Церковная десятина
Вопрос пожертвований в Церковь сегодня очень остро стоит в обществе. Многие утверждают, что это правило давно ушедших лет, некоторые спорят о нецелесообразности трат в Церкви, но что об этом говорит сама Церковь, Святая Библия и сам Господь?
История появления десятины в Библии
Значение слова «десятина» очень простое — оно означает десятую часть от чего-либо, в церковном контексте имеется в виду пожертвование, которое отдается на церковь в размере 10 части от всего дохода, т.е. если человек получил прибыль за месяц в 1000 рублей, то он должен пожертвовать из них 100 рублей в храме.
В древние времена десятина отдавалась на нужды храма и священников
Впервые такая практика была введена в древнееврейском сообществе, после выхода еврейского народа из Египта, когда Моисей записал Божьи повеления для формирования общества. При этом десятина была трех видов:
- натуральная — она отдавалась в храм в виде продуктов, которые были собраны с поля или в виде приплода скота;
- личная — пожертвования отдавались с доходов, которые были получены от труда или ремесла;
- смешанная — сочетание двух первых типов.
Древняя десятина у евреев была совокупная от всех их доходов и составляла в целом 19%, а не 10%, как все привыкли считать. У народа была особая система пожертвований, поскольку они выделялись на содержание левитов — особых храмовых служителей, которые не могли по закону владеть каким-либо имуществом или ремеслом, поэтому не могли зарабатывать себе на пропитание и их содержал весь народ.
Вторая часть жертвовалась на храм и праздники, а третья отдавалась бедным. Таким образом, евреи полностью покрывали нужды левитов и священников, содержали храм и заботились о бедных (сиротах, вдовах и больных).
В 14 главе Второзакония Господь через Моисея дает обещание евреям, что те, кто будет отдавать десятину, получат обильное благословение свыше. Вся книга Второзакония описывает иудеям законы, которые Господь дает им и хочет, чтобы они их исполняли.
О десятине говорится в 12, 14, 18 и 23 главах этой книги, хотя первым, кто отдал десятину был Авраам — он пожертвовал часть своей добычи от побежденных им народов. Также можно прочесть о пожертвованиях Ветхого Завета в книги Чисел и в книге пророка Малахии, когда Бог спрашивает у евреев, почему Дом Божий пребывает в запустении?
Интересно! Десятина в Ветхом Завете была неотъемлемой частью закона, который соблюдался евреями. Они жертвовали не только финансы, но и продукты, при этом деньги могли заменить натуральную продукцию.
Благодаря строгому соблюдению этой заповеди содержался главный храм в Иерусалиме, левиты посвящали себя только служению Богу (это было 1 полноценное колено народа) и содержались нищие и бедные в народе.
Что говорил Иисус о пожертвованиях
Иисус Христос стал жертвой за всех людей и сегодня человеку достаточно признать Его своим Спасителем, чтобы быть спасенным т.е. людям не надо четко следовать древнееврейскому закону и соблюдать все заповеди из Танаха (речь не 10 заповедях, а о более 600, которые записаны в законе Израиля).
Иисус обличает фарисеев и напоминает о любви к Богу и ближним
Это касается обрезания, кошерной пищи, субботы и прочих важных правил евреев. Но это не значит, что Он полностью упразднил закон: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17).
В Евангелии от Луки Иисус, обращаясь к фарисеям, говорит: «горе вамчто даете десятину свсяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять». Таким образом, Он обращает внимание священников на то, что они строго исполняли закон о жертве, но при этом забыли о любви к Богу и ближнему.
Его слова «сие делать и того не оставлять» показывают нам отношение самого Господа к десятине — ее следует отдавать, но при этом помнить о вере и любви, о милости. Человек же, который жертвует, но при этом ненавидит ближнего, не стремится исправить свой путь — лицемер и пользы от его денег не будет никому.
Десятина в Новом Завете
Смерть и воскресение Христа упразднили обрядовые заповеди и нивелировали их ценность — если раньше необрезанный не мог надеяться на спасение, то теперь покаяние в грехах, признание Смерти Христа и стремление жить праведной жизнью достаточно. Сегодня христианин самостоятельно решает сколько ему жертвовать и кому направлять милостыню. Но это не означает, что жертвовать не следует.
Новый Завет описывает множество случае, когда Церковь принимала пожертвования, во 2 главе Деяний описывается как люди «продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого», т.е. люди не только жертвовали от всего имения 10%, но полностью его продавали и отдавали на нужды Церкви.
В церкви с апостольских времен на богослужениях делались пожертвования
Стоит пояснить, что такого радикализма Бог не требует от человека, Он лишь хочет, чтобы люди понимали, что все дается нам от Господа и следует заботится о Церкви и о ближнем так же, как Отец заботится о нас. Люди, которые продавали свои дома делали это по личному желанию, их никто не принуждал к этому.
Важно! Апостол Лука в книги Деяний хотел показать, что пожертвования перешли на новый уровень — они стали добровольными и неограниченными Христиане могут жертвовать как все, что имеют, так и маленькую часть, главное, чтобы это было от чистого сердца.
Обязательно ли отдавать церковную десятину?
Апостол Павел неоднократно пишет о том, что церковь одного города жертвует на нужды другого (2 Коринф. 8-9 гл., 1 Тим. 6 гл.) от своего щедрого сердца. Нигде в Новом Завете не указывается, что пожертвования является «обязаловкой» и что без этого человек не спасен.
Христос, а позже и Его апостолы, стремятся донести до человека, что сегодня важно жертвовать по сердцу, а не по принуждению. Но Церковь не сможет содержать себя и нищих, если люди перестанут подавать на храм и совершать милостыню.
Пожертвование бедной вдовы
Ключевыми местами в Писании о десятине можно считать слова Иисуса в Матф. 23 главе «Сие делайте и того не оставляйте», где Господь четко показывает, что жертвовать необходимо, но при этом не забывать о любви и милости к ближнему.
Также немало важны и слова апостола Павла, которые дополняют завет Христа:
«Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Корф. 9:7).
Только жертва от чистого сердца может быть полезной для дающего и принимающего, хотя первоначально многие жертвуют скорее по долгу, чем по любви, по мере духовного роста человека милостыня становится действием добровольным. Человек Нового Завета, называющего Христа Спасителем, жертвует из любви к Богу и ближнему, добровольно.
Десятина в Русской Православной Церкви
Древние документы подтверждают, что десятина отдавалась и на Руси на нужды Церкви. Примеры для народа подавали прежде всего князья и знать, так князь Владимир на 10 часть от всех своих доходов выстроил Десятинную церковь, при этом регулярно выделяя средства на ее содержание (откуда возникло и название).
Человек, жертвующий в храме, осуществляет милостыню ко всему народу
Какое-то время пожертвования от доходов приносили в храм только князья и их приближенные, на их средства строились и содержались храмы, основывались монастыри и писались иконы. Простой народ отдавал пожертвования в основном натуральными продуктами, а знать жертвовала финансы.
В иерархии Православной церкви была даже специальная должность — десятильник или десятский священник (после Стоглавого собора), главной задачей которых был сбор пожертвований. В 18 веке эти должности были упразднены, но пожертвования так же остались необходимостью. Сегодня в государствах, бывших частью СССР, нет такого понятия, как налог на церковь, хотя во многих европейских странах он есть.
Важно! Все пожертвования, отдающиеся в храм, являются строго добровольными, хотя священники и призывают жертвовать.
Благодаря этим средствам священники могут содержать приходы — финансы отдаются на строительство храмов, производство свечей и церковной утвари, заботе о неимущих и сиротах, помощи больным и старым. Человек, который жертвует в храме, помогает осуществлять милостыню ко всему народу.
Мнение священников
Протоиерей Всеволод Чаплин утверждает, что нести финансовую ответственность за храм и приход — это долг каждого православного христианина.
Все пожертвования, отдающиеся в храм, являются добровольными
Ведь каждый хочет приходить в теплый освещенный храм, слушать священника в окружении икон и фресок, а считать сколько финансов уходит на содержание церкви и прихода никто не хочет. Все обращают внимание на украшения, и никто не задумывается, сколько финансов нужно, чтобы приход мог позаботиться о нищих и сиротах.
Протодиакон Андрей Кураев также говорит о необходимости жертв прихожан, но при этом указывает на важность восстановления приходских общин, чтобы христиане знали к какому приходу они принадлежат, посещали собрания и могли знать дела и нужды общины.
Ведь храмы осуществляют огромную просветительскую, благотворительную и образовательную работы, но знают ли об этом христиане, посещающие только воскресные службы?
Церковная десятина. Священник Андрей Алексеев
Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/tserkovnaya-desyatina.html
Десятина — это что такое?
Существительное «десятина» появилось в российском языке несколько столетий назад. За время своего существования оно приобрело несколько значений, и некоторые из них на сегодняшний день уже не актуальны. Однако это не повод забывать их — ведь это часть истории. Давайте же узнаем, что значило это слово когда-то и как оно трактуется сегодня.
Десятина как единица измерения
До Революции 1917 г. каждый житель Царской России знал, что десятина — это единица для измерения земельной площади.
Эта мера возникла и активно применялась еще во времена Киевской Руси. Правда, в тот исторический период она еще не имела точно определенного размера. Наиболее распространенная разновидность десятины в Древней Руси — это квадрат с длиной стороны в 50 саженей (еще одна устаревшая единица измерения, равная 2,16 м). Его общая площадь была равна одной десятой квадратной версты. Отсюда, кстати, и возникло название «десятина».
Стоит отметить, что существовало несколько их видов. При этом самой распространенной была так называемая казенная десятина, которая фигурировала в официальной документации. Именно она являлась наиболее часто используемой поземельной мерой в Российской империи вплоть до ее заката.
При этом казенная десятина — это была уже другая фигура. Не квадратный отрезок земли, а прямоугольный. Его именовали в зависимости от длины его меньшей стороны — «тридцаткой» (при размере 80 и 30 саженей) или «сороковкой» (60 и 40 саженей).
История десятины на Руси и в Царской России
Первые письменные упоминания об этой единице измерения датируются XIV в. Но, учитывая количество войн на всей территории Руси, сопровождающихся пожарами, в которых гибли документы, историки полагают, что десятина как мера начала активно применяться раньше.
Как уже было сказано выше, на протяжении нескольких столетий эта единица не имела точно размера, а поэтому в разные исторические эпохи отличалась. Из-за этого в разные периоды зафиксированное в документах количество территории, принадлежащей тому или иному человеку, могло меняться. Это, естественно, вызывало многочисленные споры и переделы.
Чтобы разрешить подобную проблему, уже в 1753 г. была введена казенная десятина (это 2400 квадратных саженей). Именно она наряду с хозяйственной косой, хозяйской круглой, сотенной и бахчевой активно использовалась вплоть до внедрения метрической системы. Данное событие произошло уже после Октябрьской революции в сентябре 1918 г.
Кстати, несмотря на подобное изменение, десятина продолжала играть роль единицы измерения еще девять лет, пока в 1927 г. не был наложен категорический запрет на ее использование.
Десятина земли — это сколько в современных единицах измерения
Эта мера давно устарела, но упоминание о ней можно нередко встретить в литературе. Причем это не только произведения классиков, написанные несколько столетий назад, но и некоторые современные исторические романы. В связи с этим их читателям часто бывает интересно знать ответ на вопрос: десятина земли — это сколько в сотках, гектарах или даже квадратных метрах? Ведь таким образом они могут лучше представить размеры территории, на которой происходит действие произведения.
В произведениях XVIII-XIX вв., как правило, речь идет о казенной единице, а она равна 10 925 м². Если перевести это в сотки — десятина будет 109,25 ар, или 1,0925 гектара. Что касается других видов, то помимо казенной чаще всего упоминается круглая хозяйственная. По размеру она превышает хозяйственную косую и равна 3600 квадратным саженям. Зная это, можно посчитать: круглая хозяйственная десятина — это сколько соток (ар)? Правильным ответом будет — 163,881.
Кстати, перевод с единиц метрической системы можно осуществить с помощью практически любого онлайн-калькулятора мер и величин. Обычно в нем указана казенная десятина земли. Но встречаются и более продвинутые программы подобного толка, в которых гектары и сотки можно перевести и в какой-нибудь другой вид этой меры. Чаще всего — в хозяйственную круглую. Так что, если есть время и желание, можно попробовать.
Еще один способ трактования слова
Помимо названия единицы измерения, описываемое существительное применялось в административно-территориальном делении Патриаршей области в Российской империи в XVII-XVIII столетиях. В то время десятина — это была единица измерения церковно-административных округов, на которые делилась епархия. Начальник каждой из них именовался «десятильником». В конце XIX в. подобное название было заменено на термин «благочиние».
«Десятина» как топоним
Изучаемое слово также стало названием некоторых населенных пунктов, которые входят в состав Российской Федерации и Украины. В России это небольшой городок в Вологодской области и деревня в Новгородской области. На территории Украины так называется село, расположенное в западной части страны — в Волынской области.
Значение слова «десятина» с точки зрения религии
Изучаемый термин имеет еще один способ толкования, причем в этом значении он продолжает активно применятся и по сей день. Так называется налог в пользу церкви, равный десятой части дохода каждого из прихожан.
Чаще всего эта подать характерна для христианских деноминаций, а также иудаизма. Интересно, что в разные периоды истории отношение к ней было различным. В одно время взимание десятины производилось государством, и данный налог был обязательным. В другие периоды уплата этой подати становилась добровольной.
История появления десятины
Принято считать, что возникновение традиции жертвовать на нужды храма десятую часть приобретенного связано с именем легендарного Авраама. По преданию, после того как Господь даровал мужчине победу над его многочисленными врагами, в благодарность он пожертвовал иерусалимскому первосвященнику Мелхиседеку десятую часть от всей добычи. В дальнейшем подобная традиция стала популярной среди потомков Авраама.
Десятина у евреев
В обязательный налог для любого еврея десятина превратилась во времена Моисея.
После освобождения из египетского рабства потомки Авраама оказались перед необходимостью не просто создать новое независимое государство, но и систему законов, по которой будут жить его граждане.
В Библии говорится, что придумывать законы и правила евреям не пришлось. Ведь во время их пребывания в пустыне Всевышний сам даровал им Закон, по которому им надлежало жить и верить. Именно в нем десятина впервые становится обязательным налогом.
В случае с еврейским народом существование подобной подати было вполне обоснованным. Дело в том, что одно из колен Израиля (левиты) брало на себя функции священнослужителей. Чтобы они могли полноценно выполнять обязанности, касающиеся служения Богу, и не отвлекались, остальные одиннадцать колен брали на себя обязанности по их содержанию (левиты были единственными, кто не имел собственной земли). Для этой цели и взималась десятина.
В свою очередь каждый из священников также отдавал одну десятую часть из получаемых денег, продуктов или товаров для нужд главного из них — первосвященника. Стоит отметить, что полученные таким путем средства левиты тратили не только на собственные нужды, но и на благотворительность, поддерживая вдов и сирот.
Десятина в христианстве
С возникновением христианства в его основу были заложены многие еврейские традиции, среди них и вышеупомянутый налог. Изначально он не был обязательным, и платить его можно было по собственному усмотрению. Вот только желающих жертвовать всегда было не очень много. Тем более, что до становления христианства главенствующей религией Римской империи большинство лиц, ее исповедующих, были небогаты.
Когда же все граждане Рима добровольно-принудительно стали христианами, богачи не больно-то спешили расставаться с десятой частью имущества. Чтобы поощрять их, в 567 г. н. э. на Турском соборе было решено преподносить десятину как необязательный налог. При этом подчеркивая, что уплата его свидетельствует об истинной вере прихожанина.
Однако подобная попытка давить на совесть не возымела ожидаемого эффекта, так как обладатели огромных состояний часто лишены ее. Поэтому большинство из них все так же продолжали не платить подать или делали это крайне нерегулярно. Таким образом, новый закон затронул лишь небогатых прихожан, которые и до этого старались вносить десятину. После этой неудачи в 585 г. на Маконском соборе этот налог был объявлен обязательным, а не платившие его отлучались от церкви.
Чуть больше чем через двести лет Карл Великий пошел еще дальше и назначил уголовные наказания всем неплательщикам, в зависимости от их злостности. При этом король также выдвинул и ряд требований к духовенству. В частности им было позволено тратить на себя лишь одну треть полученных денег, вторая же часть шла на постройку и содержание церковных зданий, а третья должна была тратиться на благотворительность.
К сожалению, от прекрасной идеи Карла Великого (использовать десятину на благие дела, а не только на удовлетворение растущих нужд духовенства) вскоре осталась только обязательность ее уплаты. Причем в будущие годы церковь стала требовать не только часть доходов от земледелия (как было изначально), но и ото всей остальной деятельности. Дошло до того, что даже проституток вынуждали приносить в храм десятину, не забывая при этом корить их за недостойность ремесла.
В будущие несколько столетий происходили настоящие баталии при разделе собранной десятины. Так, не только Папа Римский требовал львиную долю от всех денег для содержания своего двора, но и многие европейские монархи.
При этом простой народ, купечество, рыцарство и менее знатное дворянство было не в восторге от растущего количестве нахлебников. Поэтому с началом эпохи реформации большинство европейских стран постепенно стали отменять этот обязательный налог и прочие религиозные поборы.
На данный момент у большинства христианских деноминаций десятина не является обязательным налогом. При этом многие из них вернулись к принципу Турского собора 567 г.
Церковная десятина
С принятием христианства в Киевской Руси, как и в других государствах, был введен упомянутый налог. Однако в отличие от европейских стран вся его тяжесть ложилась на княжеские плечи. Иными словами, после того как правитель собирал десятину на землях своих подданных, именно он платил этот налог. Причем и со своих собственных доходов в том числе.
Десятина у османов
Подобный налог использовался не только у иудеев и христиан, но и в некоторых мусульманских странах.
Так, во времена Османской империи жителей завоеванной ими Болгарии принуждали платить десятину. Правда, шла она не на нужды духовенства, а турецким феодалам. В отличие от европейцев, у османов гражданам хотя бы честно говорили, кому и куда идут их деньги, а не прикрываясь именем Бога для осуществления поборов.
Источник: https://www.nastroy.net/post/desyatina---eto-chto-takoe
Десятина в Церкви
3 августа, 2019
Десятина в Церкви – это человеческое учение, о котором будет еще сказано ниже.
Десятина, как уже говорилось в предыдущих публикациях, непосредственно связана с землей Исраэйла. Взаимосвязь такова: Бог дает народу землю, чтобы народ на ней не просто жил, а жил свято. Чтобы жить свято необходимо Святилище, освящающее народ. Для святилища необходимы служителя, совершающие определенные священнодействия.
Чтобы эта система освящения непрестанно работала, ее нужно содержать. Для этого, были установлены десятины (маасер). Каждый, имеющий доход от земли и скота приносил это в Храм. Никакая десятина из другой земли не могла быть принесена в Храм – только из земли Исраэйл.
Следовательно, учение о десятине в Церкви, не имеет ничего общего с десятиной Храма.
Две десятины
Как уже говорилось в предыдущих публикациях, десятину приносили в конце года в Храм, а к концу третьего года, собирали другую десятину, предназначенную для лэйвита, сироты, вдовы и пришельца.
Десятина для Храма
Последняя инстанция, которая получала долю от десятин и которая олицетворяла самого Бога в этом вопросе, был первосвященник.
Если по этому закону приносить десятину в Церкви, то важная деталь здесь не сама десятина, а конечная инстанция. В Храме это был первосвященник. В Церкви кто это? Этим первосвященником является основатель или президент данной конфессии или деноминации. Таким образом, он, получая десятины от нижестоящих, олицетворяет собой первосвященника. Однако двух и более первосвященников не бывает одновременно на служении.
Со смертью уполномоченного, назначается другой, как это было в случае со смертью Аарона. В учении Церкви о десятинах, действует множество «первосвященников», которые получая десятины, как последняя инстанция, попирают этим власть настоящего первосвященника – Машиаха, несущего ныне служение в Небесном Святилище, которое не нуждается материальном содержании.
Следовательно, всякий, получающий десятину от народа в виде религиозного налога, грешит против Машиаха, попирая его власть, полученную им путем оживления из мертвых.
Десятина в третий год
Уже отмечалось, что десятина третьего года в равной степени принадлежала лейвиту, сироте, вдове и пришельцу. Эта десятина в Церкви выглядит крайним извращением Левитского Закона. Ни одна вдова, ни один сирота, и ни один пришелец не получают десятины ни каждый месяц, ни в третий год.
Таким образом, десятину в Церкви, с юридической точки зрения, можно рассмотреть как самое настоящее мошенничество. «Новозаветний институт лейвитства», существует лишь для того, чтобы взымать налог с людей и жить на это.
А как же тогда те, кому предназначается эта десятина – сироты, вдовы и пришельцы?
Итак, десятина в Церкви, в той форме, в которой она сегодня присутствует как учение – это мошенничество. Осознает это кто или нет, это уже другой вопрос. Главное что это преступление против Бога, Машиаха и против Церкви (людей).
Добровольное пожертвование
Добровольное пожертвование всегда было. Иногда эти приношения названы приношения из усердия. Когда строилось Святилище, оно строилось на добровольном пожертвовании:
1 И сказал Господь Моисею, говоря:
2 скажи сынам Израилевым, чтобы они сделали Мне приношения; от всякого человека, у которого будет усердие, принимайте приношения Мне.
3 Вот приношения, которые вы должны принимать от них: золото и серебро и медь,
4 и шерсть голубую, пурпуровую и червленую, и виссон, и козью [шерсть],
5 и кожи бараньи красные, и кожи синие, и дерева ситтим,
6 елей для светильника, ароматы для елея помазания и для благовонного курения,
7 камень оникс и камни вставные для ефода и для наперсника.
(Исх.25:1-7)
Так же о приношении говорится после завершения строительства Святилища:
1 Когда Моисей поставил скинию, и помазал ее, и освятил ее и все принадлежности ее, и жертвенник и все принадлежности его, и помазал их и освятил их,
2 тогда пришли [двенадцать] начальников Израилевых, главы семейств их, начальники колен, заведывавшие исчислением,
3 и представили приношение свое пред Господа, шесть крытых повозок и двенадцать волов, по одной повозке от двух начальников и по одному волу от каждого, и представили сие пред скинию.
(Чис.7:1-3)
Есть и другие места, говорящие о добровольном пожертвовании. Любой человек мог принести в Храм добровольное пожертвование или же помочь нуждающемуся в любое время.
У всякого пожертвования должна быть цель: для чего человек должен жертвовать? Бесцельных жертвоприношений не может быть. Бог ни в чем не нуждается, в пожертвованиях нуждаются люди.
15 Вы знаете, Филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних;
16 вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду.
17 Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу.
18 Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу.
19 Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом.
(Фил.4:15-19)
В данном случае, пожертвования совершались общиной, которая осознавала служение Павла и потому помогла ему материально. Этот поступок Павел сравнивает как некую радость, которую испытывает Йеhова при виде подобного.
Любой человек, который разумеет, что-то какой-то брат или сестра имеют нужду, может на личном уровне помочь им; тем самым он послужит Богу. Это жертва Богу.
10 Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере.
(Гал.6:10)
Если говорить о приношении пожертвований в Церковь, то для этого должна быть причина. Причиной могут быть нужда в ремонте помещения, в уплате за коммунальные услуги и прочее, оказания материальной и финансовой помощи одному из членов общины, в том числе и служителю.
Беспричинное собирание средств от прихожан, это можно рассматривать как вымогательство. Однако сегодня деньги нужны не только для того, чтобы служить Богу, но чтобы иметь право на законное существование в стране. Государственные законы требуют надлежащего состояния и обслуживания здания и его обслуги. Поэтому, люди должны сдавать средства в общину хотя бы для того, чтобы их не закрыли за нарушение требований и прочего. Кесарю отдай кесарево.
Обет
Некогда Йааков дал обет Йеhове, когда он уходил из дома с одним посохом в руке давая обет: что если Йеhова благословит его, то из всего им приобретенного, он даст Ему десятую часть. Бог не нуждается в материальных пожертвованиях.
Но, разумный обет, который дает человек Богу, воспитывает в человеке ответственность перед Богом. Потому неоднократно говорится, чтобы человек исполнял свои обеты, данные перед Богом. Лучше не обещать, чем обещать и не исполнить.
Не исполнивший клятву, наводит на себя проклятие.
Каждый человек, может дать обет перед Богом, обещая десятую, двадцатую или тридцатую часть. Это его личное дело. Исполнит он его или не исполнит, зависит только от него самого.
служителя в общине
Достойных служителей следует содержать на попечении у общины, Так учит апостол Павел, однако это не означает, что такие служители непременно должны жить на десятины общины.
Если община 100 человек, а десятина каждого 3000 рублей в месяц от зарплаты, то, сколько будет получать служитель ежемесячно? Это будет 300 000 рублей. Разумно ли так делать? Навряд ли. Это хороший повод плодить в братстве любителей халявы. А если в общине будет 200, 300 членов?! В любом случае это будет несправедливо.
Разумным будет, если достойный зарплаты служитель, будет получать от общины столько, сколько в среднем получают обычные люди.
Итог
Итак, десятина, которая была дана для Лэйвитского служения в земле Исраэйла, не актуальна для Священства Машиаха. Здесь будет уместна поговорка: не вливают новое вино в мехи старые. Новое Священство полностью исключает существование предыдущего.
Всякий, культивирующий учение о десятине в Церкви, учит лжи, т.е. тому, чего Бог не велел, и что не приходило Ему на ум.
Получающий десятины от общины, грешит этим против Йеhовы, Машиаха и Церкви.
Источник: https://nev-tanah.info/desjatina-v-tserkvi/
Значение слова «Десятина»
- —
- .
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Е
- Ж
- З
- И
- Й
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ч
- Ш
- Щ
- Ъ
- Ы
- Э
- Ю
- Я
значением слова:
ДЕСЯТИНА, -ы, ж. Старая русская мера земельной площади, равная 2400 кв. саженям или 1,09 гектара. || прил. десятинный, -ая, -ое.
В словаре ефремовой
Ударение: десяти́на ж.
- Единица земельной площади, равная 2400 квадратным саженям (или 1,09 гектара) и применявшаяся в России до введения метрической системы.
- Налог в размере одной десятой части дохода, взимавшийся с населения на содержание церкви и духовенства (на Руси и в Западной Европе в период феодализма).
В словаре фасмера макса
десяти́на
1. «земля площадью 2400 кв. саженей», 2. «десятая часть урожая», 3. «число церквей и монастырей под управлением десятинника». От де́сять. Первично 2-е знач., из которого развились остальные (Филин 62 и сл.).
В словаре д.н. ушакова
ДЕСЯТИ́НА, десятины, ·жен.
1. Русская единица земельной площади до введения метрической системы мер, равная 2400 саженей2, или 1,092 гектара.
2. В католических странах — налог в пользу церкви в размере одной десятой части дохода (истор:). (·первонач. одна десятая часть чего-нибудь)
В словаре энциклопедии
основная дометрическая русская мера площади, равная 2400 квадратных саженей (1,09 га, т. н. казенная). В 18 — нач. 19 вв. употреблялась десятина владельческая (хозяйственная), равная 3200 квадратных саженей (1,45 га).
В словаре полная акцентуированная парадигма по а. а. зализня
десяти́на,десяти́ны,десяти́ны,десяти́н,десяти́не,десяти́нам,десяти́ну,десяти́ны,десяти́ной,десяти́ною,десяти́нами,десяти́не,десяти́нах
Источник: https://glosum.ru/%D0%97%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%94%D0%B5%D1%81%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0
Десятина — это Десятина в Древней Руси
Образование 17 ноября 2014
Десятина выступала мерой участка земли, имеющего форму прямоугольного параллелограмма с двумя вариантами его сторон:
- 80 и 30 саженей — «тридцатка»;
- 60 и 40 саженей — «сороковка».
Ей дали название «казенная десятина» и сделали основной русской мерой земли.
Трактовка данного понятия
Десятина – это русская единица измерения в древние времена в отношении земельной площади, которая была приравнена к 2400 квадратным саженям (около 1,09 гектара) и использовалась на Руси до введения специальной метрической системы.
Также стоит дать определение термину «сажень» – русская мера длины, которая определяется усредненными размерами тела человека. Так, например, малая сажень – от плеча до пола, а косая – от внутренней стороны стопы левой ноги до верхней точки пальцев поднятой правой руки.
Факты из истории касаемо данного понятия
Известно, что в конце XV века земельную площадь было принято измерять двумя четвертями. Десятина земли представляла собой такую геометрическую фигуру, как квадрат со сторонами, равными 1/10 версты (2500 кв. саженей). В соответствии с межевой инструкцией, датируемой 1753 годом, ее размер был приравнен к 2400 квадратным саженям (1,0925 га).
Типология старорусской меры земли
В период конца XVIII — начала XX вв. также применялась десятина, площадь которой была представлена такими ее разновидностями, как:
- Косая — 80 на 40 саженей (3200 квадратов).
- Круглая — 60 на 60 саженей (3600 квадратов).
- Сотенная — 100 на 100 саженей (10000 квадратов).
- Бахчевая — 80 на 10 саженей (800 квадратов) и др.
Затем, по окончании Октябрьской революции, ввиду перехода к метрической системе, согласно декрету СНК РСФСР, датированному 14 сентября 1918 года, мера десятина ограничивалась в использовании, а с 1 сентября 1927 года запрещалась вообще.
Вместе с ней остались в прошлом и другие распространенные в те времена единицы измерения:
- вершок (0,045 м);
- аршин (0,71 м);
- верста (1,06 км);
- сажень (2,13 м).
Стоит еще раз напомнить, что десятина земли равна была в переводе на наши единицы измерения 1,09 гектара.
Иной аспект употребления рассматриваемого понятия
Десятина в Древней Руси – это еще и своего рода налог, взимаемый в пользу клира, властей или религиозной общины. Для ее сбора при кафедрах епископов даже существовало специальное должностное лицо – десятильник.
В ту эпоху десятина – это также округа небольших размеров в епархиях, которые были в ведении у вышеуказанных должностных лиц, а затем – у поповских старост. Кроме них, в данных округах после Стоглавого собора возникают десятские священники, осуществляющие некоторые из обязанностей вышеуказанного должностного лица. Их выбирали в Москве еще в начале XVIII века.
Происхождение рассматриваемого термина
Нелишне еще раз напомнить, что десятина в Древней Руси — это дань, которую платили русичи орде в эпоху татаро-монгольского ига. Система управления в те времена была представлена такими должностями, как десятник, сотник, тысячник, князь. И в таком виде она просуществовала не одну сотню лет. Как уже стало понятно, в данной системе присутствует однокоренное слово – десятник. Это неслучайный момент.
Данное слово означает выборную должность, то есть выбирается один кандидат из десяти хорошо знакомых друг другу, например, крестьян. Этот человек был занят урегулированием различного рода вопросов внутри данной общины и представлял ее интересы в рамках села, сотни и т. д. Ему помогали остальные члены общины – крестьяне.
Данная поддержка носила как физический характер – отработка дополнительного времени в хозяйстве десятника, так и своего рода материальный – передача части своего урожая. Таким образом, 1 десятина равнялась 10% либо рабочего времени, либо собранного урожая. Это выступало так называемой лептой, которая вносилась каждым членом общины, кроме самого десятника, в общее дело.
Материальная форма десятины
Это могли быть и фрукты, и зерно, и овощи, и вино, а позднее и животные, которые расценивались как произведение земли. Никогда рассматриваемая дань не выступала в роли денег, так как в законе Моисеевом прописано, что она от всех произведений земли принадлежит Господу. Деньги применялись исключительно для ее покупки в городе и никогда не выступали замещающим эквивалентом.
Десятина – это была дань в виде животных и даров земли. Нигде не указано в Священных Писаниях, что это могут быть купюры или банковские чеки, которые необходимо класть на церковный поднос каждую неделю, как это происходит в современных церковных учреждениях при соответствующих соборах.
Десятина: это сколько
Известно, что по библейским текстам Израилю заповедовалось жертвовать десятину на протяжении семи лет. Она была подразделена на три вида. Согласно Ветхому Завету, первая десятина передавалась священникам и левитам в размере 10 — 100% от всей совокупности произведений земли за первый шестилетний цикл.
Вторая — отдавалась по праздникам и составляла 10 — 90% от оставшейся части после передачи десятины левитам. Она поедалась пред лицом Господа. Данная десятина отделялась только на первый, второй, четвертый и пятый год. Третья — отдавалась бедным в размере 10 – 90%. Рассматриваемый вид дани откладывался исключительно на третий и шестой год. Ни один из ее видов не переносился на седьмой (субботний) год.
Ответить на вопрос: «Десятина — это сколько?» — в современном аспекте затрудняются даже сами церковные служители.
История десятины в христианстве
Впервые о данном понятии услышали из Ветхого Завета. Заключалось это упоминание в контексте того, что все дары Земли принадлежат Господу, и удержание даже самой маленькой ее части расценивалось как акт воровства у Бога. Ни одного верующего не посещала даже мысль о том, чтобы не отдать десятину.
В эпоху Ветхого Завета не существовало храма или церкви, ввиду чего Ной, Авель и другие верующие осуществляли пожертвование в пользу десятин непосредственно под открытым небом. Разрешалось при желании каждому человеку возводить личный жертвенник, куда можно было приносить дань Богу.
Однако через некоторое время Господь избрал народ и конкретных людей для осуществления богослужений и процедуры сбора десятины. Все без исключения приносили ее в период скитания Моисея три раза в течение года.
Таким образом, десятина – это своего рода помощь храму, заключающаяся в поддержании его деятельности и служения, которая выступала заработной платой священникам, а также их помощникам, проповедующим как в домах, так и в храме.
Такие обряды осуществлялись до пришествия Иисуса Христа и его распятия на Голгофе. После такого рода жертвы последовало разрушение храма в Кальварии, и некоторые христиане истолковали это как отмену десятины. Однако в Новом Завете можно увидеть, что ее никто не отменял.
Даже в отсутствие храмов десятину все еще продолжали отдавать, потому что она являлась необходимым средством для мирского существования как священнослужителей, так и религии в целом.
Она стала не столько средством для обеспечения жизнедеятельности, сколько своего рода символом веры и покорности.
Десятины собирали для священников и апостолов, вещающих свои проповеди как в Иерусалиме, так и по всему миру. Для подтверждения слов Иисуса в отношении продолжения существования законов о ее сборе, содержащихся в текстах Ветхого Завета, приверженцы христианства приводят пример из его речи: «Не нарушить пришел я, но исполнить».
Значение числа 10 в христианстве
Оно выражает своего рода совершенство в отношении божественного порядка и выступает третьем числом в священной цепочке — 3, 7, 10. Цифра «десять» свидетельствует об отсутствии недостатка, что полный цикл завершен. А рассматриваемая дань выражает именно столько, сколько необходимо.
Можно подчеркнуть следующие моменты в священной истории, ознаменованные числом 10, а именно:
1. Завершение эпохи древности Ноем произошло в X веке (Быт.5).
2. Десять основополагающих священных заповедей в христианстве.
3. Молитва Господа состоит из десяти главных моментов.
4. В роли десятины было представлено то, что человек должен отдать Богу.
5. Искупление души выражалось в 10 гер. (0,5 сикля).
6. Десятью язвами был представлен цикл Божьего суда над Египтом (Исх.9:14).
7. Власть антихриста подразумевала 10 царств, выраженных десятью рогами четвертого зверя и десятью пальцами ног истукана Навуходоносора. Было десять народов, которыми должен будет обладать Авраам по обетованию.
8. 10 покрывал накрывали скинию (Исх.26:1).
9. Огонь с небес сходил точно 10 раз.
10. Десятью девами выражают полноту призванных: верных и неверных.
Таким образом, данное число было выбрано Господом неслучайно, так как, еще раз стоит напомнить, это третье по счету число, сопряженное с совершенством.
Послесловие
Подытожив все вышеизложенное, можно выделить три основных определения рассматриваемого термина, в частности:
1. Десятиной церковной выступала десятая часть совокупного дохода, которая взималась церковными учреждениями с населения. В Древней Руси она была установлена князем Владимиром Святым после великого Крещения Руси и предназначена для Киевской Десятинной церкви, а впоследствии приобрела окрас повсеместного налога, взимаемого соответствующими религиозными организациями, кроме монастырей.
2. Десятиной служил церковный округ в России, определенная часть епархии до начала XVIII века. Во главе стоял человек, занимающий специальную должность – десятник. Его функции с начала 1551 года частично перекочевали к десятским священникам и поповским старостам.
3. Десятина земли – старорусская мера площади земельного участка. С конца XV века она первоначально рассчитывалась двумя четвертями и имела вид квадрата, стороны которого были равны 0,1 версты (2500 кв. саженей). Впоследствии, согласно межевой инструкции, датируемой 1753 годом, рассматриваемая мера земли приравнивалась к 2400 квадратным саженям (1,0925 га).
Что касается современного восприятия данного библейского закона относительно десятины, то каждый верующий решает для себя сам, стоит ему отдавать выше рассмотренную дань или нет и в каком размере.
Источник: https://monateka.com/article/188002/