Что означает понятие объективность истины

Критерии истины, понятие и виды истины, основные признаки, критерии для рационалистов, сенсуалистов, марксистов, философов эмпириков

Вопросы правды, критерии истины волнуют очень многих людей. Мы в своей повседневной жизни постоянно сталкиваемся с несправедливостью, терпим какие-то ущемления прав, видим, как некоторые личности совершают совершенно аморальные или антисоциальные поступки, оправдываясь своим пониманием правды, целесообразности и выгоды.

Вопросы касательно истины начали волновать людей с самых далеких времен существования цивилизации, так как уже тогда от правильности ответов на них зависело слишком много.

Попытки понять, что же такое истина, как с ней связан наш разум, можно встретить у древних римлян, греков, философов из различных религиозных течений. Добиться правильного ответа пытались многие достойные умы своего времени, благодаря чему появлялись новые философские школы и направления.

Сегодня можно смело говорить о том, что данный вопрос все еще остается открытым, и людям только предстоит полностью осознать его глубину и важность.

Понятие и свойства истины

Истиной принято считать такое знание человека о предмете, явлении или процессе, которое полностью соответствует его реальному содержанию.

Никакая интуиция, догадки, собственные ничем не обоснованные мысли или эмоции не могут претендовать на то, чтобы считаться истиной.

Но что бы мы ни пытались изучать и рассматривать, знания человека об этом всегда будут конечными и неполными, поэтому добраться до абсолютной объективности, то есть совершенно полного знания и понимания данного объекта, просто невозможно.

Из сказанного вытекает главное свойство рассматриваемого понятия, признаваемое практически всеми мыслителями:

  1. Процессуальность или бесконечность процесса познания. Любые знания об окружающем мире, которые уже накопило человечество и еще накопит, являются конечными и не могут отображать объективную действительность полностью. Еще недавно человечество думало, что все состоит из материи, как мелких песчинок, которые можно увидеть и пощупать, но позже были открыты клетки, молекулы, и глубина познания значительно увеличилась. Еще позже опыты доказали существование ядра и микрочастиц в нем, что внесло очередные коррективы в понимание мира. Теперь наука подходит к тому, чтобы расщепить мироздание на еще более мелкие элементы, по сути частички энергии, и данный процесс вряд ли может дойти до какого-то логического завершения.
  2. Истина всегда одна и она конкретна. Эта характеристика подразумевает, что правильное суждение всегда является единственно верным при данных условиях, месте и времени, а также других обстоятельствах.
  3. Также существуют абсолютная и относительная истина. В первом случае имеется ввиду такое познание, которое в будущем уже никак не может быть дополнено и опровергнуто. Во втором – знание пока является неполным и в будущем будет расширено и дополнено.
  4. Еще одно важное свойство рассматриваемого понятия – объективность, что означает полную независимость от особенностей определенного человека, его предпочтений и эмоций.

Это основные характеристики, которым должна соответствовать рассматриваемая нами категория.

Относительная и абсолютная истина

Данный вопрос стоит рассмотреть несколько глубже, так как он часто вызывает непонимание и путаницу. Что можно считать абсолютной истиной, которая уже никогда не сможет добавить в себя какое-то новое знание?

К примеру, если мы говорим, что Земля имеет форму шара, и она вращается по орбите, имеющей форму эллипса вокруг Солнца, то это можно считать абсолютной истиной, к пересмотру которой никто уже не собирается возвращаться. Или факт того, что космос является бесконечным.

Относительная истина – это практически все знания, накопленные человечеством за время его существования. Каковы ее признаки? Некоторая ограниченность в понимании, познании, возможность дальнейшего расширения.

Укажем кратко один пример: «все состоит из атомов и молекул». Если же копнуть глубже, то мы узнаем, что есть еще кварки, ароматы и прочие понятия ядерной и квантовой физики, которые раньше нельзя было себе и представить.

Критерии истины в философии и обществознании

Философы и ученые очень озадачены правильным определением объективности знания, ведь именно перед ними стоит проблема его получения, осмысления и систематизации.

Обычно взгляды этих людей в данном вопросе схожи, поэтому разделять их отдельно особого смысла нет. Разве что стоит оговориться, что для ученых практиков очень важны не простые размышления обо всем и ни о чем, а такие знания, которые принесут им конкретную пользу и помощь в исследованиях.

Главные критерии, которые выставляются к истине в философии и естествознании, звучат так:

  • она должна соответствовать законам логики,
  • не противоречить ранее открытым законам,
  • соответствовать фундаментальным понятиям и законам,
  • иметь простое и экономичное выражение,
  • иметь практичность в применении.

Если некоторые пункты по отношению к новому значению не оправдываются, к примеру, не работают законы логики, то любой достойный ученый не будет спешить принимать его за чистую правду.

Рационалисты

Представители этого течения считали, что самое главное в процессе постижения – это человеческий разум, поэтому именно он является тем определяющим фактором, который должен решать, что правильно, а что нет. С помощью законов логики рационалисты готовы проверять любые утверждения на прочность и выявлять их слабые места посредством логических умозаключений.

Сенсуалисты

Данный спектр ученых считает, что наиболее правильные знания несут человеку его чувства. Именно поэтому считать что-то разумным и правильным можно только на основании того, что так подсказывают философу его органы восприятия.

Если вы видите перед собой черный цвет, то для сенсуалиста этого зрительного образа достаточно, чтобы утверждаться про истинность суждения, что перед вами именно черный цвет. Другие виды доказательств таких людей мало интересуют, так как они считаются идеалистическими или слишком запутанными.

Эмпирики

Люди, которые отдают решающее значение опыту и получению знаний из конкретной деятельности и ее анализа. Для них правильность определенных мыслей и умозаключений определяется таким решающим критерием, как опыт.

Если событие из раза в раз повторяется и приводит в нашем ощущении и опыте к одним и тем же предсказуемым результатам, то оно может считаться хорошо понятым и осмысленным.

Скептики

Данное философское течение под названием скептицизм подразумевает, что человек, разделяющий его, должен подвергать сомнению любые знания, не пытаясь увидеть в них абсолютной и непоколебимой истины. Скептики выражают сомнения по поводу того, что мы вообще можем познать что-то в полноте.

Агностики

Еще одно массовое течение философской направленности, представители которого выражают следующую мысль: познать окружающий мир невозможно, так как человек слишком ограничен, а мир слишком огромен.

Именно поэтому люди никогда не смогут достигнуть вершин познания, не построят универсальный вариант науки или философии, который сможет объяснить явление исчерпывающе.

Функция практики как критерия истины

Существует известная фраза: «практика – критерий истины», которая была особенно популярна у марксистов. И часто именно данный термин, практика, вносит решающий вклад в рассматриваемый вопрос.

Любые полученные знания должны не лежать мертвым грузом, а использоваться для достижения новых горизонтов мысли, трудовой деятельности, устройства общества и т. д.

Именно оттого, как на практически зарекомендовали себя те или иные знания, можно судить о том, какова их реальная ценность.

Только практика в конечном счете способна показать, какое направление мысли было правильным и направленным к постижению истины, а какое пошло совершенно не туда и больше не стоит внимания. Именно для подобной проверки существует экспериментальная наука, множество фундаментальных исследований во всем мире.

Критерии истины примеры в таблице

Все основные критерии истины можно образно показать в такой наглядной таблице:

Критерии
Субъективные Объективные
Ясность, очевидность, соответствие законам логики Соответствие абсолютным знаниям
Полезность в плане практики и применения Практика
Непротиворечие имеющимся знаниям и опыту, согласованность мысли Непротиворечие работающим законам

Источник: https://tvercult.ru/polezno-znat/kriterii-istinyi-tablitsa-s-primerami

Истина в уголовном судопроизводстве

Понятие истины в уголовном судопроизводстве, ее критерии, свойства изучают ученые-процессуалисты и по-разному отвечают на этот вопрос. Начнем с того, что одной истины не бывает, их несколько: житейская, научная, художественная, нравственная.

Особое место отведем научной истине, которая имеет свои специфические признаки. В научной истине раскрывается ее сущность, в отличие от обыденной, она системна, упорядоченна, с обоснованными доказательствами. Научная истина общезначима и повторяема.

С философской точки зрения существует несколько трактовок природы истины. Выделяются теории корреспондентской, когерентной, прагматической истины. Для определения истины в уголовном процессе используются несколько положений из этих теорий.

Достижение истины в уголовном судопроизводстве

Достижение истины в уголовных делах опирается на теорию корреспондентской истины, где главным является соответствие (корреспонденция) между фактами и высказываниями об этих фактах.

Истина здесь является свойством высказывания о чем-то внешнем по отношению к самому высказыванию. То есть высказывание может быть истинным или ложным, равно как и суждение, убеждение, представление. Критерий истинности – не в них, а во внешнем контуре.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какие есть греческие богини

Если высказывание соответствует положению дел, то оно является истинным, если нет – ложным.

Пример 1

Круглов умышленно нанес множественные удары Меньшову, тем самым причинив последнему тяжкий вред здоровью. Это истина.

Не потому, что само утверждение имеет свойства, которые можно проанализировать, а потому, что произошла драка – событие внешнего характера по отношению к утверждению, но соотносящееся с этим утверждением, так как у Меньшова наблюдаются внешне проявленные признаки нанесенного вреда здоровью.

Утверждение, что именно Круглов причинил тяжкий вред здоровью Меньшову, ложное. Это не зависит от того насколько твердо убеждены в этом дознаватель, следователь или прокурор. Утверждение ложно, потому, что Круглов в это время находился в отъезде и не мог совершать никаких действий в отношении Меньшова.

То есть событие, произошедшее независимо от высказывания, не соотносится с самим высказыванием. Этот пример подтверждает то, что истина и ложь являются свойствами убеждения, в основе которых лежат внешние характеристики.

Истинность убеждения существует при наличии объектов убеждения. Сознание – это объект убеждения. Истинное сознание то, которое во что-то верит, при наличии комплекса, включающего в себя объекты сознания, а не само сознание. Истина обеспечивается соответствием всего комплекса объектов сознания, в противоположном случае возникает ложь.

Сознание формирует мнение истинное или ложное. Истинное мнение опирается на сведения, не зависящие от сознания того, кто думает о них каким-то образом. Сведения существуют сами по себе.

Если предположить связь истины с сознанием, то это логическая характеристика, зависящая от знания и от знания о самих сведениях.

Определение 1

Достижение истины – это сопоставление сведений, которые имели место и знания о них, установление соответствующих сведений, которые называются предметом доказывания или обстоятельствами, подлежащими доказыванию по уголовному делу.

То есть устанавливаются все элементы предмета доказывания, об этом подробно говорится в ст. 73 УПК. Все факты, касающиеся совершенного преступления, отражены в соответствующем нормативно-правовом акте, а именно в Уголовно-процессуальном кодексе. Значит истина в уголовном судопроизводстве является юридической.

Достоверность истины

Мнение будет истинным, если оно основано на сведениях, которые имеют определенные критерии и на знаниях об этих сведениях. Истина должна обладать достоверностью.

Определение 2

Достоверность – это верность, не вызывающая сомнений.

С философской точки зрения достоверность- наличие знания, в истинность которого верят на основе признаваемых доводов.

В уголовном процессе истина тоже должна быть достоверной. По утверждению Л.Е.Владимирова уголовно-судебная достоверность заключается в стечении вероятностей, которые вытекают из доказательств, представленных на суде. Судья должен прийти к внутреннему убеждению о том, что произошедшее событие, являющееся предметом исследования, имело место в действительности.

А.В.Смирнов тоже придерживается этого мнения и говорит о том, что достоверность, как и вероятность, является представлением об истине в нашем сознании, характеристики доказательности знания.

М.С.Строгович имел иную точку зрения и считал, что достоверность это то же, что и истинность. То, что достоверно – истинно, потому что находится в соответствии с действительностью.

Пример 2

Вернемся к примеру. Причинение Кругловым тяжкого вреда здоровью Меньшову подтверждается свидетельскими показаниями Орлова. Можно ли говорить о том, что Круглов совершил преступление – это истина, если свидетель Орлов страдает сильной близорукостью. Нет, утверждение не может быть истинным, так как показания свидетеля Орлова вызывают сомнения., а следовательно, не могут быть достоверными.

Основанием для истины в уголовном процессе является наличие определенных сведений и знаний об этих сведениях, которые не должны вызывать сомнения и являться достоверными.

Вероятность истины

Вероятность истины значит ее возможность, допустимость. Вероятность складывается из определенных знаний о факте, лежащим в основании истины. Если бы не было знания о том, что свидетель Орлов страдает сильной близорукостью, то его показания в отношении Круглова были бы достоверными, но так как эти знания есть, вероятность признания его показаний достоверными очень мала.

Сам факт, на котором основана истина в уголовном судопроизводстве, представляет собой эмпирическую реальность, которая отображена информационными средствами.

Объективность истины

Объективная истина представляет собой такое содержание знаний о совершенном преступлении, которое не зависит от следователя, дознавателя, прокурора, суда, а также не зависит от подсудимого.

Замечание 1

Если знания следователя, дознавателя, прокурора, суда – это субъективные знания объективного мира, то объективное начало в этих знаниях и есть объективная истина.

Понятие объективной истины соответствует следующим критериям: объективность, всесторонность, полнота исследования обстоятельств дела.

В современном уголовном процессе нет объективности истины в рамках того назначения уголовного судопроизводства РФ, которое определяется ст. 6 УПК, а также принципа, который развивается и называется состязательностью уголовного процесса.

То есть суд не осуществляет деятельность по объективному, всестороннему, полному исследованию обстоятельств дела, а создает условия для исследования доказательств сторонами.

Суд стремится достигнуть истины путем создания условий другим участникам уголовного судопроизводства.

Опиши задание

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/ugolovno-protsessualnoe-pravo/istina-v-ugolovnom-sudoproizvodstve/

Объективность и субъективность: в чем разница простыми словами

«Ты не можешь быть объективным в этой ситуации», «Научись объективно оценивать свои возможности», «Это мое субъективное мнение» – знакомые выражения, правда? Мы употребляем их чуть ли не каждый день, но не все люди до конца понимают смысл ключевых понятий.

Да что уж тут скрывать, психологи, философы тоже до сих пор ведут споры о том, какая между ними разница, можно ли быть абсолютно объективным. Давайте разберемся во всем этом раз и навсегда.

Узнаем, что такое объективность и субъективность, что такое объективное мнение, как быть объективным.

Что такое объективность

Что значит слово «объективность»? Образовано от латинского objectum, что означает «предмет». Объективность – это способность воспринимать, анализировать события безоценочно, беспристрастно, без каких либо интерпретаций. Что значит «объективное мнение»? Это значит, непредвзятое, беспристрастное, безоценочное мнение.

Объективность – это свойство предмета (факт), оно не зависит от желаний, чувств, эмоций людей. Например, все законы природы, психики, наук относятся к объективности. Они работают вне зависимости от эмоций, опыта, убеждений, желаний человека. Они существуют и они такие, какие есть.

Что значит объективность

Рассмотрим определение понятия в разных словарях.

Объективность – что это в психологических энциклопедиях:

  • действительное существование предметов (явлений, процессов, свойств, отношений), которое не зависит от воли, сознания человека;
  • положение, согласно которому поведение человека всегда поддается внешним факторам и явлениям, которые можно измерить;
  • свобода от оценочных, ошибочных суждений, предрассудков;
  • способность проводить исследование, собирать информацию вне своих эмоций, предрассудков, не позволяя личным интерпретациям помешать.

Объективность в философии это:

  • принцип, подразумевающий признание действительности в ее реальных закономерностях, формах;
  • независимое существование вещей вне нашего сознания;
  • независимость событий от сознания, воли, желаний, вкусов, пристрастий человека.

Часто можно услышать такие словосочетания как «объективное отношение», «объективное решение». Что это значит? Объективное отношение – это непредвзятое отношение. То же, что объективный взгляд. Например, все судьи, вынося приговор, сохраняют непредвзятое отношение. Объективное решение – это вывод о необходимых действиях, принятый на основе анализа информации из разных источников, фактов, явлений, свойств действительности. В нашем примере это сам приговор.

Объективность: синонимы

Согласно всем рассмотренным определениям объективности, можно назвать следующие синонимы (по частоте использования, от самого популярного к менее популярным синонимам):

  • справедливость,
  • независимость,
  • честность,
  • предметность,
  • беспристрастность,
  • непредвзятость,
  • непредубежденность.

Раньше объективность рассматривали в негативном ключе и использовали такие синонимы как нелицеприятие, нелицеприятность.

Что такое субъективность

Она запрещает врачам лечить своих родственников, а психологам принимать своих знакомых. Она мешает нам трезво мыслить в стрессовой ситуации. Она – это субъективность. Означает предвзятое, эмоциональное, оценочное отношение к чему-либо.

Человек реагирует не на факты, а на свои эмоции, трактовку фактов и событий через свою систему ценностей, убеждений, суждений. Теперь понятно, причем тут запреты на лечение своих родственников, друзей: слишком высокий риск допустить ошибку. Боимся обидеть, навредить, потерять.

Волнуемся, переживаем, из-за этого в итоге ошибаемся.

Что такое объективное и субъективное мнение

Объективность и субъективность – это свойства, позволяющие воспринимать реальность беспристрастно или эмоционально (соответственно). Разберем подробнее, что значит объективное и субъективное мнение.

Очень часто, говоря «это мое субъективное мнение», мы подразумеваем «это мое личное мнение». На самом деле это не совсем так. Объективное мнение тоже может быть личным, каждое мнение человека личное.

Чем же отличается объективность от субъективности? Отличие в том, что объективное суждение не окрашено чувствами, эмоциями. Так что, это скорее то, что мы обычно называем «по факту» или «факт есть факт». А вот субъективное мнение – это оценочные суждения, наше отношение, наше чувственное восприятие. Отношение к ситуации с нашей «колокольни», исходя из тех знаний, опыта, что мы имеем.

Противоречие объективного и субъективного

Итак, мы выяснили, что у каждого человека свое, субъективное мнение. Очень часто субъективные мнения разных людей противоречат друг другу. Это приводит к конфликтам, полемике, дискуссиям. Но в тоже время противоречие мнений помогает развиваться каждому из людей, всему обществу, науке.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В каком году была крещена Россия

«Он сделал это специально, чтобы обидеть меня», – кричит один человек. «Нет, он просто пошутил», – говорит другой человек. Оба по-своему правы, но в чем истина? Истина в том, что один человек в присутствии тучного человека рассказал анекдот про толстых людей. Зачем оно это сделал: пошутил или хотел обидеть? Известно только ему. Однако и его мнение является субъективным. Объективен факт: он сказал то-то и то-то, там-то и там-то, в присутствии тех-то и тех-то.

Единство объективного и субъективного

Объективность и субъективность неразрывны так же, как неразрывны объект и субъект. Последние существуют только рядом друг с другом. Так и вокруг какого-то явления всегда возникает множество различных мнений.

Единство субъективного и объективного лучше всего заметно в объективности информации. Это истинность, правдивость каких-либо данных. Однако объективной информация становится в результате сочетания множества субъективных мнений.

Объективность суждений формируется под влиянием следующих источников:

  1. Формальное и неформальное образование. С первыми истинами, законами мира мы знакомимся в детском саду, школе. Потом мы продолжаем получать информацию в университете. К этому присоединяется самообразование.
  2. Наука. Научные знания, исследования, итоги экспериментов и т.д. доступны всем желающим.
  3. СМИ. Самый влиятельный источник. Доступность изложения, множество субъективных мнений, широкая тиражированность – все это делает СМИ таким влиятельным источником информации.
  4. Коммуникативное взаимодействие с другими людьми. Инстинкт подражания присущ нам как биологическому виду. Именно поэтому мы прислушиваемся к другим людям, хотим быть «как все». Поэтому очень часто все, что говорят наши друзья, коллеги мы воспринимаем как истину.

Психологи выявили интересную закономерность: чем больше людей поддерживает какое-либо мнение, тем выше вероятность, что и другие люди начнут воспринимать его как истинное. Поэтому можно утверждать, что любое объективное мнение в той или иной степени является навязанным общественным мнением.

Таким образом, объективность и субъективность – это две противоположные формы восприятия мира. Субъективность – личное мнение. Объективность – выводы на основе анализа нескольких мнений, источников информации, фактов.

Объективность в философии

В философии под объективностью понимают совокупность множества субъективных мнений относительно чего-либо. Однако собрать все варианты невозможно, и уж тем более нельзя избежать противоречий. Абсолютная истина (объективность истины) – это максимальное понимание происходящего. Но, как отмечают философы, достичь абсолютной истины нельзя. На каждое объективное мнение всегда можно найти несколько столь же объективных возражений.

Сократов метод

Проблемой поиска истины занимались многие философы, но особый вклад внес Сократ. По его мнению, у каждого человека может быть своя правда, свое представление о чем-то, но истина всегда одна. И складывается она из нескольких субъективных отношений. То есть абсолютная истина, по Сократу, всегда находится где-то посередине между двумя противоположными точками зрения (между двумя относительными истинами).

Философ даже разработал свой метод для поиска истины. Его используют и сейчас для решения споров, дилемм, сложных задач. Слышали выражение «В споре рождается истина»? Как раз от Сократа оно и пошло. Он втягивал других людей в диалог, оспаривал их мнения, постоянно выдвигал новые предположения и факты, в итоге приходил к истине.

Метод Сократа – это метод беседы или диалога. Сам философ начинал их с небезызвестной фразы «Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого». При помощи фактов и легкой иронии Сократ оспаривал мнения оппонента до тех пор, пока второй участник не произнесет фразу «Ты совершенно прав, Сократ».

Объективность добра в этических представлениях Платона

Платон уделял особое внимание проблеме добра и зла (труды «Федон» и «Государство»). В своих трудах он определил, что такое объективное добро. И это совершенное общество.

Рассмотрим кратко теорию Платона. Она выделял три типа добродетели, три типа души человека:

  1. Разумная душа. Добродетель – мудрость, то есть истинное знание. Это правители, мудрецы, философы. Они видят истинные идеалы и стараются сделать все, чтобы приумножить добро.
  2. Эмоциональная душа. Добродетель – мужество, отвага, чувство долга. Это воины, охранники.
  3. Чувственная душа. Добродетель – физическая сила. Это простые рабочие, обеспечивающие материальную жизнь государства.

Платон отмечал, что изолированный тип души не встречается. В каждом человеке живут все три типа, но какой-то один из них преобладает.

В то же время Платон выделял три сословия (от высшего к низшему): правители, воины и работяги. Характеристики те же (соответственно типам души от 1 к 3).

Цель государства и любого общества – достижение истины, справедливости, объективности. Это и есть добро. Добродетели (условия), которые помогают в этом:

  • мера во всем;
  • равноправие женщин и мужчин;
  • отсутствие у мудрецов и воинов семьи и частной собственности (чтобы не отвлекались от управления и охраны);
  • недоступность денег для высшего сословия (оплата натурой, чтобы не было соблазна накапливать средства).

Таким образом, если говорить коротко и просто, современным языком, то по Платону добро – это равноправие, профилактика коррупции, чувство меры у всех и во всем, строгое распределение ролей в обществе. Философы, психологи, социологи отмечают, что философские идеи Платона об идеальном государстве, объективном добре нельзя воплотить в жизнь.

Как стать объективным

Может ли объективность быть абсолютной? Нет, каждый человек в трезвом уме, ясном сознании и вменяемом состоянии не может быть совершенно объективным. Если мы находимся в сознании, то анализ любого события тесно связан с личным отношением.

Можно ли быть совершенно объективным

Наше мировоззрение, система ценностей, убеждения не могут пропустить что-то в первичном (истинном) виде. Отсюда и пошло выражение «Истина субъективна». Однако мы можем максимально развить способность непредвзято оценивать действительность. Именно это помогает психологам, медикам, учителям, судьям выполнять свою работу. Под объективностью обычно понимают способность человека отстраниться от ситуации, посмотреть на нее со стороны, с точки зрения наблюдателя.

Получая информацию, мы невольно вычленяем из нее то, что интересно нам в рамках личных убеждений, установок. Как же быть объективным? Обращать внимание на факты, цифры, даты, первоисточники и т.д. Например, кто-то говорит: «Он ехал с большой скоростью». Это субъективное мнение.

Другой человек относительно той же ситуации говорит: «Он ехал 90 км/ч». Это объективное мнение. Для кого-то такая скорость быстрая, для кого-то медленная, а для кого-то нормальная. Но по факту это просто 90 км/час.

Любое событие и любой факт нейтрален до тех пор, пока мы не пропустим его через свою систему ценностей.

Как быть объективным

Таким образом, чтобы быть объективным, нужно:

  1. Собрать как можно больше разных мнений. Помните, о чем мы говорили в разделе по философии?
  2. Найти первоисточник и проанализировать его.
  3. Дать себе время на осмысление. Когда эмоции утихнут, а информация усвоится, еще раз взглянуть на проблему.

Это универсальный план для любой ситуации, в которой нужно быть объективным.

Источник: https://onona.online/samorazvitie/obektivnost

Понятие истины, её критерии

Истина – это знание, соответствующее объекту познания, отражающее его реальные качества и свойства.

По степени влияния человека на истину она бывает объективной и субъективной:

  • Объективность истины заключается в том, что она не подчиняется человеку, его взглядам, желаниям и мечта6ниям, то есть истина независима.
  • Субъективность истины заключается в том, что для каждого отдельно взятого человека истина может быть своя. Она может быть построена только на интересах отдельной личности и не соответствовать реальному положению вещей.

Истина бывает относительной и абсолютной:

  • Абсолютнаяистина – это полное, исчерпывающее знание, соответствующее объекту познания и отражающее его реальные стороны.
  • Относительнаяистина – это неполное или неточное знание, которое в полной мере не отражает реальных качеств объекта и в будущем может изменяться.

Стоит отметить, что два вышенаписанных аспекта относятся только к объективной истине.

Критерии истины

Учёные столетиями ведут споры о критериях истины. Кто-то считает, что у такого многозначного понятия, как истина, не может быть критериев, с помощью которых её можно понять или узнать. Другие же говорят, что даже у истины есть особые черты, которые выделяют её среди всех видов знаний.

Приблизительные критерии истины:

  1. Соответствие существующим законам природы и науки;
  2. Соответствие существующим законам логики и морали;
  3. Простота и уникальность формы;
  4. Соответствие фундаментальным законам;
  5. Наличие практики.

Именно последний критерий, по мнению большинства учёных, считается основным критерием истины.

Практика

Практика – это целенаправленна материальная деятельность людей, направленная на изменение существующей действительности и осуществляемая в определенном обществе.

У практики, как и у большинства понятий в обществе, есть формы существования:

  • Научно-эксперементальная форма, направленная на преобразование природы и общества.
  • Материально-производственная форма, направленная на преобразование только природы.
  • Общественно-политическая форма, направленная на преобразование общества в целом.

Практика также обладает определёнными чертами:

  • Практика выступает в роли источника знаний, так как из-за практических потребностей человек совершенствуется и создает что-то новое.
  • Практика также является основой познания, так как именно благодаря практике у человека есть возможности для изучения мира и общества.
  • Практика также является целью познания, так как человек исследует мир, чтобы удовлетворить свои практические потребности.
  • Практика является основным критерием истины, ведь доказать истинность чего-либо можно только, применив знание на практике. И если оно выполняет свою практическую функцию, то такое знание является истинным.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда можно забрать прах после кремации

Заблуждение

Заблуждение – это недостоверное знание об объекте познания, которое искажает его реальные свойства и качества и которое принимают за истину.

Заблуждение возникает при неправильной передаче опыта между поколениями или при переходе от чувственного познания к рациональному.

Ложь – это сознательное искажение объективных и реальных свойств объекта, дезинформирующее человека.

Источник: https://bingoschool.ru/manual/62/

ЕГЭ. Познание. Тема 3. Истина

Человек познаёт мир, общество и самого себя с одной целью — познать истину. А что такое истина, как определить, что то или иное знание является истинным, каковы критерии истины? Об этом данная статья.

Что такое истина

Определений истины несколько. Вот некоторые из них.

  • Истина — это знание, которое соответствует предмету познания.
  • Истина — это правдивое, объективное отражение в сознании человека действительности.

Абсолютная и относительная истина

Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание человека о чём-либо. Данное знание не будет опровергнуто или дополнено с развитием науки.

Примеры: человек смертен, дважды два — четыре.

Относительная истина – это знание, которое будет пополняться с развитием науки, так как оно ещё неполное, не до конца раскрывает суть явлений, предметов и т.д. Происходит это в и силу того, что на данном этапе развития человечества наука пока не может дойти до конченой сути изучаемого предмета.

Пример: сначала люди открыли, что вещества состоят из молекул, потом – из атомов, затем- из электронов и т.д.Как видим, на каждом этапе развития науки представление об атоме было истиной, но неполной, то есть относительной.

Разница между абсолютной и относительной истиной состоит в том, насколько полно изучено то или иное явление или предмет.

Запомните: абсолютная истина всегда была сначала относительной. Относительная истина может стать абсолютной с развитием науки.

Бывает ли две истины?

Нет, двух истин не бывает. Может быть несколько точек зрения на изучаемый предмет, но истина всегда одна.

Что является противоположностью истины?

Противоположность истины- заблуждение.

Заблуждение – это знание, не соответствующее предмету познания, но принимаемое за истину. Учёный верит в то, что его знания о предмете- истинные, хотя он заблуждается.

Запомните: ложь- не является противоположностью истины.

Ложь — это категория морали. Для неё характерно то, что истина скрывается с какой-то целью, хотя она известна. Заблуждение же — это не ложь, а искренняя вера в то, что знания истинные (например, коммунизм- это заблуждение, такого общества быть не может в жизни человечества, но в него искренне верили целые поколения советских людей).

Объективная и субъективная истина

Объективная истина — это такое содержание человеческого знания, которое существует в реальной действительности и не зависит от человека, от его уровня познания. Это весь мир, существующий вокруг.

Например, многое в мире, во Вселенной существует в реальности, хотя человечество ещё не познало это, возможно ,не познает никогда, но всё это существует, объективная истина.

Субъективная истина – это знания, полученные человечеством в результате его познавательной деятельности, это всё то в реальной действительности, что прошло через  сознание человеком, понято им.

Запомните:  объективная истина не всегда субъективная, а субъективная истина — всегда объективна.

Объективная истина. Принцип объективной истины. Проблема истины в философии :

Объективная истина – это философское понятие, означающее некую сумму знаний, которые не зависят от человека, его симпатий, целей и устремлений. ее не конструируется субъектами.

Оно подобно предметам или явлениям природы, и фактически является отражением в нашем мозгу каких-то объективных вещей или процессов. Отсюда и происходит название этой истины. Но это понятие не разделяется всеми философами, особенно в современную эпоху.

Сейчас намного большую популярность имеет идея о том, что истина является конструктом нашего сознания. Поговорим же о том, насколько решенной является эта проблема в философии.

Немного истории

Понятие истины – одна из центральных категорий в гносеологии. Людей издавна интересовал вопрос о том, можно ли получить какие-либо знания, которые будут достоверными. Попыток решить эту проблему, равно как и вывести какие-либо макеры или критерии истинности, в истории философии было множество. К примеру, Френсис Бэкон полагал, что всякое знание тогда становится силой, когда оно основано на опыте. Юм считал, что вне наших ощущений никакой другой источник истины невозможен.

Объективная истина была предметом размышлений Декарта. У него была даже теория о врожденных идеях, среди которых были математические аксиомы. Они помещены в нашем разуме самим Богом, и потому мы можем на них полагаться. Были и такие философы, которые считали, что понятие истины является неверным, и получить какие-либо правильные знания о мире невозможно. Сторонником такой идеи был Мишель Монтень. А Иммануил Кант выдвинул концепцию о принципиально непознаваемых «вещах в себе».

Современная материалистическая гносеология

Принцип объективной истины – один из ведущих в одной из школ теории познания, которая традиционно возводится к Марксу. Его специфика состоит в признании существования независимой от нас реальности. Она существует в разных видах, которые мы разделяем на вещи, процессы и явления. Их сущность отражается в нашем мозгу, и это мы называем истиной.

Поскольку это не одномоментное явление, то само познание тоже представляет собой процесс. Проверить, является ли полученные нами сведения истинными, можно на практике. Она представляет собой один из самых достоверных критериев нашего знания.

Так мы можем выяснить, адекватно ли наше отражение объекту, воссоздает ли оно его таким, каким он есть на самом деле, каким он существует независимо от субъекта познания.

Относительность истины

Материалистическая гносеология также полагает, что теория познания является диалектичной. То есть, объективная истина, которая проверяется практикой, не всегда является абсолютной. Бывает так, что знания, которые мы получаем, являются достоверными не в полном смысле этого слова, а только частично. Например, общество находится на таком уровне развития, что пока что не имеет возможности проверить тот или иной научный постулат.

Или нет точных способов получить ответ на данный вопрос. Таким образом, знание может не зависеть от человека, но оно определяется тем, где именно и каким образом собраны те или иные сведения. Объективная и относительная истина являются разными сторонами процесса познания. К примеру, учение Демокрита об атомах, в принципе было верным. Оно содержало в себе элементы объективной истины. Но современные представления об элементарных частицах намного более сложны.

Хотя и они не являются исчерпывающими.

Что значит независимость от человека

Однако нельзя сказать, что такие данные никак не относятся к людям. Хотя мы сравниваем полученные знания с объективными предметами, они, тем не менее, все равно существуют в нашем мозгу. Они не являются частью внешнего мира. Объективная истина — это все же результат субъективной деятельности человека.

В то же время в своем содержании она отражает действительность и тем самым не зависит от устремлений и чувств познающего. Поскольку наше изучение мира постоянно совершенствуется, то всякое знание, полученное на определенном этапе, является не совсем полным, и не таким уж точным. Даже, если оно в принципе правильно.

А бывает такое, что научные открытия полностью переворачивают наши понятия об окружающем. И тогда меняется вся научная картина мира.

Бывает ли абсолютная истина? И как она относится к объективной?

Так называется знание, которое по своему содержанию полностью тождественно отражаемому предмету, и не может быть ни опровергнуто, ни пересмотрено впоследствии. Понятие истины абсолютной предполагает объективность. Но на этом их связь не заканчивается.

Всякая объективная истина является в какой-то мере абсолютной, но только в определенных рамках. В целом же она относительна, поскольку процесс познания развивается. Эти рамки часто определены историческим уровнем и типом общества.

Поэтому не может быть отдельно абсолютной и относительной истины отдельно друг от друга. Они представляют собой единство.

Случайная истина

Бывает такое, когда человек принимается за исследование или эксперимент с одними целями, а его деятельность приводит совершенно к иным результатам. Такое научное достижение называют случайной истиной. Интересно, что многие философы, особенно в эпоху Нового времени, вообще отвергали возможность чего-либо незакономерного.

Они полагали, что все обусловлено причинами и следствиями. Но развитие химии, физики и естествознания, особенно в двадцатом веке, привело к появлению теории вероятности, а также представлению о том, что при определенных условиях сложные системы становятся так неустойчивы, что в них может произойти все, что угодно.

Гносеология двадцатого века тоже должна была признать возможность случайности в познании.

Источник: https://www.syl.ru/article/168719/new_obyektivnaya-istina-printsip-obyektivnoy-istinyi-problema-istinyi-v-filosofii

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ангел Божий