивающий вас будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня» (Ин. 16:2-3).

Правда, люди нерелигиозные утверждают, что все равно, в какого Бога верить, что и мусульмане, и христиане, и иудеи, и буддисты все равно верят в одного Бога, только поклоняются Ему по-разному. Но Богу-то это не важно — главное, «чтобы человек был хороший».

Такие люди знают о том, что Бог есть, но воспринимают Его как какое-то далекое существо, не имеющее никакого отношения к их личной жизни, потому и не проявляют к религии личного интереса. Им достаточно формулы: «Кто-то где-то там есть».

Но разве может такое отношение побудить к общению с Богом, в чем, собственно, и состоит смысл религии? Если человек, собирающийся вступить в брак, знает о женихе или невесте только то, что он или она существует, можно ли считать его намерение создать семью серьезным?

Чтобы изменить такое отношение, нужно «познакомить» человека с Богом, а знакомство начинается с имени. В древности считали, что имя отражает сущность того, кому оно дано, и очень серьезно относились к именам. И конечно, самым серьезным было отношение к имени Божиему. Таким серьезным, что некоторые религии запрещали произносить имя Божие без весомой причины, а потом запретили произносить вообще.

Зачем знать имя Божие

Имя Божие интересовало представителей всех авраамических религий (считающих своим основоположником праотца Авраама) — христианства, иудаизма и ислама. В Библии мы читаем, как Иаков, боровшийся с Богом, попросил Его назвать свое имя.

Боровшийся не назвался, но дал новое имя своему сопернику — Израиль. Тот же вопрос задал Богу Моисей перед бегством евреев из Египта: «Как Твое имя?» Бог назвал Свое имя. На русский его можно перевести как «Сущий», но о том, как оно звучит на иврите, до сих пор идут споры.

Наиболее распространена версия, что оно произносилось как «Яхве».

Впрочем, вопрос, какое имя Божие самое правильное, интересует людей и поныне. «Для молящегося нужно знать имя Божие, чтобы обращаться к нему. Для того, кто не молится, это может быть просто любопытно», — считает консультант Института перевода Библии Андрей Десницкий.

«Имя Божие — это сущностный вопрос для иудаизма, — утверждает руководитель департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин. — Моисей, познакомившись с Богом, задает Ему главный вопрос: как зовут Всевышнего? Человек, интересующийся религией, придя в синагогу к раввину, задаст этот же вопрос».

Многие люди стремятся найти истину. И, рассуждая логически, они вполне могут прийти к выводу, что их создал единый Бог, в которого верят последователи всех авраамических религий, полагает руководитель аппарата Совета муфтиев России имам Рушан Аббясов.

Ведь, по его словам, каждый человек, «верит он в Бога или нет, также является творением Всевышнего». В Ветхом Завете упоминаются два основных имени Бога — Элои и Яхве. Элои означает Бог.

«Слово «Элои» у наших братьев иудеев имеет ту же корневую систему, что и слово Аллах», — объясняет Аббясов.

Имя Яхве упоминается в Библии более семи тысяч раз. Бог сам дал его в откровении Моисею. Когда-то это имя знал каждый иудей. Взять хотя бы самую популярную книгу Библии — Псалтырь. Пророк Давид в своих псалмах использует его постоянно, в чем русскоязычные читатели могут убедиться, если мысленно заменят слово «Господь» на слово «Сущий».

Что значит имя Яхве

У слова «Яхве» нет однозначного перевода. «Сущий», широко распространенное толкование этого имени — только одно из возможных. «Это имя похоже на форму глагола «быть», но нельзя сказать, что оно является ее регулярной формой», — заметил Десницкий.

Ответ Бога Моисею звучит как нечто среднее между «Я есть», «Я был» и «Я буду», некое имя вне времени, поясняет Горин. «Но ни одно из этих слов не произносится так, как записан тетраграмматон (имя Божие из четырех букв. — Прим. ред.)», — уточняет он.

Как произносилось имя Яхве

Тетраграмматон — написание имени «Яхве». По словам Горина, эти четыре буквы иудеям обозначать разрешается, но все, на чем они написаны, нельзя уничтожать — их нужно «хранить вечно». «Священные тексты хоронят в могилы, как человека», — рассказывает представитель Федерации еврейских общин.

В современном иудаизме обсуждается даже вопрос о том, можно ли набирать священное имя на клавиатуре компьютера, и если да, то нужно ли после хранить этот прибор вечно? Поскольку компьютер не является перманентным носителем текста, многие иудеи считают, что писать можно и хранить вечно диск с именем Яхве необязательно.

Трудность воспроизведения имени Яхве с точки зрения иудаизма — в том, что тетраграмматон состоит из четырех согласных букв. Отсутствие гласных дает множество вариантов произношения: если к этим четырем согласным прибавлять произвольные гласные, то математически получится более сотни имен. Однако примеры наш собеседник приводить не захотел, поскольку иудею нельзя произносить вслух даже неправильные варианты имени Яхве.

В ветхозаветные времена первосвященник, заходя раз в год в святая святых в Иерусалимском храме, «произносил имя Божие правильно». В еврейской традиции есть упоминания об особых людях, которые знали, как его правильно произносить. «Это знание является краеугольным камнем иудаизма», — подчеркивает Горин.

Сегодня ни один человек на земле не знает, как правильно звучит имя Яхве. Иудеи считают, что это знание было утрачено еще во времена разрушения Иерусалимского храма римлянами — в 70 году по рождестве Христовом. Поэтому имя Божие будет заново явлено на земле, если будет явлен Божий храм, объясняет представитель Федерации еврейских общин.

Сегодня иудеи не произносят главное имя Божие, заменяя его разными синонимами. Традиционный иудей — тот, кто живет в соответствии с традиционной иудейской мыслью, основывающийся на еврейской литературе, начиная со Средневековья и позднее — называет Бога «Га Шем», что означает просто «имя».

Есть замена и для молитвы: «Адонаи» — буквально «мой Господин». «В современном иудаизме не существует молитвы или ритуала, где бы кто-то произносил имя Бога (то есть Яхве. — Прим. ред.)», — утверждает Горин.

Правда ли, что нельзя произносить имя Яхве

«Иудеям было запрещено произносить имя Божие из почитания заповеди Моисея «не произноси имени Божьего всуе», — говорит генеральный секретарь конференции католических епископов России отец Игорь Ковалевский.

Однако в заповедях Моисея это имя изначально присутствует. Русский перевод Библии с восстановленным именем Бога дает представление, как могла выглядеть в глазах древних израильтян данная заповедь Моисея (в скобки заключены оригинальные еврейские слова): «Не произноси имени Господа (Яхве), Бога (Элохим) твоего, напрасно, ибо Господь (Яхве) не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх. 20:7).

В некоторых латинских переводах Библии имя Божие записывалось также, как в иврите, четырьмя буквами без гласных — YHWH. В современном издании Вульгаты используется латинский перевод слова «Сущий» — Ego Sum.

Греческий перевод Библии, Септуагинта, передает имя Яхве синонимом «Господин», по-гречески «Кириос». Впрочем, существуют также древние списки перевода Септуагинты, в которых стоял тетраграмматон «Яхве», написанный еврейскими буквами.

В частности, это можно видеть в Кумранских рукописях, но не только.

«Сущий» у семитских народов

В древности у многих народов существовали теофорные имена — то есть те, в составе которых есть имя того или иного бога. Поэтому в некоторых семитских именах присутствует имя Яхве.

Но могут ли теофорные имена дать представление о том, как звучало то имя, какое Бог открыл Моисею? Могут, но не до конца, потому что они фонетически изменяются и не употребляются в полной форме, считает Десницкий.

«Хотя, например, в имени пророка Исайи — «Ишаягу» («Яхве спас») — присутствует часть имени Яхве», — поясняет библеист.

А как имя Яхве понимают мусульмане? По-арабски это имя звучит как «Аль-Ваджид» и переводится как «Существующий» или «Находящийся постоянно с человеком». Глагол «быть» по-арабски читается «ваджа» и имеет общий корень со словом «Яхве». «Это имя означает, что Всевышний всегда находится с нами, Ему не присущи такие качества, как умирание или возникновение, Он находится в постоянном общении со всем человечеством и со всем сущим», — объясняет Рушан Аббясов.

Иисус Христос и Яхве

«Слово Иегошуа, или, как оно передано по-гречески, «Иисус», означает: «Яхве — Сущий — спасает». Оно широко использовалось у евреев в Палестине во времена Ветхого Завета. Иисус Навин — самое известное из таких имен», — говорит Десницкий.

Евангелие свидетельствует, что сам Иисус Христос произносил имя Божие, хотя делать это евреям было запрещено. «Христос сказал в Евангелии от Иоанна «Я Сущий» (греч. «Эго Эйми» — «Я Есть». — Прим. ред.). Когда Спаситель сказал о Себе: «Прежде чем Авраам был, Я Есть», иудеи пришли в ярость, потому что это звучало для них как богохульство», — объясняет Ковалевский.

В христианстве до сих пор по традиции имя Сущий относят ко Христу. На православных иконах Спасителя в нимбе часто пишут O WΝ. Это совершенная форма глагола «эйми», «быть» — буквальный перевод слова «Яхве» на греческий язык.

Иисус Христос — идеальное имя

Слово «Христос» означает «помазанник» — это перевод на греческий язык еврейского слова «мошиах», или «мессия», имеющего то же значение. Так в Израиле называли тех, над кем совершали обряд помазания ароматным маслом. Помазанниками Божьими в Древнем Израиле были священники, пророки и цари. При этом иудейские пророки, начиная с Моисея, говорили о грядущем пришествии царя-священника, который избавит народ Израиля от всех бед и исправит все несовершенство этого мира.

Христиане верят, что Иисус и есть Тот Самый Христос, который, будучи Богом, стал Человеком, а умерев на кресте и воскреснув из мертвых, избавил мир от главного несовершенства — смерти.

Апостол Петр говорит: нет другого имени, которым можно спастись, кроме имени Иисуса Христа (Деян. 4:12). По словам Десницкого, сказать «нет другого имени» — то же самое, что произнести «нет другой личности». «Тут вряд ли подразумевается имя как сочетание звуков или букв.

Это понятие, тождественное личности», — добавляет эксперт. Иисус Христос — Спаситель человечества, для всех христиан это принципиально важно. «С точки зрения христианства смысл имени Иисус очень подходит к миссии Иисуса Христа на земле — Он спасает человечество.

Это идеальное совпадение значения имени с тем, что сделал человек, носящий это имя», — объясняет Десницкий.

Источник: https://ria.ru/20190203/1550278718.html

Монотеистические религии Понятие

Монотеистическая религия как тип религиозного мировоззрения появилась задолго до начала нашей эры и представляла собой как персонификацию Бога, так и представление и наделение всех сил природы единым сознательным эгрегором. Одни мировые религии наделают Бога личностью и её качествами; другие — всего лишь возвышают центральное божество над остальными. Например, православное христианство — монотеистическая религия, в основе которой лежит образ триединства Бога.

Чтобы пролить свет на столь запутанную систему религиозных верований, требуется рассмотреть сам термин с нескольких аспектов. Здесь следует помнить о том, что все мировые монотеистические религии принадлежат к трём типам. Это авраамические, восточно-азиатские религии и религии Америки. Строго говоря, монотеистической религией не является та, которая основана на функционировании нескольких культов, но имеет центрального бога, возвышающегося над остальными.

Представления о единственности Бога

Монотеистические религии имеют две теоретические формы — инклюзивную и эксклюзивную. Согласно первой — инклюзивной — теории, Бог может иметь несколько божественных персонификаций при условии их единения в целом центральном эгрегоре. Эксклюзивная теория наделяет образ Бога трансцентентными личностными качествами.

Данная структура подразумевает в себе глубокую неднородность. Например, деизм предполагает уход от дел Божественного Создателя сразу после сотворения мира и поддерживает концепцию невмешательства сверхъестественных сил в ход развития Вселенной; пантеизм подразумевает святость самой Вселенной и отвергает антропоморфные облик и сущность Бога; теизм, наоборот, заключает в себе общую идею существования Творца и активного его участия в мировых процессах.

Учения Древнего Мира

Египетская древняя монотеистическая религия, с одной стороны, представляла собой некое подобие единобожия; с другой стороны, она также состояла из большого количества местных комбинированных культов. Попытка объединить все эти культы под эгидой единого бога, покровительствовавшего фараону и Египту, была предпринята Эхнатоном в 6 веке до нашей эры. После его смерти религиозные верования вернулись в прежнее русло политеизма.

Попытки систематизировать божественный пантеон и привести его к единому личностному образу предпринимались греческими мыслителями Ксефаном и Гесиодом. В «Государстве» Платон ставит целью поиск Абсолютной Истины, властной надо всеми вещами в мире. Позже на основе его трактатов представители эллинистического иудаизма предпринимали попытки синтезировать платонизм и иудаистические представления о Боге. Расцвет идеи о монотеистичности божественной сущности относится к периоду античности.

Монотеизм в иудаизме

С еврейской традиционной точки зрения, первичность монотеизма была разрушена в процессе развития человечества распадом его на множественные культы. Современный иудаизм как монотестическая религия строго отрицает существование каких-либо сверхъестественных сторонних сил, в том числе богов, неподконтрольных Создателю.

Но в своей истории иудаизм не всегда имел такую теологическую основу. И ранние этапы его развития проходили под статусом монолатрии — политеистической веры в возвышение главного бога над второстепенными.

Мировые монотеистические религии, такие как христианство и ислам, свои истоки имеют в иудаизме.

Определение понятия в христианстве

В христианстве господствует ветхозаветная авраамическая теория монотеизма и Бога — как единственного вселенского творца. Однако христианство — монотеистическая религия, основные направления которой вносят в неё идею триединства Бога в трёх проявляениях — ипостасях — Отца, Сына и Святого Духа.

Этот догмат Троицы накладывает на трактовку христианства исламом и иудаизмом политеистический или тритеистический характер. Как утверждает само христианство, «монотеистическая религия» как понятие в полной мере отражена в его основной концепции, но сама идея тритеизма не раз выдвигалась богословами, пока не была отвергнута Первым Никейским Собором.

Впрочем, среди историков бытует мнение, что в России существовали последователи православных течений, отрицающих триединство Бога, которым покровительствовал сам Иван Третий.

Таким образом, просьбу «объясните понятие монотеистической религии» можно удоволетворить, приведя определение монотеизма как веры в единого Бога, который может иметь в этом мире несколько ипостасей.

Исламские монотеистические воззрения

Ислам строго монотеистичен. Принцип монотеистичности провозглашается в Первом Столпе Веры: «Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед — пророк Его». Таким образом, аксиома единственности и целостности бога — Таухид — заключена в его фундаментальной теории, и все обряды, ритуалы и религиозные действия призваны показать Единственность и Целостность Бога (Аллаха).

Величайшим грехом в исламе является ширк — приравнивание к Аллаху других божеств и личностей — этот грех непрощаем.

Согласно исламу все великие пророки исповедовали монотеизм.

Специфические особенности бахаи

Данная религия берет свое начало в шиитском исламе, ныне многими исследователями расценивается как самостоятельное течение, однако в самом исламе считается вероотступнической религией, а её последователи на территории мусульманских республик ранее подвергались гонениям.

Название «бахаи» происходит от имени основателя религии Бахауллы («Слава Божья») — Мирзы Хусейна Али, который родился в 1812 году в семье потомков царской персидской династии.

Бахаизм строго монотеистичен. Он утверждает, что все попытки познать Бога будут тщетны и бесполезны. Единственной связью между людьми и Богом являются «Богоявленные» — пророки.

Особенностью бахаи как религиозного учения является открытое признание всех религий истинными, а Бога единым во всех ипостасях.

Индуистический и сикхский монотеизм

Не все мировые монотеистические религии имеют схожие черты. Это обусловлено их различным территориальным, ментальным и даже политическим происхождением. Например, невозможно провести параллель между монотеизмом христианства и индуизма.

Индуизм представляет собой огромную систему различных обрядов, верований, местных национальных традиций, философий и теорий, основанных на монотеизме, пантеизме, политеизме и тесно связанных с языковыми диалектами и письмом. На такую широкую религиозную структуру сильно повлияла кастовая стратификация индийского общества.

Монотеистические представления индуизма чрезвычайно сложны — все божества объединены в один сонм и созданы Единым Творцом.

Сикхизм, как разновидность индуизма, также утверждает принцип монотеизма в своем постулате «Один Бог для всех», в котором Бог раскрывается аспектами Абсолюта и индивидуальной частицы Бога, живущей в каждом человеке. Физический мир иллюзорен, Бог пребывает во времени.

Китайская система теологических мировоззрений

Начиная с 1766 года до нашей эры традиционным мировоззрением китайских императорских династий становится почитание Шан-Ди — «верховного предка», «Бога» — или неба как самой могущественной силы (Тань).

Таким образом, китайская древняя система мировоззрений — это своего рода первая монотеистическая религия человечества, существовашая раньше буддизма, христианства и ислама. Бог здесь персонифицировался, но не приобретал телесной формы, что равняет Шан-Ди с моизмом.

Однако эта религия не является монотеистической в полном смысле — в каждой местности существовал свой пантеон малых земных божеств, определяющих особенности материального мира.

Таким образом, на просьбу «объясните понятие «монотеистическая религия» можно сказать, что такой религии свойственен монизм — внешний мир майя является всего лишь иллюзией, а Бог заполняет всё течение времени.

Единый Бог в зороастризме

Зороастризм никогда не утверждал идею чёткого единобожия, балансируя между дуализмом и монотеизмом. По его учению, распространившемуся в первом тысячелении до нашей эры по Ирану, верховным единым божеством является Ахура Мазда. В противовес ему существует и действует Ангра-Майнью — бог смерти и мрака. Каждый человек должен разжечь в себе огонь Ахура Мазды и изничтожить Ангра-Майнью.

Зороастризм оказал заметное влияние на развитие идей авраамических религий.

Америка. Монотеизм инков

Наблюдается тенденция монотеинизации религиозных верований народов Анд, где происходит процесс объединения всех божеств в образ бога Викарочи, например, сближение самого Викарочи, создателя мира, с Пача-Камаком, создателем людей.

Таким образом, составляя примерное объяснение в ответ на просьбу «объясните понятие монотеистическая религия», следует упомянуть, что в некоторых религиозных системах боги, имеющие схожие функции, со временем сливаются в один образ.

Источник: https://nlo-mir.ru/religia/43361-monoteisticheskie-religii.html

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько лет исламской религии
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ангел Божий
Что за Бог нимфы

Закрыть