Какая страна первой приняла христианство в качестве государственной религии

Православные страны: список. Распространение православия по странам

Какая страна первой приняла христианство в качестве государственной религии

Православные страны составляют большой процент от общего количества государств на планете и территориально раскиданы по всему миру, но больше всего сконцентрированы они в Европе и на Востоке.

Не так много религий в современном мире, которые сумели сохранить свои правила и главные догмы, большое число сторонников и верных служителей своей веры и церкви. Именно к таким вероисповеданиям относится православие.

Православие как ветвь христианства

Само слово «православие» толкуется как «правильное славление Бога» или «правильное служение».

Эта религия относится к одной из самых распространенных вероисповеданий мира – христианству, и возникла она после распада Римской империи и разделения церквей в 1054 году нашей эры.

Основы вероучения христианства

Эта религия основана на догмах, которые истолкованы в Священном писании и в Священном предании.

Первое включает в себя книгу Библию, состоящую из двух частей (Нового и Старого Заветов), и апокрифы, представляющие собой священные тексты, которые не вошли в Библию.

Второе состоит из семи вселенских соборов и трудов отцов церкви, жившие во втором-четвертом столетиях нашей эры. К этим людям относятся Иоанн Златоуст, Афанасий Александровский, Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Дамаскин.

Во всех православных странах соблюдают главные догматы этой ветви христианства. К ним относятся следующие: триединство Бога (Отец, Сын и Святой Дух), спасение от страшного суда через исповедание веры, искупление грехов, боговоплощение, воскресение и вознесение Бога Сына – Иисуса Христа.

Все эти правила и догмы были утверждены в 325 и в 382 году на двух первых Вселенских соборах. Православная церковь провозгласила их вечными, непререкаемыми и сообщенными человечеству самим Господом Богом.

Православные страны мира

Религию православие исповедует примерно от 220 до 250 миллионов человек. Это количество верующих составляет десятую часть от всех христиан планеты. Православие распространено по всему миру, но наибольшее процентное содержание людей, которые исповедуют эту религию, в Греции, Молдавии и Румынии – 99,9%, 99,6% и 90,1% соответственно. Другие православные страны имеют немного меньший процент христиан, но он тоже высокий у Сербии, Болгарии, Грузии и Черногории.

Наибольшее количество людей, вероисповедание которых — православие, живут в странах Восточной Европы, Ближнего Востока, распространено большое количество религиозных диаспор по всему миру.

Православной страной считается та, в которой признано православие как государственная религия.

Страной, в которой наибольшее количество православных, считается Российская Федерация. В процентном соотношении она, конечно же, уступает Греции, Молдавии и Румынии, но численностью верующих значительно превышает эти православные страны.

  • Греция – 99,9%.
  • Молдова – 99,9%.
  • Румыния – 90,1%.
  • Сербия – 87,6%.
  • Болгария – 85,7%.
  • Грузия – 78,1%.
  • Черногория – 75,6%.
  • Белоруссия — 74,6 %.
  • Россия — 72,5 %.
  • Македония — 64,7 %.
  • Кипр — 69,3 %.
  • Украина — 58,5 %.
  • Эфиопия — 51 %.
  • Албания — 45,2 %.
  • Эстония — 24,3 %.

Распространение православия по странам в зависимоти от количества верующих выглядит следующим образом: на первом месте Россия с количеством верующих 101 450 000 человек, Эфиопия имеет православных 36 060 000, Украина – 34 850 000, Румыния – 18 750 000, Греция – 10 030 000, Сербия – 6 730 000, Болгария – 6 220 000, Беларусь – 5 900 000, Египет – 3 860 000, и Грузия — 3 820 000 православных.

Народы, которые исповедуют православие

Рассмотрим распространение этого верования среди народов мира, а по статистике, больше всего православных среди восточных славян. К ним относятся такие народы, как русские, белорусы и украинцы. На втором месте по популярности православия как родной религии южные славяне. Это болгары, черногорцы, македонцы и сербы.

Молдаване, грузины, румыны, греки и абхазцы также в большей части православные.

Православие в Российской Федерации

Как обозначалось выше, страна Россия — православная, численность верующих самая огромная в мире и распространяется на всю ее большую территорию.

Православная Россия славится своей многонациональностью, в этой стране проживает большое количество народов с разным культурным и традиционным наследием. Но большинство этих людей объединяет их вера в Святую Троицу: Отца, Сына и Святого Духа.

К таким православным народам Российской Федерации относятся ненцы, якуты, чукчи, чуваши, осетины, удмурты, марийцы, ненцы, мордва, карелы, коряки, вепсы, народы республики Коми и Чувашии.

Православие в Северной Америке

Считается, что православие – вера, которая распространена на территории Восточной части Европы и небольшой части Азии, но и в Северной Америке эта религия также присутствует, благодаря огромным диаспорам из русских, украинцев, белорусов, молдаван, греков и прочих народов, переселенных из православных стран.

Большинство жителей Северной Америки — христиане, но они принадлежат к католической ветке этой религии.

В Канаде и США отношение к религии немного отличается.

Много канадцев считают себя христианами, но при этом крайне редко посещают церковь. Конечно, разница немного присутствует в зависимости от региона страны и городской или сельской местности. Известно, что городские жители менее религиозны, нежели деревенские люди. Религия Канады в основном христианская, большую часть верующих составляют католики, на втором месте другие христиане, значительную часть составляют мормоны.

Концентрация двух последних религиозных течений очень отличается от региона страны. К примеру, в приморских провинциях живет много лютеран, когда-то поселенных там британцами.

А в Манитобе и Саскачеване проживает много украинцев, которые исповедуют православие и являются приверженцами Украинской православной церкви.

В США менее ревностные христиане, но, по сравнению с европейскими, они чаще посещают церковь и совершают религиозные обряды.

Мормоны в основном сконцентрированы в Альберте, вследствие миграции американцев, которые являются представителями этого религиозного течения.

Основные таинства и обряды православия

Это христианское течение имеет в своей основе семь основных действий, каждое из которых что-то символизирует и укрепляет человеческую веру в Господа Бога.

Первое, которое совершают еще в младенчестве, – это крещение, осуществляется оно через погружение человека в воду три раза. Такое количество погружений делается в честь Отца, Сына и Святого Духа. Этот ритуал означает духовное рождение и принятие человеком православного вероисповедания.

Второе действие, которое совершается только после крещения, – это евхаристия или причащение. Осуществляется через поедание небольшого куска хлеба и глотка вина, символизирующих вкушение тела и крови Иисуса Христа.

Также православным доступна исповедь, или покаяние. Это таинство заключается в признании всех своих грехов перед Богом, которые человек говорит перед священником, а тот, в свою очередь, отпускает грехи от имени Бога.

Символом сохранения полученной чистоты души, которая была после крещения, является таинство миропомазания.

Ритуал, который совершается совместно двумя православными, – это венчание, действие, при котором от имени Иисуса Христа молодожены напутствуются на долгую семейную жизнь. Обряд проводит священник.

Соборование – таинство, во время которого больного человека смазывают елеем (деревянным маслом), считающимся священным. Это действие символизирует схождение на человека Божьей благодати.

Существует у православных еще одно таинство, которое доступно только священникам и епископам. Оно называется священство и состоит в передаче новому священнику от епископа особой благодати, срок действия которой пожизненный.

Источник: https://FB.ru/article/358159/pravoslavnyie-stranyi-spisok-rasprostranenie-pravoslaviya-po-stranam

Кто принял христианство первым?

Какая страна первой приняла христианство в качестве государственной религии

Христианство сегодня – одна из самых распространенных мировых религий. Возникнув в I веке н.э. на территории палестинского государства (территория современного Израиля), новое учение распространилась по всему миру.

Изначально первыми христианами были евреи, проживавшие на территории Римской Империи, а с распространением учения Христа, поклонниками религии стали и другие этнические группы. Бесспорно, первым христианином был Христос, ведь именно он донес свое учение людям.

Но кто принял христианствопервым после него?

На этот, казалось бы, простой вопрос можно дать несколько ответов. «Пионером» христианства можно считать одного или нескольких исторических деятелей, народ или этническую группу, которые проживали на определенной территории, а также рассматривать религию с точки зрения официального государственного вероисповедания.

Немного о религии

Среди всех мировых религий христианство – самое многочисленное и географически распространенное учение. Его наиболее крупными течениями являются католицизм, православие и протестантизм.

Несмотря на то, что учения Христа описаны в Новом Завете, они тесно связаны с ветхозаветными иудейскими вероучениями. Согласно Священным Писаниям, Иисус был рожден евреем, жил по еврейским законам и соблюдал все праздники. Первые последователи Христа также были евреями, проживавшими на территории Палестины и Средиземноморья (еврейская диаспора).

Благодаря деятельности апостолов, особенно Петру, христианство распространилось среди других народов, поклонявшихся язычеству. Именно обширная география и культурное влияние Римской империи способствовали широкому распространению новой веры среди огромного количества разных народов, вплоть до балтов и финов.

На другие континенты, Новый свет (Америку, Канаду) и Австралию, христианство «попало», благодаря миссионерам и колонизаторам.

Первое христианское государство

Один из ответов на вопрос «Кто принял христианство первым?» является ответ о первом христианском государстве.

Несмотря на то, что первыми христианами были евреи, на территории современного Израиля учения Христа так и не получили статуса государственной религии, и более 300 лет его последователи подвергались гонениям. Первым государством, объявившим христианство своим официальным вероисповеданием, стала Великая Армения. Произошло это в 301 г.

н.э. во времена правления царя Трдата Третьего Великого. Изначально Армения была языческим государством, поэтому долгое время приверженцев Христа и его проповедников подвергали гонениям.

Что же послужило толчком к тому, чтобы языческий царь принял христианство? Царь изменил свое мнение о религии после того, как от серьезной болезни его вылечил Григорий Просветитель, посаженный в темницу за распространение нового учения.

Именно благодаря ему, царь обрел здоровье и уверовал в Христа, создав первое в мире христианское государство, объявив христианство его официальным вероисповеданием, а Григорий Просветитель стал первым первосвященником Армянской апостольской церкви.

Первые христиане на Руси

Историки до сих пор спорят, кто «принес» христианство на русские земли? Начиная с падения Римской империи, новая религия стала распространяться по европейской территории. Особую активность учение приобрело на германских и славянских землях, а в XIII-XIV вв. – проникла на финскую и балтийскую территории.

Отвечая на вопрос «Кто принял христианствопервым на русских землях?», можно упомянуть государственных деятелей того времени.

Несмотря на то, что по этому вопросу до сих пор учеными ведутся споры, традиционно считается, что Древнюю Русь крестил киевский князь Владимир. Произошло это, по одним данным, в 988 году, по другим – в 990 году.

Кроме этого, факт принятия христианства, чаще всего, связывают с княгиней Ольгой, которая была бабкой Владимира Святославовича и приняла новую веру в Константинополе (Византия) – колыбели православия.

Согласно западноевропейским и балтским хроникам, христианство на Руси было принято в результате неудачных военных походов на Константинополь под предводительством князей Аскольда и Дира за 100 лет до традиционной версии крещения Руси князем Владимиром (период между 842 и 867 гг.). Подтверждением чему являются записи о Русской епархии, сделанные в конце 9 века.

Княгиня Ольга – первая русская христианка

Княгиня Ольга – первая женщина, правившая Киевской Русью и принявшая христианство. Несмотря на мать-христианку, ее сын – Святослав, так и не крестился. Священное дело княгини Ольги продолжил ее внук – киевский князь Владимир «Красное Солнышко».

Именно во время его правления началась массовая христианизация населения Древней Руси, которое не всегда проходило гладко, насаждалось силой и протекало с репрессиями.

Процесс «обращения в новую веру» народов, проживавших на русских землях, занял почти 9 столетий. 

Источник: http://samoeinteresnoe.com/pervye/kto-prinyal-hristianstvo-pervym.htm

Крещение Руси — дата, причины, значение | Православиум

Какая страна первой приняла христианство в качестве государственной религии

Рубрика: Православные святые

Одно из самых значимых событий в истории Руси – это принятие христианства князем Владимиром в 988 году и последующее крещение его подданных. Это решение со стороны князя не было сиюминутным или навязанным, но взвешенным и обдуманным стратегическим шагом.

Князь Владимир понимал, что для сплочения разрозненных племен и для укрепления власти требовалось прийти к общей религии. Хотя все народности и являлись языческими, но это не обладали религией в полном смысле.

Это был набор верований, обрядов, почитания божеств, заметно отличающихся у различных племен. Развитые страны того времени были монотеистическими и относились к Руси как к варварам.

Для укрепления международного авторитета требовалось принять религию, в которой почитался бы один Бог.

Памятник князю Владимиру — крестителю Руси

Возникает вопрос: кто первый на Руси принял христианство? Еще в 955 году, за 30 лет до князя Владимира, христианство принимает его бабка – княгиня Ольга. Крестилась она в Константинополе в храме святой Софии.

Княгиня Ольга, впоследствии канонизированная Церковью как равноапостольная, была одним из выдающихся государственных деятелей того времени. Сложно переоценить ее вклад в развитие христианства на Руси.

Когда князь Владимир советовался со своей дружиной принимать ли ему крещение или нет, дружина ответила, что если бы христианство было бы плохой религией, ее бы не приняла твоя бабка Ольга.

Выбор князем Владимиром новой государственной религии

Как гласит легенда, история крещения Руси началась с принятия в Киеве представителей главных мировых религий. Прибыли мусульмане из Волжской Булгарии, иудеи, христиане Латинского обряда (католики) и христиане Восточного обряда (православные).

Эти религии исповедовали соседи Руси, поэтому это был выбор стратегического союзника. Политический шаг, который менял историю государства на столетия вперед.

Иудеям из Хазарии Владимир ответил примерно следующее: «как же вы других учите, если Вы отвергнуты Богом и рассеяны по чужим землям или и нам того же хотите?».

Ответ представителям ислама, запрещающего употребление алкоголя, гласил: на Руси есть веселие – пить, не можем без того жить. Западные христиане обряда натолкнулись на ответ: «Уходите, ибо и отцы наши не приняли этого». Скорее всего, имелось ввиду, что во времена Ольги часть русской знати приняла именно православие.

Князь Владимир отправляет свои посольства в эти страны, чтобы “испытать их службу”. После возвращения из Византии послы рассказывали, что были поражены красотой и величием храмов. Во время богослужений они не могли понять, где они находятся: на земле или на небе.

Послы присутствовали на Литургии в храме Софии в Константинополе. 

Принятие крещения князем Владимиром

Византия была самым могущественным соседом Руси. Князь Владимир, как мудрый тактик, захотел сделать византийского императора своим союзником. Для этого было решено жениться на сестре императора, принцессе Анне.

В качестве принуждения к браку Владимир осадил Корсунь (Херсонес), город в итоге был взят. Византийскому императору пришлось принять условия Владимира и выдать за него принцессу Анну. Но с условием: Владимир должен принять христианство, за язычника она выйти замуж не может.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое брачный обет

Так оформилось окончательное решение о крещении Руси князем Владимиром.

Князь крестился в Херсонесе 26 апреля 988 года, в великую субботу. Сейчас на месте крещения располагается собор святого Владимира. Перед совершением таинства произошло чудо: князь Владимир сильно заболел перед крещением и практически ослеп.

Но после троекратного омовения в купели прозрел не только физически, но и духовно. До принятия христианства князь Владимир был темпераментным язычником, приносивший жертвы богам. Жестоким воином, который всегда брал то, что пожелает, любил пиры и имел много наложниц.

Его сложно было назвать добродетельным человеком в христианском понимании этого слова. 

После крещения в личности князя Владимира произошел серьезный перелом. Он распускает своих многочисленных наложниц. Устраивает пиры для бедных, приказывает еженедельно развозить обозы с едой тем, кто сам не мог прийти на пир, подает щедрую милостыню.

Владимир до конца жизни строго выполняет христианские заповеди, отказываясь казнить людей, боясь нарушить заповедь: “Не убий”. Начинает строить в Киеве церкви, выделяя на эти цели десятину из своих доходов.

Благодаря своей деятельности Владимир остался в народной памяти под прозвищем “Красное солнышко”.

Вслед за князем Владимиром христианство принимает его дружина, а затем и жители Киева, Новгорода и других славянских земель. Лишь племена вятичей не приняли христианство, в их землях сильно укоренилось язычество. Почти 300 лет потребовалось для искоренения язычества в этих местах.

Историческое значение Крещения Руси

Русь приняла христианство, тем самым определив вектор своего развития на столетия вперед. В политическом плане это решение помогло укрепить авторитет Руси среди европейскими странами, способствовало развитию связей с Византией и южнославянскими землями. 

Христианство дало толчок к развитию образования на Руси, при монастырях открывались школы, иконописные мастерские, развивались ремесла. Развивалась архитектура, строились величественные храмы. 

Крещение Руси способствовало укреплению государственной власти над разрозненными племенами. Именно принятие общей религии способствовало формированию единого народа. Запрещалось многоженство и позади оставались варварские обычаи и обряды.

Крещение Руси: самые распространенные мифы

От приверженцев неоязыческой идеологии в наше время можно услышать, что христианство навязывалось славянам силой и большую часть населения при этом убили. Это утверждение не имеет никаких объективных доказательств.

При массовом убийстве людей во время археологических раскопок были бы найдены их останки, но этого не произошло. Да и сложно представить, как малочисленная дружина князя Владимира расправляется с многотысячным населением страны.

Из всех земель лишь Новгород отказался креститься добровольно, но и там не было засвидетельствовано массовых убийств, а лишь единичные случаи.

Еще одним мифом считается утверждение, что после крещения погибла “высокая славянская культура”. Но если обратиться к археологии, то подтверждения этим словам найти сложно. Не найдено никаких подтверждений существования у славян собственной письменности. Только с принятием христианства появилась “кириллическая письменность”.

Так многие мифы и предположения о пагубном влиянии крещения Руси разбиваются о стену из исторических фактов и летописей, где находит подтверждение обратное. 

День принятия христианства на Руси празднуется 28 июля, когда состоялось крещение населения Киева.

Источник: https://pravoslavium.ru/kreshhenie-rusi/

Религии Европы: численность христиан в мире и по государствам, православные страны

> Культура > Религии Европы: карта распространения и суть вероисповедания

Любопытство человека всегда влекло его к познанию самого себя, мира вокруг и своего места в этом мире. Иногда необъяснимые факты и явления облекались в форму сверхъестественной сути. Постепенно накапливаясь, подобные факты сплетались в религию, которая являлась сводом правил и истин для многих людей.

Религии Европы предлагали для своего общества в основном ответвления христианства. Для одних религия — это утешение, для других — спасение или отдушина, третьи следуют вере по привычке или из-за воспитания. Также для некоторых существование религии — подтверждение существования Бога.

Сколько в мире религий

Религия в переводе с латинского означает «благочестие» или «святыня». Наскальная живопись и археологические раскопки доказывают, что первые религиозные течения возникли целых 40 тыс. лет назад. Наши древние предки объясняли обычные явления существованием богов и богинь, которые контролировали жизнь простых смертных. На любое явление природы они также выдумывали свое божество и всячески его задабривали.

Список древних религий:

  • анимизм — вера в существование души у всех и у всего и в ее бессмертие;
  • магия — вера в колдовские способности и влияние их на все события и явления;
  • тотемизм — вера в сверхъестественные силы тотема, олицетворением которого могло быть любое растение, животное или человек;
  • фетишизм — наделение магическими свойствами любых предметов;
  • шаманизм — вера в то, что вождь племени или шаман может общаться с духами, задабривать их.

Со временем, образование большого количества городов и стран сделало религиозное государство основой общества. Человек того времени, не зависимо от возраста, не мог быть неверующим, а обязательно следовал основной заповеди своего вероисповедания.

Некоторые религии объединили вокруг себя людей по национальному или территориальному признаку (например, конфуцианство, индуизм), другие распространились по всей планете и присутствуют в каждом регионе.

Современные мировые религии:

  • буддизм;
  • христианство;
  • ислам.

Из этих основных вероисповеданий происходят и другие течения, секты, культы. Таблица показывает примерный процент людей, придерживающихся какой-либо веры, а также атеистов:

Название религии Количество людей (в %)
Христиане 33
Мусульмане 19,6
Индуисты 13,4
Атеисты 15,2
Буддисты 5,9
Китайская религия 6,4
Традиционные верования 3,8
Новые религии 1,7
Сикхи 0,4
Иудеи 0,2
Спиритисты 0,2
Бахаи 0,2
Конфуцианцы 0,1
Джайны 0,1
Мир, всего 100

Европейские веры

Религии населения Европы преимущественно христианские. Ведь она проникла сюда практически сразу после своего появления, и бедный народ ее очень поддержал. Численность христиан в мире насчитывает около 2,5 млрд человек. В 1054 г. произошел раскол христианской церкви. Вероисповедание разделилось на католическое и православное. Страны Западной Европы поддержали католичество, население стран Восточной Европы стали исповедовать православие. Страны по середине оказались протестантами.

Христианство имеет три ответвления:

  1. Православие.
  2. Католицизм.
  3. Протестантизм.

Но это не значит, что зарубежная Европа полностью христианская. Здесь присутствуют представители практически всех конфессий.

Православие

Буквальное значение православия — это «правильное мнение». Православная церковь основывается на Священном Писании (Библии). Символ веры — распятие, на котором Иисус принес себя в жертву ради человечества и олицетворяет вечную жизнь после смерти.

Православные верят в Бога Отца, Сына и Святого Духа. Святой Дух исходит только от Бога Отца (с этого и начинаются различия веры с католиками). Священные заповеди были переданы людям через Моисея. Вера основана на любви, сострадании, помощи ближнему.

Страны Европы, где преобладает православие:

  • Латвия;
  • Эстония;
  • Румыния;
  • Болгария;
  • Кипр;
  • Македония;
  • Сербия;
  • Черногория;
  • Греция;
  • Босния и Герцеговина.

Католицизм

Внутри христианства католическое движение самое многочисленное. География католицизма настолько широка, что в любом уголке планеты можно встретить католический приход. Главой католиков является Папа Римский. Для верующих он — представитель Иисуса на земле. Папа живет в городе-государстве Ватикан, который имеет свой герб, свою армию.

Страны Европы, где более половины населения католики:

  • Бельгия;
  • Венгрия;
  • Ирландия;
  • Испания;
  • Италия;
  • Ватикан;
  • Мальта;
  • Монако;
  • Португалия;
  • Сан-Марино;
  • Словакия;
  • Хорватия;
  • Франция.

Протестантизм

Изначально протестантизм был направлен против действующей политики католической церкви. Протестанты боролись за значительное упрощение культа, за упразднение сложнейшей церковной иерархии, упразднение монашества, отмену безбрачия для священников. У протестантов всего два ритуала: крещение, причащение.

В свою очередь протестантизм имеет отдельные течения:

  • лютеране;
  • кальвинисты;
  • англиканцы;
  • старокатолицисты;
  • баптисты.

В эпоху географических открытий многие мореплаватели были протестантами, поэтому на открываемых землях они распространяли свою религию среди местного населения. Не удивительно, что страны Северной Америки и Африки исповедуют протестантство.

Страны Европы, где главенствует протестантское течение:

  • Финляндия;
  • Великобритания;
  • Норвегия;
  • Голландия;
  • Швейцария;
  • Швеция;
  • Германия;
  • Дания.

Ислам

Источник: https://obrazovanie.guru/kultura/religii-evropy.html

Какая страна первая приняла христианство

Христианство повлияло на мировую культуру и искусство сильнее любой другой религии и способствовало появлению современного Западного мира. Даже современный способ летоисчисления – одно из следствий проникновения христианства в мировую культуру.

Как распространялось христианство

Долгое время христианство оставалось маргинальным течением иудаизма. Возникло оно в Палестине в 1 веке нашей эры, распространившись сначала среди местного населения как одно из течений иудаизма, которых на тот момент было множество.

Уже в первые полвека своего существования христианство стало популярным вероучением среди множества этносов, населявших Римскую империю. Этому немало поспособствовали путешествовавшие по Римской империи и ближайшим к ней странам адепты нового учения.

По преданию, распространением учения занимались непосредственно ученики Иисуса Христа. Активных проповедников новой религии не останавливали даже гонения и угроза смертной казни.

Вопреки распространенному мнению, Римская империя не стала первым христианским государством, несмотря на то что император Константин принял христианство незадолго до своей смерти и способствовал его распространению на территории страны. Первой была Великая Армения.

Однако роль Рима в распространении христианства очень велика. Именно благодаря величине империи территория влияния новой религии расширялась столь стремительно.

Как Армения приняла христианство

До принятия Арменией христианства к новой религии местные жители относились более чем настороженно. Христиан, а также тех, кто помогал им укрываться, казнили, так как, по мнению властей, это вероучение могло подорвать устои государственной системы и язычества.

По армянскому преданию, царь-язычник Трдат, казнивший святых дев-рипсимеянок после того, как одна из них отказалась стать его женой, серьезно заболел от потрясения, вызванного их казнью.

Его сестра Хосровадухт увидела во сне, что излечить его сможет только освобождение из темницы святого Григория. После того как освобожденный Григорий был принят во дворце, царь исцелился.

На местах гибели дев-рипсимеянок были возведены часовни. Впечатленный этими событиями, царь Трдат принял христианство вместе со всей своей страной.

Церковная иерархия – армянское изобретение. В каждой земле, подчиненной Трдату и его вассалам, было назначено по епископу.

Таким образом, Великая Армения стала первым христианским государством, опередив Рим, Грецию и Эфиопию.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-826014-kakaya-strana-pervaya-prinyala-hristianstvo

Превращение христианства в государственную религию

Превращение христианства в государственную религию Римской империи

Причины Расколов Церкви на три главных направления

К середине I в. в христианстве отчетливо проявились различные направления, каждое из которых вело ожесточенную борьбу как друг с другом так и с другими идейными противниками. Автор «Апокалипсиса» сообщает о ряде враждующих сект: щколаитах, последователях Валаама, эффесских лжеапостолах, сторонниках Иезавели, филадельфийском «сатанинском сборище». Еще большее число сект упоминается в сочинениях христианского апологета Юстина-мученика.

Раннехристианские общины не знали догматики и культа позднейшего христианства. Им не были известны святая троица и боговоплощение. Христос представлялся не богом или равным богу, а лишь сыном божьим. Не было и представления о едином святом духе.

Общины не имели специальных мест для проведения богослужений, не избирали священнослужителей, не знали таинств, икон.

Общей для всех была вера в добровольную искупительную жертву, принесенную раз и навсегда за грехи всех людей посредником между богом и человеком.

По мере роста христианского космополитизма и формирования основных догматических представлений усилился процесс отхода от иудаизма и окончательного, разрыва с ним. В конце I — начале II в., особенно после поражения еврейских восстаний против Рима и обособления иудейства, этот разрыв оформился окончательно.

В евангелиях не содержится указаний на наличие и общинах оформившегося клира. Его появление относится к концу II в. и связано с постепенным изменением социального состава раннехристианских общин? В это нремя происходит дальнейшее обострение противоречий рабовладельческого общества. Упадок торговли, производства, брожение среди рабов и недовольство разоренных крестьян распространяются все шире.

Теперь Рим озабочен не расширением своих границ, а защитой их от непрерывных нашествий варваров. Безысходность положения порождает настроения отчаяния и пессимизма в среде господствующих классов, не способных остановить распад империи. Такой ситуации как нельзя лучше соответствовали идеи христианства, звавшие добровольно и покорно идти навстречу неизбежной гибели.

Этим главным образом и объясняется изменение социального состава общин. Если ранее они объединяли рабов и свободную бедноту, то в конце Д1в. в их составе уже были ремесленники, торговцы, землевладельцы и даже римская знать. Состоятельная часть христиан постепенно приходит к- управлению имуществом и руководству богослужебной практикой.

Должностные лица, вначале избираемые на определенный срок, а затем пожизненно, Священники, дьяконы, епископы, митрополиты вытесняют харизматиков и сосредоточивают в своих руках власть.

Изменение социального состава общин определило и их социальную направленность. Наблюдается все больший отход от прежних демократических тенденций и все более настойчивое стремление к союзу с императорской властью. Христианство безоговорочно встает на защиту рабовладельческого строя.

Императорская власть в свою очередь ощущала острую необходимость дополнить мировую империю мировой религией. Попытки превратить в таковую одну из национальных религий, в частности римскую, успеха не имели.

Религиозные реформы Гелиогобала, Аврелиана, Диоклетиана, попытка Юлиана Флавия реставрировать политеизм, а Августа — утвердить в качестве мировой религии культ цезарей были безрезультатны.

Нужна была новая религия, понятная всем народам империи, независимо от их этнической или классовой принадлежности, способная дать утешение угнетенным и духовную узду угнетателям.

Былые гонения или безразличие Римского государства к христианству в начале IV в. сменились активной поддержкой новой религии. В 313г. император Константин издал эдикт (указ) о предоставлении христианам равных прав со всеми другими религиями, а в 324 г. официально объявил христианство государственной религией Рим-, ской империи. В 325 г. под его председательством собрался в городе Никее I вселенский собор христианских церквей, сыгравший важную роль в утверждении христианского вероучения.

Угроза схизмы, что в переводе с греческого означает «раскол, разделение, распри”, стала реальной для христианства уже в середине IX в. Обычно причины схизмы ищут в экономике, политике, в личных симпатиях и антипатиях римских пап и константинопольских патриархов.

Особенности вероучения, культа, образа жизни верующих западного и восточного христианства исследователи воспринимают как нечто второстепенное, незначительное, мешающее пояснить истинные причины, которые, по их мнению, кроются в экономике и политике, в чем угодно, только не в религиозной специфике происходящего.

И на такой ноте церковь подошла к своему главному расколу.

Раскол Римской церкви

Одним из самых крупных разделений христианства было появление двух основных направлений — православия и католицизма. Этот раскол назревал в течение нескольких столетий. Он определялся особенностями развития феодальных отношений в восточных и западных частях Римской империи и конкурентной борьбой между ними.

Предпосылки раскола возникли еще в конце IV начале — V в. Став государственной религией, христианство было уже неотделимо от экономических и политических потрясений, переживаемых этой огромной державой. Во время Никейского и I Константинопольского соборов оно выглядело относительно единым, несмотря на внутренние распри и богословские споры.

Однако это единство зиждилось не на признании всеми авторитета римских епископов, а на власти императоров, которая распространялась и на религиозную область. Так, Никейский собор проходил под руководством императора Константина, а римский епископат на нем представляли пресвитеры Витус и Винцент.

Таким образом, причиной раскола христианства было стремление высших иерархов западной и восточной церквей к расширению границ своего влияния. Это была борьба за власть. Обнаружились и другие расхождения в вероучении и культе, но они были скорее следствием взаимной борьбы церковных иерархов, чем причиной раскола христианства.

Так, даже беглое знакомство с историей христианства показывает, что католицизм и православие имеют сугубо земные истоки. Раскол христианства вызван чисто историческими обстоятельствами.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как звали мать Пресвятой Богородицы

Отделение протестантизма

На протяжении всего Средневековья церковь играла значительную роль в жизни общества, идеально вписываясь в господствующий на Западе феодальный строй. Являясь крупным феодалом, церковь в разных государствах Западной Европы владела до 1/3 количества всей обрабатываемой земли, на которой использовала труд крепостных, применяя те же методы и приёмы, что и светские феодалы, и получая от них бесчисленные плоды .

Феодальная католическая церковь могла существовать и процветать до тех пор, пока господствовала её материальная основа — феодальный строй.

Но уже в XIV—XV веках сначала в Средней Италии и Фландрии, а с конца XV века и повсюду в Европе началось формирование нового класса, постепенно захватывавшего в свои руки экономику, — класса буржуазии. Ей нужна была новая религия, которая отличалась бы от католицизма в первую очередь простотой и дешевизной.

Для них католическая епархия становилась не только ненужной, но и просто вредной вся дорогостоящая организация церкви с её папой, кардиналами, епископами, монастырями и церковным землевладением.

В тех государствах, где сложилась сильная королевская власть, идущая навстречу национальной буржуазии (например, в Англии или Франции), католическая церковь особыми декретами была ограничена в своих претензиях и этим на время спасена от гибели.

В Германии, к примеру, где центральная власть была призрачной и папская курия получила возможность хозяйничать, как в своей вотчине, католическая церковь с её бесконечными поборами и вымогательствами вызывала всеобщую ненависть, а непристойное поведение первосвященников многократно эту ненависть усиливало.

Недовольство церковью разделяли практически все сословия: крестьян разоряла церковная десятина и посмертные поборы, продукция ремесленников не могла конкурировать с продукцией монастырей, которая не облагалась налогом, церковь расширяла свои земельные владения в городах, угрожая превратить горожан в пожизненных должников.

Всё это, а также огромные суммы денег, которые Ватикан вывозил из Германии[9], и моральное разложение духовенства, послужило к выступлению Мартина Лютера, который 31 октября 1517 года прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов». В них доктор богословия выступал против продажи индульгенций и власти Папы над отпущением грехов.

В проповедуемом им учении он провозглашал, что церковь и духовенство не являются посредником между человеком и Богом. Он объявил ложными претензии папской церкви на то, что она может давать людям посредством таинств «отпущение грехов» и «спасение души» в силу особых полномочий от Бога, которыми она якобы наделена. Основное положение, выдвинутое Лютером, гласило, что человек достигает «спасения души» (или «оправдания») не через церковь и её обряды, а при помощи веры, даруемой ему непосредственно Богом.

Папство первоначально не выказало особой озабоченности его выступлением. Однако, выразив поддержку Яну Гусу и недоверие церковному собору, осудившему его, Лютер обрёк себя на проклятие и разрыв отношений с церковью.

Вновь избранный император Священной Римской Империи Карл V вызвал Лютера с целью убедить его отказаться от своих взглядов. Лютеру дали два дня, чтобы дать ответ на вопрос о том, готов ли он отречься. В конце второго дня он ответил: «На том стою. Не могу иначе. Да поможет мне Бог».

Лютер был поставлен вне закона на территории Священной Римской Империи.

Основу для раскола и отделения церкви положил конфликт и недовольство церковью населения в отношении материальных ущемлений и поборов. Но новый класс ради материальной выгоды поддержал протест, и это сказалось на формировании протестантизма. И опять религиозные причины по своему масштабу отходят на второй план по сравнению с жаждой власти и денег.

Итоги расколов церкви

На данный момент католическая церковь — крупнейшая (по числу верующих) ветвь христианства. По данным на 2008 год, в мире насчитывалось 1,086 млрд. католиков. Их число постоянно увеличивается за счёт роста числа верующих в Азии, Америке и Африке, в то время как в Европе число католиков постепенно уменьшается.

Католицизм исповедуют почти во всех странах мира. Он является основной религией во многих европейских странах, а в Африке проживают около 115 миллионов католиков. До 1917 года в Российской империи, по официальным сведениям, проживало более 10 млн. католиков. В современной России существует около 300 приходов Римско-католической церкви.

Православие исторически традиционно распространено на Балканах среди греков, румын и албанцев, в восточной Европе среди восточно- и южнославянских народов, а также грузин, осетин, молдаван и, наряду с русскими, среди некоторых иных народов Российской Федерации.

В православии отсутствует единая точка зрения, считать ли «латинян» еретиками, исказившими

Символ веры путём самочинного позднейшего предлога Filioque, или схизматиками, отколовшимися от Единой Соборной Апостольской Церкви. Но православные единодушно отвергают догмат о непогрешимости папы в вопросах вероучения и его притязания на главенство над всеми христианами — по крайней мере, в той интерпретации, которая принята в современной Римской Церкви.

В настоящее время протестантизм получил наибольшее распространение в Скандинавских странах, США, Германии, Великобритании, Нидерландах, Канаде, Швейцарии. Протестантизм — одна из немногих религий, бурно распространяющихся по миру в наши дни.

За последние 30 лет 15—20 % населения Бразилии, 15—25 % населения Чили, треть населения Гватемалы, от четверти до половины (по разным оценкам) населения Южной Кореи приняли протестантизм.

По информации члена Евразийского исламского совета Казахстана Сабри Хизметли, в протестантизм за последние 15 лет перешли свыше 500 тыс. мусульман Средней Азии.

Источник: http://studies.in.ua/kanon_pravo-seminar/2080-prevraschenie-hristianstva-v-gosudarstvennuyu-religiyu.html

Как Европа стала христианской | Исторический документ

Во времена Средневековья почти все европейские страны стали христианскими. В этой статье мы попробуем показать, как разные государства приняли христианство. В основном это был нелёгкий путь. Им пришлось пройти через кровь войны, политические усилия и миссионерские действия.

Первые последователи Иисуса Христа распространили христианство на Ближний Восток. Также эта религия распространилась вдоль Средиземного моря на земли Римской империи. Верующие сталкивались с постоянными гонениями римских правителей. Но сила христианства росла.

Некоторые исследователи считают, что людей привлекала идея воскрешения мёртвых и бессмертие духа. Но некоторые из них считают, что важную роль в распространении христианства сыграли и практические действия церкви по оказанию помощи немощным и страждущим.

Поэтому росла её популярность среди населения.

Первой христианской страной в Европе стала Армения

В ней христианство стало государственной религией в 301 году. В это время Святой Григорий Просветитель смог убедить армянского царя Тиридата III принять христианство. К началу IV века в Римской империи перестали преследовать христиан. Эту религию стали поддерживать аристократы. В то время у власти находился император Константин I.

В 306 – 337 годах христианство стало государственной религией Римской империи. К принятию христианства Константина подвела его мать Елена. Но и самому ему явился крест в небе перед битвой. Но Константин не становился христианином долгое время. Его окрестили только тогда, когда он очутился на смертном одре. При жизни Константин финансово поддерживал Церковь.

Он внимательно следил за её правлением и за соблюдением церковных канонов.

В IV веке от христианства отделилась ветвь, которую стали называть арианством. Основой её было учение Ария. Этот учёный утверждал, что Иисус Христос был создан Богом, поэтому он был ему не ровня. Основные христианские течения считали арианство ересью. Но у него было немало последователей. Этой ветви придерживались даже некоторые римские императоры. Несмотря на это, часть германских племён приняли арийскую ветвь христианства.

Это были остготы, которые хозяйничали в Италии. А ещё вестготы, которые контролировали Пиренейский полуостров. И вандалы, захватившие Северную Африку, территорию современного Туниса. Вандалы преследовали других христиан.

Поэтому Византийская империя пошла на них войной и захватила их земли в 533 – 34 годах. С самого начала появления христианства римский епископ стал претендовать на главенство в церкви. Но в истории не сохранилось то, как на это смотрели другие христианские регионы.

Возможно, они претендовали на главенство.

Римские епископы назывались «папы»

Они оказывали значительное влияние на христиан в средневековые времена. Их контролировала Византия. Папы часто отправляли миссии в разные части Западной Европы. Постепенно римская церковь отошла от Восточной Европы. Так появились две христианские церкви: католическая и православная. К V веку в Ирландии тоже присутствовали христиане.

В течение V века на родную землю вернулся Святой Патрик. Этот житель британец был некогда пойман ирландскими пиратами и находился у них в рабстве. После возвращения он стал проповедовать христианство. Благодаря его усилиям была создана христианская община и монастыри. Они стали центрами обучения.

Из них многие миссионеры отправлялись распространять христианство на Британских островах и в Европе. Но распространение христианства в англо-саксонской Англии не было успешным. Это удалось сделать благодаря усилиям папских и ирландских миссионеров в VII веке. Но в христианство обратились лишь некоторые правители. Часть территории оставалась по-прежнему языческой.

Причиной этому были викинги, совершавшие набеги на эти земли в IX – X веках и установившие свои порядки.

Франки стали христианами после крещения Хлодвига I в 496 году. Это стало очень важным событием для Западной Европы. Часто обращение в христианство было нисходящим процессом. Сначала христианами становились правители стран, а потом эта вера распространялась и на низы.

Император Каролингов провёл ряд рейдов против германцев. Он хотел заставить их принять христианскую веру. Он разрушил их святое место в Ирминсуле. Этот император вырезал 4500 пленников в Вердене в 782 году. После этого германские племена Саксонии приняли христианство.

В Скандинавию первые христиане проникли ещё в VIII веке. Но христианской эта земля не становилась ещё очень долго. Скандинавы поклонялись своим богам. Олаф Трюнгвасон попытался навязать христианство своему народу. Но подданные восстали и свергли его. Саами не приняли эту религию в средние века.

В Исландии в X веке христианами были лишь единицы. Но в 1000 году на общем собрании исландцев Торгейр Торкельссон должен был решить, какую религию будет исповедовать его народ. Он день и ночь думал над этим вопросом.

Торгейр решил принять христианство как официальную религию наравне с норвежской верой.

Работа по обращению в христианство

В IX веке шла работа по обращению в христианство болгарские народы. Правитель болгар Борис использовал такую ситуацию, чтобы извлечь из неё пользу для себя. Он заключил сделку с Византийской империей, позволявшей создать национальную болгарскую церковь, относящуюся к Константинополю. Священники могли использовать болгарский язык для чтения литургий.

Крещение Польши состоялось в 966 году, когда христианство принял Мешко I. Большую роль в этом сыграла его жена Добрава. Она была дочерью герцога Богемии Болеслава I. Это был очень выгодный союз, заключением которого было условие принятия христианской веры.

В IX веке Византия очень старалась обратить в христианство жителей Восточной Европы. Крещение Киевской Руси состоялось при Владимире Святославовиче Великом в 988 году. Православное Христианство с тех пор стало основной религией.

Древние летописи свидетельствуют, что Князь Владимир вёл переговоры с представителями других религий: иудеями, мусульманами. Он не мог решить, какой религии следовать. Его послы побывали в Константинополе. Они очень впечатлились собором Святой Софии.

В результате Владимир и члены его семьи приняли Православие.

Когда мадьяры заняли Карпатский бассейн в IX веке, их тоже хотели обратить в христианство. Это было во время правления короля Стефана I. Этот монарх предпринял все усилия по распространению веры Христа по всей территории страны. Он повсюду строил церкви. Стефан жестоко наказывал еретиков. Стефан является Святым в Венгрии.

Последними в Европе стали христианами народы Прибалтики. Это произошло в XII – XIV веках. Для этого были предприняты Крестовые походы. Прибалтику силой старались сделать христианской. Тевтонский Орден смог создать на территории Прибалтики несколько своих государств.

Последним приняло христианство Великое княжество Литовское. Это произошло в 1386 году. Князь Ягайло женился на польской королеве Ядвиге, став Владиславом II Ягелло. Он принял римскую католическую церковь. После этого были окрещены и все литовцы.

Но в народе существовали и элементы язычества.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен. Подписаться

Источник: http://history-doc.ru/kak-evropa-stala-xristianskoj/

Религия христианство: история принятия и возникновения

Среди всех религий, христианство – самое распространенное и влиятельное учение. Оно включает в себя три официальных направления: православие, католицизм и протестантизм, и множество непризнанных сект. Современная религия христианство – это учение о Богочеловеке Иисусе Христе. Христиане верят, что он – Божий сын, и был послан на Землю, чтобы искупить грехи всего человечества.

Основы христианства: в чем суть религии

Согласно сохранившимся документальным источникам, христианство зародилось в 1 веке нашей эры, на территории современной Палестины. Родившийся в Назарете, в простой семье гончара, проповедник Иисус Христос принес иудеям новое учение – о едином Боге. Себя он называл сыном Божьим, которого Отец послал людям, чтобы спасти от греха.

Учение Христа было учением о любви и всепрощении. Он проповедовал ненасилие и смирение, подтверждая свои убеждения собственным примером. Последователей Иисуса называли христианами, а новую религию – христианством. После распятия Христа его ученики и сторонники распространяли новое учение по Римской империи, а вскоре и по всей Европе.

На Руси, христианство появилось в 10 веке. До этого религией русичей было язычество –они обожествляли силы природы и поклонялись им. Князь Владимир, женившись на византийке, принял ее религию. Несмотря на возникающее повсеместно сопротивление, вскоре вся Русь подверглась обряду крещения.

Постепенно, старая вера забылась, и христианство стали воспринимать как исконно русскую религию. На сегодняшний день в мире насчитывается более 2 млрд последователей учения Христа. Среди ни примерно 1,2 млрд относят себя к католической конфессии, около 0,4 млрд – к протестантской и 0,25 млрд – к православной.

Многие носят серебряные кресты.

Сущность Бога в представлении христиан

Согласно ветхозаветному (первоначальному) христианскому вероисповеданию, Бог – един в своем обличии. Он начало всего и создатель всех живых существ. Такое восприятие Бога было догмой – единственным верным и нерушимым положением, утвержденным церковью. Но в 4-5 веках в христианстве появился новый догмат – Триединство. Его составители представляли Бога как три ипостаси одной сущности:

  • Бог-Отец;
  • Бог-Сын;
  • Бог-Святой Дух.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда день ангела у Семена

Все сущности (Лица) равны и происходят одна из другой. Новое дополнение активно отвергалось представителями восточных конфессий. В 7 веке западно-христианская церковь официально приняла филиокве – дополнение о Триединстве. Это послужило толчком к расколу Единой Церкви.

Человек в представлении религии – творение Бога, и ему не дано познать сущность своего создателя. Вопросы и сомнения – табу для истинно верующего христианина. Все, что человек должен и может знать о Боге, изложено в Библии – главной книге христиан. Она – своего рода энциклопедия, содержащая сведения о становлении религии, описания исторических событий до появления Иисуса и ключевые моменты его жизни.

Богочеловек: кем был Иисус

Учение о Богочеловеке – христология – повествует об Иисусе, одновременно как о воплощении Бога и как о сыне Божием. Он человек, поскольку его мать – человеческая женщина, но подобен Богу, поскольку его отец – Единый Бог.

При этом христианство не считает Иисуса полубогом, и не относит к числу пророков. Он – единственное неповторимое воплощение Бога на Земле. Не может быть второго человека, подобного Иисусу, потому что Бог – бесконечен и воплотиться дважды не может. Появление Иисуса было предсказано пророками.

В Ветхом Завете он представлен как Мессия – спаситель человечества.

После распятия и физической смерти, человеческая ипостась Иисуса воплотилась в божественную. Его душа соединилась с Отцом в Раю, а тело предали земле. Этот парадокс Иисуса-человека и Иисуса-Бога выражен во Вселенском соборе формулой 4-х отрицаний:

  1. неслиянно;
  2. непревращенно;
  3. нераздельно;
  4. неразлучимо.

Ортодоксальные ветви христианства почитает Иисуса как Богочеловека – сущность, воплотившую в себе божественные и человеческие черты. Арианство почитает его как творение Бога, несторианство – как две отдельные сущности: божественную и человеческую. Исповедующие монофизитство веруют в Иисуса-Бога, поглотившего свою человеческую природу.

Антропология: происхождение человека и его предназначение

Изначально, человек создан по его образу Божию, и обладает его силой. Перволюди Адам и Ева были подобны своему Создателю, но совершили первородный грех – поддались искушению и съели яблоко с дерева Познания. С этого момента человек стал грешен, а его тело бренно.

Но человеческая душа бессмертна и может попасть в Рай, где ее ждет Бог. Чтобы оказаться в Раю, человек должен искупить свой грех физическими и духовными страданиями. В христианском понимании зло – искушение, а добро – смирение. Страдание – способ борьбы со злом.

Восхождение к Богу и возврат к своей первоначальной сути возможен только через смирение. Оно ведет к свободе духа и пониманию истинной сути жизни. Людей, поддавшихся соблазнам, ждет Ад – царство Сатаны, в котором грешники вечно страдают, расплачиваясь за свои грехи.

Что такое таинства

В христианской вере есть уникальное понятие – таинство. Оно возникло, как определение особого действа, которое нельзя отнести ни к обрядам, ни к ритуалам. Знать истинную суть таинства может только Бог, человеку оно не доступно в силу его несовершенства и греховности.

Самые важные таинства: крещение и причащение. Первое – это инициация верующего, вводящая его в число богоугодных людей. Второе – соединение с сущностью Иисуса, путем вкушения священного хлеба и вина, символизирующих его плоть и кровь.

Православие и католицизм признают еще пять таинств:

  1. миропомазание;
  2. рукоположение;
  3. покаяние;
  4. брак;
  5. соборование.

Протестантизм отрицает сакральность этих явлений. Для этой ветви также характерен постепенный отказ от аскетизма, как единственного для человека способа приблизится к божественной сути.

Роль монархии в становлении религии

Официальной государственной религией Рима было язычество, предполагающее обожествление действующего императора. Новое учение было принято в штыки. Гонения и запреты стали частью истории религии. Христианство запрещали не только исповедовать, но и вспоминать о его существовании. Проповедников подвергали пыткам, пожизненному заключению или смертной казни. Но приверженцы христианства почитали их как мучеников, и с каждым годом христианство распространялось все активнее.

Уже в 4 веке император Константин был вынужден признать новое верование. Язычники устраивали бунты, протестуя против вмешательства императора в дела Церкви. Христиане уходили в пустыню и там организовывали монашеские поселения. Благодаря этому о новой религии узнали кочевники. Христианство постепенно распространялось по другим странам.

Власть императора слабела. Настоятель римской Церкви, Папа Римский, объявил себя единственным представителем религии, и полноправным правителем Римской империи. Попытки найди баланс между стремлением к власти и сохранением христианского образа жизни стали главной моральной дилеммой для представителей высокого церковного сана.

Ключевые моменты древней религии: раскол Церкви

Причиной раскола христианства на три конфликтующих вероисповедания послужили споры о соединении божественной и человеческой сути Иисуса Христа в одну личность. Из-за культурных и исторических различий, среди последователей постоянно возникали споры о необходимости выбрать одну официальную версию. Нарастание конфликта привело к разделению на конфессии, каждая из которых придерживалась своей версии.

В 1054 году, христианство разделилось на православную и католическую ветви. Попытки снова объединить их в одну Церковь не увенчались успехом. Попыткой объединения, стал договор об объединении церквей на территории Речи Посполитой – Брестская уния, подписанная в 1596 году. Но в итоге конфликт между конфессиями только обострился.

Новое время: кризис христианства

В 16 веке мировое христианство переживает череду военных конфликтов. Церкви стремились вытеснить друг друга. Человечество вступило в эпоху Просвещения: религия подвергалась жесткой критике и отрицанию. Начался поиск новых моделей человеческого самосознания, не зависящий от Библейских доктрин.

Новаторы противопоставляли прогрессу христианства – постепенному развитию, переходу от простого к сложному. На основе идеи прогресса, позднее Ч. Дарвин разовьет теорию об эволюции, основанной на научных фактах. Согласно ей, человек – не творение Божье, а результат эволюционного процесса. С 17 века наука и религия вступают в непрерывный конфликт.

В 20 веке в послереволюционном Советском союзе христианство переживает период жестких запретов и категорического отрицания религиозного взгляда на мир. Служители церквей отказываются от сана, церкви разрушают, а религиозные книги сжигают. Только с распадом СССР религия постепенно вернула себе право на существование, и свобода вероисповедания стала неотъемлемым правом человека.

Современное христианство – не тоталитарное религиозное верование. Христиане могут свободно принять обряд крещения или отказаться следовать его традициям. С середины 20 века пропагандируется идея воссоединения трех конфессий в единое верование, как попытка избежать угасания религии. Но конкретных действий ни одна из Церквей не предпринимает и конфессии по-прежнему разобщены.

Источник: https://mystroimmir.ru/religiya/hristianstvo-ot-istokov.html

В наши дни в христианстве существуют следующие основные направления:

  1. Католицизм
  2. Православие
  3. Протестантизм
  4. Псевдохристианство

1. Направления в раннем христианстве

  • Арианство
  • Савеллианство
  • Монофелитство
  • Монофизитство
  • Иудеохристианство

2. Католицизм

  • Римско-католическая церковь
  • Восточнокатолические церкви
  • Грекокатолические церкви (византийский обряд)
  • Армянская католическая церковь (армянский обряд)
  • Западно-сирийские католические церкви (западно-сирийский обряд)
  • Коптская католическая церковь (коптский обряд)
  • Эритрейская католическая церковь (эфиопский обряд)
  • Эфиопская католическая церковь (эфиопский обряд)
  • Восточно-сирийские католические церкви (восточно-сирийский обряд)
  • Старокатолики
  • Гуситы

3. Православие

3.1 Автокефальные церкви

  • Константинопольская православная церковь
  • Александрийская православная церковь
  • Антиохийская православная церковь
  • Иерусалимская православная церковь
  • Русская православная церковь
  • Грузинская православная церковь
  • Сербская православная церковь
  • Румынская православная церковь
  • Болгарская православная церковь
  • Кипрская православная церковь
  • Церковь Эллады
  • Албанская православная церковь
  • Польская православная церковь
  • Православная церковь Чешских земель и Словакии
  • Православная Церковь в Америке

3.2 Альтернативное православие

3.2.1 Старообрядчество

3.2.2 Непризнанные национальные автокефалии

  • Могленская православная болгарская архиепископия
  • Альтернативный синод
  • Белорусская автокефальная православная церковь
  • Кафолическая православная церковь Португалии
  • Македонская православная церковь
  • Анакопийская епархия
  • Турецкая православная церковь
  • Украинская автокефальная православная церковь
  • Украинская автокефальная православная церковь (обновлённая)
  • Украинская православная церковь Киевского патриархата
  • Черногорская православная церковь

3.2.3 Старостильные и традиционалистские церкви

  • Болгарская старостильная церковь
  • Миланский синод
  • Истинно-Православная церковь
  • Православная старостильная церковь Румынии
  • Российская православная автономная церковь
  • Российская православная церковь
  • РПЦЗ (Агафангела)
  • РПЦЗ(В)
  • Святая православная церковь Северной Америки
  • Церковь истинно-православных христиан Греции (Синод Авксентия)
  • Церковь истинно-православных христиан Греции (Синод Хризостома)

3.2.4 Реформистские группы

  • Апостольская православная церковь
  • Кафолическая православная церковь Франции
  • Обновленчество
  • Патриархия Российской истинно-православной катакомбной церкви
  • Русская катакомбная церковь истинно православных христиан
  • Украинская автокефальная православная церковь каноническая
  • Украинская реформаторская православная церковь
  • Церковь Иоанна Богослова (Торонто)

3.2.5 Околоправославные

  • Духоборцы
  • Малеванцы
  • Молокане
  • Скопцы
  • Хлысты
  • Богородичный центр
  • Иеговисты-ильинцы
  • Имяславцы
  • Иннокентьевцы
  • Иоанниты
  • Субботники
  • Толстовство
  • Федоровцы
  • Чуриковцы

4. Древние восточные церкви

  • Дохалкидонские церкви
  • Ассирийская Церковь Востока

5. Протестантизм

5.1 Англиканство

5.2 Кальвинизм

  • Пресвитерианство
  • Реформатство
  • Конгрегационализм

5.3 Лютеранство

  • Всемирная лютеранская федерация
  • Международный лютеранский совет
  • Конфессиональная евангелическая лютеранская конференция

5.4 Анабаптизм

  • Меннонизм
  • Амиши
  • Гуттериты

5.5 Методизм

5.6 Баптизм

  • Баптисты седьмого дня
  • Всеукраинский союз церквей евангельских христиан-баптистов
  • Международный союз церквей евангельских христиан-баптистов
  • Национальная баптистская конвенция
  • Российский союз евангельских христиан-баптистов
  • Союз евангельских христиан-баптистов Азербайджана
  • Союз церквей евангельских христиан-баптистов Армении
  • Южная баптистская конвенция

5.7 Пятидесятничество

  • Апостольская церковь, международная
  • Апостольская церковь Нигерии
  • Апостольская церковь Христа
  • Ассамблеи Бога
  • Ассоциация пятидесятнических церквей Руанды
  • Евангелическая пятидесятническая миссия Анголы
  • Евангелическая пятидесятническая церковь «Бразилия за Христа»
  • Евангелическая пятидесятническая церковь Чили
  • Зимбабвийские Ассамблеи Бога в Африке
  • Индийская пятидесятническая церковь Бога
  • Искупленная христианская церковь Божья
  • Китайское евангельское братство
  • Международная евангельская церковь «Воины креста Христова»
  • Международная пятидесятническая церковь святости
  • Международная церковь четырёхстороннего Евангелия
  • Миссия апостольской веры в Южной Африке
  • Назаретская баптистская церковь
  • Объединённая пятидесятническая церковь, международная
  • Объединённая церковь христиан веры евангельской
  • Пятидесятническая церковь «Бог есть Любовь»
  • Пятидесятническая церковь Бога
  • Пятидесятническая церковь «Елим»
  • Пятидесятнические ассамблеи мира
  • Российский объединённый союз христиан веры евангельской
  • Сообщество пятидесятнических церквей Бурунди
  • Союз свободных церквей христиан евангельской веры Украины
  • Христианская церковь «Маранафа»
  • Христианские конгрегации Бразилии
  • Церкви «Открытой Библии»
  • Церковь Бога (Кливленд, Теннесси)
  • Церковь Бога во Христе
  • Церковь Бога пророчеств
  • Церковь «Китай за Христа»
  • Церковь Пятидесятницы (Гана)

5.7.1 Харизматическое движение

  • Все народы
  • Вселенская церковь «Царство Божие»
  • Посольство Божье
  • Слово жизни
  • Церковь веры
  • Церковь возрождения во Христе
  • Церковь «Иисус — Господь»
  • Часовня на Голгофе

5.8 Адвентизм

  • Адвентисты-реформисты
  • Адвентисты седьмого дня

5.9 Реставрационизм

5.10 Объединённые протестантские церкви

  • Евангелическая церковь Германии
  • Корейская христианская федерация
  • Объединённая церковь Канады
  • Объединённая церковь Христа
  • Протестантская церковь Нидерландов
  • Церковь Бангладеш
  • Церковь Пакистана
  • Церковь Северной Индии
  • Церковь Южной Индии

5.11 Прочие

  • Армия Спасения
  • Вальденсы
  • Движение святости
  • Евангельские христиане
  • Квакеры
  • Новоапостольская церковь
  • Плимутские братья
  • Моравские братья

6. Псевдохристианские религиозные организации

  • Виссариониты
  • Свидетели Иеговы
  • Свободные Исследователи Библии
  • Мормонизм
  • Унитарианская церковь
  • Христадельфиане
  • Церковь Объединения

Источник: http://veda.co.ua/statii/953-konfessii-hristianstva

Кто первый принял христианство: история становления религии

Как известно, христианство – это самая крупная и распространенная авраамическая мировая религия. Согласно исследованиям, в мире насчитывается приблизительно 2,35 миллиарда последователей этого учения, а в каждой стране существует по меньшей мере одна христианская община.

История возникновения и развития религии загадочна и драматична, полна свидетельств о непостижимых для человеческого ума таинствах и чудесах, которые невозможно объяснить с помощью науки.

Люди, только начинающие свой путь в познании этого вероисповедания, часто задаются вопросами о том, как же оно появилось и кто первый принял христианство.

Истоки учения и первые последователи

Наверняка каждый знает, что христианская религия основывается на Новом Завете — писании, в котором повествуется о жизни, деяниях и учениях Сына Божьего – Иисуса Христа.

Однако новозаветные идеи тесно переплетаются с Ветхим Заветом, заимствованным из древнего Священного Писания иудеев Танаха, ведь история гласит о том, что Иисус из Назарета родился евреем, был обрезан, чтил и соблюдал иудейские традиции и праздники, был прихожанином синагоги.

Первые единомышленники, верные последователи Христа, а затем и апостолы также были выходцами из еврейской общины. Именно эти люди, согласно Писанию, способствовали распространению христианского учения среди других народов, ранее исповедующих язычество.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что “первопроходцами” и распространителями христианской религии были евреи, населявшие территории Междуречья (Средиземноморье, Палестина), которые входили тогда в состав Римской Империи, а могущественное культурное влияние этого древнего государства позволило эффективно распространять новое вероисповедание среди других этнических групп. Вскоре последователи христианства появились на территориях Сирии, Армении, Эфиопии, затем религиозное течение распространилось среди славян, германских, финских и балтийских народов. Уже в новейшее время благодаря процессу колонизации, активным действиям миссионеров и проповедников религия нашла последователей в Америке, Австралии, Канаде.

Со временем христианская церковь претерпевала множество изменений, а нарастающая проблема в отличии религиозных и культурных традиций у разных народов привела к расколу и образованию трех разных направлений:

  • католицизм или католичество (под руководством Папы Римского);
  • православие (во главе церкви находится Константинопольский патриархат);
  • протестантизм (совокупность независимых церквей и религиозных союзов).

Первейшее христианское государство

Как мы уже выяснили, христианское учение зародилось в древней Римской империи, а именно – на землях современного Израиля. Однако, несмотря на это факт, вовсе не Рим и не родина еврейского народа впервые провозгласили христианство официальным государственным вероисповеданием. На Земле Обетованной еще 300 лет ученики и последователи Христа подвергались преследованиям, гонениям, репрессиям, не находя понимания, отклика и поддержки у своего же народа.

Первой в истории страной, принявшей христианство на государственном уровне, стала Великая Армения – древнее государство, просуществовавшее на территориях Армянского нагорья более 600 лет.

Историки утверждают, что царь Трдат III Великий провозгласил христианство единственной государственной религией Великой Армении в 301 году нашей эры. До этого времени он был ярым и жестоким гонителем христиан. Почему же так вышло?

Согласно найденным сочинениям, в 287 году Трдат, сопровождаемый войсками римского легиона, прибыл в Армению для того, чтобы отстоять свое право на отцовский престол.

Совершая традиционное жертвоприношение языческим богам, царь заметил, что один из его сподвижников, Григорий, являющийся христианином, отказывается поклоняться и приносить жертву идолам. В ходе пылких разбирательств Трдат выяснил, что Григорий – сын убийцы царя Хосрова II, отца Трдата.

За это бывшего царского сподвижника заключили в темницу для смертников – Хор Вирап (ныне известный армянский монастырь).

Спустя 13 лет после заключения Григория Трдат III после перенесенного душевного потрясения сильно заболел. Ни одно доступное средство не помогало царю в борьбе с хворью, однако его сестра видела сны, в которых Григорий исцеляет больного правителя Армении.

Не найдя иного выхода, Трдат велел освободить своего бывшего сподвижника из каменной ямы и привести в столицу государства Вагаршапат. Именно там истовыми молитвами и обращениями к Господу Григорий излечил царя от недуга, приведя его таким образом к вере.

После чудесного исцеления царь Трдат III Великий нарек Григория Просветителем, принял от него крещение и сделал все возможное для распространения и популяризации христианского вероисповедания на территориях Великой Армении, посвятив борьбе с язычеством весь остаток своей жизни.

В заключение

Отвечая на вопрос о том, кто первый принял христианство, углубляясь в историю этой древней религии, можно сказать, что первым христианином был, конечно же, Иисус Христос, живший и умерший для того, чтобы донести свое знание людям. Но его последователи не менее важны, ведь именно благодаря им это учение распространилось по всему миру.

Источник: https://religiya.temaretik.com/1223835344382986532/kto-pervyj-prinyal-hristianstvo-istoriya-stanovleniya-religii/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ангел Божий
В каком году крестилась Грузия

Закрыть